Понятие и виды вещных прав на землю. Вещные права на земельный участок: понятие и виды. Виды вещных прав на землю. Общая характеристика
Тема 3. Классификация прав на землю.
Полномочия владения, пользования и распоряжения землей.
Понятие и общая характеристика вещных прав на землю.
Понятие и общая характеристика обязательственных прав на землю.
Полномочия владения, пользования и распоряжения землей.
По действующему законодательству пользование землей возможно на определенном праве:
праве собственности; праве аренды; праве постоянного (бессрочного) пользования и т.д.
Любое право на землю понимается в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле понимается совокупность правовых норм, регулирующих отношения соответствующего права и составляющую самостоятельный институт права, например Институт права собственности на землю . В субъективном смысле понимают совокупность принадлежащих субъекту права конкретных правомочий, позволяющих ему по своему усмотрению совершать действия в отношении своего имущества, то есть определять судьбу вещи.
Все гражданские права делятся на вещные и обязательственные.
Титул - это юридическое, документальное основание права. Под земельным титулом понимают форму права на землю (конкретный вид права на землю), легализированный в современном российском законодательстве, соответственно, конкретный субъект права часто именуется титульным владельцем.
Любое земельное право раскрывается через содержание трех правомочий: владе ния, пользования и распоряжения землей.
Владение означает физическое обладание объектом правоотношения, возможность его фактического наличия.
Пользование дает возможность удовлетворения потребностей, используя полезные свойства объекта правоотношения в процессе личного или производительного использования, эксплуатации его полезных свойств и качеств.
Распоряжение - это определение судьбы объекта правоотношения путем изменения ее принадлежности, состояния пли назначения (отчуждение по договору, передача по наследству и т. п.). Право распоряжения в полном объеме принадлежит только собственнику и не может быть передано в полном объеме без изменения самого субъекта права собственности. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. У владельца - несобственника право распоряжения может быть только в ограниченном виде и, как правило, с согласия собственника. Распоряжение землей может выражаться в двух основных формах:
правовой (продать, заложить землю, передать ее в дар, обменять, завещать по наследству, сдать в аренду по частям или полностью, передать другому лицу в бесплатное пользование).
вещественной (изменить назначение, застроить, затопить в случае создания водохранилища и т.д.).
2. Понятие и общая характеристика вещных прав на землю.
Под вещным правом понимают юридическую связь лица с вещью. Это означает, что вещь принадлежит данному лицу и все остальные лица должны признавать данное право и не посягать на такую вещь. Если же они попытаются это сделать, закон будет стоять на защите прав указанного лица в отношении данной вещи. Поэтому в юриспруденции считается, что вещное право носит абсолютный характер и защищается законными методами против всех.
Выделяют следующую совокупность признаков вещного права:
Объектом вещного права ЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО САМА ВЕЩЬ (не имущественные права или нематериальные блага).
__________________________________________________________________________
Гражданский кодекс РФ
Статья 128. Объекты гражданских прав
К объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
_______________________________________________________________________
2. Вещное право носит бессрочный характер.
3. Требования, которые вытекают из вещных прав, подлежат преимущественному удовлетворению по сравнению с требованиями, вытекающими из обязательственных прав.
4. Перечень вещных прав устанавливает только закон. Право собственности на землю является главенствующим в системе вещных прав на земельные участки, поскольку только у собственника содержится полный набор правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей. Иные вещные права фактически являются производными от права собственности, находятся в определенной зависимости от правомочий собственника, без согласия которого не может осуществляться часть правомочий, принадлежащих субъекту вещных прав на землю. В частности, согласие собственника необходимо испрашивать на отдельные формы распоряжения земельным участком. Поэтому их еще именуют в отличие от права собственности ограниченными вещными правами .
Перечень ограниченных вещных прав определен в ст. 216 Гражданского кодекса РФ (ГК).
____________________________________________________________________
Статья 216. Вещные права лиц, не являющихся собственниками
1. Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются:
право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265);
право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268);
сервитуты (статьи 274, 277);
право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).
2. Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.
3. Переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество.
4. Вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном статьей 305 настоящего Кодекса.
