Пожар на останкинской телебашне. Если нельзя, но очень хочется

Капитан третьего ранга – воинское звание, которое дается служащему в Военно-Морском флоте России. Если капитан уходит в отставку, своего чина он не теряет, он остается с ним до конца жизни. Военнослужащий также может находиться в запасе, но, если России будет объявлена война, его вправе призвать к несению воинской службы. Защищать свое государство – долг военного, особенно когда это касается ведения боя на суднах и кораблях, что стратегически невыгодно и опасно для противника.

Многие интересуются, к какому званию приравнивается капитан, которому дана категория 3-го ранга, если исходить из службы в сухопутных войсках или авиации. Зачем нужно разбираться в званиях военных? Обывателю в этом нет необходимости, а для военнослужащих – в обязательном порядке. Разбираясь в рангах, вы сможете:

  • адекватно оценивать и устанавливать соответствующие взаимоотношения с разными людьми;
  • соблюдать субординацию.

Для начала определим, из каких чинов состоит рядовой состав ВМФ, а затем перейдем к капитану третьего ранга.

Рядовой состав

В армии РФ самый низший чин, который можно получить – рядовой. К рядовым относят обычных бойцов, выполняющих указания и поручения начальства, солдаты имеют минимальный опыт и длительность службы. Тот, кто получил диплом о медицинском или юридическом образовании, считается на голову выше рядовых, ведь они обладают специальными знаниями.

Если речь идет о ВМФ, рядового называют матросом. Выше солдата может быть только старший солдат – ефрейтор. Какими полномочиями наделены ефрейторы?

В отсутствие командиров они имеют право руководить солдатами. Ефрейторы в ВМФ называются по-другому, это звание заменяет старший матрос.

Командуя отделением, можно получить звание в Российской армии младший сержант. Но этот чин еще нужно заслужить:

  • зарекомендовать себя дисциплинированным и ответственным сотрудником;
  • при увольнении в запас чин передается лучшим ефрейторам.

Младший сержант приравнивается чину в ВМФ к старшине 2-го ранга. Если россиянин получил военное образование и диплом с отличием, он по умолчанию становится сержантом, в ВМФ это – старшина. Среди сержантов может быть старший сержант, он же на флоте – главный старшина.

Младший офицерский состав

Вслед за рядовым составом следует офицерский. Капитан третьего ранга в корабельном деле на порядок выше младшего и старшего лейтенанта. В сухопутных войсках этим званием обладает майор, их погоны одинаковы. Что касается заработной платы капитана третьего ранга, в 2017 году его доход в РФ зависит от таких факторов:

  • место базирования судна;
  • тип корабля;
  • выслуга командира;
  • в каком статусе находится судно – в ремонте, в кампании или проводит боевые маневры.

1. Военное звание в РКВМФ. 2. Второй штаб офицерский чин в старом флоте. По действовавшим в то время законам капитаны 1 го ранга могли быть назначаемы на должности командиров судов 1 го ранга. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.:… … Морской словарь

1. Военное звание в РКВМФ. 2. Первый штаб офицерский чин в старом флоте. Капитаны 2 го ранга могли быть назначаемы на должности командиров судов 2 го ранга. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ… … Морской словарь

Военное звание в РКВМФ. Существовало в русском флоте в петровские времена в 1720 1724 г. г. и в 20 х 30 х гг. XIX в. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Чин во флоте, равный полковнику. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …

Чин во флоте, равный подполковнику в армии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

- … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Капитан … Википедия

капитан 1 первого ранга - инженер - капит ан 1 (п ервого) р анга инжен ер, капит ана 1 (п ервого) р анга инжен ера … Русский орфографический словарь

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шмидт. Владимир Петрович Шмидт (Шмитт) (1 марта 1883 … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Смирнов, Владимир Васильевич. Владимир Васильевич Смирнов (8 декабря 1856(18561208)) русский морской офицер, капитан 1 го ранга, участник Цусимского сражения. Биография Сын надворного… … Википедия

Книги

  • Капитан первого ранга , А. С. Новиков-Прибой. Огромный жизненный опыт автора, непрерываемая связь со множеством людей, в том числе с участниками трагического морского похода, его кропотливая длительная работас историческими источниками…
  • Капитан первого ранга , А. С. Новиков-Прибой. Алексей Силыч Новиков-Прибой известен как писатель-маринист ("Морские рассказы", повести "Море зовет", "Ералашный рейс", "Женщина в море", историческая эпопея "Цусима" и др.). Морской теме…

24 декабря 1991 года указом Президента СССР военному моряку капитану 3-го ранга Леониду Михайловичу Солодкову было присвоено звание Героя Советского Союза. Уже на следующий день СССР не стало, ушла в прошлое крупнейшая мировая держава, последним героем которой стал уникальный специалист водолазного дела, чьи достижения по длительности пребывания на запредельных глубинах не имеют аналогов в мире.

По традиции звезду и орден Герою, когда была такая возможность, вручали в торжественной обстановке в Кремле. Последнее награждение, так как Советского Союза уже не существовало, а Ельцин участвовать в церемонии по какой-то причине не стал, прошло в Министерстве обороны 16 января 1992 года. Капитану 3-го ранга Леониду Солодкову вручал высшую награду уже не существующего государства маршал Шапошников. Пикантность ситуации была в том, что по уставу награжденный должен был после вручения ответить «Служу Советскому Союзу». Леониду Солодкову же пришлось совсем по-граждански просто сказать «Спасибо».

