Юридические услуги. Юридические услуги Часть 5 статьи 3 223 фз

Также мы подробно рассказали о самых важных нововведениях, добавленных в этом году.

223-ФЗ ориентирован не на всех участников, а только на некоторых из них. Он вступил в силу 20.06.2011 и обязывает заказчика разработать и утвердить положение о закупках в соответствии с нормами закона.

Какие еще требования предъявляются к организатору? Какой должна быть тендерная документация и конкретно — положение о закупках? На какие категории юридических лиц распространяется действие закона? На все эти вопросы поможет ответить эта статья.

ФЗ-223 о закупках в последней редакции

Самые важные пункты:

    все закупки должны быть спланированы, а соответствующий документ размещен на едином портале zakupki.gov.ru;

    закупочная документация размещается в свободном доступе в единой информационной системе;

    при выборе победителя, заказчик должен руководствоваться только положением о закупках, составленным в соответствии с законом 223-ФЗ;

    существует отдельный реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ.

По ФЗ-223 организатор закупки может самостоятельно выбрать любые конкурентные способы, но обязательно включить в положение о торгах аукцион и конкурс. Торги, на которые не распространяется действие данного закона перечислены в ч. 4, ст. 1 закона (купля-продажа ценных бумаг и валюты, военные закупки и т.д.).

Заказчики по 223-ФЗ:

Полный перечень организаций, которые должны руководствоваться нормами 223-ФЗ представлен в Ст. 1 223-ФЗ. В список входят организации, подходящие под следующие определения:

    Компании, удерживающие естественную монополию в сфере своей деятельности;

    автономные учреждения — бюджетные, обладающие большими правами, чем другие;

    государственные компании и корпорации, в том числе унитарные;

    коммунальные организации в сфере электро-, газо-, водо- и теплоснабжения и утилизации бытовых отходов;

    хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля государственного участия превышает 50%.

Изменения 223-ФЗ с 2018 года

В конце 2017 года были одобрены правки к 223 Федеральному закону, которые вносят значительные изменения в работу заказчиков, поставщиков и электронных площадок.

Наиболее крупные изменения в 223 Федеральном законе в 2018 году:

Закупки будут проводиться в электронной форме, за исключением случаев предусмотренных положениями о закупках.

Все закупки буду переводиться в электронную форму, исключения представляют случаи, прямо указанные в положениях о закупках. То есть теперь заказчику необходимо точно указывать в положениях о закупке, какой вид закупок они планируют проводить в бумажном виде.

Введение специальных счетов для внесения обеспечения заявки на участие.

При проведении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечение вносится на специальный банковский счет, открытый поставщиком в одном из банков, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Ранее обеспечение заявки перечислялось на ЭТП. Теперь Взаимодействие между банком и электронной площадкой осуществляется напрямую.

223-ФЗ не будет регулировать закупки между взаимозависимым предприятиями и закупки заказчиков, которые зарегистрированы в иностранном государстве .

Данное нововведение позволит заказчикам проводить закупки у взаимозависимых лиц без применения 223-ФЗ. Как правило, речь идёт о закупках у единственного поставщика.

Учредители унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений имеют право разработать и утвердить типовые положения и определить круг лиц, которые обязаны ими руководствоваться.

Данные положения уточняют порядок формирования и утверждения положения о закупках. На участниках закупок по 223-ФЗ это новшество никак не отразится.

Дочерние предприятия могут присоединиться к положению о закупках материнской компании.

На практике, многие дочерние предприятия работали по положению о закупках головной организации и ранее, данная норма будет официально включена в закон.

Значительные изменения будут для участников из сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ):

    все закупки с субъектами малого и среднего предпринимательства проводятся только в электронной форме;

    они могут проходить только на 6 федеральных площадках (по решению Правительства РФ, какие-то из них могут быть исключены из списка для применения в 223 Федеральном законе);

    деньги на обеспечение заявки должны вноситься на специальный счет в банке;

    договор с победителем закупки заключается в электронной форме на площадке (бумажный вариант не применяется)

Теперь закупки у СМП обязательно проводятся в электронной форме, способы определения поставщика для субъектов СМП исчерпывающие: по аналогии с 44-ФЗ это конкурс в электронной форме, аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме или запрос предложений в электронной форме. Конкурентные закупки для СМП проводятся на 6 площадках утвержденных для 44-ФЗ. В соответствии с нововведениями 44-ФЗ, теперь деньги в качестве обеспечения заявок вносятся не на счет на площадке, а на счет в банке, перечень которых утвержден Правительство РФ.

