Он хотел жить по уставу

Мы много говорим как правильно поститься, а ведь устав о посте достаточно подробно прописан в Типиконе.
Предлагаю вашему вниманию достаточно подробное описание как нужно поститься из дневника протоиерея Геннадия Беловолова:

Общие положения православного устава о трапезе

Православный Устав не предполагает более 2-х трапез в день. Первая трапеза обыкновенно совершается после Божественной Литургии, т.е. около полудня, а вторая – после вечерни, т.е. вечером. Если же положена только одна трапеза, то она обычно предлагается в 9-й час по Византийскому времени.

На Византийском принципе времяисчисления основаны все временные указания Типикона. Этот принцип привязывал часы к восходу и заходу солнца. В настоящее время он продолжает действовать на Св. Горе Афон. Согласно Византийским часам время от восхода до заката делилось на 4 стражи дня, и также время от заката до восхода на 4 стражи ночи. Каждая стража состояла из 3 часов. Соответственно, 1-й час дня начинался с восходом солнца, а 12-й час дня заканчивался с закатом. Существует традиция примерного перевода этой системы на современные часы, когда 1-й час дня по Типикону соответствует 6 часам утра в нашем понимании, а 1-й час ночи – нашим 6 часам вечера (18.00). Этой общепринятой традиции будем придерживаться и мы, указывая примерное время, когда положено совершать трапезу по Типикону.

В отношении качества пищи можно выделить следующие типы трапезы (приводятся в порядке возрастания строгости поста):

Разрешение «на вся» или «на трапезе братии утешение велие». Отсутствие ограничений (сохраняется только невкушение мяса монашествующими во всех случаях)

Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются (такое бывает для мирян только на сырной седмице – т.е. маслянице)

Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба (и, естественно, горячая растительная пища, растительное масло, вино)

Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища – «варение» (т.е. прошедшая тепловую обработку – вареная, печеная и т.п.) с растительным маслом и вино.

Воздержание также от растительного масла и вина. Дозволяется горячая пища без масла.

Сухоядение. Дозволяется «хлеб и вода и сим подобная» (глава 35), т.е сырые, сушеные или моченые овощи, фрукты (в Типиконе предлагаются, например: изюм, маслины, орехи (глава 36), смоквы, т.е. инжир) – «едино коеждо на кийждо день» (глава 36), т.е. каждый раз что-либо одно из этого.

Полное воздержание от пищи и пития – то, что в Типиконе собственно и именуется словом «пост».

Естественно, что менее строгое установление разрешает все, что возможно при более строгом посте. То есть например, если по уставу положена рыба, то конечно можно вкушать и растительное масло, а если разрешаются молочные продукты, то можно вкушать и рыбу.

Вино в византийской традиции употреблялось повсеместно, преимущественно разведенное горячей водой, и считалось естественной составляющей обычной трапезы. Этим объясняется довольно частое разрешение на употребление вина в уставе о трапезе. Естественно, речь идет только о натуральном виноградном вине без добавления спирта или сахара. Мера вина оговаривается весьма четко: от 1 до 3 красовуль* (т.е. чаш). Также устав отмечает, что «похвала монаху, еже не пити вина» (глава 35), т.е. что воздержание от вина даже в те дни, когда оно уставом разрешается, весьма похвально.

Порядок трапезы, особенно в Рождественский и Петров посты, тесно связан с разрядом, т.е. степенью праздников. С точки зрения правил поста имеют значение следующие три разряда церковных праздников: I – бденные,

II – полиелейные и со славословием,

III – малые.

В Типиконе общий порядок Трапезы описан в главе 35. Дополнения же и уточнения по поводу трапезы в праздничные дни и в посты приводятся в главах: 32, 33, 34, 36, а также в самом месяцеслове (глава 48), где делаются указания относительно Рождественского Поста и приводится порядок трапезы в конкретные праздники. Также указания о трапезе есть в главах 49 и 50 – «О Четыредесятнице» и «О Пятидесятнице» и 51 «Начало Поста святых славных и всехвальных Апостол (Петра и Павла)». Мы постараемся согласовать все эти указания в общую систему.

Порядок трапезы вне длительных постов.

В непостное время и в непостные дни, т.е. кроме среды, пятка (а в монастырях к постным дням относится также и понедельник), положено вкушать дважды в день без ограничения в качестве пищи.

В Воскресные дни и в Господские двунадесятые праздники на обед полагается три перемены блюда, на ужин – два. В остальные непостные дни – на обед два блюда, на ужин – одно.

Блюда на обед и ужин полагается вкушать одинаковые. Готовить специально для вечерней трапезы Типикон не разрешает. Однако вкушать вечернюю трапезу полагается в теплом виде.

Вино полагается на трапезе только в Воскресные и праздничные дни. В другие, даже непостные дни его употребление без особой нужды или немощи возбраняется.

В среду и пяток (в монастырях к ним приравнен и понедельник) – один раз в день «в 9-й час» (около 15.00). По 69-му правилу Святых апостолов, на которое ссылается Типикон, пост среды и пятницы во весь год приравнен к Великому посту. Это означает, что положено вкушать один раз в день сухоядение, «кроме немощи и праздника» (глава 33).