Задания командования, которые он с блеском выполнил, были не просто необычайно трудны и смертельно опасны, они были уникальны и чрезвычайно важны и для флота, и для науки. Выполнялись же они на глубинах, которые ранее считались недоступными для человека. Казалось бы, в судьбе будущего Героя не было ничего необычного. Он родился в 1958 году на Украине в селе Чернухино. Вскоре семья переехала в Волгоградскую область в город Волжский. Здесь Леонид окончил 10 классов, затем год проучился в Обнинском филиале Московского инженерно-физического института. В 1976 году юноша решил круто изменить свою судьбу и уехал в Ленинград, где поступил в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э.Дзержинского. Годы учебы пролетели быстро, и в 1981 году молодой лейтенант отправился на Черноморский флот, где на спасательном судне «Зангезур» был назначен командиром водолазной группы. Затем был помощником командира судна по спасательным работам, какое-то время служил в Алжире, где обучал экипажи подводных лодок приемам спасения при аварийных ситуациях. Всего за несколько лет Леонид Солодков не только сам стал высококлассным водолазом, имеющим опыт работы на больших глубинах, но и обучил более тысячи водолазов-глубоководников. Человеку сухопутному трудно понять, что представляет из себя даже обычное глубоководное погружение. Хотя, обычными эти погружения никогда не бывают. О том, что такое кессонная болезнь, слышали многие. Вариант её предупреждения только один – декомпрессия, т. е. крайне медленный подъем с глубины или пребывание в барокамере, чтобы кровь и ткани организма освободились от инертных газов. А полное освобождение организма от газов длится сутками, если погружение было на глубины более 100 метров. И эти сутки водолазу приходится проводить в барокамере, где любой отказ техники для него смертельно опасен. Сколько таких суток провел в барокамере Леонид, он, наверное, теперь и сказать-то не сможет. Уникальный опыт водолаза-глубоководника оказался востребованным, и в 1986 году Леонида Солодкова перевели на службу в Государственный научно-исследовательский институт аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ МО СССР. Здесь ему предстояло принять участие в экспериментах, которые были не просто уникальны, на них в мире еще никто не отваживался. Первый такой эксперимент с участием Солодкова прошел в 1988 году. Тогда он с небольшой группой глубоководников достиг в барокамере сначала «глубины» в 450 метров, которую затем на короткий срок увеличили до 500. В этих условиях человеческий организм испытывает колоссальные нагрузки и изменения. Дышать приходится почти чистым гелием, в который добавлено совсем немного кислорода и азота. Любое резкое движение причиняет человеку острую боль, полностью пропадают вкусовые ощущения, а общаться можно только жестами или письменно, так как вместо слов слышатся только маловразумительные звуки. Это беспримерное экспериментальное погружение с учетом декомпрессии продолжалось почти месяц. Если космонавты имеют возможность пользоваться различными тренажерами, то на глубине, где физические нагрузки не допускаются, приходится рассчитывать только на богатырское здоровье и выносливость организма. Недаром же после такого погружения необходимо проходить период реабилитации, когда водолазы восстанавливают речь и способность двигаться нормально, а не как в замедленной киносъемке. Очередной эксперимент, в ходе которого планировалось 15 суток пробыть на глубине в 500 метров, состоялся в 1991 году. Леонид, вызвавшийся участвовать в нем добровольно, был назначен командиром группы экспериментаторов. В ходе рекордного погружения была проведена масса уникальных экспериментов, протестировано различное специальное оборудование, приборы и инструменты. Было доказано, что хорошо подготовленный человек может длительное время не только находиться на такой глубине, но и выполнять работы различной сложности. Еще после первого глубоководного эксперимента Леонида Солодкова представляли к присвоению звания Героя Советского Союза, но тогда наградили орденом Красного Знамени – наградой чрезвычайно редкой в мирных условиях.

Очередное представление было отправлено и после этого эксперимента. Видимо, к мужественным людям и судьба бывает благосклонна. Произошло практически невероятное, представление было подписано Горбачевым в его последний президентский день. «За успешное выполнение специального задания командования и проявленные при этом мужество и героизм» капитан 3-го ранга Солодков Леонид Михайлович стал последним Героем Советского Союза. Вскоре обстоятельства сложились так, что Леониду, как и многим его сослуживцам, пришлось уйти в запас. Уникальные специалисты мирового уровня оказались не нужны флоту. Пришли в негодность или были разбазарены спасательные суда и техника, аналогов которой не было за границей. Не знаю, вспоминало ли флотское руководство об этих прозябающих на гражданке водолазах-глубоководниках, ушедших в небытие спасательных судах и технике, когда на глубине чуть более 100 метров в Баренцевом море лежала на дне подлодка «Курск», в кормовых отсеках которой какое-то время продолжали ждать помощь оставшиеся в живых подводники. Через два месяца после того, как маршал Шапошников приколол на грудь Леониду Солодкову Золотую Звезду, было учреждено звание Герой Российской Федерации, которого удостоено уже более 900 человек. Традиции мужества, героизма и самоотверженного служения Отечеству продолжают жить. В истории же самой почетной награды Советского Союза Леонид Солодков навсегда останется последним Героем.

“…Безумству храбрых поем мы песню!..”

Почти сорок лет назад, в ночь с 8 на 9 ноября 1975 года, в Риге на большом противолодочном корабле “Сторожевой”, входившем в состав Балтийского флота Советского Союза, произошло заранее подготовленное выступление военных моряков. Оно было быстро подавлено, а его организатор и руководитель, морской офицер в третьем поколении, капитан 3 ранга (по-флотски сокращенно - “кап три”) Валерий Саблин расстрелян. Сам корабль с бортовым номером 500 разделан на металл в 2002-2003 годах. На заглавном фото и качественном фото в тексте - одноклассники “Сторожевого”.

Хотя это беспрецедентное в истории СССР и его военного флота событие вполне сопоставимо с выступлениями балтийских и черноморских моряков в царской России в 1905 году, происходившими в Кронштадте, на броненосце “Потемкин”, а потом и в Севастополе под руководством флотского лейтенанта П. П. Шмидта против существовавшего тогда режима власти, оно, как и в прошлые годы, вряд ли будет отмечено в нашей стране… Да и знают о том, что в действительности случилось тогда в Риге и продолжалось в Москве, пока очень немногие. Ведь о взбунтовавшемся в праздничные дни советском военном корабле по решению партийно-государственной верхушки во главе с Брежневым никто из рядовых граждан Страны Советов не должен был ничего знать: ни сразу же после этих событий, ни через пять лет - никогда… И это указание старательно выполнялось соответствующими советскими органами, бдительно охранявшими в прямом и переносном смысле покой властей предержащих и существовавшую в то время государственную систему.

Вокруг всего, что было так или иначе связано с событиями на “Сторожевом”, комитетчики создали плотную стену секретности, позволившую властям длительное время скрывать от своего народа правду. В том числе и тот неопровержимый факт, что тогда с целью пресечения бунта на корабле против его экипажа, состоявшего из советских граждан во флотских бушлатах и шинелях, с красными звездочками на бескозырках и фуражках, по прямому приказу с самого “верха” были применены боевые средства поражения… А непосредственные исполнители акции были награждены боевыми орденами. <>

Скрыть полностью факт случившегося ЧП в Риге было невозможно, ибо невольными свидетелями тех или иных связанных с ним событий стали сотни людей. Особенно после того, как корабль встал у стенки морзавода для устранения полученных повреждений. Не молчали и рыбаки, случайно оказавшиеся в том районе моря, где происходило задержание “Сторожевого”. По официальной версии, которая через некоторое время все же распространилась во флотских кулуарах, изменник замполит поднял экипаж на бунт с целью захвата боевого корабля и угона его в Швецию - по аналогии с другой наделавшей много шума в ВМФ СССР скандальной историей. В конце пятидесятых годов при стоянке в одном из польских портов командир балтийского эсминца Артамонов сбежал на своем командирском катере с любовницей-полькой в Швецию, переправившись с южного берега Балтийского моря на один из ее островов. Там он попросил политического убежища. Потом, перебравшись в США, выдал все военные тайны, что знал. Впоследствии Артамонов преподавал в американской военной академии и одновременно работал военным комментатором на одном из “голосов”. При этом старшина его катера не последовал примеру своего командира, а потребовал от шведских властей возврата на Родину.

Всячески поддерживаемая властями, а поэтому ставшая известной версия с “предателем замполитом”, подбившим экипаж большого ракетоносного корабля на попытку бегства в Швецию, была принята за достоверную, Саблин был осужден в военной среде. Тем более, что замполиты и прочие политработники никогда не пользовались, скажем так, большим авторитетом и любовью личного состава… Ну, а созданная властями вокруг дела Саблина стена умолчания много лет не пропускала никакую другую информацию о нем в гражданскую часть общества. В “перестроечное” время и она узнала кое-какие факты и обстоятельства выступления экипажа “Сторожевого”, вначале в основном из материалов, опубликованных за рубежом и содержащих множество домыслов и небылиц. А те, что появлялись в нашей прессе, в основном отражали все ту же “партийную” оценку, оправдывающую действия тогдашних властей.

