Рассказать детям о конституции рф. Час правоведа в начальной школе, посвященный дню конституции в рф. Станция «вехи истории ссср»

Предварительный просмотр:

методическая разработка классного часа в 1-4 классах

День Конституции РФ

Цели: сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции; ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывать гордость за свою страну, воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма;

Расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся;

Задачи:

Познакомить со значением государственных символов РФ;

Развивать познавательные способности;

Формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои учащихся;

Воспитывать уважение к символам государства.

Ход классного часа

Учитель:

Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растём Солнце в небе голубом

И березки у дороги, И душистый, золотистый хлеб

По которой мы идем. За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды-

Звезды мира над Кремлем.

О чем мы сегодня будем говорить на классном часе?

Учащиеся: Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.

- Что же такое для человека РОДИНА? (Страна, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки. Наверное, все это и есть родина, то есть родное место)

Откуда произошло само слово РОДИНА? (ответы детей)

Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А вот и родственные слова: РОДИТЬ – произвести на свет потомство

У доски читают дети следующие строки:

РОДИНА – это и отечество, страна, и место рождения человека.

  • Это и великая страна с великой историей
  • Это и тот клочок земли, где ты родился и рос
  • Тот клочок земли, где находятся могилы твоих предков
  • Где ты познал первые радости и неудачи

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём.

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

Учитель. Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете? (ответы учеников) Давайте прочитаем пословицы о Родине. *** Любовь к Родине сильнее смерти. ***
Одна у человека мать, одна у него и Родина. ***
Где кто родится, там и пригодится.
***
За морем теплее, а на родине светлее. ***
Родина - мать, умей за неё постоять. ***
Жить - Родине служить! ***
Человек без Родины, что соловей без песни. ***
Человек без Родины, что земля без семени. ***
Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся. ***
Кто Родиной торгует, того кара не минует.

Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Как вы понимаете слово символы?

(ответы учеников)

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение:

  • Так говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню.
  • Слушая рассказ о США, мы видим Статую Свободы или небоскрёбы.
  • Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это символы России.
  • Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного солдата – это тоже символы России.

Каждое государство имеет свои символы: Герб, Флаг, Гимн (Символы государства)

Учитель: Что такое герб?

(ответы учеников)

На флагах, монетах, печатях и других официальных документах .

  • Слово «герб» в переводе означает «наследство».
  • В нем отражена история.

Учитель: Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года. Золотой двуглавый орел - это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. А грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой".

Пусть крепнет от моря до моря

Двуглавого сила орла!

Пусть вечно на вольном просторе

Россия стоит, как скала!

Пусть высится гордо и смело…

Над нею трёхцветный наш флаг

Во благо славянского дела,

Врагам всем на зависть и страх!

Учитель: О каких символах России говорится в стихотворении?

(ответы учеников)

Учитель: Слово “Флаг” – голландского происхождения и означает “корабельное знамя”.

Закон о гос. флаге был принят в декабре 2000 года. 21 августа - День Государственного флага России.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из 3 одинаковых по размеру горизонтальных полос. Верхняя - белого, средняя- синего, нижняя - красного цвета.

Издревле каждый цвет имел свое особое значение. Что же они означают?

  • Синий - небо, верность, веру.
  • Красный- смелость, доброту, честность, огонь и кровь.

Высказывания учащихся.

Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи – нарядные сарафаны и другую одежду.

Как красивы эти цвета в произведениях русских художников-пейзажистов; Шишкина, Серова, Левитана и др. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение; белый цвет является символом чистоты, а красный - символом жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое и чистое.

Эти цвета мы замечаем в русской архитектуре, например, белые соборы и красные стены и башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском Селе под Санкт-Петербургом.

Учитель:

- Как вы считаете, какое произведение звучит при победе российских спортсменов в спортивных соревнованиях? (гимн)

ЗВУЧИТ ГИМН РФ

Государственный гимн Российской Федерации

Сл. С. В. Михалкова Муз. А. В. Александрова

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена.

Славься, Отечество наше свободное.

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая,

Хранимая Богом родная земля.

