Принципы построения и функционирования гос службы. Принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие и виды. общесистемные принципы государственного управления

Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.

Признаки субъектов предпринимательского права

1. Легитимация в установленном законом порядке. Индивидуальные предприниматели и организации легитимируются в качестве хозяйствующих субъектов с помощью государственной регистрации. Российская Федерация и субъекты РФ не нуждаются в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательского права, так как в соответствии с Конституцией РФ и Основными законами субъектов РФ они имеют соответствующую компетенцию для осуществления хозяйственной деятельности. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.

2. Наличие хозяйственной компетенции , т. е. совокупности хозяйственных прав и обязанностей, которыми наделен хозяйствующий субъект в соответствии с законом, учредительными документами, а в отдельных случаях – на основании лицензии.

Выделяют общую, ограниченную, специальную и исключительную компетенцию.

а) общая компетенция дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей компетенцией обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законодательством (ст. 49 ГК РФ);

б) ограниченную компетенцию имеет субъект, который самостоятельно ограничил свою хозяйственную компетенцию в учредительных документах, закрепив цель своей деятельности в учредительных документах. Сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающе) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ (по иску этого юридического лица или его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности).

в) специальной компетенцией закон наделяет субъектов, которые в силу прямого указания закона обязаны закрепить цель своей деятельности в учредительных документах. Они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. К субъектам специальной компетенции относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и некоммерческие организации.

г) исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с нею какие-либо иные виды предпринимательской деятельности (страховые компании, кредитные организации, аудиторские организации и др.). Сделки, совершенные организациями, в отношении которых законом предусмотрена специальная или исключительная компетенция, с нарушением предмета и целей их деятельности являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.

3. Наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности. Правовыми формами такого обособления могут быть право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Обособленное имущество учитывается субъектов на балансе и служит основой самостоятельной имущественной ответственности.

4. Самостоятельная имущественная ответственность – означает, что хозяйствующий субъект отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством. По общему правилу, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. Исключения из этого правила могут предусматриваться законом или учредительными документами.

Например, по обязательствам хозяйственных товариществ субсидиарную ответственность несут полные товарищи; Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Виды субъектов российского предпринимательского права:

1) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, государственные и муниципальные органы;

2) индивидуальные предприниматели;

3) юридические лица;

4) хозяйственные объединения.


