Курсы для будущих юристов. Обучение праву и юриспруденции. Мнение выпускников программ дополнительного образования МГУ

Рекомендовано ФГУ «Федеральный институт развития образования» в качестве учебника для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования

Рецензенты:

Ю.Б. Корсаненкова , канд. юрид. наук, доц.,

СВ. Харитонова , преподаватель Московского государственного колледжа книжного бизнеса и информационных технологий

Принятые сокращения

1. Нормативные правовые акты (с учетом последующих изменений и дополнений)

Конституция РФ – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г.; часть вторая от 26 января 1996 г.; часть третья от 26 ноября 2001 г.

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.

Закон о лекарственных средствахФедеральный закон от 22 июня 1998 г. «О лекарственных средствах».

Закон о медицинском страховании граждан – Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Закон о пенсионном обеспечении – Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Закон о пенсионном страховании – Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Закон о пенсиях 1990 г. – Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Закон о социальной защите инвалидов – Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Закон о социальном страховании – Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах социального страхования».

Закон 2009 г. о страховых взносах – Федеральный закон от 24 июля 2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Закон о страховании временной нетрудоспособности и в связи с материнством – Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Закон о трудовых пенсиях – Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Закон об инвестировании накопительной пенсии – Федеральный закон от 24 июля 2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Закон о социальном обслуживании – Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Закон о монетизации (льгот), Закон от 22 августа 2004 г. – Федеральный закон от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Основы законодательства об охране здоровья граждан – Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Министерства, ведомства и организации

Бюро МСЭ – Бюро медико-социальной экспертизы

ВС РФ – Верховный Суд Российской Федерации

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

Госкомтруд СССР – Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам

Минздравсоцразвития России, Минздравсоцразвития РФ – Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Минсоцзащиты России – Министерство социальной защиты населения Российской Федерации

Минтруд СССР – Министерство труда СССР

Минтруд РФ – Министерство труда и социального развития Российской Федерации

Минюст России – Министерство юстиции Российской Федерации

МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации

НПФ – негосударственные пенсионные фонды

ООН – Организация Объединенных Наций

Орган МСЭ – орган медико-социальной экспертизы

ПФР – Пенсионный фонд Российской Федерации

РАМН – Российская академия медицинских наук

Роспотребнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

ТФОМС – Территориальное отделение фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации

ФСС России – Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды ОМС – фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации

ФФОМС России – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации

3. Прочие сокращения

БЧ пенсии – базовая часть трудовой пенсии

Бюджетная пенсия – пенсия по государственному пенсионному обеспечению

Бюджетное пенсионное обеспечение – государственное пенсионное обеспечение

МСЭ – медико-социальная экспертиза

НЧ пенсии – накопительная часть трудовой пенсии

Период дожития – ожидаемый период выплаты пенсии после ее назначения

ПК – пенсионный капитал

РП – расчетная пенсия

РПК – расчетный пенсионный капитал

Соцстрах – обязательное социальное страхование

Страховая пенсия – пенсия по обязательному пенсионному страхованию

СЧ пенсии – страховая часть трудовой пенсии

Т – ожидаемый период выплаты пенсии после ее назначения

п. – пункт

подп. – подпункт

ст. – статья

Предисловие

Памяти Т.В. Долголенко (Кирпиченко) посвящается.


Обновление законодательства о социальном обеспечении напрямую отражает происходящие в стране коренные преобразования. К ним относятся: функционирование экономики с разными формами собственности и хозяйственной деятельности; изменение взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации; развитие местного самоуправления; зарождение негосударственного социального обеспечения. Указанные явления развиваются непоследовательно и крайне противоречиво, что негативно отражается на материальных интересах подавляющего большинства российских граждан.

Последствия перехода к рыночной модели хозяйства по-прежнему особенно остро ощущают нетрудоспособные граждане, а также семьи с детьми. Размеры получаемых ими государственных пенсий и пособий не достигают уровня установленного прожиточного минимума.

Проводящаяся экономическая реформа затрагивает государственную систему социального обеспечения и все виды (элементы), ее составляющие, – пенсии, пособия и компенсационные выплаты, социальные услуги, медицинскую помощь и лечение.

Отношения по поводу указанных выше видов обеспечения регулируются самостоятельной отраслью российского права – правом социального обеспечения. Так как право напрямую отражает политические, социальные и экономические реалии положения дел в стране, то и отраслевые нормы права отличаются нестабильностью, а нередко и противоречивостью.

На основе анализа российского законодательства рассматриваются основные проблемы федеральной системы социального обеспечения. Она формируется в последние годы в виде двух относительно самостоятельных основных подсистем – обязательного социального страхования и социального обеспечения за счет ассигнований из государственного бюджета.

Становление федеральной системы социального обеспечения – процесс долгий. Нормы права социального обеспечения постоянно развиваются, меняются, совершенствуются. Однако особая значимость отраслевых норм, их роль для каждого человека по-прежнему сохраняются. Право социального обеспечения, его нормы сопровождают каждого человека с момента его рождения до самой смерти. Ведь в основу возникновения (в большей части случаев и изменения) отношений в области социального обеспечения положены такие жизненно важные события, как рождение человека, его болезнь, инвалидность, старость, безработица, бедность, необходимость в социальной помощи и поддержке по причинам, зачастую не зависящим от самого человека.

В конце каждой главы учебника дается перечень вопросов, ответы на которые помогут читателю лучше усвоить изложенный материал.

Общая часть

Глава 1. Общее понятие социального обеспечения, его экономическая основа, функции и формы

1.1. Общие понятия социального обеспечения и социальной защиты населения

Многие понятия и определения как правовые категории непосредственно закреплены в федеральных законах или кодексах, например в гражданском, трудовом, уголовном, семейном, земельном и иных.

Законодательного закрепления понятия «социальное обеспечение» до настоящего времени нет, как нет и кодифицированного акта о социальном обеспечении. По этой причине можно встретить различное толкование термина «социальное обеспечение». Причем часто его смешивают с другими, схожими терминами, например «социальная защита», «социальная помощь». Поэтому вначале рассмотрим, что понимается под социальной защитой населения.

В общеупотребительном смысле слово «защита» означает «защитить кого-нибудь, что-нибудь; предохранить, обезопасить от чего-нибудь; то, что защищает, служит обороной». Исходя из этого под защитой в сочетании со значением термина «социальный» можно понимать комплекс всевозможных мер – политических, экономических и правовых мер государства и общества. В совокупности эти меры должны быть направлены на предоставление необходимых средств существования нетрудоспособным и трудоспособным нуждающимся гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в целях поддержания уровня их жизни для развития физических и духовных способностей, включая окружающую среду обитания человека.

В отечественной литературе термин «социальная защита» как таковой впервые появился в конце 80 – начале 90-х гг. XX в. при разработке программ перехода СССР к рыночной экономике. Основные методологические подходы к формированию ее содержания разрабатывались с позиций имевшихся тогда социальных и экономических проблем в стране. Поэтому термин «социальная защита» в основном употреблялся в экономическом или в социологическом (социально-политическом) аспекте.

