Как возвращается взыскателю исполнительный лист. Сроки исполнения исполнительного листа судебными приставами. Порядок взыскания по исполнительному листу. Что делать, если приставы исполнительный лист вернули без исполнения

Совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе соц.-территориаль-ных различий в специфич. соц. образования, выступающие носителями локально проявляющихся связей и отношений, господствующих в данном об-ве. Сам факт связи между расселением людей и соц. развитием зафиксирован социологией в конце XIX - первой четверти XX вв. Ф. Теннис, К. Бюхер, Р. Маккензи рассматривали территориальную общность гл. обр. через призму совместного проживания людей на той или иной территории. На переднем плане оказывались при этом "локальность" общности в отличие от об-ва и "территориальность" в отличие от факторов формирования иных соц. групп. О.с.-т. - одна из ключевых категорий социологии расселения, ибо именно она выражает собой определенный срез соц. дифференциации людей, складывающийся на основе историч. обусловленной территориально-поселенческой организации об-ва. О.с.-т. - категория историческая. Ее возникновение связано с переходом от первобытнообщинного строя, основанного на личных кровных узах, к классовому об-ву, одним из признаков к-рого является то, что оно разделяло народ для обществ. целей не по родственным группам, а по проживанию на одной территории. Именно с этого времени место жительства человека, как и расселение в целом, становятся звеном соц. детерминации и одновременно фактором и средой соц. развития. Предпосылкой О.с.-т. является своего рода закрепление индивида за поселением, что находит свое внешнее выражение в явлении постоянного места жительства. Данное явление обусловлено разделением труда. Составной частью последнего выступает распределение людей по тем или иным его видам. Естественно, что оно существует и на уровне поселения: во-первых соединение работника со средствами производства предполагает определенную территориальную "привязку"; во-вторых, характер развития техники и технологии до определенного времени предполагает непосредственное включение индивида в производственный процесс, к-рый всегда территориально определен; наконец, само закрепление работника за видом труда ограничивает возможности его передвижения как в пространстве, так и в соц. отношении. Таким образом, постоянный характер места жительства означает, что поселение людей "привязано" к производству, а расселение их в целом следует за размещением этого производства. Тем самым поселение становится непосредственной средой жизнедеятельности человека. С социологич. т. зр. это означает, что обществ. соц.-экономич. условия, детерминирующие соц. развитие общностей и личности, выполняют свою функцию не только на уровне об-ва в целом, но и на уровне определенного поселения, ибо именно там человек (и население в целом) выступает как субъект труда, субъект потребления и т. д. Условия жизнедеятельности людей, начиная с формы соединения работника со средством производства, носят в поселении конкретный характер, определяя собой возможности развития людей и удовлетворения ими своих потребностей, т. е. выполняют функцию фактического основания их соц. развития. Это означает, что поселение играет определенную роль в социализации индивида. Но одного закрепления людей за поселением и превращения последнего в непосредственную среду их жизнедеятельности еще недостаточно для образования О.с.-т. Общность такого рода может сложиться лишь на основе отличий условий жизнедеятельности людей в таком-то месте от условий др. места и формирования на этой основе общих интересов. Различия условий жизни в поселениях - проявление неравномерности экономич. и соц. развития тех или иных территорий, регионов. Она обусловлена различиями в уровне развития производительных сил, степени хозяйственного освоения территорий. На этой основе различия условий жизни в поселениях существуют не только в экономич. области, но и в сфере соц. жизни. По своему обществ. смыслу они представляют собой не что иное, как соц.-территориальные различия. Частный случай таких различий - различия между городом и деревней, но соц.-территориальные различия прослеживаются и между самими городскими (как и сельскими) поселениями. Соц.-территориальной общностью является не только население города, села, агломерации. В силу того что поселения включены в более сложные территориально-административные образования - район, область, республика, - а последние также отличаются спецификой экономич. и соц. развития. При этом в иерапхии О.с.-т. поселение играет особую роль: в основами территориальных различий в разрезе любых административных единиц всегда лежитсостояние условий жизни в местах поселения, где они становятся непосредственным основанием развития. Поэтому население отдельного поселения выступает первичной О.с.-т., а совокупность первичных О.с.-т. объективно является нижним, первичным уровнем структуры социально-территориалъной (см.). Лит.: Староверов В.И. Социально-демографические проблемы деревни. М., 1975; Баранов А.В. Социально-демографическое развитие города. М., 1981; Ланно Г.М. Города на пути в будущее. М, 1987; Крупный город: проблемы и тенденции развития. Л., 1988. М.Н. Межевич.

Все явления и процессы в обществе протекают в определен­ном социальном пространстве. Одной из основных характеристик структурирования общества является его территориально-прост­ранственная организация. Люди и социальные группы дифферен­цируются в обществе не только по их социальному статусу и соци­альной дистанции между этими статусами, но и по отношению к определенной территории. Для их социального положения и соци­ального самочувствия существенное значение имеет, живут ли они

в большом или малом городе, в городе или деревне, на Западе или Юге страны. Следовательно, люди различно взаимодействуют ме­жду собой, а также с определенными видами материального и ду­ховного производства, с явлениями культуры, образования, здра­воохранения, быта в определенных социально-территориальных общностях - в городе, деревне, регионе и т.п. Вот эта структури­рованность повседневной жизнедеятельности людей в пределах какой-то общей им территории и фиксируется в социологическом понятии «социально-территориальная общность (или структура)».

Социально-территориальная структура общества составляет своеобразную социальную сеть, каждая ячейка которой (тот или иной тип поселения - город, деревня, поселок и проживающая в нем общность) предстает в качестве своеобразного микрокосма общества в целом. В этой сети органически взаимопереплетены две составляющие. Первая из них- город, деревня, регион и т.п., представляющая собой герриториально-предметную совокупность жилищ, транспортных и иных коммуникаций, - является непо­ средственной пространственной средой.жизнедеятельности ин­дивидов и социальных групп Вторую составляет население опреде­ленной территориальной структуры, образующее социальную общность, которая оказывается непосредственной социальной сре­дой формирования, развития и повседневной жизнедеятельности индивидов.

Население определенной территориально-поселенческой структуры называется поселенческой общностью. Поселенческая общность - это совокупность людей, которые имеют общее по­стоянное место жительства, зависят друг от друга в повседневной жизни и осуществляют разнообразные виды деятельности для удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей.

При этом необходимо иметь в виду, что каждая территори­ально-поселенческая структура отличается от простой суммы множества составляющих ее независимых или связанных друг с другом домов и проживающих в них людей. Организуясь в некое целостное образование (деревня, город), эти дома, другие соору­жения, транспортные коммуникации, средства связи и т.п., а также пользующиеся всем этим люди, - предстают уже не просто как сумма независимых друг от друга частей, а в качестве своего рода самостоятельного социального организма, приобретающего свой­ства целостности, не сводимой к сумме составляющих ее частей.

