Есть ли смерть? Смертная казнь в США. В каких штатах США есть смертная казнь? Что за событие

К числу самых строгих мер наказания относится смертная казнь. В настоящее время умерщвление преступников в большинстве развитых стран запрещено, а в качестве высшей меры применяется пожизненное заключение. Несмотря на отсутствие практики применения в последние годы и отмену 16 апреля 1997 года , смертная казнь в России по-прежнему имеет закрепленные статьей 20 Конституции РФ основания. До полной ее отмены казнь может быть использована как исключительная мера в отношении преступников, совершивших особо тяжкие деяния.

Ссылка на действующее законодательство

В соответствии с конституционными положениями, в уголовном законодательстве также имеются ссылки на возможность приговора с исключительной мерой наказания, о чем говорится в ч.1 ст. 59 УК РФ.

В настоящее время есть теоретическая возможность вынесения смертного приговора по пяти уголовным статьям, связанным с обвинением в лишении жизни и посягательствами на нее:

  • ч. 2 ст. 105;
  • ст. 277;

Следует отметить, что смерть служит наказанием только в тех случаях, когда более мягкий вердикт невозможен. Это правило установлено ч.1 ст.60 уголовного законодательства. Казнь теоретически может быть применена при установлении отягчающих обстоятельств, если иная мера невозможна ввиду общественной опасности осужденного преступника.

История применения

На протяжении многовековой истории страны смертная казнь то вводилась в практику на законных основаниях, то отменялась. Начиная с самых первых времен зарождения российского государства, смерть в рамках кровной мести практиковалась согласно обычаям восточных славян. Первые сведения о применении смертной казни датировались началом 5-го века, а в 996 году князь Владимир, управлявший тогда Древней Русью, ввел применение казни для лиц, виновных в разбое.

Позднее предпринимались попытки отмены исключительной меры наказания. Князем Владимиром Святославовичем, внявшим настойчивым рекомендациям первых церковных лиц, была объявлена отмена смертного приговора. В дальнейшем была на Руси была отменена практика кровной мести, которую сменила выплата денежной компенсации родственникам потерпевшей стороны.

Во времена царствования Ивана Грозного смертная казнь получила масштабные проявления. При этом, вводились разграничения относительно способа приведения приговора в исполнение: простая казнь или квалифицированная.

Простая казнь проводилась через повешение или отрубание головы. Во втором виде исполнения открывался простор фантазиям палачей, а казнь представляла собой изощренный способ лишения жизни, связанный с мучениями осужденного.

Но масштабы распространенности смертных приговоров во времена Большого террора в 30-х годах прошлой столетия вряд ли сопоставимы к каким-либо другим периодом развития нашей страны. Только спустя десятки лет были обнародованы факты сфабрикованных дел, в результате которых выносились миллионы смертных приговоров через расстрел.

В современной России смерть в качестве наказания применялась в 1996 году и с тех пор в судебной практике не встречалась, хотя согласно теоретической части уголовного права подобное наказание продолжало фигурировать. В качестве единственного применимого способа умерщвления преступников служил расстрел, как и во времена сталинских репрессий.

В 1996 году Россия, вступив в Совет Европы, обязалась ввести запрет на смертную казнь, как одно из основных требований, выдвинутых европейскими странами. Особым президентским Указом Ельцин распорядился сократить применение казни. Президент перестал рассматривать просьбы в помиловании, без которых невозможно стало утверждение смертного приговора. Эта практика послужила поводом для реализации моратория на казнь особо опасных преступников.

В 2009 году, благодаря решению Конституционного суда под № 1344-О-Р, смертная казнь была запрещена. Формулировкой для данного запрета послужили слова о том, что вынесение и исполнение приговора суда с присяжными «не открывает возможности» для смертной казни осужденного преступника. Таким образом, в России был введен мораторий на смертную казнь, а возврат к ней периодически обсуждается широкими слоями общественности, а также в верхних эшелонах власти.

Статистика последних лет применения казни

В советское время, за период 1961-1984 на территории РСФСР суды вынесли более 13,5 тысяч приговоров к высшей мере наказания. После развала СССР в России, за период 1992-1999 гг., к смертной казни было приговорено 894 человека, однако количество приведенных в исполнение приговоров гораздо меньше — всего 163 осужденных преступников.

Риск вынесения ошибочных приговоров сохраняется, как, например, в случае с Чикатило, когда за его преступление был расстрелян другой человек, Александр Кравченко. Данное дело и вероятность вынесения ошибочных приговоров стали частью многочисленных поводов для отказа от смертной казни на территории РФ.

Приведение ошибочного приговора в исполнение влечет за собой невозможность исправления и реабилитации, так как осужденный умерщвляется. По этой причине, мораторий на смертную казнь позволяет избежать необратимости ситуации. В современной судебной практике приговор к смерти не выносится, хотя юридически право на его применение сохраняется.

Статьи, предусматривающие лишение жизни

Подробное изучение Уголовного Кодекса РФ приводит к следующим выводам: смертный приговор может быть вынесен в отношении осужденных мужчин в совершеннолетнем возрасте, но не старше 65 лет, обвиненных за следующие преступления:

  • убийство человека (ч.2 ст. 105);
  • покушение на государственного лица, деятеля общественности (ст. 277);
  • покушение на должностное лицо, вовлеченного в осуществление правосудия, ведущего предварительное расследование (ст. 295);
  • геноцид (ст. 357);
  • посягательство на сотрудников органов правоохраны (ст.317).

Следует сделать акцент, что наличие подобных статей со смертными приговорами в уголовном законодательстве не влечет за собой возможности применения, т.к. Конституционный суд запретил вынесение подобных вердиктов. Объявленный мораторий на казнь преступников фактически означает временную отмену возможности узаконенной смерти осужденного.

Описание процедуры

Порядок приведения в исполнение смертного приговора регламентирован статьей 186 УИК РФ. В уголовно-исполнительном законодательстве содержатся нормы осуществления казни:

  1. Способ приведения в исполнение – расстрел.
  2. Непубличность процедуры.
  3. В число лиц, присутствующих на казни, входят прокурор, представитель исполнительного учреждения, врач, констатирующеий смерть.

После того, как приговор исполнен, присутствующие лица подписывают протокол, подтверждающий факт совершения исполнения наказания.

Уведомить о казни преступника необходимо судебный орган, вынесший постановление, и кого-либо из родственников преступника. Казненного человека нельзя похоронить близким, а тело его подлежит погребению силами государственных структур.

Уголовно-исполнительный Кодекс в ч.11 ст. 16 фиксирует полномочия на проведение казни соответствующими учреждениями органов исполнения наказаний. Пока данная мера применялась, вплоть до 1996 года, наказание осуществлялось на территориях следственных изоляторов и в тюрьмах.

На видео о смертной казни

До сих пор мораторий на смертную казнь активно обсуждается политическими и общественными силами, а также простыми гражданами и СМИ. Периодически проводятся обсуждения о необходимости возврата смертной казни, однако запрет на нее по-прежнему действует.

Рационально-логический аспект проблемы смерти рассматривался в средневековой философско-теологической литературе не менее, чем ее мистический аспект. Сократ, который был моральным авторитетом и в средние века, полагал, что не нужно бояться смерти, так как это означало бы “приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает, ни что такое смерть, ни даже того, не есть ли она величайшее из благ, между тем ее боятся, словно знают наверное, что она - величайшее из зол” . Это значит, по Сократу, что, во-первых, нельзя бояться не-знания, во-вторых же - и это самое главное, - что вопрос может разрешаться только философски. Это дело философии, обращаясь к началам, встать на грань бытия и ничто. Это вообще проблема познания. Более того - нравственного познания, поскольку речь идет о понимании смерти как блага или зла.

