Заказчик не оплачивает выполненные работы по госконтракту. Не заплатили по госконтракту, что делать? Что делать если заказчик не платит по договору

Участники госзакупок больше не будут сталкиваться с проблемами по оплате своих товаров, работ и услуг. Для госзаказчиков, не исполняющих обязательства по договорам, вводят штрафы до 50 тысяч рублей.

Что случилось?

По инициативе правительства в Кодексе об административных правонарушениях РФ появилась новая статья - нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. За такой проступок должностному лицу заказчика грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей. За повторное нарушение его могут дисквалифицировать на срок от 1 года до 2 лет. Аналогичные наказания предусмотрены за неисполнение обязанности по авансированию, если оно предусмотрено контрактом.

Такие поправки утверждены Федеральным законом от 26 июля 2017 г. N 189-ФЗ , текст которого опубликован на официальном портале правовой информации.

В законе указано, что штрафовать за нарушение сроков смогут контрольные органы в сфере закупок (ФАС и ее территориальные органы), а также судьи. При этом постановление по такому правонарушению не может быть вынесено по истечении двух месяцев, а если его рассматривает суд - по истечении трех месяцев. Напомним, согласно ч.2 статьи 4.5 КоАП РФ , при длящемся нарушении, каким является несоблюдение порядка оплаты, сроки давности исчисляют со дня обнаружения правонарушения.

Почему это важно?

Чиновники считают, что только административная ответственность поможет дисциплинировать заказчиков. Об этом сказано в пояснительной записке, подготовленной при внесении законопроекта в парламент. Если оплата по госконтрактам будет быстрой и своевременной, злоупотреблений станет меньше, подрядчики перестанут жаловаться, и это сделает систему госзакупок более эффективной и прозрачной, уверены в правительстве.

Что делать?

Поправки в КоАП РФ вступят в силу с 6 августа. Если заказчик будет задерживать выплаты за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), ему можно напомнить об ответственности. А можно сразу жаловаться в суд или ФАС.

Сроки и порядок выплат установлен ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ. В этой норме указано, что госзаказчик обязан оплатить товар, работу или услуг в срок, не превышающий 30 дней от даты приемки всего контракта или отдельного этапа.

При этом оплата СМП по 44 ФЗ, то есть контрактов (их отдельных этапов), заключенных по результатам торгов, проводимых только среди субъектов малого и среднего предпринимательства или СОНКО, должна быть произведена в течение 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30).

Для некоторых сделок по 44 ФЗ оплата по контракту может происходить в другом порядке. В частности, в ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что правительство вправе определить другой порядок оплаты, но только для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Что же касается закупок по 223-ФЗ, то в пункте 14 (3) постановления правительства № 1352 от 11.12.2014 указано следующее:

если закупка проводится среди среди любых участников закупок а победителем признается субъект малого и среднего предпринимательства, то срок оплаты исполненных обязательств не может превышать 30 календарных дней от даты подписания документов о приемке.

Прокуратура

Причем надежнее обращаться сразу в Генеральную прокуратуру, а в местные подразделения отправлять копию жалобы.

Во-вторых, УФАС. Данный орган правомочен проводить внеплановые проверки и по итогу возбуждать и рассматривать дела по ст. 7.32.5 КоАП (нарушение сроков оплаты по госконтрактам).

За однократное неисполнение обязанностей на должностное лицо государственного покупателя могут наложить штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Итогом рассмотрения таких споров судом или ФАС может стать одно из решений:

  1. Назначение административного наказания.
  2. Прекращение производства по делу об административном правонарушении.

В-третьих, орган внутреннего финансового контроля, который есть у каждого заказчика. Согласно эта инстанция проверяет ход исполнения контракта, поэтому сюда тоже можно отправить жалобу.

Защитные организации

Ряд организаций, которые занимаются защитой прав и интересов предпринимателей, также могут катализировать получение средств по государственным контрактам. Самым ярким представителем является уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей . Омбудсмена привлекает ФАС, например, как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

Общественные организации. Сюда относится, например, официальный сайт . Гарантий на победу здесь нет, но шансы присутствуют.

Существуют и предпринимательские организации, которые оказывают помощь тем бизнесменам, у которых есть членский билет. Если есть такая возможность, имеет смысл ею воспользоваться.

Взять свое

Заказчики нашли новые способы не платить по тендерам. Что делать бизнесу?

