Джо наварро я вижу. Я вижу, о чем вы думаете. Джо Наварро. Действия говорят громче слов

Доброго времени суток, уважаемые Хабравчане!
Не так давно мое внимание привлек пост «Несколько слов о мотивации, времени, целях и людях», написанный под впечатлением прочитанной биографии профессора Любищева. В нем много говорилось о достижении личных результатов, как следствие применения теории, но не уточнялись принципы самой системы учета времени. Желание узнать детали и, возможно, впоследствии опробовать данную теорию на себе подвигло на прочтение повести Даниила Гранина “Эта странная жизнь”, которая является своего рода биографией профессора А. А. Любищева в свободной форме. Всем, кому не довелось прочесть книгу о великом ученом в оригинале, но заинтересованным его системой в целом - прошу под кат.

Кто он такой?

Сразу хотелось бы рассказать немного о главном герое и почему его биография, и уж тем более система, заслуживает внимания. Вовсе не харизматичный, не привлекательной внешности, плохо одетый старик обладал популярностью, о которой можно было только мечтать. Профессор-энтомолог откуда-то из Ульяновска, даже не лауреат, собирал полные аудитории институтов всей страны. В чем же был секрет его успеха? В глубоких познаниях генетики или математики? Были ученые и посильнее. В его эрудиции? Этим не заполучить массового признания. Остаются еще пара козырей, присущих Любищеву - его еретичность. Со многим из существующего он мог идти в разрез. Он мог подвергнуть сомнению, казалось бы, незыблимые положения Дарвина, Шредингера, а доказательство привести оттуда, откуда никто еще не думал, нечто собственновыношенное. Следующим его козырем является его жизненная позиция, его стремление к назначенной цели, поиск путей для ее достижения.

Его деятельность на протяжении жизни

Любищев читал лекции, заведовал кафедрой, отделом научного института, ездил в экспедиции по всей России. Владел несколькими языками: английским, немецким, итальянским, французским, причём первые два изучил в транспорте. В так называемое свободное время он занимался классификацией земляных блошек. Объем только этих работ выглядит так: к 1955 году Любищев собрал 35 ящиков смонтированных блошек. Их было там 13 000. Блошек надо было определить, измерить, препарировать, изготовить этикетки. Он собрал материалов в шесть раз больше, чем имелось в Зоологическом институте.
Любищев работал как вглубь так и вширь, был как узким специалистом, так и универсалом. Он, будучи человеком крайне любознательным, не мог себя ограничивать. Любищев увлекается, казалось бы, посторонними для него вещами, ввязывается в дискуссии, пишет трактаты на посторонние темы. Он не мог соблюдать диету своего ума и, в этом плане, грешил “обжорством”. Быть может эти отвлечения помогали Любищеву в его основной деятельности? Ведь, к примеру, Вагнер ценил свои стихи выше чем музыку. Также существует древняя поговорка: “врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач” . Диапазон его знаний трудно было определить. Это не было феноменом памяти. Подобные знания возникли в силу причин, о которых речь пойдет ниже.

Его наследие

Наследие, оставленное Любищевым, можно классифицировать так: работы по систематике земляных блошек, истории науки, сельскому хозяйству, генетике, защите растений, философии, энтомологии, зоологии, теории эволюции. Опубликовал около семидесяти научных работ по дисперсионному анализу, по теории систематики, по энтомологии.
Вам не показалось, что подобная продуктивность выглядит загадочно? Если нет, возможно вам есть что предъявить схожее по масштабам? На протяжении всей жизни, до самого конца (а умер он в 82 года), работоспособность его только возрастала. Встает вопрос каким образом он этого добивался. Именно ответ на этот вопрос является открытием, которое существует независимо от всех остальных его работ и исследований.
У него не было учеников, как и у великих Эйнштейна и Ломоносова, но было много поклонников, сторонников и почитателей. Не он учил, у него учились как нужно жить.

Система

Принцип системы был предельно прост - вести подробный учет времени, будь оно потрачено на научную работу, чтение художественной литературы либо отдых, вроде общения с друзьями.
Положив начало системе в 26 лет и используя ее до конца жизни, Любищев как будто завел внутри себя часы с обратным отсчетом. Мало того, что он как никто другой, осознавал всю важность и ценность каждого часа человеческой жизни, но и научился чувствовать время как нечто материальное. Даже дети профессора позже рассказывали автору книги, в лице Д. Гранина, о том, как заходили в рабочий кабинет к отцу с вопросом, отвечая на который профессор, сам того уже не замечая, ставил заметки начала и окончания беседы себе в дневник. Он делал это уже даже не смотря на часы! Как будто время стало для него чем-то осязаемым!
Он никогда не мог просто “убивать время” . Это всегда было временем познания, временем творения, временем наслаждения жизнью. Узнавая Любищева уже не можешь согласиться с привычным утверждением что “жизнь коротка” , ведь в ней можно так много успеть: и наработаться, и напутешествоваться, многое увидеть, услышать, прочесть, вырастить и воспитать детей.
Ежедневные записи
Ежедневные записи в дневнике были максимально сжаты. Вот реальный пример одного из дней жизни:

«Сосногорск. 0,5. Осн. Научн. (библиогр. - 15 м. Добржанский - 1 ч. 15 м.). Систематич. энтомология, экскурсия - 2 ч. 30 м., установка двух ловушек - 20 м., разбор - 1 ч. 55 м. Отдых, купался первый раз в Ухте. Извест. 20 м. Мед. газ. - 15 м. Гофман «Золотой горшок» - 1 ч. 30 м. Письмо Андрону - 15 м.
Всего 6 ч. 15 м.».

