Нормативно правовые основы организации образовательного процесса. Описание опыта работы «Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Задания к семинару

Существование в российском образовательном пространстве разнообразных форм предоставления учебного материала в различных типах образовательных учреждений определенного уровня требует четкого контроля со стороны государства и системы управления образованием за реализацией нормативно закрепленных требований к учебному процессу. Это связано с тем, что современное общество, развиваясь в условиях демократизации, децентрализации, деидеологизации, регионализации, гуманизации, экстраполирует данные принципы и на социокультурную сферу, включающую в себя и систему образования.

Возникновение подобных позитивных тенденцийв образовании детерминирует:

Возрастание степени академической свободы педагогических коллективов, получивших возможность реализации индивидуально-творческих возможностей участников образовательного процесса;

Многообразие и автономность отдельных образовательных учреждений, заключающиеся в вариативности отбора направлений научного поиска в решении насущных проблем реформирования общества в соответствии с изменяющимся социальным заказом;

Создание возможностей для использования в работе различных типов образовательных учреждений новых программ, внедрения вариативных инновационных технологий в учебный процесс.

В то же время прослеживаются негативные аспектыпроисходящего процесса , а именно:

Угроза распада единого федерального образовательного пространства;

Обострение социальных проблем, связанных с выдвижением новых требований к педагогическим услугам со стороны различных групп населения;

Введение в учебные заведения системы оказания дополнительных платных услуг;

Ранняя профессионализация учеников, не позволяющая раскрыть их сущностные характеристики и способствующая односторонности развития личности;

Значительные психологические и интеллектуальные перегрузки учащихся, в результате которых снижается интерес и мотивация к учению;

Снижение качественного уровня образованности граждан, что связано с отсутствием единых параметров контроля за результативностью и эффективностью учебного процесса;

Низкий социальный статус учителя, определяющий отношение к данной профессии как со стороны общества, так и со стороны самих педагогов.

Нормативно-правовыми основами современного отечественного образования, отражающими данные тенденции и выполняющими функцию их балансирования, являются:

1. Законодательная база образования , которую определяют:

Всеобщая декларация прав человека

Конвенция о правах ребенка

Конституция РФ

Законы РФ об образовании

Законы субъектов РФ об образовании

2. Нормативная основа образования , включает в себя:

Государственный образовательный стандарт

Базисный учебный план общеобразовательной школы

Учебный план

Учебная и рабочие программы

Типовое положение и устав образовательного учреждения.

Базовой юридической основой образования является статья 26 «Всеобщей декларации прав человека» (от лат. dedaratio – «заявление», «объявление» – провозглашение, рекомендации, которые не имеют обязательной силы), принятой Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. В ней говорится: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Будущее каждого народа и государства зависит от того, в каком положении находятся дети. В 1989 г. ООН был принят документ «Конвенция о правах ребенка» (от лат. conventio – «договор», «соглашение» – международный договор, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились), включающий статьи о праве ребенка на образование соответствующего уровня и содержания, в том числе на получение бесплатного и обязательного образования.

Таким образом, общемировым минимальным требованием является начальное образование, хотя в настоящее время подавляющее большинство стран мира уже преодолели этот порог и реализуют в качестве обязательного основное среднее образование.

Во «Всеобщей декларации прав человека» провозглашена также общедоступность технического и профессионального образования.

Право каждого человека на образование закреплено в статье 43 Конституции РФ, принятой в 1993 г. В ней говорится:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Как видим, в Российской Федерации обязательным на сегодняшний день считается основное среднее образование (9 классов) , хотя в недавнем прошлом обязательным было полное среднее образование (11 классов), то есть имеет место понижение планки образовательных требований.

Конституцией РФ гарантируется общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования. Однако в последние годы под воздействием экономических проблем в России также снижена и общедоступность профессионального образования. Во многих учреждениях профессионального образования для значительной части контингента предусмотрено платное обучение.

В 1996 г. был принят Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который включает в себя главы: «Общие положения», «Система высшего и послевузовского профессионального образования», «Управление системой высшего и послевузовского профессионального образования» и др.

Закон определяет правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования, основываясь на принципах, определенных Законом РФ «Об образовании», а также на принципах непрерывности и преемственности, интеграции российской высшей школы в мировую систему высшего образования, конкурентности и гласности.

Гражданам РФ гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в том случае, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Гарантируется также свобода выбора формы высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности).

Преподавателям и студентам предоставляются определенные академические свободы, в том числе возможность для преподавателей излагать учебный предмет по своему усмотрению и свобода студентов получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

Предусмотрена разработка государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования, включающих федеральные и национально-региональные компоненты.

Законом установлены три вида вузов: университет, академия, институт. Проводится аттестация, лицензирование и аккредитация высших учебных заведений.

Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых при вузах и научных учреждениях. По каждой учебной дисциплине и специальности устанавливаются государственные стандарты.

Управление вузом осуществляют: ученый совет, ректорат, деканаты, кафедры. Кафедра является основным структурным подразделением вуза.

Студенты могут обучаться на бесплатной (государственной) и платной (внебюджетной) основе.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные акты, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам.

Федеральный закон «Об образовании» гласит, что государственная политика в области образования основывается на следующих принципах (статья 2):

1) гуманистический характер образования , приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства . Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования , адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании ;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием . Автономность образовательных учреждений.

Конституцией РФ и Законом «Об образовании» в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты. Трактовка понятия «стандарт» (от англ. standard – «норма», «образец», «мерило») связана с его обозначением как образца, эталона, модели, принимаемых за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов, регулирующих различные сферы деятельности и определяющих свойства и качества продукции, удовлетворяющей потребностям общества и человека.

Стандарт образования – документ, в котором определены конечные результаты образования (по предмету и специальности); содержательное ядро образования; оптимальный минимум содержания образования.

В законе «Об образовании» выделены основные компоненты стандарта , учитывающие федеративный характер устройства России:

1. Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического процесса России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

2. определяет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области родного языка и литературы, географии и искусства, трудовой подготовки и др.).

3. Также стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного учебного заведения, закрепленные в соответствии с его Уставом в разработанных педагогами основных образовательных программах.

Стандарты выполняют следующиефункции :

Критериально-оценочная функция определяет содержание обучения, объем учебной нагрузки, оценки результатов, а также аттестацию учителей и образовательных учреждений.

Функция обеспечения права на полноценное образование предоставляет гарантированное Конституцией РФ образование, соответствующее полноценному развитию личности и возможности последующего профессионального образования.

