Заключение контракта жизненного цикла по 44 фз. Когда и как заключать контракт жизненного цикла. Добавили случаи заключения

Контракт жизненного цикла - это соглашение на комплекс работ от проектирования объекта до его изготовления и последующего обслуживания, включая утилизацию. В законодательстве оговорены случаи, когда разрешается подписать такой договор, к примеру строительство дорог, аэродромов или закупка самолетов, поездов, кораблей. С 2020 года правила изменятся, правительство уже рассматривает пакет поправок.

Последние изменения

На сайте проектов нормативных актов Минтранс и Минфин опубликовали 2 Постановления, которые изменяют Постановление Правительства № 1087 от 28.11.2013 об определении случаев заключения контракта жизненного цикла (КЖЦ). Собрали эти изменения в таблицу.

Когда разработали проект Что меняется Скачать
18.11.2019

Добавят новое основание. Такие госконтракты разрешат подписывать в закупках медицинской техники по таким кодам ОКПД2:

  • 26.60.11;
  • 26.60.12;
  • 26.60.13.130;
  • 26.70.22.150;
  • 32.50.12.000;
  • 32.50.21.121;
  • 32.50.21.122.
Скачать проект Постановления о госконтракте жизненного цикла в закупках медтехники
30.09.2019

Изменят пп. «а» п. 1 ПП 1087. Дополнят перечень случаев, при которых заключают госконтракт жизненного цикла в области дорожного хозяйства. Разрешат подписывать такие госконтракты еще на выполнение работ по проектированию и реконструкции, по проектированию и капитальному ремонту автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), включая дорожные сооружения, которые являются их технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Сейчас контракт по этому пункту заключают только на выполнение работ по проектированию и строительству автодорог (участков автодорог), включая сооружения на дороге, которые являются их технологической частью, — защитные и искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автодорог.

Скачать проект Постановления о новых основаниях заключения госконтрактов жизненного цикла в области дорожного хозяйства

Как регулируется

Помимо , контракт жизненного цикла подпадает под действие Постановления Правительства № 1087 от 28.11.2013, где определены случаи, при которых заключают подобные соглашения. К ним относят работы по проектированию и строительству:

  • автодорог и их участков;
  • инфраструктуры морских и речных портов;
  • аэродромов;
  • объектов коммунального хозяйства;
  • инфраструктуры городского транспорта, метрополитена;
  • инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • уникальных объектов капитального строительства;
  • объектов капстроительства для сферы здравоохранения (в т. ч. реконструкция);
  • зданий и сооружений для различных нужд военнослужащих (в т. ч. реконструкция);
  • зданий для социальных нужд (в т. ч. эксплуатация);
  • зданий для сферы культуры;
  • объектов культурного наследия (в т. ч. реставрация).

Эти правила применимы при приобретении транспортных средств для общественного пользования (вагоны метро, автобусы и т. д.), воздушных, морских и речных судов.

С 09.11.2018 это соглашение заключают для закупки на выполнение работ по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов (включая работы по установке приборов (узлов) учета, устройств сбора и передачи данных учета и по созданию программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета).

А с 11.07.2019 госконтракты жизненного цикла используют в закупках у единственного поставщика по . Когда приобретают товар, производство которого создано, модернизировано или освоено на территории России в рамках специального инвестиционного контракта, у организации оборонно-промышленного комплекса, включенной в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (формируется по Постановлению Правительства № 96 от 20.02.2004 о сводном реестре таких организаций), которая является стороной — инвестором такого специнвестконтракта.

Особенности

Контракт жизненного цикла представляет собой обычную сделку, которую совершают в общем порядке, с учетом процедур и ограничений, прописанных в 44-ФЗ, но с определенными особенностями. Перечислим их:

  1. Есть условие о его , если заключают контракт для федеральных нужд. Это указано в п. 3 Постановления Правительства № 963 от 20.09.2014.
  2. В качестве заявок участников берут не цену контракта и последующие эксплуатацию и ремонт, а общий критерий — стоимость жизненного цикла по .
  3. Стоимость жизненного цикла формируют, используя рекомендации, которые прописаны в ч. 3 ст. 32 44-ФЗ, и национальный стандарт ГОСТ Р 27.202-2012.
  4. Есть ограничения по бюджетному кодексу для долгосрочных контрактов, если срок выходит за пределы финансового года. Такие ограничения прописаны в ч. 2 ст. 72 БК.

