Зеленый белый красный по горизонтали. Чей флаг синий - белый - красный (по вертикали)? Китайская Народная Республика

Спустя 20 лет начала странствий Уэсиба Морихей приобрел славу величайшего специалиста в области боевых искусств. Он мог победить любого, его же не мог победить никто. Правила бойца от основателя айкидо Морихэй Уэсиба.

Морихэй Уэсиба - основатель Айкидо. Родился в Японии в старинном самурайском роде. Так же известен как Основатель или Великий учитель.

Ученики помнят Уэсибу как мастера боевых искусств, чья практика айкидо вывела его на новый уровень - от мастера, обладающего совершенной техникой, к моральному и философскому познанию айкидо как пути к мировой гармонии перед лицом окружающей агрессии. Уэсиба обучил большое число учеников. Многие из них сами стали учителями, создав собственные школы айкидо.

1. Тебе не нужны дома, деньги, власть или положение, чтобы практиковать Искусство Мира. Небо - там, где ты сейчас стоишь, и это как раз то место, где можно тренироваться.

2. Жизнь - это мгновение за мгновением, и мера вашей жизни - то, как ваш дух расцветает в каждое из этих мгновений.

3. Cмысл победы в отсутствии конфликта. Смысл отсутствия конфликта в отсутствии отделённости.

4. Никогда не знать поражения означает никогда не вступать в борьбу.

5. В мире есть зло и беспорядок, потому что люди забыли о том, что все вещи происходят из одного источника. Возвратись к этому источнику и оставь все эгоистические мысли, пустячные желания и гнев. Кем не владеет ничто, тот владеет всем.

6. Двигайся, как луч света, летай, как молния, бей, как гром, вращайся вокруг устойчивого центра.

7. Техники требуют четырёх качеств, в которых отражается природа нашего мира. В зависимости от обстоятельств, ты должен быть: твёрдым, как алмаз, гибким, как ива, плавным, как течение воды, или пустым, как небо.

8. Начало всех приёмов - в гармоничном сотрудничестве правого и левого. Левая рука держит жизнь и смерть. Правая рука управляет ими. Четыре конечности есть суть четыре опоры неба. Они проявляют восемь направлений, Инь и Янь, внешнее и внутреннее.

9. Когда противник идёт вперёд, выходи навстречу и приветствуй его. Если он хочет отойти, проводи его.

10. У каждого есть дух, который нужно совершенствовать, тело, которое должно быть тренировано, и путь, который должен быть пройден.

11. Роль человечества - достигать ниспосланных целей c чистым сердцем, находящимся в гармонии с мирозданием и любящим всё.

12. Созерцай устройство этого мира, слушай слова мудрых и принимай всё хорошее и доброе как своё. Опираясь на это, открой свою собственную дверь к истине. Не прогляди истину, которая прямо перед тобой. Изучай течение воды в ручье, плавно и свободно огибающем камни. Учись также у святых книг и умудрённых людей. Всё вокруг - даже горы, реки, травы и деревья - должно стать твоим учителем.

13. Сохраняйте свой разум светлым и чистым, как огромное небо, великий океан и самая высокая вершина, пустым от всех мыслей. Всегда сохраняйте ваше тело полным света и тепла. Заполните себя силой мудрости и просветления.

14. Прогресс приходит к тем, кто тренируется изо дня в день. Полагающие на секретные техники ни к чему не придут.

15. Все законы неба и земли живут в тебе. Жизнь сама по себе есть истина, и это не изменится никогда. Всё сущее на небе и на земле дышит. Дыхание - это нить, связывающая всё мироздание воедино.

16. Не взирай на этот мир со страхом и отвращением. Смело смотри в лицо тому, что предлагают тебе боги.

17. Как только ты начинаешь искать «хорошее» и «плохое» в своих близких, в твоём сердце открывается дыра, через которую входит зломыслие. Если ты испытываешь других, соревнуешься с ними, критикуешь их - это приводит к твоему ослаблению и поражению.

18. Цель тренировок - подтягивать ослабленное, тренировать тело и шлифовать дух.

19. В Искусстве Мира нет состязаний. Истинный Воин непобедим, поскольку он ни с кем не сражается. Нанести поражение означает поражение нашего собственного противоречивого ума.

20. У каждого есть дух, который нужно совершенствовать; тело, которое должно быть тренировано; и путь, который должен быть пройден…

Биография Морихэй Уэсиба

Создатель айкидо Уэсиба Морихей родился в конце прошлого века в Японии в старинном самурайском роде из префектуры Вакаяма. Отец Морихэя был профессиональным наставником воинских искусств. По преданию, Морихэй с детства был хилым и болезненным, остро переживал насмешки соседей и сочувствие родных. Чтобы избежать насмешек он ушел из дома, решив вернуться лишь после того, как исправит природные недостатки, станет сильнее всех и сможет победить любого человека.

Для осуществления своей задачи Уэсиба выбрал боевые искусства и начал заниматься ими с поразительным рвением и упорством. Говорят, что он изучил множество видов боевых искусств, в том числе и каратэ-до. В 13 лет Уэсиба начал заниматься дзю-дзюцу под руководством Тодзава Токасобуро, наставника школы Кито. По совету своего учителя он уделял особенно большое внимание силовой подготовке, укрепляя мышцы поднятием тяжестей, отжиманиями и хождением на руках. Не довольствуясь начальными познаниями в дзю-дзюцу, Уэсиба в поисках сильнейших мастеров обошел всю Японию, оставаясь в учениках у тех, кто смог его одолеть, познавал их тайны и снова отправлялся в путь лишь после того, как побеждал очередного учителя. Параллельно Уэсиба постигал секреты кэндо (кэн-дзюцу) и фехтования на копьях (со-дзюцу) у знаменитого мастера школы Ягю, Накаи Масакацу. В дальнейшем, при создании айкидо, умение владеть мечом и копьем обогатило комплекс приемов этого вида борьбы.

В разгар русско-японской войны Уэсиба, поддавшись пропаганде, добровольно завербовался в армию и участвовал в боях на равнинах Манчжурии. Вернувшись в 1905 г. на родину, он заболел энцефалитом и несколько месяцев провел на грани между жизнью и смертью. В конце концов, закаленный организм победил недуг - Уэсиба поправился. И снова начались странствия в поисках высшей мудрости кэмпо.

