Общественный строй в 1 половине 19 века. Государственный строй и развитие права в первой половине XIX века. Общественный строй России первой половины XIX В

Во второй половине XVIII - начале XIX в. шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений, который привел к изменению классовой структуры российского общества. Зарождались новые классы - буржуазия и пролетариат. Все население по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городских жителей.

Господствующим классом являлось дворянство. Экономическое и политическое могущество дворян основывалось на землевладении и праве эксплуатировать крестьян, живших на принадлежавших дворянам землях. Они обладали монопольным правом на владение крепостными людьми. Представители дворянского сословия занимали все важные должности в органах государственного управления. Феодальное государство стремилось усилить позиции дворян.

Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное, распространявшееся на всех членов семьи дворянина. Дворянство обладало такими привилегиями, как свобода дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства.

Среди личных прав дворян можно отметить: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний и т. д. К имущественным правам дворянства относились следующие: право собственности; права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества; право иметь в городах фабрики и заводы; право вести торговлю наравне с купечеством и др.

С увеличением земельного ценза на выборах усилились роль крупных землевладельцев в дворянских сословных органах и их влияние на местное управление.

С 1798 г. военнослужащие, не являвшиеся дворянами, не представлялись к офицерскому званию, а все офицеры-недворяне были уволены с военной службы.

Духовенство по-прежнему делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В развитии правового положения духовенства необходимо отметить два следующих момента.

С одной стороны, представители духовенства получили большие привилегии: они и их дети были освобождены от телесных наказаний, дома духовенства освобождались от поземельного сбора, от постоя и т. д.

С другой стороны, самодержавие старалось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквах.

Наиболее преданных служителей церкви власть стремилась привязать к своей социальной среде, где господствовала дворянская аристократия. Награжденное орденами духовенство приобретало дворянские права. Таким образом самодержавие хотело превратить духовенство в немногочисленную и управляемую социальную группу.

Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных.

В 1801 г. был принят Указ, в соответствии с которым купцам, мещанам и всем крестьянам (помещичьим крестьянам - Указом 1803 г.) было предоставлено право покупать земли.

В соответствии с Указом 1803 г. о вольных хлебопашцах помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. До крестьянской реформы 1861 г. вольными хлебопашцами стали около 112 тыс. человек.

В 1816 г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они были обязаны заниматься сельским хозяйством и нести военную службу. Им запрещалось торговать, уходить в город, их жизнь регламентировалась Воинским уставом.

В целях развития промышленности в 1818г. был издан Указ, который разрешил всем крестьянам учреждать фабрики и заводы.

В 1842 г. был принят Указ об обязанных крестьянах. В соответствии с этим актом помещики могли предоставлять крестьянам землю в арендное пользование, за что те должны были выполнять установленные договором повинности.

В 1847 г. для управления государственными крестьянами было учреждено Министерство государственных имуществ. Также было упорядочено оброчное обложение, увеличены земельные наделы государственных крестьян и регламентированы органы крестьянского самоуправления: волостной сход, волостное управление, сельский сход, сельский староста.

Первая половина XIX в. характеризуется бурным ростом городов: увеличивается численность городского населения, усиливается процесс его расслоения.

В 1832 г. было учреждено личное и потомственное почетное гражданство. Почетным гражданам предоставлялись некоторые привилегии: они не платили подушной подати, не несли рекрутской повинности, освобождались от телесных наказаний.

Вследствие заинтересованности государства в развитии торговли и промышленности особыми правами наделялось богатое купечество. Купечество разделялось на две гильдии: в первую гильдию входили оптовые торговцы, во вторую гильдию - розничные.

Группу цеховых составлял и ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев. Цехи имели свои органы управления.

Рабочие люди, к которым относились лица, не принятые в состав мещанских обществ, составляли самую низшую группу городского населения.

В состав личных прав мещан входили: право на охрану чести и достоинства, личности, жизни, право на перемещение, право на выезд за границу и др. Среди имущественных прав мещанства можно выделить: право собственности на имущество, права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества, право владения промышленными предприятиями и промыслами, право на ведение торговли и т. д.

Горожане имели свой сословный суд

    Развитие российского права в первой половине XIX в.

Развитие гражданского права происходило на основе кодификации норм права. В 1832 г. был опубликован Свод законов Российской Империи, введенный в действие в 1835 г. В 1854 г. вышло второе издание Свода законов, в 1857 г. - третье. Свод законов состоял из 15 томов, 8 разделов. Гражданское законодательство было систематизировано в т. X Свода законов.

Система вещного права состояла из права собственности, права владения, права на чужую вещь, залогового права.

Имущество разделялось на движимое и недвижимое. Владение имуществом могло быть законным либо незаконным. По Своду законов всякое владение, даже незаконное, охранялось от насилия и самоуправства до тех пор, пока имущество не будет присуждено другому.

Сервитутные права включали: ограничение в праве собственности, установленное законом в пользу всех без изъятия; ограничение в праве собственности в пользу какого-либо определенного лица.

В Своде законов был специальный раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении договоров. Договоры заключались по взаимному соглашению договаривающихся сторон.

Предметом договора могли быть как имущество, так и действия лиц. Цель договора не могла противоречить закону и общественному порядку. Договоры можно было заключать в письменном или устном виде, для некоторых договоров требовался нотариальный или крепостной порядок.

Закон предусматривал следующие средства обеспечения договоров: задаток, неустойка, поручительство, залог и заклад. Различались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда.

Подробно регламентировалось семейное право.

Юридические последствия имел только церковный брак. Для заключения брака требовались достижение брачного возраста (16 лет для невесты, 18 - для жениха), согласие вступавших в брак, наличие свободы воли и сознания. Заключение брака также зависело от согласия родителей, опекунов, попечителей и других лиц (военное или гражданское начальство, владелец помещичьих крестьян и т. д.).

Препятствиями к браку были: состояние в другом браке, духовный сан, монашество, различие вероисповеданий, родство, осуждение на безбрачие.

Расторжение брака производилось в исключительных случаях и только церковью.

Социальный статус жены определялся статусом мужа. Жена была обязана повиноваться мужу, при этом она не освобождалась от обязанностей в отношении своих родителей. Нарушившая супружескую верность жена могла быть подвергнута тюремному заключению.

Имущество супругов было раздельным. Приданое жены, а также приобретенное ею имущество признавались ее собственностью. Своим имуществом супруги могли распоряжаться самостоятельно и независимо друг от друга.

Закон делил детей на законных и незаконнорожденных. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и права наследования его имущества.

В случае неповиновения дети могли быть заключены в тюрьму. В имущественных отношениях родителей и детей действовал принцип раздельности имущества.

Для наследственного права рассматриваемого периода характерно расширение завещательной свободы. Принадлежащее наследователю имущество можно было завещать кому угодно. Недействительными признавались завещания, сделанные безумными, умалишенными, самоубийцами, несовершеннолетними, монахами и лицами, по суду лишенными прав состояния. Не могли завещаться родовые майоратные и заповедные имения.

Завещание составлялось в письменной форме в присутствии свидетелей. Закон различал нотариальные и домашние завещания. В некоторых случаях допускался упрощенный порядок составления завещания.