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой

- А в каких случаях еще можно услышать гимн? (во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, проведения воинских ритуалов)

– Внимательно изучите текст российского гимна.

Какие ценности России нашли свое отражение в нем?

Учащиеся находят следующие ценности: любовь к Родине, верность Отчизне, религиозность, свобода, дружба народов, уважение к прошлому, связь с предками, гордость за свою страну, восхищение природой родного края.

– Почему государство должно иметь государственные символы?

Для того чтобы граждане страны чтили память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, сохраняли исторически сложившееся государственное единство.

  • Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня».
  • Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя.
  • Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем.

Учитель: Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову.

Кто управляет нашей страной?

А управляет нашей огромной страной Президент РФ - В.В.Путин. Президент как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Президент избирается на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование. Президент издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, и которые обязательны для исполнения на всей территории РФ,

Как вы считаете, что нужно для того, чтобы люди в стране могли спокойно отдыхать, работать, учиться? (нужны законы)

Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан - это Конституция РФ. Поэтому день принятия Конституции-12 декабря - является государственным праздником.

Так какова тема сегодняшнего урока? (Конституция РФ)

Учитель. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено Конституции РФ. Это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы? (Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам)

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Долгое время в истории человечества царил закон: «Око за око, зуб за зуб».

Как вы понимаете это изречение?

Много тысяч лет назад появились на Земле люди, а с ними – главные вопросы :

– Что люди могут делать и чего не могут?

– Что они обязаны делать и что не обязаны?

– На что они имеют право и на что не имеют?

Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Возьмём литературу. Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы . Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.

До наших дней дошло великолепное изречение мудрых:

  • Храни порядок, и порядок сохранит тебя.

В 1918 году в России появилась Конституция.

Конституция (от лат. слова – устройство ) – это основной закон государства, который определяет порядок.

Конституция страны является исходной точкой для принятия Всеобщей декларации прав Человека. Наша Конституция, которая действует сейчас, была принята в 1993 году.

Учитель. Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права? (Наверное, имеет.)

Учитель. Да. Имеет. Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт.

А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права? (Право учиться.)

Учитель. Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.

Ребята, скажите, а человек только правами обладает? (Нет. Есть и обязанности.)

Учитель. Очень верно. И какая наша главная обязанность? (Соблюдать законы.)

Учитель. Правильно. Для этого и существует Конституция.

Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию.)

Учитель. Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Человек должен исполнить в своей жизни многое.

– Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? по отношению к Родине?

Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю.

Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да!

Читает ученик.

В какой бы я хотела жить стране?

Да в той, где места нет ни горю, ни войне,

В которой люди счастливы всегда,

Друг друга не обидят никогда,

Где не слышны глухие взрывы,

И где закаты так красивы!

Я так люблю простор страны своей,

Хоть далека она от совершенства.

Хочу, чтоб испытали люди в ней

Любовь большую, счастье и блаженство.

Я хотела б жить в стране,

Где зима и лето.

Я б хотела, как Есенин,

Быть её поэтом.

Я хочу, чтоб президент

Умным был и честным,

Чтоб страну свою любил,

Был с народом вместе.

Чтобы жить в стране могли

Весело и дружно,

Чтоб спокойно спать могли,

И не было б оружья.

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить.

Нужен дождь, и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужно солнце и леса,

Нужно счастье, нужно горе

Невозможно без природы,

Без сияющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг.

Надо главное заметить,

Всё почувствовать вокруг.

Учитель:

И, конечно, живя в огромной стране, мы должны не забывать и о малой родине-месте, где родился и вырос. Таким местом, для многих из вас, является город Новый Уренгой.

За что мы любим наш северный город? (высказывания учащихся)

Закончить наш урок хочется песней, которая прожила многие года, но по-прежнему волнует сердца человеческие.

Текст песни М.Бернес - С чего начинается Родина

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.

А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.

А может она начинается
Со стука вагонных колёс,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.

