Не является принципом предпринимательского права. Каковы основные принципы предпринимательского права? Метод правового регулирования предпринимательского права

Мотивация

Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу это совокупная система процессов , отвечающих за побуждение и деятельность . А К. К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов.

Мотив - одно из ключевых понятий психологической теории деятельности , разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном . Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив - это опредмеченная потребность ». Мотив часто путают с потребностью и целью , однако потребность - это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт , а цель - результат сознательного целеполагания . Например: утолить жажду - это потребность , вода - это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется - это цель .

Виды мотивации

Внешняя мотивация (экстринсивная) - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация . Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

Устойчивая и неустойчивая мотивация . Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:

  • индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза
    • избегание боли
    • стремление к температурному оптимуму
    • и т. д.
  • групповые
    • забота о потомстве
    • поиск места в групповой иерархии
    • поддержание присущей данному виду структуры сообщества
    • и т. п.
  • познавательные

Мотив самоутверждения - стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности - существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации с другим человеком - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Стремление походить на кумира - существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется. Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее. Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, - важное условие эффективного процесса социализации.

Оптимум мотивации

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность , необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Такую зависимость называют законом Йеркса - Додсона . Эти ученые ещё в 1908 году установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее благоприятной является средняя интенсивность мотивации (она задавалась интенсивностью ударов тока).

"Мотивация" - понятие, которое сегодня знакомо всем. Но все ли полностью понимают значение этого термина и то, какую важную роль он играет в жизни каждого человека? На самом деле мотивация - это то, без чего очень трудно жить. Это цель, причина, по которой человек что-либо делает. Что значит "мотивировать"? Толкать, побуждать к действию или нечто большее? Давайте разбираться!

Какое действие мотивированное? Значение слова "мотивация"

По сути, это своеобразное оправдание или, если хотите, объяснение действий. Зачем вы встаете с постели утром? Зачем идете на работу? Зачем следите за своим внешним видом? Зачем читаете книги? Мотивация - это и есть то самое «затем», которое побуждает нас действовать и вести себя определенным образом. Человек работает, чтобы получить деньги, занимается спортом, чтобы принимает лекарства, если он болен, чтобы поправиться. Если подумать, к любому действию можно себя мотивировать. Ответ на вопрос о том, как добиться поставленной цели, довольно прост, но сначала рассмотрим, что такое внешняя и внутренняя мотивация.

Разновидности

Мотивация бывает внешней и внутренней. Внешняя, как правило, приходит извне и имеет отношение к окружению человека, его достижениям в каком-то из социальных институтов. Например, желание хорошо учиться, получить диплом, работать на премию, подписать договор и тому подобное.

Что значит "мотивировать извне"? связана непосредственно с эмоциями, которые возникают в результате выполнения человеком поставленной цели. О внутреннем побуждении к тому или иному действию мы говорим, когда речь идет о любимом деле, удовлетворении от преодоления преград, положительных эмоциях от успешного выполнения задач. которая появляется на пути к цели, чувство силы, возникающее во время борьбы с страхами. Внешняя мотивация, в свою очередь, - это тот толчок, который заставляет начать выполнять поставленную задачу. Как правило, и внешнее, и внутреннее побуждения равносильно важны в любой ситуации.

Желание как движущая сила

Сила, которая влияет на мотивацию, - желание. Как правило, должна быть причина, почему нужно сделать то-то и то-то. Любой тяжелый труд или негативный опыт, страдания и боль - все это тоже источники мотивации, если человек знает, что все это временно, и после черной полосы всегда идет белая. Часто, кстати, именно негатив мотивирует действовать, дабы избавиться от плохого поскорее. В таких ситуациях человеку могут помочь различные мотивирующие фразы, которые заставят его задуматься и продолжать желать намеченного.

Энергия и настойчивость

Мотивация - источник энергии, необходимой для достижения цели, а также смелости и настойчивости. Чтобы сделать что-то действительно нужное и стоящее, особенно если речь идет о сложной задаче и трудностях, человеку необходимо выйти из и выполнять то, чего ему делать совершенно не хочется или чего он не умеет. Именно настойчивость поможет превратить скуку в интересное времяпрепровождение, и трудности покажутся просто очередной ступенькой на пути к счастью.

Что значит "мотивировать себя"? Основные правила

Во-первых, всегда будьте уверены в том, что вам нужно. Поставленная цель должна вдохновлять вас, но для этого она должна быть четкой и ясной. Чтобы желание дойти до конца было сильным, нужно понимать, куда вы идете. Просто сказать «Я хочу на море» - этого явно не достаточно. Нужно выбрать море, способ, которым вы туда доберетесь, решить, как вы заработаете денег на отдых и представить, как здорово вам будет отдыхать. При этом одного решения тоже недостаточно. Важно сделать так, чтобы цель притягивала вас, как магнит. Для этого сформированный образ должен быть настолько точным, как будто это уже случилось. Такой прием называется визуализацией.