Функция сохранения единства образовательного пространства страны выполняет стабилизирующую и регламентирующую роль в условиях многообразия образовательных систем и типов образовательных учреждений в единой образовательной системе страны.

Функция гуманизации образования предусматривает дифференциацию обучения, освобождающую ученика от учебных перегрузок и позволяющую реализовать субъектную позицию в обучении.

Функция управления связана с осуществлением контроля и оценивания качества результата обучения на основе использования системы объективных измерителей качества подготовки, определяемых стандартом.

Функция повышения качества образования фиксирует объем и уровень содержания образования и определяет минимальный уровень подготовки учащихся.

Таким образом, образовательный стандарт, выполняя функцию защиты от некачественных образовательных услуг, регламентирует в современных условиях все инновационные проекты, которые также базируются на основе объектов стандартизации.

Исходя из общих теоретических положений образовательного стандарта, можно сделать вывод, что он одновременно является:

Основным документом, направленным на охрану качества образования и реализацию государственной политики через посредство содержания образования;

Нормативной основой содержания основного общего образования при развивающихся процессах вариативности;

Обязательным минимумом содержания образовательного учреждения;

Основой для оценки реализуемых образовательных и учебных программ.

Необходимо отметить, что стандарт не нормирует учебно-воспитательный процесс , то есть не определяет формы, методы, организацию работы с детьми, но на основе стандартаразрабатываются :

Примерный учебный план и образовательная программа;

Технологии оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся Государственным образовательным стандартам для аттестации образовательных учреждений;

Учебники, учебные пособия и другие дидактические материалы;

Методика аттестации педагогических работников в части соответствия уровня подготовки выпускников требованиям Государственного образовательного стандарта;

Учебно-материальная база учебного заведения.

Под воздействием объективных факторов сложилась структура содержания стандарта , основными компонентами которой являются:

- пояснительная записка , излагающая концептуальные основы стандарта, его структуру и содержание;

- базисный учебный план , являющийся основным государственным нормативным документом системы образования;

- стандарты базовых образовательных областей , представляющие обязательную часть содержания образования для всех учащихся и требования к уровню усвоения знаний.

Базисный учебный план общеобразовательной школы – это составная часть государственного стандарта данного уровня образования, основной государственный нормативный документ, содержащий перечень изученных в общеобразовательном учреждении предметов, последовательность и сроки их изучения и минимальное недельное количество часов на каждый учебный предмет.

В практике общего среднего образования используется несколько видов учебных планов . Базисный план служит основой для разработки региональных и рабочих учебных планов школы. Региональный учебный план разрабатывается региональными органами управления образования и носит рекомендательный характер. Учебный план школы (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе базисного и регионального учебных планов на длительный период и отражает особенности конкретного образовательного учреждения.

Базисный учебный план состоит из трех основных компонентов :

1. Федеральный компонент инвариантная (неизменяемая, обязательная) часть учебного плана. В него входят предметы, подлежащие изучению во всех общеобразовательных школах Российской Федерации. Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения.

2. Национально-региональный компонент вариативная часть учебного плана, перечень учебных предметов в составе данного компонента, который определяется региональными (республиканскими, краевыми, областными) органами управления образованием с учетом национальных и региональных традиций, особенностей экономического и социально-культурного развития региона, потребностей и интересов граждан, проживающих на данной территории..Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов нашей станы в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры.Национально-региональный компонент в полном объеме либо в какой-то своей части выступает как инвариантная часть учебного Плана по отношению к школьному компоненту.

3. Школьный компонент вариативная часть учебного плана, которая формируется педагогическим коллективом образовательного учреждения с учетом потребностей и интересов обучающихся, мнения их родителей, возможностей образовательного учреждения, спецификой развития территории (города, района, села). Школьный учебный план разрабатывается в обязательном порядке.Школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения, позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии со ст. 32 Закона «Об образовании» является исключительной прерогативой образовательного учреждения.

Инвариантная и вариативная части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате в учебном плане любого общеобразовательного учреждения выделяются три основных вида учебных занятий :

– обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;

– обязательные занятия по выбору учащихся;

– факультативные, индивидуальные и групповые занятия.

Родственные (близкие по содержанию) предметы в Базисном учебном плане объединены в образовательные области. Набор образовательных областей остается инвариантным, но перечень предметов в составе образовательной области может варьироваться в разных регионах и школах.

Базисный учебный план определяет содержание: а) начального общего образования (1-3; 1-4 классы); б) основного общего образования (5-9 классы); в) среднего (полного) общего образования (10-11 классы).

Базисный учебный план в нормативном порядке устанавливает :

а) продолжительность обучения (в учебных годах) общую и по каждой ступени;

б) недельное число часов, выделяемое для изучения каждой образовательной области, каждого учебного предмета;

в) распределение часов на обязательные занятия по предметам, отнесенным к инвариантной части, обязательные занятия по выбору, факультативные занятия;

г) недельную нагрузку учащегося по годам обучения;

д) итоговое количество часов, финансируемое государством.

Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы – Министерством образования РФ.

Основой базисного учебного плана является осуществление принципа преемственности между ее степенями, когда изучаемые учебные курсы получают на последующих ступенях свое развитие и обогащение.

Базисный учебный план является генеральным уровнем представления стандарта, содержащим комплекс основных нормативов и регулирующих:

Соотношение между федеральным, региональным и школьным компонентами, являющимися основой для разработки региональных базисных учебных планов , которые в свою очередь тоже несут нормативную нагрузку на уровне региона и во многом определяют особенности педагогического проектирования учебных планов конкретных образовательных учреждений при учете их специфики;

Соотношение инвариантной части учебного плана, которая обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам, и вариативной части, ориентированной на индивидуальный характер развития учащихся с учетом их личностных особенностей и интересов;

Соотношение основных видов занятий: обязательных, которые являются базовыми; обязательных занятий по выбору учащихся, предоставляемых образовательными услугами учебного заведения с целью углубления и расширения знаний учащихся в соответствии с их потребностями; факультативных занятий, которые носят групповой или индивидуальный характер обучения и не являются обязательными для всех учащихся;

Соотношение суммарного количества часов в соответствии с допустимой аудиторной нагрузкой учащихся;

Преемственность содержания образования на различных ступенях учебного заведения.

На основе государственных образовательных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений , которые бываюттиповыми , собственно учебными и рабочими .

Учебный план – нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, годовое и недельное количество времени, отводимое на каждый учебный предмет, и структуру учебного года.

Типовые учебные планы утверждаются Министерством образования РФ и носят рекомендательный характер. Собственно учебные планы образовательных учреждений разрабатываются на основе типовых планов на весь период обучения. Рабочие планы разрабатываются с учетом конкретных условий на каждый год обучения.