Спустя 20 с лишним лет после начала странствий Уэсиба Морихей приобрел славу величайшего специалиста в области боевых искусств. За эти годы он познал столько, сколько другие не могут познать и за всю жизнь. Он мог победить любого, его же не мог победить никто.

Но душа его так и не обрела покоя. Уэсиба, одержавший бесчисленное количество побед и способный за считанные секунды одолеть чуть ли ни любое количество невооруженных и вооруженных соперников, вдруг ясно осознал, что цель, которую он когда-то перед собой поставил и к которой шел все эти годы - стать самым сильным и побеждать всех и каждого - есть не что иное, как блеф. Когда-нибудь появится тот, кто будет сильнее его, с возрастом на смену победам обязательно придут поражения, и более молодой мастер лишит его смысла жизни, отняв то, ради чего он жил. Он понял, что победа не приносит пользы и счастья ни ему, ни окружающим. А значит, любая победа относительна и даже бессмысленна.

Утратив прежние убеждения и образ мышления, Уэсиба начал искать новый путь. Он, прежде видевший в боевых искусствах лишь единоборство и не более того, начал читать философские трактаты, серьезно изучать буддизм, конфуцианство, даосизм и синтоизм, стучался в двери известных мудрецов и врата храмов.

В конце концов, Уэсиба нашел то, что искал. После мучительных размышлений и сомнений ему открылась истина: он должен идти путем природы и любви. И, соединив определенные элементы известных ему искусств с новой философией, Уэсиба создал принципиально новое искусство. Оно стоит особняком в ряду других боевых искусств и по праву считается самым трудным их них. И дал ему название айкидо, что можно перевести как «путь к гармонии духа», сравнив свое детище с волшебным мечом, который творит чудеса в руках не сильного, но правого.

Создав айкидо, Уэсиба долгие годы держал его в секрете, посвятив в тайну «волшебного меча» лишь нескольких избранных. И во всеуслышание объявил о его существовании лишь в 50-х годах, посчитав, что айкидо откроет новый путь сломленному и побежденному народу, утратившему веру и идеалы, находящемуся на грани катастрофы. Уэсиба искренне верил в огромные потенциальные возможности айкидо, более того, он писал, что оно предназначено не для группы людей, не для одного народа, а для всего человечества.

Тогда же, в пятидесятых годах, айкидо попало в США и Европу. Вначале в Японии вышла книга «Путь природы и любви в айкидо», написанная сыном мастера Кисомару, а затем сам Морихей вместе с сыном и первым учеником Коичи Тохеи совершил турне по США, Европе и Азии. Он активно содействовал распространению айкидо за рубежом - по его настоянию Тохеи открыл несколько айкицентров в США, а другие ученики - во Франции, Италии, Индии, Бирме, других странах. Айкидо приобрело немалую известность как в Японии, так и за рубежом, а сам Уэсиба за свою деятельность, которая была оценена по заслугам, получил звание профессора и почетный орден своей страны.

Умер Уэсиба Морихей в 1969 г.

«Чтобы прийти к высшей правде, нужно непрерывно и всем сердцем добиваться искренности». Морихэй Уэсиба

Уэсиба Морихей Искусство мира
" Морихэй всем сердцем принял веру в то, каждое действие ценно лишь тогда, когда оно наполнено ответственностью и оберегающей любовью за живое. В дальнейшем все его поступки были подчинены ей. Другими словами можно сказать, что в его жизни вера стала лейтмотивом. В тот период Морихэй начал изучать котодаму – науку о единстве содержания и формы."

Морихэй Уэсиба (яп. 植芝 盛平 Уэсиба Морихэй, 14 декабря 1883 года - 26 апреля 1969 года) - создатель боевого искусства айкидо. Родился в городе Танабе в Японии. Так же известен как Основатель (яп. 開祖 Кайсо) или Великий учитель (яп. 大(翁)先生 О:сэнсэй).

Айкидо создано Уэсибой на основе элементов традиционных японских единоборств Дайто-рю Айки-дзюцу, кэн-дзюцу и дзё-дзюцу. Название айкидо состоит из трёх иероглифов: ай (合) - соединение, гармония; ки (気) - духовная сила; до: (道) -путь.

