Что такое наука право. Предмет, методология и функции правоведения. Правовая культура и правосознание

Человеческое общество является сложной социальной системой. Многочисленные формы взаимодействия индивидов во многих ситуациях характеризуются противоречивыми интересами их участников. Поскольку важными качествами общества являются организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование.

Регулировать (в социальной жизни) — значит определять поведение людей и коллективов, давать ему направление функционирования, рамки, целеустремленно его упорядочивать. Важнейшими средствами регулирования являются социальные регуляторы: нормы нрава, морали, общественных организаций, традиций, обычаев и ритуалов.

— это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в реализации и защите их интересов, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. В любом цивилизованном обществе право выступает государственным регулятором общественных отношений, закрепляя и развивая их.

Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных организаций), право служит средством достижения общественного компромисса не путем насилия и подавления, а путем согласования индивидуальных, классовых и общечеловеческих интересов.

Понятие права

Понятие «право» имеет несколько значений. Чаще всего под ним понимают систему общеобязательных норм, охраняемых государством. В этом базовом определении право сводится к совокупности однозначных и документально зафиксированных государственных предписаний, т.е. фактически совпадает с законом. Право в таком значении принято называть позитивным правом.

Однако ряд исследователей предполагает, что право создается не государством, а существует изначально, так как вытекает из естественных потребностей и природы человека. Каждый человек от рождения обладает естественными правами и свободами — правом на жизнь, труд, свободу мысли и слова и т.д. Государство не создает эти права, а просто подтверждает и охраняет их. Право как притязание людей на жизнь и на все, что способствует се сохранению и развитию, называют естественным правом.

Кроме того, правом называют закрепленную в законе возможность субъекта, например право собственности или право быть и избранным в органы власти. Это так называемое право в субъективном смысле. Наконец, право можно трактовать предельно широко, обозначая им все правовые явления, включая и позитивное право, и естественное, и право в субъективном смысле. В этом случае говорят о праве в широком смысле. Регулируя социальные отношения в различных сферах жизни человека и общества, право способствует решению важных задач: согласует интересы разных людей, помогает разрешать конфликты, определяет меру свободы человека в обществе, а также служит выразителем идей coциальной справедливости.

Правовые формы

Обычно правовые нормы выражены в виде разрешений, предписаний, запретов и рекомендаций. Однако внешняя форма выражения еще не является основанием для ее неукоснительного выполнения. Чтобы она стала юридически обязывающей, необходимо придать ей определенную правовую форму. К правовым формам (иначе называемым источниками права) относят:

  • правовой обычаи - формируется стихийно, на протяжении многих поколений. Государство не создает правовой обычай, а просто признает его в своих официальных документах. Первые своды судебных норм — Законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), Законы двенадцати таблиц (V в. до н.э.), Русская Правда (XI-XII вв.) и т.д. — в основном включали в себя правовые обычаи;
  • прецедент — признание состоявшегося судебного решения образцом для решения всех подобных случаев в суде. Суд в этом случае не просто применяет, но фактически создает правовые нормы. Прецедентное право распространено в Великобритании, США, Австралии и т.д.;
  • нормативный договор — соглашение субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон. Сюда можно отнести договор между государствами, субъектами федерации, руководством предприятия и профсоюзом работников и т.д. Нормативный договор обычно применяется в международном, конституционном, трудовом праве;
  • нормативный правовой акт - официальный документ, созданный компетентными государственными органами и устанавливающий нормы права.

Иерархия правовых актов (на примере Российской Федерации) представлена ниже (чем выше положение акта, тем большей юридической силой он обладает):

  • Конституция (основной закон);
  • законы;
  • подзаконные акты:
  • указы Президента Российской Федерации;
  • постановления Правительства Российской Федерации;
  • ведомственные нормативные акты;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • внугриорганизационные акты (приказы, распоряжения).

В Российской Федерации высшей юридической силой обладают законы (в том числе Конституция) — нормативные акты, принятые высшей законодательной властью (парламентом) или на всенародном референдуме.

Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право, но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например: гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще; юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы; ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования. Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта и выбора предмета изучения правопонимание может быть полным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным.

Обыкновенный человек понимает право так, как это позволяет ему собственный разум в определенных культурологических традициях соответствующей эпохи и общества. Для него понимание права во временном масштабе ограничено рамками его жизни. Однако это не означает, что после его смерти право- понимание исчезает совсем. Такие элементы правопонимания, как знания, оценки, могут передаваться другим людям, а исследователь-ученый оставляет после себя еще и письменные представления о праве. Другими словами, образ права, сложившийся в умах наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формирование правопонимания у потомков.

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, исторические условия функционирования нрава и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»; во-вторых, зависимость результата правопонимания от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта; в-третьих, что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права (человек. Бог или Космос) и под его сущностью (водя класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида); в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям — в других.

Современный уровень развития гуманитарной науки и методологии исследования социальных явлений позволяет систематизировать различные взгляды о праве на основе определенных критериев. Уже само отношение к праву, его судьбе, положительное или отрицательное значение его для общества, существование в качестве самостоятельного социального явления или в качестве элемента иной системы регулирования, выявляет противоположные мнения. В частности, представители ряда философских течений рассматривали право как часть нравственности (А. Шопенгауэр) или как низшую ступень нравственности и отрицали социально-ценностный характер права (J1. Н. Толстой, В. С. Соловьев). Негативное отношение к праву высказывали анархисты. Проблемы отмирания права с построением коммунизма активно обсуждались в рамках марксистской правовой теории.

При решении основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права. Для первого характерны теологические учения о праве. Фома Аквинский утверждал, что право имеет не только Божественное происхождение, но и Божественную сущность. Позитивное право (человеческие законы) является лишь средством осуществления целей, предначертанных Богом для человека. Последователи Фомы Аквинско- го — неотомисты — пытаются увязать религиозную сущность права с естественно-правовыми началами и эмпирическими оценками общественных отношений с целью обосновать более жизнеспособные и реалистические варианты его учения. На другом полюсе, в рамках материалистического подхода, разрабатывается марксистская теория права, основными постулатами которой выступают: обусловленность права экономическим базисом общества; классовый характер права; жесткая зависимость права от государства; обеспеченность права принудительной силой государства.

В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования — государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права.

Берет начало еше в Древней Греции и Древнем Риме. Она связана с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражает попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. «Закон, — подчеркивал Демокрит, — стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон — только свидетельство их собственной добродетели». Естественно-правовая теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета всегда были связаны со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему — это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных революций, и современная эпоха перехода к правовому государству.

Позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем: во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; во-вторых, благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право; в-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность. Критическое замечание в адрес данной теории может состоять в том, что не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

Позитивистская теория права (К. Бергбом, Г. Ф. Шершене- вич) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.

Положительным здесь нужно признать возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения догмы права — структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.

К негативным сторонам теории следует отнести вводимую ею искусственную отграниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.

В зависимости от того, в чем усматривалась основа (базовый элемент) права — норма права, правосознание, правоотношение, — сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории.

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право — это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором ее считают Г. Кель- зена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Юридическая сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоящей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы. Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой:

  • право — это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах (текстах);
  • нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон;
  • нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения;
  • само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства;
  • от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

Позитивное значение нормативизма заключается в том, что такой подход:

  • позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства;
  • обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений;
  • содействует формированию «нормативного» представления о праве как формально-логической основе правосознания граждан;
  • обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения;
  • позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права, что особенно важно при правоприменении.

Ущербность нормативистского подхода усматривается в его отрицании обусловленности права потребностями общественного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

Родоначальником которой является Л. И. Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность — правовые эмоции человека. Последние имеют императивно-атрибутивный характер и подразделяются на переживание позитивного права, установленного государством, и переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право.

Положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы — психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологических особенностей индивида.

Зародилась в середине XIX в. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции были Л. Дюги, С. А. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право — это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Позитивными в данном случае можно признать следующие положения:

  • общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления;
  • теория доказывает, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений;
  • учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти.

Критически же в этой теории надо относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права — интереса — с самим правом.

Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.

Выводы

Право представляет собой наиболее эффективный регулятор общественных отношений и поведения людей.

Право выражает интересы человека и общества и имеет общесоциальную сущность.

Право неразрывно связано с государством, которое придает юридическим нормам официальное значение и обеспечивает их реализацию.

Ученикам предстоит изучать такой важный и нужный предмет, как правоведение. Это очень интересная дисциплина, без знания основ которой человек не может считаться гражданином своей страны.

Почему так важно изучать правоведение, и какие аспекты общества можно узнать?

Исходя из названия, становится понятно, что речь пойдет в первую очередь об изучении прав человека. Но не только. В общих чертах, правоведение - это целый сонм наук, которые составляют основу такой деятельности, как юриспруденция.

Основные понятия, применяемые в этой сфере, а также базовые знания о законах, собственно, и изучают школьники на уроках правоведения. Ну а, кроме того, именно благодаря курсу этого предмета, преподаваемому в школах, маленькие граждане нашей страны получают полную информацию о своих правах и обязанностях, о том, какие последствия повлечет за собой нарушение законов.

Зачем и когда была введена в эта дисциплина?

Она стала актуальной и нужной с того момента, как наша страна обозначила себя как государство правовое. Ее значение огромно: эта наука помогает, говоря словами Канта, научиться "различать неправое и правое". Правоведение объясняет особенности политического строя и законодательства. За время прохождения курса этой дисциплины юноши и девушки получают знания в различных отраслях. Прежде всего, они знакомятся с общей теорией права, историей основных понятий юриспруденции.

Затем вкратце изучаются отдельно семейное, уголовное и другие отрасли. Кроме теоретических занятий, для учеников предусмотрено решение конкретных задач по поиску верного решения в ситуации нарушения законодательства. Умение оценивать правильность гражданских поступков человека тоже входит в задачи, которым обучает правоведение. А это очень актуально.

В условиях специфики нашей страны, где законодательство изменяется достаточно часто, нужно учить правоведение. Учебник и тетрадь в изучении этого предмета, конечно же, важны, но главным инструментом в нем выступает действующая Конституция страны и отдельные кодексы законов. Нужно только, чтобы детям знания по правоведению подавались в интересной и по возможности игровой форме, чтобы интерес к изучению законов нашей страны не разбился о сухой и формальный язык терминов и постулатов.

Без знания всей этой информации будущим студентам будет сложно пройти тестирование для поступления в высшие учебные заведения юридического профиля. Так что для будущих адвокатов, нотариусов, юридических консультантов или прокуроров школьное правоведение - это трамплин для получения высшего образования.

Важно знать

Кроме того, не стоит забывать, что этим же термином обозначается и вся будущая таких специалистов. Ведь на латыни правоведение - это и есть юриспруденция. И по большому счету это так, ведь после окончания ВУЗа именно специалисты в этой отрасли могут считаться настоящими знатоками всевозможных законов и прав человека, которые действуют на территории нашей страны, да и за ее пределами, если потребуется.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Процесс применения права

право юридический доктрина

Процесс применения права состоит из трех основных стадии: установление фактических обстоятельств дела; выбор и анализ нормы права; принятие решения и доведение его до исполнителей.

Каждая стадия складывается из определенных действий. Так, при установлении и анализе фактических обстоятельств дела определяется круг юридически значимых фактов; осуществляется сбор и процессуальное закрепление добытых фактов; проводится исследование фактов, т. с. устанавливается их достоверность; происходит оценка фактов с точки зрения их истинности или ложности.

При выборе и анализе нормы права решается вопрос о том, какая норма права должна быть применена в данном случае. Проверяется правильность текста нормативного правового акта (опечатки, пропущенные слова и т. д.); проверяется подлинность нормы и ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц; уясняется смысл и содержание нормы права; изучаются акты официального толкования юридической нормы.

Стадия принятия решения состоит из нескольких действий и имеет сложный характер. Это творческий процесс, результатом которого является письменный акт, в котором излагаются обстоятельства дела, их анализ, оценка и государственно-властное веление. Субъект правоприменения осуществляет подготовку проекта правоприменительного акта, его проверку на соответствие правовым предписаниям, выносит (издаст) акт правоприменения. После вынесения этого решения оно доводится до сведения заинтересованных лиц. Если есть необходимость, то этим лицам разъясняются порядок и последствия обжалования решения.

Акты применения права, или правоприменительные акты, составляют особый и наиболее распространенный вид правовых актов, они имеют двойственную природу: обладают свойствами, присущими нормативным правовым актам, и одновременно принципиально отличаются от них, имеют свое лицо, свою специфику как самостоятельный элемент механизма правового регулирования.

Правоприменительный акт -- это индивидуальный правовой акт, изданный на основании правовых норм и юридических фактов, определяющий права и обязанности конкретных субъектов.

2. Структура правоприменительного акта

Правоприменительные акты, воплощенные в форму письменного документа, подразделяются на отдельные структурные части. Ими являются: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части.

Вводная часть включает в себя наименование акта (приговор, решение, постановление, приказ и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа или должностного лица, издавшего акт, указание на разрешаемую правовую коллизию.

Описательная часть содержит описание фактов, имеющих отношение к рассматриваемой правовой коллизии.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих имевшие место факты, их юридическую квалификацию, разъясняет смысл применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

Резолютивная часть содержит решение по делу, обязательное для участников правовой коллизии (об установлении прав и обязанностей сторон, включая обязанность претерпеть определенные санкции за совершенное правонарушение).

3. Виды правоприменительных актов

Правоприменительные акты могут быть классифицированы по самым различным основаниям.

В зависимости от субъектов, применяющих право, они подразделяются на акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти, акты органов правосудия, акты контрольно-надзорных органов.

По отраслевой принадлежности выделяют акты применения норм административного права, акты применения норм гражданского права, акты применения норм уголовного права и т. д.

По характеру решения правоприменительные акты подразделяются на запрещающие, обязывающие, управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

По значению в правоприменительном процессе они подразделяются на основные (например, приговор суда) и вспомогательные (например, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому).

По целям правоприменения выделяют правоустановигельные акты (например, разрешение на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия) и правоохранительные акты (например, постановление по делу об административном правонарушении).

По способу выражения выделяют правоприменительные акты-документы, акты-действия и акты-символы.

По наименованию все правоприменительные акты подразделяются на приказы, постановления, указания, представления, резолюции, указы президента о награждении, помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения, предписания, приговоры.

Содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности. В такой характеристике принято различать: фактическое содержание правоотношений - само фактическое отношение, в котором реализуются права и обязанности лиц; юридическое содержание правоотношения - возможность совершения определенных действий управомоченных лиц, обязанность совершения действий или воздержания от действий в интересах управомоченных лиц.

Субъективное право - вид и мера возможного поведения субъекта правоотношения. Оно раскрывается в правомочиях: а) праве на положительные действия; б) праве требования от обязанной стороны совершения действий или воздержания от действий в интересах управомоченного лица; в) праве притязания - приведения в действие принудительного механизма для обеспечения исполнения юридической обязанности со стороны обязанного лица.

