Поступок проступок. Конспект занятия «Поступки и проступки. Примеры предложений с паронимом - поступок

Отличие космонавта от астронавта Оба эти термина родом из Древней Греции, но появились в нашем обиходе относительно недавно. Обратимся к исходному значению слов: Астрон (греч.) – звезда. Космос (греч.) - упорядоченность, мир, вселенная, мироздание… Наута (греч.) – плавающий, мореплаватель. От этого корня образованы, кстати, и родственные слова: «навигация», «навигатор» и «наутилус». Астронавт Получается буквально: плывущий к звездам, плавающий среди звезд, звездоплаватель. По одним данным слово впервые появилось в научной фантастике еще в 1880 в качестве названия космического корабля. По другим - в вышедшем в 1925 романе французского фантаста Ж. Рони «Les Navigateurs de l’Infini» (Навигаторы бесконечности) было использовано слово «astronautique» (фр. астронавтика). Из чего следует, что слово астронавтика является исходным словом для слова астронавт, а не наоборот! Можно смело предположить, что слово «астронавт» образовано по аналогии со словом «аэронавт» (aeronaut) - воздухоплаватель, которое вошло в употребление с 1784 года для обозначения тех, кто летал на воздушных шарах. Плавание же среди звезд до сих пор является научной фантастикой, поэтому наши американские товарищи погорячились, назвав пилотов своих кораблей астронавтами. Астронавтом в качестве «звания» у американцев считается тот, кто совершил полет на ракете, даже не выходя на орбитальное вращение, как это сделал первый американский астронавт Алан Шепард 5 мая 1961 года. Он пролетел по баллистической траектории, то есть, как снаряд из пушки. Побыв немного в невесомости на высоте 180 км, Шепард благополучно спустил свой аппарат на землю. Полет Шепарда длился всего 15 минут и 22 секунды. По понятиям NASA (National Aeronautics and Space Administration, образ. в 1958) полет выше 100 км над землей уже считается космическим. Американцы начали набор в отряд астронавтов раньше нас - 27 января 1959 г. На объявление тогда откликнулись пятьсот восемь человек. Проверки прошли лишь восемнадцать, а окончательный отряд вошли всего 7 претендентов, в том числе и Алан Шепард - капитан лейтенант, летчик-испытатель ВМС США. На тот момент ему было 35 лет. Но до Шепарда первым астронавтом у американцев таки был шимпанзе по кличке Хэм! Космонавт Слово образовано по аналогии с аэронавт и астронавт, состоит из 2-х частей: "космо - наут" – то есть человек, плавающий в космическом пространстве, космоплаватель. У нас космонавтом считается только тот, кто совершил орбитальный полет, иными словами, превысил первую космическую скорость (~ 7,9 км/сек) и сделал хотя бы один оборот вокруг земли. Слово «космонавт» первый раз было употреблено ученым Штернфельдом А. А. в его научном труде «Введение в космонавтику» 1933-37 гг. В художественной же литературе слово «космонавт» впервые появилось в 1950 году в фантастической повести В. Сапарина «Новая планета». В 1958 году слово «космонавт» было уже в словарях. А перед тем, как определять статус Юрия Гагарина перед его полетом, совет ведущих специалистов, в том числе М. Келдыш и С. Королев, определили, что слово «космонавт» является наиболее точным и подходящим для человека, осуществляющего космический полет. Однако мало кто знает, что до ноября 1960 года во всех официальных документах наши «лётчики-космонавты» из отряда космонавтов официально назывались «пилот-астронавт». Так, в приказах ВВС СССР в 1959 писали: «произвести отбор астронавтов». Так-то, вот! Кстати, слово космодром образован от греческих же корней космо - дром (место для бега) по аналогии с появившимся ранее словом аэродром – место для разбега самолетов. Термина «астродром» не существует (пока!). Первыми космонавтами у нас были собаки, всего их было больше десятка, самые известные из них Белка и Стрелка, они совершили 17 оборотов вокруг земли и благополучно вернулись обратно. Кратко для запоминания Астронавт буквально: плывущий к звездам, плавающий среди звезд, звездоплаватель. Космонавт буквально: человек, плавающий в космическом пространстве, космоплаватель PS. Как рассказывают ученые, отбиравшие собак для космических исследований, самыми подходящими в этом плане оказались беспородные "Шарики". Породистые собаки по разным причинам не годились для полетов в космос. Такой вот парадокс. PSS. Алан Шепард летал второй раз в космос в качестве командира корабля "Аполлон - 14"...

