Флаг по цвету. Как выглядит флаг России? Какова его история? Что обозначают цвета флага России? Краткая история российского флага

Дэн Купер стал первым человеком в истории США, захватившим самолёт ради выкупа. Он прыгнул с парашютом с высоты 3 тыс. метров, унося с собой 200 тысяч долларов. Исчезнув навсегда, угонщик остался одной из главных загадок XX века, чьё подлинное имя не установлено до сих пор.

Рейс 305

Шёл 1971 год. 24 ноября накануне Дня благодарения авиакомпания Nortwest Orient выполняла рейс по одному из самых коротких маршрутов. Расстояние между Сиэтлом и Портлендом составляет 233 км, преодолеть которое Boeing 727 способен всего за 30 минут. В аэропорту Портленда была объявлена посадка на рейс 305, и пассажиры устремились в кассу за билетами. Для их приобретения не требовалось удостоверения личности, поэтому имя указывалось со слов гражданина.

36 человек поднялись на борт воздушного судна (вместимость - 94), пилотируемого экипажем в составе двух пилотов, бортинженера и двух стюардесс. Среди пассажиров оказался худощавый мужчина в тёмных зеркальных очках, одетый как бизнесмен: костюм, галстук, чёрный плащ для дождливой погоды, фетровая шляпа. На плече он нёс сумку средних размеров, привычную для путешествий. Его место (18C) находилось в хвосте салона рядом со стюардессой Флоренс Шаффнер. Мужчине было на вид 40-45 лет. Это и был Дэн Купер.

Угон самолёта ради выкупа

После благополучного взлёта мужчина попросил стюардессу принести бурбон с содовой, передав в обмен записку. Стюардесса, привычная к вниманию мужчин, полагала, что пассажир с ней заигрывает, и не торопилась её прочесть. Но он настаивал. В записке говорилось про захват самолёта с целью выкупа в размере двухсот тысяч долларов. Вооружённый бомбой, преступник угрожал совершить взрыв на борту судна, если его требования не будут удовлетворены. Помимо денег, Дэн Купер требовал парашюты: 2 заплечных и 2 страховочных.

Позвав Тину Маклоу, коллегу по экипажу, девушка убедилась в серьёзности намерений мужчины. Тот открыл сумку и показал обеим с концами Информация была срочно передана пилотам. Связавшись с авиакомпанией и секретными службами, командир корабля получил приказ посадить самолёт по требованию угонщика в аэропорту Сиэтл -Такома в обмен на выполнение его требований. Пока готовились деньги и парашюты, Boeing 727 кружил в воздухе с перепуганными пассажирами на борту. После доставления груза с деньгами преступник отпустил всех, кроме стюардессы Тины Маклоу и пилотов. Им он приказал взять курс на Мексику.

Прыжок в неизвестность

Самолёт дозаправился и в 19-40 вечера взлетел. Преступника удалось убедить сесть в Рино из-за возможной нехватки горючего. Согласившись, тот потребовал лететь на малой высоте на скорости 320 км/час с опущенными шасси и закрылками. Стюардессу, которая напоследок заметила, как он какими-то верёвками обмотал себе талию, Дэн Купер отправил в кабину пилотов. С этой минуты никто больше его не видел.

Лайнер сопровождали два реактивных самолёта, но вечернее время, дождь и плохая видимость не позволили им что-либо заметить во время перелёта. Когда Boeing 727 приземлился в Рино, на борту были обнаружены два парашюта и галстук Купера. Исчезли какие-либо иные улики, включая записку. В районе 20 часов 10 минут приборы показали разгерметизацию салона, что может свидетельствовать о том, что Д. Б. Купер именно в это время выпрыгнул с парашютом, открыв задний трап.

Улики

Для ФБР раскрытие загадочного преступления стало делом чести. По опросам экипажа и пассажиров был составлен фоторобот угонщика, рассчитана возможная зона его приземления площадью 45 кв. км в районе озера Мервин (штат Вашингтон), разосланы серийные номера денежных купюр, переданных преступнику. Несмотря на привлечение около сорока агентов ФБР и тщательное прочёсывание местности силами военных, не удалось обнаружить каких-либо следов живого или мёртвого Купера.