Во-вторых, не вздумайте останавливаться. Часто человек много думает о задаче, но мало делает для ее выполнения. Возможно, в такие моменты нами движет страх неудачи, поэтому мы и бездействуем. Чтобы усилить мотивацию, нужно начать, сделать первый шаг. Так, двигаясь шаг за шагом, вы будете все ближе и ближе к цели, к которой так долго и упорно идете. Неспроста говорят, что на ошибках учатся. Важно это принять и не бояться неудач: все люди ошибаются, и это естественно. Кстати, негативный опыт зачастую положительно сказывается на мотивации, потому что исключает похожие огрехи в будущем. Мотивирующие слова, не так ли?

В-третьих, нужно научиться ставить в пределах большой задачи. Разбейте главную цель на маленькие, и с выполнением каждой из них мечта будет становиться все ближе и ближе, и вы можете даже не заметить, как доберетесь до финиша. Такой прием также положительно сказывается на внутренней мотивации, и каждую новую задачу человек выполняет с новыми силами и рывком.

В-четвертых, не жалейте себя, обязуйтесь довести начатое до конца. Научитесь не сдаваться и не искать отговорок. Просто делайте то, что нужно, думая о результате и вознаграждении за пройденный путь. Ни в коем случае нельзя откладывать что-то на потом. Начинайте выполнение задачи с самых сложных моментов - тех, которые не дают вам покоя.

Ну, и совет напоследок: запаситесь терпением и настойчивостью. Помните, что легкий путь к цели - это исключение из правил, и в любом деле нужно быть терпеливым и целеустремленным.

Заключение

Теперь вы понимаете, что значит "мотивировать", знаете, какую роль играет мотивация в достижении поставленных целей. Это именно то, что руководит человеком. А чтобы повысить мотивацию, нужно много работать над собой. Но и это не все. Парадокс заключается еще и в том, что, чтобы у вас было побуждение к мотивации, вы должны как-то подстегивать себя в желании и решать поставленные задачи. Не суть важно, внутренний ли голос поможет вам не останавливаться или мотивирующие фразы других людей... Если человек дойдет до конца, он поймет, как это здорово, и будет делать это вновь и вновь!

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Лев Толстой).

Мотивация (motivatio) – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра.

Понятия мотивация

Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации, ответить на вопросы:

  • почему и из-за чего человек действует;
  • на удовлетворение каких потребностей нацелена активность личности;
  • почему и как особа выбирает определенную стратегию действий;
  • какие результаты индивид рассчитывает получить, их субъективная значимость для человека;
  • почему некоторым персонам, обладающим более сильной мотивацией в сравнении с другими, удается добиться успеха в тех сферах, в которых наделенные аналогичными способностями и имеющие те же возможности терпят крах.

Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды. Внимание третьей группы направлено на изучение основополагающих мотивов и попытки их систематизации на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой.

Большинство ученых понятие мотивации определяет как систему, основанную на единении внутренних факторов и внешних стимулов, определяющих поведение человека:

  • вектор направленности действий;
  • собранность, целеустремленность, последовательность, действий;
  • активность и напористость;
  • устойчивость избранных целей.

Потребность, мотив, цель

Термин мотив – один из ключевых понятий психологии, понимаемый учеными по-разному в рамках различных теорий. Мотив (moveo) – условно идеальный предмет, не обязательно материальной природы, на достижение которого ориентирована деятельность личности. Мотив воспринимается индивидом как своеобразные, специфичные переживания, которые можно охарактеризовать как позитивные ощущения от предвкушения достижения предмета потребностей, либо негативные эмоции, возникшие на фоне неудовлетворения, либо неполного удовлетворения от имеющегося в настоящем положения. Для выделения и осознания конкретного мотива человеку необходимо осуществить внутреннюю целенаправленную работу.

Наиболее простое определение мотива представлено А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном в теории деятельности. По выводу ведущих ученых: мотивом выступает мысленно очерченная, «опредмеченная» потребность субъекта. Мотив по своей сути – отличное явление от понятий потребность и цель. Потребность является неосознанным желанием особы избавиться от имеющегося дискомфорта (читать про ). Цель – желаемый результат сознательных целенаправленных действий (читать про ). Например: голод – естественная потребность, желание принять пищу – мотив, а аппетитный шницель – цель.

Виды мотивации

В современной психологии используют различные способы классификации мотивации.

Экстринсивная и интринсивная

Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.

Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.

Предмет дискуссии о целесообразности такого деления мотиваций освящен в работе X. Хекхаузена, хотя с точки зрения современной психологии, такие дебаты – беспочвенны и бесперспективны. Человек, являясь активным членом социума,не может быть полностью независимым от влияния окружающего общества в выборе решений и поступках.