На основе учебных планов разрабатываются учебные программы , в которых определяется содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемый как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала, дается список обязательной литературы.

Учебная программа – нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждые раздел и тему. Она содержит также список обязательной литературы и определяет научную и духовно-целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися определяется одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения. При этом учебный предмет – это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

В образовательных учреждениях используются следующие виды программ :

а) типовые учебные программы , определяют базовые знания, умения и навыки, систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера, разрабатываются на основе требований государственного стандарта относительно той или иной образовательной области. Они утверждаются Министерством общего и профессионального образования российской Федерации и имеют рекомендательный характер.

б) рабочие учебные программы разрабатываются на основе типовой программы, отражают специфику обучения в данном образовательном учреждении в конкретной социально-педагогической ситуации и утверждаются педагогическим советом школы. Они могут быть разработаны непосредственно, исходя их требований государственного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

в) личностно-индивидуальные или авторские программы , разрабатываемые и реализуемые высококвалифицированными, творчески работающими учителями. Учитывая требования государственного стандарта, они могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. При наличии рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов они утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).

Учебные программы являются основой для разработки рабочих программ , в которых кроме содержания учебного материала могут указываться планы занятий, межпредметные связи, дидактическое оснащение, задания для самостоятельной работы, вопросы для контроля, рекомендуемая литература (обязательная и дополнительная).

В построении учебных программ используются следующие способы развертывания содержания учебного материала: линейный , концентрический, спиралеобразный, модульный и смешанный .

Общая структура учебной программы содержит в основном три компонента :

1) объяснительная записка , в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета;

2) собственно содержание образования : тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий.

3) некоторые методические указания , касающиеся главным образом оценки знаний, умений, навыков.

Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Нормы типовых положений могут ограничивать права граждан и образовательных учреждений не более чем в рамках закона. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных.

На основе примерного положения разрабатывается устав образовательного учреждения , в котором указываются:

Наименование, место нахождения, юридический и фактический адрес, статус, учредитель, организационно-правовая форма образовательного учреждения;

Цели образовательного процесса; типы, виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса; язык или языки, на которых ведется обучение и воспитание; порядок приема обучающихся (воспитанников); продолжительность обучения на каждом этапе обучения; порядок и основания отчисления обучающихся (воспитанников); система оценок при промежуточной аттестации, ее формы; порядок, режим занятий; наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления, порядок регламентации и формирования отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников, родителей или лиц, их заменяющих;

Структура финансовой и хозяйственной деятельности (использование объектов собственности, финансирование, материально-техническое обеспечение, источники и порядок формирования собственности, предпринимательская деятельность);

Порядок управления образовательным учреждением (компетенция учреждения, структура, порядок формирования органов управления, их компетенция, организация деятельности, порядок комплектования персонала и условия оплаты труда, изменения устава, реорганизации и ликвидации образовательного учреждения, права и обязанности участников образовательного процесса, перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др.), регламентирующих деятельность образовательного учреждения).

Устав принимается коллективом образовательного учреждения и утверждается учредителем.

Поскольку сфера образования представляет собой совокупность субъектов, взаимодействующих между собой и с другими субъектами, безусловно необходимо знать установленные правила, механизмы и процедуры этого взаимодействия.

На международном уровне образование осуществляется на основании следующих нормативных документов.

Среди документов ООН, посвященных образованию, выделяют Декларацию прав ребенка, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. с Дополнительным Протоколом 1952 г., Международный пакт "О гражданских и политических правах", Декларацию "О социальных и правовых принципах", касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Декларацию "О праве на развитие", Конвенцию "О сотрудничестве в области культуры, образования, науки, информации в Черноморском регионе", Конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов .

Всемирная декларация "Об обеспечении выживания, защиты и развития детей", Нью-Йорк 1990 г. в качестве одной из целей продекларировала обязательство предоставления базового образования и обучения грамоте всех детей планеты, осуществление программ по снижению неграмотности, создание условий для получения образования в течение всей жизни, которые дадут возможность ощущения поддержки в благоприятных социальных и культурных условиях.

Конвенция Международной организации труда № 107 "О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах" 1957 г. указывает, что лица, входящие в составы заинтересованного населения, пользуются такими же правами, возможностями профессионального обучения, что и остальные граждане. В этих целях правительства государств создают особые, предназначенные для них средства обучения. Данные средства предоставляют заинтересованным лицам возможность получения подготовки для таких занятий, к которым данное население издавна проявляло способность. Такая возможность представляется на всех ступенях образования наравне с остальным общегосударственным коллективом. Образовательные программы, предназначенные для заинтересованного населения, согласуются со степенью его социально-экономической и культурно-бытовой интеграции в общегосударственный коллектив. При этом дети заинтересованного населения обучаются грамоте на своем родном языке или, в случае невозможности, на языке, наиболее распространенном в той этнической группе, к которой они принадлежат.

Суть деятельности ЮНЕСКО - способствование сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех средств информации, поощрение развитию народного образования, сохранение, увеличении и распространении знаний.

Важным шагом в изменении подхода ЮНЕСКО к проблеме образования явилась XI сессия Генеральной Конференции ООН 1960 г. утвердившая приоритет просвещения в программах ЮНЕСКО. ЮНЕСКО сотрудничает с рядом международных организаций, работающих в области образования: - Международным бюро просвещения, Международной Ассоциацией университетов, Всемирной Организацией дошкольного воспитания, Международной федерацией детских домов и другими в проведении совместных исследований по вопросам развития и подготовки национальных кадров, организации конференций и совещаний.

В целях объединения усилий государств - членов Совета Европы, защиты прав человека на образование, была принята Конвенция о защите прав человека и основных свобод. При подписании Конвенции страны Европы договорились о том, что никому не может быть отказано в праве на образование. В статье 4 Конвенции сказано: "Государство при выполнении любых обязанностей, которое оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование, которое соответствует их религиозным и философским убеждениям".

Нижеприведенные конвенции Совета Европы предусматривали практически все ситуации и коллизии, которые могли возникнуть в сфере академического признания между подписавшими их западно - европейскими странами. Этими документами являются: Конвенция "О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы", Всемирная декларация "Об образовании для всех и Региональные рамки действий для стран Европы и Северной Америки"; Европейская конвенция "Об эквивалентности дипломов, открывающих доступ в университеты" 1953 г.(№ 15); Европейская культурная Конвенция, Европейская конвенция "Об эквивалентности университетских периодов обучения" 1956 г. (№ 21), Европейская конвенция "Об академическом признании университетских квалификаций" (№ 32), Европейское соглашение "О сохранении выплат стипендии студентам, продолжающим обучение за рубежом" 1969 г., Конвенция "О защите архитектурного наследия Европы" 1985, 1992 гг., Конвенция "О признании квалификаций, касающихся высшего образования в Европейском регионе"1997 г.

