Административно правовой статус исполнительных органов гос власти. Административно-правовой статус органов исполнительной власти

Административно-правовой статус органов исполнительной власти

В административно-правовом статусе государственных коллективных субъектов можно выделить три главных блока:

Целевой;

Структурно-организационный;

Компетенционный (компетенцию).

Первый элемент административно-правового статуса государственного коллективного субъекта – его юридически закрепленные цели, задачи и функции. В общем плане его цель можно понимать как обеспечение определенной социальной потребности, а в положениях, уставах и иных правовых актах цель конкретизируется в перечне задач, выполняемых функций.

Все задачи, которые ставятся перед структурными единицами государственного механизма, можно объединить в три группы:

1) производственные, конкретизирующие ту цель, ради которой она создана;

2) экономико-экологические (ресурсные), закрепляющие обязанность бережно использовать природные и другие ресурсы, обеспечить сохранность окружающей среды и используемого государственного имущества;

3) социальные, нацеливающие на заботу о коллективе работников и его членах, их профессиональном росте, на создание благоприятных условий для службы, трудовой деятельности, организацию культурно-бытового обслуживания, улучшение материального благосостояния своих рабочих, служащих и их семей.

Второй – организационно-структурный – компонент правового статуса сам является довольно сложной системой. В него входит нормативное регулирование порядка образования, легализации, реорганизации, ликвидации субъектов, их подчиненности и передачи из ведения одних организаций в подчинение других, установления и изменения их организационных структур, права на организационное самоопределение, процедур деятельности и права на официальные символы.

Компетенция является третьей и основной частью правового статуса государственных коллективных субъектов права и состоит из совокупности властных полномочий относительно определенных предметов ведения. Ее первый элемент включает обязанности и права, связанные с осуществлением власти, участием во властных отношениях, в том числе и право издавать определенные акты. Второй элемент компетенции – подведомственность, правовое закрепление круга объектов, предметов, дел, на которые распространяются властные полномочия.

В соответствии со ст. 77 Конституции система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими «самостоятельно» в соответствии с основами конституционного строя России и Федеральным законом «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Субъекты Федерации обязаны учитывать:

Республиканскую форму правления,

Единство системы государственной власти,

Осуществление государственной власти органами государственной власти,

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации,

Разделение государственной власти и самостоятельность ее органов, а также то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а в пределах ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России.

К общим принципам организации исполнительных органов государственной власти могут быть отнесены:

Обязательное вхождение главы территории (главы республики, области, края) в систему исполнительной власти;

Обязательное наличие органа общей компетенции субъекта Федерации;

Подотчетность органов исполнительной власти законодательному и представительному органу по вопросам исполнения законов субъектов Федерации;

Организационно-правовая самостоятельность местных органов исполнительной власти общей компетенции и другие.

Самостоятельность субъектов Российской Федерации в установлении своей системы исполнительной власти проявляется в том, что они:

Осуществляют собственное правовое регулирование организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

Устанавливают виды органов исполнительной власти, их наименование и правовое положение в системе государственной власти субъекта Российской Федерации;

Определяют территориальные пределы осуществления государственной исполнительной власти;

Определяют структуру органов исполнительной власти и подчиненность между различными органами;

Распределяют функции и компетенцию исполнительной власти субъекта Российской Федерации между различными видами органов.

Системы исполнительной власти в субъектах Федерации достаточно разнообразны, как по видам органов, так и по структурно-функциональным взаимосвязям между ними.

Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимается совокупность органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления. В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются:

а) глава исполнительной власти субъекта Федерации – президент республики, глава администрации, губернатор, и т. д.;

б) исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство или администрация);

в) исполнительные органы государственной власти специальной компетенции (отраслевые и межотраслевые);

г) территориальные органы государственной исполнительной власти общей компетенции, действующие в границах административно-территориальных образований (городов и районов республиканского или областного подчинения, и т. д.) или на территории административных (управленческих) округов;

д) территориальные органы государственной исполнительной власти специальной компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей компетенции или отраслевых (межотраслевых) органов субъекта Федерации.

