Мероприятия на правовую тему в школе. Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию учащихся "знатоки права"
Открытое мероприятие по правовому воспитанию, с участием юридического лица – Алейник Оксаной Вадимовной (ООО «ЮКЦ» ЮрФирм, юрист).
Цель : ознакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь общества; ознакомить учащихся с основными правами и свободами Декларации прав человека; проанализировать типичные правонарушения; способствовать формированию у подростков правовой культуры, воспитанию уважения к правам и свободам личности.
Задача : воспитание законопослушного гражданина, ответственного за свои поступки.
Оборудование: персональный компьютер с мультимедийным проектором и интерактивной доской, карточки, памятки; иллюстрации к сказкам (слайды), DVD кассета с записью музыкальных отрывков из мультфильмов, карточки с заданиями.
Ход:
I
. 1. Беседа «Права человека»
Здравствуйте ребята и гости! Дорогие ребята, с каждым днём вы взрослеете и в том, как сложится ваша жизнь, каких ориентиров вы будете придерживаться в будущем, какой дорогой вы пойдёте и кем станете, зависит от вас. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества. А теперь, я прочитаю вам притчу о метели.
«Вот вышел сеятель сеять:
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
Когда же взошло солнце, увяло, и так как не имело корня, засохло.
Иное упало в тернии, и выросло терние и заглушило его.
Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Кто имеет уши, да слышит!»
Ребята, какое смысловое значение имеет эта притча, для чего мы её прослушали?
– Мы прослушали притчу для того, чтобы вы задумались над сказанным, чтобы те слова, которые вы сегодня услышали и услышите, упали на добрую землю, сохранились в вашем сердце и принесли свои плоды.
Каждый из нас имеет право полноценно жить, высказывать своё мнение, свободно выбирать свой путь и верить в свою собственную уникальность и предназначенность. И только узаконенный приоритет прав человека может полноценно реализовать себя, выстроить свою собственную жизнь. Демократия невозможна без образованных в области права граждан. Знание прав помогает активно участвовать в жизни общества, ответственно относиться к своей жизни и жизни других людей.
Известно, что с рождения каждый человек имеет права, которые прописаны в государственных документах таких как: - Конституция России.
- Семейный кодекс.
- Основы законодательства об охране здоровья граждан.
- Федеральный закон об образовании.
- Конвенция прав ребёнка.
Права человека
Права человека
Закон
2. А сейчас, ребята, мне бы хотелось предоставить слово работнику юридической компании, юристу Алейник Оксане Вадимовне (беседа юриста с детьми).
3. Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк» ….
в старину существовали сословия в обществе. Одни люди жили в достатке и богатстве, а другие в бедности и бесправии. Они вынуждены работать на самых тяжелых работах, ходить в самой плохой одежде, чтобы выжить. И у них не было никаких прав. Только право работать на господ. Но у этих бедняков были дети и семьи… и рассказывая своим детям сказки, они передавали через них все свои горестные страдания и наделяли героев сказок качествами характера и благами, которых сами не имели.
В одних сказках рассказывали, как добрый герой освободил всех жителей от злого духа, которого боялись. В других рассказывали о том, что богатырь побил сказочное чудовище, которое похищало девушек и детей. Хоть и считается сказка выдумкой, но в ней очень часто отражаются реальные события и преподносятся уроки доброты, честности, справедливости.
Давайте вместе подумаем и попробуем объяснить смысл слова « СКАЗКА?» Сказка – это… удивительные истории о добре или зле, о положительных и отрицательных героях, написанные автором или народом, в которых отражались особенности того времени, в которое они были написаны…
Что можно узнать и чему научиться у сказок?
О реальных и выдуманных событиях;
- об уроках добра и зла;
- об обычаях и нравах народов;
- о сказочных персонажах;
- получить хорошее настроение.
4. «Продолжите предложения, дополнив термины и понятия, которые используются во Всеобщей декларации прав человека».
Схватив крысу Шушару за хвост…(Буратино нарушил её право на личную неприкосновенность).