При отсутствии завещания существовал следующий порядок наследования по закону: к наследству призывались все кровные родственники. Ближайшими родственниками были наследники мужского пола по нисходящей линии (дети, внуки, правнуки). При отсутствии сестер братья поровну делили имущество родителей. Если не было сыновей и внуков, наследство делилось поровну между дочерьми. При наличии сыновей и дочерей последние получали 1/14 часть недвижимого и 1/8 часть движимого имущества. Все остальное делилось поровну между сыновьями. Переживший супруг наследовал 1/7 часть недвижимого и 1/14 часть движимого имущества. Если у умершего не было наследников или никто не вступил в наследство в течение десяти лет со дня вызова к наследству, имущество признавалось выморочным и поступало государству, дворянству, губернии, городу или сельскому обществу.

В 1832г. был опубликован Свод законов Российской Империи, введенный в действие в 1835 г. Нормы уголовного права были систематизированы в кн. 1 т. XV Свода законов. Книга состояла из разделов, глав и статей; всего было 765 статей. Впервые были выделены Общая и Особенная части.

В 1845 г. императором Николаем I был утвержден новый уголовный кодекс - Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Кодекс был введен в действие в 1846 г. Уложение также состояло из разделов, глав и статей. Общее количество статей - 2224.

В соответствии со ст. 4 Уложения под преступлением понималось как само противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания уголовного или исполнительного законом предписано.

В Уложении 1845 г. устанавливались формы вины, стадии совершения преступления, виды соучастия, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.

Уложение вводило следующие основания, устраняющие уголовную ответственность: случайность, малолетство, безумие, сумасшествие, беспамятство, ошибка, принуждение, непреодолимая сила и необходимая оборона.

Субъективная сторона выражалась в совершении преступления умышленно либо по неосторожности.

Уложение устанавливало виды соучастия в преступлении: по предварительному сговору участников и без предварительного сговора. Соучастники делились на зачинщиков, сообщников, подговорщиков, подстрекателей, пособников, попустителей и укрывателей.

Система преступлений стала более сложной. Можно выделить следующие виды преступлений: преступления против веры, государственные преступления, преступления против порядка управления, должностные преступления, имущественные преступления, преступления против благочиния, преступления против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц и др.

Система наказаний состояла из уголовных и исправительных наказаний. Наказания подразделялись на главные, дополнительные, заменяющие.

К уголовным наказаниям относились: лишение всех прав состояния и смертная казнь, лишение всех прав состояния и ссылка на каторгу, лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь или на Кавказ. Лишение всех прав состояния означало: лишение прав, преимуществ, собственности, прекращение супружеских и родительских прав.

К исправительным наказаниям относились: лишение всех особенных прав и преимуществ, ссылка, отдача в исправительные арестантские роты, заключение в тюрьме, крепости, смирительном или работном доме, арест, выговор в присутствии суда, денежные взыскания, внушения. Лишение всех особенных прав и преимуществ состояло в лишении почетных титулов, дворянства, чинов, знаков отличия, права поступать на службу, записываться в гильдии, быть свидетелем и опекуном.

Судебный процесс носил инквизиционный характер. Решающая роль отводилась полиции - на нее возлагалось следствие и исполнение приговора.

Следствие разделялось на предварительное и формальное. Основаниями для возбуждения дела служили: донос, жалоба отдельных лиц, инициатива государственных органов (прокурора, стряпчих, полиции). После окончания следствия дело передавалось в суд.

На судебном заседании один из членов суда либо секретарь докладывали дело. Свидетели и эксперты в суд обычно не вызывались. Обвиняемому не принадлежала активная роль в судебном процессе, он был его объектом.

Доказательства подразделялись на совершенные и несовершенные. К совершенным доказательствам относились: собственное признание обвиняемого, письменные доказательства, заключение медицинских экспертов, абсолютно одинаковые показания двух свидетелей. Несовершенными доказательствами были: внесудебное признание обвиняемого, подтвержденное свидетелями, оговор посторонних лиц, повальный обыск, показания одного свидетеля, улики.

По тяжким уголовным делам суд первой инстанции составлял «мнение» и направлял его для утверждения и вынесения приговора в палату уголовного суда. Дела по незначительным преступлениям рассматривались в сокращенном составе полицейскими чиновниками


Главное противоречие в развитии российского общества, родившееся еще в предыдущий век, вытекало из назревающих формационных изменений: на смену феодализму надвигался капитализм. Уже в предыдущий период обнаружился кризис крепостнической системы хозяйства. Теперь он идет с нарастающей силой. Феодализм все больше показывает свою экономическую несостоятельность. При этом кризис феодально-крепостнической системы становится всеобъемлющим, охватывая все важнейшие сферы экономики.

В промышленности крепостная мануфактура не может выдержать конкуренции с капиталистической мануфактурой, с буржуазной организацией производства. Капитализм обеспечивает неизмеримо большую производительность труда и работает с необычайной гибкостью и изворотливостью в сложных условиях, когда ему препятствуют все устои феодализма, прежде всего крепостничество, мешающее привлекать в производство рабочую силу и сужающее внутренний рынок. Победа буржуазного производства обеспечивается применением наемного труда и введением машин. Мануфактура сменяется фабрикой. В данный период начинается промышленный переворот. С 1825 по 1860 гг. число крупных предприятий обрабатывающей промышленности и занятых в ней рабочих возросло втрое. И не случайно в этой промышленности к 1860 г. 4/5 рабочих были уже наемными. В то же время во всей промышленности доля крепостных рабочих составляла еще 44%.

Наемный труд создавал стимул для повышения производительности заинтересованного в результатах производства работника, а применение машин экономило рабочую силу, столь дефицитную в условиях феодализма, крепостничества. Попытки применения машин в крепостной промышленности наталкиваются на низкий профессиональный уровень крепостного рабочего, а главное, на его нежелание работать, поскольку он заинтересован не в повышении производительности труда, а как раз наоборот - в экономии своего труда, попросту говоря, в том, чтобы работать как можно меньше.

Нарушение закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил видно и в сельском хозяйстве.

В XIX в. Западная Европа все более нуждается в русском хлебе. С 1831 по 1860 гг. среднегодовой вывоз хлеба из России вырос с 18 млн. до 69 млн. пудов. При этом рос и внутренний рынок: сбыт хлеба на нем в 9 раз превышал экспорт. Между тем урожайность зерновых в начале века составляла в среднем - 2,5 (т.е. 1 мешок посевного материала приносил 2,5 мешка собранного зерна). Следовательно, урожайность существенно не отличалась от той, что была и века назад.

Помещики разнообразными средствами пытаются увеличить товарность своих имений. Одни это делают путем еще большего нажима на крестьянина. В «образцовом» имении графа Орлова-Давыдова была строго регламентирована вся жизнь крепостного крестьянина, для чего было издано специальное Уложение. Этот вотчинный «закон» предусматривал сложную систему наказаний за нерадение крестьян к работе и даже за невступление в брак в положенные сроки: помещику нужно постоянное пополнение рабочей силы.

Другие помещики пытаются повысить доходность своих имений путем нововведений, но и это не дает им успеха. Нововведения терпят крах из-за той же незаинтересованности крестьянина в своем труде.

