Закон о первом ребенке. О новых мерах поддержки российских семей объявил владимир путин. Последние изменения в законе о детях

Одновременно поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ ужесточают ответственность за побои, если они нанесены близкими родственниками. Закон предусматривает , что уголовная ответственность за побои наступает только в том случае, если они совершены в отношении близких лиц, из хулиганских побуждений, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-то социальной группы.

К побоям причислены любые насильственные действия, причиняющие физическую боль, даже если они не влекут последствий для здоровья. В этом случае виновным грозит наказание в виде лишения свободы до двух лет (ранее - до полугода исправительных работ). При этом под близкими лицами в данной статье понимаются близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки), опекуны, попечители, а также лица, состоящие в свойстве с лицом, совершившим деяние, предусмотренное настоящей статьей, или лица, ведущие с ним общее хозяйство.

Ранее против этой нормы Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства. «Это может привести к уголовному преследованию добросовестных родителей (с наложением наказания до двух лет лишения свободы) за любое, даже умеренное и разумное использование физических наказаний в воспитании детей, - сказано в заявлении Комиссии. - Эта норма не имеет нравственных оправданий и юридических оснований, по своему содержанию направлена против семьи и принятого в российской культуре понимания прав родителей, дискриминационна, противоречит основным принципам здравой государственной семейной политики и не учитывает традиционные семейные и нравственные ценности российского общества». Кроме того, против данных ужесточающих поправок ранее ассоциация родительских комитетов и сообществ.

Законопроект о декриминализации ряда нетяжких уголовных преступлений был внесен в Госдуму Верховным судом 14 декабря 2015 года. Ранее в том же месяце, выступая перед Федеральным собранием, Путин попросил депутатов нижней палаты парламента поддержать документ, уточнив, что повторное нарушение должно квалифицироваться как уголовное деяние. Согласно документу, побои исключаются из Уголовного кодекса России, если они не повлекли последствий, указанных в ст.115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью). В этом случае правонарушение влечет за собой штраф в размере 5–30 тыс. руб. либо административный арест на 10–15 суток или обязательные работы на срок от 60 до 120 часов.

Закон также переводит в разряд административных правонарушений отказ за уплату алиментов. Это деяние будет наказываться обязательными работами длительностью 150 часов, арестом на 15 суток и штрафом в 20 тысяч рублей. При этом злостные уклонисты, ранее наказанные в административном порядке, будут нести уголовную ответственность вплоть до 1 года лишения свободы.

11:18 06.07.2016 | РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ и ЮЮ

Пока все продолжают обсуждать закон, вводящий уголовное наказание за шлепки и подзатыльники, без всякого шума принят новый федеральный закон - о сокращении срока судебного разбирательства в случаях, когда родители отказываются от лечения ребенка.

Это поправки в Кодекс Административного судопроизводства №223 «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» были приняты 28 июня и уже подписаны президентом России.

В нем говорится о том, что поправки «направлены на защиту несовершеннолетних и лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, в случае отказа их законных представителей от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни» .

Теперь медики, незамедлительно известив органы опеки, могут направлять в суд свои иски в случае, когда видят опасность жизни и здоровью ребенка, а родители при этом бездействуют.

Вызывает опасения не сам закон, который по сути имеет право на существование. Вызывает обоснованные опасения то, как его будут применять недалекие и субъективные врачи и сотрудники опеки. Почему обоснованные? Потому что уже сегодня есть много сигналов о том, как еще до принятия закона порой ведут себя врачи и другие представители "детозащиты".

Маргарита, мать 4-летнего Демьяна, Санкт-Петербург, рассказывает:

"У сына случился приступ хронического заболевания. Я знаю, как его снимать, потому что это не первый раз. Все препараты у меня на готове. Но на всякий случай, для подстраховки, я вызвала "Скорую". Когда "Скорая" приехала, приступ уже прошел, и уставший сын уже заснул. Врач пришла, я все рассказала и попросила его не будить, чтобы он отдохнул. Врач стала настаивать, чтобы его разбудить и увезти в больницу. Я не соглашалась. Тогда она сказала:"Я вызываю полицию и органы опеки, ребенка отбираем". Мне стоило большого труда убедить ее это не делать. Как быть дальше, не знаю. Неужели теперь нельзя вызывать "Скорую"?