Статья 130. Недвижимые и движимые вещи
1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
_______________________________________________________________________
Перечни вещных прав на землю и вещных прав на иное недвижимое имущество (здания, строения, объекты незавершенного строительства и т.д.) отличаются, первый не включает в себя право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом. Перечень же вещных прав на иное недвижимое имущество в отличие от перечня вещных прав на землю не включает в себя право пожизненного наследуемого владения земельным участком и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
5. Любое вещное право на земельный участок подлежит обязательной государственной регистрации и признается существующим с момента такой регистрации. Прекращение вещного права также подлежит государственной регистрации.
6. Права и обязанности субъектов вещных прав вытекают из положений закона, а не из договорных и иных обязательств, и не могут быть изменены соглашением сторон.
3. Понятие и общая характеристика обязательственных прав на землю.
Вещные права на нее являются основными видами прав на землю, но не единственными. Помимо них существуют иные основания пользования земельными участками, не имеющими вещный характер - права на землю, основанные на обязательственных правоотношениях.
Действующий ГК РФ содержит определение понятия обязательства: в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (п. 1 ст. 307 ГК РФ). Общая характеристика рассматриваемого понятия дополняется также указанием на основания его возникновения: обязательства возникают из договора.
Названным определением понятия "обязательство" охватывается связь должника, на которого возложена обязанность, и кредитора, располагающего соответствующим правом требования. Понимание обязательства как единого сложного правоотношения нашло отражение в норме, содержащейся в п. 2 ст. 308 ГК РФ: если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать. По общему правилу обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Правовое регулирование сторон обязательства: должника и кредитора, дополняется правилом о том, что в обязательстве в качестве каждой из его сторон могут участвовать одно или одновременно несколько лиц.
Правами на землю, вытекающими из обязательственно-правовых отношений, являются право аренды и право безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Они имеют следующие особенности:
◊ 1. относительный характер данного вида правоотношений, поскольку они касаются не всех лиц, как это установлено законом относительно вещных прав на землю, а только тех, которые находятся в сфере действия данных обстоятельств;
◊ 2. свобода воли сторон обязательств, на основании которых возникает право на пользование земельным участком;
3. срочный характер правоотношений (на определенный или неопределенный срок);
4. договорный характер обязательств по использованию земельных участков; Как правило,отсутствие специальных решений уполномоченных государственных и муниципальных органов на право пользования земельными участками, как это имеет место при вещных правах на землю, и как следствие, взаимная регламентация отношений по использованию земель сторонами договора. В отличие от вещных прав на земельный участок, которые определены законом, регламентация обязательственных отношений может устанавливаться и изменяться по взаимному согласию сторон при условии соблюдения законодательства (ст. 270 ГК РФ и ст. 46, 48 ЗК РФ), а также возможность взаимного воздействия (например – неустойка) сторон договора друг на друга в случае нарушения или неисполнения договорных обязательств.
Установленные сторонами права и обязанности являются нормативными и имеют значение при решении споров, вытекающих из права землепользования;
1. Особенности и виды вещных прав
2. Характеристика вещных прав на землю
3. Иные права на пользование землёй
4. Основания и правовые последствия прекращения вещных прав на землю
5. Способы защиты
1) Вещные права – одна из правовых норм реализации отношений земельной собственности. Выражаются в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, в праве постоянного бессрочного пользования земельным участком и в праве сервитута.
Обладает определённой зависимостью от правомочий собственника, без согласия которого не может осуществляться часть правомочий, принадлежащих обладателю вещных прав на землю.
Переход права собственности на земельный участок к другому лицу не является прекращением вещных прав на этот участок. Лицо, обладающее вещными правами на земельный участок, не является подчинённым собственнику и имеет право на защиту от вмешательства последнего, осуществляемого с нарушением закона.
Различают вещные права:
· По видам земель, принадлежащих лицам на основании вещных прав
· По лицам, обладающим вещными правами
· По интересам
· По основаниям возникновения вещных прав
Вещные права, как и право собственности не земельный участок, объектом своих правомочий имеют земельный участок. Поэтому, возникновение, изменение и прекращение вещных прав так же подлежат государственной регистрации.
Участок, обременённый вещными правами, подлежит двойной регистрации данных земель.