Руководитель адвокатского кабинета Белик Г.П. Галина Белик

«В августе прошлого года мы выиграли тендер на поставку школе Волгоградской области котла за 350 тысяч рублей, оборудование привезли вовремя. Но нам до сих пор не заплатили! Мотивируют это тем, что бюджет якобы денег не выделил. Но как они тогда вообще объявляли тендер? - удивляется коммерческий директор «БорКотлоМаша» Александр Докучаев. - Мы же потеряли не только эти 350 тысяч. Из-за того что мы лишились в нашем обороте этих средств, мы не смогли поучаствовать в нескольких более крупных тендерах - на несколько миллионов рублей. Упущенная выгода составила еще сотни тысяч рублей. Но по госконтрактам ее возмещение даже не предполагается».

Задержки и неплатежи по госзаказу начались еще несколько лет назад. Но способы, которые находят заказчики, чтобы полностью или частично уйти от платежа, изменились. Как с этим бороться?

Какие способы находят заказчики, чтобы не платить бизнесу

DF уже поднимал тему неплатежей по госзаказам: издание предвидело тенденцию еще . Однако если тогда речь шла о вполне легальных действиях в этой сфере: оплате поставок частями, сокращении объемов госзаказа, уменьшении средних сумм оплаты, то сегодня бизнес столкнулся с новыми способами, которые изобретают заказчики, чтобы не заплатить за выполненный контракт. Только в моей практике за последнее время было 5 случаев. Рассмотрим наиболее показательные из них.

Кейс 1. Весь 2016 год работа клининговой компании Екатерины Сноповой была поставлена с ног на голову: контракт с одной из воронежских больниц на несколько миллионов грозил обернуться не прибылью, а убытками.

«Некоторые месяцы мы работали в ноль, - рассказывает Екатерина Снопова. - Администрация больницы собирала комиссию из своих же сотрудников, которая находила нашу уборку якобы неудовлетворительной. Либо мы убирали вечером снег на улице, утром он опять выпадал, а заказчик заявлял, что мы ничего не делали. И отказывался оплатить нам услуги на 250 тысяч рублей. Ситуация повторялась несколько месяцев подряд. Мне приходилось направлять своих сотрудниц на повторную уборку. Можете себе представить, сколько нервов и сил уходило с их стороны? То же самое с техникой - гоняли ее на уборку снега по несколько раз. Менеджеру все время приходилось держать ситуацию на контроле: она уже только и занималась тем, что вела переписку с больницей».

Созыв комиссии из своих же сотрудников (то есть лиц, заинтересованных в том, чтобы не оплатить работу поставщика) в последнее время стал порочной практикой. Согласно , в государственной и муниципальных сферах заказчик имеет право проконтролировать выполнение работ (или поставку товара) подрядчиком с помощью как внутренней комиссии, так и с привлечением внешних экспертов. Но зачем привлекать последних, если можно пригласить своего же завхоза, еще несколько человек и поручить им найти «огрехи» в работе подрядчика? И в итоге не оплатить ему работу.

Кейс 2. Компания «Росстрой» должна была выполнить ремонт внутри нового здания за 45 дней. Однако владельцы помещения 40 дней не допускали подрядчика на свою территорию (хотя официальный допуск они оформили). Разумеется, за оставшиеся 5 дней «Росстрой» не справился со всем объемом работ. Заказчик за просрочку надеялся уменьшить сумму оплаты более чем вдвое. В итоге удалось решить вопрос мировым соглашением, но нервы и время уже были потрачены.

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (изменения вступили в силу с 08 апреля 2017 года).

Как подрядчику (поставщику) получить оплату в полном объеме

Рекомендация 1. Правильно организовать ведение документооборота при сдаче работы. В контракте чаще всего четко прописывается, после подписания какого именно документа (счета-фактуры, товарной накладной или акта сдачи-приемки) производится оплата. Если вы, как подрядчик (поставщик), даете на подпись заказчику свою типовую бумагу по сложившемуся у вас документообороту, а не по форме отчетного документа, определенного условиями контракта, заказчик ее может смело подписать и… не платить. Формально он будет прав: он «добросовестно» ждет от вас документ согласно контракту.

Как правило, в соответствии с условиями контракта датой поставки товара (выполнения работы) является именно дата подписания заказчиком товарной накладной или акта сдачи-приемки товара (работы).

