Необходимость отмены. Необходимость отмены роуминга между россией и белоруссией давно назрела. Положение в социальной сфере

На фоне обострения международной обстановки российская элита находится перед развилкой между мобилизационной моделью и милитаризацией экономики, с одной стороны, и с другой - попыткой запуска новой волны модернизации, что, впрочем, в нынешних условиях пока под вопросом. Об этом, как передает корреспондент РИА «Новый День» , говорится в юбилейном докладе коммуникационного холдинга «Минченко Консанлтинг» «Политбюро 2.0»: реновация вместо демонтажа», который посвящен системе правления в РФ.

Как отмечают эксперты, в настоящее время конкуренция внутри «Политбюро 2.0» разворачивается даже не вокруг выборов президента 2018 года. Их исход практически предопределен за счет сохранения внутриэлитного баланса, высокого рейтинга действующего президента РФ Владимира Путина , который наверняка будет переизбран на новый срок, и отсутствия серьезных конкурентов как внутри правящей корпорации, так и за ее пределами.

«Можно предположить, что вопросы интриги президентской кампании и оформления ее предсказуемого результата для Путина малозначимы. Легитимность итогов выборов в любом случае будет подвергнута сомнению со стороны коллективного Запада. Вклад той или иной группы в предрешенную победу не станет для нее индульгенцией и ресурсом для значимого роста влияния. Более того, начатая в июне 2017 года президентская кампания Путина носит ярко выраженный антиэлитистский характер - «президент вместе с народом против зажравшихся бюрократов», - говорится в докладе.

«Политбюро 2.0» как сетевая неформальная структура управления возникло во многом ситуативно. В 2012 году, после возвращения Владимира Путина на пост президента, «Политбюро 2.0» стало способом демонтажа тандема образца 2008-2011 годов, когда элита была распределена между двумя, пусть и не равнозначными, полюсами - в тот момент премьер-министром Владимиром Путиным и президентом РФ Дмитрием Медведевым , отношения между которыми определяли внутриполитическую повестку.

В состав неформального политбюро, от решений которого зависит принятие решений в России, тогда, по оценке экспертов, вошли премьер-министр Медведев наравне с главами госкомпаний «Роснефть» и «Ростех» Игорем Сечиным и Сергеем Чемезовым , руководителем администрации президента Сергеем Ивановым и его первым заместителем Вячеславом Володиным , мэром Москвы Сергеем Собяниным , близкими Путину бизнесменами Геннадием Тимченко и Юрием Ковальчуком , где глава государства играет роль арбитра, обеспечивающего систему сдержек и противовесов. Сейчас эта неформальная структура трансформировалась.

Точку в публичной легитимации этой модели управления поставил представитель Тимченко, который в день публикации очередного доклада в ноябре 2016 года выступил с официальным заявлением, в котором опроверг утверждение, что его босс вышел из состава «Политбюро 2.0».

Как следует из доклада, сейчас в «Политбюро 2.0» сохранили за собой места Медведев, Чемезов, Собянин, Юрий Ковальчук , к которым добавился министр обороны Сергей Шойг у, а в так называемой «переходной зоне» вблизи «правящей верхушки» оказались Сечин, спикер Госдумы Вячеслав Володин и бизнесмен Аркадий Ротенберг . В то же время активные действия для продвижения вверх в этой иерархии предпринимают глава Сбербанка Герман Греф , экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин , создатель и глава Росгвардии Виктор Золотов , чеченский лидер Рамзан Кадыров , бизнесмен Геннадий Тимченко , а также нынешний руководитель администрации президента РФ Антон Вайно , его первый заместитель Сергей Кириенко и вице-премьер РФ и полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев , который, кстати, как считают эксперты, рассматривается в качестве претендента на роль технократического премьер-министра, обладающего сильной волей и умением реализовывать проекты.

Авторы доклада полагают, что модель «Политбюро 2.0» имеет шанс сохраниться до электорального цикла 2021-2024 гг. При этом персональный состав этой структуры может серьезно обновиться. Как отмечается в исследовании, неустойчивость ролевого распределения элит накануне выборов президента РФ, которые предстоят весной 2018 года - необходимое условие технологии заблаговременной победы. По оценке политологов, Путин намерен действовать в собственных интересах и сейчас фактически проводит тендер - «кто поддержит меня лучше всех» и «кто предложит план на 6 лет». В этих условиях и предполагается развитие событий.

Сечин нажил себе врагов

Глава «Роснефти», на первый взгляд, находится на пике своего влияния. Он заслуженно считается одним из наиболее преданных Путину членов его команды. В копилку его побед за последние годы можно внести получение контроля над «Роснефтегазом» и «Башнефтью», приватизацию пакета «Роснефти», рост неформального влияния в электроэнергетике, заключение значимых международных сделок, арест ряда губернаторов и министра экономического развития Алексея Улюкаева , отмечают эксперты.

Однако, по их оценке, напористый управленческий стиль Сечина формирует против него широкую элитную коалицию. Если речь идет о консолидации в одних руках всей нефтяной отрасли, то это затрагивает интересы таких серьезных игроков, как «Лукойл», «Газпромнефть», «Татнефть».

«Предметом критики становятся выход Сечина за пределы его зоны ответственности, финансовые результаты «Роснефти» и ее затратных международных проектов, возможные негативные последствия иска против АФК «Система» для инвестиционного климата в стране, деморализующее управленческую элиту настойчивое использование силового инструментария. Для многих членов правящего класса арест министра экономического развития А.Улюкаева стал примером нарушения негласных правил взаимоотношений. Ряд представителей бизнеса считает, что суд против АФК «Система» создает риск прецедента наказания компании за реализацию стандартных корпоративных процедур, используемых многими участниками рынка. Негласная поддержка Владимира Евтушенкова в споре с «Роснефтью» различными элитными игроками связана в первую очередь с этим», - говорится в докладе.

При этом, как обращают внимание эксперты, нельзя сказать, что весь путь «Роснефти» в последние годы - это только успешная экспансия. Противостояние с кандидатом в члены «Политбюро 2.0» главой «Транснефти» Николаем Токаревым закончилось тактической победой сослуживца Путина по дрезденской резидентуре. Снизился силовой ресурс Сечина - был расформирован Госнаркоконтроль, который возглавлял его партнер Виктор Иванов , уволен ряд близких к главе «Роснефти» сотрудников СКР и ФСБ.

«Поэтому для «Игоря Ивановича Настоящего» вызовом становится выбор внутриэлитной стратегии и, возможно, создание коалиции, к чему ранее он не был склонен», - считают авторы доклада.

Противоборствующие коалиции

В то же время, как говорится в исследовании, сейчас внутри «Политбюро 2.0» формируются две широких коалиции - мобилизационная (ВПК+силовики, ядро - Чемезов-Золотов-Шойгу) и модернизационная (либеральный блок правительства, частный бизнес, потенциальные участники - Медведев, Ковальчуки, Собянин, Кудрин, Греф).

