Подготовка законопроекта к рассмотрению в государственной думе. Чтение законопроекта. Смотреть что такое "Чтение законопроекта" в других словарях

Чтение представляет собой организационно-правовую форму обсуждения законопроектов в Государственной Думе . Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется в трех чтениях. Исключение составляет рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете, которое проводится в четырех чтениях.

Первое чтение законопроекта представляет собой первоначальное рассмотрение законопроекта на планерном заседании нижней палаты. При обсуждении законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости принятия, концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ .

Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект (либо его представителя), и содоклада представителя ответственного комитета. По решению палаты может быть отведено время для ответов на вопросы депутатов по существу законопроекта, после чего заслушаны предложения и замечания депутатских объединений, депутатов, полномочных представителей Президента и Правительства в Государственной Думе, иных лиц, приглашенных на заседание палаты.

По результатам первого чтения Государственная Дума может принять одно из следующих решений :

1) принять законопроект в первом чтении и продолжить над ним работу с учетом высказанных замечаний;

2) отклонить законопроект;

3) принять закон.

Кроме того, на данном этапе палата может вынести законопроект на всенародное обсуждение. В случае принятия законопроекта Государственная Дума может установить срок подачи поправок и вынесения его на второе чтение. Принятый в первом чтении законопроект в обязательном порядке направляется всем субъектам права законодательной инициативы в течение 5 дней.

В период между первым и вторым чтениями в установленный срок (он не может быть менее 15 дней, а для законопроекта по предметам совместного ведения - не менее 30 дней) субъекты права законодательной инициативы могут направлять в Государственную Думу, ответственному за обсуждаемый законопроект комитету поправки, т.е. предложения об изменении, дополнении или исключении той или иной статьи, ее части, формулировки, раздела законопроекта, рассмотренного в первом чтении. Поправки обобщаются ответственным комитетом Государственной Думы в виде таблицы поправок и выносятся затем для обсуждения их палатой во время второго чтения.

Второе чтение законопроекта предполагает обсуждение на планерном заседании палаты поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы на законопроект, и голосование о принятии его за основу и в целом. При этом предоставляется возможность выступить (до 3 минут) авторам таких поправок, их оппонентам, после чего ставится вопрос о принятии (отклонении) такой поправки. Если у депутатов нет возражений против рекомендаций ответственного комитета об отклонении поправок, то все поправки, рекомендованные для отклонения, отклоняются.


При наличии возражений в отношении таких поправок проводится голосование. Если палата поддерживает поправку, она вносится в текст законопроекта. В последнюю очередь проводится голосование по тем поправкам, по которым ответственным комитетом не было принято решений. При этом палата может как поддержать, так и отклонить такие поправки. По окончании голосования по поправкам и по предложению председательствующего на заседании проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении.

В этом случае если большинство депутатов не проголосовало за такое предложение, то законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта по нему вновь проводится голосование. Если и в этом случае за принятие законопроекта во втором чтении не будет подано необходимое число голосов (большинство голосов от общего числа депутатов), то законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Дальнейшему обсуждению такой законопроект не подлежит.

Законопроект, принятый во втором чтении, направляется в ответственный комитет для устранения с участием правового управления внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки. По окончании такой работы ответственный комитет направляет законопроект в совет палаты для включения в проект порядка работы палаты. Перед вторым чтением ответственный за данный законопроект комитет Государственной Думы обобщает все поправки, поступившие на законопроект, составляет таблицу поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, и таблицу одобренных комитетом поправок.

При обсуждении законопроекта во втором чтении после выступлений докладчика от ответственного комитета, полномочного представителя Президента РФ в Федеральном Собрании, представителей инициатора законопроекта и Правительства РФ проводится голосование об одобрении или отклонении поправки. При рассмотрении возражений против поправок проводится голосование о принятии проекта за основу. При утверждении палатой рекомендации комитета по отклонению соответствующих поправок ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения противоречий и редакционной правки.

Третье чтение законопроекта - это заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В случае если законопроект не принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит.

В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов палаты, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения. Регламент Государственной Думы допускает проведение голосования по вопросу о принятии закона в целом в день принятия законопроекта во втором чтении. Это возможно: а) при наличии окончательного текста законопроекта и б) при условии проведения правовой и лингвистической экспертизы законопроекта. Одобренный в третьем чтении законопроект именуется федеральным законом.

