Характерные черты буржуазного государства. "Буржуазные черты реформы" и "Феодальные пережитки" это как

Буржуазное Г. возникло в результате буржуазных революций, направленных против феодально-абсолютистской монархии и феодальных отношений. Там, где буржуазия в холе этих революций шла на компромиссы с дворянством (например, Великобритания), буржуазное Г. приняло форму конституционной монархии; там же, где буржуазия добивалась более или менее полного господства, оно выступало в форме демократической республики. Множественность форм правления буржуазного Г. осталась и в последующем характерной чертой буржуазного типа Г., хотя различие этих форм существенно сгладилось. «Формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны, но суть их одна: все эти государства являются так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии» (Ленин В. И., там же, т. 33, с. 35).

Буржуазное Г. периода домонополистического капитализма присущи следующие черты: 1) цензовый характер, т. е. отстранение с помощью имуществ, и иных цензов широких слоев населения от участия в формировании органов государственной власти. Будучи значительным шагом вперёд по сравнению с феодальными порядками, буржуазная демократия и её основные институты (Парламентаризм, принцип равноправия и др.) носили формальный, урезанный, классовый характер; 2) сосредоточение основных усилий Г. преимущественно на функции политической, в том числе на военно-полицейской охране интересов господствующих классов внутри и вне страны. Г. этого периода рассматривалось как «полицейский» или «ночной сторож», охраняющий капиталистическую систему, но не вмешивающийся непосредственно в её функционирование; 3) сохранение в механизме Г. значительных позиций дворянско-помещичьих сил. Буржуазная революция, как правило, не ломает старый государственный механизм, который постепенно приспосабливается к потребностям капиталистической системы.

В эпоху империализма и особенно общего кризиса капитализма происходит огромный рост аппарата буржуазного Г. Воздействие Г. на основные сферы общественной жизни возрастает, функции его расширяются. Эти процессы связаны прежде всего с обострением классовых противоречий. Рост сознательности и организованности рабочего класса и др. трудовых слоев населения, широкое распространение коммунистических идей приводят, с одной стороны, к повышению уровня классовой борьбы, расширению антимонополистического и демократического движений, а с другой - к последовательному сужению социальной базы политического господства капитала. В этих условиях монополии всемерно укрепляют основное орудие своего господства - Г. и его военно-полицейский аппарат. Усиление роли Г. связано с милитаризмом и развитием государственно-монополистического капитализма.



В условиях государственно-монополистического капитализма, при усложнении технико-производственной стороны жизни общества как следствия научно-технической революции, наряду с расширением функции принуждения значительных масштабов достигают экономическая функция буржуазного Г., а также его идеологическая активность внутри и вне страны. Государственно-монополистический капитализм соединяет силу монополий с силой Г. в единый механизм в целях спасения капиталистического строя, обогащения монополий, подавления рабочего движения и национально-освободительной борьбы, развязывания агрессивных войн. Монополистический капитал уже не делит ни с кем политическую власть, а буржуазное Г. выступает как орган по управлению делами монополистической буржуазии. Достигает апогея процесс сращивания монополий с верхушкой государственного аппарата.

На политический режим, устанавливаемый буржуазным Г., на его формы правления существенное воздействие оказывает поворот монополистического капитала от буржуазной демократии к реакции как следствие сужения социальной базы Г. и использования рабочим классом и др. трудовыми слоями институтов буржуазной демократии. Наиболее ярким выражением этого поворота является установление фашистской тоталитарной государственности (классическим примером такого Г. была нацистская Германия). Однако и при сохранении буржуазно-демократических форм правления проявляются авторитарные тенденции к правлению «сильной личности», возрастает роль правительства и его аппарата за счёт умаления полномочий выборного парламента, ведётся наступление на демократические права и свободы граждан и организаций. Но авторитарный курс монополистической буржуазии наталкивается на противодействие широких народных масс во главе с рабочим классом, выступающих в защиту своих демократических завоеваний, за их расширение, что вызывает обострение классовых противоречий буржуазного общества.



Для внешней функции империалистического Г. характерно стремление к экспансии. Эта тенденция монополистического капитала дважды в 20 в. ввергла человечество в опустошительные мировые войны. Империалистические Г. ведут подрывную деятельность, в том числе и идеологическую, против социалистических стран, ищут новые формы неоколониалистской эксплуатации государств Азии, Африки и Латинской Америки, вставших на путь независимости.

