Гражданское право сергеев толстой. "один из немногих избранных". Смотреть что такое "Юрий Кириллович Толстой" в других словарях

Лингвистический портал сайт предоставляет всем своим пользователям уникальную возможность точно определить свой языковой уровень, ответив на 60 вопросов из области лексики и грамматики английского языка. Онлайн тест по английскому языку на определение уровня составлен лучшими британскими преподавателями (носителями языка), специализирующимися на развитии разговорных навыков при обучении английскому языку как иностранному.

Online тест по английскому языку рассчитан на 25 минут, но может быть выполнен досрочно.

Пройдя тест по английскому языку on-line, вы сможете более точно определить свой уровень владения языком и получить дополнительные рекомендации специалистов по выбору подходящего вам учебного пособия и программы обучения, а также обрисовать круг проблем, требующих скорейшего разрешения.

Этот тест по английскому языку используют многие школы иностранных языков как в Москве и Санкт Петербурге, так и в других городах России, репетиторы и школьные учителя.

В то же время, кадровые агентства и работодатели используют этот тест для проверки уровня английского языка у соискателей. Тест проводится на безвозмездной основе. сайт в сотрудничестве в ведущими западными специалистами, разработал один из самых лучших тестов на определение уровня в Интернете. Тест показывает реальную картину знаний английского языка, а также сопровождается анализом пробелов в знаниях и предлагает наиболее подходящий именно для Вас План Обучения.

Отзывы :

Спасибо, что этот тест по английскому языку появился в сети! Мне его прислала подруга, которая, точно определив свой уровень успела подготовиться и устроилась на работу в западную компанию. У меня тоже вот-вот должно было состояться собеседование на английском языке в западной компании. Я очень волновалась, и мне нужно было убедиться в своих силах, так как я до этого очень давно не практиковалась в языке. К своему удивлению, на собеседовании мне попался практически идентичный тест. Я с легкостью сдала его. Спасибо! Светлана, Москва

Благодарен судьбе, за то, что на тестирование моего английского языка в кадровом агентстве мне попался именно этот тест! Я предварительно выполнил его и уже знал правильные ответы. Максим, Санкт Петербург

Я собиралась отправить дочь на обучение в Великобританию. Мы побывали во многих школах и у нескольких репетиторов, некоторые из них предлагали именно этот тест по английскому языку для определения уровня. Как показал опыт, этот тест оказался наиболее точным в оценке уровня владения английским языком. Когда дочь уже в Англии проходила тест в школе, сказала, что у нее был практически такой же. Спасибо! Нина, Россия

Тест уже прошли 25491 раз

Сводная таблица результатов (теста на 26.09.2018) :

Уровень:

Кол-во человек:

0 Starter
1 Beginner

1518

2 Elementary

6240

3 Pre-intermediate

8321

4 Intermediate

7197

5 Upper-intermediate

1239

6 Advanced

485

7 Proficiency

484

Тест на определение уровня английского языка

Бесплатный Placement Test по английскому языку

Раздел 1

Первая часть теста

I’m a nurse. And

how what which who

Can I have

a lot any no some

We go on picnics

a lot a lot of many never

dance dances dancing to dance

Jim is a security guard. He sleeps during the day and works

bad badly worse worst

tennis player than Tom.

Mary drives

car to work every day.

They want to visit China

because but so why

they love Chinese cuisine.

Раздел 2

Вторая часть теста

We’ve been good friends

during for from since

doesn’t have to don’t have have to needn’t

pay for the tickets. They’re free.

He doesn’t smoke now, but he

has smoked smokes used to smoke was smoked

a lot when he was young.

Nickolas plays chess

as best as better as better than more good than

anyone else I know.

I promise I

am going to help am helping help will help

you with the washing-up as soon as I finish this cleaning.

eat eating to eat for eating

I didn’t like the film.

So did I Me too Neither did I So I didn’t

I think it was really boring.

We won’t go on holiday

if unless when as soon as

we save enough money.

Jill went down with flu and

mustn’t have to had to need

stay in bed for a week.

