Заключения под стражу или содержания

Нередко вынесенный приговор об аресте человека или его имущества через время признают незаконным. К каким последствиям это приводит, расскажет наша статья о таком виде как незаконный арест, который, увы, по данным статистики встречается так же часто как и или .

Особенности преступления

Задержание и арест человека осуществляется правоохранительными органами, в то время как арест имущества производят судебные приставы. Данные действия регламентируются различными законодательными актами, а поэтому целесообразнее рассматривать их по отдельности.

Итак, незаконное задержание сотрудниками полиции: что делать?

Задержание подозреваемого

Сотрудники полиции вправе задерживать и заключать под стражу граждан, подозреваемых в совершении противоправного деяния, лишь когда есть основания. В некоторых случаях у полицейского есть право лишь задержать гражданина, но не арестовывать его. Сотруднику необходимо сориентироваться, какие действия будут адекватны ситуации.

  • Не считается незаконным арест, произошедший по ошибке, если, например, полицейский арестовывает скрывающегося от него человека, подозревая, что это вор, совершивший только что ограбление. Если окажется, что этот человек не имеет отношения к злодеянию, его отпустят, а сотрудник полиции не будет обвинен в незаконном задержании, поскольку действовал в рамках закона.
  • Другое дело, если оснований для ареста не будет: так, нельзя арестовывать лицо за проступок, наказание за который не превышает двух лет. Если ошибка в законе была допущена сотрудником чистосердечно, его ждет дисциплинарное наказание. Компенсацию же за незаконный арест можно требовать лишь в случае осознанного нарушения правил ареста, когда полицейский осознает, что не вправе арестовывать человека, но делает это.

Таким образом, можно выделить четыре вида ареста:

  • Обоснованный, когда полицейский действует сообразно нормам закона и арестовывает лицо по решению суда или на имеющихся для этого основаниях (см. ниже);
  • По ошибке в фактах. Когда в ходе преследования за преступника был принят другой человек;
  • Из-за неверного истолкования закона. Когда деяние, совершенное лицом, не настолько серьезное, чтобы у сотрудника появился повод к аресту;
  • Заведомо незаконный арест. То есть заключение под стражу без оснований, по произволу полицейского. Именно за такие действия сотрудник может быть призван к уголовной ответственности.

Это были основания для ареста человека. А теперь давайте поговорим о случаях когда специальные органы накладывают незаконный арест на имущество (например, автомобиль забирают судебные приставы), в том числе на денежные средства и другие объекты.

Арест имущества

Итак, что это такое и можно ли подать в суд на незаконный арест имущества? Случаи, в которых может быть наложен арест имущества, подробно рассматриваются в 115 статье УПК РФ. Под арестом понимается запрет свободно распоряжаться, а иногда и пользоваться определенным имуществом.

Наложен такой запрет может быть в ряде случаев:

  • в рамках гражданского судопроизводства, когда возникает необходимость возмещения убытков ответчиком истцу;
  • при назначении уголовного наказания, сопровождающегося конфискацией;
  • в случае взыскания прочих издержек в ходе рассмотрения уголовного дела.

Производится арест при понятых, а ход действий сотрудников фиксируется в протоколе, один экземпляр которого отдается хозяину имущества.

Решение о конфискации принимается только в суде, иначе нарушаются конституционные права гражданина. В ходе расследования, следователь может обратиться к суду с ходатайством о наложении ареста на имущество подозреваемого, если есть основания думать, что данные действия поспособствуют скорейшему рассмотрению дела.

На суде ходатайствовать о применении ареста может сторона обвинения или сам судья. После вынесения решения об аресте в дело вступают судебные приставы.

Незаконным арест имущества будет в том случае, если основания для него были недостаточными, либо нормы закона были истолкованы неверно.

Основания для таких действий

Человек может быть заключен под стражу лишь тогда, когда имеется соответствующее постановление суда. Кроме того, срок заключения за преступление, предположительно совершенное подозреваемым, должен составлять не меньше двух лет.

Существует несколько исключений, когда арест применяется, даже если потенциальный срок наказания меньше двух лет:

  • не удается установить личность подозреваемого;
  • у подозреваемого нет постоянного места жительства (ПМЖ) в России;
  • установленная прежде мера (домашний арест, подписка о невыезде, поручительство) нарушена;
  • подозреваемый скрывается от следствия.