- Говорящий Сверчок посоветовал Буратино воспользоваться правом … (на получение бесплатного образования).
- Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право… (наслаждаться искусством).
- Напавшие на Буратино ночью кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги и лишить, таким образом… (принадлежащего его имущества).
- Сыщики доберманы – пинчеры подвергли Буратино произвольному аресту, а дежурный бульдог приказал утопить его в пруду без установления … чего? (без установления судом виновности Буратино).
- Буратино лишил черепаху Тортилу принадлежащего ей имущества, силой отняв у неё золотой ключик (не силой, а обманом).
- Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом уехать из своей страны и вернуться на родину (не было никакой Страны Дураков, выдумки героев, чтоб забрать у Буратино деньги).
- Папа Карло жил очень бедно и не имел никакой защиты от безработицы. Молодцы справились и с этим заданием!
Права человека – с точки зрения мировоззренческого подхода,- это система ценностей, философская концепция, т.е. защита справедливости и человеческого достоинства.
Права человека – это нормы и правила, регулирующие отношения людей в обществе, устанавливаемые и охраняемые государственной властью.
Закон – нормативный акт, документ, принятый высшим органом государственной власти и установленным Конституцией порядком.
Самое главное право человека – право на жизнь. Так было не всегда! В Древней Спарте каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – бросить его со скалы вниз.
В какой сказке А.С.Пушкина и у какого героя нарушается право на жизнь?
а) «Сказка о золотом петушке»
б) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
в) «Сказка о попе и работнике его Балде»
Каждый ребенок имеет право на защиту от разлучения с родителями. Вспомните сказки (народные или авторские), в которых дети были насильно разлучены с родителями.
Каждый ребенок имеет право на заботу и попечение родителей. Вспомните название известной сказки С.Маршака, в которой маленькая девочка зимой оказалась в лесу и с ней произошли чудесные приключения. Как нарушается данное право ребенка в сказке?
Каждый ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. В какой сказке Ш.Перро нарушено это право?
Каждый ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя в нем хозяином. В какой английской сказке про трех животных это право нарушается?
Каждый ребенок имеет право не быть как все, имеет право быть индивидуальностью. В какой сказке Г.-Х.Андерсена это право нарушено?
Подведение итога данного раздела мероприятия:
Никто не имеет права обижать человека, унижать его и жестоко наказывать.
Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права.
Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и защите.
У каждого ребенка есть право иметь собственное мнение и право говорить то, что он думает.
Никто не может заставить человека вступить в какую-то организацию, если он этого не хочет.
Ребенок имеет право на собственное жилье.
Ребенок имеет право на попечение родителей.
Каждый ребенок имеет право на жизнь.
Каждый ребенок имеет право на защиту от разлучения с родителями.
Каждый ребенок имеет право не быть как все, быть индивидуальностью.
Каждый ребенок имеет право получить образование.
«Сказочная эстафета»
(приглашаются по 1 участнику от команды)
Первый игрок
: Иванушка из сказки конек-горбунок.
Участник сгибается по пояс. Кладёт мяч или надутый шарик себе на спину. Чтобы мяч не упал во время движения, его необходимо придерживать рукой, оставаясь при этом в полусогнутом состоянии.
Второй игрок : Баба-Яга, ступа и мела.
Участник встает одной ногой в ведро, а в другой держит швабру. В таком положении надо пройти всю дистанцию.
Третий игрок : Емеля из сказки «По щучьему велению», сани самоходы.
Участник садится на санки и проходит дистанцию.
Задача командам: Узнать какое сказочное средство передвижения изобразили участники, и назвать владельцев данного транспорта?
Игра с командами
Вопросы командам (готовится «Сказочная эстафета»)
1. Какие виды сказочного транспорта вы знаете? (Печка, избушка на курьих ножках, сапоги-скороходы, Сивка-бурка, Серый волк, Конек-Горбунок, сани-самоходы, летучий корабль, ковер-самолет, ступа, помело и т.д.)