Прослежен весь день, вплоть до чтения газет. Наблюдается введенные профессором для удобства сокращения, вроде “Осн. Научн.” - основная научная работа. По окончанию месяца дневники перетекали в отчеты.

Месячные отчеты
Месячные отчеты содержали суммарно-потраченное время на различные сферы его деятельности.

«Основная научная работа - 59 ч. 45 м.
Систематич. энтомология - 20 ч. 55 м.
Дополнит. работы - 50 ч. 25 м.
Орг. работы - 5 ч. 40 м.
Итого 136 ч. 45 м.»

Каждый пункт имеет более детальную расшифровку по времени. Основная научная работа и 59 ч. 45 м. На что они были потрачены? Опять же все расшифровки были ниже в отчете:

«1. По таксонам - эскиз доклада «Логика системы» - 6 ч. 25 м
2. Разное - 1 ч. 30 м.
3. Корректура «Дадонологии» - 30 м.
4. Математика - 16 ч. 40 м.
5. Текущая литература: Ляпунов - 55 м.
6. Биология - 12 ч. 00 м.
7. Научные письма - 11 ч. 55 м.
8. Научные заметки - 3 ч. 25 м.
9. Библиография - 6 ч. 55 м.
Итого 59 ч. 45 м.».

И даже по некоторым их этих пунктов вроде “Биология” могла даваться расшифровка в виде:

«1. Добржанский «Мейнкайнд Эвольвинг». 372 стр., кончил читать (Всего 16 ч. 55 м.) - 6 ч. 45 м.
2. Анош Карой «Думают ли животные», 91 стр. - 2 ч. 00 м.
3. Рукопись Р. Берг - 2 ч. 00 м.
4. Некоро З., Осверхдо… 17 стр. - 40 м.
5. Рукопись Ратнера - 35 м.
Итого 12 ч. 00 м.».

Хоть такие подробности и кажутся излишними, но для системы нужно было знать все деятельное время. Не существует времени негодного к употреблению. Все время одинаково дорого. Каждый час засчитывается в счет жизни и все они равноправны.
План на следующий месяц базируется на накопленном опыте из предыдущих отчетов. Пример: планирую в следующем месяце прочесть художественную книгу, и из предыдущих отчетов знаю что в среднем прочитываю 20 страниц художественной литературы в час. Значение скорости чтения технической литературы или на иностранном языке будет другим, но полученным аналогичным способом.

Годовой отчет
Годовой отчет, как бы, подводит итоги. Суммирует часы потраченные на все категории деятельности, даже такие как общение, передвижение и домашние дела. Имея отчеты предыдущих лет, дает возможность сравнить и проанализировать дельту по всем категориям, учесть ее при планировании в следующем году.
Временами он рассылал отчеты друзьям. Назывались они “годичные послания”. Разумеется это была лишь выборка о том что сделано и над чем работает.

Зачем все это нужно

И к этому моменту уже, наверняка, у кого-нибудь созрел вопрос: кому нужна вся эта отчетность в письменном виде, перед кем я должен отчитываться? Ответ прост - перед самим собой. Это элементарное самовнимание, интерес к самому же себе. Так, в одном из годовых отчетов Любищева в группе “Развлечения” фигурировала цифра 65. “Развлечения - 65 раз”. Но что такая информация может дать нам с Вами? Можем ли мы оценить много это или мало, когда нам не с чем сравнивать? Даже приблизительную цифру применительно к себе сложно назвать. Получается, что мы сами о себе многого не знаем. Больше ли мы с годами читаем, сколько времени уходит на ту или иную деятельность, как ежегодно меняется наша продуктивность, интересы? Автор документальной повести “Эта странная жизнь” Даниил Гранин убежден, что Время - это народное богатство как леса и озера, и пользоваться им следует разумно, не губить. Автор высказывает мнение, что рано или поздно детей уже в школе будут учить “время-пользованию”, с детства воспитывать любовь ко времени как к природе. И с этими утверждениями, пожалуй, трудно не согласится.

В завершение

Разумеется, система Любищего не является готовым универсальным инструментом. Она и не планировалась быть таковой. Он годами оттачивал ее под себя, подбирая комфортный и, вместе с тем, необходимый уровень детализации дневников и отчетов, удобное для него чередование видов деятельности, необходимое для плодотворной работы количества сна. Но, вместе с тем, его система не является одним из очередных творений теоретиков time management’а, базирующихся на громких мотивирующих изречениях. Он просто свято верил в ценность каждого часа прожитой жизни и верно следовал целям, поставленным им самим же.

