Занятия с детьми по правам ребенка. Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе. По познавательному развитию

Тема: Сказочное путешествие по правам ребёнка.


Цель: формирование у учащихся правовых и экономических понятий для достаточно успешной адаптации в повседневной жизни.
Задачи: 1. Формирование качеств личности как организованность, самостоятельность, ответственность.
2. Формирование уважительного отношения к труду и материальным ценностям.
3. Воспитание уважения к закону и нормам коллективной жизни.
Оборудование: 1. Плакаты домиков 3 поросят, деревья, речка, картинки:Волк, Медведь, Мыши.
2. Телевизор, ДВД-плеер, диск «Кот Леопольд».
3. Диск «Релаксация».
Подготовительная работа: инсценировки отрывков из сказок «Три поросёнка», «Маша и медведь», песня Кота Леопольда.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Ведущий: Для хорошего настроения давайте улыбнёмся друг другу.
2.Знакомство с темой и задачами.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы с вами собрались на занятии, которое называется «Сказочное путешествие по правам ребёнка». Вы ещё маленькие ребята, но у вас есть уже не только свои права, но и обязанности. Что это за права и обязанности мы сегодня узнаем и повторим уже известные нам, отправившись в сказочное путешествие.
3.Изучение нового материала.
Ведущий: Давным-давно люди придумали правила: что делать можно, а чего нельзя, для того чтобы всегда и во всём был порядок. А вы знаете как себя вести?
И сейчас мы с вами отправимся в гости к сказкам и как настоящие знатоки правил посмотрим, кто ведёт себя хорошо, а кто нарушает порядок. Садимся на наш волшебный ковёр самолёт, закройте глаза! (Звучит музыка).
Ведущий: Откройте глаза! Смотрите и слушайте внимательно, а потом ответите, кто поступил в этой сказке плохо?
Инсценировка сказки «Три поросёнка».
Жили братья поросята в
Дальнем сказочном лесу.
Не боялись поросята
Ни жару и ни грозу
Дружно братцы песню пели:
Все: Нам не страшен серый волк.
Так же дружно все решили
Все: Нам к зиме нужны дома.
Младший: Я построил не хоромы
Сделал домик из соломы
На полянке, за лугом
Быстро я построил дом.
Средний брат решил, что он
Из ветвей построит дом.
Средний: Веток много и уже
Я ребята в шалаше.
Старший брат не загорал,
Старший камни собирал
Собирал, чтобы потом
Из камней построить дом.
Старший: Я работал, не сидел,
Я на братцев не глядел,
Лучше всех построил дом
Чтобы жить спокойно в нём.
Стали жить в домах они
И не заметили беды.
А серый волк по лесу шёл
И дом соломенный нашёл.
Дунул трижды на него
Волк: Не осталось ни чего.
Младший братец не сидит
Младший к среднему бежит.
Сломал домик волк и тут
Братья к старшему бегут.
Есть у волка интерес
Волк: Братцы я в трубу полез!
Но упал он в кипяток
И пустился наутёк.
А три весёлых поросёнка
Пели песню звонко, звонко.
Все: Нам не страшен серый волк.