Принятие федеральных законов в России осуществляется по определенным правилам. Нормативными актами предусматривается несколько стадий, которые должен пройти документ перед его утверждением. Рассмотрим далее.

Общие сведения

Принятие законов в России осуществляется Госдумой. После утверждения они направляются в СФ для одобрения. В случае отсутствия нареканий со стороны Совета Федерации, закон передается на подпись президенту. После этого нормативный акт официально обнародуется. Таким образом, достаточно сложный. Это обусловлено необходимостью исключить создание непродуманных, скороспелых, а в ряде случаев и ошибочных нормативных актов. Кроме этого, процедура рассмотрения и принятия федерального закона Госдумой позволяет решить вопрос, касающийся финансирования его исполнения. Установленные правила направлены на недопущение противоречий в существующей правовой системе.

Законодательный процесс в РФ

Он предполагает совершение определенных действий уполномоченными госорганами. Процедура принятия закона проходит четыре этапа . На первом реализуется правотворческая инициатива. На следующем этапе происходит чтение законов в Госдуме . Как правило, оно осуществляется трижды. После внесения всех поправок и утверждения депутатами, акт направляется в СФ. Далее, как выше было сказано, акт подписывается президентом.

Инициатива

Ею обладает президент, СФ и его члены, депутаты Госдумы, правительство РФ. Кроме этого, правотворческой инициативой наделены представительные органы регионов, КС, ВС, ВАС. При этом суды могут предлагать правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. По своей сути, инициатива представляет собой право ряда органов и их служащих вносить законопроекты на обсуждение. Это действие порождает обязанность Высшей представительной структуры страны изучить их. Круг субъектов, обладающих инициативой, достаточно узкий. Обуславливается это рядом важных обстоятельств. В первую очередь, расширение перечня субъектов приведет к тому, что Высший представительный орган будет тратить большое количество времени на решение вопросов об отклонении или принятии предложений. Кроме этого, указанные выше структуры и должностные лица располагают необходимым объемом сведений о социальной жизни в государстве, чего нельзя сказать о многих других госструктурах и гражданах.

Подготовка

Любой новый закон должен соответствовать действительности, отражать решения, адекватные существующим условиям. Соответственно, подготовка нормативного акта начинается с выявления наиболее актуальных социальных потребностей. При этом осуществляется всестороннее изучение практики, предложений госструктур, научных данных, мнений политических объединений, прочих общественных организаций, а также граждан. Новый закон могут подготавливать разные органы. Как правило, применяется отраслевой принцип. Он предполагает, что подготовку конкретного предложения осуществляет структура, занятая в соответствующей области. Между тем, специалисты считают такой подход не всегда безупречным. В некоторых случаях формируется специальная комиссия.

Процедура принятия и изменения закона

Подготовленный акт направляется в высший представительный орган. Здесь происходит . Как выше было сказано, рассмотрение акта осуществляется трижды. Первое чтение предполагает анализ общих положений, второе - тщательное изучение деталей, внесение поправок, третье - одобрение или неодобрение. Утверждение осуществляется большинством депутатов. Процедура принятия конституционного закона требует одобрения 2/3 голосов. Рассмотрение предложения начинается с доклада представителя региона, из которого оно поступило. После этого заключение дает профильный комитет. Заслушав его, депутаты переходят к оценке и анализу нормативного акта, вносят поправки. Аналогичным образом утверждаются изменения в уже действующих законах. Одобрение нормативного акта осуществляется открытым голосованием. При этом оно может осуществляться как в отношении всего документа в целом, так и отдельных его статей. В пятидневный срок акт направляется в Совет Федерации. СФ обязан изучить его в течение 14 дней. Если акт не был рассмотрен за этот срок, то он считается автоматически утвержденным. После этого - также в 14-дневный период - документ предается президенту.

Одобрение в СФ

Законодательный процесс в РФ включает в себя стадию рассмотрения акта в Совете Федераций. СФ может одобрить или отклонить документ. Для утверждения акта необходимо больше 50% голосов от общего числа членов. Одобрение конституционных законов осуществляется 3/4 голосов.

Подписание президентом

Процедура принятия закона не будет считаться соблюденной, если акт не был рассмотрен главой страны. Даже если документ был одобрен СФ, при отсутствии подписи первого лица государства он не имеет юридической силы. При этом президент имеет право наложить вето. Если акт отклонен главой государства, он возвращается в Госдуму для доработки. Однако вето может быть снято, если в ранее утвержденной редакции за документ проголосует больше 2/3 депутатов ГД и членов СФ. В такой ситуации Президент обязан подписать нормативны акт в недельный срок.