P.s. Если мне, используя краткое изложение, удалось донести до Вас главную идею и заставить триггер ответственности за Ваше время переключится в положение “Вкл”, значит моя основная задача успешно выполнена, а Вам удастся добиться чего-то бОльшего в вашей жизни, будь-то лишние прочитанные книги, изученный иностранный язык или просто достижение поставленной цели.

Александр Александрович Любищев (5 апреля 1890 — 31 августа 1972) — энтомолог, специалист по одному из сложнейших подсемейств жуков-листоедов, так называемым земляным блошкам (Chrysomelidae: Alticinae), и защите растений.

Известен благодаря своим работам более общего характера по применению математических методов в биологии, по общим проблемам биологической систематики, теории эволюции и философии.

Книги (9)

Александр Александрович Любищев. 1890-1972

Под редакцией П.Г.Светлова

Книга посвящена известному биологу А.А.Любищеву, жизнь которого послужила основой для книги Д.А.Гранина «Эта странная жизнь».

В работе освещён жизненный путь учёного, его вклад в морфологию, систематику, теорию эволюции, математическую биологию, сельскохозяйственную энтомологию, науковедение, философские проблемы естествознания. Приведены сведения об уникальном архиве А.А.Любищева.

Диалог о биополе

«Диалог о биополе» посвящён одной из наиболее интересных проблем биологии — проблеме целостности живых организмов, поиску путей решения этой проблемы в работах А.Г.Гурвича и А.А.Любищева и истории появления теории «биологического поля».

Здесь нужно иметь в виду, что «биополе» означает в первую очередь тот фактор, который определяет направленность и упорядоченность биологических явлений и сопоставим с аристотелевым понятием «формы» или «энтелехии» в теории Г.Дриша.

Впервые публикуется ранняя работа А.А.Любищева «Механизм и витализм как рабочие гипотезы», где досконально разбираются положительные, конструктивные стороны витализма. Наряду с сочинениями Любищева и Гурвича представлены их письма, где открывается черновая работа по созданию теории биологического поля и любопытные страницы истории отечественной науки.

Дневник А.А.Любищева за 1918-1922 гг.

«Я и предполагаю сделать этот дневник таким местом, куда я буду заносить все приходящие в голову мысли. Конечно, потом придется их систематизировать, но я думаю, никогда не наступит такое время, чтобы у меня совершенно перевелись несистемные мысли.

Другим поводом к началу этого дневника послужило сознание того, что я уже приближаюсь к зрелому возрасту (через полтора года с несколькими днями мне будет тридцать лет) и что, если я хочу совершить то, о чем мечтаю, то необходима строгая планомерность и расчетливость в пользовании временем». Любищев А.А

Курс дарвинизма

Книга представляет собой конспекты лекций по курсу дарвинизма, читанных А.А.Любищевым в конце сороковых годов студентам педагогических институтов в городах Фрунзе (теперь Бишкек) и Пржевальске, где он оказался после эвакуации из Киева.

Тем, кто интересуется проблемой эволюции природы, укажем, что А.А. Любищеву принадлежат десятки крупных специальных работ. В данной работе, написанной более полувека назад, преследуются учебно-методические цели, поэтому эволюционные взгляды А.А. Любищева из нее нереконструируемы.

Обращаем внимание на логику привлечения взглядов разнообразных ученых, а том числе и ученых классиков. Не только энциклопедист Любищев оставил нам работы по эволюции живых организмов, но и другие ученые мирового уровня, однако до сих пор описанная ими эволюция природы представляет из себя фрагментарно и хаотично выхваченные слова или отдельные предложения из несомненно существующего связного текста.

Линии Демокрита и Платона в истории культуры

«Линии Демокрита и Платона в истории культуры» - центральное философское сочинение А. А. Любищева, над которым он начал работать ещё в 1917 году.

Будучи чрезвычайно эрудированным человеком, автор на большом числе исторических примеров и с поразительной тщательностью показывает, что развитие науки теснейшим образом связано с философскими установками, однако плодотворными для науки оказываются установки, лежащие в русле «линии Платона», т. е. идеалистические.

Философия отличается от идеологии тем, что она не ставит запреты на пути исследователя и не направляет его по единственно разрешённой дорожке, но открывает многообразие подходов к исследуемой реальности.

Наука и религия

Вашему вниманию предлагается другая крупная работа А. Любищева - «Наука и религия». Она направлена на опровержение распространенного мнения об антагонизме науки и религии.

Автор убедительно доказывает, что отрицательное влияние исходит не от религии, а от догматизма, причём атеистический догматизм вреднее, чем религиозный, так как стремится охватить всё знание. К догматизму ведут всяческого рода суеверия, которым не чужда и наука.

Убеждениями не разума, а чувств грешили даже такие выдающиеся учёные, как Лаплас и Галилей. Формулируя выводы из истории Галилея, Любищев замечает: «Развитие наук идёт не путём накопления окончательно установленных истин, а путём последовательных синтезов».

О монополии Т.Д. Лысенко в биологии

Работа Александра Александровича Любищева является решительным протестом ученого против засилья в биологии агрессивного невежества и преступного противопоставления так называемой мичуринской биологии всей мировой, в том числе и отечественной, биологической науке.

