Органы законодательной власти рф. Что значит "законодательная власть". Федеральное Собрание РФ

Законодательная власть – власть, которая призвана на создание законов в государстве. В основном законодательная власть принадлежит отдельному органу государственной системы. Обычно законодательные органы принято называть – парламент.

Власть в России разделяется на: законодательную, исполнительную и судебную - это три функции по которым осуществляется деятельность законодательства в РФ. В принципе все 3 функции указаны и в конституции, так как понимание этих трех ветвей имеет значение для того, чтобы понять государственную власть.

Такое управление политикой выработано за много лет практики демократическими государствами. Суть управления властью и политической демократической страной может осуществляться при условии разделение этих трех функций управляющими властями между внутренними государственными органами.

Есть три основные функции деятельности государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, каждая из них должна наблюдаться отдельно соответствующим органом государственные власти. Соединять между собой функции в деятельности одного государственного органа невозможно, так как это непроизвольно создаст в стране диктаторский политический режим.

Как государство пополняет с помощью функций деятельности власти

Исследование сущности экономической целесообразности налоговых сборов в казну государства, определило, что одна из функций государственной власти – законодательная разработала – , которое базируется на трех основных составляющих:

Принципах, согласно которым осуществляется;

Методах, с помощью которых обеспечивается реализация этих принципов;

Непосредственно присущих ему функциях.

Принципы преференциального налогообложения должны базироваться на классических принципах налогообложения, предложенных еще А. Смитом (1723 - 1790). Учитывая современные тенденции функционирования налоговых систем, целесообразно определить пять основных принципов:

а) научности - преференциальное налогообложение должно формироваться на основании научно-логических исследований;

б) оптимальности - использование оптимальных моделей в разработке преференций;

в) выгоды - применение преференциального налогообложения не должно уменьшать ни , ни ущемлять интересы налогоплательщиков, а его реализация должна осуществляться при минимальных административных расходах;

г) прогнозируемости - введение налоговых преференций и их использование должно основываться на прогнозных моделях развития;

д) рациональности - целесообразность назначения налоговых преференций должна быть обоснована.

На практике преференциальное налогообложение осуществляют, используя определенные методы и способы воздействия на налогоплательщиков:

1. Экономические методы - это методы воздействия на налогоплательщиков путем использования экономических инструментов.

Экономические методы можно сгруппировать по способам их осуществления:

а) льготный способ - реализация налоговых преференций путем предоставления льгот;
б) без льготный способ - предоставление налоговых преференций без применения льгот.

2. Административные методы - методы воздействия на налогоплательщиков через издание постановлений, приказов и распоряжений исполнительной власти.

3. Правовые методы - внедрение и реализацию налоговых преференций осуществляют в пределах законодательно определенной базы;

4. Социально-психологические - использование передовых достижений психологии и педагогики для мотивации налогоплательщика к рациональному использованию налоговых преференций.

Кроме того, для совершенства механизма, можно обозначить ряд функций, присущих преференциальному налогообложению, которые имеют непосредственное влияние на налогоплательщика:

а) стимулирующая - предусматривает стимулирование субъектов хозяйствования к активизации их деятельности, внедрению инноваций и повышению конкурентоспособности;

б) стабилизационная (поддерживающая) - заключается в реализации преференциальных мер, направленных на поддержку налогоплательщиков, задействованных в малом бизнесе, а также определенных категорий граждан, определенных действующим законодательством.

Осуществляя общую характеристику и экономическую оценку преференциального налогообложения, обратим внимание на все возможные источники возникновения и способы реализации налоговых преференций, что является причиной их эффективного проявления. Обычно такими причинами должны были бы выступать потребности субъектов хозяйствования и государства. Однако часто налоговые преференции назначаются под давлением заинтересованных лиц или соответствующих групп лиц «лоббистскими» методами.


Функционирование налоговых преференций на практике характеризуется определенными положительными и отрицательными чертами, которые следует учитывать, разрабатывая механизмы реализации каждой из них.

Следовательно, заметим, что применение тех или иных преференций требует их детального изучения и учета положительных и отрицательных сторон реализации. При введении налоговых преференций для прогнозирования реальных социальных и экономических эффектов нужно максимально учитывать все преимущества и недостатки. Ведь только в таком случае налоговые преференции могут осуществлять эффективное влияние на внедрение механизмов преференциального налогообложения.

Итак, преференциальное налогообложение - это сложный и противоречивый инструмент осуществления налоговой политики государства, который требует детального изучения и осуществления экономической оценки его реализации.

Коррупция, основанная на интересе к законодательной власти

"Государственный интерес" необходим для того, чтобы проиллюстрировать сущность такого концепта, как коррупция. По мнению К. Фридриха, модель политической коррупции существует, когда тот, кто имеет власть, делает определенные вещи: например, лицо, что занимает государственную должность, получает денежные или другие вознаграждения, предоставленные ему нелегально, его склоняют произвести действия в ответ - как услугу тому, кто предоставил вознаграждение, тем же нанося вред государственным и собственным интересам.

Концепция государственного интереса поддавалась широкой интерпретации, и было согласовано, что суждение относительно того, было действие коррупционным или нет, определяется на основе позиции наблюдателя. Д. Ловенштейн отмечал, что действия, которые осуществляются для удовлетворения желаний высших правительственных чиновников, могут противоречить государственному интересу без самостоятельного влияния на государственную политику. А. Рогов и Х. Ласвел тоже характеризовали коррупцию как поведение, что отклоняется от публичных интересов.

В частности, по мнению К. Фридриха, политическая коррупция является разновидностью поведения, что отклоняется от нормы, которая является общепринятой или считается общепринятой в определенном контексте, например политическом. Такое девиантное поведение ассоциируется с особенной мотивацией, в частности частной выгодой во вред государству. Независимо от того, была ли мотивация, особенное значение имеет частная выгода, которая вредит государственным интересам.

Такая выгода может выражаться в денежном эквиваленте, и в глазах общественности так обычно и есть, но она может приобретать и другие формы. Это может быть быстрое продвижение по службе, приказ, награды, выгода, которая может быть не личной, но касаться семьи или другой группы.


Модель коррупции может существовать при условии наличия того, у кого власть и кто ею злоупотребляет; кто является функционально ответственным или занимает государственную должность. И, ожидая будущие финансовые или другие вознаграждения, например, выгодную работу, склонный к действиям, которые приносят пользу тому, кто предоставляет вознаграждение, и вредят группе или организации, к которой принадлежит функционер, например правительству

.
К. Фридрих предоставлял преимущество идентификации политической коррупции скорее не как использованию государственной власти для частной выгоды, продвижения по службе, престижа или выгоды для определенного общественного класса, группы, а как тому, что представляет нарушение закона или стандартов высокой морали; эти нарушения являются определенным видом общественного вреда. Однако типичной является выгода коррупционера и того, на чью пользу коррумпируют, и потери других сторон, втянутых в эту ситуацию.