А волк, что было сил,
Свои ноги уносил.
Ведущий: Вы посмотрели сказку «Три поросёнка» внимательно, а теперь ответьте, кто вёл себя плохо?
Учащиеся: Плохо себя вёл волк.
Ведущий: Посмотрите картинки внимательно и выберите того, кто вёл себя плохо! Почему вы так решили?
Учащиеся: Он хотел съесть трёх поросят.
Ведущий: А поросята хотели жить? Значит, волк нарушил их право на … Учащиеся: жизнь.
Ведущий: Чьи права на жизнь нарушил волк?
Учащиеся: Права поросят.
И у вас, ребята, тоже есть право на жизнь, и никто не имеет права лишить вас жизни. Но и про плохих людей нельзя забывать. А кто защищает наше право на жизнь?
Учащиеся: Полиция.
Ведущий: А какой телефонный номер полиции?
Учащиеся: 02, 020.
Ведущий: Молодцы!
Ведущий: Садимся на ковёр-самолёт закрываем глаза и отправляемся в следующую сказку.
(Звучит музыка).
Ведущий: Открываем глаза. А сейчас ребята покажут нам сценку из сказки «Маша и медведь». А вы будьте очень внимательны, а потом ответите «чьи права были нарушены?».
Инсценировка сказки «Маша и медведь».
Вернулся вечером медведь,
Увидел Машеньку, обрадовался.
Медведь: Ага.
Говорит медведь.
Медведь: Теперь не отпущу тебя!
Маша: Отпусти меня, медведь,
К дедушке, к бабушке.
Медведь: Нет! Будешь у меня жить,
Будишь печку топить,
Будишь кашу варить,
Меня кашей кормить.
Потужила Маша, погоревала,
Да нечего не поделаешь.
Стала она жить у медведя в избушке.
Ведущий: Вы посмотрели, а теперь скажите, чьи права были нарушены?
Учащиеся: В этой сказке были нарушены права Маши.
Ведущий: А кто нарушил права Маши?
Учащиеся: Медведь.
Ведущий: Имел ли право медведь удерживать Машу?
Учащиеся: Нет.
Ведущий: Какое право он нарушил?
Учащиеся: Право на свободу.
Ведущий: А у вас есть право на свободу?
Учащиеся: Да.
Ведущий: А теперь закройте глазки,сядьте на наш ковёр-самолёт, мы отправляемся в гости к Коту Леопольду. Сейчас вы посмотрите отрывок из мультфильма, а потом ответите, кто из героев вёл себя хорошо?
Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».
Ведущий: Вы очень внимательно смотрели, а теперь скажите, кто из героев вёл себя хорошо?
Учащиеся: Кот.
Ведущий: А кто нарушил права Кота Леопольда?
Учащиеся: Мыши.
Ведущий: Что они сделали плохого?
Учащиеся: Портили вещи.
Ведущий: Какое право они нарушили?
Учащиеся: Право на неприкосновенность имущества.
Ведущий: К чужому имуществу без согласия хозяина прикасаться нельзя. Молодцы!
Садимся на ковёр-самолёт, закрываем глаза. Отправляемся назад в школу.
4.Закрепление.
Ведущий: Ребята посмотрите, мыши не только Коту Леопольду вещи испортили, они и у нас напроказничали, поменяли местами права наших героев. Давайте расставим их правильно, на свои места.
Ведущий: Молодцы, ребята, я думаю, вы не будите никогда совершать плохих поступков, а будите добрыми, дружными, вежливыми как Кот Леопольд.
Исполнение песни Кота Леопольда.
1 куплет.
Позабудем всё, что было
Я давно сказать хотел.
Что на драку жалко
Тратить силы
Нам она нужна для
Добрых дел.
Припев:
Ярче солнце светит
Щебечет соловей
Добрым жить на
Белом свете веселей.
2 куплет.
Я не трус, признаюсь честно,
Просто я считаю так:
На земле прекрасной
Места нету
Для недобрых и для забияк.
Припев:
Ведущий: Ребята, вы теперь ученики, а какое право государство даёт вам, как ученикам?
Учащиеся: Право на бесплатное образование.
Ведущий: Но у вас, ребята, есть не только права но и обязанности. А какая главная обязанность ученика?
Учащиеся: Хорошо учиться.
Ведущий: Какие обязанности вы ещё знаете?
Учащиеся:
1. Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся.
Чтобы в школе не зевать
Носом парту не клевать.
2. Одевайся аккуратно
Чтоб смотреть было приятно.
3. Форму сам погладь, проверь
Ты большой уже теперь.
4. Приучай себя к порядку
Не играй с вещами в прятки
5. Каждой книжкой дорожи
В чистоте портфель держи.
6. На уроках не хихикай
Стул туда – сюда не двигай.
7. Педагога уважай
И соседу не мешай.
8. Не дразнись, не зазнавайся
В школе всем помочь старайся.
Зря не хмурься, будь смелей
И найдёшь себе друзей.
Ведущий: А теперь пришла пора поиграть вам детвора.
(При правильном ответе все говорят «Это я, это я, это все мои друзья!», не правильном хлопают в ладоши).
Кто ватагою весёлой
Каждый день шагает в школу?
Кто из вас приходит в класс
С опозданием на час?
Кто из вас хранит в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Кто из вас из малышей
Ходит грязный до ушей?
Кто домашний свой урок
Выполняет точно в срок?
В классе кто из вас шумит
И листочками шуршит?
Кто обязанности знает
Каждый день их выполняет?
5. Итог занятия.
Ведущий: Обязанности вы знаете. А теперь скажите, в каких сказках мы побывали? Чему они нас научили? Какие права вы узнали и повторили?
Молодцы, ребята!