Субъективное право, не реализованное в правомочиях, может су шествовать вне правоотношения. Абсолютное право собственности например, либо обладание аттестатом зрелости без намерения продолжить обучение в вузе,

Юридическая обязанность - вид и мера обязанного поведения субъекта правоотношения. Она раскрывается: а) в обязанности совершить действия в интересах управомоченного лица; б) в обязанности воздержаться от совершения действий в интересах управомоченного лица; в) в обязанности не препятствовать лицу осуществлять деятельность на законных основаниях; г) в обязанности нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

5. Понятие системы права и ее значение

Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельности людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически юридическую регулятивную систему, или, что то же самое, обладать свойством системности. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория «система права». Термин «система» в переводе с греч. (systema) означает «целое», составленное из частей».

Понятие «система права» означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.).

Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права. Нормы объединяются в более общее нормативно-юридическое образование -- институты права, а те, в свою очередь, -- в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и есть система права.

Единство системы права -- специфическое свойство права, обусловленное единством целей и задач правового регулирования, единством правовых принципов, определяющих сущность права, наконец, единством системы регулируемых отношений.

Будучи внутренне единым и целостным нормативным образованием (системой нормативного регулирования), право вместе с тем подразделяется на определенные части -- отрасли и институты, каждая из которых выполняет самостоятельную роль в механизме воздействия права на поведение и деятельность людей-индивидов и их организаций.

Исходя из сказанного можно выделить следующие признаки системы права:

четкая иерархия структурных элементов, а именно: норма права, институт, подотрасль, отрасль и внутренняя упорядоченность;

целостность и единство элементов;

объективно обусловленный характер.

Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных и взаимосвязанных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

6. Публичное и частное право как части системы права

Система права состоит из двух больших групп отраслей: частного и публичного права.

Деление на частное (jus privatum) и публичное (jus publicum) право уходит корнями к римскому праву. Объективный характер такого деления связан с естественным различием частных интересов и интересов общества, государства (Ульпиан).

Частное право -- это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами.

Иное положение характерно было для российской правовой системы, которая длительное время не знала деления права на частное и публичное. Причины этого заключались не в особенностях юридической системы, а главным образом в отсутствии института частной собственности.

Советская официальная юридическая доктрина отрицательно относилась к идее деления права на частное и публичное, считая его искусственным и призванным замаскировать сущность буржуазного строя. Это было выгодно партийному аппарату, находящемуся у власти.

В публично-правовых отношениях государства стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступают государство либо его орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. В сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть.

С учетом этого публично-правовая и частно-правовая системы могут быть представлены следующим образом.

Публичное право - это совокупность отраслей права, нормы которых обеспечивают интересы публичного характера (конституционное, уголовное, административное, государственное, финансовое, валютное, экологическое, международное публичное право и др.). Международное публичное право (или, что одно и то же, международное право) входит в национальную систему права не всей совокупностью международно-правовых норм, а той их частью, которая выступает источником российского права (п. 4 ст. 115 Конституции РФ).

Частное право объединяет отрасли, которые содержат нормы, регулирующие сферу личных интересов и потребностей (гражданское, семейное, трудовое, земельное, авторское, предпринимательское, международное частное право).

Абсолютной публично-правовой или частноправовой отрасли не существует. Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Публично-правовые элементы присутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. К примеру, в семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов. Применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приемов.

7. Подсистемы права

Социально-политическая и правовая раскрепощенность, освобождение от многих тоталитарных догм создали условия для развития права в регионах Российской Федерации. Появились правовые основания для рождения самостоятельных нормативных актов на уровне субъектов РФ и местного самоуправления, отличающихся своеобразием, стремлением учитывать местные условия и конкретную социально-политическую обстановку. К наиболее значительным актам подобного рода относятся Конституции республик в составе РФ, уставы (положения) субъектов федерации и местного самоуправления. Исходя из этого, в системе права можно выделить подсистемы федерального права, права субъектов федерации и местного самоуправления (муниципального права). Принимая во внимание наличие в структуре Федерации семи округов, можно условно выделить и этот региональный уровень.

Так же, как и во всей системе права, ее подсистемы имеют частично отрасли права, а также правовые институты и нормы, принимаемые на данном уровне правового регулирования.

8. Элементы и уровни системы права и их характеристика

Выделяются пять уровней взаимосвязей в системе права: правовые нормы, институты, подотрасли, отрасли и вся система права. Эти взаимосвязи можно рассматривать в горизонтальной и вертикальной плоскости. В горизонтальной плоскости осуществляется координация в границах одного уровня: взаимосвязь между нормами, институтами, подотраслями, отраслями. Вертикальная плоскость обеспечивает сочетание взаимосвязей указанных компонентов в последовательном самоподчинении: система, отрасль (подотрасль), институт, норма.

Норма права - формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование типичных общественных отношений.

Институт права - обособленная внутри отрасли группа правовых норм, регулирующая однородные общественные отношения (например, институт гражданства, институт избирательного права и др.).

Подотрасль права - совокупность правовых норм родственных институтов конкретной отрасли права (например, подотрасль «обязательственное право» объединяет институты цены, поставки, подряда и др.).

Отрасль права - совокупность правовых норм, институтов и подотраслей права, регулирующая однородные общественные отношения.

Такое деление объясняется большим разнообразием общественных отношений, каждый вид которых регулируется строго определенной группой юридических норм, отражающих их специфические особенности и конкретную общественную направленность. Таким образом, системность самих общественных отношений придает системные свойства праву.

9. Понятие отрасли права и ее виды

Отрасль права -- это главное подразделение системы права, которое представляет собой совокупность юридических норм, институтов, подотраслей, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода.

Для деления норм права на отрасли применяют два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права "контролирует" свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений, своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль от другой.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность различных приемов и способов правового воздействия (регулирования) отрасли права на общественные отношения, являющиеся предметом ее регулирования.

Метод правового регулирования определенной отрасли права складывается из комбинации пяти способов воздействия на общественные отношения: обязываний, запретов, дозволений, поощрений и рекомендаций. Их сочетание и образует два основных (императивный и диспозитивный) и два дополнительных (поощрительный и рекомендательный) способа воздействия на поведение субъекта (точка зрения профессора В.К. Бабаева). К дозволениям тяготеет гражданское право, к запрещениям - уголовное, к обязываниям - административное право.

Императивный (властно-побудительный) способ - метод властно-категоричных предписаний, не допускающих отклонений в регулируемом поведении от предписаний нормы права, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях. Он присущ конституционному (государственному), административному, уголовному праву и ряду других отраслей и характеризуется отношениями власти - подчинения между субъектами права. Юридическим фактором при возникновении правоотношений здесь выступает властное предписание (приказ руководителя предприятия, учреждения, постановление о возбуждении уголовного дела, приговор суда и т.д.). В основе лежит обязывание - возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий.

Диспозитивный (автономный) - метод, предполагающий свободу выбора поведения, равноправие сторон, основанный на дозволениях. Дозволение-представление лицу права на совершение тех или иных действий, незапрещенных законом. Этот способ допускает значительную самостоятельность субъектов правоотношений, предоставляет им возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Этот метод характерен для отраслей частного права - гражданского, трудового и др. В наибольшей степени он присущ гражданскому праву и характеризуется автономным (неподчиненным) положением участников правоотношений и договором, как источником возникновения этих отношений. Диспозитивные нормы обычно содержат слова: "если иное не предусмотрено законом", "если иное не предусмотрено соглашением сторон". Например, ч. 4 ст. 421 ГК РФ гласит: "Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами".

Поощрительный способ стимулирует желательное для личности и общества правомерное, социально-активное поведение путем различного рода поощрений. Этот способ характерен для трудового права и ряда других отраслей.

Применение того или иного метода правового регулирования зависит от содержания общественных отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Методы могут применяться как самостоятельно, так и в совокупности, во взаимодействии.

В теории права различают два противоположных метода правового регулирования: метод автономии и авторитарный метод.