Под социальной защитой населения в экономическом смысле понималась система решений государственных органов всех уровней по созданию экономических, правовых и социальных гарантий прав для каждого человека как производительной силы члена общества. Для трудоспособного населения это прежде всего предоставление права на труд, на получение дохода от своей деятельности, обеспечивающего ему достойный уровень и качество жизни, и др.

В социально-политическом значении социальная защита населения рассматривалась как совокупность социально-экономических отношений, включающая в себя социальные гарантии, законодательно закрепленные права. В ходе функционирования таких отношений трудоспособным гражданам предоставляются равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства, а нетрудоспособным – преимущества в пользовании общественными фондами потребления, в прямой материальной поддержке через систему пособий, стипендий и других социальных выплат, в снижении налогов.

В приведенных значениях терминов можно видеть превентивную (упредительную) направленность предполагаемой в будущем социальной защиты граждан: предотвращение материальной необеспеченности граждан в случаях наступления неблагоприятных для них последствий.

В настоящее время также существуют разные подходы к определению содержания и понимания социальной защиты в правовом аспекте. Так, Э.Г. Тучкова под социальной защитой подразумевает комплекс мер по социальной поддержке пожилых, нетрудоспособных, инвалидов, семей с детьми, безработных и других лиц, оказавшихся по не зависящим от них причинам в трудном материальном положении; по охране природной среды, смягчению негативных результатов экономической реформы (путем индексации доходов граждан, установления социальных стандартов по оплате труда, минимальной продолжительности ежегодного отпуска, максимальной продолжительности рабочего времени, по обеспечению граждан жильем и т. п.).

Другие ученые (К.С. Батыгин, М.Л. Захаров) понимают социальную защиту граждан как систему приоритетов и механизмов их реализации, государственных и иных институтов, обеспечивающих определенный уровень социальной защищенности в соответствии с конкретными условиями общественного развития.

Свою формулировку дефиниции социальной защиты дает Т.К. Миронова: это деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи наступления определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.

Полагаем, с точки зрения конституционных положений социальную защиту населения в современной России необходимо рассматривать как одно из внешних проявлений социального государства и его обязательный элемент. Поэтому обобщенно социальную защиту можно определить как систему должных экономических, правовых и организационных мер государства в отношении как нетрудоспособных, так и трудоспособных граждан, нуждающихся в поддержке, в соответствии с законодательно установленными социальными стандартами, отвечающими уровню достойной жизни человека в различных формах и в порядке, установленном законодательством.

Во всех вышеприведенных определениях социальной защиты населения четко прослеживается ее главная цель – оказание помощи в решении многих проблем, стоящих перед людьми.

Безусловно, на такое определение социальной защиты населения оказывают влияние различные факторы.

Всевозможные меры социальной защиты особенно важны для граждан в условиях перехода страны к рыночным отношениям. На фоне экономической нестабильности происходят многие асоциальные явления: нестабильность трудовой занятости; трудности в создании условий самозанятости и предпринимательства; обнищание отдельных категорий граждан; рост расслоения общества и безработицы; распад семьи; рост числа безнадзорных детей, лиц без определенного места жительства; приток беженцев и вынужденных переселенцев, в том числе бывших соотечественников из стран СНГ, и пр.

Вполне очевидно, что те или иные меры социальной защиты могут быть осуществлены в ходе функционирования совокупности многообразных общественных отношений, которые регулируются нормами различных отраслей права.

Проблемы трудоустройства и оплаты труда работников решаются в ходе трудовых отношений и регулируются нормами трудового права, в первую очередь Трудовым кодексом РФ.

Вопросы укрепления семьи, права и обязанности членов семьи, как и иные семейные отношения, решаются Семейным кодексом РФ и нормами семейного права, жилищные проблемы – Жилищным кодексом РФ и нормами жилищного права.

Охрана и защита частной собственности и многих других частных интересов граждан (в том числе предпринимательства) предусмотрены нормами гражданского права (соответствующими частями Гражданского кодекса РФ).

Земельные отношения, в том числе и отдельные вопросы частной собственности на землю, регулируются Земельным кодексом РФ и в целом земельным правом.

Проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для граждан, должны решаться с помощью норм экологического права.

Лица, решившиеся заниматься предпринимательством, обращаются к нормативным положениям предпринимательского права.

Вопросы социального обеспечения нетрудоспособных граждан и трудоспособных граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, решаются в ходе осуществления норм права социального обеспечения. Общего кодифицированного нормативного правового акта типа Кодекса социального обеспечения в настоящее время нет.

Таким образом, социальное обеспечение является частью социальной защиты населения. В свою очередь оно также состоит из нескольких групп общественных отношений . Первая – это группа отношений по формированию финансовых средств, направляемых на социальное обеспечение; вторая – отношения по организации и управлению социальным обеспечением; третья – это отношения по непосредственному предоставлению гражданам соответствующих видов обеспечения за счет специальных денежных средств, предназначенных (выделяемых) на эти цели.

Участниками первой группы отношений по формированию финансовых средств, направляемых на социальное обеспечение, являются компетентные государственные органы, правомочные организации, работодатели, в отдельных случаях – сами граждане, уплачивающие страховые платежи (взносы), например в Пенсионный фонд РФ (ПФР), на свое будущее пенсионное обеспечение. Эта группа общественных отношений регулируется финансовым правом, а точнее, нормами налогового и бюджетного права.

Вторая группа отношений – это организационные, управленческие отношения, которые возникают между соответствующими компетентными органами и организациями по вопросам социального обеспечения. Такие отношения регулируются нормами административного права.

Третья группа отношений – это распределительные отношения по поводу социального материального блага (собственного социального обеспечения) отдельных категорий граждан, которое предоставляется им в разных формах и видах в случаях и на условиях, установленных законодательством. Это так называемые социально-обеспечительные материальные отношения. Они регулируются нормами права социального обеспечения.

Существуют и другие признаки, которые характерны для социального обеспечения. К ним относят, например:

♦ государственный характер устанавливаемых организационных способов распределения совокупного национального продукта через систему социального обеспечения;

♦ закрепление в нормах права либо в договорах круга лиц, подлежащих материальному обеспечению;

♦ нормирование государством условий и видов социального обеспечения, ниже которого они не могут и не должны опускаться.

В специальной литературе используются разные критерии и признаки, с помощью которых дается определение современного социального обеспечения .

Итак, социальное обеспечение представляет собой сложное общественное явление. Оно охватывает обширный круг различных общественных отношений, обладающих специфическими признаками.

Кратко рассмотрим каждую из ранее указанных групп общественных отношений.

Лицо может иметь право на трудовую пенсию в соответствующем размере только при выполнении определенных условий, установленных в законах, например: наличие страхового стажа, уплата страховых взносов. Для ее получения оно обязано вступить в отношения с пенсионным органом, т. е. быть участником пенсионных отношений, регулируемых нормами пенсионного права.

Вторая группа общественных отношений регулируется нормами финансового права. Это связано с тем, что участниками отношений по формированию финансовых средств, направляемых на социальное обеспечение, являются страхователи – компетентные государственные органы, правомочные организации, работодатели, в отдельных случаях сами граждане (например, если они являются плательщиками фиксированного платежа в ПФР).

Третья группа отношений регулируется нормами административного права. Это связано с тем, что организационные отношения по поводу социального обеспечения возникают между соответствующими компетентными органами, организациями, гражданами.

