Градация санкций существует. Классификация и виды санкций

Виды диспозиций

Диспозиция уголовно-правовой нормы (относящейся к Особенной части уголовного закона) устанавливает признаки конкретного преступного деяния. Она может быть нескольких видов :

  • Простая диспозиция называет деяние («похищение человека», «угон судна») но не раскрывает его признаков, не содержит его определения.
  • Описательная диспозиция, помимо наименования деяния содержит его определение или описание («убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку»). Описание может быть кратким или подробным.
  • Ссылочная (или отсылочная) диспозиция характеризуется наличием отсылки к другой статье уголовного закона. Как правило, ссылочная диспозиция формулируется в негативной форме: например, «не повлекшее последствий, указанных в ст. … настоящего кодекса».
  • Бланкетная диспозиция предполагает использование для установления признаков деяния нормативных актов других отраслей права: например, для того, чтобы установить полный перечень деяний, запрещаемых статьёй уголовного закона, устанавливающей ответственность за преступное нарушение правил дорожного движения, необходимо обратиться к соответствующим нормативным актам, устанавливающим эти правила.
  • Смешанные, содержащие признаки одновременно описательной и бланкетной диспозиции или бланкетной и ссылочной диспозиции и т. д.

Выделяют также альтернативные диспозиции, в которых предусматривается несколько самостоятельных действий, каждое из которых является достаточным для наступления ответственности по данной уголовно-правовой норме .

В санкции нормы уголовного закона устанавливаются меры ответственности, подлежащие применению к лицу, совершившему конкретное деяние. Существуют следующие виды санкций :

  • Относительно определённая, устанавливающая конкретный вид наказания и его минимальный и максимальный пределы (или только максимальный предел; в этом случае наказание не может быть меньше, чем предусмотрено в статье Общей части, регулирующей порядок применения соответствующего вида наказания).
  • Альтернативная, предусматривающая выбор одного из нескольких видов наказания (например, лишения свободы или штрафа).
  • Абсолютно определённая, предусматривающая единственный вид наказания с точно определённым его размером, не допускающим вариаций . В современном законодательстве такие санкции применяются редко.
  • Отсылочная, в которой не указывается наказание, подлежащее применению за совершение деяния, а содержится отсылка к санкции другой статьи уголовного законодательства .
  • Кумулятивная, предусматривающая назначение одновременно двух видов наказания: основного и дополнительного. В некоторых случаях применение дополнительного наказания может ставиться в зависимость от усмотрения суда, выносящего решение по делу .
  • Абсолютно неопределённая, не включающая никаких указаний о виде или размере наказания; такие санкции в основном применяются в рамочных нормативных актах международного характера в сфере борьбы с преступностью .

Любое совершенное преступление влечет за собой незамедлительную реакцию со стороны государства, проявляющуюся в использовании в отношении виновного субъекта тех или иных инструментов уголовно-правового воздействия, влекущего за собой наступление для последнего последствий неблагоприятного характера.

Санкция уголовного права - понятие

В современном под санкцией понимают один из формирующих тело уголовно-правовой нормы элементов, в котором определяется та или иная разновидность, а также и величина наказания, применяемого к субъекту, совершившему деликт, предусмотренный диспозицией упомянутой правовой нормы. Помимо служит своеобразным индикатором степени общественной опасности, присущей тому или иному деликту, запрещаемому уголовным законодательством.

Классификация уголовно-правовых санкций

В современном уголовном наказаний осуществляется по степени их определенности. Исходя из данного принципа, различают такие основные виды санкций в уголовном праве, как:

  • абсолютно-определенные;
  • абсолютно-неопределенные;
  • относительно-определенные;
  • альтернативные.

Основные разновидности: абсолютно-определенные и неопределенные

Итак, рассмотрим более подробно, что представляют собой используемые виды санкций в уголовном праве, с примерами, характеризующими их особенности.