Цели:

  • Обучающие: обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
  • Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Материал: шляпа, конверты, схемы прав, макет дерева, картинки членов семьи, разрезные картинки по сказкам, телефоны, магнитофон, запись песен, фото детей на отдыхе, солнышко, медальки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Вызов врача», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

(Дети заходят в группу, здороваются с гостями).

– Ребята, к нам пришло много писем от людей, которых интересует тема «Права ребёнка». Я предлагаю сегодня в нашей группе открыть юридическую консультацию. И мы с вами будем рассказывать о правах зашифрованных в этих письмах, и станем настоящими консультантами. Согласны? Начнём.

II. Основная часть.

1-й конверт.

– Откроем конверт. Посмотрим, какое право зашифровано в нём. Ребята, как вы думаете, что за право изображено на схеме?

– Что означает, иметь право на имя?

– Как следует обращаться друг к другу?

– Как следует обращаться к взрослому?

– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные иена.

Игра « Шляпа знакомств».

– Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

– А какой документ подтверждает это?

– Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.

– А сейчас, я предлагаю вам занять свои места. (Дети садятся за столы).

2-й конверт.

– А следующий конверт откроет….

– Ребята, подумайте, какое право изображено на схеме?

– Верно, право на семью. Посмотрите, что я для вас приготовила?

– Вспомните, как ещё мы называли такое дерево?

– Верно, генеалогическое. Повторим вместе.

– Посмотрите на наше дерево. Мальчик и девочка находятся на одном уровне, значит, кем они друг другу приходятся? (братом и сестрой)

– Давайте дадим им имена. Как назовем мальчика? А девочку?

– Скажите, кем приходится Миша своим маме и папе?

– А как можно назвать маму и папу одним словом?

– Кем приходится Маша своим родителям?

– У мамы и папы есть мама, кем она является для Маши и Миша?

– У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши и Миши?

– Кто Миша дедушке?

– Кто Маша бабушке?

– Как назвать группу людей, живущих вместе?

– Верно, а если вы будете, друг друга любить, беречь и уважать ваше родословное древо всегда будет крепким и здоровым. Как пальчики на ладошках.

Пальчиковая гимнастика.

«Пальцы – дружная семья»

Ребус «7Я».

– Ребята, а здесь ещё одно задание: нужно помочь разгадать ребус. Подумайте, какое слово зашифровано?

– Правильно, это слово семья.

3-й конверт.

– А теперь откроем следующий конверт. А здесь у нас загадка, послушайте.

Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки. (Дом, жилище)

– О каком праве пойдёт речь?

Игра «Собери разрезные картинки».

– Соберите разрезные картинки к сказкам по образцу.

– Назовите, какие сказки у вас получились. (Теремок, Заюшкина избушка, Ти поросёнка, Рукавичка).

– Какое право нарушено во всех этих сказках?

– Молодцы.

4-й конверт.

– А мы продолжаем нашу консультацию. …. Открой следующий конверт. О каком праве рассказывает нам эта схема? (Право на образование).

– Рассмотрите каждый свою картинку и назовите её.

– Как назвать эти предметы, одним словом?

– Верно, школьные принадлежности.

– Как вы думаете, каждый человек имеет право на образование?

– Кто обучает вас здесь в детском саду?

– А кто будет вас обучать в школе?

А сейчас вспомните, какие пословицы об учёбе вы знаете?

Игра «Продолжи пословицу».

Я начинаю, а вы продолжаете.

  1. Век живи … век учись.
  2. Учиться всегда … пригодиться.
  3. Ученье – свет, … а неученье – тьма.
  4. Тяжело в ученье – … легко в бою.

Физминутка.

– Отдохнули, а теперь возвращаемся в консультацию.

5-й конверт.

– О каком праве идёт речь в этом конверте? (Праве на мед. обслуживание)

– Послушайте стихотворение К.И. Чуковского «Барабек».

– Почему у Робина Бобина заболел живот?

– Чем опасно переедание? Почему, даже самые полезные продукты могут стать вредными, если их есть в большом количестве?

– Но если вы вдруг заболели, кто вам поможет?

– А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь?

Сюжетно-ролевая игра «Вызов скорой помощи».