Положительная и отрицательная

Различают мотивацию положительную и отрицательную. Первый вид основан на стимулах и ожиданиях положительного характера, второй – отрицательных. Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение», «если я не буду предпринимать этих действий, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать таким образом, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во вторых.

Устойчивая и неустойчивая

Основы устойчивой мотивации – нужды и потребности личности, для удовлетворения которых индивид выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения. При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, стимулы извне. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.

Психологи также различают два подвида устойчивой и неустойчивой мотивации, условно именуемой «от кнута к прянику», различия между которыми иллюстрирует пример: стремлюсь избавиться от лишнего веса и достигнуть привлекательных форм.

Дополнительная классификация

Существует деление мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, познавательные.

Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Примерами являются: чувство голода, жажда, стремление избежать болевых ощущений, обеспечить температурный оптимум.

К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.

Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс.

Мотивы: движущая сила поведения людей

Психологи, социологи, философы на протяжении столетий предпринимают попытки для определения и классификации мотивов – стимулов, потенцирующих определенную деятельность личности. Ученые выделяют следующие виды мотивации.

Мотив 1. Самоутверждение

Самоутверждение – потребность человека быть признанным и оцененным обществом. Мотивация основанана честолюбии, чувстве собственного достоинства, самолюбии. Руководствуясь желанием самоутвердиться, индивид старается доказать социуму, что он – стоящая личность. Человек стремится занять определенное положение в обществе, получить социальный статус, добиться уважения, признания, почитания. Этот вид схож по сути с мотивацией престижа – жаждой достигнуть и впоследствии сохранить формально высокий статус в обществе. Мотив самоутверждения – значимый фактор в мотивации активной деятельности человека, побуждающий личностное развитие и интенсивную работу над собой.

Мотив 2. Идентификация

Идентификация – стремление человека быть похожим на кумира, которым может выступать как реальная авторитетная личность (например: отец, учитель, известный ученый) либо вымышленный персонаж (например: герой книги, киноленты). Мотив идентификации – веский стимул для развития, совершенствования, прикладывания волевых усилий для формирования определенных черт характера. Мотивация быть схожим на кумира часто присутствует в ювенальном периоде, под влиянием которой подросток обретает высокий энергетический потенциал. Наличие идеального «образца», с которым хотел бы отождествлять себя молодой человек, наделяет его особой «заимствованной» силой, придает вдохновение, формирует целеустремленность и ответственность, вырабатывает . Наличие мотива идентификации – важная составляющая для эффективной социализации подростка.

Мотив 3. Власть

Мотивация власти – потребность индивида оказывать значимое влияние на иных людей. В определенные моменты развития, как личности, так и общества в целом, мотив является одним из существенных движущих факторов деятельности человека. Стремление выполнять лидирующую роль в коллективе, желание занимать руководящие должности мотивирует личность на последовательные активные действия. Для осуществления потребности руководить и управлять людьми, устанавливать и регламентировать их сферу деятельности человек готов прикладывать огромные волевые усилия и преодолевать существенные преграды. Мотивация власти занимает важное положение в иерархии стимулов деятельности.Стремление господствовать в социуме – отличное явление от мотива самоутверждения. При такой мотивации человек действует ради обретения влияния над другими, а не в целях получения подтверждений собственной значимости.

Мотив 4. Процессуально-содержательный

Процессуально-содержательная мотивация побуждает человека к активным действиям не из-за влияния внешних стимулов, а благодаря личной заинтересованности индивида в самом содержании деятельности. Является внутренней мотивацией, оказывающей сильное действие на активность личности. Суть явления: человек интересуется и испытывает наслаждение от самого процесса, ему нравится проявлять физическую активность, задействовать интеллектуальные возможности. Например, девушка занимается танцами, так как ей очень нравится сам процесс: проявление своего творческого потенциала, физических способностей и интеллектуальных возможностей. Ей доставляет удовольствие сам процесс танца, а не внешние мотивы, такие как: ожидание популярности, достижения материального благополучия.

Мотив 5. Саморазвитие

Мотивация саморазвития основана на стремлении человека к развитию имеющихся природных способностей,усовершенствованию имеющихся позитивных качеств. По мнению выдающего психолога Абрахама Маслоу, эта мотивация побуждает личность прикладывать максимум волевых усилий для полного развития и реализации способностей, руководствуясь потребностью ощутить компетентность в определенной сфере. Саморазвитие дает человеку ощущение собственной значимости, требует самообнажения – возможности быть самим собой и предполагает наличие смелости «бытия».

Мотивация саморазвития требует мужества, отваги, решимости для преодоления страха риска потерятьдостигнутую в прошлом условную стабильность, отказаться от комфортного покоя. Человеку свойственно держаться и возвеличивать былые достижения, и такое почитание личностной истории – основные препятствия на пути саморазвития. Эта мотивация побуждает личность принять однозначное решение, сделав выбор между стремлением двигаться вперед и желанием сохранить безопасность. По утверждению Маслоу, саморазвитие возможно лишь в том случае, когда шаги вперед приносят особе больше удовлетворения, чем ставшие обыденностью былые достижения. Хотя при саморазвитии часто возникает внутренний конфликт мотивов, движение вперед не требует насилия над собой.

