Семейное образование – актуальные правовые вопросы. Классный час по праву (9 класс) на тему: Семья и брак. законы семейного права. Вступительное слово учителя

Уважаемые господа!Сейчас активно идет работа над проектом нового закона Российской Федерации «Об образовании». К сожалению, в этом законопроекте есть существенные недостатки, на которые мы хотим обратить ваше внимание. Власти Российской Федерации, в том числе Президент РФ и представители правительства, часто говорят о том, как важно укрепление семьи и семейных ценностей. К сожалению, предлагаемый законопроект наносит серьезный ущерб правам семьи и правам родителей, существующим на сегодняшний день в нашем законодательстве. Мы просим обратить внимание на следующие проблемы: 1) Традиционно в России именно родители имели свободу выбирать, в каких условиях они дадут своим детям дошкольную подготовку. Действующий Закон «Об образовании», подчеркивая значение родителей и вспомогательную роль дошкольных учреждений, говорит в ст. 18: «1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. 3. Для воспитания детей дошкольного возраста … в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».Однако, эти важные пункты отсутствуют в новом законопроекте. Вместо этого, дошкольное образование сделано обязанностью родителей (ст. 48), причем заявлена возможность получения его лишь в очной форме (ст. 100, п. 2). Это означает, что родители будут обязаны отдавать своих детей в детский сад или аналогичное учреждение. Однако, вовсе не все родители считают это лучшим решением для своих детей. По статистике, около 14% родителей предпочитают воспитывать и учить своих дошкольников дома, в семье.Мы считаем, что это неоправданно лишает родителей традиционного права самим воспитывать и учить детей дошкольного возраста. В свете других положений законопроекта становится очевидно, что обязательное очное (в дошкольном учреждении) дошкольное образование не только неоправданно и насильственно отрывает детей от семьи против воли их родителей, но и накладывает на семью дополнительное финансовое бремя (плата за «уход и присмотр»), фактически являясь скрытым навязыванием платных услуг как обязательных. Эти нововведения мы считаем недопустимыми. Кроме того, эта норма совершенно нереалистична. Уже сейчас люди стоят в длительных очередях на место в детском саду, вставая в очередь, иногда, даже до рождения ребенка. Мест в детских садах на всех не хватит – а обязанность обеспечить очное дошкольное образование останется, и отвечать за нее, по законопроекту, будут родители. Им придется нанимать платных педагогов, что многие люди делать не в состоянии.Мы считаем, что необходимо сохранить возможность давать дошкольное образование дома, в семье, без обязанности обращаться к педагогам. 2) Законопроект в нынешнем виде уничтожает право семьи свободно выбирать форму получения образования детьми!Действующий Закон «Об образовании» прямо определяет право на образование в семье по решению родителей. Ст. 52. П. 4 объявляет, что все родители имеют право на образование своих детей в семейной форме: «Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении».Новый законопроект не содержит упоминаний об этом праве, данном всем гражданам России Законом, тем самым фактически уничтожая его. Более того, п. 6 ст. 100 законопроекта запрещает получение начального образования в заочной и очно-заочной форме, тем самым неправомерно ликвидируя возможность экстерната для младших школьников. Семейное образование на сегодняшний день – право всех граждан Российской Федерации. Значительное число граждан успешно пользуются этим правом, давая своим детям качественное образование в семье и делая тем самым ценный вклад в будущее российского общества и своих детей. Качество образования получаемого в семейной форме в России, как и во всех странах, где давно и прочно существует эта форма, не ниже, а нередко – выше качества образования, получаемого в школах. Как известно, демократическое государство должно расширять, а не ликвидировать права граждан, уже провозглашенные законом и не наносящие ущерба ни обществу, ни правам других граждан. По нашему убеждению, право на семейное образование должно быть доступно всем и на всех ступенях общего образования, а уничтожение этого права нанесет серьезный ущерб будущему российского общества и наших детей. Уничтожение этого права также идет вразрез с нормами международного законодательства. Ст. 18 Конвенции о правах ребенка предполагает, что государство не отнимает у родителей право на обучение и воспитание детей, а содействует семье в осуществлении этого права и обязанности. Ст ст. 28 этой же Конвенции, требует от государств «поощрять различные формы среднего образования», а не уничтожать одни из них в пользу других. Слишком ограничена в законопроекте и возможность использования индивидуального учебного плана. Сперва указывается, что каждый обучающийся имеет право обучаться по индивидуальному учебному плану – а затем говорится, что для этого требуется решение руководства школы. Сегодня, к сожалению, родители детей (даже имеющих те или иные проблемы со здоровьем!), иногда, с большим трудом добиваются от школы перехода на индивидуальный учебный план. Мы считаем необходимым, чтобы любой ребенок мог перейти на индивидуальный учебный план по заявлению и просьбе родителей. Эта возможность не должна и не может зависеть от произвольного решения школьного руководства.3) Законопроект недостаточно защищает права родителей и семьи в образовательном процессе и воспитании детей. Нигде в законопроекте не оговорено, что семья имеет исключительные права в области религиозного и сексуального воспитания детей. Между тем, в этой области приоритетными должны быть именно права семьи и родителей. Мы не хотим, чтобы завтра, без согласия родителей, были введены различные «программы сексуального просвещения». Мы считаем важным, чтобы в законе было прямо оговорено, что любые формы религиозного и сексуального воспитания и образования детей были возможны только при условии добровольного согласия родителей!4) Закон, к сожалению, плохо защищает права детей с особыми образовательными потребностями и с различными проблемами адаптации к школе. Рекомендации врачей и психологов, которые родители приносят в школу, часто игнорируются. Тем самым здоровью детей в образовательном процессе нередко наносится существенный ущерб. Мы также убеждены, что в законе должно быть прямо указано – если родители представили в школу те или иные медицинские или психологические рекомендации специалистов, школа должна быть обязана учесть их в образовательном процессе и исполнять такие рекомендации – исключения из этого правила могут делаться только с согласия или по просьбе родителей ребенка. Как граждане России, мы протестуем против указанных моментов проекта Закона «Об образовании», и, пользуясь нашим гражданским правом требуем:1) Сохранить право граждан давать своим детям дошкольное воспитание и образование в семье, не прибегая к услугам дошкольных учреждений.2) Сохранить подтвержденное и провозглашенное действующим законом право родителей давать своим детям общее образование в семье для всех ступеней общего образования, включая начальное. 3) Включить в законопроект гарантию возможности для каждого школьника по решению родителей учиться по индивидуальному учебному плану.4) Прямо оговорить в законопроекте, что сексуальное и религиозное воспитание и обучение несовершеннолетних учащихся может вестись в школе только с письменного согласия их родителей. 5) Обязать учебные заведения учитывать медицинские и психологические рекомендации специалистов, представленные родителями ребенка, и не нарушать их. 6) При любой реформе образовательного законодательства сохранять прямое подтверждение и изложение этих прав в Законе без какого-либо их умаления и ограничения. Просим вашего содействия в осуществлении наших гражданских требований.