Проверки по имени не дали ничего. Очевидно, что оно вымышлено. Рассматривались любые версии, почему преступник назвал себя Купером, героем бельгийского комикса, не имеющего распространения на территории США. Искали канадский след, где книги в те годы активно продавались. Новые методики со временем позволили обнаружить следы хлорида на галстуке. Это подтверждает, что бомба была настоящей. Появились возможности сделать ДНК преступника, но нет реальных подозреваемых, с кем было бы возможно его идентифицировать.

Дэн Купер на протяжении всех лет не воспользовался деньгами, ибо меченые купюры в обороте не появлялись. В 1980-м на берегу Колумбии обнаружены 3 пачки заплесневевших долларовых купюр, совпавших по номерам с переданными преступнику. 5 тыс. 800 долларов нашли в 30 км от предполагаемого приземления парашютиста, совершившего захват самолёта. Но это были километры против течения реки, что сложно объяснить с помощью простой логики.

Жив или нет?

Главной версией остаётся предположение о смерти Купера во время прыжка. В её поддержку говорит следующее:

  • 200 тысяч были переданы угонщику купюрами по 20 долларов, что составляет вес в 10 кг. Прыжок с таким грузом при отсутствии видимости и хорошего знания местности представляется крайне рискованным предприятием даже для хорошо подготовленного парашютиста.
  • Из двух видов парашютов Д. Б. Купер выбрал менее маневренную модель, что свидетельствует об отсутствии необходимых профессиональных навыков.
  • Обнаруженные деньги свидетельствуют, что они были выброшены на берег после длительного пребывания в воде. Озеро Мервин является наиболее вероятным местом приземления парашютиста, что объясняет появление долларов в реке.
  • Появление их выше по течению реки Колумбии, соединённой с озером, может объясняться тем, что парашютист зацепился за лопасть проходящего пассажирского судна, что в условиях непогоды и плохой видимости осталось незамеченным командой. В таком случае тело Купера не найдено, потому что было выброшено в океан.
  • Версии в то, что преступником могли являться Джеймс Джонсон, совершившей аналогичное преступление, или Кеннет Кристиансен, бывший стюард авиакомпании, не нашли своего подтверждения.

1971 год отмечен тем, что спустя несколько недель после описываемых событий в редакцию одной из газет пришло письмо от человека, назвавшегося Дэном Купером. Он объяснил ограбление авиакомпании желанием прожить безбедно 14 месяцев, которые остались ему до кончины. Поверившие в слова незнакомца по-прежнему придерживаются версии, что легендарный человек жив и сумел обыграть ФБР.

Принятые меры

В 1972-м начался «бум» угонов самолётов в США. Из 31 случая 15 полностью повторили сценарий Д. Б. Купера. Власти решили пресечь аналогичные преступления, приняв срочные меры, среди которых:

Закрытие дела

45 лет потребовалось ФБР, чтобы признать своё бессилие в разгадке дела об угоне самолёта Boeing 727. Огромные средства были затрачены на проведение разного рода экспериментов, в том числе по сбрасыванию парашютиста с воздушного судна в аналогичных условиях, исследованию дна озера Мервин и проверке любого звонка, дающего новую зацепку в деле. На официальном сайте 8.07.2016 появилось сообщение о прекращении расследования с целью перераспределения ресурсов в пользу других существенных задач.

В городе Ариэль, в зоне предполагаемого приземления парашютиста, ежегодно проводятся вечеринки в честь легендарного угонщика. Д. Б. Купер для жителей - это человек-легенда, вор-джентльмен, бросивший вызов властям в период крайне непопулярной войны во Вьетнаме. В книгах, художественных фильмах и песнях он предстаёт как символ бесстрашного человека, прыгнувшего во время ливня и плохой видимости навстречу бессмертию.

Дело, расследуемое ФБР, ЦРУ, государственными департаментами США и Национальной Безопасностью, CENTCOM и сестрой Бена Падиллы.

Четырнадцать лет прошло с тех пор, как 25 мая 2003 года исчез брат Бениты Падиллы-Киркланд из международного аэропорта Quatro de Fevereiro в Анголе, а она вновь пытается убедить ФБР возобновить это дело. Бенита верит, что у агентов есть новая информация, касающаяся дела исчезновения ее брата, но также и подозревает, что ее утаивают.