Мотив 6. Достижения

Мотивация достижения подразумевает стремление человека достигнуть наилучших результатов в выполняемой деятельности, овладеть вершинами мастерства в привлекательной сфере. Высокая эффективность такой мотивации основана на сознательном выборе индивидом трудных заданий, стремлении разрешить сложные задачи. Этот мотив – движущий фактор для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности, ведь победа зависит не только от природного дара, развитых способностей, освоенных навыков и полученных знаний. Успех любого начинания базируется на высоком уровне мотивации достижения, которая обуславливает целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность человека для достижения поставленной цели.

Мотив 7. Просоциальный

Просоциальная – общественно значимая мотивация, основана на имеющемся чувстве долга человека перед социумом, личной ответственности перед общественной группой. В случае если личность руководствуется просоциальной мотивацией, происходит идентификация человека с определенной ячейкой общества. При воздействии общественно значимых мотивов особа не только отождествляет себя с конкретной группой, но и имеет общие интересы и цели, принимает активное участие в разрешение общих задач, преодолении проблем.

Человек, движимый просоциальной мотивацией, имеет особый внутренний стержень, ему присущ определенный набор качеств:

  • нормативность поведения: ответственность, добросовестность, уравновешенность, постоянство, совестливость;
  • лояльное отношение к принятым в группе стандартам;
  • принятие, признание и защита ценностей коллектива;
  • искреннее стремление достигнуть цели, поставленной ячейкой общества.

Мотив 8. Аффилиация

Мотивация аффилиации (присоединения) основана на стремлении индивида установить новые контакты и поддерживать отношения со значимыми для него людьми. Суть мотива : высокая ценность общения как процесса, захватывающего, привлекающего и приносящего удовольствие человеку. В отличие от проведения контактов сугубо с корыстными целями, аффилиативная мотивация – средство удовлетворения духовных потребностей, например: желание любви или симпатии со стороны друга.

Факторы, определяющие уровень мотивации

Невзирая на вид стимула, движущего деятельность человека, – имеющегося у него мотива, уровень мотивации не всегда одинаков и постоянен у человека. Многое зависит от вида выполняемой деятельности, сложившихся обстоятельств и ожиданий человека. Например, в профессиональной среде психологов некоторые специалисты выбирают для изучения сложнейшие задачи, другие же ограничиваются «скромными» проблемами в науке, планируя достичь в выбранной области значимых достижений. Факторами, определяющими уровень мотивации, являются критерии:

  • значимость для личности перспективного факта достижения успеха;
  • вера и надежда на выдающееся достижение;
  • субъективная оценка человеком существующей вероятности получения высоких результатов;
  • субъективное понимание личностью стандартов, эталонов успеха.

Способы мотивации

На сегодняшний день успешно применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три большие группы:

  • Социальная – мотивация персонала;
  • Мотивация для обучения;

Вкратце приводим короткую характеристику отдельных категорий.

Мотивация персонала

Социальная мотивация – специально разработанная комплексная система мер, включающая моральное, профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Мотивация персонала нацелена на повышение активности трудящегося и достижения максимальной эффективности его труда. Меры, используемые в побуждении деятельности персонала, зависят от разнообразных факторов:

  • система стимулирования, предусмотренная на предприятии;
  • система управления организации в целом, и кадрового менеджмента в частности;
  • особенности учреждения: сфера деятельности, численность персонала, опыт и избранный стиль управления руководящего звена.

Способы мотивации персонала условно разделяют на подгруппы:

  • экономические методы (материальная мотивация);
  • организационно-административные меры, основанные на власти (необходимость подчиняться регламенту, соблюдать субординацию, следовать букве закона с возможным применением принуждения);
  • социально-психологическиефакторы (воздействие на сознание трудящихся, активизируя их эстетические убеждения, религиозные ценности, социальные интересы).

Мотивация учащихся

Мотивация школьников и студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов. Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных методов:

  • создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учеников в предмете (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
  • эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
  • сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
  • имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
  • позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
  • придание фактам элементов новизны;
  • актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений;
  • использование позитивной и негативной мотивации;
  • социальные мотивы (стремление обрести авторитет, желание быть полезным членом группы).

Самомотивация

Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, основанные на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности. Примером успешной самомотивации является ситуация, когда при интенсивных внешних помехах человек продолжает действовать для достижения поставленной цели. Существуют различные способы для самостоятельной мотивации, в числе которых:

  • аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;
  • – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;
  • биографии выдающихся людейэффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;
  • развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;
  • визуализация – действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.

Условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, т.е. трансформируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность-материальная-социальная — духовная) главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т.е. та, которая лучше мотивирована.

Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм этого перехода включает: I) выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности); 2) при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).

Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.

Мотив человека и личности

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.

Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.

В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности.

Под [[Мотивационно-потребностная сфера личности|потребностно-мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.

Мотивация человека и личности

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

  • мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
  • мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
  • мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности.

Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности. В могивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит от того, какое положение занимает индивид в системе общественных отношений.

Мотивирование

Мотивирование - это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов.

Выделяют два основных типа мотивирования:

  • внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;
  • формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.

Основные мотивы человека

Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив (от лат. movero — приводить в движение, толкать) — это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие и др.) — побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д.

Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу).

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, — высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.

Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

  • потребности и инстинкты как источники активности;
  • мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Потребность — это необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна задать деятельности четкого направления. Например, наличие у человека эстетической потребности создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает на то, что именно человек будет делать для удовлетворения этой потребности. Возможно, он будет слушать музыку, а возможно, будет пытаться сочинить стихотворение или написать картину.

Чем различаются понятия ? При анализе вопроса, почему индивид вообще приходит в состояние активности, проявления потребностей рассматривают как источники активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность, ради чего выбираются именно эти действия, поступки, то в первую очередь исследуются проявления мотивов (как побуждающих факторов, которые определяют направление деятельности или поведения). Таким образом, потребность побуждает к активности, а мотив — к направленной деятельности. Можно сказать, что мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Изучение мотивов учебной деятельности у школьников выявило систему разнообразных мотивов. Одни мотивы являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям.

Как возникают и развиваются новые потребности? Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах, которые способны удовлетворить эту потребность, например эстетическая потребность может опредметиться на музыке, а в процессе своего развития может опредметиться и на поэзии, т.е. уже больше предметов могут ее удовлетворить. Следовательно, потребность развивается в направлении увеличения числа предметов, которые способны ее удовлетворить; изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития предметов, которые им отвечают и в которых они опредмечиваются и конкретизируются.

Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек по меньшей мере должен: быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.

Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий — это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.

Для понимания сущности мотивационной сферы (се состава, строения, имеющего многомерный и многоуровневый характер, динамики) необходимо прежде всего рассмотреть связи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.

Один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности, — принадлежность человека к какой-либо группе. Например, подростки, которые интересуются спортом, отличаются от своих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с развитием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.

Мотивы личности

Мотивы личности - это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности. Деятельностные мотивы могут быть самые разные:

  • органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;
  • функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;
  • материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;
  • социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;
  • духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Проявляются в конкретных формах. Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого мотивы разделяются на эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п. и рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения.

Различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:

  • генерализованные, содержание которых выражает предмет потребностей и соответственно направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена значимостью для человека предмета его потребностей;
  • инструментальные — мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовленностью, наличием возможностей успешно действовать по реализации поставленных целей в данных условиях.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

Виды мотивов личности

К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.

Ценность

Ценность — это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность — личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности — часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности — это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:

  • самоориентированными, которые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;
  • ориентированными другими, которые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;
  • ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.

Убеждения

Убеждения - это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеждения — наиболее обобщенные мотивы. Однако если обобщенность и устойчивость — характерные признаки свойств личности, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к свойству личности.

Намерение

Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда.

Мотивация (от лат. movere) - побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность человека в его свершении. динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотивация поведения человека есть ни что иное, как характеристики идеальной стороны действия, такие как намерение, стремление, желание. Мотив для человека - это материальный или идеальный предмет, стремление к достижению которого выступает смыслом фактической деятельности. Мотив дается человеку в виде определенных переживаний, которые обуславливаются положительными эмоциями от предвкушения достижения. В противоположном значении - с неполучением чего-либо отрицательного, связанного с неполнотой настоящего положения. Мотив регулярно путают с потребностью и целью, однако потребность - это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель - результат сознательного целеполагания.

Различные аспекты мотивации исследуются многими науками, такими как биология, психология, социология, политическими науками. Мотивация получает содержание как от объекта, на который направлено действие, так и от потребности, удовлетворяемой в результате его свершения. Наличие различных потребностей и путей их реализации может вызывать противоборство мотиваций, результат этого, то есть реальный выбор мотивов действия, зависит от того, на каком этапе развития личности находится человек.

Сущность мотивации можно охарактеризовать сложным набором компонентов: видом потребности, формой, степенью актуализации, масштабом и содержанием производимой деятельности. В социальной психологии проводят различие между вербальными, демонстративными и реальными мотивациями, побуждают индивид к удовлетворению реальных потребностей. В социологии исследуются мотивации, обусловливающие агрессивное поведение, страх перед действительностью, продвижение по служебной лестнице, сексуальное поведение и другие виды деятельности.

