Обозначение рабов в римском праве. Правовое положение рабов в риме. Имущественное положение рабов

Основным принципом, определявшим правовое положение рабов на про­тяжении всей истории Рима, было признание рабов не субъектами, а объекта­ми прав.

Способы установления рабства

Основным способом установле­ния рабства был плен, захват чужеземца в войне с государством, к которому он принадлежал

Другим основанием возникновения рабского состояния было рожде­ние от матери-рабыни: заключение брака с рабыней не допускалось, а ребе­нок, рожденный вне брака, следовал состоянию матери. Однако в период империи ребенок признавался свободным, если мать была свободна в какой бы то ни было момент беременности

Человек, родившийся свободным, мог, при известных условиях, быть обращен в раба. В древнейшие времена допускалась в известных случаях продажа римско­го гражданина в рабство, но не иначе как за границу. Эти основания установления рабства отпали к периоду империи. Вме­сто них появились случаи обращения в рабство уже на территории Рима в связи с присуждением судом к определенным наказаниям. Так обращались в рабство лица, приговоренные к смертной казни или к бессрочной каторге, которая отбывалась в рудниках. Свободная женщина, вступив­шая в связь с рабом и не прервавшая ее, несмотря на требование господина, становилась рабыней.

Личное положение рабов

Основной определявший правовое поло­жение рабов принцип servi res sunt исключает всякую возможность говорить о каких бы то ни было публичных правах ра­бов. Не несут они и публичных обязанностей - служба в римских войсках им недоступна; налогов они не платят, ибо они не признаются лицами.

Точно так же и в сфере частноправовой господин имеет права не по отно­шению к рабу, а на раба - так же, как он имеет права на животное или лю­бую материальную вещь. Не будучи субъектом прав, рабы, с точки зрения права, не имели семьи. Связь раба с женщиной не признается браком. Это – конкубинат, не влекущий за собою в принципе никаких правовых последствии. Раб может быть предметом сделок: купли-продажи, имущественного найма. Если рабу причинено телесное повреждение, над ним учинено насилие, со­ответствующий иск предъявляется не рабом, а господином.

В период империи ряд законов ограничивает права господина на лич­ность рабов. Закон Petronia запретил отдавать раба в труппы гладиаторов; в середине I веке н. э. было установлено, что господин утрачивает права на раба, которого покинул в старости или болезни. Во II веке н. э. установили такую же уголовную ответственность за убийство sine causa своего ра­ба, как за убийство чужого.

Имущественное положение рабов

Будучи не субъектами, а объекта­ми прав, рабы, разумеется, не имели имущества. Вещью, находящейся в об­ладании раба, независимо от того, как она в это обладание попала, с точки зрения права, обладал господин. Но раб был объектом прав, наделенным со­знательной волей и способным служить интересам господина путем проявле­ния этой воли. Поэтому было признано, что при помощи раба может быть рас­ширен круг правовых отношений господина. За рабом была признана спо­собность вступать в имущественные сделки ex persona domini, создавая при помощи этих сделок права для господина. Господин предъявлял иски из та­ких сделок, как если бы совершил их сам. Наоборот, обязательства из совер­шенных рабом сделок для господина не возникали.


Уже издревле было установлено, что если раб причинит кому-нибудь имущественный вред, украдет, испортит вещь, то господин обязан либо воз­местить этот вред, либо выдать раба потерпевшему.

Однако гражданский оборот был заинтересован не только в признании ответственности раба по заключенным им до­говорам, но и в установлении ответственности по этим договорам господина. И претор выработал вид исков к господи­ну, сущность и структура которых непосредственно вытекали из жизненной и деловой обстановки, чаще всего обусловливавшей заключение рабом бо­лее крупных договоров.

Догово­ры, заключенные рабом в ходе исполнении хозяйственных заданий господина, стали признаваться основанием преторских исков к господину. Такими исками были:

Если договор был совершен рабом, управлявшим пред­приятием господина

Если договор был совершен рабом-капитаном при­надлежащего господину корабля

Если совершению договора рабом предшествует обращение господина к контрагенту раба

Если на основании договора, совершенного ра­бом, какая-нибудь ценность поступила в имущество господина

По трем первым искам господин отвечал полностью, по последнему - в пределах сумм, поступивших в его имущество на основании договора, за­ключенного рабом.

Нередко сфера хозяйственной самостоятельности раба оказыва­лась значительно шире. Господин выделял рабу определенные имуществен­ные ценности: земельный участок, скот, даже других рабов и предоставлял рабу вести самостоятельную хозяйственную деятельность, лишь внося господину определенную часть доходов. Юридически такое обо­собленное господином имущество, peculium, принадлежало господину, но фактически раб свободно располагал входившими в состав peculium иму­щественными ценностями.

С развитием экстраординарного процесса, раб постепенно приобрел право обращаться к магистрату для рассмотрения последним личных и имущественных претензий раба к другим лицам. В частно­сти, раб мог потребовать принудительного осу­ществления своей обязанности лицом, которое, получив от раба определен­ную сумму денег, обязалось выкупить раба и затем освободить из рабства.

Несколько лучше положения других рабов было положение рабов государ­ственных. В частности, за ними прямо признавалось право распоряжаться по завещанию половиной предоставленного им пекулия.

Освобождение из рабства

Древнее время знало три способа освобождения из рабства по воле господина. По-видимому, древнейшим спосо­бом была manumissio testamento, то есть освобождение раба путем включения господином соответствующего распоряжения в завещание. Этот за­конодательный характер был утрачен освобождением раба по завещанию вместе с изменением порядка составления завещания.

