2 сроки расследования несчастных случаев. Сроки расследования несчастных случаев на производстве

К сожалению, организация производства – дело, связанное с риском. Никто не застрахован от возникновения в этих формированиях так называемых несчастных случаев – происшествий, нарушающих какую-либо часть функционирования предприятия. В результате их возникновения, как правило, на производстве случаются травмы. Что и когда пошло не так по закону должно быть выяснено и объяснено. Чтобы получить объективные сведения об этом, на предприятиях проводят расследования. Успех данных мероприятий зависит полностью от дисциплины и соблюдения установленных правил, касающихся множества нюансов. Так, установлены и специализированные сроки расследования несчастных случаев на производстве, о которых мы говорим в сегодняшней статье.

Согласно имеющейся на сегодняшний день классификации, несчастные случаи на производстве делятся на следующие две категории:

  • легкие;
  • тяжелые.

Что бы ни произошло на предприятии, если это событие вписывается в понятие «несчастный случай», оно должно быть расследовано согласно определенному по закону порядку. Речь идет о:

  • различных травматических повреждениях;
  • термических, химических ожогах;
  • обморожении и тому подобном вреде здоровью.

Само расследование подразумевает выполнение в определенные временные сроки перечня следующих действий.

Шаг №1. В первую очередь необходимо совершить осмотр места, где случилась интересующая нас неприятность. Помимо самостоятельного осматривания, человек, которому поручена представленная работа, обязан запротоколировать все увиденное при помощи устройств, осуществляющих:

  • фотосъемку;
  • видеозапись.

Шаг №2. Также необходимо опросить граждан – сотрудников мероприятия, невольно ставших свидетелями интересующего вас производственного происшествия. Вопросы необходимо задавать сухо и по делу, имея ввиду лишь события, которые:

  • происходили во время получения травмы работником;
  • привели к несчастному случаю.

Шаг №3. Отдельно необходимо осуществить опрос не только рядовых работников и свидетелей случившегося, но также лиц, занимающих определенные руководящие должности. Дело в том, что именно их пояснения, касающиеся различных аспектов ситуации (например, неполадок с техникой), могут оказать важное влияние на дальнейший ход расследования и определение истинных причин произошедшего.

Шаг №4. Еще одна задача должностных лиц, кроме задачи по осуществлению нахождения объективных сведений о случившемся, заключается в ознакомлении с документами, которые хранятся в организации, являющейся работодателем. Искомые бумаги должны быть связаны с происшествием, и хотя бы частично пояснять причины того, что случилось. Речь идет в частности о том, как регулируются безопасные условия труда, которые должны быть по закону на производстве обеспечены.

Шаг №5. В последнюю очередь необходимо осуществить получение объяснений от сотрудника, который признан пострадавшим. Он должен описать, как и когда произошло чрезвычайное происшествие, с чем оно, по его мнению, было связано, и какие именно травмы он получил.

Видео – Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету

Кто отвечает за проведение расследования

Согласно букве закона, ответственность за расследование несчастных случаев на производстве, связанных с травматизмом, возлагается на специально создающуюся комиссию, которая была назначена непосредственно работодателем. В состав данного образования может входить не меньше, чем три персоны. В случае, если имел место быть летальный исход, который повлекло за собой интересующее нас событие, к сотрудникам предприятия присоединяется представитель Государственной инспекции труда.

Кроме того, в данном мероприятии также могут принимать участие:

  • пострадавшие работники;
  • их законные представители.

Сроки расследования

То, как долго по закону может длиться расследование в каждом случае, находится в прямой зависимости непосредственно от тяжести травм, полученных во время производственного процесса пострадавшим сотрудником компании.

Существует два основных критерия, которыми руководствуется комиссия при определении тяжести искомых травм. Рассмотрим их в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Критерии определения травм в категорию тяжелых или легких

Характер травмы Последствия
Под характером травмы в данном случае подразумевается то, отягощается ли она какими-либо осложнениями. Речь идет, например, о:
  • возникновении заболеваний, в том числе имеющих хроническую форму;
  • иных обстоятельствах, отражающихся в целом на возможности конкретного лица трудиться.
  • В этой ситуации под последствиями подразумевается итоговое состояние человека, ставшего центральной фигурой случая с производственным травматизмом. Иными словами, если нанесенный человеку ущерб рано или поздно пройдет, или не нарушает его качество жизни, считается, что последствия минимальны.

    Однако, если возникает длительная или постоянная нетрудоспособность, несчастный случай «награждают» высшей степенью тяжести.

    Более подробно ознакомиться с данными критериями можно в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития.