«Большая часть членов и кандидатов в члены Политбюро может ситуативно оказаться и в том, и в другом лагере. Вероятнее всего, окончательное стратегическое решение принято не будет, и принятая к реализации программа будет смешанной, или вообще верстаться «с колес». Правительство, сформированное в мае 2018 года, рискует стать правительством непопулярных реформ, в связи с чем шансы его председателя стать преемником Путина будут невелики», - прогнозируют эксперты.

Медведев сохраняет влияние

В условиях явных проблем с содержательной повесткой ресурсом для роста влияния участников правящей «верхушки» является наличие понятного проекта для страны в целом или хотя бы для себя и своей группы на период следующего срока Путина, но у троих членов «Политбюро 2.0» пока нет предложений, говорится в докладе.

По мнению экспертов, в рамках такого тендера, как ни странно, наибольшая устойчивость как члена «Политбюро 2.0» и участника следующей правящей элитной коалиции наблюдается у премьер-министра Дмитрия Медведева .

«С одной стороны, он самый опытный член правящей группы после Путина, имеющий опыт работы на посту премьер-министра и президента. С другой стороны, Медведев неоднократно подтверждал свою лояльность Путина и мастерски освоил стратагему в стиле айкидо «ослабить себя, чтобы сохраниться». Самый молодой из членов «Политбюро 2.0» (1952 г. р.), он располагает важным ресурсом - временем», - констатируют авторы исследования.

Политологи отмечают, что Медведев имеет не менее трех опций своего трудоустройства после мая 2018 года. Это могут быть: 1) сохранение по посту председателя правительства; 2) переход в «Газпром» и перехват у Игоря Сечина позиции «главного энергетика»; 3) переход в Верховный суд с получением статуса неформального гражданского куратора правоохранительного блока. Между тем, среди его минусов - явные имиджевые проблемы, а также оппозиция в «Политбюро 2.0» в связи с идеей воссоздать правящий тандем, что вылилось в протесты, организованные скандальным политиком Алексеем Навальным , который остается инструментом в руках противоборствующих элитных группировок.

Политологи полагают, что достаточно уверенно себя может чувствовать Сергей Шойгу как успешный министр обороны страны, которая на фоне внешнеполитического обострения фактически находится в состоянии войны. Однако наиболее динамично набирающим в последнее время влияние членом «Политбюро 2.0» является глава «Ростеха» Сергей Чемезов , усиливший свои позиции в администрации президента, силовых структурах и региональных элитах, поглотивший «Уралвагонзавод». Бизнесмен Юрий Ковальчук , который считается неформальным куратором научной сферы и адептом инновационной экономики, является держателем серьезных пакетов финансового и медийного ресурса. В случае выбора модернизационного сценария Ковальчук может оказаться в ядре этой коалиции.

Что касается мэра Москвы Сергея Собянина , то, как полагают политологи, он является одним из немногих членов «Политбюро 2.0», кто имеет понятный и предметный проект на весь период нового президентского срока. Речь идет о программе реновации, которая должна кардинально изменить облик Москвы и при этом обеспечивает вовлечение в финансово ёмкий проект большого количества союзнических ему элитных групп.

Российская правящая элита вновь разделяется на два лагеря: повод - идеология программы развития страны на новый президентский срок Владимира Путина. Об этом говорится в юбилейном исследовании структуры элиты «Политбюро 2.0: реновация вместо демонтажа» коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг». Авторы доклада считают, что поскольку исход выборов с участием Владимира Путина предопределен, то элитам будет недостаточно продемонстрировать свой вклад в победу, им нужно предложить президенту конкретный план развития страны. Эксперты пришли к выводу, что хорошие карьерные перспективы у премьер-министра Дмитрия Медведева и министра обороны Сергея Шойгу, а мэр Москвы

С начала недели выходит уже второй доклад, посвященный оценкам перспективности тех или иных элитных игроков. В понедельник свой рейтинг преемников презентовал фонд «Петербургская политика». Политолог Вячеслав Смирнов говорит, что подобные доклады выполняют две основные функции: дают журналистам и политологам шаблон для описания реальности и увеличивают капитализацию авторов доклада. «Повестку формируют поездки президента по стране, заседания правительства, громкие аресты и судебные процессы над министрами. Потом эту повестку сверяют с докладами „Политбюро 2.0“, как с путеводителем по решению ребусов», - считает Смирнов.

Членами «политбюро 2.0» политолог Евгений Минченко называет лидеров элитных групп, близких к первому лицу, которые имеют неформальное влияние, а также административный, организационный, финансовый, силовой, региональный, партийно-политический, имиджевый ресурсы. На данный момент к этой группе эксперты относят восемь человек: премьера Дмитрия Медведева, министра обороны Сергея Шойгу, главу Ростеха Сергея Чемезова, бизнесменов Аркадия Ротенберга и Юрия Ковальчука, главу «Роснефти» Игоря Сечина, спикера Госдумы Вячеслава Володина и мэра Москвы Сергея Собянина.

По мнению авторов доклада, российская элита находится на распутье. С одной стороны, возможна мобилизационная модель и милитаризация экономики, с другой - есть попытка запустить новую волну модернизации, говорят авторы доклада.

Конкуренция среди политической элиты будет разворачиваться не вокруг предстоящих президентских выборов, а сконцентрируется на сохранении нынешней системы внутриэлитного баланса, который сформировался в начале третьего срока Владимира Путина.

Акции вверх

Исходя из этих условий, самую большую устойчивость демонстрирует Дмитрий Медведев. Его главные плюсы - опыт работы на посту президента и премьера, он умеет «ослабить себя, чтобы сохраниться», его молодость (52 года). У премьера есть минимум три варианта трудоустройства весной 2018 года, считают авторы исследования: сохранит премьерский пост, перейдет в «Газпром», чем перехватит у главы «Роснефти» Игоря Сечина позиции «главного энергетика», или уйдет в Верховный суд, чтобы неформально курировать правоохранительный блок.

Уверенные позиции в «политбюро 2.0» занимает министр обороны Сергей Шойгу. Политологи считают, что под его эгидой могут создать новое суперминистерство (Минобороны + МЧС). Главный риск для Шойгу, по мнению экспертов, возможный форс-мажор в зоне боевых действий.

Динамичнее остальных растет влияние главы Ростеха Сергея Чемезова. Он усилил свои позиции в администрации президента, среди силовиков и в регионах, говорится в исследовании. Но это может его и подвести, если оппоненты смогут убедить президента в его чрезмерном усилении и попросят «выравнять» ситуацию. «Однако „коллективный Чемезов“, группа ВПК, неизбежно будет одним из ключевых элитных игроков. Один из претендентов на то, чтобы ее возглавить, - министр промышленности и торговли Денис Мантуров», - указано в докладе.