2) 1. Право пожизненного (наследуемого) владения землёй (ч. 1 ст. 216,266,267 ГКРФ и ст.21 Земельного Кадастра). Отличается особенностями:
· Наибольшей стабильностью прав на земельный участок
· Наибольшей широтой самостоятельности правомочий землевладельца в отношении использования земельного участка
· Узким кругом субъектного состава правоотношений по владению земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения
· Наличием в правомочиях по владению земельным участком конституционных положений о правах, свободах и обязанностях граждан
2.Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком:
· Более широкий круг субъектов данного вида правоотношений-граждан и юридического лица (ч.1 ст.268 ГКРФ, ст.20 Земельного Кадастра)
· Более узкий круг оснований приобретения данного вещного права
· Наличие связи между правом на земельном участке и правом на недвижимость, расположенной на нём
· Относительно меньшая стабильность отношений землепользования - право постоянного землепользования, может быть прекращено на основании решения уполномоченного органа; право может быть временным, установленным на определённый срок.
Не предусмотрена возможность передачи по наследству.
3) Существуют основания пользования земельными участками, не имеющими вещный характер – право на землю, основанные на обязательственных правоотношениях. Главными из них является арендные обязательства(ст. 606-625 ГКРФ, п. 6 ст. 22 Земельного Кодекса РФ)
Обязательства имеют следующие особенности:
· Они касаются не всех лиц, а только тех, которые находятся в сфере действия данных обстоятельств
· Свобода воли сторон обязательств
· Договорный характер обязательств по использованию земельных участков
· Отсутствие специальных решений уполномоченных органов на право пользования земельными участками
· Установленная законом форма и процедура оформления и обязательств/, как основание возникновения права на землепользование
Аренда земельных участков отличается от вещных прав признаками:
· Срочный характер правоотношений, поскольку аренда всегда предполагает заключение арендных обязательств на определённый срок
· Возмездный характер использования земель
· Взаимная регламентация отношений по использованию земель сторонами договора аренды. Установленные сторонами условия аренды являются нормативными и имеют значение при решении спора, вытекающих из прав землепользования
· Возможность взаимного воздействия сторон договора аренды друг на друга в случае нарушения или неисполнения договорных обязательств
Основание прекращения прав безвозмездного срочного пользования землёй закреплены в ст. 47 Земельного Кадастра РФ.
4) Земельный участок может быть изъят для государственных и муниципальных нужд, а так же ввиду ненадлежащего использования. Для государственных и муниципальных нужд участок может быть изъят у собственника путём его выкупа по решению, принятому органами исполнительной власти. Собственник должен быть уведомлён об изъятии за год, а так же о дате регистрации. Выкуп части участка допускается только с соглашения собственника. В Выкупную цену включают:
· Рыночную стоимость участка и находящегося на нём недвижимого имущества
· Убытки, причинённые собственнику, включая упущенную выгоду
По соглашению собственника, ему может быть представлен другой участок с зачетом его стоимости в выкупную цену. Если соглашение не достигнуто, то государственный орган, принявший решение об изъятии, предъявляет иск о выкупе участка в суд (не позднее двух лет с момента уведомления об изъятии).
Добровольный отказ от земельного участка - ст. 53 Земельного Кадастра РФ.
Принудительное прекращение (ст. 54 Земельного Кадастра РФ) прав на
земельный участок производится при:
· Использование земельного участка не по целевому назначению или не по разрешенному использованию
· Не устранение нарушений, предусмотренных Земельным Кадастром РФ в сроки, установленные предписанием специального уполномоченного органа по контролю за использованием и охране земель
· Неиспользование всего земельного участка с/х назначения или его части, представленных в с/х предприятии в течении года, а собственникам земельного участка в течении трёх лет(ст. 284, 285 ГКРФ)
· Неиспользование всего или части, предоставленного для застройки земельного участка в течении двух лет, если сроки начала и окончания строительства не установлены договором.
· Конфискация земельного участка
· Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 278-282 ГКРФ)
· Неуплате земельного налога в течении двух лет и непогашении задолжности в течении последнего года.
