Перечень федеральных органов исполнительной власти рф. Федеральные органы государственной власти россии - особенности, описание и история. Судебные органы власти

Лучший Евро в истории сборной России

В день открытия Евро-2012 "Чемпионат.com" завершает серию статей по истории первенств Европы. Сегодня вспоминаем турнир 2008 года, на котором сборная России умудрилась дойти до полуфинала.

ВСЕ ХОТЕЛИ ЕВРО

На проведение первенства Европы-2008 было подано 10 заявок, в которых фигурировали 13 стран. Дело в том, что три заявки оказались совместными: они поступили от Австрии и Швейцарии, Турции и Греции, Хорватии и Боснии и Герцеговины. Предварительную заявку также подала Россия, но быстро отказалась от дальнейшей борьбы, поскольку собиралась претендовать на проведение чемпионата мира-2018.

В своеобразный финал соискателей вышли заявки Венгрии, Австрии и Швейцарии, Греции и Турции. Победила, как и предсказывалось заранее, австро-швейцарская заявка. Таким образом, спустя восемь лет чемпионат Европы вновь предстояло провести двум странам.

Что же касается регламента Евро-2008, то наконец-то были отменены «золотой» и «серебряный» голы (первый действовал на турнирах 1996 и 2000 года, второй – на турнире 2004 года). Не понадобились и стыковые матчи на отборочном этапе. Путёвок, с учётом, что Швейцария и Австрия на правах хозяев попадали в финал напрямую, разыгрывалось 14. Поэтому было решено сделать 7 групп по 7-8 команд и в финал допускать сборные, занявшие первые и вторые места.

Чемпионат Европы – 2008. Финал

Германия – Испания – 0:1 (0:1)
29 июня 2008 года. Вена. Стадион «Эрнст Хаппель». 51 428 зрителей.
Судья: Р.Розетти (Италия).
Германия: Леманн, Фридрих, Мертезакер, Метцельдер, Лам (Янсен, 46), Швайнштайгер, Фрингс, Хитцльшпергер (Кураньи, 58), Баллак, Подольски, Клозе (Гомес, 79).
Испания: Касильяс, Серхио Рамос, Марчена, Пуйоль, Капдевилья, Иньеста, Сенна, Хави, Фабрегас (Хаби Алонсо, 63), Давид Сильва (Касорла, 66), Фернандо Торрес (Гуиса, 78).
Гол: 0:1 Фернандо Торрес (33).
Предупреждения: Баллак, Касильяс, Фернандо Торрес, Кураньи.

СПАСИБО, ХОРВАТИЯ!

В отборочный цикл Евро-2008 сборная России вступила под руководством иностранного тренера – Гуса Хиддинка. Нидерландец сменил Юрия Павловича Сёмина, который не сумел вывести нашу команду в финал ЧМ-2006. Правда, весной 2006 года российская сборная провела два контрольных поединка, в которых ею руководил Александр Бородюк.

Свой поход на Евро Россия начала с домашних ничьих с Хорватией (0:0) и Израилем (1:1), что, конечно же, не могло поднять настроение болельщикам. Впрочем, определённую надежду вселял блёклый старт Англии, не сумевшей дома забить гол Македонии (0:0), а затем проигравшей на выезде Хорватии (0:2). Тем паче что вторую серию отборочных матчей в 2006 году команда Хиддинка провела куда успешнее, с одинаковым результатом 2:0 переиграв дома Эстонию, а в гостях Македонию.

В марте 2007 года победная поступь россиян продолжилась в Эстонии – и вновь был зафиксирован счёт 2:0. А вот англичане опять допустили осечку – на этот раз в Израиле (0:0). Разобравшись дома с Андоррой, Россия добыла стратегически важную ничью в Хорватии (0:0), а уже осенью во второй раз переиграла Македонию – 3:0 . Таким образом, всё пришло к тому, что судьба второго места должна была решиться в противостоянии россиян и британцев.

В Лондоне сильнее оказались родоначальники футбола – 3:0. Однако результат не был смертельным для россиян. С одной стороны, преимущество Англии перед нашей командой выросло до пяти очков. Но у России оставался матч в запасе, так что, если в ответной встрече подопечные Хиддинка брали у британцев реванш, по потерянным очкам они бы выходили на вторую позицию.

Состоявшийся 17 октября в «Лужниках» «Матч года», как его справедливо окрестили СМИ, Россия – Англия доставил массу переживаний. Открыл счёт Уэйн Руни. Но во втором тайме Роман Павлюченко реализовал пенальти за фол на Константине Зырянове, а затем он же добил в сетку мяч, неудачно парированный голкипером гостей. 2:1!

Теперь оставалась самая «малость»: выиграть в Израиле и победить в гостях Андорру. Здесь-то и случился конфуз: на Земле Обетованной россияне пропустили гол в начале матча, на 10-й минуте, в середине второго тайма восстановили равновесие, а в компенсированное время, пойдя вперёд, зевнули контратаку и уступили 1:2. Теперь Англии достаточно было сыграть дома вничью с обеспечившей себе первое место Хорватией, и второе место было у неё в кармане, поскольку при равном количестве набранных очков она имела преимущество перед нашей командой по дополнительным показателям.

Но помощь пришла, откуда не ждали. Хорватам, видимо, захотелось достойно сыграть на переполненном «Уэмбли» и уже к 14-й минуте они вели 2:0! Хозяева поля к 65-й минуте дефицит в два мяча ликвидировали, но вскоре пропустили третий гол. В такой исход никто по большому счёту не верил . В том числе и наши футболисты, параллельно игравшие в Андорре. Забавно было смотреть, как россияне, а их матч завершался чуть позже, узнав, что Хорватия выиграла на «Уэмбли» 3:2, принялись в оставшиеся 3-4 минуты удерживать скромный (1:0) победный результат в поединке с «карликом» мирового футбола.

ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ РОССИИ

Вместе с Хорватией и Россией путёвки в финал Евро-2008 заработали Польша, Португалия, Италия, Франция, Греция, Турция, Чехия, Германия, Испания, Швеция, Румыния и Нидерланды. Перед жеребьёвкой финальной части они были распределены по четырём корзинам – в зависимости от коэффициента УЕФА. Однако при этом было принято достаточно спорное решение автоматом отправить в первую корзину носившую титул чемпиона континента Грецию, а также команды хозяев – Австрию и Швейцарию. Сразу стало понятно, что та группа, в которую попадёт из первой корзины сборная Нидерландов, и окажется «группой смерти», а та, куда угодит Австрия, наверняка будет самой слабой. Отметим, что Россия оказалась в этом распределении самой последней – при равном коэффициенте с Турцией она уступила ей по дополнительным показателям (выступление в квалификации Евро-2008) и расположилась на дне четвёртой корзины.

Бомбардиры финального турнира:
Давид Вилья (Испания) – 4 мяча.

Символическая сборная:
вратари – Д.Буффон (Италия), Касильяс (Испания), ван дер Сар (Нидерланды);
защитники – Ф.Лам (Германия), Марчена, Пуйоль (оба – Испания), Жирков (Россия), Босингва, Пепе (оба – Португалия);
полузащитники – Хамит Алтынтоп (Турция), Л.Модрич (Хорватия), Маркос Сенна, Хави, Фабрегас, Иньеста (все – Испания), Зырянов (Россия), Баллак, Подольски (оба - Германия), Снейдер (Нидерланды);
нападающие – Аршавин, Павлюченко (оба – Россия), Фернандо Торрес, Давид Вилья (оба – Испания).

Не повезло угодить в одну группу с Нидерландами Италии и Франции (четвёртыми там стали румыны) и, напротив, подфартило очутиться вместе с Австрией Германии. В соперники же сборной России достались Швеция, Греция и Испания. Испанцы считались фаворитами, три остальные команды, включая нашу, представлялись приблизительно равными по силам.

Свой первый матч на Евро-2008 подопечные Хиддинка провели с испанцами и благополучно им проиграли – 1:4 . Постаревшие же на четыре года чемпионы Европы греки уступили 0:2 Швеции. Во втором туре россияне встречались с греками и благодаря голу Константина Зырянова, забитого с отличного паса Сергея Семака, победили 1:0 в игре, больше напоминавшей ничейную. Испанцы же на 90+2-й минуте дожали шведов – 2:1.

Ситуация сложилась так, что в заключительном матче группового турнира нашим обязательно надо было побеждать скандинавов. И они выполнили свою задачу – взяли верх 2:0, стараниями Романа Павлюченко и Андрея Аршавина забив по одному мячу в каждом из таймов . Это было, по сути, историческое событие, ведь после обретения независимости сборная России ни на одном из предыдущих футбольных форумов – первенствах мира и Европы – в плей-офф не проходила.

В группе А стоило отметить два факта. Последнее место отлично выглядевшей в квалификации Чехии и третье место одной из хозяек Евро Швейцарии. Путёвки в четвертьфинал здесь получили Турция и Португалия.

В группе В уверенно выступил наш «добрый ангел» Хорватия, обыгравший всех своих соперников – включая Германию. Немцам же пришлось понервничать, ибо билет в плей-офф они добывали в непростом очном противостоянии с другим хозяином чемпионата Европы - Австрией, несмотря на недостаток класса во всех матчах бившейся до последних сил.

Лишними в «группе смерти» оказались безобразно выглядевшие французы. Начав ничьей с румынами (0:0), они были нокаутированы Нидерландами (1:4) , а потом уступили Италии – 0:2 . В свою очередь, «скуадра адзурра» с большим трудом заняла вторую строчку. Перед заключительным туром у итальянцев было одно очко, у Румынии два и матч с немотивированными уже нидерландцами. Но резервный состав оранжевых на радость Италии победил 2:0.

ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО

В 1/4 финала сборной России предстояло сыграть с Нидерландами, шедшими на турнире без потерь: основой разгромившими Италию (3:0) и Францию (4:1), а дублёрами победившими Румынию (2:0). Нетрудно себе представить, что шансы россиян на успех в борьбе с оранжевыми считались невысокими.

Но футбол есть футбол. То, что понятно на бумаге, не всегда воплощается на поле. Сборная России вышла к четвертьфиналу на пик своей физической формы, а вот Нидерланды, решившие в третьем матче группового этапа дать передохнуть своим звёздам, попросту выбились из ритма. И ведь не скажешь, что тренерский штаб оранжевых допустил методическую ошибку. Универсального рецепта, что в подобной ситуации лучше – дать основным игрокам перевести дух или всё-таки выпустить их на поле, – не существует. Всё слишком индивидуально.

На фоне высочайших скоростей сборной России нидерландцы выглядели тихоходами. Наши опережали их в подавляющем большинстве эпизодов и, если бы не гол со стандарта, забитый на 86-й минуте Рудом ван Нистелроем, должны были побеждать в основное время. Впрочем, в компенсированное время характер поединка не изменился: после отменного прохода Андрея Аршавина мяч в сетку ворот нидерландцев переправил Дмитрий Торбинский, а затем уже отличился сам Аршавин, получивший голевой пас от Александра Анюкова, вводившего мяч из аута. 3:1! Сборная России в полуфинале! Результат, о котором до старта Евро большинство поклонников футбола и специалистов даже не мечтало. Отметить историческую победу, по данным ГУВД, вышли на улицы Москвы около 700 тысяч болельщиков .