Оба эти термина родом из древнегреческого языка, но появились относительно недавно. Обратимся к исходному значению слов:

Астрон (греч. αστρον ) – звезда.

Космос (греч. κόσμος ) - у порядоченность, мир, вселенная, мироздание…

Наута (греч. ναυτα ):плавающий, мореплаватель. От этого корня образованы, кстати, и родственные слова: «навигация», «навигатор» и «наутилус».

Астронавт

Получается буквально: плывущий к звездам, плавающий среди звезд, звездоплаватель .

По одним данным слово впервые появилось в научной фантастике еще в 1880 в качестве названия космического корабля. По другим - в вышедшем в 1925 романе французского фантаста Ж. Рони «Les Navigateurs de l’Infini» (Навигаторы бесконечности ) было использовано слово «astronautique» (фр. астронавтика ). Из чего следует, что словоастронавтика является исходным словом для слова астронавт , а не наоборот!

Можно смело предположить, что слово «астронавт» образовано по аналогии со словом «аэронавт» (aeronaut ) - воздухоплаватель, которое вошло в употребление с 1784 года для обозначения тех, кто летал на воздушных шарах.

Плавание же среди звезд до сих пор является научной фантастикой, поэтому наши американские товарищи погорячились, назвав пилотов своих кораблей астронавтами.

Астронавтом в качестве «звания» у американцев считается тот, кто совершил полет на ракете, даже не выходя на орбитальное вращение, как это сделал первый американский астронавт Алан Шепард 5 мая 1961 года. Он пролетел по баллистической траектории, то есть, как снаряд из пушки. Побыв немного в невесомости на высоте 180 км, Шепард благополучно спустил свой аппарат на землю. Полет Шепарда длился всего 15 минут и 22 секунды.

По понятиям NASA (National Aeronautics and Space Administration, образ. в 1958) полет выше 100 км над землей уже считается космическим.

Американцы начали набор в отряд астронавтов раньше нас - 27 января 1959 г. На объявление тогда откликнулись пятьсот восемь человек. Проверки прошли лишь восемнадцать, а окончательный отряд вошли всего 7 претендентов, в том числе и Алан Шепард - капитан лейтенант, летчик-испытатель ВМС США. На тот момент ему было 35 лет.

Но до Шепарда первым астронавтом у американцев таки был шимпанзе по кличке Хэм!

Космонавт

слово образовано по аналогии с аэронавт и астронавт, состоит из 2-х частей: "космо - наут" – то есть человек, плавающий в космическом пространстве, космоплаватель . У нас космонавтом считается только тот, кто совершил орбитальный полет , иными словами, превысил первую космическую скорость (~ 7,9 км/сек) и сделал хотя бы один оборот вокруг земли.

Слово «космонавт» первый раз было употреблено ученым Штернфельдом А. А. в его научном труде «Введение в космонавтику» 1933-37 гг. В художественной же литературе слово «космонавт» впервые появилось в 1950 году в фантастической повести В. Сапарина «Новая планета».

В 1958 году слово «космонавт» было уже в словарях. А перед тем, как определять статус Юрия Гагарина перед его полетом, совет ведущих специалистов, в том числе М. Келдыш и С. Королев, определили, что слово «космонавт» является наиболее точным и подходящим для человека, осуществляющего космический полет. Однако мало кто знает, что до ноября 1960 года во всех официальных документах наши «лётчики-космонавты» из отряда космонавтов официально назывались «пилот-астронавт». Так, в приказах ВВС СССР в 1959 писали: «произвести отбор астронавтов». Так-то, вот!

Кстати, слово космодром образован от греческих же корней космо - дром (место для бега) по аналогии с появившимся ранее словом аэродром – место для разбега самолетов. Термина «астродром» не существует (пока!).

