Главой 7 кодекса рф об административных правонарушения

Целью законопроекта, который мы будем сегодня рассматривать, является защита прямых прав потерпевших в ДТП. Сюда входит как защита здоровья, так и возмещение вреда, причиненного имуществу. Далее мы попробуем разобрать данный действующий ФЗ РФ более детально.

ФЗ 40 об ОСАГО изменения 2016

С последними изменениями акт о страховании значится 23 мая 2016 года. Именно к этой дате были внесены поправки, посредством каких несколько статей были за ненадобностью (правка коснулась ст. 13 и 23). Российская газета отмечала это в одном из своих выпусков. Общие правила же здесь остались неизменными. В старом тексте документа порядок выплаты возмещений имел некоторые недоработки, поэтому и требовались кардинальные изменения в правовом режиме данного процесса. Плюс, ранее нельзя было заключать электронный договор, а компаниям законодательство запрещало действовать через страховых брокеров — на страховую компанию сыпалось множество исков из-за поддельных полисов, к которым они не имели никакого отношения. Действующая редакция признана регулировать и этот сегмент. Требование и порядок имеют обязательный характер для всех субъектов таких правоотношений.

новая редакция 2016 года с комментариями

Российский гражданский кодекс идет обычно в совокупности с законом об автостраховании. К примеру, в части урегулирования убытков действуют строго гражданско-правовые диспозиции. Более того, положения автострахования в России обязательно устанавливаются с учетом норм о защите прав потребителя и конечно Конституции РФ. Ознакомиться с комментариями с самим текстом можно на профильных сайтах «Консультант Плюс» или «Гарант», бесплатно скачать его в онлайн режиме можно

ОСАГО скидки за безаварийную езду

Федеральный закон об Осаго в последней редакции действительно имеет рекомендательные нормы, которые призваны поощрять водителей за езду без происшествий (статья 22). Сумма за страховку может быть значительно ниже, если гражданин ездит аккуратно. Размер скидок зависят от существующих тарифов в компании, и доступны они также и инвалида, независимо от стажа вождения автомобиля. Поэтому размер скидки необходимо уточнять на месте. Мы лишь отметим, что за десять лет езды без аварий, будет доступна скидка в размере 50% от основной стоимости. И наоборот — изменение может касаться и увеличения суммы до 50 процентов от номинала, если часто попадает в ДТП.

Штраф 50 процентов по закону о защите прав потребителей по ОСАГО

Действительно, если решение суда по закону об ОСАГО в новой редакции будет в пользу гражданского лица, то вместе с основной суммой выплаты он может получить и половину от первоначальной суммы вдобавок ко всем назначениям.

Досудебный порядок, как средство уйти от более серьезной ответственности, предоставляет страховщикам возможность в сроки ознакомиться с претензией и произвести действия для оплаты. Полный льготный период для рассмотрения составляет ровно 5 дней. Далее будет поступать неустойка и указанный штраф. Судебная практика за последние два года показывает, что каждое четвертое решение выносится в пользу заявителя (автолюбителя). В данный момент РСА готовит применение несколько подзаконных актов, которые коснуться техосмотра и оформления диагностической карты. Принимать же их будет транспортный комитет при ГД РФ.

Исковое заявление по ОСАГО с учетом закона о правах потребителя штраф

После расторжения договора (договор в электроном формате, европротокол и т.д.) содержит по умолчанию список нормативных документов, в том числе и в части выплаты штрафа о котором идет речь. Этот штраф, показанный к выплате страховой компанией, указан в ст. 13 (глава 1 раздел 6 ФЗ о правах потребителя). Поэтому внесение дополнений сюда не требуется. На обязательный характер возмещения ущерба указывает сам закон. На январь/февраль следующего года планируется увеличение этой величины до 70%.

Сроки выплаты страхового возмещения по ОСАГО по закону

» - согласно этому нормативному акту в ФЗ №40 Закон «Об ОСАГО» были внесены значительные коррективы. Закон подвергся самому крупному преобразованию в истории, пусть и не все запланированные изменения произвели. В частности, повышающий коэффициент к злостным нарушителям ПДД в 2017 году применяться не будет, хотя этот пункт вызвал наибольший резонанс.

Какие же поправки в закон «Об ОСАГО» - 2016 были одобрены и чего автолюбителям ждать от 2017-го?

