Высшие судебные органы в российской федерации. Уголовное и административное право Является высшим судебным органом по гражданским уголовным

Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по решению экономических споров.

Конституционный суд – судебный орган конституционного контроля самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Правосудие – вид государственной деятельности, осуществляемый в установленной законом процессуальной форме путем разрешения уголовных, гражданских и других дел.

Судебная власть – это обусловленный характером разделения властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система РФ – система судов, организованных и действующих на единых демократических принципах, связанных между собой общей задачей – осуществлением правосудия.

Законодательная власть (Федеральное собрание) - представительная. На основе вы­боров народ передает власть своим представителям и таким обра­зом уполномочивает представительные органы осуществлять го­сударственную власть. Это власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти - парламент. В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах - законодательными собраниями (парламентами). При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций - назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью. При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства -президентом, который имеет право роспуска парламента.

Исполнительная власть(Правительство РФ). В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административ­ная) власть имеет по своей сути вторичный, производный харак­тер. Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все дей­ствия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название - исполнительные. Существенные признаки исполнительной власти - это ее уни­версальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непре­рывно и везде, на всей территории государства. Этим они отлича­ются и от законодательных, и от судебных органов. Другой при­знак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресур­сы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. Исполнительная власть реализуется государством через пра­вительство (президента) и его органы на местах. Правительство (президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества.

Электоральные системы и их характеристика. Одним из условий демократического режима – выборы. Сами выборы понимаются как способ формирования органов власти при помощи голосования. Формой реализации выборов является избирательная система, т.е совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах.

Избирательная система это порядок организации и проведения выборов. Она является составной частью политической системы и включает в себя 2 компонента

1) Избирательное право (теоретико-юридический компонент)

2) Избирательный процесс (практически-организационный компонент)

Выборы это главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат важным каналом представления в органах власти, интересов различных общественных групп. Они позволяют сохранять или менять правительство, обеспечивать их ответственность перед народом и изменять политический курс. Выборы это наиболее безболезненный переход к демократии, т.к они исключают политическое насилие. Выборы также наиболее эффективное средство ликвидации авторитарного режима.Важнейшее значение выборов связано с утверждением ими основополагающих прав и свобод личности, общечеловеческих ценностей.

Признаки выборов и их принципы:

1) Всеобщность избирательного права, т.е все граждане достигшие возраста социально политической дееспособности (18 лет в РФ) имеет право участвовать в выборах. При

этом они получают активное избирательное право (избирать).

При достижении гражданами РФ 21 года они получают пассивное избирательное право, т.е право быть избранным. Ограничение всеобщности избирательного права являются цензы.

Выделяют:

А) возрастной ценз - достижение определенного возраста: 18 лет – избирательное право,

21 год - пассивное избирательное право, 30 лет – выборы субъектов федерации, 35 лет – президент РФ.

Б) Ценз оседлости – необходимость проживания определенного срока на данной территории.

В) Ценз недееспособности - ограничение избирательных прав психически больных и заключенных

Г) Имущественный ценз.

Всеобщность также предполагает независимость голосования от пола, расовой, национальной, профессиональной принадлежности.

2)Альтернативность выборов – наличие двух и более кандидатов.

3)Равные права избирателей – каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности к тому или иному человеку.

4)Тайна выборов – выбор избирателей не должен быть кому-либо известен.

5)Равные права кандидатов – равенство материальных и информационных ресурсов

6) Информационные ресурсы

7) Соблюдение законов при проведении выборов.

Типы избирательных систем

Мажоритарная (абсолютного и относительного большинства)

Принцип большинства, т.е победителем на выборах считается тот, кто набрал большинство голосов. Эта система имеет 2 разновидности.

1)Относительного большинства – победит тот кто получит больше остальных голосов, невзирая на кол-во избирателей.

2)Абсолютное большинство – победителем считается тот, кто получил более половины голосов избирателей, участвовавших в голосовании (50%+1)

Данная система имеет плюсы и минусы

1)Тесная связь между избирателями и кандидатами

2)Отсеивание мелких по своему влиянию партий.

3)Установление 2ух-3ех партийной системы

4)Формирование стабильного правительства

1)Значительная часть избирателей и партий не представлена в органах власти

Пропорциональная система

1)представлена реальная картина полит. жизни общества

2)способствует развитию многопартийности

3)формирует политический плюрализм

1)Слабая связь между избирателями и кандидатами

2) отсутствует доминирующая партия

3) Формируется многопартийная коалиция, которая включает различные цели и задачи

4)Нестабильность сформированного правительства

Смешанная

Для устранения минусов обеих систем была сформулирована смешанная система. Она считается наиболее эффективной и применяется в РФ.

Её суть – часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу, часть - по пропорциональному.

Стадии избирательного процесса

1)Назначение даты выборов (календарный выходной день, не праздничный. 1ое или 2ое воскресенье месяца)

2)Установление избирательных округов и участков.

3)Создание избирательных органов

4)Регистрация избирателей

5)Выдвижение кандидатов и формирование партийных списков

Власть.

Власть - возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных; честных и нечестных; насилии и мести; обмане, вымогательстве, обещаниях и т.д. Специфической разновидностью является политическая власть - способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Структура власти - это те компоненты, без которых она не происходит. Это ее субъект, объект, подчинение объекта, источники и ресурсы власти.

М. Вебер источниками власти считал: насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применения силы), авторитет (семейные и социальные связи, харизма, специальные знания, вера), право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)

Субъект и объект - непосредственные носители, агенты власти. Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.
Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего это желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными актерами являются индивиды и социальные группы, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий. Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица (органа), конечно, если не иметь в виду власть человека над самим собой, предполагающую подчинение его поведения доводам разума, как бы раздвоение личности. Но это уже психологический, а не социальный феномен.

Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта.

Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов: утилитарные, принудительные, нормативные. Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций. Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Типы легитимности по Веберу. Классической считается типология политического господства, разработанная М.Вебером. Он выделил три идеальных типа легитимности политической власти: традиционный, рационально-легальный и харизматический. Традиционный тип легитимности основывается на привычке подчиняться власти, вере в её священность. Примером традиционного типа господства являются монархии. Рационально-легальная легитимность характеризуется верой людей в справедливость существующих правил формирования власти. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя. Примером такого типа легитимности являются демократические государства. Традиционная власть, как правило, персонифицирована. При рациональной организации политическая власть приобретает деперсонифицированный характер, поскольку определяющими становятся не традиции, а положение личности в системе организационной иерархии. Харизматический тип политического господства основывается на вере населения в исключительные, уникальные качества политического лидера. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в трансформирующихся обществах. Функциональная роль харизматического типа организации власти состоит в том, чтобы стимулировать, ускорить исторический прогресс. В современной политической науке классификация М.Вебера дополняется другими типами легитимности власти. Например, выделяется идеологическая легитимность, основанная на обосновании правомерности власти с помощью идеологии, внедряемой в сознание широких слоев населения.

