За что могут уволить тренера спортивной школы. Как еще «Авангард» может уволить тренера. Менеджер фитнес подразделения

Согласно должностной инструкции тренера-преподавателя в обязанности входит:п. 1.10. Тренер-преподаватель должен знать:- законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность;п. 2.1.7. разрабатывать программу обучения, годовое перспективное планирование организации учебного процесса учебных групп и текущие планы подготовки согласно федеральным стандартам, требованиям и нормативам, отчитываться перед директором и заместителем директора по учебно - спортивной работе об их исполнении;п. 2.1.9. предоставлять перед началом учебного года программу обучения по виду спорта, годовое перспективное планирование организации учебного процесса учебных групп. На данный момент программа не разработана у 2 тренеров-преподавателей, образовательный процесс идет уже целый месяц с 1 сентября, на разработку программы было дано дополнительное время, программу обучения тренера-преподаватели не предоставили. В этом случаи можно их отстранить от работы, если можно то какие документы оформляются, или применить дисциплинарное взыскание. И если после вынесенного наказания тренера-преподаватели не предоставят образовательные программы, какие действия учреждения в дальнейшем.

Ответ

Ответ на вопрос:

В данном случае работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности в виде замечания или выговора за неисполнение возложенной на него трудовым договором, должностной инструкцией трудовой обязанности. При повторном неисполнении этой обязанности работодатель имеет право уволить работника по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

При этом увольнение - это право, а не обязанность работодателя. Поэтому за повторный проступок можно также объявить замечание или выговор.

Привлечение к дисциплинарной ответственности должно производиться с соблюдением порядка, установленного ст. 193 ТК РФ.

Также отметим, что в данной ситуации целесообразно издать приказ или распоряжение о необходимости предоставить программу обучения к определенному сроку . В противном случае работники могут обжаловать взыскание, сославшись на то, что срок исполнения обязанности не установлен.

Затем следует вновь издать распоряжение, в котором установить новый срок для предоставления программ.

Если и к этому сроку программы не будут предоставлены, то можно либо произвести увольнение по п.5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, либо вновь объявить замечание или выговор.

Что касается отстранения от работы, то основания отстранения указаны в ст. 76 ТК РФ, и неисполнение данных обязанностей к ним не относится. То есть отстранить от работы в данном случае нельзя.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Перечень дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ закрыт. Но для отдельных категорий сотрудников федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены и другие виды наказаний (). Например, к гражданским служащим в дополнение к общему перечню применяются и такие взыскания:

Взыскания, не предусмотренные законодательством, назначить сотрудникам нельзя (). Например, такой меры, как строгий выговор, в Трудовом кодексе РФ нет. Он предусмотрен лишь в специальных положениях о дисциплине, в частности, в , утвержденном , который регламентирует дисциплину работников рыбопромыслового флота. Следовательно, применить строгий выговор можно лишь к тем работникам, на которых такие уставы и положения распространяются.

За неправомерную систему штрафов и наказаний организация и ее должностные лица могут быть привлечены к .

Внимание: наказывая сотрудника за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, учтите, что эти обязанности должны быть действительно возложены на него и закреплены в , и т. п. ().В противном случае сотрудник может обжаловать дисциплинарное взыскание, сославшись на то, что в круг его трудовых обязанностей не входила работа, которую он якобы не исполнил. Правомерность данной позиции подтверждают и суды (см., например, апелляционные определения , ).

Иван Шкловец ,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

  1. Ответ: Какие виды дисциплинарных взысканий может применить работодатель
    • замечание - самая мягкая форма взыскания;
    • выговор - взыскание средней тяжести;
    • - крайняя мера взыскания только за очень серьезные проступки.
    • предупреждение о неполном должностном соответствии ();
    • освобождение от замещаемой должности гражданской службы ().
  2. Ответ: Как определить вид дисциплинарного взыскания за совершенный сотрудником проступок
    • отказ сотрудника выполнять работу, которая опасна для его жизни или здоровья ();
    • отказ сотрудника выполнять не предусмотренные трудовым договором тяжелые или вредные работы ();
    • участие в забастовке (за исключением случаев неисполнения сотрудниками обязанности прекратить незаконную забастовку) ( , ТК РФ).
  3. Ответ: На каком основании можно отстранить сотрудника от работы

Как правило, является временным и не предполагает прекращения трудового договора.

При этом существуют:

  • , которые касаются всех сотрудников независимо от их должности или статуса;
  • , которые установлены для отдельных категорий сотрудников.

Общими основаниями для отстранения от работы являются:

  • : алкогольного, наркотического и т. п.;
  • для выполнения трудовых обязанностей;

В прошлых номерах журнала мы рассказывали об особенностях трудовых отношений со спортсменами и тренерами. Прекращение трудового договора с этой категорией работников также имеет определенные особенности, которые мы рассмотрим в этой статье.