ВТОРОЙ ТИТУЛ ИСПАНИИ

Помимо матча с участием подопечных Хиддинка на стадии четвертьфиналов запомнился поединок Португалия – Германия , победу в котором со счётом 3:2 одержали немцы. Фантастическая развязка случилась в противостоянии Хорватия – Турция . Хорваты открыли счёт на 119-й минуте, но судья накинул пару минут к 120, и за несколько секунд до финального свистка турки ушли от поражения, а потом лучше исполнили серию пенальти. Точнее говоря, хорваты, расстроенные упущенной победой, не сумели как следует настроиться на пробитие 11-метровых ударов и не реализовали три попытки из четырёх – пятая им уже не потребовалась. Серия пенальти назвала победителя матча Испания – Италия . Здесь после нулей в основное и дополнительное время верх взяли испанцы – 4:2.

В полуфинале России опять пришлось сражаться с Испанией - во второй раз на чемпионате. Соперник снова был сильнее: продержавшись 50 минут, команда Гуса Хиддинка пропустила три мяча . Да и в целом было заметно, что наши миновали свой максимум, пришедшийся на игру с Нидерландами.

Яркой получилась полуфинальная дуэль Германии и Турции. Турки недолго вели 1:0, затем проигрывали 1:2, на 86-й минуте восстановили равновесие, но на 90-й пропустили третий мяч и, согласно регламенту, вместе со сборной России завоевали бронзу. Напомним, что матчи за третье место были отменены на первенствах Европы ещё в 1984 году.

Решающий же поединок за титул чемпиона надежд на яркую игру не оправдал. Энергии на финал немецкой сборной не хватило – всё-таки турнирная дорога оказалась у неё чуть посложнее, чем у Испании. Судьбу чемпионского титула решил гол Фернандо Торреса, забитый на 33-й минуте . Сборная Испании во второй раз в своей истории стала лучшей на континенте, а Германия упустила возможность довести суммарное количество побед на Евро до четырёх.

Чемпионат Европы - 2008. Результаты матчей

1/4 финала
Россия - Нидерланды - 3:1 д.в.
Португалия - Германия - 2:3
Хорватия - Турция - 1:1, пенальти 1:3
Испания - Италия - 0:0, пенальти - 4:2.

1/2 финала
Испания - Россия - 3:0
Германия - Турция - 3:2.

Финал
Испания - Германия - 1:0.

Обращаем ваше внимание на то, что администрация проекта «Чемпионат.com» не несёт ответственности за содержание видео, взятого из сервисов обмена, показа и трансляции видео. Указанные файлы не размещаются на сайте «Чемпионат.com» и могут быть найдены в свободном доступе на других интернет-сайтах. Мы не гарантируем качества трансляции и не несём ответственности за действия пользователей на предлагаемых сайтах. Использование данных файлов производится на собственный риск посетителей. Авторские права на использование данного видео в Интернете принадлежат пользователям или владельцам сайтов сервисов обмена, показа и трансляций видео в соответствии с пользовательским соглашением.

В Российской Федерации федеральные органы государственной власти - это высшие органы власти. Федеральная власть состоит из трех ветвей: исполнительной, законодательной и судебной. К этим органам власти относится также и Президент.

Что собой представляют федеральные государственные органы

В России лидирующие позиции во властных структурах имеет Президент. Он является верхушкой федеральной власти, являясь одновременно гарантом Конституции, главой государства и основным связующим звеном между ветвями власти. При этом он не принадлежит ни к одной из них.

Органы законодательной власти состоят из Совета Федерации и Государственной Думы. Совместно они образуют Федеральное собрание. Оно является составителем законов, которые должны исполняться на всей территории страны.

Исполнительная власть образована федеральными государственными органами исполнительной власти. В их полномочия входит издание постановлений, решений и прочих актов подзаконного характера. Главным органом исполнительной власти в России является Правительство России. Ему подчиняются отраслевые подразделения исполнительной власти: федеральные службы, министерства, агентства и их территориальные представительства. Все эти органы утверждаются Президентом России.

Судебная власть объединяет федеральные суды. Это Верховный суд России, Конституционный суд России и прочие федеральные органы. В их обязанность входит обеспечение правосудия.

К федеральным государственным органам РФ не относят Центральный банк.

Президент России

Президент России обладает перечнем полномочий, отличающимся от такового в других странах. Президентская власть в России выделяется в особую категорию власти. В нашей стране у Президента более широкие властные полномочия. Они прописаны в Конституции РФ, а прохождение выборов регулируется Федеральным законом 19-Ф3 "О выборах Президента".

Глава РФ опирается на приближенные к нему властные органы. Одним из них является Совет безопасности РФ. Он влияет на внутреннюю и внешнюю политику государства и занимается национальной безопасностью. Руководит этой структурой также Президент. Он является председателем Совета безопасности. СБ проводит заседания, на которых все решения принимаются путем голосования, после чего заверяются протоколом и подписываются Президентом.

Также Совет безопасности проводит совещания. Они проходят раз в неделю с участием председателя. В качестве рабочих органов выступают межведомственные комиссии. Состав этих комиссий утверждается секретарем Совета безопасности. Членов Совета утверждает Президент.

Другой такой структурой является Государственный совет РФ. Этот орган призван помочь Президенту в реализации своих полномочий в вопросах взаимодействия органов госвласти. Госсовет проводит заседания. Они проходят 1 раз в 3 месяца. Принимаемые решения имеют характер рекомендаций. Госсовет может быть инициатором создания рабочих групп, куда могут быть привлечены ученые и другие специалисты.

Основные функции Президента РФ

Круг функций высшего должностного лица страны:

  • Служить гарантом Конституции, обеспечения свобод и прав граждан.
  • Обеспечивать скоординированность в действиях органов государственной власти.
  • Поддерживать суверенитет Российской Федерации.
  • Определять приоритеты во внутренней и внешней политике государства.
  • Принимать участие от лица страны в международных встречах, форумах, отношениях.

Охрана Конституции и ее неукоснительное соблюдение является одним из основных направлений деятельности Президента.