Надо отправить обращение еще и Президенту Российской Федерации Д.А. МедведевуКомитет Государственной Думы РФ по образованию103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1Комиссия Общественной палаты РФ по развитию образования125993, г.Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7, стр.1

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Цели, структура, состояние и проблемы правового образования в современной школе. Личностные качества и профессиональная компетентность учителя права в системе школьного образования. Традиционные методики и инновационные технологии правового обучения.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2013

    Анализ школьной программы по риторике под редакцией Таисы Алексеевны Ладыженской (с 5 по 8 классы). Основные методы и принципы преподавания риторики в современной школе. Методика разработки и проведения урока в 6 классе на тему "Паравербальные средства".

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Общие принципы и методы преподавания морфологии в школе. Наречие и слова категории состояния как части речи, особенности методики их преподавания в общеобразовательной школе. План урока по теме: "Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е".

    курсовая работа , добавлен 26.04.2011

    Преподавание истории Украины в школе. Учебно-методические основы преподавания истории в школьном курсе. Этапы формирования знаний и умений в процессе обучения. Система исторических понятий как основа понимания истории. Внедрение новых технологий.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2008

    Литература как культурно-исторический феномен. Характеристика программ по литературе для старших классов, стандарты изучения современной литературы. Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе, особенности составления конспектов уроков.

    дипломная работа , добавлен 03.02.2012

    Понятие социально-правовой защиты детства, её уровни, объекты и субъекты. Роль социального педагога в этой системе. Особенности социально-правовой защиты детей в школе и ее кадровое обеспечение. Правовые основы деятельности школьного омбудсмена.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2013

    Определение терминов "говор", "наречие", "диалектизм" и "профессионализм". Рассмотрение слов ограниченного употребления как предмета и объекта исследования в 5-6 классах. Традиционные и инновационные технологии изучения диалектной лексики в школе.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2011

    Формирование навыков правомерного поведения школьников посредством преподавания происхождения сущности государства и права. Содержание принципов правового образования. Использование игровых технологий и дискуссионных методов обучения праву в школе.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2011

24 Сен 1 1916

В связи с вступлением в силу нового закона « в Российской Федерации» многие родители направляют в межрегиональную общественную организацию «За права семьи» вопросы о том, как семейное образование должно осуществляться в новых правовых условиях. Часть этих вопросов затрагивают ситуацию во всей России, а часть – касаются ситуации в Москве.

Дать ответы на некоторые из этих вопросов мы попросили председателя организации «За права семьи» , автора книги «Без школы: юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату» Павла Парфентьева.

— По новому закону семейное образование отнесено к формам обучения вне школ. Хорошо это или плохо?

Действительно, ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в Российской Федерации» четко указывает, что семейное образование получается вне образовательных организаций. Строго говоря, это следовало и из ст. 10 старого закона, но не было так явно обозначено. Из-за этого школы часто считали, что имеют право контролировать процесс обучения в семье, осуществлять текущий контроль детей, которые учатся в семье и так далее. Новый закон четко обозначил – процесс обучения в семье осуществляется вне школы, то есть к ней никакого отношения не имеет. Это – очень позитивное и правильное нововведение, устраняющее существовавшую раньше двусмысленность.

— Но разве с этим новшеством не связано, например, то, что дети, обучающиеся в семье, не имеют теперь права на льготный проезд?

Это вообще какое-то недоразумение. Право на льготный проезд устанавливается законами регионов. И оно, как правило, закреплено за детьми, обучающимися в очной форме – то есть за теми, кто ходит каждый день в школу. Причем это вовсе не новость.

Скажем, в Санкт-Петербурге льготу на проезд дает Социальный кодекс Санкт-Петербурга. Нетрудно обратиться к исходной версии этого кодекса, принятой в конце 2011 года, чтобы убедиться, что в ст. 87 право на льготный проезд было предоставлено только учащимся по очной форме . То же следует и из действующей редакции, где ссылка на очную форму прямо дана во вводной части 20 главы, касающейся транспортных льгот. Таким образом, если льготы на проезд кто-то и получал, то это было не их правом, а следствием недоразумения.