Более подробно о заполнении этих и других документов см. .

Рекомендация 2. При поэтапных работах (поставках) подписывать акты приема после каждого этапа с обязательным перечислением выполненного (поставленного). Например, «Росстрой» проводил ремонт в здании больницы. Выполнив ремонт в одном кабинете, он перешел в другой, не подписывая никаких документов с заказчиком. Последний же быстро собрал комиссию из своих сотрудников, осмотрел еще не отремонтированный кабинет и заявил, что подрядчик в этом месяце не делал ничего. И поэтому оплату за этот период из общей стоимости контракта необходимо вычесть. Доказать, что вы тем временем добросовестно ремонтировали другой кабинет, будет очень трудно. Поэтому необходимо не только подписывать с заказчиком документы на каждом промежуточном этапе, но и указывать в них, что именно было сделано (в данном случае обязательно было указание номера отремонтированного помещения, перечисление видов работ).

Далее схема действий такая же, как и при подписании документов после завершения полного объема работ. Не имеет значения размер суммы: за каждое дробление цены контракта нужен такой же пакет документов, как и при оплате полной стоимости.

Рекомендация 3. Подписывать со своей стороны акт об оказанных услугах (поставленном товаре), даже если заказчик отказывается это сделать. Компании Сноповой заказчик в итоге выплатил всю сумму по контракту. Но это произошло только благодаря грамотному документообороту. В случае с уборкой (да и ряда других услуг) очень сложно по прошествии времени доказать, действительно ли вы их качественно выполнили. Если заказчик отказывается подписать акт выполненных работ, считая их некачественными или никак не объясняя свой отказ, вы, как подрядчик (или поставщик), обязательно подпишите акт со своей стороны и сделайте на нем отметку, что заказчик от подписания отказался. Продублируйте акт по почте, обязательно указав в письме, что такого-то числа мы уже приносили его вам на подпись, но вы его подписать отказались, поэтому направляем вам документ повторно. Число почтового отправления будет свидетельствовать о том, что вы свои обязательства выполнили в срок.

Если вы по требованию заказчика устранили какой-либо недочет - опять несите ему на подпись акт и дублируйте по почте с указанием, что работы были проведены повторно.

В случае если вас, как «Росстрой», не допускают к выполнению работ, также необходимо направить письмо с требованием о допуске к работам с указанием даты письма и предупреждением заказчика о том, что задержка может привести к срыву сроков выполнения работ по контракту по вине заказчика и переносу срока на период задержки.

Рекомендация 4. Будьте готовы привлечь независимых экспертов, чтобы доказать качественное выполнение вами работ (качество поставленного товара). Но если заказчик сможет доказать, что работы выполнены некачественно, подписанный только вами акт судом . На что будет ссылаться заказчик, доказывая, что вы что-то сделали не так? Как раз на заключение той самой комиссии, которую он вправе собрать из своих же сотрудников. Важно присутствовать при проведении этой экспертизы. И если вы не согласны с ее заключением, как можно быстрее привлечь независимую организацию. Делать это придется за свой счет. Но это выйдет дешевле, чем если вашу работу полностью не оплатят. Тем более если вы окажетесь правы, расходы можно будет взыскать в судебном порядке.

П. 4 ст. 753 Гражданского кодекса.

Как найти независимого эксперта? Он может быть из любой экспертной организации, имеющей лицензию на проведение работ в вашей сфере. Например, правом проведения экспертиз обладает Торгово-промышленная палата Воронежской области.

Желательный стаж - не менее 5 лет. Перед тем как заказать услугу, вы можете проконсультироваться с подрядной организацией и сделать предварительные выводы, стоит ли проводить экспертизу либо результат, скорее всего, будет не в вашу пользу. Вы также можете написать заявление о присутствии при проведении экспертизы. Увы, согласно п. 8 ст. 94 того же закона о контрактной системе «заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара..., в случае если выявленное несоответствие устранено исполнителем». То есть, если вашу работу сочтут некачественной и вы ее переделаете, вам могут все равно ее не оплатить: заказчик «вправе не отказывать», а вправе и отказать. Поэтому лучше приложить все усилия, чтобы выполнить условия контракта на должном уровне с первого раза. И если заказчик с этим не согласен - доказать, что работа выполнена добросовестно.