Высшим должностным лицом республик является, как правило, Президент. Пост Президента учрежден в Адыгее, Башкортостане, Ингушетии, Кабардино-Балкарской Республике, Калмыкии, Коми, Саха (Якутии), Северной Осетии – Алании, Татарстане, Тыве, Чувашской Республике и др. Если в Татарстане Президент является главой государства, то в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Саха (Якутии) – высшим должностным лицом и главой исполнительной власти; в Калмыкии – главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Специфика системы исполнительной власти в Дагестане заключается в том, что здесь нет единоличного Президента. Функции главы государства выполняет коллегиальный орган – Государственный Совет, который возглавляет вертикаль исполнительной власти и обеспечивает взаимодействие органов государственной власти всех уровней. Государственный Совет Дагестана состоит из 14 человек и формируется не парламентом, а Конституционным Собранием Республики.

К полномочиям главы республики, характеризующим данное лицо как главу исполнительной власти, относятся:

Полномочия по формированию правительства республики;

Полномочия по формированию иных, в том числе территориальных, органов исполнительной власти;

Полномочия по непосредственному руководству органами исполнительной власти;

Полномочия по отмене актов органов исполнительной власти и применению к руководителям мер дисциплинарного воздействия.

Высшим должностным лицом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа является глава администрации (Губернатор). Он руководит органами исполнительной власти соответствующего региона.

Глава исполнительной власти области (края):

Образует (совместно или по согласованию с законодательным органом) и в соответствии со схемой управления субъектом Федерации отраслевые и территориальные органы исполнительной власти, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей;

Утверждает положения об отраслевых и территориальных органах исполнительной власти;

Образует, реорганизует и ликвидирует иные государственные организации, назначает их руководителей, утверждает их уставы и положения;

Вправе отменять акты подведомственных органов исполнительной власти субъекта Федерации;

Издает правовые акты (постановления и распоряжения), обязательные на всей территории субъекта Федерации.

Процессы реформирования системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации отражают тенденцию усиления роли единоличной власти – главы государства (Президента) в республиках, губернатора (мэра) в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах при сохранении достаточно авторитетного представительного (законодательного) органа.

Правительство (администрация) субъекта Федерации является коллегиальным исполнительным и распорядительным органом государственной власти, подотчетным президенту республики (главе республики) и законодательному и представительному органу республики. Правительство может иметь статус высшего органа исполнительной власти.

В краях и областях выделяется два вида организационно-правового статуса правительства: во-первых, правительство может являться самостоятельным исполнительным органом государственной власти, обладать собственной компетенцией, быть организационно обособленным от главы исполнительной власти (Свердловская область, Ярославская область); во-вторых, правительство может быть организационно включено в структуру администрации субъекта Федерации, и, не обладая функционально-правовой самостоятельностью, реализовывать часть компетенции администрации. В этом случае первый заместитель главы администрации (губернатора) возглавляет правительство, а другие члены правительства являются должностными лицами администрации (Краснодарский край, Мурманская область).

Состав и структура правительства субъекта Федерации определяются конституциями, уставами субъекта Российской Федерации и законами о правительстве, а также указами и постановлениями президента или главы администрации (губернатора).

В состав правительства входит председатель правительства, заместители председателя правительства и члены правительства. Заместители председателя правительства и члены правительства, как правило, являются руководителями соответствующих отраслевых министерств, госкомитетов, департаментов или территориальных органов исполнительной власти (в некоторых областях и городах федерального значения). Они назначаются главой исполнительной власти с участием законодательного и представительного органа государственной власти.

В большинстве областей в качестве органа исполнительной власти общей компетенции действует администрация области (края).

Деятельностью администрации руководит глава администрации на принципах единоначалия. Хотя в некоторых субъектах Федерации в составе администрации функционируют коллегиальные подразделения.

