Погибшие на руднике. Семьи погибших шахтеров отказываются покидать мирный. «Скорее всего, нарушили правила техники безопасности»


Снова наступил этот удивительный день в году, день, в который русский человек вдруг вспоминает о том, что он христианин. Чувство это какое-то неосознанное, я бы даже сказал, генетическое. Весь год живет себе спокойно — гороскоп, фен-шуй, йога, чакра — все слова-то какие, хоть и непонятные, но зато таинственные, возвышенные. И вот среди всего этого изысканного вдруг яйца красить. Ну сразу видно не тонкий восток, а наша, родная, отечественная традиция. Но зато с какой необъяснимой и даже детской радостью приходят эти «христиане» в храм, ночью, с корзинками, от всей души кричат «Воистину Воскресе», поздравляют друг друга с Пасхой, при том что мало кто может внятно объяснить что такое «Пасха» и почему «Воистину Воскресе»? А с каким энтузиазмом разговляются те, кто вовсе не постился?! Вот эта загадочная и бессознательная русская душа во всей своей красе.

Формат статьи, к сожалению, не позволяет описать всю глубину этого события – Воскресения Христа. Ему посвящены многие тома литературы. В двух словах — это праздник Любви Бога к человеку, Любви, которой не подвластна даже смерть, ибо Он воскресает силой этой Любви. Это праздник Надежды на то, что смерть — это всего лишь переход с одного, временного, состояния в другое, вечное. Это праздник Веры человека в Бога. Не простое осознание того, что где-то там существует высший разум или грозный судья, но уверенность в Его присутствии и участии в нашей жизни.

В церковных книгах этот день называется «праздников праздник и торжество из торжеств». Это событие приоткрывает нам иную реальность, указывает на то, что жизнь наша заключается не в том, чтобы «накопить и потратить». Уж больно дорогой ценой была она куплена. Смысл ее состоит в неизмеримо большем.

Очень хотелось бы, чтобы Пасха была не кулинарным событием в жизни современного человека и состояла бы не в куличе и крашеных яйцах. Чтобы человек по-настоящему бы исправлял себя с помощью поста и воздержания, что даст ему осознание того, что значит – разговляться. Чтобы человек мог приобщиться к этой удивительной пасхальной радости более осознанно. Чтобы радость эта влияла бы на всю его жизнь, на его отношение к этой жизни и окружающим. Чтобы Бог умирал и воскрешал не зря! Ведь Он сделал это за каждого отдельного человека, даже самого неосознанного или неблагодарного.

Воистину Воскрес Христос!

Н а этой неделе многих удивила новость, что четверть британцев, которые называют себя христианами, не верит в воскресение Христа (данные BBC). Тех из вас, кто собирается праздновать в это воскресенье Пасху, такие цифры могут привести в шок…

Для всех, читающих этот блог, я предлагаю девять важных вещей о Воскресении, которые следует знать.

1. Вера в Воскресение является ключевой доктриной христианской веры . Если вы не верите в Воскресение, у вас нет личных отношений с Богом в Иисусе Христе и через Него.

“Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься” (Рим. 10:9).

“А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших” (1 Кор. 15:17).

2. Воскресение дает надежду на вечную жизнь и каждому умершему во Христе. Библия учит, что так как Иисус сейчас живой в результате воскресения, все, кто имеют личные отношения с Ним, имеют надежду на вечную жизнь с Ним после смерти.

“Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых” (1 Кор. 20-22).

Иисус сказал: “Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я” (Ин. 14:2-3).

3. Ученики Христа, которые стали затем Его апостолами, вначале не понимали смысла воскресения. Иисус говорил Своим ученикам (Своим последователям во время Его земного служения) о воскресении, но они не понимали этой истины, пока Он не воскрес.

“Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых” (Мр. 9:9-10).

“Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу?” (Ин. 16:17).