Легитимность. Положение, при котором люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать, называется легитимностью власти. Другими словами, легитимность власти – это признание власти населением; принятие власти как правомерной и справедливой; наличие у власти авторитета в глазах населения. Для определения законности власти используется другой термин – легальность власти, т.е. власть имеет законное происхождение; власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.); власть сама подчиняется закону.

Концепция власти по Фуко. Власть – это сила, а точнее соотношение сил, потому, что сила в единственном числе не бывает, и сила направлена на другую силу, потому что у нее нет ни другого объекта, ни другого субъекта, кроме другой силы. Для него власть – это динамическая характеристика, а не статическая (как считали Вебер и Дюркгейм), и она не есть форма социальных взаимодействий, это взаимоотношение сил.

Местное самоуправление.

Местное самоуправление - государственное разрешение населению решать некоторые вопросы местного значения, например, национальные праздники, местные промыслы, вернисажи местных промыслов, уборка территорий, некоторые виды малого бизнеса и др., учитывая интересы всех жителей местной территории. В современном мире большое распространение получили известные виды местного самоуправления. Они отличаются распределением полномочий между местным самоуправлением и центральной властью. Распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, французская (континентальная), смешанная и «советская» модель, применяющаяся в некоторых соцстранах (Китай, Куба, КНДР) и в некоторых государствах, образованных из бывших республик Советского Союза (например: Беларусь, Узбекистан).

Теория свободной общины. Эта теория впервые объяснила сущность местного самоуправления, что община первична по отношению к государству, следовательно, государство должно уважать свободу общинного управления. Основные принципы немецкие учёные заимствовали из бельгийского и французского права. Теория свободной общины доказывала, что право общины на заведование своими делами имеет такой же естественный и неотчуждаемый характер, как и права и свободы человека, поскольку община исторически возникает раньше государства, которое должно уважать свободу общинного управления.

Таким образом, из теории свободной общины выделяют следующие принципы организации местного самоуправления: местное самоуправление – управление собственными общинными делами, отличными от дел государства; избираемость органов местного самоуправления членами общины; разделение общинных дел на собственные дела и дела, перепорученные ей государством; органы государства не вправе вмешиваться в собственную компетенцию общин. Они должны только следить за тем, чтобы община при реализации собственных функций не выходила за пределы своей компетенции. Эти принципы оказали влияние на развитие законодательства 1830 – 1840-х гг.

Общественная (общественно-хозяйственная) теория самоуправления. Данная теория исходила из противопоставления государства и общины, из принципа признания свободы осуществления своих задач местными сообществами. В виде основного признака местного самоуправления сторонники этой теории выдвинули на первый план негосударственную, преимущественно хозяйственную природу деятельности органов местного самоуправления. Представители общественной теории (Р. Моль, А.И. Васильчиков, В.Н. Лешков) усматривали сущность самоуправления в том, что в его компетенцию входит выполнение местными союзами тех задач, которые они сами себе ставят, то есть органы самоуправления являются органами не государства, а «местного сообщества». В рамках данной теории самоуправляющаяся община признается в качестве самостоятельного субъекта права, а так же делается упор на признание в ней содержания коммунальной деятельности. Недостатком данной теории можно считать то, что она смешивала самоуправляющиеся территориальные единицы с разного рода частноправовыми объединениями. Но принадлежность к какому либо частноправовому объединению, как и выход из него, зависит от человека, тогда как принадлежность к самоуправляющимся единицам и подчинение органам самоуправления территориальной единицы установлены законом и связаны с местом проживания человека.

Государственная теория самоуправления. Государственная теория самоуправления получила развитие на основе взглядов, критически оценивающих общественную теорию. Основные положения государственной теории были разработаны выдающимися немецкими учёными XIX в. Л. Штейном и Р. Гнейстом и более подробно развиты в России видными дореволюционными юристами Н.И. Лазаревским, А.Д. Градовским и В.П. Безобразовым.Сторонники теории исходили из тесной связи местного самоуправления с началом общего государственного устройства и необходимости включения их в систему государственных учреждений. Они рассматривали местное самоуправление как часть государства, одну из форм организации местного самоуправления. С их точки зрения, любое управление публичного характера – дело государственное. Пик популярности государственной теории в России пришелся на середину 70-х гг. XIX в. 12 июня 1890 г. Александром III издается новое Положение о земских учреждениях. В духе государственной теории местного самоуправления происходит встраивание земств в вертикаль государственной власти. В целом, государственная модель местного управления была полностью реализована в ходе новых реформ земского и городского местного самоуправления 1890–1892 гг. Стоит отметить, что эта модель отличалась высокой степенью управляемости и была полностью контролируема центральной властью. Но и она не была эффективной, поскольку не приносила ни реальной пользы населению, ни экономических выгод государству.

Указанные отрасли имеют как отличия, так и сходства, но последних гораздо меньше. Многие люди, не имеющие какого-либо отношения к юриспруденции, часто отождествляют два этих понятия. По сути, они регулируют отношения в связи с правонарушениями лиц. Конечно, преступление является более серьезным правонарушением, нежели административное. Не все составы преступлений имеют отражение в нормах обеих отраслей.

Так, уголовное и административное право пересекаются, например, в таких составах, как нарушение правил дорожного движения. В первом случае обязательными должны быть тяжкий вред здоровью или смерть лица, в последнем - сам факт нарушения, даже если не было никаких последствий, карается, как правило, административным штрафом или лишением права управлять машиной. Уголовное право регламентирует отношения в связи с совершением или подготовкой преступного акта. Административное же - в связи с совершением правонарушения, имеющего значительно меньший уровень опасности для общества и личности.

В плане регулирования отношений уголовное и административное право имеют свои собственные сферы действия, которые порой взаимодействуют. При этом ни одно из них не является альтернативой друг другу. У них абсолютно разный состав участников, методов, средств, принципов, а также последствий, которые наступают в связи с применением тех или иных норм. И уголовное, и административное право не только устанавливают те или иные правила, которым должны следовать все - и граждане, и организации -но и реагируют на их неисполнение или несоблюдение.