За нарушение этого поста, как и Великого поста, мирянин подвергается отлучению от Причастия на время, священник же извергается из сана.

В Праздники пост среды и пятницы послабляется следующим образом:

Если на среду или пятницу (в монастыре – и на понедельник) выпадет праздник Рождества Христова или Богоявления, то пост отменяется, вкушается две трапезы без ограничения качества пищи.

Если на эти же дни выпадают двунадесятые Богородичные праздники (Рождество Богородицы, Успение, Сретение) или великие свв. Апп. Петра и Павла, Рождества Иоанна Предтечи, Покрова, бденных святых, то поставляется две трапезы в день и разрешается вкушение рыбы. Пост на молочную и мясную пищу сохраняется.

Если на постные дни выпадает средний праздник (полиелейные и со славословием), то совершается две трапезы, причем на первую положено сухоядение, а вечером – вареная пища с елеем.

В малые праздники, выпавшие на среду или пятницу (в монастыре – и понедельник) Типикон назначает вкушать одну трапезу в 9-й час (15.00), но разрешает, «егда беда душевная не зрится», вкушать вареную пищу без елея или даже с елеем (глава 36).

В периоды продолжительных постов послабления в двунадесятые и великие праздники оговаривается особо, а именно:

В Праздники Преображения, Введения и Входа Господня в Иерусалим (которые всегда приходятся на время поста) в любой день недели разрешаем на рыбу, вино и елей, поставляя две трапезы (глава 33). Т.е. устав такой же, как в великие праздники, выпавшие на среду или пятницу.

В Праздники Воздвижения Креста и Усекновения главы Иоанна Предтечи (великие, но постные праздники) положено вкушать два раза, разрешая на вино и елей, но без рыбы.

В Благовещение, которое почти всегда приходится на Великий Пост, устав о трапезе зависит не только от дня седмицы, но и от того, на какую часть Великого Поста оно придется. Об этом празднике мы скажем в следующей главе.

Трапеза во время Поста

Православная Церковь установила четыре продолжительных Поста – по одному на каждое время года. Каждый из них готовит христианина к одному из важнейших Церковных Праздников, и каждый имеет различное посвящение. Самый древний, самый продолжительный, самый строгий и самый важный Пост – Великий. Он является подготовкой ко встрече Страстной Седмицы и Пасхи Христовой. Великий Пост предлагается нам весной и по свидетельству Церковного Предания, зафиксированного в Богослужении, сам есть «весна духовная» ко обновлению наших духовных чувств и благочестивых мыслей. Длится Великий Пост 49 дней. В Типиконе он именуется «Святая Четыредесятница», и самим названием подчеркивается особая благодать этих дней. Наименование «Четыредесятница» от церковно-славянского числительного «четыредесять», т.е. «сорок» - не случайно. Собственно Великий Пост длится ровно 40 дней, поскольку из общего числа 49 исключаются двунадесятые праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим, в которые пост послабляется и на языке Типикона уже не может именоваться постом в строгом смысле, а также 6 дней Страстной Седмицы, которые образуют особый Богослужебный и аскетический цикл – Пост Страстной Седмицы.

Второй Господский Пост – зимний, Рождественский. Он также продолжителен – длится 40 дней, и является подготовкой ко второму по значимости Евангельскому событию после Воскресения Христова – Рождеству.

Третий Пост – осенний, Успенский. Посвящен Божией Матери и готовит нас к главному Богородичному празднику – празднику Успения. Он самый краткий, длится всего 14 дней, но по строгости приравнен к Великому Посту.

Четвертый Пост – летний, Петровский. Это – апостольский пост, который посвящен трудам и подвигу святых Апостолов, донесших до нас и до всех народов Свет веры Христовой. Завершается он Праздником святых Апостолов Петра и Павла. Исторически он предназначался для тех, кто нарушил или по каким-то причинам не смог выдержать Великий Пост. А позднее распространился на всех христиан. Длина этого Поста в разные годы различна, потому что зависит от Пасхи. Начинается он в понедельник после Недели Всех святых, а завершается 29 июня/12 июля. Соответственно продолжительность его варьируется от 11 до 42 дней.

В разные Посты устав о трапезе различается, поэтому скажем о каждом Посте особо.

Великий Пост.

Великий Пост начинается на Сырной седмице (Маслянице). Устав предполагает с Сырного (мясопустного) понедельника воздержание от мяса, прочая же пища вся дозволяется. Причем эта седмица – сплошная. Это означает, что молочные продукты и яйца можно употреблять также в среду и пятницу.

В отношении количества трапез во все дни, кроме среды и пятка положено две трапезы. В среду и пяток положена одна трапеза вечером «в 9-й час» (глава 35), т.е. около 15.00.

В Неделю сыропустную (Прощеное Воскресение) совершается заговенье. Положено две трапезы и «по вечерни же в трапезе бывает утешение братии» (лист 407, стр. 823)

Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы.

Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский) и афонский.

Первый чин предполагает следующий порядок трапезы:

Понедельник и вторник – полное воздержание от пищи и пития. («Не прияхом бо творити преждеосвященныя, даже до среды, за еже поститися по преданию всему братству». Лист 415, стр. 839)

В среду одна трапеза после Вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров. «Ядим сухоядение: пием и сок с медом» (лист 423, стр.853).

