Организация дорожного движения пешеходов и пассажиров. Организация дорожного движения: обязанности пассажиров и пешеходов. Внимание на дороге. Поведение на платформе

Слайд 2

Правила дорожного движения

В настоящее время в Российской Федерации действуют

Правила дорожного движения, введенные в действие с 1 июня 1994 г., с изменениями и дополнениями, внесенными в 1998, 2000 и 2006 гг.

Участник дорожного движения - это лицо, принимающее непосредственное участие в движении в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства

Дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (моста).

Слайд 3

Дорога и её разметка

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.

Проезжая часть дороги предназначена для движения безрельсовых транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов), трамвайные пути - для трамваев, тротуары - для пешеходов, обочина - для движения пешеходов и для остановки автомобилей. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения или остановки транспортных средств и пешеходов. Разделительная полоса (как и тротуар) немного возвышается над проезжей частью дороги. На разделительной полосе может быть устроен газон или установлены ограждения.

Дорожное движение регулируют дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры и регулировщики

Насчитывается более 200 знаков. Для того чтобы облегчить их распознавание, они разделены на 8 групп:

К каждой группе относятся знаки, передающие информацию одинакового значения.

Запомните! Для того чтобы уверенно себя чувствовать на улицах и дорогах и безопасно двигаться по ним, каждый участник дорожного движения должен знать дорожные знаки

Слайд 4

Для регулирования очередности пропуска участников дорожного движения через определенный участок дороги применяют светофоры, которые имеют сигналы зеленого, желтого и красного цвета

  • Слайд 5

    Для регулирования дорожного движения применяются две группы светофоров: транспортные и пешеходные.

    Транспортные светофоры могут быть трехсекционными, с вертикальным расположением сигналов сверху вниз: красный, желтый, зеленый.

    Транспортные трехсекционные вертикальные светофоры могут иметь расположенные по горизонтали дополнительные секции со стрелками зеленого цвета, указывающими направление движения транспортных средств.

    Пешеходные светофоры бывают двухсекционные и имеют два вертикально расположенных сигнала с изображением на них красным цветом стоящего пешехода (запрещающий сигнал) и зеленым цветом идущего пешехода (разрешающий сигнал).

    Пешеходные светофоры размещают на тротуарах с обеих сторон проезжей части.

    Слайд 6

    Регулировщик находится в центре перекрестка, на линии, разделяющей встречные потоки транспорта, или на краю проезжей части. Сигналы, подаваемые регулировщиком с центра перекрестка или с Осевой линии дороги, обязательны для всех участников дорожного движения.

    Основные сигналы, подаваемые регулировщиком

    Руки вытянуты в стороны или опущены - пешеходам разрешено переходить проезжую часть со стороны правого и левого бока регулировщика.

    Правая рука вытянута вперед - пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

    Рука поднята вверх - движение запрещено.

    Внимание! Если на перекрестке, где работает светофор, вы видите регулировщика, то необходимо подчиняться именно его сигналам.

    Слайд 7

    • Что означают сигналы регулировщика на картинке?
    • На какие группы подразделены дорожные знаки?
    • Кто является участником дорожного движения?
    • Что из себя представляет дорога?
    • С какого возраста разрешено ездить по проезжей части на велосипеде, если нет велосипедных дорожек?
  • Слайд 8

    Это должен знать каждый

    Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеход­ным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пеше­ходы, перевозящие или переносящие громоздкие предме­ты, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает по­мехи для других пешеходов.

    При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешехо­ды могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с раздели­тельной полосой - по внешнему краю проезжей части).

    При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

    При движении по обочинам или краю проезжей части в тем­ное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со светоотражающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

    Слайд 9

    Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны нахо­диться сопровождающие с красными флажками, а в темное вре­мя суток и в условиях недостаточной видимости - с включен­ными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.

    Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочи­нам, но лишь в светлое время суток и только в сопровожде­нии взрослых.

    Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеход­ным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

    При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрест­ка разрешается переходить дорогу под прямым угломк краю проезжей части на участках без разделительной поло сы и ограждений там, где она хорошо просматривается i обе стороны.

    Слайд 10

    В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

    На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могу выходить на проезжую часть после того, как оценят рас стояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен При пересечении проезжей части вне пешеходного перехо­да пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничи­вающего обзорность, не убедившись в отсутствии прибли­жающихся транспортных средств.

    Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживать­ся или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транс­портные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейше­го движения, и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

    На остановочных пунктах, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на про­езжую часть для посадки в транспортное средство лишь по­сле его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

    Слайд 11

    Обязанности пассажира

    Правила безопасного поведения пассажира во всех видах общественного транспорта

    В легковом автомобиле наиболее безопасное место - справа сза­ди от водителя. А самое опасное место - переднее сиденье рядом с водителем. В поезде самое безопасное место - на нижней полке. При следовании железнодорожным транспортом, войдя в вагон, нужно достать из багажа все, что потребуется в дороге, прежде чем положить его на багажную полку или в специальное отделение нижней полки. Деньги и документы должны находиться при вас. В случае аварии не­обходимо в первую очередь спасать жизнь, а не вещи!

    Посадка в транспортное средство производится после его полной остановки через передние двери.

    Если у вас на плечах находится рюкзак, нужно его снять и держать в руках. Девушкам при посадке рекомендуется сумочку всегда держать перед собой, а в сидячем положении - на коленях.

    Слайд 12

    Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать удобное место, где вам не будут мешать. Следует посмотреть, где расположены за­пасные и аварийные выходы. Если в транспорте нет свободных мест для сидения, нужно постараться встать в центре прохода, держась рукой за поручень или за специальные подвески. Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее - она может случайно открыться.

    Передвигаться по салону общественного транспорта рекомендуется только при полной его остановке.

    Необходимо помнить, что в общественном транспорте нельзя шуметь, шалить, громко разговаривать, есть мороженое. Нельзя высовываться из окон транспортного средства во время его движения, отвлекая водителя от управления.

    Слайд 13

    Привила поведения при пользовании трамваем, автобусом и троллейбусом

    Ожидать автобус, троллейбус, трамвай только на посадочной площадке, а там, где ее нет, - на тротуаре или обочине дороги.

    При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посередине улицы, пересечь проезжую часть дороги, чтобы по­дойти к остановке трамвая. Перед переходом надо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю.

    Посадка должна производиться через передние двери, а высад­ка - через задние или через двери, на которых имеется над­пись «Выход».

    После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно вниматель­ным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, осмотреть дорогу и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти ее.

  • Слайд 14

    Привила поведения в метро Поведение на эскалаторе

    • стойте справа, идите слева;
    • нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них. Поведение на платформе:
    • не заходите за ограничительную линию;
    • если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этотпредмет сами, обратитесь к дежурному.
  • Слайд 15

    Привила поведения при поездке на грузовом автомобиле

    • Нельзя стоять в кузове во время движения грузовика.
    • Нельзя переходить с места на место во время движения.
    • Нельзя сидеть на борту.
    • Нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги.
  • Слайд 16

    1. Для чего предназначено регулирование дорожного движения и при помощи чего оно осуществляется?
    2. Кто является участниками дорожного движения и какие общие обязанности определены пешеходу и пассажиру?
    3. Какие меры безопасности необходимо соблюдать пешеходу и пассажиру как участникам дорожного движения?
    4. Какие качества пешехода могут характеризовать уровень его об­щей культуры в области безопасности дорожного движения?
  • Посмотреть все слайды

    1. Водитель механического ТС обязан иметь при себе, а по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:

    Водительское
    удостоверение

    • водительское удостоверение той категории, которая соответствует категории транспортного средства. К ТС категории А относятся мотоциклы, а к ТС категории В — легковые и грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонны, у которых количество предусмотренных конструкцией пассажирских мест не более восьми;
    • регистрационные документы (свидетельство о регистрации) на транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;
    • страховой полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО);
    • в специально оговоренных случаях — другие документы, предусмотренные Правилами.

    Пристегнуть
    ремень безопасности

    2. При движении на ТС быть пристегнутым ремнем безопасности и добиться от пассажиров, в том числе едущих на задних сиденьях легкового автомобиля, чтобы они тоже были пристегнуты ремнями.

    При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

    3. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние своего ТС.

    4. По требованию сотрудников полиции проходить освидетельствование на состояние опьянения, которое может быть проведено на месте остановки либо в наркологической лаборатории.