При использовании в описании предмета закупки указания на товарный знак, заказчик обязан использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев, предусмотренных законом.

Заказчик теряет возможность закупать товар конкретного производителя и с конкретным товарным знаком, по аналогии с 44-ФЗ.

Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) только до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Теперь вне зависимости от положения о закупках, заказчик не вправе отменить закупку после окончания подачи заявок. Теперь он может отменить закупку только до срока окончания подачи заявок. Полезное для участников нововведение, особенно в случае, если закупка проходит на площадке, на которой установлено платное участие (необходимо оплатить тариф). Теперь участник не теряет денежные средства в случае, если заказчик решил после окончания подачи заявок отменить закупку.

Для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) по результатам проведения конкурентной закупки заказчик создает комиссию по осуществлению конкурентной закупки

Теперь заказчик обязан принимать решение о допуске/недопуске, а также подводить итоги закупок коллегиально, с обязательным созданием комиссии по рассмотрению закупки.

Извещение о проведении конкурса и аукциона публикуется за 15 дней до окончания приема заявок; извещение о запросе котировок — за 5 рабочих дней; извещение о проведении запроса предложений — за 7 рабочих дней.

Для закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства другие сроки:

Конкурсы и аукционы:

    при НМЦК до 30 млн. руб, не менее 7 дней;

    при НМЦК более 30 млн руб, за 15 дней.

Запрос предложений — за 5 рабочих дней (НМЦК не должна превышать 15 млн. руб.)

Запрос котировок — за 4 раб. дня (НМЦК не должна превышать 7 млн. руб.)

Ранее 223-ФЗ предусматривал обязательное проведение закупок в форме аукционов или конкурсов. С 2018 года законодатель утвердил аналогичные 44-ФЗ формы: запрос предложений и запрос котировок, а также установил сроки размещения таких закупок. Теперь конкурсы и аукционы публикуются за 15 дней, запрос котировок — за 5 рабочих дней, запрос предложений — за 7 рабочих дней.

Заказчик не может установить требование о внесении обеспечения заявки, если НМЦК менее 5 млн. руб. Если цена договора более 5 млн руб, то обеспечение заявки не может превышать 5% от НМЦК.

Данное новшество значительно упростит участие в закупках, исключает дополнительные расходы.

Организаторы закупок вправе создавать корпоративные информационные системы, которые будут взаимодействовать с ЕИС.

Данное нововведение скорее будет полезно для заказчиков, достаточно будет внести информацию в свою внутреннюю информационную систему, чтобы информация сразу поступила в ЕИС.

С полным списком изменений, вступающих в силу в 2018 году, Вы можете ознакомиться .

Видеообзор изменений 223 ФЗ в 2018 году

Скачать 223-ФЗ в последней редакции

Если у вас возникнут вопросы по участию в торгах по федеральному закону 223, вы всегда можете обратиться к нашим специалистам, которые помогут вам в любой ситуации, возникшей в ходе аукциона.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

В этом году вступили в силу глобальные изменения законов № 223-ФЗ и № 44-ФЗ, которые коснутся и поставщиков. Руководитель департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center Дмитрий Казанцев рассказывает, что делать поставщикам в новых условиях.

Будьте внимательнее в переходный период

1 июля начался переходный период, который продлится 6 месяцев. Это значит, что заказчики могут работать и по новым правилам, и по старым. Поэтому внимательно изучайте документацию закупки, чтобы понять по каким правилам она проходит.

Заказчики имеют право в переходный период внедрять новые инструменты. Например, госзаказчики могут перевести весь закупочный процесс в электронную форму.

Обновленный закон строже регламентирует закупочную деятельность госкомпаний и обязывает отклонять заявки даже при формальных ошибках.

По новым правилам поставщик имеет право подать запрос на разъяснение противоречивых моментов в документации, а заказчик обязан предоставить ответ в течение трех рабочих дней. Но таких вопросов участник закупки теперь может задать не более трёх.

Конкурентные и неконкурентные закупки

Все виды закупок по 223-ФЗ теперь разделены на конкурентные и неконкурентные. Но не надо думать, что второй вид – это закупки у единственного поставщика. Просто такой вид закупки не описан в законе, и она проходит по правилам, которые закреплены в положении о закупке и закупочной документации.