Санкции, носящие наименование абсолютно-определенных, устанавливают как единственно возможный вид наказания, так и его точный размер и, таким образом, исключают возможность осуществить выбор наказания. К примеру, лишение свободы пожизненно, штраф строго определенного размера, смертная казнь. Такого рода санкции в ныне действующем уголовном законодательстве не применяются, так как не предполагают какой-либо индивидуализации наказания применительно к непосредственным обстоятельствам совершения деликта и личностным особенностям преступника.

Такие виды санкций в уголовном праве, как абсолютно-неопределенные, не устанавливают разновидность и величину наказания, а лишь содержат такие не обладающие конкретностью формулировки, как: «применить наказание по всей строгости закона», «наказывается по законам военного времени» и т.п. В современном уголовном законе данная разновидность санкций вполне обоснованно не используется, поскольку наличие их влечет высокую вероятность судебного произвола и нарушения основополагающего принципа справедливости.

Основные виды санкций в уголовном праве: альтернативная и относительно определенная

Наказания за конкретные преступления могут рассматривать все условия и причины нарушения закона. Такие виды санкций в уголовном праве, как относительно-определенные, предусматривают конкретный и определяют либо его минимальную и максимальную границы, либо какую-то одну из них. Исходя из этого принципа, данные санкции, в свою очередь, можно подразделить на:

  • Устанавливающие максимальную величину наказания, к примеру, нормативами, закрепленными в ч.1 ст. 228 УК, предусматривается применение к совершившему определенный данной статьей деликт такой меры, как лишение свободы на период до трех лет.
  • Устанавливающие минимальную и максимальную величину наказания. Например, положениями, зафиксированными 1 ст. 105 УК, предполагается применение к виновному субъекту такой меры, как лишение свободы на срок в диапазоне от шести до пятнадцати лет.

Другие виды санкций (альтернативные) устанавливают возможность применения за совершение деликта двух и более разновидностей наказания, что позволяет судебному органу в каждом конкретном случае, сообразуясь с особенностями деликта и личности виновного субъекта, назначить наказание максимально соответствующее степени и характеру содеянного. Например, положениями, содержащимися в ч.1 ст. 213 УК, предусматривается применение к виновному субъекту либо штрафа, либо исправработ, либо лишения свободы.

Прочие виды санкций

Помимо вышеперечисленных, также имеет смысл упомянуть еще и такие виды санкций в уголовном праве - отсылочные и кумулятивные. Что касается первых, то данные санкции не устанавливают наказание за совершение соответствующего деликта, а содержат в себе ссылку на санкцию какой-либо иной статьи уголовного закона. В настоящее время подобного рода наказания в действующем уголовном законодательстве не используются.

Санкции, именуемые кумулятивными, устанавливают возможность применения к виновному субъекту помимо основного также и наказания дополнительного характера, которое может быть как обязательным, так и факультативным. Например, применение к виновному субъекту наказания, предусматривающего лишение последнего свободы на конкретный срок с одновременным же лишением права занимать ряд определенных должностей в течение соответствующего количества лет.

Итак, рассмотрев все вышеприведенные разновидности санкций, которые применяются в современном уголовном праве, можно увидеть, что последние, будучи инструментом уголовно-правового регулирования, призваны гарантировать надлежащую защиту государственно-общественных и личностных интересов от разного рода преступных посягательств, а также обеспечить неотвратимость наказания при сохранении и справедливости.

Санкция — это часть нормы права, указывающая субъекту, реализующему диспозицию, на последствия его действий.

Следует иметь в виду, что реально ни одна из юридических норм не действует изолированно. Только при системном их взаимодействии возможно достижение желаемого эффекта. Это сказывается не только на содержании, но и на регулятивных возможностях, отраслевой значимости и других особенностях правовых норм. Поэтому рассмотренная структура нормы наиболее характерна для норм — правил поведения. Менее очевидна она у норм-принципов, норм-целей, норм-дефиниций, закладывающих основы, юридический микроклимат для целой серии норм — правил поведения. Они являются одним из необходимых условий для их действия.

