Параскево вознесенский монастырь мордовия. Параскево-вознесенский и иоанно-богословский монастыри мордовии. Иоанно-Богословский мужской монастырь, с. Макаровка

Параскево-Вознесенский женский монастырь был основан в 1865 году. Задолго до открытия монастыря один из жителей села Рузаевка, находясь на военной службе, "сильно заболел ногами". Врачи вскоре убедились в безнадежности лечения и записали солдата в разряд неизлечимых. Утешение он находил только в постоянной слезной молитве к Господу. Однажды во сне ему явилась женщина небесной красоты в голубом одеянии, с крестом в руках и сказала: " Хочешь быть здоровым и желаешь идти на родину?". Вскоре видение повторилось во второй и третий раз. В последний раз женщина сказала солдату, что он через три дня будет здоровым и возвратится домой. Еще она сказала, чтобы он сходил в деревню Пайгарму, нашел в лесу яму с водой, а в ней-ее образ, и постороил на источнике часовню. Солдат выздоровел и выполнил наказ святой мученицы Параскевы . И потянулись люди к источнику и стали исцеляться.
С построением часовни, а затем и церкви, обитель быстро начала расти. Был открыт приют для малолетних детей-сирот. Открыты иконописная, златошвейная и сапожные мастерские, библиотека и 4 сада. Сегодня в монастыре более 60 сестер. Главная икона монастыря - икона святой мученицы Параскевы с частицей ее мощей, написанная на Афоне в 19 веке. Выстроен и купальня. Монастырь славится тремя целебными источниками: Николая Угодника, Серафима Саровского и святой мученицы Параскевы. Все три источника впадают в святое озеро. Монастырь славится своим гостеприимством, в любой день здесь можно исповедаться, причаститься и, конечно, искупаться в целебной чудо-воде.

Достопримечательности монастыря

1.
Первоначально община владела деревянной часовней и землей вокруг нее, покрытой лесом. Первые инокини не имели даже келий для жилья, а окрестные жители с недоверием отнеслись к иночествующим строительницам. "Но истинная подвижническая жизнь, христианская кротость и смирение инокинь стали ослаблять недоверие это".
2.
В 1874 году западнее Вознесенской церкви был заложен большой Успенский собор, на возведение которого ушло 16 лет. Собор проектировался четырехстолпным, пятиглавым, двухсветным, трехпрестольным (центральный престол - в память Успения Божией Матери, боковые престолы - в честь Воздвижения Креста Господня и в память Усекновения главы Иоанна Предтечи).

3.
Это домовая церковь при монастырской больнице, устроенная в 1892 игуминей Параскевой (Смирновой). Помещена в восточной части двухэтажного кирпичного корпуса, стоящего в северной части монастыря, выделена главкой. Возвращена верующим в 1997 году, отремонтирована. Храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" представляет из себя обыкновенное жилое здание-общежитие для монахинь.
4.
Домовая церковь в кирпичном здании архиерейских покоев, стоящем в южной части монастыря. Устроена в 1904 году. Корпус уцелел, долгие годы был занят домом культуры военной части, в середине 2000-х возвращен верующим.
5.
Устроена в нижнем ярусе монастырской колокольни, строящейся к западу от Успенского собора по образцу прежней многоярусной колокольни 1890-х, снесенной в 1930-х.
6.
Кирпичная одноглавая часовня над могилой первой настоятельницы монастыря, игумени Параскевы (Пелагеи Смирновой), умершей в 1895 году. Стоит между Успенским и Вознесенским соборами. В часовне осуществлялось круглосуточное чтение Псалтыри. Возвращена верующим в начале 1990-х, отремонтирована.
7.
В монастыре почитаются три источника, освященные в честь святого преподобного Серафима Саровского , святителя Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы . Вода из третьего источника направлена в купальню. В середине храма-часовни бьет источник Святой мученицы Параскевы, и по желобу вода из него направляется к кресту за часовней и в две купальни, что рядом.
8.
В Пайгармский Параскево-Вознесенский монастырь вернулась чудотворная икона святой Великомученицы Параскевы, явление которой когда-то послужило поводом для основания женской обители. Почти два столетия образ считался утраченным, и второе его обретение можно считать таким же чудом. Святыню передал уроженец Мордовии, избавившийся благодаря иконе от неизлечимой болезни.