В законе появляется и другая новая терминология. Например, разделены запрос цен и запрос котировок – теперь это разные виды закупок.

Запрос котировок имеет свои особенности:

  • Если проходит по 44-ФЗ, то заявка разбивается на 2 части (цена и единая часть);
  • Если по обновленному 223-ФЗ, то заявка разбивается на 3 части (описание продукции, документы участника и цена);
  • Если по обновленному 223-ФЗ с участием МСП, то заявка разбивается на 2 части.

Полная версия выступления Дмитрия Казанцева:

Правила для малого и среднего бизнеса

Все закупки по 223-ФЗ для субъектов МСП будут проводиться в электронной форме по правилам, близким к правилам государственного аукциона. Правила участия подробно расписаны в статье 3.4 нового 223-ФЗ.

Внимательно читайте требования к обеспечению. Как правило будет 2 способа: банковская гарантия и резервирование. Однако, если способов предложено больше, то поставщик самостоятельно выбирает удобный для него. Обеспечение заявки сопровождается открытием спецсчета в аккредитованном банке. Про финансовую сторону участия в закупках можно прочитать в .

Для малого бизнеса установлен сокращенный срок расчета с поставщиками. Он равен 15 дням. Отчет начинается со дня подписания актов.

Если пришлось обратиться в суд

Верховный суд РФ 16 мая 2018 года утвердил обзор правоприменительной практики в закупках. Примеры обзора рекомендованы к исполнению. Поэтому если поставщик подает в суд и проводит параллели с кейсом из обзора, то вероятность победы увеличивается. Интересные моменты обзора:

  • Поставщик имеет право продать долг заказчика третьим лицам, но исполнение контракта передать нельзя;
  • Если в описании товара прослеживаются черты определенного производителя, то это ограничение конкуренции;
  • Если поставщик одержал победу благодаря ложным сведениям, то закупка проведена с ограничением конкуренции;
  • Если поставщики представлены группой лиц, то требования предъявляются к каждому, а не к кому-то в отдельности.

Важно помнить, что для победы в закупке необходимо читать не только 223-ФЗ или 44-ФЗ, но и законы о защите прав конкуренции и базовые гражданско-правовые нормы.

С 01 июля 2018 года начинают действовать новые поправки в Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Что ждет участников закупок? На этот вопрос мы попросили ответить председателя Комитета по государственному заказу ВО "ОПОРА РОССИИ" Виктора Лимонова

Виктор Лимонов: "Уже на протяжении последних месяцев все отчетливее видна тенденция к усилению прозрачности процедур по закупкам. Так, например, введение поправок в закон с требованием проводить торги с участием структур МСП только в электронном виде тому свидетельство. Торги в рамках 223-ФЗ раньше имели больше "степеней свободы" для Заказчиков, и это давало возможность разного рода злоупотреблениям. По сути, идет сближение требований 223-ФЗ и 44-ФЗ к более четкой регламентации процедур. Мы видим в этом позитивное движение в пользу малого и среднего предпринимательства".

Основные изменения, которые ждут участников закупок:

1. Все специальные торги с участием только субъектов МСП будут проводить только в электронном виде на площадках, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень площадок, на которых проводятся такие закупки по правилам 223-ФЗ. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

2. Теперь положение о закупке обязательно должно содержать порядок подготовки и осуществления закупок конкурентными (неконкурентными) способами, порядок заключения и исполнения договоров, связанные с обеспечением закупки положения. Все заказчики должны привести свои положения о закупках в соответствии с новыми правилами не позднее 01.01.2019.

3. С 01.07.2018 в 223-ФЗ появляется понятие «конкурентной закупки».

Конкурентная закупка - закупка, в рамках которой обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие. Информацию о такой закупке заказчик размещает в ЕИС или направляет приглашения принять участие в закрытой конкурентной закупке.

4. Закрепляется обязанность заказчика определять требования к участникам конкурентной закупки в документации о закупке только в соответствии с положением о закупке. Также вводятся правила, схожие с 44-ФЗ, относительно описания предмета закупки.

5. Теперь любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган нарушение оператором электронной площадки установленных 223-ФЗ требований.

6. Предусмотрен закрытый перечень способов закупки (конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений), применяемых при проведении закупки с участием исключительно субъектов МСП. Такие закупки проводятся исключительно в электронной форме. Для всех остальных закупок перечень разрешённых способов является открытым. Заказчик сохранил право проводить закупку теми способами, которые установлены в его положении о закупках. Также остается возможность устанавливать дополнительные этапы закупок (например, предквалификация, переторжка).