Проблемы формы, систематики и эволюции организмов

Книга профессора Любищева А.А. — результат многолетних исследований автора по проблеме теории систематики и эволюции, формы живых существ, логики развития биологическом теории.

Такая добровольная каторга

Это - фрагменты неопубликованной рукописи одного из интереснейших отечественных испытателей природы - биолога, профессора Александра Александровича Любищева (1890 1972). Коллеги Любищева знали его печатные работы, которые впоследствии оказались как бы надводной частью огромного айсберга.

В колоссальном его архиве, переданном теперь Академии наук, было обнаружено более трехсот ненапечатанных статей по общей биологии и по прикладной энтомологии, по математической статистике и по теории эволюции, по философии, по истории и литературе объемом свыше 10 тысяч страниц, а сверх этого 56 томов конспектов и критических заметок и, наконец, около 4,5 тысяч писем. В одной из статей памяти Любищева справедливо сказано, что его переписка «когда нибудь окажется бесценной для истории науки XX века».

Комментарии читателей

leo / 15.04.2018 кто нибудь может помочь найти его высказывания о эволюции, происхождение жизни на земле, критику сотворения мира богом

Лена / 17.05.2015 Личность Любищева и его Система, безусловно, замечательны. Действительно, он смог реализоваться довольно полно, так как все, чем он занимался, в той или иной степени способствовало его развитию и самореализации как личности и ученого. Бросается в глаза, что в его дневниках не встретишь отметок о таких бессмысленных тратах времени и сил, как уборка, стирка, глажка, готовка, мытье посуды, хождение в магазин, перепечатка собственных рукописей и т.п. (хотя встречается пункт «домашние дела» - вероятно, речь идет о бритье, умывании и т.п.). Разумеется, у каждого столь целеустремленного ученого всегда должно иметься такое практичное приспособление, как «жена», которая в 19 веке обычно руководила небольшой командой, состоявшей из горничной, гувернантки, кухарки, посудомойки, прачки, дворника и т.д. Буду очень признательна, если кто-нибудь огласит, наконец, Систему, которой пользовалась жена Любищева. Как, кстати, ее звали?

Олег / 11.11.2014 Если я не ошибаюсь, Д.Гранин написал книгу "Эта странная жизнь" в 1974году. Значит сорокалетие!Порадуемся за тех, кто прочитал и позавидуем тем, для кого это открытие впереди.

Евгений / 7.11.2014 Любищев - прекрасный ученый и интереснейший человек.
Но вот книгу Гранина порекомендовать никак не могу. Она написана неказисто и уродливо.

Марина / 28.08.2014 Хорошая книга "В защиту науки" А.А.Любищева.

Александр / 27.04.2014 Любищева вычеркнули из истории советской науки (как это было сделано и с Берией, например), за его оппозицию Лысенко, за критику лысенковщины. Если бы не это, и если бы не высылка/репрессии большинства ведущих советских биологов/генетиков, которые могли бы его поддержать, его имя было бы на обложках учебников по биологии.

Лидия Я. / 25.10.2013 Читаю Даниила Гранина "Эта странная жизнь" потрясающее впечатление о личности А.А. Любищева.
Да, вот именно потому что имени Любищева нет ни в школьных учебниках, ни в официальных "славословиях", и вырастают такие, как Александр, оставивший здесь свой отзыв.

Майа / 13.01.2013 Дневник А. А. Любищева за 1918-1922 гг. (fb2) http://coollib.net/b/176091/read

Георгий / 12.11.2012 Что вы Александр, А.А. Любищев – это же советский Леонардо Да Винчи. Огромное количество блестящих идей оставленных на бумаге Любищев, так же как и Леонардо, не успел воплотить в жизнь. Но десятки научных статей, тысячи писем из переписки с ведущими учеными того времени и 10 тысяч листов рукописей – вот наследие ценнейшие наследие. Но, пожалуй, одно из главных его достижений – это то гигантское влияние оказанное на современников, блестящий полемист, он задавал такие вопросы и задачи которые не нашли решение и сегодня. Именно поэтому интерес к нему нисколько не оскудел, а к его работам будет обращаться все большее и большее количество людей.

Александр / 8.10.2012 Его фамилии нет даже в истории его основной деятельности - энтомологии, хотя всю жизнь он упорно ей занимался. Какой вывод? Его "Система" никуда не годится, в результате нее можно за всю жизнь сделать один шаг из тысячи. К тому же книга - отнюдь не самый эффективный источник информации. Зачем писать целую книгу о науке и религии, когда можно все описать в нескольких предложениях?
Его жизнь - конечно, оригинальная, ничего не скажешь)))
P.S. Многознание уму не научает. К сожалению:(

Александр / 8.10.2012 Всю жизнь читать и записывать это, поставить над собой такой эксперимент - это нечто. По сути, его известность не так высока, его не изучают в школе и его фамилии нет в истории какой-либо науки. Стоило ли заниматься чтением всю жизнь? Думаю, нет. Жизнь - не только чтение книг. Хотя, для кого как, может для него это и являлось смыслом жизни, по крайней мере это лучше, чем бухать и колоться.