Manumissio testamento могла совершаться в разных формах:

Завещатель мог прямо предписать: раб становился сво­бодным ispo iure с момента вступления завещания в действие, то есть с момента смерти господина

Завещатель мог возложить на наследника обязанность освободить раба - раб становился свободным с момента совершения наслед­ником одного из действий, освобождавших раба при жизни господина

За­вещатель мог освободить раба под суспенсивным (отлагательным) условием - раб становился свободным в момент наступления условия

Другим известным древнему праву способом освобождения из рабства была manumissio censu: внесение раба в спи­ски граждан с ведома господина освобождало из рабства. Этот способ осво­бождения из рабства отпал ко времени принципата с прекращением ценза.

Третий, известный древнейшему праву способ освобождения раба, назывался manumissio vindicta (мнимого процесса о свободе).

Во второй половине республики развиваются и новые неформальные спо­собы освобождения из рабства:

Путем заявления господина об освобождении в присутствии свидетелей (manumissio inter amicos)

Путем составления гос­подином отпускного письма (manumissio per epistolam)

Начиная со времени принципата, появляется и ряд случаев освобождения из рабства в силу закона: освобождаются из рабства раб, открывший убийцу господина, раб, в течение 20 лет живший как свободный, больной раб, брошенный господином.

В IV веве н.э. возникает церковная форма освобождения рабов путем соот­ветствующего заявления господина в церкви.

Многие слышали о том, что законодательство большинства государств, включая Россию, основано на так называемом "римском праве". Но что на самом деле скрывается за этим понятием? И в чём разница между человеком и гражданином, прописанная в конституции РФ?

Тема Римского права была подсказана assucareira и оказалась настолько глубокой, что я сомневаюсь в своих скромных возможностях ее раскрыть хотя бы даже поверхностно. Я не имею ни малейшего юридического образования или опыта, поэтому просто собираю и сопоставляю общеизвестные, но редко упоминаемые факты, а выводы - делайте сами. Я, как человек, от рождения имею полное право выражать собственное мнение.

ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ:
Конституция РФ взята для примера, с целью иллюстрации. В статье нет никаких призывов к изменению существующего конституционного строя. Даже если Вам так может показаться. Эта статья - всего лишь анализ свободных источников.

Рабовладельческое право
Римское право - это право общества рабовладельческой формации, но именно на Римском праве построены правовые системы России, всех Европейских стран и большинства стран мира. Другими словами - правовое устройство большинства стран основано на принципах рабовладения, что отражено в символике (см.ниже), конституции (см.ниже) и явно чувствуется мной на собственной шкуре.

Экономические основы рабства
Человек владеет результатами своего труда, в то время как раб - не владеет. В этом - основной экономический смысл рабства.

Что говорится в Конституции РФ о владении результатами труда ( ):
"Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. "

То есть признается только право на вознаграждение за труд, результаты же самого труда не принадлежат рабу-гражданину. То есть - Конституция РФ действительно построена на Римском праве рабовладельческого общественного устройства, где у рабов отбирались результаты труда, а с господского плеча обеспечиавлось лишь содержание раба. Уж какую форму принимало это соедржание - миску похлебки или некоторое количество напечатанных цветных фунтиков - фантиков - это не может быть прописано в Конституции, это дело договора раба и работодателя.

Забавно, что четкого определения, кто такой раб, да и отдельной статьи "раб" в Википедии не нашлось. Как в анекдоте про Вовочку - ж..па есть, а слова такого - нет!

Патриции и плебеи
Патриции, Populus Romanus Quiritium, квириты - это лица, принадлежащие к исконным римским родам, пользующиеся всеми правами, включая право на результаты труда (не только своего труда). Они обладают правами по праву рождения. Еще раз повторю - патриции обладают правами ПО ПРАВУ РОЖДЕНИЯ, это очень важно.

Есть основания относить Римскую аббревиатуру SPQR к указанию на Патрициев, обладающих всей полнотой прав.

В последствии этот символ был заменен на ЛАБАРУМ:

Оба символа широко используются в христианстве и по сей день.

Плебеи, в отличие от патрициев, поражены в правах, их права регулируются специальным набором законов, известным как Jus gentium - право народа.

То есть, в обществе, построенном по Римскому праву, есть две основные категории:
- Патриции , обладающие всеми правами по рождению
- Плебеи , чьи права ограничены и описаны в специальных законах

В Конституции РФ используются два понятия, без четкого определения
- Человек
- Гражданин

Тонкость в том, что "человек" и "гражданин" - это юридические термины в основном законе, и они обозначают разные категории людей. Определите сами, к какой категории Вы относитесь де-юре.
Вчитайтесь в Конституцию РФ ( ):
"Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения .

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. "

Важно, что человек и гражданин - два разных юридических понятия, в пункте 1 и 2 главы 17 они употребляются совместно "человека и гражданина", а в пункте 2 той же главы стоит только "человек" и говорится о его правах ОТ РОЖДЕНИЯ. В соответствии с Римским правом, "человек" по правовому статусу соответствует патрицию, а "гражданин" - плебею, то есть - рабу.

Тот факт, что раб считает себя человеком (то есть - патрицием), с юридической точки зрения ничтожен, то есть - ничего не значит. Гражданство удостоверяется официальным документом, имеющим юридическую силу.

Если у Вас еще остались сомнения в Вашем статусе, то обратите внимание, что в Конституции прописан референдум, второе название которого - плебесцит, то есть выражение мнения плебсом. В качестве кого Вы имеете право участвовать в референдуме?

Рим
Что такое Рим? Странный вопрос, не правда ли?
Рим - это не местоположение, не государство, не национальность, а правовое устройство общества на принципах рабовладения.

Общеизвестно, что кроме Рима в форме республики и - впоследствии - империи, существовали:

1. (Восточная) Римская империя - Imperium Romanum
Известна также как:
- Византийская империя
- Ромейская Империя
- Васили́я Роме́он
- Романия
- Греческое царство

Полагаю, все знают про сходство этого герба с Российским, Австрийским, и многими другими.

2. Священная Римская Империя - Sacrum Imperium Romanum
Со средних веков носит название: Священная Римская империя германской нации. Основана Оттоном Великим как прямое продолжение античного Рима во времена крещения Руси и Византии и просуществовала до эпохи Пушкина и Наполеона.