Несовершеннолетних граждан арестовывают лишь при совершении ими особо тяжких или тяжких злодеяний (за небольшим исключением).

Перед арестом полиция прибегает к задержанию, но тогда лишь, когда за предположительно совершенное подозреваемым деянием предусмотрено наказание в виде лишения свободы, а также, по одной из перечисленных причин:

  • подозреваемого застали на месте преступления;
  • очевидцы узнали в подозреваемом преступника;
  • на теле, одежде и личных вещах подозреваемого имеются следы совершения ним преступления.

Задержать человека могут и еще в ряде случаев:

  • при попытке скрыться от сотрудников;
  • при отсутствии у человека прописки и ПМЖ;
  • когда не получается установить личность;
  • прокурором было направлено ходатайство в суд, об аресте данного гражданина.

Законом дозволено задерживать человека на 48 часов. Решением суда к этому сроку добавляется еще 72 часа. Если суд постановляет заключить под стражу подозреваемого, копия ордера отдается ему на руки сразу после принятия данного решения.

Максимальный срок ареста – 2 месяца (включая время, на которое подозреваемый был задержан). Продление данного срока возможно лишь в суде (до полугода и, в крайних случаях, до 1 или 1,5 года).

А «светит» ли компенсация за незаконное задержание и заключение под стражу человека по статьям УК РФ? Об этом — далее.

Компенсация потерпевшему

На защите человека от незаконного заключения и задержания стоит Конституция РФ, а также постановления Конвенции по защите прав человека. За причиненный незаконным арестом вред лицо вправе получить от государства компенсацию.

Сумму возмещения материального и, обязательно, морального вреда назначает суд после рассмотрения всех подробностей дела. Деньги выплачиваются из местной казны, чтобы лицо сразу же могло получить компенсацию. После чего указанная сумма возвращается государством в местный бюджет.

Право на получение компенсации является составной частью права на реабилитацию, закрепленного 133 статьей УПК. О юридических последствиях признания заключения под стражу незаконным читайте ниже.

Последствия незаконного ареста человека

Незаконному аресту подозреваемого в совершении уголовно наказуемого деяния посвящена 301 статья УК РФ. Речь ведется именно о заведомо незаконном задержании, а не об ошибке следствия.

  • Так, в первой части говориться о неправомерном задержании, а во второй об аресте.
  • Третья часть посвящена квалифицированному составу: в ней перечислены меры наказания за незаконное задержание и арест, если данные действия повлекли тяжелые последствия.

Субъект рассматриваемого деяния – специальный. Им может стать следователь, прокурор, судья или другое лицо, осуществляющее дознание.

К сотруднику, заведомо незаконно задержавшему человека, могут быть применены такие меры:

  • ограничение свободы (до 3 лет);
  • принудительные работы (максимум 2 года), дополняемые иногда запретом профессиональной деятельности (до 3 лет);
  • арест (4-6 месяцев);
  • лишение свободы (до двух лет) с запретом на осуществление профессиональной деятельности (до 3 лет) или без.

Заведомо незаконный арест или содержание под стражей наказываются принудительными работами (до 4 лет) или лишением свободы (до 4 лет).

За деяние, подпадающее под часть 3 301 статьи, обвиняемый может быть приговорен к пяти (максимум) годам принудительных работ или к лишению свободы (до 8 лет).

1. Объектом преступления выступает нормальная деятельность суда, прокуратуры, органов дознания, обеспечивающая неприкосновенность личности против необоснованных посягательств. Дополнительный объект - личная свобода потерпевшего, а также иные интересы и блага личности (например, честь, здоровье, материальные интересы).

2. Объективная сторона состоит в заведомо незаконных задержании, заключении под стражу или содержании под стражей.

Закон устанавливает раздельно ответственность за незаконное задержание и за заключение под стражу или содержание под стражей, предусмотрев их в разных частях ст. 301 исходя из общественной опасности деяний.

Задержание как мера процессуального принуждения применяется к лицу, подозреваемому в совершении преступления, в целях оперативного раскрытия преступления и изобличения виновного. Оно возможно в случаях и по основаниям, которые исчерпывающе предусмотрены в УПК РФ.

