Нормальная доза радиации. Доза облучения при рентгене, КТ, МРТ и УЗИ: ну сколько можно? Облучение малыми дозами но длительное время считается намного опаснее, чем облучение большой дозой, но за короткий промежуток времени

Виды грамматических ошибок

Примеры ошибок

Правильный вариант/правило

Ошибки в управлении

Неправильнное употребление падежной формы существительного с предлогом

* Оплатить за проезд

Скучаю по вам

*согласно приказа,

по приезду

(кому? чему?)

Лагодаря

Согласно

По приезде , прибытии , завершении , истечении , возвращении (в П.п.)

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Смешение конструкций главного и придаточного предложений

*МГУ завершило прием

*Кресло-кровать стояла

*Пришел добрый врач Иванова.

Никто, даже отличники, не решили.

*Те , (кто опоздал), не посмотрел фильм.

Гл.слово-м.р.

Гл.слово-ср.р

Полеж.-ж.р./Сказ-ж.р.

Никто не решил

Те не посмотрели, кто опоздал.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

1.Употребление общего з.с. при о.ч.п. , требующих разного управления

2.Неправильный порядок слов в предложении с двойными союзами

3. Употребление двойных союзов в искаженном виде

4. Избыточность союзных средств

5. Устранение не только одинаковых, но и разных предлогов

6. Несовпадение формы обобщающего слова и о.ч.п.

7. Объединение в однородном ряду «неравноправных» компонентов.

* Аспирант занимается подбором и наблюдением над фактами.

*Живые ветви не только непригодны для разведения огня, но и для его поддержания.

* Живые ветви непригодны не только для разведения огня, а также для его поддержания.

*Хозяин удивился, но, однако, тем не менее промолчал.

*Концерты проходили В театрах, парках, стадионах.

*Она вырастила пятерых детей: два мальчика и три девочки.

* Нашлась /потерявшаяся вчера/ собака и (которую разыскивали соседи)

Подбор (чего?)

Наблюдение(над чем?)

не только для разведения, но и для поддержания.

Не только, но и

Как, так и

но//тем не менее

НА стадионах

Двух мальчиков и трех девочек

Или 2 /п.о/, или 2 придаточных!!!

Ошибка в построении предложения с причастным оборотом

- разорван определяемым словом

Неправильное согласование причастия с определяемым словом

*Издалека были видны /плывущие бревна по воде/

Мы увидели бревна , плывущих по воде

Бревна, /плывущие по воде/

Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Деепричастие и глагол должны иметь одно действующее лицо

* Листая альбом, мне попались две фотографии

Листая альбом, я увидел две фотографии.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

- приложение должно стоять в Им.п. при наличии определяемого существитель-ного, а при его отсутствии – в нужном падеже.

*В романе «Капитанской дочке» Пушкин отразил события 18 века.

«Капитанская дочка» главный герой – П.Гринев.

В романе «Капитанская дочка»..

В «Капитанской дочке»…

Ошибка в построении сложного предложения

- с придаточным определительным (оно относится к последнему сущ. в главном)

-употребление составных союзов в искаженном виде

-избыточность союзных средств

* Семинар был организован профессором Матвеевым, который прошел очень интересно.

* Перед тем чтобы написать письмо, он долго искал нужные слова.

* Он спросил, что где его вещи.

* Я не знаю, что сможем ли мы найти общий язык

Профессором Матвеевым был организован семинар, который прошел очень интересно

Перед тем как

Для того чтобы

Вмето того чтобы

Прежде чем

С тех пор как

По мере того как

Подобно тому как

Виду того что

Вследствие того что несмотря на то что

Он спросил, где его вещи.

Я не знаю, сможем ли мы найти…

Косвенная речь

Прямая речь

Средство связи при замене на косвенную

Косвенная речь

Повествовательное предложение

* «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости,»-сказала Валя.

*Валя сказала, что она будет ждать меня поблизости.

Побудительное предложение

*Иван попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них».

чтобы

* Иван попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них»

Вопросительное предложение

«Уж не думаешь ли ты со мною в прятки играть?»-сказал Ваня с досадой.

*Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть.

В косвенной

Прямая речь

Примеры ошибок

Косвенная речь

Он сказал:

Он сказал, что он сделает эту работу для меня.

Он сказал: «Приходи пораньше».

Он сказал, чтобы я пришел пораньше.

Ты спрашиваешь:

Ты спрашиваешь,

Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?»

Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте.

5. опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:

1. Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение , то при замене ее косвенной речью используется союз что, например:

*Слуга вошел и объявил, что лошади поданы (П.). (Ср.: Слуга вошел и объявил: «Лошади поданы»).

2. Если прямая речь представляет собой побудительное предложение , то при замене ее косвенной речью используется союз чтобы, например:

*Скажите, чтоб он убирался... (Ч.). (Ср.: Скажите: «Убирайтесь...»).

3.Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение , то при замене ее косвенной речью возможны два случая:

а) при наличии в прямой речи вопросительных местоименных слов они сохраняются в косвенной речи в роли относительных слов, например: Подъехали они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть (Фурм.). (Ср.: Подъехали они к избе, спрашивают: «Где тут разыскать хозяйственную часть?»).

б) при отсутствии в прямой речи вопросительных местоименных слов косвенный вопрос выражается при помощи частицы ли в роли союза, например: Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева (П.). (Ср.: Генерал осведомился: «Вы сын Андрея Петровича Гринева?» или «Не сын ли вы Андрея Петровича Гринева?»).

4. В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:

Прямая речь

Примеры ошибок

Косвенная речь

Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя».

Он сказал, что я сделаю эту работу для тебя.

Он сказал, что сделает эту работу для меня.

Он сказал: «Приходи пораньше».

Он сказал, что приходи пораньше.

Он сказал, чтобы я пришел пораньше.

Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?»

Ты спрашиваешь, что когда ты вернешь мне мою книгу.

Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу.

Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?»

Я спрашиваю, что ты был вчера в институте?

Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте.

5.Обращения, междометия, эмоциональные частицы , имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например.

Классификация ошибок

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

№ п/п

Вид ошибки Примеры

Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий).

Благородность , чуда техники, под черк, над смехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого

Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения . Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст , возникает такое чувство сопереживания.

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то , что это сон.

Нарушение границ предложения

Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (?) провести субботник.

Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штам­пы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

№ п/п

Вид ошибки Примеры

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знако­мо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова .

Нарушение лексической сочетаемости

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу.

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

Логические ошибки (Л). Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

№ п/п

Вид ошибки Примеры

Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

На уроке присутствовали директор, библиотекарь , а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова ; Он облокотился спиной на батарею; За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

Нарушение причинно-следственных отношений

В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо .

Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.

Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь... Но как это сделать?

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)

Сопоставление логически несопоставимых понятий

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей .

Композиционно-текстовые ошибки

Неудачный зачин

Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…

Ошибки в основной части

а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

б) Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.

в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.

Неудачная концовка

Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

Фактические ошибки (Ф) - разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)

№ п/п

Вид ошибки Примеры

Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором ; Ленский вернулся в свое имение из Англии; Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие.

Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.

Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись

Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.

Великая Отечественная война 1812 года; Столица США - Нью-Йорк.

Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев.

Искажения в названиях литературных произведений, их жанров, ошибка в указании автора.

Тургень ев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева «Преступление и наказание».


Саяпина Оксана Валерьевна

Термин "радиоактивность" был предложен в 1898 году Марией Склодовской-Кюри, которая вместе с мужем Пьером Кюри открыла два новых радиоактивных химических элемента - полоний и радий. В честь супругов-ученых первая единица измерения радиоактивности была названа "кюри". Чему она равна, запомнить несложно. Радиоактивность в 1 кюри создает 1 г радия.(Эту единицу определяют еще так: 1 кюри - активность такого количества радиоактивного вещества, в котором происходит З,7*10 10 распадов в секунду.)

Слово "радиоактивность" часто мелькает на страницах газет и журналов в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. В этих статьях приводятся цифры, характеризующие степень заражения местности, уровни радиации, дозы облучения. Например, пишут, что в зоне аварии Чернобыльской атомной станции есть районы, где радиоактивность составляет 1200 микрорентген в час. Считается, что безопасно для человека набрать за всю жизнь (за 70 лет) дозу облучения, не превышающую З5 бэров. И сразу возникают вопросы: как сравнить, сопоставить эти цифры: что скрывается за ними?

Радиоактивность можно измерять в различных единицах - в беккерелях, кюри, рентгенах, резерфордах, греях, зивертах и т. д., а мощность излучения - в этих же единицах, отнесенных к единице времени (секунде, часу, суткам, неделе, месяцу, году). Расскажем об основных единицах измерения радиоактивности, чаще других встречающихся в периодической печати.