Основания для вмешательства государственной власти – польза и влияние

Общественные блага, внешние эффекты, естественная и потребность в социальном страховании наделяют правительство распределительными функциями, которые являются важным способом, с помощью которого правительство влияет на экономику для достижения социальной эффективности. Например, теория второго оптимума предусматривает, что если условия оптимальности, вообще говоря, не выполняются, то не следует думать, что попытка произвести любое из отклонений от оптимальности улучшит общественное состояние.

Оптимум, полученный в результате компенсации любого сбоя в функционировании рынка, характеризуется полностью новым набором предельных условий, которые могут в значительной степени отличаться от тех, которые определяют абсолютный оптимум. Более того, чтобы сдвинуть экономику в направлении этого нового оптимума, правительство должно использовать налоги, субсидии, регулятивные функции и т. д., которые сами по себе вносят искривление в систему. Политика правительства, следовательно, должна выбирать между неэффективностью, которая связана со сбоями в функционировании рынка и неэффективностью, которая связана с компенсационной политикой и расходами на ее осуществление. Планирование такой политики является основной проблемой, которая появляется перед государственными деятелями, которые определяют роль правительства во влиянии на распределение ресурсов.

Существует Парето-оптимум, что связан с каждым начальным распределением собственности на факторы производства. Результирующее распределение доходов и общественного уровня жизни отражает начальное распределение капитала и способностей. Если такое распределение неприемлемо, то общество санкционирует перераспределительные мероприятия. Пока существуют частные организации, которые могут влиять на перераспределение, без вмешательства правительственной власти, то объем координированного перераспределения достаточно умерен. И все же все еще возникают сложные проблемы. Прогрессивное налогообложение и денежные трансферты являются наиболее прямыми перераспределительными инструментами, которые используются государством. Однако, и другие мероприятия политики или же целеустремленно носят перераспределительный характер, или же опосредствовано приводят к перераспределению. Предоставление государством медицинского обслуживания, образования, жилья и других социальных услуг являет собой стержень перераспределительной политики. Следует сказать, что существуют проблемы определения объема перераспределения, которое происходит через услуги, которые предоставляются правительством. Возникает также вопрос о том, должно ли правительство предоставлять эти блага и услуги непосредственно, или обеспечивать надбавки к доходу и давать возможность людям самим покупать столько, сколько они хотят на рынке.

Правительство может влиять на распределение доходов и общественной жизни с помощью и других способов. В частности, регулирующие действия, такие, как защита прав потребителя, антимонопольное законодательство и правила техники безопасности - много из которых оправдывают ссылками на проблемы, связанные с сбором, распространением и интерпретацией информации, трудностями в организации коллективных действий и расходами на установление и внедрение минимальных стандартов, - имеют распределительное значение. Как и с политикой, направленной на улучшение распределения ресурсов, мероприятия, которые направлены на достижение распределительных целей, приводят к потерям эффективности. Соответственно, существует компромисс между равномерным распределением и эффективностью, что предусматривает ограничение перераспределения.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Три ветви власти и необходимость их практического разделения были разработаны учеными еще в Средние века. Сохраняет ли эта теория актуальность по сей день? В конституциях многих, практически всех стран зафиксировано положение о том, что власть разделена на три ветви. Первая их них – законодательная, вторая – исполнительная, и третья – судебная власть. В Российской Федерации этому вопросу посвящена 10 статья Конституции. Как обосновывается необходимость этой модели управления и каким образом ее видели ученые в момент разработки?

Зачатки идеи

Теоретической разработкой разделения властей занимался англичанин Джон Локк. Он полагал, что деление полномочий между отдельными субъектами крайне необходимо. В узурпации власти одним или небольшой группой лиц он видел реализацию и охрану только частных интересов, а также отсутствие правовой защиты личности. Локк считал «приоритетной» ветвью законодательную власть, но при этом ее преимущество, по его мнению, не должно быть абсолютно. Остальные течения, исполнительные и судебные, должны занимать отнюдь не пассивное положение. Уже через столетие после обоснования этой модели Локком разделение властей было зафиксировано в важнейшем документе – Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 году. В тексте акта указывалось, что государство, которое не использует при управлении эту модель, не имеет конституции. В дальнейшем идеи Локка изучал и развивал француз Шарль Луи Монтескье. Он видел в разделении властей спасение общества от злоупотреблений властью государями, от узурпации и концентрации управления в одном органе, от деспотизма. Помимо деления полномочий, Монтескье разработал положение о системе сдержек и противовесов.

Три ветви власти: описание

Характеристика теории деления властей содержит следующие положения. Во-первых, эта модель должна быть закреплена конституцией. Во-вторых, три ветви власти должны быть предоставлена разным людям или органам. Одно и то же лицо не может быть наделено полномочием осуществлять, к примеру, два вида управления одновременно. В-третьих, три вида управления автономны и равны.

Механизм сдержек и противовесов

Американец Джеймс Мэдисон трудился над тем, чтобы создать эффективную модель реализации разделения властей. Под сдержками и противовесами он подразумевал частичное совпадение полномочий ветвей власти. Эта система действует в США и по сей день. К примеру, президент, представитель исполнительной власти, может использовать свое право вето на законы, а суды, в свою очередь, могут признать их недействительными ввиду противоречия конституции. Таким образом сдерживается законодательная ветвь. Президент имеет право назначения в органы судебной и исполнительной властей, а конгресс (законодательный орган) ратифицирует эти решения. Таким образом, эти составляющие представляют собой своеобразный баланс всех ветвей власти, их взаимодействие и взаимоограничение, который осуществляется с помощью правовых мер.

Законодательная власть

А теперь рассмотрим подробнее все три ветви власти. Законодательная власть является наиболее главной, верховной. Она предназначена для отражения воли и суверенитета всего народа. В РФ законодательную власть осуществляет, согласно Конституции, Федеральное собрание. Оно состоит из 2 палат. Первая из них, Совет Федерации, состоит из представителей от каждого субъекта государства. К ведению Совета относят такие полномочия, как утверждение изменений границ между частями РФ, указов президента о введении военного либо же чрезвычайного положения. Также первая палата назначает на должности судей Конституционного и Верховного судов, Генерального прокурора, равно как и его заместителей, председателя Счетной палаты, а также половину состава ее аудиторов, устанавливает дату выборов на пост главы государства.

Кроме того, Совет Федерации имеет право отрешения президента. Вторая же палата, Государственная Дума, избирается гражданами. К ее полномочиям относится объявление амнистии, а также выдвижение обвинения против главы федерации. Помимо этого, Государственная Дума имеет право назначения на должность Председателя Центробанка и Уполномоченного по правам человека. К ведению этой палаты также относят выражение недоверия правительству. Однако основным и важнейшим полномочием всего парламента является, безусловно, принятие федеральных законов.