В четверг – полное воздержание от пищи и пития. «В четверток же тоя седмицы трапезы не поставляем, но пребываем постящеся даже до пятка» (лист 423об, стр. 854)

В пятницу однажды в день вкушается вареная пища без масла. «Ядим варение с сливами без елеа и армеа*. Произволяющие же ядят сухоядение, якоже и в среду» (лист 424об, стр. 856). Также Типикон указывает на традицию монастыря св. Саввы Освященного вкушать в сей день ради памяти св.Феодора Тирона вино и елей. Однако эта традиция обозначается как отвергнутая: «но не творим сего ныне за честность дне» (Там же).

В специальной главе Типикона, посвященной Великому Посту (глава 32), приводится первый чин (Палестинского монастыря св.Саввы Освященного), но чуть подробнее относительно первых трех дней. А именно, для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых возрастом, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни (т.е. после 9-го часом дня по Византийскому времяисчислению, что примерно соответствует с 14.00 до 15.00). В среду на трапезе благословляется «хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается же и укроп* (т.е. горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом».

Второй чин Афонский предполагает следующее:

Понедельник – полное воздержание от пищи.

Во вторник, среду и четверг – вкушать один раз в день, вечером по одной литре* хлеба, можно с солью, и воду. «Святыя же Горы устав в первый день отнюдь не повелевает ясти. Во вторник же, в среду и четверток ясти подобает по единой литре* хлеба и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом» (лист 415, стр. 839)

В пятницу – отдельного указания нет, следовательно так же, как предписывает палестинский устав (см.выше)

В субботу Первой седмицы количество трапез в Типиконе специально не оговорено. Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается. Однако общий строй Богослужения назначает первую трапезу днем, после Литургии, что предполагает наличие вечерней трапезы. Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза во всем подобна первой. Такой принцип «действия по умолчанию» в принципе характерен для Типикона.

В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными, и варение* (т.е.вареная горячая пища) с елеем. Вина же испиваем по красовулю*» (лист 425об, стр. 858).

В Неделю первую Великого Поста, т.е. в Воскресный день, устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином – по две чаши. Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого Поста.

В прочих седмицах Типикон (глава 32) предписывает в будние дни (с понедельника по пятницу) воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9-й час дня, т.е. около 15.00, и вкушать один раз в день сухоядение. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. (Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говориться, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза. Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9-й час).

Рыба в Великий Пост разрешается только дважды – в Праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение).

В Праздник Обретения главы св.Иоанна Предтечи, случившийся в Великий Пост, положена одна трапеза после вечерни, но на ней предлагается два блюда горячей вареной пищи с елеем и вином. Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется.

В предпраздненство Благовещения (накануне праздника), если оно приходится до Лазаревой субботы, разрешается вареная пища с вином и елеем. Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна.

В сам Праздник Благовещения, если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случиться Благовещение, дозволяется вино и елей (трапеза полагается одна). Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино.

В четверг пятой седмицы Великого Поста (Стояние преп.Марии Египетской) положена одна трапеза в 9-й час (около 15.00) – вареная пища с елеем и вином «труда ради бденнаго» (стр. 882). Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается (там же)

В пятницу той же седмицы (перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы) разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» (стр. 883). Трапеза же полагается одна в 9-й час.

Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св.Иоанна Предтечи (причем безотносительно дня недели), но также на память 40 мчч. Севастийских, В Крестопоклонную среду (на преполовение Поста), в четверг и пятницу пятой седмицы (на Стояние преп.Марии Египетской и на Похвалу Богородицы).

В Лазареву субботу помимо вареной пищи с елеем и вином разрешается рыбная икра «аще имамы», т.е. если есть возможность, по три онгии* (т.е. по 100 гр.)

В Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение) «на трапезе утешение» - полагается рыба. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей.

На Страстной седмице Типикон в первые три дня, т.е. в Понедельник, Вторник и Среду предписывает сухоядение, при этом указывает: «якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» (Глава 49, стр.902).

Здесь очевидно противоречие, т.к. для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», т.е. вареная пища. Также не совсем логично особо подчеркивать строгость этих дней, тогда как все будние дни Великого Поста Типикон в другой главе назначал таковое же сухоядение (глава 35). Попробуем разъяснить это противоречие.

С одной стороны, в Типиконе нередко повторяется информация в разных местах с незначительными вариациями, так что, возможно, это именно такой случай. Но с другой стороны, можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с фиксацией разных уставов, что также характерно для Типикона. Один из них более строгий, предписывает сухоядение в течение будних дней всего Поста. Другой предполагает сухоядение только в понедельник, среду и пятницу, подобно прочим Постам, а во вторник и четверг предполагал все же вареную пищу, хотя и единожды в день и без елея. Т.е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский Пост к Великому.

В Великий Четверг пища вкушается после вечерни, соединенной с Литургией св.Василия Великого, т.е. один раз в день, вечером. Начало Вечерни Типикон назначает в 8-й час дня (т.е. с 14.00), соответственно окончание ее будет в десятом часу, т.е. около 15.30-16.00 часов.

