Значение ораторского искусства в вашей жизни. Несколько советов по освоению ораторского мастерства

Что такое ораторское мастерство? Это искусство публичных выступлений с целью убедить слушателя в той или иной мысли при помощи сочетания различных техник. Само искусство риторики зародилось еще в Древней Греции и Древнем Риме и претерпело множество изменений под давлением сменяющихся эпох.

Неизменным остается значение риторики для жизни человека. Ораторское мастерство, в первую очередь, учит тому, как быть уверенным в себе и как вселять эту уверенность в слушателей. Хорошие ораторы достигают желаемых высот на любом поприще, будь то собственный бизнес или преподавательская карьера.

Риторика открывает многие двери на пути к новым возможностям, однако становление оратора происходит не за один день. Для того чтобы овладеть этим искусством, необходимо обучение риторике, которое можно пройти самостоятельно или в профильных классах. В данной статье рассмотрены основные столпы искусства риторики.

Первый тренинг посвящен письменной речи. Подготовка ораторской речи перед выступлением является основой, на которой строится искусство ораторского мастерства. Тщательно проработанная речь – уже полшага на пути к успешному выступлению. Итак, работа над речью обычно проводится в несколько этапов.

  • Для начала необходимо провести сбор информации и ее доскональное изучение. Очень важно обращаться к нескольким источникам для того, чтобы рассмотреть вопрос с разных сторон. Оратора должна отличать хорошая осведомленность не только во всех актуальных новостях, но и в основных тенденциях всех сфер жизни человека. Уделите изучению информации достаточное время. В завершение этого этапа нужно произвести структурирование собранной информации.
  • Далее при работе над речью оратор должен подумать о том, как привлечь свою аудиторию. Речь оратора всегда имеет своей целью то или иное воздействие на слушателя. При подготовке к выступлению необходимо изучить публику, ее интересы, манеру общения и прочее. Успех выступления измеряется тем, был достигнут необходимый эффект или нет. Чтобы достичь его, необходимо говорить на понятном публике языке о том, что ей интересно.
  • Обучение риторике заключается еще и в выстраивании цели своего выступления. Бесцельное разглагольствование перед публикой – удел демагога. Такие речи не привлекают необходимую аудиторию. Именно поэтому нужно научиться ставить во главу своего выступления ту или иную острую проблему, которую необходимо решить. Ее решение – и есть цель выступления, объединяющая аудиторию и оратора.
  • Публика доверяет тому оратору, который раскрывается перед ней как личность. Поэтому очень важно включать в речь свои собственные мысли по обсуждаемому вопросу. Мало кто станет слушать оратора, не имеющего своей четкой позиции. Для этого и необходимо пропустить через свой опыт и свое мировоззрение всю собранную информацию и сформировать свою собственную позицию.

Ораторское искусство это, прежде всего, умение готовить речь так, чтобы она захватила внимание целевой аудитории.

Не менее важно правильно подготовиться к самому выступлению.

Подготовка к выступлению

Правила ораторского искусства гласят, что любое выступление должно быть хорошо спланировано.

Хотя оратору необходимо быть готовым также и к спонтанной речи. Для подготовки ораторского выступления обычно применяется следующая схема.

  • В первую очередь, нужно отказаться от выступления по бумажке. Можно оставить на бумаге только план и короткие пометки о важных моментах, которые необходимо упомянуть. Таким образом, основную часть речи лучше выучить. Именно поэтому ораторские навыки включают в себя отличную память, которую необходимо регулярно тренировать.
  • Обучение ораторскому мастерству заключается также в том, чтобы следовать структуре выступления. Это придает речи логичность и целостность. Необходимо четко ограничить вступление, основную часть и заключение. Желательно уделить особое внимание именно вступлению, так как в этот момент начинает формироваться отношение публики к оратору.
  • Рекомендуется заранее продумать организационные вопросы выступления, то есть по возможности ознакомиться с площадкой для выступления, обсудить с организаторами технические моменты относительно работы микрофонов, приготовить воду и т.д.
  • Ораторские навыки включают в себя не только различные способности к выступлениям, но и умение хорошо выглядеть. Оратор всегда должен выглядеть опрятно, так как внешний вид – это первое, на что обращает внимание публика.

Ораторское искусство, учит привлекать людей и вести их за собой, что практически необходимо для многих профессий. Однако отличным оратором не рождаются, поэтому обучение риторике актуально с давних времен и по сей день.

Приемы хорошего оратора

Ораторские приемы – что это? Это всем известные хитрости, которые оратор использует для того, чтобы сделать речь доступной для аудитории и чтобы повысить усвояемость информации. Таких приемов огромное множество. Ниже представлены два базовых ораторских приема.

  1. Сравнение. Часто речь оратора изобилует абстрактными описаниями, которые сложно представить в уме. Так как информация лучше воспринимается, когда она получает образную проекцию в сознании, оратор прибегает к сравнениям, которые делают абстрактное более материальным. Для передачи определенного настроения оратор иногда применяет скрытые сравнения – метафоры.
  2. Повтор. Все знают выражение «Повторение – мать учения». Искусство ораторства часто обращается к этой поговорке, потому что чем чаще человек получает одну и ту же информацию, тем прочнее она закрепляется в его сознании. Для оратора очень важно донести до слушателя главную мысль своего выступления, в чем ему помогает уместное повторение ключевой мысли.

Помимо сравнения и повтора, правила ораторского искусства также советуют обращаться к аллегориям, риторическим вопросам, призывам, гиперболам, иронии и другим средствам речевой выразительности.

Техника речи

Выступление перед аудиторией – это своего рода физическая работа. Ораторы знают, что это часто дается непросто. Ораторское мастерство и искусство речи требует от выступающего работы над техникой произнесения речи, которая включает в себя следующие аспекты.

Дыхание

Во время активной речи темп дыхания человека изменяется: вдох становится короче, а выдох длиннее. Правила ораторского искусства требуют выполнения специальных упражнений для постановки речевого дыхания. Оратору во время вдоха требуется больший объем воздуха, а также его более экономичный расход в процессе речи. Кроме того, на ровность дыхания оказывает влияние волнение, от которого нужно учиться избавляться.

Громкость

Ораторское мастерство и искусство речи заключается в способности управлять собственным голосом. Оратор должен одинаково хорошо говорить громко и тихо в зависимости от ситуации. Также в пределах одного выступления необходимо выделять основную информацию при помощи изменений тона голоса.

Дикция

Понятная речь – четкая и чистая. Чтобы добиться правильного произношения звуков и слогов, ораторы тщательно следят за работой своего артикуляционного аппарата и регулярно тренируют свою дикцию при помощи скороговорок.

Темп

Риторика ораторское искусство склоняется к среднему темпу произнесения речи. Оратор не должен стрелять словами как из пулемета, равно как и не должен растягивать слова. Как правило, в процессе обучения и с приобретением опыта оратору удается найти наиболее комфортный для себя и для слушателя темп речи.

Интонация

Интонационные изменения делают речь яркой, живой и более доступной для восприятия. Тренировать интонацию помогает выразительное чтение художественной литературы вслух.

Любое начинание, на первый взгляд, кажется сложным, однако не стоит бояться. При правильном подходе и усердном обучении можно овладеть любым ремеслом и искусством – даже таким требовательным, как риторика.

Современная ситуация в обществе и образовании побуждает обратить особое внимание на речевые науки, занимающиеся проблемами эффективного коммуникативного общения. Предмет риторики и культуры речи рассмотрен с точки зрения истории, актуального содержания и сопоставления с другими дисциплинами, имеющими отношение к речи.

Состояние современного общества характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику (практическую, функциональную), и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и мн. др.

Большинство новых дисциплин, введенных в образовательный процесс в рамках общественно-политических, экономических и даже технических специальностей имеет прямое отношение к филологии или словесным наукам. К ним придется отнести связи с общественностью (своеобразная новая риторика в области политической и деловой коммуникации, поскольку «пиар» решает проблемы убеждения и связи клиента или организации с общественной средой, проведения в жизнь проектов и решений), менеджмент и администрирование (решение деловых вопросов, как показывает содержание этих наук, речевыми средствами), различные бизнес-коммуникации и многие подобные дисциплины.

Реальная речевая практика массовой информации говорит о том, что ведение пиаровских акций во время проведения парламентских или президентских выборов есть не что иное, как искусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а ныне в связи с новыми тенденциями массовой культуры получает новые именования. Впрочем, подобным же образом многие авторы пишут о том, что «связи с общественностью» имели место еще в античное время, переосмысляя классические учения о речи на новый лад.

Тем не менее, если мы хотим не потеряться в истории филологических наук и речевой культуры, сегодня имеет смысл говорить именно о риторике, которая в последние 15-20 лет восстановлена в России как научный и учебный предмет, о чем свидетельствуют обширные научные исследования и преподавание в школе и вузах. Чтобы избежать некорректных толкований, определим предмет риторики, каким он представляется и в развитии русской филологической науки, и в современной теории и практике.