Таким образом, отношения в области социального обеспечения складываются (формируются) при удовлетворении потребностей граждан через индивидуальную форму распределения, как отмечалось выше, из специально предназначенных для этого и организационно обособленных финансовых источников, создаваемых государством за счет общества. В рамках вышеназванных организационных систем государственного социального обеспечения эти средства должны аккумулироваться во внебюджетных фондах обязательного социального страхования и в государственном бюджете. Значительная часть этих средств формируется в основном за счет страховых платежей (единого социального налога, страховых взносов). Такие платежи уплачиваются хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, работниками из своего заработка.

Системе социального обеспечения присущ особый субъектный состав участников социально-обеспечительных отношений. К таковым относятся еще временно или уже нетрудоспособные и иные категории лиц: дети; больные; пожилые и престарелые граждане; инвалиды; лица, потерявшие кормильца; безработные граждане; лица, имеющие детей; лица, осуществляющие уход за детьми, престарелыми и инвалидами и иные категории граждан, не занятые трудом или нуждающиеся в том или ином виде материальной помощи или поддержки в силу различных причин и обстоятельств, установленных законом.

Итак, в содержание сформулированного понятия социальной защиты входит комплекс разнообразных общественных отношений, составной частью которого является социальное обеспечение граждан. В свою очередь государственное социальное обеспечение – это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и (или) в натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей, утраты трудового дохода и в других случаях, установленных законом, а также охраны их здоровья, осуществляемая из внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет социальных страховых платежей (единого социального налога, страховых взносов) и ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации (в рамках бюджетной классификации), управомоченными органами в установленном законодательством порядке.

В литературе имеются и другие точки зрения на понятие социального обеспечения. См., например: Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2004; Лушникова А.М., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М., 2008; Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения. М., 2006; Право социального обеспечения России / отв. ред. К.Н. Гусов. М., 2007; Право социального обеспечения / под ред. М.В. Филипповой. М., 2006 и др.

См., например: Галаганов В.П. Право социального обеспечения. М., 2008; Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2004; Лушникова А.М., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М., 2008; Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения. М., 2006; Право социального обеспечения России / отв. ред. К.Н. Гусов. М., 2007; Право социального обеспечения / под ред. М.В. Филипповой. М., 2006 и др.

Проблемы Общей части права социального обеспечения. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.07.2017
ISBN: 9785392250110
Язык:
Объем текста: 459 стр.
Формат:
epub

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

Глава 3.
Организационно-правовые формы социального обеспечения

Человечество прошло долгий путь, полный трагических событий, до осознания того обстоятельства, что «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами». Закрепление данного тезиса в Международном пакте «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16 декабря 1966 г. подтверждает высочайшую значимость социальных прав личности и их значение как для отдельного индивида, так и для общества в целом. Субъект, испытывающий голод, не имеющий возможностей получения доступной и качественной медицинской помощи, материально не защищенный в случае старости или инвалидности, вряд ли может рассматриваться в качестве примера реализации права на достойную жизнь. Более того, ставшая классической иерархия потребностей по А. Маслоу подтверждает иллюзорность возникновения возвышенных желаний до тех пор, пока не удовлетворены первичные потребности. Фактически страны с высоким уровнем бедности обречены на стагнацию. Рост числа лиц, живущих за чертой бедности, не только повышает риск социального взрыва, но и приводит к количественным и качественным потерям «человеческого капитала», меняя устремления и потребности людей.


Конституция РФ провозгласила нашу страну социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Труд как основа благосостояния личности не всегда может выполнять эту задачу в условиях рыночной экономики. Кроме того, способность к труду может отсутствовать или быть утрачена в силу причин, признаваемых обществом уважительными. Именно поэтому в ряду инструментов, обеспечивающих реализацию права на достойную жизнь, социально-обеспечительные нормы занимают одно из центральных мест. Закрепленные на конституционном уровне права граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, получают свое правовое опосредование в «нескольких организационно-правовых формах, что связано со спецификой обеспечения отдельных категорий трудящихся с учетом особенностей их общественно полезной деятельности и видов обеспечения». Данная цитата принадлежит В. С. Андрееву, который первым использовал в научных целях понятие «организационно-правовая форма социального обеспечения». Выделяя пять таких форм, он акцентировал внимание на том, что для каждой из них, как правило, специфичны: круг обеспечиваемых; способ образования общественного фонда, из которого производится обеспечение; виды обеспечения; органы, осуществляющие его.


Сформулированные в социалистический период подходы к вычленению организационно-правовых форм в значительной степени не утратили своей актуальности и сегодня. Однако различия в социальном обеспечении рабочих, служащих и членов колхозов в современных условиях фактически нивелированы, и можно с уверенностью утверждать, что юридически значимые особенности обеспечиваемых субъектов в первую очередь связаны с их вовлеченностью (в настоящем или прошлом времени) в процесс общественного производства. Утверждения К. С. Батыгина о том, что отношения по социальному страхованию отличаются от отношений по социальному обеспечению тем, что имеют своим назначением реализацию прав граждан как работников на материальное обеспечение и обслуживание, в то время как отношения по социальному обеспечению предназначены для реализации прав граждан как членов общества в случаях, указанных в законе, звучат современно и по прошествии сорока лет. За это время изменилось многое, но, как и ранее, мы вправе претендовать на часть национального богатства и как члены общества, и как работающие (работавшие) граждане. В отдельных странах, достигших высокого уровня экономического развития, ежемесячные денежные выплаты осуществляются людям по самому факту гражданской принад­лежности, вне зависимости от нуждаемости, занятости в общественном производстве и т. д.


Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных организационно-правовых форм и их классификации, полагаем необходимым обозначить свое видение их роли и места в праве социального обеспечения. Являясь идеальной моделью социально-обеспечительных отношений, организационно-правовая форма социального обеспечения может рассматриваться как разновидность юридических конструкций, которым, как справедливо отмечал А. Ф. Черданцев, принадлежит значительная роль в изучении права. Созданная в результате абстракции, юридическая конструкция «организационно-правовой формы социального обеспечения» позволяет, с одной стороны, отвлечься от несущественных факторов, с другой - рассмотреть названное явление «как сложное, структурное, имеющее определенное системно-структурное отношение и состоящее из элементов».


Полагаем, что обозначенная юридическая конструкция является базовой в науке права социального обеспечения. Исследуя юридические конструкции в праве социального обеспечения, М. В. Лушникова и А. М. Лушников отмечают, что базовая конструкция «обусловливает необходимость координации вокруг нее всех правовых средств, обеспечивающих достижение целей и задач отрасли». Подчеркивая неоднозначность и многомерность конструкции «организационно-правовой формы социального обеспечения», они тем не менее приходят к выводу, что последняя не может рассматриваться как базовая в силу «многомерности форм» (с. 466) и субъективного подхода законодателя, который «в ряде случаев изменяет, реформирует правовую природу той или иной формы социального обеспечения, стирая грани между различными формами» (с. 466). Позволим себе не согласиться с высказанными аргументами.