Авторитарный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только действия, которые им разрешены ("запрещено все, кроме прямо дозволенного"), например, право избирать и быть избранным в представительные органы власти.

Метод автономии предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия прямо не запрещенные законом ("дозволено все, кроме прямо запрещенного"). Например, собственник имущества вправе делать с ним все, что он пожелает, за исключением тех действий, которые запрещены законом.

10. Классификация отраслей права

На основе предмета и метода правового регулирования в системе права выделяют конституционное, трудовое, уголовное право и другие отрасли.

Профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы: конституционное право, затем три материальные отрасли - гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им процессуальные отрасли -- гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. Именно здесь, в этой группе, сконцентрированы главные первичные с правовой стороны юридические средства регулирования.

Следует обратить внимание на терминологию: материальные отрасли (институты, нормы) посвящены правам и обязанностям, другим юридическим вопросам по существу, а процессуальные отрасли (институты, нормы) -- процессуальным, процедурным вопросам.

Среди отраслей, входящих в систему права, центральное, определяющее место занимает конституционное (государственное) право, предметом которого являются отношения, связанные с принципами организации и работы органов государственной власти, государственного суверенитета, правового положения личности и т. д.

Гражданское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, связанные с ними личные неимущественные отношения. Общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли, основываются не на подчиненности, а на автономии воли участников отношений, их имущественной независимости.

Гражданско-процессуальное право состоит из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским, трудовым, семейным делам. Иными словами, нормы гражданско-процессуального права устанавливают права и обязанности суда при осуществлении правосудия, закрепляют правовой статус субъектов гражданского процесса, регламентируют ход судебного разбирательства и т. д.

Уголовное право как отрасль представляет собой совокупность юридических норм, которые устанавливают преступность и наказуемость деяний, наносящих вред личности, обществу, государству. Нормы уголовного права определяют преступления, очерчивают их круг, виды и размеры наказания за них и т.д.

Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, устанавливающие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры, органов дознания и т.д.) и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

Административное право регулирует управленческие отношения государственных органов, деятельность исполнительно-распорядительного характера.

Специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, уголовно-исполнительное право. Трудовое право определяет порядок установления и прекращения трудовых правоотношений, обязательную меру труда и его оплату, внутренний трудовой распорядок, дисциплинарную и материальную ответственность, охрану труда, порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных споров, закрепляет права коллективов и их органов на участие в управлении производством и т. д.

Комплексные отрасли. Для них характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, экологическое право, коммерческое право, предпринимательское право экономическое право, торговое право, право прокурорского надзора, морское право, воздушное право, военное право.

Экологическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Иными словами, оно регулирует такие экологические отношения, которые возникают по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов: недр, лесов, атмосферного воздуха и т.д.

Предпринимательское право определяет порядок ведения самостоятельной деятельности граждан и юридических лиц, которая направлена на получение прибыли от выполненных работ, оказанных услуг, и связана с риском самостоятельной имущественной ответственности предпринимателей.

11. Понятие подотрасли права

Отрасли неоднородны по своему составу. Одни из них являются крупными нормативными образованиями, иные представляют собой сравнительно компактную совокупность правовых норм (например, процессуальные отрасли). Крупные и сложные по своему составу отрасли права содержат в себе еще один компонент -- подотрасль права.

Подотрасль права объединяет несколько институтов, являясь упорядоченной совокупностью родственных институтов одной и той же отрасли права. Внешним выражением подотрасли является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким правовым институтам определенной отрасли. Таково, например, обязательственное право в составе гражданского права.

Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное и парламентское право. В гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, обязательственное, наследственное право и др. В финансовом праве выделяются такое подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Отдельные отрасли права, в частности процессуальные, земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от правового института подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли права не является.

12. Институт права: сущность и виды

В свою очередь, отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которыми являются институты права.

Институт права -- это элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Отличие института от отрасли заключается в том, что он регулирует лишь отдельные стороны общественных отношений (например, только алиментные отношения).

Сложный, или комплексный, институт права представляет собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. Типичным примером является институт собственности, который является предметом регулирования конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права. В рамках сложного института выделяются так называемые субинституты.

Кроме названных, принято выделять материальные и процессуальные институты, охранительные и регулятивные и т.д.

Наряду с институтами, действующими в пределах отрасли права, существуют, хотя и немногочисленные, институты, вбирающие в себя нормы нескольких отраслей права. В научной и учебной юридической литературе их называют смешанными институтами.

Итак, правовой институт -- это обособленный комплекс юридических норм, которые являются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг однородных общественных отношений.

13. Норма права

Нормы права составляют основу, базис любой системы права. Это тот строительный материал, из которого создаются все отрасли и институты права.

Нормы права являются первичными элементами системы права. Они исходят (издаются или санкционируются государственными органами) от государства и представляют собой общеобязательные правила поведения. Нормами права регулируются не все, а лишь наиболее важные для жизнедеятельности всего общества и граждан отношения. Что же касается остальных общественных отношений, то они регулируются неправовыми нормами.

Наличие всех этих компонентов, определенным образом расположенных и взаимосвязанных между собой, создает эффективную юридическую конструкцию: закрепление в Конституции РФ права на информацию, в федеральном законодательстве -- корреспондируемых ему обязанностей и санкций, обеспечивающих их исполнение, -- означает юридическую гарантированность и реализуемость конституционного права граждан.

Связанность норм, институтов и отраслей права в единый нормативно-юридический комплекс дает согласованный (системный) эффект. Право, таким образом, оказывает влияние на регулируемые отношения всей совокупностью юридических средств, добиваясь тем самым необходимого юридического результата, достижения целей и задач правового регулирования. Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем ощутимее оказывается социальная отдача права.

Принимая законодательный акт, законотворческий орган обязан «вписать» его в действующую систему права, не нарушая ее целостности и гармонии. Не принятый системой права закон не только бездействует, но нередко проявляет активность в режиме «эффекта бумеранга».

Системное построение права сигнализирует законодателю о тех актах, которые находятся в противоречии с его системной организацией, дает представление о недостающих компонентах, позволяет обнаружить пробелы в законодательстве.

В правоприменительной деятельности системный принцип права позволяет правильно истолковать и применить норму права.

Несомненно, значение системной организации права для систематизации законодательства, приведения его в упорядоченную и согласованную систему.

14. Соотношение системы права, правовой системы и системы законодательства

Систему права не следует смешивать с двумя другими, близкими, но не идентичными ей явлениями и понятиями - правовой системой и системой законодательства.

При рассмотрении понятия "система права" необходимо отличать его от, казалось бы, созвучного, понятия "правовая система".

Правовая система -- это более широкое понятие, чем система права. Она представляет собой совокупную связь права, правовой идеологии и юридической практики.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Правовая система определяет своеобразие права той или иной конкретной страны. В зависимости от того, какой из элементов правовой системы играет решающую роль, выделяют семьи правовых систем: романо-германскую, где главенствующую роль в качестве источника права играет нормативно-правовой акт; англосаксонскую - здесь доминирующее значение имеет юридическая практика, прецедент; мусульманскую, где определяющее место занимает мусульманская религия.

Правовую систему можно определить как взятые в единстве основные правовые явления конкретной страны:

1) собственно право и выражающее его законодательство,

2) правовая идеология.

3) юридическая практика (в ее широком смысле (правоотношения, учреждения, акты реализации и т.д.).

Эти структурные элементы правовой системы позволяют совместить нормативный (законодательный), идеологический (духовный) и "фактический" (конкретно-практический) аспекты правовой действительности в их главных, конститутивных (основополагающих) для данной правовой общности измерениях.

Под "правовой идеологией" теория права понимает систематизированное научное выражение правовых взглядов, представлений, правовых требований определенных классов общества. Правовая идеология является составной частью правосознания. Вторая часть этого явления - правовая психология.