    5. Предоставлять своё ТС в случаях предусмотренных законодательством:

    Право остановки ТС предоставлено регулировщикам. Лица, обладающие правом остановки ТС, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение, или номерной жетон.

    Водителю запрещается

    Управление ТС в
    нетрезвом виде

    • управлять транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих внимание и замедляющих реакцию, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
    • передавать управление лицам, находящимся в таком состоянии;
    • употреблять опьяняющие вещества между совершением ДТП и прохождением освидетельствования на состояние опьянения, либо между остановкой с целью проведения освидетельствования и его проведением;
    • передавать управление лицам, не имеющим водительского удостоверения или не вписанным в страховой полис ОСАГО;
    • пересекать организованные транспортные и пешие колонны и занимать место в них;
    • управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха;
    • пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством «хэнд-фри», которое позволяет вести переговоры без использования рук.

    Действия водителя при ДТП

    При дорожно-транспортном происшествии с пострадавшими или погибшими водитель, причастный к нему, обязан:

    Выставить знак
    аварийной остановки

    1. Немедленно остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
    2. Вызвать «Скорую медицинскую помощь» или спасателей (с мобильного телефона — по номеру 112). До их прибытия оказать первую помощь пострадавшим.В исключительных случаях допускается отправка пострадавших в ближайшее лечебное учреждение на попутном или на собственном транспортном средстве. В последнем случае после доставки пострадавшего в больницу участник ДТП обязан вернуться на место происшествия.
    3. Сообщить о случившемся в полицию (с мобильного телефона — по номеру 112). Записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.Освобождать проезжую часть можно только по команде сотрудников полиции. Однако если движение других ТС невозможно, то водитель должен зафиксировать в присутствии свидетелей все следы и предметы, имеющие отношение к происшествию и организовать их объезд. После этого можно освободить проезжую часть.
    4. Известить о происшествии свою страховую компанию. После оформления ДТП сотрудниками полиции заполнить совместно с другими участниками происшествия Извещение о ДТП. Впоследствии заполненное извещение подается в страховую компанию вместе с документами, оформленными сотрудниками полиции:
      • копией справки о ДТП;
      • копией протокола об административном правонарушении;
      • копией постановления по делу об административном правонарушении.

    При ДТП без пострадавших необходимо выполнить пункты 1, 3 и 4. До прибытия полиции следует тщательно осмотреть место происшествия и повреждения на своем транспортном средстве.

    Собранная вами информация может очень пригодиться при оформлении ДТП.

    Если в ДТП нет пострадавших и разногласий между его участниками, то допускается вместо вызова ГИБДД самостоятельно приехать на ближайший пост ДПС или в подразделение полиции с составленной и подписанной обоими участниками схемой ДТП.

    Поскольку схема ДТП является доказательством по делу о дорожно-транспортном происшествии, подписывать ее можно, только убедившись, что всё изображенное на схеме соответствует действительности.

    Если в ДТП без пострадавших участвует только два ТС, владельцы которых имеют действующие полисы ОСАГО, и отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия и характера причиненных повреждений, допускается не привлекать сотрудников полиции к оформлению происшествия, а ограничиться заполнением Извещения о ДТП, чтобы страховая компания возместила потерпевшему причиненный вред.

    При этом потерпевший должен иметь в виду, что при упрощенной процедуре оформления максимально возможная сумма возмещения составляет 25 тысяч рублей. Если предварительная оценка причиненного вреда превышает эту сумму, необходимо оформить ДТП с привлечением сотрудников ГИБДД.

    Обязанности пассажиров

    1. Пассажиры обязаны:

    • во время поездки в транспортном средстве быть пристегнутыми ремнями безопасности, а при поездке на мотоцикле быть в застегнутом мотошлеме;
    • посадку и высадку из автомобиля производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки. Посадка и высадка со стороны проезжей части допускается при условии, что это будет безопасно для пассажира и не создаст помех другим участникам дорожного движения.

    2. Пассажирам запрещается:

    • отвлекать водителя во время движения;
    • при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
    • открывать двери ТС во время его движения.

