Муниципально правовые нормы и регулируемые ими правоотношения. Муниципально-правовые нормы. Понятие и виды. Муниципально-правовой институт территориальной организации местной публичной власти

Человек в течение жизни постоянно общается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у него меняется восприятие окружающей действительности. Основным микроэлементом общества социальные психологи считают малую группу. Именно здесь происходят те социально-психологические процессы, от которых зависит эмоциональное сочувствие каждого отдельного человека.

Нельзя понять и глубоко познать личность (ее чувства, характер, способности, типичные для нее состояния) не изучив взаимоотношения, которые у нее складываются с другими членами групп, коллектива, в которые она входит.

Согласно интеракционистской теории личности, она относительно устойчива в своих базовых качествах, внешне может проявлять себя по разному, в зависимости от складывающихся обстоятельств, наблюдается закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем благоприятнее условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможению отрицательных.

Как мы выяснили, объект психологии управления – это «трудовые коллективы» (в широком смысле этого понятия), а предмет социально-психологическая сторона многообразия управленческих отношений, охватывающих людей как членов трудового коллектива.

Широкое понятие «коллектив» приемлемо к любому официально организованному объединению людей, занятых каким-либо общественно полезным видом деятельности.

Главный признак коллектива – наличие у него членов общей цели деятельности, направленной на благо общества. Коллектив, каковым по существу является рабочая группа, приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели и создает творческую атмосферу.

Коллектив как целостное развивающееся социальное образование обладает рядом характеристик, каждая из которых отражает определенную сторону развития взаимоотношений в нем. К числу таких характеристик в психологии управления относят следующие: совместимость, сработанность, сплоченность, направленность, самоорганизованность.

Совместимость – это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимальную удовлетворенность партнеров друг другом при достаточно высоких энергетических затратах и значительной взаимной идентификации. Под идентификацией понимается процесс, в ходе которого индивид сознательно или бессознательно отождествляет себя с другим человеком. Главный компонент совместимости – субъективная удовлетворенность общением с данным человеком. Различают психофизиологическую и социально-психологическую совместимость. Психофизиологическая совместимость обусловлена такими особенностями личности, как тип темперамента, различная выносливость членов группы. Социально-психологическая совместимость зависит от особенностей характера, доминирующих чувств, интересов, склонностей общающихся личностей.



Сработанность – это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимально возможную успешность (в совместной работе) при минимальных энергетических затратах (на деятельность и взаимодействие) на фоне значительной субъективной удовлетворенности совместной работой и взаимопонимания. Сработанность – это результат взаимодействия конкретных людей в конкретной деятельности (учебной, трудовой).

Групповая сплоченность – это характеристика единства, взаимосвязанности индивидов в группе. Количественно она определяется как частное от деления общего числа взаимных позитивных выборов на число возможных выборов в данной группе.

Направленность - проявляется не только в целях, выбранных коллективом, но и в подчинении этим целям в коллективе. А.С. Макаренко указывал что, «там, где есть организация коллектива, там... вопрос отношения товарища к товарищу – это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости»

Самоорганизованность – это способность коллектива к самостоятельному принятию и реализации оптимальных решений, направленных на достижение коллективных целей.

Межличностные отношения в коллективе являются одним из основных факторов, обусловливающих социально-психологический климат в нем.

Под социально-психологическим климатом понимаются устойчивые настроения и суждения, отражающие социальные условия жизнедеятельности коллектива.

Кроме межличностных отношений на социально-психологический климат влияют и такие факторы, как стиль руководства коллективом, воздействия вышестоящих административных организаций.



Степень личной независимости каждого члена коллектива, т.е. широта сферы, в пределах которой сотрудник имеет возможность действовать и принимать решения самостоятельно.

Взаимопомощь и доброжелательность в отношениях. Степень терпимости к разным точкам зрения и мнениям по вопросам служебного, а тем более непроизводственного характера.

Справедливость и гибкость реально применяемой шкалы поощрения и порицания.

Сознание справедливости оценки вклада конкретного человека, уверенность, что с его мнением считаются при решении производственных вопросов служат стимулом трудовой деятельности и способствуют созданию благоприятного психологического климата. Административные санкции являются антистимулами.

Умение руководителя выявлять, развивать и использовать индивидуальные способности каждого человека. Умение доверять людям, контролировать не по мелочам, а по конкретным результатам, попусту не дергать и не нервировать их – это умение создать «командный дух».

Основной составляющей, наряду с другими, в структуре коллектива являются разнообразные, устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп выделяют большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, классами, другими социальными общностями по профессиональным, экономическим, культурным и другим признакам. Кроме того, дается и иная классификация по разным признакам.

Условная группа – это общность людей, существующая номинально. Люди, входящие в эту группу, могут не только не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Они выделяются в группу по определенному признаку, например, команда лучших футболистов мира, символическая команда самых интересных журналистов года и пр.

Реальная группа – это фактически существующая группа, общность людей, объединенная реальными отношениями. Как только несколько человек вступают между собой в общение, между ними возникают связи, которые объединяют их в группу. Даже мимолетные общения людей порождают определенные отношения между ними. Например, пассажиры в купе поезда – группа, во многом определяющая эмоциональную атмосферу, а следовательно, и настроение людей.

Каждый человек входит не только в такие кратковременные объединения, но и в более постоянные группы: член семьи, спортивной команды, студенческой группы и пр. Число групп огромно. Они различаются между собой и по значению для человека, и по длительности существования, и по способу возникновения.

Группы, специально кем-то организованные для выполнения определенной деятельности, называют формальными, а возникшие стихийно – неформальными.

Формальные группы – создаются на основе официальных документов. Например, класс в школе, студенческая группа в вузе, штат сотрудников отдела и пр. Между членами такой группы устанавливаются деловые контакты, предусмотренные документами. Они предполагают соподчинение или равноправие, большую или меньшую ответственность за выполнение задачи. Такая группа имеет внешнюю структуру т.е определяется извне. Например, распределение функциональных обязанностей, в частности «руководитель – подчиненный», осуществляется должностными инструкциями, имеющими юридический статус. Обычно деловые отношения дополняются личными, не предусмотренные инструкциями. Психологическая близость членов группы – симпатии, уважение, дружба помогает в работе, отрицательные отношения – антипатии, неуважение, вражда, зависть – вредят успеху дела. То есть внутри формальной группы возникает неформальная.

Неформальная (неофициальная) группа – возникает на основе симпатии, близости взглядов, убеждений, вкусов и пр. Официальные документы в этом случае не имеют значения. Так складываются группы товарищей, единомышленников. Такая группа имеет внутреннюю структуру, которая отражает процесс неофициальной её организации, происходящей вследствие психологического, а не правового взаимодействия людей. Например, кто-то из членов только что сформированной учебной группы не в силу его официального статуса, а в силу индивидуальных особенностей может принимать на себя чаще всего роль организатора различных совместных действии, другие члены группы (возможно не все) охотно следуют за ним. В группе уже начинают складываться определенные отношения, возникает внутренняя структура группы, которая создается самой группой и внутри нее, и закрепляется личными, хотя и согласованными побуждениями. Когда симпатии и привязанности членов группы исчезают, группа распадается.

Референтная группа – выделяется по признаку отношения личности к нормам группы. Это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом. Каждый человек имеет свою рефернтную группу, в которой он формирут свои идеалы, убеждения, с мнением которой он считается, чьей оценкой он дорожит.

Каждый человек может входить в группу, ценности которой он признает, поддерживает и считает самыми лучшими. Тогда он отстаивает, защищает эти нормы.

Высшей формой организованной (реальной) группы является коллектив.

Непосредственным проводником влияние общества и больших социальных групп на личность является малая группа. Она представляет небольшое объединение людей (от 2 до 30 человек), занятых общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет элементарную ячейку общества, в которой человек проводит большую часть своей жизни (семья, класс, учебная группа, трудовой коллектив и т.п.).