Первыми космонавтами у нас были собаки, всего их было больше десятка, самые известные из них Белка и Стрелка, они совершили 17 оборотов вокруг земли и благополучно вернулись обратно.

Кратко для запоминания:

Астронавт - буквально: плывущий к звездам, плавающий среди звезд, звездоплаватель.

Космонавт - буквально: человек, плавающий в космическом пространстве, космоплаватель

PS. Как рассказывают ученые, отбиравшие собак для космических исследований, самыми подходящими в этом плане оказались беспородные "Шарики". Породистые собаки по разным причинам не годились для полетов в космос. Такой вот парадокс.

Великий, неизвестный, загадочный космос

Каких-то сотню лет назад люди вовсе не помышляли о путешествиях по воздуху на значительной скорости. Космос представлялся нереальной субстанцией, вымышленной писателями фантастами. В настоящее время нет ничего удивительного в пребывании человека на орбите на протяжении полугода. Покоряющих воздушные просторы людей, ведущие телевизионных программ и радиопередач, называют астронавтами или космонавтами. Возникает вопрос о существовании отличий в двух обозначениях.

При употреблении слова «астронавт» и «космонавт» люди редко задумываются об их истинном значении и напрасно по причине заключенного в них смысла. Этимология напрямую связана с историческими событиями собственного Отечества. В реальности астронавт схож с понятием космонавта. Согласно традиции, термин «астронавт» утвердился и широко используется в англоязычной среде. Примечательно, что после первого пребывания в космосе гражданина из Китая, в обиход вошло еще одно аналогичное употребление «тайконавт».

Появление термина

Впервые дебютировавшее в 1880 г. на страницах новеллы английского писателя П. Грега слово «астронавт» в те годы не привлекает должного внимания читателей. В 1929 г. его внедряет в статью ассоциация астрономов Британии. Слово «космонавт» в 1935 г. предложил разработчик траекторий полетов ракет А. А. Штернфельд. Местное сообщество ученых медлило с утверждением нововведения. Оба термина происходят от греческих корней. «Космонавт» обозначает «мореплавателя Вселенной», а «астронавт» — «исследователя звезд».

Факты из истории

В прошлом столетии космическое пространство активно исследовалось двумя мировыми державами — Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки, регулярно отправлявшими собственных подданных в космос, первым из которых в нем побывал выдающийся Юрий Гагарин. США производят высадку на Луне. Посторонних заимствований не требовалось, поскольку каждая страна в полной мере гордилась личными достижениями.

Влияние холодной войны

В дифференцировании терминов немаловажное значение отводится политике. По завершении II мировой войны СССР и США продолжительный период в десятки лет соперничают между собой по вопросам создания новых видов оружия и в научной сфере. В данный период разрабатываются специальные научные программы. Производится вывод пилотируемых кораблей на орбиту Земли. Возникает необходимость в нахождении особого обозначения для людей данной профессии.

Хотя понятие «Астронавт» и «космонавт» по смыслу абсолютно идентичны, оба государства сознательно акцентируют внимание на ввод двух терминов. Получается, при освоении просторов Вселенной, человека из России именуют «космонавтом», а выходца из Америки, стран Европы или Японии – «астронавтом», намеренно подчеркивая место его рождения.

Различие

В настоящее время космонавт представляет покорителя космоса советской эпохи, в то время, как астронавт служит для подобного обозначения в зарубежном мире. Населению России и Америки одинаково знаком данный термин. Обе мировые державы употребляют их, исходя из ситуации, при подаче новостей или в повседневном общении. В Америке в новостных роликах побывавших в космосе граждан Российской Федерации и Казахстана зачастую именуют «космонавтами», а собственных покорителей внеземного пространства – «астронавтами». Нередко на нашей родине можно услышать фразу, что Терешкова – космонавт, а Нил Армстронг – астронавт.

