Жан-Жак Руссо: основные идеи. Жан-Жак Руссо: биография, цитаты. Теория общественного договора - ее суть и история развития Жан жак руссо общественный

Биография Ж.-Ж. Руссо

Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712 в Женеве, в семье часовщика. Мать Руссо, урожденная Сюзанна Бернар, была внучкой местного пастора; умерла вскоре после родов. Отец, Изак Руссо в 1722 из Женевы уехал, и 1723-1724 года молодой Руссо провел в протестантском пансионе Ламберсье в городке Боссе недалеко от границы с Францией. По возвращении в Женеву он сначала собирался стать судебным клерком, а в 1725 начал учится ремеслу гравера. В юности Жан Жак Руссо перепробовал множество занятий, которые несомненно оставили заметный отпечаток при становлении мировоззрения будущего великого философа: был лакеем, гравером, гувернером, учителем музыки, писцом, секретарем, театральным писателем, композитором. До 1741 жил в Швейцарии, затем уехал в Париж. В Париже сблизился с просветителями, среди которых был Д. Дидро, участвовал при написании энциклопедии (был автором статей по вопросам музыки).

Умер Руссо 2 июля 1778 в местечке Эрменонвиль близ Парижа - имении маркиза Р.Л. Жирардена, в котором Руссо провел последние месяцы жизни. В период якобинской диктатуры останки Жан Жака Руссо были перенесены в Парижский Пантеон. Руссо являлся наиболее влиятельным представителем французского сентиментализма, последнего и наиболее революционного этапа Просвещения.

Теория общественного договора Жан-Жака Руссо

Трактат Руссо об общественном договоре (1762) является его политической программой. Если в первых двух сочинениях он обличал и бичевал пороки современного общества, то здесь пытается наметить возможные пути уничтожения социальных пороков и установления лучших форм человеческого общежития.

В естественном состояние, по Руссо нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. Вслед за уничтожением равенства последовали «ужаснейшие смуты… несправедливые захваты богатых, разбои бедных». Характеризуя это предгосударственное состояние, Руссо пишет: «нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже вернуть назад, ни отказаться от злостных приобретений, им сделанных». Выход из таких условиях, предложили богатые. Выход состоял в том, чтобы заключить соглашение о создании государства и законов, которыми будут подчиняться все. Созданные путем договора государство и законы «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства…». «С тех пор весь человеческий род был обречен на труд, рабство и нищету». В конечном счете неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно Руссо, к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Поэтому он предлагает перезаключить договор в результате которого должно образоваться такая форма «ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации…».

«Хотя в состоянии общественном человек и лишается многих преимуществ, которыми он обладает в естественном состоянии, но зато он приобретает гораздо большие преимущества: его способности упражняются и развиваются, мысль его расширяется, чувства его облагораживаются, и вся его душа возвышается до такой степени, что, если бы злоупотребления новыми условиями жизни не низводили его часто до состояния более низкого, чем то, из которого он вышел, он должен был бы беспрестанно благословлять счастливый момент, вырвавший его из прежнего состояния и превративший его из тупого и ограниченного животного в существо мыслящее и в человека».

«Общественный договор» построен в рамках модной тогда геометрии - почти каждая глава имеет некое «доказательство», является теоремой, которую автор с легкостью доказывает. Отчасти это напоминает и «Опыты» Монтеня, который как бы не соглашаясь сам с собой, искал поддержки у античных авторов. Сам трактат «Общественный Договор» (полное название которого, к слову, «Об Общественном Договоре, или принципы политического права») состоит из четырех Книг, каждая из которых делится на главы. Первая книга, по сути, пересекается с более ранними концепциями Руссо. В ней идет, по упоминанию автора, речь о том, как «человек переходит из естественного состояния к гражданскому, и каковы существенные условия Соглашения». Во второй книге появляется новое действующее лицо - Законодатель. Третья - и более всего интересующая нас - говорит о формах правления, в целом она тоже касается мыслей, уже высказывавшихся Руссо в том же «Рассуждении о науках и искусствах» - о влиянии климата на политическую систему, о том, что не каждая система подходит для каждой страны. Государство, говорит Руссо, существует само по себе, но Правительство - по воле соверена. Отсюда и возникает вопрос и о принципах, определяющих различные формы правления, и о самих этих формах правления. Этого касается в первых главах третьей книги Руссо. Наконец, книга четрвертая, посвящена побочным конструкциям и структурам государства, вытекающим из его устройства - выборам, голосованию, диктатуре, цензуре, гражданской религии. Завершается «Общественный договор» заключением Руссо - правда, каким-то очень сумбурным и скомканным, в котором он говорит о возможном продолжении своих изысканий - о том, что еще может понадобится государству по данной концепции. Договор обрывается внезапно, и, видимо, это вызвано тем, что изначально он задумывался не как отдельное произведение, но как фрагмент крупного политического сочинения. В конце своего труда Руссо в краткой форме говорит о том, что не все еще рассмотрено, что есть еще войны, публичное право, другие договоры государства - но все это составляет уже «новый предмет», на который у Руссо, видимо, не хватило сил и возможностей.

Рассматривая общество как продукт договора между индивидами, Руссо вместе с тем считает, что возникшая в результате договора ассоциация начинает жить собственной жизнью, по своим собственным законам. Это нашло выражение в таких понятиях, как «общая воля» (отличная от «воли всех»); общий интерес; суверен, понимаемый как коллективное существо; народ как высшая сущность и источник политической власти; гражданская религия. Эти понятия отражают сильную социально реалистическую тенденцию в его теории. Она прослеживается и в понятиях «политический организм» и «общественный организм», и в аналогиях между обществом (государством) и человеческим организмом. Эти представления об обществе получили впоследствии продолжение в классической социологической мысли.

Во главе государства стоит государь (суверен), который представляет общую волю народа. Руссо утверждает в своей книге суверенность народа. Только народу может быть предоставлено право издавать законы. Только народ должен владеть фактической властью. Правительство, каким бы оно ни было (монархическим, аристократическим, демократическим), должно являться лишь исполнителем воли народа, контролироваться народом и исполнять функции правительства лишь до тех пор, пока оно необходимо народу.

Основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашение. Лишь тогда благодаря общественному договору все оказываются «равными в результате соглашения по праву». В общественном состоянии, считает Руссо «ни один гражданин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один - быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать; это предлагает в том, что касается до знатных и богатых, ограничение размеров их имущества и влияния, что же касается до людей малых - уморение скаредности и алчности».

