Система информирования об объектах культурного наследия вологодской области. Владимирские купцы свешниковы - владимир - история - каталог статей - любовь безусловная Категория историко-культурного значения

Владимирские купцы Свешниковы

На рубеже XVIII и XIX вв. во Владимире действовало до полутора десятков кирпичных заведений, разных по размерам. Наиболее значительным из них был завод купца А. Свешникова. Кирпичные заводы работали 6-7 месяцев в году, с мая по сентябрь.

Особняк Г.Т. Мещерягина ( , д. 2) построен был в 1792 г. История строительства этой городской усадьбы началась в 1783 г., когда небольшую территорию рядом с Золотыми воротами отвели под застройку Григорию Тарасовичу Мещерягину управляющему имением графа А.Р. Воронцова в селе Андреевском. Воронцовский управляющий был человеком богатым и решил застроить это место «первым номером». К тому же Г.Т. Мещерягин был влиятельным владимирцем и без труда добился присоединения соседских территорий. В результате решение о землеотводе было таким: «Ему в пятнадцатисаженную меру отходит от купцов Алексея Луковникова девять сажен, Андрея Свешникова два аршина, на которой земле состояло деревянное строение, у Луковникова - квасница, лавка да назади изба, а у Свешникова из дворового места».

Улица Спасская, д. 1


Дом купца А. Свешникова. Улица Большая Московская, д. 8

Дом №8 построен был в кон. XVIII в. владимирским купцом Андреем Свешниковым, получавшим доход «от постоялого двора». Затем дом купили купцы Морозовы, а в 1864 г. домом владел купец 2-й гильдии Василий Васильевич Елагин, который сдавал подвальный этажи одну комнату первого этажа под мастерскую, а остальные помещения этого этажа использовались под магазин готового платья. Сам владелец занимал весь верхний этаж. Доход он имел «от портного мастерства».
Впоследствии дом куплен был купцом Петровским, который содержал здесь кондитерский магазин с весьма изысканным ассортиментом: сахар, чай, кофе, конфеты, кондитерские изделия, сигареты.
В документах середины XVIII века купец Свешников в 1754 г. имел землю «… на большой улице, идучи от Золотых ворот на левой стороне». В 1787 году владимирская духовная консистория - специальное учреждение при архиерее по управлению епархией - с тревогой сообщала во владимирское наместничество, что владимирский купец Андрей Свешников намеревается построить каменный дом на церковной земле. В 1787 г. владимирский архитектор Николай фон Берк писал, что им отмерена Свешникову земля, «идучи к Золотым воротам от торгового моста на правой стороне для построения по 2-му номеру каменного дома... мерою первая линия, идучи от мещанина Матвея Будылинского по большой Златовратской улице, семь сажен один аршин четырнадцать вершков, 2-я линия в поворот направо... тридцать одна сажень, 3-я линия... тридцать одна сажень, итого составляет двести семьдесят три квадратные сажени и три квадратных аршина...», на том самом месте, где сейчас располагается здание кинотеатра. В декабре 1788 года, купец Андрей Свешников сообщал, что каменный дом на отведенной земле им построен, и просил выдать на него «владенный указ». Такие документы выдавались каждому застройщику.
Сохранились старые фотографии, на которых изображен на этом месте каменный двухэтажный дом, построенный по образцовому проекту купцом Андреем Свешниковым, имевшим доход от постоялого двора и торговли разным товаром.

В 1817 году дом приобрел купец 1-й гильдии Петр Ильин, который славился в то время своим богатством, нажитым поставкой провианта в армию (см. ).
В 1790 году городской голова с словесными и добросовестными судьями и с строителями купцами Алферовым, Григорием и Яковом Петровскими, Спиридоном Сомовым и Семеном Лазаревым лавкам произвели расценку и по жеребью признали владельцев их. Из реестра лавок видно, что в тогдашнем гостином дворе было устроено 51 №, из которых, начиная с первого заворота против дома Лазарева, с наугольной от площади первой лавки, 12 лавок определены для овощного, железного и питейного ряда (№№ 1 - взято 350 р. - отдана Андрею Свешникову; 2 - 350 руб. - Ивану Моторину; 3 - 450 руб. - Андрею Свешникову; 50 и 51 - 600 руб. - Андрею Свешникову).