Федеральное собрание

Федеральное собрание является законодательным органом и принимает законы федерального уровня. Оно состоит из Госдумы и Совета Федерации. Государственная Дума включает 450 депутатов от разных фракций, которые избираются во время общероссийских выборов. В Совет Федерации входит 178 законодателей. В его состав включены представители всех субъектов РФ.

Государственная Дума работает отдельно от Совета Федерации.

Одной из главных задач Федерального собрания является утверждение бюджета страны, который подготавливается Правительством РФ. При этом Дума занимается рассмотрением бюджета, который затем в форме федерального закона направляется на утверждение в Совет Федерации.

Специфической особенностью полномочий Государственной Думы является принятие различных федеральных законов. Этот процесс обычно проходит в 3 этапа, которые называются чтениями. На первом происходит общее обсуждение проекта закона и концептуальных аспектов. На втором производится более детальный разбор всех статей законопроекта. На третьем этапе осуществляется голосование за или против принятия обсуждаемого закона. Вносить какие-либо изменения в закон на этом этапе уже нельзя.

Чтобы закон был принят, за него должно проголосовать больше 50% депутатов. Если же принимается конституционный закон, то эта цифра выше - как минимум 2/3 от числа участников.

После принятия Государственной Думой закон должен быть утвержден Советом Федерации, и только в этом случае он приобретает законную силу. Недостаточно проработанный или неуместный в текущей ситуации закон может быть отклонен. Для одобрения закона Советом Федерации необходима его поддержка большинством (более половины) членов палаты. Если же Совет Федерации в течение двух недель не рассмотрит данный закон, то он принимается автоматически, за исключением законов особой важности.

Государственная Дума может инициировать досрочную отставку Президента, и если эта инициатива будет одобрена Советом Федерации, то глава страны будет обязан сложить свои полномочия. В качестве основания для отставки может быть намеренное вредительство, шпионаж, взятки, вопиющее превышение должностных полномочий, военные преступления и т. д.

Правительство РФ

Правительство относится к исполнительной ветви органов федеральной государственной службы и состоит из председателя, заместителей председателя и министров. Правительство ответственно за разработку федерального бюджета страны, проект которого вносится для одобрения в Государственную Думу. Оно может принимать решения по части федеральных расходов, в том числе касающихся социальной сферы.

Основные направления работы Правительства

Круг обязанностей Правительства:

Судебные органы власти

В Российской Федерации федеральные органы государственной власти включают и судебную систему. Главной их задачей является обеспечение правосудия. Основными ветвями федеральной судебной системы страны являются: Верховный суд, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.

Заключение

Таким образом, федеральные государственные органы России являются компонентами исполнительной, законодательной и судебной властей. Каждый из них наделен своими индивидуальными полномочиями и выполняет предписанные ему Конституцией функции.

Федеральное агентство разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основные функции правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом. Статус федеральных агентств упорядочен в 2004 в… … Википедия

Органы власти, осуществляющие властные полномочия на федеральном уровне. Россия В соответствии с Конституцией РФ власть представлена тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная власть в РФ представлена высшим … Википедия

Система федеральных органов исполнительной власти образована в 2004 г. В нее входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Позднее в нее были включены государственные комитеты. Конкретный перечень ф.о.и.в.… … Большой юридический словарь

В США агентства федерального правительства, учрежденные для предоставления кредитов различным организациям: ссудо сберегательным ассоциациям, небольшим коммерческим компаниям и т.д. По английски: Federal credit agencies См. также: Федеральные… … Финансовый словарь

Федеральные органы исполнительной власти - (англ. federal executive bodies) в РФ органы, исполнительной власти, осуществляющие исполнительную власть в от имени Федерации в соответствии с их компетенцией. В систему Ф.о.и.в. входят … Энциклопедия права

В США организации, регулирующие деятельность ссудо сберегательных ассоциаций и предоставляющие им кредиты. По английски: Federal Home Loan Banks См. также: Федеральные кредитные агентства Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Федеральные кредитные агентства - Агентства федерального правительства, учрежденные для предоставления кредитов различным организациям, таким как ссудно сберегательная ассоциация, небольшие коммерческие компании, и частным лицам, например, студентам, фермерам и экспортерам … Инвестиционный словарь

В статье представлен список федеральных органов исполнительной власти России, действующих после проведения административной реформы 2004 г., и их руководителей (кроме министерств и министров, которые по должности входят в состав Правительства… … Википедия

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - обобщенное наименование органов исполнительной власти РФ, используемое Конституцией и другими нормативными актами РФ. В соответствии с Указом Президента РФ О системе федеральных органов исполнительной власти от 14 августа 1996 г. (с последующими… … Энциклопедический словарь конституционного права

Федеральная служба разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере. Статус федеральных служб упорядочен в 2004 в результате административной… … Википедия

Государственное устройство России имеет три уровня пуб­личной (народной) власти: федеральный центр, субъекты РФ, местное самоуправление. Каждый уровень обладает собственной исключительной компетенцией, вторгаться в которую органы иного уровня власти не вправе. Кроме того, государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и су­дебную. Органы каждого вида власти самостоятельны*.

* Основоположники теории разделения властей Дж. Локк (Англия) и Ш. Мон­тескье (Франция) исходят из того, что абсолютная власть портит человека и необходимо ограничение любой власти. Законодательная власть должна принад­лежать народу и аккумулировать его волю, а исполнительная - монарху.

Принцип разделения властей широко распространен в мире, хотя и проявля­ется в каждом случае специфически.

Так, в Англии с 30-х годов XIX в. парламент (палата общин) и исполнитель­ная власть функционируют в единстве: парламентское большинство формирует правительство, министры назначаются из числа депутатов и остаются ими в министерской должности.