3. Незаконным будет задержание, осуществленное при отсутствии указанных в законе оснований или с нарушением хотя бы одного из ограничительных условий. Подпадает под признаки комментируемой статьи задержание, произведенное с грубым нарушением установленной законом процедуры применения этой меры уголовно-процессуального принуждения (например, без составления протокола, без указания в нем времени задержания или времени его составления).

4. Заключение под стражу является самой строгой мерой пресечения, и его законность определяется как общими условиями, относящимися ко всем мерам процессуального принуждения, так и нормами, непосредственно регламентирующими применение именно этой меры.

Применение мер пресечения возможно только тогда, когда имеются достаточные основания полагать, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, может: скрыться от дознания, следствия или суда; продолжать заниматься преступной деятельностью; угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Если нет хотя бы одного из указанных выше трех оснований, то применение любой меры пресечения, в том числе и заключения под стражу, невозможно.

В качестве меры пресечения заключение под стражу может применяться по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, а в исключительных случаях - и по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок до двух лет.

Уголовно-процессуальным законодательством регламентирован порядок заключения под стражу. Заключение под стражу должно быть законным и обоснованным. При этом под его законностью следует понимать соблюдение норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих порядок применения указанной меры пресечения и продления срока ее действия, а под обоснованностью - наличие в материалах уголовного дела сведений, которые подтверждают необходимость применения заключения под стражу в качестве меры пресечения.

Таким образом, незаконным считается заключение под стражу, если: а) отсутствуют указанные в законе основания для этого; б) нарушаются правила и порядок избрания данной меры пресечения. Конкретно это может выражаться в заключении под стражу лица, обвиняемого в совершении преступления, наказание за которое не предусматривает лишение свободы; в отсутствии определения суда и т.п.

5. Уголовно-процессуальным законодательством определены сроки содержания под стражей, нарушение которых образует самостоятельный вид рассматриваемого преступления, указанного в ч. 2 ст. 301.

6. Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей имеют формальный состав преступления. Их следует считать оконченными с момента совершения перечисленных в законе действий.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Закон не содержит в качестве обязательных признаков рассматриваемого преступления мотивы и цели. Они могут быть различными: карьеризм, месть, корысть, иные побуждения.

8. Субъект преступления - должностное лицо органов правосудия, обладающее правом задержания или заключения под стражу. Ответственность за незаконное задержание могут нести лишь работники органов дознания или следователи, а за незаконные заключение под стражу и содержание под стражей - судьи.

9. За незаконное содержание под стражей должностные лица следственных изоляторов несут ответственность по нормам гл. 30 УК.

10. В законе (ч. 3 ст. 301 УК) указан один квалифицирующий признак - наступление тяжких последствий. Этот признак является оценочным. При решении вопроса необходимо исходить из обстоятельств конкретного уголовного дела. К числу тяжких последствий, например, могут быть отнесены самоубийство потерпевшего или покушение на него, психическое заболевание или иное причинение вреда здоровью, тяжелое материальное положение семьи и т.п.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч.1 ст.301 УК РФ, заключается в заведомо незаконном задержании.

Наличие уголовно-правового запрета не является окончательным решением проблемы. Уголовная ответственность за заведомо незаконное задержание не находит широкого применения. Так, согласно данным Главного информационного центра при МВД России с 1997 по 2001 г. факты рассмотрения в судах дел данной категории носили единичный характер. Например, в Красноярском крае, Тюменской и Омской областях за это время только 4 уголовных дела рассматривались судом, статья об уголовной ответственности за заведомо незаконное задержание применялась 10 раз, хотя случаи заведомо незаконного задержания довольно распространены (Сурихин П.Л. Уголовная ответственность за заведомо незаконное задержание. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Омск, 2002. С.16). Опрос сотрудников органов дознания и следствия, проведенный П.Л. Сурихиным, показал: респонденты, оценивая собственную деятельность, считают, что от общего количества производимых ими задержаний 19,1% были заведомо незаконными, т.е. преступными. Исследование практики применения задержания подтверждает самооценку сотрудников правоохранительных органов – значительная часть задержаний производится с нарушением требований закона, т.е. являются преступлениями. Достаточно отметить, что плановые проверки законности производства задержания, осуществляемые прокуратурой, выявляют 17,9% незаконных, необоснованных задержаний (Синельников Ю. Незаконное задержание // Законность. 1999. №2. С.7).