Сходства и различия уголовного и административного права

Соотношение этих отраслей права в рассматриваемом контексте можно проследить на следующем примере. Например, в результате ДТП пассажиру причинен вред здоровью. Никаких объективных признаков, свидетельствующих о наступлении тяжкого вреда здоровью, не выявлено, поэтому начинается производство по административному делу. Но до истечения 7-дневного срока, принятого условным при наступлении более тяжких последствий, пострадавший умирает. В этом случае возбуждается уголовное дело, а все полномочия вместе с материалами административного дела передаются следователю. При этом важным является вопрос о преюсдиции. Этот термин означает, что обстоятельства, установленные в рамках одного производства, признается доказанными в рамках другого. Так, административная преюдиция действует и в уголовном праве. Например, в рассмотренном выше случае факт нетрезвого состояния виновника ДТП будет признан и по уголовному делу. Эти же отрасли пересекаются и в некоторых экономических, а также налоговых преступлениях.

Общей чертой уголовного и административного права является то, что, во-первых, в каждой из отраслей участником отношений выступает государство в лице правоохранительных органов, а, во-вторых, принятые ими решения являются обязательными для иных лиц, также вовлеченных в такие отношения. Следующим сходством двух отраслей является то, что обе они имеют один тип источника - кодифицированные акты в виде кодексов, принятых федеральными законами.

Одним из отличий административного права от уголовного является то, что первому к ответственности может быть привлечено юридическое лицо, в последнем же - только физическое, поскольку ему присущ принцип индивидуальной ответственности за деяния. Также отличаются и их последствия. Например, в рамках уголовных отношений лицо получает судимость, которая погашается спустя определенное время. В административном - лицо считается лишь привлеченным к ответственности без каких-либо последствий в течение 1 года. Уголовное и административное право в плане дифференциации правонарушений отличаются кардинально. Преступления бывают четырех уровней и различаются по максимальным санкциям, а правонарушения такой вариации не имеют вовсе.

Еще одним сходством двух указанных отраслей права является то, что каждое из них предусматривает неотвратимость наступления негативных последствий для нарушителей. Например, нельзя безосновательно прекратить производство или освободить лицо от ответственности.

Соотношение административного, уголовного и гражданского права

Гражданское право отличается от первых двух тем, что здесь субъекты равноправны, при этом административные методы не применяются. Рассмотрим это на примере. Между коммерческой компанией и местным самоуправлением заключен договор поставки. Если компания не выполняет свои требования, то местные государственные чиновники не вправе включить административный ресурс, поскольку их отношения построены на договоре, в котором обе стороны равны. В отличие от административного и уголовного, в гражданском праве нет места каким-либо проявлением государственного принуждения, не считая вопросов исполнения решения судов, которые, по сути, являются уже прерогативой исполнительного производства.

Рассмотрим пример, в котором проявляются все виды отношений. Между коммерческой компанией и государственным органом заключен контракт (гражданские правоотношения). В ходе его исполнения возникли противоречия, приведшие стороны в суд (гражданские отношения). В рамках судебного заседания представитель коммерческой структуры нарушил порядок судебного заседания, в результате чего был привлечен судьей к административной ответственности (административные отношения). Или, например, со стороны того же представителя совершены действия по фальсификации доказательств, что станет уже предметом уголовного разбирательства. Административное и уголовное право в этом случае находятся с одной стороны весов, если возникнет вопрос о сравнении указанных трех отраслей, хотя и призваны регулировать совсем разные правоотношения.

В целом, административное, уголовное и гражданское право преследуют одну цель - урегулировать те или иные отношения. Именно поэтому каждая отрасль наделена набором инструментов и средств, способных повлиять на такого рода отношения.

Еще одним весьма сложным, но распространенным примером отношений административного, уголовного и гражданского права является следующая ситуация. Один человек берет у другого деньги в качестве займа, при этом оформляется соответствующий договор. Приходит срок возврата денег, но заемщик долг не возвращает. Возникает коллизия: привлекать его за мошенничество, или все же эти отношения находятся в рамках гражданского права. Конечно, никто не будет устанавливать мотивы такого поведения, если нет заявления от потерпевшего. Практика показывает, что в таких случаях представители полиции отказывают в возбуждении дела, поскольку отсутствует состав преступления, а ссылка идет на гражданские отношения. При этом неофициально поясняется, что если бы количество таких займодавцев было несколько, то налицо было бы мошенничество. Такая позиция не вполне понятна, тем более она не решает существующей коллизии. Уголовное право начинает действовать тогда, когда будет доказано изначальное намерение не отдавать деньги, но важно, в рамках какого производства такой факт можно установить. Это вопросы, на которых нет однозначных ответов. Помочь в этом может только разбор конкретной ситуации.

Чем отличается уголовное преступление от административного правонарушения? На этот вопрос каждый должен знать ответ.

Любое деяние, которое запрещается на законодательном уровне, является нарушением. Нарушение разделяются на два вида: преступление и правонарушение. Преступления относятся к ведению Уголовной области права, а значит, перечислены в соответствующем кодексе.

Правонарушения, регулируются Кодексом об административных правонарушениях. Чаще всего они, представляют собой мелкие или небольшие проступки, которые законодательно запрещены, но либо не влекут за собой опасных для общества последствий, либо они могли быть, но не наступили. Яркий пример, это Дорожно-транспортное происшествие.

Если оно не повлекло за собой серьёзных последствий, как летальный исход или тяжкие телесные повреждения, то виновное лицо будет рассматриваться как административный правонарушитель, а значит отвечать перед законом согласно статьям КоАП РФ. Если при ДТП погиб хотя бы один человек, действия виновного лица уже будут рассматриваться как преступление, то есть квалифицироваться по нормам уголовного законодательства.

Основной критерий, который проходит как разделительная черта между преступлением и нарушением права — это тяжесть проступка вместе со степенью тяжести последствий от нарушения установленной нормы права, а вот уже эти два критерия выводятся из главного, первичного принципа всего правового регулирования – опасность для общества (окружающих людей).

После того как из совершённого человеком деяния, игнорирующего установленный законом запрет, выводится степень опасности для общества, происходит дальнейшее определение, конкретной нормы закона, которую он нарушил. Это осуществляется путём установления дополнительных критериев, которыми обладает проступок гражданина: сфера права, область правоотношений, уровень его участия (прямое или посредственное), наличие умысла (совершено специально или случайно) и многое другое.