Каждая социальная общность (группа) проходит определенные этапы развития, достигает высшего уровня (коллектива).

Начало формирования группы – ассоциация – объединение людей на основе временных признаков. Это, например, первый класс, группа первого курса, туристическая группа. На этом этапе происходит ознакомление членов группы. Постепенно устанавливаются более тесные контакты, которые перерастают в кооперацию.

Кооперация – группа, отличающаяся успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Межличностные отношения и общения в ней носят деловой характер, подчиненный достижению результата в выполнении конкретной задачи.

Кооперация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящие за ее пределы. Здесь уже есть единство цели и деятельности по ее достижению. Однако эта цель, как и деятельность, обособлены, часто противопоставляются целям других групп, общностей, общества в целом.

Высшей формой развития социальной общности людей является коллектив.

Коллектив – это группа, в которой взаимоотношения являются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, взаимном уважении.

Основа успеха любой современной коллективной деятельности обеспечивается рядом высоких требований:

– взаимной поддержкой действий, убеждением в их оправданности;

– созданием для каждого своего члена возможность развития как личности.

Группа на пути продвижения к коллективу обычно проходит ряд этапов, включающих не только позитивные изменения ее психологии, но и своеобразные кризисы.

А.Г. Кирпичников установил зависимость формирования группы через период временного спада. В самом начале развития группы наблюдается подъем, повышенная активность, которые затем сменяются заметным спадом.

Временный психологический спад в группе объясняется внутренними процессами перестройки групповой психологии, по мере продвижения группы к коллективу. Вначале эти отношения строятся на эмоционально непосредственной основе.

Новизна ситуации, первые благоприятные впечатления членов группы друг о друге создают эмоционально положительный настрой, который отражается на показателях психологического климата. Затем совместная деятельность показывает, что у каждого есть свои достоинства и недостатки. Однако, преодолевая возникающие трудности, мешающие достижения общих целей, идет притирка определенных свойств, способствующих снижению уровня кризиса.

Психология рабочей группы (коллектива) – это совокупность определенныхпсихологических явлений, возникающих в процессе ее формирования на основе внутренних связей, форм и способов удовлетворения потребностей. Сюда же относится морально-психологический климат, способы общения, общественное мнение и настроение, проблема лидерства, природа внутригрупповых конфликтов.

При анализе содержания отношений членов коллектива можно выделить следующие сферы: профессиональную и сферу межличностных отношений.

Профессиональная сфера охватывает отношения, которые сложились в процессе решения производственных задач:

– отношение между руководителем и подчиненным;

– отношения, связанные с координацией совместной деятельности;

– отношения в системе «человек – человек».

Сфера межличностных отношений связана с удовлетворением потребностей в общении и самоутверждении личности в рамках коллектива, с удовлетворением своей профессиональной деятельности, формальным и неформальным статусом.

Важной качественной характеристикой коллектива является его зрелость. Она характеризуется прочными связями между его членами. Личные разногласия быстро устраняются, дисциплина носит сознательный характер, складываются устойчивые традиции.

Для измерения степени зрелости коллектива интересную методику предложили психологи В. Зигерт и Л. Ланг. Они оценивают степень зрелости по четырехбальной шкале интенсивности 21-го негативного признака. К их числу они относят: активный поиск виновных в случае неудачи; стремление сотрудников обезопасить себя при помощи инструкций, докладных записок; недостаточную информированность исполнителей; групповой эгоизм; недооценка коллективного руководства; разделение коллектива на ветеранов и новичков; работа оценивается на уровне эмоций; отсутствие энтузиазма в работе и т.д.

Факторы, определяющие зрелость коллектива можно разделить на следующие:

1. Технологические факторы – особенности использования передовых технологий.

2. Экономические факторы – формы оплаты труда, формы собственности.

3. Организационные факторы – стиль руководства.

4. Психологическая совместимость работников.

Консультанты по управлению М. Вудкока и Д. Френсис, останавливаясь на двух последних факторов, обозначают десять ограничений, которые чаще всего препятствуют эффективной работе коллектива.

1. Непригодность руководителя – неспособность по своим личным качествам использовать коллективный подход, создать команду единомышленников на реализацию поставленных целей.

2. Неквалифицированные сотрудники – неадекватное сочетание профессиональных и нравственных качеств. Авторы предлагают следующее распределение служебных ролей. В каждом коллективе должны быть: «поставщики идей», «аналитики», «направляющие», «планирующие», выполняющие роль «сдерживающего фактора» и несколько «исполнителей».

3. Неконструктивный климат. Характерно отсутствие преданности задачам команды и взаимной поддержки в сочетании с заботой о благе каждого.

4. Нечеткость целей, поставленных задач.

5. Низкие результаты работы. Подразумевается, что коллектив не должен успокаиваться на достигнутом, должен проявлять напористость в достижении значимых целей, что способствует росту личного профессионализма.

6. Неэффективность методов работы. Подчеркивается необходимость принятия своевременных решений.

7. Нехватка открытости и наличие конфронтаций. Отмечается необходимость свободной критики, обсуждение сильных и слабых сторон проделанной работы. Позитивное соперничество продуктивно, но может принятия правильных и своевременных решений перерасти в конфликт.

8. Недостаточный профессионализм и культура сотрудников. Считается правильной точка зрения, согласно которой «развитый» сотрудник должен быть энергичен, уметь управлять своими эмоциями, открыто излагать свое мнение, обладать способностью изменять свою точку зрения под воздействием аргументов.

9 и 10. Низкие творческие способности персонала. Некоторые исследователи (К. Исикова) в число личностных качеств хорошего работника включают устремленность к сотрудничеству, чувство ответственности, желание трудиться, хорошее состояние здоровья, общительность, удовлетворенность трудом.

Обращает внимание классификация типов взаимоотношений в работе с персоналом, предложенную Блейком и Мутоном. Основанием классификации служит комбинация двух основных параметров – внимание к человеку и внимание к производству. Это пять типов взаимоотношений внутри коллектива.

1. Невмешательство: низкий уровень заботы руководителя о производстве и людях. Руководитель много делает сам, не делегирует своих функций, не стремится к серьезным достижениям.

2. Теплая компания: высокий уровень заботы о людях, стремление к установлению дружеских отношений, не проявляя особенного интереса на достижение высоких результатов.

3. Цель: внимание руководителя полностью сосредоточено на производственных задачах.

4. Золотая середина: руководитель стремится сочетать интересы производства и интересы персонала.

5. Команда: лучший стиль руководства. Руководитель стремится к оптимальному соединению интересов производства и интересов коллектива, объединению деловитости и человечности на всех уровнях отношений.

Заслуживает внимание исследования динамики межличностных отношений в системе «руководитель – подчиненный», предложенное Х. Бланчардом, зависящий от уровня профессиональной зрелости руководителя.

Такой подход позволяет исследовать четыре вида отношений в системе «руководитель – подчиненный»: приказание, внушение, участие, делегирование.

Проблема выбора оптимального стиля руководства, зависит от многих компонентов, но можно выделить типичные ситуации, возникающие при неадекватном поведении руководителя, вызывающие чувство досады, недовольства, сопротивления. К ним можно отнести:

– за ошибки одного отвечает другой;

– решение принимается без участия сотрудника;

– разбирательство устраивается при третьих лицах;

– руководитель не способен признать свою ошибку;

– продвижение по службе не в соответствии со способностями;

– руководитель жалуется на подчиненного;

– несправедливость поощрений;

– уровень требовательности не одинаков для всех сотрудников.

Однако перечисленные ситуации связаны не только с ошибочными действиями руководителя, но и с не менее важным фактором – морально-психологическим климатом, сложившимся в коллективе.

Но прежде чем рассматривать морально-психологический климат, остановимся на этапах формирования трудового коллектива.

Любой производственный коллектив как первичная ячейка общества выполняет две взаимосвязанные функции: социальную и экономическую.