4. Еврейские религиозные лидеры боялись возможности Воскресения . Эти религиозные лидеры не приняли учение Иисуса, потому что оно угрожало их власти и подрывало их религиозную систему. Они боялись воскресшего Мессии и Спасителя.

“Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать” (Мт. 27:62-66).

5. Воскресение Христа стало для учеников источником великой радости и основанием их веры. Когда Иисус говорил Своим ученикам о Своем воскресении, то предсказал, что их скорбь из-за Его смерти сменится затем радостью, которую у них никто не сможет отнять. Апостол Иоанн напомнил в своем Евангелии эти слова с целью призвать читателя к вере в Иисуса.

Иисус сказал: “Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет…. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас” (Ин. 16:20-22).

6. Воскресение Христа засвидетельствовано очевидцами . Павел перечисляет многих тех, кто видели воскресшего Иисуса.

“Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу” (1 Кор. 15:1-8).

7. Воскресение продемонстрировало, что Иисус является Божьим Сыном . Павел усматривал в Воскресении доказательство божественности и Сыновства Иисуса (Рим. 1:3-4).

“…о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем” (Рим. 1:3-4).

8. Воскресение Христа является основанием нашего спасения . Иисус пошел на крест из-за наших грехов, потому что необходима была жертва, на которую бы излился Божий гнев. А воскресение Христа стало основанием нашего оправдания и спасения.

Подписывайтесь:

“… вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего” (Рим. 4:24-25.

9. Воскресение Христа дает нам силу жить жизнью, прославляющей Бога . Сила Святого Духа, воскресившая Христа из мертвых – на что указывает факт Воскресения – является той же самой силой, которая пребывает в нас, дает надежду на реальные изменения в нашей жизни, благодаря которым мы можем жить жизнью, прославляющей Бога.

“Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас” (Рим. 8:11).

“…и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах…” (Еф. 1:19-23; ср. Еф. 3:20-21).

“… чтобы познать Его, и силу воскресения Его” (Фил. 3:10).

Голос Истины по материалам блога пастора Кевина


«Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

«Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Именно такие слова звучат в это воскресенье очень часто, потому что сегодня — Пасха, самый известный и светлый православный праздник.

В этот день Христос воскрес! Ведь это первая настоящая победа жизни над смертью

****
Христос воскрес! Христос воскрес!

Пусть эти радостные звуки,

Как пенье ангелов с небес,

Рассеют злобу, скорби, муки!

Соединим все братски руки,

Обнимем всех! Христос воскрес!

Что такое «Пасха»?

Христиане понимают под словом «Пасха» «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Сорок дней верующие соблюдают строжайший пост и празднуют Пасху в честь победы Иисусом смерти. Иудейская Пасха произносится как «Песах» (еврейское слово) и означает «прошел мимо, миновал». Корни этого слова уходят в историю освобождения еврейского народа от египетского рабства.

В Новом Завете говорится, что принявших Иисуса губитель минует. В некоторых языках слово произносится так - "Писха". Это арамейское название, которое распространилось в некоторых языках Европы и сохранилось до сих пор.

Как бы ни произносили слово, суть Пасхи не меняется, для всех верующих это самое главное торжество. Светлый праздник, несущий радость и надежду в сердца верующих всей Земли.

«Христос на кресте» Франсискоде Сурбаран.

История праздника до рождения Христа, или Ветхозаветная Пасха

Праздник зародился задолго до рождения Христа, но значение праздника Пасхи в те времена было очень большим для еврейского народа. История гласит, что когда-то евреи были в неволе у египтян. Много издевательств, бед и притеснений понесли рабы от своих хозяев. Но вера в Бога, надежда на спасение и милость Божию всегда жила в их сердцах.

«Оплакивание Христа». Сандро Боттичелли.

В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе синем, исчезая,
Песнь воскресению запел.

И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
Проснись, земля, - они вещали, -
Проснись: Твой Царь, твой Бог Воскрес!

Проснитесь, горы, долы, реки,
Хвалите Господа с Небес.
Побеждена им смерть вовеки -
Проснись и ты, зеленый лес.

Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка - зацветите вновь
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь - любовь».

Княжна Е. Горчакова

Христос воскресший. К.П. Брюллов. 1840 е гг.

Эскиз для храма Христа Спасителя в Москве. Замысел не осуществлен. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Однажды к ним пришел человек по имени Моисей, который со своим братом был послан им во спасение. Господь избрал Моисея, чтобы он вразумил египетского фараона и избавил еврейский народ от рабства. Но как ни старался Моисей убедить фараона отпустить людей, свобода им дарована не была. Египетский фараон и народ его не верили в Бога, поклоняясь лишь своим божествам и уповая на помощь колдунов. Чтобы доказать существование и могущество Господне, на египетский народ было обрушено девять страшных казней.

Явление Христа ученикам по Воскресении. Ф. И. Иванов. 1850 г.

Ни кровавых рек, ни жаб, ни мошек, ни мух, ни тьмы, ни грома - ничего этого могло бы не быть, если бы правитель отпустил народ с его скотом. Последняя, десятая казнь, как и предыдущие покарала фараона и его народ, но не затронула евреев. Моисей предупредил, что каждая семья должна заколоть по годовалому непорочному ягнёнку мужского пола. Кровью животного помазать двери своих домов, ягненка запечь и всей семьей съесть его.

Христос среди учеников после воскресения. И.Е. Репин. 1886 г.

Ночью были умерщвлены все первенцы мужского пола в домах среди людей и животных. Только дома евреев, где была кровавая метка, беда не затронула. С тех пор «Пасха» означает - прошедший мимо, миновавший. Эта казнь сильно напугала фараона, и он отпустил рабов со всеми их стадами. Евреи пошли к морю, где вода разверзлась, и они спокойно отправились по дну его. Фараон же хотел снова нарушить свое обещание и бросился за ними, но его вода поглотила.

Евреи стали праздновать освобождение от рабства и минование их семьями казней, называя праздник Пасхой. История и значение праздника Пасхи запечатлены в Библии книге «Исход».

Явление Христа Марии Магдалине. А. Е Егоров. 1818 г.

Пасха по Новому Завету

На израильской земле у девы Марии родился Иисус Христос, которому суждено было спасти человеческие души от рабства ада. В тридцать лет Иисус стал вести проповеди, рассказывая людям о законах Божьих. Но через три года его распяли вместе с другими неугодными властям на кресте, который был установлен на горе Голгофе. Случилось это после еврейской Пасхи, в пятницу, которую впоследствии окрестили Страстной. Это событие дополняет значение праздника Пасхи новым смыслом, традициями и атрибутами.

Василий Игоревич Нестеренко. Распятие. 1999.

Василий Васильевич Верещагин. Распятие на кресте у римлян. 1887.

Христос, подобно ягненку, был заклан, но кости его оставались целы, и это стало Его жертвой за грехи всего человечества.

Альбрехт Альтдорфер. Распятие. Христос на кресте. Мария и Иоанн.

Василий Игоревич Нестеренко. Тайная вечеря. Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя. 1997.г.

Еще немного истории

Накануне распятия, в четверг, состоялась Тайная Вечеря, где Иисус представил хлеб как свое тело, а вино - кровь. С тех пор значение праздника Пасхи не менялось, но новой пасхальной трапезой стала Евхаристия. Сначала праздник был еженедельным. Пятница была днем скорби и началом поста, а воскресенье - днем радости.

Художник Павел Попов. Тайная вечеря.

В 325 году, на Первом Вселенском Соборе была определена дата празднования Пасхи - в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Русская Православная Церковь использует юлианский календарь. Чтобы вычислить, в какой день Пасха выпадает в определенный год, нужно произвести довольно сложный расчет. Но для простых мирян составлен календарь дат праздника на десятки лет вперед. За долгое время существования праздника он оброс традициями, которых и по сей день придерживаются в семьях, и приметами.

Филипп де Шампень. Тайная вечеря.