Опубликование

Принятие законов в РФ завершается обнародованием. Акт, подписанный Главой страны, публикуется в официальных источниках в недельный срок. Если в документе не закреплены другие условия вступления в действие, то документ обретает юридическую силу через 10 дней после обнародования. Утвержденные и подписанные нормативные акты размещаются в общедоступном печатном издании официального характера. Ими являются, в частности, "Российская газета", "Собрание законодательства РФ". Опубликование необходимо для ознакомления общества с утвержденным актом. В противном случае нельзя применять санкции за нарушение норм, о которых субъекты не знают, и вообще, требовать выполнения установленных предписаний.

Специфика правил

Рассмотрим некоторые особенности принятия законов . Ключевые положения, касающиеся рассмотрения актов, закреплены в Регламенте ГД. В этом документе установлено, что изучение закона осуществляется в трех чтениях. В ходе первого исследуются только принципиально важные, ключевые положения документа. Если разногласий по ним у депутатов нет, акт передается со всеми первоначальными поправками в профильный комитет парламента. Этот орган ответственен за подготовку и прохождение закона на обсуждение. На комитет возлагается также обязанность доработать акт с учетом замечаний и предложений. После завершения работы, документ передается в ГД на второе чтение. Как выше было уже сказано, на этой стадии происходит детальное изучение норм с внесенными поправками. При отсутствии разногласий проект снова отправляется в тот же профильный комитет. На последней стадии рассмотрения не допускается внесение поправок и предложений, затрагивающих содержание документа. В третьем чтении могут вноситься корректировки редакционного характера. На завершающей стадии рассмотрения депутаты принимают решение об окончательном одобрении или не одобрении акта.

Действия СФ

Законодательство и регламент работы СФ предписывают рассматривать акты в течение двух недель. Между тем некоторые документы могут и не изучаться СФ. В этом случае они автоматически считаются одобренными и направляются далее президенту. При этом установлен перечень актов, рассмотрение которых обязательно для СФ. К ним относят, в первую очередь, конституционные законы. Эти акты должны быть детально изучены в СФ. Кроме этого, обязательному рассмотрению подлежат документы, касающиеся:

  1. Федерального бюджета, налогов и сборов.
  2. Вопросов таможенного, эмиссионного, кредитного, валютного, финансового регулирования.
  3. Статуса и защиты госграницы страны.
  4. Мира и войны.
  5. Денонсации и ратификации международных соглашений с участием России.

Урегулирование разногласий

Принятие федеральных законов далеко не всегда происходит с первого раза. В ряде случаев между СФ и ГД возникают разногласия. Точнее, Госдума не всегда согласна с причинами отклонения СФзакона. В такой ситуации формируется согласительная комиссия. После преодоления разногласий законопроект направляется на повторное рассмотрение. При этом, если при следующем голосовании за документ выступило не меньше 2/3 депутатов от общего их числа, он будет считаться утвержденным.

Вето президента

После одобрения закона обеими палатами он поступает на подпись к главе государства. В 14-дневный срок президент его или подписывает, или отклоняет. Вето выступает в качестве одного из инструментов сохранения баланса власти. Оно направлено на сдерживание законодательной ветви. Суть вето состоит в отказе президента ставить свою подпись в документе. Соответственно, он не получит юридической силы, даже если будет обнародован.

Виды отказа

Вето может быть относительным или абсолютным. В последнем случае парламент не имеет возможности его преодолеть. Соответственно, закон больше не поступает на рассмотрение. Абсолютным вето обладал император России. Относительный отказ может преодолеваться парламентом. Процедура принятия закона предусматривает определенные правила для снятия вето. Если в 14-дневный срок президент отклонил документ, то ГД и СФ вновь рассматривают его. В случае если при повторном обсуждении закон получит одобрение не менее чем 2/3 от общего состава парламента, Глава страны обязан его подписать. При этом утвержден должен быть акт в первоначальной (отклоненной президентом) редакции. То есть существенно сокращается, поскольку поправки в него не вносятся. На подписание после повторного утверждения акта парламентом президенту отводится неделя.