(1765-1818) в 1803 году он продал свою книжную лавку в Гостином дворе братьям Свешниковым, но не потому, что разорился, а потому, что много времени отнимала у него издательская деятельность.

12-го сентября 1879 г. Правление открыло свои действия. Правление завода было благодарно местному специалисту «свечного дела», И. В. Свешникову , за многие его полезные указания и сообщения.

За 1893 год узнаем о следующих пожертвованиях: «…Для экипировки : 1. М.Ф. Морозова для платьев сестер - 80 аршин черного кастору, 125 аршин лекотону и 1 пуд ваты. 2. Купец Н.Д. Свешников - кожи для 18 пар башмаков…»
9 апреля 1895 г. в покоях владыки Сергия состоялось собрание учредителей . На нем архиерей прочел упоминавшийся выше рескрипт великого князя Сергея Александровича, рассказал об уже созданных отделах ИППО в других губерниях. В дальнейшем собравшиеся приступили к выборам должностных лиц отдела. Председателем его был единогласно избран владыка Сергий. Такого рода выбор не представлял ничего необычного, руководителями других отделов также являлись епархиальные архиереи. Товарищем председателя (т. е. его заместителем) стал епископ Муромский Тихон, а казначеем – статский советник Иван Степанович Крутиков, кандидатом к нему на случай выбытия был выбран купец Николай Дмитриевич Свешников. Членами совета отдела были выбраны Н. П. Урусов, А. А. Шилов, Н. А. Пышкин, В. Н. Муравкин, А. Ф. Петровский, И. К. Павлов.
1912 г. «Посадочное заведение Николая Дмитриевича Свешникова (

Вологодский Кремль начал возводиться в XVI веке по приказу Ивана Грозного. Планируемая территория в 2 раза превосходила территорию Московского Кремля. Закладка каменной крепости проходила 28 апреля 1565 года, в день святых апостолов Иасона и Сосипатра. Это событие впоследствии дало другое название Вологде - Насон-город. Царь хотел сделать из Вологды личную резиденцию, однако ликвидация опричнины, вероятно, изменила его планы, а Кремль не был построен. Комплекс сооружений, который сейчас называется Вологодским Кремлем, создавался в течение нескольких столетий, его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга по своему стилю. Это была Резиденция вологодских Архиереев. До середины XVII века все постройки владычной резиденции были деревянными. Уже в первой половине XVII века в резиденции вологодских архиереев находились все необходимые для административного епархиального центра помещения. Эти многочисленные деревянные здания неоднократно перестраивались, и в настоящее время не сохранены. О них можно судить лишь по различным документальным материалам, в частности по писцовой книге Вологды 1627 года. Вологодский Кремль ранее был Резиденцией вологодских Архиереев. В комплекс памятников Вологодского Кремля входят: Экономский корпус Здание Казенного приказа, или Экономский корпус - первое каменное сооружение в Архиерейском доме, относящееся к концу 1650-х годов. В нижнем, подклетном этаже здания прежде находились ледники и погреба, в верхнем, основном этаже - два больших разделенных сенями помещения, занятые казенной приказной и казначейской кельями. В мезонине здания хранились архиерейская казна, драгоценности и важные документы. Палаты предназначались не только для служебных целей, в них устраивались и торжественные приемы. Большая толщина стен нижнего этажа здания Казенного приказа (до 1, 75 м) вызывает предположение о более раннем возникновении этой части памятника (возможно, в начале XVII века). В целом же архитектура Казенного приказа отличается простотой и строгостью; в ней нет еще того пышного узорочья, которое процветает в эти годы в Москве и появится на Севере лишь позднее. Воздвиженская (надвратная) церковь (1687 - 1692) Надвратная Воздвиженская церковь была выстроена в конце XVII века вместо шатрового верха над главными Святыми воротами, выходящими к Софийскому собору. Это достаточно скромное по своей архитектуре здание имеет традиционную композицию объемов. Сравнительно небольшой четверик, увенчанный одной главой, возвышается над прямоугольным алтарем и узкой, сдвинутой к северу трапезной. Прямоугольная форма алтаря была типична для надвратных храмов XVII века. Надвратная Воздвиженская церковь сохранилась до настоящего времени, но ее прежний облик был несколько искажен купольным покрытием и вычурной главой, относящимися к XVIII веку. Консисторский корпус (XVIII в.) Здесь между 1740 и 1753 годами при епископе Пимене было выстроено каменное одноэтажное здание, расположившееся между архиерейскими палатами и северной стеной крепостной ограды. В 1770-х годах при вологодском епископе Иосифе Золотом над зданием был надстроен второй этаж, и оно было отдано переведенной сюда духовной семинарии, а позднее, в XIX веке, - здесь разместилась сильно разросшаяся Консистория. С тех пор Консисторскими стали называть и сам корпус и образовавшийся благодаря его появлению небольшой дворик. В летний период здесь устраиваются театральные и музыкальные фестивали: «Голоса истории» и «Лето в Кремле». Симоновский корпус Симоновский корпус с церковью Рождества Христова. Второе по времени каменное здание Архиерейского двора. Они были возведены во второй половине XVII века при вологодском преосвященном архиепископе Симоне. Высокий четверик домовой церкви Рождества Христова с четырехугольным алтарем…