Искусство мира
Ты помог мне,
Я помог тебе,
и вместе мы делаем одно дело.
Из бесед, стихов, каллиграфии основателя айкидо.
1. Искусство мира начинается с тебя самого. Над собой и над поставленными перед тобой задачами работай с Искусством Мира. У каждого есть свой дух, который можно очищать, тело, которое можно некоторым способом тренировать, и подходящий путь, которым можно следовать. Ты находишься здесь с единственной целью осознать свою внутреннюю божественность и проявить свою исконную просветленность. Взрасти мир в своей собственной жизни, а затем применяй Искусство ко всему, с чем ты встречаешься в ней.
2. Тебе не нужны дома, деньги, власть или положение, чтобы практиковать Искусство Мира. Небеса там, где ты сейчас стоишь, и это как раз то место, где можно тренироваться.
3. Все вещи, материальные и духовные, происходят из одного источника и находятся в родстве друг с другом, как члены одной семьи. Прошлое, настоящее и будущее содержатся в жизненной силе. Вся Вселенная произошла из одного источника, а мы появились благодаря совершенному процессу объединения и гармонизации.
4. Айкидо - это лекарство для больного мира. В мире есть зло и беспорядок, потому что люди забыли о том, что все вещи происходят из одного источника. Возвратись к этому источнику, и оставь все эгоистические мысли, пус-тячные желания и гнев. Кем не владеет ничто, тот владеет всем.
5. Если ты не установишь связь с истинной пустотой, то никогда не постигнешь Искусство Мира.
6. Искусство Мира действует повсюду - от безбрежных пространств космоса до мельчайших растений и животных. Жизненная сила проникает всюду, ее мощь не знает границ. Искусство Мира позволяет нам ощутить ее и соприкоснуться с этим огромнейшим запасом вселенской энергии.
7. Восемь сил поддерживают мироздание: движение и неподвижность, твердость и текучесть, расширение и сжатие, объединение и разделение.
8. Жизнь - это рост. Если мы перестаем расти, технически и духовно, можно считать нас мертвыми. Искусство Мира прославляет связь неба, земли и человечества. Это все, что истинно, хорошо и красиво.
9. Время от времени необходимо уединяться среди высоких гор и укромных долин, чтобы восстановить свою связь с источником жизни. Вдыхай и позволь себе воспарить во все концы Вселенной; вдыхай и собирай космос внутри себя. Затем дыши всем плодородием вибрирующей земли. Наконец, смешивай дыхание неба и дыхание земли со своим собственным дыханием и пусть оно становится Дыханием самой Жизни.
10. Все законы неба и земли живут в тебе. Жизнь сама по себе есть истина, и это не изменится никогда. Все сущее на небе и на земле дышит. Дыхание - это нить, связывающая все мироздание воедино. Когда можешь ощу-щать бесчисленные вариации вселенского дыхания, тогда рождаются от-дельные техники Искусства Мира.
11. Взгляни на морские волны. Походя к берегу, они с шумом вздымаются и падают. Таким должно быть твое дыхание. С каждым вдохом вбирай в свой живот Вселенную. Знай, что каждому доступны четыре сокровища: энергия солнца и луны, дыхание небес, дыхание земли и прилив, и отлив морских вод.
12. Практикующие Искусство Мира должны защищать владения Матери Природы, это божественное творение, и сохранять его прекрасным и неувядшим. Состояние воина рождает естественную красоту. Тонкие техники воина проявляются также естественно, как естественно сменяют друг друга весна, лето, осень и зима. Состояние воина - это ничто иное, как сила, поддерживающая всякую жизнь.
13. Когда жизнь торжествует, происходит рождение, когда жизнь препятствует, происходит смерть. Воин борется за гармонию, а ставки в этой борьбе - жизнь и смерть.
14. Созерцай устройство этого мира, слушай слова мудрых и принимай все хорошее и доброе, как свое. Опираясь на это, открой свою собственную дверь к истине. Не прогляди истину, которая прямо перед тобой. Изучай течение воды в ручье, плавно и свободно огибающем камни. Учись также у святых книг и умудренных людей. Все вокруг - даже горы, реки, травы и деревья - должно стать твоим учителем.
15. Каждый день твори себя заново, одеваясь небом и землей, умываясь мудростью и любовью и помещая себя в сердце Матери Природы.
16. Не упусти случая
Поучиться
У чистого голоса
Горного ручья,
Плещущегося среди камней.
17. Гармония зарождается в течение вещей, ее сердце подобно движению ветра и волн. Путь подобен венам, что разносят кровь по нашим телам вслед за естественным потоком жизненной силы. Если ты хоть немного отделен от этой божественной сущности, это значит, что ты сошел с тропы.
18. Твое сердце полно семян, готовых прорасти. Как цветок лотоса, вырастает из грязи, чтобы раскрыть свою яркую красоту, так космическое дыхание заставляет цветок духа раскрываться и приносить плод в этом мире.
19. Постигай учения сосны, бамбука и цветущей сливы. Сосна вечно зелена, прочно укоренена и солидна. Бамбук крепок, гибок, несокрушим. Сливовый цвет дерзок, ароматен и изящен.
20. Пусть твой ум всегда будет ярок и ясен, как безбрежное небо, великий океан и высочайший горный пик. Пусть твое тело всегда будет наполнено светом и теплом. Наполняй себя силой мудрости и просветления.
21. Как только ты начинаешь искать “хорошее” и “плохое” в своих близких, в твоем сердце открывается дыра, через которую входит зломыслие. Если ты испытываешь других, соревнуешься с ними, критикуешь их - это приводит к твоему ослаблению и поражению.
22. Пронизывающее сверкание клинков,
Выкованных теми, кто следует Пути,
Поражает злого врага,
Крадущегося глубоко внутри
Их душ и тел.
23. Искусство Мира не дается легко. Надо бороться до самого конца, надо убить в себе злые желания и всякую ложь. Иногда голос Мира звучит как гром, выводя людей из их оцепенения.
24. Кристально чистый,
Острый и яркий,
Священный меч
Не оставляет
Злу ни малейшей лазейки.
25. Чтобы практиковать Искусство Мира, ты должен: Успокоить свой дух и вернуться к источнику. Очистить тело и дух, удалив всю злонамеренность, эгоизм и страсть. Быть вечно благодарным за дары, которые ты получил от Вселенной, от своей семьи, от Матери Природы и от близких тебе людей.
26. Искусство Мира основывается на четырех Великих Добродетелях: Храбрости, Мудрости, Любви и Дружбе, символами которых служат: Огонь, Небо, Земля и Вода.
27. Сущность Искусства Мира - в очищении себя от зломыслия, в гармонизации со своим окружением и в устранении со своего пути всех препятствий и барьеров.
28. Единственное лекарство от материализма - это очищение шести органов чувств (глаз, ушей, носа, языка, тела и ума). Если чувства перекрываются, твое восприятие задыхается. И чем больше оно задыхается, тем больше искажаются чувства. Так нарушается порядок в мире, а это - величайшее зло из всех. Очищай свое сердце, освобождай шесть чувств, чтобы они могли работать беспрепятственно, и твое тело и душа воспылают.
29. Всякая жизнь есть проявление духа, проявление любви. И Искусство Мира есть чистейшее выражение этого закона. Воин обязан положить конец вся-ким спорам и страстям. Вселенская любовь действует во многих формах; каждое ее проявление должно иметь возможность свободно выражаться. Искусство Мира - это истинная демократия.
30. Каждый мастер, во все времена и во всех странах, слышал зов и достигал гармонии с небом и землей. Много троп ведет к вершинам горы Фудзи, но эта вершина одна - любовь.
31. Верность и преданность ведут к храбрости. Храбрость ведет к жертвенности. Жертвенность рождает веру в силу любви.
32. Экономика - основа общества. Когда экономика стабильна, общество развивается. Идеальная экономика сочетает духовное с материальным, а лучшие товары - это искренность и любовь.
33. Искусство Мира не полагается на оружие или грубую силу; вместо этого мы приводим себя в гармонию со Вселенной, поддерживаем мир в наших сферах, пестуем жизнь и предотвращаем смерть и разрушение. Истинное значение слова самурай - “тот, кто служит и следует силе любви”.
34. Воспитывай и очищай
Дух воина,
Совершая служение в этом мире;
Освещай Путь
Своим внутренним светом.
35. Искусство Мира чрезвычайно широко. Оно отражает грандиозное устройство скрытых и проявленных миров. Воин - это живой храм Божественного, это тот, кто служит великой цели.
36. Твой ум должен гармонировать с тем, как работает Вселенная; твое тел должно двигаться в такт движению Вселенной; тело и ум должны быть свя-заны воедино в деятельности Вселенной.
37. Хоть наш путь и отличается от воинских искусств прошлого, вовсе необяза-тельно отказываться от всего старого. Вбирай почтенные традиции в наше новое искусство и одевай их в свежие одежды; на фундаменте классиче-ских стилей строй новые, лучшие формы.
38. Ежедневные упражнения в Искусстве Мира позволяет твоей внутренней божественности сиять все ярче и ярче. Пусть тебя не заботит правота или неправота других. Не надо рассчитывать наперед, не надо действовать не-естественно. Сосредоточься на Искусстве Мира и не критикуй других учителей и другие традиции. Искусство Мира никогда никого и ни в чем не ограничивает. Оно всеобъемлюще и всеочищающе.
39. Практикуй Искусство Мира искренне, и тогда злые мысли и дела исчезнут сами собой. Единственное желание, которое должно остаться, - это жажда новых и новых упражнений на Пути.
40. Просветленные никогда не перестают работать над собой. Достижения таких мастеров невозможно описать словами. Самые совершенные действия наследуют образцам, содержащимся в природе.
41. День за днем
Тренируй свое сердце,
Оттачивая свою технику:
Используй Одно, чтобы победить Многих!
Такова дисциплина Воина.
42. Путь воина
Нельзя выразить
Словами или иероглифами;
Ухвати его суть
И иди вперед к Реализации!
43. Цель тренировок - подтягивать ослабленное, укреплять тело и шлифовать дух.