Расширение экономической деятельности империалистических Г. изображается буржуазными идеологами как якобы коренная трансформация и превращение его в «государство всеобщего благоденствия», а усложнение политической структуры современного капитализма (рост роли политических партий, профессиональных и иных союзов и организаций) - как процесс «диффузии власти». В действительности империалистическое Г. было и остаётся основным орудием классового господства империалистической буржуазии, оно выступает как сила, пытающаяся задержать социальный прогресс, увековечить изжившие себя капиталистические общественные отношения.

В эпоху крушения колониализма образовалось множество независимых Г. в Азии, Африке и Латинской Америке, а колониальные и полуколониальные страны ведут борьбу за национальную независимость. Значительная часть молодых независимых Г. по экономическим и социальным чертам (многоукладность экономики и др.) не может быть отнесена ни к одному из основных типов Г. Некоторые из этих Г. встали на некапиталистический путь развития, ориентируясь в перспективе на строительство социалистического общества. В этих Г. социалистические ориентации осуществляются серьёзные экономические и социальные преобразования: проведение демократических аграрных реформ, создание государственного сектора в экономике, национализация собственности иностранных монополий и т. д.

Реформа 1861 г. по своему характеру была крепостнической, а по содержанию - буржуазной. Она знаменовала конец феодальной эпохи и переход России к капитализму.

После падения крепостного права Россия вступила в капиталистический период своего развития. Реформа не могла решить всех противоречий, но все, же дала толчок развитию хозяйства страны. Лично свободные крестьяне пополняли ряды наемных рабочих. Появилась возможность для использования сельскохозяйственной техники, что приводило к росту производительных сил.

Однако реформа в целом была проведена в интересах крепостников помещиков и сохраняла многочисленные пережитки крепостничества, тормозившие развитие буржуазных общественных отношений. Эти пережитки выразились в сохранении самодержавия, крупного помещичьего землевладения, сословного неравенства, “отрезков”, крестьянских повинностей (барщины, оброка, и пр.) общины, чересполосицы, политического бесправия народных масс.

Изменения социальной структуры общества

Социально-классовая структура страны в конце XIX - начале XX вв. отражала характер и уровень ее экономического развития. Наряду с формированием основных классов капиталистического общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат) в нем продолжало существовать и сословное деление общества - наследие феодальной эпохи - на дворянство, купечество, крестьянство, мещанство.

Буржуазия, несмотря на то, что она к началу XX в. занимала ведущие позиции в экономике страны, вплоть до середины 90-х годов XIX века фактически не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны. Будучи, в силу своей относительной малочисленности и слабости, зависимой от самодержавия, она долгое время оставалась аполитичной и консервативной силой русского общества.

Дворянство, оставаясь правящим классом-сословием, сохранило и значительную экономическую силу. Несмотря на утрату в результате реформы 1861 г. и ее последствий почти 40% всех своих земель, оно к 1905 г. сосредоточило в своих руках свыше 60% всего частного землевладения и было важнейшей социальной опорой режима. В социальном плане дворянство теряло свою однородность, сближаясь с классами и слоями буржуазного общества.

Крестьянство, составляющее почти 3/4 населения страны, также было глубоко затронуто процессом социального расслоения (20% - кулаки, 30% - середняки, 50% - бедняки). Между его полярными слоями также назревали определенные противоречия, свойственные уже больше буржуазным экономическим отношениям. Но в целом эти процессы мало затрону деревню: крестьянство по своему правовому положению перед государством, а в социально-политическом плане - перед лицом помещиков и капиталистов представляло собой единый класс-сословие.

И, наконец, в стране сформировался класс наемных рабочих, насчитавший к концу XIX в. около 18.8 миллионов человек. Он также был весьма неоднороден. Значительная часть рабочих, особенно недавно пришедших из деревни, сохраняла связь с землей и хозяйством. Ядро класса составлял фабрично-заводской пролетариат, насчитавший к этому времени около 3 миллионов человек, причем свыше 80% его было сосредоточено на крупных предприятиях.