Всесторонний нажим на крестьянина порождает лишь рост классового сопротивления. После некоторого затишья в самом начале века растут крестьянские волнения, особенно усиливающиеся в определенные моменты. Так, после Отечественной войны 1812 г., породившей некоторые иллюзии в крестьянстве, разлилось широкое возмущение крестьян, когда их надежды на облегчение жизни не оправдались. Новая волна крестьянских выступлений прокатилась в связи с вступлением Николая I на престол. Только в 1826 г. было зарегистрировано 178 крестьянских выступлений. В конце царствования Николая количество крестьянских волнений выросло в 1,5 раза.

Все большее развитие буржуазных отношений в экономике, кризис крепостнического хозяйства не могут не найти отражения в социальной структуре общества, где в недрах феодализма вызревает капитализм.

Важнейшим моментом, определяющим изменения в общественном устройстве в этот период, является то, что вместо прежних основных классов постепенно складываются основные классы буржуазного общества - капиталисты и наемные рабочие, буржуазия и пролетариат. Формирование новых классов, как и ранее, идет за счет разложения старых. Буржуазия складывалась главным образом из купечества и верхушки крестьянства, сумевшей тем или иным путем разбогатеть. Такие крестьяне, иногда даже помещичьи, отпускались своим господином на оброк, обогащались, принося барину значительно большую выгоду, чем если бы они работали на пашне. Значительная часть ивановских фабрикантов вышла из среды разбогатевших крепостных, которые эксплуатировали десятки тысяч собственных односельчан. Российская буржуазия первой половины XIX в., растущая количественно и богатеющая, оставалась, однако, слабой политической силой. Во всяком случае, она, как и в предыдущие века, не помышляла еще о политической власти. Революционной силой российская буржуазия не была. Первыми возмутителями спокойствия России в XIX в. стали дворянские революционеры-декабристы и Герцен, а затем - революционные демократы-разночинцы.

За счет разложения старых классов складывался и пролетариат. Он образовался из ремесленников и городского низа, но главным источником его формирования было опять же крестьянство. Помещики преимущественно нечерноземных губерний, как уже отмечалось, часто отпускали своих крестьян на заработки под условием уплаты оброка. Эти крестьяне поступали на фабрики и заводы и эксплуатировались как наемные рабочие.

Широкое распространение имела и такая форма капиталистической организации производства, когда предприниматель раздавал работу по крестьянским избам, не заботясь, таким образом, ни о помещении, ни об оборудовании. Крепостной крестьянин становился рабочим, даже сам не замечая этого.

Формирование новых общественных классов порождало и принципиально новые классовые антагонизмы, борьбу труда с капиталом. Уже в 30-40-е годы возникает рабочее движение. Царизму приходится учитывать этот новый фактор в своей политике: в 1835 и 1845 гг. издаются первые законы о труде, охраняющие элементарные права рабочих, хотя и в ничтожной степени.

Образование новых классов происходило в рамках прежней сословной системы. Деление общества на сословия оставалось в принципе незыблемым. Несмотря на все сдвиги в экономике, правовое положение отдельных групп населения было прежним. Однако пришлось сделать маленькую уступку растущей буржуазии. В 1832 г. было введено новое состояние в составе сословия городских жителей - почетное гражданство. Почетные граждане были неподатным сословием, по своему статусу близким к дворянству. Эта уступка буржуазии имела и цель оградить дворянство от проникновения в него социально чуждых элементов, поскольку замкнутость дворянского сословия усиливается. В 1810 г. Александр I разрешил верхушке купечества приобретать у казны населенные земли, специально оговорив, что это не дает, однако, покупателю никаких дворянских прав. В то же время еще в 1801 г. была запрещена раздача дворянам новых имений. При Николае I принимаются меры к тому, чтобы затруднить приобретение дворянства по службе. В 1845 г. были резко повышены требования к государственным служащим, претендующим на дворянство. Для приобретения потомственного дворянства теперь нужно было дослужиться до штаб-офицерского звания в армии и до 5-го класса по штатской службе. Среди самих дворян было установлено неравноправие в зависимости от имущественного положения в пользу, разумеется, наиболее крупных, богатых помещиков. В 1831 г. был введен порядок, по которому прямо участвовать в дворянских выборах могли лишь крупные землевладельцы и крестьяновладельцы, другие голосовали лишь косвенным путем. Надо сказать, что имущественное положение дворянства было весьма неоднородным. Во второй четверти XIX в. дворян было свыше 250 тыс., из них около 150 тыс. не имели крестьян, свыше 100 тыс. сами занимались хлебопашеством.

Экономическое развитие страны, крестьянское движение заставили сделать некоторые шаги к ослаблению крепостного права. Даже шеф жандармов Бенкендорф писал царю о необходимости постепенного освобождения крестьян. В 1803 г. был принят известный Указ о вольных хлебопашцах, в 1842 г. было разрешено помещикам передавать земли крестьянам за определенные повинности, в 1848 г. крестьянам разрешили покупать недвижимое имущество. Очевидно, что эти шаги к раскрепощению крестьян существенных изменений в их правовое положение не внесли. Важно лишь отметить, что в законодательстве о крестьянстве опробовались институты, которые потом будут использованы в крестьянской реформе 1861г. (выкуп земель, «обязанное состояние» и пр.).

Классовое и сословное деление российского общества дополнялось делением этническим. Россия, с незапамятных времен бывшая полиэтническим государством, в данный период стала еще более многонациональной. В нее входили районы, стоявшие на разных уровнях экономического развития, и это не могло не отразиться на социальной структуре империи. Вместе с тем все вновь вступавшие в Российскую империю территории типологически относились к феодальной формации, хотя и на разных ступенях развития. Следовательно, классовая и сословная структура их была в принципе однотипной.

Присоединение новых территорий к России означало включение инонациональных феодалов в общую структуру российских феодалов, а феодально-зависимого населения - в состав эксплуатируемых. Однако такое включение проходило не механически, а имело определенные особенности. Еще в XVIII в. царское правительство предоставило все права российского дворянства прибалтийским баронам. Больше того, они получили привилегии даже в сравнении с русскими дворянами. Права русских первоначально получили и польские феодалы. Молдавские бояре в Бессарабии также приобрели права российских дворян. В 1827 г. такие права получили и грузинские дворяне. В XIX в., как и раньше, на государственную службу принимались лица вне зависимости от их национальной принадлежности. В формулярных списках чиновников даже не было графы о национальности.

Что касается трудящихся, то инонациональные крестьяне имели определенные преимущества перед великорусскими. В Прибалтике раскрепощение крестьян было проведено раньше, чем в Центральной России. Личная свобода сохранилась за крестьянами Царства Польского и Финляндии. Молдавским крестьянам было предоставлено право перехода. В Северном Азербайджане царское правительство конфисковало земли непокорных феодалов, составлявшие 3/4 всех земельных владений края. При этом крестьяне, жившие на таких землях, освобождались от повинностей своим прежним феодалам и перешли на положение казенных крестьян. Права казенных крестьян получили и казахи. Больше того, им было разрешено переходить в другие сословия. Было запрещено рабство, все еще имевшее место в Казахстане. Казахское население было освобождено от рекрутчины, тяжким гнетом давившей русских крестьян.

Таким образом, инонациональные крестьяне от присоединения к России или выиграли, или, по крайней мере, ничего не проиграли.

Что касается господ, то их интересы чем дальше, тем больше начинают сталкиваться с интересами русских феодалов, а это порождает определенную волну местного национализма. Правда, царизм вел довольно гибкую политику по отношению к инонациональным феодалам, стараясь привлечь их на свою сторону, и это в большинстве случаев ему удавалось.