Нюансы обнародования

Назначение этой стадии заключается в доведении положений утвержденного нормативного акта до сведения населения. Обнародование может быть неофициальным и официальным. Последнее осуществляется в рамках 15 статьи Конституции. В ней сказано, что нормативно-правовые акты, утвержденные по установленным правилам, должны быть официально опубликованы. Неразмещенные в соответствующих изданиях документы не подлежат применению. Любые нормативно-правовые акты, касающиеся прав, обязанностей, свобод человека и гражданина, не могут реализовываться, если они официально не опубликованы и не доведены до всеобщего сведения. Неофициальное обнародование производится в виде изложения их содержания или сообщения об их издании в радио-, телепередачах, СМИ и пр. Ссылаться на такие акты при оформлении официальных документов, принятии решений, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, не допускается. Обнародование осуществляют от имени того органа, который издал закон или подписал его.

Срок

Для обнародования устанавливается определенный период. Его продолжительность зависит от типа закона, который был принят. Основные сроки закреплены ФЗ № 5 от 1994 г. В нем сказано, что ФКЗ, федеральные законы должны быть опубликованы в семидневный срок с даты их подписания президентом. Размещение в соответствующих изданиях актов палат ФС осуществляется не позднее 10-ти дн. с момента их утверждения. Официальным опубликованием указанных выше документов будет считаться первое изложение полного его текста в "Российской газете", "Собрании законодательства РФ" либо "Парламентской газете". ФЗ и ФКЗ направляются для издания президентом. Акты палат ФС передаются председателем СФ или ГД либо его заместителем. Любой из указанных документов вступает в силу одновременно по всей территории страны через 10 дн. после опубликования.

Другие нормативные акты

Кроме законов, в РФ принимаются и подзаконные акты. Эти документы утверждаются разными госорганами и направлены на конкретизацию положений ФЗ и ФКЗ. Подзаконные акты считаются вторичным звеном нормативной системы. Оно дополняет первичные положения, более конкретно регламентирует разнообразные группы отношений в обществе. Вместе с этим, такие акты выступают как нормативные. Они представляют собой официальные документы, включающие в себя общеобязательные правила. Принятие подзаконных актов производится преимущественно исполнительными структурами. Такие документы обычно имеют специфические наименования. К примеру, Указы резидента, Постановления правительства, Приказы министерств относятся к подзаконным актам. На региональном уровне также действуют исполнительные органы. Они имеют право принимать подзаконные акты. К таким органам относят администрации, правительства, управления, департаменты и пр. Порядок утверждения подзаконных актов устанавливается положениями о соответствующих уполномоченных структурах. Основное требование, которое предъявляется к этим документам, заключается в обязательном соответствии ФЗ и ФКЗ. Если выявляются противоречия в положениях, то применению подлежат законы, принятые на федеральном уровне.

Специфика действия правовых актов во времени

После того как завершена, он начинает применяться по всей стране. Время действия акта отсчитывается с даты вступления его в силу, а заканчивается - с момента ее утраты. Последнее может обуславливаться разными причинами. Одной из наиболее распространенных считается истечение срока действия, установленного в законе. К примеру, вводилось чрезвычайное положение на один месяц. Также окончание действия может быть связано с отменой закона другим документом, заменой действующей редакции на новую и пр. Как правило, нормативно-правовые акты обратной силы не имеют. Это означает, что если субъект совершил какое-либо нарушение, к нему будут применяться положения, имевшие силу во время этого события. Исключение составляют случаи, когда вновь утвержденный акт устраняет или смягчает ответственность за противоправное поведение, и прочие особо оговариваемые ситуации.

Действие в пространстве

Законы, принятые в установленном порядке, распространяются на определенные территории. К примеру, ФКЗ действуют в пределах всей страны. Федеральный закон, регламентирующий предоставление дальневосточного гектара, в настоящее время распространяется только на территорию ДВ. Некоторые нормативно-правовые акты могут действовать и за пределами государства. Однако для этого необходимо включение специальных оговорок в международные соглашения, заключенные РФ с другими странами. Как правило, законы распространяются на абсолютно всех лица, находящихся в пределах государства. К ним относят не только непосредственных граждан страны, но и лиц, не имеющих гражданства, а также иностранцев. Если необходимо распространить действие закона на конкретных субъектов, их круг определяется непосредственно в тексте документа.