3. Третий рейх - Drittes Reich, буквально - Третья империя.
Достаточно взглянуть на символику, чтобы увидеть переемственность:

Первым рейхом, или империей, считалась собственно Священная Римская Империя Германской Нации, а вторым рейхом - Кайзеровская Германия. Не надо быть лингвистом, чтобы прочитать в Кайзере - Кесаря, Римского Кесаря. Да и на голове Кайзера Вильгельма II все тот же узнаваемый орел:


Заметьте еще мальтийский крест к Вильгельма и сравните символику со знаком президента РФ:


4. Третий Рим
Идея третьего Рима, якобы, осталась только лишь идеей, несмотря на символику и принципы устройства Российской империи

Кесари Цари государства Российского, по традиционной истории, с 1762 года являются династией Гольштейн-Готторпских, ближайших родственников Ганноверской династии, ставшей в Англии правящей династией Виндзоров. Однако их претензии на Римский статус недвусмысленно выражены в фамилии, которую они себе избрали - Романовы (Римские, от Рома-Рим).

5. Румыния (Romania)
Название страны происходит от лат. "romanus" - «римский».
Румынский язык очень близок к Итальянскому, который, в свою очередь, непосредственно восходит к "народной латыни". Довершает композицию "орлиный" герб.

Есть еще ряд других больших и малых стран, народов даже султаната, имеющих прямое указание на Рим.

Таким образом, Рим, Римский - это не территориальный, не национальный, не наследный признак, а статус устройства общества на принципах рабовладения .

Символика
Правовая система подразумевает систему наказания за деяния, предусмотренные в законе. Нарушение закона приводит к наказанию, которое в Римском праве осуществляли ликторы (палачи). Символом ликторов являлись фасции, которые дали название фашистскому движению:
- Национальная фашистская партия (Италия)

Национальная фашистская партия (Германия

Фасции широчайше представлены в государственной символике, предлагаю ознакомиться самостоятельно с галереей . Фасции повсеместно встречаются в Питере, в частности - на барельефе Исаакиевского собора.

Особого внимания заслуживает обложка "революционной" Конституции РСФСР 1918 года с двумя фасциями:


То есть и РСФСР был построен на тех же принципах Римского права. Хочу заметить, что Конституция СССР 1936 года (Сталинская), на мой взгляд, построена на совсем других принципах, и не содержит Римской символики. Выглядит так, что Сталин сделал попытку организовать общество на другом принципе, и не мне судить - насколько он преуспел в этом.

Я по-другому осмыслил, почему в СССР одной из самых популярных спортивных команд был (и остается в России!) Спартак. Для меня по-другому зазвучали слова, с которых начиналось обучение в школе: "Мы-не рабы"...

Тот факт, что эмблема Федеральной службы исполнения наказаний РФ тесно напичкана Римской символикой, еще раз подтверждает широчайшее применение Римского права вплоть до настоящего момента:

Что такое фасции и в чем смысл символики? Нигде толком об этом не сказано, официально говорится что это связка березовых или вязовых веток, в которую вставляли би-пенис (пардон муа), он же - лабрис. Набор букв ЛБР-ЛВР повсеместно используется в связи с правовыми аспектами рабства:
- LaBRis, как оружие палача, имеющего по закону право убить раба
- LiBRa, весы, обязательные для процедуры мансипации, описанной в Римском праве (передачи прав собственности на раба). До сих пор весы - символ правосудия.
- LiBRa, мера веса - римский фунт, от которого произошла Итальянская Лира. Весовой кусок металла был обязателен для юридической правомочности процедуры мансипации
- LiBeR, римский бог-покровитель рабов-плебеев
- LiBeR, свобода на латыни. Замечу, что в английском есть два синонимичных понятия, - Liberty и Freedom. Полагаю, что первый применяется к рабам, ищущим свободы, второй - к свободнорожденным патрициям.
- LaBoR, труд
и прочая, и прочая...

Но вернемся к фасциям. Вот этимология этого слова (ссылка ):
From Proto-Indo-European *bhasko ‎(“bundle, band”), see also Proto-Celtic *baski ‎(“bundle, load”), Ancient Greek φάκελος ‎(phákelos, “bundle”)...

Факелос!!! По древнегречески - ФАКЕЛОС!!! Теперь становятся понятны факельные шествия фашистов (или их правильнее назвать факелистами, по древнегречески) и факел в руках LiBeRty - статуи свободы США. Чтобы ни у кого, не оставалось иллюзий.

На мой взгляд, фасции использовались при казни на костре, которая широко применялась римлянами и прописана в Римском праве в качестве одной из мер наказаний, задолго до инквизиции, учрежденной римской католической церковью. Традиции, так сказать. То есть фасции - это и символ, и орудие для отправления закона. Обратите внимание на вязанки в костре и би-пенисы (затейники же были эти римляне!) на заднем плане:

Добавлю к символам Римского права еще Римскую тогу - широкий шерстяной плащ или мантию, который имели право и обязанность носить только квиренты - рабовладельцы, свободных от целых разделов Римского права и потенциально имевших право самим судить.
Императоры носили пурпурную (порфирную, багряную) тогу, а квиренты, которые хотели попасть в сенат - выбеленную, белоснежную, которую называли кандида, а будущих сенаторов - соответственно кандидатами.

Везде, где присутствуют фасции, факелы, весы, мантии, пурпур в качестве символов - можете не сомневаться, применяется Римское право.

Ну и "три в одном" - Джордж Вашингтон, председатель Филадельфийского конвента, принявшего Конституцию США, вольный каменщик , с раскинутой тогой на заднем плане и фасциями у правой ноги. Полюбопытствуйте также статей Авраама Линкольна, якобы отменившего рабство, на предмет тоги и фасций.