Другой член «политбюро 2.0», бизнесмен Юрий Ковальчук, может оказаться в центре коалиции, которая сделает ставку на модернизационный сценарий, считают авторы доклада. Они называют Ковальчука неформальным куратором научной сферы и адептом инновационной экономики, а также указывают на его значительные финансовые и медийные ресурсы.

Крепкие позиции среди членов «политбюро 2.0» у мэра Москвы Сергея Собянина. У него есть понятный проект на предстоящий президентский срок 2018-2024 - реновация. Кроме изменения облика столицы, проект привлечет большое количество элитных групп, которые станут естественными союзниками мэра. Также Собянин «сохранил и частично реновировал пул своих губернаторов на Урале», заменив в Пермском крае Виктора Басаргина на своего бывшего подчиненного Максима Решетникова. Собянин не проявляет личных амбиций и остается претендентом номер 2 на пост председателя правительства, считают эксперты «Минченко консалтинг».

Акции вниз

Сложности с повесткой «будущего» могут быть у трех влиятельных членов «политбюро 2.0»: Сечина, Володина и Ротенберга. Как отмечают авторы доклада, глава «Роснефти» Игорь Сечин находится на пике своего влияния (он получил контроль над «Роснефтегазом» и «Башнефтью», при нем прошла приватизаций пакета «Роснефти», были заключены значимые международные сделки, с его именем связывают арест экс-главы МЭР Алексея Улюкаева), однако «напористый управленческий стиль Сечина формирует против него широкую элитную коалицию». В исследовании говорится, что против Сечина по разным причинам настроены бизнес, часть правящего класса и конкуренты по нефтегазовой отрасли. Эксперты указывают на снижение силового ресурса Сечина - «был расформирован Госнаркоконтроль, который возглавлял его партнер Виктор Иванов, уволен ряд близких к главе „Роснефти“ сотрудников СКР и ФСБ». Вызовом Сечина станет выбор внутриэлитной стратегии и создание коалиции.

Могут ослабеть позиции спикера Госдумы Вячеслава Володина, несмотря на то, что после перехода из АП на должность председателя Государственной Думы, он сохранил свое присутствие в регионах и ощутимо поднял статус парламента. В исследовании указано, что слияние всех парламентских партий в единую пропутинскую коалицию снижает значимость парламента как площадки, представляющей общество. «Под вопросом сохранение лояльности региональной клиентелы», добавляют авторы доклада.

Ослабли позиции бизнесмена Аркадия Ротенберга, отмечают политологи. Ротенберг долгое время был связующим звеном с иностранными экономическими элитами, но попадание в санкционные списки и общее охлаждение с Западом осложняет его работу над созданием нового проекта. Кроме того, его неформальное кураторство над «РЖД» также может оказаться под вопросом.

Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов сомневается, что повестка будущего станет определяющей для выживаемости политических элит: «Пока сложно сказать, является ли тема будущего неким приоритетом следующего президентского срока или просто политики поймали волну, увидели, что слово „будущее“ всем нравится, и пытаются предложить свои варианты. Вполне возможен настрой на первое, но в силу слабой ротации поколений и абстрактной (в глазах) элит пользы от симпатичных слов типа „цифровая экономика“, а также общей потери чувства идеальной эпохи (непонимания, находится она в прошлом или будущем) есть шанс на то, что тема будущего снова уступит страху перед масштабными качественными изменениями».

Навальный - инструмент борьбы членов «политбюро 2.0»

В докладе оппозиционер Алексей Навальный упоминается в роли инструмента борьбы в руках членов «политбюро 2.0». Их конфликты в публичном поле недопустимы, поэтому они прибегают к помощи главы ФБК, считают авторы исследования. В качестве примера эксперты вспоминают, что ресурс Навального использовался в 2013 году против мэра Москвы Сергея Собянина и весной 2017 года - против премьера Дмитрия Медведева. «Большинство членов „политбюро 2.0“ не заинтересовано в возврате к модели тандема [Путин - Медведев образца 2008-2012 года]. Выбиванием Медведева из числа потенциальных кандидатов в президенты в 2018 году функционал Навального в данной президентской кампании исчерпан», - считают политологи.

Кандидаты в новички

Эксперты выделили группу кандидатов в члены «политбюро 2.0». Среди них - руководитель Администрации президента Антон Вайно и его первый заместитель Сергей Кириенко. «Вайно, несмотря на свою молодость и историческую принадлежность к группе Чемезова, становится одним из наиболее доверенных лиц президента и постепенно наращивает неформальное влияние и аппаратный опыт. Кириенко имеет долгую историю отношений с Путиным, репутацию эффективного менеджера, обладает хорошим имиджевым потенциалом», - указывают авторы исследования. Они также отмечают, что после ухода в АП Кириенко сохранил контроль над Росатомом.

Другие претенденты относятся к финансовому сектору. Это глава Сбербанка Герман Греф и руководитель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, которые конкурируют за роль «архитектора и реализатора экономических, социальных и, возможно, политических реформ». Свое влияние наращивает и помощник президента Андрей Белоусов, в отличие от первого вице-премьера Игоря Шувалова, чье влияние, наоборот, убывает, говорится в исследовании.

На членство в «политбюро 2.0» претендует вице-премьер и полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев - эксперты называют его претендентом на роль технократического премьер-министра. Среди силовиков наращивает влияние глава Нацгвардии Виктор Золотов, который придумал и реализовывает этот проект, а также обладает серьезным неформальным влиянием в ФСБ (замдиректора этого ведомства - его креатура) и МВД, а также имеет свой пул губернаторов.

Среди глав регионов крепкие позиции у главы Чеченской республики Рамзана Кадырова. В докладе указывается на его собственный силовой ресурс и систему неформального экономического влияния в других регионах. Политологи считают, что он также претендует на роль коммуникатора с исламскими странами. Президент Татарстана Рустам Минниханов, наоборот, рискует вылететь из числа претендентов на членство в «политбюро 2.0». Эксперты указывают на ослабление его позиций из-за банкротства «Татфондбанка» и непродления договора о разграничении полномочий.

Коалиции и подающие надежды губернаторы

Авторы доклада подробно описывают корпус кандидатов в члены «политбюро 2.0». Они отмечают, что внутри силового сектора пока сохраняется система сдержек и противовесов: «Коалиция Чемезова - Чайки - Золотова конкурирует с тандемом Бортников - Бастрыкин и солидаризующимся с ним по ряду вопросов секретарем Совета Безопасности Николаем Патрушевым». Ослабленная группа Евгения Школова удержала на посту министра МВД Виктора Колокольцева. В медийной активности главы СВР Сергея Нарышкина эксперты увидели подготовку к переходу в новое качество. Также отмечается рост влияния главы Верховного Суда Вячеслава Лебедева в преддверии подготовки судебной реформы.