Какие случаи могут подпадать под действие нового закона? Что именно врачи, прошедшие особое инструктирование, будут считать "угрозой жизни"?

Например, у ребенка высокая температура, а родители ему не вызвали врача, потому что знают, что он вчера промочил ночи, простудился, и знают, как это лечить?

Недовес ребенка или перевес? Может, нарушают его права и не докармливают или перекармливают?

Или родители сами лечат ребенка, потому что знают, что ему помогает, а что нет, и не посещают с ним врача при наличии у ребенка некого заболевания?

Или родители, понимая состояние ребенка, отказываются от госпитализации ребенка, когда врач предлагает поехать в больницу?

Или родители лечат по-своему, отказываясь от схемы лечения, предложенной врачом, потому что хотят оградить ребенка от серьезных побочных последствий?

Или родители лечат ребенка гомеопатией либо по старинке в рамках медицины, не соответствующей проплаченным стандартам фармкомпаниями схемам Минздрава , но опробованной веками?

Сколько уже сейчас известно случаев, которые даже трудно назвать перегибами, когда отказ родителей от прививок, часто обоснованный, рассматривается как угроза жизни ребенка, хотя все знают, что профилактические прививки - добровольное дело родителей.

Вот только три примера того, как представители как опеки, так и медицины, не имея даже малейшего желания общаться с родителями по-доброму, по-человечески, конструктивно, предпочитают гестаповские методы:

Анна Кисличенко

По словам президента, средний размер пособия по стране составит в 2018 году 10 523 руб., в 2019 году — 10 836 руб., в 2020-м — 11 143 руб.

На пособие могут претендовать семьи, в которых первый ребенок родится с 1 января 2018 года, пояснили РБК в аппарате вице-премьера Ольги Голодец (курирует социальный блок правительства), среднедушевой доход семьи как критерий нуждаемости будет рассчитываться с учетом новорожденного. Получается, что граница между «нуждающимися» и «ненуждающимися» домохозяйствами будет проходить по уровню 4,5 прожиточного минимума трудоспособного населения на семью из трех человек. Для получения новых пособий будет неважно, работают родители или нет, сказала пресс-секретарь Минтруда.

Например, семья в Москве может претендовать на пособие за первенца при условии, что общий доход семьи не превышает 84 339 руб. в месяц (прожиточный минимум трудоспособного населения в Москве во втором квартале 2017 года был установлен в размере 18 742 руб.). В этом случае в 2018 году они смогут ежемесячно получать пособие в размере 14 252 руб.

Сколько денег на это потребуется?

«Финансовые расходы на реализацию этой меры составят за три года 144,5 млрд руб.», — сообщил Путин. Исходя из этого, каждый месяц государство будет выплачивать в среднем около 370 тыс. таких пособий.

Финансироваться новая выплата будет из средств резервных фондов правительства и президента, уже заложенных в бюджете на 2018-2020 годы, министр финансов Антон Силуанов. «Изменений в проект федерального бюджета на 2018-2020 годы в связи с необходимостью выполнения поручений президента в области демографии не потребуется», — подчеркнул он.

Согласно законопроекту о федеральном бюджете на 2018-2020 годы (принят Госдумой в трех чтениях), резервный фонд президента составляет 10 млрд руб. ежегодно, резервный фонд правительства — 52,6 млрд руб. в 2018 году (далее — по 2,3 млрд руб.). Кроме того, в резерве на «мероприятия, осуществляемые на основании отдельных решений президента РФ», заложены еще 503 млрд руб. на три года.

Фото: Евгений Переверзев / «Коммерсантъ»

Что непонятно про новое пособие?

Неизвестны пока детали оформления выплат: какие документы необходимо будет предъявить для получения пособия, кто будет их выплачивать — работодатель, региональные или федеральные власти. Также неясно, за какой период будет считаться доход семьи, будут ли власти стремиться проследить неформальные доходы и будет ли вестись реестр доходов домохозяйств. Из выступления президента это неясно, в Минтруде и аппарате вице-премьера Ольги Голодец не ответили на эти вопросы.