Относительно качества пищи в Великий Четверг Типикон приводит три чина:

По обычному (Палестинскому) последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом.

По Студийскому уставу «ясти едино варение, и сочиво, и обварен боб, пием же и вино» (стр.912), т.е. предполагается одно вареное блюдо, но дополненное сочивом* (любая каша) и бобовыми; о елее в этом уставе умалчивается, т.е. по-видимому, он не положен.

По уставу Святой Горы Афон положено два вареных блюда с елеем и вином.

В Великий Пяток предписывается полный пост, т.е.е полное воздержание от пищи и пития. «Аще кто будет многонемощен или престарелся», т.е. весьма стар возрастом, и не может выдержать полный пост, «дается ему хлеб и вода по захождении солнца» (стр.920).

В Великую Субботу «во 2-й час нощи», т.е. около 19.00, полагается единственная трапеза. «Дает братии по единому укруху хлеба, в пол литры* хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда или от жита». Приводится также студийский устав, предписыающий то же самое: «тако ясти ничтоже ино, но хлеб и овощи и мало вин» (стр.929)

Нарушившим Великий Пост хотя бы вкушением рыбы, кроме положенных двух Праздников, Типикон возбраняет Причастие в Святую Пасху и предписывает еще две недели покаяния (глава 32).

Пост свв. Апостолов:

Типикон приводит два чина, близких, но не тождественных. Согласно первому (глава 34):

В понедельник, среду и пятницу положена одна трапеза в 9-й час (15.00), сухоядение.

Во вторник и четверг положена вареная пища с елеем и вином. Относительно количества трапез прямо не говориться, но по общей логике текста (из противопоставления понедельнику, среде и пятнице) можно заключить о вкушении двух трапез. Это же подтверждается и тем, что в следующей главе, посвященной Успенскому посту, необходимость поститься до 9-го часа дня (т.е. до 15.00) и соответственно вкушать однажды в день во все дни недели оговаривается специально.

В субботу и воскресный день разрешается рыба. Относительно количества трапез прямо не говориться, однако пост как полное воздержание в субботние и воскресные дни Типикон прямо запрещает, поэтому очевидно, что положено две трапезы – днем и вечером (например, см. о сочельнике Рождества Христова и Богоявления: «в субботу или неделю пост не бывает» (стр. 351, глава 48, декабря 25)).

Если же при этом в понедельник, вторник или четверг будет память полиелейного святого или святого «со славословием» (праздник средний), то в эти дни разрешается рыба. В понедельник к тому же поставляется две трапезы в день, подобно вторнику или четвергу.

Если память такого святого (средний праздник) выпадет на среду или пятницу, то разрешается только вкушения вина и елея. Трапеза при этом поставляется одна в день.

Если же в среду или пятницу будет память бденного святого или престольный праздник, то разрешается рыба. Относительно количества трапез Типикон опять умалчивает, но по общей логике одна трапеза при разрешении на рыбу оговаривалась особо, поэтому логично предположить, что в такие праздники положено вкушать две трапезы в день.

Другой чин (глава 35 и 51 частично) предполагает следующее:

Во вторник и четверг вкушать один раз в день вареную пищу без елея одно блюдо около 15.00 часов. Также на трапезе поставляется «ино сухоядение», т.е. сырые и моченые овощи и фрукты.

В понедельник, среду и пятницу положено сухоядение «хлеб и воду и сим подобная», однажды в день.

В субботу и воскресенье – две трапезы вареной пищи с елеем и рыбой. По два блюда.

Относительно послабления поста в праздники второй чин не дает особых, отличных от приведенных выше указаний.

Таким образом, между двумя чинами всего несколько различий. Первый предполагает вкушение во вторник и четверг две трапезы с елеем и вином, а второй благословляет вкушать единожды в день и без елея, если только не случится праздник. Все остальные положения двух чинов Петрова поста схожи.

Успенский Пост

В будние дни, кроме субботы и воскресения, положена одна трапеза в 9-й час (15.00). В понедельник, среду и пятницу – сухоядение, во вторник и четверг – вареная пища без растительного масла. В субботу и воскресение – две трапезы с растительным маслом и вином. Рыба разрешается только на Преображение.

Рождественский Пост.

Согласно Типикону его устав во всем подобен уставу о посте свв. Апп. Петра и Павла.

При совершении т.н. «аллилуйной службы», т.е. службы сугубо постной, подобной Великопостному чину, когда не положено совершение Литургии, полагается вкушать в 9-й час сухоядение (глава 48, ноября 14). В первый день как Рождественского, так и Петрова поста, если только он не приходится на субботу или воскресенье, совершение такой службы рекомендуется обязательно. В другие дни этих постов, когда совершается память малых святых, выбор оставляется за настоятелем.

Типикон назначает праздничными днями, когда совершается полиелейный или бденный праздник и положено две трапезы, вино и елей следующие числа: 16, 25 и 30 ноября, и 4, 5, 6, 9, 17, 20 декабря по ст. стилю. К этим дням присоединяют также праздники в честь русских святых.