1 рентген - это такая доза рентгеновских (или гамма) лучей, при которой в 1 см 3 воздуха образуется 2,08*10 9 пар ионов (или в 1 г воздуха -1,61*10 12 пар ионов).

1 бэр (биологический эквивалент рентгена) - доза любого излучения, которая производит такое же биологическое действие, как рентгеновское или гамма-излучение в 1 рентген.

Степень облучения измеряют еще в радах. Слово "рад" образовано от английского radiation absorbed doze - поглощенная доза излучения. 1 рад - это такое излучение, при котором каждый килограмм массы вещества (скажем, человеческого тела) поглощает 0,01 Дж энергии (или 1 г массы поглощает 100 эргов). Для обычных практических расчетов можно считать, что рентгены, рады и бэры равны между собой: 1 рентген=1 рад=1 бэр.

На рисунке приведены мощности различных радиоактивных источников и показано их воздействие на живые организмы. На верхней центральной шкале указано излучение, которое можно наблюдать в эпицентре взрыва атомной и водородной бомбы через определенные промежутки времени - час, день и т. д. На левой нижней шкале приведены мощности радиоактивных источников, с которыми мы сталкиваемся в обыденной жизни. Естественный радиоактивный фон образуется за счет космических лучей, излучения почвы, содержащей радиоактивные вещества, и от выпавших радиоактивных осадков.

На правой шкале приведены средние смертельные дозы для различных животных. Если человек за короткое время, скажем, час, получает дозу облучения 400 рентген, то с вероятностью 50% можно утверждать, что она смертельна. Если доза облучения повысится до 600 рентген, то вероятность летального исхода увеличится до 98%.

Когда взорвался реактор на Чернобыльской атомной электростанции, то мощность излучения из провала достигала 30000 рентген/час, а осколки реактора, попавшие на крышу четвертого блока, "светили" с мощностью 20 000 рентген/час. Нетрудно подсчитать, что достаточно было проконтактировать с ними всего полторы минуты, чтобы получить смертельную дозу облучения.

В заключение несколько слов о периоде полураспада. Так называют время, в течение которого число атомов данного радиоактивного вещества уменьшается вследствие распада вдвое. (Также в два раза уменьшается и интенсивность излучения.) Период полураспада меняется в широких пределах: от долей секунды до миллиардов лет. Среди долгоживущих изотопов, выброшенных в атмосферу в результате взрыва АЭС в Чернобыле, есть стронций-90 и цезий-1З7, периоды полураспада которых около 30 лет, поэтому зона Чернобыльской АЭС еще многие десятилетия будет непригодна для нормальной жизни.

Рисунок и сопровождающий его текст повествуют о малоприятных вещах, но радиация существует, и о ней надо знать.

Облучение подстерегает нас в самых неожиданных местах, потому так важно знать безопасную дозу радиации для человека и его организма.

Еще недавно человечеству казалось, что радиация не способна нанести большого урона человеку и его жизнедеятельности, однако, каждый, кто непосредственно сталкивался с подобным излучением, почувствовал на себе всю опасность данного процесса. Сегодня знамениты эксперименты Марии Кюри, которая контактировала с излучением на протяжении продолжительного срока.

Незнание опасности привело не только к скоропостижной и мучительной смерти великой женщины, но и к необходимости ее захоронения в полной изоляции на долгие годы. До сих пор саркофаг, в котором находится исследователь, излучает опасные дозы радиации, способные навредить человеку.

Еще один яркий пример вреда, нанесенного радиационным фоном – авария на знаменитой Чернобыльской АЭС. В апреле 1986 года во время рядовых испытаний на одном из энергоблоков, находящемся в непосредственной близости к рабочему городку Припять, произошел сильнейший взрыв, огромные дозы радиации обрушились не только на работников станции и жителей города, но и на большую часть Европы.

Сегодня, спустя несколько десятилетий, город ассоциируется с ужасом тех лет – жить здесь невозможно до сих пор из-за высокого радиационного фона, а саму станцию вынужденно упрятали в прочный стальной саркофаг.

Самым печальным является тот факт, что практически все, кто принимал непосредственное участие в ликвидации последствий аварии, скоропостижно скончались от лучевой болезни. Именно это заболевание может спровоцировать опасное излучение, а муки, в которых умирает пострадавший, напоминаю настоящее суровое наказание.