44. В железной руде много шлаков, ослабляющих ее свойства; плавкой, ковкой и закалкой железо превращают в сталь, и затем придают ей форму острого, как бритва меча. Человеческие существа развиваются в той же последова-тельности.
45. С древнейших времен
Усердная учеба и доблесть
Всегда были двумя опорами на Пути.
Силой постоянного упражнения
Просветляй и тело, и душу.
46. Инструкторы могут дать только частицу учения. Только при упорной личной практике ты постигнешь тайны Искусства Мира.
47. Путь воина основывается на гуманности, любви и искренности; сердце во-инской доблести - это истинная храбрость, мудрость, любовь и дружелю-бие. Делать ставку лишь на физические аспекты воинственности бессмыс-ленно, ибо мощь тела всегда ограничена.
48. Истинный Воин всегда вооружен тремя вещами: сияющим мечом миро-творчества; зеркалом храбрости, мудрости и дружелюбия; и драгоценным камнем просветления.
49. Сердце человека неотделимо от души неба и земли. В своей практике все-гда помни по взаимодействию неба и земли, воды и огня, Инь и Ян.
50. Искусство Мира - это непротивление. Поскольку оно не сопротивляется, оно изначально победоносно. Те, чьи намерения злы, а мысли противоре-чивы, обречены на поражение. Искусство Мира непобедимо, потому что оно ни с чем не борется.
51. В Искусстве Мира нет состязаний. Истинный Воин непобедим, поскольку он ни с кем не сражается. Когда мы говорим “нанесение поражения”, то имеем в виду поражение нашего собственного противоречивого ума.
52. Причинить вред противнику - значит причинить вред себе. Сдерживать агрессию без причинения вреда - это и есть Искусство Мира.
53. Полностью пробужденный Воин может свободно пользоваться всеми эле-ментами неба и земли. Истинный Воин учится правильно воспринимать процессы во Вселенной и превращать боевые техники в проводники чисто-ты, добра и красоты. Ум и тело воина должны быть пронизаны просветлен-ной мудростью и глубоким покоем.
54. Всегда практикуй Искусство Мира трепетно и с радостью.
55. Необходимо разработать стратегию, которая использовала бы все доступные физические условия и элементы. Лучшая стратегия - это та, которая полагается на неограниченный диапазон реакций.
56. Правильная поза тела отражает правильное состояние ума.
57. Ключ к хорошей технике - в том, чтобы держать кисти рук, стопы и бедра прямыми и центрированными. Если ты центрирован, то можешь двигаться свободно. Физический центр - это твой живот; если там же сосредоточен твой ум, тебе обеспечен успех в любом предприятии.
58. Двигайся, как луч света,
Летай, как молния,
Бей, как гром,
Вращайся вокруг
Устойчивого центра.
59. Техники требуют четырех качеств, в которых отражается природа нашего мира. В зависимости от обстоятельств, ты должен быть: твердым, как алмаз, гибким, как ива, плавным, как течение воды, или пустым, как небо.
60. Если твой противник атакует, как огонь, парируй, как вода, становясь совершенно жидким и текучим. Вода по своей природе никогда ни обо что не может разбиться. Наоборот, она без вреда для себя проглатывает любое нападение.
61. Начало всех приемов - в гармоничном сотрудничестве правого и левого. Левая рука держит жизнь и смерть; правая рука управляет ими. Четыре конечности есть суть четыре опоры неба; они проявляют восемь направлений, Инь и Ян, внешнее и внутреннее.
62. Проявляй Ян в своей правой руке,
Уравновешивай его
С Инь, что проявляется слева.
63. Техники Искусства Мира ни быстры, ни медленны, они ни внутри, ни снару-жи. Они по ту сторону времени и пространства.
64. Зарождайся от Великой Земли;
Вздымайся, как Великие Волны;
Стой, как дерева, сиди, как скала;
Используй Одно, чтобы победить Всех.
Учись и забывай!
65. Когда противник идет вперед, выходи навстречу и приветствуй его; если он хочет отойти, проводи его.
66. Тело должно быть треугольным, сознание - круглым. Треугольник означает генерирование энергии и является самой устойчивой физической фор-мой. Круг символизирует безмятежность и совершенство, неисчерпаемый источник технических приемов. Квадрат - это прочность, основа всякой власти.
67. Всегда старайся быть в союзе с небом и землей; тогда будешь видеть мир в истинном свете. Самодовольство исчезнет, и ты сможешь поглощать в себя любое нападение.
68. Если твое сердце достаточно велико для того, чтобы принять в себя твоих противников, ты можешь видеть их насквозь и избегать их нападений. И ко-гда ты примешь их в себя, то сможешь направлять их по пути, указанному тебе небом и землей.
69. Свободный от слабости,
Просто не обращай внимания
На яростные атаки
Своих врагов:
Иди и действуй!
70. Не взирай на этот мир со страхом и отвращением. Смело смотри в лицо тому, что предлагают тебе боги.
71. Каждый день жизни человека несет в себе радость и гнев, боль и удовольствие, тьму и свет, рост и упадок. Каждый миг служит великому замыслу Природы. Не пытайся же отрицать или сопротивляться космическому по-рядку вещей.
72. Хранители этого мира
И стражи Путей
Богов и Будд,
Приемы Искусства и Гармонии
Позволяют нам достойно встречать
Каждый вызов.
73. Сама жизнь есть испытание. Тренируясь, ты должен испытывать и отшли-фовывать сам себя, чтобы достойно встречать великий вызов жизни. Вый-ди за пределы сферы жизни и смерти, и тогда ты сможешь пройти через все кризисы спокойно и безопасно.
74. Будь благодарен даже за трудности, неудачи и за встречи с дурными людьми. Преодоление препятствий - важнейшая часть обучения Искусст-ву Мира.
75. Неудача - залог успеха;
Каждая ошибка чему-то учит нас.
76. Даже если тебе бросает вызов
Один-единственный противник,
Будь бдителен,
Ибо тебя всегда окружает
Целый сонм врагов.
77. Искусство Мира - в том, чтобы восполнять недостающее.
78. В нашей технике мы полностью входим в атаку противника, совершенно растворяемся в ней и решительно ею управляем. Сила пребывает там, где наша Ки сосредоточена и устойчива; замешательство и дурные мысли по-являются, когда Ки застаивается.
79. Существует два типа Ки: обычная Ки и истинная Ки. Обычная Ки - грубая и тяжелая, истинная Ки - легкая и подвижная. Чтобы достигать успеха, ты должен освободиться от обычной Ки, и пропитать свои органы истинной Ки. Это - основа мощной техники.
80. В Искусстве Мира нет атаки. Если ты нападаешь, это означает, что ты не владеешь собой. Никогда не убегай от вызова, но не пытайся неестественным образом подавить или подчинить своего противника. Позволь нападающим подойти к тебе так, как им угодно, а затем слейся с ними. Никогда не преследуй противника. Отводи каждую атаку в сторону и держись за спиной атакующего.
81. Видя меня перед собой,
Враг нападает,
Но к этому времени
Я уже стою
В безопасности за его спиной.
82. Когда тебя атакуют, объединяй верхнюю, среднюю и нижнюю части своего тела. Входи, поворачивайся и сливайся со своим противником спереди и сзади, справа и слева.
83. Твой дух есть твой истинный щит
84. Противники идут сплошным потоком, но на самом деле нет ни единого про-тивника. Глубоко входи в атаку и нейтрализуй ее, втягивая ее перенаправ-ленную силу в свою собственную сферу.
85. Даже самый сильный из людей имеет ограниченную сферу силы. Вытащи его из этой сферы, и затащи в свою, и его сила рассеется.
86. Слева и справа
Избегай любых
Резких блоков и отражений удара.
Захватывай сознание своих противников
И рассеивай их!
87. Настоящее Искусство Мира - в том, чтобы ни жертвовать ни одним своим воином для разгрома врага. Побеждай врагов, всегда занимая безопасную и неуязвимую позицию; тогда никто не пострадает. Путь Воина, Искусство Политика - в том, чтобы остановить беду до того, как она начнется. Побе-ждай своих противников духовно, заставляя их осознавать бессмыслен-ность их действий. Путь воина заключается в том, чтобы устанавливать гармонию.
88. Овладевай божественными приемами
Искусства Мира,
И ни один враг
Не посмеет
Бросить тебе вызов.
89. Тренируйся без лишней спешки, ибо требуется как минимум десять лет, чтобы овладеть азами и перейти к первой ступени. Никогда не считай себя всезнающим, совершенным мастером; ты должен продолжать трениро-ваться ежедневно вместе с друзьями и учениками, чтобы продвигаться в Искусстве Мира.
90. Прогресс приходит
К тому, кто
Тренируется и тренируется;
Если будешь рассчитывать на тайные техники,
То ничего не достигнешь.
91. Просто играть то с этой,
То с той техникой -
Занятие бесполезное.
Действуй решительно,
Выкладывайся полностью!
92. Если ты воспримешь истинную форму неба и земли, то постигнешь и свою собственную истинную форму. Если ты постигнешь какой-либо принцип, то сможешь взять его на вооружение. Применив что-либо на практике, пораз-мышляй о своих усилиях. Так и продолжай все время.
93. Искусство Мира можно выразить в таких словах: Истинная победа - это победа над самим собой; пусть этот день наступит поскорее! “Истин-ная победа” означает несокрушимую храбрость; “победа над самим собой” - это неослабевающее усилие; а “тот день” - это славный день триумфа здесь и сейчас.
94. Отбрось ограничивающие мысли и вернись к истинной пустоте. Стой среди Великой Пустоты. Это и есть секрет Пути Воина.
95. Чтобы воистину реализовать Искусство Мира, ты должен быть способен свободно играть в проявленных, скрытых и божественных сферах.
96. Техники Искусства Мира постоянно изменяются; каждая ситуация уникаль-на, и надлежащий ответ должен приходить естественным образом. Зав-трашние техники будут отличаться от сегодняшних. Не увлекайся внешней формой ситуации. Искусство Мира не имеет формы - оно есть изучение Духа.
97. В конце концов, ты должен будешь вообще забыть о технике. Чем дальше продвигаешься, тем меньше остается догм. Великий Путь - это, на самом деле, Отсутствие Пути.
98. В Искусстве Мира, которое я практикую, есть место для каждого из восьми миллионов богов мира, и я сотрудничаю со всеми. Бог Мира велик, он по-кровительствует всему божественному и просветленному в каждой стране.