Структура администрации области (края) утверждается главой исполнительной власти или по его предложению законодательным и представительным органом государственной власти субъекта Федерации. Выделяются следующие типичные элементы структуры администрации:

а) руководители администрации – глава администрации (губернатор), первый заместитель (вице-губернатор или председатель правительства), заместители главы администрации;

б) правительство области (края) – руководящий коллегиальный орган, создаваемый в некоторых субъектах Федерации для решения наиболее важных вопросов, отнесенных к компетенции администрации;

в) коллегия – совещательный орган при главе администрации, создаваемый для коллективного рассмотрения определенных вопросов, связанных с подготовкой и реализацией проектов планов и программ развития региона;

г) структурные подразделения, образующие аппарат администрации и не обладающие организационной самостоятельностью, – отделы, комитеты и управления;

д) структурные подразделения специальной компетенции, обладающие организационной самостоятельностью и осуществляющие отраслевое и межотраслевое государственное управление – министерства, департаменты, комитеты, главные управления (управления);

е) территориальные структурные подразделения, осуществляющие государственную исполнительную власть на территории городов, районов и иных административно-территориальных образований.

Функции и полномочия, которые закрепляются за органом исполнительной власти общей компетенции, могут быть подразделены на общие и специально-отраслевые. К первым относятся издание постановлений и распоряжений, обязательных для исполнения на территории республики; осуществление оперативного руководства нижестоящими органами исполнительной власти; образование подведомственных органов и учреждений и утверждение положений о них; отмена или приостановление актов нижестоящих органов исполнительной власти; назначение на должность и освобождение от должности руководителей органов исполнительной власти и иных государственных организаций.

Специально-отраслевые функции и полномочия связаны с исполнительной деятельностью в различных сферах общественной жизни: экономической, социально-культурной, охраны окружающей природной среды, охраны правопорядка и общественной безопасности. В этих и других областях правительство (администрация) проводит государственную политику, составляет проекты планов и программ социально-экономического развития, осуществляет управление государственной собственностью, создает условия для деятельности государственных и негосударственных организаций, принимает меры по защите прав и законных интересов граждан и организаций и т. д.

Органами исполнительной власти специальной компетенции в республиках являются министерства, государственные комитеты, комитеты, управления, а в областях (краях) – министерства, государственные комитеты, департаменты, управления и иные органы, входящие в структуру исполнительной власти. Они действуют на основании положений, которые утверждает глава исполнительной власти, правительство субъекта Федерации или соответствующий федеральный орган.

Структура органов специальной компетенции предопределяется, во-первых, составом и структурой федеральных органов исполнительной власти и создаваемых ими территориальных органов, во-вторых, статусом субъекта Федерации, в-третьих, социально-экономическим развитием субъекта Федерации и его финансово-бюджетными возможностями.

Определенные особенности присущи системе органов исполнительной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт- Петербурга.

Во-первых, это – многозвенность системы административного управления – мэрия, правительство, префектуры в Москве и администрация, правительство, территориальные управления в Санкт-Петербурге.

Во-вторых, значительная централизация исполнительной вертикали, выражающаяся в обширных распорядительных полномочиях главы исполнительной власти – мэра и губернатора, начиная от назначения руководителей всех подведомственных городской администрации органов и заканчивая совмещением должностей главы администрации и главы правительства.

В-третьих, отраслевая структура органов исполнительной власти учитывает особенности городской жизни и предполагает объединение и дифференциацию этих органов, в том числе по признаку их функционирования в системе городского хозяйства.

В-четвертых, в структуре городской администрации функционируют органы специальной компетенции, находящиеся в совместном ведении трех видов органов исполнительной власти – города федерального значения, области и Российской Федерации; например, главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В-пятых, государственная исполнительная власть «опускается» на тот территориальный уровень, где в других субъектах Федерации осуществляется муниципальная власть, что отражается на характере взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления, начиная от порядка их формирования и заканчивая наделением отдельными государственно-властными полномочиями.