То же касается и, например, Москвы. Ст. 27 п. 6 Закона города Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» вполне четко указывает, что льгота касается только детей, обучающихся по очной форме.

— Имеют ли тогда вообще дети, обучающиеся в семье, отношение к школе.

Имеют, но не в качестве учеников – учебный процесс как таковой школу вообще не касается – а в качестве проходящих аттестацию экстернов.

Это представляется вполне очевидным. В соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в РФ» образование в форме семейного образования получается вне образовательной организации. Однако ч. 3 той же ст. 17 четко говорит, что дети, обучающиеся в форме семейного образования имеют право на последующее прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (для простоты скажем «в школах», хотя это неточно).

Ст. 34 ч. 3 закона указывает, что такая аттестация проходится экстерном, причем дети, получающие образование соответствующего уровня впервые, проходят ее бесплатно.

Необходимо обратить внимание на то, что ст. 33 ч. 1 п. 9 закона очень четко указывает, что экстерны – т.е. «лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации» - относятся к числу обучающихся в образовательной организации. Но они не являются «учащимися» в образовательной организации - это другая разновидность «обучающихся».

Этот статус – экстерна – говорит о том, что сам учебный процесс ребенка к школе не имеет отношению и ею не направляется и не контролируется – она осуществляет только промежуточные и итоговые аттестации.

— Относятся ли такие дети к контингенту школы?

Это зависит от того, что понимается под этим словом. В законе «Об образовании в РФ» слово «контингент» встречается вообще только один раз – в ст. 97 ч. 3, посвященной мониторингу системы образования. При этом определения термина не приводится, но он использован в словосочетании – «контингент обучающихся». Поскольку дети, получающие семейное образование и проходящие аттестацию экстерном в школах, являются экстернами – а это, согласно ст. 33 ч. 1 п. 9 закона – разновидность обучающихся, то они, очевидно, относятся к «контингенту обучающихся». Но при этом они не могут относиться к «контингенту учащихся» - поскольку учащиеся – это только одна из разновидностей обучающихся, предусмотренных законом. При этом как ученики-«семейники» дети к контингенту обучающихся не относятся, а как экстерны, сдающие аттестацию – относятся.

— Родители сообщают, что школы требуют от них писать заявление об исключении их детей из школы, если они на семейном образовании…

Это незаконное и необоснованное требование. При чем тут исключение? Если ребенок обучается в форме семейного образования, он и так не является учащимся школы, но остается ее обучащимся-экстерном, проходящим в ней аттестацию.

Поэтому писать такие заявления не надо, они не основаны на законе. Необходимо в заявлении указать школе, что вы выбрали для ребенка семейное образование и попросить зачислить его для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации экстерном. После этого школа должна зачислить ребенка в качестве экстерна, и в этом качестве включить его в контингент обучающихся (но не учащихся). Если ребенок раньше учился в этой школе по очной форме, то он перестает быть ее учащимся, но остается ее обучающимся – экстерном.

Требование писать именно заявление об исключении – неправомерно и не основано на законе. Его следует просто игнорировать, отказываясь писать такое заявление.

Писать необходимо о том, что в соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2, ст. 44 ч. 3. п. 2, ст. 63 ч. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Вы выбрали для своего ребенка обучение в форме семейного образования. В соответствии со ст. 17 ч. 3, ст. 34 ч. 3, ст. 33 ч. 1 п. 9 данного закона просите зачислить своего ребенка в школу в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

После этого школа должна зачислить ребенка в контингент обучающихся в качестве экстерна и организовать промежуточную аттестацию. Если школа этого сделать не может, поскольку ее устав не предусматривает такой формы работы (это надо проверить, устав в каждой школе доступен для ознакомления по закону и обычно публикуется на сайте школы), необходимо получить на заявление письменный отказ и обратиться далее в соответствующий местный орган управления образованием с заявлением, прося оказать содействие в зачислении в школу для прохождения аттестации экстерном, приложив к нему копию отказа.

Следует помнить, что по новому закону, выбирая семейное образование, Вы обязаны письменно (в свободной форме) уведомить об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (районное или окружное управление образования). Это стоит сделать всем тем, кто и ранее учил ребенка в семейной форме (обучение ребенка в заочной форме с использованием дистанционных технологий такого уведомления не требует ). Отмечу, что именно органы управления образованием муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом (ст. 63 ч. 5) ведут учет детей, подлежащих получению общего образования, и выбранных для них родителями форм обучения – не школы.

— Форму обучения по новому закону всегда выбирают родители?

Здесь некоторая двойственность в законе.

В соответствии со ст. 63 ч. 4 форму всегда выбирают родители, с учетом мнения ребенка. А в соответствии со ст. 44 ч. 3 п. 1 – право выбора формы осуществляется родителями только до завершения получения ребенком основного общего образования (т.е. до завершения обучения в 9 классе), а далее, в соответствии со ст. 34 ч. 1 п. 1 – выбор формы становится правом самого ребенка. При этом в согласии со ст. 44 ч. 3 п. 2 давать образование всех трех уровней в семье – право именно родителей.

При такой двойственности следует исходить из того, что до завершения получения основного общего образования (до конца 9 класса) форму обучения выбирают родители (с учетом мнения ребенка), а в старших классах – решение должно приниматься ребенком и родителями совместно. Только такой подход позволяет соблюсти все требования закона.

— Верно ли, что семейное образование теперь невозможно на старшей ступени «школьного образования»? Школы утверждают, что на старшей ступени возможно только самообразование.