Виды мотивации

Видов мотивации немало. В целом любая мотивация индивида делится на внешнюю и внутреннюю мотивацию. Кроме того, существует положительная и отрицательная мотивация. Также существуют и более узкие направления, такие как мотивация аффилиации - стремление к налаживанию, либо поддержке отношений с другими людьми; мотивация власти - стремление человека оказывать влияние на других людей; мотивация достижения - стремление человека достичь высоких результатов в определенных направлениях; мотивация идентификации с другим человеком - желание одного человека быть похожим на другого; мотивация саморазвития - очень важный мотив в жизни человека, дающий толчок к действиям, связанным с работой и развитием; мотивация самоутверждения - желание утвердить себя в обществе; негативная мотивация - мотивация, вызванная осознанием неминуемых проблем в случае, если дело не будет сделано; просоциальная мотивация - действия, связанные с пониманием общественного значения деятельности, связанные с чувством долга, чувством ответственности перед людьми или группой; процессуально-содержательная мотивация - процесс побуждения к какой-либо деятельности, вызванный самим содержанием этой деятельности. Кроме основных типов мотивации, существуют различные теории мотивации, описанные различными учеными, в разное время изучавшими процесс мотивации личности.

Внешняя мотивация

Внешняя мотивация, экстринсивная - это мотивация, которая не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой. Она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности. Проще говоря, если человек работает из-за денег, то деньги являются внутренним мотиватором, если же преимущественно из-за интереса к работе, то деньги выступают внешним мотиватором.

Внутренняя мотивация

Внутренняя мотивация, интринсивная, - это мотивация, которая не связана с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Внутренняя мотивация подразумевает, что вознаграждение за свои действия человек «несет в самом себе». Это выражается в чувстве собственной компетенции, уверенности в своих силах и намерениях, удовлетворении результатами своего труда и самореализации.

Положительная и отрицательная мотивация

В этом вопросе все предельно просто: положительная мотивация - это мотивация, основанная на правильных и положительных стимулах, а отрицательная мотивация - мотивация, основанная на отрицательных стимулах. Примеры положительной и отрицательной мотивации: «я буду хорошо себя вести и получу новый компьютер » или «если я закончу год без троек, я получу компьютер » - это является положительной мотивацией. Другой пример: «если я буду хорошо себя вести - меня не накажут » или «если я выполю домашнее задание, то меня не накажут » - это отрицательная мотивация.

Мотивация аффилиации

Аффилиация - это присоединение. В случае с мотивацией обозначает стремление к налаживанию, либо поддержке отношений с другими людьми, стремление к контакту и к общению с ними. Суть подобного рода мотивации заключается в самоценности общения. Аффилиативное общение приносит удовлетворение и захватывает. Многим людям свойственен такой тип мотивации. Например, человек идет устраиваться на работу. Помимо постоянного дохода, некоторой стабильности у него также существует потребности в мотивации аффилиации. То есть человек идет работать, чтобы общаться. Также мотивация аффилиации наблюдается у старшеклассников и студентов, которые в большинстве своем приоритетным считают общение, а учеба, как правило, у многих находится на втором месте. Человек хочет общаться еще и потому, что пытается уладить свои дела, наладить связи с необходимыми людьми. В этом случае общение происходит благодаря другим мотивам. Это является средством удовлетворения других потребностей человека и с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет. Кроме всего прочего, целью аффилиативного общения может быть поиск любовных отношений, а также симпатии или флирта с другими людьми.

Мотивация достижения

Мотив достижения представляет собой рвение человека достичь высоких результатов в определенных направлениях деятельности, будь то спорт, учеба или другие победы. Стремление человека достигать высоких результатов проявляется в постановке высоких планок и стремлении их достичь. Мотивация достижения играет чуть ли не ключевую роль в успехе человека. Независимо от имеющихся опыта, навыков или знаний, наличие мотивации достижения большой козырь для человека, ведь если человек не хочет, он этого не получит. Мотивация достижения строится на основе человеческих предрасположенностей и пристрастий. Например, кто-то берется за выполнение задач по физике и решает их, а кто-то занимается прыжками в длину. Для определения уровня мотивации достижения ученые выделяют 4 основных фактора: значимость успеха, надежда на успех; субъективно оцениваемая вероятность достижения этого успеха и субъективные эталоны достижения.

Мотивация идентификации с другим человеком

Мотивацией идентификации с другим человеком называют желание одного человека быть похожим на другого. Часто это какой-то кумир, но чаще это авторитетный человек (родственник), побуждающий конкретного индивида равняться на него. Очень частым примером мотивации идентификации с другим человеком служат подростки, которые постоянно кого-то копируют.