  • 7. Предмет, задачи и система курса “Административное право”.
  • 8. Роль науки административного права в совершенствование государственного управления.
  • 10. Административно-правовой статус гражданина рф.
  • 11. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.
  • 12. Гарантии прав граждан в государственном управлении, их виды.
  • 13. Понятие и основные признаки органа исполнительной власти.
  • 14. Классификация органов исполнительной власти.
  • 15. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.
  • 16. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.
  • 17. Понятие государственной службы и ее принципы.
  • 18. Порядок прохождения государственной службы, виды государственных служащих
  • 19. Административно-правовой статус общественных объединений, их виды.
  • 20.Понятие и классификация форм государственного управления.
  • 21. Основные черты актов государственного управления.
  • 22. Классификация правовых актов управления.
  • 23. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления.
  • 24. Порядок принятия правовых актов государственного управления.
  • 25. Убеждение как метод государственного управления.
  • 26. Понятие методов государственного управления, их классификация.
  • 27. Цели и основания применения мер административного принуждения, их виды.
  • 28. Понятие и основные принципы административного процесса.
  • 29. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан.
  • 30. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
  • 31. Административный надзор и его виды.
  • 32. Понятие административного правонарушения и его признаки.
  • 33. Понятие состава административного правонарушения и его элементы.
  • 34. Принципы административной ответственности.
  • 35. Цели административного взыскания и их виды.
  • 36. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение.
  • 37. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение.
  • 39. Задачи производства по делам об административных правонарушениях.
  • 40 .Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
  • 41.Принципы производства по делам об административных правонарушениях.
  • 42. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
  • 43. Содержание протокола об административном правонарушении.
  • 44. Виды доказательств по делу об административном правонарушении.
  • 45. Виды мер административно-процессуального обеспечения, их характеристика.
  • 46. Права лица, привлекаемого к административной ответственности.
  • 47. Общие правила назначения наказания за совершение административного правонарушения.
  • 48. Сроки назначения административного наказания и порядок назначения наказания при совершении нескольких проступков.
  • 49. Понятие и сроки административного задержания.
  • 50. Органы и должностные лица, правомочные осуществлять административно задержание.
  • 51. Место и сроки рассмотрения дел об административном правонарушении.
  • 52. Порядок и сроки обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
  • 53. Сроки и порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа.
  • 54. Порядок исполнения постановления о лишении права управления транспортными средствами.
  • 55. Административный штраф как вид административного наказания.
  • 56. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, как вид административного наказания.
  • 57. Административный арест как вид административного наказания.
  • 58. Управление внутренними делами.
  • 59. Управление государственной безопасностью.
  • 60. Управление юстицией.
  • 61. Управление в сфере контроля и надзора за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
  • 62. Управление обороной.
  • 63. Управление иностранными делами.
  • 64. Управление культурой.
  • 65. Управление образованием.
  • 66. Управление финансами и кредитом.
  • 67. Управление в сфере предпринимательской деятельности.
  • 68. Управление транспортным комплексом.
  • 69. Управление агропромышленным комплексом.
  • 70. Управление жилищно-коммунальным хозяйством.
  • 15. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.

    Понятие органа исполнительной власти (органа государственного управления, администрации) может быть определено как целостное структурно оформленное самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах государственной деятельности.

    Административно-правовой статус органов исполнитель ной власти (органов государственного управления, администрации) определяется Конституцией, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами, положениями об органах (например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации). Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью.

    Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления. Вместе с тем общими чертами правового положения органа являются:

    Подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти;

    Наделение их правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты, в том числе акты нормативного характера;

    Подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в той или иной системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения - вертикальном и горизонтальном. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует (управ ление оборонной, железнодорожным транспортом и др.). Это объясняется спецификой данной отрасли управления;

    Оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции.

    Компетенция органа исполнительной власти, определяемая законодательным или иным нормативным актом, включает: задачи органа, его функции, т.е. направления деятельности, обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности ц структуру органа.

    16. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.

    Местное самоуправление в Российской Федерации – это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций.

    Функции местного самоуправления:

    – обеспечение участия населения в самостоятельном решении местных вопросов;

    – обеспечивает социально-экономическое развитие территории;

    – управление муниципальной собственностью;

    – обеспечение потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других важных услугах;

    – осуществление защиты интересов и прав местного самоуправления;

    – обеспечение охраны общественного порядка, реализации законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования. Принципы местного самоуправления – обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление делами.