Отмена крепостного права потребовала проведения и других преобразований, которые должны были приспособить жизнь страны к новым условиям капитализма.

Земская реформа 1864 г. вводила в губерниях и уездах местное самоуправление: земские собрания и их исполнительные органы – земские управы. В них избирались дворяне, сельская интеллигенция, буржуазия, богатые крестьяне. Земства не имели политических прав, занимались решением местных проблем (борьба с эпидемиями, открытие медпунктов, школ, дорог, землеустройство и др.).

Судебная реформа 1864 г. установила гласный бессословный суд с участием присяжных заседателей, состязательность сторон в ходе судебного процесса (введена защита – адвокатура), независимость суда от администрации. Был создан нотариат по ведению наследственных дел, удостоверению сделок, документов.

Городская реформа 1870 г. создавала городское самоуправление: городскую думу и управу, решавшие коммунальные вопросы (борьба с пожарами, контроль за санитарным состоянием, проблемы больниц, школ, приютов и др.) В думу избирались, как правило, самые зажиточные горожане, во главе думы и управы стоял городской голова.

Военная реформа 1874 г. заменила рекрутские наборы всеобщей воинской обязанностью. Все мужское население, достигшее 21 года, подлежало призыву на военную службу. Сроки ставились в зависимость от образования: от 6 месяцев до 6–7 лет. Улучшилась подготовка офицеров, проведено перевооружение армии.

Реформа просвещения. С 1863 г. введен университетский устав, утвердивший определенную автономию и демократизм этих учебных заведений. Школьный устав 1864 г. давал формальное равенство в обучении, расширял сеть школ. В 1870 г. стали открываться женские гимназии, появились высшие женские курсы.

Реформа печати. В 1865 г. для столичных изданий отменялась предварительная цензура.

Преобразования затронули также сферу финансов, положение православного духовенства, духовные учебные заведения. По отношению к иноверию и религиозному инакомыслию правительство в целом придерживалось начал веротерпимости.

«Великие реформы» 1860–1870 х гг. способствовали превращению России в буржуазную монархию, но носили половинчатый характер и закрепляли пережитки феодализма.

Необходимость ликвидации крепостного права обуславливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. Народное движение не могло не влиять на позицию правительства.

Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Резко сократился экспорт и импорт товаров. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией её международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Эти предпосылки также обуславливали проведение других немаловажных буржуазных реформ: в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле.

Социально-экономич развитие России на рубеже 19-20в

В конце XIX - начале XX вв. мир вступил в новую фазу своего развития. В передовых странах Запада капитализм достиг империалистической стадии. Россия относилась ко "второму эшелону" стран, вступивших на путь капиталистического развития.

За пореформенное сорокалетие Россия добилась значительных успехов в экономике, прежде всего в развитии промышленности. Она проделала путь, на который странам Запада потребовались века. Этому способствовал ряд факторов и, прежде всего использование опыта и оказание помощиВ развитых капиталистических стран, а также экономическая политика правительства форсированного развития ведущих отраслей промышленности и железнодорожного строительства. В результате российский капитализм вступил в империалистическую стадию почти одновременно с передовыми странами Запада. Для него были характерны все основные черты, свойственные этой стадии, хотя имелись и свои особенности.

После промышленного подъема 1890-х годов Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 гг., затем период длительной депрессии 1904- 1908 гг. В 1909-1913 гг. экономика страны сделала новый резкий скачок. Объем промышленного производства возрос в 1, 5 раза. На эти же годы пришелся ряд необычайно урожайных лет, что придало экономическому развитию страны прочную базу. Процесс монополизации российской экономики получил новый импульс. Кризис начала века ускорил процесс концентрации промышленного производства. Бурными темпами шло акционирование предприятий. В результате на смену временным предпринимательским объединениям 1880-1890-х годов пришли мощные монополии - в основном картели и синдикаты, объединявшие предприятия для совместного сбыта продукции (Продмед, Продуголь, Продвагон, Продпаровоз и др.).

Революционный кризис в начале ХХ в. вылился в революцию.