Это утверждение ошибочно и не основано на законе. Закон абсолютно четко говорит о том, что семейное образование может использоваться на любой ступени общего образования (ст. 44 ч. 3 п. 2, ст. 63 ч. 2 нового закона). Таким образом, вне школы на двух младших ступенях образование получается только в форме семейного образования, а на старшей – на выбор – можно использовать семейное образование или самообразование (теоретически возможно и их сочетание).

— Должны ли дети, получающие семейное образование, обеспечиваться бесплатными учебниками.

Вопрос обеспечения учебниками регулируется ст. 35 нового закона «Об образовании в РФ». Часть 1 данной статьи указывает:

«Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания».

Как применяется данное положение к семейному образованию, ясно не до конца. Однако из ст. 34 ч. 1 закона следует, что именно освоение образовательный программ сопровождается промежуточными аттестациями. Прохождение аттестаций, на мой взгляд, в рамках действующего законодательства, следует рассматривать как органическую часть получения образования и освоения образовательных программ.

Это очевидно, в частности, из того, что определение образовательной программы, приведенное в ст. 2 п. 9 закона рассматривает как ее органические части формы аттестации и учебный план. А ст. 2 п. 22 определяет учебный план, относя к нему и формы промежуточной аттестации учащихся. Иными словами, промежуточная аттестация – органическая часть учебного плана и образовательной программы. Таким образом, сдача аттестаций относится к освоению образовательной программы. Такое освоение может быть представлено как сочетание собственно обучения (в семейной форме) и прохождения аттестаций (например, в школе).

Поскольку аттестации проходятся в государственных и муниципальных школах именно за счет бюджета, то и право на обеспечение учебниками должно распространяться на семейных учеников, сдающих аттестации в школе экстерном.

Здесь уместно применить и аналогию закона, что приведет нас к тем же выводам.

Более детально, боюсь, на этот вопрос трудно ответить без дополнительных пояснений и методических рекомендаций со стороны федерального министерства образования.

Очень много вопросов поступает со стороны московских родителей. Помимо тех, ответы на которые уже прозвучали, родителей волнует проблема компенсаций. Сохранились ли московские компенсации в новой ситуации?

Да, безусловно. Выплата компенсаций родителям при семейном образовании в Москве установлена законом ст. 6 п. 3.1 Закона г. Москвы от 20.06.2001 № 25 (в ред. От 04.07.2012). Этот закон никто не отменял и он продолжает действовать в части, не противоречащей новому федеральному закону «Об образовании в РФ». Выплата компенсаций остается, согласно новому законодательству, правом регионов. Соответственно, противоречия нет и норма сохраняет действие.

То же касается и московских подзаконных актов, в частности Постановления Правительства Москвы № 827-ПП от 25 сентября 2007 года «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования».

Все эти нормы, по общему правовому правилу, продолжают действовать в той части, в которой не противоречат новому закону, пока не будут прямо отменены.

На практике это означает, в частности, что не противоречащие закону нормы, регулирующие семейное образование, сохраняют свое значение. Также сохраняют значение и нормы (федеральные и московские) об аттестации экстернов – в части, касающейся организации и порядка аттестации (но не в части, описывающей экстернат как особую форму обучения – ее теперь нет).

Повторяю – все эти нормы действуют вплоть до их отмены, если не противоречат новому закону. Но надо обратить внимание на это «вплоть». В частности, в Москве, как и в других регионах, планировали принять новый региональный закон об образовании, где нормы могут измениться.

Задача родителей на этом этапе – сохранить нормы о выплате компенсаций в новом законе г. Москвы. Именно на это я бы направлял свои усилия. При этом стоит обратить внимание на то, что многие родители игнорируют. Со строго юридической точки зрения сегодня решение о выплате компенсаций – право региона. Подчеркиваю – именно право, то есть никакой федеральный закон не обязывает регионы это делать. Номинально регион имеет право отменить компенсацию.

— А как же действовать?

Есть только два пути. Один – продемонстрировать убедительно городским законодательным властям, что компенсацию необходимо сохранить, как уже существовавшую гарантию, что это необходимо семьям, что этого требуют справедливость и интересы детей. Возможно, постараться включить своих представителей в процесс доработки проекта нового регионального закона.

Второй – добиться изменения в федеральном законодательстве, возвратив в него норму о компенсации при семейном образовании, действовавшую до 2004 года. На это направлены огромные усилия нашей организации в течение последних трех лет, эта работа продолжается и нуждается в поддержке.

Двигаться стоит в каждом их этих направлений.

— Многие директора школ заявляют, что компенсации были связаны с включением детей в контингент школ, а теперь их не будет.

Такие утверждения не основаны на действующем законодательстве. Московский закон ясен – и его пока никто не отменил. Он никак не связывает компенсацию с включением детей в контингент учащихся (или даже обучающихся) школ. Более того, он не предусматривал никогда отнесения «семейников» к числу учащихся школ. Он говорит (ст. 6 п. 4 Закона г. Москвы «О развитии образования в городе Москве») только о том, что обучающийся-«семейник» закрепляется за школой для сдачи аттестации. Т.е. включение или не включение в какой-либо контингент тут вообще ни при чем.

Другое дело, что действующий закон предусматривает, что закрепляться «семейник» для аттестации, почему-то, может только за государственным образовательным учреждением. Вот это – категорически неправильная норма. Родители «семейника» должны иметь право выбрать для аттестации и негосударственную школу. Такое ограничение выбора прямо противоречит федеральному законодательству – в частности уже упоминавшейся ст. 44 ч. 3 п. 1 нового закона «Об образовании в РФ», а также ст. 63 п. 2 Семейного Кодекса РФ. Более того, оно непосредственно противоречит и нормам международного права, имеющим прямое действие в России – в частности, ст. 13 (3) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, гарантирующих право родителей выбирать не только государственные, но и негосударственные школы для своих детей. Непонятно, почему родители детей, получающих в Москве семейное образование, подвергаются дискриминации при осуществлении этого права. Это необходимо менять.