Рекомендация 5. Подстраховать риски в случае начала работ до завершения тендера. К сожалению, реальность ведения современного бизнеса такова, что многие подрядчики начинают работу де-факто, а потом оформляют ее де-юре. В этом случае вы можете заключить предварительное соглашение с физлицом о начале работ, а уже потом заменить его госконтрактом.

Поменять сложившиеся правила игры в госзаказе мы вряд ли сможем, а вот отстоять свои права в его рамках возможно, если следовать всем перечисленным рекомендациям.


Акт приема-передачи может быть исполнен в свободной форме. Однако недобросовестный заказчик может предъявить претензии, например, об отсутствии комплектующих или поставке иного товара, более дешевого, худшего качества (о некачественном выполнении работ или даже повреждении имущества заказчика во время выполнения работ). Поэтому подрядчику необходимо указать перечень работ, а поставщику конкретизировать характеристики товаров с их индивидуальными признаками (сведения могут быть получены из каталогов изготовителя, технического паспорта, инструкции по эксплуатации, гарантийной документации, сертификата соответствия и пр.). Степень конкретизации характеристик товара зависит от специфики товара.

Кроме подробной характеристики передаваемого товара (работы) необходимо указать в акте, что товар или результат работы осмотрен и принят, заказчик претензий к составу, внешнему виду и качеству не имеет и товар может быть применен по назначению. Если заказчику необходимо проверить работоспособность товара - лучше потратить время и проверить это вместе, но подписать необходимые документы в момент его принятия. Если у заказчика имеются какие-либо претензии, необходимо на месте все выяснить и в случае, если вы с ними согласны, зафиксировать в акте перечень исправлений, которые вы должны внести и которые будут учитываться при подписании нового акта. Если вы с претензиями не согласны, немедленно составляйте протокол разногласий и фотографируйте все «недостатки».

Товарная накладная. Форма товарной накладной (унифицированная форма ТОРГ-12) и указания по ее заполнению утверждены постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132. Товарная накладная должна подписываться руководителем компании и главным бухгалтером либо уполномоченными ими лицами (в этом случае правомочие обязательно должно быть оформлено приказом или доверенностью, копию которой лучше приложить к подписанному акту). Доверенность допускается не нотариальная, а в свободной форме, с указанием того, кто доверяет, паспортных данных и полномочий того, кому доверяют, и образец его подписи.

В связи с нелегкой экономической ситуацией в нашей стране, люди все реже платят по счетам. Можно заключить договор и выполнить свои обязательства в полном объеме, но никогда не дождаться оплаты. Никто не застрахован от подобных случаев, однако справиться с ними может каждый.

В закладки

Действовать стоит следующим образом:

1. Подберитесь ближе к оленю. Чем вы ближе находитесь совершая выстрел, тем больше у вас шансов попасть в цель. Если контрагент не платит, свяжитесь с ним и узнайте причину. Возможно, произошла ошибка, или он недоволен качеством товара, сроком поставки и т.д. В таком случае, ситуацию можно решить и получить заслуженные деньги.

2. Напишите претензию. Если заказчик увиливает от исполнения обязательств либо не отвечает вообще, стоит составить официальную претензию. Такая претензия – официальный документ и составляется по форме с указанием: какого числа подписан договор и номер договора, какие обязательства выполнены Вами и в каком объеме, выполнены ли обязательства в срок. Далее укажите обязательства заказчика: выплатить определенную сумму по договору, в определенный срок. Укажите, что вопреки взятым на себя обязательствам, заказчик не произвел оплату по договору. После этого, попросите заказчика оплатить задолженность по договору, и установите срок для выполнения обязательств. Укажите реквизиты расчетного счета на который должна произвестись оплата. Подпишите претензию, поставьте печать компании и отправьте ее на адрес заказчика который указан в договоре.

3. Подготовьте исковое заявление. На практике претензия носит больше формальный характер. Если на претензию не поступил ответ, появляется право на обращение в суд. Написанную претензию можно взять за основу искового заявления. Далее, необходимо обосновать свои требования нормами действующего законодательства и копиями договора и всех документов имеющих отношение к делу. Чтобы правильно сослаться на статьи законов и соблюсти все требования к исковому заявлению, рекомендуется обратиться к юристу. Если иск составлен неправильно, суд не примет его, а если примет, может отказать в требованиях.