– Для сценки нам нужно трое ребят. (Воспитатель вызывает желающих).

– Кто из вас нуждается в скорой помощи?

– Кто будет вызывать скорую помощь?

– А ты будешь диспетчером скоро помощи.

(Дети занимают свои места и вызывают скорую помощь: сообщаем что случилось, называем чётко адрес)

– Молодцы. (Можно вызвать ещё тройку ребят).

6-й конверт.

– Посмотрите, что у нас в следующем конверте? Да здесь кассета, давайте послушаем, что на ней!

(Дети прослушивают отрывки из детских песен, в которых говориться о праве на свободное перемещение)

– О каком праве говориться в песнях?

– Каждый человек имеет право свободно перемещаться в своей стране и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уезжать из страны и возвращаться обратно.

– Ребята, давайте рассмотрим ваши фотографии на отдыхе, и расскажем гостям, где вы отдыхали и каким транспортом совершали перемещение.

– Молодцы.

7-й конверт.

– Ребята, у нас остался последний конверт. А здесь вопрос «У каждого человека есть определённые права, а что у него ещё есть?» (Обязанности).

– Правильно, ведь права и обязанности живут рядом.

Игра «Собери солнышко»

– Возьмите по лучику, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в детском саду. Называем обязанность и прикрепляем лучик к солнышку.

– Посмотрите, что случилась с солнышком? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.

III. Итог.

– Ребята, вот и рассмотрели мы все письма, которые пришли к нам. Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах говорилось в этих письмах.

– Как называется документ, в котором все эти права описаны? (Конвенция).

Сюрпризный момент.

(Раздаётся стук в дверь, пришло её одно письмо)

– Ребята, ещё одно письмо пришло на адрес нашего детского сада в группу №4. Это же вам. Откроем. (Воспитатель открывает конверт, в котором медальки юного консультанта. Награждает каждого ребёнка).

Тема занятия: «Я – ребенок, имею право».

Закрепление знаний детей о правах, гарантированных законами страны, в которой они живут (право на жизнь, право на имя и гражданство, право на медицинский уход, право на образование, право на отдых и досуг, право на защиту, право на свободу).

Развитие умения анализировать, рассуждать, делать выводы.

Формирование уважительного, заботливого отношения к близким, родным людям.

Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия.

Развитие правого мировоззрения и представления о нравственности.

Воспитание сочувствия, желания помочь другим людям.

Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение.

По извилистой дорожкеШли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,В путь дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и детиО правах, что защищают их на свете.

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о правах детей, то есть о ваших правах. Права – это то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать или зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста. Но, к сожалению, в разных странах люди живут по–разному. Случается, что взрослые обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют. Есть места на планете, где дети голодают, тяжело болеют. Ребёнок перед лицом беды становится беззащитным. У детей мало сил и опыта, чтобы постоять за себя. Поэтому взрослые люди создали специальный документ, договор, защищающий детей и их права. Называется этот документ Конвенция ООН «О правах ребёнка». Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребёнка, записанные в Конвенции и не нарушать их.

Раздается стук и в дверь осторожно просовывается большой конверт.

Воспитатель (выглядывает за дверь, затем обращается к детям) : Что за чудеса? За дверью никого нет, а конверт нам передали! На нем и адрес есть. Давайте прочитаем, кому это письмо предназначено. (Читает). «SOS! Срочно. Куда: Россия, Московская область, г. Лыткарино, квартал 3а, дом 14. Кому: Воспитанникам подготовительной к школе группы № 5. Откуда: Сказочная страна». Дети, а кто знает что обозначает «SOS»?(Ответы детей) .

Воспитатель: Давайте прочитаем письмо и узнаем, что же случилось. «Дорогие ребята, здравствуйте, меня зовут Чипполино. Я пишу вам из Сказочной страны, в которой живу со своим отцом Чипполоне и семью братьями. У нас в стране приключилась беда. Наш правитель принц Лимон хочет, чтобы ему все подчинялись и постоянно вводит новые налоги с населения, которые ущемляют наши права, такие как налог на воздух, осадки и солнце. Противостоять ему могут только те, кто знает Конвенцию «О правах ребёнка», но мы не знаем что это такое. Помогите нам, пожалуйста».Ребята, что будем делать?(Ответы детей) .