Во-первых, рассматриваемая М. В. Лушниковой и А. М. Лушниковым в качестве базовой юридическая конструкция «социально-обеспечительного обязательства» грешит теми же особенностями. Не случайно Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал на недопустимость произвольного и необоснованного изменения объема обязательств государства, причем как в социально-обеспечительных, так и в социально-страховых отношениях.


Во-вторых, подвижность границ между организационными формами, непостоянство их содержания, наблюдающееся в последнее время, в ряде случаев действительно носит субъективный характер и свидетельствует об игнорировании законодателем целого ряда доктринальных разработок. Тем не менее «достижение целей и задач отрасли осуществляется в обозначенных формах» на протяжении многих лет. Введенные более ста лет назад виды обязательного социального страхования сохранили свою значимость, а большая часть содержательных изменений обусловлена объективными причинами. Остается неизменным и ядро государственного социального обеспечения, несмотря на трансформацию общественно-политического строя и конституционных основ. Иначе говоря, значительная часть изменений носит «косметический» характер и не затрагивает фундаментальных основ. Вряд ли изменение ставки страхового взноса, появление дополнительной категории застрахованных лиц или нового вида социального пособия, например так называемого материнского капитала, может свидетельствовать о «подрыве» последних.


В-третьих, неизменными остаются финансовые источники социальных выплат - консолидированные страховые взносы и средства бюджетов различных уровней, соответствующие двум организационно-правовым формам.


Иначе говоря, система социального обеспечения развивается и трансформируется вокруг двух обозначенных форм, которые на самом деле являются многомерными и внутренне структурированными, хотя вряд ли это можно рассматривать как недостаток последних.


Полагаем, что юридические конструкции «организационно-правовой формы социального обеспечения» и «социального обязательства» могут рассматриваться как базовые, являются взаимосвязанными и взаимо­обусловленными как форма и содержание. Их комплексное системное изучение обогащает науку права социального обеспечения, содействует повышению качества законопроектной деятельности, позволяет прогнозировать направления ее развития и повышения эффективности.


Следует отметить, что представители науки права социального обеспечения солидарны в выделении таких форм, как обязательное социальное страхование и государственное социальное обеспечение. Е. Е. Мачульская, кроме того, выделяет государственную социальную помощь, предоставляемую индивидуальным и коллективным субъектам с доходами ниже прожиточного минимума. С наличием названной организационно-правовой формы согласны М. Ю. Федорова и Г. В. Сулейманова. По нашему мнению, более убедительной представляется позиция М. В. Филипповой, которая, критикуя указанную позицию, указывала, что «при совпадении принципов определения круга обеспечиваемых единой финансовой основы в виде бюджетов всех уровней, видов обеспечения и предоставляющих их органов государственная социальная помощь отличается от иных разновидностей социального обеспечения за счет бюджета только тем, что единственным основанием ее предоставления является малообеспеченность, что влечет за собой такие ее особенности, как порядок и условия обеспечения». М. В. Филиппова считает, что при «сегодняшнем уровне развития законодательства о социальной помощи этого признака недостаточно для констатации самостоятельности такой формы социального обеспечения». Соглашаясь с итоговым выводом М. В. Филипповой, позволим себе отметить, что определяющим для признания наличия или отсутствия самостоятельности организационно-правовой формы не может служить уровень развития законодательства. Усиление адресности социальных предоставлений в последнее время достаточно очевидно. Это объясняется не только стремлением государства к экономии бюджетных средств, но и попыткой «развернуть тренд», повысить уровень осознания личной ответственности получателя социальных выплат за свою судьбу. Вполне вероятно, что объем нормативных актов в этой сфере будет увеличиваться. Тем не менее неизменными останутся как финансовые источники выплат, так и их целевое назначение - обеспечение достойного уровня жизни. Очевидно, что обе организационно-правовые формы не монолитны, внутренне структурированы. Мы можем выделять (и выделяем) в научных и практических целях виды обязательного социального страхования и виды государственного социального обеспечения. Однако это не дает объективных оснований для рассмотрения этих видов в качестве самостоятельных организационно-правовых форм.


С учетом изложенного и солидаризируясь с позицией Э. Г. Тучковой, полагаем, что в Российской Федерации, так же как и в ряде иных стран, сложились и функционируют две основные централизованные формы социального обеспечения - обязательное социальное страхование и государственное социальное обеспечение, к рассмотрению которых мы переходим.


Государственное социальное обеспечение. Прошедшее через века, государственное социальное обеспечение может и должно рассматриваться через призму естественных прав личности. Каждый человек в силу своего биологического происхождения имеет право на определенные социальные предоставления, уровень которых зависит от экономических возможностей и политической воли государства.

Проблемы Общей части права социального обеспечения. Монография



Актуальность монографии чрезвычайно велика в связи с тем, что до настоящего времени в стране отсутствует законодательное закрепление основополагающих начал данной отрасли права, таких как цели, задачи, принципы, предмет правового регулирования и др. В монографии подводится некий итог развития и состояния научной мысли по основным теоретическим проблемам Общей части права социального обеспечения на момент ее издания, позволяющий формировать системное научное представление о позициях ученых, показать круг новых проблем, нуждающихся в научных исследованиях, дать критическую оценку участившимся попыткам внедрения в систему социального обеспечения коммерческих начал и элементов частноправового регулирования.
Законодательство приводится по состоянию на апрель 2017 г.
Монография принесет пользу всем, кто интересуется наукой, преподает данную учебную дисциплину, будущим юристам, аспирантам, докторантам, молодым ученым, делающим только первые шаги на научном поприще.