В правовую идеологию входят явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика и т.д.).

Юридическая практика важный элемент правовой системы. Он связан с деятельностью и накопленным при этом опытом компетентных органов, должностных лиц и граждан по изданию и реализации юридических норм. Юридическая практика - это всегда определенный результат правотворческой или правоприменительной деятельности. Каков этот результат, такова и степень надежности и эффективности правовой системы. Правовая система создается для нормального человеческого общежития, и юридическая практика как завершающий ее элемент наглядно показывает, что представляют собой юридические нормы в реальности и как они применяются.

Юридическая практика в свою очередь влияет на другие элементы правовой системы. В соответствии с потребностями юридической практики корректируется законодательство, улучшается правоприменительная деятельность. В то же время не всякая юридическая практика и не все ее правоположения являются прогрессивными, правильными и используются для совершенствования законодательства.

В современном мире обычно различают следующие правовые массивы:

¦ Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны. Национальные правовые системы могут быть объединены в правовую семью. В понятии "национальная правовая система", наряду с собственно правом, важную роль могут играть либо судебная (юридическая) практика, либо правовая идеология.

¦ Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем. Эта совокупность определяется общностью источников, структуры права и исторического пути его формирования. Основными правовыми семьями на нашей планете являются:

A. семья нормативно-законодательных систем континентальной Европы - романо-германское право (в этих системах на первом месте стоит закон). Романо-германская правовая семья охватывает большинство стран Европы (Италия, Франция, Германия и т.д.). К этой семье примыкает латиноамериканское право, правовая система Японии, скандинавское право;

B. семья нормативно-субъективных, англо-саксонских правовых систем - прецедентное право Великобритании, США и ряда других стран (в этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент, который выполняет служебную роль нормы права);

C. семья религиозно-традиционных систем - мусульманское право, индусское право, обычное право стран Африки, дальневосточное право (эта семья охватывает 4/5 планеты).

¦ группы правовых систем.

15. Система законодательства и ее соотношение с системой права

Понятие и элементы системы законодательства

Система права со своими отраслями, объединяющими нормы права, выступает как внутреннее содержание, а система законодательства - внешняя форма, в которую облекаются нормы права.

Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Система законодательства это внутренняя структура законодательства, состоящая из взаимосвязанных нормативно-правовых актов в той или иной области общественной жизни.

В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система законодательства является внешним выражением системы права. Она формируется путем издания и систематизации правовых актов.

Выделяют следующие системы законодательства:

Горизонтальная система законодательства обусловлена предметом правового регулирования - конкретными общественными отношениями. Выделяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (например, трудовое законодательство - трудовое право, гражданское процессуальное законодательство гражданское процессуальное право).

Вертикальная система законодательства отражает иерархию государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы находится Конституция, затем идут законы, декреты президента, указы президента, постановления правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Комплексная система законодательства складывается в зависимости от объекта правового регулирования (например, природоохранительное законодательство, экологическое законодательство).

Между системой права и системой законодательства, несмотря на их взаимосвязанный характер имеются различия;

Во-первых, система права и система законодательства не совпадают по кругу источников, в которых они выражены:

система законодательства воплощена в законодательстве, иных нормативно-правовых актах;

система права находит воплощение не только в позитивном праве, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании.

Во-вторых, первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства - статья нормативного акта.

В-третьих, система права выступает в качестве содержания, а система законодательства - в качестве формы.

В-четвертых, система права служит исходной базой для системы законодательства.

В-пятых, система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства еще и вертикальное.

В-шестых, система законодательства не охватывает всего разнообразия нормативности, а право помимо законодательства оформляется в юридических обычаях, нормативных договорах, юридических прецедентах. Законодательство кроме формулировок норм включает и иные элементы - преамбулы, названия разделов, глав, статей и т. д.

В-седьмых, каждая отрасль в системе права имеет свой предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства такими объединяющими началами не обладают.

Анализ законодательства (прежде всего ст. 71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательства:

1. одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и др.);

2. комплексные отрасли законодательства -- отрасли, состоящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского, уголовного. К комплексным отраслям следует отнести хозяйственное право, аграрное или сельскохозяйственное и некоторые другие;

3. отрасли законодательства, «привязанные» к соответствующим сферам государственного управления и сферам государственной деятельности (законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.).

Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классификатором отраслей российского законодательства, утвержденным Указом Президента РФ, охватывается 48 таких отраслей.

16. Понятие и виды систематизации законодательства

Нормативные акты издаются в разное время и в связи с различными обстоятельствами, нередко бывают несогласованными, противоречивыми. Все это создает определенные трудности при использовании, поэтому существует необходимость их систематизации.

Систематизация законодательства - упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единую, согласованную, цельную систему.

Наиболее простым способом систематизации нормативно-правовых и иных правоустановительных актов является организация различных форм их учета по определенному кругу вопросов, представляющих интерес для соответствующих пользователей правовой информации. Надлежащая организация такого учета включает в себя определенную систему поиска (ручного или автоматизированного) соответствующей правовой информации по интересующему вопросу.

Более развитыми способами систематизации правоустановительных актов являются их инкорпорация, консолидация и кодификация.

1. Инкорпорация - объединение нормативных актов без изменения их содержания и переработки по определенным тематическим признакам: предметному и (или) хронологическому. Осуществляется не правотворческими органами, а систематизатором, не имеющим полномочий изменять содержание норм права. Виды инкорпорации: сборники нормативных актов, собрания нормативных актов, свод законов по признаку регулирования ими определенной области общественных отношений (например, области пенсионного обеспечения).

Инкорпорация бывает систематической, предметной и хронологической.

Инкорпорация подразделяется на:

Официальная инкорпорация - издание по поручению правотворческого органа другим компетентным органом сборников, собраний законодательства с учетом внесенных нормотворческим органом изменений и дополнений, но без его официально выраженного утверждения.

Неофициальная инкорпорация - издание сборников, справочников законодательства по инициативе организаций, учреждений без специальных на то полномочий в учебных целях.

2. Консолидация - объединение нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый нормативный акт теряет свое самостоятельное юридическое значение, при этом нормы права, включенные в прежние акты, излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия.

Консолидация (в отличие от инкорпорации) представляет собой форму официальной правоустановительной деятельности, поскольку включает в себя изменение и отмену устаревших норм, установление ряда новых норм и в целом принятие нового правоустановительного акта.

Нормативные акты при консолидации объединяются по признаку относимости к какому либо виду деятельности (охрана природы), с целью упорядочения нормативных актов по вопросам налогообложения, административной ответственности и т.д. Во Франции, например, широко используется практика издания консолидированных законодательных актов, именуемых кодексами, по отдельным достаточно крупным отраслям правового регулирования: о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный и др.

3. Кодификация - объединение нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания.

Кодификация является более сложной систематизационной работой, чем инкорпорация. При кодификации производится качественная переработка действующих юридических норм, устраняется дублирование, противоречия, пробелы в правовом регулировании, отменяются устаревшие нормы и т.д. Это новый акт как по форме, так и по своему нормативно-правовому содержанию и характеру. На смену большого количества норм приходит единый внутренне согласованный сводный акт. Например, при принятии КоАП РСФСР были признаны утратившими силу полностью или частично около 1000 ранее принятых нормативных актов. Некоторые кодификационные акты, например Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс РФ и т.д., носят общеотраслевой характер и включают в себя все основные нормы соответствующей отрасли права. Другие кодификационные акты объединяют нормы права определенной правовой подотрасли (например, Бюджетный кодекс, Таможенный кодекс РФ и т.д.) или института (например, Устав железных дорог, Устав патрульно-постовой службы и т.д.).

Выделяют следующие виды кодификации:

а) отраслевая (кодифицируются нормы определенной отрасли права);

б) специальная (кодифицируются нормы какого-либо правового института).