Изъятие земельного участка в виде санкций за нарушение
Конфискация может быть проведена в административном порядке в случаях:
· Невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой и водной эрозии, а так же использование земель способами, приводящими к порче и уничтожению плодородного слоя почв, природных ресурсов, археологических объектов и объектов историко-культурного наследия.
· Использование земель способами, приводящих к уничтожению или систематическому повреждению природных ресурсов
· Использование земель способами, приводящими к причинению вреда здоровью людей или сознанию реальной угрозы причинения такого вреда
· Нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного назначения
· Не использование земельных участков с/х назначения в течении трёх лет
Ограничения прав собственника отражены в ст. 27 Конституции РФ.
5) Можно выделить следующие способы защиты: вещно-правовые, обязательственно-правовые, иные.
Основными являются вещно-правовые. Реализуются путём виндикационного иска, неготорного иска, а так же возмещением ущерба.
Виндикационный иск(ст. 301 ГКРФ) – иск собственника к незаконно владеющему собственнику об изъятии имущества в натуре. Объектом иска является спорное имущество. Истцом выступает собственник или владелец, утративший владение. Ответчиком является владелец имущества, незаконность владения которого предстоит доказывать.
Неготорный иск (ст. 304 ГКРФ) – иск об устранении препятствий в осуществлении прав собственности. Объектом иска вступает устранение длящегося правонарушения. Истцом является собственник. Ответчиком станет лицо, которое своим противоправным поведением создаёт препятствия, мешающие осуществлению прав собственности.
В земельном праве объектом правового регулирования является конкретно определенный земельный участок. Земельный участок - это только поверхность земли, который имеет фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус, кадастровый номер и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю.
Земельный участок выступает как имущество и как природный объект, земельное законодательство очерчивает круг прав и обязанностей по его использованию и охране. Если земельный участок выступает как имущество, то он становится объектом гражданского права (вещного права), но приоритет всегда отдается нормам земельного права. Содержанием вещного права является право владения, пользования и распоряжения вещью (имуществом).
Виды вещных прав на землю. С точки зрения объема правомочий обладателей вещных прав на землю по владению, пользованию и распоряжению землей различают право собственности и иные вещные права на землю. К иным вещным правам на землю, согласно ст. 216 ГК РФ, относятся:
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
Сервитуты.
Право собственности на землю представляет собой правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению земельным участком. Право собственности на землю подлежит государственной регистрации.
Государственная собственность включает в себя собственность Федерации и собственность субъектов РФ. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).
В ст. 19 ЗК РФ дан перечень земельных участков, которые могут находиться в муниципальной собственности. Это земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; установленным гражданским законодательством право муниципальной собственности, которое возникло при разграничении собственности на землю; которые приобретены по основаниям,. Это тоже земельные участки, от которых собственник отказался, и которые перешли в муниципальную собственность по наследству, приобретены у граждан и юридических лиц и т. п. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципального образования. Споры между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями о разграничении собственности на землю разрешаются заинтересованными сторонами в согласительном порядке. При недостижении согласованного решения спор рассматривается в суде.
Разграничение земельной собственности на собственность Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю».
Частной собственностью являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (ст. 15 ЗК РФ). В соответствии с ЗК РФ земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, но с определенными ограничениями. Указанные лица могут получить земельные участки на праве собственности, за исключением участков, находящихся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе РФ и на иных территориях, определенных федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЗК РФ). В настоящее время таким иным федеральным законом является Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который запрещает иностранцам иметь в собственности земли сельскохозяйственного назначения. Что касается порядка предоставления земельных участков и условий пользования ими, указанные лица имеют равные права с российскими гражданами и юридическими лицами (п. 4 ст. 28, п. 9 ст. 36 ЗК РФ). Нет каких-либо отклонений и в содержании права собственности на землю у иностранцев по сравнению с гражданами и юридическими лицами РФ (ст. 40-42 ЗК РФ). Но иностранцам земельные участки в собственность предоставляются во всех случаях только за плату (п. 5 ст. 28 ЗК РФ).
Частная собственность на землю может быть как индивидуальной, принадлежащей одному лицу, так и общей (совместной и долевой).