Раздел 3

Третья часть теста

Excuse me, can you

give speak tell say

me the way to the station, please?

didn’t go haven’t gone haven’t been don’t go

to the cinema since last year.

Who was the man

spoke to you you were speaking to that you spoke you were telling

?

This suitcase it too heavy for me

had was having am having have

lunch when somebody knocked on the door.

They wanted

to come to dinner, but we could not go.

I have been playing

piano since I was five.

Раздел 4

Четвертая часть теста

I’m going to visit Mexico and

You will pass the test if you work

excellent hard hardly good

.

You certainly wouldn’t like

to have seen to be seen to see to be seeing

in such bad company.

I’ve lost my watch. Will you help me look

at after for forward

lend borrow save owe

money from my parents.

goes is going will be go has gone

on a business trip next Monday.

Greg married my mother after my parents divorced, so he’s my

father step-father father-in-law nephew

.

He used to be a chain smoker, but he gave

smoking ten years ago.

I tried to call you but your line was

taken occupied engaged connected

.

sink bath toilet wash basin

is downstairs in the kitchen.

Раздел 5

Пятая часть теста

used to get up got up am used to getting up am getting up

early in the morning now, but before I wasn’t.

I’m looking forward

at going to going to go go

on holiday in summer.

I want you to

tell say pronounce speak

In spite Despite Although Yet

I felt ill, I went to the party.

I couldn’t change my sweater at the store because I had lost my

receipt recipe prescription check

.

Unfortunately, the traffic held me up. When I arrived at the airport, the plane

had already left already left will have already left already leaves

.

I’m exhausted. I

am working work have been working worked

noticed have noticed had noticed notice

the mistake, I would have corrected it.

Раздел 6

Шестая часть теста

have to had better may shall

take along some cash. The restaurant may not accept credit cards.

Sheila’s engagement ring is enormous! It

must can’t need should

have cost a fortune.

out into with away

a lot of money at a very early age, so he has never had to work.

Maggie put the blanket

away in over off

her son to keep him warm as he slept.

If you really want to send that letter off today, it’s

high quick proper right

time you went to the post office.

have did will had

I shut the door, than the telephone rang.

Баллы: 4-15 — 1 Beginner

Обучающиеся уровня «beginner» могут воспринимать на слух и воспроизводить знакомые им фразы, используемые в процессе повседневного общения, нацеленные на удовлетворение языковых потребностей определенного типа. Они могут представиться, а также рассказать о том, где они живут, о людях, которых они знают и о вещах, которыми владеют, и задать встречные вопросы. Они способны поддержать простую беседу при условии, что собеседник говорит медленно и внятно и готов пояснить, или повторить фразу в случае непонимания.

Баллы: 16-29 — 2 Elementary

Обучающиеся уровня «elementary» способны воспринимать простые высказывания и часто используемые выражения, относящие к таким общеупотребимым сферам как личная информация и информация о членах семьи, покупки, передвижение по городу, работа. Они могут поддерживать простой обмен репликами на знакомые темы. Могут рассказать о себе и окружающих в рамках основных языковых потребностей и поддерживать беседу на общие темы.

Баллы: 30-45 — 3 Pre-intermediate

Обучающиеся уровня «pre-intermediate» способны воспринимать и воспроизводить информацию на общеупотребимые темы, такие как работа, обучение, досуг и проч. Достаточно уверенно чувствуют себя в большинстве ситуаций, возникающих в процессе путешествия по стране, где окружающие говорят на изучаемом языке. Могут производить небольшие связанные тексты на знакомые темы или темы, представляющие личный интерес. Могут делиться опытом, описывая события и происшествия, рассказывать о планах на будущее и давать краткое описание причин произошедшего, либо кратко излагать свое мнение касательно услышанного.

Баллы: 46-56 — 4 Intermediate

Обучающиеся уровня «intermediate» способны понимать основную идею сложного текста, как конкретной, так и абстрактной тематики, и участвовать в обсуждении технических деталей в рамках своей специализации. Могут достаточно свободно и спонтанно общаться с носителями языка без потребности прибегать к помощи третьей стороны. Способны производить четкие и связанные тексты на большое количество тем и высказывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, останавливаясь на достоинствах и недостатках различных путей решения проблемы.