(Город Казань сайт, 10 апреля, Екатерина Андреева). Восстановленный Дом Свешникова, расположенный в Кировском районе Казани, вернет былую славу этой части города. А дальнейшая реконструкция исторических зданий сделает Кировский район привлекательным для потенциальных жителей и инвесторов. Такое мнение выразил Мэр Казани Ильсур Метшин во время осмотра памятника, на котором практически завершены восстановительные работы.

Мэра сопровождали глава Кировского и Московского районов Дамир Фаттахов, первый замруководителя Исполкома Казани по экономике, транспорту, земельным и имущественным вопросам Рустам Нигматуллин, владелец здания - генеральный директор ООО «Нефтек» Юрий Тюхтин, представители реставрационной компании. Проведя небольшую экскурсию по зданию, Ю.Тюхтин рассказал главе города о первоначальном состоянии памятника, работах, которые здесь проведены и поделился планами по использованию помещений.

Стоит напомнить, Дом Свешникова - памятник республиканского значения 1833 года постройки - 2 декабря 2011 года. Здание за 4,450 миллиона рублей приобрело ООО «Нефтек». Исторический объект представляет собой двухэтажный дом (общей площадью 829 квадратных метров), расположенный по ул.Гладилова, 22. Площадь земельного участка - 911 квадратных метров.

Работы по восстановлению здания начались в сентябре прошлого года. Владелец сообщил, что на объекте был проделан «просто колоссальный объем работ». «Все стены здания держались, можно сказать, на одном честном слове. Любая стена, которую мы начинали разбирать, сразу начинала разрушаться, по ней ползли трещины», - рассказал Ю.Тюхтин.

В здании, по словам гендиректора ООО «Нефтек», все сохранено в абсолютно аутентичном виде - крыша, деревянные перекрытия между этажами, перемычки на мансардном этаже. Они, к слову сказать, не менялись, а остались «родными», так как почти 200-летние балки изготовлены из высококачественного материала - цельного дуба, лиственницы, сосны. Не нанесли им вреда и последние 2 десятилетия, когда дом стоял неотапливаемый и практически без крыши.