Основные правила взаимодействия субъектов Российской Федерации между собой и другими субъектами установлены следующими документами:

Гражданским кодексом Российской Федерации;

Федеральным Законом Российской Федерации "Об образовании";

Другими законодательными и нормативными актами.

Гражданский кодекс Российской Федерации, будучи главным документом, определяющим основные условия участия организаций в гражданских (равноправных) отношениях, выделяет ряд особенностей для некоммерческих организаций. Важно отметить, что Кодекс допускает наличие таких особенностей у различных видов учреждений и разрешает, если допустимо так выразиться, их регулирование "законодательными и иными нормативными актами".

Конституционные положения обычно не реализуются непосредственно. Они конкретизируются в положениях других законодательных актов. В области образования такая конкретизация осуществлена принятым 10 июля 1992г. основополагающим для системы образования Законом Российской Федерации "Об образовании". Принятие Закона было очень важным шагом в становлении правового пространства, определяющего порядок функционирования системы образования в условиях рыночной экономики. Положения Закона были и остаются предметом дискуссий и анализа, по результатам которых в него вносятся изменения и дополнения. 13января 1996г. Закон был издан в новой редакции, которая к настоящему времени также претерпела существенные изменения.

Закон "Об образовании" важен следующими своими положениями:

В практику были введены определения образовательного процесса, образовательного учреждения и ряд других;

Был установлен единый подход к определению понятия образовательного учреждения - это юридическое лицо, не коммерческая организация в форме учреждения (в последней редакции было сделано дополнение для того, чтобы образовательную деятельность могли осуществлять и иные не коммерческие организации), осуществляющая образовательный процесс;

Установлены пределы компетенции по уровням управления образованием и определен круг функций и задач, реализуемых в сфере образования органами власти и управления на каждом уровне;

Определены экономические отношения в сфере образования: введено понятие „не предпринимательской деятельности" в сфере образования, определено содержание экономической автономии образовательного учреждения, отношения собственности в системе образования, обозначена необходимость налоговых льгот для образовательных учреждений;

Закон в значительной мере уравнял государственные и не государственные образовательные учреждения в возможностях осуществления образовательной деятельности, закрепив, правда, и некоторые существенные отличия: не государственным образовательным учреждениям в первой редакции Закона было предоставлено право получать бюджетное финансирование при наличии у них государственной аккредитации, но в дальнейшем такая возможность была оставлена только для учреждений, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

Государственные и муниципальные образовательные учреждения получили право осуществлять приносящую доходы деятельность, причем не только в сфере образования и науки, но и по другим направлениям.

Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона "Об образовании" можно выделить Федеральные законы "Об общественных объединениях и общественных организациях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О некоммерческих организациях" и ряд других.

Безусловно, важным фактом явилось и определение набора государственных гарантий приоритетности сферы образования. Это обстоятельство трудно оценить однозначно:

С одной стороны, государство взяло на себя определенные обязательства по отношению к сфере образования, что, безусловно, положительно;

С другой стороны - эти обязательства стабильно не выполнялись, постоянно поднимался вопрос об отмене установленных льгот и обязательств, что порождало социальную напряженность в системе, и, в итоге, в большинстве своем эти гарантии были отменены.

Право ведения приносящей доход деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно:

Статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации: "Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям". Важно, что образовательные учреждения, будучи некоммерческими организациями, могут осуществлять деятельность, приносящую доходы;

Статьей 43 Закона Российской Федерации "Об образовании": "Образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением".

Собственник - это государство, поэтому было бы логичнее часть дохода перечислять в бюджет, что, говоря формально, сейчас и делается, но, как всегда, "сплеча". В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, относятся к неналоговым доходам соответствующих бюджетов. Добавим сразу, что на эти средства в полном объеме распространяются положения Бюджетного кодекса, регламентирующие учет и движение бюджетных средств.

Статьей 48 Закона "Об образовании" от 13.01.1996г. образовательным учреждениям предоставлено право осуществления платной образовательной деятельности. "Образовательное учреждение независимо от его организационно - правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц". Более того, там же указано, что привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение его финансирования из средств учредителя.

Указы Президента РФ, среди которых можно выделить две основные группы :

а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (к примеру, указы Президента РФ от 11.07.1991 №1 "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР"; от 24.12.1996 №1759 "О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и др.);

Постановления Правительства РФ, посвященные регулированию образования (например, постановления от 05.07.2001 №505 "Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг", от 18.10.2000 №796 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности", от 05.04.2001 №264 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации"), либо содержащие отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (постановление Правительства РФ от 13.09.1994 №1047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти").

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования. Этот исключительно многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов может быть сгруппирован следующим образом:

Нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (до 9 марта 2004 года - Министерство образования РФ) (приказ Минобразования России от 25.03.2003 №1154 "Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования" и т.д.);

Нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе: а) "профильные", т.е. принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (совместный приказ Минюста России №31 и Минобразования России №31 от 09.02.1999 "Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах") и б) "непрофильные", в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (приказ Минздрава Росси от 26.07.2000 № 284 "О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах", приказ Министра обороны РФ от 10.12.2000 № 575 "О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации" и др.).

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется также следующими нормативными документами:

Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных;

Разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений;

Иными нормативными документами, устанавливающими порядок решения конкретных проблем в сфере образования.

Отдельно следует выделить законодательные и нормативные акты, не относящиеся прямо к системе образования, но определяющие условия функционирования образовательных учреждений и организаций. К ним относятся в первую очередь документы по налоговому регулированию, организации бюджетного финансирования, бухгалтерскому учету и отчетности и т.д. .

Вся совокупность действующих законодательных и нормативных актов определяет условия функционирования образования. И их, безусловно, необходимо учитывать в практической деятельности всем образовательным организациями, независимо от того, являются ли они государственными или нет.

Подводя итоги обзора правовых основ функционирования системы образования, допустимо сделать следующие выводы:

Условия функционирования сферы образования определены законодательно и, следовательно, изменить их можно также только законодательно;

Конкретные проблемы в области экономики образования необходимо рассматривать с учетом всей законодательной базы, включая законы, не относящиеся впрямую к образованию.