2. Назовите сказки, где участвуют бабушки («Красная Шапочка», «Курочка Ряба», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Снегурочка»)
3. Назовите числа, наиболее распространенные в сказках. Назовите также эти сказки. («Три толстяка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «12 месяцев», «Белоснежка и 7 гномов»)
«Сказка ложь, да в неё намёк»
(приглашаются по 2 участника от команды)
Задание: Разгадать загадки сказочных героев , угадать кто они?
«Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, что во мне кто-то поселился… Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул…» (Теремок)
«Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. У него ведь когти! Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь…» (Сапоги, сказка «Кот в сапогах»)
«Нам не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить, ни отставать». (Часы, сказка «Золушка»)
«Для меня очень вредно находиться в воде. Спасибо этому любопытному мальчишке. Если бы не он и не Черепаха, сколько бы я еще пролежал на дне?» (Золотой ключик)
«Я, конечно, готова выполнить любое ее желание. Ведь ее муж спас мне жизнь. Но чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта». (Рыбка, «Сказка о золотой рыбке»)
«Я осталась жива только благодаря этой маленькой, хрупкой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, теплу!» (Ласточка, сказка «Дюймовочка»)
Игра с командами
(показ слайдов)
Вопросы к командам : Определите какие статьи Декларации прав человека были нарушены героями сказок? (готовится «Сказка ложь, да в неё намёк»)
Вопрос 1.
“Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, –
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: "Так лих же: нет!”
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком…”
Какие права нарушил царь Дадон?
Вопрос 3.
Вопрос 2. Из какой сказки этот фрагмент? рисунке?
Какие права здесь нарушены?
Вопрос 4.
Из какой сказки эта иллюстрация?
Нарушение какого права изображено на
рисунке?
Вопрос 5.
Как называется эта сказка?
Какое право было нарушено ведьмой?
Вопрос 6.
Какими правами воспользовались
герои этих сказок?
Вопрос 7.
Нарушение какого права изображено на рисунке?
Вопрос 8.
Какие права нарушил Иван царевич?
Конкурс капитанов.
На сцену выходят капитаны команд. Им предстоит поработать следователем. Капитаны вы с помощью подсказок должны определить о ком идёт речь.
1. Он очень отважный полицейский.
2. Его партнёр – человек.
3. Он –породистый пёс.
(Комиссар Рекс)
1. Он –герой защитник будущего.
2. Он – необычный персонаж.
3. Он – мутант.
(Черепашка – ниндзя)
1. Он – круглобокий.
2. Его очень любят дети.
3. Он ушёл от бабушки.
(Колобок)
(приглашаются по 2 участника от команды)
Участникам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста.
1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)
2. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)
3. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок».)
4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)
5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)
6. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип « от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплаты труженика. Труженик устроил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и работнике его Балде».)
«Азбука права»
(приглашаются по 2 участника от команды для решения кроссворда)
1. Ребенок имеет право на… (слово из 11 букв)
2. Правила поведения людей для совместной и общественной жизни, охраняемые государством? (слово из 5 букв)
3. Кто является человеческим существом до достижения 18 летнего возраста? (слово из 7 букв)
4. У каждого человека при решении некоторых вопросов есть свое… (слово из 6 букв)
5. Это право ребенок получает с момента рождения? (слово из 3 букв)
Игра с командами
(готовится «Азбука права»)
Вопрос - Какие волшебные слова мы знаем и постоянно используем? (вопрос для всех)
Конкурс: Что ж, раз вы все так хорошо знакомы с вежливыми словами, тогда по моей вежливой команде, выполняйте задания. Готовы?
Пожалуйста, поднимите правую руку вверх, а теперь левую, похлопайте, пожалуйста….. ущипните соседа слева…
.
Подведение итогов игры.
Награждение команд в номинации
« Знатоки права», «Юридическая консультация», «Следователи».