Риторика

Дефиниции риторики включают следующие идеи:

1) Риторика – фундаментальная теория и искусство речи: в теории исследуются законы и правила построения всех видов речи современного информационного общества, а искусство понимается как определенное умение, техническая “выучка”, практическая “ловкость” владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения. Эта дефиниция восходит к классическому определению риторики К.П.Зеленецким: «Предмет риторики есть речь».

2) Риторика – искусство мыслить. Обучение речи в риторике всегда предполагало одновременное обучение мыслить (и мыслить нравственно), формировать мировоззрение, получать знания и выражать свою жизненную позицию в слове. Отсюда особая серьезность риторики как реального мыслеречевого творчества, выражающего позицию каждого человека в жизни.

Основой риторики всегда были философия и этика, вне этой духовно-нравственной основы невозможно представить и современные методики преподавания риторики или иных многочисленных речевых технологий. Без философско-этической базы обучение риторике превращается в «праздноговорение». Этим тезисам соответствуют как мысли Цицерона о связи красноречия с философией, так и положения классика русской риторики Н.Ф.Кошанского о том, что «грамматика занимается только словами, риторика – мыслями».

3) Риторика – теория и практика совершенной речи: убедительной, украшенной, уместной, эффективной, целесообразной и т.д. Все перечисленные качества могут быть взяты под сомнение, т.к. всякая «красивая» или «убедительная» речь может быть обращена, что называется, «во зло»… Тем не менее, каждая эпоха рождает свой риторический (коммуникативный) идеал. Поэтому возможно говорить о том, что риторика формирует через стиль речи стиль жизни. В соответствии со стремлением человека к совершенному Слову целесообразно назвать риторику учением о совершенной речи.

4) Риторика – учение о речевом воспитании личности. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, прежде всего – его идеологии, знаний, жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию словом. Соответствие этому требованию позволяет воспитать такого человека, для которого язык (слово, уста) становятся подлинной «стеной» и «оградой», а общество, в котором он живет и трудится, становится благоденствующим вследствие правильно организованных речевых связей.

5) Риторика – учение обо всех родах, видах и жанрах речи (словесности) в развитом информационном обществе. Неверно ограничивать риторику только ораторским искусством (ораторикой), современная риторика изучает все разнообразие текстов, включенных в культуру: от бытовой речи до речи средств массовой информации. Развитая языковая личность должна ориентироваться и владеть разными видами словесности, понимать их природу и иметь навыки общения в построении текстов. Задача филологической науки, нормализующей общественно-речевую практику, – описание и отбор текстов культуры, т.е. тех текстов, которые являются образцовыми и могут быть включены в обучение, обеспечивая связь поколений и эффективную творческую деятельность общества.

Объективное место риторики и ее соотношение с другими речеведческими дисциплинами невозможно понять, не осознав истории речевых наук в России. В ХХ век Россия вступила с развитым языковедением, большим пиитетом перед художественной литературой, которая называлась изящной словесностью, и этот образ научного предмета (русский язык и литература) сохранился до начала третьего тысячелетия. В этом наша филологическая традиция, однако уже давно ведущие филологи отмечали парадоксальную ситуацию: реально науки, которая занималась бы практической речью, нормализующей общественно-речевую практику, не было. Между тем, заполнить эту лакуну в филологическом образовании общества пытались в разное время с разным успехом разные речевые науки.

Предмет «Культура речи»

Так, начиная с 20-х годов ХХ столетия, получает развитие предмет «культура речи». Интерес к вопросам речевого искусства в двадцатые годы был особенно велик – достаточно напомнить об Институте живого слова, открытом в 1918 году, сборниках «Русская речь», многочисленных работах по ораторскому искусству (А.В.Миртов, Б.Казанский, В.Гофман и др.), где авторы стремились «учить говорить весь народ».

Культура речи – чисто русский феномен, национальный термин, введенный в русскую науку в 20-30-е годы Г.О.Винокуром, В.В.Виноградовым, С.И.Ожеговым. Он отсутствует в иностранных филологиях в силу специфичности проблем, рождаемых самой конструкцией русского языка. Культура речи понималась у нас только как учение о литературной норме – и добавлять в нее идеологическо-содержательные компоненты было опасно. Свидетельством тому – прекращение всяких исследований по ораторскому искусству, начиная, по крайней мере, с 30-х годов.

Когда в современные вузовские программы был введен предмет «культура речи», то авторы новых учебников естественно понимали предмет культуры речи в соответствии с традицией, в которой главным термином культуры речи считалась языковая норма. Большинство современных программ по преподаванию данной дисциплины, введенной ныне во все вузы России, ограничено нормативной тематикой. Между тем, для большинства педагогов и учащихся смысл предмета «культура речи», конечно, состоит в развитии культуры языковой личности в целом, формировании образа ритора (говорящего или пишущего) как высококвалифицированного профессионала-речевика.

Чтобы осуществить переход к культуре речи, как учению об эффективной речи общества и личности, необходимо уяснить, что такое культура в отношении к речи и что такое общественная речь. Понятия риторика и культура сопоставляются не случайно. Главная идея филологии – устроение жизни и совершенствование человека через язык. Язык интересует филолога не просто как система знаков, а как перспективное приложение к его практическому применению.

В составе классических наук и искусств риторика как учение об убедительной и эффективной речи коррелируется с грамматикой («основание словесных наук» и общее учение о правильности речи), логикой (учение об истинности суждений и непротиворечивости высказываний, однако одной логики недостаточно для искусства убеждения), поэтикой (учение о художественной речи и «вымыслах», но, в отличие от поэтики, риторика исследует реальную прозаическую речь).

До середины XIX века наукой, объединяющей филологические (словесные) дисциплины, была словесность как учение о развитии дара слова и всей совокупности словесных произведений речевой культуры. В середине XIX века после критики революционеров-демократов и рождения «новой Науки о Слове» из риторики выделяется стилистика – как учение о средствах речевого воздействия. ХХ век оставил на месте классической риторики и словесности лишь художественную литературу и предложил новый предмет – культуру речи как учение о нормах литературного языка, а в школе – аспект развитие речи.

Анализ новых теорий и дисциплин, появившихся в конце ХХ века через развитие речевых технологий, показывает, что они исторически восходят к риторике, часто затрагивают аналогичные проблемы и пользуются ее терминологией. Каждая национальная филология предлагает свой набор речевых дисциплин. Так, диктующие стиль современного общения американские научные технологии предлагают теорию коммуникации (подчас с ложной, но привлекательной идеей развития в человеке «коммуникабельности»), предмет речь (speech) позволяет как учиться способам аргументирования и стилистического распространения речи, так и вырабатывать личный стиль с продвижением в жизни собственной «темы». Сила американской филологии, а отсюда и особая влиятельность американизма, как образа жизни и человеческого поведения, связана с риторикой как основой американской философии. Американский корабль при унитарности американской идеологии движется столкновениями риторических идей и позиций разных ораторов-писателей.

Обращенность к вопросам языкового образования позволила и японской нации занять главенствующие позиции в образе современного мира. Японская теория языкового существования ставила целью достижение эффективных коммуникаций в каждой сфере общественного бытия и, прежде всего в области деловых отношений – результатом такого речевого воспитания нации явилось изменение всего облика государства, интенсификация деятельности и подъем всех областей экономики.

Неудачи нашей перестройки во многом связаны с отсутствием в сознании нации идеи устройства мира через язык. Революционные изменения в обществе невозможно начинать, не определив значения слов как главных понятий, в которые общество должно поверить и, главное, понять – что будет значить то или иное слово, т.е. понятие.

Служа инструментом выражения мысли, орудием организации деятельности, риторика является сегодня «общей» наукой для всех интеллектуальных профессий. Идея «общности» риторики и логики для всех областей деятельности высказана еще в античности, в средневековье риторика определяется как «царица наук и художеств», поэтому и в настоящее время много говорится о профессиональной риторике, выстраивающей теории общения для разных специальностей. Основные профессии в обществе всегда были «речевыми» и воспитание специалиста строится, обычно, как подготовка профессионального ритора. Поэтому карьеры предпринимателя, политика, дипломата, юриста, священника, педагога, военного, врача и т.д. всегда основываются на развитии речевых способностей и формировании профессиональной языковой личности.

Цель риторики и культуры речи – совершенствовать через стиль речи стиль жизни. Стиль жизни формируется стилем речи. В стиле речи – богатство или бедность мысли, вкус или безвкусица слова, изящество или убожество звукоизвлечения. Цель преподавания риторики и культуры речи – научить анализировать и создавать все виды современной словесности.

Многие беды современного нашего Отечества в ХХ веке – от того, что слушать и различать смысл прозаических слов никто не научил. Так, в частности, рождался сладостный обман перестройки. Экономические реформы были начаты вне словесного обеспечения. Причина экономических неудач – в словесной необразованности и риторической неорганизованности общества.