В административно-техническом блоке, по мнению политологов, хорошо себя проявляет глава Центробанка Эльвира Набиуллина: ее полномочия продлили, а сама она вышла победительницей из нескольких непростых внутриэлитных конфликтов («Татфондбанк», банк «Югра»). Плотнее президент стал общаться с главой Счетной палаты Татьяной Голиковой, добавляют авторы доклада.

В политическом блоке выросло идеологическое влияние епископа Тихона (Шевкунова). Эксперты отмечают ослабление позиций лидеров парламентских оппозиционных партий (КПРФ, ЛДПР, «СР»): «Именно осознание слабости своих позиций вынуждает Геннадия Зюганова, Владимира Жириновского, Сергея Миронова бороться за место в президентской гонке и не принимать сценарий тестирования новых фигур внутри своих партий».

Среди потенциальных новичков, претендующих на кандидатство в «политбюро 2.0», оказались старожилы-губернаторы: кемеровский Аман Тулеев (патерналистский авторитаризм), калужский Анатолий Артамонов (инвестор-ориентированная экономика), белгородский Евгений Савченко (умеренный русский национализм). Также авторы доклада выделили молодых и технократичных главу ЯНАО Дмитрия Кобылкина (он, по словам экспертов, неформально курирует Ставропольский край) и губернатора Московской области Андрея Воробьева, который первый трансформировался в «технократы». Также в докладе выделили тульского и ярославского губернаторов Алексея Дюмина и Дмитрия Миронова, экс-руководителя АСИ Андрея Никитина, который сейчас возглавляет Новгородскую область. Перспективными среди федеральных управленцев стали члены Кабмина Денис Мантуров и Александр Новак, а также глава «РЖД» Олег Белозеров.

Вызов 2021

В заключение авторы доклада прогнозируют обновление состава этого «политбюро» к 2024 году и формирование двух широких коалиций внутри него. Одна из них будет выступать за мобилизационный сценарий: в нее войдут члены ВПК и силовики, а ядром станет группа Чемезов - Чайка - Золотов -Шойгу. Другая группа будет выступать за модернизационный вариант развития. Она будет состоять из либерального блока правительства, частного бизнеса, а ее потенциальными участниками станут Медведев, Ковальчуки, Собянин, Кудрин и Греф. Но в итоге, как прогнозируют авторы исследования, «принятая к реализации программа будет смешанной или вообще будет верстаться „с колес“».

Кабмин-2018 станет правительством непопулярных реформ, считают эксперты, поэтому шансы будущего премьера стать преемником Путина будут невелики. Реальное обсуждение кандидатуры преемника, по мнению авторов доклада, начнется в процессе подготовки парламентских выборов 2021 года (кампания станет значимым элементом транзита власти): «Возможна проработка особого статуса Путина после его ухода с поста президента („русский аятолла“). Многое будет зависеть от исхода выборов президента США в 2020 году».

Правообладатель иллюстрации VLADIMIR RODIONOV/TASS

За полгода до выборов президента 2018 года в окружении Владимира Путина продолжается процесс ослабления части его ближайших соратников, говорится в докладе "Политбюро 2.0", подготовленном экспертным холдингом "Минченко консалтинг".

Из числа восьми наиболее близких к Путину и влиятельных людей после выборов могут выпасть еще трое, утверждается в докладе. В предыдущий период "ближний круг" покинули двое - Сергей Иванов и Геннадий Тимченко.

Каждый год глава холдинга Евгений Минченко составляет условное "политбюро", где на основе собственной методологии пытается моделировать расстановку сил и степень влияния на управление страной чиновников, менеджеров госкорпораций и бизнесменов из окружения Владимира Путина.

Несмотря на отсутствие прямых столкновений внутри окружения Путина, между его ближайшими соратниками идет конкуренция за ресурсы. Она строится не вокруг выборов президента в 2018 году - их результат практически предопределен за счет высокого рейтинга Путина, сохраняемого внутриэлитного баланса и отсутствия конкурентов. А потому и вклад той или иной группы в победу Путина не позволит ей получить право на дополнительные ресурсы и рост влияния.

Ресурс для повышения своего влияния на следующую шестилетку правления Путина в условиях проблем с содержательной повесткой - понятный проект стратегии развития страны в целом или хотя бы курируемой группой профильной отрасли.

В этой связи авторы доклада выделяют несколько членов "политбюро", у которых дела идут хорошо, и тех, кто по объективным причинам может столкнуться со сложностями в подготовке повестки, которую они могли бы представить президенту.

Дмитрий Медведев, премьер-министр России

Несмотря на имиджевые трудности после выхода фильма-расследования оппозиционного политика Алексея Навального "Он вам не Димон", Медведев сохраняет самую высокую устойчивость внутри "политбюро" и перспективы на сохранение в правящей коалиции на следующий срок Путина. Это объясняется его большим опытом работы на посту президента и премьера, неоднократно доказанной лояльностью Путину и своим молодым возрастом в сравнении с остальными. По мнению авторов доклада, Медведев сохраняет шансы возглавить новое правительство после выборов. В качестве альтернативы авторы называют его переход в "Газпром" и в Верховный суд.

Сергей Чемезов, глава "Ростехнологий"

Наиболее динамично набирающий влияние член "политбюро" - так характеризуют Чемезова авторы доклада. За последнее время усилил свои позиции в администрации президента, в силовых структурах и региональных элитах. Плюс его содержательная повестка определена программой военного перевооружения, рассчитанной аж до 2021 года. Именно усиление является одновременно и риском для "группы Чемезова", поскольку оппоненты могут убедить Путина в том, что такой рост влияния чрезмерен и нуждается в "выравнивании", считают эксперты "Минченко консалтинг".

Сергей Собянин, мэр Москвы

Повестка мэра - реновация, изменение внешнего облика Москвы, к тому же обеспечивающее включение в финансово-емкий проект других элитных групп, становящихся естественными союзниками Собянина. Это понятный и предметный проект на период всего следующего срока Путина. Тактика невыражения личных амбиций и демонстрация глубокой вовлеченности в свои непосредственные обязанности сохраняет Собянина вторым после Медведева претендентом на должность премьера.

Оба продолжают сохранять уверенные позиции в "политбюро".

Игорь Сечин, главный исполнительный директор "Роснефти"

Считающийся, как пишут авторы доклада, самым преданным Путину членом команды, Сечин в последние годы добился в борьбе целого ряда успехов, начиная от получения контроля над "Роснефтегазом", "Башнефтью", приватизации пакета "Роснефти" , заключения крупных международных сделок до "ареста ряда губернаторов и экс-министра экономики Алексея Улюкаева". Тем не менее, именно "напористый управленческий стиль" формирует против Сечина "широкую элитную коалицию". "Предметом критики становятся выход Сечина за пределы его зоны ответственности, финансовые результаты "Роснефти" и ее затратных международных проектов". Поэтому для Сечина "вызовом становится выбор внутриэлитной стратегии и, возможно, создание коалиции, к чему ранее он не был склонен".