4. Подпишите исковое заявление и подайте его в арбитражный суд. Исковое заявление подается по месту нахождения заказчика. После назначения заседания, необходимо явиться в суд и убедить судью в своей правоте. В случае успеха, с заказчика будет взыскана сумма долга, и штрафные санкции в вашу пользу.

5. Получите исполнительный лист и предъявите его в банк. После вступления в силу решения суда, можно получить исполнительный лист для принудительного взыскания денежных средств. Исполнительный лист вместе с заявлением о взыскании предъявляется в банк где у заказчика открыты счета. Если у заказчика есть деньги на счету, в течение трех дней выигранную сумму перечислят вам.

В конечном итоге, если заказчик отказывается оплатить задолженность по договору, стоит приложить усилия для решения спора в досудебном порядке. В противном же случае, битва затянется на долгие месяцы и выиграть ее без поддержки юриста будет крайне сложно.

Правительство хочет защитить бизнесменов, которые исполняют госконтракты: если чиновники будут тянуть с оплатой, то им грозит штраф до 50 тысяч рублей.

С 1 января 2017 года в России начнёт действовать новое наказание для нерадивых чиновников, которые "кидают" исполнителей госконтрактов - отказываются платить за выполненные работы, затягивают сроки. В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) появится новая статья, предусматривающая штраф от 30 до 50 тысяч рублей, а также дисквалификацию. Эксперты говорят, что такие изменения помогут отбить у чиновников охоту вымогать у бизнесменов откаты за саму возможность вовремя получать бюджетные деньги по контрактам.

Сентябрь выдался для юристов администрации Краснодара беспокойным. Им пришлось ходить в местный арбитражный суд как на работу. На мэрию подала в суд фирма "Геоинжпроект", которая проектировала для неё новую школу на 1250 учеников в одном из районов города. Проектировщик все требуемые работы выполнил за пять месяцев, за что должен был получить по госконтракту 886 тысяч рублей. Мэрия работы приняла без претензий, но ни копейки денег не перечислила. Вместо этого чиновники говорили, что, мол, работы выполнены не полностью, и тянули с оплатой. Им это удавалось почти 9 месяцев. Суд таких аргументов не принял и обязал администрацию выплатить "Геоинжпроекту" всё причитающееся.

Таких судебных споров между государственными заказчиками и бизнесменами-исполнителями по всей стране - сотни. В последнее время всё чаще и чаще казённые учреждения, будь то школы, министерства, заводы, муниципалитеты, не платят по контрактам или затягивают платежи. Бывает так, что денег нет месяц, другой, третий. В середине этого года дело дошло до того, что правительству пришлось вносить поправки в закон "О контрактной системе в сфере закупок", чтобы заставить нерадивых чиновников быстрей оплачивать выполненные работы. Согласно тем изменениям расплатиться по контракту нужно в течение 30 дней.

Поправки в законы ввели, но ситуация с неплатежами так и не изменилась.

По информации Минэкономразвития, ущемление прав предпринимателей из-за неоплаты госконтрактов носит массовый характер, - говорится в пояснительной записке.

Теперь правительство решило ужесточить наказание для нерадивых госзаказчиков. Минэкономразвития внесло в Госдуму проект новой статьи в Административный кодекс. Статья будет называться "Нарушение срока и порядка оплаты при осуществлении закупок для государственных нужд". Смысл такой: если чиновник любого ведомства, отвечающий за госзакупки, нарушил правила их проведения или медлит с оплатой, ему грозит штраф от 30 до 50 тыс. рублей. То же наказание применят и в случае, если чиновник не внёс компании-подрядчику аванс в срок, указанный в контракте.

Проект предусматривает усиленное наказание за повторное нарушение. Если кто-то из госслужащих в сфере госзакупок уже раз попадался на просрочке выплат, то во второй раз за аналогичное правонарушение он получит уже дисквалификацию на срок от года до двух. Дисквалификацией называется лишение чиновника должности и временный запрет работать на аналогичных постах в других структурах.

Этот закон можно назвать детищем скандально известного экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева. Он по поручению Дмитрия Медведева начал готовить проект за несколько месяцев до своего задержания, и подпись Улюкаева стоит под финальной версией, отправленной на согласование другим ведомствам. Финальный пакет документов уже подписал первый зампред правительства Игорь Шувалов - именно он в своё время одним из первых ратовал за проработку этого вопроса.