Общественная опасность, которая является основной точкой для определения, какое деяние совершил человек, законодателем была разделена на два уровня:

  • Высокая опасность – это преступления из уголовно-правовой области.
  • Низкая опасность – это нарушение законодательной нормы из административно-правового регулирования.

Уголовный кодекс России, в части 1 статьи 14 содержит исчерпывающий список действий и бездействий человека, которые относятся к области наказания этой сферы права. За их совершение грядёт ответственность, предусмотренная нормами этого же кодекса.


Люди, не вникающие в тонкости такой науки, как юриспруденция, могут не осознавать, что есть существенная разница между такими словами, как преступление и правонарушение. Однако разница есть, и она очень весомая. Так, чем отличается административная ответственность от уголовной?

Нарушение нормы административного права, подразумевает под собой определённый поступок, который имеет такие последствия, как беспокойство общественного порядка. Эта меньшая из проблем современного общества. К таким неправомерным действиям обычно относят: нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, управление ТС (транспортным средством) без водительского удостоверения или страхового полиса, превышение скоростного режима на автомобильной дороге, управление транспортом без пристёгнутого ремня безопасности.

Если говорить об общих характеристиках, то они включают в себя:

  • пренебрежительное отношение к предписаниям или запретам государства;
  • причинение другим людям морального вреда или материального ущерба в незначительных или средних размерах;
  • игнорирование юридических запретов полностью или частично.

Законодателем разработана определённая нормативная база, которая относится к разделу административного права. Когда гражданин совершает поступок, который противоречит установленной норме, его действия, расцениваются как правонарушение.

Вред, который причиняется такими поступками, может быть направлен как на отдельных граждан, так и на все общество. При таких случаях, нарушитель представляет минимальную опасность для окружающих или общества.

Все проступки, действия и бездействия, которые относятся к такому виду нарушений, перечислены в Кодексе об Административной ответственности РФ. Здесь же закреплены меры воздействия, которые могут быть применены к виновному лицу.

Стоит заметить, что меры государственного наказания, указанные в этом кодексе сравнительно мягкие. Они включают:

  1. Денежные штрафы (материальное взыскание).
  2. Общественные работы.
  3. Административный арест на небольшой промежуток времени.

Особенное внимание, следует обратить на то, что административный арест не влечёт за собой последующее наличие судимости и погашается за сравнительно короткий срок. Тут, привлечение к ответственности допускается с того момента, как лицо достигло возраста 14 лет.

Сущность самого понятия преступления заключена в том, что человек, преступает норму закона.

Здесь, речь идёт конкретно об уголовном законе. Совсем не зря, на законодательном уровне, эти проступки выделены как отдельная сфера взаимоотношений общества и имеют очень серьёзное наказание, предлагаемое для применения.

Любое преступление, можно назвать тяжёлым нарушением, которое посягает на такие сферы жизни, как:

  1. Личные права и свободы человек.
  2. Собственность физического лица, организаций или государства.
  3. Конституционный строй страны.
  4. Сфера государственного управления.
  5. Установленные правоотношения в обществе.

Преступность имеет большое количество классификаций, по многим параметрам, основным из которых является степень общественной опасности.

К примеру, отчего в большей опасности находится общество: от того ли, что человек украл на рынке мешок картошки? Или всё-таки гражданин представляет большую опасность, если убил продавца магазина? Ответ однозначен.

Естественно, что в любой системе, любого государства нашего мира, за убийство, будет назначено более суровое наказание, чем за кражу. Опять же, даже воровство может происходить разными способами: тайное воровство – это кража, она менее опасна, так как распространяется только на материальный, а, возможно, моральный вред, без контакта с владельцем имущества.

Другое дело, когда совершено открытое хищение имущества. Это уже грабёж, который неразрывно связан с хищением имущества, а также угрозой причинения вреда здоровью и жизни человека. Даже при этой ситуации предлагаемые государством меры наказания будут разные, хотя квалификация у преступления одна — хищение, но разные способы исполнения, что приводит к разной степени опасности для общества.

Ещё один принципиальный критерий, который отличает уголовную отрасль – возраст, при достижении которого, лицо можно привлечь к ответственности за преступление. В уголовном праве, перед судом может предстать только тот человек, который достиг возраста 16 лет, но никак не раньше.

Следующий разделительный барьер между этими понятиями это: мотив и цель виновного лица. Возьмём наиболее яркий пример, из истории Российской юриспруденции – самогоноварение. Если, к примеру, самогон изготавливался человеком с целью его последующего сбыта – такие действия квалифицировались, как преступление, потому что мотивом, побудившим нарушить закон, равно как целью самого поступка – было увеличение собственного капитала (попросту говоря – «нажива»).


Если лицо преступило норму закона исключительно для собственного употребления – это уже рассматривалось как административное правонарушение. Ведь здесь отсутствовала цель как таковая, а присутствовал только мотив. На этом же примере хорошо просматривается ещё один принцип разделения — масштаб последствий: для сбыта – изготовление крупных объёмов запрещённой продукции, для собственных нужд – изготовление небольших объёмов.

Помимо того, что между этими двумя понятиями есть различия, стоит назвать их общие черты:

  • Они подразумевают под собой нарушение норм, установленных государством.
  • За каждое такое действие предусмотрено наступление ответственности.
  • Каждое из игнорирований закона, необходимо зафиксировать, а также доказать.
  • Такие поступки влекут за собой опасные последствия либо для человека, либо для общества в целом.

Уголовная сфера, также наряду с целью наказать виновного, выполняет и охранительную функцию: лицо, совершившее преступление изолируется от общества. Таким образом, другие люди защищены от опасной личности и предотвращено дальнейшее совершение возможных наказуемых деяний.

Каждое из понятий таких нарушений, имеет под собой основополагающую функцию:

  • защитить общественный порядок внутри государства;
  • регулировать правовое взаимодействие между гражданами и государственными органами;
  • предотвратить противоправные действия в будущем.


Доказанность совершения такого проступка, уже достаточное основание для применения к лицу наказания предусмотренного нормами права.

Если говорить о функции охраны, то первым «постом» является именно Административный кодекс. В силу того, что он содержит наказание только за мелкие нарушения, правоохранительные органы, используя его на практике, предотвращают возможное совершение более серьёзных преступлений неблагонадежными личностями общества: алкоголики, лица без определённого места жительства, нарушители ПДД, индивидуальные предприниматели и объекты среднего бизнеса.

Данный кодекс содержит описания для нарушений из очень разных сфер юриспруденции: гражданское, трудовое, налоговое, управление и регулирование органами ГИБДД, судебная система.