Изменения в государственном механизме

В развитии Российского государства выделяется в качестве самостоятельного период с начала XIX в. до 1861 г. В это время, особенно в царствование Николая I, абсолютизм достигает своего апогея. Вся власть была сосредоточена в руках одного лица - императора всероссийского. В Основных законах, открывающих Свод законов Российской империи, идея самодержавия сформулирована четко и безапелляционно: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». По-прежнему, как видим, самодержавие идеологически обосновывается божественным происхождением. Вместе с тем появляется новая идея - идея законности власти монарха.

Император в данный период стремился лично вмешиваться даже в мелочи государственного управления. Конечно, такое стремление было ограничено реальными человеческими возможностями: царь был не в состоянии обойтись без государственных органов, которые проводили бы его желания, его политику в жизнь. Русский посол в Лондоне граф С. Р. Воронцов в 1801 г. в частном письме писал: «Страна слишком обширна, чтобы государь, будь он хоть вторым Петром Великим, мог все делать сам при существующей форме правления без конституции, без твердых законов, без несменяемых и независимых судов».

Разговоры о конституции велись при Александре I. Были составлены даже два проекта - М. М. Сперанского, а позже- Η. Η. Новосильцева. Несмотря на то, что они были составлены с расчетом ни в коей мере не колебать устои самодержавия, дальше авторских упражнений дело не пошло.

Спокойно обходясь без конституции, российские императоры не могли в то же время обойтись без совершенствования государственного аппарата, без приспособления его к нуждам нового времени. По мнению современных исследователей, необходимость реформ обусловливалась двумя основными обстоятельствами. Во-первых, развитие буржуазных отношений в России и буржуазной революции на Западе требовало приспособить государственный аппарат так, чтобы он мог отстоять феодальные порядки. Во-вторых, дворянство, его верхушка, в том числе и верхи чиновничества, хотели держать императора в своих руках, чтобы он не вздумал посягнуть на их классовые привилегии, объективная необходимость ограничения которых давно назрела.

Развитие государственного механизма в целом характеризуется в предреформенный период консерватизмом и реакционностью. Изменения, в нем происшедшие, невелики и относятся преимущественно к самому началу века, когда молодой Александр I с кружком аристократов-единомышленников решил провести либеральные реформы. Эти реформы, однако, остановились на учреждении министерств и Государственного совета.

Получив от императора поручение разработать проект преобразования государственного механизма, М. М. Сперанский предложил создать Государственную думу - представительный орган, избираемый собственниками недвижимости, которому вручались законосовещательные прерогативы. Одновременно предлагалось создать сугубо чиновничий Государственный совет, на который возлагались бы также законосовещательные и вместе с тем административные обязанности. Идея Государственной думы была решительно отвергнута, ибо в ней увидели попытку ограничения самодержавия, а Государственный совет в 1810 г. был создан.

Через Государственный совет должны были проходить все законопроекты. Он и сам должен был разрабатывать важнейшие из них. Вместе с тем в «Образовании Государственного совета» подчеркивалось, что ни один проект не может стать законом без утверждения его императором. На Государственный совет возлагались также обязанности по финансовому управлению.

Совет состоял из общего собрания и 4 департаментов: департамента законов, департаментов дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии. Председателем Государственного совета считался сам император. Однако предусматривалось, что он может поручить функцию председательствования одному из членов Совета. Практически в течение рассматриваемого периода царь сам ни разу не председательствовал в Совете.

Еще раньше были реформированы органы отраслевого управления. Петровские коллегии уже на протяжении XVIII в. постепенно захирели. Принцип коллегиальности, существовавший в этих органах, все больше заменялся единоначалием их президентов, а сами коллегии при Екатерине II одна за другой упразднялись. В самом начале своего правления, в 1802 г., Александр I ввел новые органы отраслевого управления - министерства. Опыт их работы был обобщен и закреплен в 1811 г. «Общим учреждением министерств». Создавались министерства иностранных дел, военное, финансовое, юстиции и др. Круг министерств на протяжении периода менялся.

Главным отличием министерств от коллегий было утверждение принципа единоначалия. Министр полностью отвечал за руководство вверенной ему отраслью управления и имел все полномочия для осуществления этой задачи. Он был как бы самодержцем в своей сфере деятельности.

Одновременно с министерствами был создан Комитет министров. Правда, положение о нем было издано десять лет спустя, в 1812 г. Это был совещательный орган при царе, имевший, прежде всего межведомственные и надведомственные функции, т. е. он решал вопросы, касающиеся сразу нескольких министерств или превышающие компетенцию министра. Кроме того, у него был еще собственный круг полномочий, в частности. Комитет наблюдал за губернаторами и губернскими правлениями. В состав Комитета министров входили председатели департаментов Государственного совета, министры, главноуправляющие ведомствами, государственный секретарь.

Учреждением, в котором наиболее ярко отразился абсолютистский порядок устройства высших органов управления, явилась Собственная его императорского величества канцелярия. При Николае она фактически стояла над всем аппаратом управления. Судьбы государства вершила небольшая кучка людей, находившихся в непосредственном подчинении царя. При Николае I в этой канцелярии было создано 6 отделений, права которых почти не отличались от прав министерств. Особо известно пресловутое III отделение, ведшее борьбу с революционными и вообще с прогрессивными настроениями в обществе. Ему был придан корпус жандармов, шефом которого считался главный начальник III отделения. Вся страна была разбита на жандармские округа.

Тайная полиция существовала и до Николая. При восшествии на престол Александр I упразднил тайную экспедицию, существовавшую с XVIII в. Однако уже в 1805 г., уезжая на войну с Наполеоном, он создал Временный комитет высшей полиции для наблюдения за общественным мнением. После Тильзитского мира этот комитет был преобразован в Комитет общественной безопасности, которому вменялась в обязанность и перлюстрация частных писем. В конце царствования Александра I создаются органы политической слежки и в армии.

Другого рода известность получило II отделение императорской канцелярии. Оно провело колоссальную работу по систематизации законодательства России.

Местное управление не претерпело в данный период существенных изменений.



Противоречия между нарождавшимися капиталистическими и разлагавшимися феодальными отношениями наглядно видны в социальной структуре общества и политике самодержавия по отношению к сословиям. Официально население страны делилось на дворянство, духовенство, сельских и городских обывателей. Фактически уже существовали новые слои населения -- классы, которые отличались друг от друга по их имущественному признаку, то есть по отношению к средствам производства. Новыми, зарождавшимися классами являлись буржуазия и пролетариат.

Дворянство продолжало являться самым немногочисленным сословием и подразделялось на личное и потомственных. Дворяне составляли примерно 1,5% от состава населения страны, но являлись социальной опорой абсолютизма, и политика самодержавия была направлена на консолидацию этого сословия, сохранение его привилегий. Многие из дворян не являлись землевладельцами. Только потомственные дворяне имели право владеть поместьями и иметь крепостных, а таковых было не более 600 тысяч (1% от всего населения страны). Из них только 109 тыс. семей реально обладали поместьями, в основном небольшими. В каждом поместье в среднем было 7 душ крепостных, и сами помещики вынуждены были вести хозяйство наравне со своими крестьянами.