Вячеслав Володин, председатель Государственной думы

После ухода с высокой позиции в администрации президента на новой должности сумел сохранить неформальное влияние на ведущие политические партии и региональные элиты. Повысил активность работы с повесткой и ужесточил публичную позицию по отношению к правительству и региональным властям. Однако "фактическое слияние всех парламентских партий в единую правящую пропутинскую коалицию снижает влияние лидеров формально-оппозиционных партий и значимость парламента как площадки, представляющей все общество".

Аркадий Ротенберг, владелец "Стройгазмонтажа"

Попадание в санкционные списки и охлаждение отношений России с Западом, сложности в реализации проектов на Востоке создают для группы Ротенберга сложности с целеполаганием. В будущем может лишиться неформального кураторства над РЖД ввиду стратегии Путина на замыкание менеджмента госкорпораций на себя.

Доклад "Политбюро 2.0" делается на основе авторской методологии "Минченко консалтинг", которая базируется на анализе открытых источников, экспертных опросах, проективных методиках и экспертном моделировании, говорится в аннотации к исследованию.

Доклад холдинга «Минченко Консалтинг».

Политбюро 2.0 как сетевая неформальная структура управления возникло во многом ситуативно.

В 2012 году, после возвращения Владимира Путина на пост президента, Политбюро 2.0 стало способом демонтажа тандема образца 2008-2011 годов, когда элита была распределена между двумя, пусть и неравнозначными, полюсами - премьер-министром Владимиром Путиным и президентом Дмитрием Медведевым, отношения между которыми определяли внутриполитическую повестку. Недовольство части ориентированных на Медведева элит рокировкой, объявленной осенью 2011-го, привело к массовым протестам зимы 2011-2012 годов.

Летом 2012-го была создана внутриэлитная система сдержек и противовесов, в которой премьер-министр Медведев оказался лишь одним из нескольких значимых игроков - наравне с главами госкомпаний «Роснефть» и «Ростех» Игорем Сечиным и Сергеем Чемезовым, главой администрации президента Сергеем Ивановым и его первым заместителем Вячеславом Володиным, мэром Москвы Сергеем Собяниным, бизнесменами Геннадием Тимченко и Юрием Ковальчуком.

Распылению ресурса между разными группами способствовало формирование альтернативного Медведеву полюса в базовой отрасли - энергетике - в лице главы «Роснефти» Игоря Сечина, а также переход к управленческой модели большого правительства, в котором роль фактического главы досталась президенту, а функционал формального главы правительства был серьезно ограничен. На уровне отдельных министерств и ведомств у участников узкого круга сложились свои сети дружественных руководителей и их заместителей, сотрудников ключевых департаментов. Распределение влияния между группами коснулось и регионов - практически у каждого из членов Политбюро 2.0 возник свой пул губернаторов.

В эпоху высоких цен на энергоносители именно углеводородная энергетика выступала в роли главного приза во внутриэлитной борьбе и главного внешнеполитического инструмента. Поэтому логично, что наибольшим влиянием обладали члены Политбюро 2.0, представленные на тот момент в данном секторе. Создание формальных и неформальных схем сотрудничества с элитами других стран попадало в их зону ответственности и повышало их значимость.

Вхождение в состав Политбюро 2.0 в конце 2012 года высокорейтингового министра обороны Сергея Шойгу спровоцировало имиджевую гонку преемников. Внутренняя конкуренция элитных групп усиливала значимость роли Владимира Путина как модератора и арбитра конкуренции.

Конец гонке преемников положила в 2014 году вспышка гражданского и внутриэлитного конфликта на Украине, приведшая к смене власти в постсоветской республике при содействии США и ЕС. Ответный ход Владимира Путина (присоединение Крыма и поддержка ополченцев на Юго-Востоке Украины) привел одновременно к ухудшению отношений с Западом и росту рейтинга президента внутри страны, а также к консолидации элиты вокруг фигуры ее безусловного лидера.

Попытка Путина прибегнуть к испытанному приему (силовому ответу на угрозу с Юга) для стабилизации отношений с Западом в формате военной операции в Сирии в 2015 года и возврата к опыту антитеррористической коалиции образца 2001-го не привела к быстрому результату.

Ухудшение экономической ситуации, падение цен на углеводороды и неочевидные результаты провозглашенного разворота на Восток повысили конкуренцию внутри Политбюро 2.0 за ресурсы. Причем выросла значимость полноправных членов Политбюро 2.0, которые начали экспансию в сферы, которые ранее контролировались кандидатами в члены Политбюро 2.0 и членами ЦК. Перераспределение ресурсов приняло форму антикоррупционной кампании, кампании по санации проблемных банков, финансовых или административных поглощений компаний конкурентов, реструктурированию ряда министерств и ведомств. Выросли символические акции тех членов элиты (в частности, Аркадия Ротенберга), которые попали под западные санкции и получили компенсации в той или иной форме. Естественным образом в воюющей стране выросло влияние представителей ВПК и силовой корпорации в целом.

В логике путинской модели выравнивания элит жесткой чистке и ротации подверглись силовые структуры и региональные власти. Причем и там, и там Владимир Путин взял курс на снижение роли участников Политбюро 2.0, делая ставку на новых выдвиженцев, которые исторически могли иметь и, как правило, имели связку с одним из кланов, но своим возвышением были обязаны лично президенту. В качестве кадровых резервуаров использовались клиентелы членов и кандидатов в члены Политбюро 2.0, их дети (принцы по китайской терминологии), бюрократы среднего уровня, представители двора (секретариат и охрана Путина - адъютанты).

В перспективе отказ от Политбюро 2.0 с его системой самодостаточных центров силы и замена его на аналог Госплана с гораздо менее амбициозными и самостоятельными молодыми технократами выглядели логичными. Еще один немаловажный фактор обновления элит - возраст многих участников правящей коалиции. Процесс избавления от старой гвардии (Владимир Якунин, Евгений Муров и другие), перехода в статус свободных агентов представителей ближнего круга президента (Сергей Иванов, Геннадий Тимченко) был запущен в 2015 году. Однако создание Госплана 2.0 предполагает наличие новой модели развития страны. В отсутствие внятной стратегии модель Политбюро 2.0 с ее системой неформальных кураторов отраслей оказалась более удобной для решения тактических задач и потому сохранилась до настоящего времени.