    Обязанности пешеходов

    1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, обочинам или по пешеходным дорожкам. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек и обочин пешеходы могут двигаться в один ряд по краю проезжей части навстречу движению транспортных средств.
    2. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии, продолжающей линию тротуара или обочины. На нерегулируемых пешеходных переходах и перекрестках пешеходы могут выходить на проезжую часть только после того как оценят расстояние до приближающихся ТС и их скорость, и убедятся в том, что переход дороги будет для них безопасен.
      При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу строго поперек проезжей части при условии, что участок дороги не имеет разделительной полосы и ограждений и хорошо просматривается в обе стороны.
    3. В местах где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами светофора или регулировщика.
    4. Если к месту, где пешеход переходит дорогу, приближается ТС с включенными спецсигналами (синим проблесковым маячком и сиреной), то пешеход должен воздержаться от перехода. Пешеход, который в этот момент уже находится на проезжей части, должен незамедлительно освободить ее, не создавая помех специальному ТС.
    5. Ожидать трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное и обычное такси разрешается только на посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или на обочине. Выходить на проезжую часть для посадки в ТС разрешается лишь после его остановки (это требование относится и к посадке в трамвай, остановившийся посередине проезжей части).

    Правила дорожного движения В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила дорожного движения, введенные в действие с 1 июня 1994 г., с изменениями и дополнениями, внесенными в 1998, 2000 и 2006 гг. Участник дорожного движения это лицо, принимающее непосредственное участие в движении в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства Дорога это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (моста).


    Дорога и её разметка Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы. Проезжая часть дороги предназначена для движения безрельсовых транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов), трамвайные пути - для трамваев, тротуары для пешеходов, обочина для движения пешеходов и для остановки автомобилей. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения или остановки транспортных средств и пешеходов. Разделительная полоса (как и тротуар) немного возвышается над проезжей частью дороги. На разделительной полосе может быть устроен газон или установлены ограждения. Дорожное движение регулируют дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры и регулировщики Насчитывается более 200 знаков. Для того чтобы облегчить их распознавание, они разделены на 8 групп: Предупреждающие. Приоритета. Запрещающие. Предписывающие. Особых предписаний. Информационные. Сервиса. Дополнительной информации (таблички). К каждой группе относятся знаки, передающие информацию одинакового значения. Запомните! Для того чтобы уверенно себя чувствовать на улицах и дорогах и безопасно двигаться по ним, каждый участник дорожного движения должен знать дорожные знаки


    Для регулирования очередности пропуска участников дорожного движения через определенный участок дороги применяют светофоры, которые имеют сигналы зеленого, желтого и красного цвета Я красный сигнал, запрещаю движение. Я жёлтый сигнал запрещаю движение и предупреждаю о предстоящей смене сигналов Я зеленый сигнал светофора, разрешаю движение


    Для регулирования дорожного движения применяются две группы светофоров: транспортные и пешеходные. Транспортные светофоры могут быть трехсекционными, с вертикальным расположением сигналов сверху вниз: красный, желтый, зеленый. Транспортные трехсекционные вертикальные светофоры могут иметь расположенные по горизонтали дополнительные секции со стрелками зеленого цвета, указывающими направление движения транспортных средств. Пешеходные светофоры бывают двухсекционные и имеют два вертикально расположенных сигнала с изображением на них красным цветом стоящего пешехода (запрещающий сигнал) и зеленым цветом идущего пешехода (разрешающий сигнал). Пешеходные светофоры размещают на тротуарах с обеих сторон проезжей части. транспортныепешеходные


    Регулировщик находится в центре перекрестка, на линии, разделяющей встречные потоки транспорта, или на краю проезжей части. Сигналы, подаваемые регулировщиком с центра перекрестка или с Осевой линии дороги, обязательны для всех участников дорожного движения. Основные сигналы, подаваемые регулировщиком Руки вытянуты в стороны или опущены пешеходам разрешено переходить проезжую часть со стороны правого и левого бока регулировщика. Правая рука вытянута вперед пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика. Рука поднята вверх движение запрещено. Внимание! Если на перекрестке, где работает светофор, вы видите регулировщика, то необходимо подчиняться именно его сигналам.


    Что означают сигналы регулировщика на картинке? На какие группы подразделены дорожные знаки? Кто является участником дорожного движения? Что из себя представляет дорога? С какого возраста разрешено ездить по проезжей части на велосипеде, если нет велосипедных дорожек?