Стиль речи создает общественный настрой. Основания такого настроя – в скрытых помыслах и страстях, в той словесной ауре, которая предлагается обществом через образцы речекультурной деятельности в СМИ, системе образования, семье и других социальных институтах. Современное общество, наделенное свободой слова, мягко говоря, распоясалось. Модные телеведущие искренне обсуждают проблему сквернословия, спрашивая авторитетных филологов: «Не все ли равно, как сказать?..» Последние спорят о том, «равны» ли все слова, мол, все слова имеют право на существование. Слова существуют действительно, но культура состоит в том, чтобы себя ограничивать и устанавливать запреты. В новой демократической культуре оказались снятыми запреты, в том числе на отбор средств выражения. В результате запретов, многообразия слов и ситуаций, которые могут быть обслужены различными словами, человек расцветает, потому что работает над культивацией в себе человеческого начала.

Новые речевые технологии создают почву для стилевых поновлений. Типы общения в Интернете, по электронной почте, мобильной телефонной связи предлагают существенно новый стиль русской речи. Эта речь не может не основываться на культурной традиции, но, сколь бы ни был новаторски и креативно настроен пользователь, он не может не опираться на факты предшествующей культуры. Что касается оценок этой «текущей деятельности» (фильмов, песен, книг), пока не вошедшей в культуру, то они должны быть организованы с опорой на культурную традицию, понятия вкуса, элементарной этики и нравственности. Дурны не сами по себе компьютеры и телевидение, а то, как их использует человек.

Ответственностью филолога в обществе создается обстановка нравственной оценки речевых поступков. Человек должен нести ответственность за каждое произносимое слово. Поэтому, на мой взгляд, именно с этим особым разделом риторической науки – риторической этикой – должны быть ознакомлены школьники и студенты. Новое поколение всегда желало жить по-новому – решение этих культурных противоречий возможно, если «новое поколение» основывает свои новации на знании культуры, а «консервативные» носители (старшее поколение) умеет радостно принимать новое. И все-таки дело учителей – быть в состоянии направить вкусы молодежи. Поэтизация криминала и романтизация пороков, блатной и уголовной жизни – все это семиотический фон, на котором иные авторы пытаются сегодня сформировать стиль мысли, стиль слова, стиль жизни.

Риторика сопоставляется с множеством неречевых наук: философией, этикой, психологией. Философия и профессиональная образованность всегда были и остаются интеллектуальной основой общения. Вне этики риторика становится искусством манипулирования общественным мнением.

Психология всегда соединялась с риторикой: еще Платон требовал от риторики знания «видов человеческих душ», а психология общения не может не затрагивать вопросов речевого воздействия. Рассматривая множество сегодняшних книг по этике бизнеса, культуре делового общения, видим, что их содержание и практические советы прямо берутся из современных риторических или стилистических идей, потому что обычно касаются правил ведения делового диалога, переговоров, построения речи в тех или иных ситуациях делового общения [Кузин 2000].

В качестве примера перспективных для учебного процесса методологических идей укажем на освоение первого раздела риторического канона – изобретения мыслей на основе топосов, как способов аргументирования, создания и развития содержания речи. Топика позволяет понять, что процесс создания замысла речи не стихиен, а управляется определенными возможными приемами, которые современная риторики определяет как «смысловые модели» порождения высказывания. Классический состав топосов (определение, род и вид, целое и части, свойства, причина и следствие, сравнение, пример, свидетельство и др.) позволяет учащемуся представить возможные мыслительные ходы создателя речи.

Другое толкование общих мест (топосов) – как ценностных категорий, на основе которых происходит согласие с аудиторией и ее убеждение. Систематизация топосов показывает картину сегодняшних моральных и социальных ценностей, общую систему понятийных категорий, знание которых позволяет развертывать доказательство.

Русская риторика получила в последнее десятилетие фундаментальное и разветвленное развитие, которое до сих пор не было предметом научного обобщения. Попытаемся сделать это хотя бы вкратце.

В 1997 году была образована Российская ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторики, ежегодно проводящая международные конференции в одном из ведущих вузов страны. В настоящее время в Ассоциацию входят более 400 членов.

За истекшие годы можно говорить, по крайней мере, о следующих риторических научно-педагогических школах и направлениях, сложившихся в России:

1) школа Московского университета, созданная на кафедре общего и сравнительно-исторического образования акад. РАО Ю.В.Рождественским (1926-1999), продолженная трудами проф. А.А.Волкова – см. библиографию в работе Ю.В.Рождественского «Теория риторики»;

2) педагогическая школа МПГУ (Ладыженская Т.А., Ипполитова Н.А. и др.) – см. прежде всего учебный комплекс для школ «Риторика» (1-10 классы);

3) Пермская школа риторики, образованная на базе ЗУУНЦ (Западно-Уральского учебно-научного центра) под руководством С.А.Минеевой. Центр выпустил множество книг и учебных пособий, программ по риторике. Ежегодно проводятся летние курсы по подготовке преподавателей риторики (проведены уже 26 школ).

4) Красноярская школа риторики и стилистики под руководством проф. А.П.Сковородникова (см. стилистические труды основателя школы и его многочисленных учеников);

5) Саратовская школа стилистики, риторики и культуры речи под руководством проф. О.Б.Сиротининой (работы по русской разговорной речи, исследования «хорошей речи» и мн. др.);

6) Воронежская школа под руководством проф. И.А.Стернина и его многочисленных учеников (см. последнюю дополненную книгу «Практическая риторика»);

7) Екатеринбургская школа стилистики, риторики и культуры речи (Купина Н.А., Матвеева Т.В., Маров В.Н. и др.).

Этот перечень будет далеко не полон, если не упомянуть имена и труды проф. О.И.Марченко (Санкт-Петербург), проф. Л.Г.Антоновой (Ярославль), проф. А.А.Ворожбитовой (Сочи), Т.Г.Хазагерова (Ростов-на-Дону) и мн. др. Защищено множество докторских диссертаций по риторике. Тем более странно, что при всем этом в номенклатуре специальностей ВАКа до сих пор не находится места риторике. Поэтому «риторы» становятся докторами то «философских» (Ч.Б.Далецкий, О.И.Марченко), то «культурологических», то педагогических наук, хотя очевидно, что деятельность науки о речи относится, прежде всего, к филологии и лингвистике.

Нельзя не сказать о популяризации риторики, поскольку очень многие профессионалы и разные слои населения чувствуют необходимость в риторической учебе. Поэтому возникают различные курсы, а различные тренинги так или иначе затрагивают вопросы практического владения публичной речью и искусством диалога. Появился ряд популярных книг – см., например, учебники «Риторика» и «В погоне за Цицероном» Д.Н.Александрова; «Цицероном может стать каждый» И.А.Мальхамовой. Такие книги нельзя не приветствовать, несмотря на ряд очевидных неточностей и популяризаторских упрощений.

Перспективы развития русских учений о речи очевидны. Реализоваться они могут только в случае нашей осведомленности и объективного знакомства с классическим наследством русской филологии и интенсивного труда на современной ниве отечественного общественно-речевого образования.

«Журнал «Виноград» воспитывает «вкус» сердца» – отозвалась о журнале Екатерина Градова.

Православный образовательный журнал «Виноград» – издание для всех, кто интересуется русской культурой и образованием.

Авторы ставят перед собой цель заполнить пробелы, образованные в результате утраты духовно-нравственных корней. Журнал поможет читателям разобраться в вопросах образования, а также восприятия отечественной духовной культуры.

Разделы журнала: филология, история, естествознание, воспитание, искусство.

Тема сентябрьского номера журнала «Виноград» – “Друзья моих детей”. Как мы должны себя вести, когда ребенок начинает больше тянуться к своим друзьям, чем к своим родителям? Можно ли повлиять на выбор ребенком друзей? Как быть ребенку, если он не похож на остальных детей? Что происходит с нашими детьми, когда они находятся в кругу своих сверстников?

— Вы ведёте занятия по ораторскому искусству? — этот вопрос я слышу чаще, чем другие.

— Да, а что именно вас интересует?

— Ну… ораторское искусство.

— Да, я это уже услышала. Но какой именно аспект?

— Но это же публичные выступления, да?

— И это тоже… Вы собираетесь выступать публично?

Вообще-то нет. Если только по работе… Но мне кажется, что мне было бы нелишним поучиться ораторскому искусству.

А для какой именно цели? У вас ведь есть какая-то цель?

У меня общение с коллегами не очень складывается. И если я не буду бояться выступать даже перед аудиторией, то я, я так думаю, и на работе смогу высказываться посмелее.

— А если вы не будете бояться, как вы себя будете чувствовать?

— Ну… уверенно что ли.

— То есть, вам бы хотелось быть более уверенной в общении?

— Да! Именно так.

Подобные разговоры для меня не редкость, я даже могу сказать, что именно так звучит типичный запрос от человека, желающего обрести уверенность в общении. Не редко приходится сталкиваться и с более конкретными формулировками: "Мне нужно подготовиться к презентации, вы ведь этим занимаетесь? ", "Мне на следующей неделе предстоит выступление в связи с переходом на новую должность, а я до этого никогда не выступал перед таким количеством людей… Вы можете меня подготовить?".