Не забудьте про особенности контрактов, которые, помимо обслуживания и эксплуатации, одновременно содержат работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капстроительства, т. е. «под ключ», в рамках ч. 16.1 ст. 34 44-ФЗ. Для заключения таких контрактов Постановлением Правительства № 563 от 12.05.2017 установлен особый порядок. Помимо соблюдения общих требований закона о контрактной системе, для заключения таких контрактов жизненного цикла придется:

  • получить решение Правительства или ГРБС для объектов федеральной собственности или решение губернатора (главы муниципалитета) для объектов госсобственности субъекта (муниципальной собственности);
  • получить заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в объект капстроительства;
  • предусмотреть в контракте специальные условия. Они прописаны в ч. 4 ПП № 563.

Примеры

На официальном сайте ЕИС есть информация о контракте жизненного цикла по 44-ФЗ по результатам закупки работ по проектированию, строительству и техобслуживанию объектов наружного освещения (№ 0162300000814001059 от 22.08.2014).

Заказчик — Администрация г. Нижний Тагил. НМЦК — 12 497 660 670 рублей. Договор заключили с АО «ПО «УОМЗ» ИМЕНИ Э.С. ЯЛАМОВА» на сумму 9 373 245 502,50 рублей. Сумма обеспечения сделки составила 15% от НМЦК. Соглашение действует до конца 2042 года.

В контракте жизненного цикла есть таблица максимальных выплат за каждый год.

А в разделе 3 прописан срок выполнения каждого этапа работ.

Контракт жизненного цикла - соглашение о выполнении комплекса работ, начиная с проектирования, изготовления или строительства объекта, заканчивая его последующим обслуживанием, возможно эксплуатацией и даже утилизацией. Заключать подобные контракты можно только в определенных Правительством РФ случаях. К примеру, строительство дорог, аэродромов или закупка железнодорожных составов, воздушных, морских судов. Порядок выбора поставщика и заключения контракта жизненного цикла, за исключением некоторых особенностей, не отличается от порядка, предусмотренного для обычных контрактов.

Случаи заключения контракта жизненного цикла

Поскольку заключение контракта жизненного цикла в угоду качеству все-таки имеет признаки ограничения конкуренции, Закон N 44-ФЗ разрешает их заключать только в определенных Правительством РФ случаях ().

Вы можете заключить контракт жизненного цикла, если вам необходимо:

Спроектировать и построить:

  • автомобильную дорогу с технологическими сооружениями, дорожными объектами и элементами обустройства;
  • инфраструктуру морского или речного порта;
  • аэродром;
  • объект коммунального хозяйства, в том числе снабжения коммунальными ресурсами, водоотведения, очистки сточных вод, переработки, утилизации отходов;
  • объект инфраструктуры подземного, наземного электрического транспорта, а также ж/д транспорта общего пользования;
  • уникальный объект капитального строительства.

Закупить:

  • железнодорожный состав, транспорт метрополитена, монорельса, трамвай, троллейбус;
  • воздушное, морское или речное судно.

Спроектировать, построить и укомплектовать оборудованием объект капстроительства:

  • в сфере здравоохранения (больницы, поликлиники, санатории);
  • тылового назначения (для проживания семей военнослужащих, для учебно-материальной базы боевой подготовки и др.);
  • для социального обслуживания граждан (интернаты, пансионаты, реабилитационные центры и т.д.);
  • в сфере культуры (театры, мемориалы, концертные залы и т.д.).

Спроектировать и реконструировать и укомплектовать оборудованием аварийный объект культурного наследия, памятник истории и культуры или его остатки.

Порядок заключения контракта жизненного цикла

Контракт жизненного цикла заключается в общем порядке с учетом процедур и ограничений, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. В зависимости от НМЦК и предмета контракта вы сами принимаете решение о способе определения поставщика. Однако особенности у таких закупок все же имеются.

Включите в контракт условие о его банковском сопровождении , если заключаете его для федеральных нужд (п. 3 Постановления N 963).

В качестве критерия оценки заявок участников вы можете предусмотреть не цену контракта и последующие эксплуатацию и ремонт, а общий критерий - стоимость жизненного цикла (). Не забудьте отразить информацию об этом в (п. 7 ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

При формировании стоимости жизненного цикла используйте Методические рекомендации по определению НМЦК (). Рекомендуем также использовать Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 27.202-2012.