ТЕМА классного часа Конституция РФ – 20 лет

Пословицы о родине Одна у человека мать, одна у него и Родина Где кто родился, там и пригодился Жить- Родине служить Человек без Родины, что соловей без песни Кто за Родину дерется, тому двойная сила дается

Герб россии

Флаг россии Белый цвет- мир и Чистота совести Синий-небо,верность и правда Красный-огонь и отвага

Русские национальные костюмы

Художники-пейзажисты

архитектура

Государственный гимн Российской Федерации Сл. С. В. Михалкова Муз. А. В. Александрова Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена. Славься, Отечество наше свободное. Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая, Хранимая Богом родная земля. Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Конституция (от лат. слова – устройство) – это основной закон государства, который определяет порядок. Конституция страны является исходной точкой для принятия Всеобщей декларации прав Человека. Наша Конституция, которая действует сейчас, была принята в 1993 году. Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

ПРАВА на медицинское обслуживание на жизнь на наслаждение искусством на гражданство на свободу на отдых на образование

Интернет- ресурсы Images.yandex.ru http://www.tvoyrebenok.ru http://pedsovet.


Классный час «Конституция - основной закон государства»

Цели и задачи:

    Воспитание чувства гордости за свою страну

    Знакомство с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями

Ход классного часа

Сегодня мы продолжаем наш длинный разговор о нашей Родине. О чём пойдёт наш разговор, вы узнаете, если правильно сложите слово ТУ-КОНС-ТИ-ЦИЯ

Какое слово получилось? (КОНСТИТУЦИЯ). Вы знаете, что это такое? А что бы вы хотели узнать?(составляется план занятия)

Что сказано в нашей Конституции?

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

    Что люди могут делать и что нельзя?

    Что они обязаны и что не обязаны?

    На что они имеют право и на что не имеют?

Без ответа на эти вопросы жизнь превращалась в неразбериху. Об этом и говорится в основном законе нашей страны – Конституции.Обратимся к нашему помощнику – толковому словарю.

Конституция Российской Федерации - это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с заглавной буквы.

На какой вопрос нашего плана мы ответили?

Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция. В истории Российской Федерации было пять конституций, включая ныне действующую. Первая была принята ещё в 1918 году, а последняя - 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования.

Ответили мы на второй вопрос нашего плана?

Что такое “право” и что такое “обязанность”? В чем их различие?

“Право” - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот “обязанность”, наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие. Пользуясь этим нехитрым объяснением, давайте попробуем составить таблицу “Права и обязанности граждан России”. Кстати, в Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причем, права даются в совокупности со свободами.

Права и свободы граждан

Обязанности граждан

    право избирать и быть избранным,

    равенство прав и свобод,

    право на жизнь,

    право на личную неприкосновенность,

    право на защиту своей чести и доброго имени,

    право на свободное передвижение,

    право на жилище и его неприкосновенность,

    право на труд,

    право на отдых,

    право на образование,

    право на охрану здоровья и медицинскую помощь,

    право на получение юридической помощи,

    право на получение социальной помощи,

    свобода мысли и слова,

    свобода вероисповеданий,

    свобода информации,

    свобода творчества.

    обязанность защищать Родину,

    обязанность соблюдать законы,

    обязанность сохранять природу и окружающую среду,

    обязанность платить налоги.

А есть ли у государства какие-то символы? Они одинаковые у всех государств?

А знаете, с чего начинается Конституция? На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны. Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России. (слушают)

Государственный гимн является официальным символом любого государства.

Какие ещё символы государства вы знаете? (флаг, герб )

Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)

Что означают эти цвета? (Белый – благородство, синий – честность, красный – кровь пролитая за Отечество, смелость и великодушие, присущие русским людям)

А помните ли вы последовательность расположения цветов Российского флага?

(моделирование из цветных полосок)

Где можно увидеть герб? (флаги, монеты, печати ) Посмотрите на герб РФ. Что он представляет собой?

Что символизирует всадник, поражающий копьем змея? (победу добра над злом)

Что символизирует двуглавый орел? (Россия - одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином направлении; символизируют в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации;)

Что символизирует скипетр и держава? (единая власть и сильное государство.)

Игра «Кто нарушил право?»

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.

1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)

2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (ответ: лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города)

3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас-Барабас.)

4. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга)

5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Защищён ли человек законом?

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Может ли человек владеть имуществом?

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

Рефлексия

На этом наша беседа заканчивается. Что нового вы узнали сегодня? А ваша главная обязанность какая? Хорошо учиться.

Валентина Качалина
Классный час с презентацией, посвящённый Дню Конституции, для учащихся начальных классов

МБОУ Багаевская СОШ № 2

Учитель начальных классов

Качалина Валентина Васильевна

Тема : Поговорим о Конституции .

Цели : 1. воспитывать уважение к Конституции РФ , государственным символам, правам и обязанностям граждан; чувство патриотизма;

2. развивать мышление, речь, память; умение работать в группах;

3. способствовать формированию понятия об истории принятия Конституции ; правах и обязанностях гражданина РФ; государственных символах РФ.

Оборудование : презентация , таблички с названиями некоторых прав и обязанностей, тесты, клубок шерстяных ниток, «мешки» , Конституция .

Ход урока

I Организационное начало мероприятия .

Психологический настрой – игра «Волшебный клубочек» .

Что для человека ценней всего?

(учитель достает клубок шерстяных ниток)

Это волшебный клубочек. Он, разматываясь, связывает нас всех одной нитью. Эта нить – жизнь. Получая клубочек, нужно сказать одним-двумя словами, что для вас значит «жизнь» .

Нить жизни нужно беречь, не обрывать. Нить не должна запутываться. Жизнь нельзя прожить заново.

(передавая друг другу клубок и разматывая его, дети называют свои ассоциации)

Посмотрите, как богата и разнообразна жизнь.

Какой Великий Закон её охраняет? (Конституция )

II Целеполагание.

Что такое Конституция ?

(мозговой штурм)

Для чего она нам нужна?

Определите тему нашего классного часа .

III Рассказ учителя.

- Конституция РФ – это основной закон государства, т. е. список самых главных правил, которые установили для себя граждане России. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции .

- Сначала Конституцию придумали и записали ученые, потом граждане России прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули , другие – добавили, третьи – переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен . Оказалось, что большинство граждан согласно. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года. В этом году ей исполняется 20 лет. В истории Российской Федерации было пять конституций , включая ныне действующую. Первая была принята ещё в 1918 году, а последняя - 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования (референдума) .

Слайд №3,4.

В нашей Конституции сказано , во-первых, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано : человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и оказывать помощь любому человеку, даже если он не гражданин РФ. В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, т. е. сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что нельзя.

IV Беседа.

Какие права и обязанности, записанные в Конституции , вы знаете?

(учитель вывешивает на доску таблички с названиями прав и обязанностей)

Как понимаете?

Право на жизнь

право на труд

право на образование

право на охрану здоровья

V Физминутка.

Давайте воспользуемся ещё одним своим правом. (учитель дополняет таблички)

(физминутка «Как живешь?» )

Каким правом мы воспользовались? (на отдых)

VI Беседа о символах России.

Учитель :

Ребята, сегодня наша линейка началась с гимна РФ . Как вы думаете, почему?

(Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях, а 1 сентября это торжественный день для всех ребят)

Государственный гимн является официальным символом любого государства.

Как должны вести себя люди при прослушивании гимна? Почему?

Прослушивание гимна

Какие чувства должен испытывать человек, слушая или исполняя гимн Родины?

Какие ещё символы государства вы знаете? (флаг, герб)

Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)

Что означают эти цвета ? (Белый – благородство, синий – честность, красный – кровь пролитая за Отечество, смелость и великодушие, присущие русским людям)

А помните ли вы последовательность расположения цветов Российского флага?

Задание. Раскрасьте флаг России в своих листах.

Где можно увидеть герб? (флаги, монеты, печати)

Посмотрите на герб РФ. Что он представляет собой?

Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.

Всадник, поражающий копьём дракона на груди у орла - это герб Москвы - Святой Георгий Победоносец. Это символ борьбы добра со злом.

На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной короны и судебной.