Скачать полный текст закона "Об ОСАГО" ФЗ№40

Правительство позаботилось о доступности ОСАГО

В России есть несколько регионов, которые признаны «токсичными» - в этих областях страховщики вынуждены выплачивать водителям компенсации по ОСАГО чаще и в значительно больших размерах, чем в среднем по России. В число токсичных регионов входят Волгоградская, Ростовская, Ивановская, Мурманская и Челябинская области, а также Краснодарский Край.

Высокая аварийность в этих субъектах РФ связана прежде всего с неудовлетворительным состоянием дорог – в южных регионах, например, с дорогами настоящая катастрофа.

Следствием «токсичности» регионов является то, что купить полис ОСАГО здесь очень проблематично даже опытным и ответственным водителям. А ведь вождение без автострахования запрещено! Автомобилист оказывается в непростой ситуации: у него просто нет возможности не нарушать закон!

Правительство не стало «закрывать глаза» на эту парадоксальную ситуацию – её разрешению должна поспособствовать поправка в ФЗ №40, не менее резонансная, чем введение «штрафного» коэффициента (несостоявшееся). С 1 января 2017 года каждая из страховых компаний должна приступить к реализации так называемых e -полисов – то есть к продаже страховок через интернет.

У самих автостраховщиков эта поправка вызвала бурное негодование. Они утверждают, что им понадобится вложить уйму денег для того, чтобы интегрировать стабильные онлайн-сервисы для продажи полисов, хотя на самом деле это аргумент «для дураков» - сейчас с такой работой способен справиться любой студент-программист.

Благодаря новой редакции закона «Об ОСАГО» 2017 года автовладельцу больше не нужно ездить по всему городу на общественном транспорте и искать, где ему согласятся продать полис. Достаточно зайти на сайт любого автостраховщика в городе любой «токсичности» и отправить заявку на ОСАГО, приложив сканы своих документов. Страховщик не сможет «открутиться» от продажи полиса «повышенного риска», даже если сошлётся на временную неработоспособность своего портала – согласно законодательству, именно страховая компания обязана заботиться о том, чтобы интернет-сервис был доступен 24 часа в сутки.

Недоступность портала страховщика – основание для жалобы автомобилиста, а жалоба на юрлицо грозит обернуться шестизначным штрафом.

Какие ещё нововведения?

В Федеральный Закон №40 «Об ОСАГО» были внесены и другие заметные коррективы:

    Право регресса. Это право получили страховщики в качестве своеобразной «компенсации» за появление у них обязанности продавать электронные полисы. Требование регресса страхователю может быть предъявлено, если при покупке ОСАГО через интернет (или обычным способом – через офис) автомобилист указал о себе неверные сведения. Регресс предполагает, что водитель, ставший виновником ДТП, будет вынужден частично или полностью компенсировать ущерб пострадавшему – даже будучи застрахованным.

    Обязательный осмотр авто страховщиком. Прежде страхователю, заведомо уверенному в том, что страховщик предложит мало, позволялось сразу везти машину на экспертизу независимому специалисту. Закон ОСАГО с последними изменениями обязует автомобилиста в течение 5 дней предоставить ТС на осмотр именно страховщику, выслушать предложение и уже следом решать, устраивает ли оно его. Новый закон ФЗ-40 «Об ОСАГО» потому и снискал славу «направленного против автоюристов», ведь именно юристы сбивают автолюбителей «с панталыку», убеждая, что поиск компромисса со страховщиком – дело, заведомо обречённое на неудачу.

    Фиксированный срок осмотра. Кроме обязанности организовать продажу электронных полисов у автостраховщиков появилась и другая – проводить осмотр попавших в ДТП машин максимум через 5 дней после дорожного столкновения. Ранее этот же срок отсчитывался с момента, когда страхователь оказывался готов предоставить своё транспортное средство для осмотра.

Есть ещё одно важное нововведение, которое уже было реализовано в 2016-м году. Согласно новому закону «Об ОСАГО» с октября 2016 года прекратили продавать полисы старого типа (зелёные) – в продаже остались только розовые, с повышенной защитой.

Закон «Об ОСАГО»: ключевые моменты

Несмотря на то что в закон «Об ОСАГО» внесли множество корректив, основные постулаты и структура нормативного акта остались неизменными. В преамбуле закона сказано, что целью ФЗ №40 является защита прав пострадавших в ДТП. Обратите внимание, что в ней ничего не говорится о защите прав страховщиков.