В соответствии с преданием, Иисус Христос после Воскресения, пришел к апостолам в то время, когда апостолы трапезничали. Это случилось в Чистый четверг. Среднее место было не занято, а в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб. Со временем появилась традиция в праздничное Воскресение оставлять хлеб в храме. И оставляли его на особом столе. Именно так, как это делали апостолы.

Хуан де Хуанес. Тайная вечеря.

Тайная вечеря. Репин

Великий пост

Пасха в России - один из главных праздников даже для тех людей, кто в церкви бывает очень редко. Сегодня, в эпоху высоких технологий и урбанизации, у поколений, предпочитающих компьютер живому общению, церковь потихоньку теряет свою власть над сердцами и душами людей. Но практически каждый, независимо от возраста и силы веры, знает, что такое Великий пост. Старшими поколениями в семьях передаются традиции. Придерживаться всего поста редко кто решается, чаще всего лишь в последнюю неделю люди как-то соблюдают правила. 40 дней верующие должны питаться, не принимая в пищу продуктов животного происхождения (а в некоторые дни пост более строгий), не употреблять спиртного, молиться, исповедоваться, причащаться, творить добро, не злословить.

Лапшин Георгий Александрович (1885-1950) «Пасха» 1920 (в Париже жил с 1924 года)

Смирнов Борис Васильевич (1881-1954) «Празднование пасхи» 1918

Заканчивается Великий пост Страстной неделей. Служба на Пасху имеет особое значение и размах. В современной России по центральным каналам в прямом эфире транслируются службы.

Юлия Кузенкова. Пасха

В каждой церкви, даже самого маленького села, всю ночь горят свечи и поются песнопения. Миллионы прихожан по все стране не спят всю ночь, молятся, посещают службы, ставят свечи, святят продукты и воду. А заканчивается пост в воскресенье, после совершения всех церковных обрядов. Постившиеся садятся за стол и празднуют Пасху.

Бедношей Даниил Пантелеевич (1924-1989) «Пасхальный натюрморт» 1979

Пасхальное приветствие

С самого детства мы учим детей, что, приветствуя человека в этот праздник, нужно говорить: «Христос Воскресе!» И отвечать на такие слова: «Воистину Воскресе!»

Ксения Шафрановская. Пасха

Чтобы узнать подробнее, с чем это связано, нужно обратиться к Библии. Суть Пасхи заключается в перехождении Иисуса к своему Отцу. История гласит, что Иисус был распят в пятницу (Страстную). Тело сняли с креста и похоронили. Гроб - пещера выдолбленная в скале, закрытая огромным камнем. Тела умерших (были еще жертвы) окутывали тканями и притирали благовониями. Но с телом Иисуса произвести обряд не успели, поскольку по еврейским законам работать в субботу строго запрещается.

Воскресное утро

Женщины - последовательницы Христа - утром в воскресенье направились к его гробу, чтобы самим совершить обряд. К ним спустился ангел, который сообщил им, что Христос воскрес. Пасха с этих пор и будет являться третьим днем - днем воскрешения Христа.

Войдя в гробницу, женщины убедились в словах ангела и донесли эту весть до апостолов. А они сообщали эту радостную новость каждому. Все верующие и неверующие должны были знать, что случилось невозможное, случилось то, что и говорил Иисус, - Христос воскрес.

Всюду радость и объятья:
"Брат, сестра, Христос воскрес!
Ад разрушен, нет проклятья:
Он воистину воскрес!"

В. Кузьменков

Приветствовать человека в день Пасхи фразой «Христос вокресе!» и отвечать - «Воистину воскресе!» присуще в первую очередь христианам. Этот обычай уходит корнями глубоко в века и имеет огромный смысл для верующих. Также во время обмена этими фразами принято троекратно целоваться. Говорить эти слова можно в течение всей Светлой седмицы, которая идет за Пасхой.