Анна / 30.01.2012 Кто может дать ссылку на дневники Любищева 1918-23 гг. Скачала их пару лет назад, а адрес не зафиксировала и теперь не могу сослаться.

Настоящий дневник отнюдь не является продолжением того, который я вел в 1907–1913 годах и большая часть которого уничтожена. Здесь я не думаю вести, какой бы то ни было летописи и вряд ли уделю много места (если вообще буду уделять) изображению своих душевных переживаний. Скорее этот дневник можно считать продолжением рукописной тетради № 13, где у меня первоначально записывались только впечатления от прочитанных книг, а потом стал записывать и вообще приходящие в голову мысли. С годами я с удовольствием констатирую, что мыслей приходит все больше и больше; в момент их появления они настолько несистематизированы, что трудно бывает их отнести к какой-нибудь категории интересующих меня вопросов, но потом оказывается - из этих мыслей можно извлечь бывает кое-что ценное. Особенно полезной явилась для меня работа над составлением моего наброска «Механизм и витализм как рабочая гипотеза»; просматривая рукописную тетрадь № 12, я убедился, как много наблюдений, фактов и мыслей исчезло бы совершенно из памяти, если бы не было своевременно записано. Я и предполагаю сделать этот дневник таким местом, куда я буду заносить все приходящие в голову мысли. Конечно, потом придется их систематизировать, но я думаю, никогда не наступит такое время, чтобы у меня совершенно перевелись несистемные мысли.

Другим поводом к началу этого дневника послужило сознание того, что я уже приближаюсь к зрелому возрасту (через полтора года с несколькими днями мне будет тридцать лет) и что, если я хочу совершить то, о чем мечтаю, то необходима строгая планомерность и расчетливость в пользовании временем. Это уже выразилось в ведении особого дневника с 1 января 1916 года, где на каждый день (всего в двух-трех строчках) отмечается, как был использован этот день, а в конце месяца подводятся итоги. Я уже пробовал составлять сметы деятельности и, в общем, составление смет значительно увеличило мою работоспособность, в будущем же я надеюсь достигнуть значительно большего. В настоящем дневнике я намерен нарисовать программу деятельности на значительно больший промежуток времени, если не на всю жизнь, а затем устанавливать конкретные программы, положим, на каждое трехлетие.

Состояние мое на военной службе в канцелярии (с ноября 1915 года по март 1918) отнимало так много времени, что за эти два с половиной года я сделал чрезвычайно мало для совершенствования в своей науке. Только в минувшую зиму я несколько эмансипировался от служебных обязанностей и имел возможность посвящать время и своему делу. Зато с каким жаром я принялся за микроскоп, когда разделался с канцелярщиной. Никогда я не микроскопировал с большим удовольствием, чем за это время. Сейчас я совершенно убежден в несправедливости чрезвычайно распространенных взглядов (между прочим, Петражицкого), что оторванность от научной деятельности заглушает стремление к науке. По себе я убедился, что это совершенно неверно. Состоя на службе в Химическом Комитете, я испытывал сильнейшую потребность к научной деятельности, и эта потребность не уменьшалась, а все возрастала. Несмотря на то, что я не мог пожаловаться на плохие успехи на канцелярском поприще, я все время чувствовал, что в этой деятельности я не найду душевного удовлетворения (хотя способности к бюрократической карьере у меня имеются несомненные) и что переношу я ее только ввиду временного характера. С другой стороны, меня самого поразило, что сев после более чем трехлетнего перерыва за научную работу, я гораздо легче разбираюсь в постановке вопросов и нахожу гораздо больше интересного в препаратах, чем раньше. Очевидно, что способность разбираться в препаратах развивается совершенно независимо от упражнения, а упражнение дает только технический навык (в этом смысле я действительно разучился несколько пользоваться микроскопом, что даже раздавил несколько препаратов); приходится все время вспоминать Лейбница:

«аллес вас зих ситвикельт, ентвикельт зих аус сигенер крафт».

Все это придало мне большой бодрости и я в течение полугода, с 18 марта (день моего выхода со службы) нахожусь в самом радужном настроении, не омрачаемом никакими внешними событиями. Несомненная наличность во мне стремления к науке и то обстоятельство, что мои способности во всяком случае не уменьшились за время вынужденной оторванности от научной деятельности, утешает меня в довольно безотрадном настоящем - мне уже 28 лет, у меня всего две незначительных печатных работы и чрезвычайно мало познаний для преодоления тех задач, которые я поставил своей целью жизни.

Моей главной и основной задачей я считаю преодоление дарвинизма, т. е. создание естественной системы организмов, показывающей, что виды не являются изолированными продуктами случайных факторов, а находятся во вполне определенной идейной связи друг с другом. Эта естественная система должна иметь вид периодической системы и как периодическая система элементов не имеет непосредственно ничего общего с филогенией. Для установления такой системы необходимо отыскать нечто аналогичное атомным весам, что я думаю найти путем математического изучения кривых в строении организмов, не имеющих непосредственно функционального значения; сюда относятся сутурные линии аммонитов, форма спинных циррусов у филлодоцил и затем, может быть, разнообразная форма листьев.