С началом Предпразднества Рождества, т.е. с 21 декабря по старому стилю разрешение на рыбу отменяется даже для субботник и воскресных дней.

В сочельники Рождества и Богоявления положен пост, т.е. воздержание от пищи и пития до вечера. Пища положена вареная с елеем один раз в день после вечерни, т.е. не ранее 9-го часа (15.00).

Если же эти дни приходятся на субботу и Воскресение, чтобы не было поста как полного воздержания в субботний или воскресный день, полагается после Литургии св.Иоанна Златоустаго, совершаемой в 6-й час (до 12.00), вкусить «по уломку хлеба и вина вкушаем мало» (глава 48, декабря 25, стр. 352). После вечерни «ядим совершенно, рыбы же не ядим, но с древяномаслием (т.е. с растительным маслом), и сочиво обварено или кутию с медом; испиваем же и вина, в неимущих же странах пием пиво (питье домашнего приготовления – квас, домашнее вино, пиво и т.п.)»

Трапеза в Пятидесятницу

В Светлую Седмицу «разрешаем: монаси на сыр и яица и рыбы, мирстии же на вся» (глава 32, стр. 86)

В течение Пятидесятницы, т.е. от Недели Антипасхи до Троицы в понедельник, среду и пятницу положено две трапезы: первая – сухоядение, вторая – «совершеннее ясти» (глава 32), т.е. вареная пища с елеем. Некоторые же разрешают и на рыбу (глава 33). Безусловно рыба положена в Праздники Преполовения Пятидесятницы и Отдания Пасхи.

От Троицы до Недели Всех святых – разрешение на вся, включая среду и пятницу.

Заключение

От себя добавлю, мне приходилось бывать и в монастырях, в том числе в качестве послушника и вкушать пищу с братией. Я не встречал пока монастыря и братии полностью исполняющего устав о посте. Живущие в миру и полностью исполняющие мне тоже как-то не попадались.

В редакцию «Витебского курьера» пришло письмо, в котором бывший солдат, проходивший срочную службу еще в 2011-2012 году, откровенно и подробно рассказал, что такое дедовщина, откуда она берется, кто такой «черт», что такое «лоси» и как действовать близким, чтобы не навредить срочнику. «Бывший солдат» признался, что вспоминать свою службу в армии ему эмоционально непросто. Парень подробно ответил на вопросы «с чего начинается дедовщина» и «как простые современные ребята продолжают сохранять жестокие традиции».

Мы полностью приводим письмо молодого мужчины:

Почему дедовщина сохраняется и так не изжила себя?

Тем, кому не пришлось проходить срочную воинскую службу, дедовщина и неуставные взаимоотношения – это как монстр. Я решил написать об этом и дать несколько советов тем, чьи родственники сейчас проходят срочную службу.

В СМИ и в документальных фильмах давно обсуждался вопрос, откуда взялась дедовщина. Если кто-то не в курсе, предполагают, что дедовщина пришла к нам из советских времен, когда «профессиональные» заключенные оказались среди военнослужащих, и началось это в годы Великой Отечественной Войны. Именно тогда зеки, оказавшись в среде преимущественно из молодых и неопытных парней, смогли своей сплоченностью деформировать закрытую общину (какой является, как любая тюрьма, так и любое воинское подразделение).

Некоторая часть неуставных обрядов и традиций сохранились и по сей день, просто немного видоизменилась. Почему простые современные ребята, любящие сыновья и верные друзья «на гражданке», продолжают сохранять такие традиции?

Фото Светланы Васильевой

А причин несколько:

1. Устав . Да, именно эта «зеленая книжка» – одна из основных причин появления неуставных взаимоотношений. Многие пункты этого документа допускают разночтения, а некоторые, при беспрекословном исполнении, превращают жизнь военнослужащего в сущий ад. Когда я проходил службу, один из сержантов в «карантине», высказался об уставе таким образом: «Это книжка, по которой жить нужно, но невозможно».

2. Романтизация дедовщины и нет перспектив . Просто введите в поиске аудиозаписей «Вконтакте» «дембельские песни» и послушайте. Для многих молодых парней дедовщина уже заранее – неотъемлемая часть службы и воспринимается как приключение и испытание. В первую очередь это важно для людей из глубинки, ведь в обычной жизни их не ждут приключения или перемены, а армия дает возможность проявить себя, поучаствовать в настоящем приключении, пусть и опасном. А потом можно вернуться к своему серому существованию.

3. Офицеры. Сразу оговорюсь: не все офицеры готовы сквозь пальцы смотреть на дедовщину, многие активно с нею борются. Но часто случается так, что дедовщина как «самоорганизация» бойцов крайне удобна для офицерского состава. Пока выполняются все текущие работы и не случается разного рода ЧП, некоторым «офицерам» абсолютно плевать, как именно выстраиваются отношения между срочниками.

С чего начинается дедовщина?

Как это ни парадоксально, дедовщина начинается с неукоснительного соблюдения устава. Это работает так: недавно призванный молодой человек оказывается в так называемом «карантине» сразу после призыва вплоть до самой присяги.

В этот период службы будущему солдату преподают основы строевой, правила солдатского быта и тому подобное. Все это происходит под руководством сержантов из различных подразделений.