Бен Чарльз Падилла, сертифицированный бортинженер, авиационный механик и пилот, исчез во время ремонтных работ в столице Анголы, Луанде. 25 мая 2003 года, незадолго до заката, Падилла поднялся на борт Boeing 727-223, бортовой номер N844AA вместе со своим помощником, Джоном Микелем Мутанту, выходцем из Республики Конго, которого он недавно принял на работу. Они проверяли готовность воздушного судна к полету. Согласно сообщениям прессы и показаниям очевидцев, самолет начал движение, и беспорядочно маневрируя, вырулил на взлетно-посадочную полосу где осуществил несанкционированный взлет. Воздушное судно было с выключенными ходовыми огнями и транспондером, а также без связи с диспетчерской башней. Борт N844AA взлетел на юго-запад и направился в сторону Атлантического океана. С тех пор Boeing 727 никто не видел. Следует также отметить, что Джон Мутанту не был пилотом, а Бен Падилла хоть и являлся лицензированным пилотом, но был на тот момент без опыта вождения данным самолетом. Полет самолета Boeing 727 обычно обслуживает экипаж, состоящий из трех обученных пилотов.

Кто улетел на борту N844AA? Что такого произошло, и что заставило Падиллу совершить этот отчаянный поступок? Или кто-то ждал его внутри самолета? Boeing 727 был сдан в аренду для поставки дизельного топлива на алмазные шахты в Анголу и перевозил 10 500 галлонов горючего и несколькими пассажирами на борту.

Отставной генерал морской пехоты США Мастин Робисон, ранее командующий силами США на Африканском Роге, после случая исчезновения без вести борта N844АА, заявил, что слово 727 «появилось через разведывательную сеть». По словам Робисона, Центральное командование США (CENTCOM) наблюдало за движущимся американским самолетом в Джибути на побережье Красного моря, где Объединенная совместная оперативная группа разделяет базу с французскими военными. Робисон подтверждает, что никогда не было до конца очевидно, был ли этот угон с целью получения страховки самими владельцами или было ли оно украдено с намерением использовать его в других преступных целях или это было преднамеренной совместной террористической операцией.

Появилось предположение о том, что кража борта N844AA несла террористическую угрозу, потому как с тоннами топлива на борту, после трагического события 11 сентября, самолет рассматривали, как летающую бомбу. Также возможно, что технические эксперты Национального агентства геопространственной разведки видели признаки крушения самолета на снимках из космоса - обломки лайнера или разлитое топливо в Атлантике - или доказательства того, что большой самолет приземлился на одной из грунтовых дорог в Конго, к северу от Анголы. Представитель агентства Сьюзан Мейснер не стала комментировать этот случай, заявив, что NGIA не является ведущим агентством по этому делу. Следует отметить тот факт, что представители ЦРУ и пресс-службы Министерства национальной безопасности также отказались от комментариев, как и ФБР, сославшись на соображения национальной безопасности. Длительные обыски и допросы у лиц, подозреваемых к угону, закончились, и в 2005 году ФБР закрыло это дело.

"Он был действительно в прекрасном состоянии", - заявлял Кит Ирвин относительно этого авиалайнера, который он приобрел в феврале 2002 года в Майами. Кит Ирвин, 57 - летний южноафриканский предприниматель, в прошлом руководитель сетью компаний информационных технологий и небольшой туристической авиакомпании, совершающей рейсы из Южной Африки в Мозамбик. Ирвин встретился с Мори Джозефом, президентом Aerospace Sales and Leasing, Inc., которому принадлежало три авиалайнера Boeing 727, недавно списанных с полетов в American Airlines. "Все три самолета были почти в отличном состоянии, - говорит Ирвин - у American Airlines была очень хорошая программа технического обслуживания".

Представляя интересы совместного предприятия с южноафриканской компанией Cargo Air Transport Systems, Ирвин договорился арендовать Boeing 727 и лётный экипаж в составе первого пилота и бортинженера сроком на один год. Авиатранспортная компания заключила контракт на поставку топлива для алмазных шахт в Анголе, где затяжная гражданская война сделала невозможным доставку грузов автомобильным транспортом. Поэтому 727 должен был совершить поставку топлива в баках, установленных в салоне. Сделка состоялась, и Джозеф продал борт N844AA Ирвину за 1 миллион долларов. Согласно его записям, он получил первоначальный взнос в размере 125 000 долларов США с договоренностью о дальнейшей оплате баланса в течение 30 дней. Джозеф также согласился снять пассажирские кресла из кабины и позволил Ирвину лететь в Африку. Ирвин говорит, что он не может точно вспомнить все детали соглашения, но помнит то факт, что это был договор аренды. Совместная сделка была поддержана единственным инвестором, который внес в банк 450 000 долларов США. Т.е. по факту подписанного соглашения было произведено только два платежа. Задача же Ирвина состояла в том, чтобы контролировать процесс поставки топлива, но сделка потерпела неудачу, и он остался без топлива и без самолета.