Таким образом, у любого правителя всегда сохраняется свой собственный, отличающийся от народного, интерес и соблазн сосредоточения в своих руках как можно больше государственной власти. Последнее же приводит не только к тому, что «расстояние между государем и народом становится слишком велико и государству начинает недоставать внутренней связи», но и к тому, что в политическом режиме устанавливаются признаки открытого игнорирования прав и свобод народных масс, признаки деспотизма. В этих условиях, как следует из Общественного договора по Руссо, народ может реализовать свое естественное право на сопротивление. При этом, заключает он, восстание, которое «приводит к убийству или свержение с престола какого-нибудь султана, это акт столь же закономерный», как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных. «Одной только силой он держался, одна только сила его и низвергает». Эти взгляды отличаются радикализмом и революционностью. Именно они лежали в основе идеологии самой крайне группы революционеров времен Французской революции - якобинцев и служили обоснованием якобинского террора.

Из всего сказанного о естественно-правовой теории происхождения государства и права следует, что ее сторонники исходят из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание государства на основе Общественного договора, но и на его защиту. Несмотря на то, что научность договорной теории оценивалась достаточно неоднозначно и противоречиво, вплоть до полного отрицания ее исторической самостоятельности, тем не менее некоторые аспекты данной концепции нашли свое реальное воплощение в практике государственного строительства.

Книга «Об общественном договоре» сыграла большую роль в истории французской революции (Робеспьер был страстным поклонником Руссо и пытался провести в жизнь его политическую программу).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Правовой анализ работы Руссо "Об общественном договоре"

Приступая к написанию этой работы, я, прежде всего, хочу дать определение общественному договору. Общественный договор - это теория происхождения государства, выдвинутая голландским ученым Г. Гроцием, и особо распространенная в 18-19 вв. Сторонники общественного договора Гоббс, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и др. считали, что государство возникло в результате договора между людьми, в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти. Впервые трактовка государства как результата договора между людьми была выдвинута Эпикуром.

Анализ исторической ситуации.

Чтобы лучше понять и оценить все достоинства и недостатки работы Жан Жака Руссо «Об общественном договоре, или Принципы политического права» следует обратиться к его биографии, а также проанализировать историческую эпоху, в которой жил автор.

Руссо Жан Жак - французский писатель и философ, представитель сентиментализма. Родился 28 июня 1712 года в Женеве. Мать Руссо умерла через несколько дней после рождения Жан-Жака, а отец в 1722 был вынужден уехать из Женевы. 1723-1724 Руссо провел в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву он некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера. Не стерпев тирании хозяина, юный Руссо в 1728 покинул родной город.

В Савойе он познакомился с Луизой-Элеонорой де Варанс, оказавшей значительное влияние на всю его последующую жизнь. Привлекательная 28-летняя вдова из старинного дворянского рода, новообращенная католичка, она пользовалась покровительством церкви и герцога Виктора-Амедея Савойского, ставшего в 1720 королем Сардинии. Поддавшись влиянию этой дамы, Руссо отправился в Турин в обитель Святого Духа. Здесь он принял католичество, утратив тем самым женевское гражданство.

В 1729 Руссо поселился в Аннеси у мадам де Варанс, которая побудила его поступить в семинарию, а затем в хоровое училище. Благодаря своей покровительнице он получил в 1740 году место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли.

Определяющее значение в идейном развитии Руссо имел парижский период жизни (1742-56), когда Франция переживала острый кризис феодально-абсолютистского строя и подъём революционной активности третьего сословия французского общества. В 1742 Руссо переселился в столицу Франции. К этому времени относится и его встреча с Дидро, в котором он сразу распознал светлый, чуждый мелочности ум, склонный к серьезным и независимым философским раздумьям.

В 1743 Руссо получил назначение на должность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю, однако, не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744). В 1745 он познакомился с Терезой Левассер, простой и многострадальной женщиной, ставшей спутницей его жизни. Считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их было пятеро), Руссо отдавал их в воспитательный дом.

В конце 1749 Дидро привлек Руссо к работе над «Энциклопедией», для которой тот написал 390 статей, прежде всего, по теории музыки.

В 1749 Руссо принял участие в конкурсе на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», организованном Дижонской Академией. В «Рассуждениях о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии - конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие. Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса, считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. Работа принесла ему победу на конкурсе, а также широкую известность. В 1754 на второй конкурс Дижонской Академии Руссо представил «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755). В нем он противопоставил т. н. первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному).

В 1754 он побывал в Женеве, где вновь стал кальвинистом и восстановил себя в гражданских правах. По возвращении во Францию Руссо избрал уединенный образ жизни. 1756-1762 он провел в сельской местности близ Монморанси. В этот период и была написана его самая известная работа «Об общественном договоре, или Принципы политического права».

Исследуемая работа состоит из четырёх книг, в каждой из которых раскрыты различные темы. В этой работе Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Именно общество оказалось в центре внимания самой известной работы Руссо - «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762). Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Таким образом, философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма.

В первой книге говорится о том, как человек переходит от естественного состояния к гражданскому, и каковы существенные условия Соглашения. Автор хочет исследовать, возможен ли в гражданском состоянии какой-либо принцип управления, основанного на законах и надёжного. Он утверждает, что общественное состояние - это священное право, которое служит основанием для всех остальных прав. Это право не является естественным, следовательно, оно основано на соглашениях.

Самое древнее общество и единственное естественное - это семья. Семья - это прообраз политических обществ, где отец - правитель, а дети - народ. Но эти естественные связи рвутся, и, если члены семьи и остаются друг с другом, то только добровольно. Тогда человек переходит к гражданскому состоянию. Но возникает вопрос: для чего человек позволяет установить над собой власть? Гроций считает, что не всякая власть устанавливается для пользы управляемых, в качестве примера он приводит рабство. По его мнению, человеческий род принадлежит какой-либо сотни людей, а не наоборот. Так же полагает и Гоббс. Ещё раньше Аристотель говорил, что люди не равны от природы, что одни рождаются стать рабами, а другие - господами. Сам Руссо отрицает существование так называемого права сильнейшего. Он пишет: «Сила не творит право, и люди обязаны повиноваться только властям законным».