Закон состоит из 34-х статей, поделённых на 6 глав:

    Общие положения. Статьи этой главы рассказывают о том, что такое транспортное средство, компенсационная выплата, страховой тариф и прочее. Здесь же устанавливаются принципы автострахования в России – одним из главных является всеобщность: застраховаться должен каждый водитель.

    Условия и порядок осуществления страхования. Фактически именно во второй главе и приводится вся наиболее важная для автомобилиста информация – например, как определяется размер страховой выплаты, как следует спорить со страховщиком. Автомобилисту, у которого мало времени на изучение ФЗ №40, следует начать со второй главы и ею же закончить.

    Компенсационные выплаты. Целая глава закона выделена под то, чтобы рассказать водителям, в каких случаях они имеют право на компенсации и как этих самых компенсаций добиться. Глава достаточно короткая: прочесть её стоит хотя бы потому, что в ней говорится о лимитах сумм компенсационных выплат.

    Страховщики. Ещё одна короткая глава – её содержание едва ли будет интересно обывателям. Во-первых, здесь присутствует информация, полезная только для самих страховщиков, во-вторых, придётся приложить массу усилий, чтобы перевести текст главы с юридического на русский.

    Профессиональное объединение страховщиков. Эта глава, как можно догадаться, описывает цели существования, функции и обязанности союзов и ассоциаций страховщиков.

    Заключительные положения. В последней главе речь идёт о способах коммуникации страховщиков с государственными органами, а также о международных системах страхования.

Новый закон «Об ОСАГО» направлен на достижение нескольких целей: первая - повышение доступности полисов автострахования в России, вторая – установление контакта между страховщиками и страхователями. Государство хочет, чтобы эти две стороны нашли способ решать споры без обращения к судебным инстанциям и третьим лицам. Больше остальных недовольны новой редакцией ФЗ №40 автоюристы – ведь именно они и есть третьи лица, которые на конфликтах страховых компаний и автомобилистов зарабатывают деньги.

Вопрос Ответ
Нет, покупка страховки всё так же необходима.
Нет, теперь, при суме ущерба до 100 тыс. рублей можно ограничиться составлением европротокола.
Да, вместо 50 тыс. теперь он составляет 100 тыс. рублей.
ЦБ совместно с РСА разработали программное обеспечение, при помощи которого можно сфотографировать и внести материалы в единую базу данных.
Да, такая норма прописана в п. 1 ст. 14 ФЗ № 40.
Знание законодательства поможет максимально быстро заполнить документы и оперативно получить выплату.
Да, в обновлённом законе предусмотрена повышенная ответственность за реализацию фиктивных полисов.

Эксплуатировать транспортное средство водитель имеет право только после оформления полиса, который призван застраховать ответственность автомобилиста.

Теперь ущерб по ОСАГО считается одинаково для всех – как применяется единая методика расчета Центрального Банка РФ?

Процедуру получения полисов, а также компенсации в случае нанесения имущественного вреда или ущерба здоровью людей и иные моменты, касающиеся страхового возмещения при ДТП регулируется ФЗ №40-ФЗ «Об ОСАГО».

Общая информация

Первая редакция Закона РФ «Об обязательном страховании» вступила в силу 29 декабря 2002 года. Нормативный акт призван:

  • зафиксировать основные понятия, касающиеся автострахования;
  • установить обязательную материальную ответственность, наступающую в случае повреждения автомобиля в момент аварии или иного дорожного происшествия, а также при нанесении ущерба человеку в ходе столкновения автотранспорта;
  • обозначить в качестве гаранта исполнения обязательств официальный документ, выдаваемый при оформлении страховки – полис ОСАГО.

За 16 лет действия в нормативный акт постоянно вносились изменения. На сегодняшний день существует 32 редакции закона, последняя из которых была принята 29 декабря 2017 года, в связи с вступлением в силу ФЗ №448-ФЗ. Всего в 2017 году принято 3 нормативных акта, внесших изменения в ФЗ №40-ФЗ.

Новые правила ОСАГО – очередное повышение стоимости полисов спасет страховой рынок?

В первую очередь действующая редакция вносит некоторые коррективы в порядок оформления ДТП, производящуюся без привлечения инспекторов ДПС.

Увеличен лимит страхового возмещения, установленный в случае участия в аварии двух авто и нанесения ущерба исключительно имуществу, то есть при ДТП с отсутствием человеческих жертв и пострадавших.

ФЗ «ОСАГО» ранее устанавливал в качестве верхней границы компенсации 50 тысяч рублей, а с 2017 года – 100 тысяч, о чем сообщается в 4 пункте ст. 11.1 нормативного акта.