Адрес:
431481, Республика Мордовия
Рузаевский район, село Пайгарма

Параскево-Вознесенский женский монастырь славится своим гостеприимством. Здесь радушно встречают любого паломника, любую экскурсионную группу: накормят, предоставят жильё. Некоторые паломники остаются пожить в монастыре какое-то время. Проживая несколько дней в монастыре, паломники выполняют порученные им работы-послушания в саду, на огороде, в трапезной, а также посещают богослужения.
Монастырь во главе с настоятельницей игуменией Ангелиной ждёт всех, кого Господь приведёт: помолиться в святой обители, искупаться в , потрудиться во Славу Божию, нести послушание, в возможно, и принять здесь монашеский постриг.

Поездки в Параскево-Вознесенский женский монастырь осуществляет туристическая компания "Семейный Чемодан"

См. также:


Раифский Богородицкий мужской монастырь – один из самых знаменитых в Поволжье. Сотни людей приходят сюда послушать духовные песнопения братии.


В живописном уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина – православная обитель с удивительным именем "Санаксарский монастырь". Монастырь был основан в 1659 году.


В 17 км. от Казани, вдалеке от шумных дорог и большого города, стоит Седмиозерный Богородицкий монастырь. Пустынь появилась еще в начале 17 века, и на месте жилья монаха-отшельника.


В подмосковном городе Серпухове, на высоком берегу реки Нары, верстах в трех от ее впадения в Оку, живописно раскинулся Высоцкий мужской монастырь.


Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь принадлежит к числу наиболее значимых и хорошо сохранившихся памятников отечественного зодчества.


Троице-Сергиева Лавра - крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре.


Недалеко от города Чебоксары находится Цивильский Богородицкий женский монастырь. Он был основан в 1675 году и принадлежит к числу древнейших монастырей России.


Свято-Троицкая Александро-Невская лавра - мужской православный монастырь в восточной части Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Это первый и наиболее крупный монастырь города.


В 2012 году исполнилось 855 лет одному из старейших монастырей России – Свято-Боголюбскому, находящемуся на территории древней Владимирской земли. Этот юбилей – особо значимое событие.


Валаам - самый большой остров Валаамского архипелага, расположенного в северной части Ладожского озера. Остров находится в 22 км от материка.


Ганина Яма - именно на это место были вывезены и сброшены в шахту останки царя и его семьи, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. В 1991 году архиепископ благословил установить Поклонный Крест.

Фото: Параскево-Вознесенский женский монастырь

Фото и описание

В Рузаевском районе Мордовского края, в селе Пайгарма находится Вознесенский женский монастырь, основанный в 1865 году. Обитель была освящена во имя святой мученицы Параскевы, чья икона чудесным образом была найдена на этом месте в восемнадцатом веке.

По летописям монастыря, история мордовской святыни начинается с солдата, сильно страдавшего от болезни ног и находившего утешение только в молитве. Лик святой Параскевы, явившийся больному солдату, возвестил о местонахождении исцеляющей иконы и святого источника в селе Пайгарма. Вставший на исцелённые ноги солдат построил над источником часовню с найденным образом. Весть о чудотворной иконе разнеслась далеко за пределы района и вызвала массовое паломничество в эти места. Икона, обретённая солдатом, не раз приносилась крестьянами из часовни в Рузаевскую церковь, но на следующее утро образ находили на своём месте, у источника. Первоначальный образ со временем был утерян. В девятнадцатом веке вместо утраченной иконы в Афонском монастыре была написана новая икона мученицы Параскевы, обрамленная в серебряно-позолоченную ризу с частицами святых мощей специально для Пайгармского монастыря.