Несмотря на то, что в данный момент показания об условиях контракта отличаются, на тот момент они договаривались об одной важной детали - Ирвин был обязан взять с собой в полет одного из сотрудников Джозефа, Майка Габриэля, работа которого состояла в том, чтобы удостовериться в совершении сделки. "Я дал Майку 10 000 долларов и сказал ему лететь с ними", - говорит Джозеф. "Оставайся в самолете, пока не получишь деньги, а потом иди домой, в противном случае возвращай самолет обратно".

24 ноября 1971 года в небе над американским Портлендом произошло одно из самых загадочных преступлений в истории авиатерроризма. Некто Д. Б. Купер, угрожая бомбой, захватил пассажирский Boeing 727, получил выкуп в размере 200 000 $ и - исчез навсегда, выпрыгнув из летящего самолета на высоте 3000 метров.

Любовная записка, или Ультиматум террориста

Пассажирское место С18 было зарезервировано на имя Дэна Купера. По иронии рядом с ним находилось место стюардессы, которой Купер передал записку. Девушка подумала, что пассажир хочет познакомиться, и, не читая, убрала записку в карман. Но мужчина оказался настойчив и уговорил стюардессу прочесть послание. Там было сказано, что в самолете находится бомба и, если власти не передадут Куперу 200 000 $, он взорвет самолет прямо в воздухе. На борту, не считая персонал, находилось 36 человек…

Деньги и парашюты

Власти пошли на контакт с террористом и решили удовлетворить его «просьбу». Самолет приземлился в аэропорту Сиэтл - Такома, штат Вашингтон. Купер потребовал предоставить выкуп 20-долларовыми купюрами и, кроме того, передать ему… четыре парашюта. Когда требования террориста были выполнены, угонщик отпустил заложников, оставив на борту двух пилотов, стюардессу и бортинженера. Полет продолжался…

Ночная погоня

Самолет поднялся в воздух. Власти подошли к инциденту серьезно: по приказу ФБР истребители F-106 ВВС США начали преследование авиалайнера. Драматизма придавало несколько факторов: бушующая в небе над Сиэтлом и Орегоном гроза и полное непонимание, куда ведет самолет террорист, вооруженный бомбой и снаряженный четырьмя парашютами.

Прыжок в ночи

Развязка драмы произошла спустя полчаса после возобновления полета. Купер потребовал, чтобы экипаж собрался в кабине пилота и не покидал ее. В 20:13 бортовые индикаторы показали, что произошла разгерметизация салона: Купер открыл дверь в хвостовом отсеке. Посовещавшись с агентами ФБР, пилот принял решение продолжать полет до тех пор, пока не закончатся запасы топлива, потому что никто не был уверен в том, что террорист покинул самолет. Прыгать с трехкилометровой высоты, в ноябрьскую ночь, во время бушующей грозы казалось безумием.

Два из четырех

Самолет приземлился в Рено. Трап в хвостовой части был опущен. В салон вошли сотрудники ФБР и обнаружили, что, на самом деле, преступник покинул самолет во время полета. Сыщикам пришлось довольствоваться малым: они нашли отпечатки пальцев Купера и два из четырех парашютов. Угонщик забрал с собой бомбу, выкуп и два парашюта.

Вопросы без ответов

Решение Купера не поддается логическому объяснению. Зачем он потребовал четыре парашюта и выпрыгнул с двумя? Почему угонщик решился на прыжок с бомбой, которая могла сдетонировать во время приземления? Кроме того, даже если террористу удалось спастись во время полета сквозь грозу, у него не оставалось шансов выжить в тропическом американском лесу в ноябре, без теплой одежды (на Купере были только рубашка и пиджак) и средств ориентирования.