Соблюдайте ограничения, установленные Бюджетным кодексом для долгосрочных контрактов, если срок вашего контракта жизненного цикла выходит за пределы финансового года (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Учтите особенности контрактов, которые помимо обслуживания и эксплуатации одновременно содержат работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капстроительства - «под ключ» (). Для заключения таких контрактов Правительством РФ установлен особый порядок. Помимо соблюдения общих требований Закона N 44-ФЗ для заключения такого вида контракта жизненного цикла вам необходимо:

  • получить решение Правительства РФ или ГРБС для объектов федеральной собственности либо решение губернатора (главы муниципалитета) для объектов госсобственности субъекта РФ (муниципальной собственности);
  • получить заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в объект капстроительства;
  • предусмотреть в контракте специальные условия.

Сложные вопросы осуществления закупок в сфере культуры: контракты жизненного цикла, конкурсы с ограниченным участием и закрытые торги (Лисовенко О.К.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

Особого интереса как в практическом, так и в научном плане заслуживает правовое регулирование в рамках контрактной системы отдельных аспектов осуществления закупок в сфере культуры. При этом под закупками в сфере культуры представляется обоснованным и логичным понимать не любые закупки заказчиков, осуществляющих те или иные функции и полномочия в сфере культуры, а лишь закупки, имеющие непосредственное отношение к культурным ценностям, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры). Тем не менее закупки в сфере культуры представляют первоочередной интерес именно для специалистов в области управления культурой, а также для лиц, задействованных в процессе организации и проведения закупок для нужд учреждений культуры, в том числе для контрактных управляющих и работников контрактных служб, членов закупочных комиссий.

В данном докладе будут рассмотрены 3 блока вопросов, представляющих наиболее сложные аспекты закупочной деятельности в сфере культуры:
- контракты жизненного цикла;
- конкурсы с ограниченным участием;
- закрытые торги.
Рассмотрим последовательно каждый из перечисленных пунктов.

Контракты жизненного цикла

Согласно ч. 16 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заключается контракт, предусматривающий:
- закупку товара или работы;
- при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы;
- последующие обслуживание, ремонт;
- при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.
Такой контракт именуется контрактом жизненного цикла.
В связи с внесением изменений в соответствующее Постановление Правительства Российской Федерации с 2016 г. появилась возможность заключать следующие контракты жизненного цикла в сфере культуры:
1. На проектирование, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства в сфере культуры (театров и амфитеатров, памятников и мемориальных сооружений, музеев, выставочных центров и выставочных комплексов, библиотек, цирков, кинотеатров, концертных залов).
2. На проектирование, реконструкцию с элементами реставрации и (или) приспособление для современного использования (при необходимости) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов, в случае признания таких объектов аварийными в соответствии с требованиями законодательства РФ об объектах культурного наследия (о памятниках истории и культуры) народов РФ или нахождения таких объектов в руинированном состоянии.
Возможность заключения таких контрактов появилась после внесения 29 декабря 2015 г. изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла".
Основное отличие между двумя указанными основаниями заключается в следующем: второе основание заключения контрактов жизненного цикла применимо только для уже существующих объектов, при этом находящихся в аварийном или руинированном состоянии, вместе с тем второе основание, в отличие от первого, предполагает закупку не только работ, но и необходимого для реконструкции объектов культурного наследия оборудования, предусмотренного проектной документацией.
При этом заключение соответствующих контрактов связано с рядом практических трудностей.
Ввиду того что ч. 3 ст. 32 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что расчет стоимости жизненного цикла созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом методических рекомендаций, предусмотренных ч. 20 ст. 22 44-ФЗ, то в первую очередь встает вопрос, связанный с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, если в такой контракт включены и проектирование, и строительство.
Еще один очень существенный вопрос - может ли контракт жизненного цикла не предусматривать последующие обслуживание, ремонт объекта, созданного в результате исполнения такого контракта? Закон N 44-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1087 позволяют неоднозначное толкование по данному вопросу, а правоприменительной практики на сегодняшний день нет.