    Это должен знать каждый Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеход­ным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам. Пеше­ходы, перевозящие или переносящие громоздкие предме­ты, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает по­мехи для других пешеходов. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешехо­ды могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с раздели­тельной полосой по внешнему краю проезжей части). При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств. При движении по обочинам или краю проезжей части в тем­ное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со светоотражающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.


    Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны нахо­ диться сопровождающие с красными флажками, а в темное вре­ мя суток и в условиях недостаточной видимости с включен­ ными фонарями: спереди белого цвета, сзади красного. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии и по обочи­нам, но лишь в светлое время суток и только в сопровожде­нии взрослых. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеход­ным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрест­ка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной поло сы и ограждений там, где она хорошо просматривается i обе стороны.


    В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии транспортного светофора. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могу выходить на проезжую часть после того, как оценят рас стояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен При пересечении проезжей части вне пешеходного перехо­да пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничи­вающего обзорность, не убедившись в отсутствии прибли­ жающихся транспортных средств. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживать­ся или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транс­портные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейше­го движения, и с учетом сигнала светофора (регулировщика). На остановочных пунктах, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на про­езжую часть для посадки в транспортное средство лишь по­сле его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.


    Обязанности пассажира Правила безопасного поведения пассажира во всех видах общественного транспорта В легковом автомобиле наиболее безопасное место справа сза­ди от водителя. А самое опасное место переднее сиденье рядом с водителем. В поезде самое безопасное место на нижней полке. При следовании железнодорожным транспортом, войдя в вагон, нужно достать из багажа все, что потребуется в дороге, прежде чем положить его на багажную полку или в специальное отделение нижней полки. Деньги и документы должны находиться при вас. В случае аварии не­обходимо в первую очередь спасать жизнь, а не вещи! Посадка в транспортное средство производится после его полной остановки через передние двери. Если у вас на плечах находится рюкзак, нужно его снять и держать в руках. Девушкам при посадке рекомендуется сумочку всегда держать перед собой, а в сидячем положении на коленях.


    Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать удобное место, где вам не будут мешать. Следует посмотреть, где расположены за­пасные и аварийные выходы. Если в транспорте нет свободных мест для сидения, нужно постараться встать в центре прохода, держась рукой за поручень или за специальные подвески. Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее она может случайно открыться. Передвигаться по салону общественного транспорта рекомендуется только при полной его остановке. Необходимо помнить, что в общественном транспорте нельзя шуметь, шалить, громко разговаривать, есть мороженое. Нельзя высовываться из окон транспортного средства во время его движения, отвлекая водителя от управления.


    Привила поведения при пользовании трамваем, автобусом и троллейбусом Ожидать автобус, троллейбус, трамвай только на посадочной площадке, а там, где ее нет, на тротуаре или обочине дороги. При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посередине улицы, пересечь проезжую часть дороги, чтобы по­дойти к остановке трамвая. Перед переходом надо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю. Посадка должна производиться через передние двери, а высад­ка через задние или через двери, на которых имеется над­пись «Выход». После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно вниматель­ным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, осмотреть дорогу и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти ее.


    Привила поведения в метро Поведение на эскалаторе стойте справа, идите слева; нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них. Поведение на платформе: не заходите за ограничительную линию; если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.




    Для чего предназначено регулирование дорожного движения и при помощи чего оно осуществляется? Кто является участниками дорожного движения и какие общие обязанности определены пешеходу и пассажиру? Какие меры безопасности необходимо соблюдать пешеходу и пассажиру как участникам дорожного движения? Какие качества пешехода могут характеризовать уровень его об­щей культуры в области безопасности дорожного движения?

    Обеспечение безопасности дорожного движения возможно только при условии, что не только водители, но и все другие лица, а особенно пешеходы и пассажиры, соблюдают "Правила дорожного движения".

    Каждый водитель может сам оказаться в роли пешехода и пассажира. При этом он должен строго соблюдать соответствующие Правила движения, своим поведением показывая пример дисциплинированности.