Общие основания прекращения трудового договора, предусмотренные ТК РФ и иными федеральными законами, в равной степени применимы и к спортсменам. Вместе с тем законодателем в ст. 348 11 ТК РФ предусмотрены следующие дополнительные основания прекращения трудового договора со спортсменом:

  • спортивная дисквалификация на срок шесть и более месяцев;
  • нарушение спортсменом, в том числе однократное, общероссийских антидопинговых правил и (или) антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, признанное нарушением по решению соответствующей антидопинговой организации

При этом увольнение спортсмена по указанным дополнительным основаниям является дисциплинарным взысканием, а значит, работодатель обязан соблюдать установленный ТК РФ порядок применения дисциплинарных взысканий.

ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ

Словарь кадровика Спортивная дисквалификация - это отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, которое осуществляется международной или общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта

Дисквалификация применяется за нарушение установленных правил определенного вида спорта, положений (регламентов) спортивных соревнований, а также за использование запрещенных в спорте средств (допинга) и (или) методов. Кроме того, дисквалификация наступает за нарушение норм, утвержденных спортивными международными организациями, и норм, утвержденных международными или общероссийскими спортивными федерациями.

Решения о спортивной дисквалификации принимают общероссийские федерации по различным видам спорта, соответствующие спортивные союзы, например Российский футбольный союз. Однако если срок дисквалификации менее шести месяцев, то трудовой договор со спортсменом не может быть расторгнут. Основанием для подобного расторжения является дисквалификация на срок шесть и более месяцев.

С момента появления в Трудовом кодексе РФ специальных норм о трудовой деятельности спортсменов, работодателю было предоставлено исключительное право расторгать трудовые договоры со спортсменами, уличенными в установленном порядке в использовании (в том числе и однократном) допинга и иных, запрещенных в спорте препаратов.

Обратите внимание! Максимальный срок дисквалификации спортсмена не предусмотрен. По существующим правилам возможна и пожизненная дисквалификация, например при повторном применении допинга

Допинговый контроль представляет собой взятие биологических проб и их исследование в целях выявления наличия в органах спортсменов и в организмах животных, участвующих в спортивных соревнованиях, допинговых средств или установления факта использования спортсменами допинговых средств и (или) методов подготовки к спортивным соревнованиям.

Порядок проведения обязательного допингового контроля утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Общероссийские спортивные федерации обязаны осуществлять мероприятия в области допингового контроля и применять спортивные санкции (в т. ч. спортивную дисквалификацию) в отношении спортсменов, использующих допинговые средства и (или) методы, а также лиц, принуждающих их использовать допинговые средства и (или) методы.

Обратите внимание! Применение спортсменом допинга подтверждается результатами соответствующего допингового контроля

Организаторы спортивных мероприятий обязаны обеспечить условия проведения обязательного допингового контроля с соблюдением требований и решений международных спортивных организаций и законодательства РФ.

При положительных допинг-пробах, если будет установлено, что спортсмен использовал запрещенные препараты, трудовой договор с ним может быть расторгнут независимо от того, как часто применял допинг спортсмен: на постоянной основе или всего один единственный раз.

Словарь кадровика Запрещенный список - это международный стандарт, определяющий, какие субстанции и методы запрещены в спорте

НА № 9‘2011 Заметим, что в действующей редакции Трудового кодекса РФ такие термины, как «допинг», «допинговые средства» и «допинговые методы» не употребляются. Федеральным законом от 17.06.2011 № 146-ФЗ была изменена первоначальная формулировка рассматриваемого основания увольнения спортсмена. Согласно новой норме п. 2 ст. 348 11 ТК РФ трудовой договор со спортсменом прекращается в связи с нарушение, в том числе однократным, общероссийских антидопинговых правил и (или) антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, признанным нарушением по решению соответствующей антидопинговой организации. Однако, с учетом содержания вышеназванных антидопинговых правил, можно констатировать, что по большему счету основание для увольнения осталось прежним и главным образом заключается в использовании (в том числе и однократном) спортсменом всевозможных запрещенных в спорте препаратов и допинговых средств.

СРОК ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОБ УВОЛЬНЕНИИ

Общие правила расторжения трудового договора по инициативе работника содержатся в ст. 80 ТК РФ. Однако для спортсменов и тренеров установлен более продолжительный срок предупреждения о предстоящем расторжении трудового договора по собственному желанию. Кодекс предусматривает, что спортсмен и тренер имеют право уволиться в любой момент по собственному желанию, предупредив письменно работодателя не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев.

