Какие виды ответственности в организации можно выделить. В результате может последовать уголовное наказание. Классификация по объему

Теоретические понятия «убеждения»

Анализ определения понятия «убеждения»

Общество -- это единый организм, составляющие которого тесно взаимосвязаны. Иными словами, человек является неотделимой частицей общества, в то время как нить, связующая всех людей, - это общение. В процессе общения происходит тесная взаимосвязь между людьми, устанавливаются контакты, передается информация, происходит развитие личности. Общаясь, люди выражают свои эмоции, впечатления, рассуждения. Более того, в процессе общения формируется взаимное отношение собеседников друг к другу. В наше время также ни для кого не секрет, что при помощи общения, построенного определенным образом, можно влиять на собеседника, в том числе и убеждать его в правильности взглядов.

Убеждение -- это метод воздействия на людей, обращенный к их собственному критическому восприятию, это разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения либо недопустимости какого-либо проступка.

Убеждение - сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющие своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения.

Понятию убеждение в социальной психологии дают следующие определения:

  • 1. Убеждение - это система мировоззренческих знаний человека, прошедших через его ум, чувство и волю .
  • 2. Убеждение - это совокупность разносторонних влияний на личность с целью воспитания у нее общественно необходимых качеств .
  • 3. Убеждение - это побуждение человека к определенной деятельности . Убеждать -- это значит побуждать людей словом, делом, своим примером и целенаправленной организацией социальной сферы .
  • 4. Убеждение - личностное образование, представляющее отношение человека к действительности и характеризующееся единством когнитивного и потребно-личностного компонента. . Качества убеждения зависят от способа усвоения определённых знаний, мнений оценок.
  • 5. Убеждение - это воздействие на сознание, чувства, волю людей посредством сообщения, разъяснения и доказательства важности того или иного положения, взгляда, поступка либо их недопустимости с целью заставить слушающего изменить существующие взгляды, установки, позиции, отношения и оценки либо разделить мысли или представления говорящего .

Убеждение - основной, наиболее универсальный метод руководства и воспитания . Механизм убеждения основан на активизации умственной деятельности человека, на обращении к рациональной стороне сознания. Предполагается, что убеждаемый должен осуществить сознательный выбор путей и средств достижения цели, т.е. чтобы убедить, надо привлечь внимание объекта воздействия, изложить и разъяснить новую информацию, привести впечатляющие аргументы.

Убедить кого-либо в чем-либо - значит добиться такого состояния, когда убеждаемый, вследствие логичных рассуждений и умозаключений, согласится с определенной точкой зрения и будет готов защищать ее или действовать в соответствии с ней .

Основными средствами убеждения выступают графический знак, образ, тембр речи, жест, мимика, эмоционально-волевые состояния, ритм речи и действий, свет и цвет наглядного средства, результаты труда, статус и авторитет убеждающего. Следует добавить, что не все люди в равной степени обладают готовностью принять точку зрения воздействующего лица. Чаще всего воспринимается лишь та информация, которая согласуется с имеющимися установками .

По мнению Майерса , существует два способа убеждения: прямой и косвенный.

Прямой способ убеждения - это убеждение, имеющее место, когда заинтересованная аудитория сосредотачивает всё внимание на благоприятных аргументах .

Косвенный способ убеждения - это убеждение, имеющее место в том случае, когда на людей влияют случайные факторы, например: привлекательность автора .

Прямой способ убеждения имеет место, когда люди от природы склонны анализировать происходящее или заинтересованы в предлагаемой теме. Если тема не привлекает устойчивого внимания аудитории, убеждение может осуществляться посредством косвенного способа, когда люди используют случайные признаки или эвристику для поспешных выводов . Убеждение, осуществляемое прямым способом, является более аналитическим и менее поверхностным, оно более устойчиво и с большей вероятностью способно повлиять на поведение .

Вся процедура убеждения укладывается в четыре вида воздействия. Это информирование, разъяснение, доказательство и опровержение .

