Что такое оммаж. Оммаж - это что такое

Иногда можно встретить в литературе слово «оммаж». Оно довольно необычно для нашего слуха, что неудивительно, ведь оно пришло к нам из французского языка. Об этом редком и красивом слове, его значении и интересных фактах, связанных с ним, будет рассказано в данной статье.

Значение слова

В переводе с французского оммаж - это церемония, проводившаяся в феодальную эпоху и имевшая символический характер. По факту которая заключалась в том, что будущий вассал, без своего оружия с непокрытой головой, опускался на одно колено (так как на оба колена становились только рабы), и вкладывал свои сложенные ладони в руки крупного феодального правителя (сюзерена). При этом он обращался к последнему с просьбой о принятии его в вассалы. После поднимал будущего подданного с колен, и они обменивались поцелуями в щеку.

С VIII века значение слова несколько меняется, теперь оммаж - это сочетание клятвой верности, также называемой «фуа». До XI века связь, которая устанавливалась между сюзереном, а впоследствии синьором и вассалом после оммажа носила в основном личный характер. В дальнейшем эти церемонии начали сопровождаться инвеститурой (юридическим актом) — передачей сеньором (сюзереном) земельного владения (феода, лена) поданному.

Обязанности сторон

Оммаж - это своеобразная клятва верности, которая не только давала права вассалу, но и влекла ряд обязанностей. Они подразделялись на положительные и отрицательные. В своей основе положительные обязанности имели два направления - это помощь и совет. Например, прибытие ко двору сюзерена (сеньора) для составления его феодальной палаты, военная служба и в, некоторых случаях, денежная помощь (выкуп сюзерена из плена).

Отрицательные заключались в том, что вассал никогда и ни при каких обстоятельствах не имел права поднимать своей руки против своего сюзерена (сеньора). Поданный обязан хранить его тайны и даже под пытками не выдавать их. Кроме того, вассал не должен иметь против сюзерена злого умысла, а также против его союзников, крепостей и владений.

Оммаж в кино

Термин оммаж также можно услышать при рассказе о каком-либо фильме. Он обозначает отсыл к другой картине. Например, какое-либо действие или сцена, происходящая в одной ленте, намекает и даже подражает действию, происходившему в другом кинофильме. Стоит отметить, что подобный прием не нужно рассматривать как плагиат. Так как оммаж делается намеренно, он рассматривается как своеобразный режиссерский замысел, а не грубое копирование.

Иногда постановщик, который делает в своем фильме оммаж, как бы отдает дань уважения тому или иному известному режиссеру или кинопроекту. Необходимо сказать о том, что этот прием в большинстве случаев применяется только в отношении известных или даже культовых фильмов, которые известны практически каждому человеку.

Использование оммажа

Нередко режиссеры используют оммаж в своих фильмах, чтобы показать глубину замысла, происходящего на экране, вместе с тем связывая его с другой картиной. Нельзя не отметить, что в кино это довольно сложное и тонкое понятие. Именно по этой причине нередко кинокритики, а также зрители его путают с плагиатом, что в корне неверно.

Следует сказать, что удачное использование оммажа в кинокартине, только лишь подчеркивает талант режиссера, а никак не принижает его достоинства. В действительности довольно часто в фильмах можно увидеть этот прием, но стоит отметить, что он не всегда используется удачно. Неумелое использование оммажа может попросту испортить весь фильм, даже если изначально замысел режиссера был интересным.

Рассмотрев этот термин, можно увидеть, насколько различны его значения. В истории оммаж - это клятва верности, несущая за собой ряд прав и обязанностей, а в кинематографе — это художественный прием.

Оформлявшая заключение вассального договора в Западной Европе Средних веков ; заключавшаяся в том, что будущий вассал, безоружный, опустившись на одно колено (два колена преклоняли только рабы и крепостные) и с непокрытой головой, вкладывал соединённые ладони в руки сюзерена с просьбой принять его в вассалы. Сюзерен поднимал его, и они обменивались поцелуем.

Описание церемонии

Обряд гоминиума был следующий: сеньор встречал будущего вассала сидя или стоя; вассал преклонял перед ним колено, вкладывал свои руки в его руки и объявлял себя его «человеком» за известный лен ; сеньор давал ему поцелуй мира в губы и поднимал его.