За сколько дней работник обязан предупредить работодателя об увольнении по собственному желанию, если трудовой договор заключен на срок до четырех месяцев?

Полагаем, что в случае расторжения по инициативе работника трудового договора, заключенного на срок до четырех месяцев, должны применяться общие правила Кодекса о порядке увольнения по собственному желанию. При указанных обстоятельствах работнику необходимо предупредить работодателя о предстоящем увольнении за две недели, как сказано в ст. 80 ТК РФ. Если трудовой договор заключен на срок до двух месяцев, то срок предупреждения составляет три календарных дня (ст. 292 ТК РФ).

ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ В ПОЛЬЗУ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ

Трудовым договором может быть предусмотрено такое условие: в случае увольнения по собственному желанию или увольнения по инициативе работодателя, когда оно являлось дисциплинарным взысканием, спортсмен будет обязан произвести в пользу работодателя денежную выплату, размер которой также должен быть определен трудовым договором.

По общему правилу, если срок таких выплат не оговорен в трудовом договоре, то спортсмен обязуется произвести их в двухмесячный срок со дня расторжения договора.

При увольнении по собственному желанию реализация обязанности работника по выплате соответствующей компенсации работодателю, помимо того, что данное требование должно быть закреплено в трудовом договоре, согласно ч. 2 ст. 348 12 ТК РФ возможна при условии, что увольнение не обусловлено уважительными причинами.

Раньше мы не пользовались возможностью включать в трудовой договор условие об обязанности спортсменов производить при увольнении по отдельным основаниям денежную выплату в нашу пользу. Теперь такая необходимость появилась. Как в трудовых договорах грамотно прописать это условие? С дисциплинарными взысканиями все понятно, а вот какие причины для увольнения спортсмена по собственному желанию можно считать уважительными? И стоит ли их прописывать в трудовом договоре?

Трудовой кодекс РФ не поясняет, что именно относится к уважительным причинам. Представляется, что в данном случае можно по аналогии применять ст. 80 ТК РФ. Указанная статья к уважительным причинам относит, в частности, зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию, а также случаи установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора.

Помимо уважительных причин, установленных для всех работников, для спортсменов могут являться актуальными и сугубо спортивные причины расторжения трудового договора.

Для спортсмена, как представляется, уважительными могут быть следующие причины:

  • невключение в заявку на текущий спортивный сезон, если это не связано с полной или частичной потерей трудоспособности;
  • переход футбольного спортивного клуба в низший дивизион;
  • исключение спортивного клуба из состава участников спортивного мероприятия;
  • восстановление любительского статуса спортсмена;
  • прекращение спортивной карьеры в профессиональном спорте.

Хорошо, если такой перечень уважительных причин будет прописан в трудовом договоре.

К сожалению, наличие в законе оговорок о возможных денежных компенсациях со стороны спортсмена в пользу работодателя при увольнении на практике может привести к тому, что работодатель при заключении трудового договора будет устанавливать неоправданно высокие размеры таких денежных выплат. Полагаем, что снизить зависимость спортсмена от подобных «кабальных» условий, порой навязываемых ему работодателем, могут общероссийские спортивные федерации, установив в централизованном порядке максимальные размеры таких выплат.

Уволенный тренер Лариса Гурова ищет справедливости

30 июня 2015 года официальным приказом за многочисленные нарушения трудовой дисциплины директор детской спортивной юношеской школы по биатлону Алексей Пляскин уволил тренера Ларису Гурову. В это время Гурова уже заехала со своими воспитанниками на спортивные сборы на базу «Орбита». После увольнения детям пришлось вернуться к себе домой, так как на тот момент еще не было принято решение, кто станет их новым тренером.

Эту последнюю сцену разные люди рассказывают по-разному. Сама Лариса Гурова говорит, что уволив ее, директор школы Алексей Пляскин распустил детей. Пляскин утверждает обратное – дети разъехались сами. И пускаясь в перипетии сложных взаимоотношений, очень тяжело разобраться в том, кто прав а кто виноват, потому что правда здесь у каждого своя.

Гурова. Версия тренера

По мнению самой Ларисы Гуровой, те многочисленные нарушения, которые приписывает Алексей Пляскин, - не более чем личная неприязнь. Приехавший управлять школой в начале 2015 года из Хилка, он сразу невзлюбил женщину и стал всячески пытаться подвести ее к увольнению. Однако те моменты, которые он перечисляет – не единичные случаи и каждый тренер, работающий с детьми, имеет подобные нарушения, которые, по сути, даже и не нарушения, а небольшие недочеты.