Конкурсы с ограниченным участием

В рамках Закона N 44-ФЗ под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (ч. 1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ). В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1, ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона N 44-ФЗ (единые требования и требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков), предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ; дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Таким образом, отличительная особенность конкурса с ограниченным участием - предъявление к участникам закупки дополнительных требований наряду с едиными требованиями, установленными ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
П. 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность проведения конкурсов с ограниченным участием при осуществлении целого ряда закупок в сфере культуры, а именно:
- сохранение объектов культурного наследия;
- реставрация музейных предметов и музейных коллекций, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов;
- работы, услуги, связанные с необходимостью допуска к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек;
- работы, услуги, связанные с необходимостью допуска к хранилищам музеев, к системам обеспечения безопасности в музеях, архивах, библиотеках.
Вместе с тем согласно ч. 2.1 указанной статьи заказчик вправе осуществлять закупки указанных работ, услуг путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); при этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации. Дополнительные требования к участникам закупок в сфере культуры (закупок по указанной в п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ тематике) установлены в приложении N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Сложность применения дополнительных требований при закупке работ по сохранению объектов культурного наследия, включая реставрационные работы, а также работ и услуг иной "культурной тематики", указанной в п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ, вытекает из приведенной выше ч. 2.1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ.
Тонкость состоит в том, что приложением N 1 к Постановлению N 99 установлены дополнительные требования не только к участникам конкурсов с ограниченным участием, но и к участникам аукционов, а это, в свою очередь, означает, что дополнительные требования будут применяться, даже если, например, реставрационные работы будут закупаться электронным аукционом.
Также необходимо обратить внимание и на следующий сложный момент: при проведении конкурсов с ограниченным участием по "культурной тематике" (по п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ) не могут применяться такие показатели по критерию оценки заявок "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", как "опыт по успешному выполнению работ" и/или "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами" (п. 30 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085).
Также стоит отметить, что при закупке работ по сохранению объектов культурного наследия в любом случае является обязательным предъявление к участникам закупки единого требования по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ о наличии у них лицензии на соответствующий вид деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При этом в рамках одной такой закупки при необходимости (если это обусловлено требованиями градостроительного законодательства) может устанавливаться как требование о наличии такой лицензии, так и требование о наличии допуска саморегулируемой организации к осуществлению работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта (так называемого генподрядного допуска СРО). Однако требование о наличии генподрядного допуска СРО никогда не заменяет собой требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Закрытые торги

Принципиальным отличием закрытых способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) от других способов закупок является то, что участие в них могут принимать исключительно лица, которым заказчиком были направлены специальные приглашения. Так, под закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) понимаются закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, при проведении которых в соответствии с положениями ст. ст. 85, 86 Закона N 44-ФЗ информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документации о закупках ограниченному кругу лиц , которые соответствуют требованиям, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. При этом проводить закрытые закупки возможно только в случаях, прямо установленных законом.
Согласно ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются в том числе в случаях заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств.
Однако закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются не просто в случаях, прямого оговоренных в законе, но и исключительно по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление данных функций. На сегодняшний день данным органом является Федеральная антимонопольная служба.
Порядок согласования применения закрытых аукционов и конкурсов установлен Приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2015 г. N 189 "Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Необходимо подчеркнуть следующую сложность применения закрытых конкурсов и закрытых аукционов при закупках в сфере культуры: Законом N 44-ФЗ прямо не регламентировано, какой из двух возможных закрытых способов закупки выбрать - закрытый конкурс или закрытый аукцион, однако согласно письму Минкультуры России от 14 мая 2016 г. N 165-01-39-ВА "О страховании музейных предметов" в случае оплаты страхования за счет средств бюджетов всех уровней, в том числе за счет средств, выделяемых музеям в рамках исполнения государственного задания, либо за счет доходов музеев от их основной деятельности, российская страховая компания должна быть определена по результатам закрытого конкурса, проводимого в соответствии со ст. 84 Закона N 44-ФЗ. Письма Минкультуры России не являются нормативными правовыми актами, тем не менее при решении вопроса о выборе способа закупки услуг по страхованию музейных предметов целесообразно учитывать позицию профильного министерства и отдавать предпочтение именно закрытому конкурсу.
Резюмируя сказанное, необходимо отметить ряд интересных и немаловажных моментов:
- на момент подготовки настоящего доклада в единой информационной системе не размещена ни одна закупка на заключение контракта жизненного цикла в сфере культуры;
- целый ряд заказчиков в нарушение требований ст. 56 Закона N 44-ФЗ закупают работы по сохранению объектов культурного наследия, в том числе реставрационные работы, путем проведения "обычных" открытых конкурсов без установления дополнительных требований, а также иные услуги и работы "культурной тематики" (указанные в п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ) путем проведения электронных аукционов без установления дополнительных требований к участникам;
- многие заказчики, закупающие транспортировку, страхование, охрану музейных предметов, музейных коллекций и пр., проводят по данной тематике открытые закупки с публикацией всей информации о закупке в единой информационной системе, что, безусловно, также должно расцениваться как нарушение положений Закона N 44-ФЗ.