Если человек не имеет естественной власти над человеком и так как сила не создаёт права, значит, основою любой законной власти среди людей могут быть соглашения. Гроций считает, что если человек может стать рабом господина, то целый народ может стать подданным короля. Но раб не отдаёт себя, а продаёт, чтобы получить средства к существованию. А народу незачем себя продавать, ведь монарх ничего ему не даёт, а наоборот, живёт за его счёт. Кто-то скажет, что монарх обеспечивает гражданский мир. Но войны, которые он им навязывает, разоряют их больше, чем это сделали бы раздоры. Отказаться от своей свободы - значит отречься от человеческого достоинства. Этот отказ несовместим с природою человека. Итак, право рабовладения недействительно не только потому, что оно незаконно, но и потому, что оно бессмысленно. Ведь два человека не могут заключать договор полностью за счёт одного и полностью в пользу другого.

Среди всей первой книги я хочу выделить Главу 6, которая называется «Об общественном соглашении». В ней автор говорит, что, объединившись, люди образовывают сумму сил, способную преодолеть противодействие. «Найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется однако, только самому себе и остаётся столь же свободным, как и прежде». Такова основная задача, которую разрешает Общественный договор. Статьи Договора определены так, что их малейшее изменение лишило бы их полезности, поэтому, хотя они никогда не были точно сформулированы, они везде одни и те же. Эти статьи можно свести к одной: полное отчуждение каждого из членов ассоциации со всеми его правами в пользу всей общины; ибо, во-первых, если каждый отдаёт себя всецело, то создаются условия равные для всех; а раз условия равны для всех, то никто не заинтересован в том, чтобы делать их обременительными для других. Общественное соглашение сводится следующим положениям: Каждый из нас передаёт в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого. Если кто-либо откажется подчиняться общей воли (что такое общая воля будет подробнее рассмотрено во второй книге), он будет принуждён к этому всем Политическим Организмом, то есть его силой заставят быть свободным.

В последующих главах автор рассуждает о гражданском состоянии и о владении имуществом. По Общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, чем он может завладеть; приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на то, чем обладает. Каждый человек от природы имеет право на всё, что ему необходимо; но акт положительного права, делающий его собственником какого-либо имущества, лишает его тем самым прав на всё остальное, принадлежащее общине.

Подводя итог своей первой книги, Руссо пишет, что, хотя люди могут быть неравны по силе или способностям, они становятся равными в результате соглашения и по праву. Однако, при плохих Правлениях это равенство лишь кажущееся и обманчивое.

От себя хочу сказать, что сама по себе идея Общественного договора хорошая, но она не всегда действует. Благодаря общественному договору все оказываются «равными в результате соглашения и по праву». Я согласна с тем, что права сильнейшего не существует, но люди всё равно не могут не подчиняться тому, кто сильнее их. А значит, договоры не являются единственным основанием отношений между людьми.

Во второй книге рассказывается о Законодательстве. Вначале автор даёт определение Общей воле и Суверенитету. Общая воля не является лишь волеизъявлением большинства, она всегда отражает интересы всего общества. Обществом нужно править, руководясь общим интересом, значит Суверенитет, который есть только осуществление общей воли, неотчуждаем. По той же причине он неделим, ведь воля либо является общею, либо ею не является. Общая воля стремится всегда к пользе общества, но люди не всегда видят, в чём состоит их благо.

Далее идёт рассуждение о границах верховной власти суверена. Общественное соглашение даёт Политическому организму неограниченную власть над всеми его членами, и эта власть, направляемая общею волею, называется Суверенитетом. Общественное соглашение устанавливает между гражданами такое равенство, при котором все принимают на себя обязательства на одних и тех же условиях и все должны пользоваться одинаковыми правами. Акт суверенитета - это соглашение Целого с каждым из его членов. Верховная власть, какой бы неограниченной, священной, неприкосновенной она не была, не может переступать границ общих соглашений.

Очень интересно мнение автора о праве жизни и смерти. Смертную казнь он рассматривает с такой точки зрения: человек, чтобы не стать жертвой убийцы, соглашается умереть, если сам станет убийцей. Право помилования принадлежит тому, кто выше судьи и Закона, то есть Суверену (если политический организм активен, Руссо называет его Сувереном, а если пассивен - Государством).

В четвёртой главе рассказывается о Законе. Существует всеобщая справедливость, м она должна быть взаимной. Когда весь народ выносит решение, касающееся всего народа, сущность того, о чём выносится решение имеет общий характер. Этот акт автор и называет законом. Тогда не возникает вопрос о том, может ли закон быть несправедливым, ведь никто не может быть несправедливым по отношению к себе. Государство, управляемое посредством законов, Руссо называет Республикой.

Большое внимание писатель уделяет тому, каким должен быть Законодатель. Он говорит, что если великие государи встречаются редко, то что говорить о великом Законодателе? Ведь первый должен лишь следовать образцу, который должен предложить второй. Законодатель - должность особая и высшая, не имеющая ничего общего с человеческой властью. Ибо тот, кто повелевает людьми, не должен властвовать над законами, и наоборот. Философ считает, что мудрый законодатель не начинает с сочинения законов, благих самих по себе, а испытывает, способен ли народ их выдержать. На Земле было много народов, которые не вынесли бы благих законов. Когда обычаи уже установились, бесполезно пытаться их преобразовать. Если же ввести законы преждевременно, то весь труд пропал. По мнению философа, русские никогда не станут истинно цивилизованными, так как подверглись цивилизации чересчур рано. Кое-что из сделанного Петром было хорошо, но большая часть была не к месту. Он (Пётр) не понимал, что народ ещё не созрел для уставов гражданского общества.

В девятой и десятой главах Руссо рассуждает о размерах государства. Для наилучшего устройства Государства есть свои границы протяжённости, которою оно может обладать и не быть при этом ни слишком велико, чтобы им можно было хорошо управлять, ни слишком мало, чтобы оно было в состоянии поддерживать своё существование собственными силами. Политический организм можно измерять двумя способами, именно: протяжённостью территории и численностью населения; и между первым и вторым есть соотношение, определяющее для Государства подобающие размеры. Земли должно быть достаточно для пропитания жителей, а их должно быть столько, сколько земля может прокормить.

Наибольшее благо всех сводится к двум вещам: свободе и равенству. К свободе - так как всякая зависимость от частного лица настолько же уменьшает силу Государства; к равенству - так как свобода не может существовать без него. Равенство не значит, что все должны обладать властью и богатством в равной мере. Власть не должна превратиться в насилие и должна осуществляться в силу законов. Богатство: ни один человек не должен быть богатым настолько, чтобы иметь возможность купить другого; и бедным настолько, чтобы быть вынужденным себя продать.