Именно здесь, пользуясь несовершенством устава, вчерашним призывникам демонстрируют, насколько может быть ужасна жизнь «по уставу». К окончанию карантина устав для тебя становится своеобразным сборником идиотизма и изощренных пыток, благодаря «правильному» исполнению его пунктов. К слову, буква устава на этом этапе службы почти никогда не нарушается. Разве что, иногда намекают, что жизнь в подразделении будет «другой» и даже «слегка полегче». И вот после присяги солдат отправляется в свое подразделение. Там за пару дней всех новеньких собирают и задают вопрос: «Как будете жить: по уставу или по дедухе?»

Не нужно быть гением, чтобы догадаться, что выбирает большинство. Вот одна из самых каверзных ловушек дедовщины: ты сам на неё согласился, винить особенно некого.

Солдатский быт на первом этапе службы отличается от части к части. Вот основные, о которых я слышал:

1. День золотого духа. Не будем вгонять читающих в депрессию, начнем со сравнительно приятного. Обычно «День золото духа» проводится, а скорее празднуется, на 3-4 месяце службы. В течении этого дня первый и третий этап службы меняются местами, т.е. духи (название в частях бывают самые разные, но я имею ввиду первый этап) меняются местами с дедами. Для первого этапа этот день – настоящая отдушина, его ждут с нетерпением, предвкушая возможность отомстить за все тяготы и унижения.

Часто накануне «Дня золотого духа» дембеля умышленно лютуют, чтобы максимально их разозлить духов. Правда, традиция встречается не во всех частях.

2. На второй этап. Эта традиция есть практически в каждой части. Производится «перевод» в конце первого полугодия службы, обычно в конце 6 месяца. Детали могут различаться, но в большинстве случаев перевод оплачивается (либо деньгами, либо накрытой для третьего периода «поляной»). Сам процесс перевода обычно включает в себя некоторый символический акт, например, 12 ударов ремнем по, пардон, заднице (по количеству оставшихся месяцев службы).

3. Подписные сигареты и конфетки. В некоторых частях за сто дней до увольнения в запас начинают подкладывать под подушку дембелям подписанные сигареты или конфеты, на которых обозначено количество дней, которое осталось служить дембелю. Это крайне частая традиция, основной вред от которой чисто материален – сигареты и конфеты духи вынуждены приобретать за свои средства.

В частях могут существовать и новейшие обычаи и «праздники». На первом этапе службы солдаты выполняют всю работу в части. В сложные наряды также ходят, в основном, духи. Наказание за провинность или неповиновение рознятся от части к части. Самые популярные: «прокачка» (провинившегося заставляют отжиматься), «лоси» (удары кулаком по скрещенным на лбу рукам). Отмечу, что в большинстве частей регулярно проходят построения в нижнем белье, во время которых офицеры ищут на телах военнослужащих следы побоев.

Про деньги

Есть мнение, что во всех частях, где присутствует дедовщина, деньги у духов отбирают. Но это не так. В некоторых частях, беспокоясь о своей безопасности, дембеля и ребята, которые приближаются к дембелю, даже не прикасаются ни к зарплатам, ни к иным средствам молодых солдат.

Жить «по уставу»

Что касается тех, кто отказался жить «по дедовщине», многое зависит от конкретной части: в некоторых они просто работают больше, а отдыхают меньше. Но в некоторых частях «уставники» по сути (или по факту) пополняют ряды так называемых «чертей». «Черт», без сомнения, наследие культуры зоны. Оно во многом перекликается с понятием «опущенный» из мест не столь отдаленных (правда, я никогда не слышал про сексуальное насилие по отношению к ним). Стоит отметить, людей опускают в «черти» совсем не во всех частях. Перевод в «черти» производится разными способами: и удар 13 раз тапком по мягкому месту, окунание головой в унитаз и т.п. «Черт» имеет меньше прав, чем солдаты-духи. Стать «чертом» можно за серьезные провинности: стукачество, воровство, низкий уровень гигиены, постоянные «залеты» и подобное. Иногда к чертям присоединяют и «уставников».

Вы решили открыть свою фирму, с чего начать? В первую очередь нужно определиться с организационно-правовой формой и с условиями функционирования будущего предприятия, которые необходимо зафиксировать в документе — Уставе.

Мы расскажем что такое Устав ООО (общества с ограниченной ответственностью), что должен содержать этот документ, как правильно его оформить, как внести изменения в документ. Немаловажно знать особенности оформления Устава с несколькими или одним учредителем, а также сроки регистрации документа и размеры государственной пошлины, им мы тоже уделим внимание в этой статье.

Что такое Устав предприятия (ООО)?

Устав — это учредительный документ, являющийся обязательным для юридических лиц. В документе указывается информация о различных юридических фактах, связанных с компанией: состав учредителей, местоположение фирмы, размер уставного капитала, порядок распределения прибыли и т.д. Документ составляется ещё до регистрации фирмы. Именно на основании этого документа вносятся данные об учредителях ООО, а также о самой компании в единый государственный реестр.