Экономическая функция заключается в осуществлении совместной трудовой деятельности, для создания определенных ценностей.

Социальная функция заключается в удовлетворении социальных потребностей членов коллектива, возможностей трудиться, общаться, участвовать в управлении, реализовать свои способности, получать признание, использовать права на отдых, образование, охрану здоровья.

Процесс формирования и развитие первичного трудового коллектива происходит в несколько этапов.

Первый этап – когда люди присматриваются друг к другу и к руководителю. Здесь происходит знакомство с задачами, стоящими перед коллективом, распределение обязанностей, формируется чувство ответственности, точности выполнения распоряжений, приказов, решений.

Второй этап характерен тем, что внутри коллектива формируются микрогруппы на основе личных особенностей и интересов. Выявляются наиболее сознательные, инициативные, ответственные сотрудники, призванные помогать руководителю. Особенностью этого этапа является то, что руководитель начинает управлять коллективом через актив, стремящийся к достижению наилучших результатов в работе.

Третий этап – высшая стадия развития коллектива. Руководитель на этом этапе должен в основном применять демократический стиль, незаметно регулировать социальную жизнь коллектива и организацию трудовых процессов, определяя пути развития коллектива.

При формировании коллектива большое значение имеет его состав по возрасту, полу, уровню квалификации и образованию.

Формальная сторона производственного коллектива включает деловые отношения между руководителем и подчиненными, которые регулируются должностными инструкциями, приказами, распоряжениями. Чтобы создать эффективную формальную структуру коллектива, необходимо объединить всех его членов единством цели, создать команду единомышленников.

Неформальная структура характеризуется эмоциональными взаимоотношениями его членов на основе психологической совместимости людей при неофициальных контактах в малых группах.

Становление неформальной структуры определяется наличием как объективных, так и субъективных факторов. К первым относится характер и режим работы, оптимальный состав группы по возрасту и полу. К субъективным факторам можно отнести – личность руководителя, индивидуальные особенности сотрудников, социальные перспективы.

Неформальная структура складывается под взаимодействием психологических механизмов регуляции коллективной деятельности – адаптации, коммуникации, идентификации и интеграции.

Адаптация предполагает принятие и усвоение ценностей и норм, сложившихся в коллективе. Без нее невозможно включение в неформальную структуру, использование принятых в данной группе форм реализации индивидуальных качеств, самореализации личности.

Коммуникация – это активный обмен информацией и взаимное духовное обогащение членов группы.

Через коммуникацию осуществляется не только управление производством, но и формирование ценностных ориентаций и установок, получение сведений.

Идентификация связана с формированием чувства принадлежности к группе в процессе межличностного общения. В основе идентификации лежат механизмы подражания, сличения и увлечения.

Интеграция – это процесс реализации превращения коллектива в сплоченный саморегулируемый организм, хорошо приспособленный к совместной деятельности. Организованность, сработанность и совместимость позволяют группе самостоятельно выбирать оптимальные формы деятельности, обеспечивающие успешное выполнение принятых решений и полное раскрытие способностей и возможностей каждой личности.

Важнейшим фактором в успешной деятельности коллектива является сложившийся морально-психологический климат.

Здоровый морально-психологический климат характеризуется следующими особенностями:

– духом товарищеской взаимопомощи;

– сплоченностью и дружбой;

– доверием и вниманием к окружающим, сочетающееся с твердой дисциплиной, принципиальностью и ответственностью;

– высокой требовательностью к себе и другим.

Наряду с прохождением этапов в формировании коллектива, необходимо соблюдения определенных условий, способствующих созданию здорового социально-психологического климата. К ним можно отнести:

1. Обеспечение работников орудиями труда и рабочим местом.

2. Обеспечение условиями труда (темп, ритм, частота) в соответствии с психическими и физическими характеристиками рабочих.

3. Установление психологической (физиологической) пригодности человека к данной деятельности.

4. Знание планов своего предприятия.

В психологии управления, особенно в разделе работа с персоналом, большое внимание уделяется изучению личности как субъекта управления в организации.

Для менеджмента личность человека как субъекта управления важна с точки зрения его поведения на работе, общения с сотрудниками, отношения к делу, его способностей, ответственности, честности и других особенностей.

В психологии управления существуют различные подходы к исследованию и пониманию личности. Жизненный опыт, проведенные исследования показывают, что взаимодействие человека с социальной средой вносит свой вклад в психологию и поведение личности.

В обобщенном виде основные компоненты, характеризующие личность в системе управления рассматриваются как:

1) психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение;

2) система устойчивых особенностей, проявляющихся в поведении, общении, взаимоотношениях с другими людьми;

3) возможная типизация на основе особенностей нервной системы (Кречмер, Шелдон, Павлов), шкала Юнга, позволяющая деление на экстравертов (ориентированных вовне) и интровертов (ориентированные в себя); типология Хейманса - Ле Сена (типы личности, различающихся по эмоциональности, активности, впечатлительности).

Наиболее практическое значение имеет деление по темпераментам, которое подробно рассматривается в разделе психология личности;

4) личностное «Я» субъекта, направленность на реализацию своих потребностей;

5) выработка личных рациональных приемов работы;

6) выявление типичных для себя психологических барьеров, а так же условий наибольшей плодотворности;

7) Ввструктуре проявлений личности выделяют следующие основные характеристики: а) человек, б) личность, в) индивид, г) индивидуальность, которые подробно рассмотрены в соответствующем разделе учебной программы.

Но с социально-психологических позиций можно утверждать, что личность – это системное, психофизиологическое единство, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным социумом.

Основу личности составляет ее структура – относительно устойчивое взаимодействие всех ее сторон как целостного образования.

К основным составляющим личности по К.К. Платонову относится:

1) темперамент – биологический фундамент организации индивида;

2) потребностно-мотивационная сфера, включающая направленность личности, ее потребности, мотивы;

3) эмоционально-волевая сфера;

4) чувственная и рациональная познавательная сторона;

5)характер-совокупность устойчивых, прижизненно приобретенных свойств;

6)способности – сочетание психических свойств, способствующих успешному выполнению какой-либо деятельности;

7) индивидуальные психологические особенности личности;

8) опыт личности, включающий знания, умения, навыки.

Направленность личности – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющие главное направление ее поведения.

В профессиональной деятельности выделяют три типа направленности: на взаимодействие, на задачу, на себя.

Основой направленности является активность личности, а стремление реализовать поставленные цели, источником которых являются потребности.

К системообразующим, основным признакам, кроме активности можно отнести эмоциональность, саморегуляцию и побуждение.

Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результата. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее. Можно сказать, что эта совокупность качеств личности, определяющих динамику протекания эмоциональных явлений.

Саморегуляция – проявляется в намеренной регуляции личности своего поведения, взаимодействие с окружением. Саморегуляция тесно переплетается с самооценкой, возникающей с определенными потребностями (см. гл. 4) и самореализацией своего личностного потенциала.

Интегральной характеристикой личности является ее устойчивость, характеризующую не только мотивы деятельности, но формирование активности, способность принимать решения в стрессовых ситуациях. В критических ситуациях поведение стрессовоустойчивой личности проходит по следующей схеме:

– задача – действия, приводящие к решению намеченного;

– негативная эмоциональная реакция (понимание трудностей);

– поиск способов преодоления трудностей;

– максимально возможное снижение отрицательных эмоций, что создает возможность улучшения деятельности.

В процессе всей жизни человека происходит его социализация, благодаря чему и формируется личность.

Социализация – это процесс включения индивида в социальные отношения, в результате которых приобретаются необходимые для жизни знания, умения, навыки, способность общаться и взаимодействовать с другими.

В результате социально-психологических исследований выявлены различные механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, убеждение, конформность, а также имитация, стыд, чувство вины.