6.1.1. Понятие субъектов предпринимательского права

Субъекты предпринимательского права - это лица, непосредственно ведущие предпринимательскую деятельность, а также РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые в лице органов власти регулируют и контролируют эту деятельность. Указанные субъекты являются носителями прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности- *(источник № 256).
Государство, муниципальные образования непосредственно не осуществляют предпринимательскую деятельность - не производят товары, не выполняют работы (услуги) аналогично тому, как это делают индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, а также занимающиеся предпринимательской деятельностью некоммерческие организации. Подобная деятельность производится публично-правовыми образованиями опосредованно через создаваемые ими унитарные предприятия.
Вместе с тем государство, муниципальные образования, являясь собственниками принадлежащего им имущества, распоряжаются им, например, в процессе приватизации, передают в аренду, передают участки недр инвесторам на основе соглашений о разделе продукции и иным образом используют его, получая доходы от такого использования. Продажа имущества РФ возложена на Российский фонд федерального имущества- *(источник № 257), передача в аренду - на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В литературе весьма распространена точка зрения, что государство - Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования, используя таким образом имущество, осуществляют предпринимательскую деятельность, хотя преобладающей в их деятельности является хозяйственно-организующая деятельность и регулирующее воздействие в отношении всех субъектов-предпринимателей- *(источник № 258).
Полагаем, что государство, равно как и муниципальные образования, непосредственно само, от своего имени, предпринимательской деятельностью не занимается, так как:
1) Конституция РФ говорит об управлении государственной собственностью (п. "д" ст. 71), муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 132), не квалифицируя эту деятельность в качестве предпринимательской. В то же время предусмотрено право физического лица (человека и гражданина) на свободное использование своих способностей и имущества для занятия предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ);
2) в силу ГК РФ предпринимательской деятельностью занимаются физические и юридические лица (ст. 23, 48), зарегистрированные в установленном законом порядке. РФ, субъекты РФ, муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях, действуя соответственно через органы государственной власти, органы местного самоуправления (ст. 124, 125 ГК). Но, как известно, не всегда совершение даже возмездных сделок является предпринимательской деятельностью. Предпринимательской признается деятельность, обладающая целым рядом признаков (которые рассмотрены в главе 1 учебника). Во всяком случае, ГК РФ не относит публично-правовые образования к субъектам предпринимательской деятельности;
3) Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках"- *(источник № 259) (далее - Закон о конкуренции) называет в качестве хозяйствующих субъектов российские и иностранные коммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью некоммерческие организации, а также индивидуальных предпринимателей, но не публичные образования (ст. 4 Закона о конкуренции). Если рассматривать деятельность публичных образований (их органов) по использованию имущества в качестве предпринимательской, это будет противоречить и ст. 7 Закона о конкуренции, запрещающей совмещение функций органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов.
Деятельность государства, органов местного самоуправления по использованию и распоряжению принадлежащим им имуществом является прежде всего формой регулирования создания и развития рыночных отношений, основанных на конкуренции (приватизация); поддержки предпринимательства (аренда государственного и муниципального имущества с применением понижающих и повышающих коэффициентов в завᴎϲимости от видов деятельности арендаторов-предпринимателей, льготные кредиты за счет средств бюджетов соответствующих уровней, государственные и муниципальные гарантии по обязательствам предпринимателей, предоставление предпринимателям в установленных случаях субсидий и субвенций и иные виды поддержки); косвенного воздействия на ценообразование: в интересах сельскохозяйственных товаропроизводителей (государственные закупки зерна по заранее объявленным ценам, обеспечивающим возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей и получение ими необходимой прибыли), в интересах покупателей в условиях дефицита (например, вследствие неурожая) сельскохозяйственных культур (интервенции зерна на рынок за счет государственных фондов); ресурсного обеспечения предпринимательской деятельности (например, доступ на аукционной основе к недрам, иным ресурсам, принадлежащим государству) и иного регулирующего воздействия на рынок с использованием возможностей публичных образований как собственников.
Государство, муниципальные образования реализуют свою правосубъектность через органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления. При этом, незавᴎϲимо от вида правоотношения (по осуществлению предпринимательской деятельности или регулированию таковой), субъектом правоотношения является публичное образование - РФ, субъект РФ, муниципальное образование. Мы согласны с В.С. Мартемьяновым, что "в хозяйственном праве все субъекты действуют на основе имущественного обособления. Права и обязанности государства тесно связаны с его имущественной базой: на нее ложатся соответствующие обременения по программам, актам об имущественных обязательствах"- *(источник № 260). От себя отметим, что за незаконные действия государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц ответственность в форме возмещения убытков перед предпринимателями несут Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование: убытки возмещаются за счет принадлежащего им на праве собственности имущества (казны), главным образом за счет средств бюджета соответствующего уровня (ст. 16, 126 ГК).
Деятельность государства в сфере экономики многообразна. Государство одновременно действует:
а) как федеральный собственник и представитель интересов всего общества (например, обеспечивая поступления в федеральный бюджет налогов и сборов);
б) как республика, входящая в состав РФ, являющаяся собственником своего имущества и соответственно выражающая интересы республики;
в) в качестве краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся собственниками закрепленного за ними государственного имущества и выражающих интересы населения их территорий;
г) в качестве автономной области и автономных округов, являющихся собственниками своих имущественных фондов и выражающих интересы населения их территорий.
Все указанные территориальные единицы являются субъектами РФ (ст. 5 Конституции РФ).
Разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами, определение предмета их совместного ведения регулируется ст. 71-73 Конституции РФ.
Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности определяется, как минимум, следующими требованиями охраны публичных интересов- *(источник № 261):
а) обеспечения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
б) формирования государственного бюджета;
в) защиты окружающей среды и пользования природными ресурсами;
г) обеспечения занятости населения;
д) обеспечения безопасности и обороны страны;
е) реализации свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;
ж) соблюдения правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.
Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции РФ).
Основной субъект предпринимательского права - лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Обобщенным (родовым) понятием для таких лиц-организаций по ранее действовавшему (до принятия части 1 ГК РФ) законодательству было понятие "предприятие" (ст. 4 Закона РФ от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности"- *(источник № 262)).
В настоящее время термин "предприятие" используется законодателем для обозначения только таких юридических лиц, как государственные и муниципальные унитарные предприятия. В основном же его значении по ГК РФ предприятие это не субъект, а объект - имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК РФ).
Однако в теории коммерческие организации по-прежнему рассматриваются как предприятия- *(источник № 263), законодателю предлагается вернуться к сложившемуся в теории и на практике термину "предприятие" для обозначения коммерческих организаций либо закрепить в ГК РФ иной, но единый термин для обозначения всех субъектов предпринимательской деятельности, например "хозяйствующий субъект", хотя "он явно проигрывает термину "предприятие"- *(источник № 264).
Как нами уже отмечалось, Закон о конкуренции называет субъектов предпринимательской деятельности (включая индивидуальных предпринимателей и занимающиеся предпринимательской деятельностью некоммерческие организации) хозяйствующими субъектами.