Существует несколько моментов, которые можно назвать «знаковыми» на протяжении всей недолгой совместной работы:

Первый «звонком» стал выговор, который директор школы сделал ряду ответственных, в день пожара на Высокогорье в декабре. В их числе оказалась и Лариса Гурова.

Вторым «звоночком» можно назвать пропущенную медкомиссию, которую воспитанники Гуровой не прошли вовремя и проходили в другой день. Однако когда назначалась медкомиссия, не было учтено то, что тренер в это время находилась в отпуске, и вообще могла отсутствовать в городе.

Третьей причиной недовольства директора стало несвоевременное возращение тренера с подопечными со сборов из Новосибирска. По плану группа должна была вернуться на несколько дней позже, однако вернулась раньше, по причине отсутствия билетов в один вагон на нужное число.

Мы с ребятами ездили не на деньги спортшколы, а на деньги спонсоров и родителей детей, более того, одной из моих воспитанниц нужно было успеть на сдачу ГИА – я не могла это проигнорировать. Тренировочный процесс из-за отъезда на четыре дня раньше не был нарушен. Кроме этого, Пляскин утверждает, что мы не имели право вернуться раньше, это не так, имели, тем более были объективные причины. Директор также сказал, что проверил в кассах РЖД были ли билеты на нужное число – да, билеты были, но в разные вагоны. Как я могу 20 человек ребятишек везти в разных вагонах? Мы все ехали вместе, - рассказывает Лариса Гурова.

Еще одной причиной увольнения стало то, что после тренировки женщина оставила детей на спортплощадке на базе «Орбита», а сама уехала в суд, по тому самому выговору, выписанному Пляскиным. Однако есть один нюанс - Гурова уехала после тренировки, которая закончилась 10-30. Суд же состоялся в 11 часов.

Собрав все воедино, директор посчитал это достаточным основанием для увольнения. Что и сделал 30 июня 2015 года.

Лариса Гурова рассказывает, что неоднократно Пляскин приглашал ее к себе в кабинет и пытался «поговорить», при этом сам сводил разговор в буквальном смысле к тому – кто из них лучше, у кого больше званий, регалий, наград и достижений. От таких разговоров тренер уходила, потому как считает, что взрослые люди не должны решать кто авторитетнее и важнее по количеству наград.

Главное, чего я сейчас хочу добиться – это восстановиться на прежнем рабочем месте, чтобы ребятам были созданы соответствующие условия для тренировок. Потому что последнее время мои дети практически не стреляли, преимущество Пляскин отдает тем, кто старше, (в том числе и своим дочерям (им 24 и 27 лет) и зятю - гражданину Белоруссии, не понимая, что нужно развивать всех, - говорит Лариса Гурова.

Тренер за годы своей работы, а их более 20, воспитала немало спортсменов, многие из которых сегодня ушли в большой спорт и уехали из Забайкалья, чтобы развиваться дальше. Хорошим примеров может послужить Игорь Прощенко, который сейчас выступает за Новосибирскую область и успешно прошел отбор на чемпионат мира по летнему биатлону.

Сегодня Гурова тренирует юных биатлонистов, отказывается от оплаты за тренировки и ждет решения Центрального районного суда, который и определит, правомерным ли был выговор директора.

Пляскин. Версия директора

С Алексеем Пляскиным, разговор состоялся на спортивной базе «Орбита».

Приняв руководство ГУ ДО СДЮСШОР по биатлону в январе 2015 года, я узнал, что старшим тренером числилась Гурова. Был задан вопрос, где группа высшего спортивного мастерства, группа совершенствования спортивного мастерства, почему нет групп спортивной специализации пятого года обучения? Четкого ответа я не получил. Были невразумительные и надуманные причины, мол, дети заканчивают тренироваться в этом возрасте. Выслушав, я принял решение отстранить Гурову от обязанностей старшего тренера. По дальнейшей работе, видя, что Гурова не проводит стрелковые тренировки, а в группе СС не положено тренера по стрельбе, стало понятно, что это тренер для групп начальной подготовки, - рассказал Пляскин.

По его словам Гурова, занимая более четырех тренерских ставок и получая за это солидную зарплату, не смогла организовать детей на плановый медосмотр, не предоставила протокол контрольно - переводных нормативов, с большими проблемами провела тренировочные мероприятия в Новосибирске.

Здесь не может стоять вопрос о личной неприязни, нужно качественно исполнять свои трудовые обязанности, а не пользоваться покровительством руководства. До Гуровой старшим тренером работала Панова, которую уволили тихо и без бурного освещения в прессе. За последние два года, без Пановой, спортивные результаты пошли вниз и спасали школу только результаты двойного зачета, - сетует директор школы.

При этом новый директор отмечает, что при прежнем директоре Лариса Петровна была на «особом» положении, сейчас же к ней стали применяться общие требования, привыкнув работать по-другому, она не сразу это уловила, отчего и стали возникать подобные трудности.