Баллы: 57-58 — 5 Upper-intermediate

Обучающиеся уровня «upper-intermediate» способны понимать скрытый смысл широкого спектра сложных и объемных текстов. Они способны выражаться свободно и спонтанно без очевидных сложностей в выборе нужных слов. Могут эффективно использовать известные им языковые единицы при общении на личные, профессиональные и узкопрофессиональные темы. В рамках сложных тем способны производить четкие, хорошо структурированные тексты, включающие детальное описание, а также успешно оперируют синтаксическими конструкциями, вводными и союзными словами.

Баллы: 59 — 6 Advanced

Обучающиеся уровня «advanced» способны воспринимать зрительно или на слух практически все, что они видят и слышат. Могут обобщать информацию из различных звучащих или письменных источников, трансформировать ее и впоследствии аргументировано презентовать полученную информацию. Способны чрезвычайно свободно и четко выражаться, различая тонкие оттенки значения даже в самых сложных ситуациях общения.

Баллы: 60 — 7 Proficiency

Поздравляем тест показал, что Ваш уровень владения английским языком находится на отличном уровне.

24 сентября исполнилось 90 лет Юрию Кирилловичу Толстому, академику РАН, профессору кафедры гражданского права СПбГУ. Юрий Толстой ведет научную деятельность уже более шестидесяти лет. Он автор известных работ «Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР» (1955) и «К теории правоотношения» (1959), а также множества учебников и публикаций по вопросам теории гражданского права, права собственности, наследственного права.

Впрочем, одна книга Юрия Толстого к праву имеет опосредованное отношение. Это книга воспоминаний ученого «Из пережитого», переизданная уже несколько раз. В ней Юрий Толстой рассказывает о своей жизни, о событиях, свидетелями которых он стал, и о людях, с которыми встречался. Благодаря этим воспоминаниям можно рассказать его биографию почти от первого лица, показав не только события из жизни ученого, но и его отношение к ним.

Юрий Толстой родился в 1927 году в Ленинграде. К сожалению, он рано остался без родителей и долгое время рос в семье сестры отца. События 1917 года Юрий Толстой не застал, однако впоследствии много рассуждал на эту тему. Вот как он оценивает революцию и ее последствия:

«Считаю Октябрьскую революцию величайшей трагедией, когда-либо постигшей мир, особенно Россию».

«За истекшие 70 с лишним лет у нас не только утвердился режим самой бесчеловечной тирании, но и был вытравлен, выжжен каленым железом частный собственник».

По мнению Юрия Кирилловича, к началу революции юридическая наука в России находилась на очень высоком уровне: «А это было залогом того, что страна в конечном счете пойдет по пути глубоких демократических преобразований». Но этого не случилось. «Лидеры юридической науки 20-х — начала 30-х годов, к сожалению, нередко третировали старую профессуру, объявляя ее представителей сменовеховцами, носителями чуждой идеологии и т.д. Очень скоро, однако, и сами эти лидеры пали жертвами репрессии».

Когда началась Великая Отечественная война, Юрию Толстому было 13 лет. Его эвакуировали вместе с детьми адвокатов: сначала в Ярославскую область, потом под Курган в Челябинской области. Победу Юрий Толстой встретил в Минусинске (Красноярский край), куда в то время переехала и его бабушка.

Вот что Юрий Кириллович пишет, рассуждая о расстановке сил накануне войны: «Возможно, если бы внешнеполитический курс страны осуществляли не такие твердолобые, как Сталин и Молотов, а куда более гибкие и изворотливые Ленин и Чичерин, то удалось бы о чем-то договориться».

Бомбардировки Ленинграда Юрию Толстому не пришлось пережить, но их он не обходит вниманием в своих воспоминаниях: «Когда я бываю на могилах моих родных на Смоленском кладбище, я обязательно останавливаюсь у памятника ленинградским детишкам 5-6 лет, жизнь которых 9 мая 1942 года оборвал фашистский снаряд. Всегда думаю о том, что и эти дети внесли свой вклад в нашу Победу… Мне кажется, что своими маленькими телами они заслонили тех, кто сумел дожить до Победы».