6.1.2. Признаки субъектов предпринимательского права

Субъекты предпринимательского права отличаются следующими признаками.
1. Обладание комплексной правосубъектностью, которая охватывает как частно-правовые, так и публично-правовые аспекты предпринимательской деятельности- *(источник № 265). Субъекты предпринимательского права могут участвовать и участвуют как в гражданских, так и публичных правоотношениях. Хозяйствующие субъекты могут выступать участниками имущественного оборота и одновременно являются носителями публичных прав и обязанностей- *(источник № 266). Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях через свои органы, а в установленных случаях от их имени выступают граждане и юридические лица (ст. 125 ГК РФ). В публичных правоотношениях - в сфере регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью действуют, в пределах их компетенции, государственные органы и органы местного самоуправления.
Правосубъектность отличается от хозяйственной компетенции:
а) правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью) обладают граждане, юридические лица, публичные образования. Хозяйственной компетенцией обладают органы государственной и муниципальной власти и органы юридического лица. Например, ст. 91 ГК РФ говорит об исключительной компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью;
б) содержание правосубъектности составляют субъективные права и обязанности, которые лицо может приобрести при наличии соответствующих юридических фактов. Содержание компетенции составляют полномочия - право действовать от имени субъекта, наделившего полномочиями, и одновременно обязанность действовать от имени и в интересах субъекта, органом которого реализующий полномочия является;
в) права и обязанности, составляющие правосубъектность, не передаваемы (отчуждать можно субъективные права, но не права как элементы правоспособности). Полномочия, составляющие хозяйственную компетенцию, в случаях, предусмотренных законом и учредительными документами, могут передаваться другим органам, например, вопросы неисключительной компетенции собрания участников общества с ограниченной ответственностью могут быть переданы совету директоров, исполнительному органу общества (п. 3 ст. 91 ГК РФ).
Гражданская правоспособность хозяйствующих субъектов может быть общей - дает возможность приобретать права и обязанности, связанные с любыми видами деятельности, кроме запрещенных.
Учредители (участники) юридического лица могут ограничить его правоспособность сами в учредительных документах. Тогда возникает ограниченная правоспособность юридического лица. Сделки, совершенные в противоречие с целями деятельности, определенно ограниченными в учредительных документах, являются оспоримыми (ст. 173 ГК РФ).
Некоторые юридические лица обладают специальной правоспособностью, т.е. они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Сделки, совершенные в противоречие со специальной правоспособностью, - ничтожны (ст. 168 ГК РФ).
Исключительной правоспособностью обладают юридические лица, осуществляющие такие указанные в законе виды деятельности, которые являются единственно возможными для хозяйствующих субъектов, какие-либо другие виды деятельности для них запрещены. Исключительной правоспособностью обладают, например, страховщики, банки и другие кредитные организации, аудиторские организации, акционерные инвестиционные фонды, фондовые биржи.
2. Наличие обособленного имущества, принадлежащего хозяйствующему субъекту на праве собственности, а унитарному предприятию - на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Конечно, для осуществления предпринимательской деятельности может использоваться и арендуемое имущество, и на базе арендуемого имущества можно реализовать собственный экономический интерес к ведению дел в целях получения прибыли. Однако в случае банкротства арендуемое имущество не входит в конкурсную массу, на него не обращается взыскание по требованиям кредиторов. Соответственно, для банков, иных кредиторов, инвесторов предпочтительнее иметь дело с организацией, обладающей собственным имуществом в размере, гарантирующем имущественные интересы кредиторов.
Обособленное имущество учитывается организацией на самостоятельном балансе, а арендуемое - за балансом.
3. Самостоятельная имущественная ответственность. Обособленное имущество является основой самостоятельной имущественной ответственности субъекта предпринимательского права- *(источник № 267).
4. Сочетание ведения хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности и руководства ею, сочетание публичным образованием функций регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью с функцией собственника имущества. Обеспечение юридического лица ресурсами, организацию производства товаров и его реализацию обеспечивают органы управления организацией. Генеральный директор предприятия (коммерческой организации) с помощью своих заместителей, директоров управляет персоналом, совершает сделки от имени организации, представляет ее в государственных органах, суде. Члены органов управления коммерческих организаций, другие менеджеры действуют в интересах организации-предпринимателя, сами же они субъектами предпринимательства не являются- *(источник № 268).