99. Искусство Мира - это форма молитвы, которая порождает свет и тепло. Забудь о своем маленьком “я”, не привязывайся к объектам, и ты будешь излучать свет и тепло. Свет есть мудрость, тепло есть сострадание.
100. Мало строить храмы и часовни. Утверждай себя как живой образ Будды. Каждый из нас должен стать богиней сострадания или победоносным Буддой.

101. Полагайся на Мир,
Чтобы проявились твои
Многогранные способности;
Умиротворяй свое окружение
И твори прекрасный мир.
102. Божественное - это не только то, что высоко над нами. Оно и на небе, и на земле, и внутри нас.
103. Объединись с космосом, и тогда сама мысль о трансцендировании исчезнет. Трансцендирование - занятие для непосвященных. Когда исчезнет даже след трансцендирования, тогда появится истинная личность - Божественное Существо. Стань пустым и предоставь действовать Божественному.
104. Нельзя видеть или касаться Божественного нашими грубыми органами чувств. Божественное внутри тебя, а не где-либо еще. Присоединись к Бо-жественному, и ты сможешь воспринимать присутствие богов повсюду, только не пытайся их хватать или цепляться за них.
105. Божественное не любит, когда его запирают в помещении. Божественному нравится быть под открытым небом. Оно всегда здесь, в этом самом теле. Каждый из нас - миниатюрная Вселенная, живой храм.
106. Когда ты склоняешься в поклоне перед Вселенной, она кланяется в ответ; когда ты называешь имя Бога, оно отзывается эхом внутри тебя.
107. Искусство Мира - это религия, которая не является религией; оно делает совершенными и завершенными все религии.