Особенностями социализации взрослых людей является овладение определенными навыками, знаниями, направленными на успешное решение критических моментов в жизни людей. Это выбор профессии, создание семьи, преодоление возрастных кризисов.

В результате социализации индивид стремится удовлетворить основную потребность быть личностью, совершать свои действия и поступки, обеспечивающие удовлетворение потребности самореализации своих способностей и возможностей.

Возможность реализации основных потребностей личности создает группа высшего уровня развития – коллектив, «персонализация каждого является условием развития всех».

Каждая из социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, состоящей из трех основных этапов (адаптации, индивидуализации и интеграции), рассмотренных нами ранее.

В связи с отсутствием единой теории о проблеме развития личности в группе необходим системный подход, предполагающий всестороннее изучение развития воздействия общности на индивида.

Развитие личности стимулирует совершенствование профессиональной деятельности, выход ее на качественный уровень.

Выделяют три уровня выполнения деятельности:

1) исполнительский – формирование навыков, способствующих специалисту успешно выполнять функциональные обязанности;

2) планирование – открывает новые закономерности деятельности, что вызывает более высокие требования к себе и профессии;

3)проектирование – переход к принципиально новому пониманию профессиональной деятельности как целостному образованию.

Существует мнение, что развитие личности проблема не только рядового сотрудника, но и руководителя.

Условно в личностном и профессиональном развитии менеджера, в зависимости от компании, можно выделить следующие уровни.

Первый уровень – менеджер выполняет стандартные операции и предписанные инструкции (технический работник).

Второй уровень – ведет себя как профессионал, заинтересованный в развитии своих способностей (профессионал).

Третий уровень – менеджер проявляется как творческая личность.

На психологию личности коллектив оказывает влияние через систему взаимоотношений с остальными членами. Коллектив и составляющие его люди являются для индивида своеобразным зеркалом в котором выражается личностное «Я».

В жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека коллектив играет незаменимую роль в формировании и развитии личности.

Выводы по теме

1. Понятие коллектив приемлемо к любому официально организованному объединению людей, занятых общественно полезным видом деятельности.

2. К числу основных характеристик коллектива относится совместимость, сработанность, сплоченность, направленность, самоорганизованность.

3. Под социально-психологическим климатом понимаются устойчивые настроения и суждения, отражающие социальные условия жизнедеятельности коллектива.

4. Основной составляющей, наряду с другими, в структуре коллектива, являются разнообразные соединения, называемые группами.

5. Высшей формой организованной (реальной) группы является коллектив.

6. Основа успеха любой современной коллективной деятельности обеспечивается такими требованиями, как:

– свободой и открытостью информационного обмена;

– взаимной поддержкой действий;

– успешным выполнением возложенных задач;

– созданием для каждого своего члена возможность развития, как личности.

7. Сфера межличностных отношений связана с удовлетворением потребности в общении и самоутверждении личности в рамках коллектива, с удовлетворением своей профессиональной деятельности, формальным и неформальным статусом.

8. К основным этапам формирования коллектива относится:

– первый этап, когда люди присматриваются друг к другу;

– второй этап – формирование микрогрупп на основе личных особенностей и интересов;

– третий этап – высшая стадия развития коллектива.

9. В структуре проявлений личности выделяют такие основные характеристики, как человек, индивид, личность, индивидуальность.

10. Интегральной характеристикой личности является ее устойчивость, характеризующую не только ее мотивы деятельности, но формирование активности, способности принимать решения в стрессовых ситуациях.

11. Уровни профессионального развития менеджера заключаются не только в умении выполнять предписанные инструкции, но в развитии способностей и проявлении творческого потенциала.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается принципиальное отличие группы от коллектива?

2. Охарактеризуйте коллектив как социально-психологическую общность людей.

3. Объясните суть проблемы зрелости рабочей группы и выделите факторы ее формирования.

4. Назовите препятствия на пути эффективного формирования рабочей группы.

5. Расскажите о морально-психологическом климате, признаках его незрелости.

6. Расскажите об особенностях формирования рабочей группы.

7. Дайте классификацию членов коллектива.

8. Расскажите о требованиях к структуре рабочей группы.

9. Процесс развития малой группы как коллектива.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Просвещение, 1988. С. 170 – 280.

2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Экономика, 1989. С. 3 – 16.

3. Бандурка А.М Психология управления. Харьков: Фортуна-пресс, 1998. С. 58 – 70.

4. Донцова А.И Психология коллектива. М., 1984. С. 64 – 150.

5. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы. М.: Знание, 1991. С. 5 – 46.

6. Немов Р.С. Психология. Т-1. М.: Просвещение: Владос. С. 445- 453.

7. Спивок В.А. Основы управления персоналом. СПб.: ПИТЕР, 1997. С. 15-20.

Коллектив художественной самодеятельности в своём развитии проходит сложный путь. Этот путь обусловлен характером деятельности и общения руководителя с участниками.

Первая стадия . Началом коллектива является принятие участниками его целей и задач, охватывающих как собственно внутриколлективные действия, так и будущие художественные встречи со зрителями (слушателями). Ведущей в коллективе становится художественно-педагогическая деятельность, как бы элементарна она ни была на первых порах. С самого начала перед коллективом выдвигаются вопросы планирования деятельности, определения роли каждого участника, объединение усилий каждого.

Важно, чтобы в процессе развития коллектива участники его осознали, что от их активности и инициативы зависит выполнение намеченных целей и задач, а педагог, как ответственное лицо обладающее художественной квалификацией и педагогической подготовкой, направлял бы деятельность и общение участников, подводил их к пониманию роли коллектива как добровольного объединения людей, совместно решающих идейно-нравственные и художественно-эстетические задачи.

Чрезвычайно важный момент жизни коллектива – это возникновение и оформление актива. Актив не должен назначаться руководителем, ибо нередко при формировании его он учитывает, прежде всего аккуратное посещение участником занятий, безоговорочное принятие всех его требований и т.д. Но дело не только в этом. Участники должны сами (конечно, с помощью педагога) создавать актив. Актив – это полномочные представители коллектива, которые практически показали, что они наиболее полно выражающие устремления коллектива, способные организовать внутриколективную и художественно-пропагандическую деятельность.

Таким образом, первая стадия развития коллектива характеризуется основными признаками:

1. большинство его участников добровольно принимают на себя художественно-педагогические цели и задачи коллектива;

2. функционирует актив, являющийся носителем внутриколлективных и внеколективных общественно ценных устремлений;

3. Складываются обшеколективные ценности, когда участники испытывают чувство удовлетворения от успехов своих товарищей и коллектива в целом и огорчаются от их неуспехов.

Вторая стадия . На этой стадии развития в коллективе усложняются цели и задачи и деятельность по их выполнению. В результате формирования подобных ценностей и мотивов на большую инициативность и самостоятельность участников. Среди наиболее передовой и сознательной части коллектива – чаще всего актива осознаётся необходимость совершенствования художественно-исполнительской деятельности. Возникает стремление больше внимания уделять учебно-воспитательной работе, посещению концертов и спектаклей, выставок, музеев, лекториев по вопросам культуры и искусства, занятий в университетах и школах культуры и т.п.


На второй стадии элементы самоорганизации выступают более отчётливо. Актив коллектива нередко организует посещения и обсуждения концертных программ, кинофильмов, спектаклей, музейных и выставочных экспозиций, проводит образовательные занятия в коллективе (беседы, диспуты и т.п.) по вопросам общественно-политической жизни страны, культуры и искусства. Если на первой стадии эти формы работы с участниками преимущественно организуются педагогом, то на второй они приобретают черты самоорганизации участников.

Меняется и художественно-творческая атмосфера в коллективе. Усилия всех сосредотачиваются на учебно-творческой деятельности, предполагающей серьёзную подготовительную работу, творческую самоотдачу, выполнение множества поручений и установления более сложной взаимоответственности и взаимозависимости. На второй стадии главным мотивом становится овладение исполнительским мастерством, а для некоторых – серьёзными знаниями в области культуры и искусства.