К сожалению, в то время мало кто знал, что радиация способна убить человека с такой удивительной легкостью, потому и последствия оказались весьма плачевными.

Что такое радиация?

На самом деле понятие радиации гораздо шире, чем мы привыкли думать. Ученые относя к этому термину излучения, распространяющиеся в виде элементарных частиц и квантовых потоков. Выделяется несколько видов радиации:

  1. Световая.
  2. Инфракрасная.
  3. Ультрафиолетовая.
  4. Ионизирующая.

Особенный интерес человечество проявляет к последнему виду излучения – ионизирующему. Именно оно обладает способностью проникать в клетки любого живого организма и разрушать важный элемент – белок, являющийся строительным инструментом для тканей.

Процессы, происходящие в результате подобного разрушения, могут привести не только к развитию серьезных патологий, но и к смерти живого организма, потому под словом «радиация» в современном мире понимается именно такое излучение.

Виды радиации

Большинство людей сегодня ошибочно считают, что любая радиация непременно несет за собой смертельную опасность. На деле все обстоит совершенно иначе, существует даже безопасная доза радиации для человека, не наносящая практически никакого урона при разовом воздействии. Конечно, если соприкасаться с излучением регулярно, эффект будет исключительно негативным – частицы имеют свойство скапливаться на одежде, вещах, волосах и даже коже человека.

Некоторое излучение человечество научилось использовать с целью получения собственной выгоды. Среди таких факторов применения можно отметить следующие:

Обратите внимание! Следует различать радиацию и радиоактивность. Несмотря на то что эти понятия тесно связаны между собой, разница в них очевидна. Радиация – это потоки энергии, способные существовать в открытом пространстве до соприкосновения с предметом или живым существом, а радиоактивность – это способность определенного предмета поглощать эти самые потоки.

Как было сказано выше, существует несколько видов радиационного излучения. Среди них можно выделить основные и самые распространенные:

  1. Альфа-излучение, основанное на положительно заряженных частицах с большой массой. Подобный вид излучения способен ионизировать организм, потому опасен для человека. Проникая в желудочно-кишечный тракт, частицы не распространяются по всему организму, так как восприимчивы к преградам.
  2. Бета излучение, чья проникающая способность замено выше, чем у предыдущего вида. Предотвратить облучение в этом случае поможет алюминиевый лист или деревянный саркофаг.
  3. Гамма-лучи и рентгеновское излучение – частицы, заряженные нейтрально. У них наблюдается максимальная проникающая способность, за счет чего возникает сильная опасность не только для человеческого, но и для любого другого живого организма. Защита от такого облучения состоит из создания плотного саркофага, например, созданного из стали, при этом слой должен составлять несколько сантиметров.

Помимо распределения излучений, основанного на характере лучей, существуют и другие разновидности радиации. Излучение может производиться как естественным путем, так и извлекаться в результате человеческого труда. Второй вариант чаще используется на промышленных предприятиях с целью получения энергии, и именно такой способ применялся на Чернобыльской АЭС.

Если говорить о природе, то основным источником радиационного фона на нашей планете является Солнце – звезда, находящаяся в непосредственной близости к Земле. Доза облучения, проникающая на поверхность, остается в рамках допустимого за счет озонового слоя, который эффективно поглощает лучи и не дает им уничтожить человечество.

Интересно, что даже человеческий организм, функционирующий в нормальном режиме, регулярно производи радиационные лучи, которые никак не сказываются на жизнедеятельности.

Искусственная радиация, как правило, возникает в процессе деятельности атомных электростанций, создания любого вида техники и даже ее применения. Использование радиоактивных изотопов в процессе лечения любого страшного заболевания также провоцирует появление лучей.

Обратите внимание! Отходы, регулярно выбрасываемые большинством предприятий, функционирующих на нашей планете, не только разрушают озоновый слой, но и создают повышенную радиационную опасность. Как правило, вещества, входящие в состав производственных отходов, требуют профессиональной утилизации, но предприятий, способных провести это процесс, сегодня очень мало.

Внешнее и внутреннее облучение

Помимо уже перечисленных категорий облучения, существует еще и распределение по типу облучения человека. Он напрямую зависит от вида проникновения вредного элемента в организм одним из следующих способов:

  • Вредные вещества проникают в организм через пищеварительный тракт вместе с пищей или жидкостью, что полностью связано с образом жизни или характером работы пострадавшего.
  • Излучение может проникать в организм и из внешней среды. Если человек работает на предприятии, непосредственно связанном с излучением, или проживает недалеко от подобного завода или станции, через его кожу и волосы в организм регулярно попадают вредные вещества, постепенно разрушающие строительные элементы всех систем организма.