Правительство пыталось экономическими и социальными мерами поддержать дворянство. Александр I восстановил действие Жалованной грамоты дворянству, отмененной Павлом I. В 1827 г. дворяне получили право торговать с купцами и иметь союзы в городах, а указ 1845 г. вводил запрет на отчуждение и дробление поместий. Дворянские имения можно было завещать только старшему сыну. Данная мера реанимировала аналогичное законодательство XVIII в. Поддержать дворянство экономически можно было бы классическим феодальным способом -- передачей в собственность дворян государственных крестьян. Но самодержавие выступало против этой меры. Только в трудные для правительства 1810--1817 гг. Александр I с неохотой пошел на продажу дворянам 10 тысяч крепостных. Вместо этих мер правительство пыталось выдавать ссуды некоторым из помещиков и пропагандировать рачительное ведение хозяйства, но такими мерами ситуацию изменить было невозможно. Более действенными оказались другие меры. Правительство пыталось ограничить возможности дворян покупать поместья, уменьшить приток в дворянство представителей других сословий. Вместе с этим в своей сословной политике правительство пыталось опираться не на всех дворян, а на крупных землевладельцев. Остальных же экономическими мерами подталкивали на продолжение несения государственной службы.

В 1831--1832 гг. правительство ограничило право мелкопоместных дворян избираться на общественные должности в дворянских собраниях, существенно повысив имущественный ценз.

В XIX в. собственно дворянами стали считать потомственных дворян. Сюда относились лица, которым это состояние было пожаловано именным царским указом, за заслуги в несении военной или государственной службы. В качестве потомственных дворян признавались «древние благородные роды» и отпрыски иностранных аристократов.

Духовенство первой половины Х1Хв. являлось самым немногочисленным сословием и насчитывало в общей сложности 150 тыс. человек. Политика правительства по отношению к этому сословию заключалась в том, чтобы сохранить его замкнутым, наследственным, недоступным для представителей других, прежде всего податных сословий. В начале XIX в. усилилась тенденция трансформации духовенства в служащих. Эти меры привели к тому, что к духовенству относились только непосредственно священнослужители и небольшое число черного духовенства (около 30 тыс. монахов и послушников).

Имущественное и правовое положение оставшихся в «духовном звании» неуклонно повышалось. В первой четверти XIX в. священнослужители было освобождены от телесных наказаний и поземельного сбора, а их дома от постоя. Во второй четверти XIX в. белому духовенству стали жаловать дворянское звание, дозволяли покупать недвижимость, улучшать содержание монастырей. Государство содействовало духовным, просветительским, благотворительным мероприятиям русской православной церкви.

Городское население к 1861 г. достигло 6,5 млн. человек, что составляло 8% населения России. Капиталистические отношения в первой половине XIX в. быстрее всего развивались в городах, поэтому в большей степени затронули городское население. Политика самодержавия также сказалась на развитии городского сословия. Павел I отменил действие Жалованной грамоты 1785 г., а сословную систему городского управления заменил в Москве и в Санкт-Петербурге жестким администрированием и в 1800 г. распространил его на всю Россию. Во главе города стояла «Комиссия о снабжении резиденции припасами, распорядком квартир и прочих частей, до полиции принадлежащих», находящаяся с 1801 г. в подчинении губернаторов. В состав «Комиссии» входили городское правление (ратгауз) две конторы по продовольственному снабжению и городскому благоустройству. Права городских сословий были восстановлены Александром I, который отменил бессословное городское управление и вновь ввел в действие Жалованную грамоту городм Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России XIX--XX вв.: учебное пособие//Феникс, Ростов н/Д.-2000..

Сокращение числа священнослужителей, увольнения из армии офицеров не дворян, появление в городах разорившихся дворян привели к формированию в городах новой группы -- разночинцев, то есть «людей разных чинов». Разночинцы не являлись податным сословием, так как юридически относились к тем сословиям, из которых они происходили.

Городское население имело ряд льгот. Указ 12 декабря 1801 г. давал городским обывателям право покупать незаселенные земли. В 1807 г. учреждалось «первостатейное купечество». В эту социальную группу входили именитые граждане, задекларировавшие капитал свыше 30 тыс. рублей, осуществлявшие внешнюю торговлю, судовладельцы. Первостатейное купечество обладало правом «приезжать ко двору его императорского величества», являться поставщиком товаров ко двору. Социальное положение подтверждалось правом носить шпагу (как дворяне), первостатейных купцов заносили в так называемую «бархатную книгу». Первостатейные купцы награждались орденами и медалями, имели другие экономические и социальные льготы.

Второстатейное купечество имело право осуществлять розничную торговлю, для чего разрешалось учреждать и развивать торговые, производственные предприятия, и при декларировании состояния в 30 тыс. руб. можно было стать первостатейным купцом.

Крестьяне в России первой половины XIX в. составляли более 90% населения страны. Крестьяне делились на три большие группы, различаемые по своей ведомственной принадлежности. Три основных разряда крестьян назывались государственными (казенными), владельческими (помещичьими), удельными. Существовали и неосновные малочисленные подгруппы крестьян (посессионные -- не более 12 тыс. душ, крестьяне военных поселений -- они насчитывали до 1/3 численности состава армии -- и однодворцы -- таковых насчитывалось 2 млн). Некоторые исследователи склонны различать две группы: сельские обыватели и крепостные крестьяне. Крестьяне отличались и по имущественному положению, например, «водворенные на собственных землях», «инородцы», крестьяне южных, более богатых регионов. Как и в предыдущий период, в более выгодном положении оказались государственные и удельные (до 1797 г. дворцовые) крестьяне.

Крестьяне, независимо от своей принадлежности, профессиональных отличий, имущественного положения, заносились в ревизские списки, подлежали рекрутским наборам, телесным наказаниям и являлись податным населением. Размер подушной подати в этот период вырос с 1 руб. 26 коп. до 3 руб. 30 коп. Вне зависимости от ведомственной принадлежности в крестьянской среде существовала община, а в крупных владениях она обладала функциями самоуправления Цечоев В.К. История государства и права России с древнейших времен до 1861 г. Серия «Учебники, учебные пособия»//Феникс, Ростов н/Д.-2000..

В более выгодном положении оказались государственные (казенные) крестьяне. Однако и эта группа крестьян не была однородной и распадалась на несколько групп. Наряду с термином «казенные крестьяне» в первой четверти XIX в. продолжает употребляться термин «черносошные крестьяне» (в основном население северных губерний России). Черносошные, как и казенные крестьяне не подлежали переводу в крепостное состояние (Александр I, Николай I были против такого рода «пожалований»). Государственные крестьяне являлись податным сословием, кроме установленной законом подушной подати платили фиксированный оброк, подлежали рекрутской повинности. Их могли перевести в военные поселения, а до 1840-х гг. могли сдать в аренду (посессию) частным лицам. Вместе с тем казенные крестьяне реально пользовались льготами, которыми их наделило правительство. По указу 12 декабря 1801 г. государственные крестьяне имели право покупать незаселенные земли (крепостные крестьяне стали обладать таким правом 47 лет спустя). Указ 28 декабря 1818 г. давал право всем крестьянам (в том числе помещичьим) заводить фабрики и заводы, но этими правами чаще пользовались более зажиточные государственные крестьяне.