Взаимоотношения в коллективе на второй стадии все в большей степени начинают носить черты художественно-творческого сотрудничества. Складывается и успешно осуществляется взаимопомощь участников, имеющих различную подготовку и опыт в овладении выразительными средствами, приёмами идейно-образного постижения произведения. Взаимоответственность и взаимоподдержка в процессах учебно-художественной и исполнительской деятельности являются важными ценностями коллектива.

Итак, для второй стадии развития коллектива характерны следующие моменты:

1. усложняется и дифференцируется внутри и внеколлективная деятельность, предполагающая осуществление художественно-педагогических и художественно-пропагандических целей и задач в их единстве;

2. общение педагога с участниками и участников между собой приобретают устойчивый характер;

3. обогащаются прямые и опосредованные связи и отношения, которые складываются и поддерживаются преимущественно на основе учебно-воспитательной и художественно-исполнительской деятельности, возникают черты художественно-творческого сотрудничества единомышленников;

4. развиваются различного рода формы самоорганизации, саморуководства и самоуправления

5. формируется общественное мнение с устойчивыми требованиями, предъявляемыми к внутриколлективной и исполнительской деятельности, к поступкам участников.

6. улучшается организационная структура: большее развитие получают микрогруппы, складывающиеся для выполнения различных поручений (выпуск газеты, организация вечера отдыха, подготовка отдельного произведения, поездка на выступление), деятельность которых цементируется активом и педагогом;

Третья стадия. На основе накопленного опыты коллектив поднимается на более высокую степень своего развития. Качественно иным становится понимание взаимосвязей учебно-воспитательной и исполнительской деятельности: возрастают потребности быть образованными, воспитанными и развитыми людьми не только в художественном, но в нравственном и эстетическом отношениях. На этой стадии участник ставят перед собой и всем коллективом более сложные художественно-творческие задачи.

Повышается творческий потенциал коллектива: большее значение, чем на предыдущих стадиях, приобретают творческий поиск, общее и художественное развитие участников, предполагающие их образованность, воспитанность, богатство чувств.

На этой основе формируется интерес к самообучению, самообразованию и самовоспитанию. Больше, чем в прошлом, возрастает мера самостоятельности, причём не только в потреблении и репродуцировании ранее сложившихся образцов культуры и искусства, но и в глубоком осмыслении и интерпретации их.

Мотивы успеха в выступлении перед зрителями (слушателями) для большинства членов приобретает большую наполненность; ценным становится коллектив как пропагандист лучших художественных достижений, на которых он воспитывает зрителей и слушателей. На более высоком идейно-художественном уровне коллектив участвует в систематической работе с клубными посетителями. Это находит своё выражение в организации и проведении регулярных тематических встреч со зрителями (слушателями) с последующим обсуждением художественных произведений.

Следовательно, коллектив становится фактором систематического художественно-эстетического воспитания и развития слушателей.

Важным средством развития коллектива становятся его традиции, которые начинают складываться на второй стадии, а на третьей приобретают для большинства участников значение внутренних регуляторов коллективной жизни.

Разнообразная учебно-воспитательная, художественно-творческая и художественно-пропагандическая деятельность коллектива насыщенная к дальнейшему обогащению взаимоотношений педагога с участниками и участников между собой. Если на первой стадии взаимоотношения товарищеской взаимопомощи и сотрудничества только складываются, а на второй приобретают более определенные черты, то на третьей они становятся устойчивой традицией. Дальнейшее развитие и обогащение взаимоотношений обусловлено художественно-творческими задачами более повышенной сложности, предполагающими дальнейшую дифференсацию усилий каждого при одновременной их интерпретации.

Уже на второй стадии среди участников начинают выделяться те, кто под руководством педагога выполняют функции ассистентов-помощников. На третьей стадии расширяется «педагогическая» роль коллектива: многие участники становятся педагогами и воспитателями по отношению к вновь вступившим или занимающимися на подготовительной ступени. Ведь недаром говорится: «хочешь воспитать человека, поставь его в положение воспитателя».

В коллективе вырабатывается система критериев оценки и самооценки на основе боле высоких общественно-познавательных, нравственных, эстетических и художественных требований, которые только складываются на первой ступени, получают поддержку у актива и некоторых членов на второй и становятся, нормой для большинства участников на третьей стадии.

Следовательно, коллектив на третьей стадии органически сочетает в себе художественно-творческие устремления и общественно-пропагандическую деятельность при разнообразии внутриколлективных взаимоотношений, развивающихся с учётом высоких требований, предъявляемых каждым участником, группой и коллективом в целом. При этом участникам приходится преодолевать различного рода трудности: собственные недостатки, отсутствие достаточной материальной базы, моральной поддержки и т.п. Более того, нередко коллективы выдерживают «пробу на прочность» (при различных конфликтах, уходе прежнего и приходе нового руководителя), сохраняя свои традиции и стиль деятельности.

Специфика педагогического руководства заключается в решении общих учебно-воспитательных и исполнительских задач при индивидуальном подходе к каждому. От педагога требуется высокая профессиональная квалификация, чтобы в процессе дальнейшего продвижения коллектива выстроить путь развития каждого участника, учитывая его предшествующий опыт, способности, знания, умения и навыки.

Следовательно, для третьей стадии развития коллектива характерны следующие черты:

1. цели и задачи коллектива приобрели глубокий общественно ценностный смысл и содержание;

2. на этой основе происходит дальнейшее развитие учебно-воспитательной и художественно-творческой деятельности, для которой характерно возрастание творчески поисковой самостоятельности и идейно-нравственной и эстетической зрелости участников;

3. взаимоотношения в коллективе наполняются новым содержанием, приобретают роль регуляторов поведения, деятельности и общения в коллективе;

4. качественно более содержательными и идейно устремлёнными становятся связи с другими коллективами «своего» клуба, а также с трудовыми и учебными коллективами, жителями микрорайона;

5. у подавляющего большинства участников формируются потребности к самообучению, самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию, как важным чертам личности, создающим импульсы для дальнейшего совершенствования внутри и внеколлективной деятельности.

Каждой стадии развития коллектива, как мы видим, присуща совокупность признаков, вместе характеризующих её своеобразие. Конечно последующая стадия развивается на основное предыдущей, как бы выбирает и преобразует ранее сложившиеся черты.

Особое своеобразие приобретают эти стадии в зависимости от типа и вида коллектива, от особенностей возраста, профессии, образования, места жительства и ряда других черт участников. Одно дело, если мы рассматривает стадии коллектива состоящего из детей младшего возраста, а другое – из людей зрелого возраста. В одном случае коллектив включает участников с высоким уровнем общего образования и профессиональной квалификации, в другом – с высшим образованием и высокой квалификацией. Свои особенности имеют однородные по полу (мужские и женские) коллективы, смешанного состава (по полу, возрасту и т.п.). Конечно, есть различия и в развитии, например, скромного кружка начального типа или народного театра, вокального ансамбля, хоровой студии. Невзирая на это, рассмотренные нами признаки стадий развития коллектива художественной самодеятельности являются общими для всех типов и видов.

Воспитание личности в коллективе.

Коллективизм определяется как принцип общественной жизни и деятельности людей, противоположный индивидуализму .

Понятие коллектива может быть сведено к следующим признакам:

1) объединение людей на основе каких-либо общих задач;

2) известное постоянство контакта;

3) известная организация.

Такие признаки коллектива определяются философией.

Сам термин «коллектив» переводится с латинского языка как «сборный».

Русский толковый словарь дает пояснение этому термину следующим образом: «это группа людей, объединенных общими делами».

Одним из принципов педагогики является принцип воспитания личности в коллективе.

Для сплоченного, сформировавшегося коллектива характерно:

1) единство и цель;

2) общая ответственность;

3) здоровое общественное мнение;

4) положительные традиции;

5) атмосфера доверия;

6) высокая требовательность;

7) умение критиковать;

8) умение правильно воспринимать критику.