Математические трудности этой работы, по-видимому, чрезвычайно значительны; тем с большей неприятностью приходится констатировать, что мой математический багаж весьма невелик, хотя приобретен солидно. Не считая мелких книжек, я основательно проштудировал пока только «Элементы высшей математики» Лоренца и «Аналитическую геометрию» Андреева. Литературу по данному вопросу мне уже удалось собрать, хотя к знакомству с ней приступить, еще не удалось.

Несомненно, что к исполнению этой главной задачи мне придется приступить вряд ли раньше, чем лет через пять, когда удастся солиднее заложить математический фундамент и ознакомиться с работами в этой области.

Близка к первой задаче и вторая, которую также придется разрешать, вероятно, математическим путем, вопрос о стиле организмов. «Атомный вес» вида должен явиться лейтмотивом всей организации вида и с этой точки зрения можно будет различать «стильные» и «нестильные» формы, смотря по тому, насколько строго проводится в организации вида подчинение одному принципу: понятие «нестильных» должно заменить собой понятия о декадансе видов, патологических видах и т. д.

Вообще я сейчас задаюсь целью написать со временем математическую биологию, в которой были бы соединены все попытки приложения математики к биологии. Уже имея ту литературу, которая мною собрана (и которая, конечно, чрезвычайно далека от полноты) можно видеть, какая грандиозная картина получится, если суметь осилить весь имеющийся материал, и наметить пути к математической обработке тех частей, которые еще ей не подвергались, но возможность математической трактовки которых очевидна. Наряду с первыми двумя областями, которые можно назвать математическим рассмотрением формы (на память можно назвать имена Науманна, Грабау, Меллера, Хабенихта, Гебхардта, сюда же вопросы, например, листорасположения, Швенденер, Итерсон и т. д.) много математических приложений дает физиология: вопросы нервного возбуждения - Лазарев, Нернст, Леб; экспериментальная психология (Вебер-Фехнер) и психология вообще (Гербардт, Година); теория мышечного раздражения, кривые роста (Робертсон); теория иммунитета (см. у Словцова); движения организмов, физиологическая оптика и акустика (Гельмгольц) и т. д. Наконец, видимо, далеко не исчерпанный интерес представляют работы Пирсона по вариационной статистике, так как современные статистики, как будто слишком мало обременены научным багажом и потому не способны формулировать глубоких проблем.

Сопоставление всех достигнутых результатов, мне думается, имело бы немаловажное значение, хотя бы потому, что привлекало бы внимание значительного числа математиков на эту область, которая для них недоступна из-за незнакомства с биологической литературой.

В XXI веке можно найти много информации об искусстве управления временем, оно обзавелось привлекательным названием "тайм-менеджмент" и постепенно получает всё большее распространение среди широких масс. Его часто именуют новомодной наукой, хотя стремление обуздать быстродвижущийся временной поток волновало умы уже давно. И ярким представителем этого негласного общества, одним из немногих кому удалось подружиться со временем, был Александр Александрович Любищев. Профессор на собственном опыте продемонстрировал миру свою систему учёта времени, которой он неукоснительно следовал 56 лет, и наилучшим подтверждением её эффективности была сама жизнь и достижения великого ученого. Эта система работы настолько поражала и вдохновляла, что была удостоена пера романиста Даниила Гранина и получила особое признание благодаря его повести "Эта странная жизнь".

Во времена реализации своей системы (с 1916 по 1972 годы) у Александра Любищева в распоряжении не было тех средств автоматизации, которые на сегодняшний день доступны Вам. Поэтому, применяя рецепты учёного при планировании своей жизни с помощью органайзера LeaderTask , Вы сможете значительно повысить свою результативность по управлению ограниченным природой, ценнейшим ресурсом, - временем.

1. Метки

Основой системы Александра Александровича Любищева является хронометраж. Постоянный, чёткий, честный учёт собственного времени, который безжалостно и откровенно отображает течение жизни и стоимость её каждого момента. При этом Любищев фиксировал свои затраты времени в соответствии с определёнными критериями, которые отражали конкретные сферы деятельности: основная и дополнительная работа, отдых, "отбросы времени" и т.д.

В органайзере LeaderTask Вы можете заранее задать все необходимые участки работ, чтобы в дальнейшем назначать их определённым задачам, сортировать по ним список дел или фильтровать свои записи.

Метки в органайзере можно создать в главном меню - Данные - Метки.

Необходимо отметить, что планировщик LeaderTask позволяет формировать сложную иерархическую структуру направлений деятельности для более полного отображения процессов в Вашей жизни.

2. Архивы

Говоря о системе Любищева нельзя ограничиваться только одним описанием процесса хронометража. Его методика не просто необычный и скрупулёзный вид учёта времени, это целый комплекс принципов, приёмов и методов, органично объединённых для общей цели. Одним из важнейших направлений научной деятельности Александра Любищева была систематика. Его любовь к упорядочиванию, сортировке и построению взаимосвязей в работе не могла не отразиться на повседневной жизни учёного, и результатом этого были значительные систематизированные архивы его писем, конспектов, заметок.