Подданство и гражданство
Получение подданства Российской Империи означало добровольное рабство (холопство) и получалось путем крещения в православную веру.

Указ 1700 г. (без месяца и числа) отождествлял «крещение Православныя Христианския веры» с «выездом на имя Великаго Государя в вечное холопство ».

Сенатский указ от 27 августа 1747 г. «О клятвенном обещании иностранцев, желающих присягать на вечное подданство России» вводил момент вечности в текст присяги: «Аз нижепоименованный, бывший поданный, обещаюсь и клянусь Всемогущему Богу, что я Всепресветлейшей… Государыне… хощу верным, добрым и послушным рабом и вечно подданным с моею фамилией быть..."

Теперь становится понятным то упорство, с которым на Руси отказывались от крещения, ведь оно автоматически означало рабство, согласно указам! Во всяком случае - рабство для иностранцев, но к тому времени Русь уже стала православно-крепостной, и совершенно непонятно, когда и по какому праву рабство началось.

Принцип тождества подданный=холоп не изменился и сегодня, поменялась только форма и названия. Де-факто Вы НЕ МОЖЕТЕ ОТКАЗАТЬСЯ от гражданства по собственному желанию, Вы можете только ПОМЕНЯТЬ гражданство. В этой статье на реальном примере рассказывается, как юрист и правовед с нерусской фамилией делал безуспешную попытку отказаться от Российского гражданства.

В сети также есть ролик на английском языке о том, как в Великобритании родители отказались регистрировать рождение ребенка, и им это удалось по закону! А уж на тему того, что сертификаты о рождении в США (birth certificates) являются ценными бумагами, которые торгуются на американских биржах, снято огромное количество роликов.

Все становится понятным, если обратиться к Римскому праву. Рабы, равно как и скот, являются имуществом и могут быть переданы (не проданы, а именно - переданы) другому хозяину в ходе процедуры манципации (отчуждения прав одного хозяина и одновременное приобретение прав на рабов или скот другим хозяином). Нам хорошо известно название движения за манципацию - Э-мансипация, когда женщины хотят перейти из рабского положения в семье в другую форму рабства, то есть - сменить хозяина.

Еще раз - раб не может стать свободным, он может при большом желании лишь сменить хозяина. Вы не можете освободиться от гражданства, Вы можете сменить гражданство, при большом желании. Ну взгляните, в конце-концов, на символику на обложках паспортов:


И не обольщайтесь - "Common Law" Великобритании и отсутствием орла на обложке Британского паспорта - это не выход. Морское право имеет еще более "интересные" особенности, о которых надо бы писать отдельно.

Государство
И снова глупый вопрос - что такое государство?

Рес-публика, основная форма устройства большинства государств, происходит от латинского "res publica", которое переводят как "общее дело". То есть республика - это форма общественного устройства, которое объединено "общим делом".

Есть очень похожее известное выражение в наиболее близком к латинскому - итальянском языке, которое хотя и звучит непохоже, но означает "наше дело", я бы сказал - "наше общее дело". Разумеется, Вы догадались - перевод "нашего дела" - это Cosa Nostra.

Почему мафия выбрала себе такое название, столь явно прочитываемое "людьми в теме"? Имеет ли государственное устройство что-либо общее с вооруженными группировками, которые занимаются наркотраффиком, работорговлей, убийствами ни в чем не повинных людей?

Да, был ряд госкорпораций, от Ост-Индских компаний до Российско-Американской компании, со своим флагом, посольствами, регулярными войсками. Эти компании часто путают с государствами, и, например, первая Индийская война за независимость (восстание Сипаев), а также - первая опиумная война в Китае были войнами против Британской Ост-Индской корпорации, а не Британии как государства.

Так где та тонкая грань между государством и корпорацией? С точки зрения Римского права - никакой разницы нет, это просто объединение людей.

Вот как определялось такое объединение:
"Те, которым разрешено образовать союз под име­нем коллегии, товарищества или под другим именем того же рода, приобретают свойство иметь по образцу общины общие веши, общую казну и представителя или синдика, посредством которых, как и в общине, делается и совершается то, что должно совершаться и делаться сообща" (Д.3.4.1.1)."

Учитывая, что граждане рабы - это тоже вещи, то положение Римского о союзах распространяется и на государтво, и на синдикат воров в законе, и на другие объединения тех, кому разрешено образовывать союз. С точки зрения Римского права эти все союзы имеют юридическую основу.

Могли ли быть одни рабы привилегированнее других? Разумеется, вот определение :
"Номенклатор (лат. nomenclātor от nomen «имя» и calare «называть») - в Римской империи специальный раб, вольноотпущенник, реже слуга, в обязанности которого входило подсказывать своему господину (из патрициев) имена приветствовавших его на улице господ и имена рабов и слуг дома."

Многим памятна Советская номенклатура и ее привилегированное, по сравнению с другими гражданами-рабами, положение.

Можно было бы продолжать, но и так уже достаточно информации для самостоятельных выводов, кто он и в каком положении находится.

Есть ли у меня рецепт - что делать, чтобы изменить существующее положение? Нет, увы, я пока нахожусь в поиске. Возможно, напишу отдельный пост о своих мыслях, а также эзотерической составляющей, а возможно, что и не стану этого делать. Будьте осторожны в комментариях, не нарушайте закона, высказывая свое мнение.

Древнеримское население по статусу свободы делилось на две категории: рабы и свободные. В своём развитии рабство прошло две самостоятельных стадии: античное и патриархальное рабство. Патриархальное рабство характеризовалось тем, что в ту эпоху численность рабов была достаточно невелика, а сами рабы, являясь низшими членами семьи, трудились в домашнем хозяйстве господина. Таким образом, в земледелии рабских труд применялся не часто в основном с тем, что земельные наделы римлян были малы.