  • § 4. Система права социального обеспечения
  • § 5. Право социального обеспечения как научная дисциплина
  • Глава 3. Принципы права социального обеспечения
  • § 1. Понятие принципов права и их классификация
  • § 2. Содержание принципов права социального обеспечения
  • Глава 5. Правоотношения по социальному обеспечению
  • § 1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению
  • § 2. Субъекты, объект и содержание правоотношений по социальному обеспечению
  • § 3. Пенсионные правоотношения
  • § 4. Правоотношения по поводу пособий и компенсаций
  • § 5. Правоотношения по обеспечению застрахованных, пострадавших на производстве, и их семей
  • § 6. Правоотношения по поводу медицинской, лекарственной помощи, социальных услуг и льгот по системе социального обеспечения
  • § 7. Процедурные и процессуальные правоотношения, возникающие в связи с социальным обеспечением граждан
  • Особенная часть
  • Раздел I. Трудовой стаж
  • Глава 6. Понятие трудового стажа, его виды
  • § 1. Понятие трудового стажа, его значение и классификация
  • § 2. Общий трудовой стаж
  • § 3. Специальный трудовой стаж
  • § 4. Страховой трудовой стаж
  • § 5. Непрерывный трудовой стаж
  • Глава 7. Исчисление и подтверждение трудового стажа
  • § 1. Исчисление трудового стажа
  • § 2. Подтверждение трудового стажа
  • Раздел п. Пенсионное обеспечение Глава 8. Общая характеристика пенсионной системы России
  • § 1. Пенсионная система России, ее современное состояние
  • § 2. Понятие пенсий и их классификация. Право выбора пенсии
  • Глава 9. Пенсия по старости
  • § 1. Понятие пенсии по старости
  • § 2. Пенсия по старости на общих основаниях
  • § 3. Пенсия по старости на льготных основаниях
  • § 4. Пенсии по старости в связи с особыми условиями труда
  • § 5. Пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере
  • § 6. Досрочная пенсия по старости и пенсия по старости при неполном общем трудовом стаже
  • § 7. Размер пенсии по старости. Надбавки к пенсии
  • Глава 10. Пенсия по инвалидности
  • § 1. Понятие пенсии по инвалидности. Инвалидность, ее группы, причины, время наступления и их юридическое значение
  • § 2. Пенсия по инвалидности на общих основаниях
  • § 3. Пенсия но инвалидности на основаниях, предусмотренных для военнослужащих
  • § 4. Размер пенсии по инвалидности. Надбавки к пенсии
  • Глава 11. Пенсия по случаю потери кормильца
  • § 1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Члены семьи, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца. Иждивенчество
  • § 2. Пенсия по случаю потери кормильца на общих основаниях
  • § 3. Пенсия по случаю потери кормильца на основаниях, предусмотренных для семей военнослужащих
  • § 4. Размер пенсии по случаю потери кормильца. Надбавки к пенсии
  • Глава 12. Пенсия за выслугу лет
  • § 1. Понятие пенсии за выслугу лет
  • § 2. Круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет, и условия ее назначения
  • § 3. Размер пенсии за выслугу лет. Надбавки к пенсии
  • Глава 13. Социальная пенсия
  • § 1. Понятие социальной пенсии и основания для ее установления
  • § 2. Размеры социальных пенсий
  • Глава 14. Исчисление пенсий. Адаптация пенсионных выплат к изменениям в уровне цен и оплате труда
  • § 1. Механизм исчисления пенсий и заработка, из которого они исчисляются
  • § 2. Правила исчисления надбавок к пенсии и ее повышения
  • § 3. Два метода исчисления пенсий. Компенсационные выплаты и определение общей суммы пенсий
  • § 4. Перерасчет ранее назначенной пенсии
  • § 5. Адаптация пенсионных выплат
  • Глава 15. Обращение за пенсией, ее назначение и перерасчет
  • § 1. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение
  • § 2. Обращение за пенсией, документы, необходимые для ее назначения
  • § 3. Назначение пенсии. Сроки, с которых назначается и пересчитывается пенсия
  • Глава 16. Выплата пенсии
  • § 1. Общие правила выплаты государственной пенсии
  • 1. Выплата пенсии по случаю потери кормильца за период нахождения детей на полном государственном обеспечении.
  • 2. Выплата пенсий за время пребывания пенсионера в государственных или муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания.
  • 3. Выплата пенсии, не полученной пенсионером своевременно.
  • 4. Приостановление выплаты пенсии за время лишения свободы по приговору суда.
  • 5. Выплата пенсии гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.
  • § 2. Выплата пенсий работающим пенсионерам
  • § 3. Удержания из пенсии
  • Глава 17. Пенсии, иные пенсионные выплаты для отдельных категорий граждан
  • § 1. Формирование привилегированной пенсионной системы
  • § 2. Пенсии для граждан, занимающих государственные должности и должности государственных служащих
  • § 3. Пенсионное обеспечение отдельных категорий государственных служащих, занятых в определенных структурах власти, и их семей
  • Основной нормативный материал к разделу II Особенной части
  • Раздел III. Социальные пособия,
  • § 2. Классификация пособий и методы определения их размеров
  • Глава 19. Пособие по временной нетрудоспособности
  • § 1. Круг граждан, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности
  • § 2. Основания для выплаты пособия по временной нетрудоспособности
  • § 3. Размеры пособий по временной нетрудоспособности. Заработок, из которого исчисляется пособие, и определение общей суммы пособия
  • § 4. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, и ответственность за правильную выплату пособий по временной нетрудоспособности
  • Глава 20. Пособие по безработице
  • § 1. Круг граждан, имеющих право на пособие по безработице
  • § 2. Сроки выплаты пособия по безработице, его размеры и порядок исчисления
  • Глава 21. Денежные выплаты (пособия) в связи с материнством, отцовством и детством
  • § 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения
  • § 2. Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
  • § 3. Единовременное пособие при рождении ребенка
  • § 4. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
  • § 5. Ежемесячное пособие на ребенка
  • Глава 22. Иные социальные пособия
  • § 1. Ежемесячные пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
  • § 2. Единовременные пособия и ежемесячные денежные компенсации при возникновении поствакциональных осложнений
  • § 3. Единовременные пособия при заражении вирусом иммунодефицита человека
  • § 4. Единовременные пособия вынужденным переселенцам
  • § 5. Единовременные пособия беженцам
  • § 6. Единовременные и ежемесячные пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы
  • § 7. Единовременные денежные пособия гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом
  • § 8. Единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот
  • § 9. Пособие на погребение
  • Глава 23. Компенсационные выплаты
  • § 1. Понятие и виды компенсационных выплат
  • § 2. Ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска, отпуска по уходу за ребенком до трех лет и женам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел
  • § 3. Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход
  • § 4. Компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденном отпуске без сохранения заработка, и учащимся на питание
  • Глава 24. Государственная социальная помощь
  • § 1. Государственная социальная помощь в связи с бедностью
  • § 2. Виды (формы) государственной социальной помощи
  • Глава 25. Обеспечение пострадавших на производстве и их семей
  • § 1. Введение в Российской Федерации обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • § 2. Основные виды обеспечения по страхованию
  • 1. Пособие по временной нетрудоспособности.
  • 2. Единовременные страховые выплаты.
  • 3. Ежемесячные страховые выплаты.
  • 4. Обеспечение в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного.
  • § 3. Назначение, выплата и адаптация страхового обеспечения
  • Раздел IV. Охрана здоровья граждан. Медицинская и лекарственная помощь Глава 26. Медицинская помощь и лечение
  • § 1. Медицинская помощь в системе охраны здоровья граждан и ее виды
  • § 2. Санаторно-курортное лечение
  • Глава 27. Лекарственная помощь
  • § 1. Правила обеспечения населения лекарственной помощью
  • § 2. Бесплатная лекарственная помощь
  • § 3. Лекарственная помощь со скидкой
  • Раздел V. Социальное обслуживание и льготы по системе социального обеспечения
  • Глава 28. Социальное обслуживание
  • § 1. Понятие социального обслуживания
  • § 2. Реабилитация, образование и обеспечение занятости инвалидов
  • § 3. Протезно-ортопедическая помощь и обеспечение инвалидов транспортными средствами
  • § 4. Социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях
  • § 5. Социальное обслуживание детей
  • Глава 29. Льготы по системе социального обеспечения
  • § 1. Понятие социальных льгот и их отличие от социального обслуживания
  • § 2. Дифференциация социальных льгот, их виды
  • Раздел VI. Нормы международных актов о социальном обеспечении
  • Глава 30. Международное правовое регулирование социального обеспечения
  • § 1. Понятие общепризнанных принципов и норм международного права. Международный опыт
  • М.Л. Захаров, э.Г. Тучкова

    Право социального обеспечения

    России

    в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

    обучающихся по юридическим специальностям

    2-е издание, исправленное и переработанное

    Издательство БЕК, 2002

    Рецензенты:

    А.И. Ставцева, доктор юрид. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ;

    Т.В. Иванкина, доктор юрид. наук, проф.