В июле 1865 года на месте нахождения иконы была образована Параскево-Вознесенская община. В 1895 году был выстроена храмовый комплекс, включающий Успенскую и Вознесенскую церковь. Параскево-Вознесенский монастырь в девятнадцатом веке был одним из многолюдных и благоустроенных монастырей России.

В наши дни Параскево-Вознесенский женский монастырь считается историко-архитектурной жемчужиной Мордовского края и местом паломничества православных христиан.

Женский монастырь, расположенный у почитаемого с XVIII в. Пятницкого источника. Основан в 1865 дворянкой М. М. Киселевой и послушницей П. С. Смирновой (позже - игумения Параскева) как женская община, в 1884 получил статус монастыря. К нач. ХХ в. многолюдный монастырь с большим хозяйством, школами, приютом, больницей и богадельней. Закрыт в нач. 1920-х. Постройки были заняты больницей, затем складами, военной частью, ограда и колокольня сломаны. Восстановительные работы ведутся с 1994 года.

Параскево-Вознесенский женский монастырь широко известен не только в Мордовии, но и за ее пределами. Этим объясняется внимание к монастырю со стороны высочайших особ. В июне 2005 года монастырь посетил Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси). В этом же году были построены и освящены купели в честь Святителя Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского.

В 2006 году в Пайгарм приезжал Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В настоящее время Параскево-Вознесенский женский монастырь продолжает обустраиваться: в 2008 году началось строительство колокольни, в январе 2010 года был освящен храм в честь Святой мученицы Параскевы.

В эту святую обитель приезжает множество паломников со всех уголков нашего Отечества, а также из-за рубежа, чтобы поклониться святой великомученице Параскеве, покровительнице этих мест, причаститься Святых Христовых Таинств, приобщиться к монастырским трудам и молитве, искупаться в целебных богоявленных источниках. Они находят здесь благодатное исцеление в болезнях и помощь в своих трудах и заботах. Монастырь всех с любовью принимает и всем старается помочь в духовных нуждах.

Это описание достопримечательности Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь 33 км на юго-запад от Саранска, Мордовии (Россия). А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Соборы №17594 – Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь

Храмы России №13335 – Параскево-Вознесенский Пайгармский женский монастырь (1884)

Женский монастырь, расположенный у почитаемого с XVIII в. Пятницкого источника. Основан в 1865 дворянкой М. М. Киселевой и послушницей П. С. Смирновой (позже - игумения Параскева) как женская община, в 1884 получил статус монастыря. К нач. ХХ в. многолюдный монастырь с большим хозяйством, школами, приютом, больницей и богадельней. Закрыт в нач. 1920-х. Постройки были заняты больницей, затем складами, военной частью, ограда и колокольня сломаны. Восстановлен в 1994.

Пайгармский Параскево-Вознесенский (во имя великомученицы Параскевы и в честь Вознесения Господня) женский монастырь расположен в 35 км от г. Саранска, в 5 км от крупной узловой железнодорожной станции Рузаевка, близ д. Пайгарма, по которой он и получил свое название. Основан в 1864 по инициативе местных крестьян и на землях, подаренных благотворительницей статской советницей Марией Михайловной Киселевой. Местные жители приметили некоторые особенности Пайгармских окрестностей еще в древности, но только в ХVIII в популярность местных реликтовых вод вошла в сферу православных ритуалов. Основных источников три: два освящены в память прп. Сарафима Саровского и угодника Николая Мирликийского, а третий — во имя великомученицы Параскевы. Из двух первых источников, Серафимовского и Никольского, вода берется для умывания; из источника великомученицы Параскевы часть воды направляется в купальни, а часть выводится в сток под алтарем храма, откуда вода берется для питья.