Истоками этот обычай обязан самому Иисусу Христу, который жил и умер за грехи простых мирян. После того как апостолы Христа узнали о его воскресении, они рассказывали об этом каждому человеку, которого видели, говоря заветную фразу «Христос воскресе!». Те, кто слышал эту фразу, понимали, что Иисус - сын Бога, и, подтверждая их слова, отвечали «Воистину воскресе!».

Другая версия говорит о том, что данные фразы используются для . К примеру, мирянин может обратиться с просьбой «Христос вокресе!», а батюшка отвечает «Воистину воскресе!», - «Бог благословит». Этот вариант не нашел распространения у народа, поэтому используется редко.

Пасхальные приветствия сегодня

Сегодня пасхальные приветствия приобрели немного иное значение, более молодое поколения начало интересоваться религией. С каждым днем набирает все больше последователей. В Пасхальное воскресенье тот человек, который идет из , должен первым сказать «Христос воскресе!», а тот, кто возвращается, должен ответить «Воистину воскресе!». Эти приветствия всегда должны говориться с радостью, ведь спаситель всего живого, сын того, кто подарил жизнь и возможность существования.

Но стоит помнить, что Христос никогда не просил праздновать его . Произошедшее чудо было лишь подтверждением того, что он действительно сын Бога и носит в себе его божественную сущность. Библия говорит, что празднование Пасхи лишь следствие чуда, и не призывает отмечать ее, но люди рады и любят своего учителя, поэтому воздают ему почести спустя вот уже 2 тысячелетия.

За многие века приветствия претерпели изменения, поменяли свой смысл,

Протоиерей Игорь Гагарин

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Никакие слова не звучат в эти дни так часто, как это Пасхальное приветствие. Им мы заменили обычные наши «здравствуйте», «привет», «доброе утро» и т.д. Вместо всего этого мы говорим: «Христос Воскресе!». Встречаясь с кем-то и произнося «здравствуй», мы желаем этому человеку здоровья. Когда говорим «привет», желаем ему радости. Когда говорим «доброе утро», или «вечер», или «день», желаем, чтобы в это утро, или вечер, или день все сложилось благополучно и ничего недоброго не вошло в нашу жизнь.

Когда мы говорим «Христос Воскресе!», мы желаем человеку воскреснуть вместе с Ним и жить вечно.

Сказать другому человеку «здравствуй» – то же самое, что сказать «будь здоров и не болей». Сказать человеку «Христос Воскресе!» – то же самое, что сказать: «живи вечно и никогда не умирай!».

Вот только подлинно ли всегда мы по-настоящему понимаем это, по-настоящему чувствуем величие нашего Пасхального приветствия?

Если бы, произнося «Христос Воскресе» и слыша в ответ «Воистину Воскресе», мы спросили человека: «А ты воистину веришь, что это так?», то, наверное, ответы были бы разные. Говорить-то эти слова будут почти все, а вот степень веры, которую они в них будут вкладывать, может быть очень и очень разной. Кто-то и совсем не верит. И если спросить его, что же ты тогда говоришь их, он ответит: «Ну как же, обычай такой, очень красивый обычай». Кто-то другой скажет: «Ну, конечно, верю. Я же православный человек, крещеный. Но верю скорее умом, чем сердцем». Все правильно, все логично – раз ты назвал себя христианином, ты уже не можешь отвергать главные истины Церкви Христовой. А догмат Воскресения – важнейший. Но эта вера ничего не меняет в жизни человека. Он знает о Воскресении, но не чувствует его.

Так было и с апостолами. Еще до своих страданий Господь говорил им, что Он воскреснет. Они слышали это неоднократно, но не могли по-настоящему понять. Евангелие повествует, как не раз Господь предсказывал, что Сыну Человеческому предстоит быть преданному в руки грешников, и надругаются над Ним, и убьют Его, и в третий день воскреснет. Услышав это, ученики становились печальны. А ведь на самом деле, казалось бы, должны бы радоваться.