Причины:

· Экономические:

1). Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса (помещичье землевладение, община, малоземелье, аграрное перенаселение, кустарная промышленность);

2).Мировой экономический кризис начала XX в., особо тяжело сказавшийся на экономике России;

· Социальные:

1).Ухудшение материального положения трудящихся из-за кризиса 1900-1903 гг. и русско-японской войны 1904-1905гг.;

2). Полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод и высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций;

3).Массовые противоречия, сложившиеся в обществе, как вследствие развития капитализма, так и вследствие его незрелости;

· Политические:

1).Полицейско-чиновничий произвол;

2).Обострение социально-политической обстановки в стране вследствие поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг.;

По своему характеру революция 1905-1907 гг. в России было буржуазно демократической, так как ставила задачи буржуазно-демократического преобразования страны:

· Свержение самодержавия и установление демократической республики;

· Ликвидация сословного неравноправия;

· Неприкосновенность личности, введение свободы слова, собраний, партий и объединений;

· Уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей;

· Введение 8-часового рабочего дня;

· Установление равенства народов России;

· Отделение церкви от государства.

Большим достижением революции было формирование многопартийности. За время революции образовались такие партии, как Конституционно-демократическая («кадеты», лидер - П.Н. Милюков) и «Союз 17-го октября» («октябристы»лидер - А.И. Гучков).

Кроме политических партий в России после 1905-1907гг. существовало множество профессиональных союзов и объединений, также носивших отчасти политический характер:

Профессиональные рабочие союзы;

Всероссийский крестьянский союз;

Совет объединенного дворянства.

В деревне были отменены выкупные платежи, снижена арендная плата на землю, но аграрный вопрос не был решен: сохранялось помещичье землевладение.

Рабочие получали право создавать профсоюзы, разрешались забастовки, рабочий день сокращен до 8 часов, повышена заработная плата.

Русификаторская политика была значительно ограничена: в школах вводилось преподавание на национальных языках. Национальные окраины получили представительство в Думе.

Первая русская революция имела огромное международное значение. Она положила начало новой эпохе -- эпохе глубоких политических потрясений и революционных битв, открыла новый этап в истории международного рабочего движения и национально-освободительной борьбы народов колоний и полуколоний.

За три года революции широкие народные массы прошли богатую школу политического воспитания. Революция вызвала у миллионов трудящихся творческую энергию и обогатила их огромным политическим опытом.

Реформы Столыпина

Свои реформы Столыпин проводил с 1906 года, когда был назначен премьер-министром до самой смерти 5 сентября, наступившей от пуль убийц.

Аграрная реформа

Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины и не оглядываясь на «убогих и пьяных», они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Закон от 14.06.1910 гласил, что отныне «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли». Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Через кредитный банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов гектар земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Но несмотря на это, переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п.

Земство

Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.

Реформа промышленности

Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры).

Национальный вопрос

Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.

Цели урока.

1. Познакомить учащихся с подготовкой крестьянской реформой, проанализировать основные положения реформы.

2. Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права. Развивать навыки работы с документами.

3. Подвести учащихся к размышлению ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны.

План урока:

1. Решение крестьянского вопроса до правления императора Александра II.

2. Подготовка крестьянской реформы.

3. Основные положения крестьянской реформы 1861 года.

4. Итоги и значение отмены крепостного права.

Основные понятия:

  • оброк,
  • барщина,
  • отрезки,
  • прирезки,
  • временнообязанные,
  • отработки,
  • испольщина,
  • выкупные платежи.

Ход урока

Изучение нового материала. (Изучение нового материала сопровождается электронной презентацией <Приложение 1>)

XIX век отличался особой остротой крестьянского вопроса. Крестьяне боролись за свое раскрепощение. Крепостное право стало невыносимым.

Перед классом ставиться проблемный вопрос, на который учащиеся должны дать ответ в конце урока.

Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года?

При рассмотрении первого вопроса плана урока перед классом ставиться задача: вспомнить, как императоры до Александра II относились к теме освобождения крестьян. Для этого учащиеся по предложенным именам императоров и датам должны назвать действия императоров по отношению к крестьянам.

Учащимся задается вопрос.

Почему не один из императоров не решился отменить крепостное право?

Отменить крепостное право не хотели дворяне. Подтверждением этого являются слова Екатерины II “бороться с крепостничеством - значит лишиться трона!”