Сохранена на 100% и кирпичная кладка. «Все старые кирпичи собирали и использовали при восстановлении кладки и в здании, и в подвале», - добавил Ю.Тюхтин. Что касается подземной части здания, то она не значилась в технических паспортах БТИ, но после полной расчистки открылись роскошные подвалы с кирпичной арочной кладкой. Кстати, после открытия подвала начала работать вентиляция, которая была заложена в доме почти 200 лет назад. Это, по мнению Ю.Тюхтина, говорит о высоком уровне проекта (архитектором выступал А.К.Шмидт) и профессионализме строителей того времени.

В здании полностью восстановлена лепнина и пилястры. Так, в большом зальном помещении на втором этаже (у купца Свешникова оно было предназначено под гостиную) сегодня потолочная лепнина выглядит так, как это было сделано в XIX веке. В процессе строительства у собственника была возможность поделить этот зал на 3 части - так проще найти ему применение. «Но все это порушить и порезать рука не поднялась», - рассказал владелец памятника.

Ильсур Метшин высоко оценил работы, проведенные при восстановлении памятника. «Видно, что сделано, во-первых, с любовью, во-вторых, профессионально, - отметил Мэр. - Благодаря таким зданиям Кировский район становится не только промышленным районом Казани, а возвращает себе ту славу, которая была и при Алафузове, и при Свешникове. Раньше в объявлениях об обмене жилья писали - «Кировский не предлагать». Сегодня такие здания повышают интерес к району и со стороны потенциальных жителей, и со стороны инвесторов».

Предполагается, что помещения в восстановленном памятнике будут сдаваться в аренду. «Здание возвращается к своему функциональному назначению», - рассказал Ю.Тюхтин. Отметим, что с 1890 года здесь располагалась хозрасчетная контора, то есть фактически оно еще в конце XIX века стало административно-хозяйственным. До этого дом был жилым, в нем обитала многочисленная семья купца-старовера Свешникова.

Говоря о средствах, потраченных на восстановление дома, Ю.Тюхтин сообщил, что уже сегодня они более чем в 10 раз превышают стоимость выкупа памятника. «Мы просчитываем эффект от вложенных средств. Но в данном случае выгоду надо оценивать какими-то другими категориями», - признался Юрий Тюхтин.

«Я считаю, что получился очень хороший результат. Огромное спасибо за поддержку городским властям. Мы не потеряли ни одного дня, так как атмосфера была абсолютно рабочая. Мы хотим работать в Казани», - резюмировал предприниматель.

«Собственник - наш земляк, сейчас он живет в Лондоне, но вкладывается в Казань, что очень радует. Как говорится в татарской поговорке «Кровь все равно тянет». Вот такие должны быть казанцы - взявши слово, исполнить его», - отметил в свою очередь Ильсур Метшин.

В ближайшее время, после того как установится благоприятная погода, возле дома будет проведено благоустройство, заасфальтирована территория под паркинг. Также будет проведено благоустройство территории школы №81 (она примыкает к территории памятника). А вдоль довольно оживленной ул.Гладилова будет построено ограждение, чтобы в окна и на стены восстановленного здания не летели пыль и грязь.

«Положим асфальт, посадим деревья, будет очень красиво», - отметил владелец. Он также добавил, что Дом Свешникова после проведения всех работ, в нынешнем состоянии без каких-либо капитальных вмешательств может легко простоять и 100, и 200 лет.

За оставшийся без присмотра и едва не сгоревший архитектурный памятник власти хотят призвать к ответу владельцев квартир, выселенных еще после пожара 2010 года

Дом Свешникова на Кави Наджми, который за последние 7 лет пережил два пожара, не будет снесен ради лакомого кусочка земли в центре города, заверила «Реальное время» заместитель министра культуры РТ Светлана Персова. Вся ответственность за несохранность объекта культурного наследия Казани ляжет на его собственников, которыми, к слову сказать, являются физические лица. Они же должны будут обеспечить его сохранность на время подготовки всей необходимой документации для дальнейшей реконструкции здания. Подробности - в нашем материале.

Ответственность разделят между собственниками

Как стало известно «Реальному времени», проверка Министерства культуры Татарстана по факту пожара 7 ноября в Доме Свешникова еще не завершена, но на данный момент установлено, что возгорание произошло в пристрое здания.