Правовые и организационные основы функционирования образовательного учреждения в связи с вступлением в силу ФЗ РФ «Об образовании в РФ» от г. 273


Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» -Изменяется система уровней образования, классификация программ -Уточняются формы обучения -Расширяется круг лиц, имеющих право осуществлять образовательную деятельность -Совершенствуются типы и виды образовательных организаций -Сохраняются все права и меры социальной поддержки обучающихся -Сохраняются все права (академические и трудовые) и меры социальной поддержки педагогических работников -Вводится кредитно-модульная система организации образовательного процесса при реализации профессиональных образовательных программ -Предусматриваются сетевые формы реализации и освоения основных образовательных программ -Вводится регулирование дистанционных образовательных технологий, электронное обучение


Право на образование (ст.5) В РФ гарантируются общедоступность и бесплатность образования в соответствии с ФГОС: Дошкольного Начального общего Основного общего и среднего общего Среднего профессионального Высшего на конкурсной основе, получаемого впервые


Виды образования (ст.10) -общее образование (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование) -профессиональное образование (среднее профессиональное, высшее образование) -дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование) -профессиональное обучение Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования Образование подразделяется на:


Закон РФ «Об образовании», 1992 ФЗ «Об образовании в РФ»,) основное общее образование2) среднее (полное) общее образование3) начальное профессиональное образование4) среднее профессиональное образование 5) высшее профессиональное образование - бакалавриат 6) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура 7) послевузовское профессиональное образование Уровни образования 1) дошкольное образование2) начальное общее образование3) основное общее образование4) среднее общее образование5) среднее профессиональное образование6) высшее образование – бакалавриат 7) высшее образование – подготовка специалиста, магистратура 8) высшее образование – подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка Изменение структуры уровней образования


Отдельный уровень образования Вводится два вида программ СПО (прием на общедоступной основе) Вводится два вида программ СПО (прием на общедоступной основе) Введен третий уровень высшего образования дошкольное образование начальное общее образование основное общее образование среднее общее образование среднее профессиональное образование: подготовка специалистов среднего звена высшее образование - бакалавриат высшее образование - магистратура, подготовка специалиста высшее образование - подготовка научно-педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка Введены как самостоятельные уровни образования НПО включено в систему СПО Изменение структуры системы образования


Закон «Об образовании», 1992ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральные государственные образовательные стандарты к ступеням и уровням общего образования к уровням профессионального образования Федеральные государственные требования к дошкольной образовательной программе к дополнительным профессиональным образовательным программам к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств Федеральные государственные образовательные стандарты к уровням общего образования, в том числе к дошкольному образованию к уровням профессионального образования, в том числе к «третьему» уровню высшего образования, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки Федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств и спорта ФГОС и ФГТ (ст.11)


9 Общеобразовательные программы (основные и дополнительные) Профессиональные программы (основные и дополнительные) Программы профессиональной подготовки Основные образовательные программы Основные общеобразовательные программы Основные профессиональные образовательные программы: Программы профессионального обучения Дополнительные образовательные программы Дополнительные общеобразовательные программы Дополнительные профессиональные программы Закон «Об образовании», 1992ФЗ «Об образовании в РФ», 2012 Образовательные программы (ст.12)


Сетевая форма реализации образовательных программ Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, к нему предъявляются конкретные требования Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы


Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии Закон РФ «Об образовании», 1992 Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012 Отсутствуют положения, регулирующие использование сетевой формы реализации образовательных программ, технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Использование сетевой формы реализации образовательных программ и реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ст. 15, 16)


Экспериментальная и инновационная деятельность Закон РФ «Об образовании», 1992 Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012 Отсутствуют положения, регулирующие инновационную и экспериментальную деятельность в сфере образования Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ (ст. 20) Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование существующего обеспечения системы образования


Организации, осуществляющие образовательную деятельность Образовательные организации Организации, осуществляющие обучение Юридические лица, которым предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида деятельности на основании лицензии Учреждения или автономные некоммерческие организации, основной (уставной) деятельностью которых в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, является образовательная деятельность Юридические лица любой организационно-правовой формы, осуществляющие образовательная деятельность в качестве дополнительного к основным видам деятельности


Образовательные организации (образование – основной вид деятельности) Дошкольные образовательные организации Общеобразовательные организации Профессиональные образовательные организации Образовательные организации высшего образования Организации дополнительного образования Организации дополнительного профессионального образования Организации, осуществляющие обучение (образование – дополнительный вид деятельности) Научные организации, Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей Иные юридические лица независимо от их организационно-правовой формы Организации


Основные общеобразовательные программы дополнительные общеобразовательные программы программы профессионального обучения Общеобразовательные организации дополнительные общеобразовательные программы образовательные программы дошкольного образования программы профессионального обучения Организации дополнительного образования основные и дополнительные общеобразовательные программы программы профессионального обучения Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей программы профессионального обучения дополнительные образовательные программы образовательные программы дошкольного образования Иные юридические лица Организации и программы




Правовой статус обучающихся Закон РФ «Об образовании», 1992 Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012 Правам обучающихся посвящены отдельные положения закона Детально прописаны права и гарантии для обучающихся, указаны меры их социальной поддержки и стимулирования (ст. 34) Ответственности и обязанностям обучающихся посвящены отдельные положения закона Детально прописаны ответственность и обязанности обучающихся. Обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в т. ч. посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, а также выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы (ст. 43) Отсутствуют положения, детально регламентирующие получение образования лицами особых категорий Регламентировано получение образования лицами, проявившими выдающиеся способности, получение образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях, получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ст. 77, 78, 79)


Правовой статус обучающихся Закон РФ «Об образовании», 1992 Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012 Отсутствуют положения, регулирующие оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ Регламентирован порядок оказания психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в т. ч. несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления (ст. 42)


Правовой статус родителей (законных представителей) Закон РФ «Об образовании», 1992 Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012 Не закреплено право родителей (законных представителей) обучающихся получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого- педагогических) обучающихся Родители (законные представители) обучающихся имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся (ст. 44)


Правовой статус педагогических работников Закон РФ «Об образовании», 1992 Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012 Отсутствуют положения, раскрывающие академические права, свободы, ответственность и обязанности педагогических работников Подробно прописаны академические права и свободы педагогических работников, их ответственность и обязанности (с. 47, 48) В законе нет положения, устанавливающего обязанность педагогических работников соблюдать этические нормы Педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики (ст. 48) Закон не устанавливает гарантии уровня заработной платы педагогических работников В закон включена фактическая гарантия уровня заработной платы педагогических работников – в привязке к средней зарплате по экономике субъекта РФ. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в субъекте РФ, на территории которого расположены данные общеобразовательные организации (ст. 99) Отсутствуют положения, регулирующие рабочее время педагогических работников Педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации (ст. 47) КПП один раз в 5 летКПП не реже одного раза в три года (ст. 47)


Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Цель: урегулирование разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания


Конфликтная комиссия Закон РФ «Об образовании», 1992 Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012 Не предусматривается создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Установлен порядок создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в т. ч. в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников организации (ст. 45)


Закон РФ «Об образовании», 1992 Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012 Отсутствуют положения, регулирующие проведение независимой оценки качества образования Закон регламентирует функционирование независимых институтов оценки качества образования (общественная, профессионально-общественная аккредитация, образовательные и профессиональные стандарты). В законе регламентирован порядок проведения независимой оценки качества образования (ст. 95) Отсутствуют положения, детально регламентирующие обеспечение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями Закон регламентирует использование в образовательном процессе печатных и электронных ресурсов, формирование библиотечных фондов, отбор организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий (ст. 18) Отсутствуют положения, детально регламентирующие возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений Закон регламентирует возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений. Установлены требованиям к договору об образовании, в т. ч. введен запрет увеличения стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции. Регламентированы вопросы проведения промежуточной аттестации обучающихся, а в ст. 59 – вопросы проведения итоговой аттестации обучающихся (ст. 54, 58, 59)


Приказ МОиН РФ Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам Внимание, проект! Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие и дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность


Приказ МОиН РФ «Об утверждении порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» Внимание, проект! Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания определяет правила применения к обучающимся и снятия с обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, мер дисциплинарного взыскания Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся: - по образовательным программам дошкольного и начального общего образования -с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости) Меры дисциплинарного взыскания: замечание выговор отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность


Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» Внимание, проект! «Платные образовательные услуги» – осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение (далее – договор) Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании


Альтернативный сайт ДДТ

Основные положения государственной политики в области образования

Можно извлечь из пункта Закона РФ «Об образовании».

«Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утвержденная федеральным законом» - записано в Законе Российской Федерации «Об образовании», и далее: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

7) автономность образовательных учреждений.

Медицинские училища и колледжи являются государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования, координацию и регулирование деятельности которого осуществляет соответствующее министерство в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности субъектов образовательного

процесса

Права и обязанности студентов, слушателей, преподавателей и других работников закреплены в Уставе учебного заведения, в Правилах внутреннего трудового распорядка.

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, убеждений, возраста, социального и должностного положения. Управляет медицинским учебным заведением ректор.

Руководит учебно-методической службой проректор по учебной работе, который утверждает планы работы, отчеты, осуществляет текущий контроль за работой.

Методист организует методическую работу. Председатель цикловой методической комиссии осуществляет руководство цикловой (предметной) комиссией, планирование и организацию работы комиссии, обобщение и внедрение педагогического опыта работы.

Права и обязанности участников образовательного

процесса:

Преподаватели медицинского учебного заведения имеют право:

Участвовать в решение важнейших вопросов деятельности медицинского учебного заведения;

Самостоятельно определять формы проведения учебных занятий, средства и методы обучения и воспитания в свете принципов и требований единой методической системы;

Использовать экспериментальные методики преподавания;

На получение заработной платы за выполнение ими функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом).

Преподаватели медицинского учебного заведения обязаны:

Соблюдать Устав медицинского учебного заведения;

Обеспечивать высокую эффективность педагогического процесса;

Строить свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы достигались цели подготовки специалиста данного профиля;

Развивать у студентов самостоятельность, инициативу в приобретении знаний, умений и навыков; проявлять заботу о культурном, физическом и нравственном развитии студентов;

Активно вовлекать студентов в научно-исследовательскую, кружковую и другие виды работ, способствующих развитию творческих способностей будущих специалистов;

Принимать участие в профориентационной работе студентов;

Постоянно повышать свой профессиональный, педагогический и общекультурный уровень через систему факультетов повышения квалификации, стажировок, участия в работе различных семинаров, конференций, клубов и пр.

Студенты медицинского учебного заведения имеют право:

Получать образование в соответствии с государственными образовательными стандартами и приобретать знания, адекватные современному уровню развития науки, техники и культуры;

Получать дополнительные (в том числе платные образовательные услуги;

Избирать и быть избранными в органы самоуправления медицинского учебного заведения;

Определять по согласованию с учебной частью перечень дисциплин по выбору в пределах учебного плана;

Пользоваться помещением и оборудованием учебных кабинетов, лабораторий, библиотеки и других структурных подразделений медицинского учебного заведения;

Выбирать специализацию обучения в пределах учебного плана;

Принимать участие в экспериментально-конструкторской, производственной деятельности медицинского учебного заведения в оказании платных услуг населению и т.п.;

Получать в установленном порядке государственную стипендию, либо стипендию предприятий, учреждений, организаций; получать различные виды материальной помощи и льгот, предоставляемых в соответствии с действующими нормативами;

Работать в свободное от учебы время на предприятиях, учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм.

Студенты медицинского учебного заведения обязаны:

Систематически и глубоко овладевать теоретическими и профессиональными знаниями, практическими умениями и навыками по избранной специальности;

Принимать участие в развитие и укрепление учебно-материальной базы медицинского учебного заведения;

Посещать обязательные учебные занятия;

В установленные сроки выполнять задания, предусмотренные учебными планами и программами;

Соблюдать учебную дисциплину, основанную на правилах внутреннего распорядка.

Базовые понятия темы

Воспитание - в широком социальном смысле - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей; в широком «педагогическом значении - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие

воспитателей и воспитуемых; в узком педагогическом значении специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Концепция – система взаимосвязанных взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания трактовки каких-либо явлений, событий, основополагающая идея каких-либо теорий, общий замысел, главная цель.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний действительности.

Образование - единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеаль­ные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны

Образование - как процесс - освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; как результат - достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Обучение - специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности преподавание («руководство учением») - организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования и учение - усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемыми.

Педагогика – 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания органически связанные с законами развития общественных отношений и становления личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи образования, воспитания и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

Педагогика – область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием.

Педагогическая задача - это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), ха­рактеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с оп­ределенной целью.

Педагогическая система - взаимосвязанные структурные компоненты, объединенные общей образовательной целью развития личности и функционирую­щие в целостном педагогическом процессе.