Так уж сложилось, что ораторское искусство, в понимании большинства людей в современном мире ассоциируется с публичными выступлениями. Оно и не удивительно, ведь изначально (начиная со времён афинской демократии) ораторским мастерством овладевали те, кто хотел выступать на народных собраниях, судебных процессах, политических дебатах. В демократической Греции и республиканском Риме ораторы, как правило, были главными действующими лицами и на политической арене. Величайшие из ораторов древности — Перикл, Ликург, Квентилиан, Цицерон, Демосфен, Юлий Цезарь. Рядом с каждым из этих имён можно поставить "государственный и политический деятель". А между тем прошло несколько столетий… в общем-то и слово "тысячелетий" не будет большим преувеличением. Чем же сегодня является ораторское искусство, чем оно отличается от риторических навыков и как оно связано с красноречием?

Между ораторским мастерством (которым владеет оратор) и риторическими навыками (которыми обладает ритор) разница, прежде всего, этимологическая: первое понятие имеет латинское происхождение, а второе — греческое. В некоторых словарях можно даже найти такое определение ритора: "ритор — оратор в древней Греции…". По сути, речь идёт о синонимах:

  • Оратор (от лат. orare — говорить) — тот, кто произносит речь, а также тот, кто обладает даром произносить речи, красноречием.
  • Ритор (греч. rhetor — оратор) — оратор, а также учитель или ученик школы, в которой обучали красноречию.

Правда, понятие "ритор" как-то не прижилось, и сегодня это слово можно встретить разве что в ироническом контексте: ритором называют того, кто произносит красивые, но напыщенные и малосодержательные речи. Зато широкое распространение получило слово "риторика":

  • Риторика — наука об ораторском искусстве, о красноречии.
  • Ораторское искусство — красноречие.

В русском переводе ораторское искусство, или ораторское мастерство, есть не что иное, как красноречие — слово, которое многим может показаться устаревшим. Словари предлагают для него следующие синонимы: ораторский талант, речистость, дар слова, дар речи.

Интересно, что в русском языке за словом "оратор" закрепилось, прежде всего, значение "тот, кто произносит речь", а вот для человека, обладающего даром речи, отдельного слова не нашлось… Но ведь сути это не меняет?

Какого человека можно назвать красноречивым? Опять же обратимся к словарям и энциклопедиям…

Красноречивый:

  • речистый;
  • тот, кто умеет свободно, гладко и хорошо говорить;
  • тот, кто хорош в произнесении речей и убеждении людей;
  • тот, у кого "язык хорошо подвешен".

Кстати, фразеологизм — "язык хорошо подвешен" заимствован из французского языка. В основе этого образа лежит аналогия с языком колокола, от качества подвески которого зависит звук. Но вернёмся к собственно красноречию. Где же здесь хоть слово о публике, аудитории, трибуне и сцене? Иногда требуется немалое мастерство, чтобы убедить одного-единственного человека, от которого зависит… многое! И не важно, касается ли это Вашей личной жизни, нового бизнес-проекта или успешной сделки.

Современный мир внёс свои коррективы в понимание риторики и ораторского мастерства:

  • Риторика — это наука об эффективной речевой коммуникации.

Какие цели преследует современная риторика, обучая желающих ораторскому мастерству?

  • Она учит этичному речевому поведению , предполагает не только усвоение норм речевого этикета , но и проявление в речи уважительного и тактичного отношения к собеседнику или аудитории.
  • Она подразумевает развитие речевой культуры, развитие качеств хорошей речи — её правильности, логичности, богатства, выразительности, доступности, точности.
  • Она обеспечивает продуктивность и эффективность речи. Какие средства выбрать в конкретной ситуации и какие приёмы использовать, чтобы достичь поставленных целей? Как убедить другого человека, вызвать его расположение и доверие? Как правильно сформулировать свою мысль, чтобы Вас услышали и поняли именно так, как Вам бы хотелось? Она объясняет, как наилучшим образом высказать и обосновать собственную точку зрения, как оказывать убеждающее воздействие на партнёров по общению.
  • Конечно, она формирует навыки публичного выступления на всех его этапах — начиная от подготовки речи до взаимодействия с аудиторией. И это, как Вы могли убедиться, только один, не самый значимый аспект ораторского искусства…

Красноречие никогда не сводилось лишь к умению "говорить красиво". Этого и Вам ведь было бы недостаточно? Речь , как писал Гегель, удивительно сильное средство , и с этим нельзя не согласиться. Очень сильное, очень действенное… если умеешь пользоваться им. Эффективная речь — та, которая помогает в достижении поставленных целей.

Какие это будет цели? Получать радость и удовлетворение от общения? Уверенно чувствовать себя перед аудиторией? Находить самые точные и ёмкие слова для выражения своих мыслей? Располагать к себе людей или держать их на дистанции? Об этом знаете только Вы.

Тренинг для всех, кому приходится выступать публично!

Что говорят о тренинге






Антон
ООО «Джет Мани Микрофинанс»
Исполнительный директор

Топ-менеджеры, владельцы бизнеса




Спасибо!

Павел
Исполнительный директор

Топ-менеджеры, владельцы бизнеса

Понравилось все. А именно:

- эмоциональность;
- тренеры;
- много практики – круто;
- интересные упражнения.

Егор
GREEN SIGHT
Ген. директор

Руководители среднего звена



Максим
ПАО «Ростелеком»
Начальник отдела

Руководители среднего звена

Понравилось:

2. Много живых примеров.


Наталья
ГК «Гранель»

Руководители среднего звена




Станислав
ОСТЕК-ИНТЕГРА
Начальник группы

Менеджеры по продажам




СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!!

Денис
ООО «Остек-Интегра»
Ведущий специалист продаж

Менеджеры по продажам



Понятная аргументация.
Полезная обратная связь.
Удалось проработать:
1) взгляд в аудиторию
2) контроль за чистотой речи

Александр
DYSON

Менеджеры по продажам



Сергей
Компания «Инфосьют»
Менеджер по продажам

1. Спасибо!


Анна
FIRST RECRUITING GROUP

Менеджеры по работе с клиентами







Анжелика
ФСК «Лидер»
PR-менеджер

Менеджеры по работе с клиентами

Анастасия
ФСК «Лидер»

Финансисты, IT-специалисты



Юлия
Мегафон, центральный филиал
Финансовый директор

Финансисты, IT-специалисты




Татьяна
AVITO

Финансисты, IT-специалисты






Благодарю!

Иван
ОАО МТС




Спасибо большое!!!

Надежда
ИО РАН
Научный сотрудник

Тренеры, преподаватели, HR-специалисты




Светлана
ЗАО «РТК»
Тренер

Тренеры, преподаватели, HR-специалисты




Анастасия
ООО «Синтон», тренинг-центр
Помощник тренера




Владимир
Старший консультант

Юристы, консультанты, страховщики

ПРАКТИКА, ПРАКТИКА, ПРАКТИКА!


Дарья
PRICEWATERHOUSE COOPERS
Менеджер по маркетингу

Юристы, консультанты, страховщики

Понравилось:


- Понятная практика!

Александр
Юрист



Тимур
компания «Органон»
медицинский представитель

Врачи, фармацевты, мед. представители

Галина
ГКБ №50

Врачи, фармацевты, мед. представители



Ирина
ГКБ №20
Диетолог

Студенты, учащиеся





Ольга
РУДН
Студентка

Студенты, учащиеся




Лиза
МГЮА
Студентка

Студенты, учащиеся



Елизавета
МГЮА
Студентка

Понравилась четкая и структурированная форма изложения.
Теория прекрасно дополняла практику.
Раздаточные материалы конкретны и наглядны, представлены в форме MIND MAP.
Хочется отметить вовлеченность и проактивное участие тренеров, их внимательность и полезную обратную связь.
Спасибо за тренинг, буду применять изученное в жизни!

Антон
ООО «Джет Мани Микрофинанс»
Исполнительный директор

Отличный тренинг! Был на многих. Этот – реально самый лучший.
9 часов занятий пролетают как один миг. Не успеваешь не то что устать, а даже заметить, что уже конец.
Поразило, что ведущие умудряются сохранить энергетику и драйв на весь день и даже к концу девятого часа все еще фонтанируют позитивом, жизнью, творчеством.
Спасибо!

Павел
АНО «Центр Развития Молодежи»
Исполнительный директор

Понравилось все. А именно:
- формат интенсива очень удачен;
- эмоциональность;
- тренеры;
- много практики – круто;
- интересные упражнения.
Удалось научиться правильно держаться на публике, раскрепоститься и расслабиться на сцене. Получил бесценный опыт выступлений перед отличной публикой:) ВЫ МОЛОДЦЫ!!!