Но в период активных военных завоеваний численность рабов (людей, захваченных в плен) существенно возрастает. Кроме того, растут и завоёванные территории, которые требуют обработки. Именно в данный период закладываются основы античного рабства и классического рабовладельческого строя. Рабский труд применяется в домашнем хозяйстве, в производстве, а также в земледелии. При этом рабы не являлись правоспособными лицами, но относились к объектам права. Однако при этом необходимо учитывать, что сложившийся поведенческий стереотип рабовладельцев к рабам довольно сильно был преувеличен литературой.

Каждый рабовладелец являлся хозяином, собственником, и как любой хороший собственник он заботился не только о своих вещах, но и о рабах. Постоянная забота о живой силе была обычным правилом для хозяина, дорожащего весьма ценным средством производства, на котором собственно и основывалось всё хозяйство рабовладельца. Поэтому в данной связи утверждать о рабовладении в исключительно негативном ключе – значит полностью нарушить истинную картину и историческую справедливость, так как в целом тенденция заключалась по большей части в терпимом отношении к рабам.

Рабам не было позволено заводить собственные семьи, но связь с женщиной не влекла за собой никаких последствий. Хозяин мог убить раба, но уже в период империи за это деяние была введена уголовная ответственность. Если же был убит хозяин, то по римским законам убивались в доме все рабы, которые не могли доказать, что они не могли прийти господину на помощь. За воровство из дома хозяина раба бросали со скалы. Также довольно распространённой являлась передача рабов в гладиаторские труппы. Если же раб причинил вред какому-нибудь третьему лицу, то хозяин мог отдать его пострадавшему в качестве возмещения ущерба (ноксального иска).

Лицо лишалось свободы по таким основаниям:

· Пленение

· Рождение от матери, пребывающей в рабстве

· Обращение в рабство женщины, которая вступила в связь с рабом

· Добровольная продажа в рабство.

Несмотря на то, что раб не являлся правоспособным лицом, ему предоставлялась возможность совершать некоторые сделки с имуществом, которое входило в пекулий. Пекулий являлся комплексом имущества, который предоставлялся рабовладельцем рабу для ведения личного хозяйства.

Довольно часто хозяин предоставлял рабу небольшой кусочек земли, других рабов или скот с условием оплаты оброка. Со временем содержание рабов становилось всё более обременительным и затратным и поэтому рабам стали передавать некоторое имущество для ведения хозяйства за плату.

§ 36. Правовое положение рабов в римском праве

114. Общая характеристика положения рабов. Рим был рабовладельчес­ким государством на всех стадиях своего существования. Собственниками ра­бов были главным образом отдельные лица. Известно, однако, и государст­венное рабство (servi public !), имевшее, впрочем, второстепенное значение. Могли быть собственниками рабов и муниципии.

Основным принципом, определявшим правовое положение рабов на про­тяжении всей истории Рима, было признание рабов не субъектами, а объекта­ми прав. Однако формы практического осуществления этого принципа меня­лись в ходе экономического и политического развития Рима и изменений идеологии господствующих классов. При этом возрастание, особенно в пери­од империи, числа правовых норм, якобы направленных на улучшение поло­жения рабов, шло параллельно с ухудшением фактических условий их жизни.

115. Способы установления рабства. (1) Основным способом установле­ния рабства был плен, захват чужеземца в войне с государством, к которому он принадлежал. Но такой же захват допускался и в отношении чужеземца, с государством которого Рим не состоял в войне, если у Рима в то же время не было договорных отношений с этим государством, ибо чужеземец, как уже сказано, был, в принципе, вне права и правовой охраны, и создать для него какой бы то ни было правовой режим мог только договор с его государством.

(2) Другим основанием возникновения рабского состояния было рожде­ние от матери-рабыни: заключение брака с рабыней не допускалось, а ребе­нок, рожденный вне брака, следовал состоянию матери. При этом первона­чально ребенок признавался рабом, если мать его была рабыней в момент родов, независимо от ее состояния с момента зачатия ребенка до его рожде­ния. Однако в период империи, в силу приведенного выше правила infans conceptus pro nato habetur (п. 102), ребенок признавался свободным, если мать была свободна в какой бы то ни было момент беременности. Это было и од­ним из проявлений упомянутого уже favor libertatis .

(3) Человек, родившийся свободным, мог, при известных условиях, быть обращен в раба.

Преторский эдикт установил, что свободный человек, продавший себя в рабство для того, чтобы затем разделить покупную цену с лицом, которое вчинит иск о признании этого человека свободным (pretii participandi gratia ), останется рабом.

В древнейшие времена допускалась в известных случаях продажа римско­го гражданина в рабство, но не иначе как за границу - trans Tibenm , ибо на территории своего государства римский гражданин, по воззрениям глубокой древности, не мог стать рабом: рабы из числа бывших граждан представляли бы слишком большую опасность для государства (п. 108).

Все эти основания установления рабства отпали к периоду империи. Вме­сто них появились случаи обращения в рабство уже на территории Рима в связи с присуждением судом к определенным наказаниям (servi poenae ). Так обращались в рабство лица, приговоренные к смертной казни (in ferrum , ad bestias ) или к бессрочной каторге, которая отбывалась в рудниках (in metallum ) В силу императорского эдикта 52 г. н. э. свободная женщина, вступив­шая в связь с рабом и не прервавшая ее, несмотря на требование господина, становилась рабыней.

116. Личное положение рабов. Основной определявший правовое поло­жение рабов принцип servi res sunt (рабы - вещи) исключает, разумеется, всякую возможность говорить о каких бы то ни было публичных правах ра­бов Не несут они и публичных обязанностей - служба в римских войсках им недоступна; налогов они не платят, ибо они pro nullis habentur (не признаются лицами).

Точно так же и в сфере частноправовой господин имеет права не по отно­шению к рабу, а на раба - так же, как он имеет права на животное или лю­бую материальную вещь. Но раб является вещью своеобразной, вещью, наде­ленной разумом и волею, существование которых рабовладельцу не столько невозможно сколько невыгодно было отрицать. Поэтому невозможно было безоговорочно применять к рабу правовые нормы о материальных вещах, и ряд особых норм составил в совокупности то, что называется личным и иму­щественным положением раба в римском частном праве.