7. Предусматривается обязательное участие закупочной комиссии в определении победителя каждой конкурентной закупки. Состав комиссии и порядок её работы заказчик определяет самостоятельно. Заказчик лишён права отказаться от закупки после вскрытия конвертов независимо от способа и формы проведения конкурентной закупки. Права на отказ от заключения контракта не предусмотрено.

8. При проведении закупок в формате конкурса, аукциона, запроса котировок и предложений заказчик ограничен сроками для публикации извещения и документации в ЕИС:

  • Конкурс — 15 дней до окончания приёма заявок;
  • Аукцион — 15 дней до окончания приёма заявок;
  • Запрос котировок — 5 рабочих дней до окончания приёма заявок;
  • Запрос предложений — 7 рабочих дней до окончания приёма заявок.

При проведении закупки с участием исключительно субъектов МСП ч. 3 ст. 3.4 установлены иные сроки размещения извещения о проведении:

  • Конкурс — 7 дней до окончания приёма заявок, если НМЦ не превышает 30 млн. рублей;
  • Конкурс — 15 дней до окончания приёма заявок, если НМЦ превышает 30 млн. рублей;
  • Аукцион — 7 дней до окончания приёма заявок, если НМЦ не превышает 30 млн. рублей;
  • Аукцион — 15 дней до окончания приёма заявок, если НМЦ превышает 30 млн. рублей;
  • Запрос котировок — 4 рабочих дней до окончания приёма заявок, при этом НМЦ не должна превышать 7 млн. рублей;
  • Запрос предложений — 5 рабочих дней до окончания приёма заявок, при этом НМЦ не должна превышать 15 млн. рублей.

9. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. При проведении закупок с участием исключительно МСП такой договор заключается только на электронной площадке.

10. Электронная площадка не имеет право принимать ни от заказчика, ни от участника закупки документы и сведения, не подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью.

11. Расширены требования к составу закупочной документации. В частности, теперь заказчик обязан указать сроки проведения каждого этапа, а также критерии оценки заявки и порядок их применения.

Вносимыми изменениями урегулированы и вопросы разъяснения документации. Участник вправе подать запрос разъяснений не менее чем за три рабочих дня до окончания приёма заявок. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик публикует в ЕИС разъяснение с указанием предмета запроса, но без указания его автора. При проведении электронной закупки заказчик может игнорировать запрос, поступивший не через электронную площадку. Площадка со своей стороны отклоняет запрос, поступивший без усиленной квалифицированной подписи. Однако контроль содержания запроса, равно как и сроков его поступления, остаётся за заказчиком.

12. Поправки разрешают заказчику по умолчанию не размещать в ЕИС информацию о неконкурентной закупке. Исключение из этого правила заказчик вправе прописать в своём положении о закупках.

13. На оператора электронной площадки возложена обязанность обеспечивать до подведения итогов закупки конфиденциальность сведений об участнике, подавшем документы. Также оператор электронной площадки не даёт возможности заказчику ознакомиться и с коммерческими предложениями до момента окончания приёма заявок. Исключение составляет лишь аукцион в электронной форме. В случае аукциона участники могут видеть цены, предложенные конкурентами (но не наименования других участников). Это исключение необходимо для проведения ценового соревнования в онлайн режиме в рамках электронного аукциона.

14. Предусмотрено право заказчика устанавливать требование об обеспечении заявки при проведении закупки с начальной ценой более 5 млн. рублей. При этом размер обеспечения заявки не может быть более 5% от начальной цены. Способы обеспечения заявки заказчик, как и раньше, указывает в документации. Конкретный способ обеспечения из числа указанных заказчиком выбирает сам участник закупки.

Подготовлено Центром экспертизы и аналитики проблем предпринимательства, 2018г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Принят Государственной Думой 8 июля 2011 года
Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:
1) государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;
3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам.
3. Порядок определения совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупной доли участия указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи юридических лиц в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупной доли участия указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ, а также порядок уведомления заказчиков об изменении совокупной доли такого участия утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
4. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с:
1) куплей-продажей ценных бумаг и валютных ценностей;
2) приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;
3) осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
4) закупкой в области военно-технического сотрудничества;
5) закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором Российской Федерации, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;
6) утратил силу с 1 января 2012 г.; (см. ФЗ от 6.12.2011 №401-ФЗ "О внесении изменений...")
7) осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
3. Положение о закупке утверждается:
1) высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания;
2) руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие;
3) наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение;
4) советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, или коллегиальным исполнительным органом такого акционерного общества в случае, если уставом хозяйственного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров хозяйственного общества;
5) общим собранием участников общества в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью.

Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
2. Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
3. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
4. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
5. Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
6. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
7. При закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
8. Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, с учетом таможенного законодательства Таможенного союза и международных договоров Российской Федерации, а также особенности участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства.
9. Участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
10. Участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения на официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Статья 4. Информационное обеспечение закупки

1. Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению на официальном сайте не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
2. Заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения на официальном сайте такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Комментарий ГАРАНТа
Часть 3 статьи 4 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2015 г.
3. План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается заказчиком на официальном сайте на период от пяти до семи лет.
4. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
5. При закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
6. Положением о закупке может быть предусмотрена иная подлежащая размещению на официальном сайте дополнительная информация.
7. Заказчик дополнительно вправе разместить указанную в настоящей статье информацию на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
8. Извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
9. В извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:
1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
10. В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
11. Изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
12. Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
13. В случае возникновения при ведении официального сайта федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение официального сайта, технических или иных неполадок, блокирующих доступ к официальному сайту в течение более чем одного рабочего дня, информация, подлежащая размещению на официальном сайте в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке, размещается заказчиком на сайте заказчика с последующим размещением ее на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня устранения технических или иных неполадок, блокирующих доступ к официальному сайту, и считается размещенной в установленном порядке.
14. Размещенные на официальном сайте и на сайте заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом и положениями о закупке информация о закупке, положения о закупке, планы закупки должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
15. Не подлежат размещению на официальном сайте сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи. Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.
16. Правительство Российской Федерации вправе определить:
1) конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте;
2) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте.
17. Порядок подготовки и принятия актов Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.
18. Размещение заказчиками на официальном сайте информации о закупке осуществляется без взимания платы. Порядок размещения на официальном сайте информации о закупке устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок регистрации заказчиков на официальном сайте устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на ведение официального сайта.
19. Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте:
1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
3) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи.

Статья 5. Реестр недобросовестных поставщиков

1. Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте.
2. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
3. Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
5. Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, по истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из этого реестра.
6. Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Статья 6. Контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона

Контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации

За нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.
2. Часть 3 статьи 4 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2015 года.
3. До 1 июля 2012 года, если иной срок не предусмотрен решением Правительства Российской Федерации, положение о закупке, изменения, вносимые в такое положение, планы закупки, иная информация о закупке, подлежащая в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке размещению на официальном сайте, размещаются на сайте заказчика. После 1 июля 2012 года, если иной срок не предусмотрен решением Правительства Российской Федерации, положение о закупке, изменения, вносимые в такое положение, планы закупки, иная информация о закупке, подлежащая в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке размещению на официальном сайте, размещаются на официальном сайте.
4. В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчик (за исключением заказчиков, указанных в частях 5 - 8 настоящей статьи) не разместил в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, утвержденное положение о закупке, заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" до дня размещения утвержденного положения о закупке.
5. Заказчик, созданный после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, утверждает в течение трех месяцев с даты его регистрации в едином государственном реестре юридических лиц положение о закупке. В случае, если в течение указанного срока таким заказчиком не размещено в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденное положение о закупке, заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" до дня размещения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденного положения о закупке.
6. В случае изменения совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупной доли участия указанных в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона юридических лиц в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупной доли указанных дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ, в результате которого на отношения, возникающие в связи с закупкой товаров, работ, услуг заказчиком, распространяются положения настоящего Федерального закона, заказчик в течение трех месяцев с даты получения уведомления об изменении совокупной доли в соответствии с частью 3 статьи 1 настоящего Федерального закона размещает в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденное положение о закупке. В случае, если таким заказчиком в течение этого срока не размещено утвержденное положение о закупке, заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" до дня размещения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденного положения о закупке.
7. Организации, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и (или) регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 год от всех видов деятельности, осуществляемых такими организациями, а также дочерние хозяйственные общества, более пятидесяти процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит государственным корпорациям, государственным компаниям, субъектам естественных монополий, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственным унитарным предприятиям, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля этих дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает пятьдесят процентов, применяют положения настоящего Федерального закона с 1 января 2013 года.
8. Муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, дочерние хозяйственные общества, более пятидесяти процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит муниципальным унитарным предприятиям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, дочерние хозяйственные общества указанных дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия указанных дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает пятьдесят процентов, применяют положения настоящего Федерального закона с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования.
9. С 1 января 2013 года до 1 января 2015 года планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещаются заказчиками на официальном сайте на трехлетний срок.