    Теперь же обратимся к главной теме, которая нас сегодня интересует – к срокам расследования несчастных случаев в условиях производства. Под влиянием уже упомянутых нами критериев они могут быть следующими.

    1. Для случаев, в которых было определено, что нанесенный здоровью сотрудника предприятия вред классифицирован, как легкий, срок расследования составляет три дня с момента его инициации.
    2. Если же произошедшее все же вошло в категорию происшествий, которые повлекли за собой тяжелые последствия, серьезно ухудшив состояние здоровья пострадавшего на производстве гражданина, длительность расследования может продолжаться вплоть до 15 дней с момента его начала.
    3. В случае, когда глава производства не был вовремя оповещен о том, что произошло на подведомственном ему предприятии, сроки, предоставляемые на проведение расследования, могут быть увеличены, и составляют целых 20 дней с того дня, когда были получены новости о случившемся.

    Все перечисленные выше сроки при наличии обстоятельств, делающих ситуацию из ряда вон выходящей, могут быть потенциально увеличены на дополнительных 15 дней.

    При этом данное продление должно сопровождаться со стороны руководителя:

    • изданием соответствующего приказа;
    • отражением внутри данного документа причин, которые обусловили необходимость в использовании дополнительного временного периода.

    К слову, к обсуждаемым причинам могут быть отнесены следующие обстоятельства.

    1. В первую очередь понадобиться дополнительное время может для того, чтобы выяснить обстоятельства, которые требуют дополнительного проведения проверок.
    2. В некоторых случаях может потребоваться:
      1. получение медицинского освидетельствования (и для выжившего пострадавшего в том числе);
      2. получение данных экспертизы, в ходе которой, например, исследовалось рабочее оборудование, оказавшееся неисправным, и т.п.
    3. Так, иногда необходимо осуществить привлечение к расследованию представителей официальных государственных структур, например, полицейских, если на предприятии произошла смерть. Для этого нужно дополнительное время.
    4. Если место происшествия относится к категории труднодоступных, чтобы добраться до него также потребуются дополнительные ресурсы в виде:
    5. работников;
      1. технического оснащения;
      2. денег;
      3. и, конечно же, времени.

    Порой случается так, что даже дополнительного 15-дневного срока едва хватает на то, чтобы успеть выполнить все полагающиеся мероприятия.

    Все перечисленные выше сроки по закону обязаны отсчитываться в календарных днях. Начинать исчисление интересующего вас периода необходимо с той даты, когда:

    • был издан соответствующий приказ;
    • инициировано расследование происшествия;
    • назначена специальная комиссия.

    Подведем итоги

    Залог успеха при проведении различных мероприятий официального характера, осуществляющихся на производстве, кроется в соблюдении конкретных правил. Существует множество установок и нормативов, регулирующих расследования несчастных случаев, произошедших в условиях производства. В частности к ним относится и изначальное определение сроков расследования. В некоторых случаях они будут весьма солидными, кроме того, всегда имеется возможность оформить продление, при условии, что будут заявлены соответствующие причины.

    31.10.2017, 20:46

    Расследование происшествий на рабочем месте, связанных со случаями травматизма, должно проходить в строгой последовательности действий, которая указана в нормативных актах. Законодательство, регламентирующее сроки расследования несчастных случаев на производстве, представлено:

    • Трудовым кодексом (ст. 229.1);
    • Положением <О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев> (утв. постановлением Минтруда от 24.10.2002 № 73).

    Рассмотрим в этой статье сроки расследования несчастных случаев на производстве на 2017 год.

    Нюансы расследования несчастных случаев

    Анализу подлежит любое чрезвычайное событие на рабочем месте, которое повлекло за собой возникновение у работников травм и стало причиной нанесения ущерба здоровью человека.

    Важно, что степень тяжести увечий не оказывает влияния на необходимость проведения такого расследования.

    По характеру последствий для пострадавшего сотрудника несчастные случаи могут быть:

    • легкими;
    • тяжелыми.

    Забегая вперед, скажем, что сроки расследования несчастных случаев на производстве с легким исходом отличаются от временных интервалов, установленных для проведения расследования причинения тяжкого вреда здоровью. Понятно, что действующее законодательство предусматривает увеличенные сроки расследования несчастных случаев на производстве с тяжелым исходом. Не говоря уже про сроки расследования несчастных случаев на производстве с летальным исходом.

    При условии соблюдения установленных законом сроков для проверки фактов по конкретному несчастному случаю необходимо реализовать ряд обязательных мероприятий:

    • осмотреть место события, сделать фотофиксацию условий труда, последствий несчастного случая;
    • опросить сотрудников, ставших свидетелями произошедшего, и зафиксировать их пояснения в документах;
    • обратиться с просьбой предоставить пояснения к должностным лицам, которые могут обладать важными для процесса расследования сведениями;
    • просмотреть содержание документации, связанной с охраной труда;
    • провести подробный опрос пострадавшего, если текущее состояние здоровья позволяет это сделать.

    Процедуру расследования проводят силами специально созданной комиссии. Чтобы сроки проведения расследования несчастных случаев на производстве не были нарушены, в состав комиссии рекомендовано включать не менее 3-х должностных лиц. Перечень участников анализа инцидента формирует работодатель и утверждает своим приказом.

    Если предстоит проверка по факту наступления профессионального заболевания, состав комиссии будет более многочисленным. Лица, которые обязательно должны входить в этот мини-следственный орган перечислены в <Положении о расследовании и учете профессиональных заболеваний˃ (утв. постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967, далее также – Постановление № 967).

    В случае с происшествиями, которые привели к летальному исходу или тяжелым увечьям, деятельность комиссии контролирует и направляет государственный инспектор труда.

    Кроме того, допустимо участие в мероприятиях по установлению фактов, послуживших причиной несчастного случая, пострадавшего сотрудника. Если работник, получивший травму, по состоянию здоровья не может присутствовать лично на действиях комиссии, он имеет право делегировать эту функцию своему представителю.

    В какие сроки необходимо уложиться

    Если говорить кратко о сроках расследования несчастных случаев на производстве, то на продолжительность следственных мероприятий непосредственное влияние оказывает степень тяжести полученных работником травм.

    Критерии оценки состояния здоровья пострадавшего приведены в приказе Минздравсоцразвития от 24 февраля 2005 года № 160 <Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве>. Среди них:

    • характер травмы, а также возможные осложнения (вкл. развитие хронических патологий);
    • последствия травмы в виде нетрудоспособности пострадавшего.

    При получении легких повреждений сроки расследования несчастных случаев на производстве должны укладываться в 3-дневный период. А сроки расследования тяжелых несчастных случаев составляют до 15 дней.

    При несвоевременном оповещении руководства предприятия-работодателя о происшествии, следственные процедуры могут вестись 1 месяц от даты получения уведомления о несчастном случае. Таковы сроки расследования несчастных случаев на производстве по заявлению.

    Все сроки для анализа чрезвычайных происшествий на производстве указаны в календарных днях.

    При необходимости допустимо продление сроков расследования. Максимальный период пролонгации не может превышать 15 дней. Для этого руководитель издает приказ об увеличении продолжительности проверки с обязательным указанием причины. Её может быть:

    • появление новых обстоятельств, которые подлежат дополнительной проверке;
    • ожидание врачебного заключения или выводов экспертизы;
    • привлечение к следственным мероприятиям сотрудников государственных структур (полиции, специалистов санитарного надзора);
    • место происшествия находится в труднодоступном пространстве.

    Отметим, что отличается подход к определению длительности проверки в случае с возникновением заболеваний профессионального характера. Каковы сроки расследования профессиональных заболеваний?

    В Постановлении № 967 сказано, что работодатель обязан в течение 10 дней инициировать создание комиссии для выявления причин возникновения у конкретного сотрудника заболевания на профессиональной почве. Отсчет начинают от даты получения предприятием извещения об установлении диагноза, а не с момента возникновения у работника профессионального заболевания.

    Документальное отражение результатов

    При имевшем место несчастном случае по итогам следственных мероприятий составляют акт о несчастном случае на производстве:

    Подробнее об этом см. «Составляем акт о несчастном случае на производстве».

    При его оформлении необходимо заполнить минимум 2 экземпляра. Дело в том, что количество этого документа зависит от численности пострадавших. Добавим, что сроки хранения материалов расследования установлены в пределах 45 лет (ст. 230 ТК РФ). К материалам проверки работодатель обязан приложить свой экземпляр акта.

    Если происшествие стало причиной развития профессиональных болезней, необходимо следовать другому алгоритму. Вот каковы сроки хранения материалов расследования профессиональных заболеваний: Постановление № 967 указывает на продолжительность обеспечения сохранности этой документации в течение 75 лет. К материалам следствия также прикладывают оригинал акта.

    При профнедуге акт о случае профессионального заболевания в количестве 5 экземпляров оформляют в 3-дневных срок после окончания процедур расследования. При этом сроки хранения материалов расследования профессиональных заболеваний распространяются в том числе и на данный акт.

    Что касается формы итогового документа проверки обстоятельств происшествия, то она тоже утверждена законодательно.

    Сроки расследования несчастных случаев на производстве оговариваются в ст. 229.1 ТК РФ. Следуя данной правовой норме, работодатель должен предпринять меры для того, чтобы закончить расследование именно в отведенный законом временной промежуток. О том, каковы сроки расследования несчастных случаев и хранения материалов по ним, поговорим ниже.

    В какие сроки проводится расследование несчастных случаев. Различны ли они для легкого, тяжелого и т. п.

    Сроки, отведенные для расследования, ТК устанавливает в зависимости от степени тяжести произошедшего несчастного случая. К примеру, срок расследования легкого несчастного случая, согласно положениям ст. 229.1 ТК, не должен превышать 3 дней. При этом не предусматривается возможности продления срока даже тогда, когда повреждения легкой степени тяжести получены не одним, а несколькими сотрудниками.

    Что касается сроков расследования несчастных случаев, повлекших за собой наступление тяжелых последствий для здоровья работающих (как одного, так и нескольких), равно и в случае смерти кого-то из них в результате происшествия, закон обязывает работодателя провести необходимые следственные мероприятия в срок, не превышающий 15 дней.

    Если сотрудник сообщает о произошедшем несчастном случае руководителю не сразу, а по истечении какого-либо времени, или же неблагоприятные последствия для здоровья работника наступили позднее, у работодателя в запасе есть месяц на проведение мероприятий, необходимых для проведения расследования произошедшего.

    Несмотря на достаточно жесткие сроки, установленные законодательством по труду, иногда все же предусматривается возможность их увеличения на период, не превышающий 15 дней. Нужно упомянуть и о том, что в исключительных ситуациях по согласованию со специальными органами, участвующими в расследовании, срок расследования может быть продлен на необходимый период.

    Так, увеличение сроков допускается в следующих случаях:

    1. Когда завершение расследования в официально установленный промежуток времени невозможно по причине необходимости проведения дополнительных мероприятий, позволяющих дать максимально полную оценку обстоятельствам произошедшего.
    2. При необходимости получения дополнительных официальных бумаг из медицинских и иных учреждений.
    3. Когда присутствует необходимость проведения технической, товароведческой, медицинской или любой иной экспертизы.
    4. Если объекты, на которых зафиксированы несчастные случаи, находятся в труднодоступных местах, что существенно усложняет проведение расследования.
    5. Когда обстоятельства дела требуют привлечения третьих лиц (например, органов дознания/следствия, судебных инстанций).

    Решения о продлении сроков должны приниматься председателями комиссий, специально созданных для расследования несчастных случаев. Если решение такого рода принято, то председателю надлежит своевременно уведомить об этом и пострадавшего, и иных заинтересованных лиц.

    Скачать форму приказа

    Не менее важно отметить, что отсчет срока расследования начинается не с момента издания руководителем приказа о формировании вышеупомянутой комиссии, а со дня, следующего за днем издания такового. При этом исчисление, согласно законодательству, ведется в календарных днях, а не рабочих.

    В случае если работник несвоевременно (т. е. не сразу) уведомляет о происшествии или наступлении неблагоприятных последствий для здоровья, месячный срок должен отсчитываться аналогично — т. е. не непосредственно с момента, как работником было подано заявление, а со дня, следующего за днем его подачи.

    Каков срок хранения материалов расследования несчастных случаев

    Скачать форму акта

    Еще одним важным моментом является срок хранения материалов. Порядок хранения и учета материалов расследования несчастных случаев также предусмотрен ТК. Согласно ч. 6 ст. 230 ТК РФ, работодателю, на производстве которого был зафиксирован несчастный случай, требуется хранить все материалы по нему (в т. ч. и свой экземпляр акта расследования) в течение 45 лет.

    Несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю (его представителю) или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются в установленном порядке в течение одного месяца со дня поступления заявления пострадавшего либо его доверенного лица. Если завершить расследование в указанный срок невозможно в связи с объективными обстоятельствами, председатель комиссии обязан своевременно информировать пострадавшего либо его доверенное лицо о причинах задержки сроков расследования.

    Отказ в проведении расследования не допускается: нет срока давности для подачи заявления о несчастном случае.

    Если пострадавший не согласен с результатами ранее расследованного несчастного случая, происшедшего до 1 февраля 2002 г. , то в соответствии со ст. 424 ТК РФ дополнительное расследование обстоятельств причин несчастного случая проводится с учетом требований правовых норм действовавших в тот период законодательных и иных правовых актов. При этом государственный инспектор труда не вправе принимать обязательное для работодателя решение и предъявлять ему подлежащие обязательному исполнению требования (в т.ч. в виде заключения или предписания) о внесении каких-либо изменений и дополнений в ранее оформленный по данному несчастному случаю акт формы Н-1 (приложение) или о его полной отмене. В соответствии с требованиями ст. 231 ТК РФ в указанном случае поставленные заявителем вопросы и возникшие разногласия должны решаться исключительно в судебном порядке.

    Если же указанный заявителем несчастный случай не был расследован и оформлен в порядке, установленном действовавшими в то время нормативными правовыми актами, должно быть проведено его расследование и оформление в соответствии с требованиями Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (утвержден постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»; далее - Положение), а также Трудовым кодексом Российской Федерации, независимо от срока давности несчастного случая.

    Если в результате расследования комиссия утверждает, что данный несчастный случай квалифицируется как несчастный случай на производстве, то оформляется акт формы Н-1, который выдается пострадавшему. Этот документ обеспечивает социальную защищенность работника.

    Действующее трудовое законодательство не ограничивает срок давности для обращения граждан по поводу проведения расследования происшедших с ними или их родственниками несчастных случаев на производстве. При обращении пострадавшего либо его доверенного лица или родственников к работодателю или в государственную инспекцию труда с заявлением о несогласии с выводами комиссии по расследованию несчастного случая либо о его сокрытии указанное заявителем обстоятельство и приводимые им сведения должны быть в обязательном порядке расследованы, в том числе с учетом требований ч. 3 п. 20 Положения.

    Имеют место случаи составления акта по форме Н-1 о несчастном случае на производстве, когда пострадавший обращается в государственную инспекцию труда через несколько лет после получения травмы.

    Как правильно расследовать подобные несчастные случаи - на основании Положения, действовавшего на момент происшествия несчастного случая, или на основании Положения, действующего на момент обращения пострадавшего с заявлением к работодателю?

    Статьей 229 ТК РФ предусмотрено, что такие несчастные случаи расследуются в установленном порядке, независимо от срока давности.

    Когда поступает заявление пострадавшего, для расследования несчастного случая работодатель создает комиссию в составе не менее трех человек. В нее входят специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя; представители работодателя; представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа; уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Лица, осуществляющие (осуществлявшие) непосредственный контроль за работой пострадавшего, в комиссию не входят. Пострадавший работник (его доверенное лицо) имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая.

    Для расследования тяжелого несчастного случая в состав комиссии включаются государственный инспектор труда, представитель органа местного самоуправления, представитель территориального объединения организаций профсоюзов, представитель страховщика - Фонда социального страхования Российской Федерации. Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав во главе с государственным инспектором труда.

    Расследование несчастного случая с тяжелым исходом может быть проведено государственным инспектором труда в субъекте Российской Федерации по месту проживания (обращения) пострадавшего без образования комиссии.

    Если изменяется форма собственности организации без сохранения правопреемственности либо ликвидируется организация в порядке и на условиях, установленных законодательством, расследование несчастного случая проводится по заявлению пострадавшего либо его доверенного лица государственным инспектором труда с участием представителей соответствующего исполнительного органа страховщика (по месту регистрации прежнего страхователя) и территориального объединения организаций профсоюзов.

    Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность наступила не сразу, расследуется в установленном порядке в соответствии с Положением, действовавшим в период расследования, т.е. на момент подачи заявления пострадавшим, но квалифицировать этот несчастный случай необходимо с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, регулировавших порядок расследования несчастных случаев на производстве во время их происшествия.

    ПРИМЕР 1

    Несчастный случай с работником произошел в 1994 году при следовании к месту командировки на междугородном автобусе. Расследование не проводилось. В связи с ухудшением состояния здоровья (вследствие полученной травмы) пострадавший обратился в 2005 году к работодателю с заявлением о расследовании данного несчастного случая и оформлении акта формы Н-1.

    Получив заявление пострадавшего, работодатель организовал расследование. Было установлено, что сведения об обстоятельствах и причинах несчастного случая, изложенные в заявлении, нашли подтверждение. Однако комиссия не квалифицировала его как несчастный случай на производстве, т.к. в действовавшем на время его происшествия Положении о расследовании и учете несчастных случаев на производстве (утвержден постановлением Президиума ВЦСПС и Госгортехнадзора СССР от 17 августа 1989 г. № 8-12) такая квалификация не предусмотрена.

    Несчастный случай, происшедший с работником при следовании к месту командировки, не может быть квалифицирован как несчастный случай на производстве и оформлен актом формы Н-1. Результаты расследования данного несчастного случая оформляются актом произвольной формы (можно использовать форму № 4), где в разделе «квалификация и учет несчастного случая» указываются причины, на основании которых комиссия вынесла свое решение.

    ПРИМЕР 2

    Несчастный случай с работником произошел в 1969 году в результате пожара в помещении, которое организация использовала под общежитие сезонных рабочих. Как показало расследование, несчастный случай произошел из-за нарушений, допущенных работодателем: использование неподготовленного помещения под общежитие, необеспечение требований пожарной безопасности, отсутствие контроля за противопожарным состоянием объекта и за работой дежурных в спортзале, использование самодельных электронагревательных приборов для сушки спецодежды и спецобуви и др.

    В соответствии с действовавшим в то время Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве был составлен акт формы Н-1 и выдан пострадавшему. Этот документ до 1 января 2000 г. обеспечивал его социальную защищенность: он получал законное возмещение вреда сначала от организации, а со вступлением в действие Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» - от регионального отделения ФСС России.

    ПРИМЕР 3

    Несчастный случай с К. произошел в 1999 г. при выполнении работы по гражданско-правовому договору. Расследование не проводилось. Последствия полученной травмы стали проявляться спустя несколько лет после происшествия. Пострадавший обратился в 2004 году в государственную инспекцию труда с заявлением о расследовании этого несчастного случая и оформлении акта формы Н-1.

    Расследование несчастного случая было проведено в соответствии с Положением, действовавшим на момент подачи заявления, т.е. в соответствии с ныне действующим Положением, которое не предусматривает квалификацию несчастных случаев, происшедших при указанных в заявлении обстоятельствах, как несчастных случаев на производстве. Однако в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279 и действовавшим на дату происшествия несчастного случая, он квалифицировался как несчастный случай на производстве и оформлялся актом формы Н-1.

    Таким образом, несчастный случай, происшедший с К., квалифицируется как несчастный случай на производстве и оформляется актом формы Н-1.

    Очевидно, что при расследовании подобных несчастных случаев следует ссылаться на нарушения государственных и нормативных требований по охране труда, действовавших на момент происшествия. В этом заключается некоторая сложность, т.к. порой затруднительно найти эти документы.

    Прежде всего, если имеется заявление пострадавшего либо его доверенного лица, необходимо образовать и утвердить приказом работодателя комиссию по расследованию несчастного случая в соответствии с действующим Положением.

    Пострадавший обязан представить в комиссию подробное объяснение по данному несчастному случаю, в котором должно быть указано, почему он своевременно не сообщил работодателю о случившемся, а также обстоятельства происшествия, названы очевидцы, кто давал задание и руководил работами и т.п. Как правило, объяснения пострадавших не являются исчерпывающими, поэтому членам комиссии следует подготовить дополнительные вопросы, на которые они хотели бы получить ответы, и оформить их в виде протокола опроса. Если пострадавший не захочет отвечать на какой-либо вопрос, необходимо отметить это в протоколе, разъяснив при этом, что его отказ сотрудничать с комиссией в целях объективного расследования происшедшего с ним несчастного случая может отразиться на выводах комиссии по окончании расследования, причем не в его пользу.

    Очевидцев, названных пострадавшим, также подробно опрашивают по заранее подготовленным комиссией вопросам. В случае необходимости, если возможно, следует попросить очевидца показать на месте происшествия положение пострадавшего, свое и других лиц. Когда этого сделать нельзя, показать на схеме, составленной со слов очевидца, место происшествия, а затем путем сопоставления убедиться в правильности полученных сведений и таким образом определить наличие или отсутствие лжесвидетельства. Если очевидец поменял место жительства, вопросы к нему направляются письменно. Без заранее намеченного плана качественно провести расследование несчастного случая затруднительно.

    Пострадавший не должен быть в роли постороннего наблюдателя, он должен помогать комиссии в расследовании.

    Вопрос о составлении акта формы Н-1 решается только после всесторонней проверки обстоятельств, с учетом объяснений пострадавшего и очевидцев, а также справки лечебного учреждения о возможных причинах, времени и характере травмы, что иногда имеет решающее значение при установлении факта несчастного случая.

    Если комиссия пришла к выводу об отсутствии факта несчастного случая на производстве, результаты и выводы расследования оформляются актом произвольной формы (форма № 4).

    Расследование несчастного случая в соответствии с обстоятельствами, изложенными в заявлении или объяснении пострадавшего, как правило, заканчивается составлением акта формы Н-1.

    ПРИМЕР 4

    Бывшая работница СУ-1 В. (в настоящее время инвалид II группы) обратилась с заявлением, что в 1999 году, работая на строительном объекте, она получила травму. Спускаясь в подвал, она ударилась головой о перемычку, из раны потекла кровь. В. сразу же обратилась к прорабу, который поручил рабочей И. оказать ей первую помощь - обработать рану йодом и перевязать. Расследование несчастного случая проведено не было, не составлялся и акт формы Н-1. В медицинское учреждение Н. не обратилась и работала почти месяц, после чего у нее появились сильные головные боли. Участковый врач направил ее на стационарное лечение в неврологическое отделение больницы по поводу последствий черепно-мозговой травмы. В 2003 году В. прошла повторное лечение.

    В целях оперативного рассмотрения заявления было выдано предписание директору СУ-5 (правопреемник СУ-1), которое обязывало его провести расследование обстоятельств получения производственной травмы, - создать комиссию из представителей работодателя и профсоюзного органа, состав комиссии утвердить приказом руководителя организации, к участию в расследовании привлечь доверенное лицо В. По результатам расследования составить акт формы Н-1, если факт получения травмы на производстве подтвердится, или акт произвольной формы (форма № 4) с выводами комиссии, если факт получения травмы на производстве не подтвердится. Срок выполнения предписания - один месяц со дня вручения.

    Директор СУ-5 выполнил предписание. Была создана комиссия по расследованию, которая нашла очевидцев происшедшего, хотя они уже работали в других организациях. Прораб вспомнил, что В. подходила к нему и просила оказать медицинскую помощь. Рабочая И. также подтвердила, что в конце рабочего дня она обрабатывала йодом и перевязывала рану на голове В.

    Заведующий неврологическим отделением больницы прислал письменное подтверждение о нахождении В. на стационарном лечении по поводу последствий черепно-мозговой травмы.

    Бухгалтерия СУ-5 предоставила справку, что с сентября по декабрь 1999 года. В. производились выплаты по больничным листам.

    Таким образом, факт получения травмы был установлен, после чего составили акт формы Н-1 о несчастном случае на производстве и выдали пострадавшей. Затем было назначено обеспечение по страхованию и стали производиться страховые выплаты в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

    Расследование проводилось в порядке, установленном Положением. В нем принимали участие лица, работающие в данный момент в СУ-5, акт формы Н-1 был утвержден директором. Роль инспектора заключалась в контроле за соблюдением сроков расследования и правильностью составления акта формы Н-1.

    Кстати, при оформлении акта формы Н-1 в пункте о проведении инструктажей и обучения по охране труда было записано, что «сведений нет», кроме установленной даты проведения вводного инструктажа. Не следует, например, при оформлении таких актов формально разрабатывать мероприятия и указывать сроки по устранению причин несчастного случая. В этом случае в соответствующем пункте акта формы Н-1 должна быть запись «не требуется».

    Наиболее сложными для расследования являются давно происшедшие и не расследованные своевременно факты травмирования работников, которые имели место при невыясненных обстоятельствах (пример 5).

    ПРИМЕР 5

    Бывший работник ООО «Стройотделка» А. обратился с заявлением к работодателю, в котором сообщил, что он в 1996 году на производстве получил сотрясение головного мозга и поранил лицо, когда устанавливал под шланг в оконном проеме подкладку для предотвращения его перелома. При подъеме шланга во время накачивания по нему раствора произошло разъединение его концов, и спружинившим под давлением одним концом шланга А. получил удар по голове и лицу. Акт формы Н-1 в 1996 году не составлялся, последствия травмы проявились позже, А. была установлена III группа инвалидности. В заявлении были названы фамилии очевидцев.

    В результате расследования установлено, что А. работал плиточником в ООО «Стройотделка». Кроме него в бригаде было 10 работников.

    Комиссия установила адреса очевидцев, названных А., но встретиться с некоторыми не смогла. Так, мастер - непосредственный руководитель работ - уже умер. Машинист штукатурной станции живет в Эстонии, еще один очевидец отбывает наказание в местах лишения свободы.

    Бригадир и начальник участка (оба пенсионеры) не подтвердили, но и не опровергли данное происшествие, лишь указали на факты частых драк между рабочими. Объяснение очевидца из тюрьмы, присланное по почте, идентично заявлению А. Одним словом, показания очевидцев почти ничего не прояснили.

    Справка, полученная из лечебного учреждения, подтвердила факт оказания А. медицинской помощи.

    Комиссия обратилась к специалистам, работающим в аналогичных условиях, чтобы получить необходимые сведения. Несколько машинистов штукатурных станций пояснили, что бывает при разъединении или разрыве шлангов. Установлено, что вырвавшимся под давлением известковым раствором могла быть нанесена травма глаз. При отсутствии же давления в шланге разъединение концов происходит без выбрасывания струи раствора. Наводящими вопросами установили, что лицо и одежда пострадавшего оставались в прежнем виде.

    Комиссия также получила заключение по данному вопросу в форме акта, сделанное специалистами другой организации.

    Выяснили, что больничный лист А. не выдавался (у него в указанный период в табеле проставлены рабочие дни), по поводу составления акта формы Н-1 он не обращался ни к руководителям стройки, ни к работнику службы охраны труда. Его непосредственные руководители - бригадир и старший прораб - не подтвердили факт получения травмы на производстве.

    На основании вышеперечисленного комиссия пришла к выводу, что травму А. получил при иных, не указанных в заявлении, обстоятельствах.

    По результатам расследования был составлен акт произвольной формы (форма № 4), где в разделе «квалификация и учет несчастного случая» изложено, почему комиссия отказывает заявителю в составлении акта формы Н-1. Выводы комиссии А. не стал оспаривать.

    Иногда пострадавшие или члены их семей в случае получения инвалидности вследствие общего заболевания пытаются связать это с получением травмы на производстве. Расследование таких обращений особенно сложно и должно быть проведено безукоризненно. Здесь и проявляется профессионализм работников службы охраны труда.

    А.Б. Демин,
    начальник отдела управления охраны труда ОАО «МПСМ»

    Они установлены ст. 229.1 ТК РФ.

    Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней (ч. 1 ст. 229.1).

    При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений (ч. 3 ст. 229.1).

    Как следует из приведенного текста, расследование легкого несчастного случая (в том числе группового) проводится комиссией в срок не более 3 дней. Расследование всех иных несчастных случаев, перечисленных во втором предложении ч. 1 ст. 229.1, проводится в срок не более 15 дней.

    Из этого общего правила председателем комиссии могут быть при определенных обстоятельствах сделаны исключения - сроки расследования продлены как сверх 3 дней, так и сверх 15 дней.

    Это может быть сделано в следующих случаях:

    а) при возникновении необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения медицинских и иных заключений. В таких случаях председателю комиссии предоставлено право продлить сроки расследования несчастного случая, но не более чем на 15 дней. Срок расследования легкого несчастного случая (в том числе группового), таким образом, может продолжаться 18 дней, а всех иных несчастных случаев - 30 дней.



    Возникает вопрос, - о каких днях идет речь в ст. 229.1 - календарных или рабочих? Ответа на этот вопрос в ст. 229.1 нет. Согласно же сложившейся практике работы комиссий они определяют срок расследования несчастных случаев в рабочих днях;

    б) при рассмотрении обстоятельств несчастного случая в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде. В таких случаях решение о продлении срока расследования принимается председателем комиссии по согласованию с указанными организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.

    Обратимся к ч. 2 ст. 229.1.

    Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.

    Как следует из приведенного текста, при указанных в нем обстоятельствах расследование несчастного случая организует работодатель (его представитель). Вместе с тем, возникают вопросы.

    Во-первых, кто виновен в том, что работодателю (его представителю) не было своевременно сообщено о несчастном случае. Если о несчастном случае заведомо знали (например, были его свидетелями) работники администрации, но не сообщили незамедлительно о нем работодателю (его представителю), то речь идет о сокрытии несчастного случая - явлении, получившим в стране широкое распространение.

    На практике, как правило, расследование проводится при групповых, тяжелых, со смертельным исходом несчастных случаях: их невозможно скрыть. Иное дело легкие несчастные случаи, не сопровождающиеся для пострадавшего сколько-нибудь серьезными последствиями. В подобных ситуациях несчастный случай часто не расследуется, а недостатки в охране труда не устраняются, провоцируя новые несчастные случаи. Существует немало способов их сокрытия. Например, временный перевод пострадавшего на так называемую легкую работу с сохранением ему среднего заработка; уход пострадавшего в неоплачиваемый отпуск, сопровождаемый оказанием материальной помощи, дополнительным премированием, предоставлением бесплатной путевки в дом отдыха.

    Во-вторых. Непонятно, почему несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю, расследуется работодателем лишь по заявлению пострадавшего или его доверенного лица?

    Согласно ч. 3 ст. 227 ТК РФ расследованию в установленном порядке подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены травмы, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов - повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших. В ч. 3 ст. 227 ТК РФ приведена норма, которая не связывает проведение расследования со временем события, повлекшего несчастный случай. Поэтому представляется, что работодатель (его представитель) обязан провести расследование несчастного случая независимо от того, узнал он о нем сразу или спустя какое-то время. После того, как работодатель (его представитель) достоверно узнал о несчастном случае, он должен проявить инициативу в его расследовании в установленном ТК РФ порядке. Иначе будет иметь место сокрытие несчастного случая. В свете изложенного ставить судьбу проведения расследования в зависимость от того, сообщит или не сообщит о несчастном случае сам потерпевший (его представитель), представляются необоснованным.