Ключевым вопросом для определения модели развития остаются отношения с Западом. Стратегия создания сети союзников за рубежом из представителей правопопулистских партий и движений с консервативной риторикой (Коминтерн 2.0 или Консервативный интернационал) не сработала. Победа Дональда Трампа, обвиненного в сговоре с российскими элитами, сформировала в американских элитах антироссийский консенсус, загнала нового президента США в ловушку и ограничила возможности по нормализации отношений с Россией и для Трампа, и для его преемников. Поражение Марин Ле Пен и Франсуа Фийона на выборах президента Франции, высокая вероятность сохранения Ангелы Меркель на посту канцлера Германии, которая в преддверии выхода Великобритании из ЕС становится безусловным лидером Европы, обострение восточноевропейского национализма, использующего в качестве политического топлива одновременно умеренный евроскептицизм и риторику российской угрозы, не дают оснований для оптимизма в отношениях с ЕС.

Российская элита находится перед развилкой между мобилизационной моделью и милитаризацией экономики, с одной стороны, и попыткой запуска новой волны модернизации. И сегодня конкуренция внутри Политбюро 2.0 разворачивается не вокруг выборов президента 2018 года. Их исход практически предопределен за счет сохранения внутриэлитного баланса, высокого рейтинга Владимира Путина, отсутствия серьезных конкурентов как внутри правящей корпорации, так и за ее пределами.

Алексей Навальный, пытающийся позиционировать себя в качестве оппозиционера номер один, скорее выполняет роль инструмента выяснения отношений между членами Политбюро 2.0, публичные конфликты между которыми табуированы. Навальный дважды был использован для выбивания из кандидатов в преемники участников правящей элиты: в 2013 году против Сергея Собянина, в 2017-м - против Дмитрия Медведева. Большинство членов Политбюро 2.0 не заинтересовано в возврате к модели тандема. Выбиванием Медведева из числа потенциальных кандидатов в президенты в 2018 году функционал Навального в данной президентской кампании исчерпан.

Можно предположить, что вопросы интриги президентской кампании и оформления ее предсказуемого результата для Путина малозначимы. Легитимность итогов выборов в любом случае будет подвергнута сомнению со стороны коллективного Запада. Вклад той или иной группы в предрешенную победу не станет для нее индульгенцией и ресурсом для значимого роста влияния. Более того, начатая в июне 2017 года президентская кампания Путина носит ярко выраженный антиэлитистский характер - «Президент вместе с народом против зажравшихся бюрократов».

Причем запроса на повышение конкурентности внутренней политики у правящей элиты нет. Наблюдение за рисками, которые влечет за собой высокий уровень политической конкуренции на Западе, не вызывает у российских элитариев энтузиазма. Примеры выигравшего выборы и скованного по рукам и ногам Конгрессом, саботирующим чиновничьим аппаратом и либеральными медиа Дональда Трампа, стремительно теряющего популярность свежеизбранного Эммануэля Макрона, Брекзита и пирровой победы консерваторов на парламентских выборах в Великобритании, отсутствия единой политической воли в Евросоюзе, европейского миграционного кризиса, террористической угрозы и раскола общества в странах Запада не вызывают желания снова идти по пути копирования западных институтов. Зависимость от политического электорального календаря воспринимается как слабость, а стабильность правящей российской элиты - как конкурентное преимущество в геополитической игре в эпоху турбулентности.

Упрощение внешнеполитического рисунка и скепсис элит по поводу либерализации режима как средства от экономического застоя привели к соответственному упрощению схемы приоритетов топовых фигур политического режима. Произошла милитаризация сектора внешней политики, одним из свидетельств которой является фигура нового посла РФ в США. Внутренняя политика стала скорее частью сектора социальной политики и финансов. Сфера ТЭК, металлургии, транспорта и инфраструктуры воспринимаются как единый комплекс. Джокером становится сектор цифровой экономики, в котором пытаются себя позиционировать различные игроки, очень по-разному понимающие, что же такое информационная экономика и инновации.

В условиях проблем с содержательной повесткой ресурсом для роста влияния участников Политбюро 2.0 является наличие понятного проекта для страны в целом или хотя бы для себя и своей группы на период следующего срока Путина.

В рамках такого тендера, как ни странно, наибольшая устойчивость как члена Политбюро 2.0 и участника следующей правящей элитной коалиции наблюдается у Дмитрия Медведева. С одной стороны, он самый опытный член правящей группы после Путина, имеющий опыт работы на посту премьер-министра и президента. С другой стороны, Медведев неоднократно подтверждал свою лояльность Путина и мастерски освоил стратагему в стиле айкидо «Ослабить себя, чтобы сохраниться». Самый молодой из членов Политбюро 2.0 (52 года), он располагает важным ресурсом - временем.

Медведев имеет не менее трех опций своего трудоустройства после мая 2018 года: 1. сохранение по посту председателя правительства, 2. переход в «Газпром» и перехват у Игоря Сечина позиции главного энергетика, 3. переход в Верховный суд с получением статуса неформального гражданского куратора правоохранительного блока.

Достаточно уверенно себя может чувствовать Сергей Шойгу как успешный министр обороны воюющей страны. Шансы на создание под его эгидой нового суперминистерства (Минобороны + МЧС) и на сохранение и даже расширение региональной квоты выглядят серьезными. Риски для Шойгу в первую очередь могут быть связаны с возможными форс-мажорными обстоятельствами в зоне военных действий.

Наиболее динамично набирающим в последнее время влияние членом Политбюро 2.0 является глава «Ростеха» Сергей Чемезов, усиливший свои позиции в администрации президента, силовых структурах и региональных элитах, поглотивший «Уралвагонзавод». Программа военного перевооружения, рассчитанная до 2021 года, является его зоной ответственности. Среди рисков для группы можно назвать ее усиление, которое оппоненты могут описать президенту как чрезмерное и нуждающееся в выравнивании, провалы в реализации значимых проектов, снижение личной мотивации Чемезова. Однако коллективный Чемезов, группа ВПК, неизбежно будет одним из ключевых элитных игроков. Один из претендентов на то, чтобы ее возглавить, - министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Бизнесмен Юрий Ковальчук считается неформальным куратором научной сферы и адептом инновационной экономики. Кроме того, он является держателем серьезных пакетов финансового и медийного ресурса. В случае выбора модернизационного сценария Ковальчук может оказаться в ядре коалиции.

Мэр Москвы Сергей Собянин - один из немногих членов Политбюро 2.0, имеющий понятный и предметный проект на весь период нового президентского срока - реновация. Она должна кардинально изменить облик Москвы и обеспечивает вовлечение в финансово емкий проект большого количества элитных групп, которые становятся естественным союзниками мэра. Одновременно Собянин сохранил и частично реновировал пул своих губернаторов на Урале (заменив в Пермском крае Виктора Басаргина Максимом Решетниковым). Не проявляя личных амбиций и демонстрируя глубокую вовлеченность в городскую повестку, Собянин тем не менее остается претендентом номер два на пост председателя правительства.