Второе направление

При делении управления на три ветви исполнительной власти необходимо реализовывать законы и заниматься оперативно-хозяйственной деятельностью. Правительство РФ занимается разработкой и обеспечением исполнения федерального бюджета. В обязанности его также входит управление государственной собственностью. Кроме этого, правительство должно обеспечивать проведение в РФ единой кредитной, финансовой, денежной, культурной, научной, образовательной, экологической политики. Исполнительная власть также занимается вопросами внешней и внутренней обороны, безопасности государства. Правительство ответственно за обеспечение законности, охраны прав, свобод и собственности граждан.

Судебная власть

Это направление выступает своеобразным гарантом восстановления и защиты нарушенных прав, а также справедливого и адекватного наказания всех виновных. В Российской Федерации задачи этой ветви власти осуществляются только судом в рамках различных видов производств. В Основном законе закреплены важнейшие положения, касающиеся правового статуса судей. К их числу относятся независимость, несменяемость, а также неприкосновенность. Также в Конституции фиксируются и главнейшие принципы судопроизводства, такие как открытость, состязательность и равенство сторон.

Положение президента

К какой ветви власти относится глава государства? Тут точки зрения ученых разнятся. Одни утверждают, проанализировав полномочия главы государства, что он относится к исполнительной власти. Другие считают, что ввиду того, что президент выполняет координирующие функции, он возвышается над всеми ветвями власти и не относится ни к одной из них.

Исключения

Хоть теория предусматривает лишь три основные ветви власти, в науке ведутся споры по поводу количества. В частности, затрагивается положение президента, которое было рассмотрено выше. Но стоит также обратить внимание и прокуратуру. Несмотря на то что в Конституции положение этого органа закрепляется в одной главе с судами, его нельзя отнести к этой ветви власти. Ведь прокуратура не имеет соответствующих полномочий. В ст. 11 Конституции этот орган не указан в перечне ведомств государственной власти, однако же в ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» таковым признается. Налицо противоречие. В науке есть различные теории по поводу правового положения органов прокуратуры. Некоторые юристы относят их к исполнительной власти, другие – к судебной. Третьи считают, что прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти.

Значение

Разделение властей и по сей день является важнейшим механизмом защиты граждан от произвола государей и чиновников. Кроме того, эта модель управления указывает на демократический строй в государстве.

В Конституции РФ не дается определения законодательной власти, но устанавливается, кому она принадлежит и как осуществляется.

Законодательным органом (на федеральном уровне) является Федеральное Собрание – парламент РФ. Законодательные полномочия присущи парламенту как основному институту представительной демократии в России.

В системе сдержек и противовесов законодательная власть определяет способ организации и функционирования исполнительной и судебной властей, выполняет ориентирующую роль по отношению к ним . В этой связи парламент наделен иными полномочиями, не связанными с нормотворческим процессом, – в сфере контроля, прежде всего, за исполнительной властью, в сфере назначения должностных лиц (во внепарламентские органы).

Таким образом, можно выделить три основных функции парламента РФ – законодательную, представительскую и контрольную.

Федеральное Собрание РФ

Федеральное Собрание (парламент) РФ состоит из двух палат – Совет Федерации и Государственная Дума. Наличие второй палаты обусловлено следующими причинами:

  • – необходимостью представительства и согласования интересов субъектов Федерации;
  • – заинтересованностью в более высоком качестве законодательства при вторичной разносторонней и взвешенной оценке закона другой палатой (Совет Федерации одобряет законы, принятые Государственной Думой).

Для того чтобы верхняя палата могла выполнять указанную роль, необходим особый порядок ее формирования, более высокие (по сравнению с депутатами нижней палаты) требования к членам палаты, меньшая политизированность ее состава, поскольку данный орган представляет не политические, а региональные предпочтения, отличная от нижней палаты компетенция.

Верхняя палата российского парламента – Совет Федерации формируется на основе равного представительства всех субъектов РФ. Каждый субъект, независимо от статуса, количества населения и т.п., направляет в Совет Федерации но два представителя: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). Таким образом, на сегодня верхняя палата парламента насчитывает 166 членов. Численный состав не закреплен в Конституции РФ, поскольку существует возможность изменения субъектного состава Федерации (см. параграф 7.2).

Конституционные положения допускают различные способы формирования верхней палаты, нс упоминая о ее обязательной выборности. В настоящее время Совет Федерации является выборно-назначаемым и формируется на основании Федерального закона от 05.08.2000 № 113-Φ3 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Члены Совета Федерации могут быть избраны (назначены) только из числа федеральных , региональных и муниципальных депутатов соответствующего субъекта. Кандидат должен являться гражданином России не моложе 30 лет.

Представитель в верхнюю палату парламента от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается этим органом на срок его полномочий. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий .

Таким образом, каждый член верхней палаты имеет индивидуальные временные рамки деятельности, и палата никогда не обновляется полностью. Совет Федерации нс подлежит роспуску.

Нижняя палата Федерального Собрания – Государственная Дума – является общенациональным представительным органом, призванным выражать политические интересы всего населения России, поэтому способы ее формирования и требования к составу иные. В соответствии с ч. 3 ст. 95 Конституции РФ Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов и формируется выборным путем.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы определяется Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Кандидатом в депутаты Государственной Думы может быть гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года и не подпадающий под цензы пассивного избирательного права.

Федеральные списки кандидатов выдвигают политические партии. Они вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами политических партий (не более половины списка). Отсутствие такой возможности означало бы ущемление конституционного права гражданина РФ быть избранным в органы государственной власти, связывая его с обязательным вступлением в какую- либо партию.

Выборы назначаются Президентом РФ. Организацией выборного процесса занимается ЦИК РФ, которая регистрирует списки кандидатов от партий (отметим, что сбор подписей избирателей в поддержку федеральных списков кандидатов не осуществляется), контролирует соблюдение правил информирования избирателей, проведения предвыборной агитации, осуществляет внушительное количество иных управленческих действий, необходимых для проведения выборов. Центральная избирательная комиссия РФ определяет и результаты выборов.

К распределению мандатов допускаются списки, набравшие не менее 5% голосов избирателей. При этом списков должно быть как минимум два, и они должны в совокупности набрать нс менее 60% голосов избирателей.

Места в Государственной Думе распределяются по правилу избирательной квоты (частного, полученного при делении голосов избирателей на количество мест в палате (450)).

Срок полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Государственная Дума, в отличие от верхней палаты, может быть распущена. Эта мера является экстраординарной, когда исчерпаны все другие способы достижения согласованной работы законодательной и исполнительной власти. Кроме того, роспуск допустим только в определенных ситуациях, оговоренных Конституцией РФ:

  • – в случае трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур на должность Председателя Правительства РФ;
  • – в случае если Президент РФ не согласен с принятым Государственной Думой решением о недоверии Правительству РФ, когда вопрос о доверии был поставлен Председателем Правительства РФ;
  • – в случае если Государственной Думой в течение трех месяцев будет повторно выражено недоверие Правительству РФ.

Новый состав нижней палаты должен приступить к работе не позднее, чем через четыре месяца после роспуска предыдущей Государственной Думы.