Воспитатель: Тогда давайте разбираться по порядку. У меня есть волшебный сундучок, давайте посмотрим, что же в нем находится? (заглядывает в сундучок) Тут какие-то

картинки. Они нам помогут обозначить и узнать лучше свои права. (Достает картинку (приложение № 1, показывает детям). Как вы думаете, какое это право?(Ответы детей) .

Воспитатель: Правильно. Все дети имеют право на жизнь. У каждого из вас своя жизнь и никто не может покушаться на нее. А кто подарил вам жизнь?(Ответы детей) .

Воспитатель: Каждого человека, появившегося на свет, называют «Дитя мира! ». Вы имеете право дышать, ходить по земле, плавать в морях, летать в небе, учиться, иметь друзей. Вы рождены для того, чтобы быть образованными гражданами своей страны.

Воспитатель достает следующую картинку (приложение № 2) : Каждый ребенок имеет право на имя. У каждого из вас есть имя. читаю стихотворение:

Дорожите именем своим –Имена даются не случайно.

В них простая маленькая тайна.Дорожите именем своим!

Родители придумывают вам имя, дают фамилию, а затем ваши данные записывают в специальный документ – свидетельство о рождении (показывает образец (приложение № 3). Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас. Давайте поиграем в игру «Скажи имя ласково» (проводится игра в кругу, передается мягкая игрушка) .

Воспитатель достает следующую картинку (приложение № 4) : Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь!

читает стихотворение: Если дети заболели,Плохо чувствуют себяИ у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,Слышен детский крик и плач,Вам поможет только врач!

Воспитатель: Ребята, вы имеете право на медицинский уход, чтобы расти здоровыми и крепкими. Но и ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью.

Как, подскажите? (Ответы детей) . Хорошо, молодцы!читает стихотворение:

Медицинский персоналНам здоровье сохранял,

И прививки, и зеленка –Самый лучший друг ребенка!

Воспитатель: А сейчас давайте с вами немного отдохнем и разомнем наши ручки.

Физ. минутка «Все будет хорошо»

Воспитатель: Молодцы, садитесь. (Достает следующую картинку (приложение № 5) : Ребенок имеет право на образование. Каждый ребенок имеет право учиться в школе, писать, читать. И у вас есть «волшебные друзья», а что это вы узнаете, отгадав загадку:

«Не куст, а с листочками,Не рубашка, а сшита,Не человек, а рассказывает».(Ответы детей) .

Воспитатель: Правильно, книги помогают вам развивать свое мышление, сообразительность, фантазию, а главное, хорошо учиться.

Воспитатель достает следующую картинку (приложение № 6) : Ребенок имеет право на отдых и досуг. Каждый ребенок имеет право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни

и заниматься искусством. Для отдыха и оздоровления детей в России созданы детские лагеря, загородные детские сады, санатории. В городах работают детские театры, цирки, детские библиотеки, аттракционы в парках и развлекательных комплексах. В нашей стране для детей открыты многочисленные кружки, студии, Дома творчества юных, где можно заниматься пением и танцами, рисованием и изготовлением поделок из природного материала, делать модели самолетов и машин. Каждый ребенок может выбирать развлечения и занятия по своим способностям и интересам. Скажите ребята, какие кружки вы посещаете после детского сада?(Ответы детей) .

Воспитатель достает следующую картинку (приложение № 7) : Все дети имеют одинаковые права не зависимо от возраста, пола, религии и цвета кожи. Каждый ребенок имеет право пользоваться родной культурой и родным языком. Россия - многонациональное государство, в котором живут много разных народов: русские, татары, евреи, чуваши, осетины, чукчи и другие. В нашей стране уважают культуру разных народов, воспитывают у каждого ребенка гордость за свой народ, свою культуру, свой язык. Детей разных национальностей учат дружить, ходить друг к другу в гости, вместе играть и учиться.

Воспитатель достает следующую картинку (приложение № 8) : Каждый ребенок имеет право на защиту от физического и психологического насилия. Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать. Взрослые должны воспитывать своих детей, кормить, одевать их, покупать им книги и игрушки, давать образование, а дети обязаны слушаться своих родителей, любить и уважать их, заботиться о них в старости.