    Основное правило пешеходов - на всех участках улиц и дорог, где имеются тротуары или пешеходные дорожки, следует идти только по этим пешеходным дорожкам. Если тротуара нет, надо идти по обочине дороги. В тех случаях, когда из-за отсутствия, занятости или ремонта пешеходных путей приходится идти по проезжей части дороги, то двигаться следует по краю в один ряд. Вне населенных пунктов пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. При движении навстречу транспортному потоку пешеход хорошо видит приближающийся автомобиль и может, например, сойти с проезжен части или временно остановиться, чтобы пропустить крупногабаритное транспортное средство или разъезжающиеся встречные автомобили. Это, в частности, может оказаться особенно необходимым в темное время суток. Лишь на дороге с разделительной полосой посредине пешеходы должны всегда идти по правому краю дороги.

    Переходить через проезжую часть надо по обозначенным пешеходным переходам, мостикам или тоннелям. Там, где отсутствуют оборудованные пешеходные переходы, дорогу разрешается переходить под прямым углом к направлению движения, на перекрестках - по линии тротуаров и обочин, а также в тех местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, т.е. появление транспортного средства не может быть неожиданным. В тех случаях, где на пешеходном переходе имеется светофор или движение регулирует регулировщик, переходить можно только при зеленом сигнале светофора и при разрешающем жесте регулировщика.

    При переходе нерегулируемых переходов, прежде чем сойти на проезжую часть, необходимо убедиться, что транспортные средства находятся на достаточном удалении. Особенно внимательным следует быть к транспортным средствам, подающим специальные звуковые сигналы и (или) проблесковые световые сигналы синего или красного цвета, учитывая, что они могут двигаться с повышенной скоростью. В этом случае пешеходы должны воздержаться от перехода, а находящиеся на проезжей части - немедленно освободить ее.

    Переходя дорогу, не следует задерживаться на ее проезжей части, а если пешеход не успел за время зеленого сигнала светофора перейти проезжую часть, то ему необходимо остановиться на островке безопасности или на осевой линии между полосами движения.

    Ожидать общественный транспорт или автомобиль-такси следует только - на тротуаре (обочине) или на специальной посадочной площадке и ни в коем случае не выходить на проезжую часть.

    Ежедневно и постоянно по улицам городов и населенных пунктов передвигаются тысячи людей, которые спешат на работу, в школу, во многие другие места или возвращаются домой. Для передвижения в заданном направлении люди пользуются общественным транспортом, личными транспортными средствами (автомобилями, мотоциклами, велосипедами) или идут пешком. Все они являются участниками дорожного движения. Участник дорожного движения - это лицо, принимающее непосредственное участие в движении в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства .

    Для того чтобы это движение носило упорядоченный характер и обеспечивало всем участникам возможность быстро и безопасно двигаться в необходимом им направлении, они должны соблюдать определенные правила, которые регулируют движение на улицах и дорогах. Это Правила дорожного движения.

    В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила дорожного движения, введенные в действие с 1 июня 1994 г., с изменениями и дополнениями, внесенными в 1998- 2010 гг.

    Коротко напомним основные положения Правил дорожного движения и ключевые понятия и термины, которые в них используются (все это вы уже изучали в определенном объеме в 5 классе на уроках ОБЖ).

    В соответствии с Правилами в нашей стране принято правостороннее движение, т. е. транспорт при движении придерживается правой стороны проезжей части дороги.

    Дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (моста).

    Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы. Проезжая часть дороги предназначена для движения безрельсовых транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов), трамвайные пути - для трамваев, тротуары - для пешеходов, обочина - для движения пешеходов и для остановки автомобилей. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения или остановки транспортных средств и пешеходов. Разделительная полоса (как и тротуар) немного возвышается над проезжей частью дороги. На разделительной полосе может быть устроен газон или установлены ограждения.

    Для обеспечения безопасности на улицах и дорогах осуществляется регулирование дорожного движения - управление потоком движения транспорта и пешеходов. Дорожное движение регулируют дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры и регулировщики.

    Запомните!

    Дорожная разметка представляет собой линии, стрелы, надписи и другие обозначения, которые наносятся на различные элементы дороги. Большинство линий дорожной разметки имеют белый цвет. Например, линия белого цвета на проезжей части, прерывистая или сплошная, разделяет встречные потоки автомашин.

    С помощью дорожной разметки на проезжей части обозначают пешеходный переход.

    Линии пешеходных переходов наносятся на перекрестках или в других удобных для пешеходов местах. Пешеходные переходы могут обозначаться сплошными линиями вдоль проезжей части по всей длине перехода («зебра»).