    В рамках этих принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Федерации с учетом исторических и местных традиций.

    Принципы делятся на общие и специальные.

    – верховенство Конституции РФ, федеральных законов;

    – самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

    – наделение органов местного самоуправления определенными полномочиями;

    – соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

    – многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

    – соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

    – законность в организации деятельности местного самоуправления;

    – гласность деятельности местного самоуправления;

    – коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

    государственная гарантия и поддержка местного самоуправления.

    Специальные:

    – принцип компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений органов государственной власти;

    – принцип получения органами местного самоуправления платы за пользование на их территории природными ресурсами и т. д. Конституционно-правовые основы местного самоуправления закреплены в ст. 130 Конституции РФ, которая устанавливает право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также право самостоятельно осуществлять управление местными делами путем прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

    Система органов местного самоуправления – совокупность негосударственных, имеющих статус самостоятельных представительных и исполнительных органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131– ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в рФ».

    Орган исполнительной власти -- это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

    Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.

    1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государ-ственной власти на законодательную, исполнительную и судеб-ную. Наличие в системе государственной власти исполни-тельных органов -- следствие нормативного закрепления прин-ципа разделения властей.

    2. Органы исполнительной власти -- это внешняя форма вы-ражения исполнительной власти. Они образуются для практи-ческой реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется го-сударственное управление в экономической, социально-куль-турной и административно-политической сферах жизни общества.

    3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

    а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

    б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

    в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

    г) единство системы государственной власти;

    д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансиро-ванности полномочий и исключения сосредоточения всех пол-номочий или большей их части в ведении одного органа госу-дарственной власти либо должностного лица;

    е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

    ж) самостоятельное осуществление органами исполнитель-ной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

    з) обеспечение самостоятельного осуществления своих пол-номочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

    4.Главная задача, органа, исполнительной власти - правоисполнительная деятельность т.е. исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.


    5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

    6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

    7. Органы исполнительной власти наделены государством осбыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах; приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

    а) исполнительно-распорядительная деятельность;

    б) контрольно-надзорные функции;

    в) действия юридического характера и принятие решений, взывающих важные правовые последствия;

    г) нормотворческая деятельность;

    д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

    8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

    9. Органы исполнительной власти наделены правом нормо - творческой деятельности, т. е. правом издания: актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных пра-вовых актах определяются виды, порядок принятия, государ-ственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполни-тельной власти -- это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой -- результат адми-нистративного нормотворчества в системе государственного уп-равления. Акты управления являются подзаконными правовы-ми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления спо-ров и административных дел.

    10. Определен нормативно установленный порядок образова-ния, формирования реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

    11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наиме-нование.

    12. Федеральными законами и законами субъектов РФ пре-дусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

    13. Орган исполнительной власти-- юридическое лицо -- имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

    14. Финансирование органа исполнительной власти осуществ-ляется за счет средств федерального бюджета или средств бюд-жета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

    Правовой статус органов исполнительной власти характери-зуется тем, что эти органы являются самостоятельными и неза-висимыми именно в осуществлении предоставленных им полномо-чий. Независимость органов законодательной власти устанав-ливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими норма-тивными правовыми актами. Превышение пределов установлен-ных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

    Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Административно-правовой статус органов исполнительной власти

    1. Понятие органов исполнительной власти и принципы их организации и деятельности

    В действующем законодательстве термины «органы исполнительной власти» и «органы государственного управления» используются как равнозначные при определении административно-правового положения соответствующих органов. Деятельность этих государственных органов обеспечивает возможность реализации статуса иных участников административно-правовых отношений. Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

    Каждый государственный орган, в том числе орган исполнительной власти, представляет собой организацию, т.е. коллектив людей, соответствующим образом организационно оформленный. Для органов исполнительной власти характерно прежде всего то, что они состоят в основном из государственных служащих, которые должны отвечать установленным требованиям в отношении профиля и уровня профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, организаторских и других качеств.

    Каждый орган исполнительной власти имеет внутреннюю структуру, территориальный масштаб деятельности и компетенцию.