Учитель :

1. Что символизирует всадник, поражающий копьем змея? (победу добра над злом)

2. Что символизирует двуглавый орел? (Россия - одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином направлении; символизируют в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации;)

3. Что символизирует скипетр и держава? (единая власть и сильное государство.)

Учитель :

Символы нашего государства закреплены основным законом нашей страны – Конституцией РФ .

Много, много лет назад,

Как нам люди говорят,

Был придуман Он -

Конституции Закон ,

И с тех пор за годом год

Его чествует народ,

За мораль и за порядок,

И не страшен нам упадок,

Кто законы соблюдает,

Тот, конечно, уважает

Конституцию ,

Родину свою одну!

Учитель : Ребята, наша страна – великая и мы должны гордиться ее. Быть достойными гражданами своей страны, т. к. каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.

VII Игра «Загадки-сказки» .

Игра «Кто нарушил право?»

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам . Я буду задавать вопросы, а вы должны подумать, какое право нарушено.

1. Кто нарушил право на свободу и держал Иванушку в плену? (Гуси-лебеди)

2. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка» )

3. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

4. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ : нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц» )

5. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном аппарате? (Емеля)

Какие права и обязанности героев сказки А. Толстого были нарушены?

Буратино продал Азбуку и не пошёл в школу.

Кот и Лиса сбросили Буратино в озеро.

Мальвина и Артемон спасли и вылечили Буратино.

Дуремар вылавливал в озере много пиявок.

Карабас Барабас заставлял кукол работать в своем театре.

1. Беседа.

Что такое Конституция ?

Когда принята?

Когда празднуем День Конституции ?

Для чего нам нужна Конституция ?

2. Игра «Полёт на воздушном шаре» .

Представьте, вы летите на воздушном шаре и вдруг он начинает стремительно падать вниз. Вы должны сбросить часть балласта (мешки) . Оставьте только 3 мешка и вы спасены. На мешках – конституционные права и обязанности человека. Выберите и оставьте 3 самых главных на ваш взгляд.

Объясните ваш выбор.

IX Рефлексия.

Слайд №10

Закончите предложение.

Мне показалось важным …

Я понял, что …

Я почувствовал, что …

Цель: знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями.

Задачи:

  • воспитание чувства гордости за свою страну;
  • развитие интереса к истории России;
  • расширение кругозора.

Ход классного часа

Учитель: Сегодня наш классный час посвящен Конституции – основному закону государства. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже знаем.

– Как называется наша Родина?

Учащиеся: Наша Родина называется – Россия. (слайд 1)

Учитель: Как называют людей, живущих в России?

Учащиеся: Людей, живущих в России, называют россиянами.

Учитель: Почему к Москве у нас особое отношение?

Учащиеся: Москва – это столица нашей Родины. (слайд 2)

Учитель: Какие символы государства вы знаете?

Учащиеся: Основные символы государства – это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. (слайд 3)

Учитель: Правильно. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

– Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции. (слайд 4)

– А кто знает, что такое Конституция?

Учащиеся: Конституция – это основной закон государства.

Учитель: Верно. (слайд 5)

– В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы. (слайд 6)

Учитель: Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. (слайд 7)

– Мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю что вам это будет интересно. (слайд 8)

– В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот как она начиналась:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации». (слайд 9)

– Сегодня мы поговорим с вами об основных положениях Конституции Российской Федерации. (слайд №10)

– Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.

– В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация – Россия…» А что значит слово «федерация»?

Учитель: «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз».

– Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны. (слайд 11)

– Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:

– «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям». (слайд 12)

– И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.

Учитель: «Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством. (слайд 13)

– Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Правильно, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу. (слайд 14)

– Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил - Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий впереди, во главе». Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В статье 81 о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет». (слайд 15)

– Кто является президентом в России в настоящее время?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Что такое Государственная Дума? Чем она отличается от правительства?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Государственная Дума выбирается народом сроком на 4 года, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране. Это исполнительная власть. (слайд 16)

Учитель: Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть принимающая законы. Она избирается, как и президент, всенародно на 4 года. В её состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в её состав, если ему 21 год. (слайд 17)

Учитель: Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть. Как вы думаете. Чем она занимается?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательной властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России. (слайд 18)

Учитель: Мы говорили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?