Тогда перед нами вопрос:

  • Почему Александр II решает отменить крепостное право?
  • Кто по своим взглядам Александр II консерватор или либерал? Каковы главные причины отмены крепостного права?

Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране. Но перелом во всех слоях российского общества в отношении необходимости преобразований в стране, главным из которых должна быть отмена крепостного права, произошел, в период Крымской войны, закончившейся тяжелым поражением для России. Страна стояла перед выбором: либо империи как европейской державе сойти на нет, либо в спешном порядке проводить реформы.

Причины отмены крепостного права

При рассмотрении второго вопроса плана урока обращаемся к словам Александра II:

“Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам…Я думаю, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежеле снизу”.

Главной целью Александра II было не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть.

В сложных условиях проходила подготовка реформы. Стали создаваться комитеты по крестьянскому делу, которые рассматривали старые проекты решения крестьянского вопроса.

В 1857 году был создан Секретный комитет, через год он был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Самая главнейшая здесь новация - введение гласного обсуждения и рассмотрения вопросов освобождения крестьянства. Большинство помещиков предлагали освободить крестьян без земли или с маленьким земельным наделом. В марте 1859 года в качестве “рабочего органа” при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов. Председателем комиссией был назначен генерал Я. И. Ростовцев. Я. И. Ростовцев сначала был противником отмены крепостного права, но в 1859 году он отстаивал освобождение крестьян с земельным наделом, но умер, не успев завершить разработку реформы.
Редакционные комиссии в течение одного года работали очень интенсивно и провели 409 заседаний. Выдающимися деятелями, работавшими в Редакционных комиссиях, были: Н. А. Милютин, С. М. Жуковский, П. П. Семенов-Тянь-Шанский, Ю. Ф. Самарин и др. Именно Семенов пережил всех своих товарищей по работе в Редакционных комиссиях и в последний раз 19 февраля 1914 года в полном одиночестве поднял тост в память о дружной работе этого мозгового центра реформы.

После закрытия Редакционных комиссий проекты крестьянской реформы были переданы на обсуждение сначала в Главный комитет, а затем в Государственный совет. Председателем Главного комитета по крестьянскому делу назначается решительный сторонник реформ Великий князь Константин Николаевич, который обеспечил прохождение документов через комитет. Но в Государственном Совете, противники реформы, старались всячески отклонить проекты и тогда Александр II выступает с речью в Государственном Совете 28 января 1861 года.

Учащиеся читают документ “Из речи Александра II в Государственном совете 28 января 1861 года” и по нему отвечают на поставленный вопрос:

Какова была роль Александра II в отмене крепостного права?

“…Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ… Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длиться, и возбуждает различные опасения и ожидания, как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства”

Александр II проявил твердость и 19 февраля 1861 года подписал два документа: Манифест об отмене крепостного права и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”.

Рассмотрение третьего вопроса начинается с работы учащихся по документам:

  • “Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости” <Приложение 2>,
  • проект А. М. Унковского <Приложение 3> ,
  • “Уставная грамота” <Приложение 4> , и заполнением таблицы.

Положение крестьян

Дополнительные сведения о положениях крестьянской реформы учащиеся получают из рассказа учителя.

По закону для крестьян был определен размер земельного участка. В зависимости от региона эти нормы составляли: в черноземных губерниях - от 1,5 до 4 десятин земли; в нечерноземных губерниях - от 1 до 7 десятин; в степных губерниях - от 3 до 12 десятин. Если крестьяне пользовались большим количеством земли, то часть излишков, которые именовались “отрезками”, отбирались в пользу помещиков. Если у крестьян земли было меньше, чем полагалось, то часть земли ему дорезали, которая называлась “прирезками”.

Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Они должны были единовременно заплатить помещику 20% стоимости надела, а остальную часть 80% выплачивало государство, но с возвратом ему данной суммы в течение 49 лет с процентами. Все крестьяне до заключения выкупной сделки, а также те, кто не смог заплатить 20% стоимости надела, считались временнообязанными и должны были в полном объеме выполнить прежние повинности - испольщину (оброк) и отработки (барщина), хотя были лично свободными.

Вопрос классу:

Как вы думаете, почему были определены именно эти условия?

Данному событию Н. И. Некрасов посвятил стихотворение “Свобода”.