Воспитатель: Ребята, вот мы и показали принцу Лимону, что знаем многое из Конвенции «О правах ребенка». А когда люди знают и выполняют свои права и обязанности, жизнь становится веселей и добрей. Я желаю вам, чтобы в нашей стране никогда не нарушались права человека и чтобы все выполняли свои обязанности. Растите счастливыми, добрыми, дружными. Умейте отстаивать свои права в любой ситуации, но и не забывайте о своих обязанностях.

Подведение итогов занятия

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Струговская основная общеобразовательная школа Октябрьского района»

Методическая разработка урока

По обществознанию

«Права ребенка »

для учащихся 7 класса

учитель истории и обществознания

Струговской ООШ

1 квалификационной категории

Струговка, 2010

Цель урока:

Дать обучающимся представление о том, что такое права ребенка, познакомить их с основными документами о правах ребенка.

Задачи:

1. Изучение учащимися международных документов (на примере Конвенции о ПР), регламентирующих права ребенка.

2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.

3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.

Основные понятия: ребенок, права ребенка, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка.

Оборудование: текст Конвенции о правах ребенка, карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, карточки с иллюстрациями, презентация.

Ход урока.

I. Вводная часть.

Учитель знакомит обучающихся с темой урока.

Наша тема состоит из двух терминов: права и ребенок. Давайте вспомним их значение (права – возможность что-либо делать, осуществлять, ребенок – человек, не достигший возраста 18 лет)

20 ноября – Всемирный день ребенка. В этот день были приняты международные документы по правам ребенка:

  1. Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей)
  1. Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет)

Декларация (с лат. "провозглашение"), Конвенция (с лат. "соглашение").

Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребенка. Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать ее положениям.

Вывод: Декларация – образец, призыв, а Конвенция – договор, обязательный для выполнения.

II. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с Конвенцией о правах ребенка и узнать, какими правами обладают маленькие жители нашей планеты. Проведем мы наш урок в форме путешествия.

Собираясь в путешествие. Человек берет с собой необходимые вещи. Соберем чемоданы и мы. Но возьмем мы с собой не вещи, а права.

Работа над понятием права человека (по группам):

Вспомнить какие права человека вы знаете? (1-2-4) работа индивидуально, в парах, в группах.

По окончании самостоятельной работы в группах учащиеся презентуют свои результаты. Обсуждение:

  1. Какие права встречались у всех членов вашей группы?
  2. Какими из перечисленных вами прав может пользоваться ребенок?

Ребенок тоже человек, почему возникла необходимость разработать международные документы по правам ребенка?

Причины:

1) у ребенка меньше возможности защитить самого себя;

2) ребенок отличается физической и психологической незрелостью;

3) ранимостью;

4) зависимостью от опеки старших.

Игра «Полет на воздушном шаре».
Цель: сформировать понимание того, что нет более важных и менее важных прав, все права человека важны и должны соблюдаться в равной степени.

Условия игры:
Учитель делит класс на группы и зачитывает ребятам следующий текст: «Ваш воздушный шар падает. Чтобы спастись, вам необходимо оставить строго определенное количество мешков (5).

Всего в воздушном шаре 10 мешков с надписями:

Право на образование.
Право на жилище.

Свобода слова.

Право на равенство перед законом.
Право на жизнь.
Право на свободу передвижения.

Право на охрану здоровья.
Право на свободу передвижения
Право на социальное обеспечение

Право на доступ к информации

Легко ли вам было справиться с заданием? Что происходило между вами, когда вы решали какие права можно убрать, а какие нужно оставить?

Какие выводы вы можете сделать после проделанной работы?

Вывод: Все права важны, у других людей тоже есть права, которые нам необходимо соблюдать.

III. Работа с текстом Конвенции.

1) Ознакомление (работа в парах) Просмотрите текст Конвенции и обозначьте те права, которые вам уже знакомы, которые есть в Семейном кодексе РФ.

2) Заполнение таблицы. (у каждой группы своя категория прав)

Группа прав ребенка

Права ребенка

Статьи конвенции

права «заботьтесь обо мне»

(права, которые дают доступ к определенным благам и услугам).

Право на пользование услугам системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья;

Право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного и нравственного развития ребенка

Право на образование;

Право на отдых и досуг

ст. 24

ст. 27

ст. 28

ст. 29

права «не издевайтесь надо мной»

(права быть защищенными от определенных негативных действий).

Право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации;

Право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или служить препятствием для получения образования

ст. 19

ст. 32

права «я имею собственное мнение» (права на самовыражение).