Совершение незаконных задержаний обусловлено различными факторами. Среди них существуют объективные (внешние: корпоративные интересы правоохранительных органов, недостатки ведомственного контроля и прокурорского надзора за соблюдением законности задержания, факторы повышенной психической напряженности и внутренние: процентомания, сложившаяся негативная практика производства задержания, давление руководства) и субъективные (низкий уровень профессионализма, юридическая неграмотность, небольшой опыт практической деятельности) (Сурихин П.Л. Указ. работа. С.16).



Законодательная конструкция нормы, предусматривающей уголовную ответственность за заведомо незаконное задержание, с 1960 г. остается неизменной (ч.2 ст.178 УК РСФСР). Вместе с тем существующие рекомендации по толкованию отдельных признаков состава, предусмотренного ч.1 ст.301 УК РФ, далеки от совершенства. Так, 30,2% опрошенных следователей и сотрудников органов дознания испытывают затруднения в толковании понятия «незаконное задержание», 21,8% – понятия «заведомость». Более того, респонденты прямо указывают, что причиной неэффективности применения ч.1 ст.301 УК РФ являются несовершенство самой уголовно-правовой нормы (29,3%), отсутствие критериев общественной опасности незаконного задержания, т. е. признаков его преступности (26,7%) (Сурихин П.Л. Указ. работа. С.4, 5).

История развития законодательства свидетельствует, что сам законодатель никогда не конкретизировал понятие и вид задержания. Понятие «задержание» с точки зрения литературного языка, в контексте рассматриваемой статьи означает: воспрепятствовать движению, заставить остаться где-либо (обычно на какое-либо время); схватить, арестовать (Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 2001. С.320). В правовом смысле задержание представляет собой захват либо воспрепятствование движению и удержание (принуждение остаться где-либо) лица, совершившего нарушение правовых норм. Подобные меры процессуального принуждения предусмотрены как в уголовно-процессуальном (ст.91, 92 УПК РФ), так и в административном законодательстве (ст.27.3 КоАП РФ).

По мнению В.П. Малкова, ч.1 ст.301 УК РФ предусматривает и административное задержание в качестве уголовно наказуемого деяния (Малков В.П. Комментарий к ст.301 УК РФ // Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. 3-е изд., изм. и доп. С.760). Такой же точки зрения придерживаются А.С. Михлин и И.В. Шмаров (МихлинА.С, Шмаров И.В. Комментарий к ст.301 УК РФ // Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.И. Радченко; науч. ред. А.С. Михлин. 2-е изд., перераб. и доп. С.800).

А.В. Бриллантов и Н.Р. Косевич разделяют мнение авторов (Глистин В.К. Преступления против правосудия // Курс советского уголовного права. Часть Особенная. Т.4. Л., 1978. С.350; Голоднюк М.Н. Преступления против правосудия // Курс уголовного права: Особенная часть / под ред. Г.И. Борзенкова, В.С. Комиссарова. Т.5. С.190; Рашковская Ш.С. Преступления против правосудия // Курс советского уголовного права. Часть Особенная. М., 1971. Т.6. С.127; Кондрашева Т.В. Преступления против правосудия // Уголовное право. Особенная часть / под ред. И.Я. Козаченко, 3.А. Незнамовой, Г.П. Новоселова. С.631; Уголовное право: учеб. / под ред. Н.И.Ветрова, Ю. И. Ляпунова. М, 2001. С. 594; Уголовное право. Особенная часть / под ред. Л.Д. Гаухмана, С.Б. Максимова. С.327) о том, что в ст.301 УК РФ речь идет только об уголовно-процессуальном задержании (Бриллиантов А.В., Косевич Н.Р. Настольная книга судьи: преступления против правосудия. М., 2008. С.326-327). Административное задержание (ст.27.3 КоАП РФ), по мнению И.Н.Кабашного, не образует компонент деятельности, непосредственно связанной с отправлением правосудия; дела об административных правонарушениях, в ходе рассмотрения которых может применяться названная мера, рассматриваются не только судьями, но и иными уполномоченными на то должностными лицами. В ситуации незаконного административного задержания при наличии всех необходимых признаков можно вести речь о совершении должностных преступлений (ст.285 или 286 УК РФ) (Кабашный И.Н. О направлениях совершенствования содержания объективной стороны незаконных задержания, заключения под стражу и содержания под стражей // Следователь. 2004. №11. С.6). Квалификацию по ст.285 или 286 УК РФ (при наличии соответствующих признаков преступления) в случае незаконного административного задержания отстаивает и Т.В. Кондрашева (Кондрашева Т.В. Преступления против правосудия // Уголовное право. Особенная часть / под ред. И.Я. Козаченко, 3. А. Незнамовой, Г.П. Новоселова. С.631).