Право пожизненного наследуемого владения (ППНВ) землей можно определить как владение и пользование земельным участком с правом передачи его по наследству. Владение - это одно из правомочий собственника земли и землепользователя и означает нахождение земли в хозяйстве собственника или землепользователя и не больше. ППНВ землей - понятие значительно шире, чем владение собственника и пользователя. ППНВ землей - понятие самостоятельное. Оно сходно с правом землепользования, так как и в том и в другом случае земля предоставляется в пользование для осуществления определенной хозяйственной деятельности. Вместе с тем ППНВ имеет в своем содержании хотя и ограниченный, но элемент распоряжения: право передачи земли по наследству. Это роднит его с правом собственности на землю.
ППНВ землей как вещное право является правом абсолютным и защищается от любого вмешательства извне, в том числе со стороны собственника земли.
Субъектами ППНВ землей являются только граждане, которым земельные участки были предоставлены для самых различных нужд, связанных с ведением с/х производства, строительством индивидуальных жилых домов, ведением личного подсобного хозяйства и др.
Согласно п. 1 ст. 21 ЗК РФ, ППНВ земельным участком, приобретенное гражданином до введение в действие нового ЗК РФ, сохраняется. Но предоставление земельных участков на ППНВ после введения в действие ЗК РФ не допускается. Другими словами, ППНВ землей обречено на вымирание.
Распоряжение земельным участком (передача в аренду, в срочное пользование другим лицам), находящимся на ППНВ, не допускается, за исключением перехода права на земельный участок по наследству.
На основании свидетельства о праве на наследство наследник вправе произвести государственную регистрацию перехода к нему ППНВ земельным участком, то есть у него, как и у наследодателя, возникает ППНВ на земельный участок.
Гражданин, имеющий земельный участок в ППНВ, вправе приобрести его в собственность. При этом он имеет право приобрести земельный участок в собственность бесплатно, но только один раз. Право на приобретение земельного участка, находящегося в ІІІІНВ, в собственность не ограничено сроком.
Право постоянного (бессрочного) пользования землей
обладает всеми чертами права землепользования. На этом праве земельные участки предоставляются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности по решению исполнительных органов власти или органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Согласно п. 1 ст. 20 ЗК РФ, в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок предоставляется только трем группам субъектов: 1) государственным и муниципальным учреждениям; 2) федеральным казенным предприятиям; 3) органам государственной власти и местного самоуправления.
Гражданам земельные участки на этом праве не предоставляются (п. 2 ст. 20 ЗК РФ). Если граждане и юридические лица пользовались земельными участками на постоянной основе, полученными до введения в действия нового ЗК РФ, то это право за ними сохраняется. При этом граждане вправе сменить титул постоянного пользования на титул собственника и притом бесплатно. Однако приобрести земельный участок в собственность бесплатно гражданин вправе только единократно. Последующее новое приобретение земельного участка в собственность из земель государства или муниципалитета возможно лишь за плату. Переоформление гражданами права пользования земельным участком на право собственности сроком не ограничено (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).
Что касается юридических лиц, то они, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ (имеющих право получить земельные участки в постоянное пользование), обязаны были переоформить право постоянного пользования земельным участком по своему желанию на право аренды или на право собственности до 01. 01. 2004. Арендная плата за пользование земельными участками устанавливается в соответствии с решением Правительства РФ.
Сервитут - это право ограниченного пользования чужим имуществом. В советском праве понятие «сервитут» отсутствовало, хотя фактически он применялся. В законодательстве современной России сервитут возрождается. В ГК РФ ему посвящены ст. 274-277. В ЗК РФ отношения сервитута регулируются ст. 23.
В силу сервитута собственник недвижимого имущества (земли, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего или другого земельного участка предоставления ему права ограниченного пользования этим участком.
Известны два вида земельного сервитута: публичный и частный.
Отношения по установлению публичного сервитута регулируются ст. 32 ЗК РФ. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Публичный земельный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом РФ, нормативноправовыми актами субъектов РФ, муниципальных образований в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка из пользования. Публичный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.
Публичный сервитут может устанавливаться для: 1) прохода или проезда через земельный участок; 2) использование земельного участка в целях коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; 3) забора воды и водопоя; 4) прогона скота через земельный участок и других целей, указанных в п. 3 ст. 23 ЗК РФ.