В органайзере LeaderTask ведение структурированного и подробно классифицированного архива легко осуществляется с помощью раздела и справочника "Проекты" . Здесь Вы можете создавать необходимые каталоги, детализировать и наполнять их.

Стоит отметить, что Александр Любищев всегда планировал не только основные дела, рабочие задания, но и заблаговременно составлял перечень книг, которые он намеревался прочесть в будущем периоде. При этом в случае невыполнения плана, непрочитанные книги переходили в список "Задолженность" и затем заново распределялись по времени. Осуществляя планирование чтения в органайзере LeaderTask , вы можете действовать подобным образом.

3. Заметки

Архивы Любищева исчислялись десятками или даже сотнями томов, учёный с большим вниманием относился ко своим записям, и это не раз помогало ему экономить время. Если Вам также дороги Ваши идеи, размышления, умозаключения и просто впечатления от событий или Вы хотите всегда иметь полную картину своей жизни с помощью ведения дневников, Вы можете заносить свои записи непосредственно в органайзер LeaderTask , используя инструмент создания заметки.

Стоит отметить, что в данном планировщике имеется широкий функционал редактирования и форматирования заметок, возможность создания таблиц, хранения изображений и приложенных файлов. Этот набор полностью удовлетворяет потребности большинства пользователей, и позволяет использовать для регулярных записей программу-органайзер, не обращаясь к сторонним приложениям.

Кроме того, важной функцией работы с заметками в условиях системы Любищева является возможность вставки текущей даты и времени с помощью сочетания горячих клавиш. Это позволит Вам вести полуавтоматический учёт времени по методике учёного или добавлять записи в дневник, фиксируя события с точностью до минуты.

4. Планирование

Систематизация и учёт времени для Александра Любищева не являлись основным назначением, они выступали в роли инструментов для достижения более значительной цели - максимально объективного и точного планирования будущих дел. Данные, получаемые от анализа уже реализованных задач, Александр Александрович использовал для обоснования плановых временных показателей.

При этом для каждого дела отмечались предварительно рассчитанные затраты в единицах времени. После выполнения задачи, рядом заносились аналогичные данные, полученные по факту, а также добавлялись другие количественные показатели (например, число прочитанных или написанных страниц).

Создавая задачу в органайзере LeaderTask , Вы также можете использовать этот приём, записывая необходимую информацию в названии задачи.

Стоит отметить, что первоначальное планирование в этой программе целесообразно осуществлять в дереве задач. В этой области происходит основной процесс создания и распределения дел по определённым критериям.

После формирования общего перечня задач можно переходить к назначению конкретных сроков их выполнения. В LeaderTask этот процесс наглядно реализуется в области Календаря. Установка срока может выполняться с помощью простого перетаскивания задачи на необходимый временной отрезок или путём расширенной настройки этих параметров через свойства задачи.

Одной из важных и ключевых возможностей органайзера LeaderTask является функция цветового выделения задач маркерами, которая позволяет не только сортировать список задач по заранее созданному порядку значимости или фильтровать их по данному критерию, но и выполняет роль средства визуального оформления задачи. Такой подход в рамках практического применения системы Александра Любищева является весьма удачным, позволяя Вам реализовать некоторые особенности методики более простым и наглядным способом.

Так, Любищев уделял особое внимание так называемым "отбросам времени", задачам, связанным с передвижением или вынужденным ожиданием. Учёный стремился не просто учесть каждую минуту своего времени, но и старался использовать любую из них с пользой для себя. Именно поэтому он всегда дополнял периоды, занятые такими "отбросами времени", полезными делами, выбирая из списка наиболее подходящий при данных обстоятельствах род занятий.

Для эффективного процесса тайм-менеджмента Вам также нужно учитывать "отбросы времени" и стараться заполнить их наиболее плодотворно. Чтобы быстро находить и выявлять такие дела в списке задач и в ежедневнике, их можно пометить соответствующим маркером. Это позволит Вам визуально определять предстоящие поездки и ожидания или другие непродуктивные затраты времени.

Кроме этого, Даниил Гранин не раз упоминал о важности отвлечений для героя своей повести. Суть этого процесса сводилась отнюдь не к рассредоточению внимания и постоянному переключению фокуса участия на разные мелочи, как может изначально быть охарактеризовано его название. Здесь таилось куда более сложная глубина изучения собственных эмоций. Любищев рассматривал отвлечения как закономерную смену видов деятельности для отдыха от определённого типа работ. Так, переключение с творческой научной задачи на систематизированный ручной труд позволяло перевести ум на другой вид активности и одновременно расширить свой кругозор, раздвигая рамки познаваемого.

Для быстрого выбора и визуального определения вида работы также можно использовать функцию маркеров.

5. Статусы

Несмотря на то, что система Александра Любищева не ограничивалась только процессом хронометража, именно он является стержневым понятием его методики. Собственно осознание его неоспоримой сложности и всепоглощающей важности заставляет поклонников тайм-менеджмента восхищенно благоговеть перед фундаментальной и кропотливой работой над собой, проведённой этим великим учёным.