108. Путь черезвычайно широк. С древних времен и поныне даже величайшие мудрецы не были способны охватить всю истину; объяснения и учения мастеров и святых выражают лишь часть целого. Никто не может говорить о таких вещах во всей их полноте. Поэтому просто направляйся к свету и теплу, учись у богов и посредством упорной практики Искусства Мира становись единым с Божественным.
109. Ищущие единоборства совершают смертельную ошибку. Бить, разрушать, причинять увечья - тяжелый грех, который может совершить человек. Настоящий Путь воина заключается в том, чтобы предотвращать избиение. Это и есть Искусство Мира, это и есть сила любви.
110. Мир всегда будет изменяться, но битвы и войны могут уничтожить нас всех до единого. Сейчас нам нужны техники согласия, а не техники спора. Сейчас требуется Искусство Мира, а не Искусство Войны.

111. О, божественная красота
Неба и Земли!
Все мироздание - Единая семья.

ГОУ ВПО «Курский Государственный Медицинский Университет»

Кафедра истории

Реферат по истории айкидо

«Морихей Уэсиба как основатель айкидо»

Выполнил: Ларин С.Л.

Проверил:

Кравцова Л.В.

Курск, 2009


План

Введение

1. Биография

2. Становление мастера

3. Ученики М. Уэсибы

Заключение

Литература


Введение

Недавнее распространение Айкидо по всему миру не менее, чем феноменально. Общее число занимающихся Айкидо сегодня более миллиона, и Международная Федерация Айкидо стала сильнее, чем когда-либо. Причина этого в самом Айкидо, которое, как мне представляется, выражает как в теории, так и на практике высшее проявление боевого и духовного искусства, созданного традиционной Японской культурой. Айкидо выражает реальные явления: плавный поток естественных движений, в котором скрывается великая сила ki. Цель Айкидо – формирование идеальной человеческой личности за счет соединения тела и разума путем интенсивных умственных и физических тренировок и достижения динамичности как активного состояния, так и покоя. Духовность основного принципа и рациональность его воплощения лежат в основе международной известности Айкидо. Усиленное развитие науки, техники и материальных компонентов цивилизации в современную эпоху сопровождается ожесточением человеческого духа, который привыкает к отсутствию отдыха, состоянию неуверенности и потере направления. В эту эпоху резкого обесчеловечивания Айкидо становится особенно притягательным. Особенно важен тот факт, что каждый человек, независимо от возраста, пола и физической подготовки может в процессе тренировок осуществить соединение основного созидательного принципа ki – компонента вселенной и индивидуальной ki, проявляющейся в энергии дыхания. Это соединение служит источником жизненной энергии, который не только заполняет духовную пустоту, но и наполняет повседневную жизнь реальным содержанием. В своей работе я хочу рассказать о жизни основоположника этого боевого искусства – Морихее Уэсибе.


1. Биография

Основатель айкидо Морихей Уэсиба родился в 1883 г. в г.Танабэ, префектура Вакаяма на острове Хонсю.

Морихею Уэсибе не было и семи лет, когда его отправили в Дзодеро, буддийский храм секты Сингон, изучать классические конфуцианские и буддийские тексты.

С 1902 года Морихей Уэсиба начинает изучать боевые искусства, занимается традиционным дзю-дзюцу и кен-дзюцу.

С 1903 года он становится солдатом.

В 1904 году он участвует в русско-японской войне. В этом же году он начинает изучать у мастера Накаи Масакацу технику древней школы Ягю-рю дзю-дзюцу.

В 1907 году Морихей Уэсиба демобилизуется и в этом же году начинает заниматься Кодокан дзю-до у мастера Киоси Такаги.

В 1912 году Морихей Уэсиба отправляется на остров Хоккайдо для освоения новых земель и там знакомится с Сокаку Такеда, известным мастером Дайто-рю дзю-дзюцу.

В конце 1919 года О"сэнcэй знакомится с Ванисабуро Дэгучи, главой секты Омотэ-кё.

В период с 1919 года по 1922 год Морихей Уэсиба все больше интересуется Кото Тама и продолжает разрабатывать свой собственный, неповторимый стиль.

В 1922 году этот стиль получил условное название «Айки-будзюцу», но стал известен как Уэсиба-рю Айки-будзюцу.

В 1924 году Уэсиба с Дэгучи отправляются в Маньчжурию, а затем в Монголию для распространения учения секты.

По возвращении домой Уэсиба преподает в додзё и занимается сельскохозяйственными работами. Начинает интересоваться со-дзюцу и продолжает занятия дзю-дзюцу, а также усиленно занимается кендо.

О"сэнсэй посвящает много времени тренировкам. К нему приходят заниматься видные чиновники, военачальники, а также мастера других стилей. Он открывает несколько додзё.

Весной 1925 года флотский офицер, учитель кендо, посетил Основателя, и они устроили поединок. Во время поединка офицер так и не смог коснуться О"сэнсэя своим деревянным мечом. Основатель рассказывал, что он чувствовал движения противника, прежде чем они действительно происходили.

Продолжая тренироваться, он выработал в себе своего рода «шестое чувство».