Гурова - очень своеобразный человек, но личной неприязни у меня к ней нет. К тому же она не единственный тренер за всю историю школы, который уволился или был уволен. Случай ни для города, ни для края не единичный, и непонятно, почему вокруг него такая шумиха, - рассказывает директор СДЮСШОР.

Пляскин говорит о том, что за последние годы в школе появился непонятный прокат лыж и столовая, где по какой-то причине Гурова принимала активное участие: закупка продуктов, торговля пирожками, в то время как дети оставались без присмотра. Сейчас все поменялось. Появились спонсоры, городская и краевая администрация активно участвуют и помогают спортсменам, у которых есть возможность тренироваться, не отвлекаясь ни на что.

В нашем разговоре с директором также участвует его заместитель Сергей Ковалев, который на протяжении многих лет занимает этот пост и знаком с тренером Гуровой не понаслышке. Он соглашается, что требования, которые применялись ко всем, по различным причинам не применялись к Гуровой, а когда с нее стали спрашивать как со всех, ей не понравилось. Кроме того, говорит он, даже внутришкольные конкурсы среди тренеров были специально «подогнаны» под Гурову.

Был один воспитанник, который занимался у Гуровой – Прощенко Игорь, чемпион мира по летнему биатлону 2013 года среди юниоров. Но я считаю, что его результат - заслуга всей школы, в том числе и Ковалева, Пановой, Лямичева и Перминова, а не только Гуровой, как считает она, - говорит Пляскин.

Министр Ларионов. Без версии

Министр спорта Роман Ларионов в силу занятости и подготовки к шахматному турниру лично встретиться по данному вопрос не смог, однако в письменном виде ответил, что, согласно приказу данной спортивной школы по биатлону, основанием для прекращения трудового договора стало неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Что, собственно, уже озвучивал Пляскин.

Кроме этого министр отметил, что в подведомственной сети министерства физической культуры и спорта работают порядка 238 тренеров, в целом по краю - 872, из которых 606 – штатные специалисты и информацией по мотивации увольнению или принятию на работу каждого тренера Минспорта не располагает.

Действительно, министерство призвано решать более сложные и важные задачи, хотя, что может быть важнее формирования тренерского состава для работы с забайкальскими спортсменами? Видимо, многое другое.

P.S. Мне, как человеку, не вовлеченному в спорт высоких достижений, сложно понять про планы и сборы, про инвентарь и медосмотры. Да и, наверное, пока ни к чему. Однако когда я пришла на тренировку к тем детям, с которыми сейчас занимается Лариса Гурова, я увидела то, что расставило все точки над I. Как дети бегут навстречу своему тренеру, как смотрят ей в глаза и как яростно готовы ее защищать. «Не нужен нам другой тренер», - говорят они: - «Пускай она нас тренирует и все оставят ее в покое», «Было же все хорошо, она строгий тренер, но всегда поможет, подскажет, пожалеет, если надо».

Когда слышишь подобное, понимаешь, что в это междоусобной спортивной войне двух взрослых людей победителями или проигравшими будут не тренер или директор, а именно дети. И неважно, каких высот они достигнут и станут ли чемпионами, важно, что сейчас они хотят тренироваться, стрелять из винтовок и ездить на роллерах и лыжах и бежать не на улицу, а на занятия. Проиграют все, если это желание у них пропадет...

Во время подготовки материала стало известно, что прошло заседание суда по восстановлению уволенного тренера на прежнем месте работы. По словам супруга Ларисы Гуровой, который также присутствовал на заседании, победа в их руках, поскольку даже суд был удивлен нецелессобразностью решения директора. Окончательная точка в этой итории будет поставлена в конце августа, когда закончатся судебные заседания между тренером Гуровой и директором школы Пляскиным.

Алексей, добрый день!
Вы можете обратиться с Исковым заявлением в Суд.
Цитата: Статья 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Право на обращение в суд
1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
2. Отказ от права на обращение в суд недействителен.
Статья 131. ГПК РФ
Форма и содержание искового заявления
1. Исковое заявление подается в суд в письменной форме.
2. В исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление,
2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем,
3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения,
4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования,
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства,
6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм,
7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон,
8) перечень прилагаемых к заявлению документов.
В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.
К исковому прилагайте документы, доказывающие вашу позицию по делу:
Статья 132. ГПК РФ
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
К исковому заявлению прилагаются:
его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц,
документ, подтверждающий уплату государственной пошлины,
доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца,
документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют,
текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания,
доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором,
расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

С момента своего возникновения и примерно до середины XIX века, спорт представлял собой некий прикладной институт, регулировать который на государственном уровне не было необходимости. После Второй мировой войны спорт приобретает новое значение для государства, он становится средством демонстрации престижа государства, с этого момента спорт выходит на международный уровень. Соответственно возникает объективная необходимость в упорядочении отношений, возникающих в сфере профессионального спорта.