Государственная Дума не может быть распущена:

  • – в течение года после избрания, за исключением случая трехкратного отклонения кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. Трудно предположить, что за такой короткий срок политические предпочтения населения изменятся настолько, чтобы полностью обновить состав палаты на новых выборах. Но неспособность Государственной Думы утвердить главу исполнительной власти означает невозможность дальнейшей работы государственного механизма;
  • – после того как Государственная Дума приняла постановление о выдвижении против Президента РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Запрет на роспуск действует на период, пока Совет Федерации не примет своего решения по обвинению или пока не истечет трехмесячный срок. Роспуск Государственной Думы в этот период означал бы нарушение баланса ветвей государственной власти, ничтожность контрольных полномочий парламента;
  • – в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории РФ. В указанный период невозможно, например, провести выборы нового состава Государственной Думы;
  • – в последние шесть месяцев пребывания Президента РФ в должности. Учитывая обновление состава правительства вновь избранным президентом, это ограничение обеспечивает непрерывность государственной власти.

Одним из важнейших достижений человечества является разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Это сделано для решения целого ряда важнейших проблем. Среди них:

Необходимость более четкого определения компетентности, основных функций, сфер деятельности, ответственности каждой ветви власти, каждого государственного органа;

Необходимость предотвращения злоупотребления властью, установления диктатуры, авторитаризма или тоталитаризма;

Возможность на основе разделения властей диалектического объединения в единое целое таких, казалось бы, не совместимых важнейших сфер жизни, как закон и свобода, власть и право, государство и гражданское общество.

Еще известный английский мыслитель Джон Локк в своем главном труде «Два трактата о государственном правлении» писал о недопустимости соединения в руках какого-либо одного органа государства законодательной и исполнительной власти, в противном случае возникает угроза деспотизма и ликвидации естественных прав и свобод. Он придавал теории разделения властей характер универсальной доктрины. Джоном Локком были развиты ее основные положения: об осуществлении законодательной власти через выборный представительный орган, о недопустимости этому органу заниматься исполнением законов, о создании в связи с этим новой постоянно действующей структуры и т. д.

По Джону Локку, законодательная и исполнительная власти в своей деятельности независимы, но обе эти власти имеют над собой высшего судью в лице народа, обладающего правом привлекать к ответу любую власть. Законодательной власти принадлежит исключительное право издавать законы, обязательные для всех. Отличаясь друг от друга по своим функциям, эти власти должны быть разделены и переданы в различные сферы, так как правители в противном случае получают возможность освобождать себя от подчинения законам и приспособлять их к своим частным интересам.

Классический вид концепция разделения властей приобрела в работах Шарля Луи Монтескье. Он сделал вывод, что только разделение властных функций между разными государственными органами способно обеспечить согласие в обществе, права и свободы человека, верховенство права в жизни государства.

В настоящее время законодательная власть - это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и других нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.

Законодательная власть ответственна за то, насколько она эффективно представляет общественные интересы и отражает их в законах страны. Закон обязателен для всех именно потому, что он является высшим актом парламента, представляющего интересы всех слоев и социальных групп населения страны.

Важнейшими субъектами законодательной власти в современных обществах являются парламенты. Парламент - это высший представительный и законодательный орган государства. Именно от работы парламентов, их эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения. Законодательные органы создают объективные условия для реализации важнейших задач, стоящих перед человеческим сообществом, для формирования общественных ценностей и идеалов.

2 ПАРЛАМЕНТ. Структура парламента

Высшим представительным и законодательным органом в структуре власти является парламент. Представительный - это означает, что в составе парламента работают избираемые народом или частично назначаемые его представители, которые получили право представлять интересы людей и от их имени принимать законы и политические решения. Законодательный - это означает, что основная задача парламента - разработка и принятие законопроектов.

Представительные и законодательные органы имеют давние традиции. Первыми законотворческими органами, известными во всемирной истории, были «совет четырехсот» (по законам древнегреческого правителя Солона) и «совет пятисот» (по реформе его преемника Клисфена). В Римской республике (510 - 27 гг. до н.э.) высшим органом власти считалось Народное собрание, которое избирало руководителей, принимало или отклоняло предложенные управленческие акты. Эти органы стали прообразами современных парламентов.

Латинское слово parliamentum в тот период означало послеобеденную беседу монахов. Этим же термином в ХII-ХIII веков пользовались для обозначения совещания священнослужителей. В Англии слово parliament появилось вначале для обозначения любого обсуждения. При План-тагенетах этим словом называли «великие советы». Вестминстерский статус 1275 года впервые использует французское слово parlement для названия «Великого совета Англии». Дословным переводом этого термина является «говорить, разговаривать».

Некоторые авторы считают, что первый парламент в Западной Европе - это Кортесы Кастилии, а в российской истории - Земский собор князя Всеволода III Большое гнездо (1211 год). Многие исследователи утверждают, что первый парламент в современном понимании появился в Англии в 1265 году. Образование английского парламента стало компромиссом между зарождающейся буржуазией и дворянством, средством сглаживания противоречий между этими социальными группами населения. В самом начале парламент лишь давал советы королю, но постепенно стал выполнять законодательные и представительные функции. Особенно после того, как в XVII - XVIII вв. в ходе борьбы против тирании феодальных монархов европейские народы пришли к выводу, что носителем суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве должен быть народ.

На роль родины самого древнего парламента претендует и Исландия, жители которой показывают несколько огромных валунов, лежащих возле Рейкьявика. Исландцы утверждают, что это и есть самый древний парламент под открытым небом, который до сих пор носит прежнее название - Альтинг. Там древние викинги обсуждали свои дела и принимали управленческие решения.

Следует отметить, что законодательные структуры того времени были сословными органами. По настоящему представительными они стали только после буржуазных революций, когда в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей, после введения всеобщего избирательного права.

В историческом аспекте парламенты имели огромное значение для западноевропейских стран и США. Это был главный инструмент борьбы против абсолютизма, средневековой реакции, феодальной идеологии, ценностей и идеалов уходящих классов, за национальную независимость и торжество справедливости и демократии.

Современный парламент - это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей состоит в осуществлении законодательной власти, разработке и принятии законов. Парламенты также принимают государственные бюджеты и контролируют их исполнение. В значительной мере от формы правления зависят методы и степень контроля парламента за исполнительной властью.

Парламенту принадлежит ведущая роль в процессах формирования политической культуры. Создание свободно избранного органа народного представительства относится к наиболее существенным элементам демократического механизма власти. На процессы формирования парламента оказывают огромное влияние многие факторы: соотношение политических и социальных сил в обществе, уровень правовой культуры, традиции, зарубежный опыт, различные субъективные факторы. Каждая страна самостоятельно определяет роль парламента и его особенности в любой период времени.

Представительный и законодательный орган Республики Беларусь называется Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь. Он имеет свои четко очерченные задачи и функции, самостоятельно и эффективно решает многочисленные проблемы современного белорусского общества.