    Захаров М.Л., Тучкова Э.Г.

    Право социального обеспечения России: Учебник. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Издательство БЕК, 2002. - 560 с.

    Настоящий учебник - первый учебник по праву социального обеспечения России, сформировавшемуся практически заново в 1990-2001 гг.

    В учебнике рассматриваются проблемы становления и развития системы социального обеспечения в России, все узловые вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения граждан, обеспечения их социальными пособиями, компенсационными и страховыми выплатами, а также проблемы социального обслуживания в различных его видах.

    Учебник подготовлен в соответствии с программой курса «Право социального обеспечения» и методическими рекомендациями по его изучению, разработанными в Московской государственной юридической академии и на юридическом факультете Университета Российской академии образования. Его авторы - известные специалисты в данной области, доктора юридических наук, профессора М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова.

    Для аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров, работников органов социальной защиты населения, юридических и кадровых служб предприятий и профсоюзных организаций.

    Предисловие

    Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль сформировалось в общей системе права относительно недавно.

    В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время ее существование стало реальностью. В условиях, когда заново формируется российская государственная система социальной защиты населения, эта отрасль права приобретает особое значение. Ее нормы служат индикатором социальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике. Это обусловливает их чрезвычайную динамичность.

    Общественные отношения по социальному обеспечению по своей экономической природе являются распределительными. Через системы социального обеспечения распределяется весомая доля валового внутреннего продукта страны. Механизм такого распределения обусловлен характером экономических отношений, объективно диктующих те или иные способы финансирования социального обеспечения.

    В советский период бедность и безработица не признавались официальным основанием для социальной поддержки, а социальное страхование лишь декларировалось. Механизм финансирования мероприятий в сфере социального обеспечения был достаточно простым и понятным каждому. Он заключался в том, что в государственном бюджете предусматривались соответствующие статьи расходов на выплату пенсий, пособий, на социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов, детей в детских учреждениях. В теории советского права социального обеспечения соответствующие источники финансирования рассматривались как особая правовая категория - «фонды для нетрудоспособных». Однако в реальной жизни таких фондов, имеющих статус самостоятельных кредитно-финансовых систем строго целевого назначения, не существовало; это были бюджетные средства и право распоряжения ими являлось исключительной прерогативой органов исполнительной власти. Ситуация несколько изменилась лишь с введением государственного пенсионного страхования и социального страхования членов колхозов (1964 г.), с образованием особых внебюджетных централизованных союзных фондов - социального обеспечения и социального страхования колхозников. Но это не повлияло на исключительно централизованный, жестко нормируемый способ распределения средств по системе социального обеспечения. Этот способ распространялся на всю систему, включая пенсионное обеспечение в порядке государственного социального страхования. Он полностью игнорировал возможность соизмерения уровня пенсионного обеспечения с размерами страховых платежей. Такие платежи вносили лишь предприятия, учреждения, организации по установленным тарифам, уровень которых определялся государством с учетом главным образом доходности отрасли народного хозяйства и никак не влиял на уровень пенсионного обеспечения.

    Отличительная черта союзной системы социального обеспечения состояла также в том, что государство не ставило уровень социального обеспечения в зависимость от какого-либо социального стандарта, например от прожиточного минимума. Это давало возможность не фиксировать в общегосударственном масштабе «черту бедности», что априори означало отсутствие в советском государстве бедных как определенного социального слоя населения.

    Жесткое государственное нормирование всех видов социального обеспечения по принципу «разумной достаточности», определяемой государством без учета официально признанного стандарта уровня жизни, в итоге привело к тому, что финансирование расходов на социальное обеспечение осуществлялось по «остаточному принципу», замораживающему на долгие годы размеры минимальных и максимальных пенсий, пособий, норм расходов на содержание детей, престарелых и инвалидов в учреждениях социального обеспечения. В результате доля валового внутреннего продукта, приходящаяся на каждого по системе социального обеспечения, стала неуклонно снижаться.

    Таким образом, государство превратилось в гаранта равенства в бедности, предоставляя старым людям, инвалидам, семьям с детьми хотя и невысокий, но стабильный уровень социальной помощи и поддержки. Это способствовало социальной однородности общества, препятствовало расслоению населения по уровню доходов и, как следствие этого, породило удивительный феномен в психологии людей - иллюзию обеспеченной старости и «уверенности в завтрашнем дне».

    Именно эта черта советского социального обеспечения послужила основанием для теоретического постулата - об алиментарном характере общественных отношений по социальному обеспечению. Его авторы и сторонники как бы с вершин науки обосновывали социальную справедливость распределительной системы социального обеспечения по принципу уравнительности, видя в этом ее привлекательность, а не ущербность.

    Предлагаемый учебник является первым изданием, подготовленным в новой экономической, политической и социальной ситуации в России, когда общественные ожидания людей адресованы уже не государству «развитого социализма», а государству, взявшему курс на радикальное экономическое переустройство общества, которое в итоге должно позволить ему перейти к принципиально новому типу экономических отношений, а следовательно, и к концептуально иной национальной системе социальной защиты населения, к системе, гарантирующей каждому конституционное право на достойную жизнь.

    К сожалению, реальная ситуация на современном этапе в России такова, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существования, поистине трагическое. Крайне низкий уровень пенсионного обеспечения для подавляющего большинства старых и нетрудоспособных граждан, не гарантирующий даже физиологического минимума, необходимого для выживания человека, ничтожные размеры многих пособий и так называемых компенсационных выплат, убогий уровень социального обслуживания, создающие лишь иллюзию социальной защиты, превратили наиболее социально уязвимые слои населения в заложников экономических реформ в стране. Положение усугубляется также тем, что на фоне катастрофического обнищания населения создаются системы привилегированных пенсий, многообразных социальных льгот, главным образом для представителей всех структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает эту систему чрезвычайно дорогой для государства. Это, в свою очередь, приводит к финансовой необеспеченности реализации норм законов, адресованных всему населению, в связи с чем их действие фактически приостанавливается. Если общество не сможет переломить сложившуюся ситуацию, то нынешнее состояние социального обеспечения в России станет хроническим на многие десятилетия.

    Авторы учебника предприняли попытку переосмыслить ряд принципиальных положений, ранее сформулированных в теории советского права социального обеспечения, попытались найти убедительные аргументы для обоснования новых теоретических позиций, позволяющих с учетом международно-правового и зарубежного опыта выявить экономическую и правовую природу такого феномена гражданского общества, как социальное обеспечение, проследив основные исторические этапы его развития.

    На основе анализа новейшего российского законодательства о социальном обеспечении в учебнике рассматривается проблема формирования федеральной системы социального обеспечения России, важнейшим элементом которой является пенсионная система. Процесс формирования этой системы достаточно длительный и болезненный, ибо объективно обусловлен другим глобальным процессом - возрождением российской экономики и созданием в стране соответствующих условий для ее эффективного функционирования. Поскольку право лишь отражает внутреннюю логику экономических процессов, можно с уверенностью констатировать, что российское право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль в общей системе права, переживает на современном этапе свое второе рождение.