Родина-мать! По равнинам твоим
Я не езжал еще с чувством таким!
Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой:
В добрую пору дитя родилось,
Милостив бог! Не узнаешь ты слез!
С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен,
Хочешь - останешься век мужиком,
Сможешь - под небо взовьешься орлом!
В этих фантазиях много ошибок:
Ум человеческий тонок и гибок,
Знаю: на место сетей крепостных
Люди придумали много иных,
Так!. . . Но распутать их легче народу
Муза! С надеждой приветствуй свободу!

После чтения стихотворения классу задается вопрос:

Что это за сети, в которые попадают крестьяне по реформе?

Учитель продолжает рассказ об изменениях, которые произошли в жизни крестьян и помещиков по реформе.

Реальная стоимость всей земли - 500 млн. рублей, а помещики получили за нее 1,5 млрд. рублей. Таким образом, помещики получили большие деньги.

Учитель задает вопрос:

На что делался расчет? Куда должны были вкладывать помещики свой капитал?

Помещики должны были строить мануфактуры, заводы, покупать новую технику, развивать сельское хозяйство по капиталистическому пути. Беднейшие крестьяне должны были пополнить ряды наемных рабочих в городах. Зажиточные крестьяне выкупить земли в частную собственность. Однако реально это не могло осуществиться, т. к. крестьяне не стали частными собственниками земли. Земля становилась собственностью общины. Состоятельные крестьяне часто платили общинные платежи вместо бедных. Уйти из общины было крайне сложно. Кроме этого, сами помещики не знали, что делать с огромными деньгами, которые получили от продажи земли. Поэтому большинство дворян прокутили эти деньги.

Четвертый вопрос плана урока начинается с выполнением задания по определению буржуазных и феодальных черт крестьянской реформы.

Оценивая крестьянскую реформу важно подчеркнуть следующее:

1. Крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены.

2. Условия освобождения крестьян изначально заключало в себе будущие противоречие и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками.

3. Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место.

4. Реформа не решила крестьянский вопрос.

5. Были созданы условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны.

1. Реформа непоследовательная, половинчатая, незавершенная.

2. Назревает необходимость проведения новой реформы.

Закрепление изученного материала

Записать в словарь новые понятия:

1. Отработки - крестьяне получали во временное пользование часть земли, вместо платы за землю они работали у помещика.

2. Отрезки - часть земли, которую отрезали у крестьян в пользу помещиков по реформе 1861 года.

3. Прирезки - часть земли, которую отдавали в пользу крестьян по реформе 1861 года.

4. Испольщина - крестьяне получали во временное пользование часть земли, вместо платы за землю они отдавали помещику половину урожая.

5. Временнообязанные - крестьяне пока не выплатят долг помещику за землю, обязаны временно выполнять определенные повинности.

6. Выкупные платежи - выкуп крестьянами земли у помещиков. Первоначально 80% выкупа выплатило помещикам государства. Крестьяне должны были рассчитаться с государством за 49 лет.

Выполнить задания:

1. Расположите в две группы понятия, которые характеризуют положение крестьян до реформы (А) и после реформы (Б):

1) временнообязанный;

2) дворовый;

3) барщина;

4) отрезки;

5) выкупные платежи;

6) крепостной.

2. Участок земли, доставшийся крестьянам в результате реформы 1861 года, назывался:

1) наделом;

2) отрубом;

3) имением;

4) вотчиной.

3. Кто такой мировой посредник:

1) представитель помещиков, участвующий в разработке крестьянской реформы;

2) представитель крестьянской общины, участвующий в разрешении споров между помещиком и крестьянами;

3) представитель дворянства, призванный следить за осуществлением крестьянской реформы на местах.

4. Развитие капитализма в России во второй половине XIX века способствовало:

1) освобождение крестьян от крепостной зависимости;

2) распространение временнообязанного состояния крестьян;

3) существование крестьянской общины.

5. Раскройте основные черты крестьянской общины в России после реформы 1861 года. Сделайте вывод - какие общинные порядки мешали товарно-денежным отношениям в деревне?

6. В чем вы видите плюсы и минусы крестьянской реформы?

Домашнее задание: § 20, ответить письменно на вопрос: почему стало плохо жить и крестьянину и помещику?