II. Тесты.
- А теперь, дорогие ребята, мы вместе с Оксаной Вадимовной подготовили для вас тесты, в которых вы должны выбрать правильные ответы. Обсуждение предлагаем провести в группах и выступить представителю от каждой группы. Победителями будут ребята той группы, которые быстрее найдут правильные ответы.
Tecт l
Что такое Конституция?
а) книга о приключениях.
б) основной закон России.
в) название шоколада.
В каком возрасте начинается административная ответственность?
а) с 16 лет.
б) с 18 лет.
в) с рождения
.
Чем занимается УК РФ?
а) защитой отношений между людьми.
б) регулированием отношений между преступником и государством.
в) оба варианта подходят.
Кто подлежит призыву на военную службу?
а) только мужчины.
б) мужчины и женщины.
в) только мужчины с 18 лет по 27 лет.
Ребенок – это человек...
а) который ходит в школу;
б) не достигший 18 лет;
в) достигший 18 лет.
Тест 2
Что тако закон?
а) документ, который регулирует права людей.
б) правило поведения.
в) наказание за преступление.
В чем цель наказания?
а) посадить человека в тюрьму.
б) предотвратить новые нарушения закона.
в) наградить правонарушителей.
Правонарушение – это…
а) нарушение закона;
б) нарушение распорядка дня;
в) нарушение режима питания.
Какие документы необходимы для устройства на работу?
а) паспорт или свидетельство о рождении.
б) трудовая книжка.
в) все перечисленные выше документы.
Конвенция о правах ребенка была принята
а) 20 ноября 1989 года;
б) 100 лет назад;
в) 20 ноября 2002 года.
Тест 3
Сколько статей в нашей Конституция РФ?
а) 100 статей.
б) 137 статей
.
в) их в ней вообще нет.
2.Чем занимается кодекс об АП РФ?
а) охраной общественного порядка;
б) охраной порядка, прав и свобод человека;
в) охраной домов.
В чем заключается значение свободы?
а) в уважении прав других людей.
б) это возможность делать то, что хочешь.
в) оба варианта подходят.
Может ли ребенок 6-14 лет самостоятельно купить автомобиль?
а) да.
б) нет.
в) может, только с разрешения родителей.
Ребенок, совершивший преступление...
а) виновен в любом случае;
б) вообще не может быть обвинен в преступлении;
в) невиновен, пока его вина не доказана по закону.
Тест 4
Могут ли законы РФ противоречить Конституции РФ?
а) могут.
б) не могут.
в) могут, если необходимо.
Защитой прав детства в основном занимается:
а) комиссия по делам несовершеннолетних;
б) директор детского сада;
в) полиция.
Правонарушение делится на два вида:
а) проступок и поступок;
б) проступок и преступление;
в) преступление и действие.
Уважительной причиной неявки по повестке в Военный комиссариат считается:
а) медицинская справка, подтверждающая неявку по болезни;
б) неразделенная любовь;
в) похищение инопланетянами.
Заботиться о ребенке должны:
а) родители;
б) родители и государство;
в) звери.
Тест 5
В РФ кто пользуется правами и свободами?
а) все граждане РФ.
б) только пенсионеры.
в) все живое в нашей стране.
Что грозит водителю за проезд на красный сигнал светофора?
а) арест.
б) штраф.
в) поселение.
Преступление – это...
а) особо опасный проступок;
б) добрый поступок;
в) не очень опасный проступок.
С какого возраста законом разрешается поступать на работу?
а) с 16 лет.
б) с 18 лет.
в) возраст не ограничен
.
Все дети Земли равны...
а) в правах;
б) по росту;
в) по количеству игрушек.
Тест 6
С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью?
а) с 18 лет.
б) с 7 лет.
в) с 20 лет.
Что обязан сделать полицейский при задержании несовершеннолетнего?
а) сообщить начальству.
б) сообщить его родителям.
в) сообщить классному руководителю.
С какого возраста начинается уголовная ответственность?
а) с 16 лет.
б) с 14 лет в особых случаях.
в) с 18 лет
.
