Как живут заключенные в сизо. "В тюрьме сидеть недешево". Заключенный — о жизни и заработках на зоне. Разве могут быть универсальные правила жизни в сизо? ведь все зависит от ситуации

Каши варили из обрушенных целых и дробленых зерен ржи, пшеницы, ячменя, овса, проса (пшено). На Руси до XVIII в. возделывали древний вид пшеницы - полбу, используя ее для варки каш.

Летописи засвидетельствовали использование в Древней Руси четырех злаков: пшеницы, ячменя, проса и ржи. Первые три восходят еще к эпохе палеолита. Конечно, использовали их и для приготовления каш - простейших крупяных блюд. Так, Феодосии Печерский писал: «Да сваривши пшеницу и смесив с медом, представивши на трапезе братии». А византийский писатель и политический деятель Псевдо-Маврикий (VI в.) сообщал, что просо было некогда основной пищей древних славян.

В столе богатых людей уже в XVI в. стал появляться рис - пшено сарацинское. Кроме этого названия встречается в источниках XVI–XVII вв. слово «брынцы» («куря под брынцем с шафраном», «пироги подовые с брынцем да с хворосты» - «Книги во весь год в стол ествы подавать»). Слово «брынец» происходит от персидского «бюриндж». Очевидно, существовало два названия риса в зависимости от того, откуда он привезен.

Для варки каш использовали не только крупы из целых и дробленых злаков, но и муку из них. Очень давно применялась и гидротермическая обработка (по современной терминологии) овса. Из него делали толокно, блюда из которого считаются древнейшими славянскими кушаньями. Для получения толокна овес парили, высушивали и толкли. После такой обработки в крупе возрастает содержание растворимых легкоусвояемых веществ и ее можно есть без дополнительной тепловой обработки, разводя водой или молоком. В толокне содержится сахара больше, чем в овсяной крупе, оно имеет сладковатый вкус и используется для приготовления сладких блюд (толокно с ягодами).

Из недозрелого зерна делали зеленую крупу. Зеленая каша готовилась в голодные периоды, когда кончались в доме запасы, а овощи и рожь еще не поспели. Незрелые зерна ржи сушили, мололи и варили из полученной муки кашу. Безусловно, появилась зеленая каша в крестьянском быту из-за нехватки продуктов, но, очевидно, она полюбилась за нежный и своеобразный вкус, а затем вошла в арсенал блюд профессиональной кулинарии. Уже В. Левшин пишет о том, что такую кашу подавали с растопленным коровьим маслом, и включает ее в перечень обычных русских блюд. Готовили зеленую кашу и в богатых домах, даже в XIX в. Вот как описывается она у Е. Молоховец: «Когда рожь или пшеница нальется, но еще не дозреет, сжать снопы, опустить колосья в кипяток на несколько минут, потом высушить их в печи, смолоть, как каждую крупу, и варить на воде или на молоке, положив соль и масло».

Крупы использовались для приготовления каш, супов, начинок для пирогов и пирожков, колбас с кашей, караваев, блинов и других кулинарных изделий (крупеников, запеканок). Наряду с крупами из зерновых культур готовили каши из бобовых (в целом виде и из гороховой муки). Четкого разграничения между крупами и мукой не было: каши варили как из круп, так и из крупяной муки.

Гречневая крупа появилась в России много раньше, чем в других странах, и каши из нее удивляли иностранцев, посещавших нашу страну. Спутник патриарха Макария П. Алеппский, путешествовавший по России в XVII в., оставил интересные записи о крупяных культурах Московии: «Пятый посев - мазари (род гороха), его варят взамен чечевицы… седьмой посев - хришка (греча), плод подобен зерну проса, но он белый и мягкий и идет в начинку взамен риса, которого они не любят»; «есть у них бобы фиолетовые и белые по цене фунта 3 коп.»; «чечевицу и овечий горох можно найти разве в доме франков по цене дороже перца».

Этот отрывок требует пояснения. Действительно, маш (фасоль золотистая, овечий горох), столь популярный на Востоке, русские не знали. Что же касается чечевицы, то тут произошла явная ошибка. Дело в том, что чечевица широко использовалась на Руси еще в XIII–XIV вв. Широко использовали ее монахи Киево-Печерской лавры (Феодосии Печерский), но спутники Макария, очевидно, знали мелкозернистую чечевицу, а наша тарельчатая (крупнозернистая) была им, вероятно, непривычна.

Восточные гости, конечно, хорошо знали «царьградские рожки» - бобы со сладкими сочными плодами. На Руси их знали и называли просто «рожками», но они были изысканным лакомством. Поэтому внимание гостей привлекли так называемые «русские бобы» с крупными черными (фиолетовыми) и белыми плодами. Впоследствии в России их оттеснила фасоль, блюда из которой по вкусу похожи на кушанья из древних бобов, поэтому быстро вошли в наш быт.

Каша была известна с глубокой древности всем земледельческим народам. В русских письменных памятниках это слово встречается в документах конца ХII в., однако археологических раскопках находят горшки с остатками каш в слоях IХ - Х вв. Слово "каша" происходит, по мнению лингвистов, от санскритского "каш", что означает «дробить, тереть».

Почему же на Руси всегда с таким почтением относились к каше? Корни обрядового отношения к столь, казалось бы, простой пище кроется в нашем языческом начале. Известно из рукописей, что каша преподносилась Матери Земле, Святым угодникам в надежде на благополучие, Богам земледелия и плодородия, чтобы попросить хорошего урожая на следующий год. Богам, как известно, предлагалось только все самое лучшее. А иметь возможность есть ежедневно то, что Боги могут позволить себе раз в год, согласитесь, приятно.

Каша - это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно, недорогой продукт. Без традиционной русской каши на столе не возможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Причем к разным значимым событиям обязательно готовилась определенная обрядовая каша. Это отражается в пословицах:

"Каша - кормилица наша"
"Русского мужика без каши не накормишь"
"Без каши обед не в обед"
"Щи да каша - пища наша"
"Борщ без каши вдовец, каша без борща - вдова "

У некоторых народов нашей страны кашею, которую называли "бабкиной", встречали новорожденного. На свадьбе непременно варили кашу жених с невестой, что было обязательной частью свадебного церемониала - "Хозяйка красна - и каша вкусна ". Кашу варили на крестины и именины, кашей (кутьей) поминали человека, провожая его в последний путь на похороны или поминки.

Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне.

Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу.

В древних русских летописях сами застолья часто именовали "кашей": например, на свадьбе Александра Невского "кашу чинили" дважды - одну при венчании в Троице, другую во время всенародного гуляния в Новгороде.

Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение "заварить кашу".

Каша на Руси "определяла" даже отношения между людьми. О человеке ненадежном и несговорчивом говорили: " с ним каши не сваришь". Когда работали артелью, то готовили кашу на всю артель, поэтому долгое время слово "каша" было синонимом слова "артель". Говорили: "Мы в одной каше", что означало в одной артели, в одной бригаде. На Дону еще сегодня можно услышать слово "каша" в этом значении.