В СССР существовали все ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная), действовавшие под руководством КПСС. Но советская власть была единой, исполнительная власть формировалась представительной властью, т.е. эти ветви власти не были самостоятельными.

Государственную власть осуществляют Президент РФ, Феде­ральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, органы государственной власти субъектов РФ (рис. 2.1).

Президент Российской Федерации является главой государст­ва, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражда­нина. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет ос­новные направления внутренней и внешней политики государст­ва, представляет Россию внутри страны и в международных от­ношениях, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.

Рис. 2.1. Структура федеральных органов власти

Президент РФ юридически не входит в систему ни одной ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной), он как бы возвышается над властными институтами, осуществляет взаимодействие между ними и при принятии решений руковод­ствуется общей волей, т.е. волей большинства избирателей.

Президент РФ назначает высших должностных лиц государ­ства, в том числе председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы), заместителей председателя Правитель­ства РФ и федеральных министров; назначает выборы Государ­ственной Думы, референдум; подписывает и обнародует феде­ральные законы; издает указы и распоряжения; является Вер­ховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и вы­полняет другие общегосударственные функции.

Президент РФ применяет согласительные процедуры в случае разногласий между органами власти, он вправе приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции, федеральным законам, междуна­родным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека до решения этого вопроса соответствующим судом.

При Президенте РФ функционируют органы, обеспечи­вающие проведение им внутренней и внешней государственной политики. Аппаратом для осуществления функций главы госу­дарства являетсяАдминистрация Президента РФ. Она действу­ет на правах государственного органа управления. В составе Администрации - самостоятельные подразделения, должност­ные лица. Образованы советы по направлениям деятельности. Основными обязанностями Администрации Президента РФ являются непосредственное обслуживание, курирование феде­рального уровня, работа с регионами, международная полити­ка. Администрация контролирует исполнение указов, проводит политику Президента РФ.

Советы в Администрации Президента РФ являются посто­янно действующими консультативными органами. Они инфор­мируют Президента РФ о процессах, происходящих в той или иной сфере, и обеспечивают взаимодействие Президента РФ с организациями и деятелями данной сферы. Организационное обеспечение деятельности каждого Совета осуществляет Главное управление внутренней политики Президента РФ. Решения Сове­та носят рекомендательный характер и направляются Президен­ту РФ, соответствующим органам государственной власти Рос­сийской федерации и субъектов РФ.

Федеральное Собра­ние

Представительным и законодательным органом Российской Федерации является постоянно действующееФедеральное Собра­ние - парламент Российской Федерации, состоящий из двух па­лат - Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федера­ции образуют по два представителя от каждого субъекта РФ (по одному от представительного и исполнительного органов власти). Государственная Дума избирается на четыре года в составе 450 депутатов, которые работают на профессиональной основе.

Совет Федерации и Государственная Дума формируют коми­теты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парла­ментские слушания. Для осуществления контроля за исполнени­ем федерального бюджета парламент образует Счетную палату.

Парламент призван выражать мнение народа, обеспечивать реализацию требований Конституции и создавать юридическую базу правового государства. Главным критерием эффективности работы парламента служат качество и. своевременность принимаемых законов.

В практике западных демократий парламент контролирует пра­вительство, ограничивает рамки его деятельности. В парламенте деятельность правящей партии находится под постоянным на­блюдением оппозиции, которая хотя в целом лояльна и ответст­венна, но всегда готова бросить вызов правительственной пар­тии на выборах. Правящая партия в свою очередь осознает воз­можность перехода в оппозицию.

Члены парламента обязаны вести себя в соответствии с при­нятым кодексом поведения. Им запрещено активное лоббиро­вание интересов непарламентских структур в расчете на возна­граждение.

Парламент формируется на основе избирательного права. Различают два вида избирательной системы.

1. Мажоритарная - депутаты избираются по одному от каж­дого округа, на которые разбита страна (США, Великобритания).

2. Пропорциональная - выборы проводятся по партийным спискам и места делятся в соответствии с поданными за каждый из них голосами избирателей (континентальная Европа).

Первую называют англосаксонской, она присуща классиче­ской демократии; для нее характерна 2-3-партийная система. Партия-победительница управляет страной, проигравшая со­ставляет оппозицию, извлекая уроки из поражения. Страны с мажоритарной системой наиболее устойчивы к авторитаризму. При пропорциональной системе избиратели голосуют за спи­сок без конкретных имен. Будущие депутаты зависят больше не от избирателей, а от руководства своей партии. Устойчи­вость в парламенте поддерживается, пока не нарушаются инте­ресы какой-либо партии.

Первые шаги к новому парламентаризму были сделаны в марте 1989 г. выборами на съезд народных депутатов СССР.

После принятия Декларации о государственном суверенитете России, новой Конституции, в результате работы Госдумы со­зывов 1993, 1995 гг. утвердился порядок альтернативных избира­тельных кампаний.

Съезды народных депутатов СССР и РСФСР сочетали в себе законодательные, распорядительные и контрольные функции. Полномочия современного парламента четко отделены от пол­номочий других государственных органов. Парламент наделен следующими видами компетенции:

Законодательная;

Формирование государственных органов;

Финансовая;

Контрольная;

Ратификация и денонсация международных договоров.

Совет Федерации

Совет Федерации выражает интересы регионов, выступает инструментом стабильности, служит посредником между Прези­дентом РФ и Государственной Думой при принятии законов, нейтрализует при этом потенциальные конфликты, применяя согласительные процедуры.

К ведению Совета Федерации относятся:

Утверждение изменения границ между субъектами РФ, указов Президента РФ о введении военного или чрезвы­чайного положения;

Решение вопроса об использовании Вооруженных Сил за пределами территории России;

Назначение выборов Президента РФ, отрешение его от должности;

Назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Гене­рального прокурора РФ, заместителя Председателя Счет­ной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению на Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов;

Финансового, валютного, кредитного, таможенного регу­лирования, денежной эмиссии;

Ратификации и денонсации международных договоров России;

Статуса и защиты государственной границы России;

Войны и мира.