Какой документ при приеме на работу заключается обязательно?
а) завещание.
б) трудовой договор.
в) договор о дарении вещи.
Какие дети имеют право на особый уход и защиту?
а) дети-инвалиды и дети, лишенные семьи.
б) дети в возрасте с 15 до 18 лет.
в) все дети имеют такое право.
Тест 7
Из каких частей состоит власть в РФ?
а) законодательная, исполнительная, судебная.
б) законодательная, исполнительная
в) власть едина.
Что рассматривает Уголовный Кодекс РФ?
а) преступления.
б) проступки.
в) хорошие поступки.
Запрещается вовлечение детей в...
а) преступление;
б) игру;
в) поход.
Сколько раз в год проходит призыв на военную службу?
а) 2 раза.
б) 1 раз.
в) призыв объявляется по необходимости.
Ребенок имеет право на:
а) жизнь;
б) общение с родителями;
в) защиту от голода и болезней
Тест 8
Защита Отечества – это...
а) долг и награда;
б) обязанность;
в) долг и обязанность
.
Вовлечение детей в распитие спиртных напитков...
а) запрещено;
б) полезно;
в) не наказывается.
Что такое дееспособность?
а) способность пользоваться своими правами и отвечать за свои действия.
б) способность иметь права и обязанности.
в) так по-другому называется право на труд.
Ребенок свободен...
а) выражать свое мнение по вопросам, касающимся его;
б) выбирать религию;
в) оба варианта
.
Какой самый распространенный вид наказания?
а) предупреждение.
б) вызов в полицию.
в) штраф.
Тест 9
Если преступление совершено во время самообороны, то:
а) человек несет уголовную ответственность и наказание;
б) освобождается от них;
в) несет наказание.
Кто обладает правоспособностью?
а) все граждане с 18 лет.
б) все граждане с рождения до смерти.
в) никто не обладает
.
Спор с родителями – это...
а) возможность выразить свое мнение;
б) случай, когда дети и родители не понимают друг друга;
в) желание доказать другим свою правоту.
Что такое альтернативная служба?
а) это обязанность для любого гражданина.
б) это право гражданина по убеждениям или по вере не служить в армии.
в) это возможность уклониться от службы в армии.
Какой основной международный документ закрепляет права детей?
а) Конституция РФ.
б) Устав школы.
в) Конвенция о правах ребенка.
III. Подведение итогов. Награждение грамотой. Раздача памяток.
ПАМЯТКА «Я ИМЕЮ ПРАВО…»
Сказать «Я имею право…» означает:
Ты знаешь, что такое закон и право;
Ты знаешь, что такая возможность в законе записана;
Ты знаешь, что у тебя есть все законные основания этой возможностью воспользоваться;
Ты знаешь, что если тебе кто-то помешает воспользоваться своими правами, то ты можешь (имеешь право) привлечь его к суду.
ПАМЯТКА «ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА»
Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушитель права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдётся тот, кто пренебрежёт твоими правами и нарушит их.
Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав – к произволу.
ПАМЯТКА «ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК»
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Примечание: Для расчёта штрафов: 1 МРОТ = 10 руб. (МРОТ – минимальный размер оплаты труда) .Для учащихся:
1. Антонов В.В. «Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека»
2. Шабельник Е.С., Е.Г.Каширцева «Ваши права»
3.Шабельник Е.С. «Права ребёнка»
Сценарий внеклассного мероприятия по правовому воспитанию
"Права детства"
Фролова Марина Ивановна, учитель начальных классов
Описание работы:
сценарий данного внеклассного мероприятия предназначен для учащихся начальных классов. Элементы сценария так же могут использовать воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования, учителя начальных классов. Игра-путешествие рассчитана на 35-40 минут.
Цель:
способствовать формированию правовой культуры учащихся.
Задачи:
- Закрепить знания детей о праве на имя и фамилию, о праве на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, о праве на медицинское обслуживание, о праве на семью;
- Развивать умение рассуждать, делать выводы;
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся.