В то же время трое из числа влиятельных членов Политбюро 2.0 могут иметь сложности с повесткой, которую они могут предложить президенту.

Игорь Сечин на первый взгляд находится на пике своего влияния. Он заслуженно считается одним из наиболее преданных Путину членов его команды. В копилку его побед за последние годы можно внести получение контроля над «Роснефтегазом» и «Башнефтью», приватизацию пакета «Роснефти», рост неформального влияния в электроэнергетике, заключение значимых международных сделок, арест ряда губернаторов и министра экономического развития Алексея Улюкаева. Однако напористый управленческий стиль Сечина формирует против него широкую элитную коалицию. Если речь идет о консолидации в одних руках всей нефтяной отрасли, то ситуация затрагивает интересы таких серьезных игроков, как «Лукойл», «Газпромнефть», «Татнефть». Предметом критики становятся выход Сечина за пределы его зоны ответственности, финансовые результаты «Роснефти» и ее затратных международных проектов, возможные негативные последствия иска против АФК «Система» для инвестиционного климата в стране, деморализующее управленческую элиту настойчивое использование силового инструментария. Для многих членов правящего класса арест министра экономического развития Алексея Улюкаева стал примером нарушения негласных правил взаимоотношений. Ряд представителей бизнеса считает, что суд против АФК «Система» создает риск прецедента наказания компании за реализацию стандартных корпоративных процедур, используемых многими участниками рынка. Отсюда - негласная поддержка Владимира Евтушенкова в споре с «Роснефтью» различными элитными игроками.

Нельзя сказать, что весь путь «Роснефти» в последние годы - только успешная экспансия. Противостояние с кандидатом в члены Политбюро 2.0 главой «Транснефти» Николаем Токаревым закончилось тактической победой сослуживца Путина по дрезденской резидентуре. Снизился силовой ресурс Сечина - был расформирован Госнаркоконтроль, который возглавлял его партнер Виктор Иванов, уволен ряд близких к главе «Роснефти» сотрудников СКР и ФСБ.

Поэтому для Игоря Ивановича Настоящего вызовом становится выбор внутриэлитной стратегии и, возможно, создание коалиции, к чему ранее он не был склонен.

Вячеслав Володин, один из немногих профессиональных политиков в России, перейдя из администрации президента на позицию председателя Государственной Думы, сохранил разветвленную региональную клиентелу и неформальное влияние на ведущие политические партии и Общероссийский народный фронт. Статус парламента ощутимо вырос за счет активной работы с повесткой, ужесточения позиции по отношению к правительству и региональным властям (в том числе к мэрии Москвы), претензии на самостоятельную экспертизу законодательных инициатив исполнительной власти. Однако фактическое слияние всех парламентских партий в единую правящую пропутинскую коалицию снижает влияние лидеров формально оппозиционных партий (Геннадия Зюганова, Владимира Жириновского, Сергея Миронова) и значимость парламента как площадки, представляющей все общество. Под вопросом сохранение лояльности региональной клиентелы.

Аркадий Ротенберг, самый успешный реализатор инфраструктурных проектов, длительное время выполнял также функцию коммуникатора с зарубежными экономическими элитами. Однако его попадание в санкционные списки, общее охлаждение в отношениях с Западом и проблематичность новых проектов на восточном направлении создают для группы сложности с целеполаганием. Неформальное кураторство над РЖД может быть поставлено под вопрос в рамках долговременной стратегии Путина на замыкание менеджмента корпораций на себя.

Можно выделить группу кандидатов в члены Политбюро 2.0, имеющих потенциал стать его полноправными членами.

В первую очередь речь идет о руководителе администрации президента Антоне Вайно и его первом заместителе Сергее Кириенко.

Вайно, несмотря на свою молодость и историческую принадлежность к группе Чемезова, становится одним из наиболее доверенных лиц президента и постепенно наращивает неформальное влияние и аппаратный опыт.

Кириенко имеет долгую историю отношений с Путиным, репутацию эффективного менеджера, обладает хорошим имиджевым потенциалом. Немаловажно, что после ухода в администрацию президента он смог сохранить за собой контроль над «Росатомом». Не исключено, что для президента важнее не политический опыт Кириенко, а история его менеджерского успеха в неуглеродной энергетике.

Глава Сбербанка Герман Греф, один из бенефициаров чистки банковской системы, и руководитель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин конкурируют между собой в борьбе за роль архитектора и реализатора экономических, социальных и, возможно, политических реформ. Также они участвуют в неформальном тендере на роль куратора считающегося перспективным сектора информационной экономики. Претендентами на ту же роль являются еще и помощник президента Андрей Белоусов (наращивает влияние) и первый вице-премьер Игорь Шувалов (влияние снижается).

Вице-премьер и полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев рассматривается в качестве претендента на роль технократического премьер-министра, обладающего сильной волей и умением реализовывать проекты.

В силовом секторе стремительно наращивает влияние глава Нацгвардии Виктор Золотов, придумавший и реализовавший проект. Причем Золотов обладает серьезным неформальным влиянием в ФСБ (в частности, замдиректора ФСБ Евгений Зиничев - его креатура) и МВД, имеет свой пул губернаторов.

Глава Чеченской республики Рамзан Кадыров, наверное, единственный из руководителей российских регионов, обладающий самостоятельным силовым ресурсом и системой неформального экономического влияния в других регионах России. Силовой ресурс Кадырова является не только внутрироссийским, но и внешнеполитическим фактором. Также Кадыров претендует на роль коммуникатора с исламскими странами и лидерство среди российских мусульман. В условиях ослабления позиций президента Татарстана Рустама Минниханова (банкротство второго по величине в республике Татфондбанка, непродление договора о разграничении полномочий, нарастание внутриэлитных противоречий в республике) Кадыров перетягивает на себя часть символического ресурса. Не исключено, что у Минниханова, который рискует выпасть из числа кандидатов в члены Политбюро 2.0, появятся новые союзники, заинтересованные в уравновешивании Кадырова.

Рассмотрим подробнее динамику внутри корпуса кандидатов в члены Политбюро 2.0.

Внутри силового сектора, несмотря на активизацию Виктора Золотова, пока сохраняется система сдержек и противовесов. Коалиция Сергей Чемезов - Юрий Чайка - Виктор Золотов конкурирует с тандемом Александр Бортников - Александр Бастрыкин и солидаризующимся с ним по ряду вопросов секретарем Совета безопасности Николаем Патрушевым. Ослабленная группа Евгения Школова тем не менее удерживает на посту министра МВД Владимира Колокольцева. Медийная активность главы СВР Сергея Нарышкина выглядит как подготовка к переходу в новое качество.