Информирование - это сообщение, во имя чего личность должна действовать. Для того чтобы побудить личность к деятельности, требуется целый спектр побудительных воздействий . Это связано с тем, что субъект воздействия, прежде чем действовать, хочет убедиться, что надо делать и сумеет ли он это делать. Никто не начнет действовать, если считает, что действовать, либо не стоит, либо невозможно. Психолог Т. Томашевский вывел вышеизложенную зависимость и выразил её следующей формулой:

по которой решение, приводящее к действию, является функцией (f) ценности цели (У) и вероятности ее реализации (р) " . Между оценкой ценности цели и оценкой вероятности ее реализации существует отношение псевдопроизведения (если один элемент приближается к нулю, тогда и все произведения" приближается к нулю, несмотря на величину другого элемента).

В формуле Томашевского отражена очень важная для руководителя мысль: чтобы побудить работника к нужной деятельности, следует информировать его о ценности цели и вероятности ее достижения, т. е. убедить его в целесообразности действий .

Ярким примером в этом плане является работа с людьми по стимулированию их на внедрение новой технологии и новой техники. Следует подчеркнуть, что все известные нам нововведения по степени принятия их людьми можно разделить на две группы:

  • а) нововведения, имеющие отношение исключительно к технической (технологической) стороне производства;
  • б) нововведения, связанные с социальными аспектами производства.

Первая группа нововведений - это, например, совершенствование какого-либо технического устройства, облегчающего труд работника.

В начале 2000 годов на многих предприятиях появилась проблема, связанная с компьютеризацией. Она заключается в том, что это техническое устройство значительно облегчит труд работника, при условии, что сотрудник владеет навыками работы с этой машиной. Зачастую специалисты в своём деле и большим опытом работы сталкивались с тем, что они беспомощны перед компьютером. Сотрудники обычно с негативизмом ждали такого нововведения, это связано было боязнью нового, ригидностью. Важно в таких случаях информировать персонал о пользе всякого нововведения, отправлять работников на курсы по овладению необходимыми навыками. Необходима работа с информацией для руководителя, как и по каким каналам, она поступает к подчинённым.

Вторая группа нововведений обычно также внедряется не гладко. Дело здесь заключается в том, что такое нововведение ломает устоявшиеся стереотипы поведения персонала .

Информирование о результатах работы - ознакомление с результатами деятельности оказывает стимулирующее воздействие на сотрудников. Рядом исследователей доказывается, что информирование исполнителя способно повысить результаты труда на 12 - 15% .

Речь идет об информации, как об успехах, так и о неудачах. В то же время отсутствие какой-либо информации приводит к снижению результатов, напряженности, конфликту . Кроме того, информирование способствует налаживанию благоприятных деловых отношений "по вертикали", улучшает взаимопонимание, облегчает процесс воздействия в целом. Хорошо организованное обсуждение результатов работы способствует мотивации подчиненных, а также необходимо для ощущения ими собственной значимости и внесения тех или иных изменений в их поведение . Сила цифры иногда оказывается более действенной, чем убеждения и наказания .

Информирование о результатах деятельности будет действенно при условии, что до этого произведена объективная оценка работы сотрудников на основе выделенных и согласованных критериев . Желательно, чтобы для молодого сотрудника их было немного (два-три). В дальнейшем можно включать в набор оценок результатов работы другие критерии, например коммуникабельность, обязательность, дисциплинированность, взаимодействие и т.п. Обсуждение результатов работы должно проводиться регулярно: один раз в квартал и по истечении года . В условиях дефицита количественных показателей деятельности подчиненных наибольшую трудность для руководителя будет представлять преодоление "эффекта ореола", т.е. позитивной оценочной пристрастности при благоприятном отношении к сотруднику и гипертрофированном внимании к недостаткам при антипатии .

Следующий вид убеждающего воздействия, который занимает не менее важное место, чем информирование - это разъяснение . Сама должность обязывает руководителя производства разъяснять многие насущные вопросы. Можно выделить наиболее типичные виды разъяснения: а) инструктивное; б) повествующее; в) рассуждающее .

Инструктивное разъяснение - это схематическое раскладывание деятельности подчиненных, побуждаемых к усвоению инструкции . При таком разъяснении мышление подчинённого не загружается, а задействуется память. Следует заметить, что такой прием не очень нравится творческим натурам или лицам с художественными наклонностями. У тех же, кто привык к строгим, можно сказать алгоритмическим, правилам и указаниям, инструктирование не порождает противодействия .