Однако о том, что происходило после Победы, Юрий Толстой рассуждает с грустью: «…мы не сумели воспользоваться плодами победы, доставшейся такой дорогой ценой, и очень скоро возбудили ненависть народов тех стран, в которые входили вроде бы как освободители».

В августе 1945 года Юрий Толстой вернулся в Ленинград. «Без каких бы то ни было проволочек меня без экзаменов зачислили на юридический факультет Ленинградского университета». Сначала Юрий Толстой интересовался историей права, но к концу второго курса остановил свой выбор на гражданском праве. По его словам, это случилось таким образом: «Научные конференции собирали многочисленные аудитории, диспуты затягивались до позднего вечера, а то и до ночи. Как правило, они проходили в 88-й аудитории, забитой до отказа. На одной из них аспирант Борис Хаскельберг (впоследствии профессор Томского университета) выступал с докладом о clausa rebus sic stantibus (оговорка о неизменности условий обязательств). Я слушал и почти ничего не понимал. Это меня раззадорило, и я решил всерьез заняться гражданским правом».

Главным учителем Юрия Толстого стал академик Анатолий Васильевич Венедиктов: «Перефразируя слова Бисмарка и Чичерина и, разумеется, не ставя себя вровень с этими выдающимися людьми, могу сказать: "У меня в жизни были Анатолий Васильевич и гражданское право, и этого у меня не сумеет отнять никто!"»

Дипломная работа была посвящена приобретательной давности. Рецензентом был назначен профессор Владимир Константинович Райхер. «…Райхер сделал около 30 замечаний. Защита длилась несколько часов, причем Райхер следил, чтобы я ответил на все его замечания. И когда на одно из них я не ответил, он настоял на том, чтобы я дал ответ и на него. Вот как профессора относились в то время к своим обязанностям!»

Затем перед Юрием Толстым встал вопрос об аспирантуре. «Подбор кадров в аспирантуру был далеко не оптимальным. Решающее значение придавалось анкетным данным. Если в анкете не было извилин, то шансы попасть в аспирантуру (а в то время это было престижно) резко возрастали. А то, что у претендента помимо этого не было извилин в мозгу, никого не смущало».

Чтобы поступить в аспирантуру, надо было вступить в комсомол, что Юрий Кириллович вопреки своему желанию сделал. Успокаивали слова академика Венедиктова: «из комсомола вы по возрасту можете выйти». И хотя следующей стадией после комсомола была КПСС, Юрий Толстой к ней так никогда и не присоединился: «…я никогда по зову сердца не вступал в КПСС и затем, тоже по зову сердца, никогда не выходил из нее».

В 1954 году к университету присоединился Юридический институт. Заведующим объединенной кафедрой гражданского права стал Борис Борисович Черепахин. В 20-е годы он активно публиковал работы по теории права и гражданскому праву, но потом наступил долгий перерыв. Это связано с тем, что Борис Черепахин служил в армии Александра Колчака и потому был лишен права заниматься преподавательской деятельностью. Вернулся он в преподавание и науку только в 1938 году. Вот как отзывается о профессоре Черепахине Юрий Толстой: «...благодаря кристальной чистоте и порядочности Бориса Борисовича ни у кого рука не поднималась на него настучать. В душевном облике Бориса Борисовича, во всем складе его личности было такое, что даже людей, не очень разборчивых в средствах, удерживало от совершения против него неблаговидных поступков».

Вспоминает Юрий Толстой и о других ученых-юристах, с которым удалось встретиться. Например, о Сергее Корнееве, крупнейшем ученом-цивилисте, Викторе Дозорцеве, занимавшемся вопросами интеллектуальной собственности, и Михаиле Пискотине, исследовавшем проблемы публичного права. «Каждый из них был крупной личностью (иногда довольно ершистой), которая не шла на компромисс с совестью и смело отстаивала свои взгляды, иногда не в самой подходящей для этого обстановке».