Егор
GREEN SIGHT
Ген. директор

Тренинг полезен, прежде всего тем, что большая часть времени уделяется практической отработке навыков, а теории ровно столько, сколько необходимо для освоения конкретного приема. С каждым занятием наблюдаешь, как уже что-то научился делать новое. И интересно заметить, что некоторые вещи применяешь уже бессознательно. Это незабываемые впечатления! Драйв, азарт, масса позитива! Спасибо Вам, жду тренинг «Структура и содержание».

Дмитрий
«ONMARC TRAINING INTERNATIONAL»
Исполнительный директор

Впечатления очень позитивные.
1. Ушла скованность, страх перед выступлением.
2. Поняла свои недостатки в технике выступления – теперь буду с ними бороться.
3. Осознала свои сильные стороны – буду совершенствовать и применять.
4. Сделала вывод – внешнее впечатление о моем выступлении сильно отличается от моего внутреннего.
5. Получила заряд хорошего настроения, энтузиазма, веры в себя.

Алла
Сеть "Сам Себе Кутюрье"
Генеральный директор

Понравилось:
1. Позитивная, свободная, дружелюбная, творческая атмосфера.
2. Баланс / контраст тренеров.
3. Сжатая выдержка, концентрат «по делу» (конкретика для достижения целей).
4. Красочная, запоминающаяся раздатка.

Благодарю за приятное, полезное, совместное, время препровождение! Четко, конкретно, по делу и главное в цель! Так держать и становиться лучше!

Евгений
AGUSTAWESTLAND в РФ и СНГ
Директор по продажам вертолетной техники

Мне все понравилось, т.е. тренинг оправдал мои ожидания.
Структура была идеально построена. Темы разбиты. 10-15% теории и остальное практика.
Самое большое достижение во время тренинга – выступление даже во время волнения. Неожиданные открытия своих способностей.
Настя, Никита и Евгений – просто супер! Желаю успехов и новых проектов!

Лилия
L&M SPORT CONSULTING
Директор юр. компании

Понравилось:
1. Атмосфера: доброжелательность, способствующая открытости, раскрытию и научению.
2. Интенсивность (много практики).
3. Очень профессиональная работа тренеров.
4. Музыка в перерывах!!!
Самые актуальные темы (новое, чему научилась): импровизация, дебаты, вся теория по технике речи и формату выступления ораторов.
Спасибо! Это было полезно, интересно и динамично!

Светлана
ОАО «Аэрофлот»
Зам. директора департамента

Понравилось однозначно!
Очень полезно, информативно.
Оптимальное количество практических занятий.
Увлеченность, взаимодействие и внимательность тренеров впечатлило, очень понравилось!
Раздаточные материалы наглядны и понятны.
Прекрасно созданная атмосфера в группе.
Спасибо огромное!

Виктор
BUFFALO TOURS
Директор российского представительства

Понравилось, практически, все. Сложно даже добавления-замечания внести.
Особенно:
- Ответы тренеров на все вопросы.
- Побуждение аудитории к задаванию вопросов.
- Интересная и живая теор. часть.
- Хорошая организация. Достаточное количество кофе-брейков.
- Получила все, что хотела.
Идея со стикерами с запросами хороша.

Татьяна
«Тайле»
Зам директора по логистике

1. Понравилось, что почти все время была практика в приятной игровой форме.
2. Удалось выявить проблему, о которой не подозревал, причём на первом задании, что помогло поработать над этим.
3. Огромная вовлечённость и открытость Евгения, его потрясающий профессионализм.

Максим
ПАО «Ростелеком»
Начальник отдела

Понравилось:
1. Много практики и интересных кейсов.
2. Много живых примеров.
3. Много внимания каждому участнику.
4. Интересный формат тренинга – разнообразные инструменты использовались в обучении.
Огромная благодарность за высокую информативность и полезность тренинга, а также душевная и доброжелательная атмосфера!

Наталья
ГК «Гранель»
Руководить группы ипотечного кредитования

Понравилась легкая структура тренинга, количество отработок навыков. Тренинг шел по нарастающей и охватил все интересовавшие меня темы.
Хорошая работа тренера. Хорошо вовлек всех участников в процесс.
Была добрая и позитивная атмосфера.
Необычная подача раздаточного материала после темы.

Станислав
ОСТЕК-ИНТЕГРА
Начальник группы

Понравилось:
В первую очередь – «живость» тренинга: реальные истории-примеры, адаптивность под аудиторию в целом и каждого слушателя.
Во вторую – формат подачи материала: кратко, лаконично, без перегруза, т. е. такой объем, который можно «унести» и переварить.
В-третьих – обратная связь от тренеров и приближенность практических занятий к реалиям.

Елена
GEOWBYTE CONSALTING
Старший менеджер проектов / аккаунт-менеджер

Понравилась структура тренинга.
Увидела слабые стороны.
Постоянное включение.
Интересные упражнения, практика, вижу результат.
Понравилось, что на все вопросы давались конкретные ответы.
Понравился тренер и группа.
Понравилось чувствовать себя на равных и учиться, а не быть руководителем.

Рената
Росагролизинг
Руководитель департамента

Друзья, понравилось все на 200% (из 100 возможных).
- Превосходный опыт;
- Дружелюбность;
Возможность проявить себя, приняв «-» и радуясь «+». Понять, на что обратить внимание, от чего воздержаться.
Уверен, что смогу воспользоваться и обязательно воспользуюсь всем тем, чему Вы нас научили.

Илья
ООО «НПА Вира Реалтайм»
Руководитель проектов

Очень понравилась дружественная атмосфера, динамика и насыщенность практическими упражнениями. Действительно удалось снизить страх и волнение перед публичными выступлениями. Вы дали множество практических способов, зацепок, как создать, повысить, достичь своего мастерства как оратора. Первый раз был на тренинге, где несколько ведущих – здорово, понравилось переключение. В целом все очень круто, очень полезно и получил хорошую мозговую встряску во многих отношениях. Спасибо за это большое!

Дмитрий
ОАО ТД "ЦУМ"
Руководитель отдела

Понравилась легкость изложения / усвоения материала. Несмотря на большой объем информации, занятия прошли «на одном дыхании».
Удалось осознать, что все «проблемы» находятся только в моей голове и зачастую не заметны для окружающих.
Понятны направления для дальнейшей работы.
Удалось раскрыть для себя и свои сильные стороны.

Татьяна
Тульский филиал ОАО «Ростелеком»
Начальник отдела маркетинга

Данный тренинг позволяет человеку зазвучать по-другому – более Ясно, Ярко, Эмоционально, Энергично, разумно используя и применяя свои достоинства и скрывая свои недостатки. Недостатки – это тоже дело уходящее, если над ними работать. Тренинг как раз показывает как с ними бороться.
Сначала было страшно – первые 5 минут, потом – остальные 24 часа – на одном дыхании в едином эмоциональном порыве. Здорово!

Игорь
ВТБ 24
Начальник управления

Понравилось все.
Особенно ценно была видеосъемка, поскольку только она помогла мне понять, что со мной происходит, когда я выступаю перед людьми. Это были не очень утешительные выводы, но от этого они не теряют своей ценности. Просто раньше я этого не видела, пребывала в неведении. Когда что-то осознаешь, уже есть шанс изменить это, переработать и по-другому осмыслить.
Тренеры все понравились. Сколько обаяния, юмора, искренней заинтересованности и теплоты! В такой непринужденной обстановке можно позволить себе чуть-чуть больше, чем всегда это было. Это для меня ценно. Всегда была очень сдержанна в словах (и на бумаге тоже), а теперь, кажется, лед тронулся.
Спасибо!

Аня
Внешторгбанк
Vенеджер

Тренинг произвел великолепное впечатление. Очень крутая обратная связь: посмотреть на себя со стороны, получить нужные рекомендации от ведущих специалистов.
Очень здорово, что мало воды и много практических занятий.
Уверен, что буду пользоваться всеми приобретенными навыками и они мне помогут в публичных выступлениях!!!
СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!!

Денис
ООО «Остек-Интегра»
Ведущий специалист продаж

Полезная информация по структуре выступления.
Фишки, которые возьму на вооружение.
Понятная аргументация.
Полезная обратная связь.
Удалось проработать:
1) взгляд в аудиторию
2) контроль за чистотой речи
3) умение просто и четко доносить информацию.

Александр
DYSON
Региональный менеджер по продажам

Выражаю огромную благодарность нашим тренерам за их искрометный юмор, живость мысли, интересную подачу материала. На самом деле очень редко можно встретить такую слаженную и интересную командную работу.
Уже после 2-го тренинга я заметил в себе сильные изменения в плане раскрепощенности в общении с окружающими и легкость в передаче им своей информации.
Спасибо Вам за все ребята! Вы лучшие!!!