Что касается меня, то я считаю, что не всё, изложенное автором в этой книге верно. Например, я не могу согласиться с его утверждением о том, что «русские никогда не станут истинно цивилизованными». То, что наш народ рано подвергся некоторым реформам, ещё не означает, что мы безнадёжно отстали в своём развитии и навсегда останемся «дикарями». Эти последствия постепенно сглаживаются. В остальном, его идеи не лишены смысла и я согласна с ними.

В третьей книге рассказывается о политических Законах, то есть о форме Правления.

У Политического организма есть два движителя: сила и воля. Воля - это законодательная власть, сила - исполнительная. Правительство - это посредствующий организм, установленный для сношений между подданными и сувереном, уполномоченный приводить в исполнение законы и поддерживать свободу гражданскую и политическую. Члены этого организма называются магистратами или королями, то есть правителями, а весь организм носит название государя. Руссо называет Правительством или верховным управлением осуществление исполнительной власти согласно законам, а государём или магистратом человека или корпус, на который возложено это управление. Чем магистраты многочисленней, тем Правительство слабее. В лице магистрата есть три различных вида воли. Общая воля всегда самая слабая, второе место занимает воля корпоративная, самая первая из всех - воля каждого лица. Когда власть оказывается в руках одного человека, частная и корпоративная воля соединены, значит наиболее активным является правление единоличное. Но чем многочисленней магистрат, тем больше воля корпоративная приближается к общей. Нужно найти соотношение, наиболее выгодное для государства.

Далее пойдёт речь о том, какие бывают формы правления. Суверен может вручить Правление всему народу или большей его части так, чтобы стало больше граждан - магистратов, чем граждан - просто частных лиц. Это демократия. Он может сосредоточить Правление в руках малого числа, так чтобы было больше простых граждан, чем магистратов. Это аристократия. Он может сконцентрировать всё правление в руках единственного магистрата, от которого получают власть все остальные. Это монархия, или королевское Правление. Из сочетания этих трёх форм может возникнуть много форм смешанных.

Демократия наиболее выгодна для малых государств, аристократия - для средних, монархия - для больших.

Демократия. Нельзя чтобы народ как целое отвлекал своё внимание от общих целей и обращал на частные. Если брать этот термин в точном его значении, то никогда не существовала подлинная демократия, и не будет. Большое число не может управлять, а малое быть управляемым. Демократия более всего подвержена гражданским войнам и внутренним волнениям.

Аристократия. Первые общества были аристократическими. Есть три рода аристократии: природная, выборная и наследственная. Первая годна лишь для народов в начале развития, третья - худшее из Правлений. Вторая - лучшая из всех. Наилучший строй - когда мудрейшие правят большинством.

Монархия. При монархии воля народа и воля государя, и публичная сила Государства, и отдельная сила Правительства - всё подчиняется одной и той же движущей силе. Самый большой недостаток Правления одного человека - отсутствие непрерывной преемственности. Если король умер - нужен другой. Выборы создают опасные перерывы и проходят бурно.

Но не всякая форма правления пригодна для всякой страны. Деспотизм пригоден для жарких стран, варварство - для холодных, а наилучшее правление - для областей, занимающих место между ними. Страны, наименее населённые, наиболее подвержены тирании.

Самый верный признак хорошего Правления - численность членов политической ассоциации и её рост. Правление, при котором народ уменьшается в числе и оскудевает, есть худшее. Есть два общих пути, по которым Правительство может перерождаться: когда оно сосредотачивается или когда Государство распадается. Распад Государства может произойти двумя путями: когда государь не управляет Государством сообразно с законами; когда члены Правительства в отдельности присваивают себе власть, которую должны осуществлять лишь сообща. Когда государство распадается, то злоупотребление Властью называется анархия. Демократия вырождается в охлократию, аристократия - в олигархию, монархия - в тиранию.

В конце книги Руссо утверждает, что учреждение Правительства отнюдь не есть договор. В доказательство этого он приводит такие аргументы. Многие утверждают, что этот акт, является договором между народом и теми правителями, которых он себе находит: одна из сторон обязуется повелевать, а другая - повиноваться. Но это странный способ заключения договора. Акт, которым учреждается Правительство состоит из двух частей: установления закона и его исполнения. Значит этот акт не договор, а закон.

В четвёртой книге продолжается рассмотрение политических Законов, и излагаются средства укрепить внутреннее устройство Государства. Автор начинает книгу с утверждения о том, что Общая воля неразрушима. Она всегда постоянна, неизвратима и чиста; но она подчинена другим волеизъявлениям, которые берут над нею верх. Например, голосованиям и выборам, о которых пойдёт речь далее. Не для каждой формы правления подходит любой вид голосования. Так, выборы по жребию соответствуют демократии, так как это наиболее честный вид. При аристократическом строе государя выбирает государь, Правительство сохраняется само собою; и здесь именно уместно голосование. Ни жребий, ни голосование не имеют места при монархическом Правлении. Выбор его наместника принадлежит лишь монарху.

Потом писатель рассказывает о трибунате. Трибунат - это особая магистратура, блюститель законов и законодательной власти. Он не составляет часть Гражданской общины и не обладает ни законодательной, ни исполнительной властью; именно поэтому его власть ещё больше. Он не может ничего сделать, но может всему помешать. О диктатуре. В первые времена Римской Республики к диктатуре прибегали часто, так как государство было недостаточно устойчивым. К концу республики римляне избегали диктатуры столь же неразумно, как прежде ею злоупотребляли. О цензуре. Общественное мнение есть своего рода закон, служителем которого выступает Цензор; он лишь применяет этот закон к частным случаям. Хотя закон не устанавливает нравы, но именно законодательство вызывает их к жизни: когда законодательство слабеет, нравы вырождаются. Значит, цензура может быть полезна для сохранения нравов, но никогда - для их восстановления. О Гражданской религии. У людей сначала не было ни иных царей, кроме богов, ни иного Правления, кроме теократического. Не было иного способа обратить народ в свою веру, как поработить его. Правление также зависит от религии, например - христианство. Оно проповедует лишь рабство и зависимость. Его дух слишком благоприятен для тирании, чтобы она этим не пользовалась.