В 1985 последним генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Горбачев. «Горбачеву досталось тяжелое наследство. Война в Афганистане, коррумпированный государственный аппарат, беспробудное пьянство, явное отставание страны в экономическом соревновании с Западом, повсеместное падение нравов — вот лишь немногие из тех язв, которые предстояло лечить», — пишет Юрий Кириллович.

В 1990-1991 годах Юрий Толстой был членом Комитета конституционного надзора СССР. В его книге воспоминаний много страниц посвящено описанию событий тех лет. Видимо, к участникам тех событий Юрий Кириллович относился не очень благосклонно: «Трудно сказать, с кем лучше иметь дело — с жирными котами, страдающими от пресыщения, или сворой голодных псов, которые, чувствуя себя временщиками, гребут все под себя, не брезгуя при этом никакими средствами».

Впрочем, о советском «наследии» Юрий Толстой также высказывается довольно резко: «В условиях социализма — реального, развитого, зрелого и еще черт знает какого — люди просто-напросто разучились работать. Воровать, пьянствовать, сачковать, придуриваться, тащить с производства все, что плохо лежит, — пожалуйста. А вот добросовестно вкалывать — нет уж, увольте!»

Некоторые рассуждения Юрия Толстого, впрочем, настолько универсальны, что не всегда можно понять, к какому этапу в истории страны они относятся: «В условиях, когда рост богатства на одном полюсе сопровождается ростом нищеты на другом, когда десятки миллионов людей далеко отброшены за черту бедности, говорить о победе в нашем обществе демократии по меньшей мере странно».

Есть в книге и строки о современной политической жизни страны: «События последнего времени подтвердили, что до политического многоцветья, основанного на взаимном уважении и учете мнения друг друга, нам еще далеко».

А вот что Юрий Кириллович думает о депутатах: «Депутаты не могут быть выше избравшего их общества, они несут в себе его достоинства и пороки, они сыны и дочери своего времени».

Рассуждая о митингах, Юрий Кириллович пишет: «Элита должна быть во всяком обществе, без нее общество хиреет и гибнет, но только формироваться эта элита должна путем естественного отбора, а не в процессе митинговой демократии».

По мнению ученого, современные политики не совсем верно расставляют акценты: «…в последнее время явно раздувается значение политических и личных прав граждан, а вот социально-экономические права и их гарантии явно недооцениваются — вроде бы они к демократии никакого отношения не имеют»; «…прежде чем заниматься политикой, наукой, искусством, люди должны удовлетворять свои потребности в пище, жилье, одежде — иначе они просто протянут ноги».

Критика власти не приносит результата, считает Юрий Толстой: «…что толку от критики институтов власти, если она не производит на тех, кто стоит у кормила власти, ни малейшего впечатления и они продолжают гнуть свою линию, будучи уверены в своей непогрешимости».

Возможно, впрочем, кандидатам на грядущих в 2018 году выборах Президента будет полезен такой совет: «Ясно, что если хочешь стать Президентом России, то нужно в глазах россиян прослыть русофилом».

Книга воспоминаний Юрия Толстого завершается стихами. Серьезные, шутливые, ироничные, посвященные друзьям и нацеленные против врагов, — зачастую они могут заменить многие страницы прозы.

У нас перед законом все равны —

Здоровые и хворые:

Как тащить — то все здоровы,

Как сидеть — так все больны.

Стих был подсказан интервью прокурора, который был государственным обвинителем по делу высокопоставленного чиновника, получившего условный срок, отмечает автор.

Вопрос 1. Гражданское право как правовая отрасль, наука и учебная дисциплина.