    Запомните!

    Дорожные знаки , так же как и разметка, служат для регулирования дорожного движения, для передачи его участникам необходимой информации о различных дорожных ситуациях.

    Пешеходные переходы: слева - «зебра», справа - «зебра» со стрелками разметки, которые указывают направление движения пешеходов

    Насчитывается более 200 знаков. Для того чтобы облегчить их распознавание, они разделены на 8 групп:

    1. Предупреждающие.
    2. Приоритета.
    3. Запрещающие.
    4. Предписывающие.
    5. Особых предписаний.
    6. Информационные.
    7. Сервиса.
    8. Дополнительной информации (таблички).

    К каждой группе относятся знаки, передающие информацию одинакового значения.

    Запомните!

    Для того чтобы уверенно себя чувствовать на улицах и дорогах и безопасно двигаться по ним, каждый участник дорожного движения должен знать дорожные знаки 1 .

    Для регулирования очередности пропуска участников дорожного движения через определенный участок дороги применяют светофоры, которые имеют сигналы зеленого, желтого и красного цвета.

    Это должен знать каждый

      Зеленый сигнал светофора разрешает движение. Желтый сигнал запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов. Красный сигнал запрещает движение.

    Для регулирования дорожного движения применяются две группы светофоров: транспортные и пешеходные.

    Транспортные светофоры могут быть трехсекционными, с вертикальным расположением сигналов сверху вниз: красный, желтый, зеленый. Транспортные трехсекционные вертикальные светофоры могут иметь расположенные по горизонтали дополнительные секции со стрелками зеленого цвета, указывающими направление движения транспортных средств.

    Пешеходные светофоры бывают двухсекционные и имеют два вертикально расположенных сигнала с изображением на них красным цветом стоящего пешехода (запрещающий сигнал) и зеленым цветом идущего пешехода (разрешающий сигнал). Пешеходные светофоры размещают на тротуарах с обеих сторон проезжей части.

    В некоторых случаях движение на дорогах может регулировать регулировщик. Он может подавать сигналы руками, положением корпуса, при помощи жезла и флажков.

    Регулировщик находится в центре перекрестка, на линии, разделяющей встречные потоки транспорта, или на краю проезжей части. Сигналы, подаваемые регулировщиком с центра перекрестка или с осевой линии дороги, обязательны для всех участников дорожного движения.

    Основные сигналы, подаваемые регулировщиком

    • Руки вытянуты в стороны или опущены - пешеходам разрешено переходить проезжую часть со стороны правого и левого бока регулировщика.
    • Правая рука вытянута вперед - пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
    • Рука поднята вверх - движение запрещено.

    Внимание!

    Если на перекрестке, где работает светофор, вы видите регулировщика, то необходимо подчиняться именно его сигналам.

    Многие из нас постоянно участвуют в дорожном движении. Каждый из нас независимо от социального положения и возраста может оказаться на дороге в качестве пешехода или пассажира маршрутного транспортного средства (автобус, троллейбус, трамвай). И поэтому мы должны знать обязанности пешехода и пассажира и постоянно их соблюдать. (Вспомним, что в нашей стране самый высокий показатель погибших в ДТП (9,6) на 100 пострадавших.)

    1 - руки вытянуты в стороны или опущены - пешеходам разрешено переходить проезжую часть со стороны правого и левого бока регулировщика; 2 - правая рука вытянута вперед - пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика; 3 - рука поднята вверх - движение запрещено

    Это должен знать каждый

    • Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
    • При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).
    • При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
    • При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со светоотражающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
    • Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.
    • Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
    • Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
    • При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

    1 - без велосипеда навстречу транспортным средствам; 2-е велосипедом по ходу движения транспортных средств; 3 - пересекая перекресток перпендикулярно линии обочины

    • В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.
    • На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
    • Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения, и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
    • На остановочных пунктах, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

    Запомните!

      Проезжую часть дороги пешеходы переходят по пешеходным переходам или на перекрестках. Перекресток - это место, на котором пересекаются две или более дорог.

    Обязанности пассажира

    В соответствии с требованиями Правил дорожного движения пассажиры обязаны при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле быть в застегнутом мотошлеме.