Свою работу Руссо заканчивает такими словами: «После того, как я установил истинные принципы политического права и попытался заложить основания Государства, мне следовало бы укрепить оное посредством его внешних отношений. Но всё это составляет уже новый предмет, чересчур обширный, чтобы мой взгляд мог его охватить».

Я думаю, что в целом теоретические выводы и политические позиции Руссо слишком радикальны. Руссо делает акцент в своих политических построениях не на индивиде, а на группе, классе, сословии, поэтому отдельный гражданин в них часто поглощается обществом. Обосновываемая Руссо концепция общественного договора выражает в целом идеальные его представления о государстве и праве.

Своим учением о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и социально-политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения французской буржуазной революции, особенно на ее якобинском этапе. Идеи Руссо сыграли также важную роль в последующем развитии теоретических представлений о государстве и праве. Его социальная доктрина, по признанию И. Канта и Г. Гегеля, послужила одним из главных теоретических источников немецкой философии конца XVIII - начала XIX в. Разработанная им программа перехода к справедливому обществу путем коренной перестройки государственной власти легла в основу идеологии политического радикализма. Оформление взглядов Руссо в теоретическую доктрину явилось, с этой точки зрения, поворотным событием в истории общественно-политической мысли XVIII в. Политическая концепция Руссо оказала громадное воздействие, как на общественное сознание, так и на развитие событий в период Великой французской революции. Авторитет Руссо был настолько высок, что к его идеям обращались представители самых разных течений, начиная от умеренных конституционалистов вплоть до сторонников коммунизма.

Написанная ещё в 18 веке, работа Руссо актуальна и сегодня. Идеи о различных формах правления и о разделении властей в наше время вызывают споры многих политических деятелей. Конечно, не всему изложенному автором нужно следовать, не всё уместно сейчас, но большинство его концепций подобраны с учётом всех факторов, влияющих на развитие государства, а значит они универсальны во все времена.

власть руссо неравенство верховный

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Актуальность рассмотрения "Общественного договора" Руссо. Работы, посвященные анализу произведения. Концепция "Общественного Договора": авторитарные и демократические начала. Наличие некоего "естественного состояния", в котором всем было хорошо.

    реферат , добавлен 31.03.2009

    Идеология политико-правового учения Ж.Ж. Руссо: политический радикализм и теория естественного права. Понятие общественного договора. Происхождение неравенства - один из центральных вопросов в проблеме свободы человека. Религиозное мировоззрение Руссо.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Причины происхождения неравенства, его виды, этапы развития. Учение Руссо о государстве и праве. Учение о народном суверенитете. Закон как выражение общей воли.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2004

    Проблемы политики и юриспруденции в работах Ш.Л. Монтескье: сущность теорий государства, разделения властей, понимание права. Мировоззрение Ж.Ж. Руссо о проблемах неравенства, закона и религии. Развитие прогрессивных политико-правовых идей Вольтера.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2010

    Причины, закономерности и условия происхождения государства и права, теории их возникновения Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббса. Восточный и западный пути развития государства и права. Догосударственное общество: социальное управление и нормативное регулирование.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2009

    Развитие идеи гражданского общества, подходы Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо к данной категории. Идея гражданского общества как одна из центральных движущих мотивов политической мысли, освободительных движений в странах Запада. Ее основные моменты по Гегелю.

    реферат , добавлен 18.08.2011

    Правовые основы передачи верховной власти в современной России. Особенности политической системы и правовой культуры современной России применительно к процедуре передачи верховной власти. Практика применения законодательства об избрании президента РФ.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2016

    Сущность и особенности теорий возникновения государства. Договорная теория Руссо. Понятие типа государственного устройства, его формы: унитарные федеративные, конфедеративные. Характеристика юридических признаков единства системы государственной власти.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2008

    Особенности политической системы и правовой культуры современной России применительно к процедуре передачи верховной власти. Практика применения законодательства об избрании и реализации законодательных норм о прекращении полномочий Президента РФ.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2016

    Организация власти в родовой общине. Основные принципы первобытнообщинной демократии. Организация власти в эпоху раннепервобытной общины. Развитие института власти в эпоху позднепервобытной общины. Институциализация власти и становление государства.

Видный представитель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 г. в Женеве, в семье часовщика. Мать Руссо, урожденная Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла через несколько дней после его рождения. Когда мальчику было 10 лет, он остался без отца. Последний промотал доставшееся ему небольшое состояние, а в 1722 г. вынужден был бежать из Женевы, так как был приговорен судом к трем месяцам тюрьмы, штрафу и церковному покаянию за ссору с французским офицером. Из-за отсутствия денег Руссо не смог окончить школу и был отдан родственниками на обучение ремесленнику-граверу. Не выдержав издевательств с его стороны, Руссо в 16 лет бежал из Женевы. Судьба привела его к баронессе Луизе де Варане, жившей в городке Анесси, в герцогстве Савойя. Она должна была стать его наставницей в католицизме. Однако отношения между ними приняли несколько иной характер.

Баронесса стала его близким другом и учителем, а 10-летнее пребывание в ее имении - своеобразным университетом для Руссо. Молодого человека отличали редкое трудолюбие и талант, постоянное стремление к самообразованию, а де Варане разглядела в нем недюжинные способности и создала отличные условия для их развития. Позже Руссо называл время, проведенное в доме баронессы, самой светлой, самой счастливой порой своей жизни. Но все имеет свой конец. И для Руссо, и для де Варане наступило время, когда они поняли, что им пора расстаться.

После недолгого пребывания в Лионе, осенью 1742 г. Жан-Жак Руссо появился в Париже. Он имел склонность к поэзии, драматургии, музыке и, конечно же, литературе. Происходит его сближение с просветителями Дидро и Д"Аламбером, которые привлекли его к работе над знаменитой "Энциклопедией", Руссо был поручен раздел музыки. В 1750 г. он пишет свое первое политическое произведение - "Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов". Затем появятся "Рассуждение о происхождении и основании неравенства между людьми" (1754), трактаты "О политической экономии" (1755), "Суждение о вечном мире", "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1782). И это не считая статей, стихов, комедий, романов, либретто и музыкальных произведений.

В своем первом политическом произведении Руссо формулирует два важных положения. Первое касается социального идеала Руссо - это французский крестьянин, ведущий сельский образ жизни и не испорченный цивилизацией. Второе заключается в том, что появление наук и искусств Руссо связывает со становлением неравенства между людьми.