Разделы устава

Типовой Устав предприятия должен содержать информацию, установленную в законодательном порядке. Его разделы включают в себя:

Разделы Устава не являются фиксированными. В документ можно добавлять собственные разделы, менять их порядок. Однако типовой Устав ООО должен содержать основную информацию о предприятии.

В том случае, если в содержание документа были внесены изменения, их необходимо зарегистрировать.

Оформление Устава

Устав нужно оформлять с учётом следующих правил:

  • документ должен быть прошит;
  • страницы, начиная с той, что идёт после титульного листа, нумеруются;
  • на обороте последней страницы нужно прикрепить пломбирующий лист с указанием следующих сведений: число страниц, подпись заявителя с расшифровкой, печать ООО.

Рекомендуется составлять два документа для того, чтобы было удобнее предоставлять Устав в государственных структурах. Устав можно копировать. Для этого копируются все страницы кроме пломбирующего листа. Копии оформляются в налоговых органах. Для получения копии требуется составить запрос в свободной форме с подписью управляющего ООО, а также печатью (если это не первичная регистрация).

В том случае, если Устав оформляется на предприятие с одним учредителем, нужно учитывать следующие особенности:

  • в качестве адреса регистрации можно указывать домашний адрес учредителя предприятия;
  • полномочия управляющего ООО, как правило, не имеют сроков.

Любые изменения в Уставе нужно регистрировать.

В Уставе с несколькими учредительными лицами указываются:

  • финансовые взаимоотношения между учредителями;
  • условия выхода учредителя из организации;
  • порядок отчуждения долей бывших учредителей;
  • права бывших участников ООО на свои доли;
  • условия выполнения права выкупа доли учредителя в преимущественном порядке;
  • возможность отчуждения доли третьим лицам;
  • порядок и сроки выплат доли учредителю, вышедшему из ООО.

Устав предприятия - это утвержденный в установленном порядке юридический документ, включающий свод положений и правил, касающихся правового статуса, организационной формы, структуры и устройства организации, видов деятельности, порядка отношений с юридическими и физическими лицами и государственными органами, а также определяющих права и обязанности как участников организации, так и самого юридического лица.

В уставе обязательно отражаются основания учреждения организации, ее цели и задачи, описывается организационная структура как самой организации (наличие или отсутствие обособленных подразделений), так и органов ее управления, оговариваются форма собственности, порядок осуществления производственно-хозяйственной деятельности, а также правила реорганизации и ликвидации.

Устав - это учредительный документ, на основании которого действует .

Устав утверждается его учредителями (участниками).

При этом для юридических лиц, созданных одним учредителем, Устав является единственным учредительным документом.

Устав как учредительный документ юридического лица

Устав - это учредительный документ, являющийся обязательным для юридических лиц.

Устав выступает учредительным документом в следующих организационно-правовых формах юридического лица:

    Акционерное общество (АО);

    Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Документ составляется ещё до регистрации фирмы. Именно на основании этого документа вносятся данные об учредителях, а также о самой компании в единый государственный реестр.

Существенные условия Устава

В уставе акционерного общества должны быть отражены:

    полное и сокращенное фирменные наименования общества;

    местонахождение общества;

    тип общества;

    количество, номинальная стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;

    права акционеров – владельцев акций каждой категории (типа);

    размер уставного капитала общества;

    структура и компетенция органов управления общества и порядок принятия ими решений; порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;

    сведения о филиалах и представительствах общества.

Устав общества с ограниченной ответственностью должен содержать:

    полное и сокращенное фирменное наименование общества;

    сведения о местонахождении общества;

    сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

    сведения о размере уставного капитала общества;

    сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества;

    права и обязанности участников общества;

    сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества;

    сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу;

    сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам.

Уставы акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью могут содержать и иные положения, не противоречащие федеральному законодательству.

Оформление Устава

Устав нужно оформлять с учётом следующих правил:

    устав оформляется на стандартных листах бумаги формата А4;

    текст устава состоит из разделов, имеющих заголовки и нумеруемых арабскими цифрами.

    на титульном листе устава указывают: вид документа (УСТАВ), организационно-правовую форму юридического лица, его индивидуальное название, место составления, гриф утверждения устава учредителями или участниками, который заверяется печатью организации.

    на подлиннике устава регистрирующий орган вверху слева проставляет отметку о регистрации устава;

    отметка о регистрации устава заверяется печатью регистрирующего органа;

    документ должен быть прошит;

    страницы, начиная с той, что идёт после титульного листа, нумеруются;

    на обороте последней страницы нужно прикрепить пломбирующий лист с указанием следующих сведений: число страниц, подпись заявителя с расшифровкой, печать.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Устав: подробности для бухгалтера

  • Типовой Устав для ООО? Нет, спасибо!

    Но и это маловероятно. Устав нужен только, чтобы зарегистрировать юридическое... Но и это маловероятно. Устав нужен только, чтобы зарегистрировать юридическое... ̆ момент. «Типовой» Устав, размещенный в информационно-правовои... необходимости разрабатывать и утверждать свой устав; контрагентам сразу понятны «правила... единоличного исполнительного органа общества - Типовой устав № 2 (сокращенный вариант); Общества... состава участников ООО - Типовой устав № 3; Вновь создаваемые общества...