Законопроекты, направленные на поддержку рождаемости, будут разработаны и в скором времени внесены в правительство, министр труда Максим Топилин.

Какие пособия и выплаты на ребенка есть сейчас?

До рождения ребенка каждая работающая женщина получает декретное пособие на период декретного отпуска — обычно он длится 140 дней и оплачивается в размере 100% среднего заработка за все дни отпуска. Кроме декретного пособия есть единовременная выплата для женщин, вставших на учет на ранних сроках беременности, ее размер в 2017 году равен 613 руб.

При рождении ребенка предоставляется однократная государственная помощь, размер которой в 2017 году составляет 16 350 руб. на каждого новорожденного (выплачивается работодателем, а безработным — через управления соцзащиты).

После рождения ребенка работающая женщина получает выплаты по уходу за ребенком до полутора лет, их размер составляет 40% от среднего заработка. Выплаты производятся работодателем из бюджета Фонда социального страхования — отчисления в него производятся с зарплат в размере 2,9%. В 2017 году минимальный размер такого пособия на первого ребенка составлял 3065,69 руб., максимальный — 23 120,66 руб. В бюджете ФСС на 2018 год на эти выплаты предусмотрено 172,7 млрд руб.

Если в семье рождается второй и последующий ребенок, семья получает от государства материнский капитал — единовременную выплату из бюджета ПФР в размере 453 026 руб. (размер выплаты не индексировался с 2015 года). Применить материнский капитал можно для улучшения жилищных условий, оплату образования ребенка, формирование накопительной пенсии матери или социальную адаптацию детей-инвалидов. Владимир Путин во вторник объявил, что программа маткапитала будет продлена до 31 декабря 2021 года. Кроме того, будет предоставлена новая возможность — направлять средства материнского капитала на оплату дошкольного образования ребенка с его двухмесячного возраста, а не с трехлетнего, как сейчас.

С 2012 года действует также указ президента, который рекомендует руководителям субъектов выплачивать пособия семьям, где родился третий и последующий ребенок, в размере прожиточного минимума для детей до достижения ребенком трехлетнего возраста. В 2016 году такие выплаты производились в 69 регионах.


Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»

Поможет ли пособие повысить рождаемость?

Анонсируя новые меры, президент заявил: «Сегодня нам необходимо принять комплекс мер, которые позволят стабилизировать, не допустить снижения численности населения России в предстоящее десятилетие». По словам Путина, «фактически нужно перезагрузить нашу политику демографического развития».

Новое пособие даст стимул росту рождаемости: оно несколько сгладит жизнь с первым ребенком и будет мотивацией к тому, чтобы родить второго, считает доцент факультета социальных наук ВШЭ Ольга Савинская. «Вынужденная бедность после рождения первого ребенка останавливает от рождения второго. Поскольку у нас в стране людей детородного возраста — и мужчин, и женщин — с каждым годом становится на 1 млн меньше, то стимулировать их к рождению второго ребенка важно», — говорит она.

В Госдуме готовы поддержать любые меры, направленные на улучшение демографической ситуации, заявил РБК глава комитета Госдумы по социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (замглавы фракции ЛДПР в Госдуме). «Согласно озвученным планам и базовым критериям, не все семьи с одним ребенком сразу смогут получать эти выплаты, но начало будет положено. А дальше нужно постепенно поднимать условную «планку нуждаемости», расширять круг семей, которые по своему имущественному положению также вправе рассчитывать на финансовую поддержку государства», — пояснил Нилов.

Новое пособие положительно отразится на уровне реальных доходов населения, считает Савинская. Размер выплаты в размере прожиточного уровня ребенка — это минимум, который можно выплатить в текущих условиях, говорит эксперт, но пособия в России всегда были скорее символическими.

Новые меры могут стимулировать к рождению детей в довольно бедных и неблагополучных семьях, признает Савинская. Но политика стимулирования рождаемости должна охватывать все социальные слои, говорит она.

Как это связано с выборами?