“Белая ворона”

Накануне празднования 58-й годовщины Октябрьской революции в широкое устье полноводной Даугавы, вдоль берегов которой раскинулись старинные и современные кварталы Риги, вошли боевые корабли Краснознаменного Балтийского флота, которые должны были принимать участие в военно-морском параде.

Среди кораблей различных классов, расставленных на парадных швартовных бочках от Понтонного моста и до траверза Рижского морского торгового порта, выделялся своими внушительными размерами и мощным вооружением надводный корабль с бортовым номером “500”. Помнится, что он стоял вторым, после головной подводной лодки, в парадном строю.

Это был один из новых крупных многоцелевых кораблей, всего два года как построенный в Балтийске и предназначенный главным образом для борьбы с подводными лодками вероятного противника. По нашей классификации и терминологии большой противолодочный корабль, или сокращенно БПК “Сторожевой”. А по натовской - легкий крейсер типа “Буревестник”. Его водоизмещение доходило до 4000 тонн, длина корпуса составляла 123,5 м, ширина - 14 м, осадка - 7 м.

БПК “Сторожевой” прибыл в Ригу для участия в морском параде из Балтийска, куда перед этим прибыл с Северного флота. После праздников корабль должен был встать в док в Лиепае, в связи с чем весь штатный боекомплект к мощному вооружению (за исключением стрелкового оружия для экипажа) был сдан на временное хранение в береговые склады.

За два года в составе ВМФ СССР “Сторожевой” много времени находился в плаваниях, в том числе и в тропических широтах, теплая вода которых способствует ускоренному обрастанию днища корпуса корабля морскими ракушками, что приводит к снижению скорости хода. “Сторожевому” довелось нести боевую службу и в Средиземном море, и в Атлантическом океане. Пробыв два месяца на Кубе, он совершил переход в Североморск. Там он на “отлично” выполнил учебную ракетную стрельбу, заслужив благодарность командующего Северным флотом.

Душой экипажа БПК “Сторожевой” был заместитель командира корабля по политической части, строевой офицер, капитан 3 ранга Валерий Саблин. На других кораблях замполитами, как правило, служили кадровые политработники, редко уважаемые на флоте за слабую военно-морскую подготовку: мало кто из них мог самостоятельно управлять кораблем, нести ходовую вахту, использовать сложное корабельное вооружение и технику. Их основным преимуществом было наличие партбилетов, в обязанности же входило отражать в политдонесениях настроение и поведение окружающих. Они были своего рода “серыми кардиналами” на кораблях и в частях, без участия которых не принималось ни одного решения. Саблин был в их среде “белой вороной”.

Валерий Саблин родился 1 января 1939 года в Ленинграде. В 1956 году он закончил десятилетку в Горьком, а в 1960-м - старейшее в стране Ленинградское строевое высшее военно-морское училище имени Фрунзе, бывший морской корпус в дореволюционной России. Там он получил общее высшее образование и специальность корабельного артиллериста, после чего девять лет, с лейтенанта, прослужил на строевых должностях на надводных кораблях Северного и Черноморского флотов. В ходе службы Саблин не раз побывал в дальних походах, что дало богатый практический опыт в морском деле и авторитет среди личного состава. Да и внешне Саблина, как говорится, бог не обидел - стоит лишь посмотреть на его фото… В академию он ушел в 1969 году, будучи капитан-лейтенантом, помощником командира сторожевого корабля. В его тогдашней аттестации записано: “…корректен и аккуратен, чуток к семье и родным. Отзывчив на чужую беду”.

Его решение поступить в Военно-политическую академию стало результатом многолетних раздумий о положении в стране. Хорошие слова, произносимые руководителями на съездах и собраниях, не подкреплялись такими же делами. Процветала коррупция и семейственность среди власть имущих. Коммунистическая партия, членом которой он стал в 1960 году, еще не будучи офицером, в искреннем стремлении активно участвовать в построении общества СВОБОДЫ, РАВЕНСТВА и СЧАСТЬЯ ДЛЯ ВСЕХ, реально предоставляла возможности только узкому кругу “избранных” из числа партийно-государственных чиновников и их родственников. Все это возмущало его и вызывало стремление искать ответы на многочисленные вопросы в трудах классиков марксистско-ленинского учения и других философов. В Военно-политической академии он намеревался лично разобраться в лабиринтах философских трактатов с тем, чтобы сравнить реальные дела в стране с их постулатами и найти свое место в борьбе против несправедливостей, обусловленных, по его убеждению, некомпетентностью, конъюнктурной и идеологической “зашоренностью” тогдашнего руководства СССР.

За годы раздумий в ходе обучения в академии и жизни в Москве он пришел к окончательному выводу о порочности существующей системы власти. Зная, что подобными настроениями охвачены не только многие его сослуживцы и моряки тех кораблей, на которых он плавал ранее и во время академической практики, проходившей на разных флотах, но и немалая часть людей “на гражданке”, Саблин принял твердое решение: предпринять при подходящем стечении обстоятельств конкретные шаги против правящего режима.

Его мысли и намерения нашли свое отражение в разработанной им программе переустройства общества, состоявшей из почти тридцати пунктов. С нею Саблин собирался выступить перед общественностью и руководством Советского Союза.

“Не все здесь правда”


Саблин выступал не против Советской власти, а против зажравшейся партийно-государственной верхушки, обеспечившей за счет народа себе и своим близким, а также обслуживавшим их структурам “жизнь по потребностям”. Он был против некомпетентности и безответственности лиц, принимающих государственные решения, и грубых просчетов правительства, против коррупции в эшелонах власти. Против незаслуженных награждений Брежнева и других руководителей страны, получавших звания Героев Советского Союза и Соцтруда к разного рода юбилеям, что вызывало ропот и раздражение большинства народа, особенно военных и фронтовиков. В то же время Саблин был за многопартийность, свободу слова и дискуссий, изменение порядка выборов в партии и стране, за другие демократические преобразования в обществе. Его тревожила утрата среди военных такого понятия, как офицерская честь, а также непомерное чинопочитание… Одним словом, морской офицер Саблин выступал против всего того, чему большинство наших сограждан являлось немыми свидетелями много лет и, к сожалению, продолжает иметь место и в теперешней нашей жизни.

В 1973 году капитан 3 ранга Саблин с отличием заканчивает Военно-политическую академию, где его фамилию выбивают золотыми буквами на мраморной доске среди лучших выпускников, и получает назначение замполита на новый БПК “Сторожевой”. Там он вскоре (в полную противоположность командиру корабля капитану 2 ранга Потульному, прозванному среди моряков Графом) завоевывает непререкаемый авторитет у экипажа. Его уважают за простоту и доступность, за знание морского дела, за постоянное отеческое внимание к нуждам моряков, за заботу о быте и досуге. Проводя партполитработу, Саблин находил новые, понятные и удобные всем формы. Даже “наглядная агитация” была в его экипаже не формальной - в ленкаюте “Сторожевого” висел плакат: “…Каждый должен чувствовать свою независимость для того, чтобы он мог утверждать начала справедливости и свободы, не будучи вынужденным предательски приспособлять их к обстоятельствам своего положения и к заблуждениям других людей…” (из “Рассуждений о политической справедливости” Годуина Годвина). В момент подавления бунта матрос-первогодок из экипажа “Сторожевого” сообразил этот плакат снять и спрятать, чтобы он не был “вещдоком”, а впоследствии переслал его родным Саблина.