Не всегда мотивация идентификации с другим человеком имеет положительные результаты: человек стремится быть лучше. Но иногда люди берут пример с плохих людей. Тяга подражать кумиру - серьезный мотив. Если кумир вызывает восторг, много сильных эмоций, это подсознательно заставляет человека подрожать ему. Подражание может проявляться в различных аспектах, таких как одежда, повадки, мимика, внешний облик, манера поведения и т.д. При подражании кумиру у индивида появляется уверенность в себе, происходит энергетический подъем.

Мотивация Маслоу

Абрахам Харольд Маслоу - американский психолог, основатель гуманистической психологии. Автор знаменитой работы «Мотивация и личность», в которой он предположил, что все человеческие потребности, будь то врожденными, либо инстинктивными, организованы в некую систему иерархии, приоритета и доминирования. Эта система получила название "Иерархия потребностей Маслоу". Множественные работы в этом направлении велись и другими учеными.


Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.

Ступени иерархии человеческих потребностей, так называемая «Пирамида Маслоу»:

  • Физиологические
  • Безопасность
  • Любовь/Принадлежность к чему-либо
  • Уважение
  • Познание
  • Эстетические
  • Самоактуализация
Три последних уровня иерархии человеческих потребностей: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» называют «Потребностью в самовыражении».

Основной сутью работы Маслоу является то, что человеческие потребности высших уровней не мотивируют, пока не будут удовлетворены, хотя бы частично, потребности нижнего уровня. Тем не менее, психологи и ученые современности в довесок к пяти «авторским уровням потребностей» добавляют в качестве индивидуальных потребностей когнитивные и эстетические. Их располагают уровнем выше потребностей в уважении, но ниже потребности в самореализации личности.

На сегодняшний день с учетом современных особенностей в нынешней интерпретации «пирамида Маслоу» выглядит следующим образом:

  • Самореализация
  • Когнитивные и эстетические потребности
  • Потребности в уважении, одобрении, благодарности, признании, компетентности
  • Потребности в любви, привязанности, причастности к какой-либо группе
  • Потребности в физической и психической безопасности, обеспечении завтрашнего дня
  • Физиологические потребности (еда, вода и воздух)
Кроме этого, стоит отметить, что по мнению Маслоу, путь к осуществлению потенциальных возможностей личности, т.е. к самореализации, лежит через последовательное удовлетворение потребностей самого низкого уровня. Потребность определяет мотивы поведения. Человек, достигший уровня самореализации, не отягощен мелкими заботами, имеет в своем арсенале прежде всего высокую самооценку, легко и открыто принимает других, не зависит от условностей, прост в общении, обладает хорошим чувством юмора, склонен к вдохновению. Роль расположения потребностей в жизни человека оказывает существенное влияние на осознание смысла жизни.

Подобные теории мотивации называют содержательными, потому что они стараются определить потребности, побуждающие человека к действию, а в частности при определении объема и содержания работы. Помимо Абрахама Харольда Маслоу, свои содержательные теории мотивации есть у Дэвида Макклелланда и Ф.Герцберга (Двухфакторная модель поведения).

Мотивация Макклелланда

Теория потребностей МакКлелланда строится на том, возможно, классификация потребностей Маслоу не полная. Ученый считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Потребность успеха находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. В теории Макклелланда имеется справедливая для американского общества идея о наиболее желательном мотиве поведения – стремлении к успеху. Задача при этом заключается в обеспечении увязки общей направленности работника на успех с достижением успеха в процессе достижения целей данной корпорации. Мотивация на основании потребности в причастности схожа с мотивацией по Маслоу. Такие индивиды заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских связей, оказании помощи другим людям. Личность с развитой потребностью причастности будет привлечена такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения.

Двухфакторная теория Фредерика Герцберга

Теория Фредерика Герцберга – модель мотивации, основанная на потребности. Теория Ф. Герцберга известна и популярна на Западе с 1959 года. Особое внимание уделено заработку, в частности, заработок в теории Герцберга не является мотивирующим фактором. Это ставит под сомнение всю теорию мотивации персонала, связанную с попытками руководителей мотивировать своих сотрудников материально. В 1959 году Фредерик Герцберг разработал модель мотивации, основанную на потребностях, так называемую "Теорию удовлетворенности трудом". Согласно этой теории, на работе, вместе с определёнными факторами, вызывающими удовлетворение от работы, в то же время, существует целый ряд факторов, который вызывает неудовлетворённость от работы. Автор теории считал, что что люди думают о своей работе и это делает их счастливыми или несчастными, удовлетворенными или нет).

Для исследования было опрошено большое количество человек, которым были заданы два вопроса:

  • «Можете ли Вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя хорошо? »
  • «Можете ли Вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя плохо? »
Выводы, сделанные ученым разделили на две категории, которые были названы «гигиеническими факторами» и «мотивацией». Таким образом ученый сделал выводы, что отсутствие мотиваторов, а они связаны с характером и сутью самой работы, не ведет к неудовлетворению людей работой, однако их присутствие в должной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников к нужным действиям и повышению эффективности.