Сергей
Компания «Инфосьют»
Менеджер по продажам

Очень понравились тренеры, их положительный настрой буквально «заряжает энергией». За это спасибо Вам большое!
Очень много упражнений, меньше теории, отсутствие нудных текстов, что, конечно же, не может не радовать:)
Помимо ораторского искусства, на Ваших курсах много практиковалось актерское мастерство. А это, порой-то, нам и не хватает. Поэтому, пройдя эти курсы, у меня осталось ощущение, что я параллельно проходила начальные курсы актерского мастерства.
Вы были правы в том, что к концу курсов незнакомые нам люди станут практически давно знакомыми!!!

Заяна
представительство ЗАО «Бразе Интернешнл Европ Лимитед», Москва
Ассистент отдела продаж

Отличный тренинг для тех, кто хочет чувствовать себя спокойным, выступая перед незнакомой аудиторией, а также для тех, кому иногда не хватает слов, чтобы поддержать беседу. Кроме того, тренинг выявляет над чем нужно работать слушателю, чтобы улучшить свои навыки публичных выступлений.

Сергей
BPB/RIGIPS
Начальник отдела продаж

Организация тренинга – 5 баллов.
Отличные, компетентные тренеры, замечательный зал.
Научился красиво и правильно выражать свою мысль, речь стала более взрослой и уверенной.
Буду рекомендовать данный тренинг для всех, кто хочет научиться говорить и быть услышанным.

А.О.
HUAWEI
Менеджер по продаже инноваций

Замечательный тренинг, очень насыщенный как информативно, так и эмоционально.
Совершенно потрясающая атмосфера, которая позволяет раскрыться и почувствовать себя свободным от негативных установок и комплексов. За восемь занятий становишься просто другим человеком, у тебя вырастают за спиной крылья и хочется говорить, говорить и говорить.
Большое спасибо всем.

Максим
Компания МИЭЛЬ-недвижимость
Менеджер по продажам

1. Спасибо!
2. Понравилась плотная, внимательная работа тренеров с аудиторией: всем хватило обратной связи, внимания, комментариев, советов.
3. Понравилась разно плановость программы (освещались разные важные темы/вопросы).
4. Понравился сохраненный до конца тренинга позитивный и активный настрой аудитории.

Анна
FIRST RECRUITING GROUP
Руководитель отдела по работе с клиентами

Много полезной и реально нужной информации, которую действительно можно применить в жизни;
Отличная взаимосвязь теория – практика, все упражнения закрепляли пройденный материал;
Отдельный респект Анастасии и Евгению – они молодцы!
Благодаря им я поняла, что раньше себя недооценивала.
Выходя за двери тренинга, я понимаю, что больше не боюсь выступать, мне есть что сказать, не так путаются теперь мысли, я могу и буду структурировать их.
Спасибо за то, что показали мои минусы, а главное то, как над ними работать.
Мне надо становиться серьезнее – и я смогу (потому что знаю, КАК)!

Анжелика
ФСК «Лидер»
PR-менеджер

Я осталась под невероятным впечатлением. Ухожу с положительными эмоциями и четким планом действий по «улучшению» себя и самосовершенствования. Два интенсивных дня показали, что всегда есть, чему учиться, а главное, у кого учиться. Слышала много положительных отзывов о Евгение (тренере), поэтому просто очень рада, что удалось попасть и самой.
Буду работать над собой, спасибо.

Анастасия
ФСК «Лидер»
Заместитель начальника отдела по связям с общественностью

Научился правильно позиционировать себя перед публикой. Изучил несколько приемов борьбы со страхом. Узнал основы цепляющих приемов. Удалось научиться улавливать зрительный контакт. Так же получилось добавить в свои выступления эмоциональность!
Никита отличный тренер, который знает свое дело и действительно располагает к себе, этому человеку не сложно довериться.

Александр
Компания Топливный регион
Специалист по работе с клиентами

1. Уложились в голове инструменты для работы над собой.
2. Снялось напряжение (снизилось) при публичных выступлениях.
3. Хорошо, что много примеров показательных.
4. Очень увлекающий процесс, не чувствовалось усталости и перегруза.
5. Ответы на индивидуальные вопросы каждого.
6. Процесс в очень позитивной форме.

Наталья
COWERGENT MEDIA GROUP
Ст. Менеджер по работе с клиентами

Энергетически тренеры обладают потрясающей способностью заряжать. Все приёмы тренировки раскладываются так, что их очень удобно использовать самому, т.е. действие тренинга продолжается. Хочу отметить тонкий подход при страхах. Максимальную мягкость и лояльность к людям. Объективно очень хорошо…

Мне очень понравилось внимательное отношение тренеров. Желание поработать с нашими реальными запросами. Много практики, достаточно теории, хорошая публика, в которой всех настроили на совместную работу.
Профессиональное поведение тренеров.
Евгений и Анастасия зажигали в нас харизматичных ораторов.

Юлия
Мегафон, центральный филиал
Финансовый директор

Очень понравилась форма преподнесения тренинга.
Много упражнений по прослушанной теории и самое главное наличие обратной связи, как от самого тренера, так и от самих участников тренинга.
Так же хотелось бы отметить атмосферу во время всего тренинга (приятно, спокойно, интересно, несмотря на то, что нужно было выходить из зоны комфорта).
Научилась, скорее начала учиться применять важные составляющие.

Татьяна
AVITO
Руководитель бизнес-контроллинга по расходам

Понравились практики – отличные упражнения.
Яркие и реально помогающие раздаточные материалы!
Отличные тренера – заряжают энергией!
Классные ролики с объяснениями про что они.
Самые лучшие записи на ватманах. Наглядные и продуманные. Красивые!
Благодарю!

Иван
ОАО МТС
Ведущий бухгалтер – мастер Excel

Четко, системно, профессионально.
Впечатлил уровень ведения тренинга. Ребята, на вас хочется ровняться!
Настоящий тренинг по делу. Удалось получить много обратной связи и сформировать цельную картину как выступать публично.
Обязательно вернусь за новыми знаниями и навыками сюда.

Андрей
Ренессанс-кредит
Нач. Упр. банковских проектов

Организованность и профессионализм тренеров на высоте.
Вроде ничего сильно нового не узнала, но при этом улучшение заметили многие участники.
Уверена, что полученное на тренинге состояние раскрепощенности поможет решать как личные, так и рабочие проблемы.

Ксения
МТТ
Ведущий экономист

Почувствовал себя уверенно!
Страх – это не страшно.
Тренеры поработали с каждым, полная отдача, очень позитивно.
Есть план развития. Начал спокойно смотреть в глаза.

Антон
UNIS LABS SOLUTIONS
Системный аналитик

Тренинг очень понравился. Вместо сухости и абстрактности – живые, незаезженные методы и способы подачи. Очень понравилась обратная связь, причем позитивная обратная связь – позволяет расти и осознавать как свои достоинства и недостатки, так и ощущать и понимать реакцию аудитории. Подкупает заинтересованность и увлеченность тренеров. Отличная энергетика. Супер!!! Думаю, что порекомендую тренинг близким друзьям, заинтересованным в саморазвитии, особенно в области публичных выступлений.

Руслан
Финансовое управление ООО «Лик-Комфорт»
Начальник отдела бюджетного контроля

Сказать, что я горжусь тем, что пришла на этот тренинг и безумно счастлива, что выбрала ИМЕННО ЭТОТ ТРЕНИНГ – не сказать ничего. Я В ВОСТОРГЕ! Все знакомые заметили горящие глаза и уже ждут начала такого же.
Проблема выступления для меня БЫЛА больной. Тренинг заставил выступать чаще, побороть страхи и годиться собой. Конечно, я четко осознаю, что есть над чем работать, но этот процесс теперь не страшный, а интересный и увлекательный.
Я благодарна тренерам за проделанную работу – от души, с увлечением, с азартом. Ребята, ВЫ – СУПЕР! Спасибо!

Инна
ОАО «Фармстандарт»
Бухгалтер

Очень хороший тренинг, эмоциональное состояние отличное, эффект заметен сразу же, т.к. всё применимо в жизни и полезно, я одну аудиторию уже «запугала», думаю, у меня их ещё много. Брат отметил, что у меня улучшается «невербалика» (хотя считала себя и так эмоционально жестикулирующим человеком). Точно буду рекомендовать друзьям. И самое главное, работать над собой ещё предстоит много, но теперь знаю как. Спасибо!

Елена
ОАО "АРТ"
бухгалтер управления учёта

Очень понравилась доброжелательность и неугасающий энтузиазм Анастасии с Никитой.
Благодаря наглядным примерам очевидные (казалось бы) тезисы стали применимы к жизненным ситуациям и улеглись в голове готовыми к дальнейшему использованию.
Некоторые темы (например, необходимость использования эмоций), стали открытие, демонстрируя абсолютно новую грань темы.
Спасибо большое!!!
Отдельное спасибо за музыкальное сопровождение!

Надежда
ИО РАН
Научный сотрудник

1. Понравилась дружелюбная атмосфера (приветственный кофе, чай), раздаточные материалы (кратко, для лучшего запоминания и восприятия).
2. Проведение дебатов (возможность получить видео-запись после тренинга).
3. Поняла для себя основные атрибуты оратора (какие есть приемы по управлению аудиторией).
4. Самое важное, тренинг проходит легко, на одном дыхании, за короткий срок успели пройти много тем, которые потренировали на практике.