Право выражать свои взгляды по все вопросам, касающимся ребенка;

Право искать, получать и передавать информацию,

право на свободу ассоциаций и мирных собраний;

Ст. 12

Ст. 13

Ст. 14

По окончании самостоятельной работы в группах учащиеся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом.

IV. Закрепление. Применение знаний и умений на практике. Работа с иллюстрациями:

Необходимо рассмотреть иллюстрации и ответить на вопрос: Какие права ребенка, зафиксированные в Конвенции о ПР, они иллюстрируют:

V. Домашнее задание (Учащиеся выбирают задание по выбору)

1. Из прессы (газет и журналов), источников Интернет подобрать статьи о нарушении и (или) защите прав детей.

2. Узнать, какие органы и организации в нашей стране занимаются защитой прав детей.

3. Рисунок (плакат) на тему «Защита прав ребенка».

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.

(можно в устной или письменной форме)

Плюс

Минус

Интересно

записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу

записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


Описание материала : Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме: "Права ребенка". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы при знакомстве детей с Конвенцией о правах ребенка. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание у детей представления об их праве на: имя, жилище, бесплатную медицинскую помощь, образование, любовь и заботу.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему "Права ребенка".

Интеграция образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Чтение художественной литературы".

Цель : дать детям общее представление об их правах, развивать правовое мировоззрение.

Задачи:

Образовательные: Формировать представление о правах детей (из книги "Конвенция о правах детей").

Развивающие : развивать внимание, память, логическое мышление.

Речевые: развивать связную речь, обогатить словарь детей: очаг, лубяная избушка, собственность, неприкосновенность, школьные принадлежности.

Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим людям.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации изображающие дом человека, жилище древнего человека, станцию скорой медицинской помощи, школу.

Раздаточный материал:

Жетоны с изображением: школьных принадлежностей, жилища, скорой помощи, цветка.

Методические приемы: игровая ситуация с домоправительницей мадмуазель Фрекен Бок (ФБ), беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, анализ, подведение итогов.

Ход НОД

Воспитатель . Ребята, сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется "Конвенция о правах ребенка". Эта книга расскажет вам о правах детей. (Неожиданно появляется ФБ и начинает пылесосить ковер, напевая песню. Воспитатель выключает пылесос).

ФБ : Что такое? В чем дело? (продолжает пылесосить).

Воспитатель : Что вы здесь шумите, вы нам мешаете! И вообще кто вы?

ФБ: Матильда, ты слышала? Они не знают, кто я такая. Я - домомучительница, ой простите, домоправительница, мадмуазель Фрекен Бок, я занимаюсь тем, что воспитываю детей.

Воспитатель : А детей - то вы любите?

ФБ: Что вы? Конечно, конечно! Я очень люблю детей, но если они воспитанные.

Воспитатель: Наши дети очень воспитанные и мы сейчас знакомимся с книгой, которая расскажет нам о правах детей.

ФБ : Малы вы еще права изучать. А эту книгу я сама прочитаю...(забирает книгу и уходит)

Воспитатель : Ну и Фрекен Бок забрала книгу и была такова...

Что же нам теперь делать?А давайте с вами сядем в поезд и отправимся в путешествие (дети садятся в импровизированный поезд, звучит аудиозапись). Наша первая остановка. (выходит переодетый ребенок).

Ребенок : Здравствуйте, Я Ваше Имя.

Воспитатель: Дети, имена - это слова, но слова особые. Они значат очень многое. На Руси верили в могущество имен и к выбору относились очень внимательно. Древние считали, что с именем человека связана его дальнейшая судьба. После рождения вы получили первый в своей жизни документ - Свидетельство о рождении. Дети даю вам задание: попросите маму и папу показать вам свидетельство. Обращаться друг к другу надо ласково по имени. И конечно недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку - это нарушает его право на имя.А давайте вспомним какие у вас прекрасные имена.

Дидактическая игра "Назови ласково".

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие (звучит аудиозапись).Наша следующая остановка. У человека дом был всегда. В самые древние времена люди жили в пещерах. (показ иллюстрации). Там они укрывались от дождя, холода, диких животных. Потом человек научился строить себе жилище из камня и дерева. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха. Неслучайно так много пословиц придумал русский народ. Какие вы знаете? (дети отвечают)

Без хозяина дом - сирота!