Развитие капитализма, рост антифеодальной борьбы подталкивали правительство к предпринятию мер, способствовавших выходу крестьян из крепостной зависимости. Однако осуществить выход крестьян из крепостной зависимости было возможно только с согласия помещиков. Поэтому в первой половине XIX в. выходит несколько законов, действие которых зависело от согласия помещиков.

20 февраля 1803 г, Александр I подписал указ «О вольных хлебопашцах». Указ предусматривал освобождение крестьян на волю за выкуп, размер которого устанавливался с обоюдного согласия помещика и крепостного. Этот закон, который в оригинале назывался «Об отпуске помещиками крестьян своих на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных» (20 февраля 1803 г.), предусматривал отпуск крестьян на волю с земельным наделом, чтобы «крестьяне, таким образом уволенные, могли оставаться в состоянии свободных земледельцев, не обязываясь входить в другой род жизни» Цечоев В.К. История государства и права России с древнейших времен до 1861 г. Серия «Учебники, учебные пособия»//Феникс, Ростов н/Д.-2000..

  • Предмет, задачи и методы изучения истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Методы и принципы изучения истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
    • Источники и историография
  • Государство и право Древней Руси (IX - XII вв.)
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII-XV вв.)
    • Причины политической раздробленности
    • Основные тенденции развития Галицко-Волынского княжества
    • Общественный строй и право Владимиро-Суздальского княжества
    • Русские земли в составе Великого княжества Литовского
    • Особенности общественно-политического и правового развития Новгородской и Псковской феодальных республик
    • Золотая Орда и Русь (XIII-XV вв.)
  • Образование русского централизованного государства и развитие права (2-я половина XIV - 1-я половина XVI в.)
    • Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Московского княжества
    • Правовое положение населения в Московском княжестве
    • Государственный строй Московского княжества
    • Суд и процесс в Московском государстве
    • Развитие права на территории Московского государства
  • Сословно-представительная монархия в России и развитие права (2-я половина XVI - конец XVII в.)
    • Общественный строй России в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
    • Судоустройство и судопроизводство в России периода сословно-представительной монархии
    • Право периода сословно-представительной монархии
  • Государство и право России в период становления и развития абсолютной монархии (конец XVII-XVIII в.)
    • Предпосылки образования абсолютной монархии в России
    • Общественный строй в период становления и развития абсолютной монархии
    • Изменения в государственном строе России в период развития абсолютизма
    • Судоустройство и судопроизводство в России периода абсолютной монархии
    • Развитие права в период абсолютной монархии в России
  • Российская империя и развитие права (1-я половина XIX в.)
    • Общественный строй России в первой половине XIX в.
    • Государственный строй России первой половины XIX в.
    • Изменения в судебной системе в конце XVIII - начале XIX в.
    • Кодификация российского законодательства и развитие права в Российской Империи
  • Государство и право России в период буржуазных реформ и контрреформ (2-я половина XIX в.)
    • Предпосылки реформ
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Судебная реформа 1864 г.
    • Реформа полиции во второй половине XIX в.
    • Военная реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформа системы образования во второй половине XIX в.
    • Контрреформы 80-90-х годов XIX в.
    • >
    • Развитие права в России во второй половине XIX в.
  • Государственно-правовое развитие России (1900 г. - февраль 1917 г.)
    • Особенности социально-экономического и политического развития России в конце XIX - начале XX в.
    • Общественный строй
    • Государственный строй. Учреждение Государственной думы
    • Изменения в судебных и карательных органах
    • Государственный аппарат и развитие права в период Первой мировой войны (1914-1917 гг.)
  • Государство и право России в период между февральской и октябрьской революциями (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция и формирование новой государственной системы. Двоевластие
    • Законодательная политика Временного правительства (март - октябрь 1917 г.)
  • Cтановление и развитие советского государства и права (1917-1920 гг.)
    • Октябрьская революция и создание советской государственной системы
    • Становление и развитие советской судебной системы
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Изменения в государственном аппарате России в годы гражданской войны
    • Национально-государственное строительство раннего Советского государства
    • Формирование основ советского права
  • Советское государство и право в период НЭПА (1921-1929 гг.)
    • Причины перехода к новой экономической политике
    • Изменения в системе органов государственной власти и управления
    • Образование СССР
    • Конституция СССР 1924 г. Конституция РСФСР 1925 г.
    • Судебная реформа 1922 г. и совершенствование судебной системы
    • Право в период НЭПА
  • Государство и право СССР в период становления и развития государственнопартийного социализма (1930-1941 гг.)
    • Преобразование политической системы и государственного аппарата
    • Конституции СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г.
    • Дальнейшее развитие СССР как союзного государства
    • Особенности развития судебной системы СССР в 1930-1941 гг.
    • Основные тенденции развития права
  • Государство и право СССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
    • Преобразование государственного аппарата. Создание чрезвычайных органов власти
    • Изменения в судебной системе в период Великой Отечественной Войны
    • Особенности развития права в период Великой Отечественной Войны
  • Государство и право СССР в период восстановления и развития народного хозяйства (2-я половина 1940 - 1-я половина 1950-х гг.)
    • Изменения в системе органов государственной власти и управления в период восстановления и развития народного хозяйства
    • Судебная система в период восстановления и развития народного хозяйства
    • Развитие права в период восстановления и развития народного хозяйства
  • Государство и право СССР в период либерализации общественных отношений (2-я половина 1950 - 1-я половина 1960-х гг.)
    • Преобразования в системе государственного управления. Реформы Н.С. Хрущева
    • Изменения в судебной системе в период либерализации общественных отношений
    • Право в СССР периода либерализации общественных отношений
  • Государство и право в условиях кризиса советского общества (2-я половина 1960- 1-я половина 1980-х гг.)
    • Эволюция государственно-политической системы
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Судебная система СССР в 1960-1980-х гг.
    • Развитие права в СССР 1960-1980-х гг.
  • Особенности государственно-правового развития СССР в период перестройки (1985-1991 гг.)
    • Попытки реформирования советского государства. Перестройка
    • Изменения в системе органов государственной власти и управления в период перестройки
    • Судебная система в период перестройки и распада СССР
    • Право в период перестройки
    • Распад СССР
  • Государство и право Российской Федерации
    • Последствия распада СССР для Российской Федерации. Россия и СНГ
    • Развитие государственного механизма суверенной России
    • Национально-государственное устройство России. Конституция РФ 1993 г.
    • Судебная реформа в современной России
    • Развитие права в современной России

Общественный строй России в первой половине XIX в.

В условиях официально существовавших четырех сословий (дворянство, духовенство, мещанство и крестьянство) социально-классовая структура российского общества стала изменяться. В первой половине XIX в. начали зарождаться новые классы - буржуазия и пролетариат.

Дворянство. Дворяне, владевшие большей частью земельных угодий и крепостных крестьян, были наиболее привилегированным, экономически и политически сильным сословием. В государственном аппарате они занимали высшие должности. В этот период был существенно ограничен доступ во дворянство. Если раньше для получения звания потомственного дворянина необходимо было дослужиться по Табели о рангах до VII класса, теперь для этого надо было получить IV класс.

В связи с тем, что Александр I восстановил действие «Грамоты на права и преимущества благородного российского дворянства» 1785 г., которую упразднил в конце XVIII в. Павел I, дворяне сохранили за собой все привилегии, полученные в годы правления Екатерины II. Кроме того, им было предоставлено прав приобретать в городах фабрики и заводы, а также заниматься торговлей. Для практической реализации этих прав государство оказало экономическую поддержку дворянам, предоставив им льготные кредиты через Государственный заемный банк и другие учреждения.