1)В 1862 году к Александру II с адресом об отказе от всех сослов­ных привилегий обратилось дворянство города..

А) Москвы; б) Санкт-Петербурга; в) Воронежа; г) Твери.
2) Какие из приведённых терминов ниже отражают капиталистический характер развития России,а какие сохранение феодальных пережитков?(1-капиталистическое развитие,2-феодальные пережитки)
а) отработка
б)отрезки
в)аренда земли крестьянами
г)строительство фабрик и заводов
д) выкупные платежи крестьян на землю
е) крестьянское малоземелье
ж) железнодорожный бум
3)Присяжные заседатели это-
а)судебные чиновники
б) специально отработанные люди для вынесения вержикта
в) судья в незначительных делах
г) кандидаты в мировые судьи
4)По сан-стефанскому мирному договору 1878г
а)провозглашалась независимость Болгарии
б)предоставлялась независимость Герцеговине
в)Россия получала контрибуцию с Турции
г)Россия отходили города Ардаган,Багум, Каре, Батум.
5) С именем М.Т Лорис-Меликова связано:
а)создания 3 отделений
б)проект созыва выборных от земли с правом совещательного голоса
в)создание Департамента государственной службы при МВД
г) проект созыва государственной Думы.

помогите решить

1. В конце XIX - начале XX в. Россия представляла собой государство, имевшее:
1) двухпартийную политическую систему
2) республиканскую форму правления
3) федеративное устройство
4) местные выборные органы власти

2. Какое понятие относится к характеристике положе¬ния российского пролетариата начала XX в.?
1) революционно активный класс
2) тесная связь с правительством
3) высокая заработная плата
4) самый большой по численности класс

3. Что характерно для социально-экономического раз¬вития России начала XX в.?
1) сохранение феодальных пережитков
2) преимущественное развитие отраслей легкой про¬мышленности
3) начало промышленного переворота
4) отсутствие государственного регулирования эко¬номики

4. Что стало следствием мирового экономического кризиса начала XX в. в России?
1) создание монополий
2) прекращение иностранных инвестиций в россий¬скую экономику
3) использование в сельском хозяйстве новейшей тех¬ники и удобрений
4) прекращение продажи хлеба за границу

5. Как называется форма объединения предприятий, которые договариваются о размерах производства, рын¬ках сбыта, ценах, сохраняя производственную самостоя¬тельность?
1) артель
2) кооператив
3) трест
4) картель

6. Какую партию начала XX в. по идейной направлен¬ности можно считать либеральной?
1) эсеров
2) большевиков
3) меньшевиков
4) кадетов

7. Какое понятие связано с именем С.В. Зубатова?
1) оборончество
2) аракчеевщина
3) «полицейский социализм»
4) меценатство

8. В результате Русско-японской войны Россия:
1) закрепила за собой право на аренду Порт-Артура
2) выплатила Японии огромную контрибуцию
3) потеряла южную часть острова Сахалин
4) получила Курильские острова

9. Согласно Манифесту 17 октября 1905 г. в России:
1) произошел переход к республиканской форме прав¬ления
2) отменялось крепостное право
3) устанавливалась ограниченная монархия
4) объявлялось о выходе из войны

10. К чему привела первая российская революция?
1) к ликвидации помещичьего землевладения
2) к ликвидации сословного строя
3) к отмене выкупных платежей
4) к установлению 8-часового рабочего дня

11. Какая главная задача стояла перед правительством после окончания первой российской революции?
1) ослабить политическое господство помещичьего класса
2) укрепить социальную базу монархии
3) избежать начала мировой войны
4) создать правовое государство

12. Какое название получил блок, созданный в IV Го¬сударственной думе из представителей оппозиционных правительству партий?
1) патриотический
2) революционный
3) экономический
4) прогрессивный

13. Какой год называли «годом разочарований»?
1)1913 г.
2) 1914 г.
3) 1915 г.
4) 1916 г.

14. Какие новые течения возникают в русской живо¬писи и архитектуре в начале XX в.?
1) классицизм, реализм
2) символизм, импрессионизм
3) барокко, символизм
4) эклектика, готика

Одной из крупнейших реформ, которую мне при¬шлось сделать во время нахождения моего у власти, была денежная реформа... поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами. Благодаря этой реформе мы выдержали несчастную японскую войну, смуты, разыгравшиеся после войны, и все то тревожное по¬ложение, в каком доныне находится Россия...