— Некоторые директора, отказывая в компенсациях, ссылаются на методические рекомендации Департамента образования г. Москвы (письмо от 13.09.2013 № 01-08-2538 /3)…

Эти рекомендации не являются нормативным актом и, в любом случае, не могут ставиться выше конкретных норм закона. Но в рекомендациях ни слова не говорится о компенсациях или о том, что их теперь выплачивать не надо. Это вымысел.

— А что Вы можете сказать об этом документе в целом.

Значительная его часть просто повторяет нормы нового закона «Об образовании в РФ». Но есть и странная «самодеятельность».

В частности, п. 9 рекомендаций, требующий, чтобы родители написали в школу заявление об исключении ребенка из контингента организации (из текста непонятно, имеется в виду контингент обучающихся или учащихся) крайне странен. Такое требование, как я уже выше говорил, не основано на законе и ни из чего не вытекает. В контингенте учащихся ребенок-«семейник» и так числиться не должен, а в контингент обучающихся, напротив, сдавая аттестации экстерном, должен включаться.

Ничего не говорится в рекомендациях о том, что таких детей необходимо зачислять в школу в качестве экстернов – а эта необходимость прямо вытекает из приводившихся выше норм нового федерального закона об образовании. Вообще ничего не говорится о том, что такая аттестация проходится экстерном. Странно, что именно это слово – «экстерн» - выпало из текста рекомендаций в тех местах, где он практически дословно воспроизводит нормы федерального закона, включающие этот термин.

В действительности, исходя из норм федерального закона, школа, получив заявление родителей о выборе семейного образования и организации промежуточной аттестации для ребенка обязана включить его в контингент обучающихся школы в качестве экстерна (или поменять его статус в контингенте с «учащегося» на «экстерна», если он ранее обучался в школе очно) и бесплатно организовать для него промежуточные аттестации экстерном.

В ближайшие недели МОО «За права семьи» подготовит и опубликует основные образцы заявлений и уведомлений для родителей, использующих семейное образование.

Цель: Познакомить старшеклассников с основами семейного законодательства РФ, личными правами супругов.

Форма : Нравственно-правовой лекторий.

Участники : Классный руководитель, ученики класса.

Подготовительный этап : Готовясь к классному часу, творческая группа может нарисовать для каждого учащегося сердечки-памятки с пословицами о семье:

Лучше матери друга не сыщешь.

Сердце матери лучше солнца греет.

Ради ребенка мать и в огонь бросится.

У дитя болит пальчик, а у матери — сердце.

Отец сына худому не учит.

Кто слушает родителей, не обеднеет.

Наши родители — не гонители.

Слушай наставления отца-матери — не заблудишься.

Для создания эмоционального фона классного часа классному руководителю следует продумать вопрос о его музыкальном оформлении.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Прекрасное время — юность. Вы, ребята, уже много знаете, много умеете, чувствуете себя взрослыми. Сейчас очень ответственный период вашей жизни. Вы должны решить, какую профессию выбрать, как устраивать свою жизнь. Многих из вас, конечно, волнует вопрос о будущей семейной жизни, каким будет ваш единственный и неповторимый спутник или спутница жизни. Пройдет немного времени, и вы станете мужьями и женами. Создание семьи — очень ответственный шаг в жизни каждого человека. Вы должны знать, что отношения между супругами регулируются не только нравственными, но и юридическими нормами.

Конституцией РФ закреплено положение, согласно которому семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Этот конституционный принцип развивается во многих законодательных актах, но основным является Семейный кодекс РФ.

Семейное законодательство устанавливает правила и условия вступления в брак, порядок прекращения брака, регулирует отношения, которые возникают между супругами и другими членами семьи.

Знание положений семейного законодательства, своих прав и обязанностей обязательно понадобится вам в жизни. Семья начинается с брака. Слово «брак» образовалось от древнерусского «брачити» — отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое.

Каковы условия заключения брака?

По семейному законодательству брак — это союз мужчины и женщины, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (загс) и основанный на взаимной любви и уважении, взаимопомощи и ответственности. Чтобы союз был действительным, закон требует соблюдать определенный порядок и условия заключения брака.

Первое условие — взаимное и добровольное согласие будущих супругов вступить в брак. Это означает, что мужчина и женщина должны принять решение о вступлении в брак самостоятельно, без принуждения, по своей воле.

Второе условие связано с брачным возрастом. В России он составляет для мужчин и для женщин 18 лет. Но, согласно российскому законодательству, если имеются уважительные причины, по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен по заявлению лиц, вступающих в брак, но не более чем на два года (до 16 лет).

Третье условие — брак не может быть заключен, если одна из сторон состоит в другом браке.

Четвертое условие —- не допускаются браки между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие мать и отец) и неполнородными (общий один из родителей) братьями и сестрами.

Существует определенный порядок регистрации брака. Он предусматривает личную подачу заявления будущими мужем и женой в загс по месту жительства.

После заключения брака у супругов появляются по отношению другу к другу определенные права и обязанности. Они разделяются на личные неимущественные и имущественные права и обязанности. В ходе классного часа рассматриваются личные права супругов.