Совет Федерации принимает постановления большинством голосов от общего числа его членов.

Проводится реформа Совета Федерации, направленная на совершенствование порядка его формирования в целях более последовательной реализации принципа разделения властей. Членство в Совете Федерации глав исполнительной власти Про­тиворечит этому принципу. Совет Федерации не может работать на постоянной основе. Главы исполнительной власти получают депутатский иммунитет, хотя распоряжаются материальными и финансовыми ресурсами.

Согласно новому положению прекращается представительст­во исполнительной власти в законодательном органе, деятель­ность палаты осуществляется на постоянной основе. Это позво­ляет главам исполнительной власти субъектов РФ сосредото­читься на работе в своих регионах.

К ведениюГосударственной Думы относятся:

Решение вопроса о доверии Правительству РФ, согласие на назначение председателя Правительства РФ;

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка России, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Упол­номоченного по правам человека;

Объявление амнистии;

Выдвижение обвинения против Президента РФ для отре­шения его от должности;

Принятие федеральных законов.

Государственная Дума образует комитеты, фракции, депутат­ские группы, сочетает законотворческую и законодательную дея­тельность. Механизм взаимодействия структур Госдумы при про­хождении законопроектов отвечает классическим парламентским требованиям. Вся текущая работа над проектами законов прово­дится в 27 комитетах. Если проект одобряется большинством го­лосов комитета и не встречает серьезных возражений со стороны фракции, то он с большой вероятностью Думой принимается.

У законотворчества есть концептуальная и техническая сто­роны. Сначала законопроект должен получить согласие заинте­ресованных сторон по концепции, а потом начинается техниче­ская сторона разработки закона.

Нередко Госдуму критикуют, что она мало принимает зако­нов, да и не те законы принимает. Но, например, земельный кодекс не принят не потому, что не готов (он давно готов), а потому, что у ветвей власти разные взгляды на его концепцию, В мировой практике основная часть законопроектов готовится и вносится правительством. И это правильно, ведь у депутата один штатный помощник, а у правительства огромный аппарат, кроме министерств (в России на его долю приходится не более 20% внесенных проектов). Поэтому наивны призывы посылать в парламент больше профессионалов-юристов.

За годы работы Государственной Думы было рассмотрено более тысячи законопроектов, из них принято 690, подписаны Президентом РФ лишь 487.

Несмотря на разделение властей, провозглашение правового государства, законодательная власть является нелюбимым дети­щем в значительной части общества, особенно в СМИ. Одна из причин заключается в том, что узки ее конституционные рамки, урезаны полномочия, к минимуму сведены контрольно-надзор­ные функции.

Действующая Конституция РФ предоставляет парламенту Право выражать недоверие только правительству в целом. В то же время он не может оперативно реагировать на вызы­вающие недовольство граждан решения и действия конкрет­ных членов правительства. Предоставление такого права по­зволило бы производить кадровые изменения, не прибегая к полной отставке правительства.

Федеральная исполнительная власть

В систему федеральных органов исполнительной власти входят:

1. Правительство РФ, состоящее из:

Председателя Правительства РФ;

Заместителей Председателя Правительства РФ;

Федеральных министров;

2. Министерства РФ;

3. Другие федеральные органы исполнительной власти.

Председатель Правительства РФ, первые заместители и за­местители председателя ПравительстваРФ, министры финансов, иностранных дел, внутренних дел, обороны, юстиции, экономического развития и торговли, руководитель аппарата Правительства РФ образуют президиум Правительства РФ. В работе Прави­тельства РФ наравне с членами президиума принимают участие глава Центрального банка РФ, спецпредставитель Президента РФ по связям с международными финансовыми организациями, гла­ва Российской академии наук.

Структура федеральных органов исполнительной власти включает министерства и ведомства, обеспечивающие реализа­цию Правительством РФ возложенных на него полномочий, и утверждается указом Президента РФ.

Федеральные органы исполнительной власть подразделяют­ся на:

Подведомственные Правительству РФ;

Подведомственные Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, либо в соответствии с законодательством.

В отраслевых ведомствах выделяются прогнозно-аналитичес­кие и оперативно управляющие структуры; первые координи­руют работу с Министерством экономического развития и тор­говли РФ и другими ведомствами экономического блока, вто­рые - с предприятиями и учреждениями.

Правительство Российской Федерации:

Разрабатывает и представляет Государственной Думе фе­деральный бюджет, обеспечивает его исполнение, о чем отчитывается перед Государственной Думой;

Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, политики в области культуры, нау­ки, образования, здравоохранения, социального обеспе­чения, экологии;

Осуществляет управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики России, за­конности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

Координирует деятельность федеральных органов испол­нительной власти по экономической реформе; реформе социального сектора, жилищной и строительной поли­тике; реформе научной сферы и отраслей инфраструкту­ры; национальной, региональной политике, сотрудниче­ству с государствами - участниками СНГ; правоохрани­тельной деятельности;

Осуществляет иные полномочия, возложенные на него федеральными законами, указами Президента РФ;

Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции РФ, фе­деральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом РФ.

Председатель Правительства РФ определяет основные на­правления деятельности Правительства РФ и организует его работу. Согласно Указу Президента РФ от 17 марта 1997 г. № 249, ; Председатель Правительства РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере внешнеэкономических связей, обороны и безопасности страны.

Систему федеральных органов исполнительной власти обра­зуют министерства (федеральные министерства), государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.