Одним из важнейших вопросов государственного устройства является вопрос о структуре представительных органов власти. Традиционно парламенты были либо двухпалатными, либо однопалатными. Однако практика государственного строительства в отдельных зарубежных странах свидетельствует и об отходе от этих традиций. Так, например, в конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия парламент в Южно-Африканской Республике фактически был трехпалатным. Палаты в нем формировались по расовому принципу - палата собрания из белых, палата представителей из «цветных» и палата делегатов из аборигенов. Хотя подлинным органом государственной власти была палата белого населения страны. В 1970-х годах того же столетия в союзной скупщине (парламенте) Югославии на основе Конституции Югославии число палат доходило до шести. В настоящее время в некоторых странах Африки и Океании при законодательных органах имеются палаты вождей, но они наделены правом совещательного голоса, и то по узкому кругу вопросов (обычаи, культура).

Структура парламента, как правило, зависит от формы государственного устройства, численности населения и исторических традиций, сложившихся в той или иной стране. Как правило, государствах федеративной формой государственного устройства или численностью населения более десяти миллионов человек создают парламенты на двухпалатной системе (США, Канада, ФРГ, Австралия, Австрия, Бельгия, Италия и др.), где нижняя палата парламента избирается непосредственно населением, а верхняя палата формируется путем прямых или непрямых выборов либо формируется по наследственному признаку.

В унитарных государствах (Греция, Дания, Люксембург, Финляндия, Непал, Новая Зеландия, Турция, Израиль, Швеция и др.) чаще всего существует однопалатная система, но и могут быть отступления от правил, так как первоначально традиционной системой создания парламентов была двухпалатность. Как показывает история, вторая или верхняя, палата была введена, во-первых, для представительства аристократии, во-вторых, была противовесом нижней палате, в которой были представлены буржуазия и другие, более демократично настроенные слои общества. Многие исследователи считают, что вторая палата - это интегрирующая часть парламента. Сторонники противоположного мнения убеждены, что вторая палата в унитарных государствах не имеет достаточных оснований для своего существования.

В Республике Беларусь Парламент - Национальное собрание состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных законодательством случаев проведения совместных заседаний. Общий орган палат отсутствует. Единственным временным совместным органом двух палат может быть согласительная комиссия, формируемая на паритетной основе для преодоления разногласий по законопроекту, отклоненному Советом Республики.

Палата представителей представляет интересы всех жителей Республики Беларусь. Она состоит из 110 депутатов, избранных по мажоритарной системе на всеобщих выборах. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Деятельность Палаты представителей основывается на принципах: демократичности; разделения властей; верховенства права и законности; приоритета общепризнанных принципов международного права; равенства всех граждан перед законом; свободного обсуждения и принятия решений; многообразия мнений; участия граждан в решении и обсуждении вопросов государственной жизни. Работа Палаты представителей осуществляется в форме пленарных заседаний, парламентских слушаний, деятельности постоянных: комиссий Палаты представителей, депутатов в избирательных округах. Совет Республики является палатой территориального представительства. Его деятельность направлена на обеспечение принятия качественных законов страны.

Совет Республики состоит из 64 членов. В него избирается от каждой области и города Минска на собрании депутатов местных Советов базового уровня по 8 человек, 8 членов Совета назначает Президент страны. Членом Совета может быть гражданин республики, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области и г. Минска не менее пяти лет.

Основными элементами внутренней организации парламентов являются:

Руководящие органы;

Парламентские комиссии (комитеты);

Парламентские объединения депутатов;

Руководит работой парламента председатель (в англоязычных странах - спикер), избирающийся на весь срок полномочий парламента, который, как правило, является первым среди равных и координируют деятельность парламента. В Беларуси руководят деятельностью парламента председатели палат. Они ведут заседания палат, представляют парламент в отношениях с другими органами и организациями как внутри страны, так и за ее пределами, организуют работу аппарата, контролируют расходование финансовых средств.

В руководящие Органы многих парламентов, кроме председателей, входят их заместители, секретари и квесторы (наблюдатели).

В Национальном собрании Республике Беларусь имеются специальные руководящие органы - Совет Палаты представителей и Президиум Совета Республики. Они создаются для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению парламента, организации работы постоянных комиссий и иных органов.

В состав Совета Палаты представителей входят Председатель Палаты представителей, его заместитель, председатели постоянных комиссий Палаты представителей, а также шесть депутатов, избираемых Палатой представителей.

Парламентские комиссии (комитеты) образуются из депутатов и подразделяются на два основных вида: временные и постоянные. Постоянные комиссии (комитеты) создаются на весь срок деятельности парламента. Их основная задача - оценка и разработка законопроектов, контроль за реализацией законов. Временные комиссии (комитеты) образуются для рассмотрения какого-либо вопроса, решения каких-либо проблем. После достижения своих целей временные парламентские структуры прекращают свою деятельность.

В некоторых парламентах состав комиссий (комитетов) пропорционален партийному составу палат. При этом во многих законодательных органах руководители комиссий, как правило, работают на профессиональной основе, а остальные депутаты - на временной. Так работали депутаты Верховного Совета Республики Беларусь ХIII созыва.

Выборы председателя комиссии (комитета) могут осуществляться:

Самими членами комиссии (комитета);

Исходя из принципа старшинства;

Назначаться председателем палаты.

Основным выражением парламентской системы власти является парламентская республика, которая характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента.

Основополагающий принцип парламентской республики состоит в том, что правительство формируется не главой государства - президентом или монархом, а лидерами партий парламентского большинства и, как правило, из числа депутатов политических партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом, а парламент правомочен выражать ему доверие или недоверие. Если парламент отказывает правительству в доверии, происходит одно из двух: либо правительство уходит в отставку и парламент начинает формировать новое правительство; либо парламент распускается, назначаются его новые выборы, затем новый парламент формирует новое правительство. Решение о том, что именно произойдет, формально принимает глава государства, а фактически-действующий премьер-министр. Таким образом, при парламентской системе правительство находится у власти только до тех пор, пока оно имеет поддержку парламентского большинства. Такая форма правления существует в таких странах, как Финляндия, Турция, Германия, Греция, Израиль.

Другим важнейшим принципом парламентской системы является то, что главой высшей исполнительной власти по конституции считается премьер-министр, а не глава государства (президент или монарх). Однако премьер-министр - это только «первый среди равных», который принимает политические решения совместно с кабинетом, т.е. на коллегиальной основе. Возглавляя правительство, Премьер-министр не является одновременно и главой государства, а поэтому не располагает такими широкими властными полномочиями, как президент при президентской системе. В то же время глава государства (например, президент) не имеет особых властных полномочий. Он обычно избирается не населением, а парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления.