Кодификации подразделяются на несколько подвидов:

Всеобщая кодификация - вид кодификации, когда в течение известного времени создаются сводные кодификационные акты по всем основным отраслям нормативно-правового материала.

Комплексная кодификация - состоит в кодификации комплексных отраслей права либо в объединении норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений.

Отраслевая кодификация - вид кодификации, который охватывает нормативно-правовой материал какой-либо определенной отрасли или подотрасли права (например, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс, Налоговый кодекс РФ).

Специальная кодификация - вид кодификации, когда группируются нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ).

Виды кодификационных актов: основы законодательства, кодексы, уставы, положения, регламенты, правила положения и т.д.

Свод законов -- это особый вид кодификационного акта, имеющий общеправовой характер и включающий в себя все основные нормы права всех правовых отраслей соответствующей национальной системы права. Известными историческими примерами сводов законов являются, в частности, Свод законов Юстиниана (VI в.), подготовленный под руководством М.М. Сперанского и изданный в 1832 г. в пятнадцати томах "Свод законов Российской империи". В настоящее время готовится Свод законов РФ.

Учет нормативно-правовых актов - это деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.

Наиболее известны в России следующие продукты (способы распространения правовой информации) и разработавшие их организации:

Консультант-Плюс (АО "Консультант-Плюс");

ГАРАНТ (НЛП "Гарант-Сервис");

"Кодекс" (Центр Компьютерных разработок);

"Эталон" (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);

"Система" (НТЦ "Система" при ФАПСИ);

"Референт" (ЗАО "Референт-Сервис");

"Юридический Мир" (издательство "Дело и право");

"Ваше право" и "Юрисконсульт" (фирма - Информационные системы и технологии);

система "Законодательство России" (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.

Виды учета: журнальный учет, компьютерный учет, карточный учет.

В государственных органах, фирмах, на предприятиях действуют специальные справочно-информационные службы, подразделения.

Справочно-информационная служба по законодательству - учет действующего законодательства, поиск и выдача необходимой правовой информации потребителю.

17. Аналогия в праве и толкование норм права

Понятие и виды толкования

Толкование представляет собой особый вид деятельности государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений, направленной на раскрытие смыслового содержания правовых норм и на выявление содержащейся в них государственной воли.

Толкование является одним из важнейших элементов, а точнее, условий успешной правотворческой и в особенности правоприменительной деятельности.

Необходимость и потребность в толковании вызывается тем, что в ходе проведения его уточняются не только общее содержание и назначение данной нормы, но и ее более конкретные элементы и обстоятельства, необходимые для осуществления правоприменительной деятельности.

Толкование норм права весьма сложный, порой противоречивый мыслительный процесс, подчиняющийся законам логики и предполагающий серьезную профессиональную и философскую подготовку. Толкование не может проводиться в отрыве от экономической и социально-политической жизни в стране, от проходящих в обществе процессов.

Толкование всегда имеет социально обусловленный, а нередко и политический характер.

Толкование норм права - это уяснение и разъяснение смысла правовой нормы, действительного содержания находящихся в ней положений в целях их правильной реализации.

Процесс правоприменения неизбежно всегда связан с выбором правовой нормы, а это неизбежно вызывает необходимость ее толкования.

Толкование складывается из двух составных, взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: уяснения смысла нормы права, подлежащей применению, и разъяснения ее сущности и смыслового содержания. Рассмотрим кратко каждую из этих составных частей.

Толкование-уяснение норм права представляет собой процесс получения полного и исчерпывающего представления о каждой из них, процесс познания подлежащих применению правовых норм "для себя".

Существует ряд широко известных и традиционно используемых приемов, или методов, толкования - уяснения норм права. Среди них: грамматическое (текстовое), систематическое, логическое и историко-политическое (историческое) толкование.

Толкование-разъяснение представляет собой совокупность выработанных государственными органами, общественными организациями и гражданами рекомендаций и пояснений, направленных на раскрытие подлинного смысла и содержания закона и его норм. В отличие от толкования-уяснения, толкование-разъяснение "работает" не "для себя", а "для других". Оно не имеет обязательного характера по отношению к каждому закону или каждой норме. Необходимость в нем возникает лишь тогда, когда в процессе толкования-уяснения обнаруживаются в содержании закона или норм неясности, нестыковки либо противоречия.

Уяснение - первый и обязательный элемент толкования, позволяющий понять для себя содержание правового акта, раскрыть содержание правовой нормы. В полной мере значение толкования проявляется в разъяснении, когда в той или иной форме внешне (для других) выражается понимание содержания правовой нормы. Цель этих двух элементов - практическая реализация.

Толкование закона - одно из центральных звеньев в процессе применения права. С этой точки зрения каждый акт применения права есть результат толкования закона.

Классификация толкования на виды осуществляется по различным критериям:

* в зависимости от юридических последствий, которые наступают в результате толкования-разъяснения, его подразделяют на два вида: официальное и неофициальное.

* в зависимости от субъектов, толкующих норму права или же в целом нормативно-правовой акт, официальное толкование подразделяется на аутентичное и легальное.

Официальное толкование - разъяснение, которое дают в официальном порядке государственные органы и должностные лица в рамках их компетенции.

Нормативное толкование - официальное разъяснение, которое, как и норма права, обладает общим действием, т.е. распространяется на неопределенный круг лиц и на неограниченное количество случаев. Оно может быть трех видов:

аутентическое - осуществляется теми же органами, которые издают данный нормативно-правовой акт. Аутентичное толкование дается не в правоприменительном, а в законодательном порядке. Однако акт толкования издается с целью разъяснения уже существующих норм права, а не для создания новых норм;

легальное - осуществляется не самим органом, издавшим толкуемый акт, а другими государственными органами в рамках предоставленных им полномочий. Последние могут иметь либо постоянный, либо разовый характер. Акты легального толкования имеют обязательную силу лишь для тех лиц и объединений, которые подпадают под юрисдикцию органа, осуществляющего толкование. Это могут быть судебные, финансовые, налоговые и иные органы.

казуальное (индивидуальное) разъяснение, обязательное только для конкретного случая, конкретного дела. Эта форма толкования в равной мере используется и при официальном, и при неофициальном толковании. Осуществляется она как уполномоченными на то государственными органами (суд, исполнительные органы и др.), так и негосударственными организациями и лицами (научные учреждения, адвокаты, эксперты и др.).

Наиболее распространенными видами казуального толкования являются судебное и административное толкование.

Неофициальное толкование - разъяснение, не имеющее формального, юридически обязательного значения (юридической силы). Может быть:

доктринальное (научное) - разъяснение научных работников, преподавателей, ведущих исследовательскую работу в этой области. Оно выражается в подготовленных учеными-юристами комментариях к действующему законодательству, книгах, лекциях, брошюрах, научных статьях;

профессиональное (компетентное) - разъяснение, основанное на знаниях права в процессе профессиональной деятельности (разъяснение адвокатов, юристов-практиков, разъяснения в юридических консультациях и т.д.);

обыденное - пояснения и мнения людей в обыденной жизни на основе житейского опыта.

18. Способы толкования правовых норм

Способы толкования правовых норм - это приемы, основанные на данных определенной отрасли знаний и используемые для раскрытия содержания правовых норм, в целях их практической реализации.

Основные способы:

1. Грамматическое толкование - способ, основанный на данных тщательного анализа морфологической и синтаксической структуры текста правовой нормы.

Этот способ толкования охватывает уяснение отдельных слов и терминов, грамматического смысла всего предложения, группы предложений. Среди других способов он является первичным, так как правовые нормы существуют только в языковой форме, конструируются в виде грамматических предложений.