Этим обрядом вассал брал на себя известные обязанности, соблюдение которых скреплялось особой присягой на верность .

Обязанности после церемонии

Положительные обязанности, устанавливавшиеся обрядом, сводились к consilium и auxilium (conseil и aide, совет и помощь): явка ко двору сеньора, чтобы составлять его феодальную палату (cour), военная служба и денежное вспомоществование в некоторых случаях, например для выкупа сеньора из плена .

Отрицательные обязанности вассала - не поднимать руки против сеньора, не выдавать его тайн, не злоумышлять ни против него, ни против его крепостей , ни против его владений и т. п.

Виды присяги

Гоминиум требовался от каждого нового ленника при раздаче ленов и при переходе их из рук в руки. В феодальную эпоху различали гоминиум обыкновенный и усиленный (hominium ligium, ligeitas, hommage lige).

Homme lige - усиленный - должен был, например, за свой счёт служить сеньору все время, пока тот вёл войну против своих врагов, между тем как простой вассал нёс, по обычаю, только сорок дней военной службы в год, на счёт сюзерена.

Акты, в которых упоминается гоминиум, появились на юге Франции с X века .

См. также

Напишите отзыв о статье "Оммаж"

Литература

  • Щепкин Е. Н. Homagium или hominium // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Оммаж

Но детям говорить об опасности, как известно, почти что всегда бесполезно. Чем больше их убеждают заботливые взрослые, что с ними может произойти какая-то непоправимая беда, тем больше они уверенны, что «может быть с кем-то это и может случиться, но, конечно же, только не с ними, не здесь и не сейчас»… А само ощущение опасности, наоборот – их только ещё больше притягивает, тем самым, провоцируя иногда на глупейшие поступки.
Вот примерно так же думали и мы – четверо «бравых» соседских ребят и я, и, не вытерпев жары, всё же решили искупаться. Река выглядела тихой и спокойной, и никакой опасности вроде бы собой не представляла. Мы договорились наблюдать друг за другом и дружно поплыли. В начале вроде бы всё было, как обычно – течение было не сильнее, чем на нашем старом пляже, а глубина не превышала уже знакомой привычной глубины. Я расхрабрилась и поплыла уже более уверенно. И тут же, за эту же слишком большую уверенность, «боженька стукнул меня по головушке, да не пожалел»… Я плыла недалеко от берега, как вдруг почувствовала, что меня резко потащило вниз… И это было столь внезапно, что я не успела никак среагировать, чтобы удержаться на поверхности. Меня странно крутило и очень быстро тянуло в глубину. Казалось, время остановилось, я чувствовала, что не хватает воздуха.
Тогда я ещё ничего не знала ни о клинической смерти, ни о светящихся туннелях, появлявшихся во время неё. Но то, что случилось далее, было очень похожим на все те истории о клинических смертях, которые намного позже мне удалось прочитать в разных книжках, уже живя в далёкой Америке…
Я чувствовала, что если сейчас же не вдохну воздуха, мои лёгкие просто-напросто разорвутся, и я, наверняка, умру. Стало очень страшно, в глазах темнело. Неожиданно в голове вспыхнула яркая вспышка, и все чувства куда-то исчезли... Появился слепяще-яркий, прозрачный голубой туннель, как будто весь сотканный из мельчайших движущихся серебристых звёздочек. Я тихо парила внутри него, не чувствуя ни удушья, ни боли, только мысленно удивляясь необыкновенному чувству абсолютного счастья, как будто наконец-то обрела место своей долгожданной мечты. Было очень спокойно и хорошо. Все звуки исчезли, не хотелось двигаться. Тело стало очень лёгким, почти что невесомым. Вероятнее всего, в тот момент я просто умирала...
Я видела какие-то очень красивые, светящиеся, прозрачные человеческие фигуры, медленно и плавно приближающиеся по туннелю ко мне. Все они тепло улыбались, как будто звали к ним присоединиться… Я уже было потянулась к ним… как вдруг откуда-то появилась огромная светящаяся ладонь, которая подхватила меня снизу и, как песчинку, начала быстро подымать на поверхность. Мозг взорвался от нахлынувших резких звуков, как будто в голове внезапно лопнула защищающая перегородка... Меня, как мячик, вышвырнуло на поверхность… и оглушило настоящим водопадом цветов, звуков и ощущений, которые почему-то воспринимались мной теперь намного ярче, чем это было привычно.
homagium или hominium ) - в феодальную эпоху одна из церемоний символического характера; присяга , оформлявшая заключение вассального договора в Западной Европе Средних веков ; заключавшаяся в том, что будущий вассал, безоружный, опустившись на одно колено (два колена преклоняли только рабы и крепостные) и с непокрытой головой, вкладывал соединённые ладони в руки сюзерена с просьбой принять его в вассалы. Сюзерен поднимал его, и они обменивались поцелуем.