Общие признаки коллектива как объединения людей. Обязательным для такого объединения является общность цели, которая реализуется (достигается) в процессе совместной деятельности. Цель, которая стоит перед коллективом, должна быть социально значимой и ценной для общества, т. е. не противостоять ему. Для достижения этой цели деятельность коллектива должна быть соответствующим образом организована. В процессе этой деятельности между членами коллектива складываются определенные отношения, связанные с выполнением деятельности.

Самым точным критерием полноценного коллектива являются свободная позиция каждого его участника, взаимное уважение интересов и потребностей.

Такие отношения складываются в том случае, когда общение, участие в достижении общих целей в коллективе порождает не только требовательность, но и уважение, и заботу друг о друге.

Принципы коллектива:

1) наличие общеколлективных целей;

2) постоянное движение навстречу новым перспективам;

3) связь с другими коллективами, с жизнью общества;

4) прямое влияние на все основные стороны жизни учащихся;

5) единство управления и самоуправления;

6) ведущая роль старших;

7) использование игры;

8) создание и накопление традиций;

9) бодрый тон;

10) эстетическая выразительность.

Коллектив – это сплав разных личностей, но эти личности имеют общие цели, опыт совместной деятельности, у них имеются нормы и правила, регулирующие деятельность коллектива.

В практике воспитания различаются первичный и общий коллективы . Основные формы первичных коллективов в школе:

2) внеклассные кружки;

3) спортивные коллективы;

4) коллективы художественной самодеятельности и т. п.

Особенность первичных коллективов – личный контакт в нем всех его членов, постоянное деловое и товарищеское общение между ними.

Классный коллектив – важнейшая форма первичного коллектива. Он может расти, развиваться при активной и тесной связи с другими коллективами, во-первых, и с общешкольным коллективом, во-вторых. Если коллектив замыкается в рамках класса, его интересы не выходят за рамки своего класса, то этот коллектив не может рассматриваться как полноценный.

Иногда классные коллективы противопоставляют себя другим классам и общешкольному коллективу. Складывается «групповой эгоизм».

Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя воспитать трудолюбие, коллективизм, не вовлекая воспитанника в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных проблем.

Конфронтация - (франц. confrontation), противоборство, противопоставление, столкновение социальных систем, классовых интересов, убеждений.

Группа - конгломерат – объединение ранее незнакомых людей, оказавшихся вместе по разным причинам в одно время; их отношения носят внешний, ситуативный характер; уровень формирования коллектива низкий. Например, группа детей в детском лагере, вновь созданный класс. Группа, как правило, получает название, цели деятельности, что является стартом развития, однако, будет ли удачный финиш, это вопрос.

Группа-ассоциация – если группа приняла цели деятельности, требования педагогов, то началось формирование коллектива, происходят изменения в межличностных отношениях в сторону взаимодействия и взаимовлияния; это более высокий уровень организации деятельности по сравнению с предыдущей группой.

Группа-кооперация – её характеризует успешная деятельность, образование организационных структур, внутригрупповое общение постепенно обуславливается отношением к делу.

Группа-автономия – достигается внутреннее единство в деятельности, в отношениях; класс или отряд осознает себя как общность («мы», «наш класс»), активно развиваются межличностные отношения. На данной стадии есть, однако, опасность пойти по пути крайнего обособления и превратиться в группу-корпорацию, в которой развит групповой эгоизм, что ведет к асоциальному поведению, к замкнутости, сосредоточению только на своих интересах, к противостоянию всем остальным.

Группа-коллектив – наряду с высоким уровнем внутригрупповой сплоченности, есть межгрупповые связи, возникает коллективистская направленность, появляются и все названные выше особенности.

Стадии формирования коллектива.

В отечественной педагогике утвердилась концепция, согласно которой коллектив в своем развитии проходит три стадии.

Первая стадия - требования к воспитанникам предъявляет воспитатель, который организует деятельность по реализации этих требований на основе увлечения учащихся ближней, средней и дальней перспективами-целями (система перспективных линий ).

Вторая стадия - требования к коллективу предъявляет сформированный актив – органы самоуправления, организующие деятельность воспитанников Позиция воспитателя становится скрытой, создаются условия для реализации принципа параллельного действия , когда воспитатель воздействует на коллектив через органы самоуправления, влияющие на воспитанников в том же направлении, что и воспитатель

Третья стадия - актив существенно расширяется за счет многообразия видов деятельности, внутренних и внешних отношений, повышения активности всех членов коллектива. На этой стадии можно говорить о сложившейся системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, что является самым главным, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

Процесс развития коллектива рассматривается не как плавный переход от одной стадии к другой, а как процесс качественного преобразования, при котором каждая последующая стадия не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней.

Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. В силу этого некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания .

Исследования показали, что предложенные уровни можно считать этапами развития контактных групп как коллективов. Каждый предыдущий этап готовит последующий, а преодоление противоречий между ними есть движущая сила развития конкретной группы в своеобразных внешних и внутренних условиях ее формирования.

Теория формирования коллектива А.С.Макаренко.

Закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – его смерть.

Принципы коллектива: гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельные действия;

Этапы развития коллектива:

1-й этап – становление коллектива. Педагог оформляет группу, класс, кружок в коллектив, т. е. социально-психологическую общность, в которой отношение учеников определяется характером их совместной деятельности, ее целями и задачами. Организатор коллектива – педагог, от которого исходят все требования.

2-й этап – усиление влияния актива. Актив не только выполняет требования педагога, но и сам их предъявляет к членам коллектива, исходя из того, что приносит пользу, а что вред коллективу. Коллектив на 2-м этапе развития выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив здесь выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

3-й этап и последующие этапы – расцвет коллектива. Уровень и характер требований – более высокие требования к себе, чем к своим товарищам – свидетельствует об уже достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если коллектив дошел до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Основные признаки коллектива – общий опыт, одинаковые оценки событий.

4-й этап развития – этап движения. На этом этапе каждый школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к себе предъявляет определенные требования, его потребностью становится выполнение нравственных норм. Здесь процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Между этапами развития нет четких границ. Последующий этап не сменяет предыдущий, а добавляется к нему.

Во всех коллективах создаются свои традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают, украшают коллективную жизнь. Традиции бывают большие и маленькие.

Цель, способную увлечь и сплотить коллектив, А. С. Макаренко называл перспективой. Он различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая цель опирается на личную заинтересованность. Средняя перспектива заключается в проекте события. Она должна определяться по времени и сложности. Далекая – отодвинутая по времени, но наиболее социально значимая цель.

Черты сформированного коллектива:

1) мажор – постоянная бодрость;

2) ощущение собственного достоинства;

3) дружеское единение членов;

4) ощущение защищенности;

5) активность к упорядоченному действию;

6) сдержанность в эмоциях.

Например нормы конституционного права закрепляющие основные организационноправовые формы осуществления местного самоуправления правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти предприятиями учреждениями организациями различных форм собственности общественными объединениями являются также и нормами муниципального права. Вторая особенность муниципальноправовых норм состоит в том что их значительная часть содержится в нормативных актах органов местного самоуправления которые не входят в...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Муниципально-правовые нормы и муниципально-правовые отношения

Муниципально-правовые нормы – это правовые нормы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет муниципального права. Для норм муниципального права характерны все признаки норм всех иных правовых отраслей: общеобязательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами и т.д.

Вместе с тем нормам муниципального права присущ ряд специфических особенностей. Во-первых , ряд муниципально-правовых норм одновременно выступают в качестве норм основных отраслей права и в тоже время принадлежат к муниципальному праву. Всё это определяет комплексный характер муниципального права как отрасли права. Например, нормы конституционного права, закрепляющие основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления, правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности, общественными объединениями, являются также и нормами муниципального права.