Публичный сервитут может устанавливаться на земельных участках, находящихся как в непосредственном пользовании собственника, так и на участках, переданных во владение и постоянное пользование. Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка по целевому назначению, то собственник участка, землепользователь и землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа у него данного земельного участка или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков за счет органов государственной власти или органов местного самоуправления, установивших публичный сервитут. Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, то собственник участка, землепользователь или землевладелец вправе требовать от указанных органов соразмерную плату.
Частный сервитут в отличие от публичного устанавливается только между собственниками соседних земельных участков по соглашению между ними. Цели установления частного сервитута, в общем, те же самые, что и публичного сервитута: обеспечить проезд через соседний земельный участок и иные нужды собственника соседнего земельного участка, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (п. 1 ст. 274 ГК РФ).
Публичный и частный сервитут имеют много общего. Как публичный, так и частный сервитут устанавливается без изъятия земельного участка. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением как публичного, так и частного сервитута, могут защитить свои права в судебном порядке. И тот, и другой сервитут подлежат государственной регистрации, так как устанавливаются в отношении недвижимого имущества. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника, землевладельцев и землепользователей прав на владение, пользование и распоряжение этим участком.
При переходе прав на земельный участок, обремененный сервитутом, к другому лицу сервитут сохраняется.
Основания и порядок приобретения вещных прав на землю. Права на земельный участок у собственников, землепользователей, землевладельцев возникают, как это предусмотрено п. 1 ст. 25 ЗК РФ, по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами. Этим законодательством являются ГК РФ, ЗК РФ и другие федеральные законы. Таких оснований несколько:
1) предоставление прав на землю государством или муниципалитетом;
2) приватизация земельного участка в связи с приватизацией государственных и муниципальных предприятий;
3) совершение земельных сделок;
4) переход права на здание, строение, сооружение;
5) приобретательная давность (Право собственности на землю у юридических лиц и граждан может возникнуть и в силу приобретательной давности, что закреплено в ст. 234 ГК РФ. Согласно п. 1 этой статьи, лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Решение о факте возникновения права собственности на землю в силу приобретательной давности принимает государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица. При отказе указанных органов признать факт приобретательной давности, спор разрешается в судебном порядке.);
6) иные основания, предусмотренные федеральными законами.
Единого порядка приобретения прав на землю не существует. Он многообразен. В каком порядке приобретаются права на землю, зависит от различных факторов: от того, из чьих земель приобретается право (государственных, муниципальных или частных); для каких целей (для строительства зданий, строений, сооружений или для целей, не связанных со строительством, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства).
Есть особенности в порядке приобретения прав на земельный участок в связи с переходом прав на здание, строение, сооружение (ст. 35 ЗК); на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (ст. 36 ЗК).
Земельные участки для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства предоставляются в порядке, определенном ст. 30 ЗК РФ (предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта строительства), для других целей - в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ (порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством).
Граждане могут получить земельные участки из государственных или муниципальных земель за плату и бесплатно. Если земельный участок приобретается в собственность или в аренду, то это может осуществляться на торгах (конкурсах или аукционах) (ст. 38-1 ЗК РФ) либо предоставления прав в порядке отвода.
Вопрос о нормах предоставления земельных участков регулируется ст. 33 ЗК РФ, в которой речь идет о трех видах норм:
1) предельных (максимальных и минимальных) размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность; 2) максимальных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно; 3) размерах земельных участков, предоставляемых для иных целей.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, в зависимости от целей предоставления устанавливаются либо законами субъектов РФ, либо нормативными актами органами местного самоуправления.
Так, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства эти нормы устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными актами органов местного самоуправления. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых для названных целей, определяются исходя из возможностей данной территории и с учетом потребностей в земельном участке для данной цели. Конкретные размеры в рамках установленных пределов (максимума и минимума) определяются непосредственно при предоставлении земельного участка.
Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, в зависимости от того, в чьей собственности находятся предоставляемые земельные участки (собственность Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований), устанавливаются федеральными законами, законами субъектов РФ или нормативными актами органов местного самоуправления. Например, согласно Закону Алтайского края от 16 декабря 2002 г. «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков»1, максимальный размер земельного участка, предоставляемого бесплатно из земель, находящихся в собственности Алтайского края, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, равен среднерайонной норме бесплатной передачи земельных участков, утверждаемой органами местного самоуправления; для садоводства - 0,1 га в пределах 50 километров от городской черты городов Барнаула, Бийска, Рубцовска и 0,15 га - на остальной территории края. Этот же Закон в обобщенном виде приводит перечень категорий лиц, имеющих право на однократное бесплатное получение земельных участков в собственность по законодательству РФ.
Для других целей (возведение зданий и сооружений, устройство территорий городских и сельских поселений, строительство железных и автомобильных дорог и т.п.) размеры земельных участков определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Здесь нормы отвода земель нередко также заранее установлены, например, полосы отвода железных и автомобильных дорог. Но во многих случаях они определяются в соответствии с проектной документацией отдельно для конкретного объекта (здания и сооружения).
Под вещным правом понимается право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, которая находится в сфере его хозяйственного господства. В юридической науке существует ряд признаков, присущих вещным правам. Однако законодательством закреплены только два признака: право следования (право следует за вещью) и абсолютный характер защиты (вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом). Законодательством к вещным правам отнесены:
право собственности;
право пожизненного наследуемого владения землей;
право постоянного (бессрочного) пользования землей;
право хозяйственного ведения;
право оперативного управления;
сервитуты.
Помимо вышеназванных к вещным правам могут быть отнесены:
право залога недвижимости;
право члена кооператива на кооперативную квартиру до ее выкупа;
права членов семьи собственников этого помещения на пользование этим помещением.
В действующем законодательстве классификация вещных прав отсутствует.
В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
Приобретение земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения ранее допускалось. В настоящее время, после принятия нового Земельного кодекса, предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения не допускается.
Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм, помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.
Сервитут - право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения, а также для других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быт обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником служащего участка, а при недостижении соглашения - судом. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в пользу которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Если отпали основания, по которым сервитут был установлен, то он по требованию собственника служащего участка может быть прекращен. Сервитуты делятся на частные и публичные. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Установленный сервитут может быть срочным или постоянным.
Вещное право – право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица посредством воздействия на вещь, находящуюся в сфере его хозяйственного господства. Законодательно закреплены признаки вещного права:
1) право следования (право следует за вещью);
2) абсолютный характер защиты (защита вещных прав лица, не являющегося собственником, осуществляется любым лицом).
Закон к вещным правам относит:
1) право собственности, право пожизненного наследуемого владения землей;
2) право постоянного (бессрочного) пользования землей;
3) право хозяйственного ведения;
4) право оперативного управления;
5) сервитуты.
Кроме этого, к вещным правам можно отнести право члена кооператива на кооперативную квартиру до ее выкупа, право залога недвижимости, право членов семьи собственника помещения на пользование этим помещением.
Действующее законодательство классификации вещных прав не дает.
Предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование возможно государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, полномочного на принятие таких решений. Земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются гражданам.
Новый Земельный кодекс не допускает приобретения земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения гражданами. Те граждане, которые имеют земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность.
Сервитут – право ограниченного пользования чужими земельными участками. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником земельного участка; в некоторых случаях сервитут устанавливается судом. Сервитут прекращается по требованию собственника земельного участка, если отпали основания установления сервитута.
Сервитутные права граждан – отдельные, строго определенные, закрепленные законом или договором с собственником права по использованию чужих земельных участков, ограниченные конкретными хозяйственными или потребительскими нуждами (проход или проезд через соседний земельный участок, обеспечение водоснабжения и др.). Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, пользующихся сервитутом, соразмерной платы за пользование участком. При прекращении оснований пользования сервитутом он может быть прекращен по требованию собственника участка. В случае перехода прав на земельный участок, который обременен сервитутом, к другому лицу сервитут сохраняется (ст. 275 ГК). Выделяют частные и публичные сервитуты.
Частный сервитут – сервитут, обеспечивающий интересы одного лица либо небольшой группы лиц (например, проход или проезд через соседний участок).
Публичный сервитут – сервитут, обеспечивающий интересы общества (например, прокладка линии электропередач). Публичный сервитутустанавливается законами или иными нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.