В связи с различной специализацией и целевой направленностью правовых норм в юридической литературе утверждается существование двухчленной структуры норм, отражающей: 1) условия (жизненную ситуацию), в которой оказались субъекты и 2) юридические последствия, разрешающие эту ситуацию. Поэтому в регулятивной норме структурными элементами являются гипотеза и диспозиция, обеспечивающие полноценное регулирование позитивных отношений. В использовании санкции здесь просто нет необходимости. В охранительной норме, которая используется в связи с совершением правонарушения и необходимостью определения меры юридической ответственности, структурными элементами являются диспозиция и санкция.

Классификация и виды санкций

Санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания (лишение свободы), так и позитивными — меры поощрения (условно-досрочное освобождение, премия работнику за добросовестное выполнение им служебных обязанностей).

По своему составу санкции подразделяются на простые и сложные. Простая санкция содержит одну меру наказания (ст. 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) — безбилетный проезд влечет наложение штрафа в виде одного минимального размера оплаты труда). Сложная - несколько (ст. 129 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) — клевета наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами). Сложные санкции могут быть кумулятивными (лишение свободы с конфискацией имущества) и альтернативными (или штраф, или увольнение с должности).

По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенными (штраф 1500 рублей) и относительно определенными , указывающими высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения свободы), или только высший (до 10 дет лишения свободы), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения свободы).

Рис. 1. Виды санкций

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В и данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаются правовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды.

Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба). Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.). Назначение указанных мер — устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав. Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

Предупредительные санкции предусматривают меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.). Они направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

По степени определенности (т.е. по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Так, в соответствии со ст. 1089 ГК РФ в случае смерти кормильца лицам, имеющим в этом случае право на возмещение вреда, причинигель вреда обязан возмещать его в той доле заработка умершего, которую они получали при его жизни. Такого рода санкции встречаются редко.

Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел. Например, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения. Например, согласно Лесному кодексу КНР «за каждое погубленное дерево на территории населенного пункта, на деревенской околице, на обочине дороги, вблизи водоема или реки, на приусадебном участке виновный должен посадить три дерева либо подвергнуться денежному штрафу».

Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции. Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Так, в соответствии с ч. 1. ст. 203 УК РФ «превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Процесс правоприменения осуществляется в определенной последовательности. Как отмечается в юридической литературе, применение права - сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены главные звенья - стадии, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела. Ученые неодинаково подходят к определению стадий процесса применения норм права.

В одних случаях выделяют три стадии этого процесса, в других - девять, говоря о наличии подстадий и др.

Это связано с тем, что одни авторы объединяют ряд последовательных действий по осуществлению правоприменения в одну стадию (подразумевая под ней достижение определенного промежуточного результата), в то время как другие выделяют эти действия в качестве самостоятельных стадий (исходя из того, что стадия - это и есть одно из логически последовательных действий правоприменения).

С учетом выше сказанного можно выделить, на мой взгляд, следующие основные стадии процесса реализации юридических норм:

  • 1. Установление, анализ и оценка фактических обстоятельств дела;
  • 2. Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению;
  • 3. Проверка подлинности текста правовой нормы;
  • 4. Толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий между нормами;
  • 5. Принятие решения по делу и издание акта применения правовой нормы, доведение его содержания до сведения исполнителей;
  • 6. Реализация принятого акта.

Примеры видов санкций правовых норм.

Санкция - это понятие как элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенными (штраф) и относительно определенными, указывающими высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения свободы), или только высший (до 10 дет лишения свободы), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения свободы).

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению.

В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаются правовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

На примере таблицы мы видим прямую связь:

В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды. Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба).

Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.).

Назначение указанных мер - устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав. Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

По степени определенности (т. е., по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел.

Например, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения.

Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции.

Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

I В литературе выделяются как негативные – указания на неблагоприятные последствия, так и положительные санкции – указания на поощрение (на которое может претендовать субъект) за соблюдение нормы или за что-то сверхординарное. Тимошина против поощрительных санкций, она убеждена, что их нет, потому что поощрительные санкции могут быть рассмотрены как условные диспозиции. Например, если Вы вышли на работу в выходной день, Вы имеете право на двойную оплату труда – это поощрительная санкция, но почему это санкция? Это просто условная диспозиция, имеющая в качестве условия действия такой юридический факт. Нет какой-либо юридической черты, которая может оправдать существование таких санкций.

II По характеру последствий для нарушителя диспозиции:

1) Карательные санкции определяют негативные последствия личного или имущественного характера, которые применяются к правонарушителю правоохранительными органами государства.

2) Правовосстановительные санкции не имеют цель покарать, например, возмещение материального ущерба.

3) Санкции ничтожности – это правоотрицающие действия государства, например, отказ в признании права подать кассационную жалобу в связи с истечением сроков, если пропуск произошёл по неуважительной причине.

III Нет строгого критерия, по характеру последствий :

1) Абсолютно определённые санкции

2) Относительно определённые санкции , например, лишение свободы на срок от до.

3) Альтернативные санкции , например, лишение свободы на срок до … либо что-то ещё, либо что-то ещё.

4) Кумулятивные санкции предполагающие основное наказание и дополнительное. Например, лишение свободы и что-то ещё. Нужно отличать от альтернативных, там мы выбираем основное.

Виды правовых норм

Критерий предмет правового регулирования – какие общественные отношения, регулирует норма права.

  1. Норма гражданского права
  2. Нормы уголовного права и др. отраслей права.

1. Нормы материального права как принято считать, они определяют первичные права и обязанности субъектов в сфере различных отношений.

2. Нормы процессуального права определяют порядок действий заинтересованных субъектов, определяют процедурные вопросы, содержатся в процессуальном законодательстве.

1. Нормы частного права регулируют отношения между юридически равными субъектами используют метод автономии

Критерий – метод правового регулирования, то есть то, как регулируется человеческое поведение .

1. Императивные правовые нормы властно определяют один вариант поведения обязанной стороны (именно обязанного субъекта). Обращены именно к обязанному субъекту, субъект обязанности. Императивные нормы устанавливают запрет либо возлагают активную обязанность. Императивные нормы возлагают на субъекта активные или пассивные обязанности. Императивные правовые нормы могут являться обязывающими (возлагают на субъекта активную обязанность) или обязывающими (возлагают на субъекта пассивную обязанность).


2. Диспозитивные правовые нормы часто называют нормами восполнительными. Что они восполняют? Они восполняют отсутствующее соглашение сторон. Диспозитивные нормы предлагают вариант поведения только на тот случай, если стороны не договорились о собственном варианте поведения, то есть если они не пришли к соглашению о собственном варианте поведения. Диспозитивные нормы содержат оговорку «если иное не установлено договором», это является несомненным признаком диспозитивной нормы. Когда нет соглашения, тогда действует правило диспозитивной нормы, но если есть соглашение, которое не противоречит законодательству, то диспозитивные нормы уходят на второй план. Некоторые ставят знак равенств между диспозитивными и управомочивающими нормами, но это не верно, так как диспозитивные нормы могут быть обязывающими, управомачивающими и запрещающими. Это правило поведения может быть любым и запрещающим, и обязывающим, и управомачивающим.