Представители крупного дворянства получили также право занимать соответствующие выборные должности. Так, в Манифесте «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным» от 6 декабря 1831 г. было установлено, что на дворянские должности могли быть избраны дворяне, являвшиеся собственниками более 100 крепостных крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной земли. В 1845 г. было принято решение, в соответствии с которым заповедные дворянские имения (майораты) мог наследовать только старший сын, их нельзя было делить и передавать посторонним лицам.

Духовенство. Оно подразделялось, как и в предшествующий период на черное (монашествующее) и белое (приходское). Однако правовой статус духовенства в первой половине XIX в. изменился, оно окончательно превратилось в служилое сословие, состоявшее на государственной службе. В то же время священнослужители получали новые привилегии. С 1801 г. они были освобождены от телесных наказаний, а в 1835 г. такую привилегию получили и их дети. Кроме того, дома служителей церкви в 1807 г. были освобождены от поземельного сбора, а в 1821 г. - от постоя военных подразделений, которые были достаточно обременительными.

Параллельно с данными мерами государство стремилось ограничить духовное сословие только священнослужителями, несшими службу в церквах. Так, в 1803-1805 гг. всем лицам духовного звания, не имевшим штатных мест при церкви, было предоставлено право избирать по своему усмотрению государственную службу. А в соответствии с Указом 1828 г. всем детям священнослужителей, не получившим штатной должности при церкви, было предложено в течение года поступить на гражданскую или военную службу. В противном случае мог быть понижен их правовой статус, а они могли быть переведены в одно из сословий, обязанное платить налоги. Затем представителям духовенства было предоставлено право на получение звания потомственных почетных граждан.

Хотя после завершения секуляризация в 1764 г. было полностью ликвидировано церковное землевладение, с 1822 г. священнослужители, имевшие дворянское происхождение, получили право покупать мастеровых и крестьян. Сохранялся также установленный Павлом I порядок, в соответствии с которым представители духовенства, награжденные орденами, приобретали дворянские права. В 1825-1845 гг. дворянские права получили свыше 10 тыс. служителей церкви.

Крестьянство. Большую часть населения России составляли феодально-зависимые крестьяне, подразделявшиеся на следующие категории: помещичьи, посессионные, удельные и государственные.

Помещичьи крестьяне принадлежали к наиболее бесправной категории. Помещики имели право распоряжаться ими как движимым имуществом. Тем не менее под влиянием развития капиталистических отношений государство вынуждено было предпринять ряд мер по изменению их статуса. Так, в Указе 1803 г. «О вольных хлебопашцах» помещикам было предоставлено право отпускать своих крестьян на волю за соответствующий выкуп. Однако данная мера не получила широкого распространения, так как помещики устанавливали достаточно высокий размер выкупа, который не были в состоянии выплатить крепостные крестьяне. Так, почти за 60 лет действия данного указа были отпущены на волю лишь около 12 тыс. крестьян.

В Указе 1842 г. «Об обязанных крестьянах» помещики получили право передавать крестьянам землю в пользование. За это крестьяне должны были нести повинности в пользу помещика, установленные в соответствующем договоре. Кроме того, за помещиками сохранялось право осуществления правосудия по незначительным делам. Статус обязанных крестьян до реформы 1861 г. получили свыше 27 тыс. крепостных.

В связи с отменой монополии дворян на землю вносились изменения и в имущественные права других сословий. В соответствии с Указом 1801 г. купцам, мещанам и крестьянам (за исключением помещичьих) было предоставлено право покупать землю. А в Указе 1848 г. такое право получили и помещичьи крестьяне.

Однако такие меры не затрагивали основы крепостного права в России, что вызывало недовольство крестьян. Массовые выступления крестьян в Прибалтике способствовали тому, что в 1804 г. был издан Указ, в соответствии с которым крестьяне объявлялись прикрепленными к земле, а не к помещику. Был также введен запрет на их продажу без земли. Однако волнения продолжались и Александр I в 1816-1819 гг. вынужден был освободить крестьян Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерний без земли. Тем не менее получившие волю крестьяне вынуждены были арендовать у помещиков землю, выполняя за это феодальные повинности.

В 1816 году по предложению бывшего военного министра А.А. Аракчеева было принято решение переводить государственных крестьян на положение военных поселенцев. К 1825 г. такой статус получили около 400 тыс. человек. Эти крестьяне должны были нести военную службу и обрабатывать землю, сдавая при этом государству половину собранного урожая. В то же время их права были существенно ограничены: на них распространялся запрет на торговлю, даже на посещение города по хозяйственным делам. Фактически вся их деятельность регламентировалась нормами Воинского устава 1716 г. Такое положение вызвало недовольство и массовые выступления военных поселенцев.

В 1837 году была проведена реформа, в соответствии с которой управление государственными крестьянами было передано Министерству государственных имуществ. Кроме того, был установлен новый порядок оброчного обложения, незначительно увеличены земельные участки государственных крестьян, а также более четкую регламентацию получили органы крестьянского самоуправления (волостной сход и волостное управление, сельский сход и сельский староста).

В связи с низкой производительностью труда посессионных крестьян и более широким применением наемного труда в 1840 г. владельцам фабрик и заводов было предоставлено право их освобождать.

Городские жители. В первой половине XIX в. городское население подразделялось на следующие категории:

  1. почетные граждане (потомственные и личные);
  2. купцы двух гильдий;
  3. цеховые;
  4. мещане;
  5. рабочие люди.

В 1832 году в городах было учреждено личное и потомственное почетное гражданство. К категории потомственных почетных граждан относились: крупные промышленники, ученые, художники и дети личных дворян. Личными почетными гражданами становились чиновники низших классов и горожане, имевшие высшее образование. Почетным гражданам предоставлялись следующие привилегии: они не платили подушной подати, не служили в армии на основе рекрутской повинности, а также были освобождены от телесных наказаний.

Купцы делились на две гильдии: 1) оптовые торговцы; 2) розничные торговцы. Они сохранили прежние привилегии. В частности, они могли награждаться орденами и получать чины соответствующих классов.

К цеховым относились ремесленники, прикрепленные к цехам, и подразделялись на мастеров и подмастерьев. Каждый цех формировал свои органы управления.

Большую часть населения городов составляли мещане, работавшие в основном на фабриках и заводах по найму. Их правовой статус в данный период практически не изменился.

Низшую социальную группу представляли, так называемые «рабочие люди», не имевшие постоянной работы и находившиеся под постоянным надзором полиции. Они являлись самой бесправной категорией городского населения.

Все население продолжало делиться на дворян, духовенство, крестьянство и горожан. На вершине Олимпа стояло первое сословие- дворянство.

Однако права, дарованные одним самодержцем, могли быть отобраны другим. Как это и случилось во времена царствования Павла 1.

Все дворянские привилегии Александр 1 вернул дворянству, восстановив во всем объеме Жалованную грамоту. Более того, дворянам было разрешено обзаводиться в городах фабриками и заводами, заниматься торговлей, создавать предприятия в деревне. Особые привилегии получили крупные землевладельцы. Манифест от 6 декабря 1831 г. “О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным” позволил избираться на дворянские общественные должности лишь дворянам, у которых имелось не менее 100 душ крепостных крестьян или 3 тысячи десятин незаселенной земли. В основу наследования дворянских имений был положен майорат, крупные имения дворян нельзя было дробить и отчуждать на сторону.