Но именно под знаком стремления к Высшему благу (Богу) осуществлялась жизнь средневекового человека, оплодотворенного идеей спасения, воздаяния за заслуги. Идея смерти здесь включает в себя не только и не столько прекращение чисто физического существования. Она предполагает добрую плоть, которая не может быть полностью уничтожена. Тертуллиан писал, что Бог, собственноручно создав человека, оказал плоти божественную честь . Григорий Нисский полагает, что “наилучший Мастер сотворил нашу природу как бы сосудом, нужным для царственной деятельности, устроив, чтобы и по душевным преимуществам, и даже по телесному виду она была такая, как требуется для царствования” . Именно потому Августин критикует Платона и неоплатоников, допускавших переселение душ в разные тела. “Чтобы быть последовательными, они, - продолжает Августин, - должны сказать, что эти боги, которых они заставляют нас почитать за родителей и творцов, суть не что иное, как устроители наших оков и тюрем, и не создают нас, а заключают в самые трудные работные дома и налагают на нас самые тяжелые кандалы”. В этом состоит одно из основных, по Августину, заблуждений Платона, одновременно считавшего, и что “жизнь в этом теле дается только для того, чтобы нести наказания”, а такую жизнь вряд ли можно назвать совершенной, и что этот мир был “прекраснейшим и самым лучшим”, “поскольку наполнен всякого рода существами, то есть бессмертными и смертными” .

Итак, плоть в силу оказанной ей божественной чести должна быть любовно охраняемой, как и душа. О них, то есть овсем существе человека, надо заботиться во имя истинной благости самого этого существа. Ибо смерть есть наказание за первородный грех, определяемый как нарушение долга повиновения.Смерть как уничтожение - это и есть смерть, представленная атеологическим умом. Августин предрек наше нынешнее состояние в начале V в. Это “смерть души и тела, то есть смерть всего человека, бывает тогда, когда оставляет тело душа, оставленная Богом. Ибо в таком случае ни она не живет Богом, ни тело не живет ею” [там же, с. 288].

Представление о бессмертии души Августин полагает иносказанием, ибо Бог - не душа, как полагали платоники, а “податель души”. “Она потому называется бессмертною, что не перестает в известном виде и в некоторой степени жить и чувствовать; тело же называется смертным потому, что может вполне лишиться жизни и совершенно не в состоянии жить само собою” [там же]. Августин различает первую и вторую смерть: первая - это разделение соединенных природ - Бога и души или души и тела, эта смерть добра для добрых и зла для злых; вторая - оставление всего человека Богом - “ни для кого не бывает доброю, так как никто из добрых не подвергается ей” [там же, с. 289]. Но то, разумеется, участьнейтрального атеологического человека, ибо зло - всего лишь нехватка блага.

Вот вопрос, который задает Августин: смерти подверглись люди, совершившие первородный грех, то есть не добрые люди; добрые же вообще не должны быть подвержены смерти; каким же образом смерть их все-таки настигает, пусть и первая? Августин разрешает его, вводя различие между творением и рождением. Сотворенное приобретает нечто, рожденное наследует его. Потому сотворенное имеет лучшую природу, нежели рожденное. Грех праотцев изменил природу к худшему, так что то, что для сотворенных было наказанием, для рожденных стало следствием. “Человек от человека не так происходит, как произошелчеловек из праха. Прах былвеществом для создания человека, а человек, рождая, бываетотцом для человека. Тело не то же, что земля... а человек как бывает отцом человеков, так бывает и потомком, человеком же” [там же, с. 290].Речь здесь идет о разных природах первых, сотворенных, людей и последующих, рожденных, наследующих не сотворенную, а претворенную грехом природу, то, “чем человек сделался”, но сохранивших возможность вернуться в старую природу. Это соответственно изменило самую логическую формулу праведной жизни. “Тогда было сказано человеку: Умрешь,если согрешишь... теперь же говорится мученику: Умирай, чтобы не согрешить. Тогда было сказано:Если вы преступите заповедь, то смертию умрете; теперь говорится:Если откажетесь от смерти, то преступите заповедь”, ибо “тогда смерть была приобретена посредством греха, а теперь посредством смерти совершается правда” [там же, с. 292].Смерть оказалась моментом преображения, с одной стороны, ведшей к порче природы, с другой - возвращением к благу и истине, или к безгрешной жизни. В обоих случаях она была пороговым состоянием, менявшим логику и, в соответствии со сменой логических посылок, структуру бытия человеком.

Когда (чаще всего) полагают, что в Средневековье продолжается - вслед за Античностью - родо-видовой анализ сущего, то это рассуждение Августина как бы выносят за скобки (если вообще знают его). Античная мысль устами Аристотеля утверждала: сколькими способами сказывается вещь, столькими она и существует, то есть ее сущность тождественна существованию. Это значит, что количество сущностей тождественно количеству существований. Более того, философию эту интересовали сущности в силу их вечности, смертью она не интересовалась, потому что в любом сложном сущем, состоящем из души и тела, интерес вызывал вечный элемент, то есть общий всем вещам, не находящийся в конкретной вещи. Любое “что” потому существовало как инобытие другого “что”, потому проблема “чтойности” - едва ли центральная проблема такой философии.

В Средневековье же полагалось, что созданная по слову вещь существует тем способом, каким она создана, то есть одним-единственным способом: сказал Бог и сделал, потому центральной проблемой было существование конкретной вещи. Но знание о ней человек добывает сам, и именует ее сам. “Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей” (Бытие: 2, 19). Познавательный акцент сместился с природы познаваемого на природу познающего, что впоследствии прямо выразит Боэций, назвавший прежний акцент “неверным мнением” . Человек осмысливает и эту вещь, и самого себя, именно он формирует сущность, которая тем самым никогда не тождественна существованию, потому что сущность я могу изменить: был безгрешным - стал грешным, был бессмертным - стал смертным, но, являясь смертным, я обладаю возможностью снова через смерть стать бессмертным, “смертию смерть поправ”. Именно о том будет рассуждать Боэций, анализируя личность Христа. Потому, хотя для средневекового философа анализ родо-видовых связей был наиважнейшим, но его цель была другая: она состояла не в выяснении того, каким образом определяется субъект всеобщей, “второй сущностью”, не находящейся в подлежащем, а в выяснениивозможности среди родо-видовых связей обнаружить такие, какие будут способствовать преодолению этих связей, одиночному выходу к нетварному бытию, где я, один-единственный на всем белом свете, буду с ним один на один, выстрадав эту свою уникальность, ибо родом спастись нельзя. Поэтому наряду с вопросом, что есть вещь, стоял, может быть, гораздо более насущный: каким образом она есть?

Смерть - это такой грех-порог, сила которого породила закон. Власть закона препятствует совершению преступления, сопротивляется ему так же, как преступник сопротивляется власти. Сопротивляемость лежит в основе нравственного закона, что противоречит какой бы то ни было нейтрализационной установке, ибо сопротивление материала - это первое, с чем сталкивается любой творец чего бы то ни было. Можно сказать, что сопротивление материала лежит в основании любой деятельности, а соответственно в основании любой деятельности лежит ее смертность.

Вопрос в том и состоит, где лежит эта смертность. Ведь если есть смерть, о какой деятельности можно говорить? Если ее нет, есть ли вообще жизнь? Для Августина ответ на этот вопрос является самоочевидным. Подателем жизни может быть только тот, кто сам жив и сам есть жизнь. Более того, тот, кто жив, тождественен мысли и благу - все вместе есть то, что называется существованием. Когда о человеке говорят, что он жив, термин “жизнь” к нему применяется на основании переноса. Живущий - это статус человека. Поэтому когда Августин употребляет выражение “жизнь души после смерти”, это не ошибка, тем более не платонизм, а именно отсылка к тому, что только и является жизнью, не прекращающейся с окончанием жизни человека. Вопрос, а есть ли смерть, при таком понимании жизни вовсе не кажется праздным, хотя практически все знают, что она есть. Августин полагает, что дело может разрешиться, если обратиться к анализу языка, неразрывно связанного с идеей времени и точно выражающего “смертные” состояния. Если момент разлуки души с телом происходит после смерти, то это уже не смерть, “а действительная жизнь души после смерти”. А если “еще не” смерть, то разлуки нет. Более того, смерть, следовательно, важно сделать акцией: переживания смерти нельзя передать; здесь нужно обратиться к другому, который описывает смерть, не пережив ее.