Каждый праздник обязательно отмечался своей кашей. Каша рождественская не была похожа на кашу, которую готовили по случаю сбора урожая; особые каши (из смеси круп) готовились девушками на день Аграфены Купальницы (23 июня). Ритуальную кашу варили в наиболее важные для людей дни: накануне Васильева дня (см. Васильев вечер), в канун вербного воскресенья, в Духов день, когда справлялись именины Земли, в купальскую ночь, во время дожинок, в первый день молотьбы нового урожая, в осенний девичий праздник кузьминки и т.д.

День св. Акулины-гречишницы считался даже днем каш.

На Руси была популярна полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы. Полба - это полудикий сорт пшеницы, которая еще в ХVIII веке выращивалась на Руси в большом количестве. Вернее сказать, полба росла сама по себе, была не прихотлива и не требовала никакого ухода. Ей не страшны были ни вредители, ни сорняки. Полба сама уничтожала любой сорняк. Полбенная каша была хоть и грубой, но очень полезной и питательной. Постепенно "культурные" сорта пшеницы вытеснили полбу, т.к. она плохо обшелушивалась. Зерно полбы срастается с цветочной оболочкой, создавая с ней практически единое целое. К тому же, урожайность полбы была намного ниже, чем у культурных сортов пшеницы.

Полба, или двузернянка, — это древнейший вид культурной пшеницы (Triticum diciccon). Сейчас ее почти вытеснили более урожайные сорта мягкой и твердой пшеницы, но сейчас наблюдается возрождение производства полбы, потому что у полбы есть огромное преимущество перед другими сортами пшеницы — засухоустойчивость. В полбе много белка, от 27% до 37%, а глютена мало, поэтому люди, страдающие аллергией на клейковину, могут спокойно эту кашу есть. Полба богаче железом и витаминами группы В, чем обычная пшеница, и имеет приятный ореховый привкус. Полба выращивается на Кавказе: возобновлены ее посевы в Дагестане и Карачаево-Черкесской республике. Здесь она называется "зандури". Продается сегодня в России и американская полба. Называется она "спельта". Иногда можно встретить полбу, выращенную в Европе. Все это вносит некоторую неразбериху, но и "полба", и "зандури", и "спельта", и "камут", названия одного и того же растения, старорусской полбы. Причем и в Америку, и в Европу она попала из России.

В давние времена кашей назывались блюда, приготовленные не только из круп, но и из других измельченных продуктов (рыбные, гороховые, хлебные). Огромное разнообразие русских каш определялось, прежде всего, многообразием сортов круп, которые производились в России. Из каждой зерновой культуры делалось несколько видов круп - от целых до дробленных различным образом.

Самой любимой и популярной кашей у русских была гречневая (грешновая, гречишная, гречнёвая, грешна) и уже в ХVII в. считалась национальным русским кушаньем, хотя и появилась довольно поздно - в ХV в. О ней же и пословица: "Горе наше - гречневая каша: поел бы такой, да нет ни какой ". Помимо цельного зерна - ядрицы, идущей для крутых, рассыпчатых каш, делали и более мелкую крупу - «велигорку» и совсем мелкую - «смоленскую».

Каша, приготовленная из целых или раздробленных зерен ячменя, называлась: ячная, ячневая, житная, жито толченое, гуща, глазуха, перловка. Житной эта каша называлась в северных и среднерусских губерниях, где, словом жито обозначался ячмень. Жито толченое, ячневая - каша, приготовленная из мелкодробленого зерна. Словом гуща в Новгородской, Псковской, Тверской губерниях называлась крутая ячменная каша из цельных зерен. Она была там столь популярна, что новгородцев на Руси даже называли "гущеедами". Термин "глазуха" употреблялся для обозначения каши, сваренной из ячменя с горохом. Горох в каше полностью не разваривался, и на ее поверхности были видны "глаза" - горошины. Перловка - это каша, сваренная из цельных зерен, сизо-серый цвет которых и слегка продолговатая форма слегка напоминали "жемчужное зерно" - перл. Из ячменя делали три вида крупы: перловую - крупные зерна подвергались слабой шлифовке, голландку - зерна более мелкие шлифовались до белого цвета, и ячневую - совсем мелкая крупа из нешлифованного (цельного) зерна. Ячневые каши были любимым кушаньем Петра Первого. Он признавал "ячную кашу самою спорою и вкусною".

Каша из овса (овсяная каша, овсянка) могла вариться как из цельных, так и раздробленных зерен. Она нравилась своей питательностью и быстротой приготовления. Ее можно было сварить на легком таганке, не растапливая русскую печь или плиту.

Ячменная и овсяная каши варились с глубокой древности по всей России, как в деревнях, так и в городах и подавались, в основном, в будние дни.

Пшенная каша (просовая, белая - приготовленная из проса), была известна русским также давно, как овсяная и ячменная. Слово пшено впервые упоминается в письменных документах ХI в. Пшенная каша употреблялась как в будни, так и во время праздничного застолья.

Пшеница, превращенная в очень мелкую крупу, использовалась для изготовления манной каши. Слово "манна " - старославянское и восходит к греческому слову "manna " - пища. Она подавалась только детям и готовилась обычно на молоке.

Рисовая каша появилась в ХVIII в, когда в Россию был привезен рис, употреблялась в основном в городах. В рацион питания крестьян она входила очень медленно и называлась каша из сорочинского пшена. В богатых домах ее использовали в качестве начинки для пирогов. Кроме того из нее с течением времени стали готовить кутью.

Наряду с кашами из цельных или дробленых зерен традиционными для русских были "мучные каши", т.е. каши из муки. Они назывались обычно мукаваши, мукавешки, муковинки, муковки. Некоторые из этих каш имели и специальные названия, в которых нашли свое отражение способы изготовления каши, ее консистенция, вид муки, использованный для изготовления: толокняха, (толокнушка, толоконник), соломат (саламат, саламата, саламаха), кулага (солодуха, киселица), гороховка, завариха, загуста (густяха, густушка) и т.п.

Толокняха приготавливалась из толокна, представлявшего собой ароматную, пушистую муку из овса. Толокно изготавливалось своеобразно: овес в мешке опускался на сутки в речку, затем томился в печке, сушился, толокся в ступах и просеивался через сито. При изготовлении каши толокно заливалось водой и растиралось мутовкой, чтобы не было комков. Толокняха была с ХV в. одним из самых употребительных народных кушаний.

Соломат - жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира. Соломат - пища для русских давняя. Она упоминается уже в письменных источниках ХV в. Слово же "соломат " заимствовано русскими из тюркских языков. Гороховка - каша из гороховой муки. Кулага - кушанье, приготовленное из ржаного солода - пророщенного и распаренного в печи зерна и ржаной муки. После варки в печи получалась сладковатая каша. Завариха - каша из любой муки, всыпаемая при варке в кипящую воду при непрерывном помешивании. Густиха - густая каша из ржаной муки.

Каши приготавливались в каждом доме, как для будничной, так и для праздничной трапезы. Они могли употребляться с молоком, коровьим или растительным маслом, жиром, медовой сытой, квасом, ягодами, жареным луком и т.д. На праздничный стол ставили обычно три каши: пшенную, гречневую и ячменную.