Конечно, горько слышать, что Он будет страдать и умрет. Но ведь воскреснет же! Скорбь страдания и смерти была им понятна, потому что с этим они неоднократно в своей жизни встречались, как и любой человек. А вот опыта воскресения в их жизни не было, и поэтому предсказание о нем не могло проникнуть до глубины души. Если бы их Господь спросил тогда: «Вы, что, не верите?», они бы с готовностью ответили: «Конечно, верим! Мы верим каждому Твоему слову».

Так почему же тогда они так печальны? Наверное, потому же, почему и мы, христиане, исповедуя веру в воскресение, продолжаем печалиться, тревожиться, обижаться часто по самому ничтожному поводу. Неужели не верим? Нет, верим, но как-то очень поверхностно. Подлинно глубокой наша вера будет лишь тогда, когда воскресение станет нашим личным опытом. По-настоящему человек может принять близко к сердцу только то, что сам пережил, сам прочувствовал.

Мне вспоминаются страницы прекрасной книги святого праведного «Моя жизнь во Христе». Вся эта книга состоит из коротеньких заметок, в которых отец Иоанна делится своими размышлениями, чувствами, наблюдениями по тем или иным вопросам христианской жизни. И вот некоторые из этих заметок он завершает словом «опыт». И читатель знает, что написанное здесь заслуживает особого интереса и доверия. Это больше, чем размышления. Это то, что было пережито самим святым и подтвердилось на его личном опыте. И вот, думается мне, как было бы здорово, если бы в эти Пасхальные дни, встречаясь с братьями и сестрами, мы могли бы говорить: «Христос Воскресе! Опыт!». И слышать в ответ: «Воистину Воскресе! Опыт!».

Но откуда нам с вами взять этот опыт? Я думаю, что сама Церковь указывает нам путь. На самом деле, живя, мы все уже имеем некий опыт смерти. С одной стороны, казалось бы, смерть есть нечто окончательное и невозможно говорить о какой-то степени смерти. Можно, например, сказать: «Я слегка заболел», или: «Я очень сильно заболел». Но кажется абсурдом сказать: «Я слегка умер», или: «Я очень сильно умер». Однако не так уж это и абсурдно.

Каждый раз, когда мы грешим, мы соприкасаемся со смертью в той или иной мере.

«Сделанный грех рождает смерть», – говорит апостол Иаков (Иак. 1. 15). Согрешив, мы ощущаем уныние, тоску, отвращение к самому себе, внутреннюю пустоту. Все это не что иное, как частичный опыт смерти. В крайних своих проявлениях эта тоска может привести и к полной смерти, как это случилось с Иудой, не выдержавшим той внутренней боли, которую испытывал после предательства, и самовольно оборвавшим свою жизнь.

А опыт воскресения? Каждый раз, когда мы каемся в грехе, когда преодолеваем какой-то соблазн, который чуть было не утащил нас на самое дно греха, мы с вами приобщаемся к в опыту воскресения. Грешит человек – и вкушает смерть; кается, побеждает грех – и вкушает воскресение. И эта радость, которую всегда чувствует человек, искренне покаявшийся, уже есть предвкушение воскресения и вечной жизни. Именно поэтому Церковь установила перед Пасхой – время самоограничения и деятельного покаяния. Мы, конечно, всю жизнь каемся, но именно Великим постом наше покаяние должно иметь сугубый, наиболее интенсивный характер. И насколько наше покаяние было глубоким и искренним, настолько и ощущаем мы опыт воскресения прежде воскресения.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы наша Пасха была наполнена этим переживанием бессмертия! А тем, кто почему-либо не мог поститься, а значит, не вкусил этого опыта победы над грехом и смертью, хочу пожелать, чтобы они не отчаивались и знали, что никогда не поздно вступить в борьбу с грехом, никогда не поздно приступить к очищению. И в какой мере человеку это удастся, в той мере ощутит он, что воистину воскрес Христос, воистину воскреснет и каждый из нас, чтобы жить вечно. Аминь.