Анонсированные президентом меры нужно считать скорее мерами социальной поддержки молодых семей, в том числе в контексте электорального цикла, но вряд ли их можно считать собственно демографическими, рассуждает директор Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский. Рождаемость в России вполне сопоставима с показателями развитых стран, здесь нет какой-то большой проблемы или угрозы, а существенно повысить рождаемость в нынешних реалиях невозможно, считает эксперт. А вот общее число рождений детей зависит от количества потенциальных матерей, которое в России резко снизилось в силу демографического цикла — изменить это обстоятельство невозможно. «Есть более серьезные проблемы на горизонте ближайшего десятилетия, которые нужно обсуждать, — это и смертность населения, и миграция», — считает Вишневский.

Инициатива с выплатой за рождение первого ребенка работает в пользу основного кандидата от власти, которым, скорее всего, станет Владимир Путин, сказал РБК глава холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко. «Социальный популизм — необходимая составляющая предвыборного коктейля в России», — говорит он. По мнению политолога, таким образом Кремль стремится привлечь на выборы часть электората — молодых родителей.

Деньги на детей. Мировой опыт

Германия

Детские пособия выплачиваются ежемесячно до достижения 18 лет, однако предельный возраст может быть и выше: до 21 года, если подростку не удается найти работу через официальные службы занятости европейских стран; или даже до 25 лет в случае нетрудоспособности. Размер такого пособия — 192 евро в месяц на первого и второго ребенка, 198 — на третьего и 223 — на четвертого и каждого последующего.

Франция

При рождении каждого ребенка родителям единовременно выплачивают 927 евро или 1855 евро в случае усыновления. Затем в течение трех лет родителям платят ежемесячное пособие в размере от 92 до 185 евро в зависимости от их дохода . В случае, если ребенок первый в семье, по истечении этого срока выплаты прекращаются, однако за двух детей платят по 130 евро ежемесячно, за трех — 297, за четырех — 464 евро до достижения ими 21 года.

В Соединенных Штатах специальные выплаты за рождение детей не предусмотрены, однако для родителей установлены существенные налоговые льготы, составляющие максимум $1000 на каждого ребенка. Этой осенью президент страны Дональд Трамп и представители Республиканской партии предложили увеличить максимальный размер налоговых льгот до $1600 на ребенка.

Великобритания

ГосДума приняла закон об уголовной ответственности за наказание детей.

Ювенально-педофильское лобби торжествует: Государственная Дума, прямо нарушив указание Президента, втихаря приняла во втором чтении по-настоящему страшный законопроект, предусматривающий до двух лет лишения свободы за шлепок по попе ребенка. Лоббисты разрушения семьи в лице экс-министра юстиции Павла Крашенникова цинично ввели в заблуждение коллег и, пока родительская общественность боролась с законопроектом «О семейно-бытовом насилии», внесли изменения в статью 116 УК «побои», распространив действие этой статьи на детско-родительские и внутрисемейные отношения.

Суть изменений, принятых ГосДумой 8 июня во втором чтении (это чтение является основным-третье чтение во многом формальное и существует для внесения технической правки), состоит в том, что в описательную часть ст. 116 УК «побои» добавлена фраза «в отношении близких лиц» и примечание, разъясняющее, что близкими лицами являются супруги, дети и родственники (см текст статьи, изменения выделены жирным шрифтом).

Статья 116. Побои

Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, в отношении близких лиц, а равно из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы — наказывается обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

П р и м е ч а н и е. Под близкими лицами в настоящей статье понимаются близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки), опекуны, попечители, а также лица, состоящие в свойстве с лицом, совершившим деяние, предусмотренное настоящей статьей, или лица, ведущие с ним общее хозяйство.»

Кроме того, ГД одновременно внесла изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, переведя побои из категории дел частного обвинения в категорию частно-публичного обвинения.

Таким образом, в случае подписания этого закона Президентом и вступления его в силу, любое наказание ребенка, в том числе не повлекшее никаких последствий (т.е. обычный шлепок по попе) может стоит родителю двух лет тюрьмы. Надо сказать, что и сейчас в России то и дело появляются уголовные дела по ст.116 в отношении родителей-но до сих пор это были все-таки исключения из правил (большинство сотрудников полиции-здравые люди, и такие дела просто не возбуждаются. А если возбуждаются, то обычно прекращаются за примирением сторон. В случае вступления в силу свежепринятых Думой поправок такой возможности, по факту, не будет-а судьбу родителей будут решать следственные органы. Такое положение дел, в случае внедрения его в правоприменительную практику, ставит крест на нормальном воспитании, которое невозможно без наказания - это знает любой родитель.