Эта мысль получает дальнейшее развитие в "Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства между людьми".

Вторую его часть Руссо начинает сюжетом, ставшим впоследствии чрезвычайно знаменитым: "Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: "Это мое!" и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества". Таким образом, поворотным пунктом в истории человечества стало возникновение частной собственности.

Появление земледелия, выделение ремесел, раздел земли и рост социального неравенства людей привели к усилению вражды между людьми и, в конечном счете, началу войны всех против всех. Убытки от этой войны несли прежде всего богатые. И в голове одного из них родился коварный замысел - создать государство якобы для защиты всех и ради общей пользы: "вместо того, чтобы обращать наши силы против себя самих, давайте соединим их в одну высшую власть, которая будет править нами согласно мудрым законам".

Такова в целом концепция общественного договора Руссо. Он расценивал договор как обман и заговор богачей. Созданное таким образом государство никогда не защищало слабых и не обеспечивало равенства всех перед законом и судом. Образование государства завершилось установлением магистратур, т.е. публичная власть была вручена отдельным лицам.

Однако Ж.-Ж. Руссо не был анархистом. В этой же работе он признает необходимость и полезность государственной организации общества. Возникает вопрос - каким должно быть государство? Этой проблеме Руссо посвятил свой главный трактат "Об общественном договоре, или Принципы политического права".

Руссо убежден, что человек по природе своей свободен и что несвободное его состояние есть некое извращение. "Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах", - так звучит первая строка первой главы "Общественного договора".

Проблему свободы Руссо решает в контексте подчинения, а именно подчинения самому себе: свободен тот, кто руководствуется своей собственной волей. А что касается равенства, то оно означает некое равенство условий, соблюсти которое можно только в том случае, если все заключающие соглашение в равной степени отказываются от всех своих естественных прав. Полнота отчуждения прав - обязательное условие, ибо если кто-то сохранит какие-либо права, то естественное состояние будет продолжаться.

Главными институтами государства, по Руссо, являются суверен - носитель общей воли и правительство - исполняющий эту волю. Общественный договор должен быть договором об образовании суверена. В этих условиях понятие общей воли становится основным во всей политической теории Руссо, приобретая конституирующее значение.

Общая воля для Руссо - это скорее некий объективно существующий интерес, который может осознаваться всеми или большинством в каждом конкретном случае, как часто бывает, но может и не осознаваться, что, собственно говоря, на содержание общей воли не влияет. При этом Руссо проводит различие между общей волей и волей всех. Последняя есть не более "чем изъявление частных воль".

Индивид выступает у Руссо в двух ипостасях: как член суверена, т.е. как гражданин, представляющий наравне с другими общую волю, и как частное лицо, т.е. носитель частной воли, которая может и не совпадать с общей.

Суверен действует всегда прямо, честно, справедливо и к общей пользе. Индивид, подчиняясь его решениям, становится действительно свободным, "ибо поступать лишь под воздействием своего желания есть рабство, а подчиняться закону, который ты сам себе установил, есть свобода".

Оказавшийся в меньшинстве не просто должен по процедурным мотивам подчиняться принятому большинством решению, сохраняя при этом право продолжать отстаивать собственную точку зрения. Он обязан признать свои заблуждения и примкнуть к большинству, причем ради собственной пользы и свободы. Ибо строго говоря, речь идет не о большинстве и меньшинстве, а об общей и частной воле, и только подчиняясь первой, человек делается свободным. Упорствующего в своих заблуждениях ради него самого следует заставить отказаться от них и признать правоту общей воли.

При этом Руссо считал, что это не приведет к тирании. Ведь, во-первых, общая воля всегда действует справедливо и в интересах всех, а во-вторых, общая воля имеет объективные границы, определяемые общим интересом. Все, что касается частных интересов, не является объектом общей воли. Из этого следовало, что и государство, будучи неким коллективным "я", обладает всей полнотой власти над своими членами.

Следует отметить тот факт, что суверен властвует лишь одним способом - законодательствуя, т.е. он принимает решения общего характера, а не касающиеся кого-либо в частности.

По Руссо, люди, образуя народ, являются носителями суверенитета, который по сути своей заключается в праве законодательствовать, и это право народ не может передать кому-либо. В связи с этим Руссо является решительным противником представительства. Поскольку суверенитет неотчуждаем, он не может быть представлен.

Цель законодателя состоит не просто в законотворчестве, а в том, чтобы создать идеальное, с точки зрения Руссо, общество и государство. Современное государство предполагает максимально возможное единение граждан при господстве законов, выражающих общую волю.

В государстве Руссо предполагается существование не только суверена, принимающего законы, но и правительства, их исполняющего. Суверен олицетворяет волю, правительство - силу. Воля определяет содержание закона, сила осуществляет его исполнение.

Критерий различения форм правительства традиционный - число правящих. Руссо выделяет демократию, аристократию и монархию. При этом демократия у него возможна только в теоретическом плане. Этот аспект он объясняет следующим образом.

Во-первых, демократии в точном значении этого слова никогда не существовало. Во-вторых, при демократии суверен превращается в правительство. В-третьих, суверен переходит от решения вопросов общего характера к частным.

Для установления действительной демократии требуется соблюдение трудновыполнимых условий: число граждан должно быть невелико, а территория государства мала; должна царить простота нравов и соблюдаться общественное и имущественное равенство.

Таким образом, возможно либо аристократическое, либо монархическое правление. Целесообразность установления того или другого образа правления зависит от многих факторов: размеров государства, численности населения, наличия богатств и т.д. Главное, конечно, размеры территории - чем они больше, тем очевиднее стремление к единовластию.

Следует также учитывать, что правительства, как и государства, в целом склонны к вырождению. Чтобы это предотвратить, необходимо принять меры для сохранения суверена-законодателя, ибо он - сердце государства. Суверен же действует только тогда, когда народ находится в собрании. Руссо настаивает на необходимости регулярных собраний народа. При этом в стране не должно быть столицы, и заседать правительство будет попеременно в каждом городе. Городов же в государстве должно быть как можно меньше.

Суверен обязан постоянно контролировать действия правительства и препятствовать его вырождению. Само по себе учреждение правительства состоит из закона, определяющего форму правительства, и акта назначения должностных лиц в соответствии с ним. При этом суверен не связан этим законом, как, впрочем, и любым другим. Для эффективного контроля за деятельностью правительства и сохранения за народом его верховных прав достаточно периодически устраивать собрания народа, на которых следовало бы ставить два вопроса: "первое - угодно ли суверену сохранить настоящую форму правления; второе - угодно ли народу оставить управление в руках тех, на кого оно в настоящее время возложено".