Любое из нарушений, которые чётко устанавливаются законом, является общественно опасным. Ведь если только представить, что каждый человек будет делать то, что ему хочется? Естественно, что начнётся хаос. Такие виды ответственности, перед государством, преследуют цель устрашения, потому, что каждый человек знает — за нарушение правил поведения, прописанных в форме закона, установлено суровое наказание, избежать которое не удастся. Ведь даже если посмотреть судебную практику, процент административных дел, когда правонарушитель оправдывается, очень мал, что уж говорить о преступлениях.

Сфера государственных наказаний предполагает равные условия и принципы для всех, но здесь есть несколько исключений из общих правил.

Первое исключение касается юридических лиц (организаций). При разной тяжести совершённого проступка, организация может быть привлечена как к административной, так и к уголовной ответственности.

Исключением здесь является тот факт, что первый вид наказания может быть наложен на саму организацию или её должностных лиц. Для уголовного права это правило не действует. К этому виду ответственности можно привлечь только должное лицо, а не саму фирму.

Однотипные нарушения с разным составом или, если говорить точнее, степенью тяжести. К таким видам проступков относят: хищение, хулиганство, дисциплинарный проступок. В первых двух случаях играет роль масштаба совершённого деяния: мелкое хулиганство – административное наказание, а средних или крупных размеров – уголовное наказание; мелкое хищение даже не станет поводом для возбуждения дела, зато при крупных размерах оно будет рассматриваться исходя из того, кем оно совершено, а особенно, каким способом.

Есть еще такое нарушение, как дисциплинарный проступок. Он относится к нормам трудового права, а значит, лицо будет нести наказание в соответствии с Трудовым Кодексом РФ. Опять же, если речь идёт о должностных лицах или серьёзных последствиях такого действия, он уже может рассматриваться, как административный состав.

На данный момент, между экспертами имеется спор – является ли повторное нарушение норм административной сферы основанием для его квалификации как преступление или же только частью характеристики личности виновника. Законодатель занял позицию, что при такой ситуации, повторный поступок уже необходимо рассматривать как преступление и подвергать наказанию из области уголовного права. Яркий пример: управление транспортным средством в нетрезвом состоянии.


Если изначально лицо только лишали права управления на несколько лет, то теперь уже предусматривается и другое наказание — лишение свободы. Хотя ранее, до внесения таких изменений, судебная практика знала абсурдные примеры, когда одно и то же лицо, при многократном наказании по данной статье в общей сложности имело срок на 8-10 лет без права управлять ТС.

Таким образом, можно сказать, что исключениями из стандартных положений являются:

  1. Юридические лица и совершённые ими нарушения (могут квалифицироваться разными областями права).
  2. Такие поступки, как хулиганство (зависят от тяжести последствий, будут рассматриваться той или иной областью права).
  3. Действия водителя, приведшие к ДТП (в зависимости от тяжести причинённого в итоге вреда здоровью, квалификация этого деяния также может рассматриваться по-разному).

При этом стоит помнить, что юриспруденция не проработана досконально. Постоянно какие-то акты дополняются, меняются или вовсе прекращают своё действие в связи с происходящими судебными прецедентами и практикой.

Для того чтобы разделить правонарушение и преступления, не нужно быть специалистом в юридической области, достаточно просто знать о существующей разнице и сознавать степень тяжести последствий. Ведь отличие административной ответственности от уголовной, заключено в суровости наказания, которое предусматривает государство, за те или иные нарушения установленных им норм поведения в обществе.

Юрист по административным правонарушениям может понадобиться в случае, если вам инициируют административное дело, обвиняют в хулиганских действиях, вы стали участником ДПТ, или возникли спорные ситуации с налоговой инспекцией. При обращении за юридической помощью в наш центр вы сможете избежать большинства трудностей и в решении административных споров. Наши опытные юристы профессионально выстроит линию защиты ваших прав и интересов.

Административный спор. Что это и как его разрешить?

Практически у каждого физического или юридического лица могут возникать конфликтные ситуации с органами исполнительной власти, которые относятся к административным правонарушениям, такие споры, как правило, носят публично-правовой характер.

К таким делам относят не только споры касающиеся нарушений правил дорожного движения, общественного порядка, но дела, которые рассматриваются в связи с несоблюдением правил пересечения государственной границы, оформления грузоперевозок за рубеж и многого другого. Область применения законодательства об административной ответственности очень обширна, поэтому для достижения положительного результата в разрешении административного спора необходимо обратиться к специалисту.

Юрист по административным правонарушениям – это специалист во всех областях, затрагиваемых административным законодательством, досконально изучивший все тонкости и нюансы законодательства. Все юристы нашего центра являются высококвалифицированными специалистами по данному правовому направлению, имеют большой практический опыт, поэтому мы можем гарантировать успешное разрешение спора.

Когда нужна помощь юриста по уголовному делу?

К уголовному судопроизводству относят сложную категорию дел, карающихся уголовным кодексом Российской Федерации, это дела о следующем:

  • причинении вреда здоровью;
  • мошенничестве;
  • разбое;
  • хулиганстве;
  • наркотиках (перевозка, сбыт, хранение);
  • должностных и экономических преступлениях.

Без юридического сопровождения решение в таких делах доказать невиновность практически невозможно. Наш юридический центр предлагает своим клиентам квалифицированную помощь адвокатов в любом вопросе, который касается законодательства России. Для нас непринципиально, необходима вам только консультация юриста по уголовным делам или полное сопровождение уголовного дела, мы изучим все аспекты вопроса и обеспечим вам грамотную правовую защиту.

Мы оказываем следующие услуги:

  • разработка индивидуальной линий защиты (с учетом всех нюансов);
  • оценка имеющихся и сбор дополнительных доказательств;
  • сопровождение подследственного адвокатом при проведении следственных мероприятий;
  • участие в судебном процессе;
  • обжалование приговора.

Любой человек может совершить необдуманный поступок, который повлечет за собой уголовно-правовые последствия: необходимая самооборона, ДТП с наличием пострадавших лиц и т. д. Если вы попали в сложную юридическую ситуацию и вам нужен юрист по уголовным делам в Москве, вам необходимо связаться нами по телефонам указанным на сайте, и мы найдем решение ваших проблем!

Правовая защита в гражданских делах

Практически каждому второму жителю России хотя бы раз в жизни требовалась помощь юриста, специализируется на гражданских делах. Такая юридическая поддержка может требоваться при обстоятельствах, которые относятся к трудовому, жилищному, семейному праву (бракоразводные процессы, наследство, защита прав на собственность, в том числе и интеллектуальную, нарушения трудового договора и т. д.).