    Качественно новое содержание норм данной отрасли обусловлено также возрождением страховых начал в социальном обеспечении трудящихся. С принятием в середине 1999 г. Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» четко обозначились виды обязательного социального страхования, которые в ближайшем будущем станут элементами обособленной страховой подсистемы социального обеспечения в России.

    Пока не завершится процесс формирования федеральной системы социального обеспечения, нормы права социального обеспечения будут подвергаться постоянной трансформации. В то же время остается незыблемой истиной то, что нормы этой отрасли права адресованы всему населению, они сопровождают каждого человека с момента его рождения и до конца жизни, поскольку в основу возникновения правовых отношений в сфере социального обеспечения положены такие события, как рождение человека, его болезнь, инвалидность, старость, безработица, бедность, нуждаемость в социальной поддержке в силу многих обстоятельств, не зависящих от самого человека. В связи с этим каждому, а юристу тем более, необходимо знать законодательство о социальном обеспечении. Это позволит своевременно и в полной мере воспользоваться социальными правами и в случае необходимости грамотно их защитить.

    Авторы учебника надеются, что Россия, пережив трудные времена, сможет пополнить содружество подлинно цивилизованных, правовых и социальных стран, где права граждан в сфере социального обеспечения имеют первостепенное значение, как и права в иных сферах.

    К каждой главе учебника приводятся контрольные вопросы, ответы на которые помогут усвоить материал.

    В конце Общей части и к разделам Особенной части дается перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере социального обеспечения. К ним относятся международные акты, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Кроме того, приводятся отдельные нормативные правовые акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти. Эти акты располагаются в хронологическом порядке, с обозначением официального места их опубликования, поэтому при желании каждый может ознакомиться с содержанием соответствующего акта.

    Второе издание учебника исправлено и переработано. Ссылки на нормативные правовые акты приводятся по состоянию на 1 ноября 2001 г.

    Особенная часть

    Раздел I. Трудовой стаж

    Раздел II. Пенсионное обеспечение

    Раздел III. Социальные пособия, компенсационные выплаты, обеспечение по страхованию пострадавших на производстве и их семей

    Раздел IV. Охрана здоровья граждан. Медицинская и лекарственная помощь

    Раздел V. Социальное обслуживание и льготы по системе социального обеспечения

    Раздел VI. Нормы международных актов о социальном обеспечении

    Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. 2002.

    Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль сформировалось в общей системе права относительно недавно.

    В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время ее существование стало реальностью. В условиях, когда заново формируется российская государственная система социальной защиты населения, эта отрасль права приобретает особое значение. Ее нормы служат индикатором социальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике. Это обусловливает их чрезвычайную динамичность.

    Общественные отношения по социальному обеспечению по своей экономической природе являются распределительными. Через системы социального обеспечения распределяется весомая доля валового внутреннего продукта страны. Механизм такого распределения обусловлен характером экономических отношений, объективно диктующих те или иные способы финансирования социального обеспечения.

    В советский период бедность и безработица не признавались официальным основанием для социальной поддержки, а социальное страхование лишь декларировалось. Механизм финансирования мероприятий в сфере социального обеспечения был достаточно простым и понятным каждому. Он заключался в том, что в государственном бюджете предусматривались соответствующие статьи расходов на выплату пенсий, пособий, на социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов, детей в детских учреждениях. В теории советского права социального обеспечения соответствующие источники финансирования рассматривались как особая правовая категория — «фонды для нетрудоспособных». Однако в реальной жизни таких фондов, имеющих статус самостоятельных кредитно-финансовых систем строго целевого назначения, не существовало; это были бюджетные средства и право распоряжения ими являлось исключительной прерогативой органов исполнительной власти. Ситуация несколько изменилась лишь с введением государственного пенсионного страхования и социального страхования членов колхозов (1964 г.), с образованием особых внебюджетных централизованных союзных фондов — социального обеспечения и социального страхования колхозников. Но это не повлияло на исключительно централизованный, жестко нормируемый способ распределения средств по системе социального обеспечения. Этот способ распространялся на всю систему, включая пенсионное обеспечение в порядке государственного социального страхования. Он полностью игнорировал возможность соизмерения уровня пенсионного обеспечения с размерами страховых платежей. Такие платежи вносили лишь предприятия, учреждения, организации по установленным тарифам, уровень которых определялся государством с учетом главным образом доходности отрасли народного хозяйства и никак не влиял на уровень пенсионного обеспечения.

    Отличительная черта союзной системы социального обеспечения состояла также в том, что государство не ставило уровень социального обеспечения в зависимость от какого-либо социального стандарта, например от прожиточного минимума. Это давало возможность не фиксировать в общегосударственном масштабе «черту бедности», что априори означало отсутствие в советском государстве бедных как определенного социального слоя населения.

    Жесткое государственное нормирование всех видов социального обеспечения по принципу «разумной достаточности», определяемой государством без учета официально признанного стандарта уровня жизни, в итоге привело к тому, что финансирование расходов на социальное обеспечение осуществлялось по «остаточному принципу», замораживающему на долгие годы размеры минимальных и максимальных пенсий, пособий, норм расходов на содержание детей, престарелых и инвалидов в учреждениях социального обеспечения. В результате доля валового внутреннего продукта, приходящаяся на каждого по системе социального обеспечения, стала неуклонно снижаться.

    Таким образом, государство превратилось в гаранта равенства в бедности, предоставляя старым людям, инвалидам, семьям с детьми хотя и невысокий, но стабильный уровень социальной помощи и поддержки. Это способствовало социальной однородности общества, препятствовало расслоению населения по уровню доходов и, как следствие этого, породило удивительный феномен в психологии людей — иллюзию обеспеченной старости и «уверенности в завтрашнем дне».

    Именно эта черта советского социального обеспечения послужила основанием для теоретического постулата — об алиментарном характере общественных отношений по социальному обеспечению. Его авторы и сторонники как бы с вершин науки обосновывали социальную справедливость распределительной системы социального обеспечения по принципу уравнительности, видя в этом ее привлекательность, а не ущербность.

    Предлагаемый учебник является первым изданием, подготовленным в новой экономической, политической и социальной ситуации в России, когда общественные ожидания людей адресованы уже не государству «развитого социализма», а государству, взявшему курс на радикальное экономическое переустройство общества, которое в итоге должно позволить ему перейти к принципиально новому типу экономических отношений, а следовательно, и к концептуально иной национальной системе социальной защиты населения, к системе, гарантирующей каждому конституционное право на достойную жизнь.

    К сожалению, реальная ситуация на современном этапе в России такова, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существования, поистине трагическое. Крайне низкий уровень пенсионного обеспечения для подавляющего большинства старых и нетрудоспособных граждан, не гарантирующий даже физиологического минимума, необходимого для выживания человека, ничтожные размеры многих пособий и так называемых компенсационных выплат, убогий уровень социального обслуживания, создающие лишь иллюзию социальной защиты, превратили наиболее социально уязвимые слои населения в заложников экономических реформ в стране. Положение усугубляется также тем, что на фоне катастрофического обнищания населения создаются системы привилегированных пенсий, многообразных социальных льгот, главным образом для представителей всех структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает эту систему чрезвычайно дорогой для государства. Это, в свою очередь, приводит к финансовой необеспеченности реализации норм законов, адресованных всему населению, в связи с чем их действие фактически приостанавливается. Если общество не сможет переломить сложившуюся ситуацию, то нынешнее состояние социального обеспечения в России станет хроническим на многие десятилетия.