Без следа

Мистики добавил тот факт, что прыжок Купера не был замечен ни одним истребителем, которые преследовали угнанный лайнер. В ту же ночь спецслужбы начали прочесывать регион, в котором должен был оказаться выпрыгнувший Купер, - но поиски не дали результатов. На земле не нашлось ни тела загадочного угонщика, ни дипломата с бомбой, ни портфеля с 200 000 $.

По описаниям пассажиров был составлен фоторобот преступника.

Письмо из ниоткуда

Через три недели после трагедии газета «Лос-Анджелес Таймс» опубликовала письмо якобы за авторством спасшегося Купера. В нем было сказано, что преступление было не романтическим жестом, а «самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни» жизни преступника. Автор сообщал, что смертельно болен и ему осталось жить чуть больше года. Это письмо не объясняло, каким чудом Куперу удалось спастись и скрыться от полиции, и было воспринято как мистификация.

Денежный след

Угасший интерес к этой истории возродился с новой силой в 1980 году, когда мальчик Брайан Ингрем нашел на берегу реки Колумбия 290 полуистлевших купюр номиналом в 20 $. Его родители сообщили о находке в полицию. Специалисты сверили номера купюр и выяснили, что именно эти деньги были переданы Куперу в обмен на заложников. Поиски следов террориста возобновились, но вновь не дали результатов. Также остается загадкой, как купюры смогли сохраниться в течение почти десяти лет в условиях тропического климата лесов Америки.

Наследие Купера

Но нельзя сказать, что Дэн Купер исчез без следа. После угона все самолеты Boeing 727 были оборудованы устройством, которое не позволяло открыть дверь в хвостовой части самолета. Этот механизм получил название «лопатка Купера». А найденные семейством Ингремов банкноты были проданы в 2008 году на аукционе. Сделка оказалась выгодной: за 300 легендарных долларов американская семья получила сумму в 37 000 $.

Фото: thinkstockphotos.com, flickr.com

Этот день в истории:

Американские спецслужбы отказались от дальнейших поисков человека, угнавшего «Боинг» в 1971 году.

Дело закрыто

Федеральное бюро расследований прекратило работу по одному из самых загадочных дел в своей истории - об угоне «Боинга», совершенного 24 ноября 1971 года.

«После одного из самых долгих и тщательных расследований за всю историю существования ФБР, 8 июля 2016 было принято решение перенаправить ресурсы, выделенные на дело Дэна Купера, чтобы сосредоточиться на других следственных задачах», - говорится в сообщении на сайте ФБР.

Как отмечается в заявлении ведомства, за 45 лет было обработано огромное количество различной оперативной информации, однако установить личность преступника так и не удалось.

Пассажир с бомбой в портфеле

24 ноября в аэропорту города Портленд в числе пассажиров рейса компании Northwest Airlines на борт поднялся мужчина, зарегистрировавшийся как Дэн Б. Купер.

В салоне он занял место 18С, и вскоре после взлета передал записку молодой стюардессе Флоренции Шафнер. Девушка, подумав, что мужчина решил с ней познакомиться, положила записку в карман, однако пассажир сказал: «Мисс, вам лучше взглянуть на записку. У меня бомба».

В записке говорилось: «У меня бомба в портфеле. Я использую её, если посчитаю необходимым. Я хочу, чтобы вы сели рядом со мной. Ваш самолёт угнан».

Записка также содержала требования о предоставлении 200 000 долларов в двадцатидолларовых непомеченных купюрах и двух наборов парашютов.

Чтобы доказать серьезность своих намерений, Дэн Б. Купер приоткрыл свой портфель, в котором стюардесса увидела красные цилиндры, большую батарею и провода, которые убедили её в том, что бомба настоящая.

200 000 долларов и парашюты в придачу

Власти ради спасения жизней пассажиров и членов экипажа решили выполнить требования захватчика.

Самолёт сел в международном аэропорту Сиэтл-Такома, недалеко от Сиэтла, штат Вашингтон.

Служащий доставил 200 000 долларов и парашюты через дверь в хвостовой части самолёта. Затем Купер отпустил всех пассажиров и стюардессу Шафнер. Пилот, вторая стюардесса, второй пилот и бортинженер остались на борту.