Личные права и обязанности супругов

В реализации своих личных неимущественных прав и обязанностей муж и жена равноправны. Обязанности супругов сводятся к тому, чтобы строить свои отношения в семье в духе взаимоуважения и взаимопомощи, заботиться о детях. Также супруги имеют право по личному желанию и взаимному согласию избрать фамилию одного из них. В этом случае фамилия становится общей. Но муж и жена могут оставить свои прежние фамилии.

После обсуждения правовой информации учитель может предложить учащимся тесты, которые помогут им понять свое отношение к будущей семейной жизни.

Тест «Какой вы будущий хозяин?»

1. Можете ли вы приготовить себе завтрак?

а) Да, б) иногда, в) нет.

2. Случается, что иногда вы готовите в выходные дни какое-то блюдо для всей семьи?

а) Да, б) иногда, в) нет.

3. Помогаете ли вы родителям закупать продукты?

а) Да, б) иногда, в) нет.

4. Входит ли в ваши постоянные обязанности покупка различных продуктов питания, например, хлеба?

а) Да, б) иногда, в) нет.

5. Помогаете ли вы родителям в уборке по дому?

а) Да, б) иногда, в) нет.

6. Можете ли вы помочь родителям в покупке бытовой техники?

а) Да, б) отчасти, в) нет.

7. Считаете ли вы, что оба супруга вместе должны заниматься воспитанием детей?

а) Да, б) иногда, в) нет.

8. Можете ли вы самостоятельно починить несложные бытовые приборы в доме или сделать мелкий ремонт?

а) Да, б) иногда, в) нет.

9. Сможете ли вы остаться сам на хозяйстве, если жена, например, будет занята на работе?

а) Да, б) иногда, в) нет.

10.Считаете ли вы, что семья должна проводить свободное время вместе?

а) Да, б) иногда, в) нет.

Теперь подсчитайте количество баллов, учитывая, что ответы а) соответствуют 3 баллам, б) 2 баллам, в) 1 баллу.

26-30 баллов. Похоже, что вашей будущей ж6н6 повезет. Вы будете хорошим хозяином. Ваши усилия должны вознаграждаться хорошим настроением и благодарностью жены.

16-25 баллов. Исходя из ваших ответов ваш вклад в домашнее хозяйство будет не очень большой. Если вы хотите стать хорошим хозяином, вам следует пересмотреть свою позицию по многим вопросам.

10-15 баллов. Пока вы плохо представляете себе, что такое семейная жизнь и обязанности супруга, на котором лежит ответственность за своих близких.

Тест «Какой хозяйкой вы будете?»

1. Представьте, что у вас нет холодильника, телевизора, стиральной машины и нового пальто, а приобрести вы можете только одну из этих вещей. Что бы вы купили?

а) Холодильник, б) телевизор, в) стиральную машину, г) пальто.

2. Часто ли вы заглядываете в шкаф, чтобы навести там порядок?

а) Да, б) нет.

3. Делаете ли вы ежедневную уборку своей комнаты или квартиры?

а) Да, б) нет.

4. Бывает ли так, что когда приходят приглашенные гости, вы еще заняты хозяйственными делам?

а) Да, б) нет.

5. Хватить ли у вас смелости подать гостям подгоревший пирог?

а) Да, б) нет.

6. Доставляет ли вам удовольствие самой готовить?

а) Да, б) нет.

7. Собираясь в магазин, составляете ли вы список необходимых покупок?

а) Да, б) нет.

8. Есть ли у вас фирменное блюдо?

а) Да, б) нет.

а) Да, б) нет.

10. Помогаете ли вы родителям по хозяйству?

а) Да, б) нет.

11. Считаете ли вы, что каждая вещь в доме должна иметь свое постоянное место?

а) Да, б) нет.

12. Сможете ли вы навести порядок в доме без использования бытовой техники?

а) Да, б) нет.

№ вопроса

Ответы, баллы

Интерпретация результатов.

До 155 баллов. К сожалению, вы пока не готовы быть хозяйкой дома. Вы не умеете организовывать свое время и плохо владеете навыками ведения домашнего хозяйства.

156-185 баллов. Вы трудолюбивы и достаточно организованны. Если что-то временно не ладится в хозяйстве, вы сможете это поправить с помощью своих близких.

186 баллов и выше. Вы сможете стать хорошей хозяйкой дома. Вы постоянно наводите в доме порядок, но не забывайте, что хорошая хозяйка не должна видеть цель своей жизни только в домашней работе.

Тест «Готовы ли вы к семейной жизни?»

Отметьте в приведенном ниже перечне то, что вы считаете своими обязанностями в семье:

1. Забота о детях.

2. Проверка домашнего задания.

3. Посещение родительских собраний.

4. Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям.

5. Организация детских торжеств в саду и в школе.

6. Организация семейных праздников.

7. Чтение специальной литературы по воспитанию детей.

8. Выполнение работы по дому.

9. Совместный досуг детей и родителей.

10. Покупка продуктов питания

11. Уборка квартиры.

12. Стирка белья.

13. Ремонт квартиры.

14. Мелкий ремонт по дому.

15. Поддержание контактов с соседями.

16.Планирование семейного бюджета.

17. Покупка одежды и обуви.

18. Покупка мебели, бытовой техники.

19. Уход за домашними животными.

20. Создание благоприятного семейного микроклимата

Обработка результатов теста: каждый отмеченный пункт — 1 балл. 5 и менее баллов. Вы хотите получить не супруга (супругу), а домработника.

От 6 до 14 баллов . Вы можете стать хорошим супругом (супругой), но подумайте, не много ли обязанностей вы хотите переложить на плечи будущего спутника жизни?

15 и выше баллов . Вы уже достаточно хорошо понимаете, что такое семейная жизнь.