Обратите внимание! Опасность радиационного облучения несут не только крупные предприятия, нацеленные на получение энергии или производство ресурсов, но даже простые строительные материалы, при изготовлении которых не соблюдалась или недостаточно соблюдалась технология и техника безопасности.

Дозы

Доза облучения, которая не нанесет вреда человеку, определяется не только из его индивидуальных показателей, но зависит о местности проживания человека и характера его работы. При длительном воздействии небольшого количества лучей организм начинает самостоятельную борьбу и адаптируется к условиям, тем самым защищая себя от серьезного поражения.

Величина, показывающая уровень облучения, определяется дозой, полученной за конкретный период времени.

  1. Экспозиционная доза, определяющая количество проникающих в организм гамма-лучей. Основной величиной, которая и отмечает количество, является рентген.
  2. Доза, которую смог поглотить человеческий или другой животный организм или даже предмет измеряется в так называемых «греях».
  3. Доза, допустимая для облучения организма, не влияющая на его нормальную жизнедеятельность, для каждого организма определяется в индивидуальном порядке.
  4. Полноценная доза полученного излучения рассчитывается также индивидуально и полностью зависит от продолжительности и вида облучения.

Нормы

Города и поселения, находящиеся в непосредственной близости от серьезных промышленных предприятий, регулярно находятся в опасности. Именно поэтому в таких поселениях производятся измерения радиационного фона для того, чтобы исключить возможное поражение граждан.

Средний показатель нормы составляет около пятидесяти микрорентген в час, но он может значительно меняться. Например, в зонах с повышенной радиацией нормальный показатель будет расти, а в экологически чистых зонах радиационный фон значительно уменьшается. Исследовать подобные показатели рекомендуется исходя из индивидуальных особенностей определенной территории.

Важно понимать, что при регулярном нахождении в зоне повышенного радиационного фона создается определенная опасность. Проникающие лучи воздействуют на весь человеческий организм, разрушая его структуру и препятствуя нормальному росту и развитию клеток.

Потому специалистам, работающим в зонах повышенной опасности, необходимо не только часто меняться сменами и покидать зараженное помещение, но и регулярно принимать душ, носить защитную одежду и проверять собственный радиационный фон.

Заражение

Стоит обратить внимание на то, что высокую опасность для человеческого здоровья несет не только разовое нахождение в неблагополучной зоне, но и регулярное воздействие небольшого количества гамма-лучей. Радиационным заражением принято считать облучение, которое способно нанести серьезный вред здоровью и жизни человека.

Основной группой риска являются люди, проживающие вблизи территорий, на которых происходили аварии или утечки вредоносного вещества, так как период распада у подобных элементов довольно длительный и может составлять десятки, а иногда и сотни лет.

Нормальный радиационный фон может быть нарушен в результате утечки, произошедшей при производстве или транспортировке вредного вещества, в результате техногенной катастрофы, а также при утере радиоисточников.

Обратите внимание! Самыми опасными веществами, которые могут стать причиной заражения, являются йод-131, стронций, цезий, кобальт и америций. В случае с этими веществами период полураспада может занимать от нескольких суток до нескольких лет, а в случае техногенных аварий на атомных станциях урон от выпадения подобных элементов максимален.

Видео: подробнее о радиации.

Опасные дозы

Несмотря на все меры предосторожности, которые существуют на большинстве современных предприятий, облучение радиацией до сих пор может нести смертельную опасность для людей. Убить человека за несколько дней может доза радиации, равная 15Гр, при этом она считается максимальной.

Уже на 3-4 Гр человек получает практически несовместимое с жизнью заражение, и половина пострадавших постепенно умирает. При заражении, равном 9Гр, умирает практически каждый пострадавший за редким исключением.

После подобного заражения у человека развивается лучевая болезнь, длительность которой зависит от количества лучей и вида заражения. Средняя продолжительность жизни пациентов редко достигает трех недель, хотя в истории были случаи, когда пострадавшие держались несколько месяцев. Смерть от такого заражения весьма мучительна, органы постепенно разрушаются, а первым симптомом считается общее недомогание и облысение.