Растениям дарована природой способность аккумулировать в себе солнечный свет (энергию) и извлекать питательные вещества из земли. Только растения обладают способностью синтезировать и накапливать в себе необходимые человеку питательные и биологически активные вещества (витамины, минералы, аминокислоты и т.д.). Именно поэтому, человек с незапамятных времен занимается выращиванием растений для пропитания. Самыми ценными и биологически важными из них являются злаки. Без них наше существование немыслимо. Злаки - это спрессованный свет Солнца. Кушайте кашу и будьте здоровы!

www.zzz74.ru/stati/137-2011-02-27-19-06-23.htm

Кулага - почти забытое лакомство, некогда - одно из самых любимых на Руси. Впрочем, в Белоруссии и на Псковщине оно и поныне готовится, но несколько в ином варианте. В замечательной книге филолога И.С.Лутовиновой "Слово о пище русской" приводятся рассказ псковской старушки: Саладуха называлась кулага, срастят ржи, патом парют, ана саладеит тада, слаткай становится и ягат кладут. Принисёш ягат, фсыпиш ржаной мучицки, смесиш, павариш и иш кулагу.

КУЛАГА, рецепт: Свежую чернику перебрать, промыть и отварить. Добавить просеянную ржаную муку, разведенную в небольшом количестве воды, мед или сахар, перемешать и варить до готовности на небольшом огне, помешивая. Чернику можно заменить свежей малиной, клубникой, земляникой, голубикой и др. Отдельно подать блины, хлеб, свежее молоко или квас.

Но это - всё-таки - именно псковско-белорусская кулага. Исконно русская кулага готовилась только с калиной!

КУЛАГА ж. саламата; гуща, завара; сырое соложеное тесто, иногда с калиною; пареное соложеное тесто; замешивают в корчаге на кипятке поровну ржаной муки и солоду, до густоты квасной гущи, упаривают на вольном духу, и ставят на холод; это лакомое постное блюдо. Кулажка не бражка, не пьяна, ешь вволю.

Самое точное сравнение той и другой кулаги - у Похлебкина, здесь-то не убавишь и не прибавишь:

КУЛАГА. Русское национальное сладкое блюдо. Существует в двух вариантах: настоящая кулага с калиной и кулага ягодная по-белорусски.

Настоящая кулага приготавливается из ржаного солода, ржаной муки и калины, без всяких добавок сладких пищевых продуктов: сахара, меда. Солод разводят кипятком, дают настояться 1 час, затем закладывают вдвое большее количество ржаной муки, замешивают тесто и дают ему остыть до теплоты парного молока (28—25 °С), после чего заквашивают ржаной хлебной коркой и после закисания теста ставят в протопленную печь (русскую) на несколько часов — обычно с вечера до утра (то есть на 8—10 часов). При этом посуду плотно закрывают и замазывают тестом для полной герметизации. Кулага создается в процессе сдержанного брожения без доступа воздуха со слабым негреванием. В результате образуются особые ферменты, богатые витаминами группы Вг, Вв, В12 и Bi5f которые и создают в сумме с токоферлами, возникающими в процессе дрожжевого брожения, и с активными витаминами калины (С и Р) поразительный эффект «вселечащего» продукта. Недаром кулага применялась для пользования от любых болезней — простудных, нервных, сердечных, почечных, желчекаменных, печеночных, неизменно давая отличный эффект. Одновременно кулага обладала исключительным, сдержанно сладковато-кисловатым приятным вкусом. Но и вкус, и лечащий эффект были результатом совершенно особых условий приготовления, а не состава сырья.

Кулага белорусская приготавливается намного быстрее и проще, без солода, в результате смешания 100 г ржаной муки с лесными ягодами (любыми, причем в смеси — земляника, черника, брусника) и небольшим количеством сахара или меда (стакан сахара или 1—2 столовые ложки меда). Затем смесь выдерживается в печи или просто нагревается, после чего остужается. Кулага белорусская очень вкусна из-за своего ягодного состава, но не обладает действием настоящей кулаги и далека от ее вкуса.

Я приготовил оба вида кулаги. В ход пошли замороженные летом и осенью ягоды лесной малины и калины. Для белорусской кулаги малину в небольшом количестве воды довел до кипения, добавил заваренную ржаную муку и недолго попарил на водяной бане. А русскую заквасил ржаным хлебом, взяв для неё ржаного солода, муки, меда и отличной лесной калины. И держал всю ночь под тестяной крышкой при Т~ 35 С. В весенний авитаминоз такая кулага и в самом деле очень полезна.

А вот это - белорусская, из малины, очень ароматная и вкусная:

Максим Сырников
www.kare-l.livejournal.com/36699.html
www.perunica.ru/zdrava/7192-russkaya-kasha.html

Надеюсь, что нижеизложенные советы никогда не пригодятся тебе. Хотя, как гласит народная мудрость: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся».

(Всего 6 фото)

Эксперт: Виталий Лозовский, специалист в области уголовной субкультуры. Отсидел 3 года по экономической статье

НЕ ПУГАЙСЯ
«Твоя первая задача после того, как за тобой захлопнется металлическая дверь камеры, - не упасть в обморок, - улыбается Виталий Лозовский. - Развернувшуюся перед тобой картину ты запомнишь на всю жизнь. Здесь может содержаться в несколько раз больше человек, чем должно быть по планировке СИЗО. Смрад, источаемый потными телами и расположенным в углу тюремным туалетом - парашей, смешивается с табачным дымом, который с непривычки ест глаза. Но не паникуй - и здесь люди выживают».

БУДЬ ВЕЖЛИВ
Зайдя в «хату» - так на тюремном жаргоне (фене) называется камера, - ты прежде всего должен поздороваться и представиться. В тюрьме (или, как говорят арестанты, «на тюрьме») не принято здороваться за руку - бывалые заключенные это воспримут в штыки, и тебе страшно повезет, если зэки просто посмотрят на тебя с недоумением. «Достаточно будет просто сказать «Здравствуйте, меня зовут так-то»», - советует Лозовский.

НАЙДИ ГЛАВНОГО
Выясни, кто в камере смотрящий, и сразу иди к нему. Смотрящий отвечает за порядок, ликвидацию конфликтных ситуаций и соблюдение многочисленных тюремных понятий. Он укажет тебе место, где ты будешь спать (твою «шконку»), а также разъяснит (или поручит кому-нибудь сделать это) правила поведения в «хате». Лучше соблюдать их неукоснительно, пусть даже некоторые покажутся тебе нелепыми. Смотрящий расскажет, какие именно обязанности по поддержанию камерного быта ты будешь выполнять и кто здесь относится к касте «опущенных» - с ними общаться нельзя. Также нельзя касаться их вещей и посуды - обычно в миске «опущенного» специально гвоздем пробивается дырка, для отличия от остальных. Поэтому будь особенно внимателен.

НЕ БОЛТАЙ
Старайся задавать как можно меньше вопросов окружающим и еще меньше - рассказывать о себе. «Очень вероятно, что в находится стукач («курица», «наседка»), который передаст все, что от тебя услышал, следователю, - объясняет Виталий. - Если кто-то начнет выспрашивать тебя о подробностях твоего дела - спроси в ответ: «С какой целью интересуешься?» После этого все вопросы должны отпасть сами собой». Твоя же попытка вызвать на откровенность соседа - просто ради того, чтобы пообщаться, - может вызвать у зэков подозрения, что «курица» - это ты. А расправа с подобными персонажами максимально жестокая».