Заключение

Как видно, процедура утверждения законов достаточно сложна в России. Между тем, по мнению экспертов, наличие нескольких стадий вполне себя оправдывает. Аргументируют свою позицию авторы, в первую очередь, масштабами самой страны. Выработать закон, максимально удовлетворяющий потребности всего населения, достаточно проблематично. Необходимо учитывать разные факторы, доминирующие в том или ином регионе. Только после тщательного изучения ситуации, прогнозирования последствий можно выносить тот или иной закон на обсуждение. Именно поэтому в качестве обязательной стадии предусмотрено одобрение нормативного акта Советом Федерации. В этом органе присутствуют представители от каждого региона. Зная ситуацию в своем субъекте, они могут предположить, какие последствия возникнут при введении того или иного закона в действие. Немаловажное значение имеет своевременное подписание и обнародование нормативного акта. Одобрение закона Президентом направлено на предотвращение злоупотребления властью представительными органами. Право вето позволяет сохранять баланс сил и интересов. В рамках правоприменения особое значение имеет своевременное доведение содержания закона до сведения общественности. Если граждане не будут знать сути положений, то они, разумеется, не смогут их соблюдать. Аналогичная ситуация и с уполномоченными органами, обязанными осуществлять контроль исполнения законов. Если содержание нормативных актов не будет доведено до их сведения, структуры не смогут применять меры ответственности к нарушителям.