5. Легитимация. Хозяйствующие субъекты должны быть зарегистрированы в установленном порядке и приобрести статус юридического лица, индивидуального предпринимателя. Статус РФ, республик, входящих в ее состав, определен Конституцией РФ, конституциями республик, и в какой-либо дополнительной легитимации они не нуждаются. Статус краев, областей в соответствии со ст. 66 Конституции РФ определяется уставами регионов, утверждаемыми представительными (законодательными) органами регионов. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими своего устава, который принимается непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления. Устав подлежит регистрации в порядке, установленном законом- *(источник № 269).
В.В. Лаптев выделяет следующие признаки предприятия (коммерческой организации):
- организационное единство. Этот признак предприятия означает, что оно имеет определенную структуру и организацию. Отметим, что указанный признак является одним из общих признаков юридического лица. Надо однако иметь в виду, что такие юридические лица, как товарищества (полные и коммандитные), не обладают традиционными признаками организационного единства: там не создаются органы управления, все вопросы управления решаются по общему согласию полных товарищей (решения принимаются на основе принципа один участник - один голос, если иное не предусмотрено учредительным договором). Во внешних правоотношениях от имени товарищества действуют все полные товарищи, если учредительным договором не предусмотрено, что они ведут дела совместно, либо ведение дел поручается отдельным участникам (ст. 72 ГК РФ). При этом полные товарищи в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (п. 1 ст. 69 ГК РФ). Полными товарищами, поскольку они занимаются предпринимательской деятельностью от имени юридического лица, могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (п. 4 ст. 66 ГК РФ);
- цель деятельности предприятия - получение прибыли и удовлетворение общественных потребностей;
- задача предприятия - осуществление хозяйственной деятельности по изготовлению продукции, производству работ и оказанию услуг;
- наличие у предприятия трудового коллектива. Отметим, что трудовой коллектив имеется и у некоммерческой организации, как занимающейся, так и не занимающейся предпринимательской деятельностью. В качестве работодателя может выступать также индивидуальный предприниматель;
- хозяйственная и имущественная самостоятельность предприятия. Хозяйственная самостоятельность означает возможность принятия предприятием самостоятельных решений в процессе хозяйственной деятельности, а имущественная самостоятельность означает наличие у предприятия имущества, которым он может распоряжаться (с ограничениями, вытекающими из закона и учредительных документов) и которое составляет его имущественную базу. Обратим внимание, что организационная и имущественная самостоятельность являются признаками предпринимательской деятельности и вряд ли целесообразно дублировать их как признаки предприятия;
- предприятие является субъектом права и обладает правами юридического лица;
- наличие у предприятия фирменного наименования, которое индивидуализирует предприятие в правовых отношениях- *(источник № 270).
В настоящее время требование ГК РФ о специальном порядке регистрации фирменных наименований (п. 4 ст. 54 ГК РФ) не реализовано. Регистрируются юридические лица: при этом коммерческие организации - под фирменным наименованием. Юридическое лицо имеет исключительное право на свое фирменное наименование, вправе требовать от лица, неправомерно использующего его фирменное наименование, прекращения такого использования и возмещения убытков (п. 4 ст. 54 ГК РФ). Надо, однако, иметь в виду, что законом не предусмотрена процедура проверки регистрирующим органом наименования коммерческой организации на неповторяемость. Соответственно не пресекается появление организаций с одинаковыми фирменными наименованиями. Полагаем, что по отношению к юридическому лицу, чье фирменное наименование совпадает с фирменным наименованием другой коммерческой организации, не может быть применена санкция в виде запрета на его дальнейшее использование и возмещения убытков.
Во-первых, само юридическое лицо не виновно в дублировании чужого наименования, оно присвоено создаваемому юридическому лицу его учредителями.
Во-вторых, юридическое лицо со своим фирменным наименованием легитимировано в установленном законом порядке, следовательно, использование им своего фирменного наименования является правомерным. Другое дело, если юридическое лицо "С" реализует товар, проставляя на этикетках, упаковке чужое фирменное наименование, например своего конкурента - организации "Д". Подобные незаконные действия рассматриваются в качестве формы недобросовестной конкуренции (ст. 10 Закона о конкуренции) и могут быть основаниями гражданско-правовой ответственности и основаниями возбуждения производства по делу об административном правонарушении.