Действительно, уголовно-процессуальное и административное задержания схожи. Вместе с тем заведомо незаконное административное задержание не может образовывать состав преступления, предусмотренный ч.1 ст.301 УК РФ. Исторически данный состав преступления предусматривает уголовную ответственность именно за заведомо незаконное уголовно-процессуальное задержание. Квалификация заведомо незаконного административного задержания по ч.1 ст.301 УК РФ имеет характер применения уголовного закона по аналогии. Кроме того, наказание, предусмотренное в санкции ч.1 ст.301 УК РФ, не соответствует общественной опасности заведомо незаконного административного задержания.

П.Л. Сурихин предлагает понимать задержание в диспозиции ч.1 ст.301 УК РФ как меру принуждения, осуществляемую в рамках уголовного судопроизводства специально уполномоченным субъектом, выражающуюся в кратковременном лишении свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления, с правом водворения его в специальное помещение для обеспечения решения задач правоохранительных органов и достижения цели правосудия (Сурихин П.Л. Указ. работа. С.11). В.Ю. Мельников считает, что задержание заключается в кратковременном фактическом лишении свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, с целью выяснения его причастности к совершению преступления, обоснованности выдвинутого подозрения, возможности применения меры пресечения до предъявления обвинения или освобождения и снятия подозрения (Мельников В.Ю. Задержание подозреваемого. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. С.8).

Точка зрения законодателя изложена в п.11 ст.5 УПК РФ, где под задержанием подозреваемого подразумевается мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Задержание подозреваемого считается законным когда:

во-первых, лицо подозревается в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст.91 УПК РФ). С точки зрения закона это единственное ограничение, и, следовательно, преступление может быть любой категории (небольшой, средней тяжести, тяжкое либо особо тяжкое). Срок лишения свободы значения также не имеет. Так, например, нельзя задержать лицо по подозрению в умышленном причинении легкого вреда здоровью, нанесении побоев при отсутствии хулиганского мотива (ч.1 ст.115, ч.1 ст.116 УК РФ), в заражении венерической болезнью при отсутствии квалифицирующих признаков деяния (ч.1 ст.121 УК РФ), аналогично в случае незаконного производства аборта, без квалифицирующих признаков (ч.1 ст.123 УК РФ) и др.

Во-вторых, имеется в наличии одно из оснований задержания, определенных ст.91 УПК РФ:

1) лицо застигнуто при совершении преступления или непо­средственно после его совершения;

2) потерпевшие или очевидцы указывают на данное лицо как на совершившее преступление;

3) на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления (ч.1 ст.91 УК РФ);

4) в наличии иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, и при этом: а) лицо пыталось скрыться; б) лицо не имеет постоянного места жительства; в) не установлена его личность; г) прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (ч.2 ст.91 УК РФ).

При возбуждении следователем (дознавателем) ходатайства об избрании в отношении лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, меры пресечения – заключение под стражу, постановление о возбуждении ходатайства должно быть согласовано с прокурором и с материалами дела представлено судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания (ч.4 ст.108 УПК РФ). Рассмотрев ходатайство, судья может отложить принятие решения по ходатайству стороны обвинения на срок не более чем 72 часа для представления дополнительных доказательств обоснованности задержания. В этом случае судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания (п.3 ч.7 ст.108 УПК РФ).

Указанные в ч.1 ст.91 УПК РФ основания задержания сами по себе без мотива, оправдывающего его применение в конкретной ситуации, не могут являться для следователя и органа дознания императивными, требующими процессуального задержания подозреваемого лица. Задержание не должно использоваться как средство получения от подозреваемого признания вины в совершении преступления и получения «нужных» для правоприменителя показаний задержанного (п.1.5, 1.6 и 1.8 приказа Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. №31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» // Сб. основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. М., 1999. С.136-137).