При основании монастыря верующие опирались на уже сложившиеся представления о святости пайгармских родников. Во второй половине ХVIII в. пустошь возле д. Пайгармы принадлежала рузаевскому помещику Еремею Струйскому. Он продал бесполезные участки помещикам Дятковым, а те перепродали дровяной лес на холмах четырем богатым мордвинам. Вскоре в одном из лесных источников была явлена икона великомученицы Параскевы, от которой получил исцеление получивший отставку больной солдат. Исцеленный сделал сруб, опустил его в родник — и с тех пор, вот уже два века, к источнику не зарастает народная тропа. После реформы 1861 владельцы пайгармских дач решили пожертвовать пустошь на богоугодное дело — открыть здесь монастырь при родниках. В 1863-65 крестьяне из нескольких мордовских сел настойчиво ходатайствовали перед епархиальным начальством об устроении женской общины, в чем им помогала пензенская дворянка Мария Михайловна Киселева, владевшая под Пайгармой немалым куском земли. К концу 1864 основная тяжесть трудов по монастырским делам легла на ее плечи. М. М. Киселева добилась того, чтобы 20 июля 1865 Св. Синод открыл при ключах сестринскую общину. Чтобы обеспечить ее материально, Киселева передала инокиням принадлежавшие ей 20 десятин пашни под Пайгармой, то же самое сделали еще несколько богатых крестьян: Василий Губков из Болдова, Николай Росланкин, Дмитрий и Петр Костины, Семен и Степан Захаровы из Мордовской Пишли.

Всего за общиной оказалось 46 десятин пашни и леса. в 1878 внес вклад император Александр Второй - 75 десятин земли в семи верстах от монастыря (т. н. «Царская дача»). Избранная попечительницей новой общины М. М. Киселева поручила устройство монастыря рясофорной инокине из Керенска Пелагее Степановне Смирновой. Весной 1865 началось строительство храма ад источниками. За несколько месяцев число сестер увеличилось до 20 человек, потом к ним пришли еще десять «черничек». В 1882 община достигла численности 220 чел. В 1895 постоянный штат состоял из 47 монахинь, 8 указных послушниц, 271 живущих на испытании, на иждивении жили 15 стариц и 36 сирот из семей священнослужителей. По некоторым данным, к 1915 число монахинь, послушниц и иждивенцев достигло почти 600 чел. В Петербурге пайгармские сестры нашли поддержку в лице графа А. С. Апраксина и его жены графини Марии Дмитриевны. В Апраксином Дворе существовала часовня Пайгармского монастыря. Деньги в Пайгарму поступали от жертвователей из Тобольска, Москвы, Пензы, Ростова-на-Дону, Саранска, из Области Кубанского войска, Псковской, Астраханской, Казанской губ. В конце XIX в. открылись подворья в Саранске, Пензе, Инсаре и С.-Петербурге.

Инсарское подворье в 1909 стало самостоятельным Свято-Ольгинским монастырем. До 1865 в Пайгарме стояла небольшая часовенка над источником и две полуразрушенные кельи. В 1866 была освящена обновленная часовня - Параскево-Пятницкая. На пожертвования многих доброхотов в 1874 была возведена Вознесенская церковь, позднее значительно расширенная. Окончательный ее вариант - трехпрестольный храм с центральным престолом во имя Вознесения Господня и придельными в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, с пятью главами и колокольней. С внешней стороны ее обшили тесом и покрасили, внутри оштукатурили. Иконостас вырезали из дуба и покрыли сусальным золотом. Все иконы первого и второго чина считались дорогими по качеству письма. Особо ценной являлась Тихвинская икона Божией Матери, оправленная в серебряно-золотую ризу с драгоценными камнями. Монастырь получил ее в подарок от патриарха Иерусалимского Прокопия в 1874. Среди других святынь почитались две иконы мученицы Параскевы - дар М. М. Киселевой и саранского дворянина Андрея Николаевича Салова, заказавшего эту икону на Афоне, в Болгарском монастыре, где хранились мощи мученицы Параскевы.