Понятие и признаки субъектов предпринимательского права

Субъекты предпринимательского права - это лица, непосредственно ведущие предпринимательскую деятельность, а также РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые в лице органов власти регулируют и контролируют эту деятельность

Деятельность государства в сфере экономики многообразна. Государство одновременно действует:

а) как федеральный собственник и представитель интересов всего общества (например, обеспечивая поступления в федеральный бюджет налогов и сборов);

б) как республика, входящая в состав РФ, являющаяся собственником своего имущества и соответственно выражающая интересы республики;

в) в качестве краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся собственниками закрепленного за ними государственного имущества и выражающих интересы населения их территорий;

г) в качестве автономной области и автономных округов, являющихся собственниками своих имущественных фондов и выражающих интересы населения их территорий.

Субъекты предпринимательского права отличаются следующими признаками.

1. Обладание комплексной правосубъектностью, которая охватывает как частно-правовые, так и публично-правовые аспекты предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательского права могут участвовать и участвуют как в гражданских, так и публичных правоотношениях.

Правосубъектность отличается от хозяйственной компетенции:

а) правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью) обладают граждане, юридические лица, публичные образования. Хозяйственной компетенцией обладают органы государственной и муниципальной власти и органы юридического лица. Например, ст. 91 ГК РФ говорит об исключительной компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью;

б) содержание правосубъектности составляют субъективные права и обязанности, которые лицо может приобрести при наличии соответствующих юридических фактов. Содержание компетенции составляют полномочия - право действовать от имени субъекта, наделившего полномочиями, и одновременно обязанность действовать от имени и в интересах субъекта, органом которого реализующий полномочия является;

в) права и обязанности, составляющие правосубъектность, не передаваемы (отчуждать можно субъективные права, но не права как элементы правоспособности). Полномочия, составляющие хозяйственную компетенцию, в случаях, предусмотренных законом и учредительными документами, могут передаваться другим органам, например, вопросы неисключительной компетенции собрания участников общества с ограниченной ответственностью могут быть переданы совету директоров, исполнительному органу общества (п. 3 ст. 91 ГК РФ).