В преддверии готовящейся судебной реформы возрастает роль председателя Верховного суда Валерия Лебедева.

В административно-техническом блоке, помимо уже упоминавшихся Андрея Белоусова и Игоря Шувалова, заметны устойчивые позиции Эльвиры Набиуллиной, получившей продление своих полномочий и вышедшей победительницей из нескольких непростых внутриэлитных конфликтов (Татфондбанк, банк «Югра»). Заметно более плотной стала коммуникация президента с президентом главы Счетной палаты Татьяной Голиковой.

Политическая активность крупного бизнеса (как государственного, так и частного, который все больше сливается с государственным) носит в основном не проактивный, а реактивный характер - как правило, в регионах присутствия. Значительно сократились инвестиции в партийные политические проекты. Крупный частный бизнес, особенно с корнями в 90-х годах, снижает свое политическое влияние, и постепенно такие попутчики будут оттесняться из блока кандидатов в члены Политбюро 2.0 в блок членов ЦК.

Из изменений в политическом блоке можно отметить рост идеологического и неформального влияния епископа Тихона (Шевкунова), который происходит на фоне снижения значимости лидеров парламентских оппозиционных партий (КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»), которые рискуют перейти в более низкую лигу - в члены ЦК. Именно осознание слабости своих позиций вынуждает Геннадия Зюганова, Владимира Жириновского, Сергея Миронова бороться за место в президентской гонке и не принимать сценарий тестирования новых фигур внутри своих партий.

Если говорить о потенциальных новичках, претендующих на вхождение кандидатов в Политбюро 2.0 в статусе кандидатов, то в условиях конкуренции содержательных проектов ситуативно возрастает роль старожилов губернаторского корпуса, обладающих оригинальной идеологией - непотопляемый Аман Тулеев (патерналистский авторитаризм), Анатолий Артамонов (инвестор-ориентированная экономика), Евгений Савченко (умеренный русский национализм).

Формируется слой новой силовой и технократической элиты, которая проходит обкатку в регионах или на уровне глав госкомпаний, заместителей министерств и ведомств. Из относительно опытных, но молодых лидеров можно выделить Дмитрия Кобылкина, который помимо своего региона неформально курирует Ставропольский край, и Андрея Воробьева, который первым успешно осуществил имиджевую трансформацию из принцев в технократы. Из нового призыва выделяются экс-адъютанты президента Алексей Дюмин и Дмитрий Миронов, экс-руководитель Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин.

К числу перспективных федеральных управленцев можно отнести министров Дениса Мантурова и Александра Новака, главу РЖД Олега Белозерова.


2. Внутри Политбюро 2.0 формируются две широких коалиции - мобилизационная (ВПК+силовики, ядро - Чемезов-Чайки-Золотов-Шойгу) и модернизационная (либеральный блок правительства, частный бизнес, потенциальные участники - Медведев, Ковальчуки, Собянин, Кудрин, Греф). Большая часть членов и кандидатов в члены Политбюро может ситуативно оказаться и в том, и в другом лагере. Вероятнее всего, окончательное стратегическое решение принято не будет, и принятая к реализации программа будет смешанной или вообще верстаться с колес;

3. Правительство, сформированное в мае 2018 года, рискует стать правительством непопулярных реформ, в связи с чем шансы его председателя стать преемником Путина будут невелики;

4. При сохранении Путиным хорошей физической формы (что весьма вероятно) вопрос о преемнике начнет реально обсуждаться в процессе подготовки парламентских выборов 2021 года, поскольку следующий парламент будет значимым элементом транзита. Возможна проработка особого статуса Путина после его ухода с поста президента (русский аятолла). Многое будет зависеть от исхода выборов президента США в 2020 году;

5. Практически неизбежное дальнейшее ухудшение отношений с Западом будет провоцировать конфликты по периметру России, что, в свою очередь, будет сдвигать Политбюро 2.0 к мобилизационному сценарию.

2002-12-18T16:27Z

2008-06-05T17:14Z

https://сайт/20021218/284798.html

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

"Известия" подчеркивают необходимость отмены оборотных налогов

0

Оборотные налоги "признаны не только неэффективными, но и вредными для экономики, поскольку взимаются как с прибыльных, так и с убыточных предприятий независимо от финансовых результатов их деятельности". Об этом пишет в номере за среду газета "Известия". При этом газета подчеркивает, что в ряде регионов наметилась тенденция трансформации в оборотный налог сбора за уборку территории, верхний предел которого законодательно не ограничен и находится в компетенции местных властей. В некоторых муниципальных образованиях он взимается с оборота. По мнению "Известий", "мусорный" сбор в таком виде вреден не только потому, что, как и любой другой оборотный налог, блокирует развитие бизнеса в регионах. Он препятствует притоку туда инвестиций, в том числе иностранных. Кроме того, считает газета, этот сбор-налог в любой момент может превратиться в инструмент давления власти на бизнес. "В такой непрозрачной ситуации инвесторы (тем более иностранные) в российские регионы не придут", - указывают...

МОСКВА, 18 декабря. /Корр. РИА "Новости"/. Оборотные налоги "признаны не только неэффективными, но и вредными для экономики, поскольку взимаются как с прибыльных, так и с убыточных предприятий независимо от финансовых результатов их деятельности". Об этом пишет в номере за среду газета "Известия".

При этом газета подчеркивает, что в ряде регионов наметилась тенденция трансформации в оборотный налог сбора за уборку территории, верхний предел которого законодательно не ограничен и находится в компетенции местных властей. В некоторых муниципальных образованиях он взимается с оборота.

По мнению "Известий", "мусорный" сбор в таком виде вреден не только потому, что, как и любой другой оборотный налог, блокирует развитие бизнеса в регионах. Он препятствует притоку туда инвестиций, в том числе иностранных.

Кроме того, считает газета, этот сбор-налог в любой момент может превратиться в инструмент давления власти на бизнес. "В такой непрозрачной ситуации инвесторы (тем более иностранные) в российские регионы не придут", - указывают "Известия".

"Весной этого года, - продолжает газета, - в Государственную думу поступил законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах налоговой реформы в РФ", в котором порог сбора за уборку территории предлагалось установить в размере не более 3 проц фонда оплаты труда". Документ был единогласно принят Думой, однако заблокирован Советом Федерации.

Между тем, 16 декабря депутаты Госдумы в очередной раз подтвердили свою политику, направленную на постепенную отмену оборотных налогов. На заседании думского комитета по бюджету и налогам были одобрены технические поправки к Налоговому кодексу. В них предлагается взимать сбор за уборку территории в размере 1,5 проц фонда оплаты труда, а с 1 января 2004 года полностью ликвидировать его. В ближайшее время эти поправки будут вынесены на рассмотрение пленарного заседания Госдумы, сообщают "Известия".