В заключение классного часа целесообразно организовать обмен мнениями учеников о состоявшемся разговоре и о том, на какие вопросы они хотели бы получить ответы, а также подарить учащимся заготовленные сердечки-памятки с пословицами о семье...

Традиционное обучение является самым распространенным видом обучения, на котором базируется преподавание в большинстве школ страны.

Термин «традиционное обучение» обозначает классно-урочную систему обучения, которая была сформулирована в Я.А. Коменским в труде «Великая дидактика». Отличительными признаками такой системы обучения являются:

Организация учащихся примерно одного возраста в группу, состав которой остается практически неизменным на протяжении всего периода обучения;

Разработка единого годового плана и следование расписанию;

За единицу занятий взят урок, посвященный одному учебному предмету, теме;

Преподаватель следит за работой учащихся на уроке.

Такое обучение характеризуется тем, что знания учащимся выдаются в готовом виде, им остается лишь усваивать их и применять в похожих ситуациях. Поэтому на таких уроках большей частью развивается память, а не мышление, вследствие чего развитие творческих способностей, самостоятельности и активности происходит на слабом уровне. У учащихся формируется репродуктивный стиль познания, а объем информации в большинстве случаев превышает возможность ее усвоения. Естественно, что ни о каком индивидуальном подходе к учащимся не может быть и речи, потому что подобный темп обучения невозможно подвести к индивидуально-психологическим особенностям учащихся. Карзанова, Т.Ю. Традиционный и интенсивный типы обучения в современной методике преподавания РКИ. - Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. № 1(57). С. 353.

Традиционный урок обращен в прошлое, потому он и ориентируется на запоминание материала, и информация играет роль знания. В современном мире одного знания информации недостаточно, важно выработать собственное мышление относительно этой информации, а также умение работать с большими информационными потоками.

Взаимоотношения учителя и учеников в рамках традиционного обучения складываются на основе педагогического авторитета, поскольку учитель - главный субъект обучения. Личность его незаменима никакими техническими средствами и системами самостоятельного обучения. Учитель является руководителем развития ребенка и проводником среди ошибок и незнания, потому что школа призвана знания давать. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие. - С-П.: Питер, 2009. 255 с.

Знания даются учителем в готовом виде, как раз для запоминания. Ученику нужно услышать, запомнить, повторить и закрепить на практике. Повторение нужно для того, чтобы усвоенная мысль перешла из кратковременной и оперативной памяти в память долговременную. Для этого повторение должно быть осмысленным, информацию нельзя лишь механически запомнить.

Приведем несколько традиционных методов преподавания.

Одним из традиционных методов преподавания является рассказ как последовательное изложение материала в повествовательной форме. При помощи рассказа учитель может сообщать фактические сведения, которые требуют образности и последовательности изложения. Рассказ можно применять на всех этапах обучения, корректируя его в зависимости от обстоятельств. При помощи рассказа учитель может активизировать воображение, память, мышление учащихся, а также эмоциональные переживания. Воздействие на чувственную сторону личности позволит достичь решения некоторых задач правового воспитания. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник. 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2013. - 156 с.

Вызывая эмоциональные переживания у ребенка на уроке семейного права, учитель сможет формировать нравственные оценки и нормы поведения, прививать общепринятые семейные ценности.

В зависимости от того, для каких целей преподаватель использует рассказ, выделяются следующие виды данного метода обучения:

Рассказ-вступление, подготавливающий учеников к изучению нового материала; семейный право преподавание школа

Рассказ-повествование, использующийся учителем для изложения материала;

Рассказ-заключение, подводящий итоги по изученному материалу.

К рассказу, как к методу обучения, предъявляются требования, которым он должен соответствовать. Основными требованиями к рассказу являются: обеспечение достижения целей, построение на достоверных фактах, четкая логика текста, учет возрастных особенностей учащихся. Рассказ должен излагаться доказательно, образно, эмоционально, желательно не более десяти минут.

В том случае, если при помощи рассказа невозможно достичь полного понимания учениками той или иной информации, применяется метод объяснения. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник. 2-е изд., стереотип. - Москва: Академия, 2013. 158 с.

Объяснение представляет собой истолкование закономерностей, свойств, явлений, понятий. Объяснение основывается на логических умозаключениях, которые устанавливают истинность каких-либо суждений. Чаще всего метод объяснения используется при изучении теоретического материала, особенно если он усложняется в связи с возрастанием интеллектуальных возможностей учащихся.

К объяснению предъявляются следующие требования: точное формулирование проблемы, последовательность в раскрытии причинно-следственных связей, аргументированность и доказательность, логическое изложение. Педагогика.под ред. Л.П. Крившенко. М.: Проспект, 2012. 350 с.

В тех случаях, когда при использовании метода обучения возникают вопросы, как со стороны учителя, так и со стороны учеников, объяснение перестает в беседу. Беседа является вопросно-ответным методом обучения, при помощи которого учитель подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет то, что ученики уже изучили.

Беседа - универсальный метод обучения, который может быть использован при решении любых дидактических задач. Беседа может быть индивидуальной, в которой учитель задает вопросы только одному ученику; групповой, в которой вопросы могут быть адресованы определенной группе; фронтальные, в которой вопросы адресованы всем. Педагогика. под ред. П.И. Пидкасистого. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2014. 417 с.

В соответствии с задачами, которые ставятся учителем, уровнем развития обучающихся и содержанием материала выделяются следующие виды бесед:

Организующие (вводные) беседы, проводящиеся перед изучением новой темы для актуализации знаний учащихся;

Беседы-сообщения новых знаний;

Закрепляющие (синтезирующие) беседы, обобщающие и систематизирующие знания учащихся;

Контрольно-коррекционные беседы.