Также появилась возможность использовать при фиксации ДТП специальное программное обеспечение, разработанное при участии Центробанка Российской Федерации и РСА, о чем указано в пункте 5 статьи 11. С его помощью может производиться моментальная фото- и видеосъемка происшествия, и отправка материалов в единую базу данных.


Нормативный акт новой редакции наделяет страховщиков правом регресса. Фирмы, выдающие страховку, могут выдвигать к держателю полиса требования о выплате неустойки при обнаружении случаев, указанных в пункте 1 статьи 14.

Наряду с Законом «Об ОСАГО» положения, касающиеся автотранспортного страхования, содержатся в следующих нормативных актах:

  1. «Правила обязательного страхования», принятые постановлением Банком России с последними изменениями, внесенными после вступления в силу 26 декабря 2017 года постановления Пленума Верховного суда РФ №58. Правилами страхования ОСАГО от ЦБ РФ регулирует порядок и условия выплаты возмещения, размер неустойки, форму договора, заключаемого между сторонами при оформлении страховки, и документов, составляемых при регистрации ДТП.
  2. Федеральный закон «ОСГОП» №67-ФЗ Российской Федерации, устанавливающий правила страхования лиц, занимающихся перевозками, в случае, если в результате их действия или бездействия, приведших к ДТП, был причинен вред имуществу, либо здоровью пассажиров.

Где смотреть закон

Основными источниками, позволяющими ознакомиться с ФЗ «Об ОСАГО», а также оперативно отследить вносимые в него приказами или иными нормативными документами изменения, являются специализированные правовые базы. В сети Интернет существует два основных портала, предоставляющих действующие редакции законов.

  1. Консультант Плюс. Позволяет ознакомиться с уже измененным текстом Закона, а также в общей таблице посмотреть изменения, вносимые каждой редакцией.
  2. Правовая база «Гарант». Предоставляет актуальные тексты законов, а также позволяет узнать самые свежие новости о принятии новых нормативных актах и готовящихся законопроектах. При необходимости можно скачать нужный ФЗ.

Правовые базы являются практически единственным способом, позволяющим оперативно отследить постоянные изменения, вносимые в законодательство РФ.

Основные положения

ФЗ №40-ФЗ – основной нормативный акт, устанавливающий положения, касающиеся ответственности, наступившей при ДТП, если участник зарегистрирован по программе ОСАГО. Он призван:

  • Устанавливать обязательность страхования при наличии намерения эксплуатировать авто;
  • Определять объекты, попадающие под действие ОСАГО;
  • Рассчитывать размеры компенсации и определять, когда она должна выплачиваться4
  • Регулировать порядок и правила осуществления выплат;
  • Контролировать деятельность страховых компаний, в том числе определяет условия, при которых фирма может заниматься оформлением договоров транспортного страхования.

Заявление на полис ОСАГО – как правильно заполнить и почему это важно?

Действие Федерального Закона распространяется на различные категории лиц. Контроль за соблюдением положений возложен на сотрудников полиции, в том числе инспекторов ДПС.

Почему автомобилисту важно знать о Законе

Законодательство возлагает ответственность за возмещение причиненного в результате аварии вреда на виновника ДТП. При наличии у последнего полиса ОСАГО обязательства по выплате компенсации переходит к компании, с которой заключен договор о страховании. Но выбранная фирма производит перечисление денежных случаев только при соблюдении определенного порядка регистрации ДТП.


Здесь и вступает в действие ФЗ №40-ФЗ. Только при выполнении указанных в нем правил и соблюдении установленных сроков автомобилист может рассчитывать на помощь страховой компании. Незнание норм Закона «Об ОСАГО» может повлечь за собой отказ компании от выплаты компенсации, как в деле № 2- 9/2016, рассмотренном Южно-Сахалинским судом.

Несоблюдение сроков, установленных в указанном нормативном акте,привело к вступлению в силу 14 статьи, устанавливающей возможность требования регресса. То есть по факту, денежные средства пришлось выплачивать клиенту компании-страховщика, участвующего в ДТП.

Какие изменения планируются в будущем

Правила ОСАГО с последними внесенными изменениями в дальнейшем планируется доработать, так как существует множество положений, требующих корректировки. Законодательство в области страхования транспортных средств необходимо пересмотреть в первую очередь в областях, касающихся оформления электронных полисов.