Министерство как федеральный орган исполнительной власти проводит государственную политику и осуществляет управление соответствующей сфере деятельности, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Функции координации оно выполняет в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ постановлениями Правительства РФ, Министерство возглавляет министр РФ (федеральный министр), который входит в состав правительства РФ. Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются и освобождаются Правительством РФ, если иное не установлено федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Государственный комитет РФ, Федеральная комиссия России являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет РФ, Федеральную комиссию России возглавляют соответственно Председатель Госкомитета РФ, Председатель Федеральной комиссии России.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России осуществляют специальные (исполнительные, кон­трольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы, российское агент­ство - генеральный директор российского агентства, федераль­ный надзор - начальник федерального надзора России.

Назначение на должность и освобождение от должности ру­ководителей государственных комитетов, федеральных комис­сий, федеральных служб, российских агентств и федеральных надзоров России, кроме руководителей федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федераль­ными конституционными законами и федеральными законами, осуществляются Правительством РФ. Руководители федераль­ных органов исполнительной власти, подведомственных Прези­денту РФ, назначаются на должность и освобождаются от долж­ности в особо устанавливаемом порядке.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ. Наименования федеральных органов ис­полнительной власти определяются в соответствии с их структу­рой, утверждаемой Указом Президента РФ (приложение 1).

Постановлениями Правительства РФ устанавливаются пре­дельная численность аппарата министерств в центре и по терри­ториям, фонд оплаты труда, количественный состав коллегии, число заместителей министра, в том числе первых. Финансиро­вание расходов на содержание центрального аппарата и терри­ториальных органов осуществляется за счет федерального бюд­жета по статье «Государственное управление».

В министерствах образуются департаменты. Департамент координирует и регулирует одно из крупных направлений экономической или социально-экономической деятельности государства, решает проблемы федерального или отраслевого значения при высоком уровне автономности в пределах функций соответ­ствующего федерального органа исполнительной власти.

Определяется количество высших и главных должностей государственных служащих в федеральных органах исполнительной власти. Количество ведущих должностей государственных служащих не должно превышать 10%, а старших - 40% общей численности работников этих органов. Штатная численность департамента не может быть менее 35 единиц, управления - менее 20, отдела - менее 10, отдела в составе департамента (управления) - менее 5 единиц. В департаменте и управлении не может быть менее трех отделов.

При Правительстве РФ функционирует широкая сеть коор­динационных, консультативных и других органов: правительст­венные комиссии, федеральные комиссии при Правительстве РФ, оперативные комиссии, экспертные советы, рабочие группы, организационные комитеты; число таких структур составляет около 50 (комиссии по обеспечению доходов федерального бюджета за счет средств от приватизации; по вопросам СНГ; по таможенным и тарифным вопросам; по защитным мерам во внешней торговле; по аудиторской деятельности и т.д.).

Так, основными задачами Продовольственной Комиссии являются решение вопросов по обеспечению населения продовольствием путем формирования федеральных продовольственных фондов и резервов, обеспечение поставки селу материально-технических ресурсов, координация деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ по проведению сева, уборки урожая, контролю за использованием земельных угодий и внедрением промышленных технологий.

Комиссия заслушивает на своих заседаниях руководителей органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ о ходе выполнения соответствующих решений Президента РФ и Правительства РФ. Решения комиссии оформляются протоколом и подлежат обязательному рассмотрению в срок нe более одного месяца органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, предприятиями и объеди­нениями, к которым решения относятся. При необходимости решения комиссии оформляются в виде постановления или распоряжения Правительства РФ. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал по планам, согласованным с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В заседаниях участвуют руководители и ответственные работники органов исполнительной власти, руководители предприятий и объединений.

В целях повышения эффективности взаимодействия с палатами Федерального Собрания, усиления роли Правительства и федеральных органов исполнительной власти в законодательном процессе Правительство РФ образовало свое полномочное пред­ставительство в Федеральном Собрании. В его состав входят полномочный представитель Правительства РФ в Госдуме, пол­номочный представитель в Совете Федерации, статс-секретари - заместители министров и других руководителей федеральных Органов исполнительной власти. Они участвуют в заседаниях палат, в работе комитетов и комиссий парламента.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществ­ления полномочий могут создавать свои территориальные орга­ны и назначать соответствующих должностных лиц. Они могут также передавать органам исполнительной власти субъектов РФ осуществление части своих полномочий, если это не противоре­чит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут переда­вать им осуществление части своих полномочий. В пределах ве­дения и полномочий Российской Федерации по предметам со­вместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ фе­деральные органы исполнительной власти и органы исполни­тельной власти субъектов РФ образуют единую систему испол­нительной власти Российской Федерации.

В целях усиления координации деятельности органов испол­нительной власти Российской Федерации и субъектов РФ при ведущих министерствах и ведомствах образованы советы, дейст­вующие в качестве совещательных органов. Они включают ру­ководящих работников министерств и ведомств и представите­лей органов исполнительной власти субъектов РФ.

Работе органов исполнительной власти мешают частые реорга­низации, в том числе и Правительства РФ. После реорганизации ведомству нужно несколько месяцев, чтобы начать нормальное функционирование, до этого неотложные дела остаются на втором плане. Нередко новации исчерпываются сменой названия, хотя расходов такие затеи требуют немалых (бланки, печати и т.д.).

Так, за 13 месяцев 1998-1999 гг. три раза менялась структу­ра федеральных органов исполнительной власти. Министерство общего и специального образования переименовано в Мини­стерство образования. Государственный Земельный комитет - Государственный комитет по земельной политике. Федеральный Орган по строительству с 1992 г. менял название 6 раз*.

* Бюро цензов США (аналог Госкомстату) не меняет название 200 лет, статслужбы Великобритании, Франции - 100 лет.

Несмотря на то, что управление строится в основном по западным образцам с акцентом на либеральную демократию, в обществе пропа­гандируются также в качестве образца монархические принципы Рос­сийской империи.