Под иными данными, указанными в ч.2 ст.91 УПК РФ, дающими основание подозревать лицо в совершении преступления, мо­гут пониматься фактические данные и сведения, полученные как из процессуальных источников, так и в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и раскрытию преступлений. Однако для задержания лица по этому основанию требуется наличие одного из условий, перечисленных в ч.2 ст.91 УПК РФ.

Предметы и документы, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий (в том числе фиксирующие содержание переговоров, результаты скрытого наблюдения за действиями по подготовке к совершению преступления и др.), могут быть признаны такими данными, а также вещественными доказательствами, если при их производстве были соблюдены требования разд. III «Доказательства и доказывание» УПК РФ (в том числе и ст.89 УПК «Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности») и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

В-третьих, для того чтобы задержание признавалось законным, необходимо учитывать, что в соответствии с законом определенные категории лиц не подлежат задержанию в порядке ст.91 УПК РФ. К ним относятся: 1) Президент РФ (ст.91 Конституции РФ); 2) глава представительства и член дипломатического представительства (ст.29 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.); 3) консульские должностные лица, за исключением случаев преследования за совершение тяжкого преступления (ст.25 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР от 23 мая 1966 г. 3). Если лицо, обладающее депутатской, дипломатической или иной неприкосновенностью, было задержано, то при установлении личности оно подлежит немедленному освобождению.

В соответствии со ст.449 УПК РФ член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст.91 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

В-четвертых, задержание должно быть надлежащим образом процессуально оформлено.

В-пятых, должны соблюдаться сроки задержания лица, определенные Конституцией РФ и УПК. Они не могут превышать 48 часов с момента задержания. В практической деятельности возможна ситуация, когда само задержание было произведено с соблюдением требований закона, но впоследствии подозреваемый не был своевременно освобожден. В данной ситуации также можно говорить о незаконном задержании.

На основании изложенного можно выделить критерии незаконности задержания:

1) задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы;

2) отсутствие указанных в ст.91 УПК РФ оснований для задержания;

3) задержание лиц, не подлежащих применению этой меры процессуального принуждения в соответствии с международным и национальным законодательством;

4) нарушение процессуального оформления задержания;

5) нарушение установленных законом сроков задержания;

6) дальнейшее удержание задержанного при установлении обстоятельств, при которых лицо подлежит освобождению.

Если рассматривать практику производства незаконного задержания, то можно выделить несколько устоявшихся незаконных способов применения данной меры уголовно-процессуального принуждения. При этом обращает на себя внимание тот факт, что, являясь незаконными изначально, данные способы задержания широко распространены и признаются вполне допустимыми (СурихинП.Л. Особенности уголовного преследования по уголовным делам о заведомо незаконном задержании // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: сборник материалов международной научно-практической конференции (7-8 февраля 2003 г.). Красноярск, 2003. Ч.2. С.147).

Первый способ – это задержание лица по подозрению в совершении преступления в административном порядке. Указанный способ незаконного задержания нарушает требования норм как административного, так и уголовно-процессуального права. Административное задержание производится на основании сфабрикованного административного правонарушения или для установления личности, что не является основанием для административного задержания. При этом лицо, фактически подозреваемое в совершении преступления, не имеет уголовно-процессуального статуса подозреваемого в совершении преступления, что влечет определенные негативные последствия.

Второй способ – так называемое фактическое задержание лица по подозрению в совершении преступления. Третий – задержание свыше установленного срока.

Второй и третий способы нарушают требования норм уголовно-процессуального закона. Например, можно выделить следующие нарушения:

1) задержание человека при отсутствии законных оснований, предусмотренных ст.91 УПК РФ, т.е. при полном отсутствии или явной недостаточности доказательств совершения данным лицом преступления;

2) несоблюдение уголовно-процессуальных условий задержания, при которых оно допускается. В частности, задержание лица за совершение преступления, за которое не предусмотрено лишение свободы, даже при наличии обстоятельств, указанных в ч.1 ст.91 УПК РФ, но когда лицо не пытается скрыться, имеет постоянное место жительства, его личность установлена, т.е. обстоятельств, изложенных в ч.2 ст.91 УПК РФ;

3) нарушение требований, предъявляемых к процессуальному оформлению задержания, в частности несоставление протокола задержания, неуказание в нем времени задержания либо указание более позднего времени;

4) задержание свыше установленного срока (вид незаконного заключения под стражу – меры пресечения), т.е. в нарушение ст.94 УПК РФ.