Характерной особенностью поведения индивида по отноше­нию к социально-территориальной общности (поселению) стано­вится относительное, продолжающееся более или менее длитель­ное время (а иногда и всю жизнь) закрепление за местом житель­ ства Закрепленность человека за поселением означает, что удов­летворение потребностей и интересов (в труде, общении, мате­риальных и духовных благах и т.п.), а стало быть, и возможности развития его во многом обусловлены обстоятельствами его жизни в поселении. Поэтому определенная поселенческая структура вы­ступает в качестве непосредственной среды жизнедеятельности человека. Существующая же в данном поселении совокупность условий трудовой деятельности, учебы, культуры, быта и г.п. са­мым прямым образом определяв! меру возможностей социально­ го развития индивида. В отличие от школы, университета, завода и т.п., которые правомерно назвать цокольной средой, поселенческая структура (город, деревня, регион) является целостной средой жизнедеятельности и развития человека.

Существующие в обществе различия в возможностях соци­ального развития людей в решающей степени предопределяются различиями в условиях и возможностях соответствующих соци­ально-территориальных общностей. Основная ось неоднородно­сти, неодинаковости таких условий и возможностей проходит по линии сопоставления: крупный город- малый город- деревня. К тому же надо иметь в виду, что социокультурные различия меж­ду крупным и малым городом остаются подчас более существен­ными, чем между малым городом и деревней. Одним из прямых и очевидных подтверждений более благоприятных условий жизни в крупных городах следует считать более высокий уровень мигра­ции в эти города

Следует отметить, что более устойчивым притоком мигран­тов отличаются города так называемого многофункционального профиля, характеризующиеся более разносторонним и гармонич­ным развитием своей градообразующей базы, т.е. наличием не только развитого производства, но и культуры, образования, быта и т.п. В социологии принято различать градообразующую базу и градообслуживающую сферу жизнедеятельности городской посе­ленческой структуры. К числу градообразующих факторов отно­сят: промышленность, транспорт, связь, учреждения науки, куль­туры, образования. С точки зрения социологии эта система пока­зывает, что может город предоставить индивиду и обществу отно-

сительно наличия рабочих мест, видов приложения труда, квали­фикации кадров, их подготовки, культурного развития и отдыха. Градообслуживающая же сфера имеет целью обеспечить достой­ное и благоприятное для жизни людей обслуживание их потребно­стей и интересов, включая разветвленность и качество учреждений торговли, бытового обслуживания, транспорта, внутригородской и междугородней связи, наличия условий для воспитания и обуче­ния детей и подростков (детские ясли, сады, школы, клубы и др.), для организации полноценного и культурного отдыха и духовного развития личности (театры, музеи, библиотеки, концертные залы, кинотеатры, стадионы, бассейны и т.п.). Чем более гармонизиро­ваны градообразующие и градообслуживающие факторы, тем бо­лее многофункциональным становится город как специфическая поселенческая структура; тем более привлекательным и притяга­тельным становится он для проживания людей.

Город представляет собой такую территориально-поселен­ческую структуру, которая обеспечивает все этапы и все стороны жизнедеятельности человека. Город охватывает такие существен­ные для жизнедеятельности компоненты повседневного бытия че­ловека, как труд, потребление материальных и духовных благ, об­разование и воспитание, охрана здоровья, подготовка кадров, со­циальное обеспечение, охрана общественного порядка, рекреация, общественно-политическая и социокультурная деятельность. Если на работе, будь это завод, больница, торговая фирма, банк и т.п., человек проводит примерно одну треть суток в периоде от 18 до 60 лет, то в определенной поселенческой структуре, в частности, в городе, он проводит все время суток и почти всю свою жизнь - от родильного дома до гробовой доски. Поэтому-то в социологии в качестве очень важного структурного компонента жизнедеятель­ности личности и общества выделяется поселенческая структура, в том числе наиболее развитый и многофункциональный ее тип - город.

Условия жизнедеятельности населения в той или иной посе­ленческой структуре определяют возможности социального разви­тия человека. Они подразделяются на два типа.

Первый из них- условия производственной деятельности - содержание, характер труда, его оплата, возможности повышения квалификации, перемены вида трудовой деятельности, профессии и т.п.

Второй - условия непроизводственной жизни: образования, просвещения, культуры, семейно-брачной жизни, общения, отды­ха, проведения свободного времени, физического развития, здра­воохранения и т.п.

Эти два типа условий подразделяются вдоль оси различений: производство - непроизводственная деятельность.

Однако, при всей важности социальной деятельности чело­века как его социального жизнеобразугощего фактора, человече­ский индивид как биосоциальное существо живет и действует в определенной окружающей среде - природной и социальной. А это означает, что условия жизнедеятельности человека в опреде­ленной поселенческой структуре должны быть рассмотрены и оценены еще по одной оси различений - средовой. В зависимости от содержания и особенностей среды условия жизнедеятельности человека подразделяются также на два типа.

Первый из них- природная среда, существующая до и неза­висимо от человека, от его многообразной деятельности. Второй - искусственно созданная среда, сотворенная человеком в процессе его трудовой деятельности: здания, сооружения, транспортные средства, средства коммуникации и т.д.

Таким образом, вся совокупность жизнедеятельности инди­видов и социальных групп в определенной территориально-посе­ленческой структуре определяемся взаимодействием многообраз­ных факторов, которые следует сгруппировать по четырем типам.

    Производственная деятельность (среда).

    Непроизводственная среда.

    Природная среда обитания.

    Искусственно созданная человеком среда.

Из этих четырех взаимосвязанных компонентов в большин­стве случаев город имеет преимущество перед другими типами поселений по трем из четырех названных компонентов:

    условия труда;

    условия непроизводственной сферы;

    искусственная среда и ее благоустроенность, уступая де­ ревне только в одном - в благоприятности природной среды.

В связи с этим важное социальное и социокультурное значе­ние имеет дихотомическое членение социально-территориальных общностей на два основных типа по способу организации посе­ленческой структуры и особенностям ее функционирования - го­род и деревню.

Город представляет собой исторически сложившуюся со­циально-территориальную общность, обладающую полиструк­турностью, доминированием высокоразвитой искусственной ма­териально-вещественной среды над природной, концентрирован­ным типом социально-пространственной организации людей, ко­торая характеризуется ратоооразием трудовой и непроизводст­ венной деятельности населения, спецификой его состава и образа лсизни.

Для города характерны:

    Разнообразие трудовой деятельности населения- про­ мышленность, транспорт, связь, сфера услуг и др.

    Многообразие непроизводственной деятельности - обра­ зование, здравоохранение,культура, наука.

    Социальная и профессиональная неоднородность населе­ ния: рабочие, инженеры, учителя, врачи, профессора, актеры, писа­ тели, музыканты, предприниматели, хозяйственные руководители, милиционеры, судьи, адвокаты, работники сферы управления и т.п.

    Мощное развитие транспортных, телефонных и иных средств коммуникаций.

    Наличие органов, исполняющих властные, управленче­ ские и исполнительские функции - мэрия, городской совет депута­ тов, гор (рай) отделы милиции, суд, прокуратура, банки, различ­ ные учреждения.

    Развитие специфического городского образа жизни, для которого чаще всего характерно отсутствие приусадебного хозяй­ ства, оторванность от земли, преобладание анонимных, деловых, кратковременных контактов в межличностном общении, затухание соседских связей, относительная замкнутость семей и индивидов не только в пространственном, но и в социальном отношении. По­ следнее, в частности, характеризуется такими особенностями, как «эффект лифта», когда соседи, даже встречаясь в лифте, не знают друг друга, или «одиночество в толпе».