У Августина при определении этого предмета большую роль играют предлоги: “в”, “перед”, “до”, “после”, “по”. Непосредственно смертная ситуация выражена предлогом “в”, но именно он оказывается менее всего затребованным, потому что момент нахождения “в” смерти не фиксируется. Если человек еще живет, то он находится не “в”, а “до” смерти, если перестает жить, то находится уже “по” смерти. Первого можно назвать “умирающим” (причастием настоящего времени), второго - умершим (причастием прошедшего времени). Отсюда следует парадоксальный вывод: умирающим может быть только живущий, мало того, живущий есть синоним умирающего, ибо любой живущий есть всего лишь причастный жизни, есть изначально умирающий.

Из этого выводится несколько следствий.

Первое. Жизнь человека это путь к смерти, к которой все вынуждены равно приближаться. Само время есть то, что переживается. “Переживаемое время отнимается от времени жизни, и с каждым днем его остается все менее и менее; так что время этой жизни есть вообще не что иное, как путь к смерти”. Время кратковременной жизни равно времени долговременной жизни, и то, и другое есть время, и оно описывается как уменьшение жизни человека до момента причастия его блаженной жизни или уничтожения, где уже нет ни смерти, ни времени. Разность коренится в количестве пути, которую прошел тот или иной человек. Быть “в” смерти означает, по Августину, быть “в” пути; быть “в” жизни значит вместе быть и “в” смерти.То, чего человек боится, есть сама жизнь, и страх смерти есть страх жизни.

Второе. Определение человека как одновременно живущего и умирающего, по Августину, может показаться (живущим в логической системе Аристотеля) “слишком странным”, это значило бы представить его “одновременно бодрствующим и спящим”. Августин хорошо знал Аристотеля и соответственно закон противоречия, суть которого в том, что ничто в одно и то же время и в одном и том же отношении не может иметь противоречащие качества. Вещь, по Аристотелю, совмещающая в себе такие качества одновременно, невозможна. Августину же важно показать странность и возможность такого совмещения, что и составляет парадоксальность самого существа, носящего имя “человек”. То, что момент смерти теряется в промежутке между жизнью до смерти и жизнью по смерти, как теряется момент настоящего времени в ходе всего времени, может привести “к отрицанию самой телесной смерти” в полном соответствии с античной идеей круговращения времен, переселения душ и вечности мира и в соответствии с атеологическими (нейтрализаторскими) убеждениями наших современников. “Ибо если она есть, то когда бывает она, - она, которая ни в ком и в которой никто не может быть?” [там же, с. 301].

Сами такие рассуждения он называет “пустыми словами”, ибо если нет смерти, то нет ни “до”, ни “по” смерти. Его собственная мысль, как в свое время мысль Тертуллиана, призывает нас вновь обратиться к речи, которая, собственно, всегда “обыденна”. Итак, если держаться “обычного способа выражения”, то правильно сказать и “до”, и “по” смерти, как не менее правильно употреблять и настоящее время, то есть “в” смерти. Ибо, как полагает Августин, выражать настоящеевремя это свойство языка, соответственно свойством языка является и выражать смерть, именно смерть как таковую. Обычно с настоящим временем связывается идея вечности, но не для христиански организованного ума, где с идеей вечности связывается никоим образом не время, а истинная, нетварная жизнь, в интенции которой заложен творческий потенциал, то есть постоянная способность созиданиядругих , отличных от нее природ, соответственно обладающих как началом, так и концом. Для христиански организованного ума настоящее время есть именно время, находящееся между окончанием бренной жизни и началом новой, бессмертной, называемой воскресением. Это промежуточное состояние и есть смерть. Парадокс именования умирающего живущим усиливается именованием умершего, то есть находящегося “после” смерти, находящимся “в” смерти. Он усиливается тем, что для такого состояния (нахождения “в” смерти) словно бы нет имени. Любое имя употребляется в качестве сравнения (оно - “как бы”, “как если бы”. Оно - не прямое имя, а переносное. “Ибо до воскресения они (умершие) справедливо называются находящимися в смерти,подобно тому, как каждый называется находящимся во сне, прежде, нежели он пробудится. Но хотя находящихся во сне мы называем спящими (причастие настоящего времени. - С.Н. ), однако мы не можемподобным образом называть умирающими уже умерших” [там же, с. 302].

Я выделила в приведенном фрагменте слова, указывающие на сравнение, чтобы показать, что язык зафиксировал не только промежуток времени, который только и может быть назван смертью, но и промежуток времени, когда происходит претворение самого языка. Промежуток времени, называемый смертью, не допускает глагольных выражений, чем является причастие (настоящего или прошедшего времени - безразлично), ибо в этом промежутке уже действует другое “настоящее”. Если там (в до- или предсмертном существовании) настоящее свидетельствовало о времени, то здесь (в смертном - переходном от временной жизни к жизни вечной через воскресение - существовании) оно - свидетельство уже или этой самой вечности, или полного уничтожения, когда не имеет значения ни время, ни вечность. И именно этот парадокс, как отмечает Августин, выражен в латинском языке: от глагола moriri (умирать) нельзя произвести причастия прошедшего времени, как от oriri (ortus), а соответственно прошедшего времени глагола. В качестве прошедшего времени употребляется “обыкновенно” mortuus est, хотя на деле это переносное выражение, ибо mortuus (с удвоенным “u”) употребляется так же, как fatuus (сумасбродный) или arduus (крутой). Но эти слова - “не суть глаголы прошедшего времени, а склоняются (в древности склонением называлось любое изменение любых слов. - С.Н. ) без времени, потому что это - имена” [там же, с. 303], потому что имя, еще по Аристотелю, - это устойчивое звукосочетание с условленным значением безотносительно ко времени . Именно это, как полагает Августин, обнаруживает и правоту упомянутых парадоксов, произошедших оттого, что смерть является промежутком между двумя видами жизни, промежутком, необходимым для претворения (в новую жизнь или в “ничто”). Это делает смерть хотя и познаваемо непознаваемой, так как никто не знает меры своих грехов, но во всяком случае рационально обоснованной. В отличие от некоторых современных “промежуточных” идей, представляющих интервал тем, что “дает место, но не порождает” , интервал у Августина есть именно то, что порождает - собственную новую жизнь или самоуничтожение. Ибо смерть - не закон природы, которая обладает возможностью быть бессмертной (и современные успехи медицины, биологии, генной инженерии лишь подтверждают это, и потому подлежат осмыслению), а порча природы, которая также обладает способностью быть испорченной.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Истина и благо: универсальное и сингулярное

Российская академия наук институт философии.. истина и благо универсальное и сингулярное..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ответственный редактор
доктор филос. наук А.П.Огурцов Рецензенты кандидат физ.-мат. наук И.И.Ашмарин доктор филос. наук В.М.Розин

Универсальное и сингулярное
Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН В авторской редакции Художник В.К.Кузнецов Технический

Благовест истины
Ф.Н.Блюхер. Экология между этикой и наукой.............. 98 С.С.Неретина. Августин: значение и понимание........... 103 А.В.Басос

Смерть как условие бессмертия: этические парадоксы
Проблема существования определенным человеком в наше время является едва ли не центральной проблемой: редкая газета не говорит о глобальных, местных, долговременных или кратковременных катастрофах

Этический нейтралитет
Cовременное состояние можно сопоставить с состоянием гностицизма, пытавшегося осмыслить новую христианскую задачу в старых мифологических и этических понятиях (каковым, например, является понятие “

Может ли плоть обладать нетленностью и вечностью?
Нынче, когда клетки могут выращиваться в пробирке, этот вопрос вряд ли покажется существенным. Но дело в том, что положительный ответ на этот вопрос мог быть дан и был дан христианской не религией

Необходимость быть личностью
В попытках причащения истине или Высшему благу, которым был Бог, соперничали не вера и разум как разные способы “схватывания” истины, а разные способности души, человеческие склонности: мысль об ин