В 1873 взамен часовни над источником благотворители срубили небольшую деревянную церковь во имя великомученицы Параскевы; тогда же источник, оказавшийся внутри храма, оправили в кувшин, а выход воды оградили металлической решеткой. Этот храм особенно хорошо вписывался в заросший лесом перелог. Разрушенный в 1950-е, ныне он восстановлен в общих чертах сходным с прежним. С его появлением овраг преобразился, лес приобрел парковые черты. Стратегически архитектурный замысел обители опирался на естественные перепады высот. Крутой спуск к пруду и источникам ограждался рядом келий, начинавшихся архиерейскими покоями и продолжавшихся двухэтажными каменными и каменно-деревянными жилыми зданиями, которых насчитывалось четыре.

Это — южная сторона комплекса. С западной стороны над распадком архитекторы поставили двухэтажный корпус трапезной и вытянутый в длину келейный одноэтажный корпус. С севера площадь окаймляли больничный корпус с внутренней домовой церковью и еще два корпуса келий для «жаждущих испытания». С восточной стороны монастыря помещались общественные здания: лавка, школа, интернат, хозяйственные службы. Немного дальше, за стенами игуменья Параскева построила две гостиницы для паломников. Вся центральная часть монастыря - это соборная площадь, сердце общины — два храма, усыпальница и колокольня.

К середине 1870-х весь монастырь уже был обнесен стеной с угловыми башнями, имитировавшими храмовые мотивы. Соборная площадь складывалась долго, больше двух десятилетий.

В 1874 западнее Вознесенской церкви был заложен большой Успенский собор, на возведение которого ушло 16 лет. Собор проектировался четырехстолпным, пятиглавым, двухсветным, трехпрестольным (центральный престол — в память Успения Божией Матери, боковые престолы — в честь Воздвижения Креста Господня и в память Усекновения главы Иоанна Предтечи). Обликом он схож с храмом Христа Спасителя, но имеет черты глубокой оригинальности. Росписи собора отличались исключительной красотой и монументальностью. Часть фресок дожила до наших дней, утратив лишь небольшую часть красочного слоя: варвары ХХ века стреляли по ликам из винтовок, выскабливали ножами глаза у святых, местами отбивали куски штукатурки.

Реставраторы восстановили, а частью переписали заново росписи в конце 1990-х. Собор отремонтирован, приведен в нормальный вид, в нем идет служба; акустические данные храма великолепны, а внутреннее пространство, пронизанное пятью столпами света из пяти глав, наполнено торжеством духа.

Второй, уже каменный Вознесенский храм был заложен в 1893 по проекту пензенского епархиального архитектора А. Е. Эренберга, сразу после окончания строительных работ в Успенском соборе, точно по его оси, за апсидами, метрах в сорока-пятидесяти на восток. В основных чертах Вознесенская церковь повторила абрис собора, но это не было механическим копированием, - новый храм хотя и ставился по методе эклектики, однако зодчий не допустил бездумного переноса типовых решений. Архитектурно Вознесенская церковь недалеко ушла от привычного «тоновского» пятиглавия, но целью монахинь было получить зимний храм, отопление которого не требовало больших денежных затрат. Ныне порушенные в советское время главы храма восстановлены, но росписи еще ждут своего часа. В храме имеется одна фреска, закрашенная в 1950-е, но все отчетливее проступающая сквозь краску без вмешательства реставраторов.

Из росписей храма наиболее интересно изображение св. Пантелеймона на столпе, а на западной стене, наверху - три большие росписи на новозаветные темы: Преображение в левом приделе, Воскресение в центральном нефе и Вознесение в правом приделе. В этих картинах видна рука монахинь-живописцев, пробовавших свои силы в настенных росписях. Кроме трех основных храмов, к началу ХХ в. появились еще несколько: на возникшем кладбище в 1892 была построена деревянная церковь во имя Всех Святых (Всесвятская); с увеличением штата до 300—350 чел. появились домовые церкви в больнице во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (1892), в архиерейских покоях — Архистратига Михаила, в настоятельском корпусе - во имя великомученицы Параскевы. Ансамбль венчала 50-метровая колокольня. В 1895-97 над могилой первоначальницы игумении Параскевы, между Успенским и Вознесенским храмами была возведена часовня, т. н. усыпальница.