Описание церемонии

Обряд гоминиума был следующий: сеньор встречал будущего вассала сидя или стоя; вассал преклонял перед ним колено, вкладывал свои руки в его руки и объявлял себя его «человеком» за известный лен ; сеньор давал ему поцелуй мира в губы и поднимал его.

Этим обрядом вассал брал на себя известные обязанности, соблюдение которых скреплялось особой присягой на верность .

Обязанности после церемонии

Положительные обязанности, устанавливавшиеся обрядом, сводились к consilium и auxilium (conseil и aide, совет и помощь): явка ко двору сеньора, чтобы составлять его феодальную палату (cour), военная служба и денежное вспомоществование в некоторых случаях, например для выкупа сеньора из плена .

Отрицательные обязанности вассала - не поднимать руки против сеньора, не выдавать его тайн, не злоумышлять ни против него, ни против его крепостей , ни против его владений и т. п.

Виды присяги

Гоминиум требовался от каждого нового ленника при раздаче ленов и при переходе их из рук в руки. В феодальную эпоху различали гоминиум обыкновенный и усиленный (hominium ligium, ligeitas, hommage lige).

Homme lige - усиленный - должен был, например, за свой счёт служить сеньору все время, пока тот вёл войну против своих врагов, между тем как простой вассал нёс, по обычаю, только сорок дней военной службы в год, на счёт сюзерена.

Акты, в которых упоминается гоминиум, появились на юге Франции с X века .

См. также

Напишите отзыв о статье "Оммаж"

Литература

  • Щепкин Е. Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Оммаж

И с свойственною ему непогрешимою, официальною памятью он повторил вступительные слова манифеста… «и желание, единственную и непременную цель государя составляющее: водворить в Европе на прочных основаниях мир – решили его двинуть ныне часть войска за границу и сделать к достижению „намерения сего новые усилия“.
– Вот зачэм, мы лосты вый государ, – заключил он, назидательно выпивая стакан вина и оглядываясь на графа за поощрением.
– Connaissez vous le proverbe: [Знаете пословицу:] «Ерема, Ерема, сидел бы ты дома, точил бы свои веретена», – сказал Шиншин, морщась и улыбаясь. – Cela nous convient a merveille. [Это нам кстати.] Уж на что Суворова – и того расколотили, a plate couture, [на голову,] а где y нас Суворовы теперь? Je vous demande un peu, [Спрашиваю я вас,] – беспрестанно перескакивая с русского на французский язык, говорил он.
– Мы должны и драться до послэ днэ капли кров, – сказал полковник, ударяя по столу, – и умэ р р рэ т за своэ го импэ ратора, и тогда всэ й будэ т хорошо. А рассуждать как мо о ожно (он особенно вытянул голос на слове «можно»), как мо о ожно менше, – докончил он, опять обращаясь к графу. – Так старые гусары судим, вот и всё. А вы как судитэ, молодой человек и молодой гусар? – прибавил он, обращаясь к Николаю, который, услыхав, что дело шло о войне, оставил свою собеседницу и во все глаза смотрел и всеми ушами слушал полковника.
– Совершенно с вами согласен, – отвечал Николай, весь вспыхнув, вертя тарелку и переставляя стаканы с таким решительным и отчаянным видом, как будто в настоящую минуту он подвергался великой опасности, – я убежден, что русские должны умирать или побеждать, – сказал он, сам чувствуя так же, как и другие, после того как слово уже было сказано, что оно было слишком восторженно и напыщенно для настоящего случая и потому неловко.
– C"est bien beau ce que vous venez de dire, [Прекрасно! прекрасно то, что вы сказали,] – сказала сидевшая подле него Жюли, вздыхая. Соня задрожала вся и покраснела до ушей, за ушами и до шеи и плеч, в то время как Николай говорил. Пьер прислушался к речам полковника и одобрительно закивал головой.
– Вот это славно, – сказал он.
– Настоящэ й гусар, молодой человэк, – крикнул полковник, ударив опять по столу.
– О чем вы там шумите? – вдруг послышался через стол басистый голос Марьи Дмитриевны. – Что ты по столу стучишь? – обратилась она к гусару, – на кого ты горячишься? верно, думаешь, что тут французы перед тобой?