НЕ ИГРАЙ
Остерегайся карточных игр, даже если предлагают сыграть «на просто так». В случае твоего проигрыша - а он неминуем, если ты не профессиональный шулер, - победитель может заявить, что под «просто так» он подразумевал, например, $1000. А неуплата карточного долга в тюрьме однозначно карается если не смертью, то попаданием «под шконку». Если отвертеться по каким-то причинам не получается, ты должен заявить: «Играю без интереса!» Так ты оговариваешь условия: чем бы ни закончилась партия, вы мирно расходитесь.

НЕ ВОНЯЙ
Тщательно следи за гигиеной и поддерживай в чистоте свою одежду. Запустив себя, ты рискуешь попасть в категорию «чертей», спать под «шконкой» и выполнять самую тяжелую и грязную работу. Прежде чем отправиться в туалет по-большому («на дальняк») убедись, что никто из сокамерников не ест или не пьет чай. Забраться на парашу в это время считается тяжким оскорблением для всей «хаты». После отправления любых туалетных нужд вымой руки, даже если перед умывальником очередь. «Грязными» после касания пениса руками ты «законтачишь», то есть табуируешь для использования, все, к чему прикоснешься, в том числе и сокамерников.

ФИЛЬТРУЙ БАЗАР
Следи за тем, что говоришь. «Это и в обычной жизни высоко ценится, а в камере просто необходимо», - объясняет Лозовский. Любое сказанное слово может виртуозно быть обращено против тебя. Например: «В лимонах гораздо больше витамина С, чем в яблоках, и я вам это сейчас докажу!» - «Доказывают прокуроры. А ты что, тоже из их масти?» А нужно было всего лишь заменить «докажу» на «обосную». «Категорическое табу наложено на слово «обидеть» и все от него производные, - рассказывает Виталий. - Не вздумай участливо спросить у расстроенного чем-то зэка: «Тебя кто-то обидел?» Тем самым ты прямо намекаешь на его принадлежность к касте «опущенных». За подобные намеки ты можешь дорого заплатить».

ДЕЛИСЬ
Получив передачу с воли, обязательно нужно «уделить внимание братве», то есть выделить часть посылки «в общак». Кто хранит общак - спроси у смотрящего. Если ты этого не сделаешь, никто у тебя ничего отнимать не станет - это строжайше запрещено тюремными понятиями как «беспредел», - однако уважением и сочувствием среди заключенных в дальнейшем ты вряд ли будешь пользоваться. И никогда не бери ничего без спросу. Даже взятая со стола вроде бы бесхозная папироса может быть приравнена к «крысятничеству» - краже имущества сокамерников».

ДЕРЖИСЬ
«Постарайся поскорее забыть о вольной жизни и настройся на худшее, - советует Виталий Лозовский. - Холодная уверенность в том, что тебе предстоит провести за решеткой несколько лет, гораздо полезнее для твоей психики, чем ежедневное ожидание чуда и освобождения. Воспринимай свое заключение как очередное жизненное испытание, которое ты, как настоящий мужчина, должен выдержать с честью. И помни, что в тюрьме физическая сила практически не играет роли. А вот сила характера и душевные качества являются определяющими». В разных СИЗО могут быть свои нюансы, может быть, где-то порядки не столь зарегулированы, но главные правила, вынесенные в подзаголовки каждого раздела этой статьи, действуют везде.

ТЮРЕМНЫЕ МАСТИ
Несмотря на то, что выраженное деление на масти происходит на зоне, знать их различия необходимо уже на начальном этапе.

«Блатные», «босота», «братва» - профессиональные преступники, для которых тюрьма является закономерным этапом их жизненного пути. Составляют тюремную элиту.

«Мужики» - люди, совершившие преступление непредумышленно, на бытовой почве, в состоянии аффекта или опьянения.

«Черти», или «чушки» - опустившиеся и не следящие за собой заключенные, совершенно потерявшие силу воли и покорившиеся своей участи. Выполняют самую грязную работу, но не подвергаются сексуальному насилию.

«Обиженные», «опущенные» - заключенные, которых остальные арестанты склоняют к мужеложству. Можно попасть в эту касту случайно или вследствие «беспредела» - тюремного беззакония. «Обратного пути в любом случае нет, - комментирует Виталий Лозовский. - Зэки могут только выразить сочувствие и «опустить» или убить незаконно лишившего тебя чести, но ты так и останешься в незавидном положении». Будь осторожен.

ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ В КАМЕРУ
Предположим, у тебя есть час на сборы перед арестом. Обязательно захвати с собой:

1. Большую спортивную сумку
В нее ты положишь и в ней в дальнейшем будешь хранить свои вещи - в камере тумбочек и платяных шкафов не предусмотрено.

2. Сигареты и папиросы
Даже если ты не куришь, они помогут установить отношения с арестантами или же оплатить какие-либо услуги, которые могут оказать тебе курящие сокамерники.

3. Чай
Чем больше, тем лучше. «Чай в тюрьме является и предметом культа, и денежной единицей, как и сигареты», - объясняет Виталий Лозовский. Имей в виду, что частое употребление чифира довольно быстро вызывает зависимость.

4. Одежду
Спортивные штаны, носки простые и шерстяные, шлепанцы, пару футболок, худи или теплую трикотажную тельняшку - но ни один предмет не должен быть красного цвета, он считается в тюрьме символом сотрудничества с охраной. Любимый шерстяной свитер лучше оставь дома - тут его сразу распустят на нитки, чтобы сплести т.н. «дорогу» - систему внешнего сообщения между камерами. По ниткам путешествуют записки («малявы»), сигареты или «замутки» чая.

5. Два куска мыла
Обычное (лучше всего детское) для умывания и хозяйственное для стирки.

6. Бритвенные принадлежности
Все, кроме одеколона (в нем ведь спирт), зубную щетку и пасту.

7. Носовые платки, простыню, пару наволочек
И, если поместится, бери одеяло - с постельным бельем в тюрьмах туго.

8. Ложку
Колюще-режущую вилку не пропустят, а еще возьми металлические миску и кружку, кипятильник.

9. Иголку с ниткой, щипчики для ногтей
Маникюрные ножницы не пропустят по понятным причинам. Еще захвати пару тетрадей, конверты, несколько авторучек с запасными стержнями.

10. Продукты
Лук и чеснок, сало, бульонные кубики, быстрозавариваемая лапша, сахар, соль, сухари. Консервы не бери - их изымут, так как острые края открытой банки можно использовать в качестве холодного оружия

Трое из них уже на воле, один все еще отбывает наказание и отвечал нам прямо из тюрьмы.

Герои

Владимир «Адольфыч» Нестеренко

Был осужден два раза: за насилие в отношении сотрудников милиции в начале 90-х и за грабеж и вымогательство в конце 90-х, отбывал наказание в учреждениях исполнения наказаний Украины.

Андрей Рубанов

Был арестован в 1996 году по обвинению в хищении государственных средств, пробыл под следствием три года, был признал невиновным и отпущен на свободу из зала суда. По словам Рубанова, чтобы оправдать его трехлетнее пребывание в изоляторах, ему дали срок за неуплату налогов.

Иван «Паук» Асташин

Лидер АБТО (Автономная боевая террористическая организация), приговорен к 13 годам колонии строгого режима. Под стражей находится с февраля 2011 года. Сейчас содержится в СИЗО «Матросская тишина», перевезен в Москву из ИК-17 (Красноярский край) для пересмотра приговора.

Роман Попков

Бывший руководитель московского отделения НБП (Национал-большевистская партия). Сидел с мая 2006 по август 2008 года по обвинению в хулиганстве.

По каким правилам устанавливается контакт с сокамерниками? Кто свой? Кто чужой?

Смотря для кого. Если для профессиональных преступников - есть коды, а для обычного фраера, пусть даже он всю соседскую семью стамеской вырежет, - нет кодов, все чужие. Отсюда и выражение - «иди своих ищи», это когда человеку отказывают в товариществе, в компании; под «своими» здесь, как правило, имеются в виду находящиеся на низшей ступени развития или в низшей касте.

Камеры (хаты) есть разные: есть помещения на 20 и более арестантов, есть небольшие камеры на четыре-шесть мест. В больших камерах у сидельцев четкое разделение труда.

Например, дорожники - люди, «держащие дорогу», то есть осуществляющие межкамерное сообщение при помощи протянутых от окна одной камеры к окну другой камеры веревок (коней). Веревки делаются из распущенных свитеров, к ним привязываются записки (малявы) и даже небольшие грузы (конфеты, чай, сигареты).

Есть уборщики, есть своего рода сторожа (шнифтовые) - зэки, посменно стоящие возле дверей в камеру (шнифтов) и наблюдающие в щелочки за движением охранников в коридоре (на продоле). Это очень важная функция: если сотрудники администрации идут в камеру с какой-либо целью, нужно успеть дать сигнал, чтобы население камеры успело спрятать запрещенные предметы (в первую очередь мобильные телефоны) и убрать коней с дороги.

В камере есть и свое руководство: смотрящий из числа блатных, ответственные за сбор общака.

В маленьких камерах, разумеется, такого четкого разделения функций быть не может. Например, уборку там, как правило, делают по очереди.

По каким правилам устанавливается контакт? Ну, заводят тебя в камеру, ты здороваешься со всеми, интересуешься, кто смотрящий за камерой, подходишь к нему. Рассказываешь, кто ты, что у тебя за статья, сидел ли раньше в тюрьме или колонии. Есть расхожее заблуждение, что у заехавшего в камеру в первый раз (у первохода) будут очень внимательно интересоваться его образом жизни на воле, специально искать какие-то зацепки, чтобы наехать на него и вынуть у него душу. Это не так, демонизировать тюремный мир не нужно. Смотрящий видит, что ты не блатной и не подосланный стукач, а вообще случайно оказавшийся в тюрьме пассажир. Ну, тебе объясняют, что и как в камере, кто чем занимается, дают тебе время присмотреться. Дают место на свободной койке (шконке). А дальше уже тебя со временем «подтягивают» к себе либо дорожники, либо камерный блаткомитет, либо еще какие-то микроколлективы. Главное - не врать никому и ни в чем, держаться скромно, но уверенно, быть чистоплотным (чистота в тюрьме - залог выживания), не играть в азартные игры (об этом чуть ниже).

Кстати, насчет распределения спальных мест. Дальше от входной двери и ближе к окну - более козырные места, которые занимает смотрящий со своими приближенными. Возле дверей обычно ютятся мужики.

Впрочем, есть отдельные случаи жесткого поведения блатных по отношению к первоходам. Могут придраться к проколотым ушам, к каким-то «стремным» татуировкам (ну не знаю, если там петух будет набит во всю спину, например), начать выводить новичка на тему того, «не п**** ли он». Сразу отмечу, что подобное поведение по отношению к первоходу со стороны блатных является беспределом, искусственно, ради куража, загонять человека в низшие касты запрещено воровскими понятиями.

Внутренние коды... Да какие там нафиг коды. Современная тюрьма сильно изменилась. Раньше огромную роль играли татуировки, сделанные по воровским, криминальным канонам. По этим татуировкам - перстням, куполам и т. д. - можно было прочесть всю жизнь заключенного, всю его тюремную биографию. Теперь это направление тюремной субкультуры находится в упадке. Вообще-то в нормальной камере все арестанты до определенной степени свои друг другу. Дело в том, что в обычных камерах (людских хатах) содержатся только блатные и мужики, там нет неприкасаемых, изгоев. Раньше обиженных держали вместе с остальными арестантами, и они спали возле санузла (параши) прямо на полу. Но в последние годы всех неприкасаемых администрация следственных изоляторов помещает в отдельные камеры (обиженки). В колониях они тоже сведены в отдельные отряды. Бывших сотрудников (ментов, попавших в СИЗО) тоже теперь держат отдельно. Так что как-то напрягаться по поводу своих-чужих в камере вряд ли стоит. Нужно просто подобрать себе хоть какой-то близкий круг общения. Ну, например, политическим заключенным проще находить общий язык с бизнесменами, осужденными за мошенничество (статья 159 УК РФ).

Контакт с сокамерниками устанавливается по обычным человеческим правилам. Единственное, что надо учитывать при знакомстве и последующем общении, что в тюрьме (в широком смысле этого слова) общество делится на касты. Во-первых, есть людская масса и нелюдская. Людская масса состоит из мужиков, бродяг и воров. А все остальные людьми не считаются - это вязаные, обиженные, гады, б.….. и т. д. Основных (самых многочисленных) каст всего три: это мужики, вязаные и обиженные. Мужик - это обычный арестант, незамеченный в работе на администрацию и пассивном гомосексуализме (критериев, конечно, больше, но это основные). Вязаный (красный, козел, коза) - зэк, работающий на администрацию, а также хозобслуга. К вязаным относятся завхозы, дневальные, каптерщики, баландеры и все, кто в лагере выполняют какую-либо работу в жилой зоне (не на промзоне!). Про обиженных (они же петухи), я думаю, и так все в курсе, хотя, наверное, многие удивляются, узнав, насколько легко стать обиженным.

В Москве со всем этим не сталкиваешься, так как в людские хаты обычно не сажают ни вязаных, ни обиженных, а вот в других регионах (например, в Челябинске или Красноярске) в одной хате с мужиками могут сидеть вязаные или обиженные. Поэтому там, прежде чем жать кому-то руку или садиться пить чай с кем-то, надо интересоваться: «По жизни все ровно?»

Все основные правила вам охотно объяснят. Нельзя драться, нельзя сидеть на полу (это «нечистая» территория), крайне нежелательно ругаться матом, ибо все грубые ругательства в тюрьме имеют буквальное значение. Ни в коем случае нельзя брать чужие вещи, никакие, ни куска сахара, ни обмылка - ничего. Лучше даже не притрагиваться. Если хочешь, чтоб сосед перевесил полотенце, - позови соседа и попроси. Много чего нельзя, западло - короче говоря, лучше не вникать, а сразу сказать: так и так, первый раз, обычаев не знаю. Вы сами удивитесь, насколько терпеливо и спокойно арестанты могут объяснить новичку, где как и что делать или не делать.

Иногда говорят, что тюремные правила почти не отличаются от правил жизни на свободе? Это правда?

Это мир - не движение, не партия, просто свой мир, мир государственных рабов и поставленных над ними государством-рабовладельцем надзирателей. А что правила одни и те же - смотря для кого. Если человек на свободе («на воле» там говорят) не поднимает случайно оброненного, не здоровается с гомосексуалистом за руку, не считает чем-то необычным прятать какие-либо предметы в прямой кишке в случае необходимости, в любой момент ожидает от окружающих чего угодно и каждым поступком дает понять, что трогать его не просто опасно, а опасно смертельно, - то для него что на воле, что в тюрьме правила одни. Опять же, если человек привык говорить «я тебя убью», а потом осуществлять угрозу, даже если обстоятельства неблагоприятны, - то тоже проблем не будет.

Прежде всего нужно понимать, что тюремный мир (имеется в виду, разумеется, мужская тюрьма) строго иерархичен. Он неосознанно, но очень четко копирует структуру традиционалистских сообществ с их нравами. Есть жрецы, брахманы, создающие и толкующие законы тюремного мира, являющиеся арбитрами, судьями. Это воры в законе. Их авторитет непререкаем для арестантов. По сути, это сверхлюди, высшие существа. Например, когда заключенный пишет записку (маляву) в другую камеру, он соблюдает ряд обязательных графических правил. Например, слова, имеющие особое значение для арестантского мира: название тюрьмы (Бутырский централ), слово «хата» (камера) подчеркиваются одной чертой. Словосочетание «вор в законе» подчеркивается двумя чертами, также двумя чертами подчеркиваются имена и прозвища воров в законе. Тремя чертами подчеркивается слово «Бог» и различные околорелигиозные речевые обороты.

Также есть кшатрии - армия блатных, то есть арестантов, свято соблюдающих все воровские и тюремные понятия не только в тюрьме, но и на воле, говоря ментовским языком - профессиональные уголовники. Это та самая братва, костяк тюремной цивилизации.

Есть вайшьи - мужики. Мужик - это арестант, не живущий на воле по воровским понятиям, обычный работяга, обыватель, попавший в тюрьму случайно, не собирающийся туда постоянно возвращаться. В тюрьме слово «мужик» не равно слову «мужчина». Мужик - это определенный социальный статус, не самый высокий, но и не самый низкий.

Есть низшие касты. Есть вовсе неприкасаемые - обиженные, петухи. В касту неприкасаемых уходят люди, попавшие в тюрьму по «стремным» статьям (сексуальные действия с малолетними), а также люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией либо зэки, прошедшие контринициацию, переведенные в неприкасаемые, в обиженные, в том числе и через сексуальное насилие - в наказание за воровство у своих товарищей по несчастью, за обман, за стукачество, за карточные долги (отдельная тема). Так как слово «обиженный» применяется вот к этой категории зэков, не имеющих никаких прав, к которым и прикасаться-то запрещено, поэтому в тюремном быту слово «обидеться» стараются не употреблять во избежание недоразумений, заменяя его словом «огорчаться».

Такая четкая внутренняя структура, иерархичность делают тюремный мир непохожим на мир вольный. Эта иерархичность необходима, так как она структурирует тюремное сообщество, делает его более устойчивым в перманентной войне с тюремной администрацией, шире говоря - с мусорами.

Что касается непосредственно отношений - здесь все намного жестче, а отношения между людьми более уважительные и внимательные. Необходимо постоянно контролировать свою речь и движения, чтобы кого-то не задеть словом или поступком. К этому довольно быстро привыкаешь и потом сам удивляешься, глядя на тех, кто только заехал. В тюрьме недопустимо употребление мата в отношении другого арестанта; за «Пошел ты на х…!» с тебя либо сразу получат, либо чуть позже зайдет братва и спросит (см. ответ на вопрос № 5) с тебя «по всей строгости арестантской жизни». Рукоприкладство также не приветствуется и сурово наказывается. А в целом, конечно, те же правила жизни, что и на свободе, только все острее и, можно сказать, первобытнее, плюс более замкнутый мир - далеко не убежишь.

Изначальная идея во многом справедлива и правильна для выживания. Но сейчас, по крайней мере в Москве, тюрьма пропитана лицемерием, ложью и нежеланием что-либо делать, страдать…

Все это я говорю исходя из того, что мы живем в авторитарном государстве, где не соблюдаются права человека и тем более арестанта. Поэтому арестантам самим приходиться всего добиваться, сопротивляясь режиму. Там, где арестантское единство было разбито, а сопротивление сломлено, появились настоящие концлагеря, где людей используют как рабов или превращают в зомби, и СИЗО, где под гнусными пытками арестантов заставляют оговаривать себя и других. Карелия, Башкирия, Саратов, Киров, Брянск, Омск, Красноярск, Хакасия - любой арестант знает эти страшные названия.

Пока в тюрьмах и на зонах не будут соблюдать права человека, мы, арестанты, будем вынуждены жить своей жизнью, нарушая установленный администрацией порядок, коррумпируя сотрудников, бунтуя, но добиваясь того, чтобы с нами обращались как людьми.

Да, это так. Хуже всего тем, кто лицемерит, кто пытается носить маску. Если умеешь быть собой, вести себя естественно и благожелательно - тебя будут уважать. Понимаете, тюрьмы никакой нет, тюрьма - это всего лишь часть общей свободы. С чего бы человеку вести себя в тюрьме особенным образом? Как он жил на воле, так он и в камере будет жить. Если на воле обманывал, завидовал и подличал - он и в камере поведет себя так же.

Есть ли какие-то специфические шутки? Над кем шутят?

Хорошая шутка: новичку говорят, что рядом с тюрьмой есть рынок, и на выходные можно под конвоем туда сходить купить продуктов, водки и т. д. Если новичок поверил - собирают тряпки всей камерой, одежду - для обмена на водку. А главное - делают «куклу» (сверху купюра, снизу купюра, между ними нарезанная бумага, и побольше). Новичку передают на водку для всей камеры - стараются сделать пачку потолще. Новичок скручивает это все в трубку, запаивает в полиэтилен - вынести можно только «на торпеде», то есть в прямой кишке - и с мучениями засовывает. На утренней поверке с мешком тряпья он заявляет, что записывается на рынок. Мусора тоже все понимают, сами всю жизнь в тюрьме, выводят его из камеры, бьют в коридоре, а в мешок, чтоб была наука всем, выливают пару ведер воды. И забрасывают обратно в камеру простофилю с мешком. А еще впереди длительный процесс извлечения «торпеды».
Шутят все шутки только с лохами, то есть с теми, кто или верит, или не может дать сдачи.

Да много всякого веселья есть. Главный объект по части приколов - это свежезаехавший в камеру первоход. Желательно молодой, не имеющий тюремного опыта и чуть-чуть придурковатый. Есть старая тюремная традиция, согласно которой первоход должен в первую ночь, проведенную в камере, подойти к оконной решетке и попросить тюрьму дать ему кличку (погремушку). Эта традиция, как и прочие, уходит, но о ней вспоминают, когда хотят поразвлечься. Например, на Бутырке это происходило так: первоход по требованию братвы начинает кричать в окно, в ночь: «Тюрьма-старушка, дай погремушку, не простую, а воровскую!» Из других камер раздаются голоса: «Какая статья?» Он отвечает, например: «Один-пять-восемь!» (ст. 158 УК РФ, «Кража»). Если после этого наступает некая пауза и тюрьма не проявляет энтузиазма, первоход орет через окно опять: «Тюрьма-старушка, дай погремушку, не простую, а воровскую!» И так до тех пор, пока кто-то не крикнет предложение насчет клички. Первоход имеет право отказаться, крикнуть: «Не катит!» Тогда все начитается по новой. В конце концов первоход соглашается на какого-нибудь Шпингалета. После этого та камера, которая дала погремушку, заказывает первоходу песню, которую он обязан спеть на всю тюрьму. Ссылки на незнание текста и отсутствие вокальных данных никого не интересуют. И несчастный поет в ночи какую-нибудь хрень вроде «А белый лебедь на пруду качает павшую звезду».

Особенно популярно вынуждение к поиску погремушки в те ночи, когда на большинстве федеральных телеканалов ведутся профилактические работы. Не знаю, как сейчас, а когда я сидел в СИЗО, в 2006–2008 годах, это была ночь с понедельника на вторник. После часа ночи все федеральные кнопки вырубались, оставался только ТНТ, но там шла по ночам какая-то муть, чуть ли не «Дом-2». И вот братва, оставшись без ТВ, своего главного развлечения, начинала развлекаться с первоходами.

Ну, еще есть более примитивные разводки: например, попросить первохода подвинуть стол или лавочку (вся мебель в камере намертво прикреплена к полу).

Каких-то специфических шуток нет. А шутить надо так, чтобы не задеть ничье достоинство. В тюрьме, если можно так сказать, сильнее охраняется достоинство личности, чем на воле.

Шуток море, но все арестантские шутки грубые и жестокие. Шутки шутить лучше с приятелями, товарищами, когда они, такие приятели, появятся.

Существуют ли ритуалы, связанные с бытом, с развлечениями?

Вся жизнь в неволе - это ритуал, как и положено примитивным народам. За руку здороваются только со знакомыми, да и то поинтересовавшись, все ли у него сейчас нормально (не вы…али ли его за то время, что вы не виделись), нельзя свистеть (срок насвистишь), нельзя отбирать что-либо силой - следует убедить или поставить в ситуацию когда «сам отдаст», нельзя «наказывать х…м» (но откуда в таком случае такое количество опущенных - непонятно), нельзя ругаться матом в адрес кого-то. Много всего. Важно помнить: играешь - от выигрыша надо заслать на общее, зашла передачка - надо заслать на общее, в целом все как в жизни, всяк сверчок знай свой шесток.

Ну вот употребление чифира (мегакрепкого чая) - ритуал. Так как спиртное в тюрьме запрещено и достать его - огромная проблема, заключенные спасаются чифиром. Это напиток ритуальный, как правило, чифир группа зэков пьет из одной чашки, передавая ее друг другу. То, что ты пьешь с зэками чифир, уже говорит о твоем равном с ними статусе.

Насчет игр - боже упаси садиться играть в карты с зэками. Проиграть можно все что угодно. Некоторые нацболы на моей памяти имели глупость садиться играть, потом товарищи на воле вынуждены были собирать и передавать братве немалые суммы. Карточный долг в тюрьме - это святое, ты не можешь его не отдать, неважно, что ты поставил на кон - две пачки сигарет или свою квартиру. Так что если предлагают играть в карты - нужно отказаться. Заставить вас никто не может. А вот нарды - немного другое дело, игра в нарды, в отличие от карточных игр, не имеет столь зловещей мифологии, таких крутых традиций. Впрочем, повторю, лучше вообще не играть, целее будете.

Конечно, существуют определенные привычки, связанные с тюремными правилами. Например, перестаешь употреблять некоторые слова, у которых здесь другое значение. Вместо слова «спросить» говорят «поинтересоваться», потому что «спросить с человека» - значит наказать его за неправильный поступок.

Еще раз говорю, вся жизнь в камере - сплошной ритуал, и деталям тюремного быта посвящены сотни книг и фильмов. Лучшее времяпровождение - улучшение собственного быта. Тут зависит от того, куда попадешь. Можно попасть так, что единственным времяпровождением будет борьба за существование. Постираться, тапочки отремонтировать. Все ритуалы завязаны на простой принцип: ты не один, справа и слева - сокамерники. Ты храпишь - соседу уже неудобно.

Какие гаджеты разрешены? Если что-то запрещено, трудно ли это достать?

В тюрьме запрещено все - зажигалки, часы, приемники, диктофоны, телефоны, фотоаппараты и т. д. Книги, бывает, запрещают, можно читать книги только из тюремной библиотеки или религиозные. А было время - крестики нательные запрещали, а за Библию сажали. На зоне есть послабления, все меняется, то запретят, то разрешат; поймали с самогоном - запрещают сахар в передачах, передали кому-то героин в «Дошираке» - запрещают «Доширак». Достать что бы то ни было можно, зависит от режима, от коррумпированности мусоров. В некоторых зонах и связи мобильной вообще нет, не ловят вышки, значит, и телефоны не нужны, а в некоторых все ловит, но поймают с телефоном - под камеру козлы насилуют чуть ли не в кабинете старшего опера. Успехом пользуются три категории гаджетов - спирт / водка, наркотики и телефоны. Все как на воле.

Мобильные электронные устройства в СИЗО и колониях запрещены. И тем не менее во многих СИЗО и колониях они есть. Если ваша колониях - не «красный» режимный концлагерь с закрученными гайками, если ваше СИЗО - не «Лефортово» с кагебешными традициями, то, скорее всего, достать мобильник вполне возможно - сотрудники ФСИН коррумпированы, с ними можно договориться, принесут за вознаграждение. А вот дальше уже другая проблема - сохранить мобильный телефон в камере, чтобы его не нашли во время обыска. Зэки делают специальные тайники - нычки, прячут мобильники там.

В Матроске, кроме электронных книг, ничего не разрешено. В каких-то регионах разрешают портативные DVD-плееры, mp3-плееры. Все остальное нелегально. Где-то нет никакого труда достать мобильный телефон, а где-то, например в «Лефортово», абсолютно невозможно. В Красноярске (СИЗО-1, ИК-17) теоретически можно «затянуть» телефон, но пользоваться им нереально - сдадут сразу, да и видеокамеры повсюду.

Из гаджетов, по-моему, разрешены только кипятильники. Но у нас был и плеер, и даже телефон. Это запрещено, найдут - отберут. Потом надзиратель по сходной цене принесет тебе другой плеер.

Как распределяется еда после передачи?

В тюрьме делятся, в специзоляторах (тройниках) - все общее, коммунизм, в больших камерах живут «семьями», группами малой диффузности, но «на камеру» выделяют, чтобы особо не завидовали те, у кого ничего нет. На зоне так же - «семьями», ну и надо угощать нужных людей, чтобы что-то решить в свою пользу или чтобы с тобой не решали. А традиции… Раньше как передача зашла - зэк делал себе татуировку «не забуду мать родную», а не зашла - «нет в жизни счастья»

Тут нет никаких четких регламентов. Но, разумеется, нужно проявлять солидарность, взаимовыручку, не быть жлобом. Обычно, когда приходит продуктовая передача, ты ее разделяешь на несколько частей. Часть отдаешь на общее - в общекамерный фонд, часть делишь с теми арестантами, с которыми семейничаешь - обедаешь, общаешься, со своей тусовкой, проще говоря. Часть оставляешь на бауле - в своей сумке, так как мало ли что, тебя могут перевести в другую камеру, вообще закрыть в одиночку, а одной баландой сыт не будешь. Пропорции между вот этим частями продуктового транша ты определяешь сам, исходя из своего чувства справедливости, из своих возможностей.

В наши дни за административные правонарушения людей также могут посадить в камеру, однако, сроки в этих случаях, как правило, небольшие, а условия совершенно отличаются от условий содержания заключенных в обычных колониях. Что из себя представляет исправительное учреждение подобного типа, решил разобраться корреспондент "Комсомольская правда", рассказ которого ждет вас далее.

Все начинается с суда. Дела об административных правонарушениях – за которые может светить арест - рассматривают быстро. Не успел один человек выслушать приговор, как уже ведут следующего «клиента». Кто-то попадается за пьяное вождение, кто-то за употреблении спайсов... Возможностей много.

За год только через один московский спецприемник проходит около 5 тысяч человек. Выходит в среднем по 14 новых арестантов в день.

Я отправился в один спецприемников, чтобы посмотреть, какие там нынче порядки. Отправляют ли арестантов, как в «Приключениях Шурика», на песчаный карьер или на уборку конюшен?

ПОПУЛЯРНЫЙ СРОК

Всего в городе три спецприемника. Как правило, правонарушителя отправляют в камеру прямо из зала суда. Никаких бронированных автозаков для этого не используют - человека просто сажают в полицейскую патрульную машину и везут до места.

Самый «популярный» срок – 5 суток. Больше или меньше дают реже, - рассказывает мне руководитель спецприемника №2 Дмитрий Сухов.

Уже на месте заключенный сдает все личные вещи, деньги, телефон, ключи. Даже шнурки из ботинок заставляют вынуть - а вдруг нарушитель решит что-то с собой сделать?

Бывает, к нам и бродяги попадают. Их одежду вообще приходится на дезинфекцию отправлять. – пояснил Сухов.

БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ

Как ни удивительно, арестанты в московских изоляторах живут не хуже, чем пассажиры в вагоне СВ. В стандартном наборе, который выдают каждому, есть зубная щетка, паста, расческа, мыло, полотенце.

А вот на тюремную робу рассчитывать не стоит. Все нарушители сидят в своих вещах. В правилах даже написано, что из суда человека обязаны привезти в одежде по погоде.

К матрасу прилагается набор постельного белья. Наволочка, простыня упакованы в полиэтиленовый пакет. Все практически так же, как в поезде. Правда, дверь здесь запирается на большой толстый ключ.

Камеры в спецприемниках рассчитаны на 3-12 человек. Норма - 4 квадратных метра на одного арестанта. Особо разгуляться не получится, но никто и не говорил, что нарушитель едет в санаторий.

Спят тут не на двухэтажных нарах, а на обычных кроватях. Даже туалет нормальный есть! Ну как нормальный – в отдельном закутке и с дверью. Хотя унитаза нет, все «удобства» не поднимаются над уровнем пола. Зато на тебя не смотрят все арестанты.

РАСПОРЯДОК ДНЯ

Скука – самое ужасное наказание в административном аресте. Сидя в камере, делать абсолютно нечего. Забудьте про разнарядки от песчаного карьера или ликероводочного завода! Сейчас народ просто лежит на кроватях и плюет в потолок.

Для каждого арестанта пришлось бы заключать трудовой контракт, - объясняет товарищ Сухов. - Надо искать подходящих работодателей. Если человек осужден на пять суток, то дольше будут оформляться документы, чем он успеет проработать.

Как выглядит день арестанта? Подъем в 7 утра, завтрак, уборка в камере, личное время, обед в 2 часа дня, личное время, ужин в 8 вечера, личное время, отбой в 10 часов.

«Личное время» занимает почти весь день. Все коротают его как могут. Кто читает (в изоляторе есть своя библиотека), кто спит целый день, кто в шашки-шахматы режется.

Мы готовы принимать книги у всех желающих, - говорит Сухов. - Нам подойдет любая литература. Обычно же библиотека приемника пополняется за счет литературы, которую оставляют сами арестанты или из дома приносят работники.

Всем обязательно положен каждый день час прогулок. При желании разрешают пойти добровольцем на уборку территории. Тогда можно будет еще два-три часа подышать свежим воздухом. Правда, и метлой при этом придется помахать.

НА УЖИН, КОНЕЧНО ЖЕ, МАКАРОНЫ

Питание трехразовое. Арестантов водят в столовую. Помещение отвечает всем тюремным стереотипам, которые можно увидеть в кино. Мебель выбирали из принципа, чтобы было дешево и крепко. Посуда: алюминиевая ложка, алюминиевая кружка и алюминиевая миска. Никаких вилок или ножей.

Еда не особо радует разнообразием, но зато кормят бесплатно. Так, например, выглядит меню на один день:

завтрак - манная каша с маслом, хлеб и чай с сахаром;
обед – гороховый суп с тушенкой, пшенка с маслом, хлеб и чай с сахаром;
ужин – макароны с маслом, соленые огурцы, хлеб и чай с сахаром.

СО СТРЕССОМ, НО БЕЗ «ДЕДОВЩИНЫ»

Если посмотреть на количество свободного времени и бесплатную еду, то можно подумать, что спецприемник - это просто курорт какой-то.

Не надо думать, что арест – это отдых за казенный счет, - замечает Сухов. - Многие испытывают сильный стресс. Ограничение свободы становится тяжелым испытанием. Кроме того, есть профессии, где прогулы недопустимы. А к нам обычно попадают без предварительной возможности взять отпуск. Так что людям уже потом приходится объяснять начальству, почему они не появлялись на работе.

Среди арестантов есть свои неуставные отношения?

Сюда редко уголовники попадают. В основном сидят обычные москвичи, которые почему-то оступились. Это могут быть ваши соседи. Так что серьезных ссор или попыток поставить себя выше других, у нас почти нет.

А КАК ЖЕ СВИДАНИЯ?

В спецприемниках разрешены свидания, правда, всего лишь один раз за период отбывания ареста и не более одного часа. Зато близкие люди совершенно легально могут передавать продукты, книги, газеты, одежду. Так что жить можно. Но лучше сюда все-таки не попадать.

За что можно загреметь в спецприемник:

1. Нарушение прав несовершеннолетних.
2. Для иностранцев: покупка, хранение, изготовление наркотиков (без цели продать).
3. Уклонение от лечения наркомании.
4. Организация проституции.
5. Для иностранцев: пропаганда наркотиков.
6. Пропаганда гомосексуализма.
7. Для иностранцев: покупка, хранение, изготовление прекурсоров наркотиков (без цели продать).
8. Мелкая кража, мошенничество.
9. Выращивание конопли
10. Создание угрозы для движения поездов, метрополитена.
11. Действие (или бездействие), нарушившее требования транспортной безопасности.
12. Игнорирование законных команд командира воздушного судна.
13. Управление авто водителем, лишенным прав.
14. Пьяное управление авто водителем, лишенным прав.
15. Отказ от прохождения медосвидетельствования водителем авто.
16. Оставление водителем места ДТП.
17. Распитие алкоголя в общественных местах.
18. Неповиновение законным требованиям полиции.
19. Воровство номеров.
20. Мелкое хулиганство.
21. Организация и участие в несанкционированных митингах.
22. Пропаганда нацизма.
23. Незаконная покупка, продажа охотничьего оружия.
24. Распространение экстремистских материалов.