В ходе исполнения своих обязанностей и освоения корабля, во время несения боевой службы и в дальних походах Валерий Саблин постепенно знакомит некоторых членов экипажа со своими воззрениями и планами переустройства общества в СССР и находит среди них единомышленников. Служба у новоиспеченного замполита идет успешно - одним из первых в ВМФ страны в апреле 1975 года его награждают только что введенным престижным орденом “За службу Родине в Вооруженных Силах СССР” 3-й степени. Предполагается завидное для многих выдвижение на должность замполита одного из самых крупных тогда советских надводных кораблей - тяжелого авианесущего крейсера…

К этому времени у Саблина возникает идея использовать новейшие технические возможности корабельных средств радиосвязи в качестве трибуны, а сам корабль как свободную, не зависимую ни от каких властей территорию, с которой можно было бы подать сигнал к началу перемен в стране. В том, что этот сигнал подхватят, наивный Саблин и его сообщники не сомневались.

Вскоре после прихода “Сторожевого” из Североморска в Балтийск корабль, сдав весь свой боезапас перед докованием на склады, получает задание принять участие в морском параде 7 ноября в Риге. В расчете на то, что факт отсутствия на корабле боеприпасов будет ясно свидетельствовать о сугубо мирных намерениях экипажа и не вызовет противодействия сил флота, Саблин решает использовать этот благоприятный, по его мнению, момент для начала практических действий. И вместе со своими сообщниками назначает время выступления против режима - 8 ноября, как в 1905 году в Кронштадте и в 1917 году в Петрограде…

Курс на Ленинград…

Первый день праздничных мероприятий в Риге прошел так, как планировали местные власти: состоялся сухопутный парад береговых частей и морской парад военных кораблей, разукрашенных флагами расцвечивания днем и огнями иллюминации ночью.

Наступил вечер 8 ноября. В 21.40 на “Сторожевом” по внутрикорабельной связи был объявлен сигнал “Большой сбор”, офицеры собрались в мичманской кают-компании, командир “Сторожевого” Потульный был изолирован от экипажа, ему Саблин оставил письмо, где объяснял мотивы выступления моряков:

“…мы не предатели Родины, а наше выступление носит чисто политический характер. Надо разбудить народ от политической спячки!..” К матросам и старшинам, выстроившимся на нижней артиллерийской палубе в корме корабля, Саблин обратился с краткой речью (более подробное выступление было записано на магнитофонные ленты и несколько раз за ночь передано по внутрикорабельной трансляции. До этого записи неоднократно прослушивались близкими ему членами экипажа). Вот фрагменты из них, впоследствии представленные на суде: “…Напряженно и долго думая о дальнейших действиях, принял решение: кончать с теорией и становиться практиком. Понял, что нужна какая-то трибуна, с которой можно было бы начать высказывать свои свободные мысли о необходимости изменения существующего положения дел. Лучше корабля, я думаю, такой трибуны не найдешь. А из морей лучше всего - Балтийское, так как находится в центре Европы… Никто в Советском Союзе не имеет и не может иметь такую возможность, как мы, - потребовать от правительства разрешения выступить по телевидению с критикой внутреннего положения в стране…”

…“Всем! Всем! Всем! Товарищи, прослушайте текст выступления, с которым мы намереваемся выступить по радио и телевидению. Наша цель - поднять голос правды… Наш народ уже значительно пострадал и страдает из-за своего политического бесправия…

…Только узкому кругу специалистов известно, сколько вреда принесло и приносит волюнтаристские вмешательства государственных и партийных органов в развитие Вооруженных Сил и экономику страны, в решение национальных вопросов и воспитание молодежи… Предполагается, что, во-первых, нынешний госаппарат будет основательно очищен, а по некоторым узлам - разбит и выброшен на свалку истории, так как глубоко заражен семейственностью, взяточничеством, карьеризмом, высокомерием по отношению к народу. Во-вторых, на свалку должна быть выброшена система выборов, превращающая народ в безликую массу. В-третьих, должны быть ликвидированы все условия, порождающие всесильность и бесконтрольность гос- и партаппарата со стороны народных масс…”

“…Мы твердо убеждены, что необходимость изложить свои взгляды на внутреннее положение в стране, причем чисто критического плана по отношению к политике Центрального Комитета КПСС и Советского правительства, имеется у многих честных людей в Советском Союзе…”

Саблин довел до моряков и план действий: “Сторожевой” идет в Кронштадт, а потом в Ленинград - город трех революций, с тем, чтобы начать там новую, четвертую революцию по исправлению допущенных руководством страны многих ошибок. Выступление “Сторожевого” должно найти поддержку военных моряков в Кронштадте и Ленинградской военной-морской базе, а также у трудящихся ленинградских заводов и предприятий, перед которыми Саблин, добившись у правительства страны права выступить по телевидению, намерен изложить свои взгляды.

В заключение своего выступления Саблин подчеркнул строгую добровольность членов экипажа “Сторожевого”. Те, кто не захочет принять участия в этих действиях, могут сойти на берег на корабельном катере. Но таких среди матросов и старшин корабля не нашлось - все единодушно поддержали его призыв.

Примерно с таким же обращением Саблин обратился к сверхсрочникам и офицерам корабля. Среди них его поддержали не все: почти половина присутствовавших отказалась принять участие в акции. Им корректно предложили перейти в одно из нижних, изолированных помещений корабля, который вскоре начал готовиться к выходу в море. Одному из офицеров-механиков, являвшемуся нештатным секретарем комитета ВЛКСМ корабля, - Фирсову удалось тайком перебраться на соседнюю флагманскую подводную лодку и сообщить ее командиру о бунте на БПК. Это позволило быстро поставить в известность местное и флотское вышестоящее военное начальство и принять срочные меры по пресечению восстания.

За полночь 9 ноября “Сторожевой”, управляемый Саблиным, начал движение на выход из устья Даугавы. Вслед за ним с расчехленными орудиями и пулеметами двинулись сторожевые пограничные корабли, которых уже известили о ЧП. Экипаж “Сторожевого”, несмотря на отсутствие ряда ключевых офицеров и старшин, действовал четко и слаженно, обеспечивая кораблю непростое маневрирование в темноте по руслу реки. На запрос пограничников, переданный светограммой (ратьером), о цели выхода корабля в море, был получен ответ: “Мы не изменники, идем в Кронштадт”. Вскоре “Сторожевой” в сопровождении пограничных катеров прошел устье Даугавы и вышел в Рижский залив, взяв курс на север, к Ирбенскому проливу.