В связи с введением новой главы 54.1, посвященной особенностям регулирования труда спортсменов и тренеров в Трудовой Кодекс РФ, регулирование труда тренеров стало более детальным. Вместе с тем остаются определенные вопросы, связанные с регулированием отношений, возникающих между тренером и работодателем.

Одним из таких является вопрос о правовом статусе тренера как педагогического работника и является ли вообще тренер педагогическим работником? Данный вопрос имеет значение не только для теории, но и для практики, поскольку в случае положительного ответа на поставленный вопрос, на тренера будут распространяться нормы связанные с дополнительными гарантиями и компенсациями с одной стороны и определенными ограничениями с другой.

Определение понятия тренер содержится в ст. 2 Федерального Закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Согласно, этой статье, тренер - физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование и осуществляющее проведение со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов.

Кроме того, определение понятия тренера, как работника, содержится в ст. 348.1 ТК РФ, которая определяет тренеров как работников, чья трудовая функция состоит в проведении со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов.

Как мы видим, Трудовой Кодекс не содержит такого важного признака тренера, как наличие специального образования.

Вопрос об образовании тренера не разрешен на законодательном уровне. Не совсем понятно, каким оно должно быть? Понятно, что тренер, должен разбираться в приемах подготовки спортсменов к соревнованиям в том или ином виде спорта, его правилах, запрещенных к использованию методик подготовки (в частности запрещенных к употреблению спортсменами препаратов) и т.д. Но должен ли он обладать педагогическими навыками? Ведь спортсмен, достигая определенного возраста может сам становиться тренером, должен ли он в таком случае получить дополнительное образование? Или достаточно разбираться только в избранном им виде спорта? Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим особенности трудовой деятельности тренеров.

Тренер, в процессе своей деятельности воздействует на личность спортсмена, он должен вызывать доверие у спортсмена, чтобы у последнего не возникало желание искать другого наставника, а уж тем более прекращать свои спортивные тренировки (все это может привести к ухудшению спортивных результатов спортсмена). Причем на то, что деятельность тренера носит педагогический характер не должен влиять факт узкой направленности деятельности тренера, поскольку тренер руководит только спортивными тренировками спортсмена, поскольку нет педагога, который влияет на всю личность в целом, − все педагоги ограничены той либо иной сферой влияния на человека.

Тренер должен сформировать личность своего подопечного, в процессе осуществления своей деятельности, не выходя при этом за рамки моральных и этических норм. Результаты деятельности тренера должны соответствовать образовательным стандартам, эти результаты можно оценить только косвенным путем, − наблюдая за достижениями спортсмена.

Деятельность тренера начинается задолго до осуществления занятий по подготовке спортсмена. Он должен быть способен оценить возможности лица в сфере спорта. Тренер должен уметь набирать учеников (спортсменов). агитировать за занятие тем или иным видом спорта.

Чтобы быть хорошим тренером, надо быть неплохим спортсменом, надо самому поддерживать себя в хорошей форме. Вместе с тем, отличный спортсмен, после ухода из спорта, не всегда может стать отличным тренером. Для этого необходимо обладать рядом черт: владеть определенными знаниями в сфере организации тренировочного процесса, знать физиологию, психологию, основы медицины. Со всем этим спортсмен уже сталкивался, когда сам готовился к соревнованиям, однако он не обладает всем набором необходимых навыков. Ведь все люди, и спортсмены не являются, исключениями являются индивидуальными, а, следовательно, требуют индивидуального подхода, поэтому то, что было хорошо для данного спортсмена, который становится тренером, необязательно будет хорошо для того, кого он взялся тренировать. Именно поэтому законодательство предусматривает требование к специальному образованию тренера. Известная олимпийская чемпионка Ирина Роднина на встрече со слушателями Дипломатической академии МИД России отмечала, как недостаточно в нашей стране хороших, профессиональных тренеров.

К сожалению, действующее законодательство не содержит ни определения «педагогического работника», ни «педагогической деятельности».

В толковом словаре В. Даля содержится определение понятия «педагогика» −наука о воспитании и обучении молодежи, а под педагогом понимается человек, посвятивший себя этому предмету. Т.е. педагог – это человек, который занимается воспитанием и обучением молодежи.