Не будучи субъектом прав, рабы, с точки зрения права, не имели семьи. Связь раба с женщиной не признается браком, matrimonium . Это - contubemium не влекущий за собою в принципе никаких правовых последствии.

В сфере имущественных отношений раб может быть объектом права соб­ственности индивидуальной и общей, узуфрукта (п. 221), залога (п. 406). Он может быть предметом сделок: купли-продажи, имущественного найма и т. п. Если рабу причинено телесное повреждение, над ним учинено насилие, со­ответствующий иск предъявляется не рабом, а господином, так же как в слу­чаях когда повреждение причинено животному или кем-нибудь испорчена вещь принадлежащая господину. Отказ господина от своих прав не делает раба свободным. После отказа господина от своих прав одно лишь изменяет­ся в положении раба: до этого отказа он был servus Marci или senus Tulln -рабом такого-то, после отказа он - servus nullius , «ничей раб», но все же раб, которого так же как и брошенную вещь, может присвоить любое лицо.

Бесправное положение рабов, как уже указано, несколько смягчалось в древнейшее время близостью, в которой они жили с господином. Поэтому, рассматривая раба как вещь, древнейшее право в то же время считало раба находящимся in dominica potestate так же, как были patria pqtestate подвласт­ные члены семьи, но не вещи господина. Раб допускался в известной мере к участию в отправлении домашнего культа. Место погребения раба охраня­лось сакральным правом.

В период империи ряд законов ограничивает права господина на лич­ность рабов. Закон Petronia (начала н, э.) запретил отдавать раба в труппы гладиаторов; в середине I в. н. э. было установлено, что господин утрачивает права на раба, которого покинул в старости или болезни. Во II в. н. э. установили такую же уголовную ответственность за убийство sine causa своего ра­ба, как за убийство чужого, и пр.

Все эти законодательные меры являются, однако, по выражению одного историка римского права, не столько действительными средствами смягчить зло рабства, сколько свидетельством силы этого зла: именно период империи был периодом расцвета античного рабства, периодом безудержно жестокой эксплуатации рабов. В этой эксплуатации заключалась основная сущность римского государства, и ограничить ее оно не могло. Рабство исчезло и сме­нилось другими формами эксплуатации с падением римского государства, обусловленным восстаниями рабов.

117. Имущественное положение рабов. Будучи не субъектами, а объекта­ми прав, рабы, разумеется, не имели имущества. Вещью, находящейся в об­ладании раба, независимо от того, как она в это обладание попала, с точки зрения права, обладал господин. Но раб был объектом прав, наделенным со­знательной волей и способным служить интересам господина путем проявле­ния этой воли. Поэтому уже в древнейшее время раба называли «говорящим орудием» - instrumentum vocale , а когда того потребовали экономические интересы господина, было признано, что при помощи раба может быть рас­ширен круг правовых отношений господина. За рабом была признана спо­собность вступать в имущественные сделки ex persona domini , создавая при помощи этих сделок права для господина. Господин предъявлял иски из та­ких сделок, как если бы совершил их сам. Наоборот, обязательства из совер­шенных рабом сделок для господина не возникали. Выражая воззрения мало развитого гражданского оборота, незнакомого со сложными коммерческими операциями и оформляющими их двусторонними договорами, и считая, что возникающие для контрагента по договору обязанности делают его положе­ние «хуже». Гай во II в. говорил в обоснование этого правила:

Melior condicio nostra per servos fieri potest , deterior fieri поп potest (D . 50.17.133). - Наше положение может становиться лучше при помощи рабов, но не может становиться хуже.

Однако, с развитием гражданского оборота, становится все яснее, что не всегда положение господина становится «хуже» с возникновением для него обязанности из заключенной рабом сделки.

Уже издревле было установлено, что если раб причинит кому-нибудь имущественный вред, украдет, испортит вещь, то господин обязан либо воз­местить этот вред, либо выдать раба потерпевшему. В случае отчуждения раба это обязательство переходило на нового господина. В этом правиле невоз­можно, однако, усмотреть признания личности раба, ибо однородное прави­ло действовало и для случаев причинения вреда животным, но юристы при­знали, что в случае освобождения раба ответственность iure naturali за причиненный им в рабстве вред падает уже на него самого, если этот вред не был ранее возмещен господином. Понятно, что это исключение из общего правила о неправоспособности рабов было установлено не в интересах рабов, а в интересах рабовладельцев, к числу которых только и мог принадлежать истец, потерпевший от правонарушения раба. Но те же интересы рабовла­дельцев потребовали отказа от полной неправоспособности рабов и в сфере договорных обязательств.

Началось с того, что стали признавать после освобождения раба obligatio naturalis из совершенного рабом до его освобождения договора. Иск из тако­го договора не может быть предъявлен к освобожденному рабу, но если он исполнит договорное обязательство, он не вправе потребовать обратно пере­данное им кредитору, ибо он не уплатил недолжного, не уплатил без основа­ния. Ульпиан уже говорит , что рабы ex contractibus... naturaliter et obligantur et obligant (D. 44. 7.14; см. п. 283).

Однако гражданский оборот был заинтересован не столько и во всяком случае не только в признании ответственности раба по заключенным им до­говорам, но и в установлении ответственности по этим договорам господина, обладавшего, обыкновенно, значительно большими средствами, чем раб, хо­тя бы и освобожденный из рабства. И претор выработал вид исков к господи­ну, сущность и структура которых непосредственно вытекали из жизненной и деловой обстановки, чаще всего обусловливавшей заключение рабом бо­лее крупных договоров.