Руссо предполагает также создать трибунал, орган, не обладающий ни законодательной, ни исполнительной властью, но контролирующий правильность исполнения законов и цензуру, предназначенную для сохранения нравов. Последняя проблема весьма занимала Русо. Он полагал, что нравы являются четвертой особой разновидностью законов наряду с политическими, уголовными и гражданскими. Причем Руссо считал их наиболее важными, ибо от них зависели первые три разновидности законов.

Одновременно с "Общественным договором" из печати вышел и педагогический роман-трактат "Эмиль, или О воспитании". В клерикальных кругах оба произведения вызвали бурю недовольства. Они были подвергнуты публичном) сожжению и в Париже, и в Женеве. Опасаясь ареста, Руссо покинул Францию. В 1762-1767 гг. он вначале скитался по Швейцарии, а затем оказался в Англии. Там его приютил Юм. В конце 60-х годов XVIII в. к Руссо пришла европейская известность, и он вернулся во Францию, переезжая в поискам убежища от одного симпатизирующего ему аристократа к другому. В начале 1778 г. философ, будучи тяжело больным, был приглашен маркизом де Жирарденом в его имение, находившееся в местечке Эрменонвиль близ Парижа. Там Руссо провел последние месяцы своей жизни и был похоронен в парке имения. В годы Великой французской революции останки Жан-Жака Руссо были перенесены в парижский Пантеон.

В заключение можно сказать, что Жан-Жак Руссо занимает почетное место в ряду мыслителей эпохи Просвещения. Для одних он был теоретиком сентиментализма, литературного течения, основу которого составляют культ естественные чувств и простого образа жизни, чувство сострадания к бедному человеку, идеализация природного состояния людей и отрицательное отношение к достижениям городской цивилизации; для других - защитником слияния индивида с общественной жизнью, противником разрыва между личными и коллективными интересами. Кто-то считает его либералом, а кто-то - теоретиком социализма. Однако прежде всего он был политическим философом, оригинально истолковавшим происхождение социального неравенства и пытавшимся найти пути преодоления его отрицательных последствий.

Жан Жак Руссо

Об Общественном договоре, или Принципы политического Права

Перевод с франц. А.Д. Хаютина и В.С. Алексеева-Попова.

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

Этот небольшой трактат извлечен мною из более обширного труда (1), который я некогда предпринял, не рассчитав своих сил, и давно уже оставил. Из различных отрывков, которые можно было извлечь из того, что было написано, предлагаемый ниже - наиболее значителен, и, как показалось мне, наименее недостоин внимания публики. Остальное уже более не существует.

________________

* Мы расскажем о справедливых законах, основанных на договоре. Верг.[илий]. Энеида, XI, (лат.).]

Я хочу исследовать, возможен ли в гражданском состоянии какой-либо принцип управления, основанного на законах и надежного, если принимать людей такими, каковы они, а законы - такими, какими они могут быть (2). В этом Исследовании я все время буду стараться сочетать то, что разрешает право, с тем, что предписывает выгода, так, чтобы не оказалось никакого расхождения между справедливостью и пользою (3).

Я приступаю к делу, не доказывая важности моей темы. Меня могут спросить: разве я государь или законодатель, что пишу о политике. Будь я государь или законодатель, я не стал бы терять время на разговоры о том, что нужно делать, - я либо делал бы это, либо молчал.

Поскольку я рожден гражданином свободного Государства и членом суверена (4), то, как бы мало ни значил мой голос в общественных делах, права подавать его при обсуждении этих дел достаточно, чтобы обязать меня уяснить себе их сущность, и я счастлив, что всякий раз, рассуждая о формах Правления, нахожу в моих розысканиях все новые причины любить образ Правления моей страны.

Глава I ПРЕДМЕТ ЭТОЙ ПЕРВОЙ КНИГИ

Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах (5). Иной мнит себя повелителем других, что не мешает ему быть рабом в большей еще мере, чем они (6). Как совершилась эта перемена? Не знаю. Что может придать ей законность? Полагаю, что этот вопрос я смогу разрешить.

Если бы я рассматривал лишь вопрос о силе и результатах ее действия, я бы сказал: пока народ принужден повиноваться и повинуется, он поступает хорошо; но если народ, как только получает возможность сбросить с себя ярмо, сбрасывает его, - он поступает еще лучше; ибо, возвращая себе свободу по тому же праву, по какому ее у него похитили, он либо имеет все основания вернуть ее, либо же вовсе не было оснований ее у него отнимать. Но общественное состояние - это священное право, которое служит основанием для всех остальных прав. Это право, однако, не является естественным; следовательно, оно основывается на соглашениях. Надо выяснить, каковы эти соглашения. Прежде чем приступить к этому, я должен обосновать те положения, которые я только что выдвинул.

Глава II О ПЕРВЫХ ОБЩЕСТВАХ

Самое древнее из всех обществ и единственное естественное - это семья (7). Но ведь и в семье дети связаны с отцом лишь до тех пор, пока нуждаются в нем. Как только нужда эта пропадает, естественная связь рвется. Дети, избавленные от необходимости повиноваться отцу, и отец, свободный от обязанности заботиться о детях, вновь становятся равно независимыми. Если они и остаются вместе, то уже не в силу естественной необходимости, а добровольно; сама же семья держится лишь на соглашении.

Эта общая свобода есть следствие природы человека. Первый ее закон самоохранение, ее - первые заботы те, которыми человек обязан самому себе, и как только он вступает в пору зрелости, он уже только сам должен судить о том, какие средства пригодны для его самосохранения, и так он становится сам себе хозяином.

Таким образом, семья - это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель - это подобие отца, народ - детей, и все, рожденные равными и свободными, если отчуждают свою свободу, то лишь для своей же пользы. Вся разница в том, что в семье любовь отца к детям вознаграждает его за те заботы, которыми он их окружает, - в Государстве же наслаждение властью заменяет любовь, которой нет у правителя к своим подданным.

Гроций отрицает, что у людей всякая власть устанавливается для пользы управляемых (8): в качестве примера он приводит рабство*. Чаще всего в своих рассуждениях он видит основание права в существовании соответствующего факта. Можно было бы применить методу более последовательную, но никак не более благоприятную для тиранов.