Существует мнение, что теория Фредерика Герцберга подходит лишь под американскую модель общества. Это обусловлено тем, что по мнению Герцберга у среднестатистического жителя США физиологические потребности удовлетворены на 90%, потребность в безопасности – на 70%, в уважении – на 40%, в самоактуализации – на 15%. Вполне вероятно, что суровые реалии российского рынка труда не позволяют применять эту теорию в условиях нашей страны.

Мотивация саморазвития

Мотивация к саморазвитию - очень важный мотив в жизни любого человека. Он дает толчок к действиям, связанным с работой и развитием. Мотивация саморазвития может блокироваться стремлением к безопасности и самосохранению. Почему так происходит? Считается, что для движения вперед человеку требуется прежде всего смелость. Но когда человек обращается к своей памяти и подсознанию, он вспоминает, что с ним было раньше, видит, что с ним происходит сейчас. Человек держится за прошлое, он помнит свои ошибки и не рискует сделать шаг вперед. Угроза потери того, что имеешь часто мешает людям сделать первый шаг. Они даже не догадываются, что все самое интересное находится сразу за стеной их зоны комфорта. Получается, что человек мечется между стремлением идти вперед и развиваться и стремлением быть в безопасной зоне. Считается, что развитие личности происходит именно в тот момент, когда человек, не оглядываясь на прошлое и не боясь делает смелый шаг вперед. Даже если этот шаг был просто преодолением своих страхов и не принес ничего существенного, для личности это огромный скачок. Он принесет гораздо больше радости и удовлетворения, чем если бы человек сидел на месте и ничего не делал.

Мотивация самоутверждения

Мотивация самоутверждения - желание утвердить себя в обществе. Обычно этот мотив связан с достоинством и самолюбием. Человек, обладающий мотивом самоутверждения желает достигнуть определенного статуса в обществе, добиться уважения и признания. Часто стремление к самоутверждению причисляют к мотивации престижа. Тем самым мотив самоутверждения и повышения своего статуса в обществе ведет к повышению самооценки и дает толчок к работе и дальнейшему саморазвитию.

Негативная мотивация

Мотивация, вызванная осознанием неминуемых проблем или неприятностей в случае, если дело не будет сделано. Яркий пример негативной мотивации - школьники. Негативная мотивация в данном случае создается родителями с угрозой невыполнения обязательств. Например, если ребенок заканчивает год с тройками, то новый компьютер он не увидит. Это самый распространенный пример негативной мотивации детей. В данном случае школьник сделает все, чтобы закончить год на 4 и 5, тогда родители купят ему новый компьютер. Таким образом, учеба ребенка при помощи такого рода мотивации становится принудительной, но защитного действия. Т.е. негативная в данном случае не значит плохая. Негативная мотивация имеет несколько различных форм, которые влияют на человека. Это может быть словесное наказание, осуждение, материальное наказание, пренебрежение, порицание, лишение свободы или физическое воздействие. Ни один здоровый человек не хочет быть наказан или отвергнут. Поэтому негативная мотивация имеет место быть. Но у негативной мотивации есть существенный минус. Он заключается в кратковременности эффекта. Кроме этого, может возникнуть ряд других трудностей, вызванных такого рода мотивацией.

Просоциальная мотивация

Просоциальная мотивация - это действия, связанные с пониманием общественного значения деятельности, связанные с чувством долга, чувством ответственности перед людьми или группой. Человек чувствует себя частью команды, группы людей, за которую несет ответственность своими действиями, живет интересами и заботами этой группы людей. Такие люди более качественно относятся к своей работе. Такого рода мотивация очень эффективна на рабочих местах. Дело в том, что человек, чувствуя ответственность за себя и компанию, просоциально-мотивированный, будет больше и лучше делать свою работу, так как будет чувствовать себя часть общего дела. Для руководителя компании важным фактором является обеспечить такой мотивацией всех заинтересованных сотрудников, так как без идентификации с подчиненными, их ценностями и интересами, невозможно создать успешно работающий механизм, где каждый сотрудник знает свое место и чувствует долю своей ответственности. Из этого следует, что просоциальная мотивация, которая имеет связь с идентификацией группы, чувством долга и определенной долей ответственности, являются важными в побуждении человека к деятельности.

Процессуально-содержательная мотивация

Процессуально-содержательной мотивацией называют процесс побуждения к какой-либо деятельности, вызванный самим содержанием этой деятельности. Другими словами, если человеку нравится что-то делать, он это делает. При этом нет разницы, мозговая это деятельность или работа руками. Часто процессуально-содержательная мотивация выливается в хобби человека. Также стоит отметить, что человек может заниматься спортом в свое удовольствие, не преследуя никаких иных мотивов, кроме как удовлетворения собственного интереса. Смысл процессуально-содержательной мотивации заключается в самой деятельности.