Господин часто давал рабу отдельные хозяйственные поручения, а неред­ко назначал раба управляющим каким-нибудь предприятием, капитаном ко­рабля, снаряженного господином для торговли с дальними странами. Догово­ры, заключенные рабом в ходе исполнении хозяйственных заданий господина, стали признаваться основанием преторских исков к господину - actiones adiecticiae qualitatis . Такими исками были:

(1) Actio institoria , если договор был совершен рабом, управлявшим пред­приятием господина (institor - приказчик).

(2) Actio exercitoria , если договор был совершен рабом-капитаном при­надлежащего господину корабля (exercitoria - хозяин корабля; раб-капитан корабля назывался magister navis ).

(3) Actio quod iussu (во исполнение приказа), если совершению договора рабом предшествует обращение господина к контрагенту раба, например, господин просит дать взаймы рабу, если тот обратится за займом.

(4) Actio de in rem verso , если на основании договора, совершенного ра­бом, какая-нибудь ценность поступила в имущество господина (in rem domini versum est ).

По трем первым искам господин отвечал полностью, по последнему - в пределах сумм, поступивших в его имущество на основании договора, за­ключенного рабом.

Нередко, однако, сфера хозяйственной самостоятельности раба оказыва­лась значительно шире. Господин выделял рабу определенные имуществен­ные ценности: земельный участок, скот, даже других рабов (servi vicarii ) и предоставлял рабу вести самостоятельную хозяйственную деятельность, лишь внося господину определенную часть доходов. Юридически такое обо­собленное господином имущество, peculium , принадлежало господину, но фактически раб свободно располагал входившими в состав peculium иму­щественными ценностями. Отдельные представители класса рабовладельцев, лучше других понимавшие выгоды хозяйственной инициативы раба, считали себя обязанными признавать свободу действий раба в отношении peculium .

Понятно, что такая самостоятельная хозяйственная деятельность рабов была возможна только при существовании определенного порядка ответст­венности по сделкам, совершенным рабом. В ходе эксплуатации пекулия и наряду с obligate naturalis раба из таких сделок претор стал предоставлять иск из этих сделок к господину - actio de peculio в пределах стоимости пеку­лия (D. 15. 1. 5.1. 4).

В то же время, с развитием экстраординарного процесса, раб постепенно приобрел право обращаться к магистрату для рассмотрения последним extra ordinem личных и имущественных претензий раба к другим лицам. В частно­сти, раб мог обратиться к praefectus urbi и потребовать принудительного осу­ществления своей обязанности лицом, которое, получив от раба определен­ную сумму денег, обязалось выкупить раба и затем освободить из рабства. Таким образом, институт пекулия послужил к облегчению положения наибо­лее предприимчивых и энергичных рабов, умевших извлекать доходы из иму­щества пекулия.

Несколько лучше положения других рабов было положение рабов государ­ственных. В частности, за ними прямо признавалось право распоряжаться по завещанию половиной предоставленного им пекулия (Dip . Regulae , 20.16).

118. Освобождение яз рабства. До конца республики раб мог быть осво­божден из рабства только по воле господина (manumissio ). Древнее время знало три способа такого освобождения. По-видимому, древнейшим спосо­бом была manumissio testamento , т. е. освобождение раба путем включения господином соответствующего распоряжения в завещание. Так как древней­шее завещание совершалось в народном собрании, превращавшем волю заве­щателя в issus populi , повеление народа или специальный закон, то таким специальным законом был и каждый акт освобождения из рабства. Этот за­конодательный характер был утрачен освобождением раба по завещанию вместе с изменением порядка составлении завещания (п. 240).

Manumissio testamento могла совершаться в разных формах: а) завещатель мог прямо предписать: servus meus Stichus liber esto , тогда раб становился сво­бодным ispo iure с момента вступления завещания в действие, т. е, с момента смерти господина; б) завещатель мог возложить на наследника обязанность освободить раба - раб становился свободным с момента совершения наслед­ником одного из действий, освобождавших раба при жизни господина; в) за­вещатель мог освободить раба под суспенсивным (отлагательным) условием (п. 398) - раб становился свободным в момент наступления условия (например, раб будет свободен, если внесет определенную сумму денег наследнику и т. п.).

Другим известным древнему праву способом освобождения из рабства была manumissio censu : подобно тому, как уклонение от ценза могло привес­ти к обращению свободного человека в раба (п. 108), так внесение раба в спи­ски граждан с ведома господина освобождало из рабства. Этот способ осво­бождения из рабства отпал ко времени принципата с прекращением ценза.

Наконец, третий известный древнейшему праву способ освобождения из рабства был одним из проявлений характерной для римского права тенден­ции использовать формы гражданского процесса для изменения отношений материального частного права. Это была manumissio vindicta - мнимый про­цесс о свободе, мнимая vindicatio in libertatem , для которой использовались формы legisactio per sacramentum .

Господин, раб и третье лицо, по соглашению с господином, являлись к магистрату (консулу, претору) и здесь третье лицо, assertor in libertatem , ра­зыгрывая роль истца, накладывал на раба vindicta и утверждал: hunc hominem ex iure Quirtium liberum esse aio . На это заявление господин отвечал молчани­ем, как думают одни юристы (Жирар и некоторые другие) или изъявлением воли освободить раба, как полагают другие (Зом и другие). Затем магистрат объявлял раба свободным. Эта сложная процедура упростилась с течением времени: сначала в качестве assertora стал выступать один из ликторов, со­провождавших претора, а затем и самая vindicatio in libertatem была заменена заявлением господина об освобождении раба с занесением в протокол.

Во второй половине республики развиваются и новые неформальные спо­собы освобождения из рабства: путем заявления господина об освобождении в присутствии свидетелей (manumissio inter amicos ), путем составления гос­подином отпускного письма (manumissio per epistolam ). Однако отпущенный таким образом раб не становился свободным iure civili . Лишь преторские средства охраны его свободы обеспечивали ему своеобразное состояние - «пребывание в состоянии свободы», in libertate morari . В таком же положении находились и рабы, отпущенные на свободу не цивильным, а преторским, бонитарным собственником.