  • Внесение изменений в устав образовательного учреждения: основные случаи

    ФЗ). Сведения, которые должен содержать устав образовательного учреждения В уставе образовательной... Основные случаи внесения изменений в устав образовательного учреждения Необходимость внесения изменений... в устав образовательного учреждения может возникнуть в... на «организации» (вносить изменения в устав образовательного учреждения)? Важно! Разъяснения в... », то необходимо внести изменения в устав (новое наименование - «Муниципальное бюджетное...

  • Внесение изменений в устав ассоциации: особенности

    Ассоциации. Внесение изменений в устав ассоциации осуществляется путем утверждения новой... Важно! Изменения и дополнения в устав утверждаются решением общего собрания членов... природы изменений они вносятся в устав ассоциации определенным образом при... регистрация изменений и дополнений в устав ассоциации осуществляется в порядке, ... законодательству, внесение изменений в устав ассоциации предполагает заполнение и подачу... в Минюст РФ направляют измененный Устав и необходимую сопроводительную документацию. ...

  • Внесение изменений в устав ТСЖ

    Необходимость внесения изменений в устав ТСЖ может возникнуть в процессе... саму редакцию устава. Изменения в устав ТСЖ регистрируется в порядке, ... принудительном порядке вносить изменения в устав в части переименования. В... к содержанию устава ТСЖ. Так, устав ТСЖ должен содержать: - сведения... . Для внесения изменений в устав необходимо созвать общее собрание и... оформить протокол. Изменения в устав заверяются у нотариуса и направляются... (либо изменений, вносимых в устав) с отметкой о его регистрации...

  • Типовые уставы

    Правильности оформления, а если устав не соответствовал, предъявляемым к нему... необходимо было только предоставить устав в пакете документов для регистрации... возможность вообще не разрабатывать самостоятельно устав, а воспользоваться наиболее подходящей... под понятием «типовой устав» понимается не любой стандартный устав, который, например, ... устава, размещает такой типовой устав на официальном сайте регистрирующего органа... переходе на типовой устав уже действующего, устав на регистрацию предоставлять...

  • Свобода совести, цензура, прошлое и настоящее

    Июля 1804 г. был принят Устав о Цензуре. Согласно данного Устава... . Надо отметить, что данный цензурный Устав считается специалистами по российской цензуре... . № 1. С. 121-131. 36. Устав о Цензуре 1804 г.// Русская... обращения 20.06.2012). 10 Устав о Цензуре 1804 г.// Русская... (дата обращения 20.06.2012); Устав о Цензуре 1804 года можно...

  • Все о смене юридического адреса: процедура, риски, документы

    Случае придется внести изменения в устав, поэтому заполнять необходимо форму Р13001 ... единственного участника о смене адреса; устав с внесенными изменениями или приложение... адреса и внесении изменений в устав; устав с внесенными изменениями или приложение... внесении изменений в устав сведений о месте нахождения; устав с изменениями или...

  • Вышел или нет? Что делать, если выход участника из ООО не отражен в ЕГРЮЛ

    Неважно) не желает отпускать партнёра. Устав компании допускает выход участника, поэтому... удостоверения заявления о выходе понадобится устав компании, который хранится у «А... взгляды на выход «Б», предоставлять устав по доброй воле он не... счастью, из ситуации есть выход. Устав - это публичный документ, и его... лицом, решение об учреждении общества, устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества... , а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном...

  • Как добавить или изменить коды ОКВЭД для ООО

    Вида экономической деятельности приходится менять устав. Тогда нужно заполнить форму Р13001 ... - всего 800 рублей. Если же устав не меняется, применяют форму Р14001 ... ; Описание изменений, которые вносятся в устав в связи с данной процедурой... вами форме, заверенное нотариусом; Новый устав (только в том случае, если... случае, если вносились изменения в устав). Обратите внимание на то, что... новый лист записи ЕГРЮЛ и устав с подтверждением ИФНС, если он...

  • Смена единственного учредителя ООО

    При этом очень важно проверить устав компании. В нём не должно... компании должен внести изменения в устав компании, указав в ней нового... на вступление в компанию. Изменённый устав, в который добавляется новый член... изменений в ЕГРЮЛ; Новый заверенный устав ООО. Для изготовления этих бумаг...

    ЕГРЮЛ. Учредительным документом ТСЖ является устав, который принимается на общем собрании... . 2 ст. 135 ЖК РФ). Устав ТСЖ должен содержать следующие сведения... на общее имущество в доме; устав ТСЖ (в двух экземплярах в...

  • Неделимые фонды кооперативов – защита активов бизнеса или дополнительные риски

    Голос. Для того, чтобы поменять устав, реорганизовать, ликвидировать производственный кооператив или... исключить из него бенефициара, поменять устав, создать неделимый фонд и т... , что, несмотря на включение в устав кооператива положения о неделимом фонде...

  • Как правильно сменить юридический адрес ООО

    Председателя и секретаря собрания; новый устав ООО либо изменения, которые были... внесены в действующий устав (изменения подаются как приложение к... день налоговики выдают следующие документы: устав (новый или редакция старого); протокол...