С 1922 года по 1931 год Морихей Уэсиба часто переезжает и строит залы. В апреле 1931 года закончено строительство додзё «Кобукан», который ученики впоследствии называли «Дьявольский додзё» (из-за частых травм на тренировках).

В октябре 1932 года родилась Ассоциация Развития Будо. Основатель стал ее президентом.

В сентябре 1939 года Морихея Уэсибу приглашают в Маньчжурию на показательные выступления. Там он вступает в бой с экс-чемпионом Сумо Тенрю и без труда его побеждает.

В 1940 году в программу полицейской академии введено айкибудо, как специальный предмет, где Морихей Уэсиба преподает.

В 1941 году айкибудо включают в Бутокукай (правительственную организацию, объединяющую все школы боевых искусств). Приблизительно в это время термин «айкидо» входит в употребление.

В 1944 году Морихей Уэсиба заканчивает строительство храма Айки и додзё при нём (Ибараки додзё) в префектуре Ибараки.

После войны, 22 ноября 1945 года в Токийском районе Маруноути состоялся совет, на котором организация получила название АЙКИКАЙ (Общество Айки).

Новое общество было признано 9 февраля 1949года как единственная социальная организация, занимающаяся развитием Айкидо.

В 1950 году Морихей Уэсиба много ездит по стране. Он охотно откликается на просьбы - научить, прочитать лекции, продемонстрировать свое мастерство.

В 1954 году штаб-квартира Айкидо снова переместилась в Токио. Токийский додзё получил официальное название Айкидо Хомбу додзё (Центральный клуб Айкидо).

В сентябре 1956 года АЙКИКАЙ проводит первые послевоенные показательные выступления.

С годами О"сэнсэй всё меньше участвует в управлении АЙКИКАЕМ. Делами Хомбу додзё он предоставляет заниматься сыну - Кисёмару Уэсибе.

В январе 1960 года по национальному телевидению впервые демонстрируется серия передач об Айкидо.

В этом же году Морихей Уэсиба и Йосабуро Умо (обладатель 10 дана кюдо) удостаиваются особой награды императора. Только трое мастеров боевых искусств награждались ею раньше.

В августе 1962 года в храме Айки в Ивама торжественно отметили шестидесятилетнюю годовщину деятельности Морихея Уэсибы на ниве боевых искусств.

В 1964 году Морихей Уэсиба получает награду от императора «За вклад в развитие боевых искусств».

В 1967 году начато и закончено строительство в Токио нового додзё Морихея Уэсибы.

В конце 1968 года Морихей Уэсиба в последний раз публично продемонстрировал приёмы Айкидо.

Морихей Уэсиба ничем не болел, но внезапно состояние его здоровья ухудшилось и 26 апреля 1969 года ровно в 5 часов он умер.

1 мая 1969 года в Хомбу додзё состоялась заупокойная служба и император посмертно наградил Основателя Айкидо почетным орденом, как человека, создавшего искусство, получившее распространение во многих странах мира.

Морихея Уэсибу похоронили на фамильном кладбище в Танабэ, пряди его волос передали на хранение в святилище Айки в Ивама, на фамильное кладбище в Аябэ и в Великую усыпальницу в Кумано.

В начале 1999 года преемником стал внук Моритэру Уэсиба.

2. Становление мастера

Он был старшим из четвертых детей в семье. Его отец был обыкновенным крестьянином, тогда как мать принадлежала к знатной семье Итокава.

В возрасте 7 лет он начал изучать конфуцианство и буддистскую письменность. В 1902 году он отправился в Токио и стал продавать письменные принадлежности и школьные товары в торговом районе Нихонбаси. В тоже время он начал заниматься дзю-дзюцу (柔術) и кэн-дзюцу (剣術).

В 1903 году он записался добровольцем в армию в Осаке и принимал участие в русско-японской войне. В 1907 году он покинул армию.

В 1912 году он переехал на остров Хоккайдо по призыву правительства на освоение незаселенных земель. Благодаря своему образцовому самообладанию и самоотверженной работе на благо общины, он вскоре становится её лидером и получает у поселенцев титул «Короля Сиратаки» (одной из провинций Хоккайдо).

В 1915 на Хоккайдо Уэсиба при посредничестве Катаро Ёсиды был представлен Сокаку Такэде - мастеру Дайто-рю Айки-дзюдзюцу и стал его учеником. Эта встреча имела важнейшее значение для будущего развития техники Айкидо. Последующие 5 лет он учится у этого мастера и получает степень Кёдзю Дайри . Обладатель этой степени должен был на высоком уровне владеть 348 техниками.

В 1920 году Уэсиба теряет своего отца и двух маленьких сыновей. В этом же году переезжает в Аябэ, центр нового религиозного учения Омото-кё. Там он знакомиться с сосоздателем религии Омото-кё Онисабуро Дэгути. Морихэя Уэсибу покорило учениеОнисабуро Дэгути, который проповедовал, что мир и гармония на земле могут быть созданы только любовью, терпимостью и добром человека. С этого времени напряженные физические тренировки Морихея Уэсибы дополняются усиленными упражнениями в медитации. В том же году он открывает свое первое додзё в пристройке дома, первыми его учениками становятся последователи Омото-кё. Слава о нем, как о мастере боевых искусств, быстро распространяется. Вскоре его учениками становятся моряки с ближайшей военной базы. Будучи мастером Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, Уэсиба накапливает опыт ведения тренировок, появляются собственные методики и наработки. Именно в это время рождается начальная форма Айкидо.

В 1921 году рождается сын Киссёмару, который впоследствии станет вторым досю (хранителем пути ).

В 1922 на Аябэ приезжает учитель Уэсибы Сокаку Такэда. На протяжении 6 месяцев он проводит тренировки и перед своим отъездом выдает Уэсибе инструкторский сертификат.В том же году Морихэй Уэсиба впервые называет свою борьбу «Айки-Будо» (合気武道).

МОРИХЭЙ УЭСИБА. История жизни О-Сэнсея

"Учитель Уэсиба настолько владел Будо, что разговаривал с богами! Однажды в поезде он дал мне металлический веер и сказал: "Ударь меня, если я засну". Через несколько минут он заснул, и я попытался его ударить. Точно в это мгновение он проснулся и сказал: "Ты хотел на меня напасть".
За четыре года до смерти он еще вставал, чтобы пойти тренироваться. Тело его было очень слабым, кисти рук тонкие. Четверо помощников запретили ему двигаться ради его же блага... Он их всех легко отбросил".