Нормами административного права устанавливаются правовое положение, функции и ответственность муниципальных служащих.

Вторая особенность муниципально-правовых норм состоит в том, что их значительная часть содержится в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, а значит, эти нормы не являются государственно-правовыми. Это принципиально новое положение в отечественном правоведении, поскольку ранее существовала аксиома – все нормы права могут устанавливаться (санкционироваться) только государством.

Третья особенность заключается в том, что не все отношения, возникающие в сфере организации, структуры и деятельности местного самоуправления являются предметом правового регулирования. С помощью правовых норм закрепляются, как правило, только существенные, стабильные, имеющие общее значение отношения. Но целый ряд отношений между субъектами муниципального права не может быть охвачен правовым регулированием.

Это обусловлено двумя обстоятельствами. Первое связано с особенностями развития основных организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления как организации самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения. Второе обстоятельство определяется необходимостью учета исторических и иных местных традиций в организации работы органов местного самоуправления.

Нормы муниципального права можно подразделить на группы, то есть классифицировать. Эта классификация может быть произведена по различным признакам, критериям. В науке существует немало таких критериев. Так, в зависимости от объекта правового регулирования муниципально-правовые нормы можно разделить на следующие группы:

  1. закрепляющие и регулирующие территориальные, экономические, правовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления;
  2. устанавливающие организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления (формы прямого волеизъявления, органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления);
  3. закрепляющие полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
  4. регулирующие отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

По характеру содержащихся предписаний нормы муниципального права классифицируются на:

  1. управомочивающие (предоставляющие права на совершение определенных действий);
  2. обязывающие (содержащие указание на обязательное исполнение определенных требований);
  3. запрещающие (устанавливающие, что нельзя делать).

По степени определённости (категоричности) содержащихся предписаний:

  1. императивные (не допускающие толкования) ;
  2. диспозитивные (в общем виде определяющие правила поведения)

По юридической силе, (форме закрепления):

  1. конституционные (обладают высшей юридической силой);
  2. неконституционные, т.е. содержащиеся в иных законодательных актах.

По территории действия :

  1. федеральные (действуют на всей территории Российской Федерации);
  2. субъектов Российской Федерации (действуют только на территории данного субъекта);
  3. местные (действуют в пределах отдельного муниципального образования).

Нормы муниципального права могут также подразделяться на материально-правовые и процессуальные. Материально-правовые закрепляют конкретное правило поведения (полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан и т.д.), Процессуальные закрепляют порядок (процедуру) реализации этой нормы (порядок проведения муниципальных выборов, заседаний представительного органа местного самоуправления, принятия нормативных актов по вопросам местного значения и т.д.).

Нормы муниципального права могут быть объединены в правовые институты. Правовой институт в муниципальном праве представляет собой совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу 1 .

Таковыми являются: институт муниципальных выборов, институт главы муниципального образования, институт муниципальной собственности и др.

В процессе реализации норм муниципального права в сфере местного самоуправления возникают общественные отношения. Общественные отношения, урегулированные нормами муниципального права, являются муниципально-правовыми отношениями. Для общественных отношений вообще и для правоотношений в частности характерно наличие как минимум двух сторон отношений, именуемых субъектами.

Субъектами правоотношений могут быть индивиды, организации, органы и социальные общности. Субъектами правоотношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления, выступают:

Муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальный район, городской округ, поселки, станицы, деревни и др. 2 );

Население муниципального образования (при проведении местных референдумов, муниципальных выборов, сходов, собраний и т.д.);

Выборные и другие органы местного самоуправления;

Органы территориального общественного самоуправления (советы микрорайонов, квартальные, уличные и домовые комитеты, товарищества собственников жилья и др.);

Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации различных форм собственности, общественные объединения, добровольные объединения. Данные субъекты выступают участниками муниципальных отношений в тех случаях, когда они взаимодействуют с органами местного самоуправления, осуществляющими свои функции и задачи;

Советы и объединения муниципальных образований, имеющие своей целью координацию деятельности, более эффективное осуществление прав и интересов муниципальных образований.

Муниципально-правовые отношения, как и любые другие правоотношения, возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, условиями, именуемыми юридическими фактами. Из курса теории государства и права известно, что в зависимости от отношения к воле людей юридические факты подразделяются на события и действия. События – это явления, независящие от воли человека. Под действиями понимаются юридические факты, которые происходят по воле людей. Так, например, инициатива населения на принятие нормативного акта по конкретному вопросу местного значения порождает возникновение муниципально-правовых отношений между населением и определённым органом местного самоуправления.

Событиями, как юридическими фактами, могут являться, например, рождение и естественная смерть человека которые влекут за собой возникновение или прекращение муниципально-правовых отношений.

Круг муниципально-правовых отношений весьма широк. В целях более глубокого изучения их можно условно классифицировать на отдельные группы. В качестве критериев такой классификации берут те же признаки, что и при классификации норм муниципального права. Наиболее распространёнными в науке критериями классификации являются субъекты муниципально-правовых отношений. В зависимости от субъектов все эти отношения могут быть подразделены на группы, одной из сторон в которых являются перечисленные нами выше субъекты.

Муниципально-правовые отношения могут также классифицироваться по целевому назначению (правоустановительные, правоохранительные), по времени действия (срочные, постоянные).

1 Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М.: ТК Велби, 2008. С. 18.

2 См. подробнее ч. 1 ст. 2 ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

PAGE 6

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

20439. Политико-правовые отношения, правовые основы и механизмы осуществляемых преобразований в государстве и обществе 86.52 KB
Во-вторых это право используемое как средство: а властвования и управления; б ограничения власти воздействия на нее правовыми средствами. Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество уничтожить его как форму социального бытия человека и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти государство и в особой нормативной системе социальной регуляции право которые призваны сохранить целостность общества в его новом состоянии. Государство представляет собой наиболее...
16711. Гражданско-правовые и публично-правовые отношения в проектах ГЧП 8.59 KB
В обозримом будущем в России можно ожидать существенного увеличения числа проектов государственно-частного партнерства Public-Privte Prtnership - PPP. Весьма актуальны вопросы ГЧП в инновационной сфере причем не только из-за расширения возможности получения финансовых ресурсов но также как условие обеспечения высокой эффективности и реальной практической значимости инновационных проектов. Активизация государственно-частного партнерства ГЧП возможна также на...
299. Основания муниципально-правовой ответственности 17.4 KB
В соответствии с этими нормами они несут ответственность перед населением муниципального образования государством физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами ст. население муниципального образования вправе отозвать депутатов членов выборных органов местного самоуправления выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с данным законом. Под неисполнением служебных обязанностей как основанием для отзыва главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц понимается систематическое...
9350. Правовые отношения 24.07 KB
Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства. Будучи урегулированы нормами права экономические политически и другие общественные отношения отнюдь не утрачивают свою природу и характер не теряют свои изначальные свойства и особенности. Многие общественные отношения регламентируются с помощью норм содержащихся в обычаях традициях актах различных общественных организаций однако характер и форму правоотношения они могут...
6135. Гражданско-правовые отношения 20.96 KB
Понятие гражданского правоотношения и его место в системе общественных отношений В обществе между людьми складываются самые разные отношения. их отношения становятся гражданско-правовыми. Только в этих ситуациях можно применить нормы ГК РФ и иных гражданско-правовых законов.
6886. Конституционно-правовые отношения 7.22 KB
Субъекты участники правоотношения обладающие субъективными правами и обязанностями КПО: Многонациональный народ РФ нации этнически общности народности. Объекты правоотношений то по поводу чего возникают правоотношения или на что они направлены. Виды объектов конституционноправовых отношений: предметы материального мира материальные ценности; личные неимущественные блага жизнь здоровье честь достоинство; поведение участников правоотношения действие депутата Гос. Думы РФ внесшего законопроект в данную палату парламента...
19599. Правовые отношения как элемент механизма правового регулирования 34.92 KB
Правовые отношения - одна из важнейших и конкретных форм социального бытия права. Они раскрывают, опредмечивают процесс воплощения правовых норм в общественную жизнь. Право живет, действует, проявляя себя в трех основных сферах: правосознании, нормах права и правовых отношениях. Начиная с идей, представлений о правовом регулировании и кончая созданием конкретных юридических норм и их последующим претворением в поведении людей развивается социальная жизнь права.
10011. Правовые номы, которые закреплены в римском праве, воздействующие на отношения в семье 29.77 KB
В общем смысле брак можно определить как союз женщины и мужчины для целей совместного воспитания детей и ведения домашнего хозяйства. Личные права и обязанности родителей и детей коренным образом были различны на разных этапах римской истории. В древнейшее время отец имел в отношении своих детей право жизни и смерти право продажи детей и т. В конце концов власть отца свелась к его праву применять домашние меры наказания детей к обязанности детей оказывать уважение родителям в связи с чем дети не могли предъявлять к родителям порочащих...
15815. Нормативно-правовые акты, регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь 15.7 KB
Нормативно-правовые акты регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь. Цели и задачи: установить и изучить нормативно-правовые акты регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь; установить связь с другими правовыми отношениями; выявить направления развития брачно-семейного законодательства. ВОПРОС 1 Нормативно-правовые акты регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь Законодательство Республики Беларусь о браке и семье основывается на Конституции...
18172. 95.61 KB
Понятие правовая природа и характерные черты лишения и ограничения родительских прав. Понятие и правовое регулирование института лишения и ограничения родительских прав. Характерные черты лишения родительских прав. Основания лишения родительских прав. Совершение родителями одним из них умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга...