В родном доме и стены помогают.

Человек без угла, что птица без крыла.

(Неожиданно вбегают дети, переодетые в зайца и лису)

Заяц : Помогите! Помогите же кто-нибудь. Ребята со мной беда приключилась. Попросилась ко мне лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала (плачет).

Лиса: А что, я виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что подумаешь какой? Другой дом себе найдешь.

Заяц: Но ведь это мой дом, моя собственность(плачет).Не имеешь права меня выгонять.

Лиса: Я в лесу хозяйка. На все имею право.

Воспитатель: Подожди лиса, успокойся Ты знаешь, каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища. Ты не имеешь право выгонять зайца из его собственного дома. Теперь ты поняла, что ты не права?

Лиса : Ну, хорошо я больше не буду, пойдем заинька поиграем.

Воспитатель : Ребята, из какой сказки эти герои? (ответы детей). Каждый ребенок имеет право на свой дом (показ иллюстраций).

А теперь давайте поиграем в игру "Кому, какой дом?"

Медведю -берлога

Белке - ...

Птице - ...

Пчеле - ...

Собаке - ...

Воспитатель : В нашей стране все дети имеют право на бесплатную медицинскую помощь (показ иллюстраций).

Ребенок: (читает)

Добрый доктор Айболит

Он под деревом сидит

Приходи скорей лечиться

И корова и волчица

И жучок, и червячок

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

Воспитатель:

Из какой сказки этот герой?(ответы)

Что нужно сделать, если вы вдруг заболели?(ответы)

Ну а чтобы не болеть, что для этого надо делать? (ответы)

Физкультминутка

Каждый день у нас ребятки,

Начинается с зарядки!

Руки в стороны и вниз.

Все присели, поднялись.

И девчонки, и мальчишки

Побежали все вприпрыжку

И, конечно, очень важно,

Чтоб зарядку делал каждый!

Воспитатель : продолжаем путешествие (звучит аудиозапись).

В книге о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. (показ иллюстраций)

Как вы думаете ребята, зачем дети ходят в школу? (ответы)

В какое время года начинают учиться? (ответы)

Как называют детей, которые ходят в школу? (ответы)

Как называются книги, по которым учатся дети? (ответы)

А какие вы знаете пословицы, связанные с учением? (ответы)

Век живи - век учись.

Учение свет - неученее тьма.

Учиться - всегда пригодится.

Дети, давайте вспомним, по какой причине Буратино попадал в неприятные истории? (ответы)

Правильно, он не хотел учиться и считал себя самым умным.

А теперь послушайте загадку:

То я в клетку, то в линейку

Написать по ним сумей-ка

Можешь и нарисовать

Называюсь я...(тетрадь)

Ребята, в школе вам понадобятся школьные принадлежности: ручки, тетради, линейки...

Дидактическая игра "Один - много"

альбом - альбомы

фломастер - ...

рюкзак - ...

карандаш - ...

(Снова неожиданно появляется Фрекен Бок)

ФБ : Ну что приехали? Сейчас я займусь вашим воспитанием.

Воспитатель : Мы приехали, чтобы забрать свою книгу, которую вы у нас взяли.

ФБ: Вы на эту книгу никаких прав не имеете, да и на все права, которые в этой книге записаны. На это могут рассчитывать только те дети, которые не едят сладкого и которые чувствуют твердую руку.

Воспитатель : Фрекен Бок вы не правы. Наши дети воспитанные и любят ласку. Верните нам пожалуйста книгу и мы будем знакомиться с другими правами детей.

ФБ : А вот меня никто не любит.

Воспитатель: Ребята, мне, почему то стало жалко Фрекен Бок. Может она потому такие поступки совершает, что ее никто не любит, никто о ней не заботится. А вот все дети имеют право на любовь и заботу. Я предлагаю Фрекен Бок подарить цветы (дети дарят цветы).

ФБ: Прелестно, прелестно просто замечательно. До свидания, дети.

Воспитатель:

Пусть дети живут, смеются звонко

Подрастают с каждым днем

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом.

Детство только раз бывает

У ребят любой страны

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

Дети, вам понравилось наше путешествие? О каких правах вы сегодня узнали? (ответы). Мы еще раз встретимся с этой книгой, и она познакомит нас с другими правами.