Ход мероприятия:
Орг.момент. Эмоциональный настрой. Упражнение: "Здравствуй, дружок!" Здравствуй, дружок! Скорей становись со мною в кружок. (дети выходят и становятся в круг вместе с педагогом) Давай улыбнемся и скажем: «Привет!» Солнцу привет! Гостям всем привет! Вы готовы поработать? (дети: Да!) Вы готовы отвечать? (дети: Да!) Вы готовы, если надо, Что-то вспомнить и узнать? (дети: Да!) Ну а главное – готовы Вы сегодня рассуждать? (дети: Да!) (дети рассаживаются на свои места) Сообщение темы мероприятия. Учитель: -Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Но прежде, чем попасть туда, нам необходимо отгадать кроссворд. Отгадав его, мы узнаем ключевое слово, это и будет темой нашего занятия. Разгадывание кроссворда: «Кто помог выгнать лису с заячьей избушки?» (петух) . «Кто пятился задом в басне Крылова « Лебедь, рак и щука» (рак) . «Лечит птиц он и зверей, нет нигде его добрей» (айболит) . «Кто ловил рыбу, опустив хвост в прорубь?» (волк) . «Имя сестрицы, братец которой превратился в козленочка?» (Аленушка) . Учитель: Какое же ключевое слово получилось? Учащиеся: Права. Учитель: Правильно, это слово ПРАВА. И сегодня мы с вами будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Основная часть мероприятия.
Учитель
Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в удивительное путешествие по стране правовых знаний?
Учащиеся:
Готовы.
Учитель:
Тогда вперёд! Путешествуя по стране правовых знаний...
(вбегает Незнайка)
Незнайка:
Каких знаний? Правовых? Там, что ходят только на право?!
Учитель:
Причем здесь направо? В стране правовых знаний можно много узнать интересного и нового о самом важном для всех людей– о правах!
Незнайка:
О чем, о чем? О каких таких правах?
Учитель:
Права – это правила, по которым живут все люди.
Почемучка:
А я живу без всяких там прав и прекрасно себя чувствую.
Учитель:
Ошибаешься, ты пользуешься многими правами. Поехали с нами в путешествие, и мы с ребятами тебе это докажем.
Учитель:
А поедем мы вот на этом транспорте:
Маленькие домики
По улице бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут.
Незнайка:
Я знаю, знаю... Это машина.
Учащиеся:
Нет! Неправильно! Это поезд.
Учитель:
Правильно, ребята, это поезд.
Учитель:
А вот и первая станция: станция "Забытых вещей". Ребята, посмотрите, что это?
Учащиеся:
Сундучок.
Учитель:
А давайте посмотрим, что же в нем находится?
(педагог приглашает ребенка открыть сундучок и достать Свидетельство о рождении)
.
Учитель:
Что это за документ?
Учащийся:
Свидетельство о рождении.
Незнайка:
Это о чьём это рождении?
Учитель:
Свидетельство о рождении - это первый документ каждого человека. Выдается он после рождения каждого ребёнка.
Учитель:
О каком праве он вам напоминает?
Учащиеся:
О праве на имя, фамилию, отчество.
Незнайка:
А вот и неправда! Имя у всех детей одно – Незнайка.
Учитель:
Нет, Незнайка, имена у всех разные. Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно имя?
Учащиеся:
Чтобы нас не перепутали, различали.
Учитель:
Правильно. Смотри, Незнайка, сколько ребят у нас в классе. Практически у всех разные имена. Давай проверим!?
Игра «Шляпа знакомств».
Учитель:
Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя.
(дети по очереди называют фамилию, имя)
Педагог:
Вот видишь, Незнайка, у каждого из ребят есть свои фамилия и имя. И они пользуются этим правом с рождения.
(звучит минусовка песни Паровозика из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)
Учитель:
Ну, что ребята, поехали дальше?!