Перед тем как вносить законопроект, его авторы провели большую работу: они выясняли, сколько денег из бюджета он потребует, не появится ли после его принятия новых лазеек для получения взяток и прочее. Как выяснилось, коррупциогенных факторов в новом законе не выявилось. Не потребует он и новых бюджетных инъекций.

Всё уже согласовано с Генпрокуратурой, Минюстом и ФАС. Единственным ведомством, при согласовании с которым возникли проблемы, стало Министерство финансов. В Минфине не согласились с рядом положений проекта, а в Минэкономразвития отказались учитывать их мнение.

Минфин России представил замечания к законопроекту, которые не могут быть учтены, - сообщал в своём письме Дмитрию Медведеву Алексей Улюкаев.

Пока ведомства спорят, какой вид примет новый закон, бизнесмены, работающие по госконтрактам, продолжают страдать. По словам предпринимателя из "Опоры России", главы юрфирмы Urvista Алексея Петропольского, затягивание связано не только с тем, что чиновники не отдают деньги после того, как приняли все работы. Наоборот, они стараются не принять работу, поэтому и тянут с оплатой. Так они вымогают откаты только за саму возможность выплатить законные деньги.

Самая большая проблема - затягивание и вымогательство при подписании актов сдачи-приёмки выполненных работ. Тебе не подписывают акты, находят десять тысяч претензий к тому, какую работу ты выполнял. А до этого деньги не платят. Поэтому 99% заказчиков изначально договариваются, чтобы им эти акты подписали, платят деньги, откатывают 10–20%, и акты подписываются, - рассказал Лайфу Петропольский. - Например, у меня в практике был случай, когда проверяющие придрались к тому, что покрытие на детской площадке было на полсантиметра выше нормы.

Новый закон, говорит Петропольский, направлен в том числе и на борьбу с так называемыми закладками в документах закупки, которые чиновники делают под аффилированные с ними фирмы. Например, сообщил Лайфу эксперт, в закупках раньше часто прописывали, что оплату исполнитель получит не раньше, чем через полгода после выполнения работ и подписания акта приёмки. Этот принцип был нужен, чтобы бизнесмены со стороны испугались и не стали участвовать в тендере.

Новый регламент не позволяет прописать в техзадании сроки оплаты в полгода, - рассказал Петропольский. - Раньше "свои" заходили и выполняли работы, и им платили на следующий день, а "чужие" заходили - им через полгода платили. Это был такой стоп-фактор для написания техзадания, специально, чтобы проходили только "свои".

Многие могут вообще оказаться из-за этого банкротами, говорят эксперты.

Действительно, есть печальная статистика, что чиновники, отвечающие за госконтракты, часто тянут с оплатой, - рассказал Лайфу адвокат Анатолий Вербицкий. - Получается, что, когда бизнесмен получает госконтракт, он сразу вкладывает часть своих денег, чтобы в сроки укладываться, в ожидании, что это будет компенсироваться.

По словам Вербицкого, многие предприниматели вкладывают в госконтракт последние деньги фирмы, рассчитывая по завершении работ гарантированно покрыть расходы и заработать сверху. И, если чиновники подолгу не оплачивают контракт, предприниматели оказываются на мели и рискуют стать банкротами. В таких случаях скорость оплаты имеет очень большое значение.

Слова Вербицкого подтверждаются статистикой судебных исков к государственным учреждениям и ведомствам из-за просрочек выплат. Картотека арбитражных дел выдаёт в результатах поиска только за 2016 год около тысячи исков, поданных из-за неустойки по госконтракту. Большая их часть связана с неплатежами по электроэнергии, как это было, например, с детсадом "Радужный".

Детский сад за три месяца задолжал столичной энергосбытовой компании "Восток" 177 тысяч рублей за электроэнергию. Несмотря на то что энергию поставляли по госконтракту и государство выделило детсаду на это деньги, руководство тянуло с выплатами сколько могло. В итоге исполнитель контракта - "Восток" - пошёл в Арбитражный суд в надежде взыскать просрочку. "Востоку" это удалось.

Впервые о проблеме с чиновниками-неплательщиками сообщил бизнес-омбудсмен Борис Титов в своём докладе президенту Владимиру Путину за 2014 год. После этого Игорь Шувалов поручил Минэкономразвития, Минфину и ФАС проработать этот вопрос. Согласно открытым данным, к концу 2015 года общие долги чиновников перед бизнесменами - исполнителями госконтрактов равнялись 25 миллиардам рублей.