Заведомо незаконное задержание – преступление с формальным составом.

Таким образом преступление будет окончено:

В случае совершения задержания без достаточных к тому оснований – с момента фактического задержания (Согласно п.15 ст.5 УПК РФ момент фактического задержания – момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления). Этот момент может опережать время доставления задержанного к следователю (дознавателю), предусмотренного ст.92 УПК РФ, – спустя 3 часа после фактического доставления подозреваемого в орган дознания, следователю или прокурору;

в случае, когда подозреваемому не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не отложил окон­чательное принятие решения в порядке, установленном п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ, то преступление считается оконченным через 48 часов с момента фактического задержания;

В случае продления судом срока задержания в порядке, установленном п.3 ч.7 ст.108 УПК РФ, преступление считается оконченным после истечения сроков продления.

1. Предметом преступления, предусмотренного ст. 323 УК РФ («Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации») выступает(ют)
линия Государственной границы
пограничные знаки
государственное имущество

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 330 УК РФ («Самоуправство») выражается в
действиях, совершенных должностным лицом, явно вы ходящих за пределы его полномочий
деянии в виде самовольных, вопреки установленному законом или иным нормативным актом порядку совершения каких-либо действий, правомерность которых оспаривается гражданином или организацией
использовании лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации в целях извлечения выгоды

3. Характеристика объекта преступления, предусмотренного ст. 320 УК РФ («Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа») – отношения, регулирующие
деятельность представителей власти
безопасную деятельность должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов
деятельность сотрудников правоохранительных органов или военнослужащих по охране общественного порядка и общественной безопасности

4. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследования (ст. 295 УК РФ) (несколько верных ответов считается оконченным) с момента
убийства указанных лиц
возникновения умысла на совершение убийства указанных лиц
покушения на убийство указанных лиц
приискания орудий, соучастников и пр. для совершения убийства указанных лиц

5. Субъект преступления, предусмотренного ст. 301 УК РФ («Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей»)
вменяемое лицо, достигшее 14 лет
специальный
вменяемое лицо, достигшее 16 лет

6. Непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 294 УК РФ («Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования»)
основанная на законе деятельность суда или органов предварительного расследования
интересы государственной службы
нормальная деятельность органов государства

7. Объективная сторона привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ) выражается в
незаконном принятии решения об освобождении от уголовной ответственности
психическом или физическом воздействии на допрашиваемого путем угроз или шантажа
заведомо незаконном краткосрочном лишении свободы человека
вынесении прокурором, следователем или лицом, производящим дознание, мотивированного постановления о привлечении в качестве обвиняемого в заведомо не совершенном преступлении

8. Действия, которые следует квалифицировать как провокацию взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ)
вымогательство взятки
действия или бездействие, входящие в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или третьих лиц
попытка передать должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации, без его согласия деньги или иные ценности в целях искусственного создания доказательства совершения преступления либо шантажа
получение должностным лицом взятки

9. Объективная сторона ст. 297 УК РФ («Неуважение к суду») выражается в
посягательстве на честь и достоинство судьи (судей)
оскорблении участников судебного разбирательства
клевете в отношении судьи (судей)

10. Что является предметом фальсификации доказательств (ст. 303 УК РФ)
любые официальные документы
доказательства
все материалы уголовного, гражданского или административного дела

11. Состав преступления, предусмотренный ст. 298 УК РФ («Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя») по конструкции
материально-формальный
усеченный
формальный
материальный

12. Обязательные признаки субъективной стороны необходимые для квалификации деяния по ст. 296 УК РФ («Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования») (несколько верных ответов)
корыстный мотив
цель воспрепятствования законному и обоснованному разрешению дела
любые низменные мотивы
месть за осуществление профессиональной деятельности
цель воздействовать на потерпевшего с помощью угроз

13. Случаи, когда лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний по ст. 308 УК РФ
ссылка на врачебную тайну
если лицо, являясь священнослужителем, откажется давать показания об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди
если лицо, являясь адвокатом, откажется давать показания об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей защитника
ссылка на коммерческую тайну

14. Характеристика субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 155 УК РФ («Разглашение тайны усыновления (удочерения)») – данное преступление совершается только с
косвенным умыслом
неосторожной формой вины
прямым умыслом

15. Оконченным преступление, предусмотренное ст. 150 УК РФ («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления»), будет считаться с момента
совершения преступных действий несовершеннолетним
вступления несовершеннолетнего в преступную группу
склонения несовершеннолетнего к совершению преступления
нет правильного ответа

Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что нарушается право гражданина на личную свободу и неприкосновенность, подрывается вера населения в законность и справедливость деятельности правоохранительных органов.