    Органы исполнительной власти, являясь частью государственного аппарата, повседневно выполняют значительный объем этой работы по практической реализации управленческих задач и функций государства. От других государственных (законодательных и судебных) органов они отличаются назначением, содержанием своей деятельности и методами работы. Они специально созданы для того, чтобы осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Это вытекает из принципа разделения властей. Объекты их управления - экономическая, социально-культурная и административно-политическая сферы, их отрасли, комплексы, организации и т. п. Выполняя свои управленческие задачи и функции, органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но вправе и сами издавать в пределах своей компетенции правовые акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов. Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании и являются юридическими лицами, т.е. обладают гражданской правоспособностью. Действуя в пределах своей компетенции, органы исполнительной власти пользуются относительной юридической самостоятельностью. Их взаимодействие с законодательными (представительными) и судебными органами, органами прокуратуры, а также с негосударственными организациями осуществляется в различных организационных формах (представительства, согласительные комиссии, обмен информацией и т.д.). Организация и деятельность органов исполнительной власти характеризуются рядом принципов, представляющих собой общие положения, основополагающие требования, важнейшие из которых закрепляются в законодательстве. Конституция предусматривает механизмы, направленные на взаимосдерживание властей. Многие функции координации в государственном механизме выполняет Президент. Являясь главой государства, Президент имеет рычаги воздействия не только на исполнительную, но и на законодательную и судебную ветви власти. Президент, который " находится как бы над Федеральным Собранием и Правительством России, должен создавать противовесы для них, обеспечивая их согласованное функционирование, а также способствовать повышению их авторитета. Для системы органов исполнительной власти характерен принцип централизации, т.е. подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Он вытекает из единства данной системы, когда объем полномочий каждого органа исполнительной власти четко очерчен законодательством. Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции). Принцип централизации имеет большое созидательное значение, ибо в таком многонациональном государстве, как Россия, система органов исполнительной власти, закрепленная Конституцией, законами и указами Президента, является важнейшей гарантией против центробежных устремлений некоторых местных «элит». К принципам организации и деятельности органов исполнительной власти можно отнести и некоторые другие принципы, в частности, научности, учета национальных особенностей, объектов государственно-управленческой деятельности, сочетания коллегиальности с единоначалием, сочетания межотраслевых, отраслевых и территориальных начал в управлении.

    2 . Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

    Хотя формально, по действующей Конституции, Президент не является главой исполнительной власти, фактически он активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов. Это выражается в различных формах: прямо, поскольку многие из федеральных органов исполнительной власти подчинены ему непосредственно, или косвенно - через Правительство либо путем назначения на должности и освобождения от должностей, а также издания своих нормативных и распорядительных актов. Полномочия Президента в сфере исполнительной власти огромны.

    Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; в соответствующих случаях вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное, а также чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания. Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Президент вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, а также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Субъектом административного права Президент становится на четыре года в результате всенародных выборов, приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Конституция (ст. 92 и 93) предусматривает основания и порядок досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий.

    3 . Федеральные органы исполнительной власти

    Правительство - высший исполнительный орган государственной власти в масштабе всей страны. Его правовое положение определено гл. 6 Конституции и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации». Федеральная исполнительная власть имеет двухступенчатую структуру: Правительство России с его аппаратом и федеральные органы - министерства, государственные комитеты, федеральные службы и иные органы. Начиная с 1994 г. неоднократно производилась их реорганизация, обновление состава Правительства и его аппарата. В целом эта перестройка была подчинена политическим, экономическим и социальным преобразованиям, происходящим в стране. Председатель Правительства назначается Президентом в порядке, установленном Конституцией, и освобождается им от должности. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. На членов Правительства распространяются требования о представлении в налоговые органы сведений о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности. На них распространяются и ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства, предусмотренные Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации». Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства, который состоит из ряда структурных подразделений - департаментов, управлений и др. Он взаимодействует с Администрацией Президента и аппаратами палат Федерального Собрания. Постановлением Правительства от 18 июня 1998 г. «Вопросы организации деятельности Правительства Российской Федерации» 3 утверждены Регламент Правительства и Положение об Аппарате Правительства. В Регламенте решаются вопросы формирования плана заседаний Правительства, порядок внесения документов для их рассмотрения на заседаниях Правительства и оформления принимаемых им решений. Особенности административно-правового статуса федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в основном отражены в Указах Президента от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» 1, от 6 сентября 1996 г. «Вопросы федеральных органов исполнительной власти» 2, от 25 мая 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»3 и от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

    Министерство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр (федеральный министр).