  • 9.Выборы в России: понятие, виды. Избирательное право: понятие, структура, предмет регулирования.
  • 10. Высшее должностное лицо субъекта рф.
  • 11. Гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.
  • 12.Государственная власть. Принцип разделения властей в рф. Система сдержек и противовесов в механизме разделения властей в рф.
  • 13.Государственная Дума: порядок формирования, собственные полномочия, акты.
  • 14. Государственное устройство: понятие, формы. Виды государственно-территориальных единиц.
  • 15. Государственные символы рф: флаг, герб, гимн.
  • 16. Гражданство детей.
  • 17. Децентрализация и деконцентрация в территориальной организации государств.
  • 18. Законодательная инициатива в Федеральном Собрании: понятие, порядок осуществления.
  • 20.Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов рф (на примере Законодательного Собрание Свердловской области).
  • 21.Закрытое административно-территориальное образование: понятие, правовой режим, полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в отношении зато.
  • 22. Избирательные комиссии: понятие, виды, правила формирования, полномочия.
  • 23. Избирательные округа, участки: понятие, виды, правила образования.
  • 24. Иностранцы, лица без гражданства: правовое положение в Российской Федерации. Постановление Конституционного Суда рф от 17.02.98 в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура.
  • 28. Исполнительные органы государственной власти субъектов рф (на примере Свердловской области).
  • 30.Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности: проблемы выделения и определения.
  • 31.Конституционно-правовой статус Российского государства. Особенности России как федерации.
  • 32. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России.
  • 33.Конституционно-правовые отношения: особенности, объекты, субъекты.
  • 34. Конституционное право как отрасль права: отличительные особенности
  • 35. Конституционное право: понятие, предмет, метод регулирования.
  • 36. Конституционные нормы: их особенности и виды.
  • 37. Конституционные основы судебной власти в России. Постановление Конституционного Суда рф от 17.06.98 г. По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 102 фз "о федеральном бюджете на 1998 год".
  • 38. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, юридическая природа. Классификации конституционных прав и свобод.
  • 39. Конституционный статус личности: понятие, структура, соотношение с правовым и фактическим положением личности в обществе
  • 40.Конституционный статус субъектов рф. Классификация субъектов рф.
  • 41. Конституционный Суд рф как орган по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.
  • 42. Статус судей Конституционного суда рф.
  • 43. Меньшинства: понятие, виды. Право меньшинств на защиту
  • 44.Место Президента России в системе государственных органов России. Полномочия Президента как главы государства.
  • 45. Направление принятых палатами законов Президенту России. Возвращение и отклонение законов Президентом.
  • 46. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в решении вопросов местного значения.
  • 47. Общественные объединения в России, теоретическое и юридическое определения.
  • 48. Общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах рф.
  • 49. Ограничения прав и свобод личности.
  • 50. Органы мсу: понятие, структура, виды, порядок формирования
  • 51. Основания для приостановления и прекращения судом деятельности сми. Юридические последствия прекращения деятельности сми.
  • 52. Основания прекращения гражданства рф.
  • 53. Основания приобретения гражданства рф.
  • 54. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, структура.
  • 56. Первое чтение по законопроекту в Думе и подготовка законопроекта ко второму чтению.
  • 57. Письменное предупреждение и приостановление деятельности общественных объединений. Ликвидация общественных объединений и их реорганизация.
  • 59. Подписание, обнародование, вступление в силу законов России.
  • 60. Позитивная и негативная конституционно-правовая ответственность
  • 61. Полномочия Конституционного Суда рф.
  • 62. Полномочия Президента России как фактического главы исполнительной власти. Собственные нормотворческие полномочия Президента России. Дискреционные полномочия Президента рф.
  • 63. Понятие гражданства. Гражданство и подданство. Постановление Конституционного Суда рф от 15.01.98 в связи с жалобой гражданина а. Я. Аванова.
  • Определил:
  • 64. Понятие и виды нко и их правовое положение по законодательству рф.
  • 66. Понятие свободы массовой информации и ее правовое содержание. Конституционное закрепление свободы сми.
  • 67. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
  • 68. Порядок изменения глав 1, 2, 9 Конституции России и ст.65 Конституции России. Постановление Конституционного Суда рф от 28.11.1995г.
  • 69. Порядок изменения глав 3-8 Конституции России. Постановление Конституционного Суда рф от 31.10.1995г.
  • 70. Порядок образования в рф нового субъекта
  • 71. Порядок принятия в рф нового субъекта рф.
  • 72. Постоянное проживание иностранных граждан в рф.
  • 73. Права и обязанности общественных объединений в сферах их деятельности.
  • 74. Правительство России: образование, статус, прекращение полномочий.
  • 75. Право народов на самоопределение: понятие, субъекты, сферы и формы осуществления.
  • 76. Право индивидов на объединение: субъекты, содержание.
  • 77. Правовая и лингвистическая экспертиза законопроектов: понятие, содержание, место в законодательном процессе.
  • 78. Правовое положение кандидатов в депутаты и зарегистрированных кандидатов.
  • 80. Правовой статус Администрация Президента рф.
  • 81. Правовой статус беженцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
  • 82. Правовой статус вынужденных переселенцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
  • 83. Правовой статус депутатов Государственной Думы. Досрочное прекращение депутатских полномочий. Депутатская неприкосновенность.
  • 84. Правовой статус национально-культурной автономии.
  • 3 Группы прав нка:
  • 85. Правовой статус политических партий. Содержание и порядок реализацииконституционного права на объединение в политические партии.
  • 86. Пределы законодательной компетенции. Постановление Конституционного Суда рф от 12.04.95 г. По делу о толковании ст. 103, 105, 107, 108, 117 и 135 Конституции рф.
  • 89. Принципы российского гражданства.
  • 90. Производство по делам о российском гражданстве по фз "о гражданстве рф" и по Положению «о порядке рассмотрения вопросов гражданства».
  • 91. Равное избирательное право, тайна голосования: понятие, гарантии.
  • 93. Рассмотрение законов в Совете Федерации.
  • 94. Регистрационный порядок создания общественных объединений. Основания и порядок отказа в регистрации общественных объединений.
  • 95. Регистрация законопроектов и принятие решений об их первичном движении. Предварительное рассмотрение законопроектов в комитетах, комиссиях Государственной Думы.
  • 96. Регистрация и лицензирование в сфере массовой информации.
  • 97. Религиозные организации: понятие и виды. Религиозные группы: понятие, легализация, основы правового статуса.
  • 98. Решения и правовые позиции Конституционного Суда рф: понятие, виды, провозглашение, опубликование, юридическая сила. Особое мнение и мнение судьи Конституционного Суда рф.
  • 100. Российская Федерация как суверенное государство. Народный, национальный и государственный суверенитет.
  • 101. Свобода совести, вероисповедания и конфессионально-публичное право.
  • 102. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
  • 104. Совет Федерации: порядок формирования, собственные полномочия, акты.
  • 105. Содержание и порядок реализации конституционного права на проведение публичных мероприятий.
  • 107. Территориальные основы местного самоуправления: понятие и становление. Виды муниципальных образований.
  • 108. Территориальное устройство субъектов рф: понятие, развитие, принципы. Виды и характеристика административно-территориальных единиц и населённых пунктов.
  • 109. Территория Российской Федерации: понятие, состав, правовое закрепление.
  • 114. Явочный, нормативно-явочный, разрешительный порядок создания общественных объединений.
  • 7.Второе чтение по законопроекту в Думе. Третье чтение законопроекта в Думе и подготовка к нему. Направление принятых законов в Совет Федерации.