P { margin-bottom: 0.21cm; }

Абсолютная монархия -
государственное устройство, при котором
власть монарха не ограничена какими-либо
учреждениями.

На протяжении почти
всей истории многие государства были
монархиями, хотя во время средних веков
монарх зачастую должен был считаться
с сословно-представительскими органами
(земские соборы в России, кортесы в
Испании, генеральные штаты во Франции).
Начиная с эпохи Возрождения роль
сословно-представительских органов
постепенно падает, и к концу семнадцатого
века во многих государствах Европы
устанавливается абсолютная, то есть
неограниченная монархия.

Во Франции
абсолютизму благоприятствовали
богословы, приписывающие верховной
власти божественное происхождение, и
юристы, признававшие за государями
абсолютную власть древних римских
императоров. Эта государственная форма
достигла апогея своего развития при
короле Людовике XIV, систематически
осуществлявшем свой знаменитый принцип
«Государство - это я» (фр. «L’Etat c’est
moi»).

На протяжении всего девятнадцатого
века, после Великой Французской Революции
происходит процесс постепенной
демократизации и ограничения власти
монарха. Однако этот процесс проходил
неравномерно, например, в России
абсолютная монархия просуществовала
вплоть до двадцатого века.

С конца
15 века в Европе идет переход к абсолютной
монархии от сословно-представительской,
такой форме правления, при которой
верховная государственная власть по
закону принадлежит монарху - королю,
императору, царю. Юридическое обоснование
своей власти монархи находили в
восстановлении нормы римского права,
которая была зафиксирована в 6 веке в
Кодексе византийского императора
Юстиниана: «Воля императора имеет силу
закона». Государственный интерес
становится для монарха высшим критерием
в политике, в отличие от средневековья,
где критерием были сеньориально-вассальные
династические интересы.

Абсолютизм
имеет следующие черты: формирование
институтов публичной власти - это
созданный собственный бюрократический
аппарат во дворе и на местах, постоянная
наемная армия, налоговая и фискальная
система, аппарат насилия-полиция,
судебная система, унифицированное
государственное право, происходит
эволюция органов сословно-представительской
монархии, при которой происходит
ликвидация привилегий феодальной
аристократии, и при которой сословные
органы эволюционируют в структуры
публичной власти - это Генеральные
штаты во Франции, парламент в Англии,
кортесы в Испании, ландтаги и рейхстаг
в Германии, ригсдаг в Швеции, тагзатцунг
в Швейцарии, сеймы в Речи Посполитой,
Земские соборы в России; также происходит
изменение отношений государства и
церкви - государство деспотично
подчиняет себе церковь.

Происходит
также персонификация власти монарха в
периоде т. н. раннего абсолютизма, при
котором монархи олицетворяли власть,
а далее происходит переход к бюрократическому
абсолютизму. Идея абсолютной власти
воспевалась в пиар-компаниях, в которых
римские юристы, гуманисты, философы
просвещали общество в данной актуальной
идее.

Различают национальные
централизованные государства,
полиэтнические империи, территориальные
княжества; то есть был региональный и
универсалистский типы абсолютизма.
Социальная база абсолютизма такова:
феодальная аристократия переходит в
придворную, рыцарство во дворянство
(80 % средневекового рыцарства разорилось,
появились миллионы бродяг-нищих!),
духовенство в чиновников, крестьяне и
бюргеры в налоговые классы: это период
социального регулирования.

Происходит
территориальная консолидация и
формирование территории национальных
государств. Сепаратизм боролся с
централизацией, это были гражданские
и общеевропейские войны, и в 1648 году
впервые сложилась новая система
европейских связей по Вестфальскому
миру. Абсолютизм сложился в условиях
Нового времени, при котором экономика
переходит от аграрно-индивидуального
характера к индустриально-общественному;
международный фактор появляется ввиду
появления мирового рынка, и рушится
средневековый социум, появляется новый,
в котором новое дворянство переходит
в бюрократию.

Патрициат и плебс
также эволюционировали в новых
абсолютистских условиях существования,
рынково-капиталистические отношения
сменяли феодализм.