Педагогическая тех­нология - это последовательная, взаимообусловленная система дей­ствий педагога, связанных с применением той или иной совокупно­сти методов воспитания и обучения, и осуществляемых в педагоги­ческом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспи­танников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педа­гогических средств) с целью решения задач образования, направлен­ных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Понятийный аппарат педагогики – упорядоченная и строгая совокупность категорий, понятий и терминов, используемых в педагогике.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека. Данный процесс обусловлен влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых, объективное, стихийное влияние среды) факторов.

Самовоспитание - осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Самообразование – активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий.

Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).

  • 9.Базисный учебный план и государственный образовательный стандарт
  • 10.Социализация: стадии, факторы, средства и механизмы
  • 11.Методология и методы психолого-педагогических исследований
  • 12. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
  • 13. История педагогики и образования как область научного знания
  • 14. Закономерности и принципы обучения
  • 15. Педагогический процесс: понятие и основные функции
  • 16. Понятие о методах обучения и их классификация
  • 17. Традиционные и инновационные технологии обучения
  • 18. Педагогическая антропология как междисциплинарная область знаний о человеке
  • 19. Управление образовательными системами
  • 20. Дополнительное образование детей
  • 21. Стили и культура педагогического руководства
  • 22.Сущность и структура педагогической деятельности
  • 23.Развитие экологической культуры личности
  • 24. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании
  • 25.Общая характеристика психолого-педагогической деятельности
  • Профессиональная я-концепция учителя
  • Профессиональное самосознание учителя
  • Раздел 2. Психология Примерные вопросы по психологии для гиа
  • Учебно-методический материал по подготовке студентов к гиа по разделу "психология"
  • Понятие о характере: определение, структура, акцентуации
  • 2.Этика практического психолога
  • 3. Предмет, объект, история и задачи психодиагностики
  • 4. Роль психологической службы в образовании
  • 5. Проблема периодизации психического развития
  • 7. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
  • 8. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью
  • 9 . Понятие о темпераменте. Основные типы темперамента по и.П. Павлову
  • 10. Основные психологические теории и их взаимосвязь
  • 11. Психология как наука: объект, предмет, методы исследования
  • 12. Становление и современное состояние отечественной психологии (основные психологические школы и направления).
  • 13.Проблема личности в психологии
  • 14. Теоретические основы, цели, задачи и структурные компоненты психологического консультирования.
  • 15. Психологическая характеристика младшего школьного возраста: кризисы развития, новообразования, социальная ситуация.
  • 16.Психологическая характеристика дошкольного возраста: социальная ситуация развития, кризисы развития, новообразования.
  • 17. Психологические особенности подростка: кризисы развития, новообразования, социальная ситуация.
  • 18. Психология ранней юности: кризисы развития, новообразования, социальная ситуация.
  • 19. Психология общения: цели, средства, функции и виды.
  • 21. Проблема деятельности в психологии. Теория деятельности по л.С. Выготскому
  • 22. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности
  • 23. Конфликт: функции, структура, динамика развития и методы разрешения
  • 24. Психологические особенности семьи, её структура и динамика развития
  • 25. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей
  • Раздел 3. Методика преподавания Примерные вопросы по методике преподавания для студентов специальности "Педагогика и психология начального образования"
  • Учебно-методический материал по подготовке к гиа по разделу "методика преподавания" для студентов специальности "педагогика и психология начального образования"
  • 1. Изобразительная деятельность младших школьников как составная часть эстетического воспитания
  • 2. Методы и принципы обучения родному языку в начальной школе
  • 3. Научные основы методики обучения грамоте в начальной школе
  • 4. Предмет и задачи методики преподавания русского языка в начальной школе.
  • 5. Научные основы анализа произведений детской литературы при работе с младшими школьниками.
  • 6. Теория формирования читательской самостоятельности младших школьников.
  • 7.Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста.
  • 8.Организация изобразительной деятельности младших школьников во внеклассной работе
  • 9. Формы и методы внеурочной работы по русскому языку
  • 10. Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников
  • 11. Организация образовательного процесса в начальной школе
  • 12. Профессиональные знания и умения учителя начальной школы
  • 13. Виды образовательных программ в начальных классах
  • 14. Особенности преподавания музыкального искусства в начальных классах
  • 15. Методика преподавания музыкального искусства в начальных классах
  • I класс:
  • II класс:
  • III класс:
  • IV класс:
  • 16. Основные виды музыкальной деятельности младших школьников
  • 1. Слушание музыки.
  • 5 Импровизация.
  • 17. Место трудового обучения в начальной школе на современном этапе
  • 18. Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения и ознакомления с окружающим миром
  • 19. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • 20. История воспитания и начального образования в россии
  • 21. Методика обучения решению простых задач в начальной школе
  • Последовательные этапы и методические приемы в обучении решению арифметических задач
  • Задачи на разностное сравнение
  • 22. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе.
  • 23. Методика преподавания математики как учебный предмет.
  • 24. Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность его изучения.
  • 25. Методика преподавания технологии в начальной школе.
  • Примерные вопросы по методике преподавания для студентов специальности "Педагогика и психология дошкольного образования"
  • Учебно-методический материал по подготовке студентов к гиа по разделу "методика преподавания" для студентов специальности "педагогика и психология дошкольного образования"
  • Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста: предметная, познавательная, игровая, трудовая, художественно-эстетическая, общение
  • Характеристика активных методов обучения и техника их применения
  • Закономерности и особенности овладения детьми лексикой, грамматикой, фонетикой, связной речью
  • Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком
  • Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства
  • Виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников
  • Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции
  • Классификация игр, функции и структура разных видов игр
  • 2 Группа. Игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми.
  • Роль. Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, д.Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.
  • Проблема готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению
  • Среднее профессиональное образование и его место в системе непрерывного образования
  • Содержание среднего педагогического образования
  • Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности преподавателя: основы, компоненты и уровни
  • Исходя из вышесказанного, можно выделить критерии сформированности профессионально-педагогической культуры.
  • Педагогическое мастерство в структуре педагогической культуры
  • Цель и задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста
  • Принципы, содержание, методы и формы музыкального воспитания
  • Проблема подготовки детей к обучению грамоте
  • Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста средствами физической культуры
  • Подготовка преподавателя к учебному занятию
  • Технология педагогического требования, педагогической оценки.
  • Литература:
  • Абрамова г.С. Практическая психология: учебник для студентов вузов - 4-е изд., перераб. И доп.- Екатеринбург, 2008
  • Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, в.В. Столина. - м.: Изд-во мгу, 2009
  • Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В. Столина, а.Г. Шмелева. - м.: Изд-во мгу, 2009.
  • 12. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

    При характеристике системы образования как таковой уже говорилось выше, образовательное учреждение как таковое есть элементарное, исходное организационное звено, «молекула», из которого состоит организационное «тело» системы образования. Это нашло свое законодательное закрепление в ст. 8 «Закона РФ «Об образовании», согласно которой одним из основных элементов системы образовании в Российской Федерации является сеть реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов.