В период империи закон Junia Norbana превратил преторское in libertate morari в latinitas и притом в latinitas особого рода. Отсюда группа latini luniani , о которой сказано выше (п. 110) и которая исчезает после того, как при Юс­тиниане установлено, что неформальное заявление или отпускное письмо со­общают вольноотпущенным римское гражданство, если они были совершены в присутствии пяти свидетелей.

Начиная со времени принципата, появляется и ряч случаев освобождения из рабства в силу закона: так, освобождаются из рабства раб, открывший убийцу господина, раб, в течение 20 лет живший как свободный человек - своеобразное освобождение по давности и др. (D . 40.8; С. 7. 22); больной раб, брошенный господином.

В IV в. н.э. возникает церковная форма освобождения рабов путем соот­ветствующего заявления господина в церкви.

Таким образом, через историю римского права проходит процесс возрас­тания числа способов освобождения из рабства.

В то же время освобождение рабов затрудняется рядом условий, которым подчиняются направленные на освобождение действия по существу. Римское государство стремится ограждать от замеченных колебаний институт рабовладе­ния и не допускать освобождения в слишком широких размерах, и в то же время не «засорять» коренного гражданства значительным числом вольноот­пущенников, среди которых было и немало людей небезопасных для спокой­ствия господствующих классов. В этом отношении особенно важны два зако­на начала I в. н. э.

Первый из этих законов - lex Aelia Sentia (4 г. н. э.) - установил следу­ющие ограничительные условия освобождения рабов:

(1) Освобождение раба, не достигшего 30 лет, или господином, не достиг­шим 20 лет, требует предварительной проверки особой комиссией de causis liberalibus уважительности оснований освобождения.

(2) Рабы, подвергнувшиеся клеймению, относятся после освобождения к числу peregrini dediticii и высылаются из Рима.

(3) Ничтожно освобождение, совершенное in fraudem creditorum , т. е. во вред кредиторам, в предвидении обращения взыскания на имущество лица, произведшего освобождение рабов.

Другой закон - lex Fufia Caninia ограничил число рабов, освобождавших­ся завещательными распоряжениями: господин, имевший до 3-х рабов, был вправе освободить не более 2-х, имевший до 10 - не более половины; до 30 - не более 1/3, до 100 - не более 1/4, до 500 - не свыше 1/5; и во всяком слу­чае не более 100 рабов.

При Юстиниане закон Fufia Caninia был отменен, а из закона Aelia Sentia остались в силе только необходимость разрешения освобождения рабов гос­подином, не достигшим 20 лет, и запрещение освобождении in fraudem cred ­ itorum .

О правовом положении вольноотпущенников сказано выше (п. 107).

В случае особой неблагодарности вольноотпущенника по отношенью к освободившему его из рабства, он может быть возвращен в рабство (revocatio in servitutem propter ingratitudinem ).

Правовое положение раба определялось в первую очередь тем, что он рассматривался не как субъект, а как объект права. Это давало возможность хозяину иметь беспредельную власть над рабом: он мог не только его безжалостно эксплуатировать, но и в любой момент продать (как обычную вещь) и даже убить.

Рабство устанавливалось (возникало) следующими способами:

  • рождением от матери-рабыни. Если отец был рабом, а мать - свободной, то ребенок не признавался рабом;
  • пленением и даже просто захватом не гражданина Рима;
  • продажей в рабство (существовала только в, древнейшую эпоху);
  • осуждение за преступление;
  • отказ от воинской обязанности;
  • Уклон от уплаты налогов;
  • Дезертирство;
  • Мошенничество;
  • Самопродажа в рабство;

Прекращалось рабство в случае когда хозяин отпускал раба на волю и тот приобретал статус вольноотпущенника. Вольноотпущенник возвращался обратно в рабство, если проявил грубую неблагодарность в отношении лица, отпустившего его на свободу. Со временем правовой статус раба стал меняться в лучшую сторону. Раба теперь нельзя было убить безосновательно (это приравнивалось к убийству чужого раба), его нельзя было отдать в гладиаторы без разрешения магистрата, к старости раб мог получить свободу и т. д.

Более того, в конце "принципата" и особенно в эпоху империи рабы стали получать в управление и пользование часть имущества рабовладельца (пекулий – земля, инвентарь, скот), то есть получили некоторые имущественные права, в том числе и возможность обязываться по договорам. Это положение является тем более важным, если учесть, что в дальнейшем рабовладелец стал отвечать по обязательствам своего раба. Способный раб получил возможность накопить себе состояние и выкупить таким образом у хозяина свободу.

Личное положение рабов.

Поскольку раб это объект права, т. е. вещь, то у него отсутствуют публичные права и обязанности – они не служат в римских войсках, не платят налогов, ибо они не признаются лицами. Не будучи субъектом права раб не имел семьи, связь раба с женщиной не признаётся браком. В сфере имущественных отношений раб мог быть предметом сделок купли – продажи, имущественного найма. Если рабу причинено телесное повреждение, то иск предъявляется его господином. Отказ господина от своих прав не делает раба свободным. Он просто станет рабом, которого может присвоить любое лицо. Раб допускался к участию в отправлении домашнего культа, место его погребения охранялось сакральным правом. Позднее было запрещено отдавать раба в труппы гладиаторов, господин утрачивал права на раба, которого покинул в болезни и старости, уголовная ответственность за убийство своего раба, как за убийство чужого.

Имущественное положение рабов.

Если раб причинил имущественный вред, то господин обязан был возместить этот вред. За рабом была признана возможность вступать в сделки, а господин предъявлял иски из таких сделок, как если бы совершил их сам. Обязательства из совершенных рабом сделок для господина не возникали. За государственными рабами признавалось право распоряжаться по завещанию половиной предоставленного им пекулия.