Во главе России стоял царь, император, правивший единолично. Высший законодательный орган - Государственный Совет, его члены назначались царем. Законопроекты приобретали силу после утвержде­ния их царем. Состав Комитета Министров также утверждался царем;

Правительствующий Сенат во главе с обер-прокурором включал руко­водителей департаментов, сенаторов, назначаемых также царем, действовала вертикаль: Император - губернатор с прямым подчинением.

В основу административно-территориального деления было поло­жено удобство управления. Различалось общее административно-территориальное деление и специальное: общее - для целей общего­сударственного управления, специальное - управления отдельными ведомствами, группами территориальных единиц. Страна делилась на генерал-губернаторства, губернии, области, градоначальства, округа, уезды, волости, станы. В начале XX в. в России было:

Генерал-губернаторств - 8

Губерний - 78

Областей - 18

Градоначальств - 4

Военных губернаторств - 2 (г. Кронштадт, Николаев). Губернии делились на две группы:

В губерниях первой группы действовали новые земские и город­ские органы самоуправления, при этом традиционные админист­рации уступали им часть своих функций;

В губерниях второй группы в руках губернаторов по-прежнему сосредоточивались все полицейские, административно-хозяйствен­ные и финансовые рычаги управления.

Все должностные лица от генерал-губернатора до станового при­става назначались.

Российские органы управления.
Административная власть представляет собой организационную самодеятельность правового государства.
Высшим административным органом управления в стране стал гос аппарат.
В своей практической деятельности руководство страны опирается на Конституцию, ФКЗ №2 от 17 декабря 1997 года.
В состав Администрации входят:
Председатель Правительства РФ;
Его помощники 7 человек;
Федеральные министры.
Он назначается на должность главой государства с непосредственного согласия Госдумы. Он дает на подпись Верховному главнокомандующему разработанный и утвержденный перечень административных органов власти.
Администрация также помогает руководству страны управлять исполнительными органами в соответствии с изданным приказом главы государства от 9 марта 2004 года. В состав административных гос органов власти включают:
- госдепартаменты
- государственное учреждение
- федеральные агентства
Разделение произошло по следующему функциональному принципу:
- департаменты, осуществляющие разработку прикладных программ, направленных на качественное улучшение жизни людей;
- учреждения надзирают за строительством жилых зданий, а также занимаются спец задачами в области гражданской обороны, госбезопасности, наблюдение за нелегалами и шпионами, пересекающими рубежи нашей необъятной родины, борьба с бандитизмом, охраной общественного порядка;
- агентства специализируется по оказанию посильной финансовой помощи гражданам, управляют госимуществом должностных лиц, разбираются с финансовыми тяжбами граждан.
Состав органов власти определен приказом Верховного главнокомандующего за № 649 от 20 мая 2004 года. И представлена 3 блоками :
Первый блок Политические органы власти, находящиеся под личным контролем президента:
МВД - полиция;
ФМС – миграционная служба;
МЧС – Мин. РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий;
МИД – дипломатия;
Мин обороны;
ФСВТС- служба по военному сотрудничеству;
Рос оборон заказ;
ФСТЭК – служба по контролю;
Спец строй;
Минюст – правосудия;
ФСИН;
Рос реестр;
ФССП;
Управление делами при Президенте России

Второй блок Министерства и ведомства:
Мин здрав соц. развития;
Рос потребительский надзор;
Рос здрав надзор;
Рос труд;
ФМБА – биологическое агентство;
Мин культуры;
Рос архив;
Мин обр. науки;
Мин природы;
Росгидромет;
Рос природный надзор;
Рос водные ресурсы;
Рос недра;
Мин промышленной торговли;
Рос стандарт;
Мин регионального развития;
Миком связь;
Рос ком надзор;
Рос печать;
Рос связь – Федеративное агентство связи;
Мин сельского хозяйства;
Рос сельскохозяйственный надзор;
Мин спортивного туризма;
Рос молодежь;
Рос туризм;
Мин транспорта;
Рос транспортный надзор;
Рос авиация;
Рос автомобильные дороги;
Рос железные дороги;
Рос мор речной флот;
Министерство финансов;
ФНС налоговики;
Рос финансовый надзор;
Казначейство;
Мин экономического развития;
Рос стат.;
Рос реестр;
Рос резерв;
Рос имущество;
Минэнерго.

Третьи блок Надзорные комитеты и ведомства:
ФАС;
ФТС;
ФСТ;
Рос финансовый контроль;
ФСФР;
Рос космос;
Рос граница;
Рос рыболовство;
Рос алкоголь регулирование;
Рос технадзор;
Рос лесхоз;
Рос патент.
Сам состав дан в приказе Президента за входящим номером № 943, госаппарата №788 от 16. 07. 2008 года.
Регламент взаимодействия между ведомствами. Прописаны в особых пунктах уложения, утвержденных лично Президентом России. Правительство может назначить помощников и начальников ведомств. Председатель назначает помощников директоров в федеральные округа. Кадровую расстановку сил проводит лично Президент России.
Они могут создавать само управы. Распорядок их работы прописаны в специальном уставе. Он утвержден правительством 28 июля 2005 года. За входящим номером № 452.
Муниципалитеты все чаще появляются в крупных и средних городах страны. План нового муниципалитета сперва выносят на обсуждение администрации городского округа. Затем мэр вносит утвержденный план в Госдуму или выше стоящие инстанции. План вместе с докладной, где указаны основные вопросы, стоящие перед городским округом; основные данные о географическом положений и конечно же основные расчеты стоимости проекта. Несмотря на вопрос, в чей компетенции находится муниципальное образование.
Приказ об учреждении муниципалитета подписывает сам директор комитета. В приказе прописаны условия работы муниципальных органов власти. О том, как они будут работать и взаимодействовать с другими регионами страны будет зависеть и их эффективность работы. За хорошую работу само управы отвечает исключительно директор.