В частности, правительство планирует пересмотреть размер ответственности за предоставление заведомо ложных сведений при оформлении страховки онлайн.

В будущем планируется также внести корректировки, касающиеся следующих вопросов.

Обязательное автострахование ответственности введено для обеспечения защиты прав пострадавших на возмещение ущерба, причиненного их здоровью, имуществу или жизни при эксплуатации транспортных средств другими лицами. В отечественной нормативной системе утвержден документ, которым определены его юридические, организационные, экономические основы. Рассмотрим далее Закон "Об ОСАГО" (с комментариями).

Общие положения

В них установлены основные понятия, которые используются в нормативном документе. Обязательное автострахование действует в транспортной сфере, поэтому в акте фигурируют такие категории, как:

  • Транспортное средство. Под ним понимают устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, оборудования или грузов. Использование ТС - это непосредственная его эксплуатация в ходе движения.
  • Владелец автомобиля. Им является собственник ТС. В качестве данного субъекта может выступать лицо, которое владеет машиной на правах оперативного управления или хозяйственного ведения (либо на иных юридических основаниях).
  • Водитель. Им является лицо, которое управляет ТС.
  • Потерпевший (пострадавший) - субъект, жизни, имуществу или здоровью которого был нанесен ущерб при эксплуатации транспортного средства другим лицом.
  • Договор ОСАГО - документ, в соответствии с которым организация обязуется при наступлении случая, в нем предусмотренного, возместить возникший ущерб потерпевшему.
  • Страховщик - организация, осуществляющая обязательное автострахование по лицензии.
  • Страхователь. Им является лицо, которое заключило договор с организацией.
  • Страховой тариф - ценовая ставка, установленная ФЗ и применяемая при исчислении суммы возмещения за ущерб по договору.
  • Компенсация - платеж, осуществляемый в пользу потерпевшего при нанесении вреда его здоровью, имуществу или жизни.
  • Представитель страховщика - обособленное подразделение организации в регионе РФ, реализующее ее полномочия в пределах, предусмотренных в гражданском законодательстве. Им может выступать и частное лицо, заключившее с компанией соответствующий договор.

Нормативная база

Она включает в себя:

  • ГК РФ.
  • ФЗ № 40 (Закон "Об ОСАГО").
  • Прочие нормативные документы, издаваемые в соответствии с ними.

В том случае, если в международных договорах РФ определены правила, отличные от тех, которые предусмотрены в ФЗ, применяются положения первых.

Принципы

Обязательное автострахование обеспечивает:

  1. Гарантию возмещения ущерба, причиненного жизни, имуществу или здоровью пострадавших, в пределах, установленных в ФЗ.
  2. Обязательность и всеобщность страхования автогражданской ответственности владельцами ТС.
  3. Недопустимость эксплуатации на территории РФ автомобилей субъектами, не исполнившими требования ФЗ.
  4. Экономическую заинтересованность владельцев ТС в повышении безопасности на дорогах.

Исключения

Действующий Закон "Об ОСАГО" устанавливает категории субъектов, на которых требования не распространяются. В качестве них выступают владельцы ТС:

  1. С максимальной конструктивной скоростью не больше 20 км/ч.
  2. На которых не распространяются установленные нормативными актами положения о допуске к эксплуатации на дорогах ввиду их технических характеристик.
  3. ВС РФ, кроме легковых автомобилей, с прицепами в том числе, автобусов и прочих средств, используемых при обеспечении хозяйственной деятельности армии.
  4. Зарегистрированные за рубежом, если гражданская ответственность застрахована в рамках международных договоров, участником которых выступает РФ.

Ключевые категории

Как и старый Закон ОСАГО, обновленный текст нормативного документа устанавливает, что в качестве объекта выступают имущественные интересы. Они связаны с риском ответственности владельца ТС при нанесении ущерба здоровью, материальным ценностям или жизни пострадавших. Вероятность наступления последствий оговаривается в договоре. В рамках 6-й статьи Закона "Об ОСАГО" установлены случаи, когда гражданская ответственность по рассматриваемому ФЗ не наступает:

  • Нанесение ущерба при эксплуатации иного ТС, отличного от того, которое указано в договоре.
  • Негативное воздействие на окружающую среду.
  • Нанесение ущерба при эксплуатации ТС во время испытаний, соревнований, учебной езды в местах, специально отведенных для этого.
  • Нанесение морального вреда или возникновение обязательств по компенсации упущенной выгоды и так далее.