При проведении беды следует ориентироваться на основные требования: правильная формулировка вопроса, логическая связь между вопросами, краткость и содержательность.

Метод беседы в преподавании семейного права в школе позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность, развивать речь, мышление и память учащихся, контролировать их знания. Однако, если у учащихся нет нужных для беседы знаний, она становится малоэффективной, не способствует формированию практических умений и навыков. Певцова Е.А. Актуальные вопросы методики преподавания юриспруденции. - М.: издательство Международного юридического института, 2014. 252 с.

Еще одним традиционным методом преподавания семейного права в школе является лекция как монологическое изложение большого количества материала.

Лекции могут быть научно-популярными и академическими и посвящаются объемным и особенно важным разделам учебной программы.

Важным методом обучения является работа с учебником и книгой. Он заключается в том, что ученик в собственном темпе и в удобное время может самостоятельно обращаться к учебной информации.

Вариантами такой работы могут быть конспектирование содержания прочитанного материала, тезирование основных идей. Также ученик может составить план текста или процитировать нужный материал, написать аннотацию к тексту и т.д. Педагогика. под ред. П.И. Пидкасистого. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2012. 417 с.

В достижении дидактических целей учителю права может помочь такой традиционный метод преподавания как упражнение. Упражнение - это сознательное, многократное выполнение учебных действий, как умственных, так и практических, целью которых является овладение или повышение их навыков.

Упражнения могут быть устными и письменными и графическими. Устные упражнения развивают культуру речи, логическое мышление, внимание и память, а также познавательные возможности учеников. Их значение заключается в том, чтобы закрепить полученные знания и выработать необходимые умения и навыки применения этих знаний. Письменные и графические упражнения способствуют развитию пространственного мышления в понимании графиков, схем и т.д. Педагогика [Текст].под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2012. 347 с.

Требования к упражнению заключаются в их социальной направленности, знании алгоритма выполнения действий, учете достигнутых результатов и повторении.

Основная форма учебно-воспитательной работы по праву в системе школьного образования - урок.

Урок - это динамическая и вариативная форма организации процесса, целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы, средства обучения и систематически применяемая для решения задач правового образования, развития, воспитания в процессе обучения. Кропанева, Е.М. Теория и методика обучения праву. - Екатеринбург: издательство Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 146 с.

Учебное занятие по праву (урок) - это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников, направленная на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта, знаний, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности.

Урок обладает рядом преимуществ, поскольку сочетает фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы, что дает возможность учителю излагать материал последовательно и систематически. Такая модель обучения позволяет эффективно решать поставленные задачи с помощью содержания и методов педагогической деятельности.

Основными этапами традиционного урока является организационный момент, проходящий в начале урока, проверка знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках, постановка целей и задач, которые учитель озвучивает перед учениками, подача нового материала, выполнение заданий на усвоение этого материала, контроль, оценка знаний, домашнее задание и проверка итогов.

Такой вид подачи материала имеет как ряд преимуществ, так и недостатков. Безусловно, традиционное обучение проверено несколькими поколениями и является вполне результативным. Однако в современных условиях, когда количество информации очень объемно, ребенку весьма проблематично запомнить и понять все. С появлением сети Интернет появился доступ к неограниченным информационным ресурсам, и задача педагога научить ребенка ориентироваться в этих ресурсах, выбирать полезную и стоящую информацию.

Возможность передачи большого количества информации в короткое время является несомненным достоинством традиционного обучения. Однако ориентация на память, а не на мышление приводит к тому, что свои знания ребенок сможет применять лишь в ситуациях, аналогичных примерам, которые приводил учитель. Творческие способности практически не развиваются, как и самостоятельность, активность, формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности вследствие воспроизводящего характера учебно-познавательного процесса. Кропанева, Е.М. Теория и методика обучения праву. - Екатеринбург: издательство Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 149 с.

Урок по праву должен не только опираться на ценности традиционного обучения, но и соответствовать современному уровню обучения, а также современному уровню развития правовой системы государства. Признаками современного урока права являются:

Направленность на выполнение социального заказа общества;

Наличие целей и задач;

Использование деятельностного подхода;

Учет новейших достижений науки;

Активная познавательная деятельность учащихся в процессе обучения;

Оптимизированное содержание обучения;

Формирование знаний, умений и навыков учащихся на основе единства;

Разнообразные учебные ситуации на уроке с вычленением учебных задач;

Наличие обратной связи;

Поддержание высокого темпа урока;

Благоприятный психологический микроклимат.

Таким образом, целевой акцент в традиционном преподавании ставится на результат обучения, то есть на усвоение объема информации, требуемого программой. При этом роль ученика в процессе обучения преимущественно пассивная, ведущую роль принимает на себя педагог как источник знаний, которые предлагаются в «готовом виде» и направлены на достижение определенного образца. Знания ученики применяют в типовых заданиях, а также при выполнении проверочных работ, преобладают фронтальная и индивидуальная формы учебной деятельности. Несмотря на модернизацию образования, традиционные методы находят себе место в новых условиях, «подстраиваясь» под требования общества. Не стоит забывать, что эти методы преподавания проверены временем, просуществовали не одно столетие и успешно служили основой образования многих современных новаторов. В преподавании семейного права невозможно полностью отказаться от традиционных методов. Они являются основой, на которую можно накладывать инновации. Разумное и выгодное сочетание традиций и требований времени позволит расширить границы возможностей, которыми обладают участники образовательного процесса, и добиться целей, стоящих перед ними.