На данный момент, существуют два Федеральных закона о закупках. Это Федеральный закон 44 и Федеральный закон 223. Отличительной чертой ФЗ-223 является влияние только на одну из сторон сделки - на заказчика. Согласно этому закону, заказчик должен разработать, в соответствии с законодательными нормами, а затем утвердить положение о закупках.

Федеральный закон 223 был принят 18 июля в 2011 году. Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», регулирует процесс и порядок закупок между юридическими лицами. Данный закон распространяется только на юридических лиц на территории РФ.

К этому списку относятся:

  • государственные компании и организации;
  • представители естественных монополий;
  • юридические автономные учреждения;
  • электросетевые компании, организации, занимающиеся газоснабжением, тепло и водоснабжением, а также другие коммерческие организации;
  • автономные учреждения;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Основные положения 223 Федерального закона включают:

  • оформленный план, размещенный на портале госзакупок;
  • документация, относящаяся к приобретению товаров, должна быть доступна в ЕИС;
  • в случае электронного аукциона на закупку, заказчик должен выбирать поставщика, основываясь только на положениях о приобретении. Данные положения составляются, базируясь на 223-ФЗ.

Если заказчик столкнулся с недобросовестным поставщиком, который не выполнил требования о поставке товаров, то его можно занести в реестр. Ресстр недостойных поставщиков также основывается на 223 Федеральном законе.

Последние изменения 223-ФЗ «О закупках»

Изменения последней редакции 223-ФЗ «О закупках», коснулись порядка формирования отчетов. Также появилась СМП - программа партнерства при закупках. Нормирование приобретаемых товаров для заказчиков производится теперь самими заказчиками. Отдельным юридическим лицам разрешается самостоятельно выбирать электронную площадку для сделок.

В новой редакции, изменениям подверглись следующие статьи:

Статья 1.

Данная статья описывает цели регулирования 223 ФЗ, а также отношения им регулируемые. Изменения коснулись пятого пункта, из которого убрали местоимение «ими», относящееся к государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Также, пункт 5 часть вторая первой статьи, был дополнен подпунктом об отсутствии привлечения средств бюджетной системы РФ, для государственных и мунипальных унитарных аптечных организаций.

Статья 2.

В этой статье описывается правовая основа приобретения товаров, а также, кем утверждается положение о закупке. Это могут быть органы высшего управления государственной корпорации, руководители унитарного предприятия, совет директоров, наблюдательный совет.

Статья 3.

Статья 3 223-ФЗ указывает принципы, которыми должен руководствоваться заказчик при скупке товаров.

В этот перечень входит:

  • информационная открытость;
  • равноправие между участниками сделки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств и т. д.

Также, в статье уточняется, что сделку можно обжаловать в антимонопольном органе. Сделать это может любая сторона сделки.

Статья 4.

В статье описывается информация, которая должна содержаться в документации при оформлении купленных товаров.

К примеру, в извещении о закупке, согласно закону, должны быть указаны:

  • способ приобретения товаров или услуг;
  • идентификационные и контактные данные заказчика;
  • предмет сделки;
  • место и дата сделки и т. д.

Также, в документации о закупке должны быть сведения, базирующиеся на положении о закупке:

  • требования заказчика к качеству предмета закупки. Соблюдение его размера, упаковки, функциональных характеристик;
  • требования к содержанию и оформлению заявки о скупке;
  • порядок формирования цены договора;
  • форма и сроки оплаты товара и т. д.

Статья 5.

В пятой статьей 223 Федерального закона описывается реестр недобросовестных поставщиков. Согласно закону, статья указывает, что ведение данного реестра контролируется федеральным органом исполнительной власти. В реестр попадают поставщики, которые уклонились от заключения договора, или те, с кем договор был расторгнут в судебном порядке, из-за нарушения условий. Перечень сведений, включаемый в реестр, устанавливается Правительством РФ. Сведения хранятся в реестре два года с момента внесения, они должны быть доступны для ознакомления, без взимания платы.