Причиненный ущерб в случаях, указанных в ст. 6-й новой редакции Закона "Об ОСАГО", подлежит возмещению виновными согласно положениям соответствующих нормативных актов.

Выплата

Страховая сумма, которой возмещается ущерб, нанесенный жизни или здоровью пострадавших, была повышена до 500 тыс. руб. Компенсация за полученные травмы осуществляется в соответствии со специальной таблицей. Дополненный Федеральный Закон "Об ОСАГО" упрощает процедуру доказывания факта нанесения вреда здоровью и порядок, по которому осуществляется получение компенсации.

Госрегулирование тарифов

Закон "ОСАГО" (с последними изменениями) устанавливает срок действия ставок не менее 6 мес. Госрегулирование производится путем определения экономически обоснованных тарифов либо их предельного уровня, структуры и порядка их применения в ходе исчисления компенсации по договору. Указанные позиции утверждаются правительством РФ.

Базовые коэффициенты и ставки

Они формируют страховые тарифы. Расчет премий по договорам производится умножением ставок и коэффициентов. Закон "Об ОСАГО" устанавливает критерии, по которым определяются показатели. В частности, коэффициенты зависят от:

  • Территории, на которой преимущественно эксплуатируется ТС.
  • Отсутствия или наличия компенсационных выплат, произведенных обслуживающей организацией в предыдущие периоды.
  • Прочих обстоятельств, оказывающих существенное влияние на размер риска.

Дополнительные коэффициенты

Закон "Об ОСАГО" предусматривает ставки, применяемые при расчете выплат по договорам для владельцев ТС:

  1. Которые сообщили обслуживающей организации заведомо ложные сведения об обстоятельствах, влияющих на размер премии, если это повлекло выплату меньшей суммы, чем та, которая могла бы быть перечислена потерпевшим.
  2. Умышленно содействовавших возникновению несчастного случая либо увеличению убытков, заведомо исказивших факты и обстоятельства для повышения величины компенсации.
  3. Нанесших ущерб в условиях, выступающих основанием для предъявления регрессных требований.

Срок договора

Он составляет год. Исключением являются только те случаи, которые предусматривает рассматриваемый Закон "Об ОСАГО". Продление договора осуществляется, если владелец ТС не позже 2 месяцев до окончания его действия не известил обслуживающую организацию об отказе его пролонгации. Выплата премии на новый период осуществляется согласно тарифам, существовавшим на момент ее отчисления. Действие продленного соглашения не прекращается, если просрочка платежа по премии не превышает 30 дней.

Поведение участников несчастного случая

Закон "Об ОСАГО" устанавливает ряд требований и правил для владельцев ТС, ставших участниками ДТП. В частности они должны сообщить другим лицам, попавшим в происшествие, сведения о договоре по их запросу. Данная обязанность возложена и на водителя, который управляет ТС при отсутствии страхователя. О причинении ущерба последний должен сообщить обслуживающей организации в срок и способом, установленным договором. До удовлетворения требований потерпевшего о возмещении ущерба он обязан уведомить об этом страховщика и осуществлять дальнейшие действия по его указаниям. Если к владельцу ТС или водителю предъявлен иск, обслуживающая организация должна привлекаться к участию в процессе.

Порядок определения размера компенсации

Величина выплаты, которая полагается пострадавшему в связи с причинением вреда, рассчитывается согласно правилам гл. 59 ГК. Потерпевший должен предоставить страховщику, осуществляющему исчисление, все документы и сообщить сведения, подтверждающие вред, его характер и объем. В случае наступления имущественного вреда потерпевший должен предъявить испорченные материальные ценности либо их остатки для осмотра и выполнения независимой оценки (экспертизы). Если данное мероприятие невозможно, страховщик обязан осмотреть ТС виновного. При необходимости проводится экспертиза автомобиля. Осмотр ТС или его оценка осуществляется в пятидневный срок с даты обращения потерпевшего, если другой период не был согласован сторонами правоотношений. Если страховщик не исполнил указанных выше требований, пострадавший вправе самостоятельно привлечь экспертов к осмотру ТС.

Выплата компенсации

Пострадавший может предъявить требование непосредственно страховщику. Соответствующее заявление с приложенными документами направляется по месту расположения обслуживающей компании или ее представительства. Рассмотрение поступивших бумаг осуществляется в 15-дневный срок с даты получения. В этот период организация обязана произвести выплату или отправить заявителю мотивированный отказ. До полного определения подлежащей к возмещению суммы страховщик может осуществить часть платежа, если от пострадавшего поступила соответствующая просьба. По согласованию с потерпевшим обслуживающая организация может выполнить ремонт поврежденных материальных ценностей.