Глава государства не руководит правительством, не может давать членам правительства прямых указаний. В парламентской республике президент выступает в качестве своего рода высшего арбитра во взаимоотношениях между различными политическими институтами. В отличие от премьер-министра он воспринимается как внепартийный высший государственный деятель, символизирующий общенациональное единство и гарантию законности действий государственной власти. Кроме того, глава государства представляет свою страну в различного рода протокольных мероприятиях и церемониях. Однако в условиях парламентской системы он не обладает существенными полномочиями при формировании государственной политики. Но при определенных обстоятельствах глава государства может распустить парламент и назначить новые парламентские выборы. В некоторых странах с парламентской формой правления именно глава государства поручает тому или иному политическому лидеру сформировать правительство. Однако при парламентской системе глава государства фактически не может отменить какое-либо решение парламента и правительства. Единственное, что он может сделать, если не согласен с каким-либо законом или решением правительства, - это не подписать закон и вернуть его на дополнительное рассмотрение парламента или же обратиться в высшие судебные инстанции с просьбой определить конституционность акции кабинета министров.

При парламентской системе правительство находится у власти или уходит в отставку в зависимости от результатов парламентских выборов. Выборы в большинстве стран с парламентской системой проводятся по пропорциональной или смешанной (пропорционально-мажоритарной) избирательным системам. Эти системы предполагают, что депутаты парламента полностью или частично выбираются избирателями в соответствии со списками кандидатов, сформированными партиями.

При однопартийном правительстве премьер-министром, как правило, становится лидер победившей на выборах партии. При коалиционном правительстве Премьер-министром становится обычно лидер наиболее влиятельной партии из тех, которые образовали блок парламентского большинства.

Если правительство сформировано только из представителей одной партии, которая имеет твердое большинство в парламенте, то она при парламентской системе становится поистине правящей, так как контролирует законодательную и исполнительную власти. По сравнению с однопартийным правительством позиции коалиционного более неустойчивы.

При парламентской системе многие депутаты, занимающие видное положение в своих партиях, становятся одновременно членами кабинета министров. Как правило, премьер-министр остается членом парламента и сохраняет депутатский мандат. Если же на парламентских выборах кто-то из членов кабинета, являющийся одновременно депутатом, проиграл, то он (в том числе и премьер-министр) уходит в отставку и с правительственной должности.

Именно так устроены все классические парламентские республики (в частности - ФРГ, Италия). Наглядным примером того, что реальным руководителем в этих государствах является вовсе не глава государства - президент, а руководитель правительства.

3 полномочия парламента

Место, роль и полномочия парламента зависят от формы государственного правления. В парламентских республиках он формирует и контролирует правительство, издает законы, утверждает государственный бюджет и т.д. В президентских республиках полномочия парламентов значительно меньше.

Конституционная компетенция парламента может быть трех видов: неограниченная, относительно ограниченная и абсолютно ограниченная. Пример абсолютно ограниченной компетенции дает французская Конституция 1958 года, определившая точный перечень вопросов, по которым парламент только может принимать законы и другие решения. Круг этих вопросов затрагивает фундаментальные основы жизни Франции: гражданские права и публичные свободы; уголовное судопроизводство; налоги и эмиссию денег; национализацию и денационализацию предприятий; организацию национальной обороны; образование; трудовое право, профсоюзное право, социальное обеспечение; объявление войны; доверие правительству. И все же, несмотря на абсолютную ограниченность компетенции, французский парламент обладает самостоятельностью и независимостью во взаимоотношениях с другими властями.

В соответствии со статьей 97 Конституции Палата представителей: Национального собрания Республики Беларусь:

Рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

Рассматривает проекты законов;

Назначает выборы Президента;

Дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

Заслушивает доклад Премьер - министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

Рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

По инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;

Принимает отставку Президента;

Выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности.

В соответствии со статьей 98 Конституции страны Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь:

Одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;

Дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

Избирает шесть судей Конституционного Суда;

Избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

Отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

Принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

Рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;

Рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

Для более глубокого осмысления роли депутатов в сфере своей деятельности важно рассмотреть основные функции, которые выполняют парламенты в жизни современных обществ.

Основная функция парламента - правотворческая, законодательная. Именно для этого и создаются парламенты. Депутаты разрабатывают, обсуждают и принимают законы и другие нормативно-правовые акты, направленные на решение проблем, стоящих перед обществом. Законы, принимаемые парламентом, регулируют все общественные отношения в стране и на международной арене. Они направлены на защиту интересов государства, реализацию потребностей основных классов, социальных слоев и групп; отдельных личностей. Главная задача законодательной функции парламента - обеспечение благосостояния людей, счастья и процветания граждан страны, государства в целом, решение проблем, стоящих перед обществом.

В парламентах представлены и сталкиваются основные интересы различных социальных групп и территориальных общностей, на высоком уровне проявляются политические и идеологические позиции и взгляды. Право представительства - важнейший признак современного парламентаризма. Представительная функция означает, что парламент является выразителем интересов и воли народа, то есть всей совокупности граждан данного государства.

Эта функция неразрывно связана с понятием демократии. В истории человечества существуют две основные формы демократии. Исторический приоритет принадлежит прямой форме демократии. На начальном этапе развития общества все важнейшие вопросы решались на общих собраниях родов и племен. По мере роста численности населения все чаще возникала потребность в избрании наиболее уважаемых членов рода или племени, которые принимали бы решения по поручению всех людей. Так возникла представительная форма власти. Она получила отражение в трудах древних мыслителей Платона, Эпикура, Поли-бия, Аристотеля, Цицерона и др.

Задача представительной власти - выражение мнений и интересов избравшего ее народа. Коллегиальные органы (народные собрания, вече и т. д.) были исторически вызревшей формой представительной власти, которая все более утверждалась в жизни общества. Однако не все правители и философы соглашались с такой формой представительства народных интересов. И все же взяло верх мнение, что обществу необходимо относительно немногочисленное, но достаточно представительное и правомочное собрание, которое бы в спокойной обстановке вырабатывало и принимало устраивающие всех решения. Таким органом и стал парламент.

Парламент - это официальный орган народного представительства. Его представительная функция фиксирует связь с народом. Парламентарии призваны выражать те общественные интересы, которые обеспечивают выполнение законодательной функции парламента, принимать законы, выражающие в идеале волю, интересы всего народа.

Важной функцией современных парламентов, значение которой постоянно растет, является идеологическая. С одной стороны, депутаты убеждают своих избирателей, весь народ в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов и т.д., тех взглядов, с которыми они пришли в парламент. Кроме того, идеологическое информирование населения, целенаправленное воздействие на общественное мнение производится в каждом конкретном случае, когда необходимо производить существенные социально-политические изменения и закреплять их при помощи законов или подзаконных актов. Идеологическим целям служат многочисленные встречи депутатов со своими избирателями, их выступления в средствах массовой информации, в трудовых коллективах и регионах.

Другой реальной возможностью влияния парламентов на формирование и становление идеологии является законодательное создание необходимых объективных и субъективных условий, способствующих формированию новых идей, ценностей, взглядов, моделей поведения.