Все это вместе взятое предопределяет более интенсивное и многообразное социальное развитие, быструю переключаемость людей с одного вида занятий на другие, возможность смены про­фессий, специальностей, вида деятельности, перемены места жи­тельства и т.п. Город характеризуется полиструктурностью, кон­центрированным типом социально-пространственной организации людей. В силу совокупного действия всех названных особенностей городское население более развито в общеобразовательном, куль-

турном, технически-производственном отношении, чем сельское. Вместе с тем город органически взаимосвязан с деревней как пар­ный элемент дихотомии социально-территориальной целостности общества.

Основные тенденции, закономерности и особенности воз­никновения, изменения и развития городской территориально-поселенческой структуры исследует социология города. Объектом ее изучения являются генезис, сущность, основные особенности и тенденции развития города как специфической и целостной соци­ально-территориальной системы. Она изучает место и роль города в обществе и в системе расселения; особенности городского образа жизни и городской культуры; характер, направленность, циклы воспроизводства городских подсистем и города как целостного ор­ганизма; динамику городского управления и самоуправления; со­циальные факторы и следствия миграции населения и процессов урбанизации; взаимосвязь социально-классовой структуры и посе­ленческой сети, - на основе чего разрабатываются методы управ­ления, прогнозирования и проектирования развития городов.

В отличие от города деревня как специфическая сог/иально-территориалъяая общность характеризуется доминированием природных условий над искусственной материально-вещной средой, рассредоточенным типом социально-пространственной организа­ ции людей, значительным однообразием их производственной дея­тельности, сосредоточенной главным образом в сфере сельского хозяйства. Деревня отличается от города также длительностью закрепления одних и тех же функций, ограниченностью и бедно­ стью возможностей социокультурного развития.

Социальное своеобразие деревни выражается в следующих особенностях:

    подчиненность трудовой деятельности ритмам и циклам природы, связанная с этим неравномерность трудовой занятости в различные времена года, более тяжелые условия труда вследствие более низкой энерговооруженности, технической оснащенности сельскохозяйственного производства по сравнению с городскими предприятиями;

    меньшая, чем в городе степень социально-экономического развития;

    преимущественно малая плотность населения и неболь­ шое число жителей;

Место и роль сельской территориально-поселенческой струк­туры в развитии общества и системах расселения; основные факто­ры, влияющие на происходящие здесь социальные процессы; осо­бенности сельского образа жизни, свойственных ему особенностей культуры, общения; процессы социального воспроизводства сель­ского населения как специфической социально-территориальной общности, - составляют предмет социологии деревни.

Выяснив социальную сущность двух основных типов соци­ально-территориальной структуры общества- города и деревни, своеобразные особенности каждого из них, мы можем более опре­деленно и конкретно представить себе содержание и социальную роль урбанизации.

Урбанизация (от латинск. urbanus ) - процесс сосредоточе­ ния населения, экономической, политической и культурной жизни в крупных городах и связанного с этим возрастания роли городов в развитии общества, в распространении черт и особенностей, свойственных городскому образу жизни, па все общество, в том числе в сельской местности.

Основными признаками урбанизации являются: возрастание доли городского населения; высокая плотность и степень разме­щения сети городов по территории страны; транспортная и другая доступность крупных городов для населения других поселенче­ских структур; возрастающее разнообразие видов трудовой дея­тельности и досуга населения.

Отметим, что урбанизация - это отнюдь не механическое изменение численности городского и сельского населения в пользу первого. Объективно переезд в крупный город означает переме­щение к сконцентрированным здесь разнообразным возможностям трудоустройства и реализации способностей, к социальным и культурным благам, к источникам производства и приобретения новых вещей, реализации новых потребностей и интересов

Очень существенным признаком урбанизации является так­же возникновение новых городов и быстрый их рост как по коли­честву населения, так и по концентрации в них промышленности За последние 30-40 лет в Беларуси возникли 1акие новые, быстро развивающиеся города, как Новополоцк, Солигорск, Светлогорск и др. Строительство новых городов, их быстрое развитие приводит к интенсификации процессов не только изменений территориаль­но-поселенческой структуры общества, но и его социальной, про­фессионально-квалификационной структуры. Дело в том, что в но­вых городах, как правило, создаются новые отрасли промышлен­ности (нефтехимическое производство в Новополоцке, производ­ство калийных удобрений в Солигорске, химволокна- в Светло­горске), а это вызывает к жизни новые виды трудовой деятель­ности, новые профессии, новые потребности, интересы и цен­ностные ориентации. Соответственно создаются новые виды и формы обучения людей, возникают новые учебные заведения с но­выми наборами специальностей, например, Новополоцкий плитех-нический университет. Все это сопровождается созданием и разви­тием новых учреждений культуры, бытового обслуживания; зна­чительным разнообразием не только видов труда, но и способов освоения достижений культуры. Все это вносит существенные из­менения в динамику социальных слоев и групп, их перемещение.

Кроме городских и сельских поселенческих структур и из­менения соотношения между ними в результате урбанизации, важную роль в динамике социально-территориальных общностей играют регионы. Регион- это определенная часть страны, отли­чающаяся совокупностью природно-естественных и исторически сложившихся особенностей. Чем более обширна по своей терри­тории страна или чем больше различных природно-климатических зон она имеет, тем более разнообразны имеющиеся в ней регионы. В России, например, существуют весьма существенные особенно­сти районов Крайнего Севера или Дальнего Востока по сравнению! с Краснодарским и Ставропольским краями, расположенными на|

юге страны. В Испании отчетливо выделяются своим экономиче­ским и социокультурным развитием, этническими особенностями, своеобразием традиций и обычаев Андалузия и Каталония.

В Беларуси в силу компактности ее территории и отсутствия резко различающихся друг от друга природно-ландшафтных и климатических зон столь резкое разграничение регионов не на­блюдается. Однако и в нашей республике существуют региональ­ные отличия между ее восточными и западными областями. В Гродненской области, например, особенно в ее западных, пригра­ничных с Польшей районах, сказывается географическая близость Варшавы. Кроме того, здесь существуют и исторические предпо­сылки регионального своеобразия, обусловленные особым местом в истории польской государственности г. Гродно, ставшего в эпо­ху Просвещения временным убежищем короля Станислава Поня-товского. Важную роль сыграл и культурный фактор: многие вы­дающиеся деятели польской культуры родились на Гродненщине -Адам Мицкевич, Ян Чечет, Томаш Зан, Элиза Ожешко и др. По­этому и в настоящее время в этом регионе более ощутимо, чем в других областях Беларуси, сказывается влияние католицизма и польской культуры, в то время как в восточных областях гораздо сильнее влияние православия, более отчетливо выражено тяготе­ние к русской культуре. Все это проявляется в традициях, обыча­ях, обрядах, в ценностных ориентациях. Так, в период подготовки договора о Союзе Беларуси и России полностью, безо всяких ого­ворок поддержали создание такого Союза более 73 % жителей Го­мельской области и 40,9 % (т.е. в 1,8 раза меньше) - Гродненской.