Муниципальные нормы в широком смысле - все нормы права, так или иначе уча- ствующие в регулировании отношений местного самоуправления.

Муниципальное право является комплексной отраслью права, поэтому нормы му- ниципального права одновременно являются и нормами других отраслей.

Муниципально-правовые нормы - это правила поведения, исходящие от местно- го сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой государства.1

Нормы муниципального права подразделяются в зависимости от того, какие функции и цели правового регулирования они обеспечивают. Поскольку базовые для права в целом функции позитивного регулирования и охраны реализуются рассматри- ваемой отраслью, то первичным является деление ее норм на регулятивные и охрани- тельные.

Охранительные нормы закрепляют составы правонарушений в сфере местного са- моуправления, организации и деятельности органов местного самоуправления, непо- средственного отправления населением муниципальных функций.

Регулятивные нормы закрепляют компетенцию муниципальных образований, иных субъектов местного самоуправления, правовой статус граждан в сфере местного само- управления, порядок осуществления функций местного самоуправления. Они, в свою очередь, в зависимости от содержания делятся на дефинитивные нормы, нормы- принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, а также на обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы и т.д.

Дефинитивные нормы вводят определения базовых для муниципального права терминов. Так, ст. 2 Закона от 6 октября 2003 г. вводит определения муниципального об- разования, вопросов местного значения, органов местного самоуправления, муници- пального правового акта, других институтов местного самоуправления.

Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для местного самоуправле- ния ценности, направления и способы деятельности. Основные цели, принципы местно- го самоуправления закреплены в Конституции РФ (ст.ст. 12, 130 - 133), гл. 1 упомянутого Закона.

Гарантийные нормы направлены на обеспечение деятельности органов местного самоуправления, полное осуществление прав граждан в сфере местного самоуправления. Исходные гарантийные для местного самоуправления нормы содержатся в Конституции РФ (ст. 2; ч. 2 ст. 8; ст. 12, 133).

Коллизионные нормы подлежат применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции органов местного самоуправле- ния, иных субъектов муниципального права. Так, согласно п. 3 ст. 5 Закона, в случае про- тиворечия федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, упомянутому Закону применяются положения последних. Приоритетный статус норм Европейской хартии местного само- управления по отношению к нормам, содержащимся в российском законодательстве (за исключением конституционных норм), вытекает из правила (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по от- ношению к законам страны.

Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников муници- пальных отношений путем установления их полномочий и прав. Таковы правила, закре- пляющие права граждан в сфере местного самоуправления, в частности, их право изби- рать и быть избранными в органы местного самоуправления, самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций со- вершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является прави- ло о том, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное само- управление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (часть 2 статьи 132 Конституции РФ).

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воз- держиваться от четко описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавли- вает, что подчиненность органа, должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органам, должностным лицам других муниципальных об- разований не допускается (ч. 3 ст. 17 Закона).

По характеру содержащихся в них велений выделяют нормы императивные, диспози- тивные и рамочные. Называют также рекомендательные нормы, не имеющие властно- волевой основы. Таковы, например, положения модельных уставов муниципальных обра- зований, подготавливаемые органами власти ряда субъектов федерации.

По субъектам правотворчества выделяют нормы, содержащиеся в международном законодательстве, федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Федера- ции, муниципальных нормативных актах, нормативных договорах, одной из сторон ко- торых является орган местного самоуправления, или направленных на регулирование муниципальных отношений, во внутриорганизационных актах органов территориально- го общественного самоуправления.

Значительная часть вопросов организации и деятельности местного самоуправле- ния относится к сфере совместного ведения что прямо вытекает из положений пункта «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ и ряда других ее положений. Это означает, что на госу- дарственном уровне устанавливаются основы местного самоуправления, и субъекты фе- дерации в соответствии с ними вправе осуществлять самостоятельное правовое регулиро- вание в этой сфере. Закон от 6 октября 2003 г. закрепляет федеральные и региональные правотворческие полномочия в сфере местного самоуправления (статьи 5 и 6).

К полномочиям федеральных органов власти относятся:

Определение общих принципов организации местного самоуправления;

Правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в преде- лах ее полномочий по предметам совместного ведения прав, обязанностей и ответ- ственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по реше- нию вопросов местного значения;

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществле- нии отдельных государственных полномочий, которыми органы местного само- управления наделены федеральными законами в порядке, установленном зако- ном.

К полномочиям органов государственной власти субъектов федерации относятся:

Правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъ- ектах РФ в случаях и порядке, установленных Законом от 6 октября 2003 г.;

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государст- венной власти субъектов федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ве- дения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов по предметам совместного ведения;

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществле- нии отдельных государственных полномочий, которыми органы местного само- управления наделены законами субъектов РФ.

Правотворческими полномочиями в сфере местного самоуправления обладают и муниципальные образования в лице местного населения или органов местного само- управления. На основе и в соответствии с федеральными и региональными законами они устанавливают для себя конкретную модель местного самоуправления.

Правотворческие полномочия муниципальных образований распространяются на установление:

Их границ и состава территории;

Собственной компетенции;

Форм, порядка и гарантий непосредственного участия населения в решении во- просов местного значения;

Структуры и порядка формирования органов местного самоуправления;

Наименования и полномочий выборных, других органов местного самоуправле- ния и должностных лиц местного самоуправления;

Срока полномочий депутатов представительных органов местного самоуправле- ния, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

Видов, порядка принятия и вступления в силу муниципальных нормативных пра- вовых актов, статуса и социальных гарантий депутатов, членов других выборных

органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного само- управления;

Оснований и порядка прекращения их полномочий;

Гарантий прав должностных лиц местного самоуправления;

Условий и порядка организации муниципальной службы;

Экономической и финансовой основы местного самоуправления;

Исторических, национальных и иных особенностей организации местного само- управления.

К числу правотворческих полномочий муниципальных образований относятся

Утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

Установление местных налогов и сборов;

Регулирование использования водных объектов местного значения, месторожде- ний общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительст- ва подземных сооружений местного значения;

Регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

Разграничение полномочий разных органов местного самоуправления и др.;