Американец на Луне

До нынешнего момента на орбите не распределены обязанности космонавта и астронавта, выполняющих абсолютно идентичную деятельность. В действительности получить звание астронавта легче, поскольку, следуя правилам заокеанского государства, он является поднявшимся на высоту в 80,5 км и более, летчиком. Российским космонавтам для присвоения почетного звания требуется совершение полета вокруг орбиты. По юридическим нормам, название закрепляется раньше из-за посланной в 1957 г. страной Советов в безвоздушное пространство собаки Лайки, естественно, со статусом не астронавта, а «космонавта».

Первым, кто покинул Землю, был, есть и всегда останется для потомков – гражданин СССР Юрий Гагарин. Известно, что в литературных фантастических произведениях ранее знаменитого полета уже встречалось слово «астронавт».

Подводя итоги

Делая выводы, можно с уверенностью констатировать:

    • «Космонавт» — советский, российский термин, «астронавт» – американского происхождения.
    • «Астронавт» довольно старое понятие, но «космонавты» появились гораздо раньше.
    • «Космонавты» – совершающие полеты в пределах орбиты люди, «астронавты» непременно превышают 80,5 км.

В большинстве случаев для них не столь важно различие в понятиях. Ведь все они, рискуя собственной жизнью, в тяжелой обстановке осваивают просторы Вселенной. Возможно, благодаря их отваге и самоотверженному труду, в скором времени человек отправится в путешествие к далеким звездам и другим планетам!

В русском языке существует множество слов-паронимов. При схожем звучании они обладают различными лексическими значениями. Взять хотя бы термины «поступок» и «проступок», которые систематически путают между собой. Очевидно, что первое слово гораздо чаще используется в повседневном обращении и его смысл понятен абсолютно каждому. Тогда как второе принято относить к профессиональной юридической терминологии.

Определения

Поступок

Поступок – сознательное действие, посредством которого человек утверждается как личность по отношению к самому себе, другим людям или обществу в целом. Является основной единицей социального поведения. Не всякое действие индивида можно назвать поступком, а лишь то, которое совершается под влиянием осознанного выбора. Его содержание определяет моральность и нравственность поведения, различие зла и добра. Поступок состоит из следующих компонентов: мотива, целей, предмета преобразования, средств, процесса, результата и оценки. Таким образом, действиям человека предшествует внутренний план, выработанное намерение. К тому же у индивида имеется прогноз предполагаемых результатов и последствий совершенного акта для окружающих людей или общества. Стоит отметить, что поступок может выражаться как в действии, так и в бездействии. К примеру, человек способен высказать свою позицию словами или продемонстрировать свое отношение к кому-либо при помощи взгляда, мимики, интонации и т. д. Добавим, что при оценке поступка необходимо учитывать систему норм и ценностей, принятых в конкретном обществе.


Проступок

Проступок – действие или бездействие, посягающее на общественные отношения. Носит противоправный характер. Совершается лицами, способными самостоятельно нести ответственность за причиненный вред. В сравнении с преступлением проступок представляет меньшую опасность для общества. Его классификация напрямую зависит от сферы социальных отношений, в рамках которой совершается деяние. В юриспруденции выделяются три основных вида проступков: дисциплинарные, гражданско-правовые и административные. К первому относятся нарушения правил трудового распорядка или иных требований производственной, учебной, служебной или воинской дисциплины. Ко второму – несоблюдение норм в сфере имущественных или личных отношений. К третьему – виновное деяние, посягающее на общественный или государственный порядок, права и свободы граждан, их собственность и т. д. Стоит добавить, что проступок зачастую совершается не только умышленно, но и по неосторожности. Примером тому может служить случайное нарушение правил ПДД.

Сравнение

Как видно из определений, рассматриваемые деяния отличаются по целому ряду параметров. Начнем с того, что слово «поступок» имеет нейтральную эмоциональную окраску. То есть он может быть как положительным, так и отрицательным. Все зависит от характера действий и их последствий. Ведь поступок с равной степенью частоты употребляется с приставкой «геройский» или, напротив, «аморальный». Тогда как в слове «проступок» всегда заключен негативный смысл. Это противоправное деяние, посягающее на общественные отношения. Зачастую оно влечет за собой какое-либо наказание (штраф, выговор, увольнение) вплоть до административной ответственности. За поступок может вручаться награда, выражаться благодарность. Хотя неблаговидное деяние зачастую подвергается общественному осуждению.