День смерти - день рождения
Понимание смерти как момента преображения прекрасно выражо в средневековых календарях, где день смерти (dies moriendi) человека, канонизированного как святого, обозначен как день его рождения (dies

Интенция как основание поступка
Возможность перерешения судьбы, связанная с идеей спасения, непосредственно вводит в этические проблемы. Этика входила в состав теологии, в ту ее часть, что была посвящена выработке необходимых про

Любовь и страх
Встает, однако, вопрос: если верою и разумом можно победить смерть, а большинство ее не приемлет по причине страха, то не проще ли воспитать в себе такого рода способность (мужественность) или созд

Подготовительные процедуры
Для устояния человека в бытии человеком, то есть в неразрывности тела и души, вырабатывались процедуры, готовящие его к последнему пределу жизни и учитывающие, с одной стороны, его природную слабос

Виртуальность
Сам этот термин стал нынче таким заезженным, что употребляется уже просто как синоним абсолютной современной новизны относительно даже недавнего прошлого. Он совершенно не ассоциируется с идеей доб

В.В.Бибихин
К вопросу о неподвижном перводвигателе* За способность с высоты современной философской историографии и искусства перевода понять в античной мысли все, в том числе и стран

Экология между этикой и наукой
Противоречия блага и истины относиться к вечным вопросам философии. Решению этого вопроса посвящали труды Аристотель и Кант, Платон и Гегель. Мы рассмотрим современное решение данного вопроса на пр

С.С.Неретина
Августин: значение и понимание* В 396 г. Августин написал 3 книги труда “De doctrina Christiana”, “О христианском учении”. В 426 г. незадолго до смерти гиппонский е

Знак и значение
Из предыдущего ясно, что сотворенные и только сотворенные вещи могут быть знаками других сотворенных вещей. Но собственно “знаки - те, все употребление которых состоит в обозначении, например, слов

Период и цезы
Августин не мог не задуматься над тем, что такое то, с помощью чего достигается многозначность выражений смысла вещи, и что является единицей языка, способствующей выражению многозначности, ибо оче

Единственный аргумент” Ансельма Кентерберийского
Проблема онтологического доказательства бытия Бога по праву считается одной из интереснейших в истории философской мысли. Но как в свое время отмечал С.Л.Франк, обычный взгляд на онтологический арг

В.С.Черняк
Д.Борелли и первая форма универсализации механики* Данная статья представляет собою изложение и анализ заключительного (третьего) раздела труда Александра Койре “Револ

Р.Г.Белялетдинов
Исследование универсалий в “Металогике” Данный перевод VIII и XX главы трактата “Металогик” выполнен с критического издания J.B.Hall. Текст был сверен с английским перевод

Как пагубно учатся и какие мнения о родах и видах появились среди современников
Наши учителя ради демонстрации своей учёности так наставляют своих слушателей, что те их не понимают, и они полагают отдельные наиболее сложные замысловатости секретами Минервы. Что бы когда-либ

Высказывание Аристотеля о родах и видах многими обсуждается и доказывается во многих сочинениях
Итак, Аристотель утверждал, что роды и виды не существуют, а только мыслятся. Зачем тогда обращаться к изучению того, что такое род, если заранее известно, что он вообще не существует? В

Основы научного теизма
В нашем представлении научным представляется подход, основанный на фактах и логических выводах на их основе, религиозный - на непререкаемых догматах. Но тогда оказывается, что тот метод, который мы

Необходимость нового синтетического познания мира
Но оказывается, что не только требования этики, но и проблема истинности требует анализа самого метода научного познания. Поэтому исследуем его с позиций метанауки, подобно тому, как логика исследу

Сущность жизни
Очевидно, что следующим по важности вопросом, необходимым для анализа проблемы отношения науки и религии, является другой “вечный вопрос”: что представляет жизнь вообще и человек в частности. Расши

Наука и религия - плоды синтеза
Попытаемся теперь показать, что конкретно может дать науке синтез научного и религиозного мировоззрения, прослеживая этот процесс по некоторым важнейшим ее разделам. Теория биологи

Истина знания и истина веры в философии франца розенцвейга
Все философское творчество немецко-еврейского мыслителя Франца Розенцвейга (1886–1929) по сути было ответом на встававшие перед ним экзистенциальные вопросы, связанные с выбором между философией и

Лингвистический поворот в философии и проблема универсалий
Язык был предметом анализа философии с самого начала ее возникновения - от Платона и Аристотеля до наших дней. С этим общим мнением можно согласиться и это мнение вполне справедливо. Однако это общ

Спор реалистов и номиналистов в современной философии
Отношение философов различных направлений к спору номинализма, реализма и концептуализма далеко не однозначно. Некоторые полагают, что этот спор задевает весьма фундаментальные проблемы онтологии и

Полемика между реалистами и номиналистами в современной логике
Как было отмечено, противоборство формализма, интуиционизма и формализма в математике может быть интерпретировано как противоборство реализма, концептуализма и номинализма в философии математики. И

Б.Рассел и трактовка универсалий
В начале своего философского развития Рассел отстаивал позиции, близкие реализму А.Мейнонга. Он сам писал об этом периоде: “Я вообразил себе, что все числа сидят рядком на Платоновых небесах... Я д

Спор между концептуалистами, номиналистами и реалистами во Львовско-Варшавской школе
Львовско-Варшавская школа - объединение логиков и математиков, которые в 20-30-е годы интенсивно занимались проблемами обоснования математики, логико-методологическими проблемами анализа научного я

Я.Лукасевич и реализм в логике
Известный польский логик Ян Лукасевич (1878–1956) был одним из создателей многозначной логики, которая существенно модифицировала классическую логику и потребовала философского осмысления ее основа

Номинализм Ст.Лесьневского
Эволюцию философско-логических идей, выдвинутых выдающимся польским математиком и логиком Ст.Лесьневским (1886–1939), можно расчленить на три этапа. На первом (до 1917) этапе разрабатываются пробле

Универсалии в радикальном конвенциализме К.Айдукевича
Казимеж Айдукевич (1890–1963) - выдающийся польский логик, который сам охарактеризовал свои философские взгляды как радикальный конвенциализм. Его трактовке радикального конвенциализма посвящена ст

Конструктивный номинализм У.Куайна и Н.Гудмэна
Уиллард ван Орман Куайн - известный специалист в области современной математической логики, большое внимание уделял и уделяет онтологическим проблемам логики. Он подверг критике теорию типов Рассел

К.Поппер и его оценка спора номинализма и реализма
К. Поппер в “Нищете историцизма” называет проблему универсалий “одной из старейших и наиболее фундаментальных проблем философии”. Она характеризует статус терминов, которые обозначают качества. Ее

Общая характеристика физикалистского рационализма нового времени
Философия, в своих античных истоках, стремилась быть “наукой”, универсальным познанием универсума сущего, не смутным и релятивным повседневным знанием - doxa, а рациональным знанием: episthmh. Но и

Первые трудности физикалистского натурализма в психологии: непостижимость действующей субъективности
Сомнительность математизации мира и соответственно его рационализации, плохо осуществленной в философии ordino geometrico, была намного раньше осознана в новой натуралистической психологии.