Симптомы возникновения лучевой болезни полностью зависят от того, какое количество лучей попало в организм. Слабое отравление чаще всего сопровождается головокружениями, тошнотой и общим недомоганием, может проявляться рвотный позыв. При следующей степени существующие симптомы заметно усиливаются, начинается развитие патологических процессов и разрушение клеток.

Две последние стадии предполагают полное нарушение всех важных органов и их отказ, что приводит к мучительной смерти. Шансов на выздоровление у пациентов с серьезными поражениями практически нет, потому рекомендуется соблюдать все меры безопасности на предприятии и регулярно проводить проверки на радиационный фон.

Несмотря на то что такие вредные и опасные лучи нанесли непоправимый урон тысячам людей, сегодня именно они способны и спасти человеческую жизнь. Практически каждый сталкивается с рентгеновскими лучами, проходя медицинское обследование, а лечение лучами является одним из эффективных методов борьбы с онкологическими заболеваниями.

Возможно, когда-то человечество научится обращаться с опасными элементами и они станут частью повседневной жизни, но сегодня все еще важно обезопасить себя и своих близких от влияния такого негативного фактора.

Рентгенологическим видам обследования в медицине по-прежнему отводится ведущая роль. Иногда без данных невозможно подтвердить или поставить правильный диагноз. С каждым годом методики и рентгенотехника совершенствуются, усложняются, становятся более безопасными но, тем не менее, вред от излучения остается. Минимизация негативного влияния диагностического облучения – приоритетная задача рентгенологии.

Наша задача – на доступном любому человеку уровне разобраться в существующих цифрах доз излучения, единицах их измерения и точности. Также, коснемся темы реальности возможных проблем со здоровьем, которые может вызвать этот вид медицинской диагностики.

Рекомендуем прочитать:

Что такое рентгеновское излучение

Рентгеновское излучение представляет собой поток электромагнитных волн с длиной, находящейся в диапазоне между ультрафиолетовым и гамма-излучением. Каждый вид волн имеет свое специфическое влияние на организм человека.

По своей сути рентгеновское излучение является ионизирующим. Оно обладает высокой проникающей способностью. Энергия его представляет опасность для человека. Вредность излучения тем выше, чем больше получаемая доза.

О вреде воздействия рентгеновского излучения на организм человека

Проходя через ткани тела человека, рентгеновские лучи ионизирует их, изменяя структуру молекул, атомов, простым языком – «заряжая» их. Последствия полученного облучения могут проявиться в виде заболеваний у самого человека (соматические осложнения), или у его потомства (генетические болезни).

Каждый орган и ткань по-разному подвержены влиянию излучения. Поэтому созданы коэффициенты радиационного риска, ознакомиться с которыми можно на картинке. Чем больше значение коэффициента, тем выше восприимчивость ткани к действию радиации, а значит и опасность получения осложнения.

Наиболее подвержены воздействию радиации кроветворные органы – красный костный мозг.

Самое частое осложнение, появляющееся в ответ на облучение, – патологии крови.

У человека возникают:

  • обратимые изменения состава крови после незначительных величин облучения;
  • лейкемия – уменьшение количества лейкоцитов и изменение их структуры, приводящая к сбоям деятельности организма, его уязвимости, снижению иммунитета;
  • тромбоцитопения – уменьшение содержания тромбоцитов, клеток крови, отвечающих за свертываемость. Этот патологический процесс может вызывать кровотечения. Состояние усугубляется повреждением стенок сосудов;
  • гемолитические необратимые изменения в составе крови (распад эритроцитов и гемоглобина), в результате воздействия мощных доз радиации;
  • эритроцитопения – снижение содержания эритроцитов (красных кровяных клеток), вызывающее процесс гипоксии (кислородного голодания) в тканях.

Друг ие патологи и :

  • развитие злокачественных заболеваний;
  • преждевременное старение;
  • повреждение хрусталика глаза с развитием катаракты.

Важно : Опасным рентгеновское излучение становится в случае интенсивности и длительности воздействия. Медицинская аппаратура применяет низкоэнергетическое облучение малой длительности, поэтому при применении считается относительно безвредной, даже если обследование приходится повторять многократно.

Однократное облучение, которое получает пациент при обычной рентгенографии, повышает риск развития злокачественного процесса в будущем примерно на 0,001%.

Обратите внимание : в отличие от воздействия радиоактивных веществ, вредоносное действие лучей прекращается сразу же, после выключения аппарата.