2. Логическое толкование - способ, основанный на законах и правилах логики, использующий формально-логические приемы (аналогию, преобразование предложения, доведение до абсурда, аргументы от противного и др.).

Поскольку мысль и воля законодателя выражается не только в виде грамматических предложений, но и в логическом содержании, то, не выходя за пределы текста правовой нормы, путем формальной логики раскрывается содержание правовой нормы.

...

Подобные документы

    Норма права как общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на урегулирование общественных отношений. Признаки правовых (юридических) норм, их особенности, структура, основные виды.

    реферат , добавлен 14.02.2011

    Общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и санкционированное государством: признаки, классификация, структура. Соотношение норм права и статей нормативно-правовых актов, их социальное назначение и роль в правовой системе.

    реферат , добавлен 09.12.2013

    Юридическая доктрина как источник права в государствах Древнего мира и ее роль в формировании правовых систем современности. Семья религиозно-традиционного права, мусульманская и англо-саксонская правовая семья. Юридическая доктрина для российского права.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2015

    Понятие, сущность и структура юриспруденции. Исторический аспект возникновения юридической доктрины. Сравнительный анализ отраслей права. Юридическая доктрина в рамках правовых систем мира. Основные источники трудового права. Современная система права.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2015

    Финансово-правовая норма - установленное государством и обеспеченное мерами законодательного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях: виды, признаки, структура; юридические права и обязанности участников.

    реферат , добавлен 24.03.2011

    Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения. Отрасли и институты системы субъективных прав. Юридическая возможность собственных действий как центральный элемент субъективного права. Признаки юридической обязанности.

    контрольная работа , добавлен 23.05.2014

    Правовая норма как общеобязательное правило социального поведения, установленное или санкционированное государством. Классификация норм права по различным признакам. Подробная характеристика каждой разновидности нормы права, их взаимосвязей между собой.

    контрольная работа , добавлен 06.12.2009

    Теория государства и права как система общественных знаний об основных и общих закономерностях государства и права, об их сущности, назначении и развитии в обществе. Характерные направления, входящие в изучение предмета. Современная юридическая наука.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2009

    Нормативные социальные регуляторы. Основные принципы права. Характерные черты охранительной функции права. Юридическая структура правовой нормы. Главные признаки закона. Юридическая сила нормативного правового акта. Элементы состава правонарушения.

    тест , добавлен 02.02.2011

    Норма права как мера свободы волеизъявления и формально-определённое правило поведения человека, форма определения и закрепления прав и обязанностей. Признаки, структура правовых норм, их виды, классификация; соотношение нормы права и нормативного акта.

Какая наука изучает государство? Данным вопросом интересуются студенты и юридического, и социологического факультета, и начинающие политологи, и многие любознательные граждане. И, наконец, пришла пора пролить толику света на столь таинственный вопрос.

Раздел первый: коротко о главном

Наука, изучающая государство, составляет основу юриспруденции. Ни один студент-юрист, ни один преподаватель не может обладать статусом, если не изучал теорию государства и права. Это базовая, основополагающая дисциплина, выступающая каркасом теоретических знаний.

Значение дисциплины

Трудно переоценить значение ТГП, так как без неё не существовало бы всей юриспруденции и правовой системы государства в целом. Научная отрасль позволяет создать не только прочный базис теоретических знаний, но и привести в порядок реально действующее законодательство. Создание любой нормы подчиняется исключительно законам ТГП.

Как правило, у выпускного курса юридического факультета читается дисциплина под названием «Актуальные проблемы ТГП». Такой ход позволяет освежить знания будущих специалистов и бакалавров, а также изучить современные правовые тенденции. Теперь, когда вы услышите вопрос о том, какая наука изучает государство и право, ответ сможете дать незамедлительно!

Правоведение - это совокупность наук о праве, которая составляет основу . Дисциплина «правоведение» входит в школьную программу старших в целях ознакомления школьников с основными юридическими понятиями и законами. Кроме того, при помощи правоведения ученики узнают о своих правах и обязанностях, об ответственности, которая может наступить вследствие совершения каких-либо правонарушений.

Главная задача правоведения - повышение юридической подкованности населения, поэтому никогда не рано рассказывать об азах правоведения своему ребенку. Обычно родители впервые начинают юридически просвещать своих в области правил дорожного движения, поскольку участниками дорожного движения являются не только водители, но и пешеходы, велосипедисты. От соблюдения несложных правил на дорогах подчас зависят человеческие жизни.

Многие преступления, как это не банально, совершаются из-за недостатка знаний о действующих в стране законах, поэтому властям необходимо уделять повышенное внимание юридическому образованию своих граждан. Тем более, это актуально для России, где законодательство подлежит частому редактированию. Юридически грамотное более организовано, в нем заметно снижен преступности. Жить в мирной и образованной стране приятно и безопасно.

Таким образом, изучать правоведение не только интересно, но и полезно. Важно, чтобы школьный преподаватель по сумел заинтересовать учеников, поведать о всей важности и практической ценности изучаемых вопросов. Неплохо разбавлять прикладными материалами, историями из жизни, полезными советами. Аналогичным образом стоит действовать и родителям. Непрерывно повышайте свою правовую грамотность и не забывайте делиться полученным опытом со своими . Ведь знания в сфере никогда не лишними.

Источники:

Общество , общественность – эти понятия мы слышим каждый день. Они используются для определения социальных систем и формирований граждан этого государства по различным признакам. Локальные общества могут формироваться по социальному происхождению и статусу, положению на иерархической лестнице, по интересам и определенным целям, объединяющим людей.

Обучаясь в высшем учебном заведении соответствующего направления, будущий юрист овладевает фундаментальными и специальными знаниями в области юриспруденции. В одних ВУЗах дисциплины начинаются уже с первого курса обучения, в других – со второго или . Разнятся подготовки специалистов по данному направлению. ВУЗы предлагают две программы по специальности «Юриспруденция»: в соответствии с первой идет подготовка юристов в течение пяти лет и выдается диплом специалиста, в соответствии со второй – шесть лет, при этом учитываются требования Болонской декларации – бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Некоторые юридические ВУЗы совмещают обе эти программы и предоставляют абитуриентам выбор.

Юриспруденция как специальность имеет в своей структуре несколько специализаций. Они отличаются друг от друга набором изучаемых дисциплин, которые оказывают влияние на выбор профессии в дальнейшей деятельности. Основными специализациями юриспруденции являются:
- государственно-правовая;
- гражданско-правовая;
- международно-правовая;
- уголовно-правовая.

В рамках юриспруденции, а также отдельной, конкретно-взятой специализации, изучаются следующие дисциплины: право международной безопасности, современные проблемы международного права, актуальные проблемы международного права, международное право прав человека и т.д.

Видео по теме

Нередко случается, что люди с разными жизненными ценностями не могут понять и принять друг друга. Один человек видит мир с одного ракурса, другой с иного. Но существует ли единая точка, единая ценность или даже целая система ценностей, перед которой любой человек готов преклонить голову?

Общество и человек

Человеческие ценности – это в первую очередь то, к чему стремится общество и каждый человек в отдельности, потому что высшим идеалам, которые заложены в подсознании, жизненно необходимо. В противном случае, человечество изживет себя.

Случается и , что в обществе пропагандируются неправильные человеческие ценности. Самым ярким примером служит нацистская Германия. В результате можно сделать два вывода. Во-первых, человеческие ценности закладывает само общество и те, кто им управляет. Во-вторых, неправильные ценности приводят к глобальной гибели.

Человеческие ценности можно делить на разные категории. Многие философы это пытались делать. Например, Альфред Адлер выделял физические, эмоциональные и интеллектуальные ценности. А психолог Гордон Оллпорт выделил целых шесть категорий. Самое простое деление – это категории материального и духовного.