(франц. hommage, от homme, лат. homo - человек, в значении вассал) - в ср.-век. Зап. Европе одна из церемоний (имевшая символич. характер), оформлявших заключение вассального договора. Зарождение О. относится к 7-8 вв. (термин появляется в источниках с 11 в.). О. состоял в том, что будущий вассал, коленопреклоненный, безоружный, с непокрытой головой, вкладывал соединенные ладони в руки сеньора с просьбой принять его в вассалы; сеньор поднимал его, и они обменивались поцелуями. С 8 в. О. сочетался с клятвой верности (фуа). До 11 в. связь, устанавливавшаяся между сеньором и вассалом в результате О. и фуа, носила преим. личный характер. После 11 в. О. и фуа, как правило, сопровождались инвеститурой фьефа. Считалось, что О. должен был связывать вассала с сеньором пожизненно, однако случаи его нарушения были довольно частыми.

Лит.: Bloch M., La société féodale, P., 1939-1940 (t. 1, p. 223-366, t. 2, p. 1-98); Olivier-Martin Fr., Histoire du droit français des origines а la Révolution, P., 1951, p. 258-264; Boutruche R., Seigneurie et féodalité, P., 1959, p. 159-214.

  • - в средневековой Западной Европе одна из церемоний, оформлявших заключение вассального договора. Возникновение оммажа относится к 7-8 вв. ...

    Исторический словарь

  • - церемония оформления вассального договора между вассалом и сеньором; возникла в VII-VIII вв. Принося о. сеньору, рыцарь просил его покровительства и признавал себя его «человеком», что и породило термин...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - в ср.-век. Зап. Европе одна из церемоний, оформлявших заключение вассального договора. Зарождение О. относится к 7-8 вв. ...

    Советская историческая энциклопедия

  • - в Западной Европе периода средневековья особая символическая церемония, оформлявшая заключение вассального договора...

    Словарь юридических терминов

  • - человек, в значении вассал) - в средневековой Западной Европе - одна из церемоний, оформлявшая заключение вассального договора...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - , в средне-вековой Западной Европе одна из церемоний, оформлявшая заключение вассального договора, О. состоял в том, что будущий вассал, коленопреклонённый, безоружный, с непокрытой головой, вкладывал...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в средневековой Зап. Европе церемония заключения вассального договора между сеньором и вассалом; сочеталась с клятвой верности...

    Большой энциклопедический словарь

  • - омм"...

    Русский орфографический словарь

  • - ФУА Е ОММАЖ * foy et hommage. Аббат обязан был приносить присягу, представлять в узаконенный срок перечень своих владений в графстве, уплачивать рельеф. РБ 1913 3 181...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

"ОММАЖ" в книгах

I. ОММАЖ ЭДУАРДА III

Из книги Столетняя война автора Перруа Эдуард

Глава I. ОММАЖ ВАССАЛА

автора Блок Марк

Глава I. ОММАЖ ВАССАЛА 1. Человек человека Быть «человеком другого человека» - в феодальном словаре это было самое распространенное и значимое выражение. Общее и для романских, и для германских наречий, оно служило для обозначения личной зависимости, имело точный

2. Оммаж в эпоху феодализма

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

2. Оммаж в эпоху феодализма Вот друг перед другом два человека: один хочет служить, второй соглашается или желает быть хозяином. Первый соединяет ладони и сложенные таким образом руки вкладывает в руки другого: откровенный знак подчинения, который иногда подкреплялся и

Оммаж

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОМ) автора БСЭ