(Незнайка читает: "Сказочная")
Учитель:
Наша следующая станция, как уже успел прочитать Незнайка, "Сказочная"
(просмотр фрагмента русской народной сказки «Петушок-золотой гребешок», где лиса хватает петушка и убегает)
.
Учитель:
Вспомнили сказку?
Учащиеся:
Да
Учитель:
Как она называется?
Учащиеся:
Петушок - золотой гребешок.
Учитель:
Что вы можете сказать про лису? Какая она? Почему она так поступила? Что ею было нарушено?
(ответы детей)
Учитель:
Молодцы, ребята, вы всё правильно сказали. Именно право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу и нарушила лиса-плутовка.
Незнайка:
Ой - ой, подумаешь. Право на жизнь.... Я вот могу жить и без этого вашего права: права на жизнь и свободу.
Учитель:
Ну, не скажи, Незнайка. Многие столетия и даже тысячелетия в мире существовало рабовладение. Владельцы рабов считали, что не все люди равны. Например, люди с другим цветом кожи или рожденные в другой стране могли быть обращены в рабов. С ними и обращались не как с людьми, а как с существами второго сорта или как с неодушевленными предметами. Если рабовладелец жестоко относился к своему рабу, для него не было никакого наказания. Например, древнее государство, название которого Спарта, славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного осматривали и решали: если крепкий, здоровый ребенок – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как ты думаешь, Незнайка, правильно поступали жители Спарты?
(Незнайка отвечает)
Незнайка:
Ой, как страшно. Если бы я родился в те далекие времена, меня могли сбросить со скалы, ведь я часто болею!
Учитель:
Ребята, а что надо делать, чтобы не болеть?
(ответы детей)
Учитель:
Правильно, ребята, чтобы не заболеть, необходимо бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.
Незнайка:
А я вижу впереди станцию "Медицинскую".
Учащийся:
Он под деревом сидит
Приходи скорей лечиться
И корова и волчица
И жучок, и червячок
И медведица!
(К.Чуйковский "Айболит")
Учитель:
О ком идет речь? Что он делает? О каком праве он вам напоминает?
(ответы детей)
Учитель:
Верно, это доктор Айболит, который лечит всех зверей и птиц, а отрывок из книги К.Чуйковского "Айболит" напоминает нам о праве на медицинский уход.
Незнайка:
А что же мне нужно сделать, если я вдруг заболел?
Учащиеся:
Обратиться к врачу.
Учитель:
Правильно. И все врачи окажут медицинскую помощь.
(звучит минусовка песни Паровозика из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)
Учитель:
Ну, а мы подъезжаем к следующей станции, название которой я предлагаю вам отгадать в загадке:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» - Что получится?
Учащиеся
(хором)
: Семья.
Учитель:
О каком праве напоминает вам разгадка этой загадки?
Учащиеся:
Разгадка этой загадки напоминает нам о том, что каждый имеет право на семью.
Учитель:
А что вы знаете об этом праве?
Учащиеся:
У каждого человека должны быть папа и мама, бабушка и дедушка, а ещё может быть братик или сестрёнка.
Незнайка:
Кто хочет поиграть со мной в игру?
Игра «Назови ласково».
Незнайка кидает мяч одному ребёнку и произносит: "бабушка". Учащийся должен поймать мяч и кинуть его обратно, одновременно назвать это слово ласково: "бабуля".
(слова членов семьи для игры: бабушка, дедушка, сын, мама, дочь, брат, сестра, тётя, дядя, папа)
Учитель:
Едем дальше.
Учащиеся:
Да!
Незнайка:
Ой, да это же станция, от которой мы начали своё путешествие: "Школьная".
Учитель:
Верно, Незнайка. Это станция "Школьная" и наше путешествие подошло к концу.
Незнайка:
Спасибо, ребята, что взяли меня с собой в путешествие. Как много нового я сегодня узнал.
Заключительная часть мероприятия
Учитель:
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Учащиеся:
Да.
Учитель:
Так о чём же мы с вами сегодня разговаривали?
Учащиеся:
О правах.