Предварительная характеристика объективизма и трансцендентализма. Противоборство между двумя этими идеями как смысл истории нового времени
Характерной чертой объективизма является то, что он остается на почве предданного мира, воспринимаемого в опыте как нечто само собой разумеющееся, и спрашивает лишь о его “объективной истинн

Рефлексия о методе нашего исторического анализа
Тот способ рассмотрения, который мы должны применить и который уже определяет стиль предварительных замечаний, не является историческим в обычном смысле слова. Для нас важно понять телеологию

Декарт - основатель как идеи объективного рационализма нового времени, так и трансценденталистских мотивов, его подрывающих
Теперь мы подошли к тому, чтобы действительно объяснить единый смысл философских движений нового времени, в которых вскоре развертывание новой психологии обретет особую значимость. Для осуществлени

Самообман Декарта: психологическое искажение чистого Ego, достигаемое благодаря эпохй
Здесь необходимо сказать несколько слов о том, о чем мы в предшествующем изложении намеренно умолчали. Речь идет о том, чтобы выявить скрытый дуализм картезианского мышления; существуют две

Решающий интерес Декарта к объективизму как причина его самообмана
Подмена Ego собственно душевным Я, эгологической имманентности - психологической имманентностью, эгологического самовосприятия - очевидностью психического “внутреннего” <опыта> или “самовоспр

Интенциональность” у Декарта
Тем самым первые основополагающие главы “Размышлений” были частью собственно психологии, причем был резко подчеркнут в высшей степени значимый момент, оставшийся совершенно неразвитым: интенцион

Декарт как исходный пункт двух линий развития - рационализма и эмпиризма
Если мы проследим вытекающие из философии Декарта линии развития, то одна из них - “рационалистическая” - идет через Мальбранша, Спинозу, Лейбница, школу Вольфа к Канту

Натуралистическо-гносеологическая психология Локка
Как мы уже знаем, первым конкретным воплощением новой психологии является эмпиристская линия развития, предполагающая отделение из чистого естествознания как коррелята. Это относится к внутрипсихол

Беркли. - Психология Давида Юма как фикционалистская теория познания: “банкротство” философии и науки
Наивность и непоследовательность Локка привели к быстрому развитию его эмпиризма, который был продолжен парадоксальным идеализмом и в конце концов доведен до полного абсурда. Фундаментом ост

Подлинная философская мотивация подрыва объективизма, скрытая в абсурдности скептицизма Юма
Остановим на этом свой взгляд. Почему “Трактат” Юма (гораздо более слабый по сравнению с “Опытом о человеческом разуме”) является великим историческим достижением? Что здесь произошло? Картезиански

Трансцендентальный” мотив в рационализме: кантовская концепция трансцедентальной философии
Юм, как известно, занимает особое место в истории благодаря тому повороту, которым он оказал влияние на развитие мысли Канта. Неоднократно уже цитировались высказывания Канта о том, ч

Философия Канта и его последователей в перспективе нашей интерпретации понятия “трансцендентальное”. Задача критической позиции
Если вновь возвратиться к Канту, то его систему, пожалуй, следует назвать “трансцендентально-философской” в определенном общем смысле, хотя она весьма далека от того, чтобы стать главенствую

США – единственная западная страна, где сохранилась практика применения смертной казни в качестве высшей меры наказания. Смертная казнь в США применяется на основании актов, принятых в большинстве штатов и федерального законодательства. Данная мера наказания регулируется Восьмой поправкой, и подлежит назначению в отношении осужденных совершеннолетних преступников, признанных вменяемыми, при совершении отягчающего убийства.

История применения

Тот факт, что казнь по-прежнему используется в приговорах суда, объясняется историческими и культурными основами и служит ярким примером строгости законов Америки. Справедливости ради, стоит отметить, что данное наказание применяется только в тех случаях, когда совершенные преступления действительно суровы, и необдуманные приговоры просто исключены. Как показала федеральная статистика, в истории государства за 500-летнюю историю было не более 20 тысяч лиц, приговоренных к смерти, подавляющее большинство которых – неисправимые преступники.

Более того, процент казненных по отношению к приговоренным лицам довольно мал. Например, в 2010 году в камерах содержалось чуть более 3100 преступников, приговоренных к смерти, в то время, как казнь состоялась лишь в отношении 39 смертников по всей стране. Наибольшее число казней традиционно применяется в Техасе.

Истоки смертной казни заложены еще со времен переселенцев и индейцев и с тех пор, меняясь в способах исполнения, находят оправдание и в глазах общественности, и на уровне законодательства. Данная мера наказания являлась инструментом устрашения для многочисленных банд, орудовавших на западном побережье во времена Великой Депрессии.

Казнь служила способом усмирения отпетых преступников и мафиози, не опасающихся никаких других более мягких приговоров. Сохранившийся вид наказания менялся лишь в способе лишения жизни. Изначальная практика казни через повешение и расстрел постепенно заменялась новыми процедурами – «электрическим стулом» или инъекцией.

После того, как силы мафиозных структур заметно ослабли, наказание стало терять свою актуальность, и в 1972 году в нескольких делах, рассматривавшихся в Верховном Суде, высшая мера была заменена более мягкими приговорами. Так как в США действует прецедентное право, последующие пять лет казнь не назначалась вообще. Лишь в 1976 году смертные приговоры были возобновлены, правда процедура вынесения подобного вердикта заметно усложнилась. Возврат к смертной казни связан со случаем приговора грабителю и убийце Гилмору, казненному в 1977 году после того, как преступник сам отказался использовать шансы на помилование.

Актуальность смертная казнь сохраняет, во многом благодаря категорическому общественному мнению. Когда, на президентских выборах 98-го года, Буш и Дукакис обсуждали казнь преступников, последний высказался отрицательно по вопросу применения смертных приговоров, в то время, как агитационная компания Буша вовсю использовала осторожное отношение к казни оппонента против него самого. После поражения Дукакиса на каждых последующих выборах президента мнение о необходимости запрета более не озвучивалось перед избирателями.

География применения

Смертная казнь используется в качестве меры наказания в 32 штатах США. В оставшихся 18 штатах отказались от казни:

  • Айова;
  • Аляска;
  • Нью-Джерси;
  • Висконсин;
  • Массачусетс;
  • Миннесота;
  • Гавайи;
  • Нью-Йорк;
  • Западная Вирджиния;
  • Коннектикут;
  • Вермонт;
  • Нью-Мексико;
  • Мэриленд;
  • Северная Дакота;
  • Иллинойс;
  • Род-Айленд;
  • Мичиган.

Лишение жизни особо опасных преступников, чаще всего, практикуется на юге США. Лидирующие позиции занимают штаты Техас и Вирджиния. Как показывает статистика, количество казней в штате Техас насчитывает 508 человек за 25 лет. Для сравнения, за тот же период, Вирджиния казнила 110 человек, а Оклахома – 109.

Виды казней

За всю историю государства в Соединенных Штатах применялись самые различные способы умерщвления, причем каждый штат выбирает приемлемые варианты.

Электрический стул

До недавних пор электрический стул являлся распространенным способом казни, и до сих пор некоторые штаты сохраняют право его применения (Алабама, Флорида, Вирджиния и др.). Начиная с момента возобновления казни и вплоть до 2013 года, в данных штатах было проведено 158 процедур умерщвления приговоренных, из них, в 2004 году смерть от электричества принял только один преступник, а в 2005-ом данная мера не приводилась в исполнение вообще.

Отказ от данного вида казни связан с особой болезненностью, мучениями приговоренного, что противоречит нормам закона и положениям, действующим в американских штатах.

Газовая камера

Несмотря на то, что пять штатов все еще сохранили возможность применения газовой камеры, с 1999 года этот способ практически не использовался.

Чтобы применить подобный вид умерщвления в Аризоне, Калифорнии, Миссури, Вайоминге или Мэриленде, исходят из личных желаний осужденного и давности совершенных им деяний.

Расстрел

Всего два штата до сих пор сохранили возможность применения расстрела в качестве меры наказания за тяжкие преступления – Оклахома и Айдахо. Штат Юта отменил данный способ в 2004 году, однако смерть от расстрела продолжала практиковаться до 2010г. Подобная ситуация сложилась из-за того, что смертники сами выбрали данный инструмент казни.

Расстрел приговоренного – запасной способ приведения приговора в исполнение, допустимый по причине проблемы с получением препарата, вводимого осужденному на казни. Несмотря на сохранение права использования расстрела за последние 2 десятка лет почти не использовалась.

Повешение

Смерть от повешения – первый способ, который начал использоваться в США для умерщвления, начиная с 1630 года. В настоящее время мера почти не применяется, но право на исполнение приговора через повешение сохранилось в нескольких штатах.

Инъекционный метод

Большинство приговоренных преступников, казненных за последние годы, выбирают смертную казнь от ввода смертельной инъекции. Этот метод признан более гуманным, а его применение согласуется с Восьмой поправкой Конституции, которая запрещает использование жестокого необычного наказания.