Повествующее разъяснение - это своеобразный рассказ нацелен на изложение фактов в виде живого повествования, которое последовательно приводит к вполне определенным выводам . Во многих случаях такой вид разъяснений привычнее (знаком еще со школьной скамьи) и потому предпочтительнее. Но его использование обязывает руководителей производства тренироваться в компоновке материала сообщения, в постановке голоса, мимики и жестов .

Рассуждающего разъяснения - это разъяснение с полемикой, активизирует мыслительную деятельность, побуждает внимательнее отнестись к предлагаемым конкретным выводам . Приёмы рассуждающего разъяснения важны для руководителей, общающихся с творческими, инициативными людьми, которые жаждут активного участия общения .

Рассуждающее разъяснение строится таким образом, что руководитель ставит перед собеседником вопросы "за" и "против", заставляя его мыслить самого . При рассуждающем разъяснении можно, поставив вопрос, самому ответить на него, а можно побудить к ответу слушающего. Именно побудить, всем ходом рассуждения возбудить у собеседника желание дать ответ. Здесь нельзя требовать ответа. Как только руководитель начнет побуждать к ответу, рассуждающее разъяснение теряет смысл. При рассуждающем разъяснении слушающий вместе с руководителем ищет пути разрешения ситуации (конечно, под направляющим влиянием руководителя). Слушающий (подчинённый) при этом ощущает свою значимость. Когда же из него вытягивают ответы, то он, лишаясь такого ощущения, переходит в состояние психологической защиты. И тогда рассуждающее разъяснение превращается в инструктивное .

Естественно рассуждающее разъяснение очень полезно и в устном выступлении руководителя перед аудиторией . В этом случае желателен переход от рассуждений к постановке проблемы. Таким образом, в рассуждающем разъяснении ответ на поставленный вопрос высказывается в основном руководителем, а в проблемном он формируется самими слушающими . Проблемное разъяснение практикуется главным образом перед аудиторией в специальном выступлении .

Доказательство - логическая операция, строящаяся на основах законов логики: законе тождества, законе противоречия, законе исключённого третьего и законе достаточного основания . Суть доказательства заключается в том, что выдвигается какой-то тезис, и подыскиваются аргументы или доводы для доказывания тезиса .

Сама процедура обычно называется демонстрацией . Чтобы убедить сотрудников или доказать им истинность какого-либо положения необходимы факты. Без фактов нет доказательства. Факты создают у работников соответствующий настрой на восприятие действительности, формируют установку .

Оценка труда подчинённых очень сильно сказывается на мотивации их трудовой активности, если эта оценка воспринимается ими, как реальная, истинная, то она выполняет свою побуждающую функцию, если же она воспринимается, как заниженная, надуманная, не реальная, то и побуждения нет . Подчинённым нужны факты, доказывающие истинность оценки. Не менее важная роль в доказательстве принадлежит личным качествам руководителя . Успех доказательства зависит от его чувства такта, от умения ладить с людьми . Доказывая что-либо, мы тем самым отвергаем идею нашего собеседника, а значит для опровержения слово, дело и личность руководителя также свойственны, как и для доказательства .

Опровержение - критика устоявшихся взглядов и стереотипов поведения людей, с разрушением и формированием его установок . Во время опровержения мы встречаемся с чувством собственного достоинства оппонента. В связи с этим одной логики оказывается недостаточно. Нет смысла вступать в спор, чтобы опровергнуть что-либо. Наш оппонент не признается, что был не прав, для замены одной установки на другую требуется не один день.

Существуют специфические социально-психологические правила:

1. При опровержении доводов оппонента следует обращаться к его чувству собственного достоинства. Чувство собственного достоинства равно отношению величины успеха данного лица к его притязаниям.

Чем выше успех и чем меньше притязания, тем выше. Под успехом здесь понимается не материальная, социально-психологическая величина, выступающая в виде оценочных суждений со стороны окружающих . Во всех случаях добиваются успеха в тех случаях, если дают человеку почувствовать его собственное "Я": называют его по имени и отчеству, подчёркивают реальные заслуги, дают возможность проявить инициативу, побуждают к самостоятельным действиям, стараются не навязывать чужой образ мыслей, а стимулируют к размышлению .

Эффективность убеждения зависит от личностных свойств тех, кого убеждают . Согласно исследованиям американских учёных убеждению не поддаются: люди с ограниченной фантазией, внутренне ориентированные личности, социально не контактные люди, лица с явно выраженной агрессивностью, индивиды с параноидальными тенденциями .

Представляет собой применяемый в психотерапии метод психологического воздействия на сознание пациента посредством изменения его прежних суждений. У. составляет основу рациональной психотерапии. Коррекция неадекватного восприятия болезни осуществляется преимущественно с помощью У. Психотерапевт в соответствии с поставленной задачей производит отбор фактов и их логическое упорядочивание, с тем чтобы подвести пациента к нужным выводам. В беседе с больным он рассматривает и тщательно анализирует все объективные и субъективные данные, раскрывая пациенту действие механизмов возникновения и развития расстройств. Вслед за этим психотерапевт переходит к У., добиваясь изменения отношения пациента к болезни и лечению.

В рациональной психотерапии Дежерина (Dejerine J.), в отличие от Дюбуа (Dubois P.), У. основано в большей мере на эмоциональном, чем на интеллектуальном воздействии. В его психотерапии рассуждения приобретают действенную силу, если сопровождаются эмоциональным влиянием. Логические доказательства врач предлагает пациенту для обдумывания, переживания и принятия.

Невозможно отделить от У. суггестивный элемент, связанный с авторитетной личностью врача и влияющий на эффективность У. В. М. Бехтерев (1911), описывая метод "лечения перевоспитанием", считал полезным сочетание У. и внушения, особенно для больных со слабо развитой критикой, в частности для детей, с целью укрепления воли и формирования новых ассоциаций. Он подчеркивал важность привития больному с помощью У. более высоких нравственных взглядов для укрепления "Я" пациента или переориентации на другие цели и виды деятельности.

Моральное У. является в той или иной степени составной частью любой формы психотерапии, даже если психотерапевтом оно не декларируется и не осознается. Психотерапевт сознательно или невольно обучает пациента конструктивному образу жизни, т. е. убеждает его принять личную ответственность за собственные поступки и активную роль в управлении своей жизнью, и в целом передает ему свою философию зрелого, независимого и ответственного человека.

Переубеждение (персуазия) - процесс замены (изменения, переделки, трансформации) ранее сформированного убеждения новым под влиянием дополнительной или разъясняющей информации, полученной из разных источников и в различных ситуациях. Переубеждение в психотерапии имеет целью последовательное и направленное формирование убеждений, изменяющих в терапевтическом направлении представления пациента о механизмах его заболевания, его лечении и прогнозе.

Следует отметить, что хотя У. как метод преимущественно рациональной психотерапии приводит к расширению информационной стороны сознания, к укреплению некоторых личностных установок или коррекции ошибочных взглядов, но он недостаточно эффективен при решении задач изменения личности, реконструкции нарушенных ее отношений, послуживших источником патологических расстройств.

См. также Рациональная психотерапия, Сократовский диалог.

УБЕЖДЕНИЕ

1. Осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать согласно своим ориентациям ценностным. Представления о нормативном поведении, ставшие внутренней мотивацией. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов-политических, философских, эстетических, естественнонаучных и прочих, - совокупность убеждений выступает как мировоззрение.

О степени соответствия реального поведения декларируемым убеждениям можно судить лишь при столкновении человека с серьезными препятствиями.

2. Используемый в коммуникации метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода убеждений составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче. Метод убеждений - основной в полемике научной и в педагогии.

УБЕЖДЕНИЕ

Процесс побуждения человека принять определенный набор ценностей, верований или отношений. Исследования этого процесса были перспективными и включали ряд факторов, как рациональных, так и нерациональных. Например, см. когнитивный диссонанс, достоверность, убеждающая коммуникация.

Убеждение

использующийся в управленческих коммуникациях метод воздействия на личность через обращение к ее собственному критическому суждению. Основа убеждения - логическая аргументация фактов.

Убеждение

способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, соотносящихся по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное У. ведет к принятию и последующему включению новых сведений в сложившуюся систему взглядов, к определенной трансформации мировоззрения, а значит и мотивационной основы поведения. В отличие от внушения У. основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим. Как правило, У. требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. У. эффективно в том случае, когда содержание и взаимное расположение аргументов соответствует основным принципам ораторского искусства: учтены места наиболее ярких примеров, соотношение аргументов "за" и "против", эмоциональный фон ассоциаций, возникающих при произнесении ключевых слов и т.п. Успешность У. зависит от интеллектуального уровня объекта У. и его флексибельности. Люди с гибким мышлением легче усваивают чужие аргументы, интегрируя их в систему своих знаний. Наиболее легко также поддаются убеждению индивиды, имеющие заниженную самооценку и преимущественно ориентированные на адаптацию к социальной среде, а не на индивидуализацию в ней. Труднее всего поддаются У. те, кто враждебен по отношению к другим и стремится прежде всего доминировать над окружающими. Систематическая разработка приемов У. (наряду с приемами целенаправленной дезориентации) была начата философами Древней Греции и привела к формированию основ риторики, формальной логики и математике как науке о доказательстве. И.Г. Дубов

УБЕЖДЕНИЕ

способ вербального влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное У. ведет к принятию и последующему включению нoвых сведений в сложившуюся систему взглядов и У., к определенной трансформации мировоззрения, a значит, и мoтивационной основы поведения. В отличие от внушения, У. оcновано на осмысленном принятии человеком каких-л. свeдeний или идей, на их анализе и оценке. При этом зaключeние м. б. сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, У. требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и opaтopских приемов, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. Метод У. считается основным в наyчной полемике и в процессах воспитания. У. является одним из важных способов воздействия оппонентов друг на друга в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Аргументированное У., достигшее цели, может предотвратить конфликт. Еще большую роль играет У. в деятельности конфликтолога, занимающегося урегулированием конфликта. Овладение навыками У. – профессионально важное качество конфликтолога.

Концепция, теория и т.д. У. не совпадает ни с истиной, ни с верой, лишенной сколь-нибудь отчетливых оснований («слепой верой»). Когда высказывание истинно, описываемая им реально существует. Но если высказывание представляет собой чье-то У., это не означает, что ему что-то соответствует в действительности. В отличие от чистой веры, способной служить основанием самой себя, У. предполагает определенное . Последнее может быть совершенно фантастичным или даже внутренне противоречивым, но тем не менее должно существовать.
У. - одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности, и в то же сложная, противоречивая, с трудом поддающаяся анализу . Миллионы людей можно убедить в том, что они призваны построить «новый прекрасный », и они, живя в нищете и принося неимоверные жертвы, будут повсюду видеть ростки этого мира. С др. стороны, есть люди, которых невозможно убедить в самых простых математических истинах. Так, А. Шопенгауэр называл теоремы Пифагора «мышеловкой» и отказывался его принять; Т. Гоббс, прочитав это доказательство, воскликнул: «Боже, но это невозможно!»; И. Ньютон, напротив, читая в студенческие годы геометрию Евклида, пропускал доказательства теорем, считая их очевидными и потому излишними.
У. включают не только представления о реальности (ее описания), но и ее оценки, идеалы, нормы, планы и т.д. Человек действует на основе имеющихся у него У., их влечет за собой изменение его поведения.
Среди многих наук, изучающих У. (психология , логика, лингвистика, риторика и др.), наиболее близка к философии . Она исследует способы обоснования и опровержения У., этих способов от аудитории и обсуждаемой проблемы, своеобразие обоснования в разных областях мышления и деятельности и т.д.
Основания принятия высказываний и превращения их в У. могут быть очень разными. Одни высказывания принимаются, поскольку кажутся верными описаниями реального положения дел, др. принимаются в качестве полезных советов или предостережений, третьи - в качестве эффективных оценок или норм и т.д. Создать полный перечень оснований принятия высказываний или их групп невозможно. Нет также к.-л., даже предварительной, классификации таких оснований. Вместе с тем существуют определенные приемы, позволяющие с той или иной вероятностью побудить человека принять одни утверждения и отвергнуть другие. В числе таких хорошо известных приемов - ссылка на эмпирические данные, на существующие логические доказательства, на определенные методологические соображения, на особо проницательную интуицию, на или вкус, на причинную или связь цели и средства и т.д. Теория аргументации ничего не говорит о том, почему те или иные люди или группы людей разделяют какие-то - разумные или, напротив, нелепые - У. Ее задача - исследовать и систематизировать те приемы, или способы, рассуждения, с помощью которых можно попытаться убедить отдельного человека или группу людей в необходимости или целесообразности принятия каких-то утверждений.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

УБЕЖДЕНИЕ

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Синонимы :

Смотреть что такое "УБЕЖДЕНИЕ" в других словарях:

    УБЕДИТЬ, УБЕЖДЕНИЕ Старославянизмам принадлежит главное место в системе о твлеченной лексики русского литературного языка. Все основные понятия, относящиеся к интеллектуальной сфере, выражаются словами старославянского происхождения, например,… … История слов

    См. вера вынести убеждение, получить убеждение, прийти к убеждению... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. убеждение уговаривание, уверение, заверение, увещание, уговоры; вера; … Словарь синонимов

    Убеждение - Убеждение ♦ Croyance Значит меньше, чем знание, и меньше, чем вера, и охватывает то и другое. Быть убежденным в чем то значит верить в истинность этого, не имея к тому абсолютно никаких доказательств. Например, я убежден, что завтра будет… … Философский словарь Спонвиля

    Убеждение элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия. Высшая (абсолютная)… … Википедия

    убеждение - УБЕЖДЕНИЕ понятие, имеющее три основных значения. 1. Мировоззренческий принцип индивида политический, этический, религиозный, философский, в правильность которого он верит и на основе которого действует. У, говорит К. Маркс, это узы,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    убеждение - способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное У. ведет к принятию и последующему включению новых сведений в… … Большая психологическая энциклопедия

    Приемы эффективного сообщения точки зрения одного человека другим … Словарь терминов антикризисного управления

    УБЕЖДЕНИЕ, убеждения, ср. 1. только ед. Действие по гл. убедить убеждать. Слова убеждения. Действовать путем убеждения. Легко поддаваться убеждению. 2. только ед. Состояние по гл. убедиться убеждаться. Я остался в полном убеждении, что это… … Толковый словарь Ушакова

    УБЕЖДЕНИЕ, я, ср. 1. см. убедить, ся. 2. Прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что н., точка зрения. Политические убеждения. Отстаивать свои убеждения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Англ. belief/conviction/persuasion; нем. Uberzeugung. 1. Твердая уверенность в ч. л., основанная на определенной идее, мировоззрении. 2. Форма поддержания общественной дисциплины 3. Процесс передачи моральных представлений индивиду или… … Энциклопедия социологии

Последнее обновление: 23/05/2014

Что первым делом приходит Вам на ум, когда Вы думаете об убеждении? Кто-то вспоминает рекламу, кто-то - предвыборную кампанию политика. Убеждение - мощная сила в повседневной жизни, да и на общество в целом оно оказывает большое влияние. Политика, новости и реклама влияют на наши решения и на наш выбор.
Иногда мы хотели бы верить в то, что застрахованы от убеждения. Что мы, естественно, способны где угодно разглядеть коммерческую составляющую, найти подлинный смысл ситуации и прийти к правильным выводам самостоятельно. В некоторых случаях так оно и есть, но убеждение не всегда столь явно, как в случае с назойливым продавцом или телевизионной рекламой. Убеждение может быть незаметным, и то, как мы реагируем на него, может зависеть от целого ряда факторов.
Кстати, убеждение может быть использовано не только в корыстных целях, но и в качестве позитивной силы. Примером тому служит социальная реклама, призывающая людей к переработке мусора или отказу от курения.

Что такое убеждение?

По словам Ричарда М. Перлоффа (2003), убеждение можно определить как «…символический процесс, в котором участники коммуникации пытаются склонить друг друга к смене своего отношения или поведения в отношении конкретного вопроса посредством передачи сообщений в атмосфере свободного выбора». Ключевые элементы этого определения заключаются в том, что согласно ему:

  • убеждение символично, оно использует слова, изображения, звуки и т.д.;
  • оно включает в себя сознательную попытку влияния на других;
  • самоубеждение является ключевым фактором; людей не принуждают, они свободны в своём выборе;
  • передача убедительных сообщений может происходить в различных формах - через телевидение, радио, Интернет или при личной беседе.

Чем особенно убеждение сегодня?

Несмотря на то, что наука и искусство убеждения интересовали ещё древних греков, между тем, как убеждение происходит сегодня, и тем, как это делалось в прошлом, есть существенные различия.
В своей книге «Динамика убеждения: общение и отношение в XXI веке», Ричард М. Перлофф излагает пять основных отличий современного процесса убеждения:

  • Количество сообщений выросло в несколько раз . Задумайтесь на минуту о том, сколько объявлений Вы встречаете ежедневно. По данным различных исследований, среднестатистический американец воспринимает в день от 300 до более чем 3000 рекламных сообщений.
  • Коммуникация, целью своей имеющая убеждение, стала распространяться гораздо быстрее . Телевидение, радио и Интернет помогают распространить подобные сообщения очень быстро.
  • Убеждение это большой бизнес . Помимо компаний, которые находятся в сфере бизнеса исключительно для убеждения (например, рекламных агентств, маркетинговых фирм или занимающихся связями с общественностью компаний), от убеждения зависят и компании, которые стремятся продавать свои товары и услуги.
  • Современное убеждение носит гораздо более тонкий характер . Конечно, есть много объявлений, использующих очевидные стратегии убеждения, но большинство сообщений всё же гораздо незаметней. Например, предприятия иногда тщательно прорабатывают конкретный образ, предназначая его для призыва купить продукты или услуги - намекая, что таким образом потребители смогут достичь такого образа жизни.
  • Убеждение носит и более сложный характер . Потребители разнообразны и имеют более широкий спектр вкусов и мнений, поэтому маркетологи должны проявлять больше смекалки, когда дело доходит до выбора средств и сообщений убеждения.

Уверенность в своей правоте помогает человеку не сойти с выбранного пути. Убеждение - это важно. Владение даром стратегии аргументированного донесения информации приносит ощутимую пользу в развитии отношений с другими людьми, решении вопросов на работе, в общественном транспорте, дома, в магазине и других местах.

Что же такое убеждение?

Это составная часть мировоззрения и способность влиять на людей, если говорить кратко. множество, и они будут разниться в зависимости от ситуации. Хотите ими овладеть? Присоединяйтесь. Вместе проще учиться.

Как несовершенство в силу превратить

Человек, обладающий даром убеждения, даже слабость может превратить в преимущество. Такова психология убеждения. Например, при продаже подержанного автомобиля он обязательно расскажет о мелких недочетах, на которые покупатель, может, и не обратил бы внимания. Открытие небольших недостатков создает впечатление отсутствия больших. При этом создается ощущение честности, уровень доверия между участниками разговора стремительно растет вместе с вероятностью ударить по рукам и совершить сделку.

Этот же прием убеждения человека можно использовать при устройстве на новую работу. В резюме нужно указать не только положительные характеристики, но остановиться и на переломном моменте, уделив внимание тому, когда и по каким причинам вы смогли добиться повышения на службе.

Развивайте свою харизматичность

Человек, не обладающий харизмой, лидером стать не сможет. Считаете, у вас ее нет? Бросьте, вы не обделены этим даром, как и любой другой человек. Поменяйте свое убеждение. Это просто: посмотрите на жизнь влюбленными глазами, всем, с кем общаетесь, искренне говорите комплименты, ободряйте тех, кто рядом с вами, помогайте им по мере сил.

Самый убедительный аргумент - последний

Чтобы склонить мнение на свою сторону, доказательства нужно выстроить в определенном порядке. Сначала привести сильные аргументы, затем - средние по убедительности, и только в конце «добить» самым значительным.

В случае, когда вам необходимо получить определенный ответ для решения проблемы, не озвучивайте его сразу. Предварительно задайте еще пару вопросов, на которые может быть только один ответ - утвердительный. После чего на самый важный вопрос оппонент неизбежно ответит «да».

Используйте статус

Для решения проблемы не стесняйтесь озвучить вашу должность и полномочия. В этом случае аргументы, приводимые вами, покажутся куда весомее.

Интересы людей

Доказательства должны строиться не только на аргументах материальной выгоды, особый акцент необходимо сделать на удовлетворении потребностей людей. Подскажите, какие интересы общества будут реализованы.

Признание в неправоте

Убеждение - это не только веские аргументы и доводы, но и способность признавать свои ошибки. Имейте смелость посмотреть правде в глаза и согласиться, что были не правы. Такой поступок только укрепит ваш авторитет, заставит еще больше уважать.

Наглядность

Цифры, факты, таблицы, графики, слайды, фотографии - что-нибудь из этого списка обязательно должно присутствовать в вашей аргументированной речи. Впрочем, как и искренние эмоции.