Сиода Годзо, создатель Есинкан-рю.

Во всём устанавливался новый порядок, и величественная точка зрения Уэсиба на как на не соревновательное искусство, воспитывающее духовное и физическое совершенство, была идеальным подходом. Уже через несколько лет после окончания войны началось обучение нового поколения целеустремлённых учеников, и в течение пятидесятых годов искусство было представлено всему миру; организационными вопросами занимались сам Уэсиба и его сын Киссомару. В первой половине того десятилетия японские учителя внедрили во Франции и на Гавайях, и уже к середине пятидесятых годов в токийском додзё постоянно занимались представители самых разных стран со всего земного шара.

Первая публичная демонстрация проходила на крыше одного из универсальных магазинов Токио в сентябре 1955 года.
Это было достаточно примечательное событие, поскольку до этого Уэсиба отказывался выступать для публики. Это было правилом всех старых учителей.

Когда Фунакоси отправил своего сына Дзиго назад, на Окинаву, для изучения специальных ката, местный учитель не начинал занятия, пока все окна додзё не были прикрыты ставнями. Подобным же образом, Хакудо Накаяма занимался специальными приемами с мечом в четыре часа утра, когда в додзё царил полумрак и никто не мог бы подсмотреть секреты мастера.

Киссомару переубедил отца, сказав ему, что люди должны увидеть изящную действенность айки-до во плоти, после чего восхитительные выступления Уэсиба стали украшением многих демонстраций . В отличие от Кано и Фунакоси, после которых осталось немного наглядных документальных свидетельств, существует множество фильмов, запечатлевших Уэсиба в действии, включая очень четкие фотоснимки, сделанные еще в 1935 году. В 1958 году Уэсиба снялся в документальном фильме под названием "Свидание с приключением", снятом двумя американскими операторами, а чуть позже, в 1961 году, он стал главным героем документальной ленты, снятой Японской национальной телесетью.

Уэсиба любил путешествовать и с удовольствием навещал новые додзё, образующиеся в подразделениях его школы во всех концах Японии. Но для его учеников, как до-, так и послевоенного периода, путешествие вместе с Уэсиба становилось настоящим испытанием. В поездке его спутник не мог расслабиться и потерять бдительность ни на секунду. К примеру, Уэсиба настаивал на том, чтобы его доставляли на вокзал по меньшей мере за час до отправления поезда. Иногда он мог отказаться садиться в поезд, поскольку "чувствовал, что что-то не так". Или же его спутнику, нагруженному поклажей и необходимостью покупать билеты, приходилось играть в пятнашки со своенравным и быстроногим мастером , который очень часто резко сворачивал туда, куда ему хотелось, - независимо от того, куда они направлялись, - и исчезал в толпе прохожих.

У Уэсиба была ещё одна забавная привычка растрачивать все деньги вплоть до последней иены прежде, чем он достигал места назначения. Терпеливая жена Уэсиба обычно снабжала его спутника средствами, достаточными для покупки билетов, подкрепления сил закусками и напитками и других издержек, а также дополнительной суммой на всякий случай. Уэсиба каким-то образом всегда знал, сколько денег было у его спутника, и неизменно останавливался у каждого встречающегося святилища, чтобы сделать пожертвование. К концу путешествия деньги расходились без остатка.

Однажды Уэсиба зашёл в недавно воздвигнутый храм. Он приказал своему помощнику приготовить деньги для пожертвования. Однако после минутной молитвы Уэсиба повернулся к своему спутнику и сказал: "Спрячь деньги. Здесь нет бога". Действительно, этот храм был поставлен исключительно для привлечения туристов и у него не было органичной духовной связи с окружающей местностью.

В 1961 году Уэсиба отправился на Гавайи, чтобы торжественно открыть Айкикай додзё в Гонолулу. Он оставался на Гавайских островах в течение сорока дней, проводя занятия и создавая каллиграфические записи для местных учеников. Гавайи ему понравились, но он сказал своим ученикам: "Химикалии, которыми здесь поливают ананасовые плантации, разрушают окружающую среду. Попытайтесь добиться того, чтобы плантаторы не делали этого".

По сравнению с неутомимой деятельностью и постоянным возбуждением довоенного периода, последние годы жизни Уэсиба были очень спокойными - он посвятил их исследованиям, молитвам и упражнениям.

Вот фрагменты последних заметок Уэсиба, касающихся айкидо:

Лекарство для больного мира. В мире царит зло и беспорядок, поскольку люди забыли, что все исходит из одного источника. Вернитесь к этому источнику и оставьте позади эгоцентричные мысли, мелочные желания и злобу.

Пока вы беспокоитесь о "хорошем" и "дурном" в окружающих, вы оставляете свое сердце открытым для злобности. Проверка других, соревнование с другими, осуждение других ослабляет и одолевает вас.

Ваш разум должен пребывать в гармонии с функциями Вселенной; ваше тело должно быть согласовано с движениями Вселенной; тело и разум должны слиться в одно и объединиться с деятельностью Вселенной.

В нет состязания. Настоящий воин непобедим, потому что он ни с чем не борется. "Победить" означает одолеть состязательный разум, в котором мы находим прибежище.

Приемы используют четыре качества, которые отражают природу мира.
В зависимости от обстоятельств, движения должны быть твердыми, как алмаз; гибкими, как ветви ивы; плавными, как поток воды, и пустыми, как пространство.

К концу жизни внешность Уэсиба стала бесплотной, призрачной: белые одежды, седые волосы и мягкая белая борода. Его здоровье постепенно ухудшалось, но даже когда он был прикован к постели своим последним недугом, Уэсиба все ещё был способен призывать волшебную космическую силу, достаточную для того, чтобы разбросать во все стороны четырёх помощников, если они начинали обращаться с ним, как с дряхлым стариком. Подобно Фунакоси, Уэсиба продолжал оттачивать техники своего искусства вплоть до самой смерти. Мастер ушел из этого мира 26 апреля 1969 года возрасте восьмидесяти шести лет.

Последним указанием, которое Уэсиба дал своим ученикам, стали слова:
" предназначено для всего мира. В нём нет места ни личным, ни разрушительным целям. Неутомимо тренируйтесь, чтобы принести благо всем".