Бриллиантова Н.А. и Архипов В.В. на основе анализа Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" предлагают следующее определение: «под педагогической деятельностью следует понимать деятельность работников образовательных учреждений, непосредственно связанных с обучением и (или) воспитанием российских граждан и иных лиц» . На наш взгляд, данное определение достаточно точное и емкое для определения педагогической деятельности. На его основе мы можем сформулировать следующее определение педагогического работника: педагогический работник – это лицо, обладающее необходимым образовательным цензом, а также соответствующее иным обязательным требованиям, установленных законодательством РФ, другими нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также нравственным нормам общества, трудовая функция которых состоит в осуществлении образовательного процесса и (или) воспитании российских граждан и иных лиц. Введение такого признака педагогического работника как соответствие нравственным нормам общества, конечно является спорным, поскольку не имеет четкого критерия, но с другой стороны, само законодательство говорит, о том, что лица, которые выполняют воспитательные функции должны соблюдать моральные устои общества.

Впервые только ТК РФ 2001 г. предусмотрел особенности регулирования труда педагогических работников, ранее в КЗоТ 1971 г. было лишь положение о дополнительном основании прекращения трудового договора (п. 3 ст. 254 КЗоТ 1971 г.): совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Факторами дифференциации, по которым тренеры и педагогические работники выделяются в отдельную группу, является специфика труда в двух данных отраслях (сфере спорта и педагогической сфере),− и та, и другая сфера очень важны для нормального функционирования российского общества. Конечно, сфера спорта не носит столь всеобъемлющего значения для населения как сфере образования, поскольку, к сожалению, не всем спорт интересен и не все считают его необходимым элементом нормального функционирования общества, в отличие от образования. Вместе с тем, именно достижения спортсменов в какой-то степени влияют на престиж государства. Очень часто спортивные соревнования приобретают политический характер (для этого можно ознакомиться с историей возрожденных Олимпийских Игр). Кроме профессионального спорта должен быть хорошо развит и любительский спорт. Таким образом, можно сказать, что результат труда педагогических работников – это мозг нашей страны; а результат тренерской работы – это тело страны. Именно поэтому необходимо дифференцировать правовое регулирование труда и тренеров и педагогических работников. Однако проводя такую дифференциацию, на наш взгляд, законодатель не учел всей специфики работы тренера, не относя прямо спортивного тренера к категории педагогического работника, но на подзаконном уровне тренер рассматривается именно как педагогический работник.

Например, в Постановлении Правительства РФ от 03.04.2003 №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» упоминаются тренеры-преподаватели образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля, кроме того в отдельную группу педагогических работников выделяются руководители физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

Представляется, что законодатель должен разрешить данный вопрос окончательно, не допуская коллизий в правовом регулировании трудовой деятельности тренеров.

В частности, на наш взгляд, существенным является вопрос, может ли в качестве тренера выступать лицо, которое не может допускать к осуществлению педагогической деятельности (напр., если лицо лишено заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; или лицо, имеющее определенное заболевание и т.п.)? Должен ли тренер проходить аттестацию, о которой говориться в ч. 5 ст. 332 ТК РФ?

Законодателю следует выработать четкую классификацию всех тренеров, причем каждой группе такой классификации должны быть присущи определенные особенности с точки зрения правового регулирования. В качестве критериев классификации тренеров можно выделять возрастной критерий спортсменов (тренер, работающий с лицами, не достигшими 18 лет и с совершеннолетними спортсменами), количественный критерий спортсменов (личный или командный тренер), самой программы подготовки (специальные школы со спортивным уклоном, общеобразовательные школы, индивидуальные тренировки и т.д.), есть и другие критерии, например, на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.05.2008 г. №225н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорта» можно разделить тренеров не только по квалификационным группам, но и выполняемых тренерами функций (например, тренер-врач).

Для всех групп тренеров, которые будут рассматриваться в качестве педагогических работников должны быть установлены дополнительные права, обязанности, гарантии и компенсации:

Тренерам должен предоставляться не только ежегодный дополнительный отпуск, но и ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, по аналогии с педагогическими работниками.

На тренеров следует распространять нормы ст. 336 ТК РФ о дополнительном основании прекращения трудового договора.

Для тренеров должны быть установлены такие же ограничения на занятия педагогической деятельностью, которые предусмотрены для педагогических работников (ст. 331 ТК РФ).

Отметим, что на наш взгляд только одна категория тренеров не может рассматриваться в качестве педагогических работников, а именно тренеров, которые работают с совершеннолетними спортсменами, вне зависимости от того, осуществляются ли индивидуальные или коллективные тренировки. Шевченко О.А. не разделяет подход, согласно которому, следует рассматривать в качестве педагогов только тренеров, которые работают с несовершеннолетними спортсменами, поскольку «признание тренера педагогическим работником не только во многом улучшит положение как спортсменов, так и самих тренеров, предоставит последним дополнительные правовые гарантии, но и наделит их специальной юридической ответственностью» .