Попытки переговоров с Купером успеха не возымели. Агенты спецслужб находились в недоумении, пытаясь понять - для чего угонщик запросил два комплекта парашютов и может ли у него быть сообщник на борту. Кроме того, никто никогда в истории еще не пытался выпрыгнуть с парашютом из угнанного пассажирского авиалайнера.

Задержать Купера во время посадки в Сиэтле так и не удалось. После дозаправки самолет взлетел и взял курс на Мексику. Затем Купер приказал второй стюардессе, остававшейся в салоне, идти в кабину экипажа и находиться там.

Прыгнул и исчез

Спустя некоторое время экипаж по показаниям приборов обнаружил, что Купер открыл хвостовую дверь самолета. Угонщик прыгнул с парашютом и пропал навсегда.

Предполагается, что прыжок был совершен над юго-западной частью штата Вашингтон. В то время как Купер выпрыгнул, самолёт проходил через зону сильного шторма, отгороженный от любых источников света с земли покровом облаков. Отследить парашютиста не удалось.

«Боинг» благополучно вернулся в аэропорт Сиэтл-Такома. Агенты ФБР, осмотревшие самолет, не нашли никаких улик, которые могли бы позволить установить личность преступника.

Поиск в предполагаемом районе приземления также ничего не дал. В руках полиции оказался лишь фоторобот угонщика, составленный со слов пассажиров и членов экипажа.

Фоторобот угонщика, составленный со слов пассажиров и членов экипажа. Фото: Reuters

Через три недели после угона самолёта в редакцию газеты «Лос-Анджелес Таймс» пришло письмо. В нём было написано следующее:

«Я вовсе не современный Робин Гуд. К несчастью, мне осталось жить лишь четырнадцать месяцев. Угон самолёта был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошёл бы на такой огромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдёт. Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах. Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку».

Деньги в реке как доказательство смерти

Считается, что данное письмо было написано не самим Купером, а неким шутником. Впрочем, установить шутника также не удалось.

По основной версии спецслужб, Дэн Б. Купер не пережил прыжка, разбившись при приземлении. В 1980 году отец и сын Гарольд и Брайан Ингрэмы нашли на берегу Колумбия-ривер, к северо-западу от Портленда, пачку старых, выцветших двадцатидолларовых купюр, предположительно принесённых течением сверху, с севера. Проверка показала, что эти деньги действительно являются частью выкупа, выданного угонщику.

На сегодняшний день эти доллары - самое убедительно доказательство того, что угонщик, известный как Дэн Б. Купер, погиб. Останков господина Купера, равно как и каких-либо других следов, найти не удалось.

На сегодняшний день эти доллары - самое убедительно доказательство того, что угонщик, известный как Дэн Б. Купер, погиб. Фото: Reuters

Ремешок от гитары секрета не раскрыл

Пять лет тому назад, в 2011 году, некая Марла Уинн Купер передала ФБР кожаный ремешок от гитары, сделанный ее дядей. Госпожа Купер полагала, что ее дядя и является загадочным угонщиком «Боинга».

По ее словам, дядя, собиравшийся решить возникшие финансовые проблемы семьи, куда-то уехал в 1971 году накануне Дня Благодарения, а позже вернулся с многочисленными травмами. При этом он якобы признался своему брату, отцу Марлы Уинн, что совершил угон самолета.

Марла Уинн Купер рассказала, что своего дядю в последний раз видела в 1972 году, но он, по ее словам, благополучно прожил более четверти века, скончавшись в 1999 году.

Предоставленный женщиной ремешок, однако, оказался непригоден для исследования, так что подтвердить или опровергнуть новую версию так и не удалось.

За прошедшие 45 лет угонщик Купер превратился в США в культурный феномен. Его имя и история упоминаются во множестве книг, фильмов и сериалов. Авторы некоторых из них предлагают свои варианты разгадки тайны этого преступления.

Все это, однако, не имеет никакого отношения к реальности. Федеральное бюро расследований США решило, что дальше его агентам походить на персонажей «Секретных материалов» не к лицу. Загадка господина Купера окончательно отдана в руки энтузиастов-любителей. Возможно, им повезет больше.

Грабитель Дэн Купер является самым таинственным преступником мира. Хотя Джек был обыкновенным маньяком, каких сейчас десятки по всему белому свету, а Дэн так и остался одним единственным, воплотивший в жизнь мечту миллионов — «чтобы у нас все было, и нам за это ничего не было».