* "Ученые розыскания о публичном праве часто представляют собою лишь историю давних злоупотреблений, и люди совершенно напрасно давали себе труд слишком подробно их изучать". - (Трактат (12) о выгодах Фр [анции] в сношениях с ее соседями г-на маркиза д"А[ржансона], напечатанный у Рея в Амстердаме). Именно это и сделал Гроций.

По мнению Гроция, стало быть, неясно, принадлежит ли человеческий род какой-нибудь сотне людей или, наоборот, эта сотня людей принадлежит человеческому роду и на протяжении всей своей книги он, как будто, склоняется к первому мнению. Так же полагает и Гоббс (9). Таким образом человеческий род оказывается разделенным на стада скота, каждое из которых имеет своего вожака, берегущего оное с тем, чтобы его пожирать.

Подобно тому, как пастух - существо высшей природы по сравнению с его стадом, так и пастыри людские, кои суть вожаки людей, - существа природы высшей по отношению к их народам. Так рассуждал, по сообщению Филона (10), император Калигула, делая из такой аналогии тот довольно естественный вывод, что короли - это боги, или что подданные - это скот.

Рассуждение такого Калигулы возвращает нас к рассуждениям Гоббса и Гроция. Аристотель прежде, чем все они (11) говорил также, что люди вовсе не равны от природы, но что одни рождаются, чтобы быть рабами, а другие господами.

Аристотель был прав; но он принимал следствие за причину. Всякий человек, рожденный в рабстве, рождается для рабства; ничто не может быть вернее этого. В оковах рабы теряют все, вплоть до желания от них освободиться (13), они начинают любить рабство, подобно тому, как спутники Улисса (14) полюбили свое скотское состояние*.

* См. небольшой трактат Плутарха, озаглавленный: О разуме бессловесных. Уступать силе - это акт необходимости, а не воли; в крайнем случае, это акт благоразумия. В каком смысле может это быть обязанностью?

Итак, если существуют рабы по природе, так только потому, что существовали рабы вопреки природе. Сила создала первых рабов, их трусость сделала их навсегда рабами.

Я ничего не сказал ни о короле Адаме, ни об императоре Ное (15), отце трех великих монархов, разделивших между собою весь мир, как это сделали дети Сатурна (16), в которых иногда видели этих же монархов. Я надеюсь, что мне будут благодарны за такую мою скромность; ибо, поскольку я происхожу непосредственно от одного из этих государей и, быть может, даже от старшей ветви, то, как знать, не оказался бы я после проверки грамот вовсе даже законным королем человеческого рода? Как бы там ни было, никто не станет отрицать, что Адам был властелином мира, подобно тому, как Робинзон (17) властелином своего острова, пока он оставался единственным его обитателем, и было в этом безраздельном обладании то удобство, что монарху, прочно сидевшему на своем троне, не доводилось страшиться ни мятежей, ни войн, ни заговорщиков.

Глава III О ПРАВЕ СИЛЬНОГО

Самый сильный никогда не бывает настолько силен, что бы оставаться постоянно повелителем, если он не превратит своей силы в право, а повиновения ему - в обязанность. Отсюда - право сильнейшего; оно называется правом как будто в ироническом смысле, а в действительности его возводят в принцип. Но разве нам никогда не объяснят смысл этих слов? Сила - это физическая мощь, и я никак не вижу, какая мораль может быть результатом ее действия.

Говорит о том, что такому общественному механизму как государство предшествовало естественное состояние человека. Передовые философы того времени Гоббс, Руссо и другие считали естественной неограниченную личную свободу, однако одни из них полагали, что эта свобода при этом противопоставлялась воле окружающих людей, а другие - что она была основой мирного

Теория общественного договора Гоббса и других философов просвещения подразумевает также, что появление государства стало результатом юридического акта - собственно, самого естественного договора, который является следствием воли людей, которые решили придумать этот механизм для удобства совместной жизни и лучшего обеспечения свободы. Достаточно революционной для того времени была мысль, что власть монарха идет не от Бога, а от народа, и что его главной задачей должно являться, прежде всего, защита свобод граждан. Наиболее полно эта идея выражена в работах Согласно его трудам, идея о священной воле и праве монарха лишь служила оправданием к получению бесконтрольной власти и произвола власти. То есть, часть общества воспользовалась своим привелигированным положением и нарушила естественный договор. Используя принцип «разделяй и властвуй», монархи посеяли рознь между гражданами для того, чтобы стать абсолютными правителями. Прихоть монарха возводилась во власть закона, а сами они извратили людей, изменив их сознание и посеяв семена безнравственности. Его идеи нашла поддержку многих философов просвещения того времени и, прежде всего, согласно мнению которого государство создавалось не по прихоти монарха, а для более эффективной защиты прав угнетенных.

Теория общественного договора Локка утверждала, что любое мирное создание государства являлось причиной соглашения граждан между собой, а потому это и должно быть единственным принципом создания государства.

Но наиболее ярко определение понятию «теория общественного договора» дал философ Руссо. По его мнению, основной задачей общественного договора является нахождения такой формы союза между людьми, благодаря которому каждый, соединяясь со всеми, подчиняется при этом лишь себе и остается лично свободным. Идеальное государство по Руссо - это то, во власть которого граждане добровольно отдают часть своих свобод для достижения Таким образом, люди уже являются не личностью, а неким сообществом - юридическим лицом (его также называли республикой и гражданской общиной). Большую роль в этом обществе играют справедливые законы. Согласно Руссо, наиболее желательной является система прямого надежного правления. Только совокупность народных масс может принимать законы, ради общей цели, и никакой государь не имеет права их нарушать. Теория общественного договора говорит также, что народ имеет право сопротивляться тиранам, ограничивающим их законные права, а идея о божественной неограниченности права монарха - не более, чем желание властолюбивого недобросовестного монарха. Эта идея была поистине революционной для того времени.

Руссо утверждал, что власть государя, основанная на любви к нему граждан хороша, но лишь условна и не может быть причиной его особых прав. К тому же, любой государь в стремлении к власти будет стремиться ослаблять народ, чтобы тот не смог оказать ему сопротивления и не ограничил его власти и его собственная выгода будет всегда для него на первом месте.

Теория общественного договора легла в основу многих идеологий передовых государств Нового времени - Соединенных штатов Америки, Французской Республики, и была закреплена в их конституциях.