Если суммировать совокупность отличительных особенно­стей и условий жизнедеятельности людей в поселениях различного типа и различных регионах, то можно сказать, что специфика со­циально-территориальной общности определяется:

    историческими особенностями развития данной общно­ сти: ее прошлым и настоящим, свойственными ей традициями, обычаями, отношениями, особенностями труда и быта и т.п.;

    экономическими условиями - структурой экономики, осо­ бенностями разделения труда, профессиональным составом насе­ ления, его трудовой мобильностью и т.п.;

    социально-политическими условиями - степенью вовле­ чения населения в принятие управленческих решений, особенно­ стями и эффективностью управления и самоуправления, отноше­ нием населения к властным и управленческим структурам;

В соответствии со структурой социально-территориальной организации жизнедеятельности складывается определенная ие­рархия (соподчиненность) социально-территориальных общностей разного ранга. Для Беларуси они таковы:

    Высшая- все население Республики Беларусь как специ­ фическая социально-территориальная общность.

    Областные социально-территориальные общности.

    Районные (городские) социально-территориальные общ­ ности.

    Поселковые и сельские социально-территориальные общ­ ности.

Но какой бы иерархический ранг или какой бы то ни было тип (городской или сельский) поселенческой структуры мы ни рассматривали, всегда и везде на передний план в социологиче­ском исследовании выдвигается население страны, области, горо­да, района, поселка, деревни. Под народонаселением понимается совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в пределах определенных социально-территориальных общностей -страна, регион, город, деревня и т.п. Когда социологи говорят о социально-территориальных общностях, они не забывают, что в состав этих территориально-поселенческих структур входят ком­плексы зданий, сооружений, транспортных средств и т.п., но глав­ную роль в этих общностях играют люди, создающие такие здания и сооружения, обживающие определенные территории, строящие на них города и села, создающие необходимую для жизни в них структуру жизнеобеспечения - заводы, школы, больницы, магази­ны и т.п. А высшую ранговую структуру во всех этих социально-территориальных общностях представляет народ. Народ - это со­вокупность всех социальных общностей, слоев и групп, запятых в различных видах деятельности в системе общественного разделе­ния труда, имеющих общую историческую судьбу, существенные признаки сходного образа жизни, а также чувство принадлежно­сти к единой социально-исторической общности. Народ выступа­ет носителем многовекового коллективного опыта, социокультур-

ных ценностей - языка, культуры, исторической памяти и государ­ственности, основным создателем материальных и духовных цен­ностей, вершителем своей собственной судьбы.

Вопросы для самоконтроля и повторения

    Что такое социально-территориальная общность?

    Каковы две основных составляющих социально-территориальной структуры?

    Каковы четыре главных фактора, создающие условия жизнедеятель­ ности людей в территориально-поселенческой структуре?

    Какова социальная сущность города (его определение) и в чем со­ стоят его характерные особенности?

    В чем состоит социальная сущность деревни (ее определение), како­ вы ее характерные особенности?

    Что такое урбанизация?

    Какими факторами определяется специфика социально-территориаль­ ной общности?

    В чем состоят особенности народа как исторической социальной общности?

Литература

    Бабосов Е.М. Социальное развитие деревни: состояние, тенденции и перспективы выхода из кризиса. Черкассы, 1993.

    Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Казаринова И.В., Садовский Э.Г. Социальная стратификация городского населения //Социологичес­ кие исследования. 1995. № 5.

    Зиновский В.И. Численность и основные социально-демографичес­ кие характеристики населения Республики Беларусь по данным пе­ реписи населения 1999 г. //Социология. 1999. № 4.

    Комаров М.С. Территориальная общность и поведение личности. Урбанизация как образ жизни //Введение в социологию. Гл. 4, § 3. М., 1994.

    Макеев С.А. Социальные перемещения в крупном городе. Киев, 1989.

    Проблемные ситуации в развитии города /Под ред. О.И. Шкаратана. М., 1988.

    Социально-территориальные общности. Социология города и со­ циология деревни //Социология /Под. ред. Г.В. Осипова. М., 1990.

    Социально-территориальная структура общества //Социология: наука об обществе. Под. ред. В.П. Андрущенко, В.И. Горлача. Харьков, 1996.

Для характеристики населения любых территориальных единиц применяется понятие «территориальная общность». Общество с точки зрения территориального устройства можно рассматривать как социально-территориальную систему, включающую и себя совокупность территориальных общностей людей, которые представляют собой специфические социальные группы, имеющие особые социальные интересы и определенным образом взаимодействующие друг с другом.

Наиболее общее определение территориальной общности дает в своем учебнике польский социолог Я. Щепаньский. Он называет территориальной общность, члены которой связаны узами общих отношений к территории, на которой они проживают, и узами отношений, вытекающих из факта проживания на общей территории (См.: Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М., 1969. – С. 160). Основными элементами территориальной общности выступают соответствующие группы населения и используемые ими части жизненного пространства с их производственными и социально-бытовыми инфраструктурами, а также органами управления.

Территориальные общности выполняют внешние и внутренние функции. Внешние функции территориальной общности заключаются в удовлетворении потребностей общества в материальных благах, производственных и социальных услугах, культурных ценностях; внутренние – в обеспечении нормальных условий жизнедеятельности соответствующих групп населения.

Объективной основой формирования территориальной общности выступают различия условий в местах поселения людей: во-первых, это природно-географические особенности территорий; во-вторых, неодинаковая степень благоприятности условий жизни людей, зависящая от социально-экономического развития тех или иных территорий.

Предпосылкой включения индивида в общность является его связь с территорией. Постоянное место жительства людей – это своего рода распределение их по тем или иным территориальным общностям. Возможность поменять общность, т. е. изменить свое социальное положение путем перемены места жительства, представляется более легкой, чем изменение принадлежности к определенной социальной группе другими способами.

Территориальные группы населения представлены поселенческими и региональными типами. Поселенческие общности образуются каким-то однородным поселением: либо сельским, либо городским; региональные включают в свой состав и то, и другое. Дифференциация поселений обусловлена, прежде всего, общественным разделением двух видов труда – промышленного и сельскохозяйственного, соответственно выделяют городские и сельские поселения. В регионе, как правило, представлены и промышленный, и сельскохозяйственный виды труда. Поэтому поселенческие общности характеризуются однородностью населения и жизненных условий, региональные – неоднородностью.

Содержание термина «регион» довольно многозначно. Им могут обозначаться единицы самых разных размеров, выделяемые по различным основаниям (политико-территориальные образования, экономические районы, крупные части страны, совокупности стран и т. д.). Понимание региона зависит от применяемого подхода и целей изучения. С точки зрения социологии, по мнению А.И. Сухарева, «регион – это относительно самостоятельное, территориально-очерченное, природно-социальное явление, обладающее способностью к самовоспроизводству» (Сухарев А.И. Основы регионологии. – Саранск, 1996. – С. 4).

Развитие любого региона в основном определяется общими закономерностями и тенденциями социально-экономического развития данной страны в данное время, но все же обладает относительной самостоятельностью. В результате локализации общественных отношений каждая региональная территориальная общность имеет специфические социальные интересы и проблемы.

Основными качественно различными видами поселенческих общностей являются городские и сельские. Город и село представляют собой застроенные и организованные пространства, заселенные определенным количеством населения. Эти объекты имеют сложную структуру, включают в себя разнообразные явления и процессы, что и обусловливает многообразие подходов к определению их сущности.