    Авторы учебника предприняли попытку переосмыслить ряд принципиальных положений, ранее сформулированных в теории советского права социального обеспечения, попытались найти убедительные аргументы для обоснования новых теоретических позиций, позволяющих с учетом международно-правового и зарубежного опыта выявить экономическую и правовую природу такого феномена гражданского общества, как социальное обеспечение, проследив основные исторические этапы его развития.

    На основе анализа новейшего российского законодательства о социальном обеспечении в учебнике рассматривается проблема формирования федеральной системы социального обеспечения России, важнейшим элементом которой является пенсионная система. Процесс формирования этой системы достаточно длительный и болезненный, ибо объективно обусловлен другим глобальным процессом — возрождением российской экономики и созданием в стране соответствующих условий для ее эффективного функционирования. Поскольку право лишь отражает внутреннюю логику экономических процессов, можно с уверенностью констатировать, что российское право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль в общей системе права, переживает на современном этапе свое второе рождение.

    Качественно новое содержание норм данной отрасли обусловлено также возрождением страховых начал в социальном обеспечении трудящихся. С принятием в середине 1999 г. Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» четко обозначились виды обязательного социального страхования, которые в ближайшем будущем станут элементами обособленной страховой подсистемы социального обеспечения в России.

    Пока не завершится процесс формирования федеральной системы социального обеспечения, нормы права социального обеспечения будут подвергаться постоянной трансформации. В то же время остается незыблемой истиной то, что нормы этой отрасли права адресованы всему населению, они сопровождают каждого человека с момента его рождения и до конца жизни, поскольку в основу возникновения правовых отношений в сфере социального обеспечения положены такие события, как рождение человека, его болезнь, инвалидность, старость, безработица, бедность, нуждаемость в социальной поддержке в силу многих обстоятельств, не зависящих от самого человека. В связи с этим каждому, а юристу тем более, необходимо знать законодательство о социальном обеспечении. Это позволит своевременно и в полной мере воспользоваться социальными правами и в случае необходимости грамотно их защитить.

    Авторы учебника надеются, что Россия, пережив трудные времена, сможет пополнить содружество подлинно цивилизованных, правовых и социальных стран, где права граждан в сфере социального обеспечения имеют первостепенное значение, как и права в иных сферах.

    К каждой главе учебника приводятся контрольные вопросы, ответы на которые помогут усвоить материал.

    В конце Общей части и к разделам Особенной части дается перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере социального обеспечения. К ним относятся международные акты, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Кроме того, приводятся отдельные нормативные правовые акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти. Эти акты располагаются в хронологическом порядке, с обозначением официального места их опубликования, поэтому при желании каждый может ознакомиться с содержанием соответствующего акта.

    Второе издание учебника исправлено и переработано. Ссылки на нормативные правовые акты приводятся по состоянию на 1 ноября 2001 г.

    Заключение

    Проведенное исследование показало, что компенсационные выплаты дополняют систему пособий. Появление в российском законодательстве нового вида социального обеспечения - компенсаций, вызвано необходимостью преодоления ряда негативных последствий перехода к рыночным отношениям, связанных, прежде всего, с резким снижением уровня жизни неработающих граждан, принятием государством дополнительных мер, направленных на их социальную защиту.

    Компенсационные выплаты довольно сложно отграничить от пособий. И пособия, и компенсации представляют собой денежные выплаты. Однако если пособия устанавливаются федеральным законом, как требует Конституция РФ, то компенсации вводятся и законами, и подзаконными актами: указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

    Институт компенсации есть в трудовом праве (компенсация расходов на проезд к месту командировки, компенсация за неиспользованный отпуск и др.), в гражданском праве (компенсация морального вреда, компенсации по вкладам и др.). Но компенсационные выплаты в праве социального обеспечения отличаются от компенсаций, предусмотренных другими отраслями законодательства, тем, что условием их назначения и выплаты является наступление социальных рисков (рождение и воспитание детей, уход за нетрудоспособным лицом и др.).

    Компенсационные выплаты можно классифицировать по периодичности выплаты на единовременные, ежегодные и ежемесячные.

    По получателям выплат компенсации можно классифицировать на компенсации гражданам: пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф; осуществляющим уход за нетрудоспособным лицом; имеющим детей, и др.

    Список используемых источников

    1. Конституция Российской Федерации: официальный текст. - М.: Айрис Пресс, 2008. - 62 с.

    2. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14.

    3. ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.07.2008). РГ. № 247. 20.12.2001.

    4. ФЗ РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 24.07.2009). РГ. № 99. 24.05.1995.

    5. ФЗ РФ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004). РГ. № 139. 21.07.1999.

    6. ФЗ РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004). РГ. № 150. 04.08.1995.

    7. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (1 ч.). Ст. 4920.

    8. Указ Президента РФ от 30 мая 1994 г. N 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» // Собрание законодательства РФ. 1994. N 6. Ст. 589.

    9. Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 51. Ст. 5547.

    10. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 2013. С. 108 - 109.

    11. Васильева Ю.В. Пенсионное право Российской Федерации. Пермь, 2010. С. 19 - 31.

    12. Гонтмахер, Е. Эволюция системы социальной поддержки населения / Е. Гонтмахер, В. Трубин. // Проблемы теории и практики управления. 2012. №6. С. 24-27.

    13. Гусева Т.С. Правовая природа компенсационных выплат в праве социального обеспечения Социальное и пенсионное право. 2011. N 3. С. 11 - 13.

    14. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2014. С. 447.

    15. Кобзева, С.И. Источники права социального обеспечения России: монография / С.И. Кобзева. - М.: Проспект, 2009. - 246 с.

    16. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова, А.М. Лушников. М., 2009. С. 461 - 463.

    17. Право социального обеспечения России: сборник нормативных правовых актов / Под ред. проф. Э.Г. Тучковой. - М.: Проспект, 2009. - 640 с.

    18. Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2012. С. 8 - 10.

    19. Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2012. С. 560 - 561.

    20. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М., 2012. С. 304.

    21. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2014. - 328 с.

    22. Право социального обеспечения: Учебное пособие / Под ред. К.В. Добромыслова, Е.Е. Мачульской. - М.: Новый диск, 2013. - 256 с.

    23. Пыхно Н.А. Льготы как регулирующий механизм права социального обеспечения // Материалы Международной научно-практической конференции «Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. Практика применения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении». М., 2013. С. 633.

    24. Силакова, О. Социальное обеспечение гарантировано основным Законом РФ / О. Силакова. // Власть судебная. 2012. № 2 (12). С. 62-66.

    25. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Издательство: Дашков и Ко, 2009. - 448 с.

    26. Челнокова, Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России / Г.Б. Челнокова. - М.: Проспект, 2011. - 104 с.

    27. Шайхатдинов, В.Ш. Социальное обеспечение - на уровень правового государства / В.Ш. Шайхатдинов. // Правовое государство: теория и практика. Общественно-политический и научно-правовой журнал. 2012. № 2. С. 12-20.