Дворянское сословие продолжало оказывать огромное влияние на государственные дела. Офицеры=дворяне.

Почти все наиболее крупные вотчины были на оброке. Владельцы таких вотчин не жили в них, а пребывали в Петербурге при дворе. Крепостное право и крепостная вотчина со всеми ее порядками были основой дворянской мощи.

Старая политическая форма управления должна была обеспечить старый общественный строй. А у дворянства были все основания опасаться за незыблемость последнего.

Дворянское спокойствие было нарушено двумя указами царя, подготовленными Сперанским: относительно “придворных званий” и экзаменов на гражданские чины. Прежде придворные звания сразу же предполагали и чины. Согласно указу звания при дворе не давали право на чин, тем самым и отбиралось право занимать высшие гос. должности без делового подтверждения. Это значило, что высшие чины можно было получить при наличии образования. Такой подход приоткрывал возможность для продвижения по гос. службе разночинной интеллигенции. Оба приказа вызвали открытое возмущение аристократии.

Мечты об “истинном” управлении, о законности с начала XIX столетия занимали русское общество, прогрессивно настроенных представителей дворянского сословия. Власть дворян, деятельность всех высших государственных органов оспаривались с точки зрения граж. равенства и необходимости отмены крепостного права. По мере роста этих настроений предметом острой критики стала вся политическая система общества. Образовались тайные вольнодумные общества. Именно в этот период П. И.Пестель написал свою “Русскую правду”, а Н.М. Муравьев - проект конституции.

Правовое положение духовенства меняется. Оно получает дополнительные привилегии. Отменены телесные наказания священников, дьяконов и их детей. Духовенство освобождено от земельного сбора (1807 г.) и от постоя (1821 г.). Вместе с тем, сокращалось число лиц духовного звания, пользующихся привилегиями: не имеющие штатных мест должны были избрать себе “род жизни”; дети священнослужителей обязывались Указом 1828 г. избрать себе гражд. или воен. службу, а кто не сделал этого в течение года, записывался в одно из податных сословий. Постепенно осуществлялся перевод приходского духовенства на гос. содержание, а награжденные из его числа орденами получали наследственные дворянские права.

Основную массу населения составлялокрепостное крестьянство. Александр 1 со своими друзьями осуждал крепостное право с морально-этических позиций, но он не был сторонником решительных мер, а надеялся, что цель будет достигнута путем медленных и осторожных шагов. Так, в 1803 г. вышел указ “О вольных хлебопашцах”, предоставлявший помещикам право освобождать своих крестьян с землей за выкуп по договоренности сторон.

28 мая 1802 г. вышел указ о запрещении печатать объявления о продаже крепостных крестьян без земли. Русское земледельческое производство первой половины XIX в. все более ориентировалось на рынок, превращаясь в товарное производство и втягиваясь в денежно-хозяйственные отношения.

Монопольное право дворян на землю отменялось. Указ от 12 декабря 1801 г. предоставил купцам, мещанам и всем крестьянам, кроме помещичьих, право покупать землю. В 1830 г. крепостные крестьяне составляли 37% от общего числа крестьян.

Земля делалась объектом свободного гражданского оборота. Дворянскую землю стали приобретать и бывшие крепостные.

Среди дворянства появились просвещенные кружки, в которых сознавали необходимость освобождения крестьян. Однако широкая масса дворянства, разумеется, была против каких-либо реформ крепостного права.

Один за другим учреждались секретные комитеты по крестьянскому вопросу. И деятельность этих комитетов, протекавшая в самой непроницаемой тайне, кончалась ничем или почти ничем.

Не сладив с крестьянским вопросом в его целом, Александр 1, а затем и Николай 1 обратили свой взор на ту группу крестьян, которая принадлежала казне и носила название государственных. Категория государственных крестьян заметно увеличили крестьяне церковных земель, отобранных Екатериной II у монастырей в 1764 г., так называемые “экономические” крестьяне. Их юридическое положение было противоречиво. Свод законов признавал их “свободным сельским сословием”. Они обладали гражданскими правами. Дети государственных крестьян могли поступать в высшие учебные заведения. Высшей инстанцией, где сосредоточивалось управление государственными крестьянами, был Департамент государственных имуществ в Министерстве финансов. В 1816 г. начался процесс перевода государственных крестьян на положение военных поселенцев. Начальником военных поселений становится генерал А.А. Аракчеев, главный советник Александра 1.

Наиболее тяжелым оставалось положение помещичьих крестьян. Половина крестьянского дохода шла помещику в виде оброка. Массовый голод крестьян был обычным явлением. Понятно, что крепостное население, питавшееся Бог знает чем (мхом, лебедой, древесной корой), вымирало. Смертность помещичьих крестьян превосходила рождаемость.

Городское население делилось на почетных граждан, купцов, цеховых, мещан и рабочий люд.

Почетное гражданство было введено с целью выделения верхушки возникающей буржуазии из общей массы городского люда. Оно разделялось на потомственное и личное. Первое присваивалось по праву рождения, второе - по представлению министров или личной просьбе. Почетные граждане пользовались целым рядом привилегий: свободой передвижения, освобождением от телесных наказаний и от личных принудительных работ. Но самым существенным было их освобождение от всех налогов и податей.

Купцы приписывались к одной их двух гильдий (занятие оптовой торговлей - первая гильдия; розничной - вторая). Наряду с общими правами (свобода передвижения, право награждения чинами и орденами, свобода от телесных наказаний) купцы первой гильдии имели право приезда к императорскому двору, носить губернский мундир, получать звание коммерц- и мануфактур-советников. Во главе городского купеческого общества был выборный староста.

Всякий, кто занимался каким-либо ремеслом, обязан был записываться в цех. Ремесленники делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.

Концентрация производства на фабриках и заводах способствует разрушению цеховой организации. В 1825 г. более половины всехфабричных рабочих трудились по вольному найму. В 1840 г. был издан закон, по которому фабриканты приобрели право освобождать посессионных рабочих за плату из казны. Таким образом, был сделан первый шаг к вольнонаемному труду. Отпущенные помещиками на заработки крестьяне не были заинтересованы в результатах своего труда, ибо львиную долю заработка они вынуждены были отдавать помещику. Более того, помещик мог в любой момент отозвать своих крестьян с фабрики, нарушив и интересы фабрики.

Большинство городского населения принадлежало к мещанам. Они никакими особыми правами не пользовались. Состояние мещанства передавалось потомству и жене. Мещанское общество каждого города управлялось старостой и его помощниками, избираемыми на 3 года и утверждаемыми губернатором.

49

Основные проблемы формирования абсолютной монархии в России. Правовой
статус главы государства, органов власти и управления. Коллежская реформа.

Для возникновения абсолютизма необходимы: экономические (развитие торговли и промышленности, товарно-денежных отношений, зарождение буржуазных отношений,), социальные .-(обострение классовых противоречий и борьбы, разложение общины), политические (необходимость борьбы за экономическую и политическую независимость страны, выход к морю).Император – есть самовластный монарх, который не кому о своих делах не отчитывается, ему принадлежит высшая законодательная,административная, является верховным главнокомандующим и главой церкви.