Решение правовых вопросов в гражданских делах требует четкого знания всех нюансов законодательства, что невозможно для простого обывателя. Получение положительного итога гражданского дела возможно только при высококвалифицированной правовой поддержке. Квалифицированные услуги юриста по гражданским делам, цена которых зависит от сложности дела, вы можете получить, обратившись в наш правовой центр. Очень часто для разрешения спорной ситуации достаточно только получить консультацию юриста по гражданским делам.

К самым сложным гражданским делам относят бракоразводные процессы с разделом имущества, а так же жилищные вопросы, в которые законодательство является сложным и запутанным из-за регулярно вносимых поправок. Огромный круг вопросов, которые охватывает жилищный кодекс Российской Федерации, часто вызывает возникновение правовых вопросов и неясностей. Правильным и быстрым их решением является обращение в центр по оказанию юридических услуг.

Перечень услуг в сфере гражданского права, предоставляемых нами содержит следующие пункты:

  • письменные и устные консультации;
  • урегулирование конфликтных ситуаций в досудебном порядке;
  • оформление искового заявления;
  • юридическое сопровождение и составление договоров.

Стоимость услуг юриста по гражданским делам полностью зависит от сложности гражданского дела, непосредственного участия адвоката в досудебном и судебном разбирательстве.

Вам нужно грамотно и профессионально урегулировать правовой спор? Необходима консультация юриста по административным правонарушениям? Мы ждем вас!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РЕФЕРАТ

по курсу «Правоохранительные органы»

по теме: «Статистика судов по гражданским, уголовным и администр а тивным делам»

  • Введение
  • Заключение
  • Литература
  • Введение
  • Статистика имеет многовековую историю. Её возникновение и развитие обусловлены общественными потребностями: подсчета населения, скота, учета земельных угодий, имущества и т.д. Наиболее ранние сведения о таких работах в Китае относятся к XIII в. до нашей эры. В Древнем Риме проводились учеты свободных граждан и их имущества.
  • Считается, что основы статистической науки заложены английским экономистом У. Петти (1623-1687) г. Он рассматривал статистику как науку об управлении. В 1746 г. немецкий профессор философии и права Ахенваль впервые в Марбургском университете начал читать новую дисциплину, названную им статистикой.
  • Существуют различные виды статистики. Судебная статистика по гражданским, уголовным и административным делам играет важную роль в деятельности правоохранительных органов.
  • 1. Общие принципы организации статистической отчетности судов
  • Статистическое наблюдение представляет собой научно организационную работу по собиранию массовых первичных данных о явлениях и процессах общественной жизни.
  • Любое статистическое наблюдение осуществляется с помощью оценки и регистрации признаков единиц совокупности в соответствующих учетных документах. Таким образом, полученные данные представляют собой факты, которые так или иначе характеризуют явления общественной жизни.
  • Статистическая отчетность - это официальный документ, в котором содержатся сведения о работе подотчетного объекта, занесенные на специальную форму. В данном случае подотчетными объектами являются суды и органы юстиции.
  • Первичный учет представляет собой регистрацию различных фактов (событий, процессов и т.д.), производимых по мере их свершения и, как правило, на первичном учетном документе. Примером может служить, например, документ о количестве возбужденных уголовных дел.
  • В функции первичного учета входят операции наблюдения, т.е. регистрация данных и подсчет итогов.

Каждое предприятие или учреждение представляет установленные формы статистической отчетности, характеризующие различные стороны их деятельности. Все формы статистической отчетности утверждают органы государственной статистики. По своему содержанию формы отчетности бывают типовыми (общими) и специализированными.

Общая отчетность - это отчетность, содержащая одни и те же данные для всех органов юстиции, такие как, например количество уголовных и гражданских дел в конкретном суде.

В специализированной отчетности содержатся специфические показатели, характерные только для данного учреждения юстиции.

По периоду времени, за который предоставляется отчетность, по его длительности различают отчетность текущую и годовую. Если сведения представляются за год, то такую отчетность называют годовой. Отчетность за все другие периоды в пределах менее года, соответственно квартальная, месячная, недельная и т.п. называется текущей.

Для подведения итогов данных судебной статистики и статистики органов юстиции используют обобщающие статистические показатели.

Обобщающие статистические показатели отражают количественную сторону изучаемой совокупности общественных явлений, представляет собой их величину, выраженную соответствующей единицей измерения.

Практически статистическая информация начинает формироваться с абсолютных величин, ими измеряются все стороны общественной жизни.

Абсолютные величины, выражающие размеры (уровни, объемы) явлений и процессов, получают в результате статистического наблюдения и сводки исходной информации. Например, количество уголовных дел в данном суде является абсолютной величиной.

По способу выражения размеров изучаемых явлений абсолютные величины подразделяются на индивидуальные и суммарные, которые представляют собой один из видов обобщающих величин.

Индивидуальные величины характеризуют размеры количественных признаков у отдельных единиц. Этот вид показателей служит основанием при статистической сводке для включения единиц объекта в группы. На их базе получают абсолютные величины, из которых, в свою очередь, можно выделить показатели численности совокупности и показатели объема признаков совокупности.

Так число уголовных дел в данном районном суде будет являться индивидуальной величиной, а число уголовных дел во всех районных судах РФ - суммарной.

Абсолютные величины - всегда числа именованные, имеющие определенную размерность, единицы измерения.

Изучая различные явления, статистика не может ограничиваться исчислением только абсолютных величин, в анализе статистической информации важное место занимают производные обобщающие показатели - средние и относительные величины.

Относительные величины в статистике представляют собой частное от деления двух статистических величин и характеризуют количественное соотношение между ними.

При расчете относительных величин следует иметь в виду, что в числителе всегда находится показатель, отражающий то явление, которое изучается, т.е. сравниваемый показатель, а в знаменателе - показатель, с которым производится сравнение, принимаемый за основание или базу сравнения. База сравнения выступает в качестве своеобразного измерителя. В зависимости от того, какое числовое значение имеет база сравнения, результат отношения может быть выражен либо в форме коэффициента и процента, либо в форме промилле и децимилле.

Если значение основания или базы сравнения принимается за единицу, то относительная величина является коэффициентом и показывает, во сколько раз изучаемая величина больше основания.

Если значение основания или базу сравнения принять за 100%, результат вычисления относительной величины будет выражаться также в процентах.