Учёт времени это, безусловно, результат усердного труда, и разработчики органайзера LeaderTask постарались максимально облегчить Вам этот процесс. Вы можете отфильтровать завершённые задачи за определённый период.

Стоит более подробно остановиться на возможности изменения статуса задачи, потому что данная функция является одной из ключевых особенностей ведения хронометража в органайзере LeaderTask . В этой программе заложен стандартный набор статусов, который предназначен для отражения текущего состояния дела ("Не начиналось" , "В работе" , "Отложено" , "Отменено" , "Завершено" ).

"Рыцарь планов жизни". Так называет Даниил Гранин героя своей повести "Эта странная жизнь", Александра Александровича Любищева. Этот великий учёный действительно совершил подвиг на поле своей жизни и показал окружающим, что время - не враг и не соперник, оно просто ресурс, ценный, ограниченный, но управляемым и измеряемый ресурс. Используя его рекомендации и воплощая их в практической деятельности с помощью органайзера LeaderTask , однажды и Вы сможете запустить победный фейерверк в день Вашего примирения с неукротимым течением времени.
  • Это – фрагменты неопубликованной рукописи одного из интереснейших отечественных испытателей природы – биолога, профессора Александра Александровича Любищева (1890-1972). Коллеги Любищева знали его печатные работы, которые впоследствии оказались как бы надводной частью огромного айсберга. В колоссальном его архиве, переданном теперь Академии наук, было обнаружено более трехсот ненапечатанных статей по общей биологии и по прикладной энтомологии, по математической статистике и по теории эволюции, по философии, по истории и литературе объемом свыше 10 тысяч страниц, а сверх этого 56 томов конспектов и критических заметок и, наконец, около 4,5 тысяч писем. В одной из статей памяти Любищева справедливо сказано, что его переписка С Любищевым переписывались знаменитые биологи Л.С. Берг, Н.И. Вавилов, И.И. Шмальгаузен, Б.Л. Астауров, В.А. Энгельгардт, физики И.Е. Тамм и Я.И. Френкель, математики А.А. Ляпунов, А.Д. Александров, Ю.В. Линник.Что привлекало множество столь несходных по своим научным и жизненным интересам людей к «провинциальному профессору», как шутливо называл себя он сам? (Последние 20 лет жизни Александр Александрович жил на пенсии в Ульяновске.) Что заставило романиста Даниила Гранина вдруг написать неожиданную для его манеры документальную повесть о Любищеве «Эта странная жизнь»?Конечно, не те конкретные исследования Любнщева, прочтя которые можно сказать, что их автор установил такие-то и такие-то факты и закономерности в морфологии и систематике насекомых. Притягивала его личность. Оригинальность мысли. Принципы его подхода к оценке конкретной работы, и целого направления науки, и к самом философии естествознания.Любищев, посмеиваясь, часто говорил о «гене дискутизма», в нем сидевшем. И работы, и замыслы его были спорны. Чуть ли не со студенчества, еще в предреволюционные годы, он мечтал найти для всего многообразия живых изменяющихся форм систему, аналогичную периодической системе Менделеева, благодаря которой по немногим параметрам можно было бы вывести свойства всех «элементов» живого мира и «поверить алгеброй» гармонию природы. Заметим при этом, что его не удовлетворяло дарвинистское представление о том, что эволюцию определяют слепые силы естественного отбора, эта великая «игра случая», и ему хотелось отыскать внутреннюю гармонию эволюции.В другой голове такая идея легко бы сделалась безумной без кавычек. У Любищева она обрела тот отличный творческий смысл, какой ощущают в крылатом изречении о таких идеях истинные ученые, потому что он не видел для себя иной опоры, чем знание и творчество исследователя. И в своем поиске аргументов для спора Любищев шел через обогащение себя новыми и новыми знаниями физики, математики, философии. Он не создал задуманной «периодической системы», но он оказался поистине гениальным научным критиком – в высоком изначальном смысле слова «критика», что подразумевает не хулу, а вдумчивое проникновение в истоки позитивных взглядов, в истоки неизбежных недомолвок и даже заблуждений, которые неизбежны в эволюционной теории, как и во всякой другой непрерывно развивающейся области знания. И поэтому многие его работы, будучи критическими, подсказывают исследователям эволюционного процесса новые линии поисков.Но в его творчестве была еще одна очень важная сторона, которая привлекла к себе внимание тех, кто знал Александра Александровича. Это – сама система работы, ее планирование и ее организация, позволившие ученому достичь колоссальной, всех изумлявшей продуктивности, – система, испытанная в течение 56 лет напряженной творческой жизни.Этой системе А.А. Любищев посвятил работу «Руководство по организации и обработке наблюдений по зоологии», из которой и взяты предлагаемые фрагменты (она написана в конце 40-х годов). То, о чем он в ней писал, по-видимому, важно не только для биологов, но и для любых исследователей, для молодых в первую очередь. Слепо копировать ее, конечно, бесполезно. Зато полезно усвоить ее принципы и найти им применение по особенностям своей натуры и жизненного уклада.