3. Некоторые выделяют поощрительные и рекомендательные правовые нормы они очень неудобные, так мешают позитивистам и Тимошиной, потому что они никуда не вписываются. Поощрительные – выделяются по методу правового регулирования, это правила поведения, которые поощряют, устанавливают поощрения. Некоторые люди делаю сверх того, что от них запросили, хотя их никто не обязывает, они заслуживают поощрения, например, орден. Этатисты: за невыполнение правовой нормы следует ответственность, но если человека никто не поощрил, то не будет ответственности (санкции). Эти нормы очень странные, так как за неисполнение этой нормы не может быть санкции. Если субъект, который занимается поощрением, непоощряет, то нет санкции. Тимошина считает, что у поощрительных и рекомендательных правовых норм нет предоставительно-обязывающго характера, субъект не может просить о поощрении, но никто и не обязан его поощрять. Рекомендательные нормы – это нормы, в которых сформулирован рекомендуемый вариант поведения, он не является обязательным, например, знак рекомендуемой скорости на дороге. Никто не обязан в правовом смысле следовать этому правилу, а за отступление от этого правила никто не привлечёт вас к ответственности, не влечёт за собой санкции. Они не имеют санкции и предоставительно-обязывающего характера.

Критерий классификации функции, которые выполняют нормы в системе правового регулирования.

1. Регулятивные правовые нормы (установительные, так как они устанавливают первичные права и обязанности субъектов) – устанавливают первичные права и обязанности субъектов, и гипотезы регулятивных правовых норм (если они есть) всегда указывают на правомерные юридические факты, например, давность владения, достижение возраста. По характеру диспозиции:

· Управомочивающие

· Запрещающие

· Обязывающие

2. Охранительные правовые нормы – охраняют тот порядок отношений, который основан на регулятивных правовых нормах. Можно как особенность выделить то, что гипотеза охранительных правовых норм указывает на неправомерные юридические факты (правонарушения) и соответственно, то необходимым элементом (признаком) такой правовой нормы является наличие санкции, регулятивные правовые нормы могут санкции и не иметь.

1. Общие правовые нормы – устанавливают общее правило регулирования каких-либо отношений

2. Специальные правовые нормы – предусматривают исключения (изъятия) из общего порядка для данной группы правоотношений. Действие специальных правовых норм имеет приоритет надо общими нормами.

3. Нормы исходные (учредительные, специализированные, нормы о нормах) их специфика состоит в том, что в отличии от всех остальных правовых норм они не являются правилам поведения, а значит, не имеют логической структуры (гипотеза, диспозиция, санкция), смысл их в том, что бы способствовать реализации норм-правил. Эта группа квазинормы, недонормы. К числу таких норм относят:

· Дефинитивные правовые нормы – это нормы, устанавливающие определения юридических понятий. Правоприменитель обязан руководствоваться легальными определениями, которые даются в законодательстве, а следовательно имеют регулятивный характер – легальные дефиниции. Законодатель обязывает нас исходить и использовать юридический термин в том смысле, который задан легальной дефиницией.

· Оперативные правовые нормы – это правила вводящие в действия, отменяющие действие правовых норм, распространяют действия правых норм на новый круг отношений (изменяют). Как правило, сопровождают издания больших, кодифицированных НПА.

· Коллизионные правовые нормы – правила разрешения нормативных коллизий. Наибольшее распространение получили в международном частном праве, но есть и во внутреннем законодательстве.

· Нормы-принципы (кто-то старается различить нормы-принципы и нормы-цели, но Тимошина считает, что это бесполезно) – это нормы, которые устанавливают основные принципы правового регулирования в рамках существующей правовой системы. Как правило, содержатся в Конституции, в общих частях кодифицированных НПА. Например, Россия – правовое социально государство. Некоторые авторы полагают, что этот принцип иногда опосредованно, а иногда и непосредственно определяют права и обязанности субъектов.

Критерий – способ изложения правила поведения.

1. Прямые правовые нормы– правила, в кот полностью содержится правовая норма, элемент нормы полностью сформулирован в норме

2. Непрямые правовые нормы – элемент правовой нормы сформулирован лишь частично и далее даётся отсылка к тому месту, где можно получить информацию о элементе правовой нормы полностью

· Ссылочные правовые нормы. Даётся оценка конкретной статье НПА. Всегда отсылка к конкретной статье.

· Бланкетные правовые нормы отсылают не к конкретным статьям НПА, а к правилам или актом конкретного вида, не конкретизируя название статьи. Например, данные вопросы регулируются локальными актами.