Властная функция. Парламент - это орган власти, принимающий конкретные политические решения. Он осуществляет выбор альтернатив общественно-экономического и политического развития общества в целом и его основных подсистем, их структуру, политическое содержание. В современных политических системах социально-политические альтернативы формулируются конкретными политическими деятелями или парламентскими партиями. Избиратели отдают свои голоса в соответствии с оценкой политических альтернатив, выраженных в их предвыборных программах. После победы на выборах и обретения парламентского большинства политическая программа партии (партий) или суммарная предвыборная программа депутатов трансформируются в парламентские решения. Эта трансформация происходит в рамках специфической процедуры принятия законов. Повседневное функционирование и реализация парламентской власти обусловлены этой процедурой, при которой одновременно сочетаются профессионализм депутатов, разумность принимаемых решений и требования парламентской этики и демократии.

Функция участия в формировании органов государственной власти. Концепция разделения властей предполагает определенное участие парламентов в формировании исполнительной и судебной ветвей власти. Причём в зависимости от формы правления, политического режима, других политических условий размер полномочий органов законодательной власти в осуществлении данной функции существенно меняется. В Республике Беларусь парламент принимает участие в формировании Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного судов, дает согласие на назначение Премьер-министра страны. Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов. Генерального прокурора. Председателя и членов Правления Национального банка, других высших должностных лиц.

Финансово-бюджетная функция парламента. В основных законах большинства стран мира записано, что парламент принимает бюджет, утверждает статьи доходов и расходов государства. Рассмотрение и принятие бюджета является важным направлением всей парламентской деятельности. Законодательство в бюджетно-финансовой сфере является важнейшим, системообразующим. От него зависят практически все стороны жизни современного государства. Недаром день принятия бюджета - праздничный для британских парламентариев. В этот день, единственный в году, в барах Палаты представителей подают виски, а в другие дни это категорически запрещено.

Парламенты не ограничиваются принятием бюджета на тот или иной период. Постоянно идет формирование налогового, банковского законодательства, практикуется финансовое обоснование для любого «затратного» закона. Парламенты всех государств мира имеют надежные рычаги влияния на финансово-экономическую политику государства.

Важной функцией практически всех представительных органов является контроль за деятельностью исполнительной власти. Это делается прежде всего при помощи постоянного контроля за исполнением бюджета, отчетов членов правительства депутатскому корпусу, дачей разрешения на назначение тех или иных руководящих лиц. Причем деятельность законодательных органов, хотя по форме она является противовесом исполнительной власти, служит интересам государства и общества, препятствует неправильному расходованию бюджетных средств, содействует правильности и эффективности реализации принятых законов. Выражение недоверия правительству, проверка исполнения законов, парламентские расследования служат важными рычагами обеспечения действенного парламентского контроля

Кроме того, парламенты наделены в одних случаях исключительным (привлечение к ответу президента страны), в других - особыми (выражение недоверия правительству), в третьих - специальными (лишение депутата права на неприкосновенность, отстранение от обязанностей и т.д.) полномочиями.

Контрольная функция парламента проявляется в разных странах далеко не одинаково, что отражает специфику их государственного устройства.

Функция политической гласности. Современный парламент - важный форум политической гласности, политический институт, где представители различных слоев общества, политических партий, правительства, депутаты открыто заявляют о своих задачах и намерениях, профессионально и политически аргументируют их.

Парламент как форум политической гласности требует от политических партий и депутатов, правительства и министерств открытой политической дискуссии. По Конституции Республики Беларусь один раз в месяц правительство отчитывается перед депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики. Ограничение парламентской гласности приемлемо только в чрезвычайных случаях и строго оговорено определенными нормативными актами.

Функция легитимации. Демократически избранный парламент - важнейший институт легитимизации политической власти. Современный парламент осуществляет свою функцию благодаря комплексу избирательных норм и законов, благодаря которым он сформирован и функционирует.

Представительство в парламентах интересов различных социальных групп, наличие депутатов различных взглядов, ориентиров, подходов к решению той или иной проблемы заставляет парламентариев объединяться в различные фракции. Фракция (от лат. fractin - размалывание, раздробление) - организованная группа депутатов, принадлежащих к какой-то общественной структуре или политической партии, имеющих единые профессиональные ориентиры, придерживающихся сходных политических взглядов и проводящих в парламенте единую политическую линию. Депутатские фракции имеют право по всем обсуждаемым вопросам высказывать свою точку зрения (причем, как правило, вне очереди), предлагать свои выходы из сложившегося положения, решение имеющихся проблем, высказывать свои аргументы и доводы. Они претендуют на представительство в руководящих органах парламента. Фракции являются главным проводником различных идей, ценностей, идеалов. Фракционная деятельность позволяет более четко представить коллективные политические позиции, очертить расстановку политических сил, придать дискуссии организованный порядок.

В Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь отмечено, что депутаты для коллективного обсуждения и высказывания мнений по законопроектам и иным вопросам реализации предвыборных программ вправе объединяться в постоянные либо временные депутатские группы. Создание депутатской группы основывается на добровольном волеизъявлении депутатов. Депутатская группа может быть создана при наличии не менее десяти депутатов Палаты представителей, желающих войти в ее состав. Депутаты Палаты представителей могут свободно входить в депутатские группы и выходить из них. Депутатские группы самостоятельно определяют порядок своей работы. Каждая депутатская группа имеет право на выступление или заявление своего представителя от имени депутатской группы при обсуждении любого вопроса на заседаниях Палаты представителей. Обсуждение вопроса на заседании Палаты представителей не может быть прекращено без предоставления слова руководителю. Депутатская группа вправе распространять в Палате представителей подготовленные ею материалы.

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Ответственный гражданин должен иметь представление о политическом устройстве своей страны. Общество, обладающее достаточным уровнем правового сознания, сможет устанавливать качественный контакт с государственной властью. Такая связь здорово поспособствует подъему страны по всем векторам развития. В нашей статье будет рассказано про систему органов законодательной власти в РФ. Это важнейшая ветвь государственного аппарата, устройство которой обязан знать каждый россиянин.

Государственная власть в России

Политическое устройство в нашей стране соответствует принципам, которые были предложены французским философом Шарлем Монтескье. Это мыслитель эпохи Просвещения, который переработал знаменитую идею Джона Локка о "государственном правлении". Локк сформировал теорию о делении власти на исполнительную, законодательную и федеративную (внешнеполитическую). Монтескье предложил свой вариант, в котором федеративная власть была заменена судебной.

Идея французского философа о разделении властей применяется сегодня в большинстве стран мира. В России политическое устройство также делится на три части. Законодательные и исполнительные органы власти РФ занимаются формированием законов и контролем за их исполнением. Судебная власть разрешает правовые тяжбы.

Законодательную власть в России представляет двухпалатный парламент - Федеральное собрание РФ. Верхняя палата именуется Советом Федерации. Из-за особого типа формирования ее также называют «Палатой регионов». От каждого субъекта федерации в верхнюю палату Парламента поступают по два представителя - из исполнительного и законодательного органа, соответственно. Таким образом, в Совете Федерации насчитывается 170 членов.