Пожар произошел в пристрое, который только частично относится к памятнику. Большая часть пристроя к памятнику не относится. То есть горел не сам памятник, а примыкающее к нему здание. Но мы все равно сейчас восстанавливаем степень ущерба и на чьей территории произошел пожар, - рассказала заместитель министра культуры РТ Светлана Персова.

Причина пожара пока не сообщается - после экспертизы соответствующую информацию должны предоставить из МЧС по РТ.

Ситуацию осложняет тот факт, что у здания существуют несколько собственников, каждый из которых владеет несколькими помещениями. Все собственники - физические лица. Их имена редакции не сообщили, но это могут быть как прежние жильцы, так и люди, выкупившие у них помещения.

В любом случае бремя содержания и ответственности за сохранность памятника у нас по закону несет собственник, поэтому здесь целиком и полностью ответственность собственника. Собственник в любом случае будет привлечен к административной ответственности, и дальше будем их всех побуждать к тому, чтобы они проводили необходимые работы в соответствии с законодательством, - комментирует заместитель министра культуры Татарстана.

«Собственник в любом случае будет привлечен к административной ответственности, и дальше будем их всех побуждать к тому, чтобы они проводили необходимые работы в соответствии с законодательством», - комментирует Светлана Персова. Фото Тимура Рахматуллина

Персова поясняет, что договор об охранном обязательстве с этими собственниками заключен не был, поскольку по закону они и так обязаны позаботиться о сохранении объекта культурного наследия. По результатам проверки собственники могут быть привлечены и к административной ответственности за то, что не проводили никаких работ с домом Свешникова еще после пожара 2010 года.

Как люди, перенесшие пожар, могли сделать что-то со зданием, чтобы спасти его от разрушения, - непонятно. Неизвестна и судьба жильцов, равно как и то, почему в отношении их не применялись, например, те же процедуры выкупа, что и в случае с Мергасовским домом .

Исполком: «Собственникам были направлены письма о необходимости принятия мер по восстановлению объекта»

«Реальное время» также обратилось за комментарием в мэрию города, чтобы подробнее узнать о том, что происходило с объектом культурного наследия за последние годы. Оттуда пришел весьма лаконичный ответ.

«В ответ на Ваш запрос сообщаем, что все помещения в здании по ул. К. Наджми,10 принадлежат частным лицам. По итогам обхода объектов с участием Президента РТ в 2016 году собственникам были направлены письма о необходимости принятия мер по восстановлению объекта».

С призрачной судьбой, но без сноса

Тем временем Светлана Персова развеивает весьма не беспочвенные опасения по поводу дальнейшей судьбы здания первой половины XIX века. Достаточно вспомнить заново отстроенные гостиницу «Казань» на Баумана, номера «Булгар», десятки утраченных памятников, чтобы понять, что бывает с подобными историческими объектами.

Снести его [Дом Свешникова] невозможно, потому что снос будет равняться уничтожению, - комментирует Светлана Персова.

По словам Персовой, разработка проектов реконструкции здания также входит в обязанности собственников. Фото Олега Тихонова

По ее словам, пока проектов по реконструкции здания нет, поскольку их разработка также входит в обязанности собственников. Сейчас Министерство культуры будет добиваться от них, чтобы они выполнили в первую очередь противоаварийные мероприятия, чтобы начала разрабатываться полноценная проектная документация и здание было законсервировано как минимум на период производства проектных работ.

Дальше уже проектом определяется и очередность, и необходимый объем работ, и приспособление, поскольку от собственников никаких предложений по приспособлению на сегодняшний момент пока не поступало, - комментирует судьбу Дома Свешникова Персова.

«Я думаю тут будет все хорошо, поскольку Министерство культуры держит этот вопрос на контроле»

Архитектор Сергей Саначин, не менее озабоченный судьбой здания, накануне на градостроительном совете также обратился с вопросами к заместителю министра культуры РТ Светлане Персовой, которая рассказала ему, что здание состоит у них на учете и никто это место не займет.