Описание процесса

Приведение приговора в исполнение, чаще всего, отсрочено на довольно длительный период. Смертники годами ожидают в камерах, когда будет назначена казнь. Меньше всего времени в камере проводят смертники штата Техас – там приговоры исполняются быстрее. Средняя продолжительность ожидания исполнения приговора – 11 лет, что зачастую приводит к тому, что приговоренный успевает умереть своей смертью в камере.

После того, как выносится решение о приведении приговора в исполнении, смертника переводят в спецкамеру. Как правило, это одиночная камера, где есть оборудование для ведения постоянного видеонаблюдения, либо имеется охранник.

Когда наступает день казни, смертнику предлагают последнюю трапезу. Меню может быть выбрано по желанию самого преступника. После еды приговоренного человека ведут в камеру, где будет проведена казнь. В ней преступнику вводят смертельную инъекцию, которая состоит из анестетика, паралитика и яда, вызывающего остановку сердца. В отдельных случаях смертельный укол состоит из тройной дозы анестетика, в результате которого заключенный умирает от передозировки.

Какие деяния влекут за собой наказание в виде смертной казни

Для того, чтобы получить высшую меру наказания, необходимо быть осужденным в особо тяжких преступлениях.

Как правило, среди смертников лица, осужденные за следующие преступления:

  • убийство 2 и более людей (на усмотрение штата);
  • пытки над людьми с последующим их убийством;
  • лишение жизни ребенка, полицейского;
  • изнасилование с последующим убийством;
  • убийство в тюремном заключении.

На видео о смертной казни в США

В последнее время наблюдается тенденция отказа от смертной казни в случаях убийства с отягчающими обстоятельствами. Практически не осталось штатов, где бы практиковалась казнь за преступление, не связанное с лишением жизни граждан. Единственное исключение – деяние, совершенное против интересов государства. Такие преступления рассматриваются как «предательство Родины, терроризм, шпионаж, организация наркосетей».

Главной новостью сегодняшнего дня несомненно стал расстрел министра обороны КНДР по обвинению в государственной измене. Министра расстреляли в военном училище из зенитного орудия. В этой связи хотелось бы вспомнить о том, какие виды смертной казни существуют на сегодняшний день в мире.

Смертная казнь - лишение человека жизни от имении государства, от имени власти, от имени церкви или веры - высшая мера наказания, которая на сегодняшний день является запрещённой во многих странах мира. А там, где она разрешена - применяется лишь за чрезвычайно тяжкие преступления. Хотя существуют страны (например Китай), где смертная казнь до сих применяется достаточно широко за гораздо меньшие правонарушения, такие как: взяточничество, сутенёрство, подделка денежных знаков, сокрытие налогов, браконьерство и другие.

В российской и советской юридической практике для обозначения смертной казни в разное время использовались эвфемизмы «высшая мера социальной защиты», «высшая мера наказания», а в более поздние времена «исключительная мера наказания», так как официально считалось, что смертная казнь в СССР как мера наказания не практикуется, но применяется в виде исключения как наказание за особо тяжкие общеуголовные и государственные преступления.

На сегодняшний день в мире наиболее распространены 6 различных видов смертной казни.

1. Расстрел.

Вид смертной казни, при котором умерщвление достигается с помощью огнестрельного оружия. На данный момент самый распространённый из всех остальных методов.

Расстрел производится, как правило, из ружей или винтовок, реже из другого ручного огнестрельного оружия. Количество стрелков обычно от 4 до 12, но может быть разным, по ситуации. Иногда для облегчения совести смешивают боевые патроны с холостыми. Таким образом никто из стрелков не знает, был ли именно он тем, кто произвёл смертельный выстрел.

Согласно законодательству Российской Федерации расстрел является единственной формой смертной казни. Хотя законодательно смертная казнь у нас в стране не отменена, соблюдается лишь мораторий на неё, вызванный международными обязательствами, связанными со вступлением России в ПАСЕ. Реального приведения смертного приговора в исполнения не было с 1996 года.

В Белоруссии расстрел является также единственным методом исполнения смертной казни.

До 1987 года расстрел был официальным методом исполнения смертной казни в ГДР.

В США расстрел сохраняется в качестве запасного метода казни в одном штате - Оклахоме; кроме того, теоретически могут быть расстреляны 3 человека, приговорённые к смертной казни в штате Юта до законодательной отмены здесь расстрела, так как данный закон не имеет обратной силы.

В Китае, где на сегодняшний день приводится в исполнение наибольшее число смертных приговоров, стреляют в затылок из автомата стоящему на коленях осуждённому. Власти периодически устраивают публичные показательные расстрелы осуждённых государственных чиновников-взяточников.

Сегодня повешение в качестве единственного или одного из нескольких видов казни используют 18 стран.

2. Повешение.

Вид смертной казни, заключающийся в удушении петлёй под воздействием тяжести тела.

Впервые убийство через повешение использовали древние кельты, принося человеческие жертвоприношения воздушному богу Езусу. О казни через повешение упоминает Сервантес в XVII веке.

В России повешение практиковалось в имперский период (например казнь декабристов, «столыпинские галстуки» и т. д.) и противоборствующими сторонами в годы гражданской войны.

Позднее повешение практиковалось в короткий период военного времени и первых послевоенных годов в отношении военных преступников и сотрудничавших с нацистами лиц. На Нюрнбергском процессе к смертной казни через повешение были приговорены 12 высших руководителей Третьего Рейха.

В наши дни американским правосудием был устроен показательный процесс лишения жизни Садама Хуссейна сэелементами реалити шоу, когда казнь транслировалась по многим ТВ каналам мира, что было неоднозначно оценено сообществом специалистов права.

Бывают осечки. В наше время, когда технология повешения «отработана», такое возможно. Когда в 1944 г. в Японии повесили советского разведчика Рихарда Зорге, медицинский протокол, составленный тюремным врачом, зафиксировал, что после того, как его сняли с виселицы, сердце его билось еще 8 минут (в разных источниках указывается время больше). Еще пример. 16 ноября 1981 г. в Кувейте повесили строительного рабочего из Таиланда, но умер он только через 9 минут после падения в люк, потому что, как было сказано в медицинском заключении, его вес был недостаточным, чтобы произошел перелом позвоночника.

Сегодня повешение в качестве единственного или одного из нескольких видов казни используют 19 стран.

3. Смертельная инъекция.

Способ осуществления смертной казни, заключающийся в введении в организм приговорённого раствора ядов. Один из самых мучительных способов, ибо в зависимости от организма, состава яда смерть может наступить даже в течении 10-20 минут. Наказуемый подвершается мучительному процессу лишения жизни.

Применяемый в конце XX - начале XXI века способ был разработан в 1977 году судмедэкспертом Джеем Чапмэном и одобрен Стенли Дойчем. Приговорённый фиксируется на специальном кресле, ему вводятся в вены две трубки. Сначала приговорённому вводится препарат тиопентал натрия - обычно он используется (в меньшей дозе) для анестезии при операциях. Затем через трубки вводятся павулон, который парализует дыхательную мускулатуру, и хлорид калия, который приводит к остановке сердца. Техас и Оклахома вскоре приняли законы, разрешающие применение такой комбинации; первое применение произошло в Техасе в конце 1982 года. Вслед за ними сходные законы были приняты еще в 34 штатах США.

Смерть наступает в период от 5 до 18 минут после начала казни. Существует специальная машина для ввода препаратов, но в большинстве штатов предпочитают вводить растворы вручную, полагая это более надёжным.

Сегодня смертельная инъекция в качестве единственного или одного из нескольких видов казни используют 4 страны.

4. Электрический стул.

Приспособление, с помощью которого в некоторых штатах США приводятся в исполнение смертные приговоры с эелементами понимания правосудия средневековья - избранная публика может присутсвовать и с соседнего помещения наблюдать за процессом лишения жизни.