    Правила безопасного поведения пассажира во всех видах общественного транспорта

    В легковом автомобиле наиболее безопасное место - справа сзади от водителя. А самое опасное место - переднее сиденье рядом с водителем. В поезде самое безопасное место - на нижней полке. При следовании железнодорожным транспортом, войдя в вагон, нужно достать из багажа все, что потребуется в дороге, прежде чем положить его на багажную полку или в специальное отделение нижней полки. Деньги и документы должны находиться при вас. В случае аварии необходимо в первую очередь спасать жизнь, а не вещи!

    Посадка в транспортное средство производится после его полной остановки через передние двери.

    Если у вас на плечах находится рюкзак, нужно его снять и держать в руках. Девушкам при посадке рекомендуется сумочку всегда держать перед собой, а в сидячем положении - на коленях.

    Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать удобное место, где вам не будут мешать. Следует посмотреть, где расположены запасные и аварийные выходы. Если в транспорте нет свободных мест для сидения, нужно постараться встать в центре прохода, держась рукой за поручень или за специальные подвески. Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее - она может случайно открыться.

    Передвигаться по салону общественного транспорта рекомендуется только при полной его остановке.

    Необходимо помнить, что в общественном транспорте нельзя шуметь, шалить, громко разговаривать, есть мороженое. Нельзя высовываться из окон транспортного средства во время его движения, отвлекая водителя от управления.

    Правила поведения при пользовании трамваем, автобусом и троллейбусом

    • Ожидать автобус, троллейбус, трамвай только на посадочной площадке, а там, где ее нет, - на тротуаре или обочине дороги.
    • При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посередине улицы, пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая. Перед переходом надо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю. Посадка должна производиться через передние двери, а высадка - через задние или через двери, на которых имеется надпись «Выход».
    • После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, осмотреть дорогу и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти ее.

    Правила поведения в метро

      Поведение на эскалаторе:

    • стойте справа, идите слева;
    • нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них.

      Поведение на платформе:

    • не заходите за ограничительную линию;
    • если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.

    Правила поведения при поездке на грузовом автомобиле

    • Нельзя стоять в кузове во время движения грузовика.
    • Нельзя переходить с места на место во время движения.
    • Нельзя сидеть на борту.
    • Нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги.

    Приведем пожелания для пешеходов известного писателя, путешественника и специалиста по вопросам выживания в экстремальных условиях А. А. Ильина из его книги «Большая энциклопедия городского выживания» (М.: ЭКСМО, 2003), которые учитывают общую культуру в области безопасности наших участников дорожного движения: «Современные водители пешеходов не любят и их права не уважают. Если бы все владельцы автомототранспорта приняли несложную истину, что пешеход всегда прав, но даже если не прав, это не повод его давить, по улицам можно было бы ходить, задрав голову к небу».

    А поскольку в дорожной практике нашей страны до этого еще очень далеко, Андрей Ильин предлагает пешеходу видеть дорогу глазами водителя.

    Статистика

      Уровень культуры водителей в области безопасности характеризует неутешительная статистика: 70-75% дорожно-транспортных происшествий совершается в нашей стране по вине водителей, при этом до 30% ДТП приходится на долю водителей, управляющих транспортным средством в нетрезвом состоянии.

    Культура нашего пешехода в области безопасности оценивается не только знаниями Правил дорожного движения и уровнем дисциплины по их выполнению, но и умением оценивать обстановку на дорогах, действовать в различных дорожных ситуациях с учетом своих возможностей более осторожно и предусмотрительно. Помните поговорку: «Береженого Бог бережет!»

    Вопросы

    1. Что такое дорога и каковы ее составные части?
    2. Для чего предназначено регулирование дорожного движения и при помощи чего оно осуществляется?
    3. Кто является участниками дорожного движения и какие общие обязанности определены пешеходу и пассажиру?
    4. Какие меры безопасности необходимо соблюдать пешеходу и пассажиру как участникам дорожного движения?
    5. Какие качества пешехода могут характеризовать уровень его общей культуры в области безопасности дорожного движения?

    Задания

    1. Из Правил дорожного движения выберите дорожные знаки, которые регулируют движение пешехода но дороге. Занесите в дневник безопасности.
    2. Из Правил дорожного движения выберите сигналы светофора, которыми должен руководствоваться пешеход при переходе дороги. Занесите в дневник безопасности.

    1 Основные дорожные знаки см. приложение.