Закон "Об ОСАГО": неустойка

В ст. 16.1 данного ФЗ разъясняются особенности рассмотрения возникших споров по договорам. Права и интересы потерпевших или страхователей, связанные с ненадлежащим исполнением или уклонением от выполнения страховщиком своих обязательств по договору, должны быть защищены по Закону № 2300-1. В том случае, если исковое требование физлица, выступающего в качестве пострадавшего, будет удовлетворено, суд налагает на обслуживающую организацию штраф. Его величина составляет 50% от разницы общей суммы выплаты, установленной по судебному решению, и размера платежа, произведенного в добровольном порядке. В случае несоблюдения сроков возврата премии, определенных правилами о страховании, обслуживающая организация выплачивает неустойку. Она составляет 1% от указанной суммы в договоре за каждый день неуплаты. Страховщик может быть освобожден от данной обязанности, а также от необходимости выплатить штраф, если докажет, что просрочка наступила вследствие форс-мажорных обстоятельств.

Компенсация премий

Гражданам, являющимся инвалидами и получившим ТС через органы соцзащиты, возмещается 50% от выплаченной ими суммы по договору страхования. Эта компенсация полагается в случае использования автомобиля лицом, которое имеет на него право, и еще одним водителем. Выплаты производятся в порядке, установленном правительством РФ за счет средств соответствующего бюджета. Государственные или местные структуры власти могут в пределах полномочий устанавливать частичные или полные компенсации премий и для других категорий граждан.

Выплаты в счет возмещения ущерба жизни/здоровью

Такая компенсация начисляются в тех случаях, если она не может быть уплачена по договору страхования. Такая ситуация может возникнуть вследствие:

  1. Признания страховщика банкротом.
  2. Неизвестности человека, который ответственен за нанесение ущерба.
  3. Отсутствия соответствующего договора, по которому застрахована ответственность лица, нанесшего вред. Это имеет место в случаях неисполнения указанным субъектом обязанности, установленной рассматриваемым ФЗ. Компенсация выплачивается в том случае, если требования потерпевшего удовлетворены не были, несмотря на совершение им всех надлежащих действий для получения суммы. Пострадавший может предъявить исковые требования в течение 2 лет.

Осуществление выплат

По требованию потерпевшего компенсацию может предоставить профессиональное объединение страховщиков. Оно должно действовать в соответствии с учредительной документацией и согласно данному ФЗ. Рассмотрение заявления пострадавшего, его удовлетворение и взыскание в порядке регресса может осуществлять лицо, работающее по условиям договора, заключенного с профессиональным объединением страховщиков. К возникающим между обществом и заявителем правоотношениям применяются общие правила, аналогичные для отношений между выгодоприобретателем и обслуживающей организацией. Данные положения используются постольку, поскольку другое не предусматривается в ФЗ и не исходит из сути указанных взаимодействий. Компенсационная выплата уменьшается на сумму, которая равна платежу, произведенному страховщиком либо лицом, виновным в возникшем ущербе.

Законодательство регулирует страхование гражданской ответственности отдельным регламентом. Федеральный закон под номером 40 был принят в апреле 2002 года, однако вступил в силу лишь через год. С момента его принятия закон претерпел ряд изменений, которые требуют отдельного рассмотрения.

ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” структурно состоит из шести основных глав. Разделение призвано сгруппировать статьи закона по основным вопросам:

  • установление общих понятий и положений ОСАГО, указание на принципы, которые легли в основу принятия ФЗ 40;
  • условия гражданского автострахования, порядок его осуществления;
  • выплаты компенсаций по страховке ОСАГО;
  • регулирование деятельности страховых фирм.

Назначение закона сводится к установлению обязательного автострахования и получения полиса ОСАГО. Цель ФЗ — защита прав пострадавших и выплата им возмещения нанесенного ущерба за счет страхования по ОСАГО.

Закон вступил в силу 1 июля 2003 года. Последние изменения приходятся на 28 марта 2017 года. Их принятие регламентируется ФЗ 49, вносящим изменения в Закон об ОСАГО. Большинство поправок вступило в силу 28 апреля, однако изменения пункта 12 статьи 1 актуальны лишь с 25 сентября 2017.