Хотя вполне вероятно, что он воплотил мечту всего лишь на несколько минут, но в памяти людей так и остался олицетворением удачливого грабителя. Самое любопытное, что до сих пор никто не знает, кем был этот счастливец на самом деле, какое его настоящее имя и, самое главное, что с ним стало.

Достоверно известно только, как он выглядел и во что был одет. Но нет ни одной фотографии Купера. Есть только изображение с фоторобота, на котором запечатлен обычный, ничем особо не примечательный человек с довольно заурядной внешностью. Очевидцы отмечали его оттопыренные уши, тонкие губы, карие глаза, широкий лоб и редеющие волосы. Описывали, что одет он был довольно консервативно и неброско: черный плащ, черный костюм, тонкий галстук и фетровая шляпа на голове. В те годы в таком наряде было проще простого затеряться в толпе — именно так одевались тысячи американцев.

Когда 24 ноября 1971 года он покупал за 18 долларов 52 цента авиабилет до Сиэтла в аэропорту Портленда, то назвался Дэном Купером. Это не Джон Джонсон, но тоже весьма распространенные в США имя и фамилия. То было время «непуганых авиаторов», проблемы воздушного терроризма еще не существовало, поэтому никому не приходило в голову пропускать пассажиров через рамку металлоискателя, а их вещи - через рентгеновскую установку. Благодаря этому Дэн Купер быстро и без проволочек прошел контроль и занял свое место «18С» в самолете рейса 305 компании Northwest Airlines, совершающем перелет из Портленда в Сиэтл. Рейс был коротким, всего полчаса лета, погода — хорошей, самолет «Боинг 727-100» - вполне современным, экипаж - опытным, поэтому ничто не предвещало чего-то чрезвычайного в этом рядовом перелете.

Дэн Купер — угон самолета

Еще до того как загудели турбины и самолет тронулся с места, Дэн Купер попросил проходившую мимо 23-летнюю стюардессу Флоренс Шаффнер принести ему бурбон. В этом тоже не было ничего необычного, многие пассажиры скрашивают себе воздушное путешествие дозой алкоголя. И даже в том, что пассажир с места «18С» засунул Шаффнер записку в карман, когда она ставила стакан с бурбоном ему на столик, тоже не было ничего экстраординарного. Скучающие пассажиры то и дело старались развлечь себя в полете легким флиртом с очаровашкой Флоренс. Поэтому она никак не выразила своих эмоций и не стала доставать послание.

Но тут пассажир негромко произнес: «Лучше прочтите записку, мисс». Девушка достала клочок бумаги и прочла. «У меня в портфеле бомба, — было написано в ней печатными буквами. — В случае необходимости я готов ее взорвать. Я хочу, чтобы вы сели рядом со мной. Это ограбление».

Флоренс повиновалась и присела рядом, а пассажир так же тихо и спокойно начал излагать ей свои требования. Их было немного: 200 тысяч баксов двадцатидолларовыми купюрами и 4 парашюта, из них два основных и два запасных. Стюардесса передала его пожелания командиру экипажа. Тот попросил ее убедиться, что грабитель не блефует.

Поэтому Шаффнер вернулась к пассажиру и попросила показать ей бомбу. Тот не стал спорить и приоткрыл портфель, чтобы стюардесса смогла увидеть находившиеся в нем красные цилиндры, похожие на динамитные шашки, кучу проводов и батарейку.

Пилоты решили не брать на себя ответственность с проверкой, работает ли это взрывное устройство, и доложили обо всем на землю в службу полетов. Там тоже решили не рисковать жизнью пассажиров и пообещали выполнить требования грабителя. Когда лайнер совершил посадку в Сиэтле, то Куперу действительно доставили все, что он заказывал: 200 тысяч долларов двадцатками и парашюты.

После этого он разрешил покинуть «Боинг 727-100» находившимся на борту 36 пассажирам и приглянувшейся ему стюардессе Флоренс. Теперь в самолете кроме него остались только вторая стюардесса Тина Маклоу, капитан Скотт, его помощник и штурман.

После дозаправки «Боинга» в таком составе они и взлетели. Дэн Купер оказался не безмозглым налетчиком. Его новые требования выглядели весьма грамотными: направление полета на Мехико, высота не более 3 тысяч метров (он предупредил, что будет ее проверять имеющимся у него ручным альтиметром), скорость 320 км/час, держать закрылки под углом 15 градусов. А еще он приказал экипажу сидеть в кабине и в салон не выглядывать.