Важную роль в обществе и системе расселения играют городские социально-территориальные общности. В настоящее время все более усугубляются процессы урбанизации. Под понятием «урбанизация» (от лат. urbanus – городской) обычно понимают процесс роста роли городов в жизни общества.

Урбанизация – многогранное социально-экономическое явление, рассматривается как специфический образ жизни, определяемый, во-первых, материальной структурой города, различными городскими сооружениями; во-вторых, комплексом социальных институтов, типичных для города; в-третьих, системой установок и стереотипов поведения индивидов, моделями социальных отношений в городской среде.

Причинами урбанизации и развития городов в западной социологии являются рост численности, плотности населения и его территориальная подвижность. Так считали Г. Спенсер и Э. Дюркгейм. Соглашаясь с ними, Р. Парк, Е. Берджесс и другие утверждали, что рост численности населения, его плотность и интенсивная миграционная подвижность ведут к конкуренции, формируют особенности социальной структуры города и городского образа жизни, становятся определяющим фактором разделения труда между городом и деревней. Таким образом, основной причиной возникновения и дальнейшего развития города считается рост численности населения, а следствием выступает разделение труда и возникновение городских и сельских видов поселений. В отечественной социологии основной причиной возникновения двух систем поселения является разделение труда, а уже его следствием – возникновение и развитие городов. Особенности функционирования и развития городских и сельских территориальных общностей изучаются социологией города и социологией села.

Социология города стремится установить закономерности взаимодействия социальной структуры города как модели общества и его предметно-пространственной организации. В основной круг проблем социологии города входит определение места города в обществе и системе расселения, основных причин появления и факторов, влияющих на развитие города, основных подсистем городов, особенностей городского образа жизни, путей и методов управления развитием города как целостной системы и т. д.

В социологию города большой вклад внесли западные исследователи. Первые работы, посвященные социологическим проблемам города, появились уже в конце XIX в. Одна из них – книга М. Вебера «Город», где сформулировано одно из первых социологических определений города. Город, по мнению автора, представляет собой крупное поселение, где «взаимное личное знакомство друг с другом, отличающее соседскую связь... отсутствует» (Вебер М. Город. – Петроград, 1923. – С. 7). Сравнивая город с сельской общиной, Вебер указывал на специфические моменты, характеризующие город: занятость неземледельческим трудом основного населения, многосторонность промысла, наличие рынка, концентрация управленческих функций и т. д.

Важную роль в развитии социологии города сыграла чикагская школа, сложившаяся в 20-30-е гг. XX века в США. Р. Парк, Л. Вирт, Е. Берджесс и др. ее представители рассматривали город как единый социальный организм. Основной предмет изучения составляли миграционные процессы, межэтнические отношения, явления социальной дезорганизации общества. Вирт, например, считал город сосредоточением связей. Однако проведенные в дальнейшем эмпирические исследования не подтвердили его выводов о распаде личных связей в крупном городе. Представителей чикагской школы критиковали за то, что они преувеличивали степень обособленности и неорганизованности, типичные, по их мнению, для городских общин, и рассматривали город как нечто обособленное, не зависящее от развития общества. В целом вклад чикагской школы в развитие социологии города значителен и идеи ее представителей о тесной взаимосвязи социальных явлений с пространственными характеристиками не утратили актуальности и в настоящее время.

Отечественные социологи рассматривают город как многомерное системное образование, отличающееся сложным сочетанием структурных связей. Основным методологическим принципом исследования города они считают системный подход, что предполагает:

1) исследование города как элемента общества и системы расселения;

2) исследование внутренней структуры города, расчленение его на подсистемы;

3) исследование закономерностей изменения, развития и функционирования города как целого.

Известный отечественный исследователь Г.М. Лаппо определяет город как «противоречивую гармонию». В городе постоянно возникают противоречия между формой (относительно стабильной, инертной) и содержанием (динамичным, постоянно обновляющимся). Он должен заставить «ужиться» в своих границах группы населения с различными интересами, занимающиеся разными видами деятельности. Однако при всей своей противоречивости город выступает саморегулирующейся системой.

Российские социологи (Ф.С. Файзуллин и др.) выделяют следующие особенности городского образа жизни: значительное повышение роли социальной информации и общения, интенсификацию этих процессов, возрастание зависимости деятельности человека от количества получаемой информации; возможность иметь большее количество друзей; более заметное раздвоение общества на формальное и неформальное, производственное и внепроизводственное; большую психологическую свободу от социального контроля в повседневной жизни.

Социология села - отрасль социологии, изучающая генезис, сущность, функции, общие закономерности развития и функционирования села как целостной социально-территориальной системы, разрабатывающая основные методологические принципы его исследования.

Сельская социально-территориальная общность значительно отличается от городской. Еще немецкий социолог Ф.Теннис предложил различать понятия «община» и «общество» («Gemeinsсhaft» и «Gesselschaft»), рассматривая общину как определенный вид сельской общности, а общество – городской. Отношения между людьми в общине, по его мнению, основываются на эмоциях, привязанностях; сельское общество самодостаточно, связано родственными узами и определенным чувством общности. В основе отношений второго рода, или общественных отношений, лежит рациональное начало, они учитывают степень полезности одного человека для другого. Согласно Теннису, в отличие от общины в обществе царит расчетливый разум, целерациональная воля. Социолог исследовал идеальные типы общины и общества. Их невозможно выделить в реальности в чистом виде, более того, в современном западном обществе значительных различий между городским и сельским образом жизни уже не существует. Общины лишены большей доли своей самодостаточности, поскольку важное значение стали приобретать социальные интересы национального масштаба. Дихотомия общины и общества в западной социологии воспроизводится чаще в связи с различением «традиционного» и «современного» общества.

В отечественной социологии особенности сельской территориальной общности изучались Т.И. Заславской, В.И. Староверовым и др. Интуитивно каждому понятно, чем город отличается от села. С городом связано представление о большом сосредоточении людей, многоэтажной застройке, интенсивном движении. При слове «село» возникает противоположная картина: одноэтажные дома, тишина, малолюдность. Наиболее распространенный показатель для разграничения города и села – численность населения: подразумевается, что город – это, прежде всего нечто большее. Но это только внешнее, видимое различие. Село имеет и свои специфические функции и отличается основными элементами внутренней структуры. Подобно большинству специальных объектов село является многофункциональным. Выполняемые им функции можно разделить на:

· специфические, свойственные только данному объекту;

· неспецифические, т. е. частично выполняемые и другими объектами.

Последняя группа функций делится на внешние, направленные на несельское население, и внутренние, направленные на сельские общности.

Специфической функцией, выполняемой селом, является обеспечение общества сельскохозяйственной продукцией. К неспецифическим внешним функциям могут быть отнесены:

1) социально-пространственная, которая заключается в относительно равномерном заселении, хозяйственном освоении и социальном контроле сельской территории;

2) рекреационно-природопользовательская, содержанием которой является организация отдыха за счет использования природных рекреационных ресурсов;

3) демографическая, обеспечивающая воспроизводство сельского населения.

Сельские территориальные общности имеют определенные особенности по сравнению с городскими. Сельские общности меньше по численности населения, в них повышенная доля престарелых, меньше лиц трудоспособного возраста и молодежи. Население села всегда отличалось более высоким уровнем естественного прироста, обусловленным повышенной рождаемостью, для него характерны высокий миграционный оборот, чистый миграционный отток и тенденция к сокращению общей численности. Профессионально-должностной и квалификационный состав ввиду специфики развития производственной сферы имеет меньшее разнообразие. Сельское население характеризуется некоторым консерватизмом мышления, недоверием к социальным новшествам, большей стабильностью норм и ценностей.

В настоящее время происходит усложнение социально-территориальной структуры общества, меняется традиционное представление о городе и деревне, нарушается их целостность, формируются другие образования (городские агломерации, сельскохозяйственные районы несельскохозяйственной специализации, поселки городского типа и т. д.). Многие исследователи склоняются к мнению, что социально-территориальная структура должна быть не двухмерной (город – село), а более сложной. Условно предлагалось различные образования называть аграрными и неаграрными сферами.

Различия между городом и селом еще сохраняются и проявляются по крайней мере с трех тесно связанных сторон:

· они представляют различные виды труда;

· это достаточно четко обособившиеся формы поселений;

· с этими поселениями связаны специфические социальные группы.

Население города и села складывается в особого рода социальные общности людей, общности по месту поселения, социально-территориальные общности.

от 14.11.2017)

«Об исполнительном производстве» Статья 46. Возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Возврат исполнительного листа


Формы документов: Возврат исполнительного листа

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Бесплатная юридическая консультация:


Оформление возврата исполнительного листа

Вход на сайт

119. Исполнительный документ, по которому взыскание произведено полностью, в трехдневный срок подлежит возврату юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, исправительным или лечебно-профилактическим учреждением в суд, направивший его, с отметкой руководителя или главного (старшего) бухгалтера о произведенном взыскании с указанием удержанной суммы, с извещением об этом взыскателя и суда, в районе деятельности которого находятся юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, исправительное или лечебно-профилактическое учреждение.

Долговые обязательства и их возврат

В судебное определение вносится полная информация о наименовании суда, рассматривающего дело, времени вынесения и осуществления, наименования и адреса взыскателя и должника.

По каждому постановлению комиссии или суда выдается один исполнительный лист. Истцу необходимо бережно относиться к выданному документу, потому что его дубликат можно получить только после подачи заявления в арбитражный суд, который должен рассмотреть это дело в течение 10 дней.

При получении на руки решения, взыскателю следует обращаться к ФССП по месту проживания должника или его имущества.

Есть ли у кого-нибудь образец возврата исполнительного листа?

1 ответ. Москва Просмотрен 519 раз. Задан4 13:59:29 +0400 в тематике «Другие вопросы» Судебный пристав на основании одного исполнительного листа вынес два постановления о возбуждении исполнительного - Судебный пристав на основании одного листа вынес два постановления о возбуждении исполнительного. далее

Бесплатная юридическая консультация:


1 ответ. Москва Просмотрен 204 раза. Задан2 16:19:17 +0400 в тематике «Другие вопросы» Как зафиксировать (оформить)выплату алиментов без листа? - Как зафиксировать (оформить)выплату алиментов без исполнительного листа.

Заявление в банк о возврате исполнительного листа

Открытое акционерное общество «_____________________» (сокращенное наименование - ОАО «__________________»), в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», направило для исполнения Исполнительный лист № _______________, выданный «___» _______ 2009 года на основании Решения Арбитражного суда г. Москвы от «___» _______ 2009 года (дело № А40-______________).

Информационно-правовой портал

В связи с достаточно высоким процентом возвращаемых органами Федерального казначейства документов и сложившейся в некоторых регионах правоприменительной практикой, в целях реализации принципа соблюдения прав и законных интересов взыскателей считаем необходимым обратить особое внимание на оформление сопроводительных писем и уведомлений к возвращаемым исполнительным листам.

Исполнительный лист по выплате алиментов закончился

1.Скажите пожалуйста, если испольнительный лист по выплате алиментов закончился (т.е. дочь сотрудника стала совершенолетней), что в этом случае должен сделать главный бухгалтер (его дальнейшие действия)?месяц прошел когда ребенку исполнилось 18 лет, главному бухгалтеру необходимо какие-либо документы сдавать к ПРИСТАВУ?Если главный бухгалтер должен был что то предоставить приставам и это не сделал вовремя.

Исполнительный лист

Исполнительный лист – это исполнительный документ, на основании которого осуществляется решение суда. Оснований для составления исполнительного листа три: судебный акт, приговор суда, решение суда по конкретному делу.

Бесплатная юридическая консультация:


Казалось бы, судебный лист завершает процедуру судопроизводства. Теперь заявитель, выигравший дело в суде (отныне он называется «взыскатель»), может вздохнуть спокойно и получить результат (деньги на счет, восстановление на рабочем месте и т.д).

Как поступить при получении от службы судебных приставов исполнительного листа на физическое лицо, которое не является сотрудником предприятия

В этом случае нужно поступить по аналогии со случаем увольнения сотрудника. А именно: в течение трех дней направить исполнительный лист обратно приставам. К нему нужно приложить сопроводительное письмо, в котором указать (в зависимости от ситуации):

2) такой сотрудник был, но на данный момент уволился – здесь можно указать дату увольнения, размер дохода, сумму удержанного НДФЛ и новое место работы, если оно вам известно.

После того как организация удержала все суммы, указанные в исполнительном листе (или по окончании срока, в течение которого нужно было производить удержания), этот документ надо вернуть судебному приставу (например, переслать по почте).

При этом на обратной стороне исполнительного листа напишите, какую сумму по нему организация удержала и перечислила взыскателю, а также остаток задолженности.

Бесплатная юридическая консультация:

Статья 46. Возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства

Комментарий к статье 46

В комментируемой статье перечислены основания возвращения исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства. При этом в судебно-арбитражной практике некоторые из указанных оснований трактуются неоднозначно.

Согласно ч. 2 комментируемой статьи в случаях, предусмотренных п. п.ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Акт судебного пристав a-исполнителя утверждается старшим судебным приставом.

Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа (ч. 3 ст. 46 Закона об исполнительном производстве).

Бесплатная юридическая консультация:


Общим юридическим последствием возвращения исполнительного документа является окончание исполнительного производства. Причем, если руководствоваться принципом диспозитивности, возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах сроков, предусмотренных

законодательством, так как основаниями для возвращения исполнительного документа служат либо правораспорядительные действия взыскателя, либо объективные обстоятельства, которые могут быть со временем устранены или исправлены. Данный подход реализуется также и в судебно-арбитражной практике. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20 декабря 2004 г. N А/04 отмечается, что возвращение исполнительного документа взыскателю не влечет за собой невозможности возобновления исполнительного производства и не препятствует новому предъявлению указанного документа к исполнению в пределах сроков, исчисляемых в соответствии со ст. 14 Закона об исполнительном производстве 1997 г. (в настоящее время - ст. 21 Закона об исполнительном производстве).

По общему правилу исполненный исполнительный документ возвращается в суд или другой орган, выдавший документ. В правоприменительной практике возник вопрос: куда должны быть возвращены исполнительные листы о взыскании государственной пошлины или штрафа в доход государства в случае невозможности их исполнения? В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2002 г. (по гражданским делам), утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 июля 2002 г. , дается следующее разъяснение.

ВВС РФ. 2002. N 11.

Согласно ст. 50 БК РФ государственная пошлина включается в состав налоговых доходов федерального бюджета. Указанный платеж согласно ст. 13 НК РФ относится к федеральным налогам и сборам, обязательным к уплате на всей территории РФ, контроль за полнотой и своевременностью внесения которых возложен на налоговые органы. В случае невозможности исполнения требования по исполнительному листу о взыскании государственной пошлины в доход государства этот документ должен быть возвращен в налоговые органы. В случае невозможности произвести исполнение по исполнительному документу о взыскании с должника штрафа, который на основании п. 1 ст. 46 БК РФ подлежит зачислению в местный бюджет по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о его наложении, исполнительный документ возвращается в органы Федерального казначейства по месту нахождения должника.

Бесплатная юридическая консультация:


МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ 46

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

Департамент земельных ресурсов города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об отмене постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по СЗАО УФССП России по Москве Зотова А.В. об окончании исполнительного производства от 3 апреля 2009 года N 23/10367/7/2008.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 августа 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из отсутствия оснований для признания оспариваемого постановления незаконным.

Бесплатная юридическая консультация:


Департамент земельных ресурсов города Москвы, не согласившись с выводами суда, настаивает на отмене судебного акта по основаниям неправильного применения арбитражным судом норм материальн ого права, нарушения норм процессуального права. По мнению заявителя, выводы суда не соответствую т фактическим обстоятельствам по делу. Судом не учтено, что судебным приставом-исполнителем в нар ушение требований Федерального закона "Об исполнительном производстве" не были осуществлены необходимые действия, направленные на выполнение требований исполнительного документа.

Из установленных судом фактических обстоятельств по делу усматривается, что постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по СЗАО УФССП России по Москве З.А.В. от 3 апреля 2009 года окончено исполнительное производство N 23/28663/411/7/2008, возбужденное на основании исполнительного листа Арбитражного суда города Москвы от 15 июня 2005 года N, в силу которого POO "СТК "Атлант" было обязано освободить земельный участок площадью 4000 кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Таманская, вл. 1, от находящихся на нем строений и иного имущества и передать в течение месяца в освобожденном виде по акту Департамента земельных ресурсов г. Москвы. Принято решение о возврате исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью установить местонахождение должника. Исполнительный документ возвращен взыскателю. Должнику разъяснено при этом, что окончание исполнительного производства по такому основанию не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению.

Полагая, что постановление не соответствует закону, Департамент земельных ресурсов города Москвы обратился с настоящим требованием в суд.

Осуществляя проверку законности оспариваемого постановления, суд, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, всесторонне, полно, объективно исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применив Федеральный закон "Об исполнительном производстве", пришел к правильному выводу о соответствии его закону.

Выводы арбитражного суда первой инстанции о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.

В соответствии с пунктом 3 части 1, частями 3, 4 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество.

Суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого постановления подпункту 2 пунктам 1, 3 части 1 статьи 46, подпункту 3 пункта 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве и об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований. Оспариваемое постановление, как установлено судом, принято на основании акта, составленного в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Закона об исполнительном производстве, где указано, что должник не располагается по имеющимся в распоряжении судебного пристава-исполнителя адресам.

При производстве исполнительных действий судебным приставом-исполнителем предприняты все возможные меры, направленные на установление местонахождения РОО "СТК "АТЛАНТ", а также его руководства, все выполненные исполнительные действия отражены в соответствующих актах.

Согласно пункту 4 статьи 46 Закона об исполнительном производстве возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 этого Закона.

При таких обстоятельствах оснований к отмене судебного акта, вынесенного в соответствии с подлежащими применению нормами материального права и соблюдением норм процессуального права, нет.

Бесплатная юридическая консультация:


Порядок действий если исполнительный лист возвращен взыскателю

Иногда исполнительный лист возвращают взыскателю, даже если производство по делу еще не начиналось или оно не окончено. Закон предусматривает несколько таких случаев:

  • взыскатель сам настаивает на этом, потому что хочет получить компенсацию не сейчас, а со временем;
  • у должника нет денег, сбережений, ценных бумаг, постоянного дохода, на которые судебный пристав в праве обратить взыскание, и меры по выявлению такого имущества не дали результата;
  • взыскатель не хочет оставлять у себя имущество должника, которое не продалось с публичных торгов;
  • должник находится в розыске;
  • имущество должника находится на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава;
  • должник уволился с основного места работы и перестал получать постоянный доход.

Возврат исполнительного листа взыскателю вовсе не означает, что производством по делу теперь никто не будет заниматься. Документ можно предъявить повторно, важно только помнить о сроке давности исполнительного листа. Он составляет три года.

В ст. 22 ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

Если взыскатель не согласен с судебным приставом

Что делать если приставы вернули исполнительный лист? Иногда взыскателя не удовлетворяют основания, по которым возвратили документ. Взыскатель считает, что служба приставов не предприняла всех необходимых мер по розыску и реализации имущества должника:

  • не арестовала кассу или банковский счет предприятия-должника;
  • не установила, кому принадлежит оргтехника и мебель;
  • не проверила, есть ли должники у самой организации, за счет которых причитающаяся денежная сумма будет выплачена;
  • не удосужилась разыскать имущество, которое находится у третьих лиц.

Тогда у взыскателя появляется законные основания обжаловать действия судебного пристава его начальству или оспорить их в суде (ст. 121 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Бесплатная юридическая консультация:


Что содержит документ

В жалобе указываются:

  • фамилия и должность судебного пристава, действия которого обжалуются;
  • ФИО лица или наименование организации, которая подает жалобу;
  • место проживания или юридический адрес;
  • мотивированные требования и основания для них.

Документ подается лично или пересылается заказным письмом. Лицо, направившее жалобу, не обязано подавать вместе с ней документы, которые подтверждают правомочность его требований. Судебный пристав обязан запросить их сам.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня совершения действия судебным приставом-исполнителем (установления факта его бездействия).

При этом если вас не поставили в известность о том, когда приставом будут проводиться определенные действия, вы имеете право обжаловать их в течение десяти дней с момента, когда о них узнали (ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве).

Резюмируя вышеизложенное

Даже если исполнительный лист возвращен взыскателю, это не означает, что он не получит положенных ему выплат. Он вправе подать документ повторно на протяжении трех лет после решения суда. Если взыскатель считает, что судебный пристав не предпринял всех мер по розыску, аресту и продаже имущества должника, он вправе обжаловать его действия начальству или оспорить их в суде.

Подробно как заставить должника платить по исполнительному листу можно прочитать здесь.

Бесплатная юридическая консультация:


Юрист с 7-летним опытом работы в области Гражданского законодательства. Окончил Российскую правовую академию.

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом.

Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.

Копирование материалов допускается только при использовании активной ссылки на этот сайт или источник информации.

Бесплатная юридическая консультация:


Порядок отзыва и возврата исполнительного документа

Глава 3. Порядок отзыва и возврата исполнительного документа

3.1. Отзыв исполнительного документа осуществляется путем представления в банк письменного заявления, составленного взыскателем (его представителем, действующим на основании соответствующей доверенности) в произвольной форме, с указанием: наименования должника; фамилии и инициалов, или наименования взыскателя; реквизитов исполнительного документа, а также наименования органа, вынесшего решение, подлежащее принудительному исполнению. Заявление об отзыве исполнительного документа регистрируется в журнале, указанном в пункте 2.1. настоящего Положения, заверяется подписью бухгалтерского работника банка с проставлением штампа банка и указанием даты приема заявления.

3.2. Возврат исполнительного документа производится банком не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления, указанного в пункте 3.1. настоящего Положения, в следующем порядке.

Исполнительный документ возвращается взыскателю (его представителю, действующему на основании соответствующей доверенности) под расписку в получении на заявлении или, в случае если взыскатель (его представитель, действующий на основании соответствующей доверенности) указал адрес, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

При этом на оборотной стороне исполнительного документа банком делается отметка о причине возврата, проставляется дата возврата с указанием взысканной суммы, если имела место частичная оплата исполнительного документа. Производимые записи на исполнительном документе заверяются подписями бухгалтерского работника и главного бухгалтера (заместителя главного бухгалтера) банка (филиала кредитной организации) с проставлением печати.

Бесплатная юридическая консультация:


При возврате исполнительного документа в журнале, указанном в пункте 2.1 настоящего Положения, банком осуществляется запись с указанием даты и причины возврата. Инкассовое поручение, составленное банком на основании исполнительного документа, взыскание в соответствии с которым не произведено или произведено частично в связи с отзывом исполнительного документа, а также копия исполнительного документа, заверенная подписями бухгалтерского работника и главного бухгалтера (заместителя главного бухгалтера) банка, помещается вместе с заявлением об отзыве исполнительного документа в документы дня.

Исполнительный документ, взыскание денежных средств по которому произведено или прекращено в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляется банком заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 26. Возвращение исполнительного документа. 1. Исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю:

1) по заявлению взыскателя;

Бесплатная юридическая консультация:


2) если нарушен срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

3) если невозможно установить адрес должника-организации или место жительства должника-гражданина, место нахождения имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях (за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества);

4) если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными;

5) если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении исполнительного документа;

6) если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа.

В случае невозможности взыскания по основаниям, указанным в подпунктахнастоящего пункта, судебный пристав-исполнитель составляет об этом соответствующий акт, который утверждается старшим судебным приставом.

Бесплатная юридическая консультация:


Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В случае возвращения исполнительного документа по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5 настоящего пункта, взыскателю полностью возвращается авансовый взнос, предусмотренный статьей 83 настоящего Федерального закона.

В случае возвращения исполнительного документа по основаниям, указанным в подпунктах 3 и 4 настоящего пункта, авансовый взнос возвращается взыскателю лишь в части, превышающей произведенные судебным приставом-исполнителем расходы по совершению исполнительных действий.

2. Исполненный исполнительный документ возвращается в суд или другой орган, выдавший документ.

3. О возвращении исполнительного документа взыскателю и возврате ему авансового взноса судебным приставом-исполнителем выносится постановление, которое утверждает старший судебный пристав. Указанное постановление может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Бесплатная юридическая консультация:


Комментарий к статье 26

1. Институт возвращения исполнительного документа существенно отличается от института прекращения исполнительного производства по различным признакам: по целевой направленности, по субъектам, имеющим право осуществлять эти действия, по основаниям, при которых возможна их реализация, по правовым последствиям, наступающим в результате совершения этих действий.

Вопрос о том, кому должен быть возвращен исполнительный документ, решается в ст. 26 Закона в зависимости от того, было завершено исполнение исполнительного документа полностью или нет. Если по исполнительному документу взыскание не производилось или произведено частично, то он возвращается взыскателю, исполненный же исполнительный документ должен быть возвращен в суд или другой орган, выдавший документ.

2. Основания возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не производилось, подробно перечислены в п. 1 ст. 26 настоящего Закона:

а) возвращение взыскателю исполнительного документа по его заявлению есть результат действия в исполнительном производстве принципа диспозитивности;

Бесплатная юридическая консультация:


б) судебный пристав-исполнитель обязан возвратить взыскателю исполнительный документ, если им нарушены установленные законом сроки его предъявления (см. комментарий к ст. 14 настоящего Закона). Сроки предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, пропущенные по уважительным причинам, могут быть восстановлены судом (ст. 16 Закона);

в) в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 8 настоящего Закона в исполнительном документе обязательно должны быть указаны: наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы. Если перечисленные данные не указаны в исполнительном документе, то он в соответствии со ст. 10 Закона возвращается в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

В подп. 3 п. 1 ст. 26 Закона имеется в виду другая ситуация: тот случай, когда должник-организация или должник-гражданин изменили свой адрес или место жительства после выдачи исполнительного документа (либо они неверно были указаны первоначально), но об этом ни взыскателю, ни судебному приставу-исполнителю не сообщили. В этом случае судебный пристав-исполнитель должен принять меры к выяснению адреса или места жительства должника. Для этого он, в частности, должен вызвать взыскателя и выяснить у него нужные данные, связаться с должностными лицами по последнему месту работы должника-гражданина либо его родственниками (если о них имеются какие-либо данные) и выяснить, не известно ли им, где в настоящее время он работает, запросить адресное бюро и др. Возвратить исполнительный документ взыскателю судебный пристав-исполнитель вправе только в том случае, если принятые меры не дали никаких результатов. Если настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества, правило, закрепленное в подп. 3 п. 1 ст. 26 Закона, не применяется;

г) об отсутствии у должника имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание, составляется акт, который утверждается старшим судебным приставом. Возвратить исполнительный документ судебный пристав-исполнитель вправе только тогда, когда принятые им все допустимые законом меры по отысканию имущества или доходов должника оказались безрезультатными;

д) порядок реализации арестованного имущества должника установлен ст. 54 настоящего Закона (см. комментарий к данной статье). Согласно п. 4 указанной статьи, если имущество не будет реализовано в двухмесячный срок, взыскателю предоставляется право оставить это имущество за собой. В случае отказа взыскателя от имущества оно возвращается должнику, а исполнительный документ - взыскателю;

Бесплатная юридическая консультация:


е) при применении данной правовой нормы, закрепленной в подп. 6 п. 1 настоящей статьи, возникнет вопрос, какие конкретно действия (бездействия) взыскателя могут считаться препятствующими исполнению исполнительного документа и в чем они должны проявляться на практике. Подробный перечень таких действий в настоящее время привести вряд ли возможно, но тем не менее уже сейчас сюда можно отнести, в частности, неявку взыскателя без уважительных причин на передачу ему имущества, отказ взыскателя выполнить действия, необходимые для исполнения должником исполнительного документа и др.

При возвращении исполнительного документа по основаниям, указанным в подп.п. 1, судебный пристав-исполнитель составляет об этом соответствующий акт, который утверждается старшим судебным приставом.

Закон предусматривает и правовые последствия возвращения исполнительного документа: возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии со ст. 14 настоящего Закона.

3. О возвращении исполнительного документа взыскателю и о возврате ему авансового взноса судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждает старший судебный пристав. Это постановление может быть обжаловано в соответствующий суд в десятидневный срок.