    Действующее образовательное законодательство понимает под образовательным учреждением учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12 Закона РФ «Об образовании»). Однако, данное определение носит преимущественно собственно образовательный характер, в то время как образовательное учреждение осуществляет множество иных видов деятельности (хозяйственную, финансово-экономическую организационно-управленческую, правовую и др.), регулируемые нормами иных – не «образовательных» – отраслей права. Эти аспекты деятельности будут рассмотрены подробнее при характеристике правового статуса образовательного учреждения.

    Обращаясь к существующей сети (системе) образовательных учреждений, следует отметить, что законодатель выделяет четыре основных критерия, в соответствии с которой выделяются и четыре группы образовательных учреждений:

    Организационно-правовая форма образовательного учреждения;

    Особенности учредительства;

    Тип образовательного учреждения и

    Вид образовательного учреждения.

    Последние два критерия в значительной мере обусловлены еще двумя, которые обоснованно можно назвать первичными критериями, поскольку именно они в первую очередь обусловливают содержание соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов и, тем самым, особенности типа и вида того или иного образовательного учреждения. Это, во-первых, уровень образования и, во-вторых, направленность образования.

    Под уровнем образования (образовательный уровень, образовательный ценз) в литературе по образовательному праву принято понимать минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом и допустимая граница нижнего уровня освоения этого содержания (М.Ю. Федорова). Реализация (достижение) такого минимума и границы фиксируется соответствующими официальными документами об образовании того или иного уровня (справки, аттестат, дипломы и др.). Такое понимание нашло свое отражение в законодательстве образовании.

    Законом РФ «Об образовании» (2012г) установлено шесть образовательных уровней (цензов):

    1) основное общее образование;

    2) среднее (полное) общее образование;

    3) начальное профессиональное образование;

    4) среднее профессиональное образование;

    5) высшее профессиональное образование;

    6) послевузовское профессиональное образование.

    Помимо названных основных уровней выделяются также и подуровни. Например, в общем образовании выделяются такие подуровни, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Кроме того, выделяется также и подуровень дополнительного образования (соответственно для детей и для взрослых), а также подуровни, отражающие специфику обучающихся и, тем самым, особенности соответствующих образовательных программ (скажем, для учащихся в физическими и умственными отклонениями в развитии).

    Направленность образования - совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника образовательного учреждения, приобретенных в процессе обучения по основным профессиональным образовательным программам и обеспечивающих возможность выполнения определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией. На уровне высшего профессионального образования, например, выделяются такие основные направления, как: физико-математическое, естественнонаучное, гуманитарное и социальное, образовательное и педагогическое, здравоохранительное (медицинское), культурологическое и искусствоведческое, экономико-управленческое, информационное, сельскохозяйственное, техническое и др. На уровне среднего профессионального образования к числу основных направлений отнесены естествознание, социальная работа, право, издательское дело, здравоохранение, образование, геология и т.д.

    По организационно-правовой форме, т.е. как разновидности юридического лица, все образовательные учреждения являются, как уже указывалось, некоммерческими организациями. В свою очередь, как некоммерческие организации, образовательные учреждения могут создаваться в форме: фонда, учреждения, автономной некоммерческой организации (АНО), объединения (союзы, ассоциации) образовательных учреждений.

    В зависимости от того, кто является учредителем образовательного учреждения, последние могут быть: а) государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации); муниципальными; негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

    В зависимости от уровня и подуровней образования закон устанавливает следующие типы образовательных учреждений (Закона РФ «Об образовании»):

    1) дошкольные;

    2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

    3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

    4) учреждения дополнительного образования взрослых;

    5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

    7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

    8) учреждения дополнительного образования детей;

    9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

    Наконец, в зависимости как от образовательного уровня и направления образования, так и особенностей организации образовательного процесса в образовательном учреждении, последние подразделяются на виды. Поскольку понятие «вид» более узкое, чем понятие «тип», то в один тип могут входить образовательные учреждения различного вида. Вся сеть образовательных учреждений развернуто представлена главным образом в Типовых положениях об образовательных учреждений соответствующего вида.

    Так, в перечень видов образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста входят: а) начальная школа-детский сад; б) начальная школа-детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся; в) прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.

    К видам общеобразовательных учреждений относятся: такие, как: а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования); б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования); в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования); г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам); д) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования); е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования).

    На уровне начального профессионального образования выделяются такие виды образовательных учреждений, как: а) профессиональное училище; б) профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования; в) учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) и другие образовательные учреждения данного уровня.

    Типовым положением об учреждением среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) предусмотрены два основных вида таких учреждений: техникум (училище) - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня, и колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.

    В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», к видам высших учебных заведений в Российской Федерации относятся: а) университет - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности; б) академия - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности; в) институт - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

    Кроме этих основных видов высших учебных заведений данный документ предусматривает и возможность создания такого своеобразного вида, как университетский комплекс, основное назначение которого – повышение эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы. Организационный смысл таких комплексов в том, что на базе университета (как «высшего», основного вида вузов) объединяются образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения, что позволяет интегрировать для достижения указанных целей их кадровые, научно-педагогические, технические, материальные и финансовые ресурсы.

    К специфическим видам образовательных учреждений относятся, например, детские дома, интернаты, школы и лицеи, находящиеся в местах лишения свободы и т.д.

    В текстах законодательных и подзаконных актов встречается и еще одна группа образовательных учреждений – категории образовательных учреждений. Например, в п.23 Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования РФ от 22 мая 1998 г. № 1327 говорится, что «государственный статус образовательного учреждения устанавливается с учетом средних показателей для образовательных учреждений соответствующего типа, вида, категории на территории данного субъекта Российской Федерации». Однако ни в этом Положении, ни в других законодательных и подзаконных актах не дается определения понятия «категория образовательного учреждения». На это обстоятельство неоднократно указывают исследователи и практические работники образования, поскольку отсутствие четкости («чистоты») в юридической терминологии вообще, и в образовательном законодательстве, в частности, может служить условием для возникновения различного рода коллизионных ситуаций как в правотворческой, так и правоприменительной деятельности в сфере образования.

    Такова в общем плане разветвленная система образовательных учреждений, что обусловливает и сложность как ее управления, так и его правового регулирования.