С конца 1870-х в монастыре плодотворно работала иконописная мастерская, в которой живописали лики сначала три монахини, в 1882 при мастерицах уже состояли семь учениц-послушниц, а к концу века число художниц выросло до пятнадцати чел. Все иконы помечались специальной маркой обители — листком бумаги с соответствующим текстом; марку приклеивали на тыльные стороны икон, писавшихся на досках. По данным 1880-х, успешно действовали несколько мастерских: целый корпус был отдан кельям мастериц-золотошвеек, в другом корпусе работали 20 образниц, занимавшихся тиснением на фольге. Кроме того, развивалось портняжное, красильное, сапожное, шорное, скорняжное ремесла. Крупный скотный двор обслуживало до 40 чел., имелась пасека, сад, парк и три хутора. К началу 1890-х Пайгармская женская община по размерам, штату и значению переросла большинство женских монастырей не только Пензенской, но и многих соседних епархий. Поэтому официальное признание общины монастырем (указ Синода от 18 апреля 1884) лишь узаконило существовавшее положение вещей. Глава общины Пелагея Смирнова тогда же была пострижена в мантию и возведена в сан игумении. Монастырь славился своей благотворительностью.

При обители имелись сиротский приют со школой, богадельня, школа для приходящих крестьянских девочек, смешанная школа для крестьянских детей (при Всесвятской церкви), а также школа в с. Лемжа (ныне Стрелецкая Слобода Рузаевского р-на РМ). Для размещения учениц-сирот и педагогов было построило специальное двухэтажное здание, на первом этаже которого размещались столовая, кухня и комната дла инспекторов-монахинь, присматривавших за детьми, а на втором - спальни примерно на 40 воспитанниц и квартиры учительницы и ее помощницы. Сиротская школа монастыря получала золотые медали на всероссийских выставках церковного просветительства. В нач. ХХ в. сиротская школа была реорганизована в школу-церковь - оригинальное духовно-образовательное учреждение, не имевшее аналогов в Поволжье. В 1918 монастырь был избран в качестве штаба 1 Революционной армии, а также местом размещения военного госпиталя. Монахини стали сестрами милосердия. В 1919 на землях монастыря был образован Пайгармский совхоз, просуществовавший очень недолго. После развалившегося совхоза в обители разместилась районная больница, часть зданий была занята железнодорожными складами, в т. ч. Вознесенский храм. На месте садов и части парка вырос поселок, пошли на слом кладбищенская церковь, храм над источником, колокольня, стены и въездные башни.

Последним хозяином монастыря стало Министерство обороны, разместившее в Пайгарме резервные аптечные склады. Оба каменных храма для удобства хранения ящиков с препаратами были рассечены перекрытиями на два этажа, причем двутавровые металлические балки вмуровывались прямо во фрески. С организацией Саранской епархии встал вопрос о возвращении монастыря верующим. Министерство обороны сначала вернуло Успенский собор, усыпальницу и здание бывшей трапезной, затем Вознесенскую церковь, несколько келейных корпусов южного ряда. Во второй половине 1997 к монахиням вернулись большой каменный корпус западной части комплекса и здание бывшей монастырской больницы, утратившее главу домовой церкви, но сохранившее апсиду. Сегодня в Пайгармском монастыре живут, трудятся и молятся уже свыше пятидесяти насельниц. Возвращен к жизни Успенский собор, отстроена церковь над источником, восстанавливается Вознесенская церковь, заложен фундамент колокольни. Монастырь имеет подворье в Саранске - церковь во имя Рождества Христова, переделанную из бытового пристроя к типовой многоэтажке в Северо-Западном микрорайоне. Храм имеет большой приход, а все доходы идут на реставрацию пайгармских зданий. Яркий показатель нового «узнавания» старинной обители — поток паломников, нарастающий изо дня в день, и особенно много бывает в Пайгарме молодежи, школьников и студентов.