Заслушиваются ответы детей.

Учитель: Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие? (слайд 19)

Учитель: Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие. (слайд 20)

Учитель: В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами. Какими же правами обладает и какие обязанности должен исполнять гражданин России?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина. (слайды 21, 22)

Права и свободы граждан Обязанности граждан
Право на жизнь Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Право на защиту своей чести и доброго имени Обязанность защищать Родину
Право личную неприкосновенность Обязанность соблюдать законы
Право на жилище и его неприкосновенность Обязанность платить налоги
Право на свободное передвижение
Свобода совести, свобода вероисповеданий
Свобода мысли и слова
Право избирать и быть избранным
Право на труд
Право на отдых
Право на получение социальной помощи
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Право на образование
Право на получение юридической помощи
Свобода информации
Свобода творчества

Учитель: Сегодня вы – дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. (слайд 23) У каждого ребёнка есть право на любовь и заботу. Как много в сегодня в мире, да и нашей стране, детей оставленных в детских домах, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чём, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем, и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребёнка!

Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» (слайд 24)

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.

Источники информации:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы/ сост. М.А. Козлова. –М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  3. Интернет-ресурсы.

Классный час, посвященный Дню Конституции

Цель: расширение знаний и представлений о государственной символике.

Задачи:

    популяризовать государственные символы РФ;

    знакомить со значением государственных символов РФ;

    развивать познавательные способности;

    формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои учащихся;

    воспитывать уважение к символам государства.

Материалы: печатный раздаточный материал для работы в группах.

Оборудование: аудио оборудование, компьютер, экран.

Ход классного часа

1.Повторение.

- Здравствуйте ребята! Мы начинаем классный час под звуки гимна РФ. Прошу всех встать!

Звучит гимн.

Прошу всех сесть.

Не случайно классный час начинаем с государственного гимна РФ. Ведь в нашей стране 12 декабря будет отмечаться День конституции.

Кто знает, что такое конституция?

(Это основной закон нашего государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику.)

Какие права и свободы вы знаете?

(По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд.)

Давайте проверим. (Презентация. Слайд3, 4.)

Предлагаю сыграть в игру “ Угадайку”. Разделитесь на группы по рядам. Каждой группе будет предложено угадать, какие права -иллюстрируют сказочные персонажи, если ответа нет или он не правильный выслушиваем остальных. (Слайды 5–10.)

(Свобода и неприкосновенность. Право собственности. Право на отдых. Право на информацию. Право на образование. Обязанность соблюдать права остальных граждан.)

Все вы были находчивы, активны. Займите свои места.

2. Новый материал.

Как уже было сказано, в конституции закреплена символика РФ.

Я – учитель и гражданин РФ, а вы ученики 1 класса и тоже являетесь гражданами РФ. Все мы должны знать и почитать символы своего государства. Назовите их.

Учащиеся перечисляют, показываю изображение герба, флага и слова гимна на экране.

ГИМН.

- В начале нашей встречи прозвучал гимн РФ. Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?

1. Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России.

2. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.

3. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.

4. На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.

5. Гимн, который вы только что слышали, был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн.

- Ребята, какие чувства вы испытываете, слушая слова и музыку Государственного Гимна нашей страны?

Выслушав ответы детей, подводить итог.

- Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину.

ГЕРБ.

Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах.

1. Двуглавый орел – главная фигура Государственного герба России. На нашем гербе двуглавый орел появился в XV веке. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в ту эпоху, откуда берет свое начало история герба России.

2. Изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах

- Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.

    Что находится в лапах у орла?

    Чем защищена грудь орла?

    Ребята, как вы думаете, кто на гербе символизирует добро, а кто зло?

ФЛАГ.

Зачитываю стихотворение С. Куприна:

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегу меня.
Я России часть и знак-
Бело-сине-красный….

Учащиеся отвечают хором: флаг!

На экране появляется изображение флага РФ.

Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.

Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.

3. Итог.

Символы государства - это и история нашей страны, и её сегодняшний день.