    В начале второго чтения законопроекта в ГД с докладом выступает представитель ответственного комитета. Он сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ответственном комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента РФ в ГД, представители субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций, депутатов Государственной Думы или приглашенных на заседание ГД представителей иных субъектов права законодательной инициативы. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст данного законопроекта.

    Если имеются возражения, председательствующий предоставляет слово для краткого их обоснования. После этого проводится голосование о принятии группы поправок, одобренных комитетом, против которых не высказано возражений. Затем проводится голосование по поправкам, встретившим возражения.

    Далее председ. ставит на голосование вопрос об утверждении рекомендации комитета об отклонении поправок. Если имеются возражения против отклонения поправок, то по каждой из них проводится отдельное голосование. До этого проводится голосование по той группе рекомендованных ответственным комитетом к отклонению которых не было возражений.

    Не принятый во втором чтении законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во 2 чтении. Если по итогам голосования предложение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Решение об отклонении законопроекта и о снятии его с дальнейшего рассмотрения оформляется постановлением Государственной Думы, которое направляется субъекту (субъектам) права законодательной инициативы, внесшему (внесшим) законопроект.

    Принятый или одобренный во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.

    По завершении этой работы законопроект вместе с заключением Правового управления Аппарата ГД представляется ответственным комитетом в Совет ГД для включения в календарь рассмотрения вопросов в третьем, окончательном, чтении.

    Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. В случае, если в процессе второго чтения в законопроект были внесены изменения, Совет ГД направляет текст законопроекта и заключение Правового управления Аппарата ГД Президенту РФ, в СФ, Правительство РФ, депутатам ГД..

    При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей.

    Если законопроект не принят или не одобрен ГД в третьем чтении, он считается отклоненным. Решение об отклонении законопроекта оформляется соответствующим постановлением ГД без дополнительного голосования.

    В исключительных случаях по требованию фракций, представляющих большинство депутатов ГД, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.

    Решение о принятии ФЗ принимается большинством голосов от общего числа депутатов палаты, а решение об одобрении ФКЗ - большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД. Указанные решения оформляются соответствующими постановлениями ГД.

    Одобренные ГД ФКЗ и принятые Фз законы в течение пяти дней передаются ГД на рассмотрение СФ.

    Закон регистрируется в СФ в срок не превышающий 24 часов, и направляется членам СФ. Председатель СФ определяет комитет ответственный за рассмотрение закона. Члены СФ организуют обсуждение закона в субъектах РФ и при наличии замечаний по закону направляют их в комитет, ответственный за рассмотрение закона.

    Ответственный комитет должен сформулировать заключение о и принять решение об одобрении или отклонении закона

    Рассмотрение принятого ГД закона на заседании СФ начинается с оглашения докладчиком заключения комитета. Затем слово предоставляется представителю Правительства РФ для оглашения официального отзыва Правительства по закону. После этого СФ большинством голосов от общего числа членов принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты. Если принято решение об обсуждении закона, то по его результатам СФ принимает решение об одобрении или отклонении принятого Думой закона.

    Решение одобрении или отклонении принятого думой закона, внесенного на рассмотрение СФ и не подлежащего обязательному рассмотрению в СФ, должно быть принято до истечению 14 дневного срока. Если он не был рассмотрен в течении 14 дней, то он направляется Президенту для подписания и обнародования. Началом рассмотрения закона, подлежащего обязательному рассмотрению в СФ, считается вкл в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса или издание Председателем СФ распоряжения. ФЗ считается отклоненным , если за одобрение не проголосовало необходимое число членов СФ. В постановлении СФ об отклонении закона может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей данного закона, по которым необходимо преодолеть разногласия между СФ и ГД, а также содержаться предложение о создании согласительной комиссии. Принятый Думой и одобренный СФ закон вместе с текстом постановления СФ в 5 дневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем СФ Президенту РФ для подписания и обнородования.

    В 104, а также в 105 статье Конституции РФ, указано, что любой законопроект должен приниматься по четко отработанной структуре. В данном случае, обязательным условием считается принятие законопроекта в государственной думе. Обратим ваше внимание на то, что такое принятие основывается исключительно на трех чтениях.