Светлана
ЗАО «РТК»
Тренер

1. Обратная связь – вау, очень много новых знаний, что где улучшить, как улучшить – и все это в дружелюбной форме.
2. Выступления – отработка поз, жестов, взгляда – даже не обращала ранее внимания на так много важных вещей.
Теперь понимаю, и сразу вижу насколько это важно.
3. Яркие, гениальные тренера – огромное удовольствие получила от тренинга, все было идеально.

Анастасия
ООО «Синтон», тренинг-центр
Помощник тренера

Понравилось все!!!
Тренеры супер! Аудитория тоже)
Два дня пролетели незаметно.
- Научилась справляться с волнением (ради чего, собственно, и приходила в основном).
- Поняла над чем работать и как – самое главное!
- Очень полезная обратная связь.
- Спасибо огромное, получила больше, чем ожидала)))

Галина
ГБОУ Школа 1905, Москва
Зам. дир. по УВР

Уважаемые организаторы!
Спасибо Вам за тренинг. При том, что материал был для меня не новый, удалось заякорить для себя интересные моменты. Для меня этот тренинг был больше не про новое, а про расстановку акцентов.
Очень!!! довольна темой трудные участники + упражнение на отработку!
Особое спасибо Евгению за красивые речевые формулировки, книги!!! и много нужных цитат. Удачи!!!

Ксения
WORLD GYM GROUP
Отдел обучения

Очень понравился тренинг. Просто 5+.
- общая позитивная атмосфера
- несмотря на большую продолжительность не было усталости
- куча практики и материала
- большой заряд позитива, энергетики и идей
- очень профессиональная подача
- фонтан чувства юмора со стороны Никиты и Насти.

Даниил
THOMSON REUTERS
Тренер

Понравилось обилие практических заданий, мастерство тренеров, графические раздаточные материалы.
Радует дружелюбная атмосфера на тренинге, неформальное общение. Особенно выделяется программа школы риторики тем, что ставится акцент не только на деловых коммуникациях, но и на приемах неформального общения.
Спасибо!

Евгений
ЗАО "Мерседес-Бенц РУС"
Специалист по дистанционному обучению и новым технологиям

В первую очередь хотелось бы выделить профессиональную тренерскую работу. Тренера активно участвуют в обратной связи, поддерживают и развивают участников.
Организация – на 5, молодцы, лучшее из того, что видел (от регистрации до кофе-брейков).
Удалось наметить зоны роста, посмотреть на выступления более системно.
Маленькие неудачи, как проигрыш в дебатах, дают стимул к рефлексии и развитию искусства говорить.
Спасибо!

Сергей
Сеть цифровой техники «ДИС»
Специалист по обучению

Участвую в конкурсе педагогического мастерства, почувствовала, что не хватает навыка публичного выступления, особенно со сцены.
Было много практики, где я смогла почувствовать, как лучше выступать. Получила много обратной связи и от ведущих и от участников. Это было очень ценно.
Все полученное обязательно применю в своей деятельности.
Отдельное спасибо тренерам, создали очень комфортную обстановку.
Упражнения очень интересные и развивающие.
Раздатки классные!

Наталия
Работаю в лицее №1581 при МГТУ им. Н.Э. Баумана
Психолог

Подача материала: очень живо, много примеров, помогало краткое суммирование рассказанного в виде пунктов.
- Правильный баланс теории и практической части.
- Разнообразие формы подачи материала: речь, доска, вовлечение слушателей, видео и т.д.
- Научился интересным приемам: вовлечение слушателей вопросами, жестикуляцией, взгляд в зал и т.д.

Владимир
MUREX (ПО для инвест. банков).
Старший консультант

ПРАКТИКА, ПРАКТИКА, ПРАКТИКА!
Мы учились говорить тосты, словесно импровизировать, играть эмоцию, объяснять жестами, увлекательно рассказывать истории, разгонять энергетику до максимума!
А еще – большая компания разных людей, общение, юмор, веселье.
Тренерам особое спасибо, вы придали мне уверенность в себе.

Дарья
PRICEWATERHOUSE COOPERS
Менеджер по маркетингу

Понравилось:
- Великолепная, дружеская атмосфера!
- Доступная подача тренерами теории!
- Понятная практика!
- Четкое осознание организаторами тренинга чувства времени (не филонят и не экономят).
- Тренер Анастасия с удовольствием поясняла сложные моменты!

Александр
МКА «Юрасов, Ларин и партнеры»
Юрист

Понравилось обилие заданий, количество материала по структуре выступления, которые можно применить на практике.
Удалось много раз выступить и применить на практике рекомендации коллег и тренера по добавлению эмоций, движениям и позе (в том числе по базе рук).
Структуру (3 тезиса, детали, итог) и стратегии работы со сложной аудиторией, а также голосовые параметры (следить за ними) легко применить на практике.

Владимир
MUREX
Техническая поддержка (консультант)

Тренинг очень понравился – потрясающая атмосфера. Женя с Настей на протяжении стольких часов создают позитив, время пролетает незаметно.
Понравилось, что много качественной обратной связи и много практики.
На ошибках других людей лучше понимаешь свои.
Всем буду рекомендовать.
А еще из отзывов других людей понимаешь, что все не так плохо, как ты думал.

Ольга
ООО «Юнгхайнрих ППТ»
Юрист

>p> Понравилась атмосфера, энергетика группы – очень живо, весело, позитивно.
Понравилось, как структурирован тренинг – охвачены разные аспекты мастерства оратора, есть возможность поработать над каждым.
Много практики обратной связи.
Ведущие профессиональны и внимательны.

Ольга
Михаил Рыбаков и Партнеры
Бизнес-консультант

Понравилось то, что было много практики;
- удалось стать более уверенным в себе оратором;
- пришло очень важное для меня осознание того, что все люди волнуются перед и во время выступления, после чего и сама перестала волноваться.
Ребята, Никита и Женя, большое спасибо!

Нелли
МГКА «Останкинская»
Адвокат

Отличный тренинг. За два дня, конечно, нельзя научиться всему, но зато можно понять область, на которую необходимо обратить свое внимание, и какие качества в себе и своей речи и поведении тренировать.
За эти дни я выявила свои недостатки, узнала как их исправить, получила много полезной информации.
Очень благодарна за оказанную помощь.
Порадовала форма, в которой преподносят информацию тренеры, хорошо запоминается, и получаешь много позитивных эмоций.

Татьяна
ООО «ЮФ «Вашъ представитель»
Помощник юриста

Тренинг очень понравился. Теория подается лаконично, структурировано, с наглядными примерами.
Практики ОЧЕНЬ много, но всегда хочется еще больше, т.к. упражнения интересны и разнообразны.
Тренерам удалось создать доброжелательную, легкую атмосферу, которая позволила перебороть первоначальный страх выступления и эффективно улучшать свои навыки ораторского мастерства.
Спасибо большое. Обязательно приду еще.

Олег
САП СНГ
Ведущий консультант

Я шла на тренинг для того, чтобы решить две проблемы:
Во-первых, для меня было огромным стрессом выйти и что-то сказать перед аудиторией, даже если она состоит из 4-х человек, с которыми я знакома.
Во-вторых, даже если я была отлично готова к встрече или выступлению, как только я начинала говорить – тут же заливалась краской и уже от этого страшно нервничала.
Благодаря интересным, несложным и очень веселым упражнениям обе проблемы решились на первых 3-х занятиях. А дальше мне удалось улучшить навыки выступлений, обогатить свою речь жестами и интонациям, научиться производить более благоприятное впечатление на слушателей и удерживать их внимание.

Виктория
фирма FRESHFIELDS BRUCKHAUS DERINGER
Юрист

На тренинге дается множество великолепных техник, которые после можно отрабатывать, доводя свой навык до совершенства.
С первого занятия пропадает страх перед аудиторией. Честно говоря, ребята рассказывают простые вещи, которые в сущности знает каждый, но услышав эти «простые вещи», начинаешь чувствовать себя оратором.
Обязательно рекомендую посетить курс тем, кто хочет приобрести друзей – единомышленников, ибо все пришедшие имеют хотя бы одну, но общую цель – стать оратором и научиться выступать перед аудиторией.

Тимур
компания «Органон»
медицинский представитель

Этот курс первый, который я посетила. Занятия позволили мне увидеть свои минусы, выяснить, откуда они и как их исправить.
По завершению курса самоощущение совсем другое. Появилась уверенность в себе при общении с незнакомыми людьми. Внутреннее ощущение, что я знаю то, чего не знают другие. Мне это нравится!

Галина
ГКБ №50
врач анестезиолог-реаниматолог

Невероятные 2 дня! Потрясающая подача информации. Слаженная работа тренеров.
Организация работы в группе, в подгруппах. Все как на одном дыхании!
Большая теоретическая база, есть над чем дальше работать.