А вы знаете какие изменения претерпел ФЗ 28 о гражданской обороне? Последняя редакция

Последние изменения в Законе об ОСАГО

Последние изменения Закона об ОСАГО по ФЗ 49 призваны урегулировать следующие аспекты:

  • ранее страховщик обязывался провести анализ повреждений транспортного в течение 5 дней с момента предоставления его к экспертизе, последние изменения в законе оставили указанный срок, но установили его отсчет на момент подачи заявления о ДТП страховщику ОСАГО;
  • была упразднена возможность проведения независимой экспертизы, соответствующие документы потеряли юридическую силу;
  • был увеличен период, в течение которого по закону ФЗ 40 подаются претензии к страховщику по ОСАГО, теперь он составляет 10 дней;
  • с начала сентября 2017 период страхования по полису ОСАГО не может быть меньше одного года;
  • денежное возмещение ущерба не выплачивается пострадавшему, а перечисляется ремонтным компаниям, с которыми у страховщика заключен соответствующий договор;
  • до 100 тыс. рублей увеличен лимит страховой суммы по Европротоколу;
  • приобрести полис ОСАГО с 2017 года допускается через интернет;
  • вступает в силу право регрессии — если страховщик докажет умышленное нанесение вреда виновником ДТП, то с последнего по закону ФЗ 40 будет взыскана полная или частичная сумма страховки.

Последние изменения в ФЗ 40 по ОСАГО вызвали ряд вопросов по трактовке и регламентированию отдельных моментов:

  • низкий уровень ответственности страховых компаний в выплатах по полисам ОСАГО, отсутствие регулирования соответствующих механизмов воздействия;
  • определенные положения размыты в формулировках, допускают двоякую трактовку;
  • как следствие неточностей Закона об ОСАГО — отсутствие адекватных решений при судебном рассмотрении отдельных моментов;
  • не регулируется вопрос о поддельных полисах ОСАГО;
  • в отдельных ситуациях пострадавший, несмотря на наличие ОСАГО у виновника ДТП, вынужден доплачивать за ремонт транспортного средства.

Текущую редакцию ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” можно рассмотреть на примере отдельных статей.

Первая статья ФЗ 40 согласно последним поправкам претерпела ряд изменений:

  • в восьмом абзаце формулировка “(осуществить страховую выплату) ” была заменена на “(осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) ”;
  • в одиннадцатом, тринадцатом и четырнадцатом абзацах формулировки “страховые выплаты ” меняются на “страховые возмещения ”;
  • в шестнадцатом абзаце формулировка «на выбранной потерпевшим по согласованию со страховщиком станции технического обслуживания из числа станций технического обслуживания, с которыми страховщиком заключены договоры, устанавливающие обязанность станции технического обслуживания осуществить восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страховой выплаты » сокращена до «на определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом станции технического обслуживания «;
  • добавлен дополнительный абзац — «договор на организацию восстановительного ремонта — договор, заключенный между страховщиком и станцией технического обслуживания и устанавливающий в том числе обязанность станции технического обслуживания провести восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страхового возмещения в соответствии с настоящим Федеральным законом. «.

Статья 2 ФЗ 40 регулирует систему обязательного автострахования в законодательстве РФ. Предписывается приоритетность положений международных соглашений. Изменения в данное положение не вносились с момента первоначальной редакции.

В статье 4 ФЗ 40 формулировка «страховой выплаты по обязательному страхованию » изменена на «страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, «.

В статье 12 ФЗ 40 также заменены формулировки “страховые выплаты ” на “страховые возмещения ”. Изменено название положения на «Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда «. 15-ый пункт дополнен тремя подпунктами, регулирующими страховое возмещение нанесенного вреда, требования о проведении ремонтных работ и возможность самостоятельного проведения ремонта потерпевшим с той компанией, с которой у страховщика имеется соответствующий договор.

Статья 17 ФЗ 40 регулирует компенсацию страховых премий по ОСАГО. На 2017 год изменений в данное положение не последовало. Последняя редакция данной статьи была приведена в актуальное состояние в 2008.

Скачать ФЗ

Для полного ознакомления с актуальной версией ФЗ 40 об ОСАГО с последними изменениями рекомендуется обратиться к самому документу. Ниже приведены ссылки на скачивание Федеральных законов 40 и 49. Второй документ является тем законом, который содержит список последних изменений в страхование по ОСАГО на 2017 год. Скачать последнюю редакцию “Закона об обязательном страховании” ФЗ 40 можно . ФЗ 49 с изменениями можно скачать .