Наука гражданского права

Понятие науки гражданского права. В отличие от отрасли граж­данского права, регулирующей имущественно-стоимостные и лич­ные неимущественные отношения, наука гражданского права (цивилистическая наука)изучает закономерности гражданско-правового регулирования общественных отношений. Результатом такого изучения является сформировавшееся учение о гражданском пра­ве, состоящее из системы взаимосвязанных и взаимосогласован­ных понятий, взглядов, выводов, суждений, идей, концепций и теорий. Предметом изучения гражданско-правовой науки явля­ются прежде всего нормы гражданского права. Поэтому перво­очередная задача науки гражданского права - всестороннее, тщательное и глубокое изучение содержания гражданско-право­вых норм. Многочисленные исследования цивилистов в этой об­ласти во многом способствовали правильному и единообразному применению норм гражданского права правоприменительными органами.
Поскольку нормы гражданского права воплощены в многочис­ленных актах гражданского законодательства, последние также входят в предмет науки гражданского права. Цивилистическая на­ука, изучая гражданское законодательство, выявляет его систему, иерархию различного рода нормативных актов гражданского зако­нодательства, их юридическую силу, определяет состояние граж­данского законодательства, его соответствие потребностям разви­тия российского общества и определяет пути и способы его совер­шенствования. Существенным достижением цивилистической науки является вклад, внесенный ею в разработку и принятие но­вого Гражданского кодекса РФ.

Изучение гражданского права было бы неполным, если бы цивилистическая наука ограничилась изучением чисто юридиче­ского материала в виде актов гражданского законодательства и содержащихся в них правовых норм. Для правильного понима­ния содержания гражданско-правовых норм, выявления законо­мерностей их принятия и последующего изменения необходимо иметь достаточно глубокие представления о тех общественных от­ношениях, которые регулируются нормами гражданского права. Так, невозможно получить правильное представление о праве соб­ственности без выявления сущности и содержания отношений собственности, регулируемых этим правом. Необходимо также учитывать, что особенности гражданско-правовых норм во мно­гом предопределяются спецификой регулируемых ими обществен­ных отношений. Поэтому предметом науки гражданского права охватываются и общественные отношения, регулируемые норма­ми гражданского права. В соответствии с этим другой не менее важной задачей, стоящей перед цивилистической наукой, являет­ся исследование общественных отношений, регулируемых отрас­лью гражданского права.

Нормы гражданского права призваны регулировать имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения. Поэ­тому процесс воздействия норм гражданского права на регулируе­мые ими общественные отношения является составной частью предмета науки гражданского права. При этом выявление и изуче­ние закономерностей взаимодействия гражданско-правовых норм с регулируемыми ими общественными отношениями составляют одну из самых насущных задач цивилистической науки. Решению этой задачи значительно способствует выработанное цивилисти­ческой наукой понятие гражданского правоотношения, во многом позволяющее раскрыть механизм воздействия правовой надстрой­ки на экономический базис общества. В основе любых правоотношений лежат соответствующие юридические факты, изучение которых также относится к задачам цивилистической науки. В сферу фажданско-правовой науки входит изучение граждан­ского права не только России, но и других стран как ближнего, так и дальнего зарубежья, поскольку российская наука граждан­ского права не может успешно развиваться, не воспринимая опыт и достижения цивилистической науки других стран.

Понятие учебной дисциплины гражданского права. Если граж­данское право как отрасль права регулирует соответствующие об­щественные отношения, а наука гражданского права изучает граж­данско-правовые явления, то гражданское право как учебная дисциплина обучает гражданскому праву и науке гражданского права. В задачу гражданского права как учебной дисциплины входит в первую очередь обучение тем нормам гражданского права и практике их применения, которые в совокупности образуют гражданское право как отрасль права.

Однако если бы учебная дисциплина гражданского права огра­ничилась этим, ее результаты были бы весьма незначительными. Стоит только измениться гражданскому законодательству, как бу­дут сведены на нет и результаты обучения содержащимся в нем нормам права. Поэтому успешное обучение возможно только в том случае, если оно опирается на результаты научных исследо­ваний. В силу этого наряду с отраслью гражданского права в сферу обучения входит и наука гражданского права с выработанными ею понятиями, суждениями, выводами, идеями, концепциями и тео­риями. Обучение в таком случае носит куда более фундаменталь­ный характер, а результаты его не утрачивают значения и в случа­ях последующих изменений гражданского законодательства.
В учебном курсе гражданского права излагаются положения и выводы цивилистической науки относительно предмета и мето­да гражданского права, содержания гражданских законов и иных правовых актов, механизма гражданско-правового регулирования общественных отношений, закономерностей становления и разви­тия гражданского законодательства с присущим ему юридическим инструментарием. В результате студент овладевает знаниями не только гражданских законов и практики их применения, но и по­знает закономерности их развития, знакомится с выработанным цивилистической наукой понятийным аппаратом, теоретическим обоснованием закрепленных в законе норм права, правилами их толкования и применения. Тем самым закладывается прочный на­учный фундамент будущей специальности студента.

В задачу учебного курса гражданского права входит не только ознакомление студентов с содержанием гражданско-правовой от­расли и науки гражданского права, но и привитие студентам на­выков практической работы по избранной ими специальности, связанных с правильным применением гражданских законов к от­дельным случаям, возникающим в реальной жизни. Для обучения студентов навыкам практической деятельности в учебном курсе гражданского права используются приемы и способы, выработан­ные педагогической наукой.

Система учебного курса гражданского права. В основу системы учебного курса по гражданскому праву положена система граж­данского права и гражданского законодательства. Но между указанными системами нет и не может быть тождества, поскольку учебным курсом гражданского права охватывается не только граж­данско-правовая отрасль, но и наука гражданского права. Это не может не вносить соответствующие коррективы в систему постро­ения учебной дисциплины по гражданскому праву. Так, в граж­данском праве нет научных определений многих понятий, исполь­зуемых в нормативных актах гражданского законодательства, нет и не может быть научных обобщений и выводов, примеров из су­дебной и иной практики, подтверждающих правильность этих вы­водов, и т.д. Однако все это безусловно необходимо для успешно­го обучения студентов гражданскому праву и цивилистической на­уке. С учетом изложенного система настоящего учебного курса соответствующим образом отличается от системы гражданского права и гражданского законодательства.

В определении гражданского права как отрасли российского права решающее значение имеют предмет и метод гражданского права.

Вопрос о предмете каждой отрасли права заключается в том, что она регулирует (определяет и охраняет). Ответ на этот вопрос во многом характеризует содержание отрасли, сферу и пределы ее действия, ее отграничение от других отраслей правовой системы данной страны.

Авторитетное мнение. Определить предмет гражданского права - значит установить круг регулируемых им общественных отношений, выявить сущность и характерные черты последних и тем самым обнаружить объективные основания данной отрасли (В.Ф. Яковлев).

Предмет гражданского права - это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, характеризующиеся равенством, автономией воли и имущественной самостоятельностью участников этих отношений.

2. В предмет гражданского права включаются:

- имущественные отношения;

- личные неимущественные отношения;

- организационные отношения.

3. Гражданское право в России регулирует главным образом имущественные отношения , то есть отношения, которые в содержании и объектах выражают материальные блага, ценности и которые в соответствии с этим могут иметь денежную оценку.

Авторитетное мнение. Имущественные отношения - это конкретные общественно-экономические отношения по владению, пользованию и распоряжению материальными благами, складывающиеся на основе экономических актов участников данных социальных связей (О.А. Красавчиков, 1969 г.).

Таким образом, гражданское право охватывает важнейшую (основополагающую) область жизни современного общества, которую нередко именуют экономическим базисом, и главные участки практической деятельности людей. Гражданское право регулирует содержание и основные виды собственности, основания и порядок осуществления права собственности, отношения гражданского оборота, другие имущественные отношения во всех сферах общества, основанные на товарно-рыночных отношениях или связанные с ними.

Вместе с тем гражданское право регулирует и обширную область личных неимущественных отношений . Выражение Гражданского кодекса о том, что они входят в предмет гражданского права, поскольку "связаны" с имущественными отношениями, нужно понимать в широком значении слова "связаны". Это не только отношения, которые непосредственно находятся в одном комплексе с имущественными, но и такие личные отношения и отношения в области авторства, научных открытий, в других неимущественных областях, которые строятся на тех же своеобразных основах, что и имущественные отношения гражданского права.

Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. Том 1

С.А. СТЕПАНОВ ТОМ 1УЧЕБНИК