Еще одно отличие поступка от проступка состоит в том, что первый может совершаться кем угодно, будь то ребенок или психически неуравновешенный человек. Второй же термин используется лишь применительно к деликтоспособному лицу, то есть к индивиду, который в состоянии нести ответственность за причиненный вред. Кроме того, проступок всегда носит общественный характер и представляет определенную угрозу для социума. В связи с этим суть данного понятия лежит в области юриспруденции. В сравнении с ним поступок является общеупотребляемым термином, затрагивающим различные сферы жизни людей. Он далеко не всегда имеет общественную направленность и может выступать способом утверждения индивида по отношению к самому себе.

Подведем итог, в чем разница между поступком и проступком.

Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся,

уметь различать положительные и отрицательные поступки,

знать виды юридической ответственности за совершённые проступки.

Подготовительная работа:

Определение классным руководителем совместно с учащимися перечень вопросов для обсуждения в ходе подготовки и проведения классного часа.

Вопросы:

    Что такое ответственность за своё поведение? Когда возникает это чувство?

    Существует ли разница между поступком и проступком?

    Можно ли нарушать закон? Почему?

    Какие черты характера приводят к неправильным поступкам?

    Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку?

Перечень этих вопросов заранее помещается в классном уголке.

Оформление: Написанные на доске тема классного часа и вопросы для коллективного обсуждения, оборудованные места для работы 5 микрогрупп, карточки с заданиями.

Подготовила: классный руководитель Е.В.Алексеева.

Класс: 7 «Б»

Волгоград 2013год

Ход мероприятия.

    Слово учителя.

Тема нашего классного часа актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совер­шаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии. И поэтому цель классного часа – это понимание разницы между поступком и проступком, осознание того, что проступок и правонарушение могут привести к непоправимым последствиям.

    Работа над понятиями.

Поступок – решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.

Проступок – нарушение правил поведения, провинность.

Правонарушение – проступок, преступление.

Правонарушения классифицируются по разным основаниям: в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых санкций за их совершение. Согласно данному критерию все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступлениями называются запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе порядку.

Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью.
За проступки отвечает кодекс административных правонарушений, а за преступления - уголовный кодекс.

    Работа в группах.

Распределите качества характера человека в таблице.

Приложение №1

Положительные +

Отрицательные -

Набор качеств

Забота
честность
капризность
аккуратность
доброта
лживость
ответственность
ум
решительность
активность

жадность
уравновешенность
взаимовыручка
организованность
правдивость
доброжелательность
злость
отзывчивость
трусость

равнодушие
справедливость
зависть
упрямство
терпение
дружелюбие
обидчивость
любознательность
злопамятность
вежливость

Приложение № 2 Какими качествами можно победить предложенные здесь черты характера:

    Зло-

    Лень-

    Лживость-

    Равнодушие-

    Грубость-

    Враждебность-

    Лекция по теме «Виды юридической ответственности за нарушение законов».

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

IV . Практикум по теме.

Ребята, вы узнали много нового о правонарушений, которые совершаются подростками в нашем городе и существующем наказании. Попытайтесь сами определить вид нарушения и его последствия.

Задания для учащихся.

1. Разбор ситуации.

1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа.

Какое правонарушение совершили подростки?

2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых.

Какое наказание ему грозит?

3. Учащиеся 5 и 7 классов, Дима и Женя, перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника.

Какое преступление совершили подростоки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

2. Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А - административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У - уголовная.

Д - дисциплинарная

Виды нарушений:

1. Порвал учебник одноклассника. (Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде. (А)

3. Избил одноклассника. (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона. (У)

5. Совершил прогул в школе. (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

V . Итог мероприятия.

Ребята, теперь вы понимаете разницу между понятиями «проступок» и «поступок», знаете, какая ответственность грозит за совершённые правонарушения.

И мне очень хочется верить, что после нашего классного часа вы будете совершать только хорошие поступки. Удачи!