Закона N 44-ФЗ в случаях, установленных Правительством РФ, заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла). Перечень таких случаев определен постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 (далее - Постановление N 1087).


Следует обратить внимание, что Постановлением N 1087 перечислены именно случаи, когда предмет контракта объединяет закупку или изготовление вещи и ее дальнейшее обслуживание, и (или) ремонт, и (или) эксплуатацию. Однако ни данное Постановление, ни ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, ни какая-либо иная норма этого Закона не говорит о том, что приобретение или заказ на создание вещей, упомянутых в Постановлении N 1087, обязательно должны осуществляться в рамках контракта жизненного цикла. Закон N 44-ФЗ в принципе не регулирует формирование предмета контракта. Определенные ограничения на формирование предмета закупки вытекают только из ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок или запроса предложений. Однако из этого не следует обязательности объединения технологически и функционально связанных товаров. работ, услуг в предмет одного контракта. По общему правилу формирование предмета контракта определяется потребностями заказчика.

Соответственно, перечень, утвержденный Постановлением N 1087, следует понимать, как перечень случаев, когда объединение в предмете контракта обязанностей поставщика или подрядчика (далее - контрагент), образующих предмет контракта жизненного цикла, возможно (следует учесть, что по общему правилу объединение в предмете одного контракта проектирования и строительства объекта представляется недопустимым, что рассмотрено в отдельном материале). Заключение контрактов жизненного цикла в случаях, не упомянутых в Постановлении N 1087, недопустимо (см. также письмо Минэкономразвития России от 25.04.2016 N Д28и-1110). Однако само по себе объединение указанных обязанностей контрагента в предмет одного контракта определяется потребностями заказчика. Аналогичный вывод следуют из разъяснений, данных в письмах Минэкономразвития России от 25.12.2015 N Д28и-3744 , от 20.01.2014 N Д28и-30 . Из этих писем, а равно письма Минэкономразвития России от 26.02.2016 N Д28и-441, разъяснений по вопросу 2 письма Минэкономразвития России от 10.12.2014 N Д28и-2797, можно также сделать вывод, что контрактом жизненного цикла считается только тот контракт, который предусматривает сочетание всех обязательных элементов контракта жизненного цикла соответствующего вида, предусмотренного Постановлением N 1087.


Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Контракт жизненного цикла (КЖЦ) — это долгосрочный (как правило, свыше 20 лет) контракт, включающий в себя комплекс работ по проектированию, строительству, эксплуатации объекта (то есть несколько этапов жизни объекта) и предусматривающий растянутое во времени бюджетное финансирование. Случаи заключения КЖЦ определены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087.

Обоснование. Как следует из ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, КЖЦ — это контракт, предусматривающий закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. То есть речь идет о долгосрочном контракте, включающем в себя комплекс работ, охватывающих несколько этапов жизни объекта (проектирование, строительство, эксплуатацию). Соответственно, КЖЦ — смешанный договор, содержащий в себе элементы договора строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и договора возмездного оказания услуг.

Понятие контракта жизненного цикла (КЖЦ) является сравнительно новым понятием в строительстве. Цель заключения таких контрактов — повышение заинтересованности подрядчиков в конечном результате (качестве всех видов работ).

Появление нормативных документов, регулирующих заключение КЖЦ, неизбежно приведет к тому, что число их будет расти.

По мнению экспертов, КЖЦ является выгодным не только для государства (привлечение частных инвестиций, повышение эффективности бюджетных расходов), но и для частного партнера. Последнему применение механизма КЖЦ позволяет по итогам единого конкурса выполнять проектирование, строительство и эксплуатацию объекта, получая гарантированные платежи из бюджета (как правило, после ввода его в эксплуатацию и при выполнении условий контракта). Строительство и эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры на основе КЖЦ позволяет повысить заинтересованность подрядчика в эффективности проектных решений, качестве строительства и применении более современных технологий и материалов, поскольку именно ему придется нести издержки по дальнейшей эксплуатации объекта (либо выплачивать неустойку за нарушение обязательств).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 КЖЦ заключается в том числе на выполнение работ по проектированию и строительству:

а) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений;

б) инфраструктуры морских и речных портов, в том числе искусственных земельных участков, гидротехнических сооружений портов;

в) аэродромов;

г) объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов;

д) объектов инфраструктуры метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта;

е) объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

ж) уникальных объектов капитального строительства.

Что такое контракт жизненного цикла и в каких случаях он заключается?