Председатель Совета Федерации - Валентина Матвиенко.

Свою работу Совфед осуществляет независимо от Государственной думы - нижней парламентской палаты. Президент не имеет возможности распустить или значительно изменить состав верхней палаты, а потому можно говорить об особом типе неприкосновенности каждого сенатора.

Верхняя палата Федерального собрания является законодательным органом власти в РФ. Ее полномочия прописаны в Конституции. В статье 102 зафиксированы основные функции сенаторов. В отношении главы государства Совфед обладает тремя видами полномочий:

  • назначение даты выборов президента РФ;
  • снятие президента РФ с должности в порядке импичмента;
  • утверждение президентского указа о введении военного или чрезвычайного положения.

Следующие три функции связаны с высшими должностными лицами страны. Совет Федерации может наделять полномочиями и снимать с поста следующих лиц:

  • руководителя российской Счетной палаты, а также некоторых ее аудиторов;
  • судей Конституционного и Верховного судов;
  • российского генерального прокурора и его заместителей.

Наконец, последние две функции верхней парламентской палаты связаны с внешней политикой страны. Это изменение границ, а также использование Вооруженных Сил за пределами России.

Структура верхней палаты

Устройство Совфеда закрепил Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ" от 2012 года. Сохранился старый порядок образования верхней парламентской палаты: по два представителя от каждого региона. Однако были уточнены требования к самим сенаторам. Минимальный возраст кандидата в члены Совфеда - 30 лет. Срок его постоянного проживания в России - 5 лет минимум. Отдельное внимание уделяется репутации сенатора, которая всего-навсего должна быть идеальной.

В самой верхней палате трудятся 170 человек. Однако работа этого органа была бы невозможной без специального аппарата Совета Федерации - вспомогательного органа, осуществляющего правовое, организационное, финансовое и прочее содействие парламенту. В аппарате числится порядка 600 служащих. Все работники объединяются в отраслевые штаты, каждый из которых занимается тем или иным вопросом. Существуют, например, аппараты по международным, бюджетным, аграрным, научным и прочим делам.

Государственная дума: общая характеристика

История российской Госдумы берет свое начало в 1905 году. Тогда это был единственный законодательный орган во всей Империи. В Советском Союзе функции такого органа исполнял Верховный Совет РСФСР. Наконец, в 1993 году был принят закон о конституционной реформе, согласно которому был учрежден двухпалатный Парламент. Нижняя его палата, Государственная дума, состоит из 450 депутатов, каждый из которых представляет определенную политическую партию.

В отличие от Совфеда, Государственная дума постоянно меняет свой состав. Происходит это каждые 5 лет выборным путем. С 1993 по 2016 год сменилось 7 составов Госдумы. Формирование каждого нового состава происходит сложным и интересным способом, а потому на этой теме стоит заострить внимание.

Порядок формирования Госдумы

Государственная дума является законодательным органом власти в РФ - так же, как и Совет Федерации. Однако способы образования этих двух органов радикальным образом отличаются.

Формирование нижней парламентской палаты происходит путем всеобщего и равного голосования. Сам способ голосования можно назвать смешанным: половина депутатов избирается по одномандатным округам, а другая половина - по федеральному округу пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов.

В статье 97 Конституции устанавливаются требования к депутатам. Это должны быть граждане старше 21 года. Обязательные условия - наличие дееспособности и отсутствие судимости.

Полномочия Госдумы - нижней палаты представительного органа государственной власти в РФ

Законодательная инстанция, Государственная дума, имеет широкий спектр обязанностей. Первые две функции связаны с главой государства:

  • выдвижение обвинения против российского президента для снятия его с должности;
  • дача согласия главе государства на назначение председателя правительства (премьер-министра).

Следующие два полномочия касаются исполнительного органа власти - российского Правительства:

  • решение вопроса о вынесении доверия правительству;
  • ежегодное заслушивание отчетов правительства.

Три важных функции связаны с должностными лицами РФ. Госдума является законодательным органом власти в РФ, которая может назначать на должность, а также увольнять следующих граждан:

  • председателя российского Центробанка;
  • руководителя Счетной Палатой РФ;
  • уполномоченного по правам человека.

Последняя важная функция российской Госдумы касается объявления амнистии.

Структура Государственной думы

Председатель Госдумы возглавляет нижнюю палату парламента. В 7 созыве это Вячеслав Викторович Володин - представитель фракции "Единая Россия". Сама Дума состоит из четырех инстанций: Аппарата, совокупности комитетов и комиссий, а также Совета.

Аппарат Госдумы занимается правовым и организационным обеспечением всей нижней палаты Парламента. Руководителем этой инстанции с 2016 года является Татьяна Воронова.

Председатель Государственной думы - Вячеслав Володин.

Важное место в Госдуме занимают комитеты. Это основные органы палаты, непосредственно задействованные в законотворческой процедуре. Каждый комитет осуществляет полномочия в собственной сфере. Это может быть наука, медицина, транспортная система и т.д.

Комиссии в составе Госдумы занимаются организационными вопросами нижней палаты. Направленность таких инстанций может быть различной. Существует, например, счетная, антикоррупционная, правоохранительная, финансовая и даже этическая комиссия.

В состав Совета нижней парламентской палаты входит Председатель Госдумы и его заместители. Основными функциями представителей законодательного органа власти в РФ является модернизация работы палаты и разработка законопроектов.

Законотворческая деятельность

Разобравшись с тем, какие органы власти в РФ законодательные, следует перейти к основной функции этих органов - законотворчеству. Как Госдума, так и Совфед обладают большим количеством полномочий, однако объединяет их одна задача: разработка и принятие законов.

Законодательная инициатива является собственностью депутатов - членов Госдумы. Одобрение инициативы служит началом для формирования законопроекта. Он проходит два чтения, на каждом из которых в проект могут быть внесены поправки и изменения. На третьем чтении происходит голосование за одобрение закона. Если проект одобряется, он переходит в Совет Федерации, где также проходит проверку. Сенаторы принимают закон, после чего он отправляется в Конституционный суд. Там он подвергается анализу на соответствие основному закону страны. В самом конце законотворческой процедуры судьбу закона решает Президент: он может одобрить проект, либо наложит на него вето.

Органы законодательной власти субъектов РФ

В российских регионах представительные инстанции могут иметь разные наименования. Например, в областях это Областные советы депутатов, в республиках - свои небольшие парламенты, а в краях - краевые органы законодательной власти.

Субъекты РФ вольны в формировании структуры и установлении названия представительных инстанций. Все это определяется уставом или конституцией региона. Однако принципы организации законодательных органов власти в субъектах РФ должны соответствовать нормам федеральных законов. Так, во всех регионах проводятся выборы. Функции же субъектных парламентов мало чем отличаются от инстанций федерального характера. Они связаны с наделением полномочиями отдельных должностных лиц, а также с законотворческой деятельностью в пределах одного региона.