Электрический стул представляет собой кресло из диэлектрического материала с подлокотниками и высокой спинкой, оборудованное ремнями для жёсткой фиксации приговорённого. Руки крепятся на подлокотниках, ноги - в специальных зажимах ножек кресла. Также к стулу прилагается специальный шлем. Электрические контакты подведены к местам крепления лодыжек и к шлему. В состав технического обеспечения входит повышающий трансформатор. Во время исполнения казни на контакты подаётся переменный ток с напряжением порядка 2700 В, система ограничения тока поддерживает ток через тело осуждённого порядка 5 А.

Электрический стул был впервые использован в США 6 августа 1890 года в Обернской тюрьме штата Нью-Йорк. Уильям Кеммлер, убийца, стал первым человеком, казнённым таким образом. В настоящее время может быть применен в семи штатах - в Алабаме, Флориде, Южной Каролине, Кентукки, Теннесси и Виргинии по выбору осуждённого наряду со смертельной инъекцией, причём в Кентукки и Теннесси право выбрать использование электрического стула имеют лишь совершившие преступление ранее определённой даты.

Сегодня электрический стул в качестве единственного или одного из нескольких видов казни используют только в США.

5. Обезглавливание.

Физическое отделение головы от тела, совершается при помощи специального инструмента - гильотины или рубяще-режущих орудий - топора, меча, ножа.

Казалось бы, обезглавливание, как разновидность казни, давно кануло в лету, однако еще в первой половине 60-х годов XX века оно применялось в ГДР, потом, в 1966 году, единственная гильотина сломалась и преступников стали расстреливать. Этот вид казни долгое время был в силе во Франции.

В 1997 году во всем мире были обезглавлены примерно 125 человек.

Обезглавливание безусловно приводит к смерти мозга в результате резко прогрессирующей ишемии. Смерть мозга наступает в течение нескольких минут после отделения головы от тела. Рассказы о том, что голова смотрела на палача, узнавала своё имя и даже пыталась говорить, являются, с точки зрения нейрофизиологии, сильно преувеличенными. Голова теряет сознание через 300 миллисекунд после отсечения и необратимо останавливается почти вся высшая нервная деятельность, в том числе способность чувствовать боль. Некоторые рефлексы и судороги мышц лица могут продолжаться ещё несколько минут.

На сегодняшний день 10 стран в мире имеют законы, разрешающие обезглавливание в качестве смертной казни, однако, достоверные сведения об их применении существуют только в отношении Саудовской Аравии. Большинство обезглавливаний в наши дни совершались в юрисдикциях, подчинённых исламскому шариату, воинствующими исламистами в горячих точках, а также военизированными организациями и наркокартелями в Колумбии и Мексике.

В наши дни показательные (не редко - массовые) убийства людей в интернете демонстрируют бойцы ИСИС. Это становиться актуальностью Западного мира. Как известно, то головы отрезались и советским солдатам в Афганистане, а также Российским солдатам в Чеченской войне.

6. Побиение камнями.

Вид смертной казни, знакомый ещё древним иудеям.

В настоящее время побиение камнями применяется в некоторых мусульманских странах. На 1 января 1989 года побивание камнями сохранялось в законодательстве шести стран мира.

В ряде СМИ сообщалось о казни в Сомали 27 октября 2008 года девочки-подростка по решению исламистского суда после того, как по дороге из родного города Кисмайо к родственникам в Могадишо её предположительно изнасиловали трое мужчин. Согласно Amnesty International, осуждённой было всего тринадцать лет. В то же время канал BBC отмечал, что присутствовавшие при исполнении приговора журналисты оценили её возраст в 23 года, а осуждение 13-летней девочки за прелюбодеяние противоречило бы нормам исламского права.

16 января 2015 года было сообщено о побиении камнями боевиками организации Исламское государство Ирака и Леванта в захваченном ими иракском городе Мосул женщины, обвинёной в прелюбодеянии.

************************

Сегодня смертная казнь в мире вызывает у людей противоречивые чувства. Есть у неё как «поклонники», так и противники. У каждой стороны имеются свои доводы - зачастую весьма убедительные. В тех относительно демократических странах, где смертная казнь применяется, против неё проходят демонстрации протеста. В то же время известно, что более двух третей стран мира либо законодательным путём отменили смертную казнь, либо не применяют её. Недавно правозащитная организация «Amnesty International» опубликовала данные о смертной казни, свидетельствующие о том, что в 2012 году была возобновлена смертная казнь в Гамбии, Индии, Японии и Пакистане. Отмечен и резкий рост казней в Ираке в 2012 году по сравнению с 2011-м. Вместе с тем общее число смертных казней в последнем десятилетии снижается.

Австралийский канал «Эс-би-эс», ссылаясь на данные «Amnesty International», отмечает, что в прошлом году в 21 стране было казнёно 682 человека, что на 2 человека больше, чем в предыдущем году. При этом в 2012 году число людей, приговорённых к смерти, снизилось на 10% - до 1722 человек (в 58 странах). В 2011 году к смерти было приговорено 1923 человека в 63 странах.

В материале отмечается значительное снижение количества казней по сравнению с их числом десятилетие назад.

Однако цифры не включают в себя тысячи людей, которые, как считает «Amnesty International», были казнены в КНР: там подобные показатели - государственная тайна.

Каждый год одни и те же страны входят в список «Amnesty International». Выделяется восьмёрка стран, где имеет место наибольшее число казней. В 2012 году в эту восьмёрку, пишет SBS, включены:

1. Китай. Это государство засекретило количество смертных казней. «Amnesty International», опираясь в своём мнении на надёжные источники, на сведения правозащитных организаций, оценивает общее число казней в Поднебесной более чем в тысячу: то есть в КНР казнят больше людей, чем в остальных странах мира, вместе взятых. Смертная казнь в КНР применяется за преступления, связанные с наркотиками, а также за экономические преступления.
2. Иран в 2012 году занял второе место в мире по числу казней. В основном там казнят за преступления, связанные с наркотиками. Отмечается также, что в июне прошлого года в ИРИ были казнены четыре человека за такое «преступление», как «вражда к богу и коррупция на земле». Смертная казнь применялась и к тем людям, которые были повинны в «прелюбодеянии», «содомии» и в религиозном преступлении, именуемом «отступничеством».
3. Ирак почти удвоил число смертных казней по сравнению с предыдущим годом.
4. Саудовская Аравия часто казнит людей публично - через обезглавливание. Обвиняемых здесь редко представляют адвокаты (даже формально), и их могут содержать под стражей на протяжении нескольких недель - на основе «признаний», полученных под пытками. Преступления, караемые смертной казнью, в Саудовской Аравии включают «колдовство» и грабёж в «отягчающей» форме.

На Иран, Ирак и Саудовскую Аравию, отмечает «Эс-би-эс», в 2012 году совокупно пришлось три четверти подтверждённых казней.
5. США . В этом государстве Коннектикут стал 17-м штатом, отменившим смертную казнь. Это было вызвано опасениями по поводу дискриминационного применения смертной казни, а также из-за вероятности вынесения ошибочных приговоров. 6. В Йемене были казнены два человека за преступления, совершённые ими до 18 лет.
7. Северная Корея. В этом государстве казни осуществляются как публично, так и тайно. Смертные приговоры могут быть вынесены за преступления, которые не караются смертной казнью согласно северокорейскому законодательству.
8. Судан, по имеющимся сведениям, применяет смертную казнь как средство против реальных или предполагаемых активистов оппозиции.

Подытожим. В тройку «лидеров» по числу смертных казней в 2012 году входят Китай, Иран и Ирак, причём последний почти удвоил число смертных казней по сравнению с предыдущим годом. Пятое место по числу казней в мире занимают Соединённые Штаты. Общее количество смертных казней во всём мире в последнее десятилетие уменьшается.
Обозревал и переводил Олег Чувакин
- специально для topwar.ru

Многие знают, что в США разрешена смертная казнь. На вопрос «Есть ли смертная казнь в США» практически каждый даст положительный ответ. Но не многие осознают значимость этого факта.