Данная статья предусматривает ответственность за два преступления - заведомо незаконное задержание и заведомо незаконное заключение под стражу и содержание под стражей.

Действующее законодательство предусматривает два вида задержания: а) административное задержание, предусмотренное статьями 239-242 КоАП РСФСР и б) задержание подозреваемого в совершении преступления (ст. 122 УПК РСФСР).

Административное задержание в случаях, предусмотренных законом, разрешается в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, для установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным, для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Административное задержание в установленных законом случаях могут производить следующие органы или должностные лица: органы внутренних дел, пограничные войска Российской Федерации, старшие должностные лица военизированной охраны в месте расположения охраняемых объектов, должностные лица военизированной автомобильной инспекции.

Административное задержание производится, как правило, на срок не более 3 часов. В исключительных случаях, установленных законом, эти сроки могут быть увеличены, например, для установления личности нарушителя Государственной границы - до трех суток либо с санкции прокурора - до 10 суток. Если задержание длится более трех часов, задержанный помещается в изолятор временного содержания.

Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, регламентируется ст. 122 УПК РСФСР. Оно допустимо в том случае, когда лицо подозревается в совершении преступления, за которое в законе предусмотрено наказание в виде лишения свободы, если это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения либо если очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление, либо когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Если установлены иные факты, дающие основание подозревать данное лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если покушалось на побег, или когда оно не имеет постоянного места жительства, или когда не установлена его личность.

Об административном задержании или о задержании подозреваемого составляется протокол, в котором должны быть указаны основания и мотивы задержания, точное время и место задержания. В течение 24 часов о задержании лица должно быть сообщено прокурору, который должен в течение 48 часов дать санкцию на заключение под стражу или освободить задержанного.

Статья 22 Конституции Российской Федерации устанавливает, что заключение под стражу и содержание под стражей применяется только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнутое задержанию на срок более 48 часов. Как видим, предусмотренный КоАП РСФСР и УПК РСФСР порядок противоречит Конституции Российской Федерации. Однако, ст. 6 Раздела второго Конституции устанавливает, что «до приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления». Таким образом применение приведенных выше норм является законным.

Заведомо незаконное задержание представляет заключение под стражу лица в порядке административного задержания или подозреваемого в виде меры пресечения органами дознания при отсутствии оснований, указанных в законе (соответственно ст. 239-242 КоАП РСФСР или ст. 122 УПК РСФСР).

Заведомо незаконное заключение под стражу или содержание под стражей - это помещение в изолятор временного содержания или следственный изолятор в качестве меры пресечения (ст. 96, 247 УПК) при отсутствии указанных в законе оснований.

Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей представляют собою особый вид превышения власти, совершаемого специальным субъектом - должностным лицом органа дознания, следователем или прокурором. Виновный не выходит за пределы своих полномочий. Объективная сторона преступления состоит в том, что он сознательно умышленно нарушает основания задержания или заключения под стражу, указанные в законе.

Рассматриваемое преступление является оконченным с момента незаконного помещения потерпевшего под стражу или с момента истечения установленных законом сроков содержания под стражей, если установлены предусмотренные законом элементы данного состава преступления.

В ч. 3 ст. 301 УК предусматривается квалифицированный состав преступления. Он наступает, когда действия виновного повлекли тяжкие последствия. Содержание этого термина в законе не раскрывается. Такие последствия могут касаться, например, состояния здоровья задержанного (утрата им трудоспособности, тяжелое заболевание, в том числе психическое), самоубийства. Естественно, что эти последствия должны быть в причинной связи с незаконным задержанием, заключением под стражу, незаконным содержанием под стражей. Тяжесть последствий оценивается судом.

Субъектами преступления, предусмотренного ст. 301 УК, могут быть только должностные лица органов дознания, а также следователи или прокуроры. Судья за заведомо незаконное заключение под стражу или содержание под стражей несет ответственность по ст. 305 УК.

Субъективная сторона преступления - прямой умысел.

К содержанию Уголовное право

Смотрите также: