Кто помог садко выбраться из моря. Легенды и предания
"Садко у морского царя"Проснулся Садко во синем море,
Во синем море на самом дне,
Сквозь воду увидел красное солнышко,
Вечернюю зорю, зорю утреннюю.
Увидел Садко: во синем море
Стоит палата белокаменная.
Заходит Садко в палату белокаменну:
Сидит в палате царь морской,
Голова у царя как куча сенная.
Говорит царь таковы слова:
- Ай же ты, Садко-купец, богатый гость!
Век же ты, Садко, по морю езживал,
Мне, царю, дани не плачивал,
А ныне весь пришел ко мне в подарочках.
Слышал, мастер ты играть во гусельки яровчаты;
Поиграй же и мне.
Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во синем море,
Как расплясался царь морской!
Играл Садко сутки, играл и другие
Да играл еще Садко третии,
А все пляшет царь морской во синем море.
Купец-мореплаватель, гусляр Садко - герой русского былинного эпоса. Был он прежде беден, имел из всего добра только "гусли звончаты", с которыми хаживал на пиры званые, веселил народ. Сидел однажды Садко на берегу Ильмень-озера, поигрывал на гусельках; вдруг в озере вода всколебалась - и выплыл властитель царства подводного. За игру чудесную посулил Морской царь песеннику "клад из Ильмень-озера - три рыбы-золоты перья
". И слово подводного владыки не мимо молвилось: закинул гусельник в озеро невод - дался в руки обещанный клад; закупил на него Садко товару видимо-невидимо, стал он богатым гостем-купцом господина Великого Новгорода...
Почти двенадцать лет путешествовал купец Садко, и вот как-то однажды все его тридцать кораблей замерли посередине моря, словно к воде приросли.
Стали жребий кидать: кто тот грешник, чьи грехи держат суда на месте? Кого же бросить в синее море на утеху Морского царя?
Выпала такая доля Садко, ибо он двенадцать лет плавал по морю-океану, не отблагодарив подводного владыку, не платя ему дани-пошлины.
Пришел Садко в подводное царство, вновь стал играть для Морского царя - музыкой своею успокоил он бурю на Ильмень-озере. Морской царь, желая оставить у себя чудесного гусельника, предложил ему на выбор одну из своих тридцати дочерей. Все они были как на подбор, но Садко не стал брать "ни хорошую, ни белую, ни румяную
", а взял, по подсказке Николая-угодника, покровителя корабельщиков, "девушку поваренную, ту, что хуже всех
", но которая полюбила его. Она-то и помогла Садко воротиться на землю, в Новгород, а звали ее Волхва-река: эта река вытекает из Ильмень-озера.
Считается, что в основе образа Садко - история одного из плаваний летописного новгородского купца Сотко Сытинича, чудом спасшегося после кораблекрушения. История этого спасения расцвечена фантастическими, сказочными подробностями.
ил-поживал в Великом Новгороде молодой Садко.
Богат и славен город Новгород. Терема в нем каменные, ряды торговые товарами полны, площади широкие, церкви высокие, через реку Волхов мосты брошены, у пристаней корабли стоят, что лебеди на заводи...
Только нет у молодого Садко ни теремов, ни лавок с товарами, ни кораблей белопарусных. Одно богатство у Садко - гусли звонкие. У него пальцы, что белые лебеди, опускаются на струны золоченые, у него голос как ручей бежит. Ходит Садко по домам на веселые пиры, на гуслях играет, песни поет, гостей потешает.
На Руси пир без песни не водится, а лучше нет гусляра во Новгороде.
Вот играл раз Садко на богатом пиру.
Наелись гости, напились, стали хвастаться: кто деньгами, кто товарами, кто полными кладовыми.
Досадно стало Садко, оборвал он струну, хлопнул кулаком по столу и говорит:
Эх вы, гости богатые, что вы сиднем сидите в Новгороде! Было бы у меня, Садко, ваше богатство, не отращивал бы я себе жиру в тереме, а снарядил бы корабли и поплыл бы с товарами по морям-океанам в страны заморские!
Рассердились гости, разгневались, выгнали Садко и шапку за ним выкинули.
Вот день прошел - никто Садко на пир не зовет, не хотят гости богатые слушать его песни.
И другой прошел.
Голодный Садко по Новгороду ходит, в окна чужие заглядывает. Всюду люди за столами сидят, пироги жуют, мед пьют, а у Садко и куска хлеба нет.
Запечалился Садко, взял свои гусельки, пошел на берег Ильмень-озера, сел у тихой заводи и стал грустную песню петь.
Было тихо озеро что стекло, а как заиграл Садко - пошли по озеру волны белопенные. Испугался Садко и прочь пошел.
На другой день к вечеру горько стало Садко голодному на чужие пиры глядеть, и опять он пошел к тихой заводи. Стал он песни наигрывать.
Взволновалось вдруг озеро, волна с волной сходилась, песком вода замутилась, вышел из озера царь Водяник, чудище морское, глубинное.
Испугался Садко, а царь Водяник говорит:
Ой, гусляр Садко, распотешил ты меня песен кой, ну и я тебя пожалую: возвратись ты в Новгород и побейся с гостями о большой заклад. Говори им, что есть в Ильмень-озере рыба-чудо с золотым пером. Будут ставить они в заклад лавки с дорогими товарами, а ты не бойся - ставь свою буйную голову. Как за кинут сети в Ильмень-озеро, я и брошу в них рыбу-чудо золотое перо.
Обрадовался Садко, поблагодарил царя Водяника и пошел в Новгород. Стал он в Новгороде на площади, закричал зычным голосом:
Много вы на пиру наедаетесь, много на пиру напиваетесь, всякими богатствами хвастаетесь, а не знаете, что чудо есть в Ильмень-озере! Плавает в озере рыба с золотым пером!
Набежали люди торговые, заспорили:
Что ты врешь, гусляр, выдумываешь? Не бывало на свете такой рыбины, нет ее и в Ильмени.
А Садко их раззадоривает:
Ну, так бейтесь со мной о великий заклад: заложу я вам свою голову, а вы мне лавки с красными товарами, с миткалями, с парчами, с сукнами!
Ударились с ним три купца об заклад.
Взяли они шелковый невод, пошли толпой к Ильмень-озеру. Закинули невод - всколебалось озеро... Вытащили невод - в нем чудо-рыба с золотым пером!
Отдали купцы Садко девять лавок с товарами красными, с миткалями, с парчами, с сукнами.
Стал Садко торговать, и повалило ему счастье: с каждым днем Садко богаче живет. Выстроил себе па латы белокаменные, завел сундуки с платьем цветным, камнями драгоценными. Стал пиры заводить, на них гусляров зазывать.
Зазнался Садко, зачванился. Стал по городу ходить, никому не кланяться.
Раз созвал он к себе на великий пир посадских людей, бояр да богатых гостей.
Стал Садко своим богатством хвастаться:
У меня бессчетна казна, я скупить могу весь Новгород, все товары новгородские, торговать вам станет нечем.
Словили его гости на слове, ударились с ним об заклад, чтоб он выкупил все товары новгородские. А заклад положили сорок тысячей!
Вот ранним-рано поутру поднялся Садко, разбудил всех своих слуг и прислужников, роздал им без счету золотой казны и послал скупать товары новгородские.
Сам Садко пошел к вечеру поглядеть на Новгород и видит - все рынки пусты, все лавки пусты, на пристанях корабельных хоть пляс пляши, даже у горшечников одни черепки остались. Не найти в Новгороде ни веревочки, ни ниточки. Не найти в Новгороде товару ни на денежку, ни на малую полушечку.
Загордился Садко, обрадовался, думал, что взял заклад.
А на другой день пошел в гостиный двор, смотрит - лавки полным-полны товарами красными, на рынках торг шумит, на пристанях бочкам счету нет, от тюков настилы ломятся. Даже горшечники новые горшки навезли.
Задумался тут Садко, образумился:
«Не осилить мне, видно, Великого Новгорода, одному над народом верх не взять. Я скуплю товары новгородские, подоспеют товары московские. Руки у людей не в карманах лежат - работают. За ночь новые ткани наткут, новые крендели напекут. Надо мне отдавать заклад в сорок тысячей».
С той поры не спорил Садко с Новгородом. Отдал Садко денежки, надо ему снова добро наживать.
Вот построил Садко тридцать кораблей, тридцать кораблей изукрашенных. У них бока выведены по-звериному, корма выточена по-гусиному, а нос по-орлиному, вместо глаз вставлено по яхонту.
Нагрузил он корабли товарами и поплыл в страны заморские.
Тридцать кораблей что гуси плывут, а один корабль как сокол летит,- то корабль самого Садко. Вдруг налетела буря грозная, расходилось, расшумелось синее море, волной корабли бьет, ветром паруса рвет, словно ветки, мачты гнет.
Собрались корабельщики к Садко на корабль:
Что нам делать, Садко, как беду избыть? Говорит им Садко:
Други мои, корабельщики, видно, гневается на нас царь Водяник. Мы двенадцать лет по морю бегаем, а не платим ему ни дани, ни пошлины. Не спускали мы царю Водянику ни хлеба, ни соли, ни серебра. Вы берите бочку чистого серебра, бросайте ее в море, авось нас царь Водяник помилует.
Взяли они бочку серебра, бросили в море - еще пуще непогода разыгралась.
Видно, мало пошлины царю Водянику,- говорит Садко.- Берите вы бочку красного золота и спускайте в синее море.
Бросили в море бочку золота - еще пуще буря корабли бьет.
Видно, не нужно царю Водянику ни серебро, ни золото, а нужна ему голова человечья. Бросим в море жребии,- чей жребий на дно пойдет, тому и идти в море синее.
Нарезали корабельщики чурочки из ясеня, бросили чурочки на грозную волну: все чурочки поверху плывут, одна чурочка на дно пошла - самого Садко-хозяина.
Пригорюнился Садко:
Это, братья, жребии неправильные, спускайте вы жребии булатные, железные.
Спустили корабельщики жребии железные, а Садко пустил жребий из ясеня. Все булатные жребии по воде плывут, будто гуси по заводи, а Садко жребий ключом ко дну пошел.
А Садко в море идти не хочется, он хитрит-хитрит, изворачивается.
Еще раз бросим, други, жребии. Бросим жребии кленовые, а чей жребий по воде поплывет, тому в море идти, других выкупать.
Бросили палочки кленовые, а Садко бросил жребий синего булата заморского, весом жребий в десять пудов.
Все кленовые палочки ко дну пошли, а Садко жребий весом в десять пудов по воде словно лебедь плавает.
И сказал тогда Садко - богатый гость:
Знать, беда пришла мне неминучая, самому надо идти к царю Водянику.
Стал Садко с белым светом прощаться. Он прощается с дружиной храброй, с синим небом, с красным солнышком, он велит поклон жене передать, малым деткам, родной матушке.
Опустили корабельщики в море доску дубовую. Не берет с собой Садко ни хлеба пшеничного, ни слад кого вина, а берет с собой гусли звонкие.
Мне без песни и жизнь не в жизнь, да и в смерти мне песня надобна.
Лег Садко на доску дубовую. Горько плачут корабельщики.
Тут ударил Садко в струны золоченые - улеглись волны и ветер стих. Поплыли корабли к Новгороду, а Садко понесло по морю синему.
Плывет Садко на дубовой доске, струны щиплет, а со страху глаза зажмуривает. И заснул Садко глубоким сном крепко-накрепко.
Коротко ли он спал, долго ли, а проснулся и глаза протер: очутился он на самом дне, над ним вода морская зыблется, еле видно через воду солнышко. Перед ним палаты белокаменные, хорошо палаты изукрашены.
Вошел в палаты Садко и видит - в горнице сидит сам царь Водяник с царевной Водяницей.
Вокруг трона стоят рыбы, чудища, раки страшные. Тут и рыба сом с большим усом, и налим толстогуб, И севрюга, и осетр, и белорыбица. Все на Садко глаза выпучили, а Садко еле жив стоит.
Закричал ему царь Водяник:
Ты давно, Садко, по морю плаваешь, а все дани мне не плачивал. Хорошо, что сам пожаловал. Я хочу твоих песен послушать, ты играй мне, Садко, с утра до вечера.
Взял Садко свои гусли яровчатые, подтянул на гуслях колышки и ударил по струнам позолоченным. Хорошо играл Садко. Распотешился царь, стал на троне подпрыгивать. Приударил Садко - вскочил царь на ноги и пошел плясать по палате белокаменной. Он ногами бьет и шубой машет, и в ладони хлопает - только вихрь идет по горнице. Разбежались рыбы, раки, морские чудища, под ногами пол трещит, маковки на тереме шатаются. Тронул тут кто-то Садко в правое плечо. Обернулся Садко - позади стоит царица Водяница.
Полно тебе играть, Садко; рви ты свои струны золоченые, ломай свои колышки. Тебе кажется, что пляшет по палате царь, а он скачет по крутым кряжам, по высоким берегам, по широким мелям. От его пляски море взбушевалось, быстрые реки разлились, высокие волны поднялись. Гибнут в море корабли, гибнут в реках люди русские, тонут корабельщики с товарами!
Изорвал Садко струны золоченые, изломал колышки, перестал царь Водяник скакать-плясать. Улеглось море синее, и утихли реки быстрые, перестали гибнуть люди русские.
Говорит Садко царь Водяник:
Распотешил ты мне душу, молодец! Хороши на Руси песельники, а такого, как ты, на свете нет. Чем бы мне тебя поблагодарить? Хочешь, я женю тебя на девице-красавице?
Надо мной в синем море твоя воля, царь Водяник.
А царица Водяница Садко в ухо шепчет:
Приведет тебе царь Водяник триста девушек- красавиц, ты ни одной не бери, ни на одну не смотри, а пойдет последней девушка Чернавушка, ту и проси себе в женушки. Да смотри - не целуй ее, быть тебе тогда на родной Руси.
Хлопнул царь Водяник в ладоши, стали мимо Сад ко девушки-красавицы идти. Одна другой краше, одна другой лучше. А Садко на них не смотрит, ни одну не выбирает. Позади всех идет девушка Чернавушка, хуже всех лицом, хуже всех прибрана.
Вот эта, царь Водяник, мне полюбилась,- говорит Садко,- я ее хочу в невесты взять.
Не отказывал ему царь Водяник. Отдавал ему Чернавку в жены, завел пир на весь подводный мир. Не забыл Садко наказу строгого - не обнял он, не поцеловал жены, потихоньку ушел он с пира бога того, лег на лавку и уснул крепко-накрепко.
Поутру проснулся Садко и увидел солнце красное, увидел зеленую траву - весь прекрасный белый свет.
Сам лежит он на крутом берегу у речки Чернавки, что под Новгородом.
Встал Садко, пошел к Ильменю. А по Ильменю тридцать кораблей бегут, на тридцатом корабле черные паруса. А у пристани жена Садко стоит, горько плачет, приговаривает:
Не воротится Садко ко мне из-за моря синего! Как увидела дружина храбрая, что стоит Садко на крутом кряжу, удивилась дружина, испугалась:
Мы оплакали Садко в синем море, а Садко встречает нас в Новгороде!
Обрадовалась тут молодая жена, брала Садко за руки белые, целовала, обнимала, приговаривала:
Милый мой, опора моя крепкая, ты не езди больше в синее море, не давай тосковать моему сердцу ретивому, оставайся дома со мной и с детками. Хватит нам именья и золота, хватит тебе по морям гулять, судьбу искушать!
Послушался Садко жены и не стал больше ездить по морю. Прожил до смерти тихо и мирно в Новгороде.
Уводят нас из княжеского стольного Киева, из южных степей, где происходили богатырские сражения, на север - в средневековый Новгород, республику бояр и купцов, связанную торговыми узами с Европой. У Новгорода были свои герои и свои социальные конфликты. И хотя Садко - персонаж полностью вымышленный и ни о каком историческом его прототипе говорить не приходится, в образе его запечатлелись характерные черты новгородского общества XII-XV веков. В Древней Руси правда жизни нередко раскрывалась через фантастические ситуации и через необыкновенные дела героев.
Садко вначале - гусляр, певец, который живет тем, что его приглашают
на богатые пиры. Он беден.
Почему-то его перестают звать на пиры, и он идет к
Ильмень-озеру
и здесь играет на своих гуслях. Бытовая ситуация сменяется ситуацией фантастической:
игру Садко слышит морской царь, «хозяин» озера, и решает наградить певца.
Садко должен побиться с купцами «о велик заклад», что в озере живет чудесная
рыба с золотыми перьями. В споре с гусляром несколько купцов закладывают
свои лавки с товарами, а бедный Садко закладывает свою голову. С помощью
морского царя Садко трижды вылавливает рыбок с золотыми перьями и становится
богатым «гостем» - купцом.
информация с сайта
http://сайт
Казалось бы, судьба бывшего гусляра определилась - он вошел в состав
новгородского купечества, завоевал себе место под солнцем. Но, согласно
былинам, Садко не может жить «как все», в нем есть богатырское начало -
только выражается оно не в воинских подвигах. Садко противопоставляет себя
Новгороду и бросает ему вызов: он готов на свою «бессчетную казну» выкупить
все новгородские товары.
Начинается необычное состязание: новгородские купцы несут и несут Садко
свои товары, а он скупает их. Но наступает момент, когда Садко вынужден
признать свое поражение.
Втройне товаров принавезено,
Подоспели товары московские
На тую на великую на славу
новгородскую.
- Не выкупить товара со всего бела
света:
Още выкуплю товары московские,
Подоспеют товары заморские.
Не я, видно, купеи богат новгородский
- Побогаче меня славный Новгород.
-
Так апофеозом мощи торгового Новгорода завершается состязание. Но в
этом для Садко нет ничего унизительного - ведь он тоже участник общего
торжества. Садко решает совершить торговое плавание:
новгородские купцы плавали с товарами к берегам соседних стран.
Построил Садко тридцать кораблей,
На тыи на корабли на черленые
Свалил товары новгородские,
Поехал Садко по Волхову,
Со Волхова во Ладожско,
А со Аадожска во Неву-реку,
А со Невы-реки во сине море.
Как поехал он по синю морю,
Воротил он в Золоту Орду.
Маршрут Садко до определенного момента описывается с топографической
точностью, и вдруг... Золотая Орда, - такие нарушения географии обычны
для былин. Удачно расторговавшись. Садко плывет домой. Но здесь в свои
права вступает былинное чудо. Поднимается буря, бьют волны, ветер рвет
паруса, но корабли застывают на месте. Садко догадывается: «Видно, царь
морской от нас дани требует, требует дани во сине море». Дружина спускает
в море бочку с серебром, затем - с золотом, но ничего не помо-гает: «Видно,
царь морской требует живой головы во сине море».
Садко предлагает бросить в море жребии - чей утонет, тому идти в сине
море. Дважды бросают жребии - и всякий раз тонет жребий Садко. Он берет
свои гусли и остается в море на «дощечке дубовой», а корабли уходят к Новгороду.
Заснул на дощечке на дубовой,
Проснулся Садко во синем море,
Во синем море на самом дне.
Сквозь воду увидел пекучись
красное солнышко,
Вечернюю зорю, зорю утреннюю,
Увидел Садко - во синем море
Стоит палата белокаменная,
Заходил Садко в палату белокаменну,
Сидит в палате царь морской.
По просьбе царя Садко играет на гуслях - и так хорошо, что царь расплясался,
а от его пляски на море поднялась буря и стали гибнуть корабли и тонуть
люди. Так продолжалось трое суток.
Как было остановить царя? Рядом с Садко неожиданно оказывается старичок:
он советует порвать струны и выломать шпенечки у гуслей. Старичок этот
- святой Микола Можайский (или Микола Мокрый), которого новгородцы почитали
как своего покровителя, защитника от бурь и морских бедствий. Таким образом,
как бы идет скрытая борьба языческого божества, духа моря (морской царь),
с христианским святым. Благодаря святому Садко выходит из тяжелого положения.
Но на этом его испытания не кончаются: информация с сайта
http://сайт
он должен разгадать трудную загадку. В некоторых версиях ему приходится
разрешать спор между царем и царицей.
Ты скажи-скажи и поведай мне,
Что у вас на Руси есть дорого?
У нас с царицею разговор идет,
Злато или серебро на Руси есть дорого
Или булат-железо есть дорого?
Ответ Садко:
- У нас злато-серебро на Руси дорого,
А булат-железо не дешевлея;
Потому оно дорого, Что без злата-серебра
сколько можно жить, А без булату-железа
жить-то неможно.
Мифологические, сказочные и былинные загадки всегда заключают в себе некоторую каверзу: простой и напрашивающийся ответ всегда будет ошибочным; верный же ответ, всегда скрытый, глубинный, известен только герою. По отгадке узнают героя, а он, давая правильный ответ, как бы подтверждает, что именно он - тот, кого ждали. Таким образом, Садко завлекают на дно морское не как жертву и не как искусного гусляра, у царя другие расчеты, и они проясняются из следующих его слов:
Ай не угодно ли тебе,
Садко, женитися в синем море
Ай на душечке
как на красной на девушке...
Ай заутра
выбирай себе девицу да красавицу
По уму себе да по разуму.
Выбор невесты - последнее, самое важное испытание для Садко: три раза
по триста девиц пройдут перед ним, и он должен остановить свой выбор на
одной - его суженой, то есть предназначенной ему самой судьбой. Но Садко
не хочет оставаться в морском царстве и, значит, не должен жениться. Снова
на выручку приходит Микола Можайский: он указывает Садко ту, которую ему
надо выбрать, чтобы вернуться домой, - девушку Чернавушку. Она и есть его
суженая. Согласно одним версиям, Чернавушка - единственная земная среди
невест, она вернет его на землю; по другой версии, она - воплощение реки,
текущей близ Новгорода, и она вынесет его домой.
Все происходит так, как предлагал Микола. Когда Садко просыпается после
бракосочетания, он видит себя лежащим на берегу реки Чернавы. В благодарность
за спасение Садко сооружает церковь в честь Миколы Можайского. И больше
не ездит на сине море. Итак, Садко причудливо совмещает в себе искусного
музыканта, новгородского купца, совершающего заморские торговые плавания,
- и былинного жениха, которому грозит брак с девушкой из подводного царства.
В его жизнь то и дело вплетаются мифологические ситуации, он вступает в
контакт с высшими силами, становится объектом борьбы между ними.
Садко совсем не похож на киевских богатырей - у него нет их невероятной
силы и он не совершает воинских подвигов. Но - подобно им - Садко живет
под знаком чего-то неведомого, ему многое предсказано, и он успешно проходит
чудесные испытания, которые выпадают на его долю.
В образе Садко преломилась вера людей Древней Руси в наличие таинственной
власти над человеком и в то, что человек, поступая правильно, пройдет свою
жизнь достойно.