В тех случаях, когда базу сравнения принимают за 1000, результат сравнения выражается в промилле.

Относительной величиной, например, будет являться доля гражданских дел в общем количестве дел данного районного суда.

Рассмотрим способы определения относительных величин.

1. Относительные величины структуры характеризуют состав изучаемой совокупности. Исчисляются они как отношение абсолютной величины каждого из элементов совокупности к абсолютной величине всей совокупности, т.е. как отношение части к целому, и представляют собой удельный вес части в целом.

Как правило, относительные величины структуры выражаются в процентах (база сравнения принимается за 100) или в долях (база сравнения принимается за 1).

Так доля гражданских и доля уголовных дел в судопроизводстве данного районного суда относятся к относительным величинам динамики.

2. Относительные величины динамики характеризуют изменение изучаемого явления во времени, выявляют направление развития, измеряют интенсивность развития. Расчет относительных величин выполняется в виде темпов роста и других показателей динамики. Доля гражданских дел данного районного суда в текущем временном периоде по сравнению с прошлым - относительная величина динамики.

2. Место судебной статистики в деятельности судов

Суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела. Суды общей юрисдикции в соответствии с Законом «О судебной системе РФ» представляют собой централизованную систему, возглавляемую Верховным Судом РФ, и подразделяются на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие суды, рассматривающие обычные уголовные, гражданские и административные дела. Другую - военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских соединениях. Все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, разделяются на звенья. В каждое звено входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и структурой. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. В подсистему общих судов входит среднее звено, состоящее из Верховных судов республик в составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские) суды. Кроме того, в систему судов общей юрисдикции включены также и мировые судьи.

Среднее звено военных судов составляют суды округов, видов Вооруженных Сил, групп войск, флотов. Низшее звено образуют военные суды гарнизонов, флотилий, армий.

Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный Суд РФ и суды, относящиеся к среднему звену, выполняют также функции кассационной и надзорной инстанций.

В районных судах изучение и обобщение судебной статистики организует председатель суда. Первичный статистический учет осуществляется в судебных канцеляриях. Как правило, в районном (городском) суде имеются две канцелярии: по уголовным и гражданским делам, через которые ведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение судебных дел, находящихся в производстве суда. Эта работа выполняется секретарями и делопроизводителями. Для хранения рассмотренных дел организуется архив.

Секретари судебных заседаний, как правило, закреплены за конкретными судьями. В их обязанность входит ведение протокола судебного заседания, и они несут ответственность за его правильность.

В районном суде организуется справочная работа по законодательству и судебной практике. Эта работа, как правило, возлагается на консультантов. Консультант хранит контрольные экземпляры законов, кодексов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, следит за изменениями в законодательстве и ставит об этом в известность судей, участвует в работе по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики.

Рассмотрим в качестве примера статистику по районным судам Ростовской области.

В районные (городские) суды области в 2006 году поступило на рассмотрение 97 091 дело, что на 9 488 дел больше, чем в 2005 году и на 9725 дел больше, чем в 2004 году, в процентном отношении видно, что поступление дел в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилось на 9,8%, а по сравнению с 2004 годом на 10 %.

Из общего числа поступивших на рассмотрение в 2006 году дел, количество поступивших уголовных дел по сравнению с 2005 годом увеличилось на 1 441 дело (6,9%), а по сравнению с 2004 годом на 2 655 дел (12,8%). Также, отмечается увеличение поступивших в 2006 году гражданских дел по сравнению с 2005 годом на 6 858 дел (9,6%), а сравнительно с 2004 годом увеличение на 8246 дел (11,5%). Поступление дел по административным правонарушениям в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилось на 1189 дел (25,8%), а по сравнению с 2004 годом уменьшилось на 1176 дел (25,6%).

От общего количества поступивших в районные (городские) суды области дел в 2006 года всего окончено производством 96 030 дел (99%), что на 9124 дела (9,5%) больше, чем в 2005 году и на 9613 дел (10%) больше, чем в 2004 году.

В 2006 году оконченных производством уголовных дел сравнительно с 2005 годом больше на 1 497 дел (7,2%), а сравнительно с 2004 годом количество дел увеличилось на 2 660 дел (12,9%). Также в 2006 году значительно увеличилось количество оконченных производством гражданских дел сравнительно с 2005 годом на 6438 дел (9,1 %), а по сравнению с 2004 годом на 8 129 дел (11,5%). Дел об административных правонарушениях оконченных производством по сравнению с 2005 годом больше на 1 189 (25,9%), а по сравнению с 2004 годом количество оконченных производством дел об административных право нарушениях уменьшилось на 1 176 дел (25,6%).

При проведении сравнительного анализа поступивших на рассмотрение в районные (городские) суды области и оконченных производством дел, остаток неоконченных производством дел в 2006 году составляет 1061 дело (1,1 %), в 2005 году 697 дел (0,8%), а в 2004 году 949 дел (1,1 %).

Остаток неоконченных производством в 2006 году уголовных дел составляет 154 дел (0,7%), гражданских дел 907 дел (1,3%), остаток дел об административных правонарушениях отсутствует, в 2005 году остаток уголовных дел составлял 210 дел (1,1%), гражданских 487 дел (0,8%), остаток дел об административных правонарушениях отсутствовал, в 2004 году остаток уголовных дел 159 дел (0,9%), гражданских дел 790 дел (1,2%), по делам об административных правонарушениях остаток отсутствовал.

В 2006 году к мировым судьям на рассмотрение поступило 247 475 дел, что на 16 602 дел больше, чем в 2005 году и на 31 629 дел больше, чем в 2004 году, в процентном отношении видно, что поступление дел в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилось на (6,7%), а по сравнению с 2004 годом на (12,8%).

Из общего количества поступивших на рассмотрение дел в 2006 году, количество поступивших уголовных дел больше, чем в 2005 году на 317 дел (2,3%), по сравнению с 2004 годом количество увеличилось на 1 706 дел (12,4%); поступление гражданских дел в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилось на 8 575 (6,4%), по сравнению с 2004 годом количество дел увеличилось на 19 151 дел (14,3%); поступление дел об административных правонарушениях в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилось на 7 710 дел (7,7%), а по сравнению с 2004 годом на 10 772 дел (10,8%).

От общего количества поступивших к мировым судьям дел в 2006 года всего окончено производством 246 793 дел (99,7%), что на 16 662 дела больше (6,8%), чем в 2005 году и на 33249 дел больше (13,5%), чем в 2004 году.