    Сколько именно чтений проходит законопроект?

    1. В первом чтении в обязательном порядке производится процесс решения вопроса о передачи того или же иного законопроекта в профильную комиссию;
    2. Второе чтение определяет процесс детального обсуждения и изучения законопроекта. Именно на данном этапе, в случае необходимости, будут вноситься определенные изменения и ряд дополнений;
    3. В третьем чтении будет произведен процесс голосования за весь проект с уже внесенными в него поправками и изменениями. На данном этапе возможно внесение лишь редакционных изменений.
    То есть, как вы видите, каждый процесс имеет свои определенные особенности. Сам текст документа изначально прорабатывают юристы. Но, очень важно, чтобы был создана специальная профильная комиссия, а законопроект был изучен таким образом, чтобы были максимально исключены все негативные аспекты в виде двоякого понимания и двоякой трактовки тех или же иных норм.

    Особенности проведения чтений

    Первое чтение – заседание пленарного типа нижней палаты. В данном случае, происходит процесс обсуждения общей концепции законопроекта. Кроме всего прочего, именно данный этап характерен тем, что он включает в себя внимательные аспекты изучения всех основных положений документа. Также производится процесс формирование своеобразной оценки соответствию конституционным нормам и федеральному законодательству. На основании проведенной работы проект может быть передан в специализированный профильный комитет, который и занимается вопросом его модернизации (внесения изменений) и подготовкой ко второму чтению.

    Что касается второго чтения, то в данном случае, формируется процесс работы с определенными поправками. В данном случае, составляется две таблицы. В оной формируются сами поправки, которые были приняты в качестве своеобразных рекомендаций, в другой таблице формируются поправки к отклонению. Нередко бывают ситуации, когда предлагается разработка третей таблицы, которая в своем составе содержит данные по изменениям, которые не были приняты профильным комитетом.

    Третьей чтение – процесс окончательного голосования. То есть, это этап, который предполагает процесс принятия законопроекта в качестве закона. Все поправки должны быть рассмотрены до этого момента. В нашей стране, по требованию большинства депутатов, законопроект может быть снова возвращен на стадию второго чтения. Если же законопроект набрал нужное количество голосов, он считается принятым.


    Согласно ст.136 ТК заработная плата выплачивается каждый полмесяца, в тот день, который изначально должен быть определен трудовым распорядком, а также трудовым договором. То...


    Очень часто у нас появляются вопросы, связанные с получением наследства. Существует по закону не одна очередь наследования, если человек умер и не составлял завещания на...

    И определённая стадия его обсуждения. Как правило, по каждому внесённому законопроекту проводится три чтения. В первом чтении решается вопрос о передаче законопроекта в профильную комиссию. Во втором чтении идёт детальное обсуждение проекта, вносятся поправки и дополнения. В третьем чтении идёт голосование за проект в целом, возможны лишь редакционные поправки.

    Первое чтение

    Первое чтение являет собой первую стадию рассмотрения законопроекта на пленарном заседании нижней палаты. На этом этапе обсуждается общая концепция законопроекта, его основные положения, даётся оценка его соответствию конституции . По итогам первого чтения проект может быть передан в профильный комитет, который готовит его ко второму чтению. Также устанавливаются сроки подачи поправок и дополнений к исходному тексту .

    Второе чтение

    Второе чтение представляет собой работу с предложенными поправками. В России они обобщаются ответственным комитетом в две таблицы, в одну из которых сводятся поправки, рекомендованные к принятию, в другую - к отклонению. Может быть предложена и третья таблица, включающая поправки, по которым профильный комитет не принял решения. При отсутствии возражений, нижняя палата голосует по каждой из таблиц в целом. В противном случае по каждой из поправок, вызвавших возражения, проводится отдельное голосование. По итогам второго чтения законопроект может быть либо принят, либо отклонён .

    Третье чтение

    Третье чтение представляет собой процедуру окончательного принятия законопроекта в качестве закона. Поправки на этом этапе уже не рассматриваются. В зависимости от страны, могут допускаться редакционные правки. В России по требованию большинства депутатов законопроект может быть возвращён к стадии чтения .

    Принятие закона

    Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

    Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Решение о направлении федерального закона оформляется постановлением Государственной Думы, которое также передается Совету Федерации.

    В случаях, если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 или статьей 108 Конституции Российской Федерации и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней данный федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.