Лучи не могут накапливаться и образовывать радиоактивные вещества, которые затем будут являться самостоятельными источниками излучения. Поэтому после рентгена не следует принимать никаких мер для «вывода» радиации из организма.

В каких единицах измеряются дозы полученной радиации

Человеку, далекому от медицины и рентгенологии, тяжело разобраться в обилии специфической терминологии, цифрах доз и единицах, в которых они измеряются. Попробуем привести информацию к понятному минимуму.

Итак, в чем же измеряется доза рентгеновского излучения? Единиц измерения радиации много. Мы не будет подробно разбирать все. Беккерель, кюри, рад, грэй, бэр – вот список основных величин радиации. Применяются они в разных системах измерения и областях радиологии. Остановимся только на практически значимых в рентгендиагностике.

Нас больше будут интересовать рентген и зиверт.

Характеристика уровня проникающей радиации, излучаемой рентгеновским аппаратом, измеряется в единице под названием «рентген» (Р).

Чтобы оценить действие радиации на человека, введено понятие эквивалентной поглощенной дозы (ЭПД). Помимо ЭПД существуют и другие виды доз – все они представлены в таблице.

Эквивалентная поглощенная доза (на картинке – Эффективная эквивалентная доза) представляет собой количественную величину энергии, которую поглощает организм, но при этом учитывается биологическая реакция тканей тела на излучение. Измеряется она в зивертах (Зв).

Зиверт приблизительно сопоставим с величиной 100 рентген.

Естественный фон облучения и дозы, выдаваемые медицинской рентгенаппаратурой, намного ниже этих значений, поэтому для их измерения используются величины тысячной доли (милли) или одной миллионной доли (микро) Зиверта и Рентгена.

В цифрах это выглядит так:

  • 1 зиверт (Зв) = 1000 миллизиверт (мЗв) = 1000000 микрозиверт (мкЗв)
  • 1 рентген (Р) = 1000 миллирентген (мР) = 1000000 миллирентген (мкР)

Чтобы оценить количественную часть излучения, получаемого за единицу времени (час, минуту, секунду) используют понятие – мощность дозы, измеряемую в Зв/ч (зиверт-час), мкзв/ч (микрозиверт-ч), Р/ч (рентген-час), мкр/ч (микрорентген-час). Аналогично – в минутах и секундах.

Можно еще проще:

  • общее излучение измеряется в рентгенах;
  • доза, получаемая человеком – в зивертах.

Дозы облучения, полученные в зивертах, накапливаются в течение всей жизни. Теперь попробуем выяснить, сколько же получает человек этих самых зивертов.

Естественный радиационный фон

Уровень естественной радиации везде свой, зависит он от следующих факторов:

  • высоты над уровнем моря (чем выше, тем жестче фон);
  • геологической структуры местности (почва, вода, горные породы);
  • внешних причин – материала здания, наличия рядом предприятий, дающих дополнительную лучевую нагрузку.

Обратите внимание: наиболее приемлемым считается фон, при котором уровень радиации не превышает 0,2 мкЗв/ч (микрозиверт-час), или 20 мкР/ч (микрорентген-час)

Верхней границей нормы считается величина до 0,5 мкЗв/ч = 50 мкР/ч.

В течение нескольких часов облучения допускается доза до 10 мкЗв/ч = 1мР/ч.

Все виды рентгенологических исследований вписываются в безопасные нормативы лучевых нагрузок, измеряемых в мЗв (миллизивертах).

Допустимые дозы облучения для человека, накопленные за жизнь не должны выходить за пределы 100-700 мЗв. Фактические значения облучения людей, проживающих в высокогорье, могут быть выше.

В среднем за год человек получает дозу равную 2-3 мЗв.

Она суммируется из следующих составляющих:

  • радиация солнца и космических излучений: 0,3 мЗв – 0,9 мЗв;
  • почвенно-ландшафтный фон: 0,25 – 0,6 мЗв;
  • излучение жилищных материалов и строений: 0,3 мЗв и выше;
  • воздух: 0,2 – 2 мЗв;
  • пища: от 0,02 мЗв;
  • вода: от 0,01 – 0,1 мЗв:

Помимо внешней получаемой дозы радиации, в организме человека накапливаются и собственные отложения радионуклидных соединений. Они также представляют источник ионизирующих излучений. К примеру, в костях этот уровень может достигать значений от 0,1 до 0,5 мЗв.