Я думаю тут будет все хорошо, поскольку Министерство культуры держит этот вопрос на контроле, - подытожил Саначин.

Обсуждая с корреспондентом «Реального времени» судьбу постройки, архитектор отметил, что в некоторых странах законодательно прописаны определенные сроки и если в центре города за это время не происходит освоение, то государство или муниципалитет имеет право преимущества выкупа. Эксперт предлагает идти по такому пути и в случае с заброшенными культурными объектами спасать их с помощью федерального закона, где можно прописать соответствующую схему.


«Я думаю тут будет все хорошо, поскольку Министерство культуры держит этот вопрос на контроле», - считает Сергей Саначин. Фото Максима Платонова

Напомним, что ранее помощник президента РТ Олеся Балтусова рассказала , что здание на Баумана, 32 было изъято из-за ненадлежащего содержания. Аналогичный вопрос прорабатывается и по ряду других зданий.

Будет ли такая схема задействована и с домом Свешникова, учитывая отсутствие интереса к объекту самих собственников, неизвестно. Возможность передать по суду здание в собственность государства, по словам Светланы Персовой, пока не обсуждалась.

«Реальное время» продолжает следить за ситуацией.

Мария Горожанинова, Дмитрий Семягин

Регистрационный номер

Категория историко-культурного значения

Регионального значения

Вид объекта

Памятник

Основная типология

Памятник градостроительства и архитектуры

Сведения о дате создания

рубеж XIX-XX вв.

Адрес объекта (местонахождение)

Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Ленина, д. 54

Наименование, дата и номер решения органа государственной власти о постановке объекта на государственную охрану

Распоряжение Министерства култьтуры Московской области № 14РВ-81 от 08.04.2015 г.

Описание предмета охраны

<1> Предмет охраны может быть дополнен в процессе комплексных научных исследований и осуществления производства реставрационных работ. Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения "Дом Свешникова, рубеж XIX-XX вв." являются: 1. Местоположение и градостроительные характеристики Дома Свешникова рубежа XIX-XX веков, его роль в пространственно-планировочной структуре исторически сложившейся территории. 2. Объемно-пространственная композиция Г-образного в плане дома рубежа XIX-XX веков, усложненная ризалитами и объемами крылец, в том числе высотные отметки по венчающим карнизам. 3. Крыши рубежа XIX-XX веков: двускатные основных объемов с окнами-люкарнами, в том числе крыши ризалитов, высотные отметки по конькам, конструкции, угол наклона скатов, материал, конфигурация, характер кровельного покрытия, колористическое решение. 4. Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов рубежа XIX-XX веков, включая местоположение, форму, размер, оформление оконных и дверных проемов, деревянные резные оконные наличники с сандриками и фартуками, стилевой резной декор подзоров венчающих карнизов на резных кронштейнах, скатов фронтонов, крылец, в том числе резные накладные детали пилястр и столбов крылец. 5. Материал и характер обработки фасадных поверхностей рубежа XIX-XX веков: бревенчатые стены, рубленные в "обло с остатком". 6. Колористическое решение фасадов рубежа XIX-XX веков (уточняется в процессе реставрационных исследований). 7. Пространственно-планировочная структура интерьеров рубежа XIX-XX веков в пределах капитальных стен, первоначальных перегородок, первоначальных отметок полов и перекрытий, дверных проемов. 8. Конструкция и материал капитальных стен, перегородок, перекрытий рубежа XIX-XX веков. 9. Архитектурно-художественное оформление интерьеров рубежа XIX-XX веков, включая тянутые профилированные потолочные карнизы. 10. Лестница деревянная рубежа XIX-XX веков с деревянными перилами и балясинами: местоположение, конструкция, материал, оформление. 11. Столярные оконные и дверные заполнения конца XIX - начала XX веков, включая деревянные филенчатые двери со скобяным прибором - материал, характер оформления, техника изготовления, колористическое решение.