Кроме вопроса о распространении на тренеров правовых норм о педагогических работниках, содержащихся в главе 52 ТК РФ, возникает и ряд других вопросов, например, можно ли увольнять тренера по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ: совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы?

На наш взгляд на практике вопрос будет решаться исходя из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. №2 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 №63) «О применении судами Трудового Кодекса Российской Федерации». В п. 46 данного Постановления указано, что при рассмотрении дел о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми прекращен в связи с совершением ими аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (пункт 8 части первой статьи 81 ТК РФ), судам следует исходить из того, что по этому основанию допускается увольнение только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью, например учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей детских учреждений, и независимо от того, где совершен аморальный проступок: по месту работы или в быту.

Таким образом, к определенным категориям тренеров данное положение будет применимо, в случае осуществления им воспитательной функции. Например, в Постановлении Министерства труда РФ от 22.01.1993 г. №8 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников физической культуры и спорта Российской Федерации», говорится, что старший тренер-преподаватель по спорту среди прочих функций осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний, ведет с ними учебно-тренировочную и воспитательную работу, проводит отбор и спортивную ориентацию наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования детей и подростков. Подобные обязанности закреплены и для тренера-преподавателя. В ряде случаев нельзя говорить о воспитательной функции тренеров. Например, для тренеров взрослых команд или совершеннолетних спортсменов. Опять же встает вопрос о необходимости дать четкую классификацию тренеров именно с точки зрения их социальной роли.

Без сомнения, тренера нельзя полностью отождествлять с педагогическим работником, у него есть своя специфика деятельности, в данном случае законодателю необходимо лишь заимствовать ряд норм, регулирующих деятельность педагогических работников и распространить их на деятельность тренеров.

Кратко подведем итоги всему вышесказанному:

Трудовая функция ряда тренеров имеет ярко выраженный педагогический характер. Можно даже отметить, что тренер – это, в ряде случаев, частный случай педагогического работника. К сожалению, такой вывод трудно выявить, основываясь только на правовом регулировании. Данный вывод основан как на правовом поле, так и на социальной роли тренера в обществе, на его функциях, которые он выполняет наряду с подготовкой спортсмена к соревнованию. Он формирует личность спортсмена, молодым спортсменам он помогает социализироваться в нашем обществе. Хотя на подзаконном уровне ряд работников-тренеров прямо отнесен к педагогическим работникам;

На законодательном уровне отсутствует четкое разграничение тренеров по группам, что свидетельствует о недостатках дифференцирования правового регулирования в рамках трудового законодательства. В качестве критериев дифференциации тренеров по группам можно избрать возрастной критерий спортсменов, целевой характер подготовки спортсменов (например, для достижения определенных высоких результатов или это любительские занятия спортом), командный или индивидуальный вид спорта и т.п.

Классифицируя тренеров по разрядам необходимо учитывать устоявшееся подзаконное регулирование данного вопроса. Необходимо включать особенности регулирования труда тренеров только в одну главу Трудового Кодекса, с целью избежания возможных коллизий (например, если на ряд категорий тренеров распространить нормы о педагогических работниках, то неизбежно тренеры подпадают под регулирование двух глав сразу (Главы 52 и 54.1 ТК РФ)). Таким образом на тренеров не следует распространять нормы Главы 52 ТК РФ, нужно только некоторые нормы ее глав распространить на тренеров, чья деятельность носит ярко выраженный педагогический характер.

В данном случае может встать такой вопрос: есть педагогический работник в смысле Главы 52 ТК РФ, есть педагогический работник, являющийся тренером, на которого распространяются нормы Главы 52 ТК РФ и Главы 54.1 ТК РФ. Таким образом, получается различные права, обязанности, гарантии и компенсации для этих двух категорий работников. На самом деле дифференциация существует и в рамках регулирования труда педагогических работников, она складывается и закрепляется на подзаконном уровне (например, разным категориям педагогических работников предоставляются различные ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска). Применительно к тренерам подход к дифференцированному регулированию будет решен на законодательном уровне. Это позволит снять те проблемные вопросы, о которых говорилось в настоящей работе.

Александр Базыкин

Аспирант МГЮА

1. Бриллиантова Н.А., Архипов В.В. «Некоторые проблемы регулирования труда педагогических работников»//Законодательство и экономика №3// 2008. Цит. по: СПС «Консультант+».

2. Шевченко О.А. «Проблемы правового регулирования труда спортивных тренеров»//Спорт: экономика, право, управление// 2008, №3. Цит. по: СПС «Консультант+».