В 2006 году оконченных производством уголовных дел сравнительно с 2005 годом больше на 674 дела (5%), а сравнительно с 2004 годом количество дел увеличилось на 1 956 дел (14,3%). Также в 2006 году значительно увеличилось количество оконченных производством гражданских дел сравнительно с 2005 годом на 8278 дел (6,2%), а по сравнению с 2004 годом на 20521 дело (15,4%). Дел об административных правонарушениях оконченных производством по сравнению с 2005 годом больше на 7 710 (7,7%), а по сравнению с 2004 годом количество оконченных производством дел об административных правонарушениях увеличилось на 10 772 дела (7,7%).

При проведении сравнительного анализа поступивших на рассмотрение мировым судьям и оконченных производством дел, остаток не оконченных производством дел в 2006 году составляет 682 дело (0,3%), в 2005 году 742 дела (0,3%), а в 2004 году 2302 дела (1,1 %).

Остаток не оконченных производством в 2006 году уголовных дел составляет 110 дел (0,8%), гражданских дел 572 дел (0,4%), а остаток дел об административных правонарушениях отсутствует, в 2005 году остаток уголовных дел составлял 467 дел (3,5%), гражданских 275 дел (0,1%), остаток дел об административных правонарушениях отсутствовал, в 2004 году остаток уголовных дел 360 дел (3%), гражданских дел 1942 дел (1,7%), по делам об административных правонарушениях остаток отсутствовал.

Верховный Суд Российской Федерации в соответствии со ст. 126 Конституции Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, а также осуществляет в предусмотренных законодательством случаях судебный надзор за деятельностью других судов, дает разъяснение по вопросам применения судебной практики, возглавляет всю систему судов общей юрисдикции и военных судов. В организационные полномочия Председателя Верховного Суда РФ входит организация работы по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики.

В настоящий момент проводится ряд мероприятий, направленных на автоматизацию системы делопроизводства и судебной статистики Верховного Суда РФ.

Автоматизация судебного делопроизводства была начата в середине 1990-х силами специалистов собственного отдела правовой информатизации. Позже появились и другие программы собственной разработки, но вскоре стало очевидно, что для дальнейшего развития проекта целесообразно воспользоваться услугами сторонних специалистов. Подрядчиком работ стал Научно-исследовательский центр «Агора», который с 1992 года специализируется на автоматизации судебного делопроизводства. На сегодняшний день автоматизированы все подразделения, вовлеченные в судебное делопроизводство. Сейчас созданы базы данных по судебному делопроизводству всех коллегий и отделов, судебной статистики, управления. Кроме того, ведется банк данных судебных решений. Ядро системы - база данных картотек судебных документов и единая справочная суда. В качестве СУБД используется Oracle.

В обобщенном виде автоматизированная система судебного делопроизводства имеет два информационных контура. Первый охватывает непосредственно судо- и делопроизводство, как гражданское, так и уголовное. Второй - рабочие места для смежных служб и подразделений Верховного Суда.

На сегодняшний день разработаны и внедрены комплексы автоматизированных рабочих мест для сотрудников таких подразделений, как отдел проверки судебных дел в порядке надзора, отдел обобщения судебной практики (судебная статистика), судебная коллегия по гражданским делам (1-я и 2-я инстанции), судебная коллегия по уголовным делам, кассационная коллегия, Президиум ВС РФ и отдела контроля и исполнения решений.

Сегодня статистические данные могут быть рассчитаны по любому периоду времени и с большой точностью. При этом судебная статистика ведется в каждой коллегии, в каждом подразделении ВС РФ, и статистикой автоматизация не ограничивается - обеспечен еще и контроль исполнения судебного дела.

Заключение

Статистику можно определить как планомерный и систематический учет массовых общественных явлений, который осуществляется государственными статистическими органами и дает числовое выражение проявляющимся закономерностям.

История развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обобщения накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных, прежде всего, потребностями управления жизни общества. Данные слова можно отнести в полном объеме и к судебной статистике судов по уголовным, гражданским и административным делам.

Литература

1. Общая теория статистики. Под ред. А.Я. Боярского, Г.А. Громыко. - 2е изд. - М.: Издательство Моск. ун-та. 2000 г.

2. Правовая статистика. Учебник под редакцией Осетрова И.А. - М.: Юридическая литература, 2004.

3. Правовая статистика. Учебник под редакцией Яковлевой З.Г. - М.: Юридическая литература, 2005.

4. Шашенкова Е. Правовая система консервативна лишь на первый взгляд. // http://www.nic-agora.ru.

Подобные документы

    Организации деятельности коллегии адвокатов "Юстиниан". Правовое обслуживание компаний, представление по экономическим спорам в арбитраже и судах общей юрисдикции. Защита по уголовным и гражданским делам в сфере экономики и компьютерной информации.

    отчет по практике , добавлен 11.10.2013

    Высший орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Органы по правовому обеспечению деятельности юридических лиц и оказанию правовой помощи граждан. Органы обеспечения охраны порядка и безопасности. Компетенция Верховного Суда РФ.

    контрольная работа , добавлен 25.03.2011

    Характеристика производства, предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Российское и международное законодательство по данной категории дел. Особый предмет доказывания по уголовным делам.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2014

    Психологические особенности судебного допроса. Анализ психологии судебного процесса по уголовным делам. Психологические аспекты судебных прений. Цели познавательной деятельности в суде. Разновидности судебного допроса. Психология вынесения приговора.

    контрольная работа , добавлен 17.09.2010

    Реформирование производства по административным делам. Процессуальное основание для отмены постановления ввиду неполноты и (или) односторонности рассмотрения дела. Ошибки, связанные с необходимостью выбора в условиях "пограничного" законодательства.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2016

    Понятие представительства по гражданским делам. Виды судебного представительства. Основания возникновения. Субъекты судебного представительства. Полномочия судебных представителей. Порядок их оформления.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2004

    Производство судебной экспертизы. Правовые основы судебно-бухгалтерской экспертизы по уголовным, арбитражным, гражданским и административным делам. Статус экспертных учреждений. Права, обязанности и юридическая ответственность эксперта-бухгалтера.

    реферат , добавлен 08.05.2010

    Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, состав его участников. Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Специфика судебного разбирательства данной категории дел.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2013

    контрольная работа , добавлен 16.07.2016

    Современное состояние правового регулирования видов судопроизводства по гражданским делам. Производство по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Основные способы защиты лицами своих законных интересов. Изучение зарубежной процессуальной практики.