Гражданская правоспособность хозяйствующих субъектов может быть общей - дает возможность приобретать права и обязанности, связанные с любыми видами деятельности, кроме запрещенных.

Некоторые юридические лица обладают специальной правоспособностью, т.е. они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Сделки, совершенные в противоречие со специальной правоспособностью, - ничтожны (ст. 168 ГК РФ).

Исключительной правоспособностью обладают юридические лица, осуществляющие такие указанные в законе виды деятельности, которые являются единственно возможными для хозяйствующих субъектов, какие-либо другие виды деятельности для них запрещены. Исключительной правоспособностью обладают, например, страховщики, банки и другие кредитные организации, аудиторские организации, акционерные инвестиционные фонды, фондовые биржи.

2. Наличие обособленного имущества, принадлежащего хозяйствующему субъекту на праве собственности, а унитарному предприятию - на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

3. 3. Самостоятельная имущественная ответственность. Обособленное имущество является основой самостоятельной имущественной ответственности субъекта предпринимательского права*(267).

4. Сочетание ведения хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности и руководства ею, сочетание публичным образованием функций регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью с функцией собственника имущества.

5. Легитимация. Хозяйствующие субъекты должны быть зарегистрированы в установленном порядке и приобрести статус юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Классификация субъектов предпринимательского права

Основой классификации субъектов предпринимательского права являются следующие критерии.

1. Характер выполняемых функций. По этому критерию выделяются субъекты, непосредственно ведущие предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели, коммерческие организации и занимающиеся предпринимательской деятельностью некоммерческие организации).

2. Форма собственности, на базе которой действуют субъекты предпринимательского права. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности

3. По форме организации предпринимательской деятельности различаются индивидуальные предприниматели - физические лица и организации - юридические лица.

4. По количеству субъектов, участвующих в предпринимательской деятельности и непосредственно присваивающих полученную прибыль, выделяются отдельные предприниматели (индивидуальные предприниматели, организации - юридические лица) и группы предпринимателей.

5. Правовой статус хозяйствующих субъектов может быть определен только ГК РФ (товарищества) или ГК РФ и другими законами (например, Федеральными законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Можно выделить также критерии, которые имеют значение для классификации хозяйствующих субъектов, действующих в качестве юридических лиц.

1. По цели деятельности они могут быть коммерческими и некоммерческими организациями (ст. 50 ГК РФ).

3. По соотношению прав на имущество учредителей (участников) организации и самой организации различаются организации:

На имущество которых их учредители имеют право собственности. К ним относятся государственные и муниципальные предприятия и финансируемые собственником учреждения;

Организации - собственники имущества, по отношению к которым учредители (участники) имеют обязательственные права. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы;

Юридические лица, по отношению к которым их учредители (участники) не имеют имущественных прав - ни вещных, ни обязательственных. К ним, в частности, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды.

4. Различаются они также по организационно-правовой форме. Коммерческие организации могут создаваться в виде хозяйственных товариществ (полные товарищества и товарищества на вере), хозяйственных обществ (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества - открытые и закрытые), производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. Перечень является закрытым.

5. В зависимости от источника финансирования выделим организации, действующие на основе самофинансирования (существуют за счет собственных, заемных средств) и находящиеся на смешанном финансировании.

6. По месту, занимаемому на рынке товаров и услуг, выделяются субъекты, работающие в условиях естественной монополии, и обычные (временные) монополисты.