Автором поправок в ст. 116 УК является некто Павел Крашенинников, занимающий кресло председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Этот персонаж, в конце 1990-х годов бывший министром юстиции, а затем переквалифицировавшийся в депутаты (сначала от «Союза правых сил», а с 2005 года-от «Единой России») - типичный пример приспособленца, который использует статус представителя власти для лоббирования чьих-то интересов (в 2010 году гр-н Крашенинников занял седьмое место в рейтинге депутатов-лоббистов русского издания журнала Forbes .

В данном случае-интересов западных фондов и сообщества извращенцев, которым просто необходимо разрушить нормальную семью, чтобы получить доступ к детям.

Поправки Крашенинникова появились в законопроекте ко 2-му чтению: в первом чтении законопроект не предусматривал каких-либо изменений ст. 116 УК. Именно поэтому никто из экспертов родительских организаций вовремя не заметил подвоха, и до сих пор не поднял крик: обычно именно активность родительских организаций и следующие за ней звонки из Администрации Президента заставляет народных избранников включать мозг и начинать анализировать предлагаемые им всякими лоббистами законопроекты.

Мало того, Крашенинников и иже с ним прямо нарушили указание Президента Владимира Путина, который дал рекомендации Верховному суду либерализовать ряд преступлений небольшой тяжести. Данное поручение Президента исполнил Верховный суд, который 14.12.15 внес в Госдуму законопроект о декриминализации (т.е. отмене уголовной ответственности) некоторых преступлений небольшой тяжести. К ним, в частности, были отнесены побои, совершенные впервые. Их предлагалось включить в Кодекс об административных правонарушениях. За повторные побои по законопроекту предусматривалось уголовное наказание.
Как сказано в пояснительной записке Верховного суда РФ: «Нередко деяния, квалифицируемые сегодня как преступления небольшой тяжести, либо лица, их совершившие, не обладают достаточной степенью общественной опасности. Негативные последствия от судимости в таких случаях (причем не только для самого осужденного, но и для его близких родственников) не вполне адекватны характеру этих деяний или личности осужденного. Выходом из сложившейся ситуации могли бы стать декриминализация некоторых деяний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, а также либерализация уголовного закона».
Предложенный подход позволил бы улучшить ложную практику последних лет, по которой правоохранители иногда возбуждали уголовные дела за физические наказания детей родителями (напр., ремнем), подводя их под статью Уголовного кодекса о побоях.
Однако благое начинание Верховного суда РФ было полностью извращено в процессе лоббирования антисемейных поправок в Госдуме РФ.

Как уже рассказывала «Катюша», родительские организации России и, в частности, Петербурга, уже несколько лет борются против внедрения законопроекта «О семейно-бытовом насилии» — принятие которого активно лоббирует в Думе прозападное лобби в Минздравсоцразвития.

За этот законопроект активно выступают всевозможные извращенцы и западные агенты.

Теперь, после принятия законопроекта Крашенинникова, судьба российских семей зависит от того, успеем ли мы донести информацию о готовящейся провокации до Президента. На сайте Общественного Уполномоченного по защите семьи размещено открытое письмо против законопроекта № 953369-6 (которое можно использовать как образец для собственных обращений) с требованием отклонить в третьем чтении поправки к ст. 116 УК, нарушающие право родителей на воспитание. см. Для тех, кто готов отправлять протестные письма, адрес приемной Госдумы, адрес приемной Президента.

Законы, защищающие права детей (начало)

3.6 (71.36%) 88 votes

Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

– Конституцией Российской Федерации;

Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ;

– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

– Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Отношения между родителями и детьми является одной из нескольких групп отношений, которые регулируются семейным кодексом. Причем эти отношения могут носить личный неимущественный и/ или имущественный характер.

Конституцией Российской Федерации установлено, что в России гарантируются права и свободы всех граждан, в том числе и несовершеннолетних, согласно нормам и законам международного права. Полный свод прав детей записан в 54 статьях Конвенции о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 года. Институт детства находится под опекой и защитой государства, которое законодательно выработало нормы защиты прав несовершеннолетних.

Приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов является одним из основных принципов регулирования семейных отношений. Правовой статус ребенка в нормах семейного законодательства определяется исходя из того, что ребенок является самостоятельным субъектом права, участником семейных отношений, а значит, имеет свои права: жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни и т.д. семейное законодательство подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов, а также формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения. За нарушение этого принципа действующее законодательство устанавливает различные виды ответственности.

В ст. 1 Семейного кодекса РФ допускает возможность ограничения прав граждан в семье только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и защиты интересов других членов семьи и иных граждан.

Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

По российскому законодательству ребенком является лицо, не достигшее 18 лет. Признание ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе его эмансипация, не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка. Способность детей приобретать права, предусмотрены семейным законодательством, возникают с момента рождения.

Личные права несовершеннолетнего:

  • право жить и воспитываться в семье;
  • право на общение с родителями и другими родственниками;
  • право на свою защиту;
  • право выражать свое мнение;
  • право на имя, отчество и фамилию.

Право жить и воспитываться в семье, предусмотренное ст. 54 семейного кодекса, означает, прежде всего, что ребенок может проживать вместе со своими родителями. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Если родители ребенка живут по разным адресам, ребенок имеет право на проживание с одним из них. При споре на этот счет между родителями вопрос разрешается в судебном порядке.

Если же ребенок почему-либо утрачивает родительское попечение, предпринимаются попытки устроить его прежде всего в семью: передача на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна. К помощи детского учреждения прибегают только тогда, когда обеспечить семейное положение не представляется возможным.

Право знать своих родителей в ст. 7 Конвенции «О правах ребенка», правда, с небольшой оговоркой — «если это возможно».

Отсюда следует, что:

  • при установлении отцовства в судебном порядке принимается во внимание данное право несовершеннолетнего;
  • ребенок вправе рассчитывать на помощь в розыске своих родителей со стороны своих законных представителей, а также государственных и муниципальных органов, организаций, так или иначе занимающихся розыском граждан.

Еще одной составной частью права ребенка жить, и воспитываться в семье является его право на заботу о нем со стороны собственных родителей.

В соответствии с п. 1 ст. 55 Семейного кодекса право ребенка общаться со своими родителями и родственниками не влияет:

  • расторжение брака родителей;
  • признание брака родителей недействительным;
  • раздельное проживание родителей;
  • проживание родителей в разных государствах.

В п. 1 ст. 56 Семейного кодекса, говорится, что ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Под правами ребенка здесь понимаются права, предусмотренные ст. 54-58, 60 Семейного кодекса, а под законными интересами — как те, что предусмотрены Кодексом, так и те, которые хотя и не зафиксированы, в конкретной правовой норме, но следуют из ее содержания.

Защиту прав ребенка, поскольку он не достиг необходимой степени социальной зрелости, не стал полностью дееспособным, осуществляют его родители или заменяющие их лица. Это их прямая обязанность, предусмотренная ст. 64 Семейного кодекса.

В п. 1 ст. 56 Семейного кодекса повторяется это положение и одновременно делается существенное дополнение: в случаях, предусмотренных Семейным кодексом, защиту прав, законных интересов ребенка осуществляют орган опеки и попечительства, прокурор и суд (когда несовершеннолетний остался без родительского попечения и нуждается в устройстве или предстоит подготовка к делу о лишении или ограничении родительских прав).

Несовершеннолетний вправе защищать себя от злоупотреблений со стороны своих родителей. Такое нововведение надо понимать как дополнительную гарантию защиты прав ребенка в далеко не исключительных случаях, когда вред несовершеннолетнему причиняют самые близкие ему люди. Обладающему правом на защиту от злоупотреблений со стороны родителей несовершеннолетнему предоставляется возможность самому требовать своей защиты, просить о помощи. Его заявление может быть облечено в любую форму. Выступая как обладатель вполне конкретного, лишь ему принадлежащего права, ребенок может рассчитывать на поддержку органов, правомочных на его защиту, т.е. органов опеки и попечительства.

Л.В. Кудрякова — главный специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций