Бюджетное право конституции 1918 года. Образовательный портал - все для студента юриста

Проект Конституции 1918 г. готовился 4 месяца (апрель--июль 1918 г.). Окончательный текст Конституции принят 10 июля 1918 г. на V съезде Советов.

Структура Конституции 1918 г. включала разделы:

  • · Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;
  • · общие положения Конституции РСФСР (они включали статьи о правах и обязанностях трудящихся, компетенцию ВЦИКа, СНК и т. д.);
  • · конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах);
  • · активное и пассивное избирательное право;
  • · бюджетное право;
  • · о гербе и флаге РСФСР.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа

Социальная основа советской власти - диктатура пролетариата. Политическая основа - система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Нововведения в экономике, установленные Конституцией, - полная национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, промышленности. Конституция устанавливала монополию государства в сфере экономики. Высший Совет народного хозяйства - высший орган в сфере управления экономикой.

Устанавливался срок действия Конституции - переходный период от капитализма к социализму. Государственное устройство РСФСР по Конституции 1918 г. - Федерация. Субъекты Федерации - национальные республики.

Система органов государственной власти по Конституции:

  • · Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов - высший орган законодательной власти. Он был временным органом, в период между сессиями работы Съезда обязанности высшего органа власти исполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), избираемый Съездом; ВЦИК - высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган, т. е. принцип разделения властей в РСФСР действовал условно;
  • · Правительство РСФСР - высший исполнительный орган власти. Он формировался съездом Советов;
  • · Совет народных комиссаров был подотчетным Правительству РСФСР, в него входили народные комиссары, возглавлявшие отдельные отраслевые народные комиссариаты);
  • · областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, их исполнительные комитеты - органы власти на местах (в городах и селах - городские и сельские советы).

Избирательная система по Конституции 1918 г.

Активным избирательным правом обладали только представители отдельных социальных групп, «трудящиеся» (пролетариат, крестьяне).

Не имели права избирать:

  • · лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли;
  • · граждане, живущие на «нетрудовые доходы» (от сдачи жилого помещения внаем, кредитования иных граждан за плату, определенную процентом за пользование денежными средствами и т. п.);
  • · частные торговцы и посредники;
  • · представители духовенства;
  • · служащие жандармерии, полиции и охранного отделения.

Выборы в Советы были многоступенчатыми и основанными на принципах представительства и делегирования, т. е. граждане избирали прямо депутатов в сельские и городские Советы и делегатов на выборы всех последующих уровней.

Конституция РСФСР 1918 года имела следующие особенности:

Все отмеченные особенности Конституции 1918 года характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции.

Историческое значение Конституции 1918 г.: появилась правовая база для последующего создания советского законодательства и формирования механизма государственной власти и ее структур.

Первая советская Конституция достаточно своеобразно закрепляла конституционные права и свободы граждан. Во-первых, они носили ярко выраженный классовый характер и предоставлялись только трудящимся. Конституция устанавливала принцип: Советская республика «лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции» Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года // СУ РСФСР. 1918. Ст.23[ Электронный ресурс] URL.: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm#6. Тем самым открывался простор для лишения политических прав всех в чем-либо несогласных с режимом. Не случайно в Основном Законе нет таких понятий, как неприкосновенность личности, имущества, жилища, право граждан на защиту от государства, - это вытекало из убеждения, что интересы рабочих и крестьян совпадают с интересами «рабочекрестьянского государства». Лишение и ограничение прав некоторых слоев населения большевики оправдывали чрезвычайными условиями революции и гражданской войны.Во-вторых, Конституция закрепляла те права и свободы, которые должны обеспечиваться советским государством:

  • - свобода выражения своих мнений, для чего рабочему классу и крестьянской бедноте предоставляются все технические и материальные средства для издания всех видов печати и свободного их распространения;
  • - свобода собраний, митингов, шествий, для чего трудящимся предоставляются пригодные помещения;
  • - свобода союзов, для чего рабочим и беднейшим крестьянам оказывается всяческое материальное и иное содействие;
  • - доступ к знаниями, для чего ставится задачей предоставить трудящимся полное, всестороннее и бесплатное образование (остальные слои населения должны были учиться за свой счет);
  • - действительная свобода совести, для чего церковь отделяется от государства и школа - от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами;
  • - равные права всех граждан независимо от расовой и национальной принадлежности, недопустимость угнетения национальных меньшинств или ограничения их равноправия.

Трудовые и социально-экономические права граждан в Конституции РСФСР 1918 г. не нашли своего закрепления, но они были подробно отражены в отраслевом законодательстве того времени.

В Конституции нет понятий «права человека» и «права гражданина», вместо них - «права трудящегося и эксплуатируемого народа». Права отдельного человека не выделялись, они лишь косвенно просматривались сквозь призму его классовой принадлежности.

Большевики выступали продолжателями марксистской концепции прав человека, которая в целом имела прогрессивный характер. Смысл ее состоит, по мнению Ф.М. Рудинского, в том, что «ценность человеческой личности не абсолютна и человек обладает достоинством лишь в той мере, в какой он выступает как предста­витель определенной группы» Плотников А.А Конституция РСФСР 1918 года(историко-правовое исследование)[Текст]: /А.А Плотников,// автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.-М.,2003-5.c. Создатели первой Конституции не намеревались увековечивать жесткие принципы «революционной целесообразности» и «революционной законности». Эти принципы оправдывали себя, по мнению большевиков, в годы гражданской войны, когда шло укрепление новой власти. В дальнейшем они приходят к выводу о необходимости пересмотра своих позиций по вопросу прав человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Конституция РСФСР 1918 года. Проект, принятие и принципы Конституции. Государственное устройство и система органов власти, избирательная система. Разработка Конституции в 1924 и 1936 годах. Обновление конституционного законодательства советской России.

    реферат , добавлен 06.12.2009

    Предпосылки, история создания, разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 года. Характеристика Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, конструкции Советской власти, бюджетного и избирательного права, положений о гербе и флаге РСФСР.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2012

    Правовое положение зависимого населения согласно Псковской Судной Грамоте. Субъекты гражданского, процессуального и уголовного права. Создание Конституции РСФРС 1918 г. Основные черты советской демократии по Конституции, органы власти и управления.

    контрольная работа , добавлен 12.09.2014

    Советы как местные органы власти в послереволюционной России. История перехода власти к советам. Высшие органы власти РСФСР. Принятие Конституции РСФСР в июле 1918 года. Борьба в большевистском руководстве по поводу заключения Брестского мира с Германией.

    презентация , добавлен 22.12.2014

    Социально-экономические условия в Германии. Проблемы государственного устройства, структура и важнейшие аспекты, данные в акте. Приход к власти национал-социалистической партии. Причины падения Веймарской республики. Установление нацистской диктатуры.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2011

    Характеристика событий происходящих в Казахстане осенью 1917 г. Процесс установления советской власти. Этапы образования советской национальной государственности. Алаш-Орда - центральный орган власти Алашской автономии. Политика "военного коммунизма".

    реферат , добавлен 08.12.2010

    Свержение царского самодержавия. Создание Комитетов народной власти и Совета крестьянских депутатов. Борьба за установление Советской власти в Самарской области. Первые мероприятия Советской власти в Ставрополе и захват власти контрреволюционерами.

    реферат , добавлен 06.08.2014

    История образования Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики в составе Союза ССР. Исследование деятельности Временного Верховного Совета ПМССР, анализ постановлений и законопроектов. Итоги деятельности данного органа власти.

    контрольная работа , добавлен 31.03.2013

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕРВОЙ СОВЕТСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

Начиная с первого дня своего существования Советское государство издает целый ряд актов конституционного характера. Это декреты: О мире и О земле; Декрет О суде и др., Обращение Петроградского ВРК «К гражданам России» и обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам». Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.

Она вошла в текст первой Советской Конституции и является ныне памятником права. Некоторые авторы прямо называют декларацию - первым документом советской России носящей конституционный характер. Однако декларация в некоторых случаях может не являться конституционным документом, но содержать нормы ведущей отрасли права. Чаще всего она издается при разъяснении гражданам, общественности, мировому сообществу официальной политики в области межнациональных отношений или в связи с оценкой общественно-политической и экономической обстановки.

10 июля 1918г. Всероссийский Съезд Советов как высший орган новой власти, установившейся в результате государственного переворота, принял Основной Закон, закрепивший принципы организации Советской власти, форму правления, территориальное устройство, отношения власти и народа, государственные символы. Это была по существу первая в истории Российского государства формальная конституция, представленная в едином нормативном акте.

Что же принес Основной закон новорожденной стране? Какие цели преследовали большевики, поспешно создавая для страны Конституцию? Какие функции несла на себе Конституция и каковы были тенденции развития конституционно-правовой мысли в Советской России?

Принятию Конституции РСФСР 1918 г., предшествовала непростая борьба за ее содержание. III Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918 г., выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одной из первоочередных задач Советской власти. Съезд, в частности, поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить следующему съезду Советов основные положения Конституции РСФСР.

Однако в связи с резким обострением в феврале-марте 1918 г. международной обстановки (прекращение в Брест-Литовске мирных переговоров с Германией и наступлением германской армии), а также усложнением внутреннего положения Советской России всё внимание большевистской партии и Советского правительства было направлено на сохранение советского строя. Работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.

IV Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 14-16 марта 1918 г., носил внеочередной характер. Вся работа этого чрезвычайного съезда была связана с вопросом о заключении Брестского мирного договора с Германией. По предложению фракции большевиков съезд ратифицировал мирный договор, заключенный в Брест-Литовске. И только после утверждения Брестского мирного договора Советская власть получила возможность заняться организацией систематического и повседневного государственного управления всеми областями социалистического строительства.

К весне 1918 г. в самых главных своих чертах сложилась система высших органов власти и управления, и подходил к концу процесс организации государственного аппарата на местах. Однако не было ещё достигнуто ни структурного единообразия в строительстве местного государственного аппарата, ни необходимого согласования во взаимодействии центральных и местных органов, основанных на последовательном проведении принципа демократического централизма. Компетенция различных государственных органов также не была должным образом определена. Нужно было придать уже сложившемуся в своей основе механизму Советского государства необходимую стройность и недостающую ему чёткость в работе всех звеньев государственного аппарата.

30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию. 31 марта 1918 г. ЦК партии ещё раз отметил актуальность введения в действие первой Советской Конституции и подчеркнул, что период завоевания власти кончился, идёт основное государственное строительство.

В соответствии с рекомендациями ЦК партии 1 апреля 1918 г. большевистская фракция ВЦИК, по докладу Я. М. Свердлова, утвердила своих кандидатов в Конституционную комиссию. В её состав должны были войти также и представители ряда народных комиссариатов. В тот же день на заседании ВЦИК было принято постановление о создании Конституционной комиссии и определено представительство в ней фракций.

19 апреля 1918 г. на заседании комиссии ВЦИК голосовали по трем проектам: большевиков, М. А. Рейснера, эсеров-максималистов. Комиссия приняла проект большевиков. Дальнейшая работа над разделами проекта проводилась тремя подкомиссиями.

Борьба развернулась, прежде всего, вокруг вопроса о диктатуре пролетариата, основного конституционного принципа. Левые эсеры выступили против того, чтобы в Конституции была закреплена идея диктатуры пролетариата.

«Проект Конституции Трудовой Республики», представленный эсерами-максималистами, также отрицал идею диктатуры пролетариата. Такую позицию занимали по ряду принципиальных вопросов «левые коммунисты», которые, по существу, также отрицали необходимость переходного от капитализма к социализму периода и необходимость сильного государства диктатуры пролетариата.

Анархо-синдикалистская концепция «левых коммунистов» была отражена в проекте «Основных начал Конституции», разработанном профессором М. А. Рейснером.

В проекте роль Советов сводилась к функции простого представительства социально-хозяйственных коллективов трудящихся - «производителей». Отрицалась в принципе национальная основа Советской федерации, и предлагалось строить Советскую Республику «на началах свободного федеративного союза» отдельных городов, губерний, уездов и волостей. Это мотивировалось тем, что крупное государство и демократия несовместимы, что демократия возможна лишь в мелких самоуправляющихся коммунах, не подчинённых центральной государственной власти и объединённых в «вольную федерацию».

Проекту Рейснера был противопоставлен документ под названием «Тезисы о типе федерации», выработанный при участии Я. М. Свердлова и .

На основе данный тезисов был разработан «Проект общих положений Конституции РСФСР», который после детального обсуждения в Комиссии вошёл в качестве составной части в окончательный текст первой Советской Конституции. Эти идеи и были положены в основу одобренного Конституционной комиссией 19 апреля 1918 г. проекта большевиков «Общих положений Конституции РСФСР».

Конституционное право России: Советское конституционное право от 1918 года до Сталинской конституции.

ВЛАСТЬ - ТРУДЯЩИМСЯ

Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской Республики составляют единый основной закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Этот основной закон вступает в действие с момента его опубликования в окончательной форме в «Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов». Он должен быть распубликован всеми местными органами Советской власти и выставлен во всех советских учреждениях на видном месте.

V Всероссийский съезд Советов поручает Народному комиссариату просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА

Глава первая

1. Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

2. Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Глава вторая

3. Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы

социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:

а) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.

б) Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.

в) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами.

г) III Всероссийский съезд Советов рассматривает советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительством царя, помещиков и буржуазии, как первый удар международному банковому, финансовому капиталу, выражая уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала.

д) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.

ж) В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение трудящихся, образование Социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов.

Глава третья

4. Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей преступнейшей из всех войн, III Всероссийский съезд Советов всецело присоединяется к проводимой Советской властью политике разрыва тайных договоров, организации самого широкого братания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армий и достижения во что бы то ни стало революционными мерами демократического мира трудящихся без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.

5. В тех же целях III Всероссийский съезд Советов настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах…

Из Конституции РСФСР 1918 г.

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ?

Все конституции советского типа были в значительной мере фиктивны. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к таким принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство России, использование гражданами закрепленных в конституциях политических прав и свобод.

Конституция РСФСР 1918 года - первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, - имела следующие особенности.

1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями, она как первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 года. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт России, не оставила камня на камне от дореволюционных государственных институтов и структур.

2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизирована, имела открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. В Конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23 Конституции).

3. Конституция 1918 года отличалась от последующих конституций РСФСР также значительным числом программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых будет направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии ее субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции - большое число «целевых» норм.

4. К специфическим чертам Конституции 1918 года относится то, что ее нормы и положения выходят за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления, ориентированные на все мировое сообщество, причем установления чисто политического характера. Так, в ст. 3 закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах...». В ст. 4 выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма.

6. С точки зрения юридической техники, относящейся к оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 года была в значительной своей власти несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов Федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.

Все отмеченные особенности Конституции 1918 года характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции.

  • 11. Новгородская и псковская феодальные республики
  • 12. Право новгорода и пскова
  • 13. Образование русского централизованного государства
  • 14. Общественный строй в переод образования русского централизованного государства
  • 15. Государственный строй в переод образования русского централизованного государства
  • 16. Право в пеРиОд образования русского централизованного государства
  • 17. Основные моменты истории россии в сер. XVI в. - хvii в.
  • 18. Общественный строй в переод сословно-представительной монархии
  • 19. Государственный строй в переод сословно-представительной монархии
  • 33. Гражданское право в период кризиса абсолютизма в России
  • 36. Крестьянская реформа 1861 г.
  • 37. Государственный строй России вт. Пол. XIX в.
  • 38. Право в переод развития российского государства во вт. Половине XIX в.
  • 39. Первая российская революция 1905-1907 гг.
  • 40. Изменения в общественном строе
  • 41. Государственный строй в нач. Хх в.
  • 43. Право России в начале 20 века.
  • 44. Изменения в государственном строе в период Февральской буржуазно-демократической революции.
  • 45. Законодательная политика временного правительства.
  • 46. Возникновение Советского государства и права. II Всероссийский съезд Советов и его правовое значение.
  • 47.Изменение общественного строя в период создания советского государства и права.
  • 48.Слом старого и создание нового советского государственного механизма (октябрь 1917-1918).
  • 49.Изменения в государственном единстве в период создания советского государства и права.
  • 50. Конституция рсфср 1918 г.
  • 51. Создание основ советского права (1917-1918).
  • 52.Гражданская война, интервенция, военный коммунизм.
  • 53.Развитие формы государственного единства в период гражданской войны и интервенции (1918-1920).
  • 54.Советский государственный механизм в период гражданской войны и интервенции (1918-1920).
  • 55.Развитие права в период гражданской войны и интервенции (1918-1920).
  • 56.Создание ссср.
  • 57.Развитие государственного аппарата в период нэПа.
  • 59.Развитие отдельных отраслей права в период нэПа.
  • 60.Преобразование общественного строя ссср в период тоталитаризма (1930-1940).
  • 61. Развитие формы государственного единства в период тоталитаризма (1930-1940).
  • 62.Государственный строй в период тоталитаризма (1930-1940).
  • 64.Развитие публичных отраслей права в период тоталитаризма (1930-1940).
  • 65.Развитие частных отраслей права в период тоталитаризма (1930-1940).
  • 66.Перестройка государственного аппарата на военный лад в период Великой Отечественной войны (вов) 1941-1945 гг.
  • 68.Изменения в праве в период вов 1941-1945.
  • 69.Советский государственный аппарат в послевоенный период (1945-начало 50-х гг. XX в.).
  • 70.Развитие права Советского государства в послевоенный период (1945-начало 50-х гг. XX в.).
  • 71.Развитие формы государственного единства в период либерализации общественных отношений (середина 50-х - середина 60-х гг. XX в.).
  • 72.Развитие государственного механизма в период либерализации общественных отношений (середина 50-х - середина 60-х гг. XX в.).
  • 73.Развитие права в период либерализации общественных отношений (середина 50-х - середина 60-х гг. XX в.).
  • 74.Форма государственного единства в период «застоя» (середина 60-х – середина 80-х гг. XX в.).
  • 75.Государственный механизм в период «застоя» (середина 60-х – середина 80-х гг. XX в.).
  • 77.Развитие отдельных отраслей права в период «застоя» (середина 60-х – середина 80-х гг. XX в.).
  • 78.Изменение формы государственного единства в период перестройки (1985-1991).
  • 79.Ломка политической системы в период перестройки (1985-1991).
  • 80.Направления развития права в период перестройки (1985-1991).
  • 81.Декларация прав и свобод граждан России 1991 г.
  • 82. Государственный аппарат суверенной России.
  • 21. Развитие отдельных отраслей права в период сословно – представительной монархии.
  • 22. Основные этапы развития России в период абсолютной монархии в России.
  • 23. Общественный строй в период абсолютной монархии.
  • 24. Государственный строй в период абсолютной монархии.
  • 26. Гражданское право в период абсолютной монархии в России.
  • 27. Уголовное право в период абсолютной монархии в России.
  • 28. Процессуальное право в период абсолютной монархии в России.
  • 29. Основные моменты развития Российского государства в первой половине 19 в.
  • 30. Общественный строй в период кризиса абсолютизма в России.
  • 31. Государственный строй в период кризиса абсолютизма в России.
  • 34. Уголовное право в период кризиса абсолютизма в России.
  • 35. Основные моменты развития Российского государства во второй половине 19 в.
  • 67. Общественный и государственный строй оккупированной территории ссср в период вов (1941-1945гг.)
  • 42. Изменение гос. Аппарата в годы первой мировой войны
  • 83. Развитие публичных отраслей права Суверенной России.
  • 84. Развитие частных отраслей права Суверенной России.
  • 50. Конституция рсфср 1918 г.

    До принятия Конституции РСФСР 1918 г. советское государство издает целый ряд актов, имевших конституционное значение. II Всероссийский съезд Советов провозгласил переход всей власти в руки Советов как в центре, так и на местах. Устанавливался принцип единовластия и полновластия Советов, закрепленный затем в Конституции. Этот съезд принял также декреты "О мире", "О земле", основные положения которых впоследствии вопши в Конституцию. 2 декабря 1917 г. была опубликована "Декларация прав народов России", законодательно закрепившая национальную политику Советской власти. 14 ноября 1917 г. принимается Декрет о рабочем контроле. 1 декабря 1917 г. создается ВСНХ. Декретом от 14 декабря 1917 г. национализировались банки. По Декрету от 15 января 1918 г. создавалась Красная Армия. Так что Конституция РСФСР 1918 г. создавалась не на пустом месте.

    Для укрепления диктатуры пролетариата, правопорядка, законности в стране, успешной реализации социалистических идей необходимо было создание основного закона - Конституции.

    Впервые практические шаги по созданию первой Конституции были осуществлены III Всероссийским съездом Советов, поручившим 15 января 1918 г. ВЦИК разработать основные положения Конституции РСФСР и представить их следующему съезду Советов. Это решение было принято по инициативе левых эсеров. Однако ВЦИК не смог выполнить поручение III Всероссийского съезда Советов в связи с резким обострением международной обстановки. В результате срыва переговоров в Брест-Литовске, наступления немцев на фронте, усиления оппозиции левых коммунистов и левых эсеров все внимание советского центрального государственного аппарата, в том числе и ВЦИК, было поглощено решением проблемы установления мира с Германией. IV Всероссийский съезд Советов решил этот вопрос, ратифицировав Брестский мирный договор.

    После заключения Брестского мира появилась возможность практически приступить к созданию проекта Конституции. 30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) принял решение о создании комиссии для разработки Конституции. Проведение в жизнь этого решения было поручено Я.М. Свердлову. Уже 1 апреля 1918 г. стала создаваться конституционная комиссия. В комиссию вошли пропорционально их составу во ВЦИК представители следующих партий: от большевиков Я.М. Свердлов, М.Н. Покровский, И.В. Сталин, от фракции левых эсеров – Д.А. Магеровский и А.А. Шрейдер, от эсеров-максималистов А.И. Бердников с совещательным голосом. В комиссию вошли также представители следующих наркоматов: по делам национальностей, финансов, по военным делам, юстиции, внутренних дел и ВСНХ. Комиссию возглавил Я.М. Свердлов, заместителем стал М.Н. Покровский, а секретарем - В.А. Аванесов. Большинство членов комиссии были большевиками. В комиссии ВЦИК шли споры по различным проблемам проекта Конституции. Так, М.А. Рейснер считал, что РСФСР должна объединять "трудовые коммуны", И.В. Сталин отстаивал идею создания федерации по национально-территориальному принципу. Комиссия приняла предложение И.В. Сталина.

    10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию. 19 июля 1918 г. с момента опубликования в "Известиях ВЦИК" Конституция РСФСР вступила в действие.

    Конституция РСФСР 1918 г. состояла из шести разделов: 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2. Общие положения Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; 3. Конструкция Советской власти; 4. Активное и пассивное избирательное право; 5. Бюджетное право; 6. О гербе и флаге Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

    Конституция закрепила политическую основу - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; диктатуру пролетариата в форме Республики Советов (ст. 1, 9). В ней нашли отражения важнейшие мероприятия советского государства в области экономики: национализация земли, банков, лесов, недр, вод; введение рабочего контроля и ВСНХ как первых шагов к национализации фабрик, заводов, рудников, транспорта; аннулирование внешних займов, заключенных до революции (ст. 3). Конституция отразила федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст. 11).

    Конституция закрепила систему и взаимоотношения органов власти и управления. В основу построения и деятельности советского государственного аппарата был положен принцип демократического централизма. Высшим органом власти в стране являлся Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - ВЦИК. ВЦИК образовывал Совет народных комиссаров для общего управления страной. Конституция определила компетенцию этих органов, они наделялись законодательными полномочиями, что диктовалось, с одной стороны, сложной исторической обстановкой, с другой - стремлением создать такой работающий государственный аппарат, который соединял бы законодательные и исполнительные функции и, по замыслу авторов, избегал отрицательных явлений, свойственных буржуазному парламентаризму.

    Конституция провозгласила новую, классовую, пролетарскую демократию, демократию только для трудящихся. В результате, по некоторым данным, гражданских прав были лишены 5 млн. человек. Трудящимся предоставлялись следующие политические права: избирать и быть избранными в органы Советской власти; свобода слова, собраний, митингов, шествий, свобода союзов. Ставилась задача предоставить трудящимся "полное, всестороннее и бесплатное образование" (ст. 17).

    Признавались равные права "за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности", и объявлялось противоречащим основным законам страны "допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия" (ст. 22).

    Конституция предоставляла право политического убежища всем иностранцам, подвергавшимся преследованиям за политические и религиозные преступления (ст. 21). В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделялась от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми гражданами. В последние годы приводятся многочисленные факты нарушений данной статьи Конституции и необоснованных репрессий в отношении верующих и духовенства. Конституция записала лишь те права, осуществление которых гарантировалось в тех условиях. Поэтому в ней нет права на труд, отдых, образование и т.д.

    Следует подчеркнуть, что политические права предоставлялись лишь трудящимся. Эксплуататорские элементы были лишены политических прав, в том числе и избирательных прав. Эти ограничения вызывались конкретной исторической обстановкой того времени в России, необычайно острой классовой борьбой в стране. Лишение политических прав эксплуататоров было своеобразной формой осуществления в тех условиях функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Буржуазия сама исключила себя из политической жизни, активно борясь против Советской власти.

    Конституция закрепила не только права, но я обязанности, признав труд обязанностью всех граждан и провозгласив лозунг: "Не трудящийся да не ест". Обязанностью всех граждан являлась защита социалистического Отечества. Причем почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставлялось только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей.

    Кроме отмеченных ранее, были и другие особенности в избирательном праве по Конституции. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Это давало возможность закрепить роль рабочего класса в мелкокрестьянской стране, каковой являлась РСФСР.

    Выборы во все звенья Советов, кроме городских и сельских, были многостепенные, непрямые. Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и т.п.

    Этим правом пользовались и военнослужащие. Избиратели имели право отозвать избранного депутата.

    Конституция записала не только то, что существовало, но и наметила задачи на переходный период от капитализма к социализму: уничтожение эксплуатации человека человеком, беспощадное подавление сопротивления эксплуататоров, устранение деления общества на классы, построение социализма (ст. 3).

    Конституция послужила в известной степени базой для последующего законодательства. Она оказала большое влияние на формирование конституций других советских республик.