Впоследствии суд, отрабатывая - по указанию сверху - версию измены Родине, дилетантски обвинил Саблина в том, что раз он вел “Сторожевой” на выход из Рижского залива через Ирбенский пролив (т.е. на северо-запад), то, следовательно, держал курс на Швецию… Действительно, теоретически кратчайшее направление на Кронштадт - строго на восток, через Моондзундский пролив. Но практически этот курс весьма опасен для такого крупного корабля, каким был “Сторожевой”, из-за узких мест, мелей и банок у сотен островов Моондзундского архипелага. К тому же на корабле не было штурмана. Его обязанности, как и отсутствовавшего старпома, исполнял Саблин. Не было на “Сторожевом” и необходимых для прохода Моондзундским проливом специальных навигационных документов. К тому же Саблин знал, что его корабль во время плавания по этому маршруту вполне могут обстрелять береговая артиллерия, а также береговые ракетные установки. Да и остановить корабль в узких местах, перегородив ему путь другими кораблями, несложно…

Поэтому для “Сторожевого” курс из Рижского залива на Кронштадт лежал только на cеверо-запад через Ирбенский пролив - в открытое море, по рекомендованному для таких кораблей фарватеру.

Разбомбить и потопить!

Тем временем ошеломляющее известие о бунте на БПК “Сторожевой” дошло до Калининграда, где находилось командование Балтийским флотом, и до Москвы. Да и Саблин, выведя корабль в море, направил тогдашнему Главнокомандующему ВМФ СССР Горшкову кодированную радиограмму, где было сказано: “Сторожевой” не изменял ни флагу Родины, ни ей самой, следует в Ленинград с целью добиться возможности выступить по телевидению с обращением к трудящимся Ленинграда и страны, а также приглашает на свободную территорию корабля членов правительства и ЦК партии для изложения им конкретной программы с требованиями справедливого социального переустройства общества”. Одновременно радиостанция восставшего корабля передала по многим частотам некодированный текст: “Всем! Всем! Всем! На БПК “Сторожевой” поднято знамя грядущей коммунистической революции!” Вслед за первой радиограммой с борта “Сторожевого” в эфир пошли и другие, в том числе - открытым текстом.

По командам из Москвы и Калининграда с Лиепайской военно-морской базы по боевой тревоге к “Сторожевому” была направлена большая группа военных кораблей разных классов - от подводных лодок до торпедных катеров. В том числе корабли с морскими десантниками. Сообщение о восстании на “Сторожевом” было получено в ночь на 9 ноября и руководством страны, которое отдало приказ: “Остановить взбунтовавшийся корабль. При продолжении плавания обстрелять или разбомбить и потопить!” Первыми это распоряжение получили пограничные корабли, сопровождавшие “Сторожевой”. На БПК было передано требование: “Остановить движение! В противном случае корабль будет обстрелян и уничтожен…” Следом была получена радиограмма командующего Балтийским флотом: “Из Ирбена вас не выпустим. При неподчинении - уничтожим!..” По наружной громкоговорящей связи Саблин объяснил морякам-пограничникам свои намерения. Выслушав его, они не стали применять оружие против безоружного корабля… Утром 9 ноября его применила наша авиация. По боевой тревоге в Прибалтийском военном округе были подняты авиационные полки в Тукумсе и Румбуле возле Риги. В воздух взлетела эскадрилья из 12 истребителей-бомбардировщиков с полным боекомплектом авиабомб, подвесных ракет и снарядов к авиационным пушкам. Остальные эскадрильи находились в полной боевой готовности.

Летчики Тукумского авиаполка (правда, под сильным давлением командования) в точности выполнили полученный приказ, сделав несколько боевых заходов - друг за другом - звеньями из трех самолетов. Бомбы и снаряды ложились по курсу перед носом мятежного корабля и вдоль кормы с высоты всего 300-400 метров. Саблин все это время находился на ходовом мостике и старался маневрированием вывести корабль из-под бомбовых ударов и обстрела авиационными пушками. Но вскоре взрывы повредили рулевое устройство и часть обшивки корпуса “Сторожевого”. Корабль сбавил ход, задымил, свернул с курса и стал циркулировать на месте (за успешное выполнение задания и ювелирное бомбометание летчики впоследствии получили ордена…). К этому времени Саблин был ранен в ногу командиром корабля Потульным, освобожденным из-под ареста группой одумавшихся и сумевших вооружиться моряков. Арестовав раненого, Потульный вступил в командование и застопорил ход.

Прощайте, ребята!

К остановившемуся “Сторожевому” подошли с обоих бортов корабли с морскими десантниками из группы захвата. Устрашающе стреляя в воздух из автоматов, вооруженные до зубов десантники высадились на палубу и стали прочесывать внутренние помещения, выводя экипаж наверх. Подошли и другие преследовавшие корабли, взяв “Сторожевой” в плотное кольцо. Вскоре на палубу в наручниках вывели арестованного Саблина, бледного от потери крови, нервного напряжения и бессонной ночи, хромавшего. Два моряка в окружении десантников осторожно, поддерживая под руки, повели его к трапу. На остановленном корабле после грохота выстрелов и взрывов, рева самолетов и шума машин воцарилась гробовая тишина, что как бы подчеркивало жуткую торжественность происходившего. Моряков экипажа-бунтаря вывели и под охраной построили на верхней палубе. Кто-то из десантников что-то пробурчал в адрес Саблина. Один из матросов, помогавших идти своему раненому командиру, обернулся и громко, отчетливо, так, чтобы услышали все, произнес: “Запомните этого человека на всю жизнь! Это настоящий командир, настоящий офицер советского флота!..”

Перед спуском по трапу на стоявший у борта катер Саблин, обратившись к морякам “Сторожевого”, сказал: “Прощайте, ребята! Не поминайте лихом!..”

Остальных моряков “Сторожевого” партиями на кораблях доставили в Ригу и разместили в береговых казармах, офицеров - отдельно. Работники КГБ, в т.ч. прибывшие из Москвы, немедленно приступили к допросам…

На следующий день с Саблиным лично беседовали прибывшие в Ригу Главком ВМФ адмирал флота Советского Союза Горшков, начальник Главного политического управления СА и ВМФ СССР генерал армии Епишев, сопровождавший их начальник Политуправления ВМФ адмирал Гришанов (с одним из сыновей которого Саблин вместе учился в училище имени Фрунзе…). Все бунтовщики со “Сторожевого” в наручниках были отправлены самолетами в Москву. Саблина сопровождали два “особиста”. При этом он был без наручников и опирался на костыль…

Вскоре “Сторожевой” был поставлен на ремонт в Лиепае, где его подремонтировали, а потом перевели в другой класс кораблей. Ему сменили название, тактический и бортовой номера, а также большую часть команды и перегнали на Тихоокеанский флот. Со всех кораблей, участвовавших в пресечении бунта, “особистами” были собраны вахтенные журналы. Через неделю они были возвращены, но без листов, на которых имелась какая-либо информация о происходившем 8-9 ноября 1975 года… Не было издано ни приказов, ни директив. Полное молчание везде и всюду. А фамилию Саблина быстро стерли с доски отличников Военно-политической академии имени Ленина.