    Из этого определения следует, что современное министерство действует в качестве не только отраслевого, но и межотраслевого (координирующего) органа. Как орган отраслевого управления, министерство осуществляет весь комплекс управленческих функций в пределах своей сферы деятельности, г. е. подведомственной ему отрасли государственного управления. В отношении же неподведомственных (неподчиненных) ему федеральных органов исполнительной власти, а следовательно, и находящихся в ведении таких органов соответствующих объектов, министерство может осуществлять только одну управленческую функцию - координацию (согласование) их деятельности по вопросам, относящимся к сфере его деятельности.

    4 . Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

    исполнительный власть президент правительство администрация

    Согласно ст. 11 Конституции и Федеральному закону от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», система органов исполнительной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно. Образование, формирование и деятельность этих органов регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации. В субъекте Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом, возглавляемым его руководителем. Конституцией (уставом) субъекта Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Федерации, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа) избирается гражданами России, проживающими на территории субъекта Федерации, на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд. Наименование должности высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа) устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Федерации (например, президент республики, губернатор края, мэр города федерального значения).Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и т. д. Юридически органы исполнительной власти субъектов Федерации не находятся в организационном подчинении аналогичных федеральных органов. Поэтому последние вправе лишь координировать работу соответствующих их профилю органов исполнительной власти субъектов Федерации (министерств, управлений, комитетов, департаментов, отделов). Высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего органа исполнительной власти) издает указы (постановления) и распоряжения.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Высшие исполнительные органы Российской Федерации. Полномочия Президента в сфере исполнительной власти. Исследование особенностей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Функции и деятельность Правительства.

      курсовая работа , добавлен 10.11.2014

      Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Административно-правовой статус Правительства. Понятие и правовое положение министерств и других федеральных ведомств исполнительной власти.

      курсовая работа , добавлен 20.06.2008

      Понятие и правовой статус органов исполнительной власти. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Полномочия Правительства РФ, структура федеральных министерств, служб и агентств. Порядок избрания глав администрации субъектов Федерации.

      курсовая работа , добавлен 16.03.2011

      Понятие и классификация органов исполнительной власти. Система, структура и основные полномочия органов исполнительной власти. Президент, правительство и государственная администрация. Организация исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

      контрольная работа , добавлен 05.11.2014

      Понятие органов исполнительной власти и их статус. Механизм органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Правительство РФ. Федеральные министерства, службы, агентства.

      курсовая работа , добавлен 13.12.2008

      Понятие, признаки, виды органов исполнительной власти, ее организационные основы. Правовое положение исполнительной власти в условиях разделения властей в Российской Федерации. Соотношение правового положения и функционирования Президента и Правительства.

      курсовая работа , добавлен 10.04.2013

      Органы исполнительной власти. Принципы деятельности правительства. Состав Кабинета Министров. Разделение государственной власти. Административно-правовой статус центральных органов власти. Дисциплинарная ответственность руководителей местных органов.

      реферат , добавлен 26.02.2011

      Органы исполнительной власти: понятие, признаки, принципы организации и деятельности. Изучение структуры и административно-правового статуса федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

      курсовая работа , добавлен 25.01.2014

      Понятие и система органов исполнительной власти, их административная правоспособность и дееспособность. Правительство Российской Федерации как высший федеральный орган исполнительной власти, его задачи и функции. Полномочия главы субъекта Федерации.

      курсовая работа , добавлен 24.05.2015

      Общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Правовая природа исполнительной власти и ее место в организации государственной власти. Правовой статус Президента республики РФ.