Ирина
ГКБ №20
Диетолог

Понравилась манера преподавания, методика, отношение «на равных».
Научилась хотя бы думать о своих движениях, контакте глаз, положении рук (впереди отработка навыка).

Татьяна
ГКБ №15, г. Москва
Врач-офтальмолог

1. Прекрасная организация тренинга (временные рамки заданий, последовательности и т.д.).
2. Много практики.
3. Доброжелательная атмосфера.
4. Понятная и доходчивая манера изложения тренеров.
5. Удалось научиться:
- борьба с волнением перед выступлением;
- увеличивать энергетику выступления по своему желанию;
- импровизировать на любую тему;
- понимать себя как оратора – плюсы и минусы (плюсов оказывается намного больше, чем минусов);
- владеть своим телом во время выступления.

Валерий
Гл. психиатр клиники д-ра Воробьёва

Понравилось:
- понравился позитивный настрой тренеров
- раздаточный материал, много учтено мелочей (в том числе цветные ручки)
- большой объем информации, ценность информации.
Научилась:
- снизился страх перед выступлениями
- более свободно стала общаться на непроизвольные темы, говорить перед аудиторией без подготовки
- куда деть руки, как стать.

Елена
Московская область, стоматологическая поликлиника
Зав. хирургическим отделением

Очень понравились преподаватели курсов, их манера и стиль изложения.
Большое кол-во игр делает ощущение, что время проходит быстрее – не так устаешь.
Оставить 2хдневный формат проведения.
Мне очень понравился курс «Харизматичный оратор».
Считаю, что после прохождения этого курса, я получила тот результат, который хотела. Стала более раскрепощенной, научилась переключаться (входить) в разные роли и образы. Узнала некоторые фишки в коммуникациях и презентациях.

Ольга
РУДН
Студентка

Чистосердечное признание. Когда я пришла в первый раз на эти курсы, я была в ужасе. После первого выступления (самопрезентации) я была в шоке от качества выступления (очень плохое, хотя, казалось бы, тема легкая) и от негативной и обильной обратной связи, которую мне дали. Только со временем, когда я прослушала несколько лекций, поучаствовала в практической работе, я поняла, что делаю успехи и постепенно исправляю все негативные аспекты своих выступлений.
Без шуток, я сразу почувствовала результат и чувствую себя немного уверенней не сцене.
Очень советую эти курсы всем неблагополучным ораторам. Они действительно помогают.
Удачи и успехов, всех благ! Спасибо!

Лиза
МГЮА
Студентка

Очень благодарна этим курсам, получила массу полезных советов, увидела свои недостатки. Особенно понравилась практика, работы, когда записывают на диск (сразу наглядно видишь свои недостатки).
Особо хочу отметить оригинальность и незаурядность всех упражнений (форма игры). Начинаешь работать над своими недостатками, более критично относиться к своим ошибкам, т.к. тебе об этом говорят.
Выражаю благодарность профессорскому составу, чей профессионализм поражает.

Елизавета
МГЮА
Студентка

P> Мне очень-очень понравилось и, если бы было можно, то я бы никогда не заканчивала этот ряд «очень». Нет, ну а на самом деле, сюда приходишь и платишь деньги не для того, чтобы чему-то нудно обучаться, а просто для того, чтобы внести в свою жизнь краски, используя при этом не телевизор или комп, а именно общение, человеческое общение, смех, которого нам порой не хватает в этой жизни, так еще кроме общения с задоринкой вползают и знания. Так, что всякий читающий, думающий над тем следует ли вкладывать такую мизерную сумму денег в этот «сомнительный» проект, откинь свои сомнения и ступай к нам, создавая здоровую ячейку общества:)

Алена
Школа №1112
Ученица

Когда я прошел тренинг, то я и не ожидал что будет такой хороший результат. На дебатах вроде неплохо выступил, но все же камера влияла на меня. А вот когда нас снимали во второй раз, где я рассказывал байку, то камеру я даже и не замечал, чувствовал себя уверенно, спокойно как будто в кругу своих друзей.
Я уже применил знания, полученные на тренинге, в университете, в котором я учусь. Я плохо понимал и знал тему, но, начав импровизировать, мне в итоге поставили оценку «5», и преподаватель мне сказал, что был настоящий философ:)

Роберт
Московский Государственный Строительный Университет
Студент

Спасибо за созданную вами доброжелательную атмосферу; поддержку, которую вы всегда стараетесь оказывать; за бесценный опыт, который я приобрела. Могу с уверенностью сказать, что у меня даже мироощущение стало другим, я «вижу» мир в ярких красках, хочется работать над собой, самосовершенствоваться.

Наталья
аспирантка

Очень полезно. Я пришла на этот тренинг, чтобы раскрепоститься и избавиться от панического страха перед публичными выступлениями. Цель, казавшаяся недостижимой, оказалась достигнутой всего за каких-то 8 занятий. А еще, кроме того, что эти занятия были полезными, они еще и просто веселые. Уже на 2-м занятии создалось ощущение, будто это не тренинг, а приятная компания милых людей.
Здорово, искрометно, о-фи-ги-тель-но!!!
Спасибо!

Эмилия
студентка РЭА им. Г.В. Плеханова
ф-т «Международные экономические отношения»

Умение выступать публично являлось полезным навыком во все времена. Люди, отлично владеющие ораторским мастерством, всегда будут востребованы обществом и смогут найти себе работу. Это не секрет, что таких людей немного, они всегда выделяются среди окружающих. Они оказываются успешными руководителями, политиками, бизнесменами, журналистами, писателями, преподавателями, так как во многих профессиях знание риторики играет важнейшую роль. Цель данного курса ораторского искусства - предоставить возможность каждому бесплатно освоить онлайн материалы, уроки, упражнения, приемы и правила для овладения основами риторики.

Что такое риторика?

Это слово, которое имеет древнегреческое происхождение (греч. rhetorike ), и означает дословно «ораторское искусство ». Что же такое «ораторское искусство»? И как развить свои способности к нему?

Каждому из нас хотя бы несколько раз в жизни доводилось выступать на публике. И, наверняка, никто не сомневается в том, что чтобы отлично владеть ораторским искусством, нужно знать и уметь многое . Можно сказать, что способность выступать публично отражает наше интеллектуальное развитие и наши социальные навыки.

Знаменитое выступление Мартина Лютера Кинга

По определению Большой Советской Энциклопедии, «ораторская речь » - это вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Часто ораторское искусство отождествляется с красноречием, поэтому хороший оратор должен быть начитанным, обладать грамотной речью, уметь ясно выражать свои мысли. Но оратору также нужно уметь справляться со своим волнением, владеть своей дикцией и иметь хорошо поставленный голос. Кроме того, важно владеть речевой импровизацией, уметь отвечать на вопросы, поддерживать контакт с аудиторией, произносить текст с необходимой интонацией и многое, многое другое.

Большинству из описанных навыков, которые в совокупности и формируют ораторское искусство, можно научиться. Для этого важно работать над собой, осознавать, анализировать и исправлять неудачные моменты своих и чужих публичных выступлений, и главное, тренировать свои умения на практике. Наш тренинг поможет вам в работе над всеми этими сложными шагами на пути к воспитанию отличных ораторских навыков.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Онлайн-уроки риторики

Тренинг по ораторскому искусству, размещенный на данном сайте, является интеграцией многих методик, описанных специалистами выступлений на публике. Каждый из уроков предполагает развитие определенного навыка, способствующего становлению ваших ораторских способностей. Естественно, что каждый человек может по-разному владеть этими навыками, поэтому старайтесь обращать внимание на те уроки, которые кажутся именно вам самим наиболее полезными.

Видео

В данном разделе тренинга по мастерству публичной речи вы сможете посмотреть видео известных выступлений выдающихся ораторов: Мартина Лютера Кинга, Стива Джобса, Владимира Ленина и других. Также здесь вы сможете найти видеозаписи с различных конкурсов, презентаций и выступлений людей перед инвесторами. Кроме того, в разделе присутствуют видеоуроки ведущих специалистов в области ораторского мастерства.

4 правила риторики

  • Первое правило. Начинайте произносить любую речь с сильным стремлением достичь своей цели.
  • Второе правило. Старайтесь всегда готовиться к выступлению.
  • Третье правило. Проявляйте уверенность, даже если вы не чувствуете себя уверенно.
  • Четвертое правило. Больше практикуйтесь (это верно и для любых других навыков).

Эти четыре правила ораторского мастерства, по сути, являются основой любого хорошего выступления. Если вы не ставите себе цели достичь больших успехов в риторике, а только стараетесь подготовиться к конкретному выступлению, то они могут вам пригодиться.

Если же вы планируете более детально подойти к изучению искусства ораторской речи, то будем рады предоставить вам полезную и интересную информацию в уроках на нашем сайте.

Желаем вам успехов в овладении ораторским искусством!