В Москве, в Лефортове в условиях строжайшей секретности началось следствие и выяснение всех обстоятельств ЧП. Саблин сразу взял всю вину на себя, никого не назвав своими сообщниками. А таковые скорее всего были у него не только на “Сторожевом” (в т.ч. и отсутствовавшие по разным причинам в момент выступления), но и на других кораблях. В частности в Кронштадте, в соединении строившихся и ремонтирующихся кораблей. В целях конспирации их фамилии Саблин не раскрывал даже своим товарищам по выступлению…

Следователи КГБ всеми способами старались выбить из моряков нужный им компромат. И зачастую достигали своего. Ведь перед всеми подследственными первые два месяца висела самая страшная статья - измена Родине, при которой исход ясен… Потом статью изменили на “групповое неповиновение” для большинства, “выявив” лишь одного активного сообщника Саблина - матроса А. Н. Шеина. Он был привлечен к суду и получил 8 лет тюрьмы. Остальных постепенно выпустили на свободу, взяв подписку о неразглашении того, что произошло на “Сторожевом”. Многих старшин и офицеров разжаловали, часть - уволили. Демобилизовали и многих матросов.

Приговор до суда

Следствие по делу о бунте на “Сторожевом” продолжалось несколько месяцев, но с самого начала Саблину были предъявлены обвинения в измене Родине (попытка угнать боевой корабль за границу), которые он категорически отверг.

Их абсурдность представлялась ему очевидной: зачем надо было дожидаться прихода “Сторожевого” в Ригу, чтобы оттуда угнать корабль без боеприпасов, если это можно было проще и с гораздо большим эффектом (переход на сторону США новейшего ракетоносного корабля со всем экипажем и полным боекомплектом на борту!) осуществить при стоянке на Кубе?

Вот выдержки из документа, длительное время хранившегося в знаменитой “Особой папке” ЦК КПСС и недавно рассекреченного:

“Совершенно секретно”. ЦК КПСС: Комитетом Гос. безопасности заканчивается расследование уголовного дела по обвинению капитана 3 ранга В. М. Саблина и других военнослужащих - участников преступной акции 8-9 ноября 1975 года на большом противолодочном корабле “Сторожевой” (всего - 14 человек. - О. Б.). Установлено, что организатор этого преступления Саблин, попав под влияние ревизионистской идеологии, на протяжении ряда лет вынашивал враждебные взгляды на советскую действительность. В апреле 1975 года он сформулировал их в письменном виде, записал на магнитофонную ленту, а во время событий на “Сторожевом” выступил с антисоветской речью перед личным составом. Политическая “платформа” Саблина включала набор заимствованных из буржуазной пропаганды клеветнических утверждений об “устарелости” марксистско-ленинского учения и “бюрократического перерождения” государственного и партийного аппарата в СССР и призывы к отстранению КПСС от руководства обществом, к созданию новой “более прогрессивной” партии. Весной 1975 года он разработал детальный план захвата военного корабля, который намеревался использовать как “политическую трибуну” для выдвижения требований об изменении государственного строя в СССР и борьбы с Советской властью. Он организовал и осуществил самовольный угон большого противолодочного корабля за пределы советских территориальных вод. Эти его действия КВАЛИФИЦИРОВАНЫ (вот так - еще до суда! - О. Б.) как измена Родине…” Под документом стоят подписи председателя КГБ Андропова, Генерального Прокурора Руденко, министра обороны Гречко и председателя Верховного Суда СССР Смирнова.

А на его полях четко видны росписи Брежнева, Суслова, Пельше и других членов тогдашнего высшего партийного руководства СССР по результатам поименного голосования за смертный приговор Саблину. Все “за”. В точности как это бывало при Сталине в тридцатые годы…

Но окончательно судьба его все же формально должна была решиться на суде. И Верховный Суд СССР ее послушно решил: военная коллегия в составе председателя генерал-майора юстиции Г. И. Бушуева, народных заседателей генерал-майора инженерных войск Б. В. Козлова и генерал-лейтенанта И. С. Цыганкова (моряков в состав суда не включили) при секретарях полковнике а/с М. В. Афанасьеве и служащем СА В. С. Кузнецове, с участием государственного обвинителя старшего помощника Главного Военного Прокурора генерал-майора юстиции В. С. Шантурова и защитников адвокатов Л. В. Аксенова и Л. М. Попова на своем заключительном закрытом заседании 13 июля 1976 года точно исполнила все формальности.

Незадолго до этого Саблину разрешили первое и последнее пятиминутное свидание с женой и малолетним сыном. Они едва узнали его, похудевшего, с выбитыми передними зубами, с потускневшими, ввалившимися, но по-прежнему голубыми глазами. Измученного, но не сломленного. Надеявшегося на торжество справедливости. Старавшегося подбодрить их. Даже проститься с родными ему как следует не дали: короткое, по сути дела, предсмертное, свидание закончилось без объятий, с прощальными поцелуями через широкий тюремный стол, под которым Саблин прятал руки в наручниках.

Выбитые зубы и поврежденные пальцы руки (почерк в письмах из Лефортова странно изменился - видимо, писать правой рукой стало трудно) убедительно свидетельствуют о тех мерах воздействия, которые применялись к Саблину в ходе следствия… Зная, что судьба его предрешена, следователи не церемонились, стараясь во что бы то ни стало выбить из него фамилии сообщников, особенно с других кораблей, которые так и остались неизвестными. Но версия о “бунтовщике-одиночке” оказалась удобной для КГБ. Беспрецедентное в таких случаях разрешение на свидание (прощание!) с женой и сыном, сделанное, видимо, по указанию “сверху” с целью “очистки совести”, явилось для тюремщиков полной неожиданностью, но его пришлось выполнить…

В последних письмах Саблина родным было несколько его рисунков, изображавших Дон Кихота, сражающегося с ветряными мельницами… На одном из них - слова Рыцаря Печального образа: “Намерения мои направлены всегда к хорошей цели: именно - делать всем добро и никому не делать зла!..”

Расправа

На суде в последнем слове Саблин, в частности, сказал: “Я люблю жизнь. У меня есть семья, сын, которому нужен отец. Все….” Приговор Военной коллегии Верховного Суда СССР гласил: капитан 3 ранга Валерий Михайлович Саблин, 1939 года рождения, признан виновным по пункту “а” статьи 64 УК РСФСР (измена Родине) и приговорен к смертной казни (расстрелу). С лишением воинского звания, ордена и медалей (обычно эта статья предусматривала еще и конфискацию имущества. Но его у семьи старшего морского офицера Саблина, кроме самого необходимого для жизни, не оказалось… Об этом свидетельствовал протокол обыска). Приговор был окончательным и обжалованию в кассационном порядке не подлежал.

Как рассказывали те, кто был на суде, жесткая кара была неожиданной для Саблина. Сразу же после объявления приговора, не дав опомниться, к нему подскочили несколько охранников, заломили руки назад, надели наручники, заклеили рот черным пластырем и поволокли к двери из зала заседания. Он вырывался, упирался, мычал сквозь наклейку, видимо, стараясь сказать что-то важное для него и нежелательное для судей и присутствовавших… В воздухе запахло лекарством. Его подтащили к двери и выволокли в коридор. Послышались глухие удары, возня. Потом все стихло.