Лопатка Купера

Спустя некоторое время на приборном щитке в кабине пилотов замигала лампочка, свидетельствовавшая об открытии заднего трапа. Капитан Скотт по внутренней связи спросил у Купера, что случилось, не получив ответа, осторожно открыл дверь и заглянул в салон. Пассажирские кресла пустовали. Дэн Купер явно спрыгнул с парашютом через задний эвакуационный выход. Единственное, что осталось после него, — это галстук с перламутровым зажимом и восемь окурков сигарет Raleigh.

Любопытно, что Дэн Купер вписал свое имя в историю авиации не только тем, что совершил единственное нераскрытое ограбление в воздухе, но и тем, что после его преступления все «Боинги-727» оснастили специальным приспособлением, которое не позволяло открыть в полете запасной люк в хвостовой части самолета. И это устройство получило название «лопатка Купера»!

Главная интрига этой истории заключается в дальнейшей судьбе Дэна Купера. Удивительно, но факт: два истребителя, сопровождавшие «Боинг 727-100», парашютиста не заметили. А поиски на земле, в которых, кроме полиции, участвовали более 400 солдат, результатов не принесли. Дэн Купер десантировался в труднодоступном районе, покрытом лесами и горами со снежными вершинами. Агенты ФБР проверили и допросили больше тысячи человек. Но ни единственной реальной зацепки это не дало.

Судьба авиаграбителя

Правда, спустя почти 20 лет после этого преступления, в 1980 году, отец и сын Гарольд и Брайан Ингрэмы нашли на берегу Колумбия-ривер, к северо-западу от Портленда, пачку старых, выцветших двадцатидолларовых купюр, предположительно принесенных течением сверху. Ингрэмы отдали находку на сумму 5800 долларов полиции. Якобы эксперты установили, что это те самые двадцатки, которые были выданы Дэну Куперу в качестве выкупа за жизни пассажиров и экипажа.

До сих пор наиболее вероятной версией считается, что Дэн Купер погиб при приземлении. Перед прыжком он не проверил парашюты, основной взял исправный, а запасной - нерабочий (зашитый). Против него играли плохие погодные условия и сложный рельеф внизу. Посчитали, что он банально утонул в озере или в болоте. Но для красоты истории Дэн Купер должен был выжить и счастливо провести остаток жизни с награбленными деньгами.

Среди наиболее вероятных кандидатов на роль уцелевшего Купера стал некий Кеннет Питер Кристиансен, который в армии проходил подготовку десантника и умел обращаться с парашютом и со взрывчаткой. Жил он в штате Вашингтон, в котором Дэн Купер и совершил свой интригующий прыжок с самолета в 1971 году. А в 1972 году неожиданно выяснилось, что у небогатого Кеннета Кристиансена имеются 14 тысяч долларов на покупку дома в Бонни-Лейке, маленьком городке в горах, а через год он прикупил еще участок земли рядом с домом.

Любопытно, что до выхода на пенсию Кристиансен трудился стюардом в авиакомпании Northwest Airlines, той самой, которую ограбил Дэн Купер. Из алкоголя Кеннет больше всего любил бурбон, а сигареты курил марки Raleigh. По легенде, на смертном одре Кеннет прошептал своему брату Лайлу: — Я должен рассказать тебе кое-что из своего прошлого, но не могу этого сделать!

Спустя некоторое время 77-летний Лайл Кристиансен увидел в телевизионной программе «Нераскрытые преступления» сюжет про воздушное ограбление Дэна Купера. Когда по телевизору показали фоторобот преступника, Лайл обомлел, настолько изображение напоминало фото его брата Кеннета. И ему стало понятно, о чем тот хотел рассказать перед смертью.

Молчать Лайл не стал и написал о своем открытии в ФБР. И даже высказал любопытное предположение, почему Дэн Купер потребовал выкуп именно двадцатидолларовыми купюрами. Когда они с Кеном были маленькими, в годы Великой депрессии, отец повел их на ярмарку и там, победив на боксерском ринге, заработал 100 долларов, целое состояние для их семьи. Денежный приз выдали двадцатками, которые Лайл и Кен запомнили на всю жизнь.