В любом случае, нужно понимать, что все человеческие ценности относятся к каждому человеку отдельно, и он может воспринимать их как угодно, в зависимости от его нравственных устоев.

Духовные крылья

«Вера в высшие ценности и идеалы наделяет человека духовными крыльями» - говорил Д.С. Лихачев. Человек, имеющий высокую мораль, будет стараться следовать высоким целям. Но нередко возникает диссонанс между личными ценностями и ценностями общества.

Считается, что обладает сверхпотребительским потенциалом. Что деньги заменяют любовь и доброту, а во всем виновато новое поколение и время. Но борьба между ценностью материальных благ и духовными ценностями продолжается с очень давнего времени, и будет продолжаться еще много лет.

Но не стоит отрицать, что общество потребителей действительно существует. Это происходит из-за того, что у человека, не умеющего отстоять свои моральные принципы, происходит подмена ценностей. Нравственные ценности меняются на выгоду и потребность.

Но нельзя утверждать, что человек, который стремится материально обеспечить себя и свою семью, низкоморален. Ведь, действительно, без денег трудно прожить – это необходимые блага. Разница же в том, что их должно быть ровно столько, сколько хватает, никак не больше. Человек не должен ставить материальность выше достойной высоконравственной жизни.

Единственный способ уберечь себя от процесса подмены ценностей – это качественную литературу. Книги, которые признаны классикой, хранят в себе на вопросы о настоящих ценностях.

Письма Лихачева

Д. С. Лихачев в своем произведении «Письма о добром и прекрасном» пытается с некоторых сторон раскрыть понятие человеческих ценностей. Самой главной ценностью он считает жизнь: чужую, свою, животных и растений. Он говорит, что жизнь не имеет границ, и надо научиться чувствовать и видеть неосязаемое.

Время и искусство, которое учит доброте – тоже важнейшие ценности по Лихачеву.

Для отдельного народа ценностью является его культура и язык, А для всего человечества красота и любовь.

Говорить о человеческих ценностях очень трудно, так как у каждого эти ценности свои. В результате этого, обобщить и составить общечеловеческих ценностей также очень трудно. Некоторые философы говорят о том, что общечеловеческих ценностей и вовсе не существует. Но, так или иначе, они существуют внутри каждого живущего на планете человека.

Часто под обществознанием понимают науку об обществе, его структуре, общественных процессах и общественном мышлении. На самом деле обществознание – это не совсем наука, но название учебного предмета, в который входит целый комплекс дисциплин.

Инструкция

Обществознание затрагивает все четыре сферы жизни общества – социальную, экономическую, духовную и политическую.

Часто вместо термина «обществознание» используется термин «обществоведение». Два этих термина равнозначны и взаимозаменяемы. Изучение обществознания тесно связано и с изучением других гуманитарных дисциплин – историей, литературой, психологией, политологией.

Несмотря на то, что обществознание является «конструктором» из нескольких дисциплин, нет такой дисциплины, которая могла бы его заменить и дать целостное представление об обществе и общественных процессах. Обществознание вбирает в себя самое важное, касаемо жизни общества, из каждой дисциплины, поэтому его преподавание в школах и вузах вполне обосновано.

Этот предмет играет важную роль в формировании личности человека, его гражданской позиции, помогает молодым людям разобраться в политической ситуации в мире и научиться правильно действовать при решении вопросов, которые касаются гражданского, трудового, уголовного права и многих других аспектов общественной жизни.

Видео по теме

Консолидацией называется форма систематизации и объединения в сводный общий нормативно-правовой документ нескольких актов, регулирующих отношения общества в одной общей области. При консолидции все нормативно-правовые акты сохраняют свое содержание.

По-другому, консолидацию можно назвать укрупнением нормативно-правового документа. Созданный в результате консолидации укрупненный акт заменяет все составляющие его нормативные документы. Он имеет собственные реквизиты (наименование, номер, дату принятия и должностного лица) и заново принимается соответствующим государственным органом.

Часто в специальной учебной приводят в пример Указ Президиума Верховного Совета СССР, который называется «О праздничных и памятных днях» (от 1.10.1980). Он заменил 48 нормативных документов. Каждым из этих документов ранее вводился праздничный или памятный день; принятый консолидированный Указ упорядочил нормативный материал, объединив его в один документ, не меняя сути нормативного регулирования.

Также примером консолидированного документа служит федеральный закон от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». Он объединил сотни нормативно-правовых актов, которые устанавливали социальные льготы для этой категории граждан. Этот документ значительно пользование нормами права.

Итак, консолидацией называется прием создания правовых документов, имеющий свои . Так, от кодификации ее отличает то, что при консолидации содержание регулирования не изменяется, а суть предписаний и нормативов не затрагивается. В отличие от инкорпорации она применяется только правотворческими органами и в только тех актов, которые были ими приняты. При инкорпорации нормативные акты объединяются в сборник и не утрачивают своего действия, а при при консолидации принимается новый созданный правовой документ. Таким образом, консолидация является усредненным вариантом приемов документов.

В России тенденция развития консолидации такова, что между ней и кодификацией стала размываться. Легко и просто законодатель может обозвать закон кодексом, хотя это консолидированный нормативный акт. Примером является Водный кодекс РФ, в этом документе акты по водопользования просто механически расставлены по определенной схеме, и к ним написано общее положение.

В отличие от отечественного правоведения, за рубежом несколько иное понимание консолидации. Европейский Союз консолидацией включение законов с доработками и изменениями в единый закон, не имеющий юридической ценности, так как он содержит перечень всех нормативно-правовых актов с реквизитами (то есть, нечто близкое к инкорпорации).

Сунна является вторым после Корана источником мусульманских традиций и устоев. Ее составляют так называемые хадисы – рассказы, которые первоначально передавалась из уст в уста, а в VIII-IX веках были записаны и составлены в сборники. Существует шесть признанных исламом сборников хадисов. Наиболее авторитетным из них считается сборник Абу Абдаллаха ал-Бузари «Ас-Сахид», написанный в IX веке.

Виды и структура хадисов

Каждый из хадисов включает в себя 2 части: иснад – цепочку передатчиков информации, с помощью которой, он был составлен, и матн – сам текст предания. Все хадисы Сунны делятся на четыре вида. Исторические повествуют о событиях из жизни Мухаммеда. В пророческих хадисах дает предсказания о различных событиях и связанных с этими событиями будущих . В хадисах о достоинствах пророк перечисляет заслуги арабских племен. Наиболее ценными считаются священные хадисы, так как в них устами Мухаммеда говорит сам Аллах.

Сунна предназначена для того, чтобы мир следовал пророку, как в жизни, так и в своих словах. В некоторой степени Сунну можно сравнить с еврейским Талмудом.

Типичная иснад выглядит следующим образом: ”Рассказал такой-то человек со слов такого-то человека, которые от такого-то человека, которому пророк сказал следующие слова…”. Далее следует матн, в котором написана речь Мохаммеда.

Современная трактовка Сунны

Во времена жизни соратников Мухаммеда достоверность собираемых хадисов ни у кого не вызывала сомнений. Однако после их смерти стали возникать новые предания, после чего появилась специально богословская дисциплина, которая проверяла их , подвергая критике многие источники информации. На основе этих исследований впоследствии была заложена филология.

Собиратели и критиков хадисов называли махаддисами. Они выполняли роль идеологов исламской веры. Впоследствии многими из них были основаны собственные школы правоведения.

Современным историка совершенно очевидно, что многие противоречия Сунны объясняются ситуативным характером высказываний Мухаммеда. Они менялись вместе с изменениями политической ситуации в мире, что было отнюдь не очевидно для современников пророка. Из-за неясностей в толкованиях целая наука, трактовавшая отдельных хадисы. А в исламском мире много веков велись споры по поводу интерпретации тех или иных строк.