Саблин только в самый последний момент понял, что попался на удочку следствия, использовавшего старый прием ОГПУ - НКВД и коварно уверившего его: судьи постараются принять во внимание в качестве смягчающих обстоятельств чистосердечные признания по ряду эпизодов обвинительного заключения. О том, что Саблин надеялся на сохранение жизни, свидетельствует и то, что он просил переслать ему теплые вещи.

По имеющимся сведениям, после вынесения смертного приговора Саблину было предложено отказаться от своих взглядов, признать их ошибочными - в обмен на сохранение жизни и длительный срок тюремного заключения. Но Саблин отказался…

Его просьбу о помиловании Президиум Верховного Совета СССР отклонил. Приведем этот документ полностью:

“Рассмотрев ходатайство о помиловании В. М. Саблина, осужденного к смертной казни, предложения в связи с этим Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР, ввиду исключительной тяжести совершенного им преступления, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

отклонить ходатайство о помиловании В. М. Саблина рождения 1939 года, уроженца гор. Ленинграда.

Н. Подгорный - Председатель Президиума Верховного Совета СССР

М. Георгадзе - Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

Президиум Верховного Совета СССР, в состав которого входило тогда порядка 20 членов, в том числе - 16 Председателей Президиумов Верховных Советов союзных республик (находившихся - кроме РСФСР - в своих столицах вне Москвы), “рассмотрел” просьбу Саблина о помиловании за рекордный срок - всего за 19 дней. Обычно для рассмотрения подобных просьб требуются многие месяцы, иногда годы…

“Исключительная тяжесть” совершенного Саблиным преступления тем не менее не повлекла за собой ни человеческих жертв, ни разглашения военной тайны, ни каких-либо иных, кроме политических, последствий. Совершенно ясно, что решающим при определении его участи было то, что партийные “верхи” до смерти перепугались выступления моряков, призывавших к переменам в СССР. Брежнев и его окружение не могли не понимать, что такие, как Саблин, своими действиями не только посягают на их личное благополучие, но и приближают крах системы, недовольством которой заражена часть советского общества. Лишь единицы осмеливались об этом заявлять, в особенности так, как это сделал Саблин, - открыто, мощно и отчаянно.

На следующий день после отклонения просьбы о помиловании, 3 августа 1976 года, Валерия Михайловича Саблина расстреляли.

Его родные, которых Саблин поставил в известность о своих намерениях, написав им прощальные письма только накануне выступления, мучительно переживали происшедшее. О казни они узнали лишь в феврале 1977 года, получив официальное, небрежно оформленное свидетельство о смерти. Но отец капитан 1 ранга в отставке Михаил Павлович Саблин, воевавший во время Великой Отечественной войны на Северном флоте, еще раньше каким-то образом узнал о расстреле сына, и это свело его в конце января 1977 года в могилу - сердце не выдержало… Роковая весть первой сразила бабушку Саблина - вдову моряка с погибшего до революции крейсера “Паллада”, горячо любившего своего среднего внука, выделяя его среди других (ей сказали, что он погиб в далеком походе…). Вскоре умерла и мать Саблина, Анна Васильевна. Жена Нина Михайловна с сыном, а также братья Саблина - Борис и Николай сполна хлебнули все то, что выпадало еще со времен сталинщины на долю родных “изменника Родины”…

Послесловие


В домашней библиотеке Саблина после обыска чудом сохранилось несколько книг, относящихся к восстанию в 1905 году в Севастополе солдат и экипажей боевых кораблей Черноморского флота. Руководитель восстания П. П. Шмидт явно являлся примером для Валерия Михайловича. На одной из книг сохранились пометки, сделанные его рукой: “…Когда провозглашенные политические права начали отнимать у народа, то стихийная волна жизни выделила меня, заурядного человека из толпы, и из моей груди вырвался крик. Я счастлив, что этот крик вырвался из моей груди!..”

А на страницах другой книги Саблиным подчеркнуты выдержки из речи Шмидта на суде 14 февраля 1906 года: “…Пройдут годы, забудутся наши имена, но ту боевую силу, которая присоединилась к “Очакову” и тем самым осталась верной народу и присяге, имена этих 10 судов флота не забудут, и они навсегда останутся в летописях народа… В такое время государственного хаоса, когда все в стране так спуталось, что русские власти пошли войною на Россию, нельзя руководствоваться статьями закона, нужно искать иных общих, всем народом признанных определений преступного и непреступного. В такое время, чтобы оставаться законным, приходится изменять присяге, приходится нарушать законы. Не преступен я, раз мои стремления разделяются всем народом и не противоречат присяге, а, наоборот, опираются на нее. Не преступен я, раз в моих деяниях не видит преступления весь 100-миллионный народ русский… Но меня судят, и мне грозит смертная казнь. Где измена? Кто государственный преступник? Сегодня в их глазах преступен я, как и весь народ русский, который, пробудясь, осмелился стать на дороге их истребительной резни. Но завтра в глазах грядущего суда преступниками будут объявлены они… Где же почва, на которой может утвердиться русский человек, чтобы не быть изменником народу и оставаться законным? Такой почвы нет. В дни тяжелой борьбы народа за право на жизнь, что сегодня в глазах власти преступно, завтра принимается как заслуга перед родиной. В эти дни испытания есть один закон - закон верности своему народу. Остается в эти дни или умереть в борьбе, или наложить на себя руки, так как оставаться безучастным - это сверх сил человеческих…”

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе генерал-майоров юстиции Л. Захарова, Ю. Пархомчука и В. Яськина в апреле 1994 года после обращения родных Саблина, Комиссии по правам человека, Комиссии при Президенте по вопросам реабилитации жертв политических репрессий и других, пересмотрев дело Саблина в свете новых обстоятельств, признала “расстрельную” статью за измену Родине ошибкой. И своим Определением, частично изменив приговор 1976 года, переквалифицировала его на статьи о воинских преступлениях: превышение власти, неповиновение и сопротивление начальнику, которые имели место в ходе организованного им выступления на БПК “Сторожевой”. Казненному Саблину “дали” 10 лет тюремного заключения, а помогавшему ему матросу Шеину - за соучастие - 5 лет вместо полностью отбытых им 8. В Определении Военной Коллегии Верховного Суда РФ от 12.04.94 г. указано, что ни Саблин, ни Шеин не подлежат реабилитации…

В детстве каждый ребенок мечтал стать военным. Это доблестная и мужественная профессия, подкрепленная всеобщим почетом и уважением среди всех людей. В военном деле много званий - от младшего состава до генеральского, однако сегодня речь пойдет именно о капитане 1 ранга.

Все, что нужно знать

Что такое капитан 1-го ранга? Давайте попробуем ответить на этот вопрос. Морской капитан 1 ранга (сокращенно капраз, или коперанг) - корабельное воинское звание, используемое на и странах СНГ. Относится к старшим офицерским званиям. По своей значимости капитан 1 ранга - полковник соответственно сухопутному званию в Вооруженных Силах России.

Немного истории

Звание капитана 1 ранга было введено в 1713 году в Российской империи основателем русского военного флота Петром I. В 1731 году деление на ранги было отменено вплоть до сентября 1751-го.

Чему соответствует звание?