Дело в том, что США – это единственная «западная» (то есть, следующая европейским культурным стандартам) страна, в которой разрешена такая мера наказания. И хотя на то есть определенные исторические и культурные причины, о которых мы поговорим немного ниже, сам факт наличия и активного применения смертной казни как наказания многое говорит о строгости законов в США.

С другой стороны, наличие смертной казни в США часто раздувают, превращая из культурного феномена в признак безжалостности или даже негуманности. Но факт остается фактом – эта мера не применяется необдуманно, и её нужно умудриться «заслужить».

За 500 лет документированной истории США и североамериканских колоний, смертных приговоров было вынесено меньше 20 000 – в большинстве своём, для неисправимых преступников.


Также мало кто знает, во скольких штатах разрешена смертная казнь, за какие преступления она может быть назначена, как именно казнят преступников и т.д., предпочитая опираться на информацию из кино или телевидения, зачастую – приукрашенную.

Хотя правда временами намного интереснее – та же Википедия предлагает совсем другую картину. Поэтому мы решили создать свой материал, непредвзятый и опирающийся на реальные факты.

Прежде чем обсуждать нынешнюю ситуацию со смертной казнью в США, давайте попробуем понять, почему Америка вообще имеет эту меру наказания.

Краткая история смертной казни в США

Как всем известно, в определенный период своей истории Америка характеризовалась индейцами, храбрыми переселенцами и ковбоями на лошадях. Но мало кто знает, как долго продлился этот период. В головах не интересовавшихся историей США людей, эпоха Фронтира в США обычно заканчивается где-то в районе XIX века, в период Гражданской Войны.


А на самом деле, в западных штатах эта культура процветала даже в годы Великой Депрессии – в начале века XX. Когда Аль Капоне уже строил свою криминальную империю на восточном берегу Северной Америки, на западном берегу еще продолжали существование банды налётчиков на поезда. Именно этот переход от одной жестокой и широко распространенной формы преступности к другой, безо всякого мирного времени между ними, и привёл к отсутствию моратория на смертную казнь – того, что Европа активно продвигала как раз в это время.

Перед глазами как мирных американцев, так и представителей закона, были отпетые, отчаянные преступники – злодеи, которых мог остановить только страх перед смертной казнью. Поэтому смертная казнь в Америке, которая была отличным пугалом для лихих ковбоев, продолжила выполнять ту же роль для не менее лихих мафиози.

Сменился только способ – если ковбоев вешали, то «сотрудников» различных капо обычно расстреливали, пока не была введена практика использовать электрический стул. Но даже в этот период такую меру наказания получить было непросто.

Всё это подводит к мысли о том, что наличие смертной казни в США – это не проявление негуманности, а скорее необходимое зло, которое только в конце 60-х (с введением акта RICO, нанесшего сокрушительный удар по мафии) стало полностью ненужным. И в США тоже это поняли – в 1972 году, в рамках дела «Фурман против штата Джорджия», Верховный суд США отказал в смертной казни в девяти случаях подряд, установив прецедент. В следующие пять лет, смертная казнь в США не применялась.


В 1976, после долгих дебатов, практика была разрешена снова в рамках рассмотрения дела «Грэгг против штата Джорджия». Верховный суд США радикально изменил порядок выноса смертного приговора, сделав этот процесс намного сложнее. Первым казненным по новой системе стал грабитель и убийца Гэри Гилмор, расстрелянный в январе 1977. Случай интересен тем, что Гилмор настоял на смертной казни для себя, отказавшись от всех шансов на помилование.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Во время президентских дебатов между Бушем и Дукакисом в 1998 году, Дукакис, в ответ на вопрос, добивался бы он смертной казни гипотетическому убийце своей семьи, ответил отрицательно. Администрация Буша превратила это заявление в целую негативную PR-кампанию, которая показывала Дукакиса мягкотелым, что и привело к его поражению. С тех пор ни один кандидат в президенты США не противостоял смертной казни.

Смертная казнь в современных США

В настоящее время, смертная казнь в США разрешена в 31 штате, а также для федеральных уголовных дел и дел военного трибунала.

Абсолютное большинство использует летальную инъекцию для приведения приговора в действие, но некоторые штаты разрешают и другие виды казни – электрошок, расстрел или газовую ингаляцию. Их применяют по желанию приговоренного или если инъекция признаётся негуманной — например, при острой аллергической реакции у приговоренного на её компоненты.

В каких штатах США есть смертная казнь

В настоящее время, смертная казнь разрешена в следующих штатах:

  • Алабама
  • Айдахо
  • Аризона
  • Арканзас
  • Вайоминг
  • Вашингтон
  • Вирджиния
  • Джорджия
  • Индиана
  • Калифорния
  • Канзас
  • Кентукки
  • Колорадо
  • Луизиана
  • Миссисипи
  • Миссури
  • Монтана
  • Небраска
  • Невада
  • Нью Хэмпшир
  • Огайо
  • Оклахома
  • Орегон
  • Пенсильвания
  • Северная Каролина
  • Теннесси
  • Техас
  • Флорида
  • Южная Дакота
  • Южная Каролина

ЭТО ИНТЕРЕСНО: В штаты, где разрешена смертельная казнь, иногда специально переводят особо опасных преступников из штатов, где она не разрешена. Но касается это только преступлений, которые рассматриваются на федеральном уровне.

За какие преступления подсудимый приговаривается к казни

Прецедентные случаи и конституция США определяют заслуживающие смертной казни преступления, как «убийства с отягчающими обстоятельствами». А вот то, какие обстоятельства считаются отягчающими, решает уже штат. В Калифорнии, например, таких обстоятельств 22, а вот в Нью Хэмпшире – всего семь.

На практике, смертную казнь обычно получают за:

  • Убийство нескольких людей (количество определяет штат, но в большинстве случаев, двух уже достаточно).
  • Убийство с предварительными пытками.
  • Убийство ребенка (крайний возраст определяет штат, например в Техасе дают смертную казнь только за убийства детей младше 10 лет).
  • Убийство сотрудника полиции.
  • Убийство с изнасилованием.
  • Убийство, совершенное в тюрьме.

В данный момент проводится активная кампания за уменьшения числа отягчающих обстоятельств, дающих обвинению право требовать смертную казнь.

Так, уже почти все штаты отказались от смертной казни за преступления не связанные с убийствами, хотя некоторые еще держатся старых порядков.

Также, смертная казнь может быть назначена за преступления против государства. Прецедент «Кеннеди против штата Луизиана» определяет эти преступления как «предательство Родины, шпионаж, терроризм и создание сети по торговле наркотиками».

Кого могут приговорить к смертной казни

К смертной казни в США могут приговорить кого угодно – мужчины, женщины и даже трансгендеры любых рас равны в глазах закона. Единственным исключением являются подростки, высшая мера наказания для которых – тюрьма, даже за особо тяжкие преступления.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Несмотря на то, что подростка нельзя приговорить к смертной казни, есть уловка в законах, которая может подвести к такому развитию событий. Подросток в США имеет право апеллировать перед судом за то, чтобы его судили как взрослого, что технически даёт суду право вынести ему высшую меру наказания. На практике до такого еще ни разу не доходило.

Как происходит смертная казнь

После вынесения решения суда, приговоренные переводятся в специальную камеру, получившую в народе название «камера смертников». Такие камеры зачастую одиночные, с постоянным наблюдением – либо через видео, либо в виде охранника.

В день приведения приговора в исполнение, приговоренным предлагается последний приём пищи – что угодно на его или её выбор, в разумных пределах, конечно. После этого их переводят в камеру исполнения приговоров, где им и вводится летальная инъекция.

Обычно вкалываются три препарата – анестетик, паралитик и яд для остановки сердца. Но некоторые штаты предпочитают использовать просто тройную дозу анестетика, вызывая у заключенного смерть от передозировки.

Кому можно посещать казни

В 1936 году, Верховный суд США запретил свободное посещение казней – до этого на них теоретически могли присутствовать даже дети. Однако практически все штаты делают исключения для репортёров, родственников приговорённого и членов семьи жертвы – конечно же, по их желанию.