Кроме того, происходит облучение калием-40, скапливающимся в организме. И это значение достигает 0,1 – 0,2 мЗв.

Обратите внимание : для измерения радиационного фона можно пользоваться обычным дозиметром, например РАДЭКС РД1706, который дает показания в зивертах.

Вынужденные диагностические дозы рентген облучения

Величина эквивалентной поглощенной дозы при каждом рентгенобследовании может значительно отличаться в зависимости от вида обследования. Доза облучения также зависит от года выпуска медицинской аппаратуры, рабочей нагрузки на него.

Важно : современная рентгеноаппаратура дает излучения в десятки раз более низкие, чем предшествующая. Можно сказать так: новейшая цифровая рентгенотехника безопасна для человека.

Но все же попытаемся привести усредненные цифры доз, которые может получать пациент. Обратим внимание на различие данных, выдаваемых цифровой и обычной рентгеноаппаратурой:

  • цифровая флюорография: 0,03-0,06 мЗв, (самые современные цифровые аппараты дают излучение в дозе от 0,002 мЗв, что в 10 раз ниже их предшественников);
  • плёночная флюорография: 0,15-0,25 мЗв, (старые флюорографы: 0,6-0,8 мЗв);
  • рентгенография органов грудной полости: 0,15-0,4 мЗв.;
  • дентальная (зубная) цифровая рентгенография: 0,015-0,03 мЗв., обычная: 0,1-0,3 мзВ.

Во всех перечисленных случаях речь идет об одном снимке. Исследования в дополнительных проекциях увеличивают дозу пропорционально кратности их проведения.

Рентгеноскопический метод (предусматривает не фотографирование области тела, а визуальный осмотр рентгенологом на экране монитора) дает значительно меньшее излучение за единицу времени, но суммарная доза может быть выше из-за длительности процедуры. Так, за 15 минут рентгеноскопии органов грудной клетки общая доза полученного облучения может составить от 2 до 3,5 мЗв.

Диагностика желудочно-кишечного тракта – от 2 до 6 мЗв.

Компьютерная томография применяет дозы от 1-2 мЗв до 6-11 мЗв, в зависимости от исследуемых органов. Чем более современным является рентгеноаппарат, тем более низкие он дает дозы.

Отдельно отметим радионуклидные методы диагностики. Одна процедура, основанная на радиофармпрепарате, дает суммарную дозу от 2 до 5 мЗв.

Сравнение эффективных доз радиации, полученных во время наиболее часто используемых в медицине диагностических видов исследований, и доз, ежедневно получаемых человеком из окружающей среды, представлено в таблице.

Процедура Эффективная доза облучения Сопоставимо с природным облучением, полученным за указанный промежуток времени
Рентгенография грудной клетки 0,1 мЗв 10 дней
Флюорография грудной клетки 0,3 мЗв 30 дней
Компьютерная томография органов брюшной полости и таза 10 мЗв 3 года
Компьютерная томография всего тела 10 мЗв 3 года
Внутривенная пиелография 3 мЗв 1 год
Рентгенография желудка и тонкого кишечника 8 мЗв 3 года
Рентгенография толстого кишечника 6 мЗв 2 года
Рентгенография позвоночника 1,5 мЗв 6 месяцев
Рентгенография костей рук или ног 0,001 мЗв менее 1 дня
Компьютерная томография – голова 2 мЗв 8 месяцев
Компьютерная томография – позвоночник 6 мЗв 2 года
Миелография 4 мЗв 16 месяцев
Компьютерная томография – органы грудной клетки 7 мЗв 2 года
Микционная цистоуретрография 5-10лет: 1,6 мЗв
Грудной ребенок: 0,8 мЗв
6 месяцев
3 месяца
Компьютерная томография – череп и околоносовые пазухи 0,6 мЗв 2 месяца
Денситометрия костей (определение плотности) 0,001 мЗв менее 1 дня
Галактография 0,7 мЗв 3 месяца
Гистеросальпингография 1 мЗв 4 месяца
Маммография 0,7 мЗв 3 месяца

Важно: Магнитно-резонансная томография не использует рентгеновское облучение. При этом виде исследования на диагностируемую область направляется электромагнитный импульс, возбуждающий атомы водорода тканей, затем измеряется вызывающий их отклик в сформированном магнитном поле с уровнем высокой напряженности. Некоторые люди ошибочно причисляют этот метод к рентгеновским.