Капитан 1 ранга соответствует высшему званию среди всех званий, причисляемых к так называемому старшему офицерскому составу ВМФ. Туда входят также капитан 3 ранга (относительно низший по старшинству) и капитан 2 ранга. Выше капитана 1-го ранга идут только адмиральские звания, такие как контр-адмирал, вице-адмирал и адмирал. Предельный возраст капитана 1-го ранга не должен превышать 55 лет.

Каковы полномочия?

Капитан 1-го ранга по своему статусу может командовать соответствующими кораблями. К ним относятся самые крупные судна в ВМФ, такие как авианосцы, большие ракетные крейсеры и атомные подводные лодки. Судно первого ранга и, соответственно, его капитан имеет старшинство над судами рангом ниже. В России на данный момент к кораблям первого ранга относятся такие суда, как «Адмирал Кузнецов», «Адмирал Нахимов» (атомный ракетный крейсер) и так далее.

Иногда на флоте можно встретить для инженерно-плавающего состава звание инженер-капитан 1-го ранга. Оно было введено уже в Советском Союзе в Рабоче-Крестьянском Красном Флоте в 1971 году, а затем перешло в ВМС СССР и стало относиться к старшему инженерно-техническому составу.

Отличия погон

Погоны капитана 1 ранга практически соответствуют погонам полковника в сухопутных силах и авиации за исключением цвета. Они черные с золотыми линиями и звездами в парадном варианте, имеют золотой (желтый) цвет с черными линиями. В каждой доблестной профессии есть свои герои. Именно о выдающихся капитанах 1-го ранга и пойдет речь в дальнейшем.

Герой посмертно

Капитан 1-го ранга - герой России, который был рожден в 1955 году в Волгоградской области. Командовал печально известной затонувшей подлодкой «Курск» проекта К-141.После окончания школы он решил поступать в Ленинградское высшее военно-морское училище Ленинского комсомола. За все время существования этого училища более сотни его выпускников получили звание адмирала, а 16 стали Героями советского Союза и Российской Федерации. В 1998 году, в связи с реформами в ВМФ, училище соединили с Высшим военно-морским училищем имени М. В. Фрунзе. Учебное заведение сменило название на Санкт-Петербургский военно-морской институт.

10 августа во время планового патрулирования субмарина « Курск» пропала с радаров, никто из экипажа не выходил на связь больше двух суток. Для спасения моряков были направлены отечественные и иностранные специалисты. К сожалению, хороших новостей для родственников не приходило. В результате стало известно, что 12 августа 2000 года Лячин и весь личный состав подлодки погибли. Эта катастрофа АПК стала одной из самых трагичных в новейшей истории современной России. Капитана Геннадия Лячина представили к Герою России посмертно. Его похоронили на Серафимского кладбища вместе с членами своего экипажа. В честь него названа школа г. Волгограда, где он учился.

Капитан 1-го ранга Алексей Димитров

Другим выдающимся офицером и героем РФ является Алексей Димитров - командир атомной подводной лодки. Отец Алексея тоже капитан 1-го ранга, командовал известной всем подводной лодкой К-19. После окончания школы в 1990 году перед Алексеем не вставал вопрос о дальнейшей судьбе. Он поступил в военно-морское училище. После обучения начинал военную службу на многоцелевой подводной лодке «Тигр».

После получения звания капитана 1-го ранга проходил службу на таких подводных лодках: «Волк», «Леопард», «Вепрь», «Гепард» и «Пантера». Сейчас он командует экипажем подводной лодки «Тигр». Во время учений Северного и Тихоокеанского флотов его экипаж получил высокую оценку от Высоцкого. В 2006 и 2009 годах подлодки под командованием капитана Дмитрова были признаны лучшими в морском флоте страны.

От фрегата до величественного судна

Следующий капитан, о котором хочется рассказать, - Сергей Захарович Балк. Родился он в 1866 году в семье отставного военного. В 1887-м окончил военно-морское училище. После этого проходил службу на фрегате «Генерал-Адмирал», а с 1890 по 1892 год служил на крейсере «Минин».

Капитан В. Ф. Руднев отзывался о Балке так: «При выполнении наиболее серьезных должностных обязанностей не испытывает никаких проблем, делает все четко, уверенно, качественно и с большим энтузиазмом. В морском деле разбирается хорошо, нередко к нему обращаются за советом. Исполнительный, умеет подчиняться, однако в строевом отношении ему требуется больше усердия. Человек он прямой, честный и справедливый. Отличный товарищ и подчиненный».

Капитан «Ермака» Д. Ф. Юрьев, который относился к Балку с презрением, отмечает, что он испытывает особую тягу к опасностям, вызываемым бурями, войной, стихийными бедствиями, к опасным для жизни походам, в бой всегда рвется первым, так как мечтает о героических поступках. Эти обстоятельства разжигают в нем страсть и энтузиазм. Именно в таких опасных обстоятельствах он может принести наибольшую пользу Российской империи.

За отвагу и мужество во время чрезвычайных происшествий Сергей Захарович был награждён орденом за спасение погибавших в 1890 году. Благодаря своим личностным качествам Балк произвел хорошее впечатление на командование и был назначен капитаном буксирного судна «Силач». К началу русско-японской войны Балк за свой несгибаемый характер приобрёл большую известность на русском флоте. Ему поручали самые сложные и трудновыполнимые задания. Он пользовался большим уважением у матросов. Звездным часом для Балка стала оборона Порт-Артура, где он и его команда на своем буксире «Силач» оказывали неоценимую помощь подбитым в боях кораблям.

Несмотря на большое желание вступить в бой, он понимал всю ответственность своей работы. Балк вспоминает своё участие в спасении подбитого броненосца «Ретвизан» так: «Бывало, я чувствовал печаль и угрызения совести, что находился здесь, на буксирном корабле, а не на миноносце, чтобы на нем броситься в самое пекло боя. Но когда видишь, что именно наш «Силач» спасает один из лучших кораблей России, то чувствуешь свою важность и значимость, и сразу становится легче». Даже в это непростое время, осенью 1904-го, Балк выглядел всегда уверенно и много шутил. Один из его сослуживцев вспоминает, как они вместе чиновников для получения нужных материалов. Для большего успеха выжидали обстрела со стороны японцев и после последнего (во время которого японский снаряд упал в нескольких метрах от конторы), войдя в контору, Балк громко пробасил: «Эх, здорово бахнул! Ух, проклятый, разорвался прямо у наших дверей. Неплохо косоглазые пристрелялись!»

После русско-японской войны, 6 декабря 1910 года он получил капитана 1-го ранга. После этого командовал сторожевым кораблем «ПОГРАНИЧНИК», а в январе 1913 года его перевели на транспортный корабль «Рига». Там он начал много пить, и в его голову все чаще приходили мысли о самоубийстве, но все относились к его словам, как к пьяной шутке. 27 февраля 1914 года он застрелился в своей каюте. Балк был погребен на кладбище Гельсингфорса.

В заключение

Не все знают, но родной дядя главы Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Шеломов Иван Иванович (1904-1973), ветеран ВМФ СССР, тоже был капитаном 1 ранга. Военную службу он начинал курсантом (1924-1926) с военно-морского училища. С 1926 по 1930 год обучался в Военно-морском училище имени М. В. Фрунзе. После